Происхождение детских неврозов и психотерапия захаров

Читать онлайн «Происхождение детских неврозов и психотерапия» автора Захаров А И — RuLit — Страница 2

Дефиниция. Существуют различные определения неврозов, в которых оттеняется та или иная сторона заболевания. Патогенетически обоснованное определение невроза принадлежит В. Н. Мясищеву. Еще в 1934 г. он отмечал, что невроз представляет болезнь личности, в первую очередь болезнь развития личности. Под болезнью личности В. Н. Мясищев понимал ту категорию нервно-психических расстройств, которая вызывается тем, как личность перерабатывает или переживает свою действительность, свое место и свою судьбу в этой действительности. В 1939 г. он уточнил, что невроз — это психогенное заболевание, в основе которого лежит неудачно, нерационально, непродуктивно разрешаемое личностью противоречие между ней и значимыми для нее сторонами действительности, вызывающее болезненно-тягостные переживания: неудач в жизненной борьбе, неудовлетворения потребностей, недостигнутой цели, невосполнимой потери. Неумение найти рациональный и продуктивный выход из переживаний влечет за собой психическую и физиологическую дезорганизацию личности (Мясищев В. П., 1960). В настоящее время общепризнанной является точка зрения на неврозы как на психогенные заболевания личности (Карвасарский Б. Д., 1980).

В зарубежной литературе невроз рассматривается по-разному: в ортодоксальном психоанализе — как неизбежный и необходимый момент развития в связи с образованием и разрешением детской тревоги (Klein M. et al., 1966). В индивидуальной психологии невроз считается патологической формой компенсации чувства внутренней недостаточности или нереализованного чувства превосходства (Adler A., 1928). В поведенческой терапии невроз определяется как зафиксированный навык неприспособленного поведения, приобретенный путем научения (Wolpe J., 1958). Крупнейший зарубежный специалист по проблеме неврозов К. Ноrnеу определяет невроз как психическое расстройство, вызванное страхом и защитой от этого страха, а также попытками отыскать компромисс в конфликте противоположных тенденций. Невротические расстройства как отклонения от общепринятого в данной культуре интерперсонального поведения это проявление заторможенного процесса самореализации (Horney К., 1950).

Психогенный характер заболевания неврозом означает, что оно обусловлено действием психических (психологических) факторов, значимых для человека и выражаемых в виде тех или иных существенных для него переживаний (Мясищев В. Н., 1955). Они могут обозначаться как внутренний или невротический конфликт (Ноrnеу К., 1945). Связь невроза с психотравмирующей ситуацией позволяет считать его принципиально обратимым состоянием (Мясищев В. Н., 1960).

Эпидемиология неврозов. По официальным данным ВОЗ, число неврозов за последние 65 лет выросло в 24 раза, в то время как число психических заболеваний — в 1,6 раза. Невысоким, очевидно, будет и рост числа психопатий, что, как и относительно небольшое увеличение психозов, подчеркивает ведущую роль в их происхождении биологической дефицитарности. Нарастание неврозов, помимо известных причин, является также следствием их лучшей клинико-психологической диагностики и более частой обращаемости за помощью. Высокий процент (35,3%) лиц с нервными заболеваниями выявлен в 1986 г. в Великобритании. В Италии эта цифра составляет 24,8%, в Испании — 12,7%, т. е. заметна зависимость числа нервных нарушений от социально-экономического и культурного уровня этих стран. Увеличение нервных заболеваний в развитых странах идет, на наш взгляд, преимущественно за счет неврозов — наиболее весомой и динамичной социально-психологической и клинической переменной в общей нервно-психической патологии. Известно, что в структуре нервно-психической заболеваемости неврозы наиболее распространены у взрослых и детей (Колегова В. А., 1971; Лебедев С. В., 1979; Карвасарский Б. Д., 1980; Козловская Г. В., Кремнева Л. Ф., 1985). К ведущим невротическим нарушениям, выявляемым у детей на неврологическом приеме, относятся астеноневротический синдром и невротические реакции (Горюнов А. В. и др., 1980).

Данные врачебных приемов не дают полную картину заболеваемости неврозами. Среди детей с расстройствами психики, выявленных при сплошном обследовании, лишь 20% детей состояли на учете у психоневролога (Лебедев С. В., 1979). Необходимо помнить и то, что эпидемиологическое исследование неврозов затруднено по причине необходимости проведения направленной и достаточно продолжительной беседы с каждым из детей и по крайней мере — с одним из родителей. Легче поддаются учету явные формы нарушенного, делинквентного или психотического поведения, а также видимые признаки нервности, включая заикание и тики.

По данным Л. В. Соколова (1985), отклонения в нервно-психическом развитии обнаружены у 33% детей, посещающих детский сад. Ориентировочные данные о количестве неврозов можно получить, если учесть их удельный вес в структуре нервно-психической заболеваемости на приеме. По одним данным, неврозы выявляются у 27% (Колегова В. А., 1971), по другим — у 45% больных от общего числа детей с нервно-психическими нарушениями (Козловская Г. В., Кремнева Л. Ф., 1985). В среднем эта цифра составляет 36%, т. е. условно можно считать по крайней мере каждого третьего из детей с нервно-психической патологией больным неврозом. По-видимому, это соотношение будет увеличиваться в сторону неврозов при массовом обследовании в школе и выявлении психогенных форм школьной дезадаптации у 15-20% учащихся (Каган В. Е., 1984). Отмечается и 12% минимальная распространенность у всех детей выраженных клинических форм нарушений адаптации в школе (Schwartz G. M. et al., 1981).

Наибольшее число неврозов, по данным обращаемости, наблюдается в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте (Колегова В. А., 1971). По данным сплошного обследования, наибольшее число неврозов выявляется у детей школьного возраста (Козловская Г. В., Кремнева Л. Ф., 1985). Частота неврозов у школьников возрастает по мере увеличения времени обучения (Манова-Томова В. С. и др., 1981). В возрасте 12-18 лет имеется постоянный уровень невротизма (Bamber J. Н., 1979).

Расстройства невротического уровня преобладают у мальчиков (Захаров А. И., 1977; Лебедев С. В., Козловская Г. В., 1980). Больше неврозов в периоды возрастных кризов (Козловская Г. В., Кремнева Л. Ф., 1985). Школьная дезадаптация также способствует неврозам (Каган В. Е., 1984). В подростковом возрасте, по данным анкетного обследования J. Bamber (1979), более невротичны девочки. У девушек по сравнению с юношами заметно преобладание невротических расстройств, включая тревогу и депрессию (Almqnist F., 1986). Больных неврозами женщин на приеме в 2 раза больше, чем мужчин (Мягер В. К., 1976). Следовательно, в детском возрасте заметно преобладание лиц мужского пола, больных неврозами, а у взрослых — женского пола. Причем у женщин ведущей реакцией на стресс будут нарушения психических, а у мужчин соматических функций организма (Немчин Т. А., 1983).

Соотношение мальчиков и девочек в исследуемой нами клинической выборке — 205 и 151. Мальчиков, больных неврозами, следовательно, в 1,4 раза больше. При неврастении это соотношение достигает 2,2. При истерическом неврозе, наоборот, девочек в 3,3 раза больше.

При неврозах на фоне невропатии мальчиков значительно больше, чем девочек: без невропатии подобные различия минимальны. В отличие от невропатии, при которой число мальчиков достоверно выше, резидуальная церебральная органическая недостаточность не оказывает влияния на соотношение мальчиков и девочек при неврозах.

Достоверные различия будут отмечаться при клинической дифференциации невроза по степени тяжести. В группе с тяжелым, обычно психомоторно осложненным, течением невроза мальчиков больше.

Если разделить всех больных неврозами по наличию или отсутствию психомоторных нарушений, то соотношение мальчиков и девочек существенно изменится. В группе без психомоторных нарушений (тиков, заикания, энуреза) мальчики встречаются только в 1,1 раза чаще, чем девочки. В группе с психомоторными нарушениями мальчиков в 1,9 раза больше. В свою очередь, значительная часть психомоторных нарушений — это проявление невропатии, а она в большей степени характерна для мальчиков. Следовательно, невропатию у мальчиков можно воспринимать как один из факторов биологического риска. С 12 лет соотношение мальчиков и девочек, больных неврозами, практически одинаково, так как именно к началу пубертатного периода сглаживаются проявления невропатии. Изменение рассматриваемого соотношения в сторону более частых невротических расстройств у лиц женского пола заметно уже в юношеском возрасте и, как уже отмечалось, характеризуется обратным детству соотношением у взрослых (Мягер К., 1976). Статистически достоверно и мы подтверждаем преобладание неврозов у женщин (матерей детей, больных неврозами).

www.rulit.me

Захаров а. И. Происхождение детских неврозов и психотерапия

А.И.Захаров. Происхождение детских неврозов и психотерапия

В книгу вошли две основополагающие монографии видного отечественного психолога-практика, ведущего специалиста в области детских и подростковых неврозов Александра Ивановича Захарова.

В работе «Неврозы у детей и подростков» рассматривается взаимосвязь невротических расстройств с особенностями психического развития, с условиями воспитания и семейными отношениями, приводятся всевозможные формы их проявлений, раскрываются личные качества и характеристики родителей, приводящие к осложнениям внутрисемейной ситуации и невротическому развитию детей.

Монография «Психотерапия неврозов у детей и подростков» — это подробное описание психотерапевтических методов лечения неврозов, работы с детьми и подростками, снабженное теоретическим обзором и иллюстративными примерами из практики автора.

Для психологов, психиатров, невропатологов, студентов указанных специальностей и всех интересующихся данной проблематикой.

Глава 1. Исходные понятия

Дата рождения, количество детей в семье и порядок рождения.

Глава 2. СВОЕОБРАЗИЕ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

Антенатальные патогенные факторы.

Перинатальные патогенные факторы.

Постнатальные патогенные факторы.

Резидуальная церебральная органическая недостаточность.

Эмоциональный контакт родителей и детей.

Своеобразие детей до заболевания неврозом.

Глава 3. СТРАХ И ТРЕВОГА В ГЕНЕЗЕ НЕВРОЗОВ.

Определение страха и его разграничение.

Семейная обусловленность страхов.

Страхи при неврозах.

Глава 4. ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ.

Методика семейного приема.

Рисование как способ диагностики.

Глава 5. ЛИЧНОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ И ОТНОШЕНИЯ В СЕМЬЕ

Состав семьи и образование родителей.

Социально-психологическая структура семьи.

Конфликт в семье.

Глава 6. ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ.

Глава 7. ПАТОГЕНЕЗ НЕВРОЗОВ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Преморбидные особенности детей.

Понятие «жизненной ситуации».

Приложение. ШКАЛА НЕВРОТИЗАЦИИ

УКАЗАТЕЛЬ ИСПОЛЬЗОВАННЫХ МЕТОДИК

ПСИХОТЕРАПИЯ НЕВРОЗОВ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ.

Глава 1. ПАТОГЕНЕТИЧЕСКИЕ ОБОСНОВАНИЯ ПСИХОТЕРАПИИ НЕВРОЗОВ

Глава 2. СЕМЬЯ КАК ПАТОГЕНЕТИЧЕСКИ ОБУСЛОВЛИВАЮЩИЙ ФАКТОР НЕВРОЗОВ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Обследование семьи детей с неврозами

Прародительская семья и ее влияние на родительскую семью.

Развитие детей до заболевания неврозом

Отношения в семье.

Патогенез неврозов у детей

Глава 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ПСИХОТЕРАПИИ НЕВРОЗОВ.

Обзор отечественной литературы.

Обзор зарубежной литературы.

Глава 4. СЕМЕЙНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

Глава 5. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

Применение психотерапии изобразительного творчества.

Глава 6. ВНУШЕНИЕ И ГИПНОЗ

Глава 7. ГРУППОВАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ.

НЕВРОЗЫ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. АНАМНЕЗ, ЭТИОЛОГИЯ И ПАТОГЕНЕЗ.

Неврозы у детей и подростков — самый распространенный вид нервно-психической патологии. Как психогенные заболевания формирующейся личности, неврозы в аффективно-заостренной форме отражают многие проблемы человеческих отношений, прежде всего понимания и общения между людьми, поиска своего «я», оптимальных путей самовыражения, самоутверждения, признания и любви. Первоначально неврозы представляют эмоциональное расстройство, возникающее преимущественно в условиях нарушенных отношений в семье, прежде всего с матерью, которая обычно является наиболее близким для ребенка лицом в первые годы его жизни. Не меньшую патогенную роль в последующие годы играют отношения с отцом, если он не способен своевременно разрешить личностные проблемы развития своих детей. Оба родителя испытывают много личных проблем, нередко сами больны неврозом и придерживаются догматически воспринятых или исходящих из прошлого травмирующего опыта взглядов на воспитание без учета индивидуального своеобразия и возрастных потребностей детей. Все это дает основание рассматривать невротическое, психогенное по своему происхождению заболевание ребенка как своего рода клинико-психологическое отражение личностных проблем родителей, начинающихся нередко еще в прародительской семье. Неврозы — это своеобразный клинико-психологический феномен, формирующийся на протяжении жизни трех поколений — прародителей, родителей и детей.

Невроз является психогенным заболеванием формирующейся личности, поэтому на него оказывает влияние все то, что может осложнить процесс формирования личности у детей и способствовать общему нарастанию нервно-психического напряжения у родителей. К этим факторам относятся причины

и социально-экономического характера.

Из социально-психологических факторов заслуживают внимание наличие единственного ребенка в семье или эмоциональная изоляция одного из детей, если их несколько, недостаточная психологическая совместимость родителей и детей; конфликты; одностороннее преобладание (доминирование) одного из взрослых (как правило, матери или бабушки по материнской линии, если она проживает в семье); перестановка или инверсия традиционных семейных ролей; низкая продуктивность совместной деятельности членов семьи и, наконец, известная изолированность семьи в сфере внешних контактов.

К социально-культурным факторам относятся проблемы, связанные с проживанием в большом городе; ускорением темпа современной жизни; недостатком времени; скученностью; некоторой обезли-ченностью и все более сложным характером межличностных отношений; недостаточными условиями для полноценного отдыха и разрядки эмоционального напряжения.

Социально-экономические факторы включают в себя неудовлетворительные жилищно-бытовые условия молодой семьи; занятость родителей; ранний выход матери на работу и помещение ребенка в ясли или привлечение других лиц для ухода за ним.

Следует подчеркнуть неблагоприятное влияние на воспитание детей тех матерей, которые стремятся освободиться от своих семейных обязанностей, считая их обременительными и не отвечающими, в их представлении, современному «эмансипированному» положению женщины. Эти чрезмерно категоричные, принципиальные и деловые женщины не придают значения нежным и теплым чувствам в отношениях с детьми, считают семью помехой для достижения честолюбивых замыслов и легко решаются на разрыв семейных отношений. В чем-то данный переходный этап оборачивается увеличением психопатических черт в характере таких женщин, часто бывших единственными детьми в семье. Вместе с тем нарастание нервно-психической нагрузки у работающих и занятых семьей женщин сопровождается их большей невротизацией, что также отрицательно влияет на воспитание детей и формирование их личности. Увеличение числа неврозов у взрослых, прежде всего у родителей, сказывается на увеличении числа неврозов у детей, порождая своеобразный замкнутый круг, разорвать который можно только одновременным оказанием эффективной и доступной психотерапевтической и психопрофилактической помощи всем его участникам.

Мы видим широкий спектр причинно-следственных факторов, влияющих на возникновение неврозов у детей. Цель написания книги состоит в освещении главным образом малоизученных или нераскрытых сторон проблемы неврозов у детей с использованием клинико-психологического подхода. Представленные в книге данные получены на материалах обследования и лечения 356 детей и подростков с неврозами в возрасте до 15 лет за период 1968-1985 гг. Распределение больных на приеме по диагнозам было следующим: неврастения — 50%; невроз страха — 23%; невроз навязчивых состояний (в тексте для краткости — обсессивный невроз) — 15%; истерический невроз — 12%.

studfiles.net

Происхождение детских неврозов и психотерапия — Захаров А.И. — Практическое пособие

Книга «Происхождение детских неврозов и психотерапия» — это подробное описание психотерапевтических методов лечения неврозов, работы с детьми и подростками, снабженное теоретическим обзором и иллюстративными примерами из практики автора.

Практическое пособие «Происхождение детских неврозов и психотерапия» предназначено для психологов, психиатров, невропатологов, студентов указанных специальностей и всех интересующихся данной проблематикой.

  1. Дефиниция
  2. Эпидемиология неврозов
  3. Источники психогений
  4. Конституционально-генетический фактор
  5. Дата рождения, количество детей в семье и порядок рождения
  6. Своеобразие психического развития детей

  7. Постнатальные патогенные факторы
  8. Невропатия
  9. Резидуальная церебральная органическая недостаточность
  10. Дизонтогенез
  11. Темперамент
  12. Эмоциональный контакт родителей и детей
  13. Проблемы адаптации
  14. Упрямство
  15. Своеобразие детей до заболевания неврозом
  16. Страх и тревога в генезе неврозов

  17. Определение страха и его разграничение
  18. Значение страха
  19. Диагностика
  20. Распространенность страхов
  21. Таблица 1. Среднее число страхов у детей (по полу и возрасту)
  22. Семейная обусловленность страхов
  23. Таблица 2. Распределение (%) страхов у детей и подростков
  24. Возрастные особенности
  25. Страхи при неврозах
  26. Таблица 3. Невротические страхи
  27. Обследование детей

  28. Методика семейного приема
  29. Игра в кегли
  30. Интервью
  31. Рисование как способ диагностики
  32. Использование опросников
  33. Внушаемость

Личность родителей и отношения в семье

  • Состав семьи и образование родителей
  • Личность родителей
  • Социально-психологическая структура семьи
  • Конфликт в семье
  • Особенности воспитания

  • Неполная семья
  • Патогенез неврозов у детей и подростков

  • Конституциональный фактор
  • Нервно-соматическая ослабленность
  • Преморбидные особенности детей
  • Возрастной фактор
  • Понятие «жизненной ситуации»
  • Психическая травма
  • Внутренний конфликт
  • Нервно-психическое напряжение
  • Патофизиология неврозов
  • Динамика межполушарных соотношений при неврозах

    Функциональная специализация полушарий в клинике неврозов

  • Изменения личности
  • Приложение. Шкала невротизации
  • Использованные методики
  • Обследование детей
  • Обследование родителей
  • Литература

    Психотерапия неврозов у детей и подростков

    Патогенетические обоснования психотерапии неврозов

  • Обследование семьи детей с неврозами
  • Прародительская семья и ее влияние на родительскую семью
  • Развитие детей до заболевания неврозом
  • Антенатальные патогенные факторы
  • Перинатальные патогенные факторы
  • Личностный опросник Айзенка
  • MMPI (Миннесотский многопрофильный личностный опросник)
  • Личностный опросник Кеттела
  • Личностный опросник Лири
  • Методика незаконченных предложений
  • Методика Розенцвейга
  • Цветовая методика Люшера
  • Отношения в семье
  • Особенности воспитания
  • Патогенез неврозов у детей
  • Основные направления в психотерапии неврозов

  • Обзор отечественной литературы
  • Обзор зарубежной литературы
  • Семейная психотерапия

  • Рис. 4. Страх изменения «я» в кошмарном сне девочки 12 лет «У меня выросли рога»
  • Разъясняющая психотерапия
  • Применение психотерапии изобразительного творчества
  • Рис. 12. Тематика страхов у девочки 9 лет с неврозом страха
  • Игровая терапия
  • Внушение и гипноз

    www.booksmed.com

    A) Әлеуметтанушылық зерттеу принципі

    B) + Адамның психикалық қасиеті мен күйін ғылыми дәлелді, тәсілдер арқылы сандық сипатта бағалайтын және нақты сапалық тұрғыдан талдайтын, адам психологиясының көрінісі туралы дұрыс болжамдық мәлімет беретін ізденіс аумағы

    C) Ағзаның сыртқы немесе ішкі орта өзгерісіне кез-келген жауабы

    D) Обыр (рак) ауыру жағдайын психологиялық зерттеу

    E) Қолбанбалы психологияның синонимі

    A) Жан тазалығы, тән тазалығы, ішкілік пен есірткеден аулақ болу

    B) Субъектінің психикалық акты мен күйлерді өзінше талдау және тану процесі

    C) Ойлаудың логикалық амалдарының бірі

    D) Әлеуметтік тіршілік иесі ретіндегі адамның рухани белсенділігінің ең жоғары деңгейі

    E) Аурудың белгілерін зерттеу

    A) Мектептегі оқу-тәрби жұмыстарының жоспарын қарап, талқылау

    C) Ғылыми, қолданбалы, практикалық және ұйымдастырушылық аспектілерін бір тұтас қарастыратын құбылыс

    D) Негізгі және қосымша жалпы білім беру бағдарламаларын іске асыру

    E) Жеке нысанда білім беруге бағытталған қызмет

    28 Бала психикасының негізгі даму жағдайы

    B) Жеке іс әрекеті

    A) Үлкендерді (тәрбиеші, ұстаздар, ата-аналар ) және балаларды психологиялық біліммен қаруландыру

    C) Дәрілік заттарды, әсіресе олардың психологиялық тиімділігін зерттеу

    D) Біреуге жақсылық, жанашырлық жасаудың белгісі

    E) Ойлаудың логикалық амалы

    A) Емдеуге ықпал ету жүйесі

    B) Жалпы профилактика бөлімі

    C) Жалпы психикалық денсаулық теориясы

    D) Гигиена аймағы

    D) Гетерогенді психотерапия

    C) Себепті (казальды) психотерапия

    33 Жас ерекшелік, жастық шақ кезеңдерінде дамыту мен түзетудің профилактикалық тиімді формасы

    C) Когнитивті терапия

    34 Психокоррекцияның әрбір кезеңінде психолог қандай болуы керек,оның вербальді және вербальді емес тәсілдері бір бірімен сәйкес келуі

    A) өзінің эмоциональді күйіне шынайы болуы

    B) өз шектеулерін білу

    C) Даралық ерекшелік

    35 Жоғары психикалық функцияның даму заңын белгілі ғалым В.С. Выготский қалыптастырған, оның пікірінше

    A) әрбір психикалық функция адамдар арасында бұрыннан да бөлінген, ал кейін, ол әрбір адамның ұйымдастыру тәсіліне айналған

    B) Басты функциясы басқа адамдарға әсер ету

    E) Мәселені зерттеу

    A) Алынған мәселелерді, нақты жасқа жетуге тиісті психикалық даму деңгейімен салыстыру

    B) Психиканың даму деңгейін диагностикалау

    D) Жеке дара даму мақсаттарына қол жеткізу

    E) Адамның ішкі әлеуметінің қызмет етуінің негізгі заңдылықтары мен механизімдегі жалпы мәліметтерді пайдалану

    37 Өзара қатнастарды зерттеу кезінде қандай әдіс тиідірек

    D) Социометрия әдісі

    E) Жас ерешелік психологиялық

    38 Кеңес беру процесінің сатыларына төмендегілердің қайсысы жатады

    C) Бағалау және кері байланыс

    D) Жас ерешелік психологиялық

    E) Жалпы психологиялық

    39 Психологиялық кеңес беруге қойылатын талаптар

    A) Бағалау және кері байланыс

    A) Клиентпен өзара сенімділік қатынастарын орнату (рапорт)

    B) Клиентпен өзара пайдалы жағдайларға сүйену

    D) Көндіруге тырыспау

    A) Адамға деген сенім

    E) өзіндік сана сезіс

    42 Кеңес беруден бас тарту себептері

    A) Клиенттің ашыла қоймауы

    B) Кеңес беруші мәселені шешуге жетік емес

    C) Діндегі жеке ерекшеліктер

    D) Клиентке кеңес беруінің ұнамауы

    43 Психологиялық анамнезді жинастыру кестесіне қандай бланкілер кіреді

    A) өмір практикалық талаптарымен қатар психологияның негізгі фундоментальді салаларының сабақтастығында қалыптасатын психологиялық білім бөлігі

    B) Практикалық психологияның адамның ішкі сипаттамаларына дәлелді әсері

    D) Адамдарды ауруларынан арылту мақсатында қолданылатын психологиялық әсер мен практикалық әдістердің жиынтығы мен теориясы

    A) Адамдардың тікелей психосоматикалық мәселелерін шешуге бағытталған жұмыс, сонымен қатар белгілі бір мақсатқа бағытталған кездесудің тәсілі болып табылады

    D) Адамдарды ауруларынан арылту мақсатында оларға психологиялық әсердің практикалық әдістердің жиынтығы мен теорияның білім бөлімі

    E) Адам ағзасының өзін өзі реттеуші механизімдерінің жүйесінің динамикалық тепе теңдігін жандандыруға бағытталған психотерапиялық белсенді әдіс

    A) Клиенттің жеке болуы, өзінің шектеулерін білу, клиентке қарым қатнасы, клиентпен қарым қатнаста психолог ерекше әсер ететіедей «артық көрінуі тиіс»

    B) өзінің эмоциональді күйіне шанайы болу

    C) Емдеуге ықпал ету жүйесі

    E) Аутогенді психотерапия

    B) Кеңес беру стратегиясы

    D) Талдау беріледі, оны шешуден бас тартады

    48 Кеңес беру мақсаты интенциональды емес қасиеті тарапынан

    B) Оның альтернативті тәсілдерді өмірде қолдануы ұсынылады және клиентті әртүрлі мәселенің жақтарын көрсетуге көмектеседі. Ал таңдау клиенттің өз еркі

    C) Ол клиентті өзі қалыптастырған мақсаттың орындалуына итермелейді

    D) Талдау беріледі оны шешуден бас тартады

    49 Психолог- теоретиктің интенциональды қасиеті

    A) Психолог бір неше бағытпен жұмыс істейді, бірнеше теорияларды қолданады, оның құндылықтарын теориялық әдісін көреді

    1.Психологиялық тәжірибенің тарихы психологиялық мәдениеттің ерекше формасы ретінде

    2.Психологиялық тәжірибенің тарихы психологиялық мәдениетінің ерекше формасы. Психологиялық тәжірибенің тарихы психологиялық мәдениетінің ерекше формасы.

    3.Батыс және Шығыс психологиялық тәжірибенің салыстырмалы талдамы.

    Кеңесшінің маман МЕН-бейнесі

    6.Кеңешінің «кәсіби жану» ( профисиональное сгорание) мәселесі

    7.Роджерстің терапиясының негізгі түсініктері

    9.Кеңес берудегі экзистенцмоналды тәсілдің процедуралары мен басты ұғымдары.Ю. психологиялық кеңес берудегі гешталть-тәсіл.

    11.Клиентпен трансты, медитативті әдістер жұмысы.

    13Психологиялық кеңес берудегі транзактілі талдау.

    14.Клиентпен жұмыс істеудегі топтып формалар.

    15.Басшылық және онымен әртүрлі терапевтік топта жұмыс.

    16.Жүелі және стратегиялық отбасылық трапия.

    17.Психологиялық кеңес берудегі интгративті тенденциялар.

    18.Пиходрама: негізгі принциптер мен процедурулары.

    19.Роджерстің терапиясының негізгі түсініктері

    21.Кеңес берудегі экзистенцмоналды тәсілдің процедуралары мен басты ұғымдары.Ю. психологиялық кеңес берудегі гешталть-тәсіл.

    23.Клиентпен трансты, медитативті әдістер жұмысы.

    25.Психологиялық кеңес берудегі транзактілі талдау.

    26.Клиентпен жұмыс істеудегі топтып формалар.

    27.Басшылық және онымен әртүрлі терапевтік топта жұмыс.

    28.Жүелі және стратегиялық отбасылық трапия.

    29.Психологиялық кеңес берудегі интгративті тенденциялар.

    30Пиходрама: негізгі принциптер мен процедурулары.

    Негізгі және қосымша әдебиеттер тізімі, соның ішінде электрондық тасуыштардағы әдебиеттер

    1. Кочюнас Р.Основы психологического консультирования. М,1999

    2. Берн Э.Игры,в которые играют люди.Люди которые играют в игре. Минск.;ОООПоппури ,2000

    3. Лидерс А.Г Психологический тренинг с подростками.М.Академа,2001.

    4. Лэндрет Г.Л Игровая терапия: искусство отношений.М.: 1994

    5. Консультирование и терапия: Сборник научных статей,№ 1 2000,пол. Ред. А.М. Вяземцева,А.В.Скарева.

    6. Рудестам К. Групповая психотерапия .Спб,1998.

    7. Справочник практического психолога.Спб,Сова,М.,ЭКСМО,2003.

    8. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирование и психологической коррекции.Учебное пособие,М., Академия,2001.

    9. Романенко-Бавокова Н.А.Основные направления работы практического психолога.Учебное пособие.Алматы 2006.

    10. Абрамова Г.С.Психологическая служба школы.М.;1994.

    12. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. – Брест, 1993.

    13. Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога, М.-2005

    14. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога М.ВЛАДОС,1998.

    15. Ауталипова Ұ.И.,Бапаева С.Т.Практикалық психологияның теориялық -әдісемелік негіздері.Алматы, 2006.

    studopedia.su

    Антонов А. И. Социология рождаемости.- М., 1980.

    Бассин Ф. В., Рожнов В. Е., Рожнова М. А. Психическая травма.- В кн.: Руководство по психотерапии. 2-е изд. Ташкент, 1979. С. 24-43.

    Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком.- М., 1982.

    Бодалев А. А. Личность и общение.- М., 1983.

    Бойко В. В. Рождаемость. Социально-психологические аспекты.- М., 1985.

    Брагина Н. Н., Доброхотова Т. А. Функциональные асимметрии человека.- М., 1981.

    Булахова Л. А. К особенностям невроза навязчивости на органическом фоне у подростков.- В кн.: Неврозы у детей и подростков: Тезисы докладов. М., 1986. С. 28-29.

    Буянов М. И. Недержание мочи и кала.- М., 1985.

    Буянов М. И. Беседы о детской психиатрии.- М., 1986.

    Буянов М. И. О динамике пограничных психоневрологических расстройств.- В кн.: Неврозы у детей и подростков: Тезисы докладов. М., 1986. С. 30-34.

    Вайзман Н. П. Об эпидемиологии невротических нарушений у школьников.- В кн.: Неврозы у детей и подростков: Тезисы докладов. М., 1986, С. 34-36.

    Вейн А. М., Соловьева А. Д., Колосова О. А Вегетососудистая дистония.- М., 1981.

    Гарбузов В. И. Особенности психотерапии в семье с единственным ребенком, страдающим неврозом.- В кн.: Семейная психотерапия при нервных и психических заболеваниях. Л., 1978. С. 87-93.

    Гарбузов В. И. К проблеме этиопатогенеза неврозов у детей.- В кн.: Неврозы у детей и подростков: Тезисы докладов. М., 1986. С. 39-41.

    Гарбузов В. И., Захаров А. И., Исаев Д. Н. Неврозы у детей и их лечение.- Л., 1977.

    Геодакян Б. А. Дифференциация полов как специализация по количественным и качественным аспектам воспроизводства.- В кн.: Философские проблемы биологии.- М., 1965, с. 39-42.

    Гиляровский В. А Узловые моменты в проблеме неврозов.- Сов. невропатол., психиатр, и психогиг., 1934, вып. 2-3, с. 74-86.

    Гильяшева И. Н. Интеллект и личность при неврозах.- В кн.: Исследование личности в клинике и экстремальных условиях. Л., 1969. С. 151-165.

    Гильяшева И. Н. Вопросники как метод исследования личности.- В кн.: Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Л., 1983. С. 62-81.

    Гольбин А. Ц. Патологический сон у детей.- Л., 1979.

    Губачев Ю. М., Стабровский Е. М. Клинико-физиологические основы психосоматических соотношений.- Л., 1981.

    Захаров А. И. К изучению роли аномалий семейного воспитания в патогенезе неврозов детского возраста.- В кн.: Неврозы и пограничные состояния. Л., 1972. С. 53-55.

    Захаров А. И. Психотерапия неврозов у детей и подростков.-Л., 1982.

    Захаров А. И. Как преодолеть страхи у детей.- М., 1986.

    Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка.- М., 1986.

    Иогихес М. И. Неврозы в детском возрасте.- М.; Л, 1929.

    Исаев Д. Н. Психопрофилактика в практике педиатра.- Л., 1984.

    Исаев Д. Н., Каган В. Е. Психогигиена пола у детей.- Л., 1986.

    Кабанов М. М. Изменение теоретической перспективы психиатрии.- В кн.: Теоретико-методологические аспекты пограничной психиатрии. Л., 1979. С. 5-14.

    Каган В. Е. Аутизм у детей.- Л., 1981.

    Каган В. Е. Психогенные формы школьной дезадаптации.- Вопр. психол., 1984, вып. 4. С. 89-95.

    Карвасарский Б. Д. Неврозы.- М., 1980.

    Карвасарский Б. Д. Медицинская психология.- Л., 1982.

    значении экспериментально-психологических методов исследования личности для клиники неврозов.- В кн.: Клинико-психологические исследования личности. Л., 1971, с. 43-47.

    Карвасарский Б. Д. Психотерапия.- Л., 1985.

    Кириченко Е. И. Возрастные аспекты формирования психогенных заболеваний у детей раннего возраста.- В кн.: Неврозы у детей и подростков. Тезисы докладов. М., 1986. С. 86-88.

    Кириченко Е. И., Журба Л. Т. Клинико-патогенетическая дифференциация форм невропатии у детей раннего возраста.- В кн.: 4-й Симпозиум детских психиатров соц. стран. М., 1976, с. 223-227.

    Кириченко Е. И., Шевченко Ю. С., Бобылева Г. И. Психологическая структура реактивных депрессий у детей раннего возраста.- Журн. невропатол. и психиатр., 1986, вып. 10. С. 1555-1560.

    Ковалев В. В. Психиатрия детского возраста.- М., 1979.

    Ковалев В. В. Психический дизонтогенез как Клинико-патогенетическая проблема психиатрии детского возраста.- Журн. невропатол. и психиатр., 1981, вып. 10. С. 1505-1509.

    Ковалев В. В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков.- М., 1985.

    Козлов В. П. Психогигиенические аспекты воспитания детей и подростков.- В кн.: Психогигиена и психопрофилактика. Л., 1983. С. 13-17.

    Козловская Г. В., Лебедев С. В. Роль возрастного фактора в динамике синдромологической структуры пограничных психических заболеваний у детей.- Журн. невропатол. и психиатр., 1981, вып. 10. С. 1527-1531.

    Козловская Г. В., Кремнева Л. Ф. Роль фактора среды и индивидуальной реактивности в возникновении и клинике пограничных нервно-психических расстройств детского возраста.-В кн.: Психогигиена детей и подростков. М., 1985. С. 66-91.

    Лебедев С. В., Козловская Г. В. О совершенствовании организационных форм профилактики неврозов у детей (по данным эпидемиологического обследования).-В кн.: Всесоюзная конференция по организации психиатрической и неврологической помощи детям. М., 1980. С. 24-26.

    Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей,-М., 1985.

    Либих С. С. Психотерапия и психология.- В кн.: Руководство по психотерапии. 3-е изд. Ташкент, 1985. С. 45-64.

    Личко А. Е. Психология отношений как теоретическая концепция в медицинской психологии и психотерапии.- Журн. невропатол. и психиатр., 1977, вып. 12. С. 1833-1838.

    Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков.- Л., 1983.

    Личко А. Е. Подростковая психиатрия.-Л., 1985.

    Манова-Томова В. С., Пиръов Г. Д., Пенушлиева Р. Д. Психологическая реабилитация при нарушениях поведения в детском возрасте.-София, 1981.

    Мягер В. К. Диэнцефальные нарушения и неврозы.- Л., 1976.

    Мясищев В. Н. К вопросу о патогенезе неврозов.- Журн. невропатол. и психиатр., 1955, вып. 7. С. 486-494.

    Мясищев В. Н. Личность и неврозы.- Л., 1960.

    Мясищев В. Н., Карвасарский Б. Д. Некоторые теоретические и практические выводы из изучения 1000 больных отделения неврозов.- Журн. невропатол. и психиатр., 1967, вып. 6. С. 897-900.

    Немчин Т. А. Клинические особенности страха при неврозах.- В кн.: Вопросы психиатрии и невропатологии. Л., 1965. С. 209-217.

    Немчин Т. А. Состояния нервно-психического напряжения.- Л., 1983.

    Обозов Н. Н. Межличностные отношения,- Л., 1979.

    Пивоварова Г. Н. Затяжные реактивные состояния у детей и подростков.- М., 1982.

    Платонов К. К. Значение структурного понимания личности для психотерапии и психоневрологии.- В кн.: Вопросы психотерапии в общей медицине и психоневрологии. Харьков, 1968. С. 43-44.

    Руководство по психотерапии/Под ред. В. Е. Рожнова.- М., 1974.

    Семичов С. Б. Предболезненные психические расстройства.- Л., 1987.

    Симерницкая Э. Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе.- М., 1985.

    Симеон Т. П. Неврозы у детей, их предупреждение и лечение.- М., 1958.

    Соколов Л. В. Динамика психоневрологических нарушений у детей в процессе адаптации к детскому дошкольному учреждению.- Сб. научн. трудов Волгоградского мед. ин-та, 1985, No2. С. 102-103.

    Сталин В. В. Психологические основы семейной терапии.- Вопр. психол., 1982, вып. 4. С. 109-115.

    Сталин В. В. Самосознание личности.- М., 1983.

    Сухарева Г. Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. Т. 2.- М., 1959.

    Сысенко В. А. Устойчивость брака. Проблемы, факторы, условия.- М., 1981.

    Сысенко В. А. Супружеские конфликты.- М., 1983.

    Ташлыков В. А. Клинико-психологическое исследование "внутренней картины болезни" при неврозах в процессе их психотерапии.- Журн. невропатол и психиатр., 1981, вып. 11. С. 1704-1708.

    Харчев А. Г., Мацковский М. С. Современная семья и ее проблемы.- М., 1978.

    Христозов X., Ачкова М., Шойлекова М., Стамболова С. Роль факторов предрасположения к неврозам в детском возрасте.- В кн.: 4-й Симпозиум детских психиатров соц. стран. М., 1976. С. 90-94.

    Adler A. Uber Den Nervosen charakter.- Munchen, 1928.

    Almqnist F. Sex differences in adolescent psychopatology.- Acta psychiatr. Scand., 1986, vol. 73, N 3. P. 295-306.

    BamberJ. H. The fears of adolescents.- London; New York; San Francisco, 1979.

    Bowlby J. Separation: anxiety and anger.- London, 1973.

    Debray Q. Genetique et psychiatric.- Paris, 1972.

    (Freud S). Фрейд 3. Основные психологические теории в психоанализе/ Пер. с нем.- М.; Пг., 1923.

    Freud S. Inhibition, symptome, angoisse.- Paris, 1926.

    Freud A. The Ego and the mechanisms of defense.- London, 1936.

    Horney K. Neurotic personality of our time.- N. Y., 1937.

    Horney K. Our inner conflicts.- N. Y., 1945.

    Horney K. Neurosis and Human Growth.- N. Y., 1950.

    (Hug-Helmuth H.) Гуг-Гельмут Г. Новые пути к познанию детского возраста/Пер, с нем.- Л., 1926.

    (Jakubik А.) Якубик А. Истерия.- М., 1982.

    Jung С. G. Психологические типы.- М., (год не указан).

    Klein M. Development de la psychanalyse.- Paris, 1966.

    (Langmeier J., Matejcek Z.) Лангмейер И., Матейчек 3. Психическая депривация в детском возрасте.- Прага, 1984.

    Leonhard К. Kindernevrosen und Kinderpersonlichkeiten.- Berlin, 1965.

    Levy D. M. Maternal overprotection.- N. Y., 1943.

    Miner G. D. The evidence for genetic components in the neuroses.- Arch. gen. Psychiat., 1973, N1. P. 111-118.

    Mussen P. H., Conger J. J., Kagan J. Child development and personality.- New York: Evanston a. London, 1969.

    Noyes R., Clancy J., Grows R., Hoecik V. The familial prevalence of anxiety neurosis.-Arch. gen. Psychiat., 1978, No 9. P. 1057-1059.

    Richter H. E. Eltern, Kind und Nevrose.- Stuttgart, 1983.

    Sarason S. B. Anxiety in elementary school children.- N. Y., 1960.

    Schwartz G. M. et at. Estimating the prevalence of childhood psychopathology. A critical review.- J. Am. Acad. Child Psychiat., 1981, N 3. P. 426-476.

    (Strelau J.) Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии.- М., 1982.

    (White В.) Уайт Б. Первые три года жизни.- М., 1982.

    www.psichology.vuzlib.su

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Navigation