Психическое недоразвитие это умственная отсталость

Классифицирования различных форм дизонтогенеза. Психическое недоразвитие, искаженное, дефицитарное развитие, аномалии развития, дцп.

В 1927 г. Швальбе впервые употребил термин «дизонтогенез», обозначив им отклонения внутриутроб­ного формирования структур организма от их нормального разви­тия. Впоследствии термин «дизонтогения» приобрел более широ­кое значение. Им стали обозначать различные формы нарушений онтогенеза, включая и постнатальный, преимущественно ранний, период, ограниченный теми сроками развития, когда морфоло­гические системы организма еще не достигли зрелости.

Как известно, почти любое более или менее длительное патоло­гическое воздействие на незрелый мозг может привести к наруше­ниям психического развития. Проявления этого будут различны в зависимости от этиологии, локализации, степени распространен­ности и выраженности поражения, времени его возникновения и длительности воздействия, а также социальных условий, в кото­рых оказался больной ребенок. Эти факторы определяют и основ­ную модальность психического дизонтогенеза, обусловленную тем, страдают ли первично зрение, слух, моторика, интеллект, потребностно-эмоциональная сфера. В отечественной дефектологии применительно к дизонтогениям принят термин аномалия развития.

«Всякий дефект следует рассматривать с точки зрения его отношения к центральной нервной системе и психическому аппарату ребенка. В дея­тельности нервной системы различают три отдельных аппарата, выпол­няющих различные функции: воспринимающий аппарат (связанными с органами чувств), ответный, или рабочий, аппарат (связанный с рабо­чими органами тела, мышцами, железами) и центральная нервная сис­тема. Недостаток каждого из трех аппаратов по-разному влияет на разви­тие ребенка и его воспитание. Соответственно этому следует различать три основных типа дефекта: повреждение или недостаток воспринима­ющих органов (слепота, глухота, слепоглухота), повреждение или не­достаток частей ответного аппарата, рабочих органов (калеки) и недо­статок или повреждение центральной нервной системы (слабоумие)». (Выгодский Л.С.)

В основе наиболее широко использующейся в настоящее время классификации видов психического дизонтогенсза, предложен­ной В.В.Лебединским, лежат представления отечественных и за­рубежных ученых (Л.С.Выгодский, Г.Е.Сухарева, В.В.Ковалев, Л. Каннер) об основных направлениях качественно несводимых друг к другу нарушений психического развития человека:

ретардация (задержанное развитие) — запаздывание или при­остановка всех сторон психического развития или преимуществен­но отдельных компонентов;

дисфункция созревания связана с морфофункционшгьной воз­растной незрелостью иентршгьной нервной системы и взаимодей­ствием незрелых структур и функций головного мозга с неблаго­приятными факторами внешней среды;

поврежденное развитие — изолированное повреждение какой-либо анализаторной системы или структур головного мозга;

асинхрония (искаженное развитие) — диспропорциональное психическое развитие при выраженном опережении темпа и сро­ков развития одних функций и запаздывании или выраженном отставании других.

Классификация видов психического дизонтогенеза в.В.Лебе­динского.

Первая группа дизонтогений включает в себя отклонения по типу ретардации (задержанное развитие) и дисфункцию со­зревания:

Дисфункция созревания — тип развития, занимающий промежу­точное положение между собственно отклоняющимся развитием и нормальным онтогенезом. В рамках нормального типичного онтогенеза у правшей часть из них демонстрирует незрелость отдельных психических функций, что препятствует овладению сложными интегративными формами психической деятельности (пись­мо, чтение, произвольная регуляция деятельности). То же самое можно отнести к атипичному психическому развитию у левшей.

общее стойкое недоразвитие (умственная отсталость различ­ной степени тяжести),

задержанное развитие (задержка психического развития).

Вторая группа дизонтогений включает в себя отклонения по типу повреждения:

поврежденное развитие (органическая деменция),

дефицитарное развитие (тяжелые нарушения анализаторных си­стем: зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, речи, раз­витие в условиях хронических соматических заболеваний).

Третья группа дизонтогений включает в себя отклонения по типу асинхронии с преобладанием эмоционально-волевых на­рушений 1 :

искаженное развитие (ранний детский аутизм),

дисгармоническое развитие (психопатии).

В настоящее время наибольшую популярность приобрела классификация отклонений в развитии, предложенная В. В. Лебединским. Он выделяет шесть видов дизонтогенеза.

1. Психическое недоразвитие, типичной моделью которого является умственная отсталость.

2. Задержанное развитие — полиформная группа, представленная разнообразными вариантами инфантилизма, нарушений школьных навыков, недостаточностью высших корковых функций и т. д. В отличие от умственной отсталости характеризуется порциальной ретардацией и разными степенями обратимости.

3. Поврежденное психическое развитие описывает случаи, при которых ребенок имел достаточно длительный период нормального развития, нарушенного заболеваниями (прежде всего, центральной нервной системы) или травмами.

4. Дифицитарное развитие представляет собой варианты психофизического развития в условиях глубоких нарушений зрения, слуха и опорно-двигательного аппарата.

5. Искаженное развитие — сочетание недоразвития, задержанного и поврежденного развития.

6. Дисгармоническое развитие — нарушения в формировании личности. Типичной моделью данного вида дезонтогенеза могут быть различные формы психопатий.

Данная классификация также является эмпирической. Она достаточно компактна в силу того, что представленные в ней группы велики по своему качественному составу (полиформны). Но именно поэтому она удобна в использовании.

studfiles.net

Психическое недоразвитие. Ступени психического недоразвития (дебильность, имбецильность, идиотия) и их характеристика

В клинике психическое недоразвитие рассматривается как синдром тотальной ретардации. В основе данной формы психиче­ского дизонтогенеза лежит недоразвитие всех сторон психики: по­знавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, личнос­ти, потребностно-мотивационной сферы и пр. Однако ведущая роль в структуре общего психического недоразвития принадле­жит недоразвитию познавательной деятельности. Типичной мо­делью психического недоразвития является умственная отста­лость.

В Международной классификации болезней (МКБ, 10-й пере­смотр) дается следующее определение умственной отсталости: «Умственная отсталость — это состояние задержанного или непол­ного развития психики, которое, в первую очередь, характеризует­ся нарушением способностей, проявляющихся в период созревания и обеспечивающих общий уровень интеллектуальности, т. е. когни­тивных, речевых, моторных и социальных способностей» (с. 222). «Определение интеллектуального уровня должно основываться на всей доступной информации, включая клинические данные, адап­тивное поведение (с учетом культурных особенностей) и продук­тивность по психометрическим тестам» (с. 223).

Как особая форма психического недоразвития умственная отста­лость может возникнуть у ребенка вследствие различных причин. По этиологии их можно условно разделить на две основные группы: эндогенную, обусловленную как правило генетическими фактора­ми, и экзогенную, обусловленную внешними факторами (инфекции, отравления, травмы и пр.), — возникшие на различных этапах раз­вития ребенка.

Типичной моделью психического недоразвития является олигофрения.

По тяжести олигофрения делится на три группы.

1. Идиотия, представляет собой наиболее тяжелую степень олигофрении, при которой имеется грубое недоразвитие всех функций.

2. Имбецильность, характеризуется меньшей выраженностью степени слабоумия. Имеются ограниченная способность к накоплению некоторого запаса сведений, возможность выделения простейших признаков предметов и ситуаций.

3. Дебильность — наиболее легкая по степени и наиболее распространенная форма олигофрении. Мышление имеет наглядно-образный характер, доступны определенная оценка конкретной ситуации, ориентация в простых практических вопросах. Дети с данной степенью олигофрении обучаемы.

Клинико-психологическая структура дефектапри олигофрении обусловлена явлениями необратимого недоразвития мозга в целом с преимущественной незрелостью его коры [М. С. Певзнер, 1959; В. В. Лебединский, 1982; И. Ф. Марковская, 1993 и др.].

Клиническая картина.Олигофрении свойственны общие признаки психического недоразвития, «тотально» (целостно) страдает познавательная деятельность, личность в целом. Обнаруживаются признаки недоразвития интеллекта, мышления, других психических функций (восприятие, память, внимание, речь, моторика, эмоции, воля и т. д.). Выраженность различных психопатологических проявлений прямо зависит от глубины интеллектуального дефекта.

Исследования особенности нейродинамики (совокупность физиологических процессов высшей нервной деятельности человека, протекающих в коре головного мозга), нервно-психических процессов при умственной отсталости [Лурия А. Р., 1956; Мещеряков А. И., 1956; Лубовский В. И., 1978 и др.] показали, что при олигофрении наблюдается нарушение общей нейродинамики, главным образом патологическая инертность (медлительность и замедленность смены психических процессов) и плохая переключаемость психических процессов.

Относительная сохранность базальных эмоций (страх, радость, гнев, обида, ревность и т. д.) и практического мышления (процесс мышления, совершающийся в ходе практической деятельности) является важным фактором адаптации олигофрена к окружающему и открывает ряд возможностей в коррекции психического развития детей-олигофренов.

При олигофрении в большей степени недоразвиваются те эмоции, которые тесно связаны с интеллектуальным развитием. Например, интеллектуальные эмоции или аффективно-когнитивные: удивление, интерес, чувство юмора, эмоция догадки, чувство уверенности-неуверенности (сомнения). При дебильности всегда можно отметить слабость самообладания, неспособность подавлять свои эмоциональные проявления, недостаточное обдумывание своих поступков, поведения, пониженную внушаемость.

Несмотря на перечисленные проблемы, дети с дебильностью неплохо приспосабливаются к жизни.

Исследования также показывают, что олигофрены, так же как и здоровые дети, лучше запоминают аффективно насыщенный материал.

Первичный дефект психологических параметров недоразвития при олигофрении связан с тотальностью недоразвития мозга, и особенно филогенетически наиболее молодых ассоциативных зон. Вторичный дефект непосредственно связан с первичным. В формировании вторичного дефекта большая роль принадлежит культуральной депривации: низкие интеллектуальные возможности ребенка, страдающего олигофренией, не только исходно затрудняют усвоение информации, но и создают для него ситуацию изоляции в среде сверстников, выпадение из сферы полноценного общения, вызывают невротические наслоения, еще более тормозящие контакты с окружающими.

Таким образом, вторичный дефект имеет сложную, многоступенчатую структуру, начиная от механизмов, более близких к биологическим, и кончая параметрами, связанными с социальной депривацией (психическое состояние, возникновение которого обусловлено жизнедеятельностью личности в условиях продолжительного лишения или существенного ограничения возможностей удовлетворения жизненно важных потребностей).

Идиотия – наиболее глубокая степень психического недоразвития (IQ = 0–5), характеризуется практически полным отсутствием мышления.

У этих больных, в основном, полностью отсутствуют навыки опрятности, они не способны к элементарному самообслуживанию. У них с трудом формируются навыки ходьбы, в моторике преобладают стереотипные раскачивания. Речь отсутствует, ребенок издает отдельные звуки, выкрики, иногда произносит отдельные слова, употребляемые вне ситуации. При общении воспринимается не его смысл, а интонация. Эмоции связаны с удовлетворением безусловно-рефлекторных потребностей (реакция на голод и пищевое удовлетворение, тепло, холод, боль). Формы выражения эмоций примитивны: крик, двигательное возбуждение, агрессия. Возможно формирование привязанности к кому-либо из ухаживающих.

Дети с такой степенью слабоумия, в основном, находятся в интернатах социального обеспечения. Существенной положительной динамики их состояния по мере взросления не отмечается, они остаются неприспособленными к самообслуживанию.В восприятии страдают анализ и синтез.

Имбецильность характеризуется меньшей степенью недоразвития психики, элементарным мышлением, наличием недоразвитой речи. Выделяются следующие степени имбецильности.

Глубокая имбецильность – приближается к идиотии (IQ = 5–19), но этим больным доступно формирование навыков опрятности. Они узнают близких, реагируют на их привычные просьбы, используют отдельные слова с печью общения. Фразовая речь отсутствует.

Резко выраженная имбецильность (IQ = 20–34). Дети способны к усвоению не только навыков опрятности, но и элементарному самообслуживанию. Речь бедная, однако состоит из фраз по 2–3 слова, которые употребляются в связи с реальными повседневными ситуациями.

Умеренная имбецильность(IQ = 35–49). Больной имеет фразовую речь, может узнавать и воспринимать буквы, слоги, простые слова. Возможно обучение простым трудовым навыкам. Определяется в возрасте 1–3 лет. У детей резко запаздывает формирование моторных навыков, они позже своих сверстников начинают держать голову, сидеть, ходить; долгое время отсутствуют точные движения рук ребенок не хватает и не удерживает игрушки, ложку. Отсутствует интерес к игрушкам, поздно формируется фиксация взгляда на предметах. У детей 2-4 лет затруднено понимание обращенной к ним речи, отсутствует собственная речь. В дальнейшем обращает на себя внимание бедность игры (которая ограничивается манипуляциями с предметами), несформированность навыков опрятности и самообслуживания. При умеренной имбецильности в младшем школьном возрасте отмечается неумение правильно называть цвета, геометрические формы. Не удается обучение понятию числа, времени. При патопсихологическом обследовании имбецилов школьного возраста отмечается недоразвитие узнавания предметов по изображению. Недоступно установление связи и последовательности событий в сериях из 2–3 сюжетных картинок.

Дебильность– легкая умственная отсталость, которая характеризуется конкретностью мышления, неспособностью к творческой деятельности, примитивностью интересов и чувств. Понятие числа не сформировано, нет представлений о сохранении количества предметов при их перемещении (феномен Пиаже). Недостаточный запас знаний об окружающей действительности: ребенок часто не знает своей фамилии, адреса, имени и отчества родителей, времен года и т. д. В отличие от более тяжелых форм олигофрении, при дебильности (у ребенка 7–8 лет) имеется фразовая речь, доступно понимание относительно сложных инструкций (например, «Возьми со стола эту книгу, достань из нее открытку и отдай эту открытку мне»). Эмоции в основном адекватны, однако встречается повышенная тормозимость или вспыльчивость, упрямство.

В ходе дальнейшего развития детей с дебильностью продолжает отмечаться недостаточность абстрактного мышления, низкая критичность, трудность приобретения навыков/отсутствие творческих возможностей. Личностное развитие при дебильности отличается от нормы: сохраняется повышенная внушаемость, инертность, склонность к устоявшимся ‘житейским стереотипам. При резком изменении привычного течения жизни возможно возникновение реактивных состояний, вплоть до психотических.

В подростковом возрасте за счет гормональной перестройки организма и недостаточности тормозящих механизмов возможно возникновение гиперсексуальности, нарушение полового влечения. В некоторых случаях отмечаются нарушения поведения, стремление к бродяжничеству. Подростки с дебильностью могут быть участниками антисоциальных группировок, но никогда не занимают в них лидирующих позиций.

При патопсихологическом обследовании ребенка с дебильностью (при поступлении в школу либо в младшем школьном возрасте) отмечаются специфические особенности психических процессов. Для них доступно опознание простых бытовых предметов по картинкам, восприятие более сложных сюжетных изображений не всегда адекватно. Недостаточно развито произвольное внимание, иногда отмечается инертность, тугоподвижность психических процессов; иногда – неспособность к концентрации внимания, неусидчивость и двигательная расторможенность. Работоспособность в целом не нарушена, однако отмечаются большая продуктивность при выполнении стереотипной, механической работы и реакции пресыщаемости при необходимости осмысления заданий.

Часто встречается инертность психических процессов, замедленный темп сенсомоторных реакций. Механическое запоминание успешно либо несколько затруднено. Опосредованное ассоциативное запоминание (при котором предъявляются пары связанных по смыслу слов: «ночь–день» и т. д.) значительно хуже механического. Это происходит за счет того, что не устанавливаются логические и ассоциативные связи и ребенок воспринимает задание как запоминание в 2 раза большего количества слов. Речь формируется со значительным запаздыванием: длительно сохраняются короткие фразы, аграмматизмы, нарушения звукопроизношения. Жесты используются редко и малоэффективно. Игра ребенка примитивнее, чем у сверстников, преобладает предметно-манипулятивный уровень. При сюжетной игре отмечается стереотипность, отсутствие развития сюжета. Оказание обучающей помощи практически не влияет на результаты деятельности. Испытуемый не способен к усвоению навыка и переносу его на аналогичные задания. Отмечается узость «зоны ближайшего развития» (Л.С. Выготский).

Испытуемый безразличен к оценке, поощрению со стороны экспериментатора. Ребенок не способен критически оценить уровень своих достижений и не интересуется мнением взрослого об этом. Самооценка у детей с дебильнос-тью в основном завышена. В ходе беседы испытуемые оценивают свой интеллект как самый высокий, у своих товарищей-дебилов как несколько худший, а у нормального взрослого (педагога) – как у самого глупого. Те же результаты получаются и при исследовании других качеств по специальным методикам (Дембо–Рубинштейн, «Лесенка самооценки»).

Уровень достижений при выполнении графических проб ниже возрастной нормы, но (в отличие от имбецилов) на рисунке у человека есть голова, конечности, туловище, однако отсутствуют шея, уши, одежда, количество пальцев не соответствует норме.

В методике «Кубики Кооса» доступно только выполнение заданий с сеткой, нарушена функция анализа и синтеза изображений.

В большинстве случаев очевидна недостаточность точной координации движений. Имеют место интересные феномены, возникающие при прерывании деятельности: у детей с дебильностью возврат к прерванному действию встречается чаще, чем в норме. Выполнение того же задания другим способом не удовлетворяет ребенка. Затруднено понимание скрытого смысла рассказа; доступен рассказ по серии картинок, однако при увеличении количества фрагментов ребенок испытывает серьезные затруднения в выполнении задания.

При выполнении заданий, направленных на обобщение и исключение предметов («классификация», «4-й лишний»), отмечается конкретность суждений, ориентация на конкретно-наглядные и конкретно-ситуативные признаки предметов. При интенсивном и правильном обучении у ребенка могут быть сформированы простые обобщения: «посуда», «одежда».

(61) Искаженное психическое развитие (гиперактивность, тревожность, агрессивность и др.) и его характеристики.

Искаженное психическое развитие. Сложное сочетание общего недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций, приводящие в ряду качественно новых патологических образований, не присущих каждому из входящих в клиническую картину виду нарушенного развития. Искаженное развитие наблюдается при процессуальных расстройствах, раннем детском аутизме (РДА, или синдром Л. Каннера) и т. п.

РДА — это болезненное состояние психики ребенка, характеризующееся сосредоточенностью на своих ᴨȇреживаниях, уходом от реального внешнего мира. При аутизме часто нарушается ориентировка во времени, появляется отрыв от реальности, отгороженность от мира, отсутствие или парадоксальность реакций на внешние воздействия, пассивность и сверхранимость в контактах со средой в целом. Поведение аутичного ребенка характеризуется выраженной стереотипностью, однообразием. Прежде всего, это стремление к сохранению привычного постоянства в окружающем: есть одну и ту же пищу; носить одну и ту же одежду; гулять по одному и тому же маршруту и т. п. Попытки разрушить эти стереотипные условия жизни ребенка вызывают у него диффузную тревогу, агрессию либо самоагрессию.

В моторике характерны вычурность позы, движений, мимики, ходьба на цыпочках. Движения часто неуклюжи, угловаты, замедленны, плохо координированы, лишены детской пластичности, производят вᴨȇчатление «деревянных», марионеточных. Медлительность сочетается с импульсивностью.

Также своеобразны у детей речевые расстройства. Аутичность проявляется в уменьшении речевого контакта, иногда ребенок совсем ᴨȇрестает пользоваться речью (мутизм) и не реаᴦᴎҏует на речь окружающих (сурдомутизм). Часто страдает выраженность речи. Речь может быть бедной, содержащей набор коротких штампов, отдельных слов. Она может быть литературной, богатой неологизмами. Главная особенность речи аутичного ребенка — автономность, неиспользование ее для диалога, общения и познания окружающего мира. Наиболее выпукло РДА проявляется в возрасте 3-5 лет.

Гиперактивные дети Что такое гиперактивность? «Гипер…» — указывает на превышение нормы, слово «активный» означает «действенный, деятельный». Наличие синдрома гиперактивности может определить только врач-невропатолог после специальной диагностики.

В основе синдрома гиперактивности, как правило, лежит минимальная мозговая дисфункция (ММД) – микроорганические повреждения головного мозга. Причинами возникновения гиперактивности могут быть генетические факторы, особенности строения и функционирования головного мозга, внутриутробное кислородное голодание, родовые травмы, инфекционные заболевания, перенесенные ребенком в первые месяцы жизни, и т. д.

Гиперактивность характеризуется двигательной расторможенностью, импульсивностью (действия по первому побуждению) и дефицитом активного внимания. Пик проявления гиперактивности приходится на 6 – 7 лет, затем идет постепенный спад, т.е. к 14-15 годам проявления гиперактивности сглаживаются. Американские ученые считают, что так или иначе гиперактивность проявляется и во взрослом возрасте. Эти дети мало спят, очень подвижны, очень высокая отвлекаемость. Внимание переключается непроизвольно, у них много незаконченных дел, плохая координация движений, недостаточный мышечный контроль.

У гиперактивных детей могут возникать следующие трудности:

§ не могут сидеть спокойно (обычно с рождения, но внимание на это обращают часто только в школе; могут возникать конфликты с учителем);

§ поведение часто агрессивно (т.к. самооценка обычно занижена из-за внутреннего неверия в свои силы, могут совсем перестать учиться);

§ не могут ждать и действовать по плану (импульсивность);

§ лучше воспринимают материал один на один (лучшие результаты в начале дня, спрашивать желательно на первых уроках);

§ очень реагируют на новизну и на что-то интересное (при этом не растормаживается внимание, поэтому важно быть экспрессивными при общении с ними).

§ У девочек гиперактивность проявляется реже и выражена менее ярко. Кроме девочек, часто «упускают» успевающих детей (учатся они обычно на 4 вместо 5 и т.д.).

Иногда опытный педагог может рекомендовать родителям обратиться к специалисту: психологу или невропатологу. Первый шаг – выявление гиперактивного ребенка. Если у вас гиперактивный ребенок, необходимо правильно выбрать стратегию (выработка единой стратегии воспитания педагогами и родителями). Важно помнить, что никто в этом не виноват (и, прежде всего ребенок). Ребенок такой, какой он есть. Родителям и педагогу можно обмениваться «карточками-переписками», в которых, на заранее подготовленной карточке, коротко записывается информация о ребенке. При этом должно выполняться обязательное условие: информация подается только в позитивной форме (любое достижение ребенка обязательно отмечается в карточке). Далее:

§ очень важен тактильный контакт;

§ рабочее место должно быть тихим и спокойным (не у телевизора, не у двери);

§ родителям желательно находиться рядом и при необходимости помогать ребенку;

§ требуется постоянная психологическая поддержка, (ребенок хочет быть успешным, но это редко удается), он будет делать только то, что ему интересно, и будет заниматься этим лишь до тех пор, пока ему не надоест, поэтому важно переключать ребенка на другой вид деятельности, как только он устал;

§ не читать нотации (длительная речь не будет до конца выслушана и осознана), а установить заранее правила поведения и систему поощрений и наказаний (нельзя требовать «исправления» сразу всего, требования должны быть конкретными, четкими и выполнимыми), причем на отработку каждого требования может уйти много времени (2 – 4 недели и больше);

§ не подавлять двигательную активность, а научить выплескивать ее приемлемыми способами;

§ снизить требования к аккуратности (особенно вначале, чтобы сформировать чувство успеха и повысить мотивацию);

§ договариваться с ребенком заранее, подготовить к смене занятий, предупредив об окончании за несколько минут (снижение агрессии на взрослого);

Если ребенок «случайно» что-то сделает не так, хотя и будет стараться, его можно простить. Ребенок должен знать, что не лишиться вашей любви.

Агрессия — с латинского «нападение», «приступ».

Агрессивность – поведение, которое наносит физический и моральный вред другому человеку.

Проявляется агрессия в злых шутках, оскорблениях, избиениях, а также в реакциях самонаказания или аутоагрессии. По аффекту агрессия проявляется в гневе, ярости, эмоциональном возбуждении. Запускаться агрессивное поведение может любой реакцией, которая ребенку не нравится. Характерно полевое (непредсказуемое) поведение, особенно для подростков.

Такие дети испытывают враждебность к окружающему миру и заранее ожидают враждебного отношения к ним. Трудно формируется рефлексия, склонны вину за агрессию приписывать другому. У них низкий уровень эмпатии (не могут встать на позицию другого человека). Могут часто вымещать злобу на слабых (агрессия напрямую связана со страхами). У агрессивных детей обычно низкая самооценка.

§ большую роль, помимо органических нарушений, играет воспитание в семье, причем с первых дней жизни ребенка (доказано, что в случае резкого отлучения от груди и в случае сведения к минимуму общения с матерью у детей формируются тревожность, подозрительность, жестокость, агрессивность);

§ важен характер наказаний, который обычно применяют родители в ответ на проявления гнева у ребенка (два полярных метода воздействия: чрезмерная строгость либо излишняя снисходительность);

По результатам исследований, родители, резко подавляющие агрессивность у своих детей, наоборот, взращивают ее. Агрессия порождает только агрессию. Поэтому родителям важно уметь находить разумный компромисс, чтобы научить детей справляться с агрессией.

Агрессивного ребенка очень сложно принять таким, какой он есть, но этот ребенок больше других нуждается в помощи взрослых, в их внимании. Агрессия ребенка – это отражение его внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг события. Ребенок часто ощущает себя отверженным, никому не нужным, не любимым.

Такой ребенок ищет способы привлечения внимания взрослых и сверстников с помощью агрессии, т.к. не знает, как сделать это по-другому.

Агрессивные дети часто подозрительны, любят перекладывать вину за ссоры и конфликты на другого человека. Сами они обычно не могут оценить свою агрессивность, наоборот, им кажется, что все хотят обидеть именно их (возникает замкнутый круг).

К сожалению, дети часто перенимают агрессивные формы поведения у родителей.

Как ладить с ребенком, который постоянно ведет себя вызывающе? Полезные рекомендации родителям даны на страницах книги Р. Кэмпбелла «Как справляться с гневом ребенка» (М., 1997). Автор выделяет 5 способов контроля поведения ребенка: два из них – позитивные (просьбы и мягкое физическое манипулирование), один – нейтральный (модификация поведения, которая предполагает использование поощрения за выполнение определенных правил и наказания за их игнорирование). Этот способ нельзя использовать слишком часто, так как впоследствии ребенок начинает делать только то, за что получает награду. И, наконец, два негативных способа – частые наказания и приказы. Эти способы контроля заставляют ребенка чрезмерно подавлять свой гнев, у него появляются пассивно-агрессивные черты характера (это скрытая форма агрессии, ее цель – вывести из себя взрослого, причем ребенок может причинять вред и себе: специально плохо учиться, капризничать на улице без причины, надевать те вещи, которые не нравятся родителям и т.д.).

Поэтому важно обязательно продумать систему поощрений и наказаний в семье:

§ наказания не должны унижать ребенка;

§ наказание следует непосредственно за проступком (время для ребенка течет иначе, не должно быть длительных наказаний);

§ наказание эффективно, если ребенок сам считает, что заслужил его;

§ за один проступок нельзя наказывать дважды;

§ важна постоянная отработка навыков общения с окружающими, т.е. расширение поведенческого репертуара (выбор способов поведения в различных ситуациях).

Все эти способы и приемы не должны иметь разовый характер. Непоследовательность поведения родителей обычно только приводит к ухудшению поведения ребенка.

Наладить отношения с ребенком может помочь терпение родителей, внимание к ребенку, к его нуждам, потребностям, (а также и к своим собственным).

Три направления работы:

1. Работа с гневом. Обучение приемлемым способам выражения гнева (вербальным или физическим). Дать возможность ребенку выразить гнев на бумаге или приемлемым физическим способом.

2. Обучение навыкам распознавания и контроля гнева, умению владеть собой в различных ситуациях.

3. Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию (эффективны поведенческие тренинги, ролевые игры, театр, обучение способам выхода из конфликта). Важно развитие навыков взаимодействия с другими людьми, в т.ч. обращение «я», а не «ты» (говорить о своих чувствах). Невербальное общение (поза, мимика, жесты).

Отличительная особенность этих детей – повышенная тревожность.

Тревога – эпизодическое проявление беспокойства, волнения.

Тревожность – устойчивое состояние.

Страх – человек боится чего-то конкретного.

Часто причиной является произошедшее в раннем возрасте событие, вызвавшее беспокойство. По каким-то причинам реакция беспокойства, тревоги закрепилась и ребенок реагирует так на все события. Он считает себя несостоятельным во всем, всегда опасается, поэтому пытается контролировать ситуацию (но все контролировать невозможно).

Тревожность ребенка во многом зависит от уровня тревожности окружающих его взрослых; влияет и авторитарный стиль родительского воспитания. Еще до школы может сформироваться учебная тревожность (завышенные требования к ребенку, стиль работы воспитателя, сравнения с другими детьми в худшую сторону, чрезмерная нагрузка).

В случае невротических реакций необходима помощь психолога и медиков.

Тревожные дети очень самокритичны, часто занимаются самоедством, им важно не опростоволоситься. Пытаются контролировать не только ситуацию вокруг, но и общение (тяжело переживают разрывы со сверстниками). У них черно-белая окраска мира. Совершенно разваливаются в ситуации неопределенности, двусмысленности. Часто ожидают самого худшего. Свойственна повышенная утомляемость, раздражительность. Из-за постоянного беспокойства склонны к мышечным напряжениям, поэтому полезно обучать релаксации. Могут возникать соматические проблемы.

У тревожных детей заниженная самооценка, поэтому очень полезно всяческое одобрение (хотя оно лишь смягчает ситуацию). Склонны к перфекционизму, среди них часто встречаются отличники (такими их делают семьи). Нельзя сравнивать ребенка с другими детьми в худшую сторону.

Тревожность часто формируется под влиянием ложных убеждений (тяжело работать, если они сформированы на довербальном уровне). Важно работать с неправильными представлениями ребенка, перестраивать их (показать положительные стороны его жизни, то, что у него хорошо, чтобы он сам научился эти стороны видеть). Для подростков хорош юмор (относиться с юмором к себе и различным ситуациям).

Часто развитию тревожности у детей способствуют взрослые. Родители могут предъявлять ребенку требования, соответствовать которым он не в силах. Потерпев одну неудачу за другой, ребенок понимает, что никогда не сможет выполнить все, чего ждут от него мама и папа. Чтобы избежать пугающего внимания взрослых или их критики, ребенок физически и психически сдерживает свою внутреннюю энергию. Все это мешает его общению со взрослыми и детьми, поэтому родители тревожного ребенка должны сделать все, чтобы заверить его в своей любви (независимо от успехов), в его компетентности и успешности в какой-либо области (не бывает совсем неспособных детей).

Родители должны ежедневно отмечать успехи ребенка, сообщая о них в его присутствии другим членам семьи. Необходимо отказаться от слов, которые унижают достоинство ребенка («осел», «дурак»), даже если взрослые очень сердиты. Не надо требовать от ребенка извинений за тот или иной поступок, лучше пусть объяснит, почему он это сделал (если захочет). Полезно снизить количество замечаний.

Нельзя угрожать детям невыполнимыми наказаниями: («Замолчи, а то рот заклею!» Уйду от тебя! Убью тебя!»). Они и без того боятся всего на свете. Лучше, если родители в качестве профилактики, не дожидаясь сложной ситуации, будут больше разговаривать с детьми, помогать им выражать свои мысли и чувства словами. Родители тревожного ребенка должны быть единодушны и последовательны, поощряя и наказывая его.

Тревожному ребенку важен тактильный контакт с родителями, который помогает обрести чувство уверенности и доверия к миру. Очень полезны упражнения на релаксацию. При этом желательно, чтобы родители выполняли упражнения вместе с ребенком.

Родители, которые следуют таким рекомендациям, способствуют развитию ребенка, реализации его творческих способностей, снятию тревоги.

Аутичность – (от греческого – сам) – обозначает крайние формы нарушения контактов, уход от реальности в мир собственных переживаний. Выделяют три основных области, в которых аутизм проявляется особенно ярко: речь и коммуникация; социальное взаимодействие; воображение, эмоциональная сфера.

Основные симптомы: трудности в общении и социализации, неспособность установления эмоциональных связей, нарушение речевого развития.

Аутизм проявляется в разных формах. О.С. Никольская предлагает в качестве основания классификации вырабатываемые аутичными детьми способы взаимодействия с миром и защиты от него. Она выделяет четыре основных формы проявления аутизма.

1. Полная отрешенность от происходящего. Дети с этой формой аутизма полностью отказываются от активных контактов с внешним миром. Такие дети не откликаются на просьбы и ничего не просят сами, у них не формируется целенаправленное поведение. Они не используют речь, мимику и жесты. Это наиболее глубокая форма аутизма.

2. Активное отвержение. Дети этой группы более активны и менее ранимы в контактах со средой, но для них характерно неприятие большей части мира. Для таких детей важно строгое соблюдение сложившегося жесткого жизненного стереотипа, определенных ритуалов. У них наблюдается множество двигательных стереотипов. Они могут пользоваться речью, однако их речевое развитие специфично: они усваивают, прежде всего, речевые штампы, связывая их с конкретной ситуацией.

3. Захваченность аутистическими интересами. Дети отличаются конфликтностью, неумением учитывать интересы другого, поглощенностью одними и теми же занятиями и интересами. Обладают большим словарным запасом, говорят сложными, «книжными» фразами. Несмотря на интеллектуальную одаренность, у них нарушено мышление, они не чувствуют подтекста ситуации, им трудно воспринять одновременно несколько смысловых линий в происходящем.

4. Чрезвычайная трудность организации общения и взаимодействия. Здесь основная проблема – недостаточность возможностей в организации взаимодействия с другими людьми. Характерны трудности в усвоении двигательных навыков, речь бедна и аграмматична, могут теряться в простейших социальных ситуациях. Это наиболее легкий вариант аутизма.

В повседневной практике мы, как правило, сталкиваемся с детьми, имеющими лишь отдельные аутистические признаки. Среди мальчиков аутизм встречается в 4 – 5 раз чаще. Причины его возникновения до конца не исследованы. Большинство авторов относят к ним нарушения внутриутробного развития и истощающие болезни раннего детства. Часто наблюдаются мозговые дисфункции, проявляются нарушения биохимического обмена. Может сочетаться с другими психическими расстройствами. Диагноз «аутизм» может поставить только врач.

Симптомы аутизма можно обнаружить уже в первые месяцы жизни ребенка. Нарушается «комплекс оживления», характерный для нормального развития. Ребенок позднее своих сверстников начинает узнавать мать, а, узнав ее, не тянется к ней, не улыбается, не реагирует на ее уход. Характерен отсутствующий, неподвижный взгляд «мимо», «сквозь» человека. Неожиданно ребенок может панически испугаться любого предмета. Часто наблюдаются двигательные стереотипы: раскачивания, какие-либо однообразные движения, может длительное время издавать одни и те же звуки. Обычно дети избегают прямого (глаза в глаза) взгляда, стремятся уйти от контактов с окружающими.

От коллективной игры аутичные дети отказываются. Могут годами играть в одну и ту же игру, рисовать одни и те же рисунки. У некоторых детей игра отсутствует вовсе (манипулирование предметами).

Дети с нарушениями в общении любят придерживаться определенных ритуалов, малейшие изменения в их жизни или в режиме могут стать для них травмирующим фактором (результатом может быть «уход в себя» либо вспышка агрессии). Довольно часто наблюдаются вспышки самоагрессии.

Практический (не связанный с речью) интеллект может даже превышать возрастную норму. Аутичные дети часто успешно работают с головоломками, кубиками, мозаиками, и эту склонность необходимо использовать для налаживания контактов с ними. Могут быть парциально одаренными и проявлять успешность в отдельных областях (абсолютный слух, рисование, счет и т.п.).

Свойственное обычно отставание в развитии речи аутисты даже не пытаются компенсировать жестами, мимикой, в отличие от детей с ЗРР, но без нарушения общения. Во фразовой речи, как правило, отсутствует местоимение «Я». Ребенок говорит о себе во 2-м или в 3-м лице, как делают это окружающие по отношению к нему. Механическая память обычно хорошо развита, поэтому надолго запоминают отдельные высказывания, иногда очень умные, взрослые, часто автоматически повторяют понравившиеся им фразы.

Не воспринимая своего «Я», не чувствуя своего тела, его границ, испытывают определенные трудности при формировании навыков самообслуживания. Позже других детей научаются одеваться, раздеваться, пользоваться горшком и т.д.

При раннем выявлении нарушения и своевременно проведенной коррекционной работе большинство аутичных детей можно подготовить к обучению, а нередко – и развить их потенциальные способности.

Классификация. В построении современных классификаций детского аутизма находят отражение разные принципы. Они основаны, с одной стороны, на исторической преемственности представлений об этих расстройствах и основных их клинических проявлениях, а с другой, отражают существующие взгляды на их этиологию и патогенез. Поэтому систематики отдельных стран не только различны, но и достаточно изменчивы В этом отношении классификация аутистических расстройств, разрабатывавшаяся в Научном центре психического здоровья РАМН в течение многих лет, также уточняется и совершенствуется по мере накопления клинических наблюдений, в том числе катамнестических.

В настоящее время нами предложена следующая классификация аутистических расстройств.

· Синдром раннего детского аутизма Каннера (классический вариант детского аутизма)

· Синдром Аспергера (аутистическая психопатия)

· Аутизм, развивающийся после приступа шизофрении (детский «процессуальный» аутизм)

· Аутистическиподобные нарушения (Большинство аутистическиподобных нарушений входят в структуру умственной отсталости)

· При органических заболеваниях мозга

· При хромосомных аномалиях

· При обменных нарушениях

· При других формах патологии

· Парааутистические расстройства (депривационный аутизм)

allrefrs.ru

27. Общее психическое недоразвитие: определение олигофрении, причины возникновения, структура нарушенного развития, клинико-патогенетическая классификация Г.Е.Сухаревой.

Психическое недоразвитие – тотальное недоразвитие всех психических функций. Типичной моделью общего недоразвития является олигофрения, врожденная или рано, до 2,5-3 лет, приобретенная умственная отсталость (интеллектуальная недостаточность).

Понятие «умственная отсталость». Степени олигофрении, их психологическая характеристика.

К нарушениям интеллекта традиционно относят олигофрению, деменцию, задержку психического развития. Понятие «умственная отсталость» является собирательным, к нему принадлежит как олигофрения, так и деменция.

Олигофрения – это стойкое недоразвитие познавательной деятельности, всей личности в целом, вследствие диффузного органического поражения коры головного мозга.

Принято выделять глубокую, тяжелую, умеренную, легкую интеллектуальную недостаточность (умственную отсталость). Это соотносится со степенями умственной отсталости:

Идиотия (глубокая интеллектуальная недостаточность) представляет собой наиболее тяжелую степень оли­гофрении, при которой имеется грубое недоразвитие всех функ­ций. Мышление, по существу, отсутствует. Собственная речь пред­ставлена нечленораздельными звуками либо набором нескольких слов, употребляемых для согласования. В обращенной речи вос­принимается не смысл, а интонация. Элементарные эмоции свя­заны с физиологическими потребностями (насыщением пищей, ощущением тепла и т.д.). Формы выражения эмоций примитив­ны: они проявляются в крике, гримасничанье, двигательном воз­буждении, агрессии и т.д. Все новое часто вызывает страх. Однако при легких степенях идиотии обнаруживаются определенные за­чатки симпатических чувств.

При идиотии отсутствуют навыки самообслуживания, пове­дение ограничивается импульсивными реакциями на внешний раздражитель либо подчинено реализации инстинктивных потреб­ностей.

Имбецильность (умеренная и тяжелая интеллектуальная недостаточность) характеризуется меньшей выраженностью сте­пени слабоумия. Имеются ограниченная способность к накопле­нию некоторого запаса сведений, возможность выделения про­стейших признаков предметов и ситуаций. Нередко доступны понимание и произнесение элементарных фраз, есть простейшие навыки самообслуживания. В эмоциональной сфере помимо сим­патических эмоций обнаруживаются зачатки самооценки, пере­живание обиды, насмешек. При имбецильности возможно обуче­ние элементам чтения, письма, простого порядкового счета, в более легких случаях — овладение элементарными навыками фи­зического труда.

Дебильностъ (легкая интеллектуальная недостаточность) — наиболее легкая по степени и наиболее распро­страненная форма олигофрении. Мышление имеет наглядно-об­разный характер, доступны определенная оценка конкретной си­туации, ориентация в простых практических вопросах. Имеется фразовая речь, иногда неплохая механическая память.

Дети, страдающие олигофренией в степени дебильности, обу­чаемы по адаптированным к их интеллектуальным возможностям программам специальных вспомогательных школ. В пределах этой программы они овладевают навыками чтения, письма, счета, ря­дом знаний об окружающем, получают посильную профессио­нальную ориентацию.

Клинико-патогенетическая классификация Г.Е.Сухаревой.

Клинико-патогенетическая классификация Г. Е. Сухаревой (1965) выделяет следующие формы олигофрении: неосложненные, осложненные и атипичные.

При неосложненной форме олигофрении, чаще связанной с ге­нетической патологией, в клинико-психологической картине де­фекта имеются лишь вышеописанные черты недоразвития в ин­теллектуальной, речевой, сенсорной, моторной, эмоциональной, неврологической и даже соматической сферах.

Помимо неосложненной формы Г. Е. Сухарева выделяет ослож­ненную форму олигофрении, при которой психическое недоразвитие осложнено болезненными (так называемыми энцефалопатическими) симптомами повреждения нервной системы: церебрастеническим, неврозоподобным, психопатоподобным, эпилептиформными, апатико-адинамическими. Осложненные формы чаще имеют натальную (родовые травма и асфиксия) и постнатальную (ин­фекции первых 2 — 3 лет жизни) этиологию. В этих случаях более позднее время поражения мозга является причиной не только недоразвития, но и повреждения систем, находящихся в состоя­нии определенной зрелости. Это проявляется в энцефалопатических расстройствах, отрицательно влияющих на интеллектуаль­ное развитие.

Так, при церебрастеническом синдроме нарушения ра­ботоспособности больного олигофренией резко усугубляются за счет повышенной утомляемости и психической истощаемости. Ре­бенок не может приобрести того запаса знаний, который являет­ся потенциально доступным для возможностей его мышления.

Неврозоподобные синдромы (ранимость, боязливость, склон­ность к страхам, заиканию, тикам) могут резко тормозить актив­ность, инициативу, самостоятельность, общение с окружающи­ми, усугубляют неуверенность в деятельности.

Психопатоподобные расстройства (аффективная возбудимость, расторможенность влечений) грубо дезорганизуют работоспособность, деятельность и поведение в целом. Особенно большое значение для нарушения поведения при олигофрении эти психопатоподобные проявления приобретают в подростковом возрасте, нередко вызывая тяжелые явления школьной и соци­альной дезадаптации.

Эпилептиформные расстройства (судорожные при­падки, так называемые эпилептические эквиваленты), если они наблюдаются часто, не только способствуют ухудшению психи­ческого состояния и интеллектуальной работоспособности ребен­ка, но и являются формальным противопоказанием для его обу­чения в школе. Показанное в этих случаях обучение на дому не компенсирует полностью потерь, связанных с невозможностью полноценного общения со сверстниками.

И наконец, апатико-адинамические расстройства, внося в психическое состояние медлительность, вялость, слабость побуждения к деятельности, наиболее грубо усугубляют умствен­ное недоразвитие.

Атипичные формы олигофрении, по Г.Е.Сухаревой, отличаются тем, что при них эти основные закономерности могут частично нарушаться. Так, например, при олигофрении, обусловленной гидроцефалией, частично нарушается фактор тотальности пора­жения, так как в этом случае отмечается хорошая механическая память. Так, при олиго­френии, обусловленной ранним травматическим поражением моз­га, нарушения памяти будут выражены значительно больше, чем недостаточность других высших психических функций. При лоб­ной же олигофрении на первый план выступает нарушение целе­направленности, превалирующей по своей массивности над не­достаточностью процессов отвлечения и обобщения.

xn--80aaivjfyj3e.com

Умственная отсталость: симптомы и методы лечения

Многие заболевания психологического характера дают о себе знать в младенческом возрасте. Умственная отсталость, как одна из форм олигофрении, наблюдается у детей до трех лет. Иногда она может проявиться и в более взрослом возрасте – до восьми лет.

Умственная отсталость – это задержка развития психики у ребенка. Очень часто носит непрогридиентный характер и проявляется в разных формах. Оно наступает в результате органических повреждений центральной нервной системы. При этом наступает недоразвитие интеллекта и эмоционально-волевой сферы.

Причины, провоцирующие умственную отсталость

Умственную отсталость как патологию психического развития активно изучают. Существует множество споров по поводу факторов, которые могут спровоцировать заболевание. Одни ученые считают, что на психическое здоровье малыша действуют факторы во внутриутробный период. Другие считают, что для правильного развития очень важны первые месяцы жизни, до одного года.

В целом, все факторы медики разделяют на два типа:

После длительных исследованный и наблюдений медики определили ряд причин, провоцирующих умственную отсталость:

  • Интоксикация во время беременности. Она наступает в результате воздействия на плод ядовитых веществ. Такое наблюдается при чрезмерном употреблении лекарственных препаратов, алкоголя, никотина, наркотических веществ во время беременности.
  • Перенесенные инфекционные болезни во время беременности. Например, краснуха, корь, ветрянка, грипп и другие.
  • Травма плода. Сюда можно отнести повреждения или удары по животу беременной женщины и родовые травмы.
  • Дистрофия тяжелой формы у женщин. При беременности она обостряется, и обмен веществ в тканях и органах наблюдается также у плода.

    Эти факторы провоцируют заболевания, связанные с психическим развитием ребенка, включая и умственную отсталость.

    Кроме того, к умственной отсталости приводят редкие, но очень тяжелые заболевания:

    Эти заболевание вызванные неправильным обменом веществ матери и ребенка. Они очень тяжело диагностируются, и имеют длительный курс лечения. Некоторые не поддаются лечению.

    Стадии развития заболевания

    В зависимости от поражений ЦНС и состояния психического здоровья, различают четыре формы умственной отсталости:

  • Дебильность – это легкая форма отсталости, неспособность абстрактно мыслить;
  • Имбецильность – умеренная форма отсталости, имеет более тяжелые проявления, больше всего страдает речь и память;
  • Субнормальноть – тяжелая форма, поражающая все сферы жизнедеятельности ребенка;
  • Идиотия – глубокая отсталость, не подвергающаяся лечению.
  • В зависимости от тяжести заболевания проявляются определенные симптомы

    Симптомы и признаки заболевания

    Легкая форма характеризуется такими признаками:

  • Слабое логическое мышление;
  • Неспособность мыслить абстрактно;
  • Нестойкость памяти;
  • Сложность в изъяснении суждений;
  • Чрезмерная медлительность или наоборот повышенная суетливость;
  • Нарушение речи в виде заикания.
  • Имбецильность имеет похожие признаки, но при ней наблюдаются также:

    • Только конкретно-действенные формы мышления;
    • Бедный словарный запас;
    • Физическая отсталость;
    • Подавленность и безразличие;
    • Плохая память и воображение.
    • При тяжелой форме, кроме перечисленных выше, наблюдаются следующие признаки:

    • В большинстве случаев, дети плохо разговаривают или не разговаривают вообще;
    • Нарушение моторики.
    • Глубокая форма – идиотия, характеризуется:

    • Отсутствием мышления;
    • Отсутствием речи;
    • Малоподвижностью;
    • Недержанием кала и мочи.

    Диагностика умственной отсталости

    Диагностика этого заболевания требует особого подхода. Очень часто умственную отсталость определяют еще на внутриутробном уровне. Это возможно если причиной заболевания становится генетический фактор. По результатам специальных анализов крови матери можно выявить заболевание у будущего ребенка.

    Если же на внутриутробном этапе не выявлено патологий, первые признаки появляются на первых месяцах жизни. Нужно обращать внимание на моторику ребенку, его реакции на звук, свет, голос матери. Очень важным является тот факт, когда и как ребенок начинает говорить.

    Если обнаружились подозрительные признаки, для детей младшего возраста используют диагностические меры в форме анализов крови, мочи и энцефалограмму. Старшим детям проводят тестирование на уровень IQ, в зависимости от возраста. Кроме того, может быть назначен анализ ДНК. Диагностику и лечение умственной отсталости проводят невропатолог, психиатр и психолог.

    Лечение такого заболевания просто необходимо, причем, чем раньше его начать, тем лучшим будет результат. Терапевтические меры направлены на сохранение и развитие интеллекта. В особо тяжелых случаях лечение направлено на установление коммуникации с пациентом и его минимальную социализацию.

    Курс и длительность терапии назначается исключительно врачом после диагностики. Существует множество средств и методов, которые используют для лечения умственной отсталости:

  • Лекарственная терапия. Она зависит от причины, провоцирующей заболевание. Иногда назначаются гормоны, ноотропы. Также незаменимыми считаются препараты, содержащие йод, аминокислоты, витамины группы В.
  • Специальный режим питания.
  • При неадекватном и перевозбужденном состоянии назначаются транквилизаторы.
  • Занятия с логопедом для улучшения речи.
  • Занятия с психологом для адаптации в социуме.
  • Социальная адаптация, занятия по специальной программе в специальных учреждениях.
  • Трудовая терапия.
  • Важно запомнить, что умственная отсталость на ранних стадиях лечится, для этого нужно приложить много усилий. Но при правильном подходе, ребенку можно вернуть полноценную жизнь.

    medportal.su

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Navigation