Психогенный мутизм это

Как проявляется синдром мутизма у взрослых и детей

Мутизм – патологическое состояние, характеризующееся полным молчанием при сохранении функций речевого аппарата, слуха и способности понимать речь. В неврологии это расстройство относят к невротическому нарушению речи, в психологии – к нарушению способности устанавливать социальные контакты, в психиатрии это явление рассматривают в рамках психических отклонений (шизофрении, психозов, истерии).

В настоящее время, расстройство принято относить к «поведенческим и эмоциональным расстройствам, начинающимся в детском и подростковом возрастах». Диагноз внесен в перечень заболеваний, учтенных в Международном классификаторе.

Мутизм – это детский недуг. Обычно он возникает в возрасте от 3 до 9 лет. Именно в этот период у детей происходит смена социального статуса: они начинают посещать детский сад и школу, поэтому многие родители воспринимают синдром как особенности адаптации. Расстройству подвержены особо чувствительные, ранимые натуры. Оно может быть результатом воздействия сильного психического потрясения, стресса, связанного с изменением статуса ребенка и актом протеста, когда ребенок осознанно принимает решение не разговаривать.

Часто мутизм у детей путают с серьезным психическим заболеванием (шизофренией, умственной отсталостью). В связи с этим избирается неадекватное ситуации лечение. Типичной ошибкой специалистов является восприятие синдрома как временного явления. В некоторых случаях заболевание воспринимается как детский каприз, который должен пройти самостоятельно со временем без какого-либо лечения. Однако такие виды речевых нарушений требуют своевременной коррекции, так как способны привести к развитию устойчивых изменений характера, негативным образом отражающихся на жизни носителя расстройства. В связи с этим, особое значение приобретает необходимость постановки своевременного и точного диагноза.

Синдром может развиться и в более старшем возрасте. Спровоцировать его способны органические нарушения мозга, серьезные психические потрясения или расстройства. Что касается взрослых людей, то мутизм характерен для представительниц слабого пола. У женщин обычно возникает истерический мутизм. Связано это с особой чувствительностью, мнительностью дам, их предрасположенностью к импульсивным эмоциональным реакциям.

Мутизм у детей и взрослых – это неординарное, трудно отличимое от ряда сходных по клинической картине заболеваний. Определение причины, спровоцировавшей синдром, позволяет адекватно оценить ситуацию, установить точный диагноз и назначить правильное лечение. В психиатрии принято выделять ряд следующих этиологических факторов, способствующих нарушению речи у детей:

  • психопатологические отклонения (аутизм, истерия, шизофрения, депрессивное расстройство, отставание в психическом развитии);
  • индивидуальные особенности характера (чувствительность, обидчивость);
  • стресс;
  • патологии строения речевых органов («волчья пасть, короткая уздечка);
  • наследственная предрасположенность;
  • обстоятельства окружающей среды;
  • внутрисемейная обстановка, неправильные методы воспитания.
  • Детский возраст не всегда позволяет установить истинную причину немоты. Исключением являются случаи, когда стимулятором служат психические отклонения. Причиной развития патологии может стать глухота. В этом случае говорят о возникновении сурдомутизма.

    Детский сурдомутизм поддается коррекции. Своевременное обучение навыкам речи и чтения позволяют научить говорить детей с нарушением слуха. В том случае, если глухоту сопровождают патологии психического развития, обучить навыкам речи невозможно. Иногда мутизм у детей может быть своеобразной формой протеста. У взрослых мутистов причины расстройства речи могут быть следующими:

  • травмы головы;
  • стрессы;
  • кома;
  • последствия психической травмы;
  • нарушения кровообращения головного мозга;
  • психические расстройства (шизофрения, депрессия);
  • соматические заболевания (инсульты, опухоли мозга).
  • Синдром имеет достаточно яркие признаки, которые позволяют установить правильный диагноз. Типичные симптомы мутизма проявляются в виде:

  • отказа от речевого общения, немоты;
  • сохранения немоты не менее одного месяца;
  • сохранения сознания;
  • отсутствия патологий речевого аппарата;
  • неспособности говорить в волнительных ситуациях;
  • отсутствия речи только в конкретных ситуациях и при контакте с определенными людьми;
  • сохранения способности пользоваться письменной речью и формулировать свою мысль;
  • активное пользование невербальными методами общения.
  • В зависимости от вида патологии расстройство могут дополнять симптомы нарушения двигательной активности, как в случаях с акинетическим или апалическим мутизмом.

    Самым распространенным диагнозом является психогенный мутизм, который может проявляться в рамках психогенного психоза, спровоцированного психической травмой.

    В зависимости от силы воздействия психической травмы расстройство может ограничиться невротической формой: истерическим, логофобическим или смешанным мутизмом.

    Истерическая форма мутизма провоцируется психической травмой: речь отнимается от сильного шока. Длится состояние от нескольких секунд до нескольких дней, недель. Патология возникает у женщин и особо чувствительных натур. Логофобическая форма возникает из-за страха услышать свою речь и встречается в основном у школьников. Взрослые редко страдают этим видом расстройства. Прогноз при данной форме патологии не всегда благоприятный, зависит от личностных особенностей носителя.

    В отдельную группу выделен патохарактерологический вид расстройства, который проявляется в дошкольном и в младшем школьном возрасте при отрыве детей от привычной обстановки. К нему можно отнести избирательную форму элективного синдрома. Проявляется у болезненно-привязанных к дому, родителям, пугливых, робких детей. Эндогенно-психотические формы возникают гораздо реже. Развиваются они под влиянием бредовых идей, галлюцинаторных голосов.

    В современной практике имеется еще одна разновидность классификации мутизма, которая выделяет следующие расстройства:

  • Селективный (элективный). Характеризуется отсутствием речи в определенных ситуациях.
  • Акинетический. Проявляется в виде двигательных и речевых нарушений.
  • Апалический синдром. Приравнивается к состоянию комы, полностью отсутствует реакция на внешние раздражители.
  • Терапия мутизма предусматривает комплексное применение медикаментозных и психотерапевтических процедур. Выбор вектора лечения в каждом отдельном случае индивидуален и учитывает вид синдрома, общее психическое, физическое состояние и личностные особенности больного.

    В зависимости от особенностей патологии и причин, спровоцировавших ее возникновение, лечение может быть как амбулаторным, так и стационарным. Стационарное лечение применяется в случаях, предусматривающих применение сложных диагностических процедур и хирургического вмешательства. Лечение мутизма не предусматривает универсального способа избавления от патологии.

    В некоторых случаях, это относится к избирательному мутизму, достаточно мер психологической поддержки, в некоторых, как в случаях с акинетическим и апалическим мутизмом, необходимо хирургическое лечение для устранения основной причины, вызвавшей нарушения способности говорить: удаление гематомы или опухоли. В случаях, когда терапия предусматривает применение лекарственных препаратов, больным назначаются:

  • ноотропы;
  • нейролептики;
  • селективные ингибиторы обратного захвата серотонина;
  • бензодиазепины;
  • антидепрессанты;
  • антипсихотические препараты.
  • Комплексное лечение включает такие дополнительные методы терапии, как:

    Целью терапии является устранение причин возникновения патологии, насколько это возможно, купирование невротических депрессивных расстройств, улучшение межличностных контактов.

    Независимо от вида медикаментозной помощи осуществляется психологическая поддержка:

  • обучение навыкам продуктивного общения;
  • работа с тревожностью;
  • помощь в преодолении стрессов;
  • коррекция мимики и пр.
  • Применяются методы речевой и поведенческой терапии, тренинги социальных навыков. Прогноз в большинстве случаев благоприятный, за исключением случаев, когда расстройство вызвано тяжелыми психическими патологиями и органическими поражениями мозга.

    indepress.ru

  • Отсутствие спонтанной и диалоговой речи (участие в разговоре, ответы на вопросы): способность понимать чужую речь при этом сохраняется.
  • Ясное сознание: человек самостоятельно открывает глаза, может следить за предметами, хотя зафиксировать его внимание на чем-либо бывает трудно, имеется чередование фаз сон-бодрствование (человек засыпает и просыпается), как у здоровых людей.
  • Наличие реакции на болевые раздражители в виде повышенного потоотделения, учащения сердцебиения. В то же время ответная двигательная активность может отсутствовать, хотя иногда человек с мутизмом активно двигается, но не говорит (психогенный мутизм).
  • психогенный мутизм: развивается на фоне психической травмы (смерть близкого, изнасилование, автокатастрофа и др.). При этой форме человек может иметь выраженную двигательную активность, но не говорить (отказывается разговаривать);
  • акинетический мутизм: последствие тяжелого повреждения головного мозга (черепно-мозговые травмы, острое нарушение мозгового кровообращения и др.).
  • Поражение внутренних отделов лобных долей или верхней части ствола мозга (часть головного мозга, в которой расположены жизненно важные отделы – сосудодвигательный, дыхательный, – а также ретикулярная формация, обеспечивающая “ пробуждение”, активацию головного мозга):
    • опухоли головного мозга;
    • острое нарушение мозгового кровообращения, в том числе скопления крови (гематомы);
    • воспаление головного мозга (энцефалит);
    • черепно-мозговые травмы.
    • Выход из комы (состояние, при котором полностью отсутствует сознание, речь и открывание глаз).
    • Психические заболевания: истерия (функциональное расстройство, при котором в результате психических нарушений на фоне отсутствия реальной структурной патологии возникают неврологические нарушения, в том числе мутизм), шизофрения (психиатрическое заболевание, проявляющееся нарушениями мышления и поведения).
    • Сильные эмоциональные потрясения (смерть близкого, автокатастрофа, тяжелое заболевание у родственника).
    • Врач невролог поможет при лечении заболевания

    • Анализ жалоб и анамнеза заболевания:
      • как давно человек перестал говорить, двигаться и отвечать на вопросы;
      • какое событие непосредственно предшествовало прекращению речи (потеря сознания, черепно-мозговая травма, сильное эмоциональное потрясение).
      • Неврологический осмотр: оценка наличия речи, открывания глаз, оценка рефлексов, измерение артериального (кровяного) давления, оценка дыхательного ритма. Необходим поиск других признаков неврологической патологии, которые могут помочь найти причину мутизма (косоглазие, нарушение движений глазных яблок, асимметрия лица).
      • ЭЭГ (электроэнцефалография): метод оценивает электрическую активность разных участков головного мозга, которая может меняться при различных его заболеваниях.
      • МРТ (магнитно-резонансная томография) или КТ (компьютерная томография) головного мозга: методы позволяют послойно изучить строение головного мозга и выяснить причину нарушений функции головного мозга.
      • Возможна также консультация психиатра, логопеда.
      • Устранение причины, вызвавшей мутизм:
        • хирургическая помощь при внутримозговых кровоизлияниях: удаление гематомы (локальное скопление крови), установка дренажа в желудочки мозга (трубочка, через которую будет оттекать лишний ликвор (цереброспинальная жидкость, которая участвует в питании и обмене веществ головного мозга);
        • хирургическое удаление опухоли головного мозга.
        • Активная реабилитация речевых функций у больного: постоянные разговоры с больным, использование мимики в разговоре.
        • Психологическая помощь больным: помощь в преодолении стресса по поводу психотравмирующих событий (смерть близкого, автокатастрофа, тяжелое заболевание у родственника и др.), беседы.
        • Антипсихотические препараты людям с психиатрическими заболеваниями (например, с шизофренией (психиатрическое заболевание, проявляющееся нарушениями мышления и поведения): их применение способно восстановить речь, если ее отсутствие вызвано заболеваниями психики.
        • Лекарственные препараты, улучшающие питание головного мозга (ноотропы).
        • В случае неподвижности больного необходимы следующие действия:
          • полноценный уход за кожей, ротовой полостью, дыхательными путями (мытье кожи, чистка зубов, очистка дыхательных путей);
          • полноценное питание: высококалорийное питание (чаще всего даваемое через трубку, введенную в желудок, если пациент не способен питаться сам);
          • поддержка кровообращения в случае необходимости: препараты, нормализующие сердечные сокращения и т.п.
          • Осложнения и последствия

            • Нарушение социальной и трудовой адаптации из-за отсутствия речи.
            • Профилактика мутизма

            • Своевременное лечение инфекционных заболеваний.
            • Отказ от вредных привычек (курение, алкоголь).
            • Ведение здорового образа жизни (регулярные прогулки не менее 2-х часов, занятия лечебной гимнастикой, соблюдение режима дня и ночи (ночной сон не менее 8-ми часов)).
            • Соблюдения режима питания и рациона (регулярное питание не менее 2-х раз в день, включение в рацион продуктов, богатых витаминами: фрукты, овощи).
            • Своевременное обращение к врачу при возникновении проблем со здоровьем.
            • Контроль артериального (кровяного) давления.
            • Пол У.Бразис, Джозеф К.Мэсдью, Хосе Биллер – Топическая диагностика в клинической неврологии, 2009 г.

              М.Мументайлер — Дифференциальный диагноз в неврологии, 2010 г.

              Никифоров А.С. – Клиническая неврология, т.1, 2002 г.

              lookmedbook.ru

              Психогенный мутизм, как реакция на психологическую травму, стресс и тревогу

              Мутизмом называют состояние, когда у больного полностью отсутствует речь, но способность говорить при этом сохранилась. Мимика и жесты в таком состоянии могут отсутствовать, но воспринимать чужую речь и понимать ее человек может.

              Одной из разновидностей мутизма является психогенный вид заболевания, спровоцированный психологической травмой. Иногда это состояние принимает избирательную форму, когда человек разговаривает только с определенными людьми, чаще всего – членами семьи.

              Наиболее распространен детский мутизм, который может быть вызван острой реакцией на определенные обстоятельства.

              Причины и особенности нарушения

              Добровольная психогенная немота может развиться на фоне психологической травмы при различных обстоятельствах. Это может быть смерть близких, сильный испуг, а также сбой, наступивший в результате физического и психологического насилия.

              В отличие от других видов мутизма, при психогенном нарушении человек может сохранить жестикуляцию, кроме того, отмечается повышенная двигательная активность.

              При этом больной вполне способен разговаривать, видимых препятствий для этого нет, однако, делать это он отказывается.

              Мутизм психогенного типа может сопровождаться различными расстройствами двигательного и эмоционального характера. Эти сопутствующие признаки в значительной степени облегчают диагностику.

              Клинические проявления и симптомы

              Диагностировать психогенный мутизм позволяет наличие определенных признаков, к основным симптомам относятся:

            • отказ от вербального (речевого) общения;
            • отсутствие заболеваний, вследствие которых нарушаются речевые функции;
            • ясность сознания;
            • сохранение способности излагать свои мысли письменно;
            • применение невербальных способов общения.
            • Особенности и причины развития у детей

              Психогенный мутизм считается преимущественно детским заболеванием, у взрослых развивается гораздо реже. Нарушение может быть связано со сменой обстановки, когда ребенок пошел в детский сад или школу. Ошибочно полагать, что отказ от общения является особенностью адаптации, такие проявления имеют более серьезные причины.

              По статистике мальчики страдают этим заболеванием намного реже, чем девочки. Кроме того, наиболее подвержены подобным нарушениям дети, растущие в неблагополучных семьях, а также чувствительные и особенно впечатлительные малыши.

              Основная сложность состоит в том, что нередко детскую «добровольную» немоту путают с другими психическими заболеваниями или считают временным явлением. В результате этого лечение проводится некорректно или в недостаточной степени, что усложняет ситуацию.

              Важно знать, что любые речевые и поведенческие расстройства у детей требуют повышенного внимания и обязательной коррекции. В противном случае ребенок не сможет адаптироваться в обществе и вести полноценную жизнь.

              Диагностические критерии и методы

              Специалистам в процессе диагностики для наиболее полной оценки состояния больного потребуются сведения о том, как давно человек перестал общаться посредством речи и вследствие каких событий это произошло. Также назначают такие обследования:

              • магнитно-резонансную томографию (МРТ);
              • компьютерную томографию головного мозга (КТ);
              • электроэнцефалографию (ЭЭГ).
              • Кроме этого, необходимо провести неврологический осмотр, а также проконсультироваться с психиатром и логопедом.

                Комплекс лечебных мероприятий

                Не существует какой-либо универсальной методики по лечению психогенного мутизма, в каждом случае способы подбираются индивидуально, в зависимости от состояния пациента и причин нарушения. Основная цель лечения заключается в устранении последствий травмы и нормализации психического состояния больного.

                В рамках терапии назначаются медикаментозные препараты из группы ноотропов и нейролептиков, могут быть рекомендованы антидепрессанты.

                Также больному необходимо психотерапевтическое лечение, помощь в избавлении от тревожности и преодолении стресса. Кроме того, могут быть назначены и дополнительные мероприятия, например, массаж, лечебная и дыхательная гимнастика и прочее.

                В большинстве случаев мутизм психогенного происхождения поддается лечению, а у больных есть достаточно шансов на полное выздоровление и полноценную жизнь в дальнейшем.

                Превентивные мероприятия

                Определенных профилактических мер по предотвращению психогенных нарушений не существует. Причина в том, что в большинстве случаев нельзя предугадать и предотвратить эмоциональные потрясения и психологические травмы, которые могут спровоцировать болезнь.

                Единственное, что можно сделать – следить за состоянием здоровья, что позволит в некоторой степени повысить устойчивость психики в стрессовых ситуациях, а именно:

              • соблюдать режим отдыха и избегать эмоциональных и физических перегрузок;
              • вести здоровый образ жизни;
              • спать не меньше 8 часов в сутки;
              • по возможности избегать стрессовых ситуаций и нервного перенапряжения;
              • своевременно обращаться за медицинской помощью при нарушениях здоровья.

              Когда речь идет о ребенке, необходимо позаботиться о спокойной и комфортной обстановке в семье, избегать бурного выяснения отношений и не применять насилия к ребенку. А при появлении каких-либо отклонений и поведенческих расстройств немедленно обращаться к специалистам.

              neurodoc.ru

              Психогенный мутизм это

              Мутизм – это тяжелая психомоторная патология, при которой заболевший не может ответить на поставленные вопросы и давать понять знаками о своей возможности коммуницировать с окружающими его индивидуамами. В переводе с латинского языка мутизм означает безгласный, немой. В неврологии данная патология характеризуется нарушением речи, а в психиатрии это состояние рассматривается в рамках психических отклонений, при этом способность понимать речь и вести разговор у пациента сохраняется.

              Мутизм необходимо отличать от афазии, которая также характеризуется утратой способности говорить и возникает она из-за повреждения мозга. Если больной способен писа?ть, однако при этом не способен говорить, то скорее всего у него мутизм, а не афазия. Тяжелое психомоторное состояние способно перетекать в логоневроз или логофобию.

              Данное состояние является симптомом психомоторного расстройства, которое способно проявляться после ушиба и сотрясения мозга, пожара, тяжёлой психической травмы, гибели близких, как одно из поздних выражений синдромокомплекса «СПИД-деменция» и прочее. Описываемая патология способна развиться также при неврологических заболеваниях, например при параличе голосовых связок, двустороннем поражении кортико-бульбарных трактов и выраженной спастике.

              Выделяют следующие виды мутизма:

              – кататонический, обусловленный немотивированным расстройством, не имеющий внешних причин, противодействующих к побуждению общаться. Отмечается при кататонической шизофрении по причине негативизма;

              – психогенный мутизм (возникновение данного вида возможно в качестве острой реакции на психическую травму, или же в социальных определённых ситуациях, которые вызывают тревогу или страх);

              – истерический мутизм (зачастую вызван подавленным и неосознаваемым желанием человека обратить на себя внимание окружающего социума утратой способности говорить), наблюдается при конверсионных (диссоциативных) расстройствах и истерическом расстройстве личности;

              – акинетический мутизм или органический возникает при органических поражениях головного мозга, например при гемангиомах мезенцефальной локализации, огнестрельных ранах лобных отделов, опухоли в области III желудочка, тромбозе базилярной артерии;

              – выделяют также избирательный (элективный) мутизм, когда пациент вступает в разговор с избранным кругом лиц при определённых ситуациях.

              Элективный мутизм у детей отмечается зачастую в возрасте 3-х лет или в начальной школе и проявляется только в общении с избранными индивидами, например, ребёнок контактирует со всеми членами семьи, кроме одного. Данный вид патологии у детей проходит после достижения десятилетнего возраста. Описываемое психомоторное состояние характеризуется пассивным протестом личности. Лечение включает в себя психотерапевтические сеансы успокоения.

              Добровольный мутизм у детей отмечается отсутствием инициативы и активности, повышенной чувствительностью, упрямством, инфантилизмом, колебаниями настроения, капризностью. Такие дети противятся новой нагрузке, страшатся новой ситуации, пугаются перемены обстановки.

              Пример мутизма у детей – это стрессы, перенесенные в военные годы. Данная патология возникает по причине неспособности детской личности устанавливать нужный контакт. Психомоторное состояние у детей сопровождается впечатлительностью, депрессивным настроением, тормозимостью, робостью. Данное психомоторное состояние относят к проявлению невроза, возникающего после психической травмы.

              К признакам патологии у детей относят: тревожность, частые реакции протеста, нерешительность, нарушение сна и аппетита, пугливость, заторможенность.

              Мутизм у детей классифицируют по различным признакам. Его подразделяют по интенсивности появления: кратковременный (ситуационный), постоянный (элективный) и тотальный.

              По длительности течения выделяют мутизм транзиторный и континуальный. Специалисты психиатрии относят мутизм к острой психогенной реакции шокового, а также субшокового характера.

              Провоцирующим фактором данной патологии у детей является психогенное воздействие, которое затрагивает функции речи. Между психогенным мутизмом у малышей и детей старшего возраста существует большая разница. Клиническая картина у детей старшего возраста является гораздо сложнее и разнообразнее. У девочек психомоторное состояние встречается чаще, чем у мальчиков. Оно возникает в семьях, где имеется отягощенность наследственными речевыми расстройствами. Больные психогенным мутизмом имеют задержки речевого развития, а также другие дефекты речевой функции. Такие дети растут в семьях среди отрицательного психологического климата. Многие из детей имеют резидуальную церебральную патологию.

              Детский невротический мутизм характеризуется:

              – нарушением речи после определенного периода общения с окружающими, а также нарушениями моторики, мимики, поведения. Ребенок выражает свои желания жестом и взглядом;

              – избирательностью характера заболевания, зависящего от определенного лица или ситуации;

              – задержкой интеллектуального развития и возникновением дефектов речи.

              Дети с проявлениями признаков психотического мутизма с раннего детства молчаливы, а их поведение отмечается изолированностью и оторванностью от всего окружающего мира. Ребенок производит впечатление равнодушного, однако способен проявить агрессию на себя или в адрес матери. Малыш может сильно тревожиться при обращении к нему.

              Одной из причин возникновения элективного мутизма являются социо-культурные факторы. При переезде в новую страну дети иммигрантов испытывают большой психический стресс, им присуща тревога, депрессия, враждебность к окружающим.

              Процесс распознавания болезни включает анализ жалоб и анамнез заболевания, а именно:

              – как давно пациент перестал говорить, отвечать на вопросы, двигаться;

              – какое непосредственно событие повлияло на прекращение речи (сильное эмоциональное потрясение, потеря сознания, черепно-мозговая травма).

              Неврологический осмотр включает оценку наличия речи и рефлексов, открывания глаз, оценку дыхательного ритма, измерение артериального (кровяного) давления, а также поиск других признаков неврологической патологии, позволяющих найти причину мутизма (асимметрия лица, нарушение движений глазных яблок, косоглазие).

              ЭЭГ (электроэнцефалография). Этот метод оценивает электрическую активность разных участков головного мозга.

              МРТ (магнитно-резонансная томография) или КТ (компьютерная томография) головного мозга: данные методы послойно изучают строение головного мозга и выясняют причину нарушений функции головного мозга.

              При необходимости назначают консультацию психиатра и логопеда.

              Отмечают множество эффективных способов и методов в лечении данного психомоторного состояния. Основной упор осуществляется на такие направления: логопедическое, психиатрическое, психологическое, неврологическое.

              При психогенном мутизме применяют массивное психотерапевтическое лечение в сочетании с приемами нейролептиков и транквилизаторов.

              Особенности ухода за пациентами, страдающими тяжелым психомоторным состоянием заключаются в том, что необходимо постоянно поддерживать общение, применяя письмо, мимику, жестикуляцию. Показаны беседы, в комплексе со средствами, которые стимулируют деятельность нервной системы, они очень полезны и полностью снимают немоту и глухоту.

              Лечение психомоторной патологии по назначению врача включает в себя метод растормаживания. После инъекции 1 мл 10 % раствора кофеина спустя 5 минут пациенту медленно внутривенно (1 мл/мин) вводят раствор Амобарбитала до возникновения состояния лёгкого опьянения. Зачастую достаточно одной процедуры. Медсестра, завершая процедуру, в течение дня должна несколько раз заставлять пациента отвечать на вопросы и вступать с ним в беседу.

              Эффективно использовать в лечении травы (валериана, пустырник), они способствуют успокоению нервной системы. Рекомендованы также в терапии соли Брома, Мебриум, Аминазин, Андоксин, Резерпин.

              Запущенное состояние лечится гораздо дольше. Если терапия начата не вовремя, болезнь может принять стойкий характер.

              Прогноз мутизма зависит напрямую от основного заболевания. Очень многое зависит от личностных качеств пациента, а также от того, насколько долго заболевание деформировало характер больного.

              psihomed.com

              Элективный мутизм — это отдельный вид избирательного мутизма, когда человек разговаривает только с определёнными людьми, при определённых обстоятельствах и находясь в определённых условиях. Вопреки распространённому заблуждению, такой вид мутизма встречается и у взрослых и у детей. Только элективный мутизм у детей более заметен, а сами дети не обладают всеми правами взрослых. Взрослый может подобрать под такую особенность определённый вид работы, социальных отношений и получится, что он просто имеет право с теми общаться, а с теми не общаться вербально. Ребёнок же, который отказывается от общения со сверстниками и учителями, сразу признаётся проблематичным, поскольку это имеет непосредственное отношение к его обучению в школе. Поэтому достаточно быстро родителям настоятельно рекомендуют обратиться к специалистам.

              Суть проблемы и немного эпистолярного жанра

              У детей такое состояние обычно проявляется в возрасте ещё 3-5 лет. Это замечают ещё в детском саду, но чаще всего данный факт не влечет за собой никакой коррекции.

              Школьникам диагноз ставится в том случае, если избирательность в общении наблюдается более 6 месяцев, хотя в МКБ-10 указан срок в один месяц. Распространённость в среде детей у этого расстройства что-то около 3-8 на 10000. Иногда наблюдаются странные виды мутизма, которые не являются непосредственной психологической проблемой. К примеру, ребёнок из семьи иммигрантов попадает в школу, где никого не знает, а язык страны проживания понимает плохо. Он опасается, что над ним будут смеяться, что его не поймут и отказывается от общения. Однако это проходит уже через месяц. Достаточно ему увидеть доброжелательное к себе отношение и понять, что многие сверстники не против даже учить его тому, как говорить правильно, как от «молчанки» не остаётся и следа.

              Встречается и временный мутизм у детей, которые воспитывались с родителями и детский садик не посещали. Автор этих строк относится к таким детям. В первый класс я пошёл с багажом знаний на уровне третьего. Когда учительница спрашивала у меня, сколько будет 4+5, то я думал, что она смеётся. Говорил, конечно, но не понимал, зачем это нужно. Мои ответы всегда содержали слова «конечно», «разумеется». Мне было трудно сказать просто «4+10=14», поэтому я добавлял «ну конечно же». Сверстники виделись какими-то странными и непонятными. Я искренне не мог понять, почему они думают над такими простыми вещами. До явного мутизма не дошло, но сознание выработало стойкую «стену». Подошедшего на переменке и что-то говорящего сверстника я мог воспринимать в качестве одного из фоновых элементов среды, а издаваемые им звуки ничем не отличались от любого постороннего шума.

              В результате сознание лишается возможности отождествить речь собеседника с ним самим. Общаться пришлось бы не с другим первоклассником, а с отдельными, издаваемыми им звуками.

              Этот «эпистолярный жанр» приведён не для того, чтобы похвастаться своей детской гениальностью. Никакого подвига в том, чтобы изучить программу начальных классов в шесть лет нет. Объём информации, которая она содержит на самом деле мал. Само начальное школьное образование по большей части направлено на то, чтобы привить ребёнку навыки учиться и общаться. Выучить же таблицу умножения и понять роль скобок в математических формулах, как и значение переменных может и ребёнок шести лет. Правда, такое раннее развитие неизбежно порождает проблемы коммуникаций.

              Если бы автору когда-то пришлось работать с детьми, страдающими элективным мутизмом, то он оказался бы перед выбором. С одной стороны ребёнок имеет право не общаться с кем-то. С другой, как всегда в случае с срабатыванием психической защиты не так, как это нужно, она приносит больше вреда, чем пользы. В чём, собственно, проблема? В том, что ребёнок теряет способность приспосабливаться. А вернее так: он понимает, что приспосабливаться к среде нужно, но считает это слишком трудным или ненужным делом. Последнее из-за того, что мир детства — это жизнь на всём готовом.

              Без сомнения элективный мутизм представляет собой часть социально-тревожного расстройства, является одной из форм попыток построения системы самоидентификации. Чаще всего дети не говорят в школе, но вполне нормально общаются в семье. Только в редких случаях — наоборот. Общаются в школе, но молчат дома, иногда делая исключение только одному или двум родственникам. Всё дело в том, кого ребёнок воспринимает целостно и впускает в свой мир, а кого нет.

              Элективный мутизм, что это такое?

              Если кто-то задастся целью изучать не саму проблему, а отношение к ней, то увидит массу противоречащих сведений. В основном в качестве причин указываются:

            • сверхценное поведение, связанное с негативным отношением к месту, личности, коллективу;
            • социофобический эффект — тоже самое, но наоборот. Ребёнок боится показать свой низкий уровень развития интеллекта или самой речи;
            • истерический аспект — ребёнок стремится привлечь к себе внимание, создать имидж слабого, чтобы по отношению к нему был сформирован щадящий режим психических и других нагрузок;
            • депрессивное состояние — низкий витальный тонус, заторможенность.
            • Разумеется, возможно и рассмотрение комплексных причин. Выделяют ещё и такие причины, как страх услышать свой голос, уход в себя в силу реактивной депрессии, пассивно-агрессивную форму, когда молчание представляет собой способ враждебного отношения к окружающим.

              Отсюда и сложности с выработкой конкретных методик терапии. Сразу отметим, что в наиболее серьёзных формах детям с элективным мутизмом назначают препараты. Делать это нужно только в том случае, когда уровень социальной адаптации стал наиболее низким. Мы бы вообще этого не делали, или делали с учётом очень большого ряда факторов.

              Кто-то назначает хлордиазепоксид, диазепам, оксазепам и даже, хоть и в небольших дозах, феназепам. Это относится к тем случаям, когда ребёнок слишком взволнован от нахождения в школьной среде. Мы транквилизаторы просто не любим и в терапии стараемся избегать. В любом случае, если транквилизаторы, то в них нет никакого смысла, если ребёнок не получает никакой информации, у него не вырабатывается никаких навыков общения.

              Так же дают ноотропы, тимоаналептики, мягкие нейролептики противотревожного действия, антидепрессанты. Можно сказать, что используется весь арсенал психоактивных средств. Из него выбирается что-то уместное для данного случая и подбираются умеренные дозировки. Мнение автора — всё это имеет смысл, если состояние юного пациента мешает самой психотерапии: он слишком замкнут, построил слишком большую сверхценную идею и т. п. Нужно помнить, что лечение проводится амбулаторно, ребёнок посещает школу, и воздействие на его психику любых веществ может оказаться совершенно непредсказуемым.

              Элективный мутизм у детей: коррекция

              Знающие люди говорят, что проблема не так страшна, как кажется. Оговоримся, что при диагностировании нужно исключать отсталость в умственном развитии, детскую шизофрению, аутизм, возможные органические заболевания. В подавляющем большинстве случаев это не доставляет особого труда, поскольку другие расстройства или заболевания всегда имеют свои собственные симптомы.

              Применяют самые разные методики и подходы. Свои плоды дают семейная и индивидуальная психотерапия, тренинги общения, арт-терапия, игротерапия, интегративная психотерапия. Многим детям намного проще проиграть свои внутренние противоречия и страхи, представить их каким-то образом, даже создать увеличенные или уменьшенные проекции своих переживаний в виде каких-то образов.

              Практика показывает, что ребёнка гораздо сложнее научить использовать определённые методы в ходе жизни. К примеру, он не станет дышать каким-то образом, если его одолевают определённые чувства. Во многом это связано с тем, что рекомендации что-то изучить и использовать в ходе жизни дети воспринимают так же, как и школьные домашние задания. Ну и отношение соответствующее. Поэтому максимум внимания нужно уделять самим сеансам психотерапии, строить их на игре и всём том, что ребёнка может искренне заинтересовать.

              Дети вполне продуктивно относятся к обучающим беседам и довольно активно реагируют на элементы психоанализа. Конечно, им и слова такого знать не обязательно. Однако случай из практики. У первоклассника была явная социофибия с элементами мутизма. Не то, чтобы он негативно воспринимал школу или одноклассников, учителей. Просто необходимость пойти в первый класс вырвала его из привычного мира. Однажды это вызвало стресс, и справиться сам с ним он не мог. Это может показаться очень странным, но мальчик активнейшим образом помогал психотерапевту воссоздать картину этого первого стресса. Более того, он только и ждал, чтобы кто-то помог изменить ассоциации. Всё получилось достаточно успешно. В определённый момент он сам понял, что всё это время хотел оказаться в школе, но не мог побороть впечатления и устраивал скандалы перед каждым походом в школу.

              Родители были необычайно удивлены. Вдруг всё изменилось. Как будто проблем и не было. А работа оказалась до удивления простой. Мальчик в состоянии совсем мягкого транса представил себе свой страх. Потом попросил его больше не являться, и страх послушался. Иногда у детей можно поучиться. Взрослым сделать тоже самое намного труднее, а психика ребёнка ещё не обросла рамками множества ограничений и установок.

              psycholekar.ru

  • Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Navigation