Психология синдром дауна

Синдром Дауна. Взгляд психолога.

Интервью для телеканала «Свое ТВ» в передаче «Актуальное интервью».

Ведущая – Анастасия Ивановская.

Гость: руководитель центра психологической коррекции – Тютичкина Оксана Викторовна.

Эта дата вошла в календарь в 2005 году, чтобы повышать уровень информированности общественности. Генеральная ассамблея ООН объявила 21 марта всемирным днем людей с синдромом Дауна.

У меня в гостях руководитель центра психологической коррекции «Надежда» Оксана Викторовна Тютичкина.

— Сколько сейчас людей живет с синдромом Дауна, в Ставропольском крае, или по вашему опыту в цифрах в центре?

— Если говорить действительно о цифрах тех ребят, тех родителей, тех семей которые дошли до реабилитации, то это наверное каждый 13-14 из особенной категории ребят. Многие ребята не доходят, потому что родители продолжают заниматься именно медицинской реабилитацией.

— Вы говорите медицинская реабилитация, а неужели не должно быть всё это вместе, и психологическая и медицинская реабилитация? Неужели одно другое не заменяет, или всё-таки стоит сначала ребёнком заниматься именно с медицинской точки зрения и потом уже обращаться в центр?

— Нет конечно, вы абсолютно правы, нужно заниматься единовременно всем. Но страх за жизнь ребенка намного выше и родителя этот страх часто не отпускает. Поэтому он забывает про всё, и работает больше именно со здоровьем ребёнка.

-Расскажите о вашем центре, какие специалисты есть, какие ребята к вам приходят? Какие направления в реабилитации?

-Ну я тогда уже буду говорить скорее больше про ребят синдромом Дауна, раз уж этому посвящена передача. О реабилитации ребят с синдромом Дауна, в первую очередь мы говорим на реабилитации в двигательной сферы, моторной сферы и работы с навыками. Не только в нашем центре всюду конечно нужно заниматься ЛФК, массажем, помимо этого в нашем центре это сенсо-ритмическая координация, социально-бытовые навыки, это группы контактно-соматической осведомлённости, базальной стимуляции, развитие речи, это следующая очередь, о чём нужно позаботиться родителю. У нас работает логопед-дефектолог, это логоритмика, это развитие речи.

-Что такое развитие бытовых навыков? Что это за занятие?

— Это занятия по социально-бытовым навыкам. Дело в что, что у ребенка с синдромам Дауна по всем сферам идет запоздание. Это не значит, что это не разовьется, но оно запаздывает. Но она также и умение ребенка одеваться самостоятельно, взять печенье и скушать, воспользоваться самостоятельно туалетом, оно запаздывает от 5 месяцев до 2 лет. И для того чтобы помочь ребенку освоить эти навыки, и освоить их быстрее, существует целый комплекс мероприятий, упражнений, заданий, которые научают этому ребенка быстрее.

-Какие еще есть занятия, вы говорите такие общие направления. А тактильные навыки? Как проходят эти занятия? Дети там рисуют, лепят из пластилина?

— Конечно, мы не учим их как учеников. Если мы говорим двигательной сфер, то мы работаем с их телом, мы научаем их чувствовать, мы научаем их отвечать на некоторые физические посылы, научим их различать многие ощущения, многие представление, только потом научаем их мыслить об этом.

— Со скольки лет ребята к вам приходят в центр?

— К нам в центр приходят наверное с 2 лет, но если вы бы спросили мои рекомендации, то я бы говорила — команду специалистов можно подключать с полутора лет, а дома можно начинать коррекционное воздействие как только родитель вышел состояние тревоги — сразу можно начинать.

— Это же так сложно, даже здоровые детки полтора-два года с ними сложно управиться психологом даже профессиональным. А как с ребятами с синдромом Дауна вы справляетесь?

— Вы знаете ,они не сильно отличаются от обычных ребят. Они ненамного капризнее, не намного сложнее, они просто несколько иные. Они более улыбчивые, они более чувствительны, они хрупкие своей чувствительности. Больше сложностей с ними нет.

-Сколько сейчас ребят в центре обучается? И как как правильнее это центр коррекции или как группы пребывания? Как часто вот эти у вас находится в центре? Сколько занятий ежедневно подряд? Сколько ребят сейчас у вас в центре?

-Реабилитации как мы с вами уже говорили, затрагивает все сферы т.е. двигательная, речевая, интеллектуальная, социальная сферы и так далее. Это очень много сфер и одним занятием тут никак не обойтись, поэтому это некий комплекс который простроен реабилитологом, психологом, и ребята посещают можно так сказать, группы дневного пребывания. На самом деле сейчас у нас центре пять ребят. Есть ребята которые приезжают, на некоторое время курсивами, а наших Ставропольских пятеро малышей. У нас есть уже выпускники, а вот малышей пятеро.

— Вы говорите о том, что как родители придут в себя, так лучше сразу ребенка уже отдавать на психологическую коррекцию. А вот как, как раз родителей в первую очередь встряхнуть и дать понять что это не конец света, что всё решаемо. Есть специалисты которые могут помочь, или как-то сами общаетесь с родителями?

— Конечно, я являюсь куратором группы сопровождения родителей и автором этих групп. Если мы говори м о родители, он обязательно должен помнить о себе, своем отдыхе, о своих отношениях, о своих увлечениях, потому что ребенок, особенно ребенок с синдромом Дауна, он очень чувствительный. Он дышит вместе с родителем, и если вдруг дыхание родителя станет прерывистым, прерывистым станет и дыхание ребенка.

— Можно ли диагностировать эту болезнь синдром Дауна? Возможно это на ранней стадии беременности или поздней стадии беременности?

— Да, проводится соответствующий скрининг, и это генетическое заболевание выявляется. И скорее появление ребенка с синдромом Дауна, это желание родителей сохранить этого ребенка. Это любовь родителя к своему дитя.

— Т.е. получая результаты теста ты просто уже решаешь для себя, готов ты или нет. Если готов то соответственно есть какие-то курсы, заранее тоже можешь распланировать, или пока не родится ребёнок не поставят точный диагноз?

— Редко бывают ошибки, что не ставят диагноз, ребенок рождается с синдромом Дауна. Были такие случаи, но это сразу явно уже при родах, потому что конституция ребенка с этим синдромом она очень четкая классическая.

— Как-то могут догонять в развитии дети синдромом Дауна обычных деток? Может к определенному возрасту, к пятому классу или к старшей школе, когда уже без глаза специалиста не отличишь или в любом случае эти дети будут сильно отличаться друг от друга?

— К 10 годам, мы говорим о качественном сопровождении, о реабилитации, том что здоровье было относительно хорошим у ребенка. К10 годам многие задержки минимизируются, но конституция лица, конституция тела, она конечно видна и ребёнка конечно видно скорее поэтому моменту. И есть некоторые эмоциональные особенности, по которым тоже видно что это ребёнок с синдромом Дауна.

— Но они же могут обучаться в обычной школе общеобразовательной, ходить в садик со всеми детьми, или у них индивидуальные занятия?

— Я думаю, что ребятам скорее всего подойдет инклюзия, потому что задержка всё-таки достаточно большая, и физическая и интеллектуальная, потому что в школу идут по уровню интеллектуального развития и они очень часто не успевают к тому времени, когда все остальные ребята к 7-8 годам справиться с этим.

— На Ставрополье сейчас довольно много программ инклюзивного образования, в том числе и высшие учебные заведения принимают детей с инвалидностью. На вашей практике были ли ребята, которые поступили в высшие учебные заведения, пытаются вести обычную жизнь здорового человека?

-В моей практике я не видела качественной инклюзии. Теоретически, да. Есть законы, и мы с родителями их изучаем, чтобы поддержать друг друга, информировать об этом. Но я не видела качественной инклюзии, и я говорю не только о ребятах с синдромом Дауна.

— Мы будем надеется, что программы которые только появились, что они заработают и детки смогут получать достойное образование. Что касается взрослых людей с синдромом Дауна, есть ли у них обычная адаптированная жизнь?

-Обычная адаптированная жизнь? Здесь многое зависит от того как эту жизнь обустроила семья ребенка, уже взрослого ребенка. Если семья поддержала ребенка, то ребёнок получит профессию. Очень часто ребята с синдромом Дауна по крайней мере в нашем крае, работают массажистами, потому что у них великолепные руки, прекрасная координация рук, прекрасное отношение к человеку, это подкупает они очень часто работают массажистами. Тогда ребята имеет работу, получают пенсию, и достаточно устроены.

У нас в городе есть общественные организации. Человек-инвалид Николай Максимов создал организацию, поддерживает ребят взрослых, научает их как справляться, как адаптироваться в этом обществе, он возит их на море, он ищет спонсоров, возит их семьями, и я была в одном из таких путешествий. Это прекрасный опыт. И я как раз общалась со взрослыми людьми с синдромом Дауна. Вы знаете, это тонкие необыкновенные люди, где-то они очень наивны.

— Это уже можно сказать взрослый социализированные люди. А дети которые сначала долгое время в семье, в том числе врачи, больницы, потом психологический центр. А когда стоит этих детей социализировать на улице на площадке детской, или пробовать частные детские сады или одновременно надо это делать? Или вообще не стоит социализировать ребенка, пусть он пока до определенного возраста живет в семье, в таком защищённом вакууме?

— Ребенка нужно социализировать сразу. Как только обычного ребенка отдают в детский сад, отдают на занятия. У нас в центре очень много групп. У меня спрашивают, давайте 20 индивидуальных занятий. Нет, другие ребята в норме, пошли в группы, они научаются друг у друга. Дайте возможность и этим малышам совершить тот же самый путь развития. Поэтому с небольшим опозданием, так же как и другие ребята, они должны пойти на группы, потом в детский сад, в школу.

— В завершении интервью, спрошу о вашем центре. Не только учатся детки с синдромом Дауна, но и с другими отклонениями в развитии и физическом и психологическом. А какие еще услуги оказываются в центре?

— 70% ребят, этих ребят я называю «Особенным детством». Это ребята с болезнями нервной системы, сюда я отношу и не только аутизм, но и аутический спектр, различные задержки психического развития, и некоторые генетические нарушения которые привели к искажению развития – умственной отсталости, поведенческим расстройствам.

— В психологическом центре помогают ребятам и социализироваться и стать здоровее.

— Мы считаем, что мы должны запустить социализацию. А ребята должны идти туда, где им положено быть – в детский сад и в школу.

www.b17.ru

46 ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА

Больным с синдромом Дауна свойственна значительная умственная отсталость, причем интеллект варьирует от полной идиотии до нижнего предела умственного развития нормальных людей, хотя масса мозга обычно нормальна или лишь незначительно уменьшена. Дети с такой болезнью часто способны обучаться в специальной школе.

В настоящее время разработаны специальные программы воспитания и обучения для детей с синдромом Дауна. Обычно они сонливы, добродушны, даже ласковы, легко отвлекаются от любых занятий, заметив что-то более интересное.

Больные без труда вступают в контакт с окружающими и часто подражают им. Дети с синдромом Дауна очень внушаемы и доверчивы, они любят услуживать кому-либо.

Абстрактное мышление при синдроме Дауна резко подавлено, поэтому научиться арифметическому счету даже простых чисел могут не все больные.

Эстетическое чувство у них абсолютно не развито. С возрастом умственная отсталость становится все более заметной. Развитие зачастую останавливается на уровне трехлетнего ребенка.

Эмоциональная возбудимость пораженных монголоидным идиотизмом тесно связана с тем, насколько серьезно затронуты болезнью железы внутренней секреции – надпочечники и щитовидная железа. Как правило, врач-эндокринолог обнаруживает нарушение функций почти всех желез внутренней секреции.

Отмечается грубое недоразвитие функций восприятия. Реакция на окружающее слаба либо неадекватна.

Сознание собственной личности смутно. Мышление слабо развито.

В обращенной речи большое значение имеют интонации и сопровождающие речь мимика и жесты.

Особенности собственной речи зависят от глубины явлений недоразвития.

Эмоции элементарны и большей частью связаны с физическим самочувствием, физиологическими потребностями.

Источником удовольствия и примитивных проявлений радости являются соматическое благополучие, ощущение сытости, тепла, удовлетворение патологических влечений (прожорливость, онанизм, сосание пальцев, жевание несъедобных предметов).

Чувство неудовольствия вызывается ощущением холода, голода, боли, соматическим дискомфортом.

Формы выражения аффекта примитивны: радость проявляется в двигательном возбуждении, выразительном крике и мимике; в состоянии злобы наблюдаются агрессия, склонность к самоповреждению.

47 ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕГО МОТОРНОГО РАЗВИТИЯ

В современной психологии понятие «психомоторика» объясняется как основной вид объективизации психики в сенсомоторных, идеомотор-ных и импульсивных реакциях и актах. Понятие «психомоторики» в отечественной науке связано с именем русского физиолога И. М. Сеченова, который первым выявил важную роль мышечного движения в познании окружающего мира. Научные выводы в области психологии И. М. Сеченова стали основной теоретической базой для дальнейшего развития всей психологии в данном направлении. Его авторству принадлежат выводы о психомоторике как объективации в мышечных движениях всех форм психического отражения. Он же изучил двигательный анализатор, выполняющий гносеологическую и праксеологическую функции. Впоследствии на основании этого открытия И. М. Сеченов выявил психодиагностическую значимость показателей психомоторики). Эти показатели психомоторики могут быть определены как субъекты деятельности в различных видах двигательной активности человека.

На основании уровня моторного развития человека можно составить характеристику его развития, мышления, спрогнозировать дальнейшие изменения в его жизни и процессе общественного роста как индивидуальности.

Ананьев предложил четыре уровня активности в процессе моторного развития:

1) уровень человеческой (в индивидуальном порядке) деятельности как программы, кото.

рая сложилась исторически, и средств и операций, в результате которых появляются материальные и духовные ценности общества;

2) уровень отдельного акта деятельности;

3) уровень так называемых «макродвижений», которые являются основой для построения движений;

4) уровень так называемых «микродвижений», которые в сумме создают общий уровень макродвижения.

Ряд отечественных физиологов предложили добавить в понятие «моторное развитие»:

1) деятельность индивида;

2) действия индивида;

3) произвольные реакции индивида;

4) движения индивида.

Н. А. Бернштейндобавил свои объяснения к этому определению. Он предложил рассматривать действия как цепочку определенных движений, которые объединены общей задачей. Произвольные реакции по Н. А. Бернштейну являются процессом взаимодействия различных функциональных систем индивида. Любые производственные реакции во времени обеспечивают отражение реальной ситуации. Схема, предложенная Н. А. Бернштейном, представляет собой четырехступенчатую систему:

1) формирование нервного сигнала в результате воздействия стимула на рецептор;

2) процесс передачи нервного сигнала в корковые центры анализатора;

3) оценка ситуации, передача принятого решения двигательным центрам коры;

4) процесс передачи нервного сигнала мышцам,

48 СВОЕОБРАЗИЕ ПОВЕДЕНИЯ У ЛИЦ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Дети, страдающие олигофренией, в подавляющем большинстве адекватно воспринимают окружающий мир, однако сам процесс восприятия этого мира малоактивен. Это приводит к тому, что представления у этих детей обычно нечеткие и малодифференцированные.

Пониженная реактивность коры у умственно отсталых создает условия, которые способствуют образованию нечетких, недостаточно дифференцированных представлений о предметах и явлениях внешнего мира. Выработанные условные связи непрочны и быстро угасают. Обычно детали, второстепенные признаки предметов и явлений плохо или совсем не фиксируются.

У таких детей иногда имеют место неадекватные реакции и недостаточно осмысленные формы поведения.

Многие авторы отмечают у олигофренов нарушения волевой деятельности. Внешне это выражается в хаотическом поведении, преобладании движений и действий непроизвольного характера. Слабость воли у многих детей еще выражается в том, что они легко подчиняются чужому влиянию, не проявляют настойчивости и инициативы в достижении цели. Их поведение носит импульсивный характер. Отсюда неспособность сдерживать свои чувства и влечения.

Для страдающих олигофренией в степени идиотии характерна неподвижность (сидят или лежат в кроватях); иногда у них возникают однообразные навязчивые движения. Другие более беспокойны: они долго повторяют одни и те же стереотипные движения или действия.

Все эти движения и действия носят автоматизированный, бесцельный и хаотичный характер. Некоторые дети-идиоты отвечают на раздражение, поступающее из внешней среды, но ответные реакции примитивны и однообразны.

Иногда ответные реакции носят неадекватный и запоздалый характер. Речь у детей-идиотов часто отсутствует. Они плохо понимают обращенную к ним речь и чаще реагируют на интонацию. Их поведение зависит от состояния биологических потребностей: они спокойны, когда сыты, находятся в тепле и сухости, и проявляют беспокойство, когда находятся в неблагоприятных условиях. Ута-ких детей возникают импульсивные вспышки гнева, злобы, что выражается в бурном двигательном возбуждении, крике, агрессивных действиях по отношению к себе или окружающим (царапаются, кусаются и т. д).

В более легких случаях идиотии имеет место сравнительно большая динамика в развитии. Дети живей реагируют на раздражители внешней среды. У них формируются статические рефлексы, функции, начинает развиваться речь (произносят отдельные слова). У некоторых из них при занятиях увеличивается словарный запас, возникает понимание коротких фраз. Иногда проявляется чувство привязанности к лицам, которые за ними ухаживают, однако эта привязанность нестойкая. Музыка на большинство детей действует успокаивающе.

В процессе длительной и упорной работы дети приобретают некоторые навыки самообслужи.

49 ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ РЕБЕНКУ РАННЕГО ВОЗРАСТА ПРИ ФОРМИРУЮЩЕМСЯ СИНДРОМЕ ДЕТСКОГО АУТИЗМА

Аутичным детям свойственна повышенная чувствительность к различным сенсорным раздражителям: температурным, тактильным, звуковым и световым. Обычные краски действительности для аутичного ребенка чрезмерны, неприятны. Подобное воздействие, поступающее из окружающей среды, воспринимается аутичным ребенком как травмирующий фактор. Это формирует повышенную ранимость психики аутичных детей. Сама окружающая среда, нормальная для здорового ребенка, оказывается для аутичного ребенка источником постоянного отрицательного фона ощущений и эмоционального дискомфорта. Человек воспринимается аутичным ребенком как элемент окружающей среды, который, как и она сама, является для него сверхсильным раздражителем. Это объясняет ослабление реакции аутичных детей на человека вообще и, в частности, на близких. С другой стороны, отвержение контактов с близкими лишает аутичного ребенка истинно человеческой психологической поддержки. Поэтому родители ребенка, и в первую очередь мать, выступают часто в качестве эмоциональных доноров.

Известно, что недостаточность первой сигнальной системы, проявляющаяся у аутич-ного ребенка в виде гиперстезии, и ее выраженная избирательность определяют наличие нарушений во второй сигнальной системе. Отсутствие потребности в контакте свидетельствует о том, что коммуникативная сфера аутичного ребенка дефицитарна и зависит от степени совершенства как сенсорных, так и аффективных процессов.

Недостаточность коммуникативной сферы аутичного ребенка проявляется и в особенностях его речи: как в аутизме, речевых штампах, эхолалиях, так и в несформированности мимики и жестов – факторах, сопровождающих речевое высказывание. Одновременно недостаточность структурных компонентов коммуникативной сферы при аутизме сопровождается несформиро-ванностью у детей мотивации к общению.

Аутичный ребенок ограждает себя от дискомфортных раздражителей с помощью различных вариантов стереотипии. Подобные формы компенсации позволяют ребенку более или менее безболезненно существовать в окружающем мире. Стереотипии могут возникать практически во всех видах деятельности аутичного ребенка. В связи с этим их проявления вариативны. Так, например, в двигательной сфере моторные стереотипии возникают в виде однообразных движений и манипуляций с объектами, которые формируют у ребенка приятные ощущения (верчение каких-либо предметов; игра только с какой-то одной игрушкой; бег или ходьба по кругу).

50 МЕТОДИКА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ РЕЧЕВЫХ ПАТОЛОГИЯХ

Логопедия в переводе с греческого языка означает «воспитание правильной речи».

Наука логопедия изучает нарушения речи, выявляет, разрабатывает, предлагает методы и средства устранения нарушений речи путем специального обучения и воспитания. Дефек-тологи в рамках логопедии занимаются исследованием первопричин, симптоматики, структуры нарушений речи.

Предметом логопедии является нарушение речи и подбор индивидуального процесса обучения. Объектом логопедии является человек, страдающий нарушением речи.

В структуру логопедии входит дошкольная, школьная и логопедия подростков, взрослых.

Цель логопедии – разработка методики предупреждения речевых расстройств у детей, обучение людей с нарушениями речи.

Методикой логопедического воздействия считается развитие речи людей, проведение коррекции различных нарушений.

Логопедическое воздействие включает в себя:

1) развитие сенсорных функций;

2) развитие речевой моторики;

3) развитие познавательной деятельности (мышление, память, внимание);

4) развитие личности ребенка с последующей коррекцией социальных отношений;

5) обучение ребенка общению в социальном окружении.

Методика логопедического воздействия условно делится на четыре группы:

1) организационная методика состоит из сравнительного, лонгитюдинального, комплексного методов;

2) эмпирическая методика состоит из обсервационного (наблюдение), экспериментального (лабораторный, естественный, формирующий или психолого-педагогический эксперимент), психодиагностического (тесты, стандартизированные и прожективные, анкеты, беседы, интервью), праксиметрических примеров анализа деятельности, в том числе и речевой деятельности, биографического методов (сбор и анализ анамнестических данных);

3) количественная методика (математико-ста-тистический анализ) и качественный анализ полученных данных;

4) интерпретационная методика (исследования связей между изучаемыми явлениями).

В методике логопедического воздействия активно используются технические средства, которые обеспечивают объективность исследования. К ним относятся интонографы, спектографыы, назометры, видеоречь, фонографы, спирометры, а также рентгенокинофотография, глоттография, кинематография, электромиография. Все технические средства предназначены для изучения динамики речевой деятельности и ее отдельных компонентов. Данные методики логопедии позволяют если не устранить, то уменьшить речевые, психологические нарушения. Методики логопедии являются вспомогательными для достижения основной цели педагогического воздействия – воспитание человека.

51 СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ РЕЧЕВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ. ПУТИ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ

В общепринятой практике различают два аспекта структурных речевых способностей:

1) план или основная структура;

Р. Энгельгардтв своей книге «Веселый экзаменационный молитвенник» высказал свое мнение о структуре речи: «Книги с малым числом разделов подобны плохо проветренной комнате. Они вызывают заболевания органов дыхания». Формирование речи происходит осознанно, человек подбирает слова для того, чтобы выражение мыслей звучало стройно и понятно. Обучение должно проводиться с ранних лет с соблюдением определенных принципов формирования структуры речи.

Структура речевых компонентов должна соответствовать следующим принципам:

1) речь должна быть логически понятной и искусной с точки зрения психологии;

2) структура речи должна быть обозримой и стройной в плане повышения напряжения. Дети в процессе обучения правильному формированию речи должны усвоить правило «трех частей»: предложение должно состоять из введения, главной части и заключения.

Первая часть предложения – введение – необходима для того, чтобы привлечь внимание слушателей. Чаше всего это имя человека или общее название группы лиц, к которым говорящий обращается.

Вторая часть – главная часть структуры речи – представляет собой основной отрезок речи, содержащий основную тему, все ключевые моменты речи (пояснение, примеры, доказательства теорем и т. д.).

Третья часть речи – заключение – включает в себя обобщающие мысли, выводы, короткие обзорные заключения по каждой главе или разделу.

В процессе формирования структуры речи.

всегда необходимо помнить о том, что результатом должно быть эффективное воздействие на слушателей, которые понимают суть мыслей говорящего. Если высказывается одна основная мысль, то структура речи чаще всего бывает однородной. Если высказывается несколько разных мыслей, то структура речи должна быть многоуровневой, каждый уровень речи содержит одну мысль, между разными смысловыми уровнями необходимо вставлять связующие переходные отрезки речи. Человек должен научиться формировать речь так, чтобы, высказывая разные мысли, его речь могла быть связной. Переходные части речи выступают в роли связующего звена между разными смысловыми частями. Ораторское искусство строится на правильном формировании структурных компонентов и личных способностях человека. Эффективность речи зависит от того, насколько правильно сформирована ее структура.

52 ПРИНЦИПЫ ОСНОВНЫХ КЛАССИФИКАЦИЙ ЗАДЕРЖЕК ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Основные классификации задержек психического развития строятся по степени тяжести, а также по этиопатогенетическому принципу.

Задержка психического развития проявляется прежде всего в замедлении темпа психического развития.

В одних случаях у детей наблюдается задержка развития эмоционально-волевой сферы, в других – замедленное развитие познавательной сферы.

В результате исследований К. С. Лебединская выделила четыре основных варианта задержки психического развития на основе этиопатогенного принципа:

1. Конституционального происхождения. В данном случае наблюдается психический и психофизический инфантилизм (целостная структура психических и физических признаков незрелости, несвойственной данному возрасту – «детскость»).

М. С. Певзнер выделяет следующие варианты инфантилизма:

1) психофизический инфантилизм с недоразвитием эмоционально-волевой сферы при сохранном интеллекте – неосложненнный гармонический инфантилизм;

2) психофизический инфантилизм с недоразвитием познавательной деятельности;

3) психофизический инфантилизм с недоразвитием познавательной деятельности, осложненный нейродинамическими нарушениями.

4) психофизический инфантилизм с недоразвитием познавательной деятельности, осложненный недоразвитием речевой функции.

2. Соматогенного происхождения. При данном варианте ЗПР наблюдается психическая и физическая астения, вызванная длительными хроническими заболеваниями. У детей наблюдается быстрая истощаемость, неспособность долго концентрировать свое внимание, формируются такие черты характера, как робость, боязливость. Зачастую у таких детей наблюдается заниженная самооценка.

3. Психогенного происхождения. Основными факторами формирования данного вида ЗПР являются неблагоприятные условия воспитания, которые приводят к стойким сдвигам в развитии нервно-психической сферы ребенка. В результате у ребенка развиваются патологические черты характера. Аномалии воспитательного подхода к ребенку в семье могут приводить к задержке его волевого развития, познавательной деятельности, интеллектуальных интересов, нравственных установок. При гипоопеке у ребенка наблюдается несформированность чувств долга, ответственности. Такой ребенок чрезвычайно внушаем, импульсивен, с трудом усваивает школьные предметы. В условиях гиперопеки формируются такие черты личности, как эгоцентризм, эгоизм, установка на постоянную помощь и опеку.

4. Церебрально-органического генеза. Данный вариант ЗПР связан с органическим поражением ЦНС на ранних этапах онтогенеза. При этой форме ЗПР наряду с признаками замедленного темпа развития наблюдаются и симптомы повреж-

53 ВНУТРЕННЯЯ КАРТИНА «БОЛЕЗНИ» ПРИ НАРУШЕННОМ ИНТЕЛЛЕКТЕ

Детское слабоумие делится на две группы.

Первая группа – это состояние снижения интеллекта непроградиентного характера, когда болезненный процесс не прогрессирует и развитие происходит на основе олигофрении.

Вторую группу в слабоумии составляет деменция. Сюда входят дети с текущим болезненным процессом, ведущим к снижению интеллекта (психозы, шизофрения и т. д.). Рассматривая клинико-педагогическую характеристику ребенка олигофрена-дебила, можно сказать, что клиническая картина задержки психического развития очень может быть близка к этой характеристике и иногда требует углубленного изучения ребенка и длительного наблюдения за ним для дифференциальной диагностики.

Задержка психического развития (ЗПР) по К. С. Лебединской имеет четыре формы: церебро-органическая; конституциональная; психогенная; соматогенная.

В клинической картине олигофрении принято выделять три статуса: физический, или соматический, неврологический, психический.

Олигофрения – это группа различных по этиологии и патогенезу болезненных состояний, которые характеризуются в первую очередь двумя особенностями:

1) преобладанием интеллектуального дефекта;

2) отсутствием проградиентности (прогрессирования).

Под клиническим понятием олигофрении следует понимать врожденные или приобретенные в раннем младенчестве (до 2–3 лет) непрогради-ентные болезненные состояния психики, которые являются следствием недоразвития или извращенного развития головного мозга и характеризуются с клинической стороны прежде всего нарушением нормальной мыслительной деятельности.

По степени тяжести интеллектуального дефекта различают разные степени олигофрении:

1) легкая – дебильность;

2) средней тяжести – имбецильность;

3) тяжелая – идиотия.

По этиологии (причинам развития) выделяют две основные группы олигофрении:

1) эндогенные формы (наследственные);

2) экзогенные формы (приобретенные). Эндогенные формы возникают в результате нарушений в генетическом аппарате на различных уровнях: хромосомном (болезнь Дауна); генном (фенилкетонурия); геномном (синдромы Шерешевского-Тернера, Клайнфельтера).

Хромосомные болезни имеют общие признаки: у них отсутствует четкая клиническая картина, т. е. одни и те же нарушения в хромосомном аппарате у разных людей могут давать разные феноти-пические проявления – клиническую картину.

При большинстве хромосомных болезней отмечается снижение интеллекта, нарушение репродуктивной функции, сходные изменения в скелете, общие внешние черты.

54 ЛИЧНОСТНЫЕ АКЦЕНТУАЦИИ ПРИ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ

Психопатоподобные состояния (т. е. напоминающие психопатию по своим проявлениям) являются вторичными и появляются спустя какой-то промежуток времени после развития основного заболевания.

В отличие от душевных заболеваний психопатиям не свойственно прогрессирующее развитие и возникновение дефекта личности.

При нерезко выраженных отклонениях характера, не достигающих уровня патологии и в обычных условиях не приводящих к нарушению адаптации, говорят об акцентуации характера. Это не болезнь, а один из вариантов нормы и подразумевает индивидуальные особенности характера каждого человека. Но при психотравмирую-щей ситуации декомпенсация может произойти и у акцентуированной личности.

Большое значение в развитии психопатии уумственно отсталого ребенка имеет недосток воспитания.

В современной психиатрии существует множество классификаций психопатий и акцентуаций характера.

У умственно отсталых детей могут наблюдаться следующие формы психопатий.

1. Тревожные психопаты. Эта форма чаще всего проявляется боязнью темноты, животных, боязнью остаться одному дома, боязнью чужих людей. На почве тревоги могут появляться энурез, неврозы, навязчивости, другие невротические состояния, все формы нарушения поведения вплоть до преступления с актами насилия.

2. Гипертимные психопаты. Это всегда весело настроенные, весьма импульсивные и неугомонные натуры с неукротимой резвостью. Они не способны сосредоточиться, часто обманывают.

3. Возбудимые психопаты. С раннего детства наиболее частыми проявлениями данной психопатии являются крикливость ребенка, легкая возбудимость, двигательное беспокойство, тревожный сон с частыми пробуждениями, вздрагиванием во сне, иногда с подергиванием мышц лица, рук и ног во время сна. Повышенная возбудимость может сочетаться с пугливостью.

4. Честолюбивые психопаты. Этим детям свойственно выходящее далеко за пределы нормального и законного стремление стать предметом всеобщего восхищения и внимания.

5. Слабовольные психопаты. Эта форма психопатии отличается непостоянством и неустойчивостью стремлений, а также отсутствием выдержки в их осуществлении.

Такие дети вялы, неповоротливы и легко поддаются любым влияниям. В сочетании со слабоумием, бесхарактерность представляет собой серьезное явление с социально-прогностической точки зрения. Такие дети особенно нуждаются впрофес-сиональных и социально-педагогических мероприятиях.

6. Эмоционально-тупые психопаты. Для этой категории детей характерно слабое развитие чувств привязанности, симпатии и социальных наклонностей, что проявляется уже с самого раннего детства. Дети с таким психическим дефектом обращают на себя внимание своим исключительным эгоизмом, бессовестностью, страстью причинять страдания и злобностью.

55 КОМПЕНСАЦИЯ ПОТЕРИ СЛУХА В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ СОХРАННЫХ АНАЛИЗАТОРОВ

Ведущими механизмами, через которые осуществляется познание внешнего мира, являются в норме зрительный и слуховой анализаторы.

Ребенок воспринимает в течение дня до тысячи различных зрительных и примерно такое же количество звуковых раздражений. И. М. Сеченов особенно подчеркивал роль слухового органа в познании внешнего мира, называя его особенно мощным рецептором. Но у глухого нет слуха, а если и имеются незначительные его остатки, то они не имеют практического значения в процессе познания.

Нейрофизиологическими механизмами познавательного процесса являются первая и вторая сигнальные системы. Эти системы тесно взаимодействуют, создавая в результате своей деятельности как конкретно-образное, так и абстрактное мышление. Несмотря на то что из состава рецепторных компонентов, составляющих первую сигнальную систему, выпадает слуховой рецептор, познание все же осуществляется на основе оставшихся анализаторов, из которых особенное значение приобретают в этих случаях зрительный, вибрационный и тактильный. Все эти анализаторы, несомненно, усиливают свою деятельность в силу тех тенденций к взаимозаменяемости функций, которые имеются в центральной нервной системе.

Средством общения глухого является своеобразный язык жестов и мимики. Так называемая мимико-жестикуляторная речь возникла из естественных жестов, при помощи которых обозначались некоторые предметы и действия, а также из своеобразного изменения мимики лица, отражающего те или иные чувства. Мими-ко-жестикуляторная речь глухонемых по своей природе и возможностям крайне бедна и примитивна.

Она ограничивается понятиями о предметах, их действиях и чувствах, но не обладает интегральной способностью. Таким образом, основной задачей сурдопедагога, особенно на начальных этапах обучения, является развитие у глухого словесной речи, понятийного мышления, т. е. второй сигнальной системы. Однако этот процесс очень сложен, здесь требуется определенная последовательность.

В основе развития устной речи лежит механизм обратной рефлекторной связи. Поступающие внешние раздражители проводят в кору звуковые сигналы, которые через рече-слуховой анализатор поступают в речедвига-тельный отдел коры. В результате возбуждения клеток этого отдела идут импульсы к органам речевой артикуляции. В свою очередь, движения речевых органов (в процессе речи) образуют кинестетические импульсы (речевые кинестезии), которые в порядке обратной связи поступают в речедвигательный анализатор, который и регулирует работу этих артикуляторных органов.

56 РАСШИРЕНИЕ ОБЪЕКТА СОВРЕМЕННОЙ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

По данным научного Центра здоровья детей РАМН, сегодня 85 % детей рождаются с недостатками развития и неблагополучным состоянием здоровья, из них не менее 30 % нуждаются в комплексной реабилитации. Количество детей, которым требуется коррекционно-педагогичес-кая помощь, достигает в дошкольном возрасте 25 %, а по некоторым данным – 30–45 %, в школьном возрасте 20–30 % детей нужна специальная психолого-педагогическая помощь, а свыше 60 % детей относятся к группе риска.

Увеличивается количество детей с пограничными нарушениями развития, которых нельзя однозначно отнести ни к одному из традиционно выделяемых видов психического дизонтогенеза.

Для детей с нарушениями развития в нашей стране открыты специальные дошкольные и школьные образовательные учреждения. В них создаются образовательные условия, которые должны обеспечить оптимальное умственное и физическое развитие этих детей.

К таким условиям прежде всего относится индивидуализированный подход с учетом особенностей каждого ребенка. Этот подход предусматривает использование специальных образовательных программ, методов, необходимых технических средств обучения, работу специально подготовленных педагогов, психологов, дефектологов и др., сочетание обучения с необходимыми медицинскими профилактическими и лечебными мероприятиями, определенные социальные услуги, создание материально-технической базы специальных образовательных учреждений и их научно-методическое обеспечение.

В настоящее время существует большое разнообразие специальных образовательных учреждений. Наряду со специализированными детскими образовательными учреждениями (ДОУ) и специальными (коррекционными) школами, в которые дети поступают вследствие тщательного отбора и в которых реализуются специальные образовательные программы, утвержденные Министерством образования РФ, открыты негосударственные учреждения, реабилитационные центры, центры развития, смешанные группы, в которых находятся дети с разными нарушениями, часто разного возраста, в силу чего реализация единой образовательной программы становится невозможной и возрастает роль индивидуального психолого-педагогического сопровождения ребенка.

В то же время в массовых детских садах и общеобразовательных школах встречается большое количество детей, неблагополучных в психофизическом развитии. Выраженность этих отклонений может быть различной. Значительную по численности группу составляют дети с нерезко выраженными, а следовательно, трудно выявляемыми отклонениями в развитии двигательной, сенсорной или интеллектуальной сферы. Поэтому очень важно своевременно выявлять не только детей с выраженными нарушениями развития, но и детей с минимальными отклонениями от нормативного развития.

bookitut.ru

Что такое психологические синдромы? Описание некоторых разновидностей

К понятию психологический синдром относят комплекс клинических признаков, определяющих душевные переживания человека, не выходящие за пределы его психологического здоровья, то есть не характеризующихся психопатологическими отклонениями. Однако любой психологический синдром может служить отправной точкой для развития подобных расстройств.

Некоторые из основных психологических синдромов

Один из наиболее распространенных – синдром психологического (эмоционального) выгорания – относительно новое для современной психологии явление, которое было впервые использовано Гербертом Фрейденбергером в 1974 году. Синдром характеризуется постепенно набирающим силы, эмоциональным истощением, вследствие профессиональной деятельности, что может значительно изменить психологический облик человека в окружающем социуме, вплоть до серьезных когнитивных искажений.

Когнитивное искажение – психологический термин, означающий систематические нарушения мышления человека в рамках созданной им самим субъективной реальности, что кардинальным образом определяет его социальное поведение.

Человек создает свое индивидуальное понятие окружающего мира, по законам которого живет, что приводит к ошибкам в выводах и суждениях, нелогичности и иррациональности поведения.

Прежде всего, синдром эмоционального выгорания (СЭВ) – реакция организма на длительное воздействие стрессов, возникающих в рамках трудовой деятельности человека. Это – затяжной процесс потери эмоциональной и физической удовлетворенности сотрудника к исполнению своих трудовых задач, выражающееся в умственном истощении, потере инициативности и личной отстраненности от работы и коллектива.

В патогенезе СЭВ скрыта защитная составляющая реакции организма на постоянные психологические микротравмы – стрессы, возникающие в течение трудового дня. При регулярном повторении стрессовых ситуаций, психика адаптируется к ним, путем снижения уровня ответной реакции, снижая и дозируя расходы эмоциональной энергии.

Распространение синдрома психического выгорания

От 30% до 90% трудоспособного населения всех профессий подвержены появлению признаков синдрома. Особенно часто страдают врачи, педагоги, психологи, психиатры, спасатели, работники правоохранительных органов. Около 80% среди общего количества врачей психиатров и наркологов имеют все симптомы СЭВ, выраженные в той или иной степени. Из этого количества, около 8% – резко выраженные признаки, часто переходящие в различные расстройства психопатологической или психовегетативной симптоматики.

Более трети сотрудников уголовно-исполнительной системы подвержены профессиональному выгоранию, особенно те, кто имеют непосредственный контакт с осужденными.

Таким образом, наблюдается прямая зависимость между эмоциональной тяжестью трудового процесса и количеством случаев проявления СЭВ.

Этиологические факторы синдрома психологического выгорания

Роль основной причины синдрома играет душевное переутомление сотрудника в результате регулярного исполнения рутинных трудовых обязанностей, связанных с негативными эмоциями, получаемыми в процессе.

Определена четкая взаимосвязь между проявлением СЭВ-симптоматики и характером профессиональной деятельности – чем сильнее работа сопряжена с ответственностью за жизнь и здоровье, тем больше вероятность отклонения.

Еще одним располагающим фактором являются: строгий режим работы и частые, насыщенные эмоциями контакты с окружающими. Подобная стрессогенность характерна для психиатров и психотерапевтов – общение с пациентами длится многие часы и повторяется много лет к ряду, причем пациенты, как правило, люди с тяжелой судьбой, проблемные дети, жертвы катастроф, преступники, рассказывающие о своих самых скрытых мыслях и тайных желаниях. Ситуация осложняется в случае слишком честного, деликатного и скрупулезного отношения к своей работе. Специалисты, относящиеся к проблемам пациентов весьма посредственно, могут трудиться десятилетиями, безо всяких психологических отклонений.

Ключевая особенность СЭВ – несоответствие между желаниями сотрудника и обязательными требованиями рабочего процесса: серьезная нагрузка, недостаток понимания со стороны коллег, ханжеское отношение руководства, маленькая заработная плата, отсутствие оценки выполненной работы, невозможность поступить по-своему, боязнь получения штрафных санкций, отсутствие семейного благополучия.

Диагностика синдрома психологического выгорания

Современная психология выделяет приблизительно сотню клинических признаков, связанных с СЭВ, причем, проявляемых на фоне других сходных отклонений: синдрома длительных психологических нагрузок, синдрома хронической усталости, которые очень часто сопряжены синдромом выгорания.

СЭВ характеризуется тремя основными этапами поведения человека на рабочем месте:

  • I этап. Период повышенного внимания к своей работе. Человек поглощен своей работой, старается систематизировать повторяющиеся алгоритмы профессиональной деятельности, не думает о собственных потребностях, часто о них забывая. Такое отношение к своим профессиональным обязанностям, как правило, длится первые несколько месяцев после трудоустройства. Далее наступает физическое и эмоциональное истощение, определяемое как перенапряжение, физическая усталость, которая не проходит даже на утро,
  • II этап. Личностная отстраненность. Ни положительные, ни отрицательные явления не вызывают эмоциональной реакции, профессиональная деятельность становится рутиной и выполняется автоматически. Пропадает интерес к проблемам клиента и само его присутствие вызывает раздражение,
  • III этап. Комплекс потери собственной эффективности, снижение профессиональной самооценки. Рабочий день начинает тянуться невыносимо долго, не принося никакого удовлетворения от проделанной работы. На третьем этапе сильно страдают профессиональные навыки и опыт.
  • За третьим этапом следует, как правило, увольнение. Если по каким-то причинам это невозможно, и человеку приходится продолжать ненавистную трудовую деятельность – велика вероятность психопатологических расстройств и социальных проблем.

    Современная наука выделяет 5 основных групп симптоматики синдрома психического выгорания, отражающихся во всех областях деятельности человека:

    • Физические симптомы. Усталость, быстрая утомляемость, физическое истощение, бессонница, одышка, тошнота, головокружение, гипертония, дерматиты, нарушения в работе сердечно-сосудистой системы.
    • Эмоциональные симптомы. Снижение или полное отсутствие эмоциональных реакций, пессимизм, черствость, ощущение безысходности, безнадежности, агрессивность, тревожное беспокойство, невозможность сосредоточиться, чувство вины, истерии, безликость.
    • Поведенческие симптомы. Усталость на рабочем месте, потеря аппетита, стремление меньше двигаться, оправдание табакокурения, алкоголизм, применение лекарств, раздраженность.
    • Интеллектуальное состояние. Потеря интереса к инновациям в профессиональной деятельности, скука, тоска на рабочем месте, пропадание интереса к жизни, формальное выполнение рабочих процессов.
    • Социальные симптомы. Отсутствие социальной активности, нежелание скрасить свой досуг, отказ от увлечений, хобби, скупые отношения в семейном кругу, жалобы на непонимание со стороны окружающих и недостаток поддержки.

    Лечение и профилактика синдрома психологического выгорания

    Профилактические и реабилитационные действия при СЭВ идентичны, они должны быть направлены на снятие напряжения, повышение мотивации к труду, чаши весов затраченного труда и вознаграждения за него должны быть выравнены.

    При появлении первых признаков синдрома, обязательно должен быть повышен организационный уровень труда, улучшен характер взаимоотношений с коллегами (межличностный уровень) и изучены индивидуальные особенности сотрудника.

    Психология дает четкие рекомендации избавления от синдрома психологического выгорания:

  • краткосрочное и долгосрочное планирование предстоящей работы,
  • использование обязательных перерывов в работе,
  • овладение навыками саморегуляции (релаксация на фоне положительной внутренней речи),
  • стремление к профессиональному развитию,
  • широкий контакт с представителями смежных служб, что дает эффект востребованности и препятствует замыканию в себе,
  • избегание лишней конкуренции,
  • эмоциональное общение с коллегами,
  • поддержка физической формы, закаливание здоровья,
  • обучение объективному расчету своих нагрузок,
  • регулярное переключение с одного вида деятельности на другой,
  • максимальное игнорирование конфликтов на рабочем месте,
  • не стремиться выделяться и быть лучше других в любых ситуациях.
  • Синдром Дауна (не совсем корректно использовать термин «Болезнь Дауна») – генетическое отклонение, характеризующееся повышенным количеством хромосомного набора у человека – 47, вместо 46. Лишняя хромосома хранится среди 21-ой пары, что дало синдрому еще одно название – трисомия.

    Благодаря английскому врачу Джону Дауну, который в 1866 году систематизировал связь между лишней хромосомой и специфической симптоматикой проявления патологии, синдром получил свое название.

    Синдром Дауна достаточно нередкое отклонение – один случай приходится примерно на 700 родов. Точная диагностика синдрома Дауна возможна лишь при генетическом анализе на обнаружение 47-ой хромосомы, предварительно диагноз ставится на основании специфических симптомов, характерных для синдрома. Основные из них:

  • плоские лицо, затылок и шея,
  • укороченный череп,
  • кожная складка на шее,
  • повышенная подвижность суставов,
  • снижения тонуса скелетной мускулатуры,
  • короткие руки, ноги и пальцы на них,
  • катаракта,
  • открытый рот,
  • короткие нос и шея,
  • раскосость глаз,
  • врожденные порок сердца.
  • Психологические особенности людей с синдромом Дауна

    Для людей с синдромом Дауна характерны особые психологические особенности поведения:

  • Зачастую сильная интеллектуальная отсталость на отрезке от идиотии до нижнего уровня развития, на фоне несколько уменьшенного объема полушарий. В некоторых случаях масса мозга физиологически нормальная. Вследствие жизненного опыта, клиника умственной отсталости проявляется слабее, уровень развития затормаживается на уровне трехлетнего ребенка.
  • Люди с синдромом Дауна сонливы, доброжелательны, проявляют излишнюю ласковость. Для них свойственно бросить начатое дело, если они увидели что-то их заинтересовавшее.
  • Быстро находят контакт с окружающими без особого труда. Порог внушаемости и доверия сильно.
  • Умение мыслить абстрактно практически полностью отсутствует, поэтому научить их даже элементарным математическим исчислениям крайне сложно.
  • Чувства этики и эстетики не существует или слаборазвито.
  • Эмоциональная реактивность напрямую зависит от нарушений эндокринной системы, которые всегда сопутствуют синдрому Дауна. Характер эмоций банален и связан с текущим самочувствием и физиологическими потребностями.
  • Нет осознания собственной личности,
  • При вербальном общении сильно выражены интонации, сопровождающиеся яркой мимикой и жестами.
  • Сильные положительные эмоции вызываются ощущением сытости, тепла. Часты патологические влечения: онанизм, сосание и жевание несъедобных предметов.
  • Для вызова бурных отрицательных эмоций достаточно замерзнуть, проголодаться, не получить желаемого.
  • Люди с синдромом Дауна склонны к причинению вреда своему здоровью.
  • Лечения от синдрома Дауна не существует, помощь оказывается в виде комплексной психолого-педагогической помощи детям и взрослым с данным отклонением. Средняя продолжительность жизни – 50 лет.

    onevroze.ru

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Navigation