Психология стресса программа

/ Психология стресса (Моисеева А.А

Раздел 1. Теоретико-методологические основы психологии стресса

1 Теоретические основы изучения стресса.

Понятие стресса и его положение в современном обществе. Психологический стресс. Подходы к изучению стресса в медицине, биологии, психологии. Классические теории стресса (Г.Селье, Р.Лазарус). Новые направления в изучении стресса (Д.Гринберг, Г.С.Никифоров, Водопьянова Н.Е. и др.).

2 Причины и признаки проявления стрессов.

Субъективные и объективные причины. Понятие стрессор. Стрессовые реакции и психологическая защита.

3. Динамика стрессовых состояний и их последствия.

Общие закономерности и стадии развития стресса. Личность и стресс. Стресс и болезнь. Хронические негативные стрессовые состояния.

4. Различные виды стрессов и их особенности.

Классификация стрессов по различным основаниям. Пространственный, временной, пищевой, информационный, социальный стрессы, стресс обитания, стресс общения. Профессиональные стрессы. Стрессы в профессиях «человек-человек». Учебные стрессы.

Раздел 2Методы диагностики, оценки и коррекции уровня и особенностей стресса.

1. Методы диагностики и технологии работы со стрессом.

Проблема изучения стрессового состояния и поведения. Классы методик исследования стрессовых состояний.

2. Различные подходы к нейтрализации стресса (Преодоление и борьба со стрессом; ресурсный подход, пятишаговая технология О.Н.Жданова). Стресс-менеджмент как современный способ управления стрессом.

3. Профилактические мероприятия в работе с негативными стрессовыми состояниями.

Приемы устранения причин развития стресса: «объектный подход» (выработка режима труда и отдыха, тайм-менеджмент, формирование условий для «здорового образа жизни» и др.); «субъектный подход» (освобождение от стрессогенных стереотипов мышления и поведения, использование приемов антистрессовой самозащиты).

4. Методы коррекции стресса и восстановления ресурсов организма и психики.

Работа с острым стрессовым состоянием. Психическая саморегуляция в стрессовых состояниях (аутогенная тренировка, самовнушение, релаксация, регуляция дыхания и др.) Возможности тренинговой работы и психотерапии в работе с негативными стрессовыми состояниями.

Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. – М: ПЕР СЭ, 2006.

Бодров В.А. Информационный стресс. М., ПЭР СЭ, 2000.

Величковская С.Б. Проблема развития профессионального «выгорания». Синдром «выгорания» у преподавателей иностранного языка // Психологические и педагогические проблемы развития образования. Вестник МГЛУ. – Выпуск 484. – М.: Изд-во МГЛУ. – 2004.

Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. – СПб: Изд-во «Питер», 2008.

Гринберг Дж. Управление стрессом. 7-е изд. — СПб.: Питер, 2002. (Серия «Мастера психологии»).

Сандомирский М.Е. Защита от стресса. М.- Изд-во института психотерапии, 2001.

Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. М., Наука, 1983.

Щербатых Ю. В. Экзаменационный стресс. Воронеж, 2000,

Эверли Дж., Розенфельд Р. Стресс. Природа и лечение. М., Медицина, 1985.

Безносов С.П. Профессиональная деформация личности.-СПб.: Речь, 2004. – 272 с.

Брайт Д., Джонс Ф. Стресс. Теории, исследования, мифы. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003.

Журавлев А.Л., Крюкова Т.Л., Сергиенко Е.А. (ред.). Совладающее поведение: Современное состояние и перспективы. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008.

Занковский А. Н. Профессиональный стресс и функциональные состояния // Психологические проблемы профессиональной деятельности. – М., Наука, 1991

Картрайт С., Купер К.Л. Стресс на рабочем месте. — Харьков: Изд-во «Гуманитарный центр», 2004.

Кокс Т., Маккей К. Трансактный подход к изучению стресса. В кн. Психология труда и организационная психология. Хрестоматия (под ред. А.Б. Леоновой и О.Н. Чернышевой). М., Радикс, 1995.

Купер К.Л., Маршалл Дж. Источники стресса «белых воротничков» // Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы развития. Хрестоматия. / Под ред. А.Б. Леоновой, О.Н. Чернышевой. М.: Изд-во «Радикс», 1995.

Купер К.Л., О’Драйсколл, Дэйв Ф.Дж. Организационный стресс. Теории, исследования и практическое применение. — Харьков: Изд-во «Гуманитарный центр», 2007.

Лазарус Р.С. Индивидуальная чувствительность и устойчивость к психологическому стрессу // Психологические факторы на работе и охрана здоровья. – М..-Женева, 1989. С. 121-126.

Леонова А.Б. Психодиагностика функциональных состояний человека. М., МГУ, 1984, главы 1 и 6.

Леонова А.Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса. «Вестник МГУ. Серия 14: Психология», 2000, №3, с. 4-21.

Леонова А.Б. Комплексная стратегия анализа стресса: от диагностики к профилактике и коррекции. Психологический журнал, 2004, т. 25, с. 75-85.

Леонова А.Б., Кузнецова А.С. Психологические технологии управления состоянием человека. М: Смысл, — 2007г – 311с.

Леонова А.Б., Качина А.А. Особенности синдромов профессионального стресса у менеджеров разного должностного статуса // Психология психических состояний: Сборник статей. Вып.6/ под ред. Прохорова А.О. – Казань: КГУ, 2006.

Наенко Н.И. Психическая напряженность. М., МГУ, 1976, гл. 1 и 2.

Никифоров Г.С., Дмитриева М.А., Снетков В.М. (ред.). Практикум по психологии менеджмента

Орел В.Е. Синдром психического выгорания личности. М., изд-во ИП РАН, 2005.

Психология профессионального здоровья. Учебное пособие / Под ред. Г.С. Никифорова. СПб: Речь, 2006.

Реан А.А., Кудашев А.Р., Баранов А.А. Психология адаптации личности. Анализ, теория, практика. – СПб: прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. – 479 с. – глава 2

Селье Г. Стресс без дистресса. М., Наука, 1978.

Языкова Т.А., Зайцев В.П. Поведение типа А: проблемы изучения и психологическая коррекция /Психологический журнал.- 1990.- Т. 11.- №5.

Темы рефератов для студентов з/о

Теории стресса: заблуждения и достижения. Анализ подходов к изучению стресса.

Человек в экстремальных состояниях: переживание и выход.

Острый и хронический стресс: причины и последствия. Коррекция последствий острого стресса

Стратегии преодоления стресса.

Личностные деформации стрессового типа: проблема диагностики и коррекции.

Стрессы «голубых воротничков» и их коррекция.

Стрессы «белых воротничков» и их коррекция.

Профессиональный стресс в управленческой деятельности

Гендерные различия в формировании проявлений профессионального стресса.

Особенности выбора стратегий совладающего поведения в трудных профессиональных ситуациях

Психологические технологии управления стрессом в организации

Влияние профессиональной мотивации на особенности формирования стрессовых состояний

Гендерные особенности стресса и его коррекции.

Возрастные особенности поведения при стрессе и работа с ними.

Взгляд на проблему стресса в биологии, медицине и психологии.

Влияние интенсивности и длительности стресса на личность человека

Врожденные особенности организма и ранний детский опыт как факторы, определяющие уровень исходной стрессоустойчивости организма.

Влияние особенностей личности на развитие стресса.

Стрессы как следствие развития научно-технического прогресса.

Особенности учебного и экзаменационного стресса и их нейтрализация.

Стресс спортсменов и работа с ним.

Стресс медицинских работников и возможности его преодоления.

Синдром эмоционального выгорания в деятельности психолога и его коррекция.

Стресс участников боевых действий. Коррекция и преодоление .

Стресс бизнесмена и руководителя. Технологии управления собой людьми данной профессиональной области.

Аутогенная тренировка. Методы и возможности ее применения

Метод биологической обратной связи. Его возможности и ограничения в работе со стрессом.

Дыхательные техники в работе со стрессовыми состояниями.

Использование позитивных образов (визуализация) в коррекции негативных стрессовых состояний.

studfiles.net

Приложение 4 Программа семинарских занятий и темы рефератов по темам курса «Психология стресса и методы его коррекции»

Программа семинарских занятий и темы рефератов по темам курса «Психология стресса и методы его коррекции»

Семинар 1. Проблема стресса в биологии, медицине и психологии.

Вопросы к семинару:

1. Главные положения концепции стресса Ганса Селье и их отличие от традиционных взглядов на защитные реакции организма.

2. Механизмы приспособления к факторам внешней среды согласно теории Ганса Селье.

3. Роль вегетативной нервной системы в адаптации организма человека к факторам среды обитания.

4. Основные отличия биологического и психологического стресса.

5. Влияние субъективных факторов на развитие психологического стресса.

При разборе пятого вопроса семинара можно выполнить упражнение 1.1 из приложения 5.

1. Концепция стресса Г. Селье и ее развитие в настоящее время.

2. Взгляд на проблему стресса в биологии, медицине и психологии.

3. Вегетативная нервная система человека и стресс.

4. Концепция психологического стресса Р. Лазаруса.

5. Особенность психологического стресса у человека.

Семинар 2. Формы проявления стресса и методы его оценки.

Вопросы к семинару

1. Поведенческие, интеллектуальные, физиологические и эмоциональные признаки стресса.

2. Методы оценки состояния сердечно-сосудистой системы и вегетативной нервной системы при стрессе.

3. Методы оценки психомоторных реакций при стрессе.

4. Психологические тесты, используемые для оценки причин стресса и характеристик его проявления.

5. Интроспекция как метод оценки стресса.

Рекомендуемая практическая работа к семинару – упражнения 2.1–2.3 из приложения 5.

1. Изменение эмоционального состояния при стрессе.

2. Особенность поведенческих реакций при психологическом стрессе.

3. Нарушения деятельности различных физиологических систем при стрессе.

4. Анализ вариабельности сердечного ритма как современный метод диагностики стресса.

5. Сравнительная оценка различных психологических тестов, применяемых для выявления уровня тревожности при стрессе.

6. Способы прогнозирования уровня стресса.

Семинар 3. Закономерности развития стресса.

Вопросы к семинару.

1. Классическая динамика развития стресса в концепции Г. Селье.

2. Влияние интенсивности и длительности стресса на характер его течения.

3. Врожденные особенности организма и ранний детский опыт как факторы, определяющие уровень исходной стрессоустойчивости организма.

4. Влияние особенностей личности на развитие стресса.

5. Механизмы развития посттравматического стресса.

1. Генетические факторы стрессоустойчивости.

2. Родительские сценарии и характер реагирования на стресс.

3. Особенности характера человека и его реакции на стресс-факторы.

4. Роль социального окружения человека в формировании его стрессоустойчивости.

5. Когнитивные факторы психологического стресса.

6. Посттравматический стресс и способы его нейтрализации.

7. Психосоматические заболевания как следствие психологического стресса, перенесенного человеком.

Семинар 4. Причины возникновения стрессов.

1. Субъективные причины возникновения стрессов.

2. Объективные причины возникновения стрессов.

3. Каузальная классификация возникновения стрессов.

1. Стрессы как следствие отрицательных сторон научно-технического прогресса.

2. Причины стрессов в рамках концепции иерархической системы потребностей А. Маслоу.

3. Механизмы психологической защиты как факторы, снижающие уровень стресса.

4. Стрессы, связанные с неадекватными установками и убеждениями личности.

5. Объективные причины возникновения стрессов.

Семинар 5. Профессиональные стрессы.

1. Общие закономерности профессиональных стрессов.

2. Феномен профессионального выгорания.

3. Учебный стресс и его формы.

1. Стресс напряженной учебы.

2. Экзаменационный стресс.

3. Стресс спортсменов.

4. Синдром эмоционального выгорания в деятельности психолога.

5. Синдром эмоционального выгорания в деятельности социального работника.

6. Стресс участников боевых действий.

7. Стресс бизнесмена и руководителя.

Семинар 6. Методы нейтрализации стрессов.

1. Классификации методов нейтрализации стрессов.

2. Основные способы саморегуляции.

3. Нейтрализация стрессов с помощью методов психотерапии.

4. Устранение причин стресса путем совершенствования поведенческих навыков.

1. Аутогенная тренировка.

2. Метод биологической обратной связи.

3. Дыхательные техники.

4. Мышечная релаксация.

5. Рациональная психотерапия.

6. Использование позитивных образов (визуализация).

7. Нейролингвистическое программирование.

Похожие главы из других книг

2. Структура курса занятий

2. Структура курса занятий Курс занятий в СПП – это последовательность нескольких психотерапевтических сеансов, направленных на достижение системных и стойких изменений в поведении пациента, способствующих улучшению его субъективного качества жизни.Структура курса

Примерная программа по курсу «Психология стресса»

Примерная программа по курсу «Психология стресса» Введение Учебная дисциплина «Психология стресса» является частью цикла общепрофессиональных дисциплин, обязательных для подготовки специалистов-психологов в соответствии с Государственным образовательным

Программа курса Тема 1. Стресс как биологическая и психологическая категория.Проблема стресса в биологии и медицине. Классическая концепция стресса Г. Селье и ее развитие. Биохимические и физиологические проявления стресса. Роль гормонов надпочечников в адаптации

Приложение 5 Упражнения и практические занятия по курсу «Психология стресса и методы его коррекции»

Приложение 5 Упражнения и практические занятия по курсу «Психология стресса и методы его коррекции» Глава 1. Стресс как биологическая и психологическая категория Упражнение 1.1. «Мои главные стрессоры». В первой колонке коротко обозначьте ваши главные стрессоры – то,

Приложение. Программа курса «Конфликтология»

Приложение. Программа курса «Конфликтология» Тема 1. Введение в конфликтологиюИсторические условия возникновения конфликтологии. Эволюция конфликтологических взглядов в истории философско-социологической мысли. Особенности развития воззрений на конфликт в древние

Темы рефератов 1. Основные этапы развития психологии как науки.2. Методы психологического исследования.3. Психика как особая форма жизнедеятельности.4. Эволюционные предпосылки развития психики.5. Мозг и психика.6. Проблема возникновения сознания в

Темы рефератов 1. Эмоционально–личностное общение как вид деятельности в младенческом возрасте.2. «Комплекс оживления» как основное новообразование периода психического развития.3. Взрослый как посредник между ребенком и окружающим миром.4. Социальная ситуация

Темы рефератов 1. Предметная деятельность ребенка раннего возраста.2. Ориентировочная деятельность ребенка и развитие восприятия окружающего мира.3. Суждения и обобщения ребенка раннего возраста.4. Проявление и развитие самостоятельности у ребенка раннего

Темы рефератов и курсовых работ

Темы рефератов и курсовых работ 1. Значение игры для психического развития ребенка.2. Значение игр для преодоления эмоциональных трудностей дошкольников.3. Психологический анализ коллективных форм трудовой деятельности дошкольников.4. Формирование

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ 1. О соотношении сознания и бессознательного в психике человека.2. Психические процессы: их взаимосвязь и взаимовлияние.3. Обзор представлений о побудительных силах поведения человека.4. Поведение и деятельность.5. Психические процессы, свойства, состояния.6.

Основные типы специфических занятий в период курса секс-терапии

Основные типы специфических занятий в период курса секс-терапии 1. Ощущения при различном тактильном раздражении различных частей тела.2. Ощущения при стимуляции половых органов женщины.3. Ощущения при стимуляции полового члена мужчины.4. Продленная стимуляция

Раздел III. Приемы профилактики и коррекции состояния психологического стресса

Раздел III. Приемы профилактики и коррекции состояния психологического

Глава 15. Приемы внешней индивидуальной регуляции (коррекции) стресса

Глава 15. Приемы внешней индивидуальной регуляции (коррекции)

Глава 16. Приемы психической саморегуляции (коррекции) стресса

Глава 16. Приемы психической саморегуляции (коррекции)

3.3. Методы коррекции межличностных и сексуальных отношений

3.3. Методы коррекции межличностных и сексуальных отношений Формирование их шло постепенно. Вначале я работал только с больными неврозами традиционными способами: лекарства, гипноз, аутогенная тренировка и пр. Больным становилось легче, но через 2–3 месяца они

psy.wikireading.ru

Психология стресса и методы коррекции

Книга адресована студентам, преподавателям и аспирантам психологических факультетов высших учебных заведений, а также психологам-практикам, организующим семинары и тренинги по стресс-менеджменту.

  1. Юрий Викторович Щербатых Психология стресса и методы коррекции
  2. Введение
  3. Список сокращений
  4. Глава 1 Стресс как биологическая и психологическая категория
  5. 1.1. Проблема стресса в биологии и медицине
  6. 1.1.1. Классическая концепция стресса
  7. 1.1.2. Физиологические проявления стресса
  8. Активация гипоталамуса
  9. Повышение активности симпатического отдела нервной системы
  10. Включение гормональных механизмов
  11. Роль сердечно-сосудистой системы при формировании стрессорных реакций
  12. Значение нервной системы в преодолении стресса
  13. 1.2. Психологического стресса
  14. 1.2.1. Введение понятия психологического (эмоционального) стресса
  15. 1.2.2. Особенности психологического стресса
  16. 1.2.3. Дифференцировка стресса и других состояний
  17. Вопросы и задания для проверки усвоения знаний
  18. Глава 2 Формы проявления стресса и критерии его оценки
  19. 2.1. Формы проявления стресса
  20. 2.1.1. Изменение поведенческих реакций при стрессе
  21. 2.1.2. Изменение когнитивных процессов при стрессе
  22. 2.1.3. Изменение физиологических процессов при стрессе
  23. 2.1.4. Эмоциональные проявления стресса
  24. 2.2. Оценка уровня стресса
  25. 2.2.1. Объективные методы оценки уровня стресса
  26. Оценка состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма
  27. Анализ активности вегетативной нервной системы
  28. Оценка психомоторных реакций организма человека при стрессе
  29. 2.2.2. Субъективные методы оценки уровня стресса
  30. Психологические тесты (бланковые и проективные)
  31. Интроспекция (самомониторинг внутреннего состояния при стрессе)
  32. 2.2.3. Прогноз уровня стресса
  33. Глава 3 Динамика стрессовых состояний
  34. 3.1. Общие закономерности развития стресса
  35. 3.1.1. Классическая динамика развития стресса
  36. 3.1.2. Влияние характеристик стрессора на уровень стресса
  37. 3.1.3. Развитие психологического стресса на примере развития экзаменационного стресса
  38. 3.2. Факторы, влияющие на развитие стресса
  39. 3.2.1. Врожденные особенности организма и ранний детский опыт
  40. Генетическая предрасположенность
  41. Характер протекания беременности у матери
  42. Тип высшей нервной деятельности
  43. Ранний детский опыт
  44. 3.2.2. Родительские сценарии
  45. 3.2.3. Личностные особенности
  46. Характер человека и черты личности
  47. Уровень самооценки
  48. Направленность человека, его установки и ценности
  49. 3.2.4. Факторы социальной среды
  50. Социальные условия и условия труда
  51. Ближнее социальное окружение
  52. 3.2.5. Когнитивные факторы
  53. Уровень сензитивности
  54. Умение анализировать свое состояние и факторы внешней среды
  55. Прошлый опыт и прогноз будущего
  56. 3.3. Негативные последствия длительного стресса
  57. 3.3.1. Психосоматические заболевания и стресс
  58. 3.3.2. Посттравматический синдром
  59. Глава 4 Причины возникновения психологического стресса
  60. 4.1. Субъективные причины возникновения психологического стресса
  61. 4.1.1. Несоответствие генетических программ современным условиям
  62. 4.1.2. Стресс от реализации негативных родительских программ
  63. 4.1.3. Стресс, вызванный когнитивным диссонансом, и механизмы психологической защиты
  64. 4.1.4. Стресс, связанный с неадекватными установками и убеждениями личности
  65. Оптимизм и пессимизм
  66. Политические и религиозные установки
  67. Установки – метамодели реальности
  68. 4.1.5. Невозможность реализации актуальной потребности
  69. 4.1.6. Стресс, связанный с неправильной коммуникацией
  70. 4.1.7. Стресс от неадекватной реализации условных рефлексов
  71. 4.1.8. Неумение обращаться со временем (стресс и время)
  72. Неадекватные временные границы как причина стресса
  73. Стресс от неэффективного использования времени и его преодоление
  74. Стресс от неумения наслаждаться временем
  75. 4.2. Объективные причины возникновения психологического стресса
  76. 4.2.1. Условия жизни и работы (постоянные компоненты существования)
  77. 4.2.2. Взаимодействие с другими людьми
  78. 4.2.3. Политические и экономические факторы
  79. 4.2.4. Чрезвычайные обстоятельства
  80. 4.3. Каузальная классификация стрессоров 4.3.1. Степень подконтрольности стрессора
  81. 4.3.2. Локализация стрессора
  82. 4.3.3. Пути преодоления стрессоров различного типа
  83. Глава 5 Особенность профессиональных стрессов
  84. 5.1. Общие закономерности профессиональных стрессов
  85. 5.1.1. Профессиональный стресс
  86. 5.1.2. Феномен профессионального выгорания
  87. 5.2. Примеры профессиональных стрессов
  88. 5.2.1. Учебный стресс
  89. 5.2.2. Спортивный стресс
  90. 5.2.3. Стресс медицинских работников
  91. 5.2.4. Стресс руководителя
  92. Литература
  93. Глава 6 Методы оптимизации уровня стрессов
  94. 6.1. Общие подходы к нейтрализации стресса
  95. 6.2. Способы саморегуляции психологического состояния во время стресса
  96. 6.2.1. Аутогенная тренировка
  97. 6.2.2. Метод биологической обратной связи
  98. 6.2.3. Дыхательные техники
  99. 6.2.4. Мышечная релаксация
  100. 6.2.5. Рациональная психотерапия
  101. 6.2.6. Диссоциирование от стресса
  102. 6.2.7. Использование позитивных образов (визуализация)
  103. 6.2.8. Нейролингвистическое программирование
  104. 6.2.9. Физические упражнения
  105. 6.2.10. Религия как способ борьбы со стрессами
  106. 6.2.11. Медитация
  107. 6.3. Тактика борьбы со стрессом в зависимости от времени его наступления
  108. 6.4. Устранение причин стресса путем совершенствования поведенческих навыков
  109. 6.4.1. Коммуникативные навыки
  110. 6.4.2. Уверенное поведение
  111. 6.4.3. Эффективное целеполагание как метод профилактики стрессов
  112. Алгоритм постановки жизненных целей
  113. Заключение
  114. Приложения
  115. Приложение 1 Тесты
  116. Тест на стрессоустойчивость [43]
  117. Анализ стиля жизни ( Бостонский тест на стрессоустойчивость)
  118. Тест самооценки стрессоустойчивости С. Коухена и Г. Виллиансона
  119. Тест на учебный стресс [46]
  120. Умеете ли вы быть счастливым? [47]
  121. Шкала самооценки тревоги Цунга [48]
  122. Тест личностной тревожности (Спилбергера) [49]
  123. Опросник иерархической структуры актуальных страхов (ОАС)
  124. Тест на профессиональный стресс [51]
  125. Причины стресса в вашей работе [52]
  126. Шкала ситуативной тревожности (Спилбергера) [53]
  127. Вегетативные проявления стресса [54]
  128. Тест САН (самочувствие, активность, настроение) [55]
  129. Комплексная оценка проявлений стресса [56]
  130. Приложение 2 Ответы к тестовым заданиям
  131. Приложение 3 Тематические планы, программа, вопросы к экзамену
  132. Примерная программа по курсу «Психология стресса»
  133. Программа курса
  134. Примерные вопросы к экзамену для студентов дневного отделения
  135. Приложение 4 Программа семинарских занятий и темы рефератов по темам курса «Психология стресса и методы его коррекции»
  136. Приложение 5 Упражнения и практические занятия по курсу «Психология стресса и методы его коррекции»
  137. Глава 1. Стресс как биологическая и психологическая категория
  138. Глава 2. Оценка уровня стресса
  139. Глава 3. Динамика стресса
  140. Глава 4. Причины возникновения стрессов
  141. Глава 5. Виды стрессов
  142. Глава 6. Методы оптимизации уровня стресса
  143. Дыхательные техники
  144. Мышечная релаксация
  145. Рациональная психотерапия
  146. Использование позитивных зрительных образов (визуализация)
  147. Предметный указатель
  148. Примечания

www.e-reading.club

Читать онлайн «Психология стресса и методы коррекции» автора Щербатых Юрий Викторович — RuLit — Страница 7

8. Калуев А. В. Проблемы изучения стрессорного поведения. Киев, 1999, с. 6—39.

9. Марищук В. Л., Евдокимов В. И. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. СПб.: Издательский дом «Сентябрь». 2001, с. 52—60; 81—85.

10. Меерсон Ф. 3. Адаптация организма к стрессовым ситуациям и предупреждение нарушений ритма сердца // Успехи физиологических наук. 1987. Т. 18. № 4, с. 56—79.

11. Мойкин Ю. В., Киколов А. И., Тхоревский В. И., Милков Л. Е. Психофизиологические основы профилактики перенапряжения. М.: Медицина, 1987, с. 3—256.

12. Ноздрачев А. Д., Щербатых Ю. В. Физиология и психология страха // Природа. 2000. № 5, с. 61—67.

13. Пряжников Н. С, Пряжникова Е. Ю. Психология труда и человеческого достоинства. М.: Академия, 2004, с. 243.

14. Симонов П. В. Теория отражения и психофизиология эмоций. М.: Наука, 1970, с. 8—48.

15. Симонов П. В. Психофизиологический стресс космического полета // Основы космической биологии и медицины. М.: Наука, 1975. Т. 2. Кн. 2, с. 158—172.

16. Суворова В. В. Психофизиология стресса. М: Педагогика, 1975, с. 3—208.

17. Судаков К. В. Системные механизмы эмоционального стресса. М.: Медицина, 1981, с. 5—232.

18. Судаков К. В. Индивидуальная устойчивость к стрессу. М., 1998, с. 3—268.

19. Хананашвили М. И. Информационные неврозы. Л.: Медицина, 1978, с. 3—143.

20. Черкович Г. М. Опыт воспроизведения невроза у обезьян путем экспериментального изменения суточного режима // Бюллетень экспериментальной биологии. 1959. Т. 48. № 8, с. 21—24.

21. Щербатых Ю. В. Экзамен и здоровье студентов // Высшее образование в России. 2000. № 3, с. 111—115.

22. De Quattro V. L. Stress overload-and catecholamine response-demand neutralizing antihypertensive therapy // Heart and Circ. 1988. V. 3, Suppl. № 2. P. 6—7.

23. Folkman S., Schaefer C, Lazarus R. S. Cognitive processes as mediators of stress and coping / V. Hamilton, D. W. (Eds.) Human stress and cognition: An information processing approach. N. Y.: Willey, 1979. P. 265—298.

24. Lannone V. Stress und Krankheit // Raum und Zeit. 1990. V. 9. № 4. P. 60—62.

25. Lazarus R. S., Launier R. Stress – related transactions between person and environment // L. A. Pervin, M. Levis (Eds.). Perspectives in inreractional psychology. N. Y.: Plenum, 1978. P. 287—327.

26. Stewart-Brown S., Layte R. Emotional health problems are the most important cause of disability in adults of working age: A study in the four counties of the old Oxford region //J. Epidemiol, and Community Health. 1997. V. 51. № 6. P. 672—675.

Глава 2 Формы проявления стресса и критерии его оценки

2.1. Формы проявления стресса

Психологический стресс может проявляться в изменениях различных функциональных систем организма, а интенсивность нарушений может варьировать от небольшого изменения эмоционального настроения до таких серьезных заболеваний, как язва желудка или инфаркт миокарда. Существует несколько способов классификации стрессорных реакций, но для психологов наиболее перспективным является разделение их на поведенческие, интеллектуальные, эмоциональные и физиологические проявления стресса (при этом к физиологическим проявлениям условно относят также биохимические и гормональные процессы). Ранее подобная классификация реакций организма была применена при изучении состояния тревожности, которая часто сопутствует психологическому стрессу. Так, Д. Натт выделяет четыре компонента, играющих важную роль при формировании состояния тревожности:

+ когнитивную сферу (неприятные воспоминания, построение негативных прогнозов);

+ физиологические проявления (тахикардия, потоотделение, тремор);

В соответствии с этим подходом мы также будем отдельно рассматривать поведенческие, интеллектуальные, эмоциональные и физиологические проявления стресса, естественно, понимая, что между этими формами проявления стресса существуют тесные объективные связи.

2.1.1. Изменение поведенческих реакций при стрессе

Для удобства изучения все многообразие поведенческих проявлений стресса можно разделить на четыре группы, что отображено на рис. 5. Нарушения психомоторики могут проявляться:

+ в избыточном напряжении мышц (особенно часто – лица и «воротниковой» зоны);

+ уменьшении скорости сенсомоторной реакции;

+ нарушении речевых функций и т. д.

Рис. 5. Поведенческие признаки стресса.

Под действием стресса мышцы чрезмерно напрягаются, что мешает человеку выполнять точные и экономные движения, и человек тратит избыточное количество энергии на движения, которые ранее выполнялись легко и непринужденно @@@@@7#####. Избыточное напряжение в отдельной группе мускулатуры называют «мышечным зажимом», и они могут быть причиной болей в спине и шее, а также головных болей, включая мигрени. Существует несколько направлений и терапии, направленных на «снятие» таких зажимов и расслабление избыточно напряженных мышц: это прогрессивная мышечная релаксация, биологическая обратная связь и телесно ориентированная психотерапия.

Нарушения режима дня могут выражаться в сокращении сна, смещении рабочих циклов на ночное время, отказе от полезных привычек и замене их на неадекватные способы компенсации стресса.

Профессиональные нарушения могут выражаться в увеличении числа ошибок при выполнении привычных действий на работе, в хронической нехватке времени, в низкой продуктивности профессиональной деятельности. Ухудшается согласованность движений, их точность, соразмерность требуемых усилий.

Нарушения социально-ролевых функций при стрессе выражаются в уменьшении времени, которое уделяется на общение с близкими и друзьями, повышении конфликтности, снижении сензитивности во время общения, появлении различных признаков антисоциального поведения. При этом человек, находящийся в длительном стрессе, меньше учитывает социальные нормы и стандарты, что может проявляться в потере внимания к своему внешнему виду. Дистресс пагубно сказывается и на социальных связях личности с другими людьми. Во время переживания глубокого стресса могут значительно ухудшаться отношения с близкими людьми и коллегами по работе вплоть до полного разрыва, причем основная проблема остается нерешенной, а у людей возникают тяжелые переживания вины и безысходности. Студенты-психологи, оценивавшие поведенческие признаки стресса, вызванного напряженной учебой, наиболее выраженным проявлением стресса назвали снижение работоспособности и повышенную утомляемость. К негативным последствиям учебного стресса были также отнесены нарушения сна и спешка, вызванная постоянной нехваткой времени. Нарушения социальных контактов и проблемы в общении отмечались студентами в числе последствий учебного стресса, однако выраженность этих явлений была не очень большой. При этом степень снижения работоспособности и развития утомления при стрессе зависела от некоторых объективных и субъективных факторов.

В наших исследованиях отмечалась достоверная положительная корреляция между снижением работоспособности студентови такими факторами, как «большая учебная нагрузка», «строгие преподаватели» и «жизнь вдали от родителей» (коэффициенты корреляции 0,41–0,43 при уровне значимости менее 0,01). К субъективным факторам, способствующим снижению работоспособности, можно отнести «излишне серьезное отношение к учебе», «стеснительность и застенчивость» и «проблемы в личной жизни», которые отягощают проявления учебного стресса.

Неадекватные попытки компенсировать стресс выражаются в более интенсивном употреблении алкоголя, повышении ежедневных норм курения, избыточном приеме пищии т. д. (рис. 6).Понашим данным, наиболее распространенным методом снятия стресса у студентов является вкусная еда, затем телевизор, сигареты и алкоголь. Оказалось также, что нередко люди пытаются снизить повышенный уровень стресса засчет агрессивных импульсов, «выплескивая» негативные эмоции на других людей. Близкие данные были получены и у людей, работающих бухгалтерами и экономистами.

www.rulit.me

/ Психология стресса.doc(вопросы на экзамен)

Вопросы для проверки качества знаний по дисциплине

Проблема стресса в жизни современного общества. Основные сферы изучения стресса в прикладных психологических исследованиях.

Различные подходы к изучению стресса: психофизиологический, психиатрический, психологический: отечественная психологическая школа, бихевиоризм, гуманистическая психология, экзистенциальная психология.

Классическая концепция стресса Г. Селье и ее развитие.

Физиологический и психологический стресс, различия в механизмах.

Особенности психологического стресса.

Поведенческие признаки стресса. Интеллектуальные признаки стресса. Физиологические признаки стресса. Эмоциональные признаки стресса.

Виды стресса: внутриличностный психологический стресс; межличностный психологический стресс.

Профессиональный стресс. Психологический климат в рабочей группе. Общая классификация методов оптимизации состояний в профессиональной деятельности.

Семейный психологический стресс. Семейный конфликт, его влияние на развитие стресса.

Стресс в экстремальной ситуации. Формы реакций. Техника неотложной психологической помощи в зависимости от вида реакции.

Общие закономерности развития стресса. Влияние характеристик стрессора на уровень стресса.

Факторы, влияющие на развитие стресса.

Последствия стресса: психосоматические заболевания и посттравматический синдром.

Субъективные причины возникновения психологического стресса. Объективные причины возникновения психологического стресса.

Возрастная специфика стресса. Возрастной кризис как фактор стресса.

Информационный стресс. Новые информационные технологии и организационные источники стресса.

Посттравматическое стрессовое расстройство. Определение. Причины возникновения. Критерии. Проявления. Типы. Методы диагностики.

Объективные методы оценки уровня стресса.

Субъективные методы оценки уровня стресса.

Подходы к прогнозированию стресса и оценки стрессоустойчивости человека.

Здоровый образ жизни и его влияние на стресс. Физическая активность – важный фактор нормализации стресса.

Психологические методы нейтрализации стресса (аутотренинг, медитация, психотерапия).

Нейтрализация стресса при помощи психотерапии. Виды психотерапии, применяемые для уменьшения уровня стресса.

Устранение причин стресса путем совершенствования поведенческих навыков.

Конфликты как источник стрессов. Совершенствование коммуникативных навыков.

Заниженная самооценка как источник стрессов. Формирование уверенного поведения.

Фрустрации как источник стрессов. Эффективное целеполагание.

Постоянный цейтнот как источник стрессов. Тайм-менеджмент.

Деятельность психолога по диагностике и минимизации стресса у клиента.

Деятельность психолога по диагностике и профилактике стресса в организации.

Составила: к.псх.н., доцент Шаймухаметова С.Ф.

studfiles.net

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Navigation