Р лазарус стресс

Ресурсы преодоления стресса

Человечество всегда боялось стрессов, используя для защиты от них ритуалы, амулеты, приметы, заговоры, молитвы, веру в Светлые силы. Все это говорит о том, что человеку всегда хотелось чувствовать себя более защищенным от воздействия неожиданных стрессоров.

Наблюдая за поведением людей в ситуациях стресса, мы видим, что одни легче реагируют на стресс и быстрее восстанавливаются после него, а другие чувствуют себя подавленными и больными, пережив схо­жие ситуации. Можно предположить, что, столкнувшись со стрессом, люди обладали различными ресурсами преодоления. Понятие «пси­хологический ресурс» определено в психологии пока недостаточно.

Р. Лазарус считает, что копинг-поведение является результатом взаимодействия копинг-стратегий и копинг-ресурсов (личностных и средовых) [Lazarus, 1986]. Решающее значение в процессе прео­доления стрессов современные ученые отводят роли именно лич­ностных ресурсов. К ресурсам личности Н. Е. Водопьянова [2005J относит знания, умения, навыки, способности, опыт, модели кон­структивного поведения, дающие возможность человеку быть более адаптивным и стрессоустойчивым.

Использование понятия «ресурс» более традиционно для моде­лей антивыгорания (например, теория консервации ресурсов), чем для теорий стресса. В последнее время ресурсные концепции стрес­са и выгорания завоевывают все большее признание. Это связано с тем, что, используя в повседневной жизни наши ресурсы, мы повы­шаем свою стрессоустойчивость.

Информационная модель стрессоустойчивости, выделяет напри­мер, несколько видов ресурсов.

Когнитивное преодоление — использование позитивного мышле­ния для анализа причин стресса и поиска способов его преодоления, поиск и оценка ресурсов, которые могут быть использованы для прео­доления стресса. Когнитивные последствия стресса — нарушения кон­центрации внимания, расстройства запоминания, ошибки мышления.

Эмоциональное преодоление — осознание и принятие своих чувств и эмоций, овладение социально приемлемыми формами проявления чувств, контроль динамики переживания, устранение застреваний на переживании ситуации и др. Типичными эмоциональными стрессовыми реакциями являются переживания страха, печали, тревоги, беспомощности или гнева.

Поведенческое (деятельностное) преодоление — коррекция стра­тегий, планов и задач деятельности, изменение поведения или дея­тельности. Поведенческие стрессовые реакции — агрессия, бегство, дезорганизация.

Социально-психологическое преодоление — коррекция жизнен­ных ценностей, изменение ролевого поведения, межличностных от­ношений [Куликов, 1995, 2000].

Мы можем использовать ресурсы в момент стресса или «кон­сервировать» их, то есть укреплять свои ресурсы задолго до того, как окажемся в стрессовой ситуации (помогать друзьям, заниматься спортом, вкладывать деньги в собственное обучение и здоровье).

Многие авторы отмечают, что положительное социальное окру­жение (семья, друзья, коллеги) также может быть одним из важней­ших факторов сохранения стрессоустойчивости личности. В связи с этим социальное окружение может рассматриваться как социально-психологический ресурс преодоления стресса [Никифоров, 2002]. Б. Г. Ананьев писал о том, что на психологическую устойчивость личности влияет наличие моральной поддержки и сочувствия со стороны других людей [Ананьев, 1980].

С. Файимеи предложил модель взаимосвязи стресса и под­держки. Каждый человек не только нуждается в системе поддержки, но и несет ответственность за нее. Психологи [Глейтман и др., 2001] от­мечают, что люди, которые получают поддержку от социального окру­жения (друзей, членов семьи), переживают любой стресс с меньшими потерями. Лица, состоящие в полноценном браке и других социальных взаимоотношениях, обладают большей сопротивляемостью болезням по сравнению с теми, кто разведен и одинок. Специалисты, имеющие хотя бы одного друга среди коллег, также менее подвержены стрессу [Fontana, 1995]. Развитию заболевания после эмоционального стресса способствует состояние беспомощности, когда человек чувствует себя одиноким, никому не нужным, считают Г. Енджел и А. Шмале [цит. по: Исаев, 2006]. Именно поэтому социальная поддержка может рас­сматриваться как механизм, снижающий отрицательные последствия стресса. Актуальные житейские обстоятельства, социальная среда вли­яют на подверженность человека стрессу: конфликт между постоянно изменяющимися требованиями социального окружения и возможно­стями индивида удовлетворять их может спровоцировать заболевание.

Социальная поддержка может идти от государственных струк­тур (институционная), по месту работы — от администрации или профсоюзов (корпоративная поддержка), через межличностные от­ношения и неформальные группы (друзья, семья, знакомые). Можно выделить три вида социальной поддержки:

  1. материальная (например, деньги или машина напрокат);
  2. эмоциональная (например, любовь или забота);
  3. информационная (нужная информация или своевременный со­вет).

Социальная поддержка помогает предотвратить развитие дистрес­са (члены семьи и друзья могут вовремя заметить, что наши ресурсы истощаются, и предупредить: «Не делай этого!», «На этой работе у тебя одни стрессы — подумай, может лучше ее поменять?») и смяг­чить переживание негативных последствий стресса. Многочисленные исследования выявили, что люди, имеющие социальную поддержку, меньше подвержены депрессии, лучше учатся, у них ниже уровень хо­лестерина в крови. Исследования показали также, что женщины более склонны искать поддержку у других женщин. Однако не менее важно обучать и мужчин искать и принимать поддержку.

Ресурсы стрессоустойчивости личности

В психологической литературе существует достаточно много классификаций ресурсов [Фромм, 1999; Куликов, 1995; Хобфолл, 1993; Водопьянова, 2005]. Например, Н. Е. Водопьянова и Е. С. Старенкова [2005] включают в понятие ресурсы личности умения и навыки, знания и опыт, модели конструктивного поведения, актуализированные способности, которые дают возможность человеку быть более адаптивным и стрессоустойчивым, успешным и удовлетворенным качеством своей жизни. Большинство авторов выделяют внутренние (личностные) и внешние ресурсы.

Данная классификация может использоваться тренером и как методологическая основа для разработки программы антистрессо­вого тренинга. Любой из приведенных в таблице ресурсов может стать предметом для обсуждения в группе тренинга.

5psy.ru

Глава 1. Теоретический анализ научной литературы по проблеме стресса и стрессоустойчивости

1.1 Понятие стресса и стрессоустойчивости

1.2 Взаимосвязь стресса и физиологических свойств организма

1.3 Обзор работ ученых, рассматривающих проблему стресса и стрессоустойчивости

Глава 2. Опытно – исследовательская работа по проблеме стресса и стрессоустойчивости

1.1 Результаты исследования стресса

1.2 Рекомендации по проблеме стресса и стрессоустойчивости

Стресс. Этот научный термин звучит теперь всюду – на работе и дома, в кругу друзей, в книгах и телепередачах.

Распространенная прежде фраза, что «все болезни от нервов» трансформировалась – «все болезни от стрессов». И не без основания. По данным Всемирной организации здравоохранения, 45% всех заболеваний связано со стрессом, а некоторые специалисты считают, что эта цифра в 2 раза больше (14, 3).

Врачи подразумевают под стрессом физиологические механизмы нагрузок, специалисты менеджмента – воздействие социальных факторов; обыватели – все, что мешает им жить. Психологи также неоднозначно относятся к этому понятию, но чаще всего под стрессом (от англ. Stress – давление, напряжение) понимают эмоциональное состояние, возникающее в ответ на экстремальное воздействие (13, 79).

Проблема стресса сегодня, когда ритм жизни становится все более интенсивным, всем нам приходится приспосабливаться к условиям существования на нашей тесной планете со всеми столь разнообразными, надеждами, ожиданиями и требованиями ее обитателей, актуальна как никогда. Конечно, люди испытывали стресс всегда и нельзя говорить о том, что эта способность организма появилась недавно, но актуальность данной проблемы сегодня неоспорима.

Цель данной работы: изучение проблемы стресса и стрессоустойчивости.

Объектом исследования является стресс. Предмет исследования: стресс и стрессоустойчивость и их проявления.

К задачам данной работы относится: 1) рассмотреть понятие и основные характеристики стресса, 2) дать определение понятию стрессоустойчивости, 3) рассмотреть методологические исследования по проблеме стресса, 4) провести опытно-исследовательскую работу по проблеме стресса и стрессоустойчивости.

Работа состоит из введения, трёх глав, рекомендаций и заключения. В первой главе определение понятию стресса и расшифровка свойств стресса; во второй главе мы рассматриваем методологические исследования; третья глава посвящена опытно-исследовательской работе по проблеме стресса и стрессоустойчивости.

Глава 1. Теоретический анализ научной литературы по проблеме стресса и стрессоустойчивости

1.1 Понятие стресса и стрессоустойчивости

В переводе с английского языка «стресс» обозначает давление, натяжение, усилие, а также внешнее воздействие, создающее это состояние. Предполагается, что английское слово «stress» происходит от латинского «stringere» — затягивать (14,9).

Понятие «стресс» подвергалось со временем существенным изменениям и стало более широким. Слово «стрессор» стало обозначать не только физическое, но и чисто психологическое воздействие, а слово «стресс» — реакцию не только на физически вредные воздействия, но и на любые события, вызывающие отрицательные эмоции (14,11).

Научные статьи о стрессе, как правило, начинается с жалоб на отсутствие четких определений, а в словарях дается не какое-то одно, а множество сосуществующих. В кратком Оксфордском словаре – пять определений стресса, среди них есть следующие: побуждающая и принуждающая сила; усилие или большая затрата энергии; силы, оказывающие воздействие на организм.

Селье выделил три стадии стресса. Первая – реакция тревоги, выражающаяся в мобилизации всех ресурсов организма. За ней наступает стадия сопротивления, когда организму удается (за счет предшествующей мобилизации) успешно справится с внешними воздействиями. В этот период может наблюдаться повышенная стрессоустойчивость. Если же действие вредоносных факторов долго не удается устранить и преодолеть, наступает третья стадия – истощение. Приспособительные возможности организма снижаются. В этот период он хуже сопротивляется новым «вредностям», увеличивается опасность заболевания (13, 83).

Позднее Селье предложил различать два вида стресса дистресс (от английского слова distress – истощение, несчастье) и эустресс. Сам по себе эустресс Селье стал рассматривать как положительный фактор, источник повышения активности, радости от усилия и успешного преодоления. При эустрессе происходит активизации процессов самосознания, осмысления действительности, памяти. Дистресс же наступает лишь при очень частых и чрезмерных стрессах, в таких сочетаниях неблагоприятных факторов, когда преобладает не радость преодоления, а чувство беспомощности, безнадёжности, сознание чрезмерности, непосильности и нежелательности, «обидной несправедливости» требуемых усилий (13, 80).

В последние годы отмечают условность полного разделения физиологического и психического стресса. Физиологический стресс связан с реальным раздражителем. Психологический стресс характерен тем, что во время него человек оценивает предстоящую ситуацию на основе индивидуальных знаний и опыта, как угрожающую, трудную. В свою очередь психологический стресс делится на информационный и эмоциональный. Информационный стресс развивается тогда, когда возникает информационная перегрузка, т.е. человек не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе при высокой степени ответственности. Для этого вида стресса характерно ухудшение памяти, снижение концентрации внимания и усиление отвлекаемости.

Эмоциональный стресс появляется в ситуациях угрозы, опасности, обиды и т.д., когда человек в течение длительного времени остаётся один на один со своими переживаниями. При этом отмечается рост напряжения, беспокойства, тревоги. Ухудшается сон. Аккуратные люди могут стать неряхами, а общительные – замкнутыми. Возможно как появление депрессии, беспомощности, так и эмоциональных взрывов. Этот вид стресса опасен тем, что в его проявлении возникают мысли и фразы, содержащие угрозу самоубийства (13, 83).

Но какие бы определения не давали разные авторы, всегда в качестве центрального звена стресса предполагается та самая неспецифическая реакция организма, имеющая независимо от причины стресса, свои закономерности развития. Попробуем разобраться в этом центральном (физиологическом и биохимическом) звене стресса, чтобы понять каким образом психические переживания, эмоциональные реакции переходят в телесные расстройства: болезни всех органов или общее физическое недомогание.

Возникающее при стрессе сложные физиологические и биохимические сдвиги – это проявление древней, сформировавшейся в ходе эволюции оборонительной реакции, или как её называют, «реакции борьбы и бегства».

Эта реакция мгновенно включалась у наших предков при малейшей угрозе, обеспечивая с максимальной быстротой мобилизацию сил организма, необходимых для борьбы с врагом или бегства от него (14,12).

Если говорить о стрессоустойчивости, то, прежде всего, определим это понятие. Б.Х. Варданян определяет стрессоустойчивость как особое взаимодействие всех компонентов психической деятельности, в том числе эмоциональных. Он пишет, что стрессоустойчивость «. можно более конкретно определить как свойство личности, обеспечивающее гармоническое отношение между всеми компонентами психической деятельности в эмоциогенной ситуации и, тем самым, содействующее успешному выполнению деятельности» (2, 24).

На одну из существенных сторон стрессоустойчивости обращает свое внимание П.Б. Зильберман, говоря о том, что устойчивость может быть нецелесообразным явлением, характеризующим отсутствие адекватного отражения изменившейся ситуации, свидетельствующим о недостаточной гибкости, приспособляемости. Он же предлагает свою и, на наш взгляд, одну из самых удачных трактовок стрессоустойчивости, понимая под ней «..интегративное свойство личности, характеризующееся таким взаимодействием эмоциональных, волевых, интеллектуальных и мотивационных компонентов психической деятельности индивидуума, которое обеспечивает оптимальное успешное достижение цели деятельности в сложной эмотивной обстановке» (5, 20).

Таким образом, стрессоустойчивость – это самооценка способности и возможности преодоления экстремальной ситуации связана с ресурсом личности или запасом, потенциалом различных структурно-функциональных характеристик, обеспечивающих общие виды жизнедеятельности и специфические формы поведения, реагирования, адаптации и т.д.

Как следует из приведенных определений стрессоустойчивости, данный феномен (качество, черта, свойство) рассматривается в основном, с функциональных позиций, как характеристика, влияющая на продуктивность (успешность) деятельности.

Итак, стресс – это психофизиологическая реакция, которая является неотъемлемой частью нашей жизни. Избежать его в условиях нашего существования невозможно, да это не всегда и надо, т.к. стресс имеет способность закалять психику человека и подготавливать его к более сложным ситуациям в будущем. Каждый человек имеет свое понятие о стрессе, каждый переживает то или иное происшествие по-разному, поэтому говорить о том, что «вот это» надо избегать, а «вот это» надо пережить, нельзя.

1.2 Взаимосвязь стресса и физиологических свойств организма

Нервная система – это разветвлённая сложная сеть нервных клеток – нейронов и их отростков. Нейроны обеспечивают поступление сигналов от органов чувств в центр мозга, а от мозговых центров к мышцам и другим системам организма. Передачу возбуждения от одной клетке к другой обеспечивают специальные вещества, называемые медиаторами (посредниками).

Регуляцию работы внутренних органов процессов обмена, кровообращения, пищеварения, дыхания, выделения осуществляет вегетативная нервная система. Деятельность вегетативной нервной системы направлена на сохранение постоянство внутренней среды – гомеостаза. Стресс вызывает, прежде всего, активацию симпатической нервной системы. Такая активация происходит рефлекторно при любом эмоциональном возбуждении, необязательно отрицательном. Однако само по себе подобное возбуждение еще не оказывает болезнетворного действия, поскольку резервы медиаторов в нервных окончаниях при длительном раздражении быстро истощаются. Для развития стресса необходимо включение главного физиологического и биохимического звена стресса – «реакции борьбы или бегства».

При такой реакции происходит рефлекторная активация коры надпочечников и «вторичные» мощный выброс в кровь адреналина и норадреналина. Состояние, возникающее при повышении уровня содержания этих веществ в крови сходно с состоянием возбуждения под влиянием внешних эмоциональных раздражителей: повышается артериальное давление, сужаются сосуды, учащается пульс и дыхание, повышается уровень холестерина. Частое повторение этих реакций может привести к развитию гипертонии, язвы желудка и другим поражением внутренних органов.

При достаточно сильных и частых стрессах в реакцию дополнительно вовлекаются эндокринные системы, действие которых является еще более длительным и может влиять отрицательно на внутренние органы. Усиленный выброс адреналина и норадреналина в кровь и был необходим для быстрого развития мышечной активности (14,13).

В наши дни стресс чаще всего вовсе не требует от человека энергичных физических действий – требует скорее подавление активности, чем её проявление, и в результате поражаются органы. Вредное действие стресса, однако, этим не ограничивается. Первоначальный выброс истощает запас гормонов в коре надпочечника: начинается их поспешная «заготовка», а через некоторое время после стресса достаточно даже слабого воздействия, чтобы началось их поспешное выделение. Этот биохимический механизм и обусловливает те всем хорошо известные ситуации, когда после трудного дня, после неприятности на работе возникают срывы по мелочам на близких.

Если после каждого стресса – в самой стрессогенной ситуации или вскоре после неё – требовалась физическая активность, избыток адреналина и норадреналина был бы потрачен на её обеспечение и стресс мог бы не иметь вредных последствий (14, 15).

Таким образом, физическая активность – необходимое и действенная защита против возникновения дистресса. Другое, столь же необходимое средство защиты, направленное против истощения возбуждаемых при стрессе нейроэндокринных систем, на усиление восстановительных процессов, на снижение общей чувствительности к стрессам, – это расслабление. Если же защитные меры не принимаются или оказываются недостаточными, а стрессы повторяются, приводя к чувству беспомощности, отчаяния, то возникает дистресс – так называемые психосоматические заболевания (поражение отдельных органов или систем) или общее недомогание, плохое настроение и т.д. (14, 15)

В возникновении и течении стресса обнаруживаются три взаимодействующих звена: 1) оценка стрессогенного события, в которой нередко сталкиваются эмоции и рассудок; 2) физиологические и биохимические реакции на само событие и на его оценку; 3) действие, поведенческие реакции, направленные на устранение причин и последствий стресса и имеющие целью избежать его в будущем.

Сердечно – сосудистые заболевания (гипертония, ишемическая болезнь), а также сосудистые (мигрень, болезнь Рейно) чаще всего рассматривают как следствие повторных сосудосуживающих симпатических реакций при стрессе.

Влияет стресс и на возникновение аллергических заболеваний. Напряжение мышц, связанное со стрессом, вызывает различные патологические симптомы: головные боли, боли в пояснице, мышцах шеи. Типичной «мишенью» стресса является кожа. Не проявляясь в каком-то конкретном заболевании, хронические стрессы могут приводить к постоянному подавленному настроению. Плохая работоспособность, вялость, пассивность, бессонница – все это следы деятельности дистресса. Такое состояние Авиценна характеризовал, как «не здоровое, но и не больное». Трудное засыпание и еще более мучительное пробуждение…Нередко – чувство «тупой щемящей тоски, которая нападает на человека в предчувствии загадочной и ничем не мотивируемой угрозы, тоски беспредметной, самой себя питающей, почти осязаемой». В итоге возникает ощущение, что жизнь в тягость (14, 16).

Из всего выше сказанного следует, что стресс – это реакция физического происхождения. Имеет последствия не только психологического характера. Стресс может «уничтожить» человека изнутри.

1.3 Обзор работ ученых, рассматривающих проблему стресса и стрессоустойчивости

Впервые слово «стресс» встретилось в 1303 году в стихах поэта Роберта Маннинга: «…эта мука была манной небесной, которую господь послал людям, прибывавшим в пустыне сорок зим и находившимся в большом стрессе».

В литературу по медицине и психологии слово «стресс» попало больше полувека назад. В 1936 году в журнале «Nature», в разделе «Письма к редактору», было опубликовано короткое сообщение канадского физиолога Ганса Селье (тогда еще никому неизвестного) под названием «Синдром, вызываемый разными повреждающими агентами» (14,9).

Еще будучи студентом, Селье обратил внимание на тот факт, что различные инфекционные заболевания имеют сходное начало: общее недомогание, потеря аппетита, температура, озноб, ломота и боли в суставах. Селье предположил, что существует общая неспецифическая реакция организма на любую «вредность», направленная на мобилизацию защитных сил организма. Эту реакцию он назвал стрессом. Учение о стрессе в настоящее время получило достаточно широкую известность. Ещё исследования В. Кеннона (1927,1929) показали, что организм стремится обеспечить постоянство (гомеостазис) своей внутренней среды (14,10).

Термин «стресс» и его расшифровка первоначально были изложены всё тем же Г. Селье (1950,1960), который показал независимость процесса приспособления от характера раздражения или нагрузки. Воздействия могут быть самыми различными, но независимо от своих особенностей ведут к цепи однотипных изменений, обеспечивающих приспособление.

В соответствии с системным подходом, в наше время, стресс изучается с позиций физиологического, психологического, и поведенческого уровней. Одна из первых таких попыток была предпринята Р. Лазарусом. Стресс физиологической природы представляет собой, по мнению автора, непосредственную реакцию организма, сопровождающуюся выраженными физиологическими сдвигами на воздействие различных внешних и внутренних стимулов физико-химической природы. При этом величина физиологического стресса зависит от интенсивности воздействующего агента. Отличительные особенности психологического стресса заключаются в том, что он вызывается психическими стимулами, которые оцениваются как угрожающие. Именно Р. Лазарус, развивая учение о стрессе (1956, 1970), выдвинул концепцию, согласно которой разграничивается физиологический стресс и психический (эмоциональный) стресс (18, 11).

Представители первого направления рассматривают стресс как порождение внешней ситуации или, как определяет Л.М. Аболин, эмоциональная ситуация отождествляется со стрессором. Иначе говоря, стресс воспринимается как реакция на какие-либо воздействия, или как сами эти воздействия (1, 15).

На наш взгляд, объективистский подход не учитывает того, что внешние напряженные условия являются стрессогенными только потенциально и не обязательно приведут к развитию стресса.

Субъективисты обозначают свой подход как интеракционную проблему, и представитель данного направления Н. Эндлер (1989), рассуждая о любых проявлениях личности, в том числе о стрессе, отмечал в нем специфический способ взаимодействия субъекта с самим собой и с окружающей средой.

Основоположником субъективистского подхода считается уже упоминавшийся нами ранее Р. Лазарус, который обусловливал стресс двумя личностными особенностями:

1) представлениями о мире и себе и способностью брать на себя обязательства;

2) представлением о своих способностях влиять на последствия (7, 39).

Похожие представления об эмоциональном стрессе можно найти и у В.Э. Мильмана (1980), который рассматривает стресс, как функцию двух факторов: величины потребности в достижении и субъективной оценки вероятности достижения (10,73).

Обобщая различные взгляды на природу стресса в современной научной литературе, можно сказать, что термин «стресс» используется, по крайней мере, в трех значениях. Во-первых, понятие стресс может определяться как любые внешние стимулы или события, которые вызывают у человека напряжение или возбуждение. В настоящее время в этом значении чаще употребляются термины «стрессор», «стресс-фактор». Во-вторых, стресс может относиться к субъективной реакции и в этом значении он отражает внутреннее психическое состояние напряжения и возбуждения. В-третьих, стресс может быть физической реакцией организма на предъявляемое требование или вредное воздействие.

Известный исследователь стресса Г.Селье отмечает, что слово «стресс», так же как «успех», «неудача» и «счастье», имеет различное значение для разных людей. Поэтому дать его определение довольно трудно, хотя оно и вошло в нашу обыденную речь (8, 64).

В последние годы проблема изучения нормы и предболезни привлекала к себе внимание многих исследователей. Например, академик О.Г. Газенко пишет: «…Особенно сложной является оценка состояния на грани так называемых норм и патологии, когда ещё не развилось какое-либо конкретное заболевание, но равновесие между организмом и средой явно нарушено и состояние не может быть квалифицированно, как нормальное» (18, 5).

В 1979 г. была опубликована монография профессора Р.М. Баевского «Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии», которая рассматривает проблему стресса с точки зрения науки. Также заметно активизировались изучение и попытки систематизации переходных состояний психиатрами и психоневрологами (Н.Д. Лакосина, С.Б. Семитов, В.Я. Семке, Б.В. Шостакович).

Проблемой стресса занимаются так же спортивные психологи. Особенно интересны исследования тех психологов и психогигиенистов, которые по своей работе заняты наблюдением практически здоровых лиц, чья деятельность проходит в чрезвычайно напряжённых условиях с особо сложными требованиями к механизму приспособления организма. С представителями такого рода деятельности связана работа спортивных психологов и психогигиенистов. Потому представляют интерес последние работы в спортивной психологии. За последние десятилетие вышло немало книг по спортивной психологии: и ряд переводных монографий, и международный сборник «Стресс и тревога в спорте», и несколько работ советских авторов. К несомненным успехам можно отнести сборник «Стресс и тревога в спорте» (составитель Ю.Л. Ханин) и монографию Г.Д. Горбунова «Психопедагогика в спорте». Эти книги играют несомненную положительную роль в просвещении тренеров и спортсменов в подготовке их к совместной работе с психологом. Это само по себе очень важно, т.к. почти в каждой книги звучит мыли о том, что тренеры не понимают психологов, не могут сформулировать свои задания, не перенимают доступные им самим новые методы в работе (18, 6).

Недостатком большинства книг является отсутствие единой теоретической концепции, главного направления работы, нацеленной на практическую эффективность. Лишь В.А. Плахтиенко и Ю.М. Блудов в книге «надежность в спорте» представляют материал с позиции теории надёжности, а Б.А. Вяткин в работе «Управление психическим стрессом в спортивных соревнованиях» — психического стресса. Отсутствие единой и сходной позиции приводит к таким различиям мнений, которые порой выглядят абсурдом. В.А. Плахтиенко и Ю.М. Блудов наглядно демонстрируют это, показывая, что за период с 1977 по 1980 год разными авторами дано 14 определений такого кардинального для спорта понятия, как надёжность. И если такая путаница находится в исходной терминологии, то приходится ли удивляться, что даже основной смысл работы психолога в спортивной команде трактуется разными авторами по-разному.

Л. Леви (1967) обнаружил положительную корреляцию между интенсивностью эмоционального возбуждения, выделением адреналина и норадреналина с мочой. Ф. Элмадьян и др. (1957) указывали на такие же результаты, сравнивая выделения катехоламинов во время напряженных ситуаций у хоккеистов и боксёров. В современных исследованиях, оценивая травмирующее воздействие различных неблагоприятных факторов, возникающих в экстремальных ситуациях, на психическую деятельность человека, выделяют непатологические психоэмоциональные реакции и патологические состояния (психогении) (18,10).

В последнее время ученые и практики разрабатывают специальные рекомендации для представителей стрессогенных профессий, спортсменов и люде, которые наиболее часто подергаются стрессам в целях повысить психологическую устойчивость этих общества.

В работах, где изучаются психологические проблемы стресса доказывается зависимость поведения во время стресса от степени значимости ситуации, от психологической структуры личности (отношение человека к трудностям в работе, успеху и неудаче, уверенности и неуверенности в своих силах, направленности личности, уровня ее притязаний и реальных возможностей и т.п.

Помимо работ по стрессу в спорте встречаются работы некоторых ученых по стрессу в профессиональной деятельности. Центральным понятием в литературе по профессиональному стрессу является понятие контроля (то есть оценки и коррекции) способов и результатов деятельности. В работах Р.А. Каразек, посвященных созданию общей теории стресса рабочего места, на основании исследований проблемы контроля выдвинута гипотеза, что переживания стресса возникают при взаимодействии между двумя факторами — ответственностью и контролем («широта работы» и «психологические требования»). Высокую напряженность имеет такая профессия, в которой индивид при большой ответственности имеет недостаточный контроль над способами и результатами выполнения заданий.

Из всего выше нами сказанного можно сделать вывод, что понятие стресса рассматривалось в разное время и в разных направлениях и науках, например, в спорте и в профессиональной деятельности человека. Именно поэтому, как нам кажется, нет одного определенного понятия стресса. Стресс в разное время и в разных направлениях определяется по-разному.

Глава 2 . Опытно – исследовательская работа по проблеме стресса

2.1 Результаты исследования стресса

В данной работе мы использовали методику выявления степени подверженности стрессорным воздействиям, составитель которой Е.А. Тарасов (17, 18). Цель данной методики: выявление степени подверженности стрессам и их вредоносных последствий.

Испытуемым необходимо ответить на 20 вопросов теста, давая один из четырёх возможных вариантов ответов:

а) почти никогда,

1) Вас легко раздражают мелочи, пустяки?

2) Вы нервничаете, когда приходится кого-нибудь ждать?

3) Вы способны обидеть кого-нибудь, когда сердитесь?

4) Вы не переносите критики, выходите из себя?

5) Вы краснеете, попав в неловкое положение?

6) Если вас кто-то толкает в транспорте, то отвечаете ли вы тем же или говорите что-нибудь грубое?

7) Вы всегда приходите на встречу заранее или опаздываете на неё?

8) Вы заполняете всегда чем-нибудь всё своё свободное время?

9) Вы не умеете терпеливо выслушивать других, вставляя реплики?

10) Вы неважно чувствуете себя по утрам?

11) Вы страдаете отсутствием аппетита?

12) Вы бываете беспокойны без видимой причины?

13) Вы постоянно чувствуете себя уставшим, не можете отключиться от переживаний?

14) После продолжительного сна вы чувствуете себя не важно?

15) У вас бывают боли в спине и шее?

16) Вам кажется, что у вас не в порядке сердце?

17) Вы часто барабаните пальцами по столу, а когда сидите – покачиваете ногой?

18) Вы мечтаете о признании, хотите, чтобы вас хвалили за то, что вы делаете?

19) Вы считаете себя во многом лучше других, хотя этого никто не признает?

20) Вы не соблюдаете диету, ваш пищевой рацион крайне не постоянен?

Критерии оценки: а) – 1 балл; б) – 2; в) – 3; г) – 4.

Теперь необходимо подсчитать набранные баллы и оценить состояние каждого испытуемого.

Если у вас до 30 баллов, то это может означать, что вы живете спокойно и размерено, разумно и прагматично, успевая справляться с проблемами, которые возникают. Вы не страдаете ни от ложного честолюбия, ни от чрезмерной скромности. Было бы неплохо проверить ваш ответы с человеком, который вас хорошо знает – люди с такой маленькой суммой баллов, скорее всего, видят себя в розовом цвете.

Если вы набрали от 31 до 46 баллов, то ваша жизнь, наверняка, наполнена деятельностью и напряжением. Порой вы страдаете от стрессов (в первую очередь из-за стремления чего-то ещё достичь). По всей видимости, вы не измените своего образа жизни, но попробуйте оставить немного времени и для себя, для укрепления своей психологической защиты.

Если вы набрали от 47 до 60 баллов, то это может означать, что ваша жизнь – это беспристрастная борьба. Вы честолюбивы и мечтаете о солидной карьере. Для вас мнение других чрезвычайно важно, и это держит вас в постоянном напряжении. Если вы будете продолжать в том же духе, то многого можете добиться, но вряд ли вам это доставит радость, постарайтесь избегать лишних споров, усмиряйте свой гнев, вызванный мелочами, не пытайтесь добиваться максимального результата.

Если вы набрали от 61 балла и более, то вы похоже живете как водитель машины, который одновременно жмет на газ и на тормоза. Поменяйте образ жизни. Стрессы, которым вы весьма подвержены, угрожают вашему здоровью, всему вашему будущему. Возможно, вам уже пора обращаться за лечебной помощью к соответствующим специалистам.

Средние данные проведённого эксперимента описано в приложении 1.

В нашем эксперименте участвовало 20 человек в возрасте от 19 до 22 лет.

Согласно проведённому эксперименту мы выявили, что 17 человек из 20 набрали от 31 до 46 баллов, и только 3 человека от 46 до 60 баллов. Крайние позиции данного теста затронуты не были, следовательно, опрашиваемые люди хотя бы раз в жизни испытывали стресс, но данное переживание не достигло болезненного уровня.

Среди испытуемых самое большое количество баллов набрал Никита (22 года) – 52 балла, а самое маленькое количество – Маша (19 лет) – 34 балла.

Несколько испытуемых набрало одинаковое количество баллов, из них 4 человека 44 балла, 2 человека 46 баллов и ещё 2 человека 43 баллов

2.2 Рекомендации по проблеме стресса и стрессоустойчивости

Наша жизнь набрала такой бешеный темп, что это начинает угрожать не только нервно-психическому, но и физическому здоровью людей. Учёные не перестают разрабатывать системы и методы, помогающие современному «цивилизованному» человеку не попасть в «стрессорный плен».

Чтобы эффективно справляться со стрессом, необходимо в известной мере усовершенствовать наши психические процессы мышления. Все мы видим мир по-разному, каждый из нас реагирует на окружающую Действительность уникальным образом. Как уже было сказано выше, стрессы для каждого из нас – не одно и то же.

Уровень стресса можно снизить с помощью внутренних механизмов, создающих и удерживающих в нашем сознании ощущения стресса. Если мы страдаем от вспышек гнева, колебаний настроения, подавленности и самоуничтожения, то вполне уместно проверить, в чём причина наших страданий. Психологи установили, что наше восприятие самих себя и окружающего мира зависит от наших внутренних состояний, возникающих раньше, чем мы успеваем понять то, что мы чувствуем. Исследуя эти процессы и состояния, мы убеждаемся в том, что они сменяют друг друга в следующем порядке:1) восприятие (через зрение и слух) событий или ситуаций; 2) интерпретация событий или ситуаций; 3) обдумывание событий или ситуаций в соответствии с нашим представлении о том, какими «должны быть» мы и мир, окружающий нас; 4) эмоциональная реакция на события или ситуации; 5) действия, предпринимаемые в ответ на наши мысли и чувства, вызванные этими событиями или ситуацией (18, 126)

Прежде всего, следует рассказать о тех болезненных проявлениях, которые свидетельствуют о запредельном «запороговом» воздействии стрессов на организм человека, на его нервную систему и психику.

Здесь необходимо обратить особое внимание: любой из перечисленных ниже симптомов может указывать на то, что стрессорные воздействия оказали на вас болезнетворное воздействие и что вам, возможно, уже пора обращаться за помощью к врачам (особенно, в тех случаях, когда сами вы не умеете справиться с результатами стрессорных воздействий). Вот эти болезненные проявления:

1. Приступы головокружений, потемнения в глазах вплоть до полного нарушения сознания.

2. повышенная потливость ладоней.

3. Пароксизмы (приступы) учащенных сердцебиений или «замираний» сердца.

4. «Блуждающие» боли в шее и спине.

5. Постоянные или приступообразные головные боли без значительного изменения артериального давления.

6. Дрожь в руках.

7. Нестабильность артериального давления.

8. Непреодолимое внутреннее беспокойство.

9. Чувство постоянного напряжения.

10. Сонливость днем (17, 22).

Многие ученые, как уже говорилось выше, разрабатывали рекомендации для профилактики появления стрессов. Вот что, к примеру, рекомендуют австралийские специалисты:

1. Полдня в неделю нужно проводить так, как вам нравится.

2. Не реже одного раза в день говорите самому дорогому для вас человеку тёплые слова. Не сомневайтесь, что он скажет вам в ответ то же самое. В нашем суровом мире одно сознание того, что вас кто-то любит, способно защитить от тяжёлых срывов.

3. Два или три раза в неделю давайте себе физическую нагрузку. Упражнения не должны быть изматывающими, но если после занятий вам не понадобился душ, значит вы что-то делали неправильно или же не достаточно тренировались.

4. Пейте побольше воды. Для того, чтобы поддержать тело в хорошей форме, следует выпивать только одной воды не менее 1 – 1,5 литра в день.

5. По меньшей мере, раз в неделю занимайтесь тем, что вам вроде бы «вредно» (можно, например, чуть-чуть нарушить диету, на которой вы сидите, побалуйте себя сладеньким).

6. Не позволяйте расхищать свою жизнь. Будет лучше, если некоторые письма останутся нераспечатанными, а телефонные звонки – без ответа. Бесцеремонные люди крадут часы (даже дни) вашей жизни и создают вам стрессы, заставляя делать то, что вам не нужно и не нравится.

7. Видите дневник, заполняя его интимными подробностями или мелкими событиями дня. Дневник должен помогать вам эффективно планировать свою жизнь и избегать неожиданных неприятностей.

8. Когда вы подавлены или рассержены, занимайтесь интенсивной физической работой: вскопайте огород, раскидайте сугробы, переставьте мебель. Можно отправится загород и покричать там. Подобные неадекватные поступки неплохо защищают человека от стрессов.

9. Съедайте хотя бы по одному банану в день. В них практически все витамины, много микроэлементов, к тому же они обладают высочайшей энергетической емкостью.

10. Купите (если у вас еще нет такого) телефонный аппарат с записывающим устройством или с определителем. Это позволит вам не дергаться из-за каждого звонка и сохранять действительно нужную для вас информацию (17, 24).

Целесообразно пользоваться помощью других людей. Они могут ободрять нас, призывать к порядку и даже делить с нами радость по поводу наших успехов. Обратная связь с другими людьми важна, потому что, распоряжаясь своими собственными жизнями в зрелом возрасте, мы помним: от нас зависит скорость выполнения дел, мы устанавливаем свои стандарты, и это хорошо, когда в твоих делах тебе помогают. Здесь провалов не бывает. Верно говориться, что на ошибках учатся. И при каждой неудаче уместно и полезно спрашивать себя: почему я не достиг своей цели? Какое препятствие помешало мне? Как мне двигаться вперед дальше? Как далеко я уже успел продвинуться? Нам необходимо фиксировать свои достижения и успехи (18, 154).

В нашей работе мы рассмотрели проблему стресса и стрессоустойчивости. Выяснили, что стресс – это часть нашей жизни, с ним надо уметь справляться, но не избегать его. Здравый смысл и житейские наблюдения также подтверждают, что постоянный «уход» от стресса – это не выход, не панацея от болезней. Каждый без труда вспомнит среди своих знакомых тех, кто сохраняет хорошее здоровье, жизнерадостность и отзывчивость, несмотря на беспрерывные, многочисленные стрессы. А другие – болезненны и недоверчивы, хотя стрессов избегают и живут вроде бы без напряжения.

Необходимо помнить, что стресс может «повредить» не только психическое здоровье человека, но и физическую сторону нашего организма. Кстати, уже упоминавшийся Селье выдвинул весьма интересную гипотезу о том, что старение — итог всех стрессов, которым подвергался организм в течение своей жизни

Говоря о стрессе необходимо напомнить, что одним из его факторов является эмоциональная напряженность, которая физиологически выражается в изменениях эндокринной системы человека.

Подводя итог можно напомнить основные черты психического стресса:

1) стресс — состояние организма, его возникновение предполагает взаимодействие между организмом и средой;

2) стресс — более напряженное состояние, чем обычное мотивационное; оно требует для своего возникновения восприятия угрозы;

3) явления стресса имеют место тогда, когда нормальная адаптивная реакция недостаточна.

Итак, стресс – целостная реакция личности на внешние и внутренние стимулы, направленная на достижение полезного результата.

Данное определение стресса не только отвечает принципу системности, но и акцентирует внимание на человеке как личности.

stud-baza.ru

Лекция 1. История развития представлений о явлении стресса. Структура стресса: его составляющие и фазы развития. Виды стресса и его последствия.

История развития представлений о явлении стресса.

Стресс — в этом слове слышится боль, угроза, напряженность. Открывая любое печатное издание, мы найдем в нем статьи, в которых встретятся слова: «напряженность», «стресс», «психологическая травма».

Ос­новоположником учения о стрессе является Ганс Селье (1907 — 1982 гг.). Началом утверждения основ теории стресса считают его знаменитую статью «Синдром, вызываемый различными повреж­дающими агентами», опубликованную в 1936 году. 74 строки этой статьи произвели глубокое впечатление на физиологов, врачей, ecтествоиспытателей, а затем психологов и социологов, и ряда дpyгих специалистов всего мира.

Еще будучи студентом, при подготовке к очередному экзамену, Селье, анализируя систематику заболеваний заметил, что начало болезней часто одинаково. Наш организм в начале разных заболеваний очень, похоже, реагирует на предъявленные ему болезнью требования. Его это заинтересовало, и он решил, что, окончив университет, посвятит этому какую – то часть своего времени. Так и случилось. Отец помог купить ему лабораторию и Селье вплотную занялся научной деятельностью. В результате, Селье пришел к выводу, что самые различные неблагоприятные факторы: холод, тепло, облучение рентгеновскими лучами, инъекция aдреналина, инсулина, чисто физические травмирующие воздействия, боль и многие другие — вызывают обычно одинаковый ответ организма, получивший у Селье название «общий адаптационный синдром» (ОАС). Это и есть стресс.

Явление стресса Селье изучал на крысах. Подвергнув крыс воздействию стрессоров — факторов, спо­собных возбудить стрессовую реакцию, Ганс Селье определил специфические из­менения, происходящие на физиологическом уровне. Он сделал вывод о том, что независимо от источника стресса организм всегда реагирует одинаково. У его крыс появлялось «значительное увеличение коры надпочечников; уменьшение или атрофия тимуса (вилочковой железы), селезенки, лимфатических узлов и других лимфатических структур; практически полностью исчезали эозинофильные клетки (разновидность лейкоцитов); появлялись кровоточащие язвочки в желудке и двенадцатиперстной кишке». Результаты исследований Селье бы­ли впервые опубликованы в его ставшей классической книге «Стресс в нашей жизни».

Ганс Селье определял стресс как «универсальную реакцию организма на раз­личные по своему характеру раздражители». Это значит, что хорошие собы­тия (например, повышение на работе), к которым мы должны приспосабливать­ся, и плохие (например, смерть любимого человека), к чему мы тоже должны приспосабливаться, физиологически выражаются совершенно одинаково.

Исследования Селье оказались настолько интересными и важными, что у него появилась масса последователей. Одним из них был А. Т. У. Симеоне, который описал эволюцию психосоматических заболеваний в своей классической работе «Самонадеянный мозг человека». Симеоне утверждает, что человеческий мозг (в частности, большие полушария) не смог развиться до такой степени, чтобы справляться со стрессами XX века в нужном ритме. Например, когда наша само­оценка находится под угрозой, мозг программирует человека на реакцию борьбы или бегства. Если угроза самооценке исходит из страха публичного выступления, то ни борьба, ни бегство не будут адекватной реакцией на ситуацию. Постепенно наш организм выработал реакцию, которая крайне вредна для него самого. Стрессовый продукт подрывает организм, в результате возникает психосоматическое заболевание.

В дальнейшем исследователи, работавшие после Кэннона, Селье и Симеонса, также изучали влияние стресса на процессы, происходящие в организме. Стю­арт Вулф первым понял, что стресс влияет на функцию пищеварения; Лоуренс ЛеШан изучал влияние стресса на развитие раковых заболеваний; Джордж Энджел прояснил взаимосвязь стресса и язвенного колита; Мейер Фридман и Рэй Розенман установили связь между переживанием стрес­са и ишемической болезнью сердца; а Вулф и Вулфф занимались изучением стресса и головных болей.

Другие же разрабатывали различные способы лечения людей, чьи заболева­ния возникли на почве стресса. Например, Карл Симонтон, утверждавший, что заболеванию раком подвержены люди определенного склада личности, добавил один компонент к существовавшей тогда стандартной процедуре психотерапии. Он заключался в визуализации успешного исхода операции по удалению злока­чественной опухоли. Для некоторых людей, страдавших головными болями, Бадзинский с успехом применял метод биологической обратной связи. Герберт Бенсон, кардиолог, изначально заинтересовался стрессом, изучая трансценден­тальную медитацию вместе с Робертом Китом Уолласом. После Бенсон разработал технику релаксации, сходную с трансцендентной медитацией, и успешно использовал ее для лечения людей с повышенным давлением.

Наиболее существенным недостатком в теории Селье является отрицание ведущей роли центральной нервной системы в происхождении стресса.

Селье и его последователи показали, что синдром ответной физиологической реакции на стресс представляет универсальную модель защитных реакций, направленных на сохранение целостности организма, и одинаков как для человека, так и для животных. Но в отличие от животных, у человека физиологическая реакция может определяться непосредственно не присутствием стресса, а его психологическим воздействием на личность.

По отношению к человеку специфика стресса состоит в сознательной переработке отрицательных эмоций с участием механизмов психологической защиты личности.

Первым попытался разграничить физиологическое и психологическое понимание стресса Р.Лазарус. Он, развивая учение о стрессе, выдвинул концепцию, согласно которой разграничивается физиологический стресс, связанный с реальным раздражителем, и психический (эмоциональный) стресс, при котором человек на основе индивидуальных знаний и опыта оценивает предстоящую ситуацию как угрожающую, трудную.

Другой исследователь, доктор Харольд Вулфф нашел ответ на за­гадку, почему во время Второй мировой войны среди военнопленных, содержав­шихся в немецких лагерях, лишь один человек из ста умер до освобождения, тогда как среди военнопленных, содержавшихся в японских лагерях, до осво­бождения не дожили 33 человека из 100. Учитывая то, что питание и длительность содержания в лагерях было одинаковым, Вулфф обнаружил, что уровень эмоцио­нального стресса в японских военных лагерях был гораздо выше, чем в немецких. Это и послужило причиной такой разницы в смертности.

Дж.Эверли и Р.Розенфельд считали, что в превращении большинства раздражителей (внешних или внутренних) в стрессоры определенную роль играет эмоциональная и мыслительная оценка данных стимулов. Если раздражитель не интерпретируется как угроза или вызов по отношению к личности, то стрессовая реакция вообще не возникает. Таким образом, большинство стрессовых реакций, испытываемых людьми, на самом деле, по мнению Эверли и Розенфельда, создаются ими самими и длятся столько, сколько им разрешат.

Современные взгляды на стресс отличаются условностью полного

разделения физиологического стресса и стресса психического. В

физиологическом стрессе всегда есть психические элементы и наоборот. Так,

Марищук считает, что любой стресс является физиологическим, т.к.

сопровождается различными физиологическими реакциями, и всегда

эмоциональным, поскольку сопровождается соответствующими эмоциональными переживаниями. Он также всегда связан с разными нейрорефлекторными механизмами и различными эндокринными реакциями.

Структура стресса: его составляющие и фазы развития

Р азвитие стресса определяется наличием двух факторов:

works.doklad.ru

Стресс и стрессоустойчивость

Презентация к занятию по проблеме стресса

Предварительный просмотр:

Стресс и стрессоустойчивость Практическое занятие по психологии на тему:

Что такое стресс? Стресс — это состояние психофизиологического напряжения — совокупность защитных физиологических реакций, наступающих в организме человека в ответ на воздействие различных неблагоприятных факторов. Стрессор — неблагоприятный фактор, вызывающий в организме состояние напряжения — стресс. Стрессорами, воздействующими на организм человека могут быть — холод, голод, жажда, психические и физические травмы.

Виды стресса Р. Лазарус ввел понятие физиологического и психологического (эмоционального) стресса . Физиологическими стрессорами являются крайне неблагоприятные физические условия, вызывающие нарушение целостности организма и его функций (очень высокие и низкие температуры, острые механические и химические воздействия). Психологическими стрессорами являются те воздействия, которые сами люди оценивают как очень вредные для своего благополучия. Это зависит от опыта людей, их жизненной позиции, нравственных оценок, способности адекватно оценивать ситуацию. Психологический стресс подразделяется на стресс информационный и стресс эмоциональный. Стресс информационный возникает в ситуациях информаци­онных перегрузок, когда субъект не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе — при высокой ответственности за последствия решений. Стресс эмоциональный появляется в ситуациях угрозы, опас­ности, обиды и т.п. При этом различные его формы — импуль­сивная, тормозная, генерализованная — приводят к изменениям в протекании психических процессов, эмоциональным сдвигам, трансформации мотивационной структуры деятельности, нару­шениям двигательного и речевого поведения.

Эмоции и стресс Что испытывает человек в состоянии стресса? Какие чувства помогают нам бороться со стрессом?

Факторы стрессоустойчивости Чувствительность человека к психотравмам определяется уровнем его стрессоустойчивости . Под стрессоустойчивостью понимают такой набор личностных черт, который определяет устойчивость человека к различного вида стрессам. Стрессоустойчивость состоит из трех компонентов: ощущения важности своего существования; чувства независимости; способности влиять на собственную жизнь (открытость и интерес к изменениям, отношение к ним не как к угрозе, а как к возможности развития). Стрессоустойчивость зависит от самого человека, от желания и умения пользоваться теми или иными приемами психической саморегуляции .

Личностные особенности и стрессоустойчивость Кроме того, имеются сведения о связи между индивидуально-психологическими и личностными особенностями и устойчивостью к стрессовым ситуациям. Так, К.Л. Купер и Дж. Маршал приводят следующие данные: экстраверты более адаптивны и лучше ориентируются в жизни, чем интроверты; «ригидные» и «подвижные» различаются в оценке стрессогенных ситуаций: первые больше реагируют на неожиданности в работе, исходящие от руководства и испытывают зависимость от других людей, а вторые, будучи более открытыми, влиянию других людей, легко оказываются перегруженными; ориентированные на достижения показывают более высокую независимость и включенность в работу, чем ориентированные на безопасность. Предпосылками низкой толерантности к стрессу являются тревожность, гиперчувствительность, ригидность, отсутствие социальных навыков. Возникающие на фоне стресса проявления (неуверенность, непродуктивность) вызывают еще более глубокий дискомфорт: увеличения напряженности, возникновения избегания, повышения чувствительности к критике, возникновения бесплодности усилий, замкнутости.

Психологические ресурсы Что помогает в борьбе со стрессом? Какие приемы и методы эффективны для вас в преодолении стрессовой ситуации?

Список литературы: Сидоров П.И., Парняков А.В. Клиническая психология: учебник. — 3-е изд., перераб . и доп. — М.: ГЭОТАР-Медиа , 2008. — 880 с.: илл . Селье Г. Стресс без дистресса . — М.: Прогресс, 1970. Тигранян Р.А. Стресс и его значение для организма. — М., 1988. Грановская Р. Элементы практической психологии. — 5-е изд., испр . и доп. — СПб.: Речь, 2003. — 655 с. Гринберг Дж. Управление стрессом. — 7-е изд. — СПб.: Питер, 2004. Лазарус Р. Теории стресса и психологические исследования // Эмоциональный стресс. — Л., 1970. Митева И.Ю. Курс управления стрессом. — М.: ИКЦ « МарТ »; Ростов н /Д: « МарТ », 2004. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. — М.:1983. Черепанова Е.М. Психологический стресс. М.: 1996.

Презентация подготовлена педагогом-психологом ГБПОУ МО «Люберецкий техникум» Швецовой А. В. Спасибо за внимание!

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Navigation