Работа с детьми с синдромом дауна

Коррекционно-педагогическое сопровождение детей с синдромом Дауна. Опыт работы Краевой О.С.

Еще несколько лет назад дети с синдромом Дауна считались «необучаемыми», их даже не принимали в специализированные детские сады и школы. Родителям этих детей представлялась единственная возможность – это закрытое учреждение интернатного типа. Сейчас же в Центре диагностики и консультаций «Шанс» в нашем городе дети с особенностями развития получают поддержку и реальное принятие обществом, что значительно увеличивает их возможности. Дети, которых я приняла, никогда не посещали дошкольное учреждение, никогда не находились продолжительное время в коллективе своих сверстников и тем более без родителей, поэтому адаптация проходила сложно. У детей резко возросло число социальных контактов.

Передо мною встали важные педагогические задачи:

1.научить взаимодействовать со всеми окружающими людьми

2.находить пути решения конфликтных ситуаций

3.научить отстаивать свои интересы и учитывать интересы сверстников

4.научить быть организованными и действовать по определенным правилам.

Чтобы грамотно осуществлять воспитательную и коррекционную работу с такими детьми в условиях дошкольного учреждения, нужно представлять себе все особенности детей с синдромом Дауна, их слабые и сильные стороны. Для большинства этих детей характерно нарушение когнитивного развития.

Несмотря на значительные индивидуальны различия, тем не менее, можно выявить типичные особенности. К ним относятся:

1.Медленное формирование понятий и становление навыков:

А. Снижение темпа восприятия.

Б. Снижение памяти, необходимость большого количества повторений для усвоения материала.

В. Низкий уровень обобщения материала.

Г. Замедленное формирование ответа.

Д. Низкая способность оперировать несколькими понятиями одновременно, с чем связаны:

  • Трудности, которые возникают при необходимости объединить новую информацию с уже изученным материалом.
  • Нарушения переноса усвоенных навыков из одной ситуации в другую. Замена гибкого поведения, учитывающего обстоятельства, т.е. заученными многократно повторяемыми действиями.
  • Трудности, возникающие при выполнении заданий, связанных с оперированием несколькими признаками предмета, или цепочки действий.
  • 2.Нарушения целеполагания и планирования действий.

    3.Особенностью предметно-практического мышления, характерного для детей с синдромом Дауна, является необходимость использования нескольких анализаторов одновременно для создания целостного образа (зрение, слух, тактильную чувствительность). Наилучшие результаты дает зрительно-телесный анализ.

    4.Нарушение сенсорного восприятия за счет повышения порога ощущения и часто встречающихся нарушений зрения и слуха.

    5.Неравномерность развития ребенка и тесная связь когнитивного развития с развитием других сфер (двигательной, речевой сферы, социально-эмоциональным развитием).

    Обучая детей с синдромом Дауна, я ставлю перед собой цель подготовить их к самостоятельной (или относительно самостоятельной) жизни. Для того, чтобы человек мог самостоятельно что-нибудь сделать, ему необходимо: поставить цель, спланировать действия, приводящие к этой цели, и уметь выполнить каждое из этих действий в отдельности. Главной моей задачей является как отработка отдельных навыков, так и обучение детей использованию нескольких понятий или навыков одновременно, что приводит к улучшению целеполагания и планирования действий.

    За время работы я достигла многого:

    1. дети полностью адаптировались в дошкольном учреждении

    2. они с удовольствием идут на контакты с детьми и взрослыми, которые их окружают

    3. эмоционально откликаются на индивидуальные и групповые занятия.

    Очень важно отметить, что мои дети очень много и тяжело болеют, после чего труды воспитателя и те навыки, которые малыш усваивает в процессе обучения, теряются , и я начинаю свои занятия и обучение практически с нуля.

    В работе я меньше употребляю слова «скажи», «повтори», поскольку тогда дети могут вообще отказаться от общения. Гораздо эффективнее создавать условия, в которых ребенок сам захочет что-то сказать. На эмоциональном подъеме, в игре часто удается создать естественную речевую среду. Дети, увлеченные игрой, пытаются подпевать песенку — потешку, повторять ритмичное стихотворение. И их речь в этот момент не отраженная, как на занятии у логопеда, а спонтанно возникающая, живая. В работе с моими детьми я помогаю активно пользоваться жестами.

    Например: при рассказывании сказок «Теремок», «Колобок» при использовании картинок стараемся параллельно показывать фигурки персонажей либо настольного театра, либо кукол – перчаток театра Би-ба-бо и обозначать их жестами, которые существуют в языке для глухонемых.

    Я всегда спокойно реагирую, если ребенок среди занятия встает и начинает бегать по групповой комнате. Это может означать переутомление, замешательство, страх. Я проговариваю создавшуюся ситуацию для беспокоящегося ребенка и всех детей: «Максим волнуется, он устал» и стараемся помочь ребенку, облегчаем задания или меняем вид деятельности.

    Одним из самых важных, на мой взгляд, элементов учебно-воспитательного процесса является единство требований и настойчивость всех взрослых, которые окружают детей – родителей, воспитателей, всех специалистов. Постоянное взаимодействие с родителями принесло свои результаты. В самом начале моей работы я побеседовала с родителями каждого ребенка и выяснила, что многие дети метеозависимы, подвержены перепадам настроения, имеют хронические заболевания. Проанализировав всю информацию, я нашла методы и подходы к каждому ребенку. Сейчас моя работа с родителями строится на ежедневных индивидуальных консультациях. Я рассказываю о наших «достижениях» и «неудачах» в течение дня, совместно находим пути их преодоления и вместе радуемся удачам.

    В настоящее время не вызывает сомнений то, что дети с синдромом Дауна проходят все те же этапы развития, что и обычные дети, поэтому общие принципы проведения занятия разработаны на основе представлений о развитии детей дошкольного возраста с учетом особенностей когнитивного развития детей с синдромом Дауна.

    При проведении занятия я ориентируюсь на:

    1. предметность мышления дошкольников

    2. наглядно-действенное мышление, как базу для дальнейшего перехода к наглядно-образному и логическому мышлению

    3. собственную мотивацию ребенка

    4. зрительный, слуховой и тактильный анализаторы

    5. обучение в игровой форме

    В качестве рекомендаций при использовании моего опыта или дополнении опыта другими методами и приёмами, я пришла к выводу, что необходимо соблюдать следующие правила:

    — использовать на занятиях методы и приёмы, которые создают у детей интерес с самых первых минут занятия и обеспечивают его сохранение до окончания занятия;

    — включать в занятия игры, задания, «тренировочные» упражнения на развитие и обогащение словаря;

    — использовать на занятиях знания о мотивационной сфере ребёнка;

    — создавать и стимулировать мотивацию деятельности.

    — вместо физкультминуток использовать обучающие игры, но придавать им подвижный характер;

    — по возможности завершать занятие игрой развивающего характера.

    Видео и план-конспект занятия. Самоанализ

    planetadetstva.net

    Особенности детей с синдромом Дауна

    Шаихова Валерия Викторовна

    Особенности детей с синдромом Дауна

    а) Общая характеристика детей с синдромом Дауна;

    б) Комплексное развитие детей с синдромом Дауна;

    в) Обучение детей с синдромом Дауна

    Общим для детей с тяжелыми интеллектуальными нарушениями, помимо их позднего развития и значительного снижения интеллекта, является также грубые нарушения всех сторон психики: внимания, памяти, мышления, речи, моторики, эмоциональной сферы.

    Внимание у таких детей всегда в той или иной степени нарушено: оно недостаточно устойчиво. Дети легко отвлекаются, им свойственно крайне слабое произвольное внимание, необходимое для выполнения различных игровых и бытовых заданий.

    С памятью также проблемы. Они не в состоянии запомнить название реальных или изображенных на картинках предметов, либо тексты коротких стихотворений.

    Особенно у детей с недостатками развития нарушено мышление. Ребенок затрудняется делать элементарное обобщение. Нарушение мышления у ребенка непосредственно сказывается на овладении речью. Ребенок с большим трудом понимает чужую речь, в лучшем случае он улавливает тон, интонацию, мимику говорящего и отдельные опорные слова, в которые они и вкладывают определенный смысл.

    Движения ребенка с ограниченными возможностями неуклюжи, некоординированны, их точность и темп нарушены. Чаще всего ребенок бывает медлителен и неловок. Особенно плохо удаются малышу движения пальцев рук: ребенок с трудом учиться шнуровать ботинки, застегивать пуговицы. Из-за нарушений координации движений дети с трудом себя обслуживают, они требуют постоянного ухода.

    Поведение таких детей различно. Один ребенок более спокойный, сравнительно легко подчиняется требованиям взрослого. Другой крайне возбудим, не управляем, вскакивает с места, хватает все, что попадается под руку, ломает или бросает игрушки, толкает рядом сидящих.

    Легко возбудимых детей следует приучать к соблюдению режима. Прежде чем указать на допущенные ребенком ошибки, надо сначала подчеркнуть его достижения. В таких условиях у него уменьшается возбуждение, улучшается внимание, повышается работоспособность, ответственность за его поведение.

    Некоторые дети отличаются заторможенностью, вялостью, медлительностью. Обычно они замкнуты, пассивны, негативно реагируют на происходящее вокруг. К заторможенным детям необходим чуткий, бережный подход. Таких детей следует выводить из пассивного состояния осторожно, без нажима. Для этого надо поощрять, одобрять их, стимулировать интерес к той или иной деятельности, вселять в них уверенность в своих силах. Благотворно действует на ребенка спокойный тон, негромкий голос взрослого, иногда даже шепот.

    Среди детей с недостатками развития значительную часть составляют дети, у которых диагностирован синдром Дауна. Особенности детей с синдромом Дауна очень различны: одни из них вялы и апатичны, другие — наоборот, возбудимы и беспокойны. Несмотря на то, что способности к познанию у таких детей ниже, чем у здоровых, они отличаются умениями подражать окружающим.

    Дети с синдромом Дауна плохо говорят, но гораздо лучше понимают чужую речь. Таким детям трудно говорить, поскольку их артикуляционный аппарат недоразвит, и может создаться ложное представление об их истинном уровне познавательной деятельности. Однако, если ребенку дать задание, не связанные с его собственной речью, например разложить в группы картинки с мебелью или посудой, он легко выполнит задание.

    Дети — дауны эмоциональны. Они могут испытывать гнев, страх, радость, грусть. Как правило свои чувства они выражают недостаточно ярко, хотя иногда их переживания сильны даже по незначительному поводу. У некоторых детей проявляются эпилептоидные черты характера. Детям с синдромом Дауна музыка доставляет удовольствие и усиливает их энергию, необходимую для выполнения многих практических занятий. Благодаря тому, что эти дети эмоциональны, контактны, им можно помочь, если с ними настойчиво и доброжелательно заниматься.

    Дети — дауны, как правило делают то, что им говорят. Они обучаются несложным действиям с предметами, распознают их по форме, цвету и другим наглядным признакам. Критерием развития детей с синдромом Дауна в раннем возрасте является игра, а в более старшем — способность общения с окружающими, возможность выполнения несложных видов труда, т. е. социальная адаптация.

    Комплексное развитие детей с синдромом Дауна.

    По статистике один младенец из 700-800 появляется на свет с синдромом Дауна, и присутствие таких людей в нашей жизни не такая большая редкость Нельзя сказать, что эти дети просто замедленны в развитии. Они, несомненно, испытывают специфические трудности в обучении, поэтому с самого раннего возраста им необходим комплекс специальных коррекционно — педагогических мероприятий. Насколько приспособленным к жизни станет такой ребенок, зависит от ряда факторов. Степень воздействия этих факторов на каждого отдельного ребенка с синдромом Дауна может быть разной, но все они влияют на процесс его развития и обучения.

    Вот некоторые из факторов, влияющих на приспособленность к жизни детей с синдромом Дауна:

    Интеллектуальные затруднения присуще практически всем индивидуумам с синдромом Дауна. Хотя современные исследования показывают, что большинство детей с подобным синдромом имеют среднюю или легкую степень умственной отсталости и вполне способны к обучению.

    Известно, что наследственные черты и влияние окружения определяют достаточно широкий спектр личностных особенностей людей с синдромом Дауна.

    Поддержка близких и их ожидание крайне важны и значимы, они в достаточной мере влияют на достижения ребенка. Братья и сестры, отношения с родителями, семейная экономика — все это играет определенную роль и воздействует на развитие и обучение ребенка с синдромом Дауна.

    Выбирая стратегию и тактику обучения детей с синдромом Дауна, следует учитывать, что они лучше всего обучаются, если задействованы все сенсорные каналы. Нет методик, которые гарантированно подходили бы абсолютно для всех, поскольку каждый ребенок уникален и обладает собственным индивидуальным стилем обучения.

    • Влияние медицинских проблем

    Этот фактор, требующий долгосрочного наблюдения. Многие дети с синдромом Дауна с первых лет жизни имеют серьезные проблемы со здоровьем, а у кого-то такого рода проблемы могут возникнуть лишь впоследствии. Некоторые из этих проблем можно достаточно успешно и быстро скорректировать, в то время как другие порой требуют долгого и тщательного лечения или даже хирургического вмешательства.

    При организации коррекционно — педагогической помощи детям с синдромом Дауна недооценка любого из этих факторов может отрицательно сказаться на эффективности специальной помощи и, следовательно, на раскрытии потенциальных возможностей ребенка.

    При организации групповых и индивидуальных занятий с такими детьми всегда предусматривается участие родителей.

    Обучение детей с синдромом Дауна.

    Занятия следует проводить в игровой форме. Вносить в жизнь ребенка положительные эмоции, хвалить, поддерживать любую инициативу. Многие дети с нарушением интеллекта плохо понимают обращенную к ним речь, поучения, и беседы с ними взрослых, как правило, оказываются безрезультатными. На занятиях с ребенком необходимо использовать наглядные средства, вовлекать в практическую деятельность самого малыша. Показывая ребенку, как выполнять то или иное задание, затем вместе с ним повторяя необходимые действия мы вырабатываем в результате у него несложные умения и навыки.

    Из-за поражения центральной нервной системы детям трудно осмыслить условия окружающей жизни, понять те или иные требования взрослых, осознанно следовать определенным правилам поведения, поэтому главное в воспитании таких детей — формирование привычек.

    Еще один важнейший принцип обучения — доступность. Это позволит ребенку выполнить любую работу или задание и таким образом подняться на более высокую ступень развития.

    Необходимо насыщать занятия эмоциональным компонентом, так как эмоции у таких детей более сохранны. Усвоение практического опыта такими детьми осуществляется по эмоциональным каналам и проходит путь от эмоций к познавательной деятельности. Следует включать в занятия больше музыки и пения, использовать изобразительную деятельность, театрализованные игры, сказкотерапию.

    Разговаривать с детьми надо спокойным, доброжелательным тоном, не скупиться на похвалу, поощрение, всегда положительно оценивать попытки ребенка самостоятельно справиться с заданием.

    «Игры — занятия для развития стабильности и ловкости у детей с синдромом Дауна в условиях спец. Дома ребёнка» Занятия с сыпучими материалами Этими видами деятельности можно заниматься сидя или стоя, причем важно то, что руки при этом не опущены.

    Формирование навыков общения и речи у детей с синдромом Дауна В основе развития речилежит потребность взаимодействовать и общаться с другими людьми. Смысл общения состоит в обмене информацией, желаниями,.

    Формирование творческой личности у детей с синдромом Дауна Фoрмирoвание творческой личности у детей с синромом Дауна – однa из нaиболее важных задач педагогической теории и практики на современном.

    Инклюзивное образование и воспитание детей с синдромом Дауна (из опыта работы) анятия с такими детьми очень долгие и кропотливые. но при этом не надо забывать что по новым законам ФГОС они на равных правах могут прибывать.

    Индивидуально-коррекционное занятие с ребенком с синдромом Дауна . Возраст 4,8 мес., уровень развития 1,3 мес. Цели: — сформировать различные формы общения (здороваться, прощаться). — развитие умения.

    Индивидуальный образовательный маршрут для детей с синдромом Дауна Индивидуальный образовательный маршрут для детей с ОВЗ ___ (Синдром Дауна) Проблема: Плохо произносит некоторые звуки, глотает.

    Изобразительная деятельность как средство формирования зрительного восприятия у детей с синдромом Дауна В системе коррекционной работы с детьми с синдромом Дауна важное место занимает работа по развитию и коррекции зрительного восприятия и.

    Конспект занятия для ребенка с синдромом Дауна Конспект занятия для ребенка с синдромом Дауна. (занятие разработано для детей, не говорящих, но понимающих инструкцию). Задачи: — научить.

    Коррекционно-развивающее занятие по развитию речи детей раннего возраста с синдромом Дауна (органическим поражением ЦНС) Цель: Стимулирование речевой активности Задачи: 1) учить произносить простые слова и звукоподражания; 2) коррекция зрительно-слухового восприятия.

    Особенности работы инструктора по физической культуре с детьми с синдромом дауна ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ С ДЕТЬМИ С СИНДРОМОМ ДАУНА Инструктор по физической культуре МДОУ «Детский сад №14.

    www.maam.ru

    Коррекционная работа с детьми с синдромом Дауна

      li» data-url=»/api/sort/PersonaCategory/list_order» id=»folders»>
    • Открытое занятие педагога-психолога с дефектологом на тему:«Домашние животные» в группе кратковременного пребывания.
    • Рекомендуемая литература.
    • Психокоррекционные и развивающие занятия с детьми.
    • Консультации для педагогов и родителей.
    • Консультации для родителей.
    • Коррекционная работа с детьми с синдромом Дауна

      Цель коррекционной работы с детьми с синдромом Дауна – их социальная адаптация, приспособление к жизни и возможная интеграция в общество. Необходимо, используя все познавательные способности детей, и , учитывая специфику развития психических процессов, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту простую работу, повысить качество их жизни и жизни их родителей.

      Достижением поставленных целей обеспечивается решение следующих основных задач:

      ? Развитие психических функций детей в процессе работы и как можно более ранняя коррекция их недостатков;

      ? Воспитание детей с синдромом Дауна, формирование у них правильного поведения. Основное внимание направлено на воспитание привычек. Они должны уметь выражать просьбу, уметь защитить себя или избежать опасности. Большое необходимо уделить внешним формам поведения;

      ? Трудовое обучение. Выработка навыков самообслуживания и подготовка к посильным видам хозяйственно- бытового труда. Необходимо вырабатывать навыки самообслуживания;

      ? Сенсорное воспитание является одним из направлений коррекционной работы с детьми с синдромом Дауна. Сенсорное восприятие развивает у ребенка ориентировочную деятельную деятельность в окружающем мире, так как ребенок знакомится с признаками, а именно эта деятельность нарушается у детей с синдромом Дауна. В рамках сенсорного воспитания осуществляется первый этап адаптации ребенка с синдромом Дауна в социум.

      Коррекционная работа в рамках сенсорного воспитания ведется по нескольким направлениям – формирование различных эталонных систем.

      I направление — формирование представления о цвете предметов. Задача этого этапа – глобальное отождествление ребенком предметов. Данная работа проходит в 7 этапов.

    • Идентификация предметов по признаку цвета.
    • Соотношение цвета предмета с эталоном цвета
    • Выбор предмета определенного цвета по словесной инструкции взрослого
    • Формирование словесного обозначения цвета предмета
    • Обучение обобщению и классификации предметов по признаку цвета
    • Обучение передаче цвета предмета продуктивной деятельности
    • Формирование представления о форме предмета.
    • II — Формирование представлений о форме предметов проходит также этапы, что и формирование представлений о цвете.

    • Идентификация предметов в целом
    • Идентификация предметов по форме
    • соотношение формы предмета с эталоном формы
    • Выбор геометрической фигуры по словесной инструкции
    • формирование умения словесно обозначить форму предмета
    • обобщение разноцветных геометрических фигур
    • классификация по форме, без контурных эталонов
    • нахождение в окружающем мире предметов определенной формы
    • Изготовление аппликаций из геометрических фигур
    • III – формирование представлений о величине

    • формирование представлений о больших и маленьких предметах
    • формирование представлений о длине предмета: «длинный-короткий»
    • формирование представлений о ширине: « широкий -узкий»
    • формирование представлений о высоте «высокий – низкий»
    • IV – Формирование пространственных представлений

    • формирование ориентации в пространственном окружении на себе: « Я – точка отсчета»
    • формирование ориентации в пространственном окружении другого человека
    • ориентировка по основным пространственным направлениям ( лицо, туловище, грудь, голова – находятся вверху, ноги –внизу, животик – спереди, спинка – сзади)
    • ориентация на листе бумаги
    • V – Формирование представлений о времени

    • Формирование суток
    • Формирование представлений о временах года
    • формирование временных понятий:« вчера – сегодня – завтра».
    • Формирование временных понятий: « дни недели»
    • VI Формирование тактильно двигательного восприятия

    • Ориентация в тактильных ощущениях
    • развитие зрительно двигательной координации
    • развитие стереогнозиса – это узнавание предмета и фактуры материала на ощупь

    VII – коррекция слухового восприятия – имеет первостепенное значение для развития речи

  • слуховое восприятие не речевых звуков
  • слуховое восприятие речевых звуков
  • развитие ритмического слуха
  • Мышление обеспечивает не только мышление ребенка, но и его социализацию.

    Коррекционное обучение детей с синдромом Дауна может привести к значительным сдвигам в развитии ребенка, что должно повлиять на качество его жизни и его дальнейшую судьбу.

    Да, с такими детьми нужно постоянно, упорно заниматься, изо дня в день повторять, закреплять изученный материал. Но усилия не пропадут даром. Нужен только толчок, опытный педагог и родные люди со своей безграничной любовью и преданность! При таких условиях обязательно вырастет ребенок, который не будет отставать в развитии от сверстников.

    Специалисты убеждены, что Даунят можно научить практически всему, главное – заниматься ими, верить в них, искренне радоваться их успехам.

    Главное правило реабилитации детей с синдромом Дауна – не лечение или коррекция в специальных учреждениях, а вовлеченность в « обычную « жизнь – общение с близкими и сверстниками, учеба и занятия в кружках.

    saidkasimova-ds18-schel.edumsko.ru

    Улучшение речи у детей с синдромом Дауна

    Социализация очень важна для детей с синдромом Дауна, речь в этом процессе играет большую роль. Проблемы могут заключаться в длительности накопления словаря, дети понимают слова намного быстрее, чем их произносят, речь может быть не очень разборчивая с искаженным произношением звуков, также могут быть проблемы с артикуляцией и фонетикой. С этим должны работать логопеды, а также родители, которые должны обучится логопедическим приемам, а главное — набраться терпения и много говорить с детьми, поправляя их ошибки. Терпение и настойчивость должны привести у улучшению речи настолько, что ребенок сможет без проблем выражать свои мысли, свободно общаться со сверстниками. Правильная речь поможет заводить новые знакомства, откроет новые горизонты в обучение и профессиональном росте.

    Задачи логопедической работы:

  • должен сформироваться словарь, который будет включать основные понятия, которые часто употребляются при общении;
  • внимание и слуховое восприятие должно развиться до уровня, при котором общение станет непринужденным, ребенку не нужно будет долго задумываться над услышанным и тем, как он должен выразить свою мысль;
  • улучшение произношение, повышение четкости разговора;
  • развитие артикуляционных мышц;
  • улучшение зрительного восприятия, зрительной памяти позволяет лучше описывать по памяти увиденный предмет или явление;
  • развитие памяти позволит лучше пополнять словарный запас, кратковременная память помогает в восприятии длинных предложений;
  • развитие мелкой моторики рук позволит расширить диапазон движений ребенка, что положительно сказывается на развитии речи;
  • чтобы увеличить четкость речи, можно корректировать структуру слогов в слове;
  • обучение звуковому анализу;
  • улучшения связной речи.
  • Чтобы внедрить эти задачи, нужно сначала осуществить диагностику речи, прослушать ребенка. На втором этапе нужно полученную информацию сопоставить с современными логопедическими методиками. Решение по тому, как ребенок будет обучаться, логопед может принимать самостоятельно, либо посоветоваться с другими врачами, если возможны варианты устранения проблемы. Следующий этап предусматривает внедрение поставленных задач, во время которого нужно фиксировать динамику развития речи.

    Нужно помнить, что ребенок может улучшить любой навык благодаря многоразовому повторению и систематическим занятиям. Можно стремится, чтобы ребенок получил такой уровень развития, как и обычные дети, но более правильной тактикой будет такая работа, которая в перспективе поможет ребенку превзойти своих сверстников, у которых нет синдрома Дауна. Если стараться улучшить на отдельных детях среднестатистические показатели, то что-то может получаться хуже, а некоторые способности вполне могут развиться гораздо лучше, чем у обычных детей. Для выявления факторов, которые помогут ребенку достигать успехов, нужно на первых этапах стараться работать в разных направлениях — развитие устной, письменной речи, звукового восприятия, и других навыков.

    Развитие звукового произношение и восприятия, этот этап включает развитие внимания, формирования четкого произношение, повышение внимательности. Благодаря использованию наглядных пособий улучшается зрительная память.

    Сначала нужно работать над звуками, которые получаются лучше, потом переходить к более проблемным участкам речи. Сначала нужно отрабатывать открытые слоги, потом работать со словами, которые будут составлять небольшие предложения до пяти слов. Логопедическое обучение своей этапностью похоже на обучение чтению первоклассника.

    Нужно заниматься артикуляционной гимнастикой, на протяжении определенного отрезка времени повторяя (или стараясь повторить) сложные для произношения звуки. Конечно, такие занятия лучше проводить в форме стишков или скороговорок, в которых внимание концентрируется на каком-то одном звуке.

    Также можно делать упражнения дыхательной гимнастики, но не столько для результативности обучения, сколько для расслабления, ведь органы дыхания и звукопроизношения подвергаются во время тренировки усиленной нагрузке. Дыхательную гимнастику можно проводить в форме игр, например дуть на крутящиеся лопасти, или устроить соревнования, кто быстрее доведет шарик или мячик с одного конца стола на другой на другой. Также можно надувать мыльные пузыри — у кого будет больше пузырей, или у кого пузырь получится больших размеров.

    Также можно заниматься пальчиковой гимнастикой, ведь она сопровождается стишками и играми. Кроме артикуляции, пальчиковая гимнастика сопровождается также развитием мелкой моторики. Не нужно слишком много времени концентрироваться на пальчиковых упражнениях, ведь они вполне могут замениться более практичными занятиями — например, лепкой вареников, шитьем, вышиванием, пусть и самым простым, но результативным. А наличие результата, пусть и в перспективе — это лучшая мотивация как для ребенка, так и для родителей.

    У ребят может быть слабая кратковременная память, и они не очень понимают длинные предложения, фразы. Но это поправимо, нужно работать над развитием понимания устной речи. Лучше это делать за счет заучивания коротких фраз, которые нужно постепенно превращать в короткие стихотворения. Память у детей с синдромом Дауна может развиваться довольно хорошо, и это нужно использовать для улучшения восприятия речи.

    Словарный запас без навыков чтения можно расширять за счет описательных занятий, на которых ребенку нужно много рассказывать, подтверждая свои слова иллюстрациями, наглядными пособиями, либо просто предметами, о которых идет речь на занятии. Хороший способ заниматься на улице, можно рассказывать обо всем, что попадается на дороге, указывая на названные предметы. Домашнюю работу, например приготовление пищи, также можно комментировать.

    Такие простые, казалось бы занятия в непринужденной обстановке дают очень большой эффект, ведь ребенку гораздо интересней общаться с родным человеком, чем, например, смотреть тематический мультфильм либо детскую передачу на экране телевизора либо компьютера. Малыш будет пробовать что-то спрашивать, и это развивает его мышление и язык. Словарный запас будет не только пополняться, но и сразу использоваться, усиленные занятия, проведенные в практической атмосфере (например, общение во время уборки в доме), не вызывают утомления и дают позитивный воспитательный эффект, который будет влиять на всю жизнь ребенка.

    После обучения восприятия информации нужно научить ребенка ее воспроизводить — нужно детей учить рассказывать, что изображено на картинке. Сперва можно брать картинки с отдельными предметами, группами предметов, потом можно перейти описанию домашней обстановки по картинке либо просто описать, что находится в классе, комнате. Самое сложное — описание индустриальных пейзажей, например городской улицы, где много автомобилей, магазинов, людей, зданий. Описание обычных, природных пейзажей — более простое, поэтому лучше, чтобы ребенок сам рисовал и описывал все элементы рисунка.

    Следующий этап обучения — общение в виде диалога. Сперва можно просто общаться по принципу вопрос-ответ. Потом можно диалоговое общение воспроизводить в форме небольших сценок, представлений. Главное — чтобы это не было напоказ для взрослых. Зрители, конечно, могут быть, но детям должно быть интересно.

    Завершающим этапом речевого обучения является обучение чтению, а затем и письму. Конечно, лучше эти два вида деятельности совмещать. Буквы можно начинать учить довольно рано — как не странно, но дети с синдромом Дауна могут различать все буквы алфавита уже в двухлетнем возрасте. Это еще раз говорит о том, что при прилежной работе ребята с синдромом могут во многих случаях опережать в развитии детей, которые не имеют врожденного заболевани, но также не имеют такого преимущества, как интенсивное обучение.

    Чтение дает возможность устно анализировать состав слова, письменная форма речи дает еще больше времени для совершенствования речи, ведь процесс идет медленно, и можно многократно повторять звуки, слоги, слова, совершенствуя произношение. Также вырабатывается умение соотносить букву и звук — ведь часто слова пишутся немного иначе, чем произносятся.

    На этом этапе ребенок учится образовывать составные слова, а также изменять простые. Вырабатывается не только произношение, но умение вставлять слова в правильной форме исходя из других форм в предложении. Также чтение и письмо — хорошая возможность добавить в словарный запас сложные слова, которые не так часто встречаются в разговорной речи.

    Занятия с логопедом или родителем должны продолжаться около получаса каждый день, можно полчаса сутра и полчаса вечером.

    В заключении можно сказать, что для того, чтобы ребенок правильно и результативно общался, ему нужно много общаться с обычными детьми. При этом преодолеваются трудности, с которыми так или иначе ребенок будет сталкиваться всю жизнь — непонимание, возможно нежелании других детей идти на контакт. Родители должны позаботиться, чтобы уровень развития малыша был достаточным для посещение обычной школы и обычного садика, ведь поведение ребенка часто подражательное — он хорошо развивается в коллективе, и одновременно социализация затруднена, если круг общения ограничен родными либо ребятами, которым также трудно дается общение.

    www.deti-semja.ru

    Детский центр "Гармония"

    Синдром Дауна — Что ЭТО? Почему рождаются дети с этим синдромом? Ответ на эти вопросы может дать такая наука, как генетика.

    Хромосомы – это элементы клеток, которые несут в себе генетическую информацию и отвечают за то, чтобы организм человека осуществлял свою деятельность в соответствии с определенными процессами развития, как отдельных клеток, так и целых систем органов. Хромосомный набор здорового человека — 46 штук хромосом, которые объединены в 23 пары. В научной среде принято определенным образом их нумеровать, чтобы в ходе обсуждений и исследований не возникало разночтений. Сколько же хромосом у человека с синдромом Дауна?

    Трисомия 21. Абсолютное большинство случаев возникновения синдрома Дауна происходит вследствие утроения 21 хромосомы (трисомия 21). Другими словами, в каждой из клеток организма присутствует три экземпляра данной хромосомы, когда должно быть исключительно две копии. Нарушение корректного состава генной информации происходит в родительском организме на этапе становления половых клеток. В 90% случаев это случается из-за сбоев в материнской яйцеклетке, прочие случаи объясняются особенностями сперматозоидов. На стадии мейоза (деление клеток) существует вероятность того, что произойдёт ошибка, из-за которой хромосомы не разойдутся к разным полюсам. Следствием этого будет содержание избыточной копии в клетке (вместо набора из 23 хромосом клетка будет содержать увеличенный комплект из 24 хромосом). В случае, когда такая половая клетка становится участником процесса оплодотворения, у плода будет 47 хромосом вместо 46. Из-за столь раннего появления аномалия затрагивает абсолютно все клетки организма.

    Дети с Синдромом Дауна должны регулярно наблюдаться у специалистов, принимать назначенные врачом препараты, ходить на специальные процедуры и соблюдать режим. Детей с СД иногда называют «солнечными». Объясняется это тем, что они очень дружелюбны, позитивны и доброжелательны, несмотря на возможные перепады настроения и периодические вспышки агрессии. Благодаря стремительному развитию медицины и педагогики у малышей с СД теперь гораздо больше перспектив в получении образования, чем это было в начале XX века.

    В нашей стране слабо развита система ранней помощи детям я СД (от рождения и до трёх лет). В городе Челябинск Детский Центр инклюзивного образования «Гармония» именно в этот период жизни малыша готов квалифицированно оказать помощь семье, имеющей ребенка с Синдромом Дауна.Специалисты Центра психологи, логопеды, дефектологи проведут необходимую для каждого возрастного периода диагностику, разъяснят, как лучше заниматься с ребенком дома, какие развивающие пособия использовать и на что делать упор, чтобы развить необходимые для жизни навыки. Получение дошкольного и школьного образования также потребует серьезных усилий от родителей, и сертифицированные специалисты «Гармонии» методически грамотно помогут в этом !

    У людей с синдромом Дауна обычно бывают нарушения интеллекта в различной степени. Все психические процессы у ребёнка:

    развиваются с прямым участием речи. Поэтому родителей так волнует процесс формирования и развития речи.

    При этом слабость мотивации, снижение потребности в речевом общении (речевая активность слаба и быстро истощается, недостаточность волевой сферы) создают определенные трудности при проведении коррекционных занятий. Приоритетным направлениемпри оказании помощи детям с СД в нашем Центре является —РАЗВИТИЕ РЕЧИ.

    Детский Центр «ГАРМОНИЯ» на первом этапе предлагает проведение комплексной диагностики детей специалистами педагогом-психологом, дефектологом, учителем-логопедом.

    Далее педагогами нашего центра создается комплексная программа работы с ребёнком от рождения до семи-восьми лет, охватывающая все направления.

    Индивидуальный маршрут на ребенка составляется с учетом специфических особенностей моторно — двигательного, эмоционального, сенсорного, умственного, речевого, эстетического и социально-личностного развития ребенка с Синдромом Дауна.Все направления индивидуальной коррекционнообразовательной работы являются взаимосвязанными, а задачи обучения решаются комплексно.

    Работа в центре «Гармонии», по активизации компенсаторных возможностей у ребенка с Синдромом Дауна (СД), опирается на сильные стороны его развития:

    -относительная сохранность эмоций;

    -сохранность зрительно-двигательного восприятия;

    -сохранность тактильной чувствительности.

    Двигательно-зрительные ощущения дают самый высокий уровень запоминания.

    СпециалистыДетского Центра «Гармония» начинают свою работу с РАННЕГО ВОЗРАСТА!! Поэтому изначально мы используем поддерживающую коммуникацию, которая на данном этапе речевого развития ребенка является основной. Что входит в это понятие и как поддерживающую коммуникацию использовать в общении с детьми с Синдромом Дауна?

    Цель поддерживающей коммуникации заключается в том, чтобы дать ребенку язык, с помощью которого он сможет контактировать с окружающими и поймет, что общение поможет ему добиться удовлетворения его потребностей. Невербальные (несловесные) средства коммуникации являются основой, на которой строится общение с ребенком. Мимика, жесты, телодвижения, тактильные контакты, прикосновения – всё это должно подкреплять и стимулировать речевую коммуникацию.

    Часто возникает вопрос, почему в логопедической работе мы используем жесты. Вот веские аргументы, в пользу использования жестов на начальном этапе развития активной (экспрессивной) речи:

    — дети с СД успешно начинают пользоваться жестами гораздо раньше, чем говорить;

    — понимание обращенной речи намного опережает появление экспрессивной речи;

    — наличие жестов дает детям возможность общаться, что избавляет их от многих психологических проблем;

    — использование жестовой речи помогает родителям понимать своих детей и успешнее содействовать их развитию;

    — знание жестов помогает детям точнее понимать значение речи окружающих, что способствует более быстрому накоплению словаря.

    Чтобы активизировать устную речь, параллельно с использованием жестов, ведется работа по вызыванию звуков по авторской методике Новиковой-Иванцовой Т.Н. На всем протяжении периода использования жестов, они неизменно сочетаются со звуками, слогами, словами и предложениями, в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей ребенка. По мере накопления устного словаря использование жестов постепенно уменьшается.

    В Детском Центре «Гармония»Коррекционная логопедическая работа планируется логопедом совместно с другими педагогами.В отработанной системе по развитию детей с СД мы проводим интеграцию этих малышей в группы раннего развития, группы с нарушением эмоционально-волевой сферы «Друзья рядом».На групповых занятиях педагоги закрепляют материал, пройденный и отработанный с логопедом на индивидуальных занятиях. Индивидуальные занятия с логопедом проходят два раза в неделю, а этого недостаточно для того, чтобы отработать и закрепить приобретенные речевые навыки. Поэтому систематическая работа родителей и посещение групповых занятий являются необходимым условием успешного речевого развития ребенка. Вся система в Центре строится по лексическим темам, что дает возможность качественно отработать речевой материал.

    Сроки формирования речи и преодоления недостатков произношения зависят от ряда факторов:

  • степени сложности дефекта
  • индивидуальных и возрастных особенностей ребёнка
  • регулярности занятий
  • помощи со стороны родителей.
  • Логопедическое воздействие осуществляется поэтапно, при этом на каждом из этапов решается определённая педагогическая задача

    Параллельно с развитием речи наш Центр считает целесообразным использование обучение чтению детей с СД:

  • глобальное чтение (с момента, когда ребенок может сличать парные картинки, запоминать 2-3 картинки зрительно), как способ воспринимать и запоминать слово целиком с 2,5-3,5лет;
  • послоговое чтение с 3,5-6 лет;
  • чтение предложений с использованием смысловых догадок с 6 лет.
  • У каждого ребенка с СДесть свой АЛЬБОМ: например,лексическая тема «Новый год» у ребенка 6 лет

    Процесс овладения чтением протекает замедленно и характеризуется качественным своеобразием. Детис Синдромом Дауна проходят те же этапы, что и в норме, но овладевают ступенями чтения в 2-3 раза дольше, отсюда и использование дополнительных приемов работы, которыми овладели специалисты Центра.

    Например, системное этапное послоговое чтение по методу Нуриевой Л

    У детей с Синдромом Дауна долго происходит усвоение букв из-за недоразвития фонематического восприятия и несформированностью пространственных представлений. Мы вводим разработку Российской Академии Образования «ЛИЧНЫЙ БУКВАРЬ».

    В итоге Ребенок с Синдромом Дауна в «Гармонии» усваивает все этапы чтения. Чтение стимулирует развитие устной речи ребенка, улучшается произношение, помогает адаптироваться к действительности и способствует расширению возможностей ребенка, как в учебе, так и в реальной жизни.

    Развитие речи непосредственно связано с развитием мелкой пальцевой моторики, поэтому развивающая среда Детского Центра «Гармония» оснащена большим количеством игр и пособий, игры-помощники для проведения артикуляционной и мимической гимнастики, сенсорная зона, содержащая игрушки и пособия для развития слухового и зрительного восприятия, формирование представлений о цвете, форме предметов.

    Центр «ГАРМОНИЯ» предлагает для детей с синдромом Дауна индивидуальные коррекционные занятия психолога, логопеда, дефектолога, а так же :

    — метод биоакустической коррекции- БАК;

    — Томатис- терапия на оригинальной аппаратуре BESSON, ТОЛЬКО после проведения ТЕСТА по аудио-психо-фонологии по методу ТОМАТИС. ;

    • систему дополнительного образования
    • — занятия по сенсорной интеграции;

      — творческая мастерская и ИЗО студия; песочная терапия;

      Работа с ребенком с Синдромом Даунаэто длительный процесс и нужно приложить максимум совместных усилий, чтобы добиться положительных результатов. Детский Центр «Гармония» успешно реализует комплексную программу с учетом новейших разработок зарубежных специалистов и нашего пятилетнего опыта работы с детьми с синдромом Дауна.Особое внимание в ней мы уделяем логопедической работе.

      logo-defect.com

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Navigation