Расстройство множественных личностей

Расстройство множественной личности

Эпидемиология. Расстройство множественной личности характеризуется транзиторными переключениями между разным восприятием идентичности собственной личности. Прежние классификационные системы были более ригидными, требуя строгого соответствия состояния какой-либо определенной идентичности и полного доминирования какой-то из возможных в любой данный момент времени. Современные более гибкие классификационные критерии обозначают в данном случае категорию личности более мягко — «состояние личности» и исходят не из безусловного доминирования, а из более сложного взаимодействия множественных личностей между собой. Это привело к более широкой диагностике данного расстройства и одновременно к расширению споров относительно правомерности его диагностических рамок.

Сознательное восприятие личности может в принципе определяться большим разнообразием сочетаний индивидуального опыта, памяти, черт и способностей, составляющих общее содержание личности. Эти сочетания в зависимости от обстоятельств могут подвергаться перегруппировке в сознании, что и происходит в свыше 80% случаев классического РМЛ, затрудняя его однозначное распознавание в клинике. Хотя точные сведения о заболеваемости отсутствуют, сейчас ясно, что оно встречается значительно чаще, чем считалось раньше. Начало приходится на детский и подростковый возраст, в 75 — 90% случаев заболевают женщины, повышена представленность расстройства в роду и у прямых родственников больных. В четверти случаев обнаруживается коморбидность с разными формами эпилепсии, примерно в половине — с пограничным типом эмоционально-неустойчивого расстройства личности.

Этиология. Расстройство множественной личности — посттравматическая патология, в западной культуре представляющая собой аналог состояния одержимости; предрасполагающей является комбинация следующих факторов: 1) биологической способности к диссоциации, обусловленной повышенной судорожной готовностью, неврологическими и нейрохимическими отклонениями развития, формирующимися под влиянием психосоциального стресса; 2) тяжелых психотравм, среди которых на первое место выступает сексуальное (обычно инцестуальное), физическое или психологическое насилие в детском возрасте, обнаруживаемое в 80 — 98% случаев; 3) социокультурных влияний, определяющих содержание множественных состояний личности; 4) дефицита копингового поведения, сопровождающегося формированием механизмов психологической защиты, среди которых на первое место выступают аутогипноз, защитная игра воображения, интроекция и идентификация.

Клиника. Переход от одного состояния идентичности к другому, традиционно называемых личностями, чаще внезапен (секунды — минуты). Диссоциация поддерживается амнезией неактуальных на данный момент личностей, которая иногда является частичной или даже отсутствует. Больной в последнем случае осознает как себя, так и другую свою личность, вмешательство которой не может предотвратить, поэтому отношения между осознаваемыми личностями могут быть как дружескими, так и враждебными. Контроль в целом осуществляется лишь одной какой-то личностью. Отрицание имевшей место амнезии нередко связано с опасением больного показаться больным или лжецом.

Вторичная личность впервые появляется спонтанно или в результате какого-то пускового события, переключения также зависят от ситуативных факторов. В классическом случае каждая личность полностью интегрирована и обладает своим набором установок, ассоциативной памяти и личных отношений. Каждая личность имеет отдельное имя или обозначение ее основной функции. Различия между личностями могут касаться манеры одеваться, пола, возраста, этнического происхождения, профессиональной принадлежности, тембра голоса, словарного запаса, выражения лица, преимущественного владения правой или левой рукой, наличием или отсутствием привычных аллергических реакций и даже выписываемых окулистом рецептов на очки. Различия в личностных характеристиках могут находить отражение в результатах экспериментально-психологического обследования.

В половине фиксированных случаев больной ощущает более двух личностей, в среднем около 7. За исключением амнезии на разные периоды, поведение является достаточно упорядоченным, в силу чего расстройство выявляется иногда лишь в результате длительного наблюдения. Прогноз наиболее неблагоприятен из всех случаев диссоциативных расстройств, его ухудшает раннее начало заболевания. Выздоровление при отсутствии лечения, как правило, является неполным. Уровень социального приспособления во многом определяется структурой и защитным эффектом отдельных личностей.

Диагноз. Для диагностики расстройства множественной личности состояние, помимо общим для всех диссоциативных расстройств (F44), должно соответствовать следующим признакам: 1) наличие внутри индивидуума двух или более различных личностей, из которых на каждый данный момент, как правило, может быть установлена лишь одна; 2) каждая личность обладает собственной памятью и характеристиками поведения, осуществляя при своем появлении полный контроль над поведением индивидуума; 3) амнезия на важную личную информацию выходит за пределы простой забывчивости; 4) состояние не обусловлено органическим нарушением мозга (например, эпилепсия) или психотропными веществами (например, интоксикация или синдром отмены).

Дифференциальный диагноз. Диагностика специфически трудна, в т.ч. вследствие выраженной тенденции больных к диссимуляции. Печальным следствием является то, что они обычно получают по нескольку промежуточных диагнозов, пока не выставляется окончательный. При таких диссоциативных расстройствах как фуга и амнезия не происходит переключения личности, кроме того, эти эпизоды обычно не повторяются. Психомоторные приступы при височной эпилепсии кратковременны и, за исключением случаев комор-бидности, легко отличаются от случаев РМЛ по данным ЭЭГ.

Отличить шизофрению в особенности трудно, и в основном здесь опираются на структурные признаки клинической картины, нехарактерные для диссоциативных расстройств. Кроме того, соответствующие симптомы воспринимаются больными шизофренией все же чаще как результат воздействия извне, а не принадлежащие собственной личности. Тщательное изучение состояния помогает отличить нестабильность аффекта и самооценки у больных с бордерлайн-синдромом от истинного переключения личности при расстройстве множественной личности.

При симулятивном поведении различные состояния личности обычно резко поляризованы и примитивны, при их проигрывании опытный эксперт может заметить недостаточность разграничения отдельных личностей и наличие в них внутренних несоответствий. В отличие от симулянтов, пациенты с РМЛ склонны скрывать свои нарушения. Особой дифференциально-диагностической задачей может стать выявление аггравации или ситуативной симуляции у пациентов с РМЛ, совершивших правонарушения.

Лечение. Данные о лечении расстройства множественной личности стали систематизироваться лишь в самое последнее время. Успешной считается инсайт-ориентированная психодинамическая терапия, помогающая отреагировать и преодолеть полученную травму, вскрывающая конфликты, определяющие нужду в отдельных личностях и корригирующая соответствующие защитные механизмы. Возможным удовлетворительным результатом лечения является обеспечение бесконфликтного сотрудничающего отношения между отдельными личностями. Врач, выступая постоянным адвокатом здоровья, должен с равным уважением относиться ко всем вторичным личностям, избегая становиться на чью-то сторону во внутреннем конфликте. Медикаментозная терапия не позволяет добиться заметных успехов и носит исключительно симптоматический характер.

psyera.ru

Раздвоение личности: симптомы и признаки, как лечить и что делать

Раздвоение личности – это особое состояние психики, при котором человек ощущает себя несколькими сущностями.

Научное название болезни – диссоциативное расстройство идентичности, входящее в группу психических феноменов с обособлением некоторых функций сознания из интегрированного (общего) представления о себе и о мире.

Эти отделенные личности существуют автономно друг от друга и могут никогда не пересечься в мыслях и действиях человека. То есть в подсознании все “персонажи” соседствуют, а в сознании “бывают” поочередно.

Механизм развития этого процесса изучен недостаточно, предполагается, что раздвоение личности формируется под воздействием ряда факторов:

  • наследственной предрасположенности;
  • психических травм;
  • стиля воспитания в семье – гипоопеки;
  • эмоциональных расстройств;
  • страхов и тревог;
  • жесткой системы наказаний в детском возрасте;
  • физического и (или) психологического насилия;
  • чрезмерной опасности, похищения;
  • “столкновения” со смертью в авариях, при проведении хирургических операций, при травматических повреждениях, при “уходе” близких;
  • виртуальных зависимостей от книг, фильмов, компьютерных игр;
  • длительного пребывания без сна и отдыха;
  • хронического стресса;
  • отравления токсическими веществами;
  • наркомании, алкоголизма;
  • тяжелых инфекций и заболеваний организма;
  • обостренного чувство вины, затяжных внутренних конфликтов, закомплексованности, стеснительности.
  • Диссоциативное расстройство идентичности, в том числе и раздвоение личности, медицина относит к группе расстройств под кодом F44.

    Личностные патологии в данной рубрике носят выраженный характер, очень ярко проявляются, но не имеют органической этиологии. Эти нарушения обусловлены психогенными причинами, могут охватывать различные сферы личности и социальную жизнь пациентов.

    В рубрике с конверсионными патологиями объединены расстройства личности с утратой памяти в некоторые промежутки времени, “измененным” восприятием себя (созданием нескольких или множественных образов своего “Я”), временной потерей контроля над движениями тела.

    В связи с чем, диссоциативные расстройства могут принимать форму:

  • амнезии, “выключения” из памяти психотравмирующих или неприятных событий;
  • фуги, сочетание потери памяти с определенным ритуалом движений (автоматическом выполнении обычных дел и обязанностей, внезапное изменение своего местонахождения);
  • ступора, кратковременного “побега” из реальности, с отсутствием реакции на вербальные, слуховые или кинестетические внешние раздражители;
  • транса и одержимости, т.е. отсутствия восприятия себя и окружающего мира, “уход” в нереальные (выдуманные) ощущения и чувства.
  • Более близким к понятию раздвоение личности в МКБ-10 является термин – “расстройство множественной личности”( F44.81), одно из серьезных повреждений психики, проявляется временной или постоянной заменой реального “Я” на вымышленное, с целью смягчения травмирующих чувств и переживаний.

    При некоторых других психологических нарушениях может проявляться кратковременная склонность к диссоциациям.

    К таким болезням (F60) относятся:

  • параноидальные состояния (паранойя исключена), с высокой чувствительностью к критике окружающих, мнительностью и подозрительностью;
  • шизоидные нарушения (но не шизофрения), с низкой социальной мотивацией, постоянным фантазированием, желанием уединиться от мира;
  • диссоциальное расстройство с развитием тотального равнодушия к близким и окружающему миру;
  • эмоциональные патологии личности, характеризующиеся импульсивностью, капризами, непредсказуемым поведением;
  • истерические расстройства со склонностью к демонстративному поведению, театральности, выраженным эгоизмом. В этой группе болезней бывают лишь легкие проявления “ухода” в себя или от мира, глубокого “расщепления” и потери собственного “Я” не происходит.
  • Болезнь “Раздвоение личности” проявляется в виде:

  • частичного “стирания” текущих событий из памяти (больные не помнят себя в периоды доминирования “выдуманных сущностей”);
  • изменениями поведения (пациенты совершают поступки им не свойственные);
  • резких перепадов настроения, мимики, голоса.
  • Синдром расстройства множественных личностей выражается в образовании подсознанием нескольких образов собственного “Я”, причем они могут разительно отличаться друг от друга: иметь другую половую принадлежность, любой возраст, национальность.

    При этом заболевании личности могут быстро сменять одна другую, что выражается внешне в преображении пациентов – они удивительно точно “имитируют” манеры и стиль речи каждой новой личности. Если только слушать таких людей, без возможности визуально наблюдать за ними, может сложится впечатление, что в помещении находятся два разных человека. А в некоторых случаях “личности” еще и общаются между собой, выясняя отношения или обсуждая “общие” дела, они могут испытывать одностороннюю или взаимную симпатию, или ненависть к друг другу.

    Прогрессирование болезни проявляется в “размножении” новых личностей, стремительном отдалении от реального “Я” и погружении в вымышленный персонаж.

    Переход от одной личности к другой носит регулярный характер, а периоды “пребывания в образе” могут сильно отличаться по времени и занимать от нескольких минут до нескольких недель.

    Раздвоение личности у сильного пола часто возникает на фоне сильных потрясений и выявляется:

  • у участников боевых действий, антитеррористических операций;
  • у переживших сексуальное насилие;
  • у мальчиков, которых не любила или обижала мать;
  • у перенесших тяжелые травмы;
  • у страдающих хроническим (длительным) алкоголизмом, наркоманией.
  • Частым проявлением расстройства у мужчин является агрессивное, девиантное и асоциальное поведение. В измененном состоянии сознания они наделяют выдуманные личности притягательными для себя качествами: мужественностью, силой, бесстрашием, авантюризмом, воинственностью.

    Эпизоды “замены” личности могут нести в себе и сексуальную подоплеку, зажатые и неактивные мужчины становятся раскованными брутальными самцами и отправляются завоевывать женщин.

    Многие пациенты даже не догадываются о своей болезни и тем более не знают, как называется этот недуг, пока близкие люди не расскажут им о наблюдаемых переменах в их жизни и поведении.

    В современных условиях болезнь нередко выявляется у молодых и зрелых дам, это связано с ритмом жизни. Женщина должна совмещать интенсивную профессиональную деятельность, материнство и роль хозяйки дома, многие не выдерживают физического и психологического напряжения и “ломаются”

    Как слабому полу понять, что началось диссоциативное расстройство, и пора обратиться к специалисту?

    1. Если есть ощущение потери контроля над собственным поведением, чувство дезориентации и опустошенности;

    2. Если обнаруживаются необычные “открытия” в быту: одежда неподходящего стиля, кулинарные блюда (не любимые), перестановка мебели;

    3. Если изменилось отношение окружающих людей (настороженные взгляды, избегание встреч или телефонных разговоров).

    Раздвоение личности определяется по следующим критериям:

    1. Выявление минимум двух сущностей у пациентов, обладающих собственным характером, мировоззрением и поведением.

    2. Установление регулярного и устойчивого типа диссоциации.

    3. Исключение органической патологии методами: ЭЭГ, рентгена, УЗИ, МРТ, КТ.

    При подозрениях на данное заболевание можно провести тест на раздвоение личности онлайн, с определением:

  • изменений в самосознании, памяти и поступках;
  • нарушений в эмоциональной жизни, стремительной смены настроения;
  • ухудшений отношений с близкими;
  • фактов постоянного насилия, психотравмирующих ситуаций (в прошлом и настоящем), чрезмерной профессиональной и личной ответственности.
  • Если подозрения на раздвоение личности подтверждаются тестированием или анкетированием и рассказами окружающих, необходимо обратиться к психологу, психотерапевту или психиатру. Только после проведения индивидуальных консультаций и полного обследования специалист может поставить подобный диагноз.

    Терапия включает два направления:

    В первом случае разрабатывается программа лечения с применением гипнотических и релаксационных техник, методов психоанализа или символ-драмы. В основе этих методов – выявление глубинных проблем и работа над избавлением от страхов перед ними.

    Во втором – по показаниям врача больным назначаются нейролептики, антидепрессанты, транквилизаторы, седативные препараты.

    Некоторым пациентам хорошо помогает электросудорожная терапия, искусственный сон.

    Лечение болезни продолжительное и иногда прижизненное, но лишь зная, что делать, если у тебя раздвоение личности, и своевременно обратившись к квалифицированному специалисту, возможно победить этот недуг.

    psihbolezni.ru

    Психиатрия и наркология.

    Множественная личность-диссоциативное психическое растройство

    Множественная личность — психический феномен, при котором человек обладает двумя или более различными личностями, или эго — состояниями. Каждая альтер — личность в таком случае имеет собственные паттерны восприятия и взаимодействия с окружающей средой. Людям с множественной личностью определяют диагноз «диссоциативное расстройство идентичности», или «расстройство множественной личности». Данное явление известно так же под названием «расщепление личности».

    Диссоциативное расстройство идентичности

    Диссоциативное расстройство идентичности (DSM -IV)

    Расстройство множественной личности (МКБ -10)

    Синдром множественной личности

    Органическое диссоциативное расстройство личности

    Диссоциативное расстройство идентичности ( англ. раздвоением личности , или DID) — психиатрический диагноз , принятый в « Диагностическом и статистическом справочнике психических расстройств » (DSM- IV), описывающий феномен множественной личности . Чтобы определить у человека диссоциативное расстройство идентичности ( или расстройство множественных личностей ), необходимо наличие хотя бы двух личностей , которые регулярным образом по очереди контролировали бы поведение индивида , а также потеря памяти , выходящая за пределы нормальной забывчивости . Потеря памяти обычно описывается как « переключение ». Симптомы должны происходить вне зависимости от злоупотребления каких — либо веществ ( алкоголя или наркотиков ) или общего медицинского состояния .

    Диссоциативное расстройство идентичности также известно как расстройство множественных личностей ( англ. раздвоением личности , или MPD) . В Северной Америке данное расстройство принято называть « диссоциативным расстройством идентичности » из — за расхождения во мнениях в психиатрической и психологической среде относительно данной концепции , согласно которой один ( физический ) индивидуум может обладать более чем одной личностью , где личность можно определить как итоговую сумму психических состояний данного ( физического ) индивидуума .

    Хотя диссоциация — доказуемое психиатрическое состояние , связанное с рядом различных расстройств , в особенности тех , которые относятся к травме и тревоге в раннем детстве , множественная личность как реально существующий психологический и психиатрический феномен некоторое время ставилась под сомнение . Несмотря на расхождение во мнениях относительно диагноза множественной личности , во многих психиатрических учреждениях ( например , Маклин больница) имеются палаты , специально предназначенные для диссоциативного расстройства идентичности .

    Согласно одной из классификаций , диссоциативное расстройство идентичности рассматривается как тип психогенной амнезии ( то есть имеющей только психологическую , а не медицинскую , природу ). Посредством такой амнезии человек получает возможность вытеснять воспоминания травматических событий или определённого периода жизни . Данное явление называется расщепление « я », или , по другой терминологии , самости , а также переживаний прошлого . Имея множественные личности , индивид может переживать альтернативные личности с индивидуально различимыми характеристиками : такие альтернативные личности могут иметь разный возраст , психологический пол , разное состояние здоровья , разные интеллектуальные способности и даже разный почерк . Для лечения данного расстройства обычно рассматривают долгосрочные виды терапии .

    В качестве двух характерных черт диссоциативного расстройства идентичности выделяют деперсонализацию и дереализацию . Деперсонализация — это изменённое ( в большинстве случаев описываемое как искажённое ) восприятие себя и собственной реальности . Такая персона зачастую выглядит обособленной от консенсуальной реальности . Пациенты часто определяют деперсонализацию как « ощущение вне границ тела и возможность наблюдать его с расстояния ». Дереализация — изменённое ( искажённое ) восприятие других . При дереализации другие люди не будут восприниматься как реально существующие для данного человека ; пациенты с дереализацией испытывают трудность при идентификации другого человека .

    Как показало исследование , пациенты с диссоциативным расстройством идентичности зачастую скрывают свои симптомы . Среднее количество альтернативных личностей равно 15 и появляются обычно в раннем детстве , и , вероятно , именно по этой причине некоторые из альтернативных личностей являются детьми . У многих пациентов наблюдается коморбидность , то есть вместе с расстройством множественной личности у них выражены и другие расстройства , например , генерализованное тревожное расстройство .

    Диагностические критерии

    Диссоциативное расстройство идентичности

    Согласно « Диагностическому и статистическому справочнику психических расстройств » (DSM -IV- TR), диагноз диссоциативное расстройство идентичности ставится в случае , если у человека имеется две или более различающихся идентичности или личностных состояний ( при этом каждая обладает собственным относительно продолжительным паттерном восприятия и взаимоотношения окружающей средой и самим собой ), хотя бы две из этих идентичностей рекуррентно захватывают контроль над поведением человека , индивид не способен вспомнить важную персональную информацию , что выходит за пределы обыкновенной забывчивости , а само расстройство не вызвано прямыми физиологическими эффектами какого — либо вещества ( например , умопомрачения или хаотичное поведение при алкогольной интоксикации ) или общим медицинским состоянием ( например , комплексными парциальными приступами ). При этом отмечается , что у детей данные симптомы не следует относить к вымышленным друзьям или другим видам игр с применением фантазии [5].

    Критерии для диагностики диссоциативного расстройства идентичности , опубликованные DSM -IV, были подвергнуты критике . В одном из исследований (2001) был выделен ряд недостатков данных диагностических критериев : в данном исследовании утверждается , что они не соответствуют требованиям современной психиатрической классификации , не основываются на таксометрическом анализе симптомов диссоциативного расстройства идентичности , описывают расстройство как закрытый концепт , имеют плохую содержательную валидность , игнорируют важные данные , препятствуют таксономическому исследованию , имеют низкую степень надёжности и зачастую приводят к неверной постановке диагноза , в них содержится противоречие и количество случаев с диссоциативным расстройством личности в нём искусственно занижено . В данном исследовании предлагается решение для DSM -V в виде новых , по мнению исследователей , более удобных для использования , политетических диагностических критериев для диссоциативных расстройств [6].

    Расстройство множественной личности и шизофрения

    Отличить шизофрению от расстройства множественной личности представляет трудность при диагностике , и в основном здесь опираются на структурные признаки клинической картины , нехарактерные для диссоциативных расстройств . Кроме того , соответствующие симптомы воспринимаются больными шизофренией всё же чаще как результат воздействия извне , а не принадлежащие собственной личности . Расщепление личности при множественном расстройстве является массивным или молекулярным , формируя довольно сложные и интегрированные относительно себя личностные субструктуры . Расщепление при шизофрении обозначаемое как дискретное , ядерное или атомарное , представляет собой отщепление отдельных психических функций от личности в целом , что приводит к ее дезинтеграции [7].

    Хронология развития понимания множественной личности

    Период теории магнетического сомнамбулизма как объяснения множественной личности [8].

    1646 — Парацельс описывает случай анонимной женщины , утверждавшей , что кто — то крадёт у неё деньги . Вором оказалась её вторая личность , действия которой у первой амнезировались .

    1784 — Маркиз де Пюисегюр , ученик Франца Антона Месмера , при помощи магнетических техник вводит своего работника Виктора Раса (Виктор гонки ) в некое сомнамбулическое состояние : Виктор проявил способность бодрствовать во время сна . По пробуждении он оказывается неспособен вспомнить того , что делал в изменённом состоянии сознания , тогда как в последнем он сохранял полную осведомлённость о событиях , случавшихся с ним и в обычном состоянии сознания , и в изменённом . Пюисегюр приходит к мнению , что данный феномен схож с сомнамбулизмом , и называет его « магнетическим сомнамбулизмом ».

    1791 — Эберхард Гмелин описывает случай « меняющейся личности » у 21- летней девушки немецкой . У неё проявлялась вторая личность , говорившая на французском языке и утверждавшая , что является французской аристократкой . Гмелин увидел сходство между подобным феноменом и магнетическим сном и посчитал , что подобные случаи могут помочь в понимании формирования личности .

    1816 — в журнале «Медицинские кодов » описан случай Мэри Рейнольдс , имевшей « дуальную личность ».

    1838 — Чарльз Деспин описывает случай дуальной личности у Эстеллы , 11- летней девочки .

    1876 — Эжен Азам описывает случай дуальной личности у молодой французской девушки , которую он называл Фелида Икс . Он объясняет феномен множественной личности при помощи концепции гипнотических состояний , получившей распространение в тот период во Франции .

    Введение концепции диссоциации и того , что человек может иметь несколько психических центров , возникающих , когда психика пытается взаимодействовать с травматическим опытом .

    1888 — Врачи Бурру ( Bourru ) и Бурро ( Burrot ) публикуют книгу « Вариации личности » (Вариации де-ла- personnalitй ), в которой описывают случай Луи Виве (Луи Vivй ), имевшего шесть различных личностей , у каждой из которой были собственные паттерны мышечных сокращений и индивидуальные воспоминания . Воспоминания каждой личности были жёстко привязаны к определённому периоду жизни Луи . В качестве лечения врачи использовали гипнотическую регрессию в эти периоды ; они рассматривали личности этого пациента как последовательные вариации одной личности . Другой исследователь , Пьер Жане , ввёл концепцию « диссоциации » и предположил , что эти личности являлись сосуществующими психическими центрами в рамках одного индивида .

    1899 — Опубликована книга Теодора Флоурноя « Из Индии на планету Марс : Случай сомнамбулизма с вымышленными языками »( Des Indes а -ла- Planиte Марс: Этюд Сюр ООН в случае вооруженного somnambulisme ауес glossolalie ).

    1906 — В книге Мортона Принса « Диссоциация личности »( диссоциация личности ) описывается случай пациентки с множественной личности Клары Нортон Фаулер , также известной как мисс Кристин Бешам . В качестве лечения Принс предполагал объединить две личности Бешам , а третью вытеснить в подсознание .

    1915 — Уолтер Франклин Принс публикует историю пациентки Дорис Фишер — « Случай множественной личности Дорис »( Дорис случай раздвоения личности ). У Дорис Фишер было пять личностей . Два года спустя им издан отчёт о физических экспериментах , выполненных с участием Фишер и других её личностей .

    1943 — Стенгел утверждает , что состояние множественной личности более не встречается .

    1954 — Публикуется книга Тигпен и Клекли « Три лица Евы »( Три лица Евы) по мотивам истории психотерапии с участием Крис Костнер — Сайзмор — пациентки со множественной личностью . Выход данной книги всколыхнул интерес общей публики к природе феномена множественной личности .

    1957 — Экранизация книги « Три лица Евы » с участием Джоанн Вудворд .

    1973 — Публикация книги — бестселлера Флоры Шрайбер « Сибил »( Сибилла ), повествующей историю Ширли Мэйсон ( в книге — Сибил Дорсетт ).

    1976 — Телевизионная экранизация « Сибил », в главной роли — Сэлли Филд .

    1977 — Крис Костнер — Сайзмор издаёт автобиографию « Я Ева » (I’m Ева ), в которой утверждает , что книга Тигпен и Клекли неверно интерпретировала историю её жизни .

    1980 — Публикация книги « Мишель помнит »( Мишель помнит ), написанной в соавторстве психиатром Лоуренсом Паздером и Мишель Смит — пациентки со множественной личностью .

    1981 — Дэниел Киз публикует книгу « Множественные умы Билли Миллигана »( Minds Билли Миллиган ), основанную на широком материале интервью с Билли Миллиганом и его психотерапевтом .

    1981 — Публикация книги Трудди Чейз «Когда Кролик Воет ».

    1995 — Веб Запуск вебсайта « Астрея в »- первого интернет — ресурса , посвящённого признанию множественной личности как здорового состояния .

    1998 — Публикация статьи Джоан Акокеллы «Создание Hysteria » в «Новом» Yorker, описывающей излишества психотерапии множественной личности .

    1999 — Публикация книги Кэмерон Уэст « первого лица множественного числа : Моя жизнь , как несколько ».

    2005 — Публикуется автобиография Роберта Окснэма « Расщеплённый разум »( трещиноватых Mind ).

    Определение диссоциации

    Диссоциация — комплексный психический процесс , представляющий собой копинг — механизм для людей , страдающих от болезненных и / или травматических ситуаций . Она характеризуется дезинтеграцией эго . Интеграция эго , или эго — целостность , может быть определена как способность человека успешно инкорпорировать внешние события или социальные переживания в своём восприятии и затем действовать в постоянной манере во время таких событий или социальных ситуаций . Человек, неспособный успешно с этим справляться , может испытывать как эмоциональную дизрегуляцию , так и потенциальный коллапс эго — целостности . Другими словами , состояние эмоциональной дизрегуляции в некоторых случаях может быть весьма интенсивным , чтобы форсировать дизинтеграцию эго , или то , что , в крайних случаях , диагностически определяется как диссоциация .

    Диссоциация описывает настолько сильный коллапс эго — целостности , что личность буквально расщепляется . По этой причине диссоциацию зачастую называют « расщеплением ». Менее глубокие проявления этого состояния во многих случаях клинически описываются как дезорганизация или декомпенсация . Различие между психотическим проявлением и диссоциативным проявлением заключается в том , что , хотя переживающий диссоциацию человек формально и отрывается от ситуации , которую он или она не может проконтролировать , некоторая часть этого человека остаётся связанной с реальностью . Тогда как психотик « порывает » с реальностью , диссоциатив от неё отсоединяется , но не полностью .

    Поскольку человек , испытывающий диссоциацию , полностью не отключается от своей реальности , он может иметь множество « личностей ». Другими словами , существуют разные « люди »( читай личности ) для взаимодействия с разными ситуациями , но , говоря обобщённо , ни одна из личностей полностью не отделяется .

    Расхождение во мнениях о множественной личности

    До сих пор научная общественность не пришла к единому мнению относительно того , что же считать множественной личностью , поскольку в истории медицины до 1950- х годов было слишком мало задокументированных случаев данного расстройства . В 4- ом издании « Диагностического и статистического справочника психических расстройств » (DSM -IV) название рассматриваемого состояния было изменено с « расстройства множественной личности » на « диссоциативное расстройство идентичности », чтобы убрать запутывающий термин « личность ». Такое же обозначение было принято и в МКБ -9, однако в МКБ -10 используется вариант « расстройство множественной личности ». Следует отметить , что в СМИ очень часто совершается грубая ошибка , когда путается расстройство множественной личности и шизофрения .

    Исследование источников в медкниге XIX и XX века на тему множественной личности , проведённое в 1944 году , показало только 76 случаев . В последние годы количество случаев диссоциативного расстройства идентичности возросло драматически ( по некоторым данным , в период с 1985 по 1995 было зарегистрировано около 40 000 случаев ). Однако другие исследования показали , что у расстройства всё же есть длительная история , в литературе простирающаяся на период около 300 лет , и само оно затрагивает менее 1 % населения . По другим данным , диссоциативное расстройство идентичности проявляется среди 1-3% генеральной популяции . Таким образом , эпидемиологические данные указывают на то , что среди населения диссоциативное расстройство идентичности в действительности встречается столь же часто , как и шизофрения .

    В данный момент диссоциация рассматривается как симптоматическое проявление в ответ на травму , критический эмоциональный стресс , и оно связано с эмоциональной дизрегуляцией и пограничным расстройством личности . Согласно лонгитюдному ( долгосрочному ) исследованию Огавы и др ., наиболее сильным предсказательным фактором диссоциации у молодых людей было отсутствие доступа к матери в возрасте 2 лет . Многие последние исследования показали связь между нарушенной привязанностью в раннем детстве и последующими диссоциативными симптомами , также очевидны данные , что насилие в детстве и заброшенность ребёнка зачастую способствуют формированию нарушенной привязанности ( проявляющейся , к примеру , когда ребёнок очень пристально следит за тем , обращено ли внимание родителей на него или нет ).

    Некоторые психологи и психиатры считают , что диссоциативное расстройство идентичности имеет ятрогенный или надуманный характер , или утверждают , что случаи истинной множественной личности очень редки и большинство задокументированных случаев следует рассматривать в качестве ятрогенных .

    Критики модели диссоциативного расстройства личности утверждают , что диагноз состояния множественной личности — это феномен , в большей степени характерный для англоговорящих стран . До 1950- х годов случаи раздвоения личности и множественной личности иногда описывались и лечились как редкость в Западном мире [13]. В 1957 публикация книги « Три лица Евы »( Три лица Евы) и позднее выход одноимённого фильма способствовали росту публичного интереса к феномену множественных личностей . В 1973 году издаётся впоследствии экранизированная книга « Сибил »( Сибилла ), описывающая жизнь женщины с расстройством множественной личности . Однако сам диагноз « расстройство множественной личности » не был включён в « Диагностический и статистический справочник психических расстройств » вплоть до 1980 года . В период с 1980- х по 1990- е количество зарегистрированных случаев расстройства множественной личности возросло до двадцати — сорока тысяч .

    Множественная личность как здоровое состояние

    Некоторые люди , в том числе и самостоятельно идентифицировавшие себя в качестве имеющих множественную личность , считают , что это состояние может быть не расстройством , но естественной вариацией человеческого сознания , не имеющего ничего общего с диссоциацией . В качестве одного из убеждённых сторонников данной версии выступает Трудди Чейз , автор бестселлера «Когда Кролик Воет ». Хотя она и признаёт , что в её случае множественные личности появились вследствие насилия , в то же время она утверждает , что группа её личностей отказались пройти интеграцию и живут вместе как коллектив .

    В рамках глубинной или архетипической психологии Джеймс Хиллман выступает против определения синдрома множественной личности как однозначного расстройства . Хиллман поддерживает идею относительности всех персонификаций и отказывается признать « синдром множественной личности ». Согласно его позиции , рассматривать множественность личности либо как « психическое нарушение », либо как неудачу в интеграции « частных личностей »- это проявлять культурное предубеждение , ошибочно идентифицирующее одну частную личность , « я », со всей личностью как таковой .

    Межкультурные исследования

    Антропологи Л . К. Сурьяни и Гордон Йенсен убеждены , что феномен ярко выраженных трансовых состояний в сообществе острова Бали имеет ту же феноменологическую природу , что и явление множественной личности на Западе [16]. Утверждается , что люди в шаманских культурах , испытывающие множественные личности , определяют эти личности не как части себя , но как независимые души или духи . Не существует данных о связи между множественностью личности , диссоциацией , а также восстановлением воспоминаний и секусальным насилием в этих культурах . В традиционных культурах множественность , проявляемая , к примеру , шаманами , не считается расстройством или заболеванием .

    Потенциальные причины расстройства множественной личности

    Диссоциативное расстройство идентичности , как считается , вызывается совокупностью нескольких факторов : непереносимый стресс , способность к диссоциации ( включая способность отделять свои воспоминания , восприятия или идентичность от сознания ), проявление защитных механизмов в онтогенезе и — в период детства — недостаток заботы и участия в отношении ребёнка при травматическом опыте или недостатке защиты от последующего нежелательного опыта . Дети не рождаются с ощущением унифицированной идентичности , последняя развивается , основываясь на множестве источников и переживаний . В критических ситуациях детское развитие встречает препятствия , и многие части того , что должно было быть интегрировано в относительно унифицированной идентичности , остаются сегрегированными .

    Североамериканские исследования показывают , что 97-98% взрослых с диссоциативным расстройством идентичности описывают ситуации насилия в детстве и что факт насилия может быть задокументирован у 85 % взрослых и у 95 % детей и подростков с расстройством множественной личности и другими сходными формами диссоциативного расстройства . Эти данные указывают на то , что насилие в детстве выступает в роли главной причины расстройства среди североамериканских пациентов , тогда как в других культурах большую роль могут играть последствия войны или природной катастрофы . Некоторые пациенты могли не испытывать случаев насилия , но пережить раннюю потерю ( например , смерть родителя ), серьёзную болезнь или другое крайне стрессовое событие .

    Развитие человека требует от ребёнка способность успешно интегрировать различные виды комплексной информации . В онтогенезе человек проходит ряд стадий развития , в каждой из которых может быть созданы различные личности . Способность генерировать множественные личности наблюдается или проявляется не у каждого ребёнка , претерпевшего насилие , потерю или травму . Пациенты с диссоциативным расстройством идентичностью обладают способность легко входить в трансовые состояния . Такая способность в соотношении со способностью диссоциироваться , как считается , выступает в качестве фактора для развития расстройства . Как бы то ни было , большинство детей , обладающих этими способностями , также имеют нормальные адаптивные механизмы и не находятся в таком окружении , которое может вызвать диссоциацию .

    Наиболее часто встречающийся подход к лечению расстройства множественной личности заключается в облегчении симптомов , чтобы обеспечить безопасность индивида , и в реинтеграции различных личностей в одну хорошо функционирующую идентичность . Лечение может происходить с использованием различных видов психотерапии — когнитивной психотерапии , семейной психотерапии , клинического гипноза и т . д .

    С некоторым успехом применяется инсайт — ориентированная психодинамическая терапия , помогающая преодолеть полученную травму , вскрывающая конфликты , определяющие нужду в отдельных личностях и исправляющая соответствующие защитные механизмы . Возможным удовлетворительным результатом лечения является обеспечение бесконфликтного сотрудничающего отношения между отдельными личностями . Терапевту рекомендуется с равным уважением относиться ко всем альтер — личностям , избегая становиться на чью — то сторону во внутреннем конфликте .

    Медикаментозная терапия не позволяет добиться заметных успехов и носит исключительно симптоматический характер ; не существует никакого фармакологического препарата для лечения самого диссоциативного расстройства идентичности , однако некоторые антидепрессанты используются для облегчения сопутствующих депрессий и тревоги .

    Пожалуйста, скопируйте приведенный ниже код и вставьте его на свою страницу — как HTML.

    www.psystatus.ru

    Диссоциативное расстройство личности

    Множественная личность — психический феномен, при котором человек обладает двумя или более различными личностями, или эго-состояниями. Каждая альтер-личность в таком случае имеет собственные паттерны восприятия и взаимодействия с окружающей средой. Людям с множественной личностью определяют диагноз «диссоциативное расстройство идентичности», или «расстройство множественной личности». Данное явление известно также под названиеми «расщепление личности» и «раздвоение личности».

    Диссоциативное расстройство идентичности

  • Диссоциативное расстройство идентичности (МКБ-10)
  • Синдром множественной личности [1]
  • Органическое диссоциативное расстройство личности [2]
  • Расщепление личности [3]
  • Диссоциативное расстройство идентичности также известно как расстройство множественных личностей (англ. multiple personality disorder , или MPD) [4] . В Северной Америке данное расстройство принято называть «диссоциативным расстройством идентичности» из-за расхождения во мнениях в психиатрической и психологической среде относительно данной концепции, согласно которой один (физический) индивидуум может обладать более чем одной личностью, где личность можно определить как итоговую сумму психических состояний данного (физического) индивидуума.

    Хотя диссоциация — доказуемое психиатрическое состояние, связанное с рядом различных расстройств, в особенности тех, которые относятся к травме и тревоге в раннем детстве, множественная личность как реально существующий психологический и психиатрический феномен некоторое время ставилась под сомнение. Несмотря на расхождение во мнениях относительно диагноза множественной личности, во многих психиатрических учреждениях (например, McLean Hospital) имеются палаты, специально предназначенные для диссоциативного расстройства идентичности.

    Согласно одной из классификаций, диссоциативное расстройство идентичности рассматривается как тип психогенной амнезии (то есть имеющей только психологическую, а не медицинскую, природу). Посредством такой амнезии человек получает возможность вытеснять воспоминания травматических событий или определённого периода жизни. Данное явление называется расщепление «я», или, по другой терминологии, самости, а также переживаний прошлого. Имея множественные личности, индивид может переживать альтернативные личности с индивидуально различимыми характеристиками: такие альтернативные личности могут иметь разный возраст, психологический пол, разное состояние здоровья, разные интеллектуальные способности и даже разный почерк. Для лечения данного расстройства обычно рассматривают долгосрочные виды терапии.

    В качестве двух характерных черт диссоциативного расстройства идентичности выделяют деперсонализацию и дереализацию. Деперсонализация — это изменённое (в большинстве случаев описываемое как искажённое) восприятие себя и собственной реальности. Такая персона зачастую выглядит обособленной от консенсуальной реальности. Пациенты часто определяют деперсонализацию как «ощущение вне границ тела и возможность наблюдать его с расстояния». Дереализация — изменённое (искажённое) восприятие других. При дереализации другие люди не будут восприниматься как реально существующие для данного человека; пациенты с дереализацией испытывают трудность при идентификации другого человека.

    Как показало исследование, пациенты с диссоциативным расстройством идентичности зачастую скрывают свои симптомы. Среднее количество альтернативных личностей равно 15 и появляются обычно в раннем детстве, и, вероятно, именно по этой причине некоторые из альтернативных личностей являются детьми. У многих пациентов наблюдается коморбидность, то есть вместе с расстройством множественной личности у них выражены и другие расстройства, например, генерализованное тревожное расстройство.

    Диагностические критерии

    (расстройство множественной личности)

    Критерии для диагностики диссоциативного расстройства идентичности, опубликованные DSM-IV, были подвергнуты критике. В одном из исследований (2001) был выделен ряд недостатков данных диагностических критериев: в данном исследовании утверждается, что они не соответствуют требованиям современной психиатрической классификации, не основываются на таксометрическом анализе симптомов диссоциативного расстройства идентичности, описывают расстройство как закрытый концепт, имеют плохую содержательную валидность, игнорируют важные данные, препятствуют таксономическому исследованию, имеют низкую степень надёжности и зачастую приводят к неверной постановке диагноза, в них содержится противоречие и количество случаев с диссоциативным расстройством личности в нём искусственно занижено. В данном исследовании предлагается решение для DSM-V в виде новых, по мнению исследователей, более удобных для использования, политетических диагностических критериев для диссоциативных расстройств [6] .

    Расстройство множественной личности и шизофрения

    Отличить шизофрению от расстройства множественной личности представляет трудность при диагностике, и в основном здесь опираются на структурные признаки клинической картины, нехарактерные для диссоциативных расстройств. Кроме того, соответствующие симптомы воспринимаются больными шизофренией всё же чаще как результат воздействия извне, а не принадлежа­щие собственной личности. Расщепление личности при множественном расстройстве является массивным или молекулярным, формируя довольно сложные и интегрированные относительно себя личностные субструктуры. Расщепление при шизофрении обозначаемое как дискретное, ядерное или атомарное, представляет собой отщепление отдельных психических функций от личности в целом, что приводит к её дезинтеграции [7] .

    Хронология развития понимания множественной личности

    Период теории магнетического сомнамбулизма как объяснения множественной личности [8] .

  • 1646 — Парацельс описывает случай анонимной женщины, утверждавшей, что кто-то крадёт у неё деньги. Вором оказалась её вторая личность, действия которой у первой амнезировались.
  • 1784 — Маркиз де Пюисегюр, ученик Франца Антона Месмера, при помощи магнетических техник вводит своего работника Виктора Раса (Victor Race) в некое сомнамбулическое состояние: Виктор проявил способность бодрствовать во время сна. По пробуждении он оказывается неспособен вспомнить того, что делал в изменённом состоянии сознания, тогда как в последнем он сохранял полную осведомлённость о событиях, случавшихся с ним и в обычном состоянии сознания, и в изменённом. Пюисегюр приходит к мнению, что данный феномен схож с сомнамбулизмом, и называет его «магнетическим сомнамбулизмом» [8] .
  • 1791 — Эберхард Гмелин описывает случай «меняющейся личности» у 21-летней немецкой девушки. У неё проявлялась вторая личность, говорившая на французском языке и утверждавшая, что является французской аристократкой. Гмелин увидел сходство между подобным феноменом и магнетическим сном и посчитал, что подобные случаи могут помочь в понимании формирования личности [8] .
  • 1816 — в журнале «Medical Repository» описан случай Мэри Рейнольдс, имевшей «дуальную личность».
  • 1838 — Чарльз Деспин описывает случай дуальной личности у Эстеллы, 11-летней девочки.
  • 1876 — Эжен Азам описывает случай дуальной личности у молодой французской девушки, которую он называл Фелида Икс. Он объясняет феномен множественной личности при помощи концепции гипнотических состояний, получившей распространение в тот период во Франции[8] .
  • Введение концепции диссоциации и того, что человек может иметь несколько психических центров, возникающих, когда психика пытается взаимодействовать с травматическим опытом [8] .

    • 1888 — Врачи Бурру (Bourru) и Бурро (Burrot) публикуют книгу «Вариации личности» (Variations de la personnalite), в которой описывают случай Луи Виве (Louis Vive), имевшего шесть различных личностей, у каждой из которой были собственные паттерны мышечных сокращений и индивидуальные воспоминания. Воспоминания каждой личности были жёстко привязаны к определённому периоду жизни Луи. В качестве лечения врачи использовали гипнотическую регрессию в эти периоды; они рассматривали личности этого пациента как последовательные вариации одной личности. Другой исследователь, Пьер Жане, ввёл концепцию «диссоциации» и предположил, что эти личности являлись сосуществующими психическими центрами в рамках одного индивида [8] .
    • 1899 — Опубликована книга Теодора Флоурноя «Из Индии на планету Марс: Случай сомнамбулизма с вымышленными языками» (Des Indes a la Planete Mars: Etude sur un cas de somnambulisme avec glossolalie).
    • 1906 — В книге Мортона Принса «Диссоциация личности» (The Dissociation of a Personality) описывается случай пациентки с множественной личности Клары Нортон Фаулер, также известной как мисс Кристин Бешам. В качестве лечения Принс предполагал объединить две личности Бешам, а третью вытеснить в подсознание[8] .
    • 1908 — Г. Г. Эверс публикует рассказ «Смерть барона фон Фридель», который первоначально носил название «Второе Я». В рассказе речь идёт о расщеплении сознания на мужскую и женскую составляющую. Оба компонента поочерёдно завладевают личностью и, в конце концов, вступают в непримиримый спор. Барон застрелился, а в заключении рассказа сказано: «Разумеется, о самоубийстве здесь не может быть и речи. Скорее так: он, барон Езус Мария фон Фридель, застрелил баронессу Езус Мария фон Фридель; или же наоборот — она убила его. Этого я не знаю. Хотелось убить — он или она — но не себя самоё, то другое хотелось убить. Так и вышло».
    • 1915 — Уолтер Франклин Принс публикует историю пациентки Дорис Фишер — «Случай множественной личности Дорис» (The Doris Case of Multiple Personality). У Дорис Фишер было пять личностей. Два года спустя им издан отчёт о экспериментах, выполненных с участием Фишер и других её личностей.
    • 1943 — Стенгел утверждает, что состояние множественной личности более не встречается.
    • 1954 — Публикуется книга Тигпен и Клекли «Три лица Евы» (The Three Faces of Eve) по мотивам истории психотерапии с участием Крис Костнер-Сайзмор — пациентки со множественной личностью. Выход данной книги всколыхнул интерес общей публики к природе феномена множественной личности [8] .
    • 1957 — Экранизация книги «The Three Faces of Eve» с участием Джоанн Вудворд.
    • 1973 — Публикация книги-бестселлера Флоры Шрайбер «Сибил» (Sybil), повествующей историю Ширли Мэйсон (в книге — Сибил Дорсетт).
    • 1976 — Телевизионная экранизация «Сибил», в главной роли — Сэлли Филд.
    • 1977 — Крис Костнер-Сайзмор издаёт автобиографию «Я Ева» (I’m Eve), в которой утверждает, что книга Тигпен и Клекли неверно интерпретировала историю её жизни.
    • 1980 — Публикация книги «Мишель помнит» (Michelle Remembers), написанной в соавторстве психиатром Лоуренсом Паздером и Мишель Смит — пациентки со множественной личностью.
    • 1981 — Дэниел Киз публикует книгу «Множественные умы Билли Миллигана» (The Minds of Billy Milligan), основанную на широком материале интервью с Билли Миллиганом и его психотерапевтом.
    • 1981 — Публикация книги Трудди Чейз «When Rabbit Howls».
    • 1995 — Запуск веб-сайта «Astraea’s Web» — первого интернет-ресурса, посвящённого признанию множественной личности как здорового состояния.
    • 1998 — Публикация статьи Джоан Акокеллы «Creating Hysteria» в «New Yorker», описывающей излишества психотерапии множественной личности.
    • 1999 — Публикация книги Кэмерон Уэст «First Person Plural: My Life as a Multiple».
    • 2005 — Публикуется автобиография Роберта Окснэма «Расщеплённый разум» (A Fractured Mind).
    • Определение диссоциации

      Диссоциация — комплексный психический процесс, представляющий собой копинг-механизм для людей, страдающих от болезненных и/или травматических ситуаций. Она характеризуется дезинтеграцией эго. Интеграция эго, или эго-целостность, может быть определена как способность человека успешно инкорпорировать внешние события или социальные переживания в своём восприятии и затем действовать в постоянной манере во время таких событий или социальных ситуаций. Человек, неспособный успешно с этим справляться, может испытывать как эмоциональную дизрегуляцию, так и потенциальный коллапс эго-целостности. Другими словами, состояние эмоциональной дизрегуляции в некоторых случаях может быть весьма интенсивным, чтобы форсировать дизинтеграцию эго, или то, что, в крайних случаях, диагностически определяется как диссоциация.

      Диссоциация описывает настолько сильный коллапс эго-целостности, что личность буквально расщепляется. По этой причине диссоциацию зачастую называют «расщеплением». Менее глубокие проявления этого состояния во многих случаях клинически описываются как дезорганизация или декомпенсация. Различие между психотическим проявлением и диссоциативным проявлением заключается в том, что, хотя переживающий диссоциацию человек формально и отрывается от ситуации, которую он или она не может проконтролировать, некоторая часть этого человека остаётся связанной с реальностью. Тогда как психотик «порывает» с реальностью, диссоциатив от неё отсоединяется, но не полностью.

      Поскольку человек, испытывающий диссоциацию, полностью не отключается от своей реальности, он может иметь множество «личностей». Другими словами, существуют разные «люди» (читай личности) для взаимодействия с разными ситуациями, но, говоря обобщённо, ни одна из личностей полностью не отделяется.

      Расхождение во мнениях о множественной личности

      До сих пор научная общественность не пришла к единому мнению относительно того, что же считать множественной личностью, поскольку в истории медицины до 1950-х годов было слишком мало задокументированных случаев данного расстройства. В 4-ом издании «» (DSM-IV) название рассматриваемого состояния было изменено с «расстройства множественной личности» на «диссоциативное расстройство идентичности», чтобы убрать запутывающий термин «личность». Такое же обозначение было принято и в МКБ-9, однако в МКБ-10 используется вариант «расстройство множественной личности». Следует отметить, что в СМИ очень часто совершается грубая ошибка, когда путается расстройство множественной личности и шизофрения.

      Исследование источников в медицинской литературе XIX и XX века на тему множественной личности, проведённое в 1944 году, показало только 76 случаев. В последние годы количество случаев диссоциативного расстройства идентичности резко возросло (по некоторым данным, в период с 1985 по 1995 было зарегистрировано около 40 000 случаев) [9] . Однако другие исследования показали, что у расстройства всё же есть длительная история, в литературе простирающаяся на период около 300 лет, и само оно затрагивает менее 1 % населения [10] . По другим данным, диссоциативное расстройство идентичности проявляется среди 1—3 % общей популяции [11] . Таким образом, эпидемиологические данные указывают на то, что среди населения диссоциативное расстройство идентичности в действительности встречается столь же часто, как и шизофрения.

      В данный момент диссоциация рассматривается как симптоматическое проявление в ответ на травму, критический эмоциональный стресс, и оно связано с эмоциональной дизрегуляцией и пограничным расстройством личности [12] . Согласно лонгитюдному (долгосрочному) исследованию Огавы и др., наиболее сильным предсказательным фактором диссоциации у молодых людей было отсутствие доступа к матери в возрасте 2 лет. Многие последние исследования показали связь между нарушенной привязанностью в раннем детстве и последующими диссоциативными симптомами, также очевидны данные, что насилие в детстве и заброшенность ребёнка зачастую способствуют формированию нарушенной привязанности (проявляющейся, к примеру, когда ребёнок очень пристально следит за тем, обращено ли внимание родителей на него или нет).

      Критическое отношение к диагнозу

      Некоторые психологи и психиатры считают, что диссоциативное расстройство идентичности имеет ятрогенный или надуманный характер, или утверждают, что случаи истинной множественной личности очень редки и большинство задокументированных случаев следует рассматривать в качестве ятрогенных.

      Критики модели диссоциативного расстройства личности утверждают, что диагноз состояния множественной личности — это феномен, в большей степени характерный для англоговорящих стран. До 1950-х годов случаи раздвоения личности и множественной личности иногда описывались и лечились как редкость в Западном мире [13] . В 1957 году публикация книги «Три лица Евы» (The Three Faces of Eve) и позднее выход одноимённого фильма способствовали росту публичного интереса к феномену множественных личностей. В 1973 году издаётся впоследствии экранизированная книга «Сибил» (Sybil), описывающая жизнь женщины с расстройством множественной личности. Однако сам диагноз «расстройство множественной личности» не был включён в «Диагностический и статистический справочник психических расстройств» вплоть до 1980 года. В период с 1980-х по 1990-е количество зарегистрированных случаев расстройства множественной личности возросло до двадцати—сорока тысяч [9] [14] .

      Множественная личность как здоровое состояние

      Некоторые люди, в том числе и самостоятельно идентифицировавшие себя в качестве имеющих множественную личность, считают, что это состояние может быть не расстройством, но естественной вариацией человеческого сознания, не имеющего ничего общего с диссоциацией. В качестве одного из убеждённых сторонников данной версии выступает Трудди Чейз, автор бестселлера «When Rabbit Howls». Хотя она и признаёт, что в её случае множественные личности появились вследствие насилия, в то же время она утверждает, что группа её личностей отказались пройти интеграцию и живут вместе как коллектив.

      В рамках глубинной или архетипической психологии Джеймс Хиллман выступает против определения синдрома множественной личности как однозначного расстройства. Хиллман поддерживает идею относительности всех персонификаций и отказывается признать «синдром множественной личности». Согласно его позиции, рассматривать множественность личности либо как «психическое нарушение», либо как неудачу в интеграции «частных личностей» — это проявлять культурное предубеждение, ошибочно идентифицирующее одну частную личность, «я», со всей личностью как таковой [15] .

      Антропологи Л. К. Сурьяни и Гордон Йенсен убеждены, что феномен ярко выраженных трансовых состояний в сообществе острова Бали имеет ту же феноменологическую природу, что и явление множественной личности на Западе [16] . Утверждается, что люди в шаманских культурах, испытывающие множественные личности, определяют эти личности не как части себя, но как независимые души или духи. Не существует данных о связи между множественностью личности, диссоциацией, а также восстановлением воспоминаний и сексуальным насилием в этих культурах. В традиционных культурах множественность, проявляемая, к примеру, шаманами, не считается расстройством или заболеванием.

      Потенциальные причины расстройства множественной личности

      Диссоциативное расстройство идентичности, как считается, вызывается совокупностью нескольких факторов: непереносимый стресс, способность к диссоциации (включая способность отделять свои воспоминания, восприятия или идентичность от сознания), проявление защитных механизмов в онтогенезе и — в период детства — недостаток заботы и участия в отношении ребёнка при травматическом опыте или недостатке защиты от последующего нежелательного опыта. Дети не рождаются с ощущением унифицированной идентичности, последняя развивается, основываясь на множестве источников и переживаний. В критических ситуациях детское развитие встречает препятствия, и многие части того, что должно было быть интегрировано в относительно унифицированной идентичности, остаются сегрегированными [17] .

      Североамериканские исследования показывают, что 97—98 % взрослых с диссоциативным расстройством идентичности описывают ситуации насилия в детстве и что факт насилия может быть задокументирован у 85 % взрослых и у 95 % детей и подростков с расстройством множественной личности и другими сходными формами диссоциативного расстройства. Эти данные указывают на то, что насилие в детстве выступает в роли главной причины расстройства среди североамериканских пациентов, тогда как в других культурах большую роль могут играть последствия войны или природной катастрофы. Некоторые пациенты могли не испытывать случаев насилия, но пережить раннюю потерю (например, смерть родителя), серьёзную болезнь или другое крайне стрессовое событие [17] .

      Развитие человека требует от ребёнка способность успешно интегрировать различные виды комплексной информации. В онтогенезе человек проходит ряд стадий развития, в каждой из которых может быть созданы различные личности. Способность генерировать множественные личности наблюдается или проявляется не у каждого ребёнка, претерпевшего насилие, потерю или травму. Пациенты с диссоциативным расстройством идентичностью обладают способность легко входить в трансовые состояния. Такая способность в соотношении со способностью диссоциироваться, как считается, выступает в качестве фактора для развития расстройства. Как бы то ни было, большинство детей, обладающих этими способностями, также имеют нормальные адаптивные механизмы и не находятся в таком окружении, которое может вызвать диссоциацию [17] .

      Наиболее часто встречающийся подход к лечению расстройства множественной личности заключается в облегчении симптомов, чтобы обеспечить безопасность индивида, и в реинтеграции различных личностей в одну хорошо функционирующую идентичность. Лечение может происходить с использованием различных видов психотерапии — когнитивной психотерапии, семейной психотерапии, клинического гипноза и т. д.

      С некоторым успехом применяется инсайт-ориен­тированная психодинамическая терапия, помогающая преодолеть полученную травму, вскрывающая конфликты, опреде­ляющие нужду в отдельных личностях и исправляющая соответ­ствующие защитные механизмы. Возможным удовлетворительным результатом лечения является обеспечение бесконфликтного сотрудничающего отношения между отдельными личностями. Терапевту рекомендуется с равным уважением относиться ко всем альтер-личностям, избегая стано­виться на чью-то сторону во внутреннем конфликте [7] .

      Медикамен­тозная терапия не позволяет добиться заметных успехов и носит исключительно симптоматический характер; не существует никакого фармакологического препарата для лечения самого диссоциативного расстройства идентичности, однако некоторые антидепрессанты используются для облегчения сопутствующих депрессий и тревоги [7] .

      Множественные личности в популярной культуре

    • Главный персонаж фильма «Воспитание Каина» (1992) Брайана де Пальмы, чья личность в результате психологического эксперимента расщепилась на пять частей.
    • Персонаж фильма «Три лица Евы» (1957) (по одноимённой книге Корбетта Х. Тигпена и Херви М. Клекли)
    • Капитан Джек Воробей «Пираты Карибского моря: На краю света»
    • Персонаж психологического триллера «Игра в прятки»
    • Персонаж фильма-триллера «Психо» (1960)
    • Персонаж фильма-триллера «Одержимая» (1981)
    • Персонаж фильма Карена Шахназарова «Цареубийца» (1991)
    • Персонаж Джейн Марч в фильме Цвет ночи (1994)
    • Хаос и Дэн в манге Gunnm (1991—1995)
    • Шерман Кламп \ Бадди Лав в фильмах-комедиях «Чокнутый профессор» (1996), «Чокнутый профессор 2» (2000)
    • Персонажи манги «MPD Psycho» (1997)
    • Мистер Герберт Гаррисон (впоследствии миссис Гаррисон, после смены пола в 901-м эпизоде, в настоящее время снова мистер Гаррисон) в мультсериале «South Park» (1997)
    • Рассказчик \ Тайлер Дёрден в фильме «Бойцовский клуб» (1999) (по одноимённой книге Чака Паланика)
    • Чарли Бэйлигейтс \ Хэнк Эванс в фильме-комедии «Я, снова Я и Ирэн» (2000)
    • Голлум из фильма-экранизации «Две крепости» (2002) — но не из трилогии Толкина «Властелин колец»
    • Персонаж фильма-триллера «Идентификация» (2003)
    • Персонаж фильма «Кровавая жатва» (2003)
    • Главные персонажи аниме и манги «Эльфийская песнь» (2004)
    • Морт Рейни \ Джон Шутер в фильме «Тайное окно» (2004) (по одноимённой книге Стивена Кинга)
    • Персонаж фильма Дениса Нейманда «Жесть» (2006)
    • Персонаж Али Лартер — Ники Сандерс в сериале «Герои» (2006). Второе эго Ники — её умершая старшая сестра Джессика Сандерс.
    • Чревовещатель \ мистер Шрам — один из злодеев мультсериала «Бэтмен» (вторая личность создаёт себе «тело» в виде деревянной куклы-бандита и заставляет Чревовещателя управлять ею; обе личности действуют одновременно, живя в разных половинах мозга)
    • Персонажи фильма «Бешеный детектив» («Mad Detective» (2007)) (Главный герой обладает даром видеть чужие внутренние личности и слышать их разговоры)
    • Персонажи знаменитого сериала «X-Files/Секретные материалы»:
    • Линда Тибидо, сезон 2, эпизод 12 «Aubrey/Обри» (1995)
    • Мелисса Райделл, сезон 4, эпизод 5 «The Field Where I Died/Поле, на котором я умер» (1996)
    • Карин Мэттьюс, сезон 5, эпизод 9 «Schizogeny/Шизогония» (1998)
    • Роберт Фазл, сезон 9, эпизод 12 «Underneath/Низина» (2002)
      • Др. Генри Джекил \ мистер Эдвард Хайд в книге Роберта Льюиса Стивенсона «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» (1886)
      • Персонаж книги Корбетта Х. Тигпена и Херви М. Клекли «Три лица Евы» (1954)
      • Персонаж книги Флоры Шрайбер «Сибил» (1973)
      • Персонаж книги Дэниела Киза «Множественные умы Билли Миллигана» (1981)
      • Морт Рейни \ Джон Шутер в книге Стивена Кинга «Тайное окно» (1990)
      • Рассказчик \ Тайлер Дёрден в книге Чака Паланика «Бойцовский клуб» (1996)
      • Петр в книге Виктора Пелевина «Чапаев и Пустота» (1996)
      • Персонаж книги Сидни Шелдона «Расколотые сны» («Tell Me Your Dreams») (1998)
      • Главный герой расказа Г. Г. Эверса «Смерть барона фон Фридель» (1908)
      • Одетта Холмс \ Детта Уокер \ Сюзанна Дин в серии романов Стивена Кинга «Темная Башня»
      • Изабелла \ Женевьева Терговен в книге Эриха Марии Ремарка «Черный обелиск»
      • Яков Петрович Голядкин — персонаж повести Ф.М.Достоевского «Двойник» (1846)
    • Air Gear: Акито/Агито Ванидзима
    • Naruto: Дзэцу
    • Paranoia Agent: Харуми Тёно/Мария
    • Эльфийская песнь: Люси
    • Ergo Proxy: Винсент Лоу
    • Hellsing: Юмико/Юмие
      1. ^ Талбот М. Голографическая Вселенная. — К.: София, 2004. Гл. Терапия при синдроме множественных личностей ISBN 5-9550-0482-3
      2. ^ Комер Р. Основы патопсихологии. — М: «Прайм-Еврознак», 2005. Гл. 13: Расстройства памяти и других когнитивных функций.
      3. ^ Sharma, Sanjeev. [http:// ezinearticles.com/?Split-Personality—A-Myth-or-a-Reality?&id=45153 Split Personality — A Myth or a Reality?]. Июнь 2005. (англ.)
      4. ^МКБ-10. Международная классификация болезней.
      5. ^Diagnostic criteria for 300.14 Dissociative Identity Disorder // Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders, 4th Edition (DSM), Revised. (англ.)
      6. ^ Dell P., Carena Etzel et al. Why the diagnostic criteria for dissociative identity disorder should be changed // Journal of trauma & dissociation. 2001, vol. 2, no1, pp. 7-72. 1529-9732. (англ.)
      7. ^ 123F44.81 Расстройство множественной личности (РМЛ) // Вид В. Д., Попов Ю. В. Современная клиническая психиатрия. — СПб: 2000.
      8. ^ 12345678 Crabtree A & J. Multiple personality before Eve. — Веб-сайт: Psychotherapy Arts. (англ.)
      9. ^ 12 Acocella, Joan. Creating Hysteria: Women and Multiple Personality Disorder. — San Francisco: Jossey-Bass Publishers, 1999. ISBN 0-7879-4794-6 (англ.)
      10. ^ Ross, Colin. Dissociative Identity Disorder: Diagnosis, Clinical Features and Treatment of Multiple Personality, Second Edition — John Wiley & Sons, Inc, 1997. ISDN: 0471-13265-9 (англ.)
      11. ^3484. Dissociative Disorders. eMedicine Clinical Knowledge Base. (англ.)
      12. ^ Marmer SS, Fink D. Rethinking the comparison of borderline personality disorder and multiple personality disorder // The Psychiatric clinics of North America. — 1994, vol. 17, no 4 (i-xiv, 701—879 [189 p.]) (157 ref.), [Note(s) : VI, 743-771 [30 p.]]. 0193-953X (англ.)
      13. ^A History of Dissociative Identity Disorder (formerly called Multiple Personality Disorder). — Веб-сайт: Demonic Possession and Psychiatry. (англ.)
      14. ^ Adams, Cecil. Does multiple personality disorder really exist? // The Straight Dope. Октябрь 2003. (англ.)
      15. ^ Адамс, Мишель Вэнней. Архетипическая школа. Юнг об архетипах и архетипических образах.
      16. ^ Luh Ketut Suryani, Gordon D. Jensen. Trance and Possession in Bali: A Window on Western Multiple Personality, Possession Disorder, and Suicide. — Oxford University Press, 1994. ISBN 0-19-588610-0 (англ.)
      17. ^ 123Dissociative Identity Disorder. — Веб-сайт: MERCK. Февраль 2003. (англ.)
    • Ross, Colin.Dissociative Identity Disorder: Diagnosis, Clinical Features and Treatment of Multiple Personality, Second Edition — John Wiley & Sons, Inc, 1997. ISDN 0471-13265-9.
    • Luh Ketut Suryani, Gordon D. Jensen.Trance and Possession in Bali: A Window on Western Multiple Personality, Possession Disorder, and Suicide. — Oxford University Press, 1994. ISBN 0-19-588610-0.
    • Патнем Ф. В. Диагностика и лечение расстройства множественной личности. — М.: Когито-Центр, 2003. ISBN 5-89353-106-X.
    • Киз Д. Множественные умы Билли Миллигана. — М.: Эксмо, Домино, 2004. ISBN 5-699-07012-5. — Художественное описание истории человека со множественной личностью.
    • Фрейд З. Расщепление Я в процессе защиты (1938)/ Психология бессознательного. М., 2006. С. 415-424.
    • Dissociative Identity Disorder — словарная статья, посвящённая расстройству множественной личности, или диссоциативному расстройству идентичности. (англ.)
    • Multiple Personality Before Eve — история ранних исследований и концепций множественной личности. (англ.)
    • Обзор диссоциативного расстройства идентичности на веб-сайте WebMD.com. (англ.)
    • Расстройство множественной личности на веб-сайте Skepdic.com. (англ.)
    • Международное общество исследования диссоциации (англ.)
    • Piper A, Merskey H. The persistence of folly: A critical examination of dissociative identity disorder. Part I. The excesses of an improbable concept. Can J Psychiatry 2004;49:592-600 — Критический обзор диагноза множественной личности как имеющего ятрогенный характер. (англ.)
    • Piper A, Merskey H. The persistence of folly: A critical examination of dissociative identity disorder. Part II. The defence and decline of multiple personality or dissociative identity disorder. Can J Psychiatry 2004;49:678-83. — Продолжение статьи. (англ.)
    • Alexandria K.Cherry. Multiple Personality Disorder: Fact or Fiction?. Rochester Institute of Technology. 2005. — Рецензированное обзорное исследование, посвящённое расстройству множественной личности. (англ.)
    • James A. Chu, MD. Guidelines for Treating Dissociative Identity Disorder in Adults (2005) — Руководство по лечению диссоциативного расстройства идентичности. (англ.)
    • David V. James MA, MRCPsych. Multiple Personality Disorder in the Courts. — Диссоциативное расстройство идентичности и судебные разбирательства. (англ.)
    • Thigpen & Cleckley (1954): A case of multiple personality. — Исследование лечения метода лечения Крис Костнер-Сайзмор, ставшей героиней работы «Три лица Евы». (англ.)
    • The Layman’s Guide to Multiplicity — Брошюра о здоровой множественности личности, написанная группой людей со множественной личностью. (англ.)
    • Мотов В. В. Расстройство в виде множественной личности в США: клинические и судебно-психиатрические аспекты // Независимый Психиатрический Журнал. 1 квартал 2005.
    • Патнем Ф. М. Диагностика и лечение расстройства множественной личности // Журнал практической психологии и психоанализа. № 1, март 2004. — Глава из книги.
    • Лекция «Шизотипическое расстройство и множественная личность».
    • Тематические интернет-ресурсы

    • The Layman’s Guide — Справочник по множественности личности, написанный группой людей со множественной личностью. (англ.)
    • Amorpha: Collective Phenomenon — Интернет-сообщество, посвящённое множественной личности как здоровому состоянию. (англ.)
    • Astraea — Коллекция статей и ссылок, посвящённых множественной личности как здоровому состоянию. (англ.)
    • Pavilion — Активистский веб-сайт, посвящённый функциональной (или здоровой) множественности личности. (англ.)
    • Multiplicity — ЖЖ-сообщество, посвящённое феномену множественной личности. (англ.)
    • The Hidden Art of Shirley Mason — Картины Ширли Мэйсон (известной как Сибил), которые, как утверждается, написаны различными её личностями. (англ.)
    • Pack Collective’s FAQ — Список часто задаваемых вопросов относительно множественности личности с ответами. (англ.)
    • The House — Мемориальный веб-сайт, посвящённый женщине с множественной личностью. (англ.)
    • Wikimedia Foundation . 2010 .

      Смотреть что такое «Диссоциативное расстройство личности» в других словарях:

      Диссоциативное расстройство личности — (dissociative identity disorder) расстройство, при котором у человека возникают две или больше отдельных личности. Также это расстройство называется расстройством множественной личности … Общая психология: глоссарий

      Диссоциативное расстройство идентичности — Доктор Джекилл и мистер Хайд (на фотографии в исполнении американского актёра Ричарда Мэнсфилда) один из наиболее известных в художественной литературе примеров персонажей с расстройством множественной личности. Не следует путать с шизофренией… … Википедия

      Диссоциативное расстройство идентичности (ДРИ) — (dissociative identity disorder) расстройство, при котором у человека наряду с сохранением основной, возникают две или более самостоятельные, автономно функционирующие личности, которые с разной частотой и последовательностью сменяют одна другую… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

      Диссоциативное расстройство — Диссоциативные растройства (лат. dissociare «отделяться от общности») группа психических расстройств, характеризующихся изменениями или нарушениями ряда психических функций сознания, памяти, чувства личностной идентичности, осознания… … Википедия

      Расстройство множественной личности — Доктор Джекилл и мистер Хайд (на фотографии в исполнении американского актёра Ричарда Мэнсфилда) один из наиболее известных в художественной литературе примеров персонажей с расстройством множественной личности. Не следует путать с шизофренией… … Википедия

      Расстройство множественной личности — (multiple personality disorder) (см. диссоциативное расстройство личности) … Общая психология: глоссарий

      Расстройство Диссоциативное (Dissociative Disorder) — любое из крайних проявлений действия защитных механизмов, сопровождающееся потерей памяти на важные события, происходившие с человеком (см. Амнезия); уходом из дома и принятием новой идентичности (вхождением в какой либо новый образ) (см. Реакция … Медицинские термины

      РАССТРОЙСТВО ДИССОЦИАТИВНОЕ — (dissociative disorder) любое из крайних проявлений действия защитных механизмов, сопровождающееся потерей памяти на важные события, происходившие с человеком (см. Амнезия); уходом из дома и принятием новой идентичности (вхождением в какой либо… … Толковый словарь по медицине

      Множественость личности — Доктор Джекилл и мистер Хайд (на фотографии в исполнении американского актёра Ричарда Мэнсфилда) один из наиболее известных в художественной литературе примеров персонажей с расстройством множественной личности. Не следует путать с шизофренией… … Википедия

      Раздвоение личности — Доктор Джекилл и мистер Хайд (на фотографии в исполнении американского актёра Ричарда Мэнсфилда) один из наиболее известных в художественной литературе примеров персонажей с расстройством множественной личности. Не следует путать с шизофренией… … Википедия

      dic.academic.ru

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Navigation