Развитие речи у детей с умственной отсталостью

Развитие мелкой моторики у детей с умеренной и глубокой умственной отсталостью

Развитие мелкой моторики у детей с умеренной и глубокой умственной отсталостью

на занятиях в студии «ЛоконЪ»

«Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребёнок».

В. А. Сухомлинский

«Скажи мне — и я забуду;

Покажи мне – и я запомню;

Дай сделать – и я пойму».

Актуальность. Сенсорное развитие (развитие восприятия и формирование представления о различных внешних свойствах предметов) является основой общего умственного развития ребёнка. Полноценное восприятие необходимо для различных видов деятельности: с восприятия начинается познание окружающего мира. (Л. Выготский) Все остальные формы познания (память, мышление, воображение) строятся на основе образов восприятия предметов и явлений окружающего мира и являются результатом их переработки. Умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

У детей с умственной отсталостью восприятие отличается от восприятия детей с нормальным интеллектом: ребёнок с у\о при нормальном зрении и слухе не умеет видеть и слышать. В коррекционной работе с такими детьми большую роль оказывает творческая деятельность, в процессе которой детей развивается ручная умелость, зрительно-моторная коррекция, появляется интерес к познанию окружающего мира.

При обучении ребёнка к творчеству важно обращать внимание на развитие его личностных способностей, эмоциональной, познавательной и волевой сфер, мышления, художественного вкуса. Для этого необходимо использовать в своей работе разнообразные виды и техники художественной деятельности. Мелкая моторика – совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук (ловкость). К области мелкой моторики относится большое количество разнообразных движений: от примитивных жестов до сложных (захваты, поглаживание,растирание,разминание, похлопывание, разрывание,.)

Значение мелкой моторики. Научно подтверждена связь между пальцевой моторикой и речью. Развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики. Кисть руки – «орган речи». В быту мы постоянно совершаем какие-то действия мелкой моторики: застёгивание – расстегивание пуговиц, молний; завязывание – развязывание шнуров, поясов; манипулирование различными мелкими предметами; рисование и письмо,. От развития мелкой моторики напрямую зависит качество нашей жизни. Развитие мелкой моторики начинается на базе общей моторики с младенчества. Сегодня и пожилым советуют развивать мелкую моторику, чтобы не впасть в маразм… Для ускорения развития и для коррекции мелкой моторики рекомендуются всевозможные пальчиковые игры, массажи кистей и пальцев, игры с мелкими предметами (бусы, пазлы, мозаика, использование различных материалов, которые стимулируют тактильные и кинестетические способности (глина, пластилин, краска для рисования пальцами, тесто, песок и вода).

У наших воспитанников имеется недостаточная степень развития мелкой моторики. Это проблема, мы все над ней работаем. В учебной парикмахерской коррекция идёт уже через работу с волосами (расчесать, заплести, вымыть). Развивается мелкая моторика рук и происходит развитие тактильной чувствительности пальцев. Манипулируя инструментами (расчёски, бигуди, шейперы, заколки, подростки развивают мелкую моторику. После реорганизации парикмахерской студии в творческое объединение студия «ЛоконЪ», были добавлены следующие виды художественной деятельности: аппликация, силуэтное вырезание, лепка; валяние шерсти, работа с бросовым и природным материалом.

Аппликация – (лат. аpplication – прикладывание, присоединение) – способ получить изображения: наложение на основной фон кусочков из другого цвета, материала. Это техника декоративно-прикладного искусства. Аппликация отличается от других видов изобразительной техники – силуэтностью, плоскостной обобщённой трактовкой образа, однородностью цветовых пятен, выразительностью изображения, более обобщённой формой.

• по форме: объёмная,плоская;

• по цвету: одноцветная, многоцветная;

• по тематике: предметная, сюжетная, декоративная;

• по материалу: бумага, ткань, кожа, мех, войлок, фетр, бисер, береста, солома, тополиный пух, птичьи перья, яичная скорлупа, зёрна, различные крупы, семена, нитки, проволока, сухие листья, цветы, пластилин… ;

• по способу наложения: накладная (многослойная, модульная (мозаика, ленточная (гирлянды, орнамент);

• по способу выполнения: обрывная, вырезная, силуэтная и т. д.

Аппликация тесно связана с сенсорным восприятием. Развитию сенсорного восприятия способствуют операции по обработке бумаги: 1-сгибание; 2-резание; 3-разрывание и обрывание; 4-наклеивание: 5- скатывание.

Аппликация развивает глазомер, моторику рук, координацию движений, способствует совершенствованию приёмов разметки, вырезания, работы с ножницами. Проходит цветотерапия.

Работа над аппликацией помогает воспитывать у детей аккуратность и терпеливость, усидчивость.

Занятия аппликацией воздействуют на ум, волю, чувства детей, побуждают их к творческому самовыражению.

В студии «ЛоконЪ» мы чаще работаем с самоклеющейся цветной бумагой фирмы Oracal. Правда, она плотнее бумаги – её труднее вырезать, но её преимущества в ненужности клея и огромном выборе ярких цветов и множества их оттенков.

Алгоритм работы по образцу:

Вырезание по обводке (по контуру)

Приклеивание (встык, внахлёст)

Силуэтное вырезание – наиболее сложный приём создания аппликации, особенно вырезание «на глаз», когда изображение создаётся по мысленно создаваемому силуэту предмета.

В процессе силуэтного вырезания у детей формируется как исполнительские, так и творческие способности. Развивается мелкая моторика.

Лепка из пластилина, глины, солёного теста развивает у детей воображение, мелкую моторику, пространственное мышление, синхронизирует работу обеих рук, развивает пластику пальцев. Это универсальные материалы, которые позволяют воплотить самые фантастические замыслы ребёнка. Отлично развивает мелкую моторику.

Валяние шерсти (фелтинг) – специальная техника рукоделия. Истории валяния уже более 8тыс. лет. Войлок использовали в древности кочевники Азии и Монголии, воины Китая и Рима. До сих пор в странах с суровым климатом этот материал незаменим: он согревает в холод и сохраняет тепло. С помощью валяния шерсти можно создать и предметы одежды, и украшения, и декоративные панно, и всевозможные коврики, подушки, красивые и мягкие игрушки…

Сухой (фильцевание) – уплотнение комочков шерсти с помощью специальных игл;

Мокрый – это классическая техника валяния шерсти руками при помощи горячей воды и мыла- felting. Сейчас время, когда возрождаются традиции. Валяние ориентировано на трудовое обучение подростков, их эстетическое воспитание и развитие способностей к творчеству. Шерсть — экологически безопасный продукт. Валяние развивает мелкую моторику, способствует концентрации внимания и самодисциплины. Фелтинг активизирует мыслительные процессы, улучшает способность следовать устной инструкции, воспитывает аккуратность, повышает заинтересованность в конечном результате. Возможность поиграть с продуктом своего труда, сделать подарок- привлекает детей.

При выполнении заданий ребёнок знакомится с основными геометрическими понятиями плоскости и объёма, усваивает основные процедуры, развивая точные движения пальцев, глазомер. При раскладке шерсти, выбора цвета, оттенков корректируется зрительная депривация (цветотерапия).

Поделки из бросового материала помогают нашим воспитанникам ценить каждую мелочь. И главное – включать своё воображение и фантазию относительно того, как можно использовать ту или иную безделушку. Например, из проволоки можно наделать цветов, солдатиков; из пробок получаются собачки, котики; из банок – вазы… Дети к игрушкам, сделанными своими руками, относятся бережнее, чем к покупным.

На занятиях проводится пальчиковая гимнастика, мимическая гимнастика для расслабления организма и пальцев рук. На начальном этапе постоянно требуется оказание индивидуальной помощи. Применяются игры: «Какого цвета радуга?», «Краски» «Где чья тень?», «Определим базовую форму»

Для более успешного усвоения материала и для выполнения поделок процесс их изготовления можно разделить на операции:

*Знакомство с образцом готовой игрушки:

*Анализ, составление алгоритма;

На каждом этапе работы происходит развитие мелкой моторики рук и речи.

За время работы над данной темой мною были изучены материалы по проблеме коррекции мелкой моторики. Я изучила теоретический курс по валянию шерсти, прошла обучение на практике. Активно передаю полученный опыт детям.

Cтудийцами изготовлены поделки в разных техниках. Работы были представлены на Областных и городских выставках декоративно-прикладного творчества. (Дипломы, грамоты). Продолжаю работу по данной теме.

«Чудо-птица». Дидактическое пособие для развития мелкой моторики пальцев рук Представляю вашему вниманию дидактическое пособие для развития мелкой моторики пальцев рук. Как говорил В. А. Сухомлинский «Истоки способностей.

Использование нетрадиционных техник художественного творчества в работе с дошкольниками. «Истоки способностей и дарования детей — на кончиках пальцев. От пальцев образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник.

www.maam.ru

Развитие речи у детей с умственной отсталостью

Приветствую Вас Гость | RSS

РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ВЫРАЖЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ.

Речь у детей с выраженной умственной отсталостью развивается очень медленно. У многих детей речь появляется к 6-7 летнему возрасту. Степень поражения речи чаще всего соответствует уровню общего психического недоразвития. Однако встречаются случаи их расхождения в ту или другую сторону. У некоторых детей с кажущейся богатой речью можно набирать поток бессмысленных штампованных фраз с сохранением услышанных ранее интонаций. В таких случаях говорят о пустой эхолалической речи. У других детей речь не возникает и почти не развивается. Это так называемые «безречевые» дети. Ярко выраженный речевой дефект оказывает негативное влияние на умственную деятельность детей и резко снижает их познавательные возможности. В младшем школьном возрасте дети плохо понимают чужую речь, улавливая только тон, интонации и отдельные опорные слова, связанные большей частью с их непосредственными потребностями. Самостоятельная речь младшего школьного возраста проявляется преимущественно в виде отдельных слов, коротких фраз. Она характеризуется недостаточной модуляцией, грубым косноязычием, нарушением структуры слов, аграмматизмами. Отсутствие речи компенсируется жестами, нечленораздельными звуками, своеобразными словами, в которые они вкладывают определенный смысл. Эти дети неспособны к диалогической речи. Устные инструкции взрослого, состоящие из нескольких, следующих друг за другом заданий, воспринимаются с большим трудом.

При всякой задержке речевого развития ребенку необходима помощь. Чаще всего она должна выражаться в стимуляции, в «подталкивании» тех слабых речевых проявлений, которые у него уже имеются. Надо поощрять произнесение им звуков, поддерживать его лепет, повторять за ним звуки и их лепетные сочетания, говорить с ним.

Говорить с ребенком надо постоянно: когда он ест, одевается, играет, гуляет или купается. Слова и выражения, употребляемые родителями в процессе общения с ним, должны быть простыми и ясными. Четкое называние предметов и действий, употребление коротких фраз помогает усвоению речи. Когда вы одеваете малыша, называйте каждый предмет его туалета. Многократно произносите названия игрушек.

Очень важно стимулировать речь самого ребенка: умственно отсталый инертен, у него нет познавательных интересов, любознательности, стремления к обследованию окружающего. Чтобы ребенок говорил, необходимо вызвать у него потребность в этом. Нужно ставить его в такие условия, чтобы он обязательно о чем-то спросил или сказал. Если мать предупреждает каждое самостоятельное действие ребенка, то она тем самым лишает его необходимости обращаться к ней.

Если ребенок нигде не бывает, ничего не видит, то и условия для общения с ним остаются весьма ограниченными. Хороший стимул, как для общего , так и для речевого развития ребенка, — прогулки в парк, на реку, в лес, посещение магазинов и т. д. Это дает возможность пополнять впечатления ребенка, углублять его знания, расширять запас слов и развивать речь. Во время прогулок нужно привлекать внимание ребенка к различным объектам: показывать ему деревья, цветы, знакомить с животными птицами и т.д. Полезно показывать ребенку и пояснять в простой форме окружающие его явления: пошел снег, сверкнула молния и т. д. К тому, что он видел раньше, о чем с ним говорили, необходимо возвращаться, вспоминать это. Такие беседы легче и продуктивнее проводить с помощью конкретного материала: игрушек, картинок, непосредственных впечатлений.

Развитию речи умственно отсталого способствует чтение ему литературных текстов для дошкольников, беседы по картинкам, сообщение простых и доступных его пониманию жизненных фактов. Если глубоко умственно отсталому ребенку трудно воспринимать книжный текст, целесообразно этот текст пересказывать сокращенно, подбирая простые выражения и используя знакомые слова. Рассказывание по картинкам также полезно. Следует подбирать книжки с яркими, красочными иллюстрациями. Вначале ребенок будет только слушателем, но постепенно сам начнет принимать участие в беседе: будет показывать картинки, произносить отдельные выразительные звуки или слова.

Хорошее средство для развития мышления и речи – наборы последовательных картинок, каждая из которых является иллюстрацией к части сюжетного рассказа. Набор может состоять из двух, трех и более картинок. Так, например, на одной картинке мужчина, срубающий в лесу елку, возле него стоят мальчик и девочка. На другой картинке – все трое везут санки, на которых лежит елка. На третьей картинке – в комнате наряженная, освещенная елка, вокруг нее веселится детвора. Ребенок должен эти три картинки положить по порядку, в соответствии с развертыванием сюжета. Это требует работы памяти, внимания, мышления. После того как картинки разложены, ребенок рассказывает их содержание. Для умственно отсталого ребенка это очень трудная задача. «Рассказывание» часто ограничивается односложным называнием каждой картинки или перечислением одного или нескольких предметов, называнием действий. Эти задания ребенок должен выполнять постоянно, долго. Постепенно количество слов, коротких фраз, которые он употребляет, будет увеличиваться.

Картинки можно подбирать, рисовать самим, вырезать из детских книжек. Это хорошее дидактическое пособие для развития речи и мышления глубоко умственно отсталого ребенка.

Полезно напевать ребенку детские песенки. Это не только доставит ему удовольствие, но и поможет овладевать речевым аппаратом, управлять голосом, произносить звуки и слова. Логопедические занятия – по устранению дефектов речи – полезны многим детям. Но они не эффективны, если проводятся несистематически. С ребенком надо заниматься постоянно, повседневно. Логопед покажет приемы, методы, которые необходимо применять для того, чтобы помочь ему овладеть речью. Всякий успех ребенка надо поощрять, поддерживать, закреплять.

grablace.clan.su

35. Особенности развития речи умственно отсталых детей

Развитие речи умственно отсталых детей характе­ризуется двумя важными особенностями:

значительная задержка становления речи;

недоразвитие всех ее компонентов.

Развитие речевого (фонематического) слуха происходит у умственно отсталых детей с большим опозданием и от­клонениями. Вследствие этого у них наблюдается отсут­ствие или позднее появление лепета. Первые слова произ­носятся не в 1-1,5 года, а на третьем, четвертом году жизни. У некоторых умственно отсталых детей наблюда­ется отсутствие речи даже к 4-5 годам. Задержка станов­ления речи обнаруживается не только в развитии актив­ной речи самого ребенка, но также в более позднем (чем в норме) понимании обращенной к нему речи окружающих.

У умственно отсталых страдают все стороны речи: фо­нематическая, лексическая, грамматическая.

Наиболее нарушена у умственно отсталых семантика речи, то есть понимание значения тех слов, которые ис­пользуют окружающие. Это связано с нарушением словес­но-логического мышления.

В силу недоразвития коры головного мозга у умственно отсталого ребенка медленно развивается словарь, для него характерен ограниченный словарный запас. Значения слов недостаточно дифференцированы. У него большая часть

входит в пассивный словарь, и лишь небольшая часть

в активный. Замедленно формируются обобщающие поня­тия, дети с трудом абстрагируются от конкретной ситуа­ции. Речь умственно отсталого ребенка характеризуется бедностью содержания, недостаточной развернутостью, фрагментарностью.

У умственно отсталых детей нарушен грамматический строй речи. Употребляемые ими предложения примитив­ны по своей конструкции, с большим количеством аграм-матизмов, пропусков. В их речи отмечается нарушение

синтаксических связей, т. е. отношений между словами предложения с помощью падежей и предлогов. Часто ре­чевая продукция умственно отсталых сводится к исполь­зованию заученных речевых штампов. У детей с умствен­ной отсталостью отмечаются трудности звукобуквенного анализа и синтеза, восприятия и понимания речи, в ре­зультате чего наблюдаются различные виды расстройств письма, трудности овладения техникой чтения.

Умственно отсталые дети проявляют пассивность в об­щении, они редко бывают инициаторами беседы и испы­тывают огромные трудности в овладении монологической речью. Это обусловлено:

1) непониманием необходимости собственных словесных

слабым побуждением к речи;

ограниченностью содержания речи.

Наиболее доступной является диалогическая речь, так как при формулировании своих высказываний умственно отсталые опираются на речь собеседника. Ребенок долгое время общается только в вопросно-ответной форме, кон­текстная речь формируется с трудом. У этой категории детей с отклонениями в развитии недостаточно сформи­рована регулятивная функция речи. Они неточно вос­принимают указания взрослого и далеко не всегда дей­ствуют в соответствии с этими указаниями даже в тех слу­чаях, когда хорошо их помнят. Речь умственно отсталых детей невыразительна, монотонна, бедна интонациями. Около 60% учащихся вспомогательных школ имеют не­достатки звукоироизношения.

studfiles.net

Развитие речи у детей с умеренной умственной отсталостью

Название документа педсовет .Развитие речи.docx

Та?ырып: А?ыл – ойы кем балаларды? тілдерін дамыту

Тема: Развитие речи у детей с умеренной умственной отсталостью

Подготовила: учитель русского языка и чтения Хохлова А. В.

Педагогикалы? ке?есте хабарландыру

Сообщение на педагогическом совете

Категория детей с умеренной степенью умственной отсталости представляет собой разнородную группу, основными общими чертами которой является психофизический дефект и в большинстве случаев наличие выраженных органических нарушений.

У этих детей общий интеллектуальный дефект связан либо с отсутствием устной речи, либо с общим ее недоразвитием. Нарушена импрессивная речь, т.е. восприятие и понимание устной речи других людей.

Нарушена экспрессивная, произносительная речь. Она монотонна, нарушен темпоритм, отсутствует эмоциональная окраска. Словарь крайне ограничен. Общее недоразвитие речи сочетается с тяжелыми дополнительными речевыми нарушениями: дизартрией, алалией, заиканием, грубыми органическими дефектами артикуляционного аппарата. Из-за нарушенного строения центрального и периферического отделов речевого аппарата наблюдается нарушение звукопроизношения, коррекция которого трудна и малопродуктивна. Речь большинства представлена случайным, хаотичным набором слов, фраз, если они есть, построенных неправильно.

Проблема развития речи актуальна, поскольку речь является неотъемлемым компонентом любой формы деятельности человека и его поведения в целом. Несформированность речи отмечается у всех детей с интеллектуальной недостаточностью и оказывает отрицательное влияние на развитие, обучение и социализацию ребенка. Своевременная и целенаправленная работа по развитию речи способствует развитию мыслительной деятельности, улучшению межличностного общения и социальной адаптации учеников специальной (коррекционной) школы.

Формирование устной речи умственно отсталых детей – одна из наиболее важных и сложных задач их обучения и воспитания. От нее зависит успех всей коррекционно-развивающей работы.

Большинство исследователей выделяют 3 уровня недоразвития речи у умственно отсталых детей:

1 уровень. Ребенок с трудом понимает речь. В его речи имеются лишь отдельные слова. Вербальная недостаточность восполняется использованием жестов.

2 уровень. У ребенка имеются трудности понимания речи. На этом уровне ребенок грамматически организует речь, объединяя слова в короткие фразы, может сказать отдельные слова, но не способен составить связный рассказ.

3 уровень. Ребенок правильно строит фразы, но предложения стереотипны, мало варьируются. Словарь беден. Ребенок может правильно сказать простые слова и короткие фразы.

Формы расстройства речи у детей с умеренной умственной отсталостью поддаются коррекции с большим трудом и скромными результатами.

Большой вклад в становление методики развития речи глубоко умственно отсталых детей внесли А.Р. Маллер, Г.В. Цикото. Они описали трёхуровневую модель развития речи у этой категории детей, в которую включены следующие разделы:

формирование действия понимания речи;

формирование значения слов и обогащение активного словаря;

формирование грамматических категорий и связной речи.

Особое внимание вышеназванные авторы уделяют работе над словарём. Они подчёркивают важность работы над значением слов, уточнением словесных понятий, овладением обобщающими значениями слова, над дифференциацией значений слов, обозначающих близкие понятия, над пониманием многозначности слов.

Развитию понимания речи нужно придавать особое значение на протяжении всего обучения. У детей с умственной отсталостью знания об окружающем мире и предметах очень бедные, а иногда и вообще отсутствуют. Одной из причин ограниченности знаний и бедности словаря является плохое понимание детьми речи окружающих. Без специального обучения дети с умеренной умственной отсталостью слабо понимают обращённую к ним речь.

На первоначальных этапах необходимо учить детей понимать обращенную к ним речь, выполнять несложные инструкции педагогов, участвовать в несложном диалоге, договаривать фразы за взрослым, обращаться к педагогу с просьбами. На более поздних этапах обучения формируют умение общаться со взрослыми, с детьми, развивают навыки вопросно-ответной и диалогической речи, обучают связному высказыванию с помощью взрослого, по данному образцу, по серии картинок, действий.

Пониманию речи помогает ее выразительность: повышение и понижение, усиление и ослабление голоса, различная длительность пауз между словами и предложениями, ударения в словах и т. п. Дети ориентируются и на невербальные средства речевого сообщения: мимику, жесты, эмоциональную окрашенность речи.

Ребенок в первую очередь должен научиться смотреть на педагога, реагировать на обращение. Для понимание речи очень важно, чтобы ребенок смотрел на учителя и отвечал либо словами, либо жестами (например кивком).

Обучение пониманию смысла речи включает развитие и умения повторять и выполнять простые поручения по словесной инструкции: называние своего имени и фамилии, а также родителей; выражение просьб и желаний; называние предметы обихода и действия с ними и т.д. Слова играют большую роль в взаимодействии с ребенком. Даже, если ребенок вас не копирует, надо стараться, чтобы он слушал, реагировал на голос и учился понимать значения слов. Для этого можно потрогать изучаемый предмет, рассмотреть, потрясти, погладить, обвести и т.д., т.е. действовать с данным предметом.

На уроках в коррекционной школе большое внимание необходимо уделять формированию номинативной функции речи. Дети усваивают и запоминают названия различных предметов, обобщающих понятий, действий, признаков, отношений предметов, понятий между собой. Словарный запас формируется медленно. Дети с умеренной умственной отсталостью испытывают значительные затруднения в усвоении семантики слов.

Стимуляция познавательной деятельности – важное условие усвоения значений слов. Организация познавательной деятельности наиболее эффективна в предметно-практической деятельности. При данной работе выделяются свойства, функции предмета, происходит их называние.

Необходимо обогащать словарь ребенка новой лексикой, объяснять каждое новое слово и вводить в активный словарь, упражнять его в правильном проговаривании слов, словосочетаний и предложений. Положительно воздействует на формирование представлений и обозначение их словом наглядные методы обучения. Работа по вызыванию, активизации речи детей и расширению их активного словаря представляет большую трудность. «Безречевые» дети, большей частью пассивные, инертные, со слабыми интересами, нуждаются в создании эмоционально ярко окрашенной обстановки игр и занятий.

В лексических играх нужно учить детей классифицировать предметы, выделять существенные признаки (цвет, форму, величину, качество), группировать предметы по материалу и назначению, учить устанавливать простые связи, сравнивать предметы, явления природы, действия. В словесных играх ребенок учится быть внимательным, активным, развивает любознательность, слуховое внимание, сообразительность.

Постепенно слова, изучаемые на уроке, войдут в активную речь ребенка, обогащая ее, облегчая общение с окружающими. С ребенком надо постоянно общаться, добиваясь от него более четкого произношения. Говорить медленно, плавно, четко, не проглатывая окончания. Искаженные слова ребенка следует исправлять. Главное условие к чему должен стремиться педагог, обучая детей, — это не только умение произносить их, но и умение осмысливать их, чтобы речь не превращалась в набор заученных и непонятных слов.

В этом вам помогут и гры, направленные на развитие словарного запаса: Слайды 13-19

«Назови картинки на определенную тему»

«Подберем красивые слова о предмете: Какая она? Какой он?»

«Подбери действие к предмету?» , «Глаголы в картинках»

www.metod-kopilka.ru

Занятия для детей с умственной отсталостью

Умственная отсталость (олигофрения) — это приобретенное или врожденное недоразвитие психики и интеллекта, сформировавшееся из-за патологии головного мозга и сопровождающееся социальной дезадаптацией. Помимо недостаточного развития познавательной сферы (интеллект, мышление, внимание, речь и память), страдают также поведение, моторика и сегменты психики, отвечающие за эмоции и волеизъявление.

Если ранее под термином «умственная отсталость» (далее — УО) подразумевалась только задержка психического развития органического происхождения, то сегодня данный диагноз ставится и при задержках социально-педагогического характера (так называемая «педагогическая запущенность»).

Также УО следует отличать от деменции. УО подразумевает врожденный или приобретенный до 3 лет психический дефект, при котором снижены показатели интеллекта. Деменция — это нарушение, при котором интеллект по каким-либо причинам (заболевание или травма) снижается с нормальных показателей (например, у пожилых людей при болезни Альцгеймера).

Причины умственной отсталости у детей

  • Наследственность и генетические заболевания (например, синдром Дауна);
  • Несовместимость плода и матери по резус-фактору;
  • Травмы младенца во время родов или родовспомогательных манипуляций (асфиксия, гипоксия, родовая травма), недоношенность;
  • Внутриутробные патологии плода различного генеза;
  • Травмы и заболевания ЦНС в раннем возрасте;
  • Педагогическая запущенность (чаще встречается в неблагополучных семьях).
  • Степени умственной отсталости

    Традиционно степень УО классифицировалась по выраженности дефекта (от наиболее легкой к тяжелой): дебильность, имбецильность, идиотия. Однако в наши дни привычные в течение многих лет термины исключены из международной классификации болезней из-за того, что эти слова стали употребляться в оскорбительном смысле и накладывают негативный отпечаток на восприятие людей с таким нарушением.

    Современная классификация степеней УО выглядит следующим образом:

    Коэффициент интеллекта определяется с помощью стандартных тестов с учетом культуральных особенностей ребенка на специальной комиссии.

    Клиническая картина олигофрении

    Выделяют три ключевых диагностических критерия УО:

    1. Клинический — повреждение головного мозга;
    2. Психологический — стойкое нарушение в познавательной сфере психики;
    3. Педагогический — сниженная обучаемость.

    Ведущий симптом при олигофрении — слабая познавательная деятельность у ребенка. В младенческом возрасте можно наблюдать, что ребенок отстает от нормы в плане моторного, психомоторного развития. Поздно начинает сидеть, ползать, ходить. Интерес к окружающему миру снижен, как и потребность в общении со взрослыми. Малыш не тянется к игрушкам, не хватает их, не пытается ими манипулировать. В более старшем возрасте, как правило, выявляется также задержка речи, непонимание обращенной речи, непонимание инструкций, неустойчивость внимания, отсутствие желания и умения общаться со сверстниками. Развитие игры по-прежнему запаздывает. И если сверстники в 3-4 года уже активно играют, подражая взрослым, у них представлена ролевая игра, то дети с умственной отсталостью в этом возрасте демонстрируют предметную игру, элементарное манипулирование игрушкой, без наличия сюжета. Также характерный признак УО — слабая развитость моторики, моторная неловкость, низкий уровень графических, изобразительных навыков. До школьного возраста часто рисование развито на уровне черкания. Таким детям сложно научиться завязывать шнурки, застегивать пуговицы и так далее.

    Нарушено сенсорное развитие, восприятие информации, устойчивость произвольного внимания, мыслительные операции формируются не в полном объеме. Для того, чтобы ребенок усвоил какую-либо информацию, ему нужны более яркие стимулы, более дробное деление информации и большее число повторений, а также наглядная, предметная иллюстрация материала. Необходимо более длительное время на усвоение определенного объема материала (по сравнению с нормой). Даже в школьном возрасте дети с УО не способны оперировать абстрактной информацией и должны для усвоения соотносить полученную информацию с конкретным, предметным примером.

    Помимо познавательной сферы, отмечают также выраженное своеобразие эмоционально-волевой и поведенческой сферы. Данные симптомы в своем проявлении зависят от социального окружения, степени отсталости, глубины и локализации органического поражения мозга.

    Поскольку при олигофрении всегда присутствует «органическая почва», то характер поражения головного мозга накладывает свой отпечаток на внешнее проявление нарушения. То есть локализация поражения и его особенности могут «добавить» ребенку определенные качества, например, сложности ориентировки в пространстве и времени, вялость, раздражительность или агрессивность, эмоциональную заторможенность, инертность, или наоборот, частые перемены настроения, истеричность, капризность, возбудимость. Общее в эмоционально-волевой сфере для таких детей: эмоциональная незрелость, зависимость от взрослых, впечатлительность, внушаемость, несамостоятельность, безынициативность, сложность усвоения социальных норм, что приводит к дезадаптации.

    В некоторых случаях умственная отсталость сочетается с другими заболеваниями и нарушениями, которые утяжеляют общую картину, затрудняют диагностику и прогноз. Например, встречаются дети с нарушениями слуха или зрения.

    Клиническая картина сильно различается в зависимости от степени УО:

    Глубокая УО — дети не обучаются в детском саду и школе, часто не владеют речью, не способны к самообслуживанию; иногда неходячие. Они проживают в семьях или специальных учреждениях (с согласия родителей). Их мир ограничивается удовлетворением физических потребностей. Они издают нечленораздельные звуки, часто имеют привычку к самоукачиванию (раскачивание из стороны в сторону).

    Дети с тяжелой УО также не посещают детские садики и школы, могут проживать в специализированных учреждениях. Им необходима помощь дефектолога (олигофренопедагога) в овладении элементарной речью, навыками самообслуживания. Способности к обучению минимальные, но они есть. Могут повторять стереотипные действия по образцу.

    Умеренная УО — по старой классификации это не резко выраженная имбецильность. Для таких детей также не предусмотрено обучение в школе, но их обучаемость заметно выше. Они могут овладеть простой фразовой речью при наличии дефектологического сопровождения и регулярных занятиях. Способны к простому самообслуживанию, элементарному труду.

    Легкая УО— это наиболее распространенный вид олигофрении на сегодня (70-90% всех случаев). Такие дети обучаемы, для них предусмотрена специализированная (коррекционная) школа VIII вида. Основная задача обучения — освоить чтение, письмо, счет, получить необходимые для адаптации в окружающем мире знания, трудовые навыки, — все, чтобы человек социально мог адаптироваться во взрослой жизни. По окончании обучения выпускник, к сожалению, не сможет пойти учиться в ВУЗ, этот путь закрыт.

    Программа обучения детей с умственной отсталостью. Диагностика, коррекция и прогноз

    Современная медицина и педагогика не стоят на месте. Задержки развития у детей сейчас диагностируют очень точно и в более раннем возрасте, чем раньше. Уже в год-полтора при подозрении на то, что малыш отстает от нормы, у родителей есть возможность провести полную диагностику и начать раннюю коррекцию, чтобы предотвратить усугубление дефекта и компенсировать его. Сегодня широко распространены так называемые «пограничные» формы нарушений, когда у ребенка есть неврологические, органические нарушения, но нет тяжелого дефекта. Для них прогноз наиболее благоприятен, так как при своевременном лечении у невролога и регулярных занятиях с дефектологом/олигофренопедагогом и логопедом последствия нарушения могут быть сведены к минимуму и компенсированы.

    Ребенок с легкой степенью умственной отсталости в некоторых случаях может пойти даже в общеобразовательную школу (с инклюзией или специализированный класс), а чаще специальная комиссия рекомендует коррекционную школу VII вида (это школа для детей с ЗПР, СДВГ, дислексией и подобными нарушениями).

    Также для детей с УО созданы коррекционные школы VIII вида. Отличие школ VII и VIII вида в том, что в школе VII вида есть итоговая государственная аттестация (экзамены), и выдается аттестат зрелости. В младших классах есть возможность перевода в обычную школу (однако для умственно отсталых детей эта возможность все равно подразумевает обучение в специализированном классе). В школе VIII вида не выдается аттестат, а только справка об участии в образовательном процессе. Там ученики не остаются на второй год, то есть усваивают материал по мере своих возможностей без обязательной «планки». С выданной справкой об обучении выпускники могут пойти в ПТУ или вечернюю школу. В некоторых школах VIII вида есть 10 и 11 класс, в которых делается акцент на трудовом обучении, овладении профессией. В успешном обучении ученику присваивается разряд, квалификация.

    Для детей с умеренной и тяжелой степенью олигофрении сегодня больше возможностей в плане коррекции и развития, чем раньше. По докладам дефектологов, такие дети, несмотря на общепринятое мнение, все-таки способны пойти в коррекционную школу VIII вида (школа для умственно отсталых детей с легкой степенью) в рамках специального класса. Если в обычном классе школы VIII вида около 12 детей, то в таком классе должно быть не более 8 детей.

    Помимо непосредственно показателя интеллекта для прогноза развития ребенка с УО крайне важно учитывать особенности эмоционально-волевой сферы и поведения. При неосложненной картине, когда с ребенком возможно выстроить коммуникацию, замотивировать на учебу, адаптировать к педагогическому процессу, прогноз благоприятен. Такие дети успешно обучаемы и при легкой степени олигофрении уже в подростковом возрасте адаптируются в обществе, чувствительны к оценке своей личности и способны выстраивать межличностные отношения, например, в своем коллективе. Выпускники школ с легкой степенью УО способны овладеть профессией и трудоустроиться.

    Дефектологи подчеркивают, что при общем диагнозе «умственная отсталость» важен индивидуальный подход — как в вопросах диагностики, так и в коррекции, обучении, воспитании. Поскольку такие дети могут быть очень разными, то и педагогический подход должен быть каждый раз разным. Родителям важно не упустить время и видеть возможности, потенциал ребенка к развитию. Проводить занятия по развитию речи, моторики, восприятия, мышления, внимания, памяти, — всех познавательных функций, а также обучать социально-бытовым навыкам, корректировать поведенческие особенности и максимально влиять на гармонизацию личности. В центре Ember логопеды и коррекционные педагоги, а также специальные психологи проводят индивидуальные занятия с детьми, имеющими диагноз «умственная отсталость», успешно выполняя все вышеперечисленные задачи.

    Инклюзия и специальное обучение

    Наше общество развивается, оно становится более терпимым к людям с психофизическими особенностями. Мы уходим от стигматизации и отрицания проблемы наличия детей с особенностями развития и движемся к принятию и максимальной социализации всех членов общества. Система специального образования в нашей стране предусматривает наличие коррекционных детских садов и школ по виду дефекта (зрение, слух, психические нарушения, речевые проблемы, олигофрения, сочетанные нарушения). Сложность ситуации состоит в том, что в такой системе дети с особенностями навсегда выделяются в отдельную группу и практически полностью теряют шанс на полноправную адаптацию в обществе. Есть противопоставление здорового ребенка и ребенка с особенностями. И этот стереотип продолжает жить в умах наших сограждан, т. к. подкрепляется педагогической «машиной». К счастью, это положение меняется, и постепенно наша страна движется к реализации идеи инклюзивного образования, когда в общеобразовательной школе учатся и дети с особенностями, например, посещая учебное заведение с тьютором (от англ. tutor — наставник) — специальным сопровождающим. Плюсы такого подхода очевидны: потенциал ребенка задействуется по максимуму, не ограничиваясь урезанной программой коррекционной школы. Ребенок вливается в коллектив, а здоровые дети учатся принятию разных человеческих проявлений. Такие школы уже существуют в нашей стране. Однако воплощение всех принципов инклюзивного образования трудоемко: ведь особенности у детей бывают разные, и не всегда есть объективная возможность подстроить образовательный процесс под 1-2 детей. Плюс многое зависит от личности и желания родителей, а также их финансовых возможностей. Например, сопровождение тьютора стоит достаточно дорого. Плюс дополнительно родители, как правило, нанимают репетитора и коррекционного педагога для занятий дома, ведь общая школа не предусматривает такого сопровождения.

    Традиционно дети с УО по-прежнему идут в коррекционные школы VII или VIII видов, в зависимости от проявления дефекта. Из плюсов коррекционной школы — ребенок имеет максимальные возможности для легкой адаптации, программа легче усваивается, есть специальное сопровождение коррекционных педагогов, логопедов, психологов, врачей. Предусмотрена трудовая адаптация выпускника.

    Занятия для детей с умственной отсталостью

    При наличии задержки в развитии ребенка крайне важно выявить ее причину и по максимуму устранить ее саму и вытекающие последствия как можно раньше (если это возможно). В начале пути родители ребенка с умственной отсталостью проходят этап диагностики: врачи проводят массу обследований, это УЗИ головного мозга, допплерография, ЭЭГ и другие обследования в зависимости от источника патологии. Иногда картина осложняется другими заболеваниями, например, нарушением слуха или зрения, нарушением обмена веществ. Конечно, чем раньше было выявлено, что малыш отстает в развитии, тем больше шансов на успешную компенсацию дефекта.

    Итак, крайне важно выявить ведущую причину, после чего лечащий врач (чаще всего это невролог) назначает стратегию коррекции. Она может быть различной с точки зрения медицины (в зависимости от происхождения дефекта), однако все специалисты сходятся во мнении, что ведущую роль в коррекции играют воспитательно-дефектологические методы. В дошкольный период важно по максимуму использовать потенциал ребенка, подключить к занятиям хорошего логопеда и дефектолога для того, чтобы ребенок максимально для своих возможностей приблизился в знаниях и умениях к норме до наступления школьного возраста.

    В центре Ember работа с детьми с диагнозом «умственная отсталость» начинается с консилиума специалистов. Консилиум — это комплексная первичная консультация нескольких профильных специалистов: дефектолога (коррекционного педагога), логопеда, специального психолога (или нейропсихолога). Состав специалистов может быть различным в зависимости от потребностей родителей и ребенка. После комплексной консультации специалисты составляют коррекционный маршрут, дают свои рекомендации и заключение родителям. Часто на такую консультацию в наш Центр приходят родители перед государственной комиссией (ПМПК) для получения предварительной информации и рекомендаций, какой коррекционный путь выбрать (вид садика, специальной школы), понимания прогноза развития ребенка.

    Как правило, коррекционный маршрут включает занятия для детей с умственной отсталостью с дефектологом, а также с логопедом. Дополнительно по необходимости подключается к работе педагог-психолог, специальный психолог или нейропсихолог.

    Программа занятий включает:

    • развитие речи (у детей школьного возраста — также письма и чтения), мышления, общей и мелкой моторики;
    • элементы ЛФК (включаются в занятия с дефектологом);
    • развитие восприятия, улучшение внимания, памяти;
    • коррекцию особенностей поведения, эмоционально-волевой сферы;
    • улучшение коммуникативных навыков;
    • обучение социально-бытовым навыкам, умению обслуживать себя в повседневной жизни.

    Кто проводит занятия для детей с умственной отсталостью в нашем центре?

    стаж более 8 лет. Проводит занятия в офисе на Новочеркасском проспекте, а также выезжает на дом к клиентам в пределах Санкт-Петербурга.

    emberint.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Navigation