Рекомендации психолога при умственной отсталости

Рекомендации психолога при умственной отсталости

Работа с детьми, имеющими умственную отсталость, подразумевают определенные требования к профессиональной и личностной подготовке учителей, работающих в коррекционных образовательных учреждениях.

Педагогу необходимо знать:

· психологические закономерности и особенности возрастного и личностного развития детей;

· методы психологического и дидактического проектирования учебного процесса;

· различные способы педагогического взаимодействия между всеми субъектами образовательной среды (с учениками по отдельности и в группе, с родителями, коллегами-учителями, специалистами, руководством).

Для успешной работы педагогов предусмотрено ведение ими следующей документации:

1. Список класса с описанием особенностей каждого ребенка.

2. Рекомендации специалистов для работы с «особыми» детьми.

3. Дневник наблюдений за «особым» ребенком.

Педагог, работающий с «особыми» детьми обязан:

· создать единую комфортную психологически образовательную среду для детей с разными стартовыми возможностями;

· обеспечить диагностирование эффективности процессов коррекции, адаптации и социализации детей с особенностями развития на этапе младшего школьного обучения;

· организовать систему эффективного психолого-педагогического сопровождения через взаимодействие диагностико-консультативного, коррекционно-развивающего, лечебно-профилактического, социально-трудового направлений деятельности;

· компенсировать недостатки дошкольного развития;

· преодолеть негативные особенности эмоционально-личностной сферы через включение детей в успешную деятельность;

· постепенно повышать мотивации ребенка на основе его личной заинтересованности и через осознанное отношение к позитивной деятельности;

· охранять и укреплять физического и нервно-психического здоровье детей;

· изменить общественное сознание по отношению к детям с особенностями в развитии.

Для успешного усвоения учебного материала детьми с умственной отсталостью необходима коррекционная работа по нормализации их деятельности, которая осуществляется на уроках по любому предмету. Особое место должны занять уроки ручного труда, так как на них значительное место занимает деятельность по наглядно-предметному образцу, что позволяет формировать обобщённые приёмы умственной работы. Необходимо учить детей с умственную отсталость проверять качество своей работы, как по ходу её выполнения, так и по конечному результату; одновременно нужно развивать потребность в самоконтроле, осознанное отношение к выполняемой работе. В случаях, когда по своему психическому состоянию ученик не в силах работать на данном уроке, материал объясняют ему на индивидуальных занятиях. Для предупреждения быстрой утомляемости или снятия её, целесообразно переключать детей с одного вида деятельности на другой, разнообразить виды занятий. Интерес к занятиям и хороший эмоциональный настрой учащихся поддерживают использованием красочного дидактического материала, введением в занятия игровых моментов.

Исключительно важное значение, имеют мягкий доброжелательный тон учителя, внимание к ребёнку, поощрение его малейших успехов.

Главной особенностью коррекционной работы является комплексный подход к формированию тех или иных навыков у детей, который предполагает:

— диагностическое изучение ребенка на момент поступления в школу для уточнения стартовых возможностей, перспектив и темпов обучения;

— обратная связь с семьей с целью получения полной информации о развитии ребенка и консультирования семьи;

— взаимодействие с врачами-специалистами, особенно невропатологами и детским психиатром, с целью контроля за состоянием здоровья ребенка и оказания своевременной медицинской помощи;

— использование игровой мотивации на всех занятиях.

Ребенок с умственную отсталость относится к категории детей с ограниченными возможностями здоровья и нуждается в создании специальных образовательных условий, специальных подходах в обучении и психолого-педагогическом сопровождении. Под психолого-педагогическим сопровождением в данном случае понимается создание специальных технологий помощи решения возникающих проблем ребенка, путем объединения различных категорий специалистов: психолога, педагога, логопеда, дефектолога. Психологами и педагогами разрабатываются специальные коррекционные программы и занятия с детьми с умственную отсталость, среди них можно отметить следующие:

· Оптимизация межличностных отношений детей с умственную отсталость в среде сверстников (Медведчикова Е.Н.);

· Коррекционно-развивающая программа по развитию внимания младших школьников с умственную отсталость (Гусева А.А.);

· Развитие речи детей с умственную отсталость (Яковлева Г.Д.);

· Цикл развивающих занятий для детей с особенностями в развитии (Соколова Е.Ю.);

· Программа комплексных коррекционно-развивающих занятий для развития коммуникативных навыков, произвольности психической деятельности (Лезина Ю.Ю.).

studbooks.net

9.5. Рекомендации по психолого-педагогической реабилитации детей с умственной отсталостью и их родителей в системе поддерживаемого проживания

Подготовка к независимому проживанию взрослых детей является доста­точно сложной и для родителей.

В формировании и становлении личности ребенка с нарушением интеллекта первостепенная роль принадлежит его семье, наличию в ней благоприятного, здорового психологического микроклимата, правильно протекающих процес­сов взаимопонимания между родителями и детьми. Нарушение межличност­ных отношений в семье влияет на развитие психического и социального здо­ровья ребенка.

Непонимание причин и психических особенностей ребенка с отклонения­ми в интеллектуальном развитии ведет к дискомфорту психического состоя­ния ребенка, пагубно влияет на его эмоционально-личностное развитие. От­сутствие учета родителями индивидуальных особенностей развития детей приводит к искаженному восприятию и непониманию ребенка родителями. Приписывая ребенку личную и социальную несостоятельность, представляя его неуспешным, неприспособленным, родители не доверяют ему, считают маленьким неудачником. В связи с этим родитель старается либо оградить ре­бенка от трудностей жизни, чрезмерно опекая его, либо строго контролиро-

вать его социальные достижения, требуя при этом социального успеха. Такие особенности в межличностных отношениях родителей и детей приводяткдис-комфорту психического состояния ребенка, вызывая у последнего тревожность, чувство неполноценности и конфликтность с семьей. Для преодоления выяв­ленных проблем в общении родителей с детьми, предотвращения негативного влияния на психическое здоровье ребенка необходима реабилитационная ра­бота со всей семьей.

Реабилитационная работа должна строиться по трем направлениям:

? работа с родителями;

? работа с детьми;

? работа с семьей в целом.

В каждом направлении используются индивидуальные и групповые формы работы.

9.5.1. Реабилитационная работа с родителями

Помощь детям с нарушением интеллекта заключается, прежде всего, в ока­зании поддержки их родителям. Такая поддержка должна быть направлена на развитие у них уверенности, обеспечение их реальных потребностей, обще­ственное признание, оценку и развитие саморегуляции.

Родители, воспитывающие умственно отсталых детей, страдают от недостат­ка информации по многим вопросам развития таких детей и их воспитания. Опыт работы с детьми, имеющими проблемы в развитии, показал, что их ро­дителей интересуют вопросы организации общения ребенка с другими, при­способления к окружающему миру, обеспечения ему достойного будущего, наиболее эффективной помощи.

Потерявшие уверенность в себе родители не могут правильно организовать процесс воспитания в результате растерянности, разочарования, дезориента­ции в расстановке приоритетов и слабой морально-психологической поддер­жки со стороны медиков, психологов и социальных служб.

Цель работы с родителями — знакомство с индивидуальными и возрастны­ми особенностями развития умственно отсталого ребенка, причинами возник­новения интеллектуального недоразвития, влиянием неверной родительской позиции в отношениях с детьми на психическое здоровье ребенка.

Результатом реабилитационной работы должно стать: знание и понимание ребенка родителями, принятие его таким, какой он есть.

Реабилитационный процесс работы с семьей включает 3 блока: просвети­тельский, консультативный и собственно коррекционную работу.

Задачей просветительского блока коррекционной работы с семьей является ознакомление с основными закономерностями развития ребенка, с индивиду­ально-психическими особенностями, с фактами и причинами, обусловивши­ми нарушение онтогенеза. Для ликвидации психолого-педагогической негра­мотности родителей организуются «Родительские лектории», «Клубы семейной педагогики», «Родительские семинары» и др.

Консультационный блок представлен индивидуальной формой работ с семь­ей. Организация «Консультативных центров для родителей», «Телефонов до­верия» должна помочь родителям найти ответы на имеющиеся вопросы, полу­чить систему рекомендаций по построению благоприятных отношений в семье.

Индивидуальные консультации могут проводить психологи, медики, педа­гоги. Возможно консультирование родителей на совместных консилиумах все­ми специалистами сразу.

Собственно коррекционнаяработа направлена на создание в семье оптималь­ных условий для развития ребенка. В данном блоке используются:

1) беседа с каждым членом семьи, с обоими родителями, со всей семьей — семейная психотерапия;

2) игровые сеансы для родителей и детей;

3) групповые занятия с родителями, с детьми;

4) организация групп взаимопомощи для родителей;

5) проведение совместных вечеров (дел) родителей с детьми.

В беседах с родителями обсуждается опыт налаживания взаимоотношений на основе устранения таких особенностей родительского отношения, как низ­кое уважение ребенка, негативизм, агрессия или пассивность по отношению к ребенку, эмоциональная холодность, раздражение. Содержание бесед состав­ляют также следующие вопросы: удовлетворение потребности ребенка в люб­ви со стороны родителей; притязания родителей и возможности ребенка; ох­ранный режим воспитания в семье для ребенка с проблемами в развитии. Беседы с обоими родителями могут выливаться в семейные дискуссии. В про­цессе семейной психотерапии могут использоваться такие приемы, как за­ключение контракта родителей с детьми, инверсия ролей.

Беседы способствуют нормализации эмоциональных связей, усилению внут­ренних ресурсов семьи в целом и ее членов, что помогает преодолеть возник­шие нарушения в межличностном общении.

Эффективным методом для решения задач коррекции отношений родите­лей с детьми является игротерапия. Эффективность метода определяется осо­бенностями игры. Игра предоставляет человеку возможность занять позицию субъекта деятельности, позволяет моделировать различные ситуации. Игроте­рапия детско-родительских отношений позволяет родителям лучше понять ребенка, увидеть себя со стороны, почувствовать эффективность своего отно­шения к ребенку. Эффективно использовать в коррекционных родительских группах и детских группах проигрывание ролей, театротерапию. Творчество является разновидностью поисковой активности, направлено на изменение ситуации или изменения самого субъекта, его отношения к ситуации. Фрид­рих Шиллер заметил: «Только в игре ребенок становится человеком». Взрос­лый тоже.

Групповые родительские занятия помогают освоить терапевтический под­ход родителей к ребенку. Цели и формы групповой работы ограничены роди­тельскими проблемами. Задачи личностного развития членов группы не ста­вятся. Группа обсуждает проблемы воспитания детей и общения с ними:

повышение внимания родителей к ребенку, выработка более адекватного пред­ставления о детских возможностях и потребностях, продуктивная реорганиза­ция арсенала средств общения с умственно отсталым ребенком.

Коррекционные группы родителей должны быть постоянными, не превы­шать 10 человек, объединяться общностью проблемы. В родительских группах практикуются разнообразные методы психокоррекции: дискуссии, психодра­мы, анализ ситуаций, поступков, действий детей, а также специальные упраж­нения по развитию навыков общения.

Метод групповой дискуссии, используемый в группе, повышает психолого-педагогическую грамотность родителей, их общую сенситивность к ребенку, его проблемам, позволяегсформировать индивидуальные стереотипы воспи­тания. По мере развертывания дискуссии в нее можно включить элементы про­игрывания ситуаций и «видеокоррекций».

Метод анализа поступков детей и родителей основан на составлении реест­ра этих поступков и их классификации на положительные и отрицательные с последующей характеристикой поведения в одной и той же ситуации родите­лей, принимающих и не принимающих своего ребенка.

Параллельно в отдельных группах должна вестись работа по психологичес­кой поддержке родителей, изменению их самооценки. Чувства родителей ум­ственно отсталого ребенка могут варьировать от шока и отчаяния до ощуще­ния собственной вины в болезни ребенка. Родители сосредоточивают свое внимание на проблемах ребенка до такой степени, что часто забывают о самом ребенке. Они не замечают его хороших качеств. Родители легче будут воспри­нимать ситуацию, если будут знать, что они не одни. Возможно создание групп взаимопомощи родителей, «Творческих мастерских родителей», имеющих об­щие или сходные проблемы и нужды. Каждый участник такой группы не толь­ко принимает помощь других, но и ее осуществляет, активизируя и развивая для этого собственные ресурсы и силы.

Коррекционная работа с родителями в форме «Родительского семинара» позволит обсуждать типичные ошибки родителей в воспитательных воздействи­ях и установках, вырабатывать конкретные рекомендации по их коррекции. Наиболее типичными ошибками родителей являются:

1) излишне негативная оценка деятельности ребенка, что влечет за собой неуверенность в себе, нежелание еще раз попробовать помочь ребенку сделать то, что у него не получилось или получилось плохо;

2) распространение негативной оценки отдельных сторон деятельности ребенка на всю его личность, что приводит к ускорению формирования у него комплекса неполноценности и углубления этого комплекса, ко­торый в силу сложившихся обстоятельств легко возникает и без роди­тельского отношения;

3) негативная эмоциональная окраска высказываний, обращенных к ребен­ку. Как уже отмечалось ранее, эти дети очень чувствительны, и поэтому любой резкий окрик или угрожающие интонации способны вызвать у них сильные переживания и быть причиной развития нервных рас­стройств;

4) противопоставление ребенка, его дел или поступков сверстникам, в осо­бенности здоровым детям. В силу эмоциональной восприимчивости этих детей такие сравнения оказывают психотравмирующее воздействие;

5) отсутствие системы взаимоотношений с ребенком, в которой он может воспринимать себя благоприятно, как норму, и нормально реагировать на чужие успехи без снижения самооценки;

6) несоответствие (завышение) психологической нагрузки на ребенка, в процессе его социальной адаптации, его возможностям;

7) резкие переходы от родительских, только положительных оценок к от­рицательным, от их наказующего тона к ласковому задабриванию.

Результатом необходимых коррекционных воздействий должно быть ис­правление ошибок, развитие контроля у родителей за своим общением с деть­ми, за своими эмоциями и их внешними проявлениями.

В связи с появлением умственно отсталого ребенка в семье у родителей в условиях тяжелого семейного горя вырабатывается новая жизненная ориента­ция. Зная ее наличие и правильно квалифицируя, удается учесть ее влияние на процесс лечения и реабилитации ребенка, а также дать соответствующие сове­ты и назначения для родителей.

Ни в коем случае нельзя рассматривать умственную отсталость как безна­дежное состояние и предлагать родителям прекратить борьбу за улучшение развития ребенка, воспитание его личностных качеств.

studfiles.net

Как распознать умственную отсталость?

А какой тест лучше всего показывает умственное развитие?

Здравствуйте, Мария! Наиболее распространен и информативен тест Векслера, у детей – Равена. Но для точной диагностики тесты нужно повторять в динамике и использовать кроме них другие методики, описанные в статье. Только комплексный подход поможет правильно оценить степень нарушения интеллекта у больного и уровень интеллектуального развития – у здоровых.

Ребенку 5 лет. Читать научился за 1,5 месяца. Но воспроизводить и запоминать скороговорки, фразы, стихи не может. На 2 строчки уходит 30 минут, на стихотворение около 1-2 часов. При этом часто просто подменяет фразы на абсолютно абсурдные, слова путает по смыслу, часто произносить просто созвучные. Ощущение что просто не воспринимает, а механически запоминает. После прочтения пересказать не может, максимум назвать главных героев. Выводы зачастую из прочитанного нелогичны. Рисует плохо, и не любит. Стоит ли обратится к специалисту? И если да, то к какому? Невролог, педагог в детском саду и школе не отмечают каких либо нарушений.

Здравствуйте, Ирина! То, что ребенок в 5 лет научился читать, уже свидетельствует о том, что с умственным развитием у него все в норме. А не воспринимает он прочитанное, потому что для него такое чтение просто неинтересно или сами тексты непонятны. У меня кстати ощущение, что его заставляют читать и к тому же раньше положенного срока, а этого делать нельзя. В 5 лет читать тексты и стихи еще рановато, в этом возрасте большинство информации должно подаваться в игровой форме. Стихи, сказки и понятные ребенку скороговорки читать и проговаривать должны Вы, а он – запоминать на слух (только не по принуждению, а только в том случае, если ему самому это интересно). Конечно, не видя ребенка, трудно сделать какие-либо выводы. Поэтому прежде всего нужно обратиться к опытному детскому психологу, провести соответствующее исследование мышления, внимания, памяти, личностных особенностей ребенка. Расспросите педагога, как ребенок общается со сверстниками и общается ли вообще. Понаблюдайте, что ему нравится, чем он сам с удовольствием занимается и развивайте эти способности. Кстати, почему в 5 лет он уже учится в школе, для чего?

Сыну 5 лет.Роды тяжелые,гипоксия,кесорево.До сих пор речи нет,но желание говорить очень большое.До сих пор мама,папа (5лет),баба,би-би,ду-ду.Обращенную речь практически всю понимает,но иногда такое чувство,что он извените тупит.Речевой диагноз ОНР 1 ур. моторная алалия.Психи,неврозы,страхи,агрессия-это его.Из ноотропных препоратов принимал ну все,что известно от аминолона до цераксона,когитума,актовигин и т.д.А так же аминазин,реланиум,амитриптилин,неулептил,тераледжен,карбоназепин..Но хочу заметить,что в школе Бороздина показывает неплохие результаты за небольшой периуд.Знает некоторые буквы,но не может склеить между собой.При этом очень смышленный и это мнение педагогов.В психдиспансере поставили F70.1.И я не против.Но я бы очень хотела знать к чему готовиться в будущем.Врачей спрашивают уходят от ответа.Я все понимаю,что прогноза точного никто не даст,но надеясь на лучшее,говся к худшему.Хотела бы узнать,что это худшее.может вы поможете советом как научиться жить с диагнозом сына.ВЕДЬ Я ЕГО ООООООООООЧЕНЬ ЛЮБЛЮЮЮЮЮ!

Здравствуйте, моему сыну 4 года он плохо запоминает стихи, очень стиснительный и когда в саду ребят просят что то зделать он всегда последний не активный, как в этом возросли можно проверить на развитие что он должен делать хорошо?

Здравствуйте, Мария! Сейчас все ваши усилия должны быть направлены на максимально возможную реабилитацию сына. Причем главное – не таблетки, а регулярная физическая активность (подвижные игры на свежем воздухе, ежедневная ходьба,лечебная физкультура), курсы сегментарного и точечного массажа несколько раз в год (а лучше всего – самой освоить основы проведения точечного массажа для стимуляции иммунитета и успокоения ребенка), постоянные занятия с дефектологом, детским психологом, логопедом. Что будет в перспективе? Это во-многом будет зависеть от всего вышеперечисленного. Подробнее читайте здесь https://medblog.by/zabolevaniya/umstvennaya-otstalost-legkoj-stepeni/

Здравствуйте, Наталья! Ответить на Ваши вопросы сможет опытный детский психолог после осмотра ребенка. О примерных критериях нормального развития дошкольников я писал в этой статье – https://medblog.by/medicina-obshhie-voprosy/psixomotornoe-razvitie-doshkolnikov-detej-4-go-6-go-goda-zhizni/

Прошу мнений и советов специалистов!

Я будущий усыновитель. Есть очень милый симпатичный ребеночек (видела только на 2х фото: где-то в 2 мес и в 6-7 мес). Мальчик 7 месяцев.

Органы опеки говорят, что его мама имеет глубокое умственное заболевание (дословно). И её старший сын унаследовал эту же болезнь.

Вопрос: есть ли признаки, симптомы таких болезней, которые можно увидеть у семимесячного ребенка?

Как распознать отклонения? Или их может не быть до определенного возраста?

Или это русская рулетка?

Здравствуйте, Катя! Распознать умственную отсталость в таком возрасте можно только при наличии довольно выраженных нарушений развития. Ориентировочно можно узнать о том, правильно ли развивается ребенок в этой статье – https://medblog.by/medicina-obshhie-voprosy/nervno-psixicheskoe-razvitie-detej-do-goda/. Ну и при усыновлении Вы имеете полное право потребовать имеющуюся медицинскую документацию о состоянии здоровья ребенка и его родителей. Если у ребенка будет легкая степень умственной отсталости, выявляется это обычно только к школьному возрасту. А ведь малыш может быть и полностью здоров как физически, так и психически. Решать вам…

Здравствуйте.При родах сыну поставили диагноз гипоксия плода.Подрезали уздечку по языком в род доме..В 7мес сел,и начал стоять.В 9-10мес начал ходить.Мало ползал.В 4года говорил мало слов мама,папа,на,дай.здрастити.Читать книжки не вместе с мамой.Чаще всего он их отнимал и выкидывал.Раскрашивать рисунки не любит,раскрашивает 3 минуты и бросаетДо7лет в словах не было окончаний не в одном слове.Отругала его за это к вечеру все окончания в речи появились.Постоянно была речь невнятная как у малыша 4лет. .Не учил буквы до 7лет.В8лет выучил.Речь иногда не внятная.Очень тяжело научить читать.Не может списать текст.Пишет его 0т6до12часов .Внимание переключается на что угодно,только не на текст.встает и уходит или не пишет часами просто сидит.Обманывает сделал.и проверить не дает уроки.Проверишь не делал нечего.Читает по буквам.Иногда трудности соединить буквы в слоги.Самый отсталый в школе.Когда пытается списать текст он берет 3буквы от первого слова,туда же от второго несколько букв,и от 3го конец слова.Получается непонятное слово.диктант написать не смог.Нечего не понятно какое предложение.Как узнать нормальный ли ребенок.Нас направляли из садика на какую то комиссию видимо связанную с развитием Мы не смогли сходить.ребенок показывает уровень успеваемости и усвоение в школе на30\40%.норма 60-70%.До этого умудрялся списывать пол года.Теперь как нам быть?Учитель говорит надо переводит в др школу снова в 1кл в 9лет.Не читает и не пытается прочитать задание которое надо сделать.Просто списывает.

Здравствуйте, Анастасия! Вам нужно обязательно посетить детского психолога и психиатра, пройти тестирование, определить на специальной комиссии уровень обучения (по какой программе заниматься) и усиленно заниматься, посещая дефектолога и выполняя дома его рекомендации, чтобы попытаться восстановить задержку в развитии. И в школе он дожен заниматься по отдельной программе в обычном классе или со сверстниками, которые имеют примерно такой-же уровень развития. Не нужно терять время, само по себе ничего не наладится. Почитайте эту статью для ориентировки – https://medblog.by/zabolevaniya/umstvennaya-otstalost-legkoj-stepeni/

Сегодня была пмпк и ребёнка отправляют в коррекционную школу. При этом никаких обследований со стороны психиатра не было. Мы даже к нему ни разу не обращались. Невролог предложил индивидуальное обучение. При таком обучении пошли хорошие результаты. Психиаьр же в таком обучении отказал и поставил диагноз F70.

Здравствуйте, Нина! Для того, чтобы изменить обучение, насколько я знаю, требуется согласие родителей. Прочитать и примерно оценить уровень развития ребенка при F 70 можно в этой статье – https://medblog.by/zabolevaniya/umstvennaya-otstalost-legkoj-stepeni/

Реб.3.4 мес. Не разговаривает а только на своем..Энцефалограмма…Заостренная тета-активность регестрируется в теменной-затылочной-височной участках с умеренной межполушаровидной ассиметрией. Что это значит?

Так ребенку 3 месяца или 3 года? Вы впривели лишь маленький отрывок заключения ЭЭГ – это ничего не значит, это лишь запись юиоэлектрической активности мозга. А важны результаты осмотра ребенка неврологом и детским психологом. Ориентировочно об уровне развития можно узнать, почитав другие статьи по теме на этом сайте.

Добрый день! Мальчик 5 лет,речи нет, говорит лишь отдельные слова. Очень спокойный,тихий,вялый. Иногда не узнает предметы,когда просишь принести. Старшая девочка в 4 классе,очень трудно дается учеба,в классе самая слабая,тоже только в 4 года начала говорить. Это умственная отсталость или же что-то другое,как узнать?

Обратиться на консультацию к опытному детскому психологу для проведения тестирования. Например, в Москве можете выбрать психолога здесь

здравствуйте ! ребёнку 8 лет , учится в первом классе английской школы , недавно классный руководитель сказал о множественных проблемах в школе связанных с вниманием и усвоением информации . занимается у школьного психолога , за год занятий психолог проблем не нашла которые требуют коррекции. пошли к другому психологу , она сказала что задержка личностного развития, направили на углубленную диагностику . при этом ребёнок интересуется довольно многим , тяга к знаниям есть , читаем хорошо , логическая математика идёт на ура. скажите может ли быть задержка психического развития или ещё что то , если ребёнок в школе не может концентрировать внимания и как сказал психолог – не понимает инструкции ?

Вам нужно подробно ознакомиться с результатами диагностики и уточнить все вопросы у психолога, который проводил обследование (какие тесты проводились, каковы конкретные результаты тестов на внимание, интеллект, личностное развитие). Кроме того, стоит посетить врача-психотерапевта и психиатра, чтобы разобраться в имеющихся проблемах. И если эти проблемы действительно существуют, нужно решить вопрос с дальнейшим обучением, то есть подобрать программу обучения, подходящую для ребенка.

medblog.by

5.7. Рекомендации педагогам по осуществлению интеграционного обучения детей с умственной отсталостью в условиях общеобразовательной школы

Массовое образовательное учреждение, принимая умственно отсталого ребенка, должно быть готово разделить ответственность за его судьбу, обучение и воспитание с его родителями, учителями-дефектологами. Умственно отсталые дети сегодня достаточно часто поступают в массовые детские сады и общеобразовательные школы. Родители хотят, чтобы их ребенок, несмотря на характер диагноза, воспитывался с нормально развивающимися детьми. Следует в любом случае уважать выбор родителей. Воспитатель и учитель должны быть профессионально готовы к встрече с таким ребенком и взаимодействию с ним.

Умственно отсталый ребенок в группе или в классе нормально развивающихся детей требует особого к себе отношения. Однако воспитатель или учитель массового учреждения не должен этого подчеркивать перед остальными детьми. Педагогу следует помочь ребенку освоиться в коллективе сверстников, постараться подружить его с детьми. Важнее выбрать для него такое место в классе, чтобы в случае затруднений ему легко было оказывать помощь. Ребенок должен посильно участвовать в работе класса (группы), не задерживая темп ведения урока, занятия. Нельзя допускать, чтобы что-либо важное осталось не понятым, так как это может привести к недопониманию учебного материала в дальнейшем.

Педагог общеобразовательного учреждения должен учитывать при обучении умственно отсталого ребенка особенности его познавательной деятельности. Новый учебный материал, необходимый для усвоения, нужно делить на маленькие порции и представлять для усвоения в наглядно-практических, деятельностных условиях, закрепление проводить на большом количестве тренировочных упражнений, многократно повторять усвоенное на разнообразном материале.

Обучение умственно отсталого дошкольника и школьника в массовом учреждении требует повседневного участия родителей, так как основную часть коррекционной работы проводят именно они. Ребенку необходима регулярная специализированная помощь олигофрено-педагога и психолога, а родителям и учителю — его консультации.

1. Дайте определение умственной отсталости.

2. Чем отличаются понятия «олигофрения» и «деменция»?

3. Каковы различия в клинической картине между олигофренией идеменцией?

4. Дайте психолого-педагогическую характеристику детям с дебильностью, имбецильностью и идиотией.

5. Как соотносятся классификация степеней умственной отсталости Э. Крепелина и Всемирной организации здравоохранения 10 пересмотра?

6. Охарактеризуйте отношение общества к умственно отсталым лицам в разные периоды его развития.

7. Какова современная социальная политика в отношении умственно отсталых лиц?

8. Перечислите актуальные проблемы обучения, воспитания и развития умственно отсталых детей.

9. Каким образом в России оказывается психолого-педагогическая помощь детям с тяжелыми формами умственной отсталости?

10. В каком состоянии находится зарубежная практика воспитания, обучения и развития детей с выраженными интеллектуальными нарушениями?

11. Каковы рекомендации педагогам по осуществлению интеграционного обучения детей с умственной отсталостью в условиях общеобразовательной школы?

studfiles.net

ТЕСТ «Психология умственной отсталости»

ТЕСТ «Психология умственной отсталости»

1. Назовите основные клинические проявления олигофрении (по Г.Е.Сухаревой) Преобладание интеллектуального дефекта и отсутствие прогредиентности состояния.

2. Верно ли данное определение (да, нет)

При общем психическом недоразвитии органическая недостаточность мозга носит резидуальный (остаточный), непрогредиентный (не усугубляющийся) характер.

3. Назовите три внешние и три внутренние причины, вызывающие у ребенка умственную отсталость.

1)тяжелые инфекционные заболевания, которые женщина переносит во время беременности, — вирусные гриппы, краснуха и др.;

2)различные интоксикации, т.е. болезненные состояния организма будущей матери, возникающие под действием ядовитых веществ, образующихся при нарушении процесса обмена. Интоксикация нередко является следствием неумеренного употребления беременной женщиной лекарств. Они могут изменить развитие плода;

3)тяжелые дистрофии женщины во время беременности, т.е. нарушения обмена веществ в органах и тканях, вызывающие расстройства их функций и изменения в строении.

2)нарушения белкового обмена в организме

3)воспалительные заболевания мозга и его оболочки (менингиты, менингоэнцефалиты различного происхождения)

4. Опишите классификацию умственной отсталости по МКБ-10

В настоящее время специалисты всё чаще придерживаются классификации, которая отражена в МКБ-10. В ней выделяется 4 степени тяжести олигофрении:

Легкая — IQ 50-70

Умеренная — IQ 35-50

Тяжелая — IQ 20-35

Глубокая — IQ менее 20

5. Опишите классификацию детей с общим психическим недоразвитием (олигофренов), предложенную М. С. Певзнер.

Наиболее распространенной классификацией детей с общим психическим недоразвитием (олигофренов) в нашей стране является классификация, предложенная М. С. Певзнер. Исходя из клинико-этиопатогенетических принципов, ею выделено пять основных форм:

олигофрения, осложненная нарушением нейродинамики (возбудимые и тормозные);

олигофрения в сочетании с нарушениями различных анализаторов;

олигофрения с психопатоподобными формами поведения;

олигофрения с выраженной лобной недостаточностью.

6. Перечислите биологические и социальные факторы, определяющие развитие умственно отсталого ребенка.

К биологическим факторам относятся выраженность дефекта, качественное своеобразие его структуры, время его возникновения. Социальные факторы — это ближайшее окружение ребенка: семья, в которой он живет; взрослые и дети, с которыми он общается и проводит время; школа.

7. В каком возрасте у умственно отсталых дошкольников появляются первые (малочисленные и неточно произносимые) слова

Первые малочисленные слова, неточно произносимые, появляются у умственно отсталых дошкольников в 2—3 года или даже в 5 лет .

8. Кратко охарактеризуйте волевую сферу умственно отсталых дошкольников, особенности её становлении

Волевая сфера умственно отсталых дошкольников находится на самых начальных этапах формирования. Ее становление непосредственно связано с появлением речи, которая позволяет ребенку понять необходимость того или иного способа действия.

9. Закончите предложение: Экспериментальное изучение СО у умственно отсталых детей в целом показывает ее неадекватность в сторону завышения.

10. В чем основное отличие ведущей деятельности умственно отсталых детей от ведущей деятельности нормально развивающихся?

У детей с общим психическим недоразвитием наблюдается выраженное запаздывание в становлении всех ведущих видов деятельности. Кроме того, они качественно и структурно обеднены по сравнению с уровнем развития тех же видов деятельности у нормально развивающихся сверстников.

Номер материала: ДБ-327877

Свидетельство о публикации данного материала автор может скачать в разделе «Достижения» своего сайта.

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Вы первый можете оставить свой комментарий

Благодарность за вклад в развитие крупнейшей онлайн-библиотеки методических разработок для учителей

Опубликуйте минимум 3 материала, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную благодарность

Сертификат о создании сайта

Добавьте минимум пять материалов, чтобы получить сертификат о создании сайта

Грамота за использование ИКТ в работе педагога

Опубликуйте минимум 10 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную грамоту

Свидетельство о представлении обобщённого педагогического опыта на Всероссийском уровне

Опубликуйте минимум 15 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данное cвидетельство

Грамота за высокий профессионализм, проявленный в процессе создания и развития собственного учительского сайта в рамках проекта «Инфоурок»

Опубликуйте минимум 20 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную грамоту

Грамота за активное участие в работе над повышением качества образования совместно с проектом «Инфоурок»

Опубликуйте минимум 25 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную грамоту

Почётная грамота за научно-просветительскую и образовательную деятельность в рамках проекта «Инфоурок»

Опубликуйте минимум 40 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную почётную грамоту

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

214011, РФ, г. Смоленск, ул. Верхне-Сенная, 4, офис 407.

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Navigation