Сайт для детей с синдромом дауна

10 упражнений для детей с синдромом Дауна

Эти учебные мероприятия помогут вашему ребенку в развитии когнитивного и образовательного мышления.

«Дети с синдромом Дауна обычно испытывают значительные задержки и трудности при обучении говорить, хотя обычно они понимают гораздо больше, чем могут выразить», — говорит детский психолог Анастасия Бирюкова. Если вы воспитываете ребенка с диагнозом «синдром Дауна», поощряйте его развитие и навыки общения с помощью этих 10 видов деятельности, рекомендованными различными специалистами в области раннего обучения деток с синдромом Дауна. Выберите мероприятия, которые лучше всего соответствуют возрасту или уровню вашего ребенка, будьте оптимистичной и не забывайте вознаграждать усилия вашего малыша похвалой и объятиями.

• Научите своего ребенка различать звуки речи, играя с ним в игры. Держите малыша прямо перед собой и медленно произносите такие звуки, как «a-a» и «o-o». Используйте преувеличенные движения губ. Вы будете в восторге от попыток малыша подражать вам. Вы также можете использовать звуковые карты с изображениями, которые можно приобрести в магазине для детей с 9 месяцев, чтобы научить ребенка слушать, распознавать слова и копировать движения губ.

• Визуальное обучение является хорошо действенным способом среди людей с синдромом Дауна, а запоминание словесной информации является более сложной задачей. Помогите ребенку узнать имена знакомых объектов, используя простые жесты вместе со словами. Например, поднесите свою руку к уху, когда телефон звонит, и скажите «телефон»; притворитесь, что пьете из бутылки или чашки, говоря слово «выпить».

• Привлеките внимание ребенка к предмету, погремушке или рисунку, и поощряйте его смотреть на это, когда вы говорите об этом предмете. Постепенно наращивайте время, которое малыш может уделить визуальному контакту с интересом, когда вы описываете предмет. «Мероприятия, которые стимулируют совместное внимание, когда ребенок и воспитатель смотрят и слушают одно и то же, — говорит психолог, — помогают детям быстрее овладевать языком и улучшить свое внимание».

• Соберите много вещей одного цвета со всего дома — красную рубашку, игрушку животного, одеяло, чашку — и поместите их в красную сумку или корзину для белья. «Визуальная активность, основанная на объектах реального мира, может облегчить восприятие общей концепции», — говорит Анастасия.

• Детям с синдромом Дауна требуется больше времени для построения многословных фраз. Исследования показывают, что дети обычно имеют словный запас в 100 слов, прежде чем начинают складывать слова вместе. Сначала повторите слово, которое сказал малыш, а затем дополните его еще одним словом. Например, если ваш ребенок говорит «лодка» во время игры, скажите «лодка плывет». Если малыш скажет «собака», вы можете сказать «черная собака». Повторение имеет большое значение — не расстраивайтесь, если вам приходится повторять это много раз.

• Используйте карточку, чтобы построить с ребенком фразы из двух слов. В самом простом случае этот инструмент представляет собой прямоугольный кусок ламинированного картона с двумя цветными точками, расположенными на расстоянии нескольких сантиметров друг от друга. «Это служит визуальным напоминанием о том, что необходимо сложить два слова», — говорит психолог. Например, при моделировании фразы «Автомобиль едет», указывайте на первую точку в момент, когда произносите слово «автомобиль», а затем на вторую точку, когда вы говорите «едет». По мере продвижения учебы нарисуйте больше точек на карточке, чтобы научить ребенка увеличивать длину фраз.

• Когда язык, который вы используете, связан с повседневной деятельностью, это делает обучение более функциональным и более мотивирующим. Добавляйте в словарный запас вашего ребенка такие слова, как сидеть, пить, идти, стирать, чистить зубы. Проведите чаепитие с куклами и животными, а затем опишите, что делают куклы — кормите, мойте и одевайте куклу, используя фразы с двумя или тремя словами («Маша пьет» или «Мама моет медведя»).

• Напишите буквы на обратной стороне цветных кругов и поместите круги вниз. Попросите ребенка перевернуть каждый круг и сделать звук. Подскажите малышу, сделав правильный звук, но со временем уменьшите количество подсказок. Начните с нескольких кругов и звуков, которые ваш ребенок уже знает, затем постепенно добавляйте новые.

• Сделайте игру со словами, на которые ребенок легко реагирует, например, имена или еда. Распечатайте два связанных слова, например «Мама и папа», крупным шрифтом на куске белой бумаги и ламинируйте его. Распечатайте эти же слова отдельно на маленьких карточках и ламинируйте их. Поместите большой лист лицевой стороной перед ребенком и попросите его вручить вам маленькие карточки, которые соответствуют словам на большом листе. Увеличьте количество слов на больших листах до трех или четырех.

• Используйте похвалу, чтобы повысить самооценку малыша и его стимул учиться.

mama.land

20 развивающих игр и упражнений для детей, имеющих синдром Дауна

Эти игры и упражнения для детей с синдромом Дауна помогают развивать мышление, познавательные и образовательные навыки.

Дети обычно испытывают значительную задержку и трудности при обучении разговору, хотя понимают гораздо больше, чем могут выразить. Если вы воспитываете ребенка с диагнозом синдром Дауна, поощряйте его навыки развития и общения. Выберите игры, занятия, которые наилучшим образом соответствуют возрасту и уровню развития, не забудьте вознаградить его усилия похвалой и объятиями.

Развивающие игры, соответствующие развитию по месяцам

Обучите малыша распознавать звуки речи в начале жизни, играя. Удерживайте его, стоящего перед вами, поддерживая голову, и медленно создавайте звуки, подобные «a-aх», «o-ох», «п-па», «м-ма». Делайте преувеличенные движения губ. Вы будете в восторге от его усилий по копированию. Существуют звуковые карты с изображением букв, которые можно использовать, начиная с 9 месяцев, чтобы научить его слушать, различать слова, копировать движения губ.

Визуальное обучение является ведущим для людей с синдромом Дауна. Запоминание словесной информации является более сложным. Помогите ему узнать названия знакомых предметов, применяя простые жесты вместе со словами, говорит Бакли, соавтор книги «Речь и развитие языка для детей с синдромом Дауна» (от 0 до 5 лет). Например, приложите руку к уху, когда звонит телефон и говорите- «телефон» или притворитесь, что пьете из бутылки или чашки, говоря «пить».

Привлеките внимание к объекту: погремушку, любимую игрушку, картинку, и попросите взглянуть на нее. Постепенно наращивайте время, его внимания, когда вы говорите о предмете. Мероприятия, поощряющие совместное внимание, когда ребенок и воспитатель смотрят и слушают вместе, помогают детям быстрее учиться языку, улучшают внимание.

В своей книге «Ранние коммуникативные навыки для детей с синдромом Дауна» Либби Кумин, говорит, что все общение зависит от слушателя и говорящего. Прокрутка мяча назад и вперед — простой способ практиковать это умение. Когда вы катите мяч, говорите «очередь мамы», когда отталкивает его назад, произнесите его имя («очередь Джека»). Как только произносит имя, попросите указать на себя и сказать «я» или собственное имя.

Обучение значению знаков и символов помогает общаться до появления языковых навыков. В своем практическом руководстве «Этот знак означает мороженое» Центр раннего обучения грамотности, рекомендует показать малышу реальный объект или деятельность вместе с соответствующим изображением. Делайте снимки объектов или видов деятельности, которые ребенок любит, он сможет «спросить», что хочет, указывая или передавая вам изображение. Всегда призывайте его сказать это слово.

Играйте в эту забавную игру для обучения цветам: Соберите много вещей одного цвета со всего дома — красную рубашку, одеяло, чашку — и поместите их в красный мешок или корзину для белья. «Визуальная деятельность, основанная на объектах реального мира, облегчает понимание общей концепции», — говорит д-р Кумин. Если ребенок находится на уровне одного слова, назовите цвет, когда вытаскиваете объект. Когда научится обрабатывать двусловную фразу, цвет и имя объекта.

Детям с синдромом Дауна требуется больше времени, прежде чем они образуют многословные фразы. Исследования показывают, что обычно имеют словарный запас из 100 слов, прежде чем начнут складывать их. Переходите с одного слова на двухсловный этап, используя технику подражания с расширением. Сначала повторите сказанное слово, затем дополните его другим. Например, если говорит «лодка» во время игры, скажите: «Лодка, плывет». Если скажет «собака», можете сказать: «Собака. Черная собака». Повторение очень важно, говорит д-р Кумин, поэтому не расстраивайтесь, если приходится делать это часто.

Используйте предметы для вызывания двухсловных фраз. В простейшем случае инструмент представляет собой прямоугольный кусок ламинированного картона с двумя цветными точками, расположенными на расстоянии нескольких сантиметров друг от друга. «Доска служит визуальным напоминанием, чтобы свести два слова», — говорит д-р Кумин. Например, при моделировании фразы «Автомобиль едет» укажите на первую точку, когда говорите «автомобиль», затем на вторую точку, когда говорите «едет». Используйте руки, показывая движение, это будет служить тактильной поддержкой. По мере того, как ребенок прогрессирует, нарисуйте больше точек, чтобы дать подсказки, при увеличении длины фраз.

ВОЗРАСТ 3 – 5 лет, расширение словаря, звуки

Время чая — время обучения

Когда язык, который используете, связан с повседневной деятельностью, он делает обучение функциональным и более мотивирующим. Добавляйте к словарю повседневные слова, такие как сидеть, пить, есть, стирать. Пейте чай, принимайте ванну с куклами, описывайте, что делаете. Затем следуйте за ребенком — подайте еду, вымойте, оденьте кукол, предложите поговорить о том, что делаете, используя фразы из двух или трех слов («Долли пьет чай» или «Мама моет куклу»).

Укрепите сильные стороны зрительной памяти ребенка, используя похвалу, чтобы повысить самооценку и выразительный язык. Джо и Сьюзан Котлински, родители дочери с синдромом Дауна, создали специальную систему обучения чтению. Они предлагают наклеить лист бумаги размером 8 1/2 «x 11» на видном месте. Каждый раз, когда ребенок говорит новое слово или слово, которое вы не слышали, перестаньте делать то, что делаете, произнесите: «О, это новое слово!» и напишите его на листе. Распечатайте слово строчными буквами на карточке размером 5 «x 7». Затем покажите карточку и произнесите слово одновременно. Позже, еще раз покажите карту и повторите слово. Со временем ребенок попытается добавить новые слова в список.

Напишите буквы на обратной стороне цветных кругов. Попросите ребенка перевернуть каждый круг и произнести звук. Подскажите, издав правильный звук, со временем уменьшите подсказки. Начните с нескольких кругов, и звуков, которые ребенок уже произносит, и медленно добавляйте новые. «Большинство детей с синдромом Дауна, начнут изучать звуки между 3 и 5 годами», — говорит Бакли.

Учебные занятия для малышей с синдромом Дауна

Существует множество учебных занятий, которые помогут вовлечь малышей с синдромом Дауна. Эти специальные дети получат пользу от повседневной практики, помогая взрослым. Независимо от особых способностей ребенка, существуют упражнения, соответствующие их потребностям, чтобы достичь индивидуального потенциала.

«Из-за хорошей зрительной памяти детей с синдромом Дауна можно научить читать рано, когда есть понимание 50 — 100 слов, могут сопоставлять и выбирать фотографии», — говорит Бакли. Сделайте игру со словами, на которые легко отвечает, например, фамилии или продукты.

Напечатайте два смежных слова, таких как мама и папа, крупным шрифтом на кусочке белой бумаги, ламинируйте его (используйте картонные подложки, если хотите). Печатайте слово снова, отдельно, на маленьких карточках. Поместите большую карточку лицом вверх, перед ребенком, возьмите его за руку с маленькой карточкой, которая соответствуют словам на большой карточке, по одному за раз. Увеличьте слова, которые появляются на больших карточках, до трех или четырех.

Игра в совпадение слов и изображений сделать задачу освоения навыков чтения менее расстраивающей. Чтобы подготовить игру, выберите книгу или рассказ с простыми словами, с которыми ребенок уже знаком. Прежде чем прочесть рассказ ребенку, выделите в нем слова. Соберите изображения, которые представляют каждое выделенное слово, и разложите их на столе.

Прочитайте историю, позволяя ему просматривать страницу во время чтения. Когда переходите к выделенному слову, останавливайтесь и позвольте ребенку выбрать изображение, представляющее соответствующее слово. Хвалите его за успех.

Отсутствуют исследования, как влияют шахматы на детей с трисомией 21, но можно попробовать включить игру в программу развития. Шахматы-сложная интеллектуальная игра, при которой требуется планирование, хорошо развитое мышление и память. Слабость этих функций делает недоступной игру в шахматы для детей с синдромом Дауна.

Деятельность по физическому развитию

У людей, имеющих трисомию 21 мышцы более гибкие. Это не позволяет им освоить физические навыки так же легко, как другим детям. По той же причине некоторые дети склонны двигаться меньше. Занятия физическими упражнениями в течение дня помогает развивать тонус мышц, физические навыки. Рекомендуются упражнения, связанные с ползанием, стоянием и ходьбой.

Баланс и координация движений

У детей с синдромом Дауна часто возникают трудности с балансом, вестибулярной системой. Вот почему они часто боятся качелей. Развитие баланса поможет уменьшить эти опасения. Используйте гамак, так как он целиком удерживает ребенка, а также позволяет перемещаться вперед- назад, из стороны в сторону. Все эти действия помогут развить вестибулярную систему, чувство равновесия.

Работа с функциями рук

При синдроме Дауна немного другое расположение костей рук. Это одна из причин, по которой трудно найти прекрасные упражнения на координацию. Деятельность, которая улучшает координацию глаза-руки, поможет легче усвоить эти навыки. Для этой цели используйте различные виды искусства и ремесел. Например, поделки из теста, шнуровка, сбор мелких предметов.

Тактильная деятельность

У солнечных детей часто возникает гиперчувствительность. Им не нравится прикасаться к каким-либо предметам или ходить по некоторым поверхностям. Чтобы уменьшить это, протирайте тканью с различными текстурами подошву ног и ладони их рук.

Начните с комфортных и переносимых ощущений, медленно вводите другие, которые ребенку могут не понравиться. Некоторые предметы, которых даунята не любят касаться, это клей, желе, песок, грязь. Часто они не любят ходить по траве, холодным, неровным поверхностям, таким как галька, мокрый песок. Такие занятия, как игра с тестом, рисование пальцами, помогают снизить гиперчувствительность.

В то время как обычные дети, с относительной легкостью получают информацию об окружающем их мире, люди с синдромом Дауна часто борются за то, чтобы развить понимание мира, в котором живут. Помогите человеку построить свои базовые навыки, создав загадки из лиц. Чтобы создать их, выберите изображения лиц из журналов или лиц членов семьи. Разрежьте каждое изображение на 3 полосы, отделив части лица (глаза, нос, рот). Поместите обрезанные лица в конверты или мешочки. Позвольте соединить их вместе, практикуя его понимание структуры лица.

Для малышей с синдромом Дауна действия, которые помогают им лучше осознавать свое тело, как он движется, будут полезны для развития мышления. Родители могут манипулировать руками и ногами ребенка вверх- вниз, вправо-влево. По мере роста дети могут сделать это сами. Это может быть зеркальной деятельностью; взрослый касается его головы, потом малыш касается головы взрослого. Взрослый хлопает в ладоши, ребенок копирует. Помогая копировать движения, вы помогаете научиться делать это самостоятельно.

Ежедневные мелкие моторные навыки, усиливают мышцы пальцев и рук. Используйте глину или пластилин для создания разных объектов. Другой способ развития тонких моторных навыков — практика резки различных видов бумаги. Используйте безопасные ножницы.

Основные двигательные навыки

Разместите пять или шесть обручей на земле. Ребенок целится и бросает маленькие мешочки с фасолью в середину обруча. Или создайте игру в боулинг. Это можно сделать, используя пустые пластиковые бутылки. Ребенок применяет шарики разного размера, чтобы сбить их.

Даун синдром — это генетическое расстройство, которое обычно приводит к более медленному обучению, импульсивному поведению и короткому охвату внимания. Музыкальная деятельность полезна для людей, имеющих синдром Дауна, потому что эти ученики учатся лучше с уроками, которые повторяются и привлекательны. Ритмы и повторяемость музыки помогают запомнить что-то более легкое, чем простая речь. Музыка для детей с синдромом Дауна стимулирует весь мозг, это отличный инструмент обучения.

Дети с синдромом Дауна часто высовывают язык при разговоре из-за отсутствия контроля над мышцами. Сядьте с малышом перед зеркалом и включите веселую песню, которую он любит. Пойте вместе с ним и смотрите в зеркало. Он увидит собственный язык и попытается скопировать вашу манеру использования язык, когда поете.

Первое, что учат в школьные годы, это алфавит, счет, свой адрес и номер телефона. Один из самых простых способов для детей с синдромом Дауна всех возрастов, запомнить эту информацию — песня. Можно использовать готовые песни алфавита или счета, или придумать свою простую, запоминающуюся мелодию. Этот способ подходит для любой информации, которую необходимо запомнить. Дополнительным бонусом является то, что большинство детей с синдромом Дауна любят музыку, поэтому уделяют больше внимания, повторяют песни, поэтому быстрее запоминают.

Музыкальное движение

Применяйте музыку с движением, чтобы стимулировать двигательную, координацию глаз и когнитивные навыки. У детей с синдромом Дауна существует высокий риск ожирения, и они гораздо больше интересуются музыкой, чем движением. Простые действия включают танцы под песню или музыку. Когнитивные навыки тренируются путем бросания мяча под музыку. Каждый раз, когда музыка останавливается, надо практиковать текущий навык. Например, если работаете над рифмой, каждый раз, когда музыка останавливается, надо сказать слово, которое рифмуется.

Деятельность, связанная с ритмом и движением, стимулирует развитие речи, помогает справиться с трудностями. Когда музыка воспроизводится, дети могут хлопать или бить барабан, чтобы усилить ритм. Также могут показать свои танцевальные движения или следовать указаниям в песне, чтобы освоить разные движения.

Дети с синдромом Дауна имеют дефицит в некоторых областях развития. Однако, обеспечивая надлежащую среду и правильные игры, занятия на раннем этапе жизни, мы можем помочь развить и получить навыки, которых не хватает естественным и приятным образом.

ovp1.ru

Сайт для родителей особых детей

Особенности развития детей с синдромом Дауна в раннем возрасте

Для ребенка с синдромом Дауна раннего возраста характерны следующие особенности:

  • В течение первых месяцев жизни развитие практически не отличается от обычных детей. Ребенок раннего возраста с синдромом Дауна проходит те же этапы развития, что и ребенок без нарушений, только несколько медленнее.
  • Сроки появления отдельных навыков попадают в диапазон возрастной нормы, но средние сроки появления навыков запаздывают по сравнению с нормативными, и возрастная разница в сроках появления навыков гораздо больше, чем у обычных детей.
  • Дети с синдромом Дауна, как правило, очень общительны: им нравится наблюдать за лицами, улыбаться и узнавать новых людей. Они учатся понимать выражение лица, положение тела и интонацию речи – ведь именно через них люди передают свои чувства. Младенцы с синдромом Дауна способны дольше обычных детей смотреть в лицо и взаимодействовать с окружающими. В целом, умение общаться считается сильной стороной детей с синдромом Дауна.
  • Понимание речи окружающих у каждого ребенка опережает собственную речь. При синдроме Дауна этот разрыв больше по объему словаря и длиннее по времени. Поэтому исследователи и практики предлагают временно дополнить собственную речь малыша вспомогательными способами общения (жестами), которые помогут сократить этот разрыв и предупредить возможные нарушения развития.
  • Дети с синдромом Дауна начинают говорить позже других детей, обычно в два-три года. Однако понимают они гораздо больше, чем могут сказать из-за трудностей, связанных с речедвигательной функцией.
  • Многим детям с синдромом Дауна трудно учиться, воспринимая информацию только на слух; это связано с тем, что примерно две трети из них страдают снижением слуха легкой или средней степени. Кроме того, у таких детей слабее развиты навыки слуховой памяти, необходимые для того, чтобы научиться говорить.
  • Умение сохранять статичную позу появляется гораздо раньше, чем способность к смене поз. Например, ребенок, уже умеющий сохранять позу сидя, еще не скоро научится садиться, в то время как у ребенка без нарушения мышечного тонуса умение садиться и способность сохранять позу сидя формируются практически одновременно.
  • Говоря о двигательной сфере, следует отметить, что у детей с синдромом Дауна мелкие/тонкие движения рук также имеют свои особенности: вместо движения кистью дольше, чем обычно, используются движения плечом и предплечьем. У ребенка со сниженным тонусом при отсутствии специальных занятий такой способ выполнения движений может наблюдаться до четырех-пяти лет. Ребенку проще фиксировать запястье в нужном положении, положив кисть руки на твердую поверхность большим пальцем вверх. Необходимость сохранять стабильность запястья без опоры утомляет ребенка, и он теряет интерес к деятельности. Формирование захвата различных предметов у детей с синдромом Дауна проходит в обычной последовательности: ладонный захват, щепоть, пинцетный захват и их промежуточные формы. Однако и здесь отмечаются свои особенности: позже затухает непроизвольный захват, при отсутствии специальной работы возможно длительное «застревание» на ладонных формах захвата. Сила захвата снижена. Анатомические особенности ладони и запястья в ряде случаев могут затруднять стабилизацию запястья и задерживать формирование пальцевых захватов.
  • Степень отставания когнитивного развития большинства детей раннего возраста с синдромом Дауна находится в пределах от легкой до средней. Уровень интеллектуальной деятельности некоторых детей находится между средним и низким пределами, и только совсем немногие дети имеют выраженную задержку интеллектуального развития.
  • Как правило, кратковременная зрительная память развита у детей с синдромом Дауна лучше, чем вербальная. Это означает, что им легче учиться с помощью зрительной информации, чем с помощью информации, которую нужно воспринимать на слух.
  • Большинство навыков самообслуживания напрямую зависят от развития навыков мелкой моторики. Таким образом, ребенок с синдромом Дауна научится держать в руках чашку и пользоваться ложкой несколько позже, чем обычные дети. Однако прогресс в этой области также зависит от практики, поэтому необходимо позволять ребенку пытаться есть самостоятельно, не бросаться помогать, даже если он поначалу будет пачкать все вокруг.
  • Обучение умению пользоваться туалетом – это развитие навыка, для чего важно продумать определенный распорядок и систему вознаграждений. Детям не обязательно проситься в туалет словами, в процессе тренировки они могут научиться подавать нужный сигнал.
  • Методические рекомендации для педагогов и родителей, воспитывающих детей раннего возраста с синдромом Дауна

    В основу методических рекомендаций были положены материалы, предложенные в работах П.Л. Жияновой, Е.В. Поле, Т.П. Есиповой, Е.А. Кобяковой, А.В. Мерковской. Методические рекомендации предназначены для педагогов, работающих с детьми раннего возраста с синдромом Дауна, а так же для родителей.

    Есть две основные особенности стимуляции детей раннего возраста: во-первых, занимаются с ребенком родители, и, во-вторых, только очень небольшая часть стимуляции развития ребенка проходит в форме занятия, основные же задачи решаются в повседневной жизни и игре.

    Дети учатся постоянно, и этот процесс можно определить как сочетание спонтанного (самостоятельного наблюдения и исследования окружающего мира) и организованного обучения. Для спонтанного обучения ребенка с особенностями развития совсем несложно создать условия: это максимальное включение малыша в жизнь семьи, оказание ему помощи при передвижении в пространстве и сопровождение понятными комментариями практически всех моментов повседневной жизни. Специальные занятия должны быть организованы в течение дня (1—2 занятия по 10—15 минут).

    Очень часто ребенок с синдромом Дауна выглядит менее подвижным, чем его сверстники. Причиной этому служит сниженный мышечный тонус и, как следствие, недостаточная способность чувствовать (ощущать) тело. Поэтому для такого ребёнка особенно полезна тактильная (через прикосновения к телу), двигательная (через движения тела и манипуляции с ним) и вестибулярная (через движение в пространстве, удержание равновесия) стимуляция. Обращает на себя внимание и особенность мелкой моторики. Сниженный тонус в руках осложняет захват, удержание и манипуляцию с предметами. Проблемы со зрением мешают координации «рука — глаз». Анатомические особенности: короткие пальцы, отставленный в сторону большой палец — также влияют на развитие мелкой моторики.

  • Для развития крупной и мелкой моторики полезно использовать следующие приемы и упражнения:
  • Назначение общего тонизирующего и укрепляющего массажа с первых недель жизни и выполнение рекомендаций по массажу;
  • Физическое соприкосновение (поглаживание, похлопывание, прижимание);
  • Смена положений во время бодрствования (в руках на весу у взрослого ребёнок лежит лицом верх, вниз, лёжа на животике на груди у взрослого, раскачивание на руках у взрослого и в люльке, частое выкладывание на живот, ношение ребёнка впереди себя, сзади в предназначенных для этого сумках);
  • Совместное купание с ребёнком, игры в воде;
  • Катание ребёнка на гимнастических мячах и игры с лёгкими надувными мячами;
  • Стимулирование передвижений с помощью игрушки (вперёд, в стороны), через препятствия;
  • Использование игрушек, в которые можно играть только стоя, нажимая на клавиши, кнопки;
  • Прикрепление к ногам ребёнка лёгких шумовых игрушек (пусть пробует ударить по ним ногой);
  • Стимулирование передвижений вдоль опоры (у дивана);
  • Стимулирование передвижений с помощью игрушки;
  • Предоставление простора для самостоятельного передвижения (ползание — только вперёд, передвижение — стоя, вдоль мебели и других подручных предметов);
  • Массаж кистей рук и пальчиков с использованием всевозможных ворсовых щёток (мягкой щёткой — по наружной поверхности кулака от кончиков пальцев к запястью, жёсткой (зубной) щёткой — по подушечкам пальцев);
  • Касания детскими ручками (их двигает взрослый) губ, век (если у ребёнка при сближении рук и губ появляются сосательные движения, то руки некоторое время удерживаются около губ для того, чтобы ребёнок попытался захватить их губами);
  • Вкладывание круглых предметов в разжатые кулачки ребёнка, затем добавление игрушек различной формы и с различной поверхностью (губка, тряпочки, морковки, колечки и т.д.);
  • Совместные действия с предметами (толкание мяча, машинки, установка кубиков друг на друга, сжимание резиновых мячиков и пищалок, разрывание бумаги, салфеток);
  • «Пальчиковый бассейн» (руками взрослого перебирать пальцы ребёнка в гречке, горохе, орешках, вкладывать в пальчики сыпучие материалы);
  • Игры с бытовыми предметами (сковородки, крышки от кастрюль и тому подобное);
  • Побуждение ребёнка подавать вам руку, «здороваться», хлопать в ладоши, играть в «ладушки», махать «пока» (преимущество отдавать правой руке);
  • Игры с нанизанными на нить предметами (мелкие игрушки, крупные бусы, пуговицы);
  • Пальчиковые игры и упражнения (катать пальчиками шарики, мять бумагу, стучать и ходить пальчиками по столу, махать всеми пальчиками с использованием потешек, песенок, напевов).
  • В этот период учим ребёнка ладонному захвату, потом переходим к щепотному.

  • Стимуляция слухового восприятия:
    • Массаж ушной раковины несколько раз в день (по внешней части уха сверху вниз — стимуляция акупунктурных точек);
    • Подношение шумовых игрушек то к одному, то к другому уху ребёнка (звенеть игрушкой в разных направлениях: вверх-вниз, в стороны);
    • Подвешивание звенящих игрушек на расстоянии 25—30 см от глаз ребёнка, вначале по центру, затем по разные стороны;
    • Включение аудиокассет с шумом леса, воды, а также детских песенок (звуки должны быть негромкими);
    • Пение ребёнку (изображая то, о чём поёте);
    • Проговаривание с ребёнком своих действий, желаний (задавайте вопросы с разной интонацией);
    • Обращение внимания ребёнка на домашние звуки и на уличные во время прогулок;
    • Использование игрушек с заводом (курочка, клюющая зёрнышки, машинка, медведь, котик и тому подобное);
    • Повторение звуков ребёнка, придумывая на определённый звук песенку;
    • Частое называние ребёнка по имени (полным и уменьшительно- ласкательным именем);
    • «Знакомство» ребёнка с другими членами семьи (как зовут, кем приходится) и с хорошо знакомыми, близкими к семье ребёнка людьми;
    • Артикулирование гласных звуков «а», «о», «у», «и», губных согласных «п», «б», «м» при закрытых ушах ребёнка и затем открытых, произнося эти звуки сочным распевным голосом;
    • Использование простых музыкальных инструментов (колокольчик, погремушки с разным звучанием, пищалки, бубен, барабан);
    • Использование музыкальных неваляшек, игрушечного телефона (например, поговорите с ребёнком по телефону).
    • Стимуляция зрительного восприятия:
    • Приближайте и удаляйте своё лицо от лица младенца, медленно покачивайте из стороны в сторону, чтобы ребёнок проследил за вашим лицом (ласково позовите, улыбнитесь);
    • При кормлении подносите грудь или соску к малышу с разных сторон для стимуляции глаз;
    • Подвешивайте яркие цветные игрушки, ленты, фольгу, лоскутки материи с разных сторон кроватки (не перенасыщайте, меняйте раз в 2—5 дней);
    • Используйте музыкальные подвесные модули (например, карусель с подвешенными к ней игрушками, которая крутится, что позволяет ребёнку следить глазами за движущимися предметами);
    • Поместите в кроватке ребёнка небольшое зеркало, чаще подходите с ребёнком к большому зеркалу, гримасничайте, «играйте» с отражением;
    • Нарисуйте смешную рожицу на своём указательном пальце (можно на теннисном мячике), пусть ребёнок следит за движениями вашего пальца, то же и с игрушкой;
    • Фиксируйте взгляд ребёнка «глаза в глаза» (игра «Ку-ку»: закрыть глаза, открыть);
    • Составьте альбом с фотографиями самых важных людей в жизни вашего ребёнка и смотрите его вместе;
    • Время от времени переносите ребёнка в другие помещения, на прогулке поместите ребёнка так, чтобы у него был широкий обзор происходящего вокруг;
    • Давайте ребёнку большие, лёгкие в стирке вещи (одежду), чтобы он изучал их и играл с ними;
    • Бросайте, катайте предметы, чтобы ребёнок наблюдал траекторию движения;
    • Вырабатывайте чувство высоты (безопасности), показывая, как можно упасть безопасно («Ехали по кочкам»);
  • Подготовка артикуляционного аппарата к активной речи, развитие речи и общения: в период младенчества ребёнок вступает в общение с помощью мимики и экспрессивных движений. Поэтому главными задачами на этом этапе являются организация правильного общения с ребёнком, подготовка артикуляционного аппарата к речи, стимуляция речевой активности.
  • Самым значимым в этот период для ребёнка является общение со взрослым, который относится к малышу с любовью и нежностью. Помимо правильной организации общения следует использовать простой массаж органов речи и речевых зон. Это связано с тем, что у ребёнка с синдромом Дауна сниженный мышечный тонус, амимичность лица, анатомические нарушения в строении артикуляционного аппарата.

  • Массаж лица перед кормлением (поглаживание одним пальцем вокруг угла рта — движение направлено сверху вниз и огибает уголки рта; поглаживание лица от щёк ко рту, наружное поглаживание гортани сверху вниз, осторожное потирание одним пальцем дёсен и нёба от передней до задней части, поглаживание кусочком льда вокруг рта, собирание губ ребёнка в «трубочку»);
  • Массаж при кормлении с ложки (пища должна быть мягкая, ровная по консистенции, ложку с пищей нужно аккуратно положить на язык и слегка надавить его вниз и внутрь ротовой полости — обязательно соблюдать паузы, давать ребёнку время вытянуть вперёд губы и снять пищу с ложки);
  • Питьё из чашки (начинать лучше с густого питья, например с густого сока или кефира, положить край чашки малышу на нижнюю губу и влить немного жидкости в рот; если ребёнок не поймёт, что нужно закрыть рот, нажмите под подбородком вверх, рот закроется, и он рефлекторно сделает глоток);
  • Развитие навыков жевания пищи начинать нужно с песочного печенья типа «Курабье»: положите небольшой кусочек за верхнюю челюсть в районе жевательных зубов, стараясь передвинуть еду в привычное место в центре языка — малыш просто вынужден будет начать двигать языком из стороны в сторону; не забывайте класть кусочки пищи то слева, то справа;
  • Имитируйте поведение младенца: повторяйте его звуки, выражение лица;
  • Используйте «детскую речь» — высокий распевный голос;
  • Говорите медленно, с длинными паузами;
  • Используйте монолог в форме диалога: обращайтесь к малышу, и хотя ответные сигналы от него пока отсутствуют, ведите себя так, будто они есть;
  • Разговаривая с ребёнком лицом к лицу, сохраняйте «особое» выражение: брови подняты, глаза широко открыты, рот приоткрыт — выражение любви, внимания, радости, готовности уловить любой отклик малыша;
  • Повторяйте за ребёнком любые вокализации, слоговые цепочки и тому подобное;
  • Чётко произносите звуки с выделением («б-б-б», «а-па»);
  • Тормошите ребёнка, чаще поглаживайте, прижимайте к себе, пощипывайте губки, щёчки, называйте части тела, касаясь их губами и поглаживая;
  • Произносите имя ребёнка с разной интонацией, находясь с разных сторон кроватки;
  • Обучайте слоговым дорожкам с чётким выделением артикуляции, с движениями перед лицом ребёнка («ба-ба-ба», «па-па-па», «ма-ма-ма»);
  • Учите узнавать предметы на вопросы «Что это?», «Кто это?»;
  • Учите находить 1—2 знакомых предмета, постоянно находящихся в определённых местах — соотношение слева, справа;
  • Формируйте указательный жест; используйте в общении с ребёнком жесты, заменяющие слова (например :«Дай!» — быстрое сжимание и разжимание пальцев протянутой руки, «На!» — протянутая рука с предметом, «Спасибо», — кивок головой вверх-вниз, «Нет», — поворот головы вправо-влево и так далее). Жестовому языку учит обязательно взрослый;
  • Работайте с книгой и альбомом с фотографиями: листайте страницы, рассматривайте картинки, фотографии, называйте, кто на них изображён; просите малыша показать, где на фотографии мама, папа и другие члены семьи; просите малыша показать, где на картинке собачка, котёнок, кукла, мишка и так далее;
  • Развивайте выдох (дуть на кусочек ватки, бумажную бабочку, салфетки, в дудочку, задувать свечку и так далее);
  • Рисуйте палочки, линии с обязательным комментированием («Это забор, за забором собачка живёт: «Ав-ав!», на заборе петушок кричит: «Ку-ка-ре-ку!»»);
  • Стимулируйте речевую активность в бытовых ситуациях (при одевании, кормлении, купании, приготовлении пищи — «параллельный разговор»).
    1. Возраст от 1 года до 3 лет:
    2. До года деятельность ребёнка носит предметно-ознакомительный характер. После года ребёнок начинает ходить, увеличивается объём его перемещений в пространстве и, как следствие, расширяется поле его деятельности. Теперь ребёнок не только задаётся вопросом «Что это?», но и «Что делать с этим?». Деятельность ребёнка приобретает наглядно-действенный характер. Особую значимость приобретает совместная деятельность со взрослыми. Из наблюдений за действиями взрослого ребёнок узнаёт, что и как делать, пытается повторить действия. Одновременно малыша волнует и реакция взрослого на его собственные действия. В этот период ребёнок начинает обращать внимание на то, что делают другие дети. Если ребёнка привлекать к совместным играм с другими детьми, то к концу данного этапа можно развить способность самостоятельной игры со сверстниками.

      При развитии наглядно-действенной деятельности у ребёнка с синдромом Дауна родителям следует соблюдать одну и ту же последовательность:

    3. Обязательно назвать предмет;
    4. Охарактеризовать его форму, цвет, вкус, величину;
    5. Показать, как этим предметом можно действовать.
    6. Очень важно, чтобы ребёнок и смотрел, и слушал, и совершал действия с предметами.

      В возрасте от 1 года до 3 лет у детей с синдромом Дауна становится очевидным дисбаланс между пониманием речи окружающих и развитием собственной речи. Ни в коем случае не надо принуждать ребёнка что-либо сказать или повторить. Лучше вообще избегать слов «скажи» и «повтори», так как на эти просьбы у ребёнка может вырабатываться негативная реакция. Эти слова лучше заменить соответствующими вопросами или словами «покажи», «угадай» или односторонним диалогом, при котором взрослый и спрашивает, и отвечает сам.

      Развитие речи в этот период идёт по следующим направлениям:

    7. Расширение пассивного словаря ребёнка (понимание названий, действий, явлений и так далее) без собственного речевого выражения;
    8. Обучение неречевым средствам общения (жесты, карточки со словами);
    9. Вызывание собственной речи посредством звуков, звукоподражаний и тому подобного;
    10. Работа по развитию слухового внимания и восприятия (различение звуча- ния музыкальных инструментов, бытовых шумов, звукоподражаний и слов);
    11. Работа по развитию речевого дыхания (учим ребёнка делать выдох через рот, дуть на лёгкие предметы).
    12. Формирование умения узнавать и показывать предметы, совершать действия с ними, знакомство со свойствами предметов. Пример: «Где твоя кукла? Вот она. Покачай куклу», «Покажи, где у Маши нос, глаза, рот, уши».

    13. Игрушки ребёнка;
    14. Части тела;
    15. Предметы одежды;
    16. Предметы туалета (мыло, щётка и так далее);
    17. Предметы домашнего обихода;
    18. Отдельные названия предметов из окружающей ребёнка жизни (вода, земля, солнце, трава, цветы, дом, машины и так далее);
    19. Семья.
    20. Накопление пассивного словарного запаса без собственного речевого сопровождения, по тем же темам. Взрослый, используя ситуации повседневной жизни, называет предметы, которые берёт ребёнок, учит различать их среди других, называет действие, которое производит ребёнок или взрослый с этим предметом, называет те ощущения, которые испытывает ребёнок («холодно», «тепло», «вкусно» и тому подобное).

      На этом этапе, от 1 года до 3 лет, у ребёнка начинает проявляться большая самостоятельность в исследовании окружающего мира — в какой-то мере он может и не нуждаться в помощи взрослых. Вдруг отказывается выполнять их просьбы, становится капризным, агрессивным, или наоборот, выражает пассивность к происходящему вокруг, становится вялым и медлительным. Родителям следует учитывать эти наклонности, что поможет правильно организовать и жизнь ребёнка в целом, и различные занятия с ним.

      Легковозбудимых детей следует приучать к соблюдению режима, предлагать им выполнить то или иное задание, постепенно увеличивая число поручений. Вырабатывать в них аккуратность и привычку доводить дело до конца. Стараться говорить спокойно, доверительно, иногда шёпотом, «на ушко». Развивать внимание посредством заданий на длительность выполнения. Для таких детей не следует во время занятий использовать слишком подвижные игры. При подготовке и по окончанию занятия соблюдать очерёдность раскладывания и собирания необходимых принадлежностей.

      Заторможенных, вялых детей следует выводить из пассивного состояния, но без нажима, осторожно. Для этого надо поощрять, ободрять их, стимулировать интерес к той или иной деятельности. Старайтесь привлечь внимание малыша красочными предметами и картинками, сами будьте более эмоциональными, пойте во время занятия, играйте в подвижные игры, шутите, смейтесь с ребёнком.

      При развитии мелкой моторики следует обратить внимание на следующие аспекты:

    21. Формирование щепотного захвата (большим, средним и указательным пальцами);
    22. Формирование пинцетного захвата (большим и указательным пальцами);
    23. Развитие стабильности запястья. Формирование захвата происходит при использовании различных по величине и форме предметов. Для развития щепотного и пинцетного захватов ребёнку нужно иметь возможность брать в руки мелкие предметы.
    24. Для развития стабильности запястья хорошо использовать следующие упражнения:

    25. Перекладывание предметов, различных по величине, фактуре, с места на место;
    26. Открывание, закрывание коробочек;
    27. Открывание дверей, поворот ручки;
    28. Расстёгивание липучек-застёжек;
    29. Катание карандашей в ладошках;
    30. Катание между ладонями грецких орехов, специальных резиновых шариков с шипами.
    31. Для развития щепотного и пинцетного захватов можно давать ребёнку следующие задания:

      • Самому брать кусочек печенья, сухарик;
      • Зубочисткой накалывать кусочки еды;
      • Вытягивать ленту из коробки за торчащий кончик;
      • Нанизывать предметы (например, пусть ребёнок наколет шарики пластилина на палочки, наденет кольца на пирамидку или верёвочку);
      • Рисовать в воздухе, крупой в коробке;
      • Наматывать тонкую проволоку, нитку на палец;
      • Игры с конструктором, мозаикой;
      • Для развития подвижности кистей рук очень полезны занятия ручным трудом. Для развития навыков работы с пластилином на начальном этапе используйте тесто.
      • Выполнение данных методических рекомендаций позволит приобрести опыт взаимодействия со ребёнком, направленный на его развитие. Предложенные игры и упражнения помогут ребёнку с синдромом Дауна освоить новые умения и навыки, а ежедневное повторение позволит окончательно сформировать и закрепить их.

        xn--35-jlcdbauwtgbin.xn--p1ai

        Синдром Дауна и развивающие игры

        Дети с синдромом Дауна нуждаются в постоянном общении со взрослыми, сверстниками. Хорошо, если подобное общение проходит в игровой форме. Можно начинать играться с мамой, педагогом, в целом со взрослым, который будет обучать правильным движениям, учить построению логической мысли, вырабатываются навыки следования инструкциям. Но для развития очень важна социализация — вскоре лучше будет заниматься в группе, причем не только с детьми со схожей болезнью, но и с вполне здоровыми детьми. Обучение через подражание другим детям, увеличение усилий с помощью элемента соревновательности, творчество во всех видах — такие занятия будут давать быстрый и стойкий эффект, если, конечно, заниматься регулярно.

        Для того, чтобы занятия проходили не только весело, но и эффективно, следует придерживаться правил:

        1. Ребенок должен сидеть напротив, чтобы он смог повторить движения, хорошо видеть и слышать слова ведущего (мамы или педагога), а также чтобы его можно было контролировать и поправлять. С ребенком нужно установить доверительные отношения, чтобы он смог сосредоточиться на игре, а не на изучении характера и внешнего вида взрослого.
        2. Инструкция должна быть предельно простой — короткой, задания должны быть четко поставлены, упражнения нужно делать шаг за шагом. Как можно больше показывать, но речевое взаимодействие также должно быть, причем оно может усложнятся от занятия к занятию, так как речь и мышление у ребенка также должно развиваться.
        3. Если ребенок не отвечает на вопрос, это совсем не означает, что он не знает. Просто нужно немного выдержать паузу, чтобы ребенок мог собраться с мыслями.
        4. Заниматься нужно в комплексе — ребенок на слух может воспринимать информацию медленнее, но в обучении помогает зрительное восприятие, ощущение на ощупь. Поэтому нужно использовать картинку, игрушки, предметы быта. Разнообразие приемов проведения урока, но при этом методика должна быть как можно более простой, поможет обучаться быстрее. Например, не нужно проводить сложное обсуждение, достаточно построить диалог на основе вопросов и ответов.
        5. Игры должны быть логически построены, с четким началом и концом. Если нужна большая нагрузка, ее нужно давать не за счет усложнения игры, а за счет смены простых игр, которые могут идти одна за другой или увеличения динамики одной игры, если она довольно длинная. В игровом процессе должна быть подвижность, элементы юмора, в веселой обстановке ребенок не просто себя лучше чувствует, он может приложить больше усилий, не уставая.
        6. Важна частота и регулярность занятий. Приветствуется помощь советом или практической помощью в постановке рук, правильном направлении движений. Задание должно иметь логический конец, даже если потребуется посторонняя помощь — так дети учатся доводить начатое до конца.
        7. Если ребенок не справляется с игрой, не нужно усердствовать, нужно предложить что-нибудь более простое, или более интересное, а сложные игровые задания можно предложить повторно, когда малыш получит необходимые навыки и знания. Ребенок должен получать удовольствие от игры, иначе это не будет игра, а рутина.
        8. За успешное участие в игровом процессе, за конкретно выполненное задание нужно хвалить. На ошибки нужно указывать, но в формах, которые не будут способствовать неуверенности. Нужно говорить «ты обязательно сможешь» даже если не получается что-то сделать. Этому принципу человек будет следовать и во взрослой жизни, помня, что приложенные усилия никогда не будут напрасными.
        9. Отказ от определенного занятия на старайтесь воспринимать как желание заниматься чем-то другим. Но работать нужно, отдых желательно сделать просто сменой вида занятия — с умственного переключаться на физическое и наоборот. Дети с синдромом Дауна должны заниматься намного больше обычных детей, чтобы достичь такого же уровня развития, такая особенность воспитания.
        10. Если дети сами не очень активно играются (что может быть в случае с синдромом Дауна), взрослым нужно брать инициативу в собственные руки. Им нужно показывать игрушки, объяснять, что с ними нужно делать, учить ролевым играм (водитель, доктор, повар в зависимости от типа игры). Такие игры для детей становятся частью образовательной программы. Дети смогут самостоятельно играться до восьми лет, до этого времени нужно стать их лучшим другом и играться вместе с ними.

          Игра для детей с синдромом Дауна формирует связную речь, развивает воображение, учит распознавать предметы на ощупь. Дети берут предмет, находящийся в мешке и называют, что это. Начинать лучше с плоских фигурок, потом можно добавить объемные игрушки. В группе можно провести соревнования, кто назовет больше фигурок правильно за определенное количество попыток.

          Дует ветерок в лицо (машем в лицо ладонями)

          Качается деревцо (руки над головой качаются)

          Ветерок затихает (приседаем, опуская руки к полу)

          Деревцо вырастает (поднимается и тянемся вверх).

          Делаем башню из кубиков. Можно соревноваться, у кого башня будет выше. А можно сыграть в игру — каждый ребенок ставит по кубику, на каком кубике башня упадет. Кубики для игры нужны большие, чтобы башня получилась повыше.

          Игра с помощью пальчиков «День — ночь»

          Игра заключается в сжимании и разжимании кулачков. На слова «Пальцы ночью спят, в домике храпят» — сжимаем пальчики в крепкий кулак. На слова «Пальчики днем проснулись, выпрямились, потянулись» — кулаки открываются и пальчики максимально выпрямляются.

          Игры — это также занятия разных видов. Дети с синдромом Дауна могут заниматься:

        11. Лепка из глины, пластилина, теста.
        12. Простые конструкторы, в которых части надеваются на пазы. Можно делать разные фигуры из конструктора.
        13. Рисование.
        14. Пение.
        15. Подвижные игры на воздухе с мячом.
        16. Веселые эстафеты.
        17. Развивать память сначала по изображениям — сначала по бытовым предметам, а потом — по странам мира, даже по столицам. У некоторых детей память хорошая, и ее можно развивать.
        18. Настольные игры на двоих. Конечно, монополия будет слишком сложной, но фишки с кубиками вполне сойдут. Лучше играть двумя кубиками, так можно научится суммировать числа от одного до шести.
        19. На основе каждого занятия можно сделать небольшой конкурс, соревнования с призами. Призы могут быть самыми простыми (можно дарить по одной конфетке), но игры нужно построить так, чтобы в разных конкурсах могли выигрывать разные дети, ведь одни из них лучше рисуют, другие — лучше поют, третьи сильнее физически. Таким образом удачно проведенная серия конкурсов никого не оставит без подарков.

          Но при индивидуальных занятиях желательно ограничиться устным поощрением, за правильно сделанные задания не стимулировать ребенка материально, поскольку может появится психологическая зависимость — ребенок от каждого своего действия может хотеть подарок, при отсутствии которого пропадает желание работать. А это уход от реальной жизни, нужно помнить, что игры для детей с синдромом Дауна (и для здоровых детей) — это в первую очередь подготовка ко взрослению, вне зависимости от возраста ребенка.

          Помните, организм человека построен так, что если возникают трудности в чем-то, их можно устранить тренировками. Если же возникают казалось бы непреодолимые трудности, то они на самом деле преодолеваются развитием других качеств, которые, могут не просто развиться, но и перерасти в уникальный талант, который может стать основой будущей профессии, самостоятельности, а значит — возможности полноценно радоваться жизни.

          www.deti-semja.ru

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Navigation