Семья с неврозами

Глава 2. Семья как патогенетически обусловливающий фактор неврозов у детей и подростков. Обследование семьи детей с неврозами.

При изучении семьи детей с неврозами применяется клинико-анамнестический метод, дополненный психологическим и социально-психологическим методами. Разделение их условно, так как вместе они составляют клинико-психологический метод изучения неврозов.

При обращении к психотерапевту родителей больного ребенка речь обычно идет о терапевтически резистентных случаях с многолетним течением невроза. Это вызвано не только отсутствием эффекта лекарственной терапии и недостаточно интенсивной и направленной психотерапевтической помощью в отношении больного, но и наличием невроза у одного или нескольких взрослых членов семьи, способствующего заболеванию ребенка и являющегося препятствием для его выздоровления. При патологическом функционировании семьи, одним из выражений которого является невроз ребенка, не всегда легко выявить первичный источник невротического заболевания, так как один из родителей может отсутствовать на приеме, а показания другого не всегда объективны. Поэтому мы приглашаем на первичный прием обоих родителей. Этим подчеркивается заинтересованность врача в контакте со всей семьей, а не с отдельными ее «лучшими» или «худшими» представителями. Отсутствие одного из родителей может указать на проблемный характер семейных отношений, когда один из них игнорирует необходимость лечения ребенка, не придает этому должного значения или считает других членов семьи ответственными за создавшееся положение. Выражая сожаление по поводу отсутствия отца или матери, при последующих визитах мы предоставляем им возможность поочередно приходить с ребенком на прием. Подобная установка создаст дополнительный стимул для посещения врача отсутствующим в первый раз родителем. Прием проходит в кабинете, где находятся игрушки и рисунки детей, в непринужденной обстановке, создаваемой приемом без халата, отсутствием медицинской сестры и посторонних лиц, беседой в креслах вокруг столика.

Вначале для беседы приглашается мать, а отец остается с ребенком в холле, где имеются игрушки и детские книжки. Само ожидание приема выступает в качестве естественного эксперимента, когда обнаруживается неумение родителей занять ребенка, наладить с ним взаимоотношения, эффективность и непоследовательность в обращении. В процессе непродолжительной беседы с матерью удается составить представление об основных проблемах, связанных со здоровьем ребенка и отношениями в семье. После ее ухода в кабинет приглашается отец, который также излагает свое мнение о беспокоящих его и других членов семьи вопросах. Беседа с отцом менее продолжительна, так как нет вопросов, касающихся раннего анамнеза.

Поочередное выслушивание жалоб обоих родителей, как и раздельное получение от них анамнестических сведений, имеет ряд преимуществ. Каждый из родителей вне зависимости от отношений в семье может высказать мнение о сложившейся ситуации и раскрыть некоторые из своих личных проблем. Таким образом, удается составить более полное представление об отношениях в семье и об индивидуальном понимании ее проблем. Возможность свободно поделиться некоторыми из наболевших вопросов в уверенности, что собеседник поймет и окажет помощь, имеет исключительное значение в плане создания у родителей психотерапевтически ориентированной мотивации, искренности и доверия в процессе последующих диагностических и психотерапевтических встреч.

После беседы с отцом проводится прием больного. Если ребенок обнаруживает страх и беспокойство без матери, то беседа заменяется игровым контактом в ее присутствии. Затем больной остается в холле в сопровождении медицинской сестры или один, если позволяет его возраст. В кабинет приглашаются оба родителя, и врач высказывает свое мнение о состоянии ребенка. Цель совместной беседы состоит в подчеркивании актуальности обращения родителей и возможности оказания медицинской помощи ребенку при условии сотрудничества с врачом. В беседе отмечаются без детализации взаимосвязь состояния ребенка с общей эмоциональной атмосферой семьи и положительные стороны его личности. Не дается обещаний скорого излечения, скорее наоборот, внимание родителей сосредоточивается на серьезности проблемы и на необходимости их активного и непосредственного участия в процессе психотерапии. Такая постановка вопроса существенна, так как нередко тот или иной член семьи, обычно отец, недооценивает серьезность сложившейся ситуации и воспринимает симптомы невроза у ребенка как не заслуживающие внимания или являющиеся проявлением баловства и отсутствия дисциплины. Вместе с тем важно успокоить родителей, нередко чувствующих себя в безвыходном положении, и вселить в них веру в возможность постепенного благоприятного разрешения критической ситуации в процессе совместного с врачом поиска наиболее адекватных путей психологического контакта с ребенком, укрепления его нервной системы и раскрытия творческого потенциала роста.

В последующем родители приводят ребенка на прием поочередно. Пока врач занимается с ним, родитель заполняет листы личностных опросников. Среди них адаптированные в институте им. В. М. Бехтерева опросник Айзенка, MMPI, методика «незаконченные предложения», фрустрационная методика Розенцвейга; в ЛГУ им. А. А. Жданова — опросник Кеттэла, форма «С», а также ряд других методик — опросник Кеттэла, форма «А»; опросник Лири; цветовая методика Люшера; опросник PARI и др. После параллельного обследования ребенка и родителей с помощью опросников последние поочередно приглашаются на прием для сбора диагностической информации в виде клинической беседы или стандартизированного интервью. Во время раздельных обследований затрагиваются при необходимости вопросы оказания психотерапевтической помощи тому или иному родителю. Одновременное обследование детей и родителей создает лучшие условия для понимания последними взаимосвязанного характера проблем в семье, а также предоставляет неоднократную возможность для обсуждения интересующих вопросов и оказания индивидуальной психотерапевтической помощи. Постановка семейного диагноза и обсуждение результатов обследования с родителями будут изложены в главе «Семейная психотерапия». Здесь же рассмотрим непосредственные результаты обследования семьи, которые в своей совокупности позволяют раскрыть сложный и многосторонний процесс происхождения неврозов у детей и подростков.

studfiles.net

Сегодня многие родители не видят ничего страшного в том, что их дети смотрят кино не по возрасту. И даже хвалятся этим: «Ой, да мой ничего не боится!» О том, чем на самом деле грозит «взрослый» контент, рассказывает детский психолог и психотерапевт Татьяна Крыжановская.

Дети не видят разницы между жизнью и мультиком

Ни один родитель в здравом уме не позовет ребенка к экрану, когда показывают налет на Сирию. Но все чаще мамы и папы пренебрегают возрастной маркировкой при просмотре кино: он и не очень критично смотрят на то, что присутствует в фильмах и видеоиграх. А дети не видят разницы между жизнью и мультиком. Иногда они так напитываются просмотром, что им кажется, что можно из окна выйти и полететь.

Поколение, которое родилось, когда уже был интернет и разные гаджеты, очень отличается от нашего – по восприятию информации, по способу ее обработки. Они могут усвоить гораздо больше, но это не значит, что их психика не страдает от перенасыщения.

Полноформатные мультфильмы можно смотреть не ранее чем с 6 лет. У нас же с 2-3 лет ребенок сидит перед планшетом, потому что родители хотят отдохнуть. И я долго работаю с ними, объясняя им, насколько это не на пользу ребенку. Особенно, когда он не хочет есть, а его кормят под мультики. Это вообще нарушает пищевое поведение. А ведь в этом возрасте даже телевизор 10-15 минут максимум можно смотреть. А потом все удивляются, откуда берутся малыши с неврозами. Могу сказать, что лет десять назад их было гораздо меньше.

Родители не видят ничего страшного в том, что ребенок освоил в два года смартфон и планшет, радуются этому, рассказывают знакомым, какой он умница. Теперь он «как мама», которая пропадает в телефоне часами, лишая ребенка живого контакта. А ведь именно контакт – самое важное, что родители могут ему дать: «я тебя вижу», «я тебя слышу».

Ребенка могут пугать самые неожиданные вещи

Мы сейчас в принципе перегружены негативной информацией, которая идет отовсюду. Даже взрослым тяжело. И защитных психологических механизмов в возрасте 6 и даже 12 лет недостаточно, чтобы вынести, например, сцены насилия.

Мир стал очень тревожный, целые страны становятся врагами, и дети первыми попадают под информационный удар. Сами они не справляются, особенно, если родители им не помогают ощущать себя в безопасности.

Если мама считает, что фэнтези – это совсем не страшно, к кому ему обратиться? А в тех же «Звездных войнах» много того, что ребенок не в состоянии осмыслить в шесть лет. Н апример, когда две планеты разлетаются. Страх уничтожения, страх распада.

Помимо явных сцен с насилием, вида крови, ребенка могут пугать такие вещи, о которых родители даже не догадываются. Например, когда кого-то связывают, приковывают, прячут, лишают способности самостоятельно справиться с ситуацией. Когда герой находится в ситуации беспомощности, особенно, если это – ребенок. Дети идентифицируют себя с ним, и тоже проживают эту ситуацию беспомощности, ужаса и зависимости. Ребенку в шесть лет это тяжело.

Современные дети свободнее своих предшественников, но не смелее. И мощный информационный поток, который мы наблюдаем, приводит их к невротизации, к большей тревоге, нервным срывам, усугублению общего депрессивного фона. Сейчас можно встретить 8-летнюю девочку в депрессии. Так что маркировка 6+, 12+ абсолютно оправданна.

Современные дети фильтруют спам

Еще пример: 11-летняя девочка на волне шума вокруг истории с Дианой Шурыгиной в соцсетях заинтересовалась темой изнасилования. Она самостоятельно стала искать информацию и смотреть ролики по запросу «порно изнасилование». И поскольку девочка пока не имела представлений о нормальных сексуальных отношениях, для нее эта информация стала травмирующей.

У детей, столкнувшихся с таким контентом, может быть искаженное восприятие сексуальности, потому что они с ней познакомились не через интерес к человеку и нежность, а через страх, боль и унижение. Огромное количество подростков из-за истории с Дианой Шурыгиной восприняли совсем не детский контент об изнасиловании. Это можно даже назвать коллективной травмой.

Раньше казалось, что достаточно поставить себе – на компьютер и ребенку – на телефон фильтр, и он будет защищен от «взрослого» контента. Но хватит одного ребенка с планшетом, и то же порно будет смотреть весь класс, хоть в 13 лет, хоть в 10. Это все льется абсолютно неконтролируемо.

Однако не все так страшно. Современные дети умеют гораздо быстрее добывать информацию, фильтруя спам. Они не замечают рекламу, которая нас раздражает. В том числе – провокационно-сексуальные ролики. Самые любопытные, конечно, заходят, пробуют, насыщаются, но для них это не такая проблема, как для нас.

Наблюдая на экране порнографию, дети испытывают возбуждение, которое они не могут куда-то «слить». Но поскольку у них полная свобода в интернете, и они могут зайти на любой сайт, они быстро понимают, куда стоит заходить, а куда – нет. Дети меньше придают этому значения. Они зайдут, посмотрят – и выйдут. А родители продолжают волноваться, что дети «смотрят порно с утра до вечера».

Почему еще дети ищут и смотрят порнографию: им недостает информации. Интерес к сексуальным темам растет, а – что и как, на самом деле непонятно. Одноклассники и друзья во дворе знают не больше, а интернет дает ответы на все вопросы.

Не надо создавать стерильные условия

Что делать, чтобы не допустить травмирования ребенка «взрослой» информацией Это как с гаджетами. Родители часто говорят, что дети совсем не читают, а все время смотрят в экран. Но можно печалиться по этому поводу, а можно принять как данность. По-другому не будет.

Конечно, мы бы хотели контролировать, что просматривает наш ребенок, на какие сайты он заходит. Но это невозможно. Чтобы понять, что происходит в душе у подростка, важно вспоминать себя в этом возрасте. Принимать ребенка любым и дать ему ощущение защищенности в семье.

Лучший подарок для ребенка – счастливый, устойчивый родитель. Детей не надо ограждать, создавать им стерильные условия. Дети узнают страшные вещи, но это не значит, что не надо с ними про это говорить.

Если ребенок увидел порно, сцены насилия, в том числе и сексуального, важно проговорить с ним, какие переживания он сейчас испытывает – страх, стыд, смущение, интерес, отвращение. Не ругать. Успокоить. Ребенку очень важно увидеть адекватную реакцию родителя, он должен знать, что есть человек, к которому он может прийти с самыми неожиданными и сокровенными вопросами.

Я пишу про то, что называют "тяжелой социалкой". Все мои герои обычно находятся в трудной жизненной ситуации. Это или болезнь, или отторжение общества. Ну, вы понимаете. Но эти люди оказываются такими сильными и хорошими, что я часто не знаю, кто кому помогает: я — им, или они — мне.

deti.mail.ru

1. Моногамия (тип брака, в который вступают мужчина и женщина, при этом им не разрешается вступать одновременно более, чем в один брак).

2. Полигамия (форма брака, которая предполагает наличие более одного партнера в супружестве) исторически выступает в двух формах: полигинии (многоженство) и полиандрии (у одной жены несколько мужей).

В зависимости от структуры родственных связей (под структурой семьи понимают совокупность отношений между ее элементами) выделяют различные типы семей:

1) нуклеарная (простая) семья (ее составляют родители с детьми, не состоящими в браке);

2) расширенная или родственная (сложная) семья (с родителями или родственниками одного из супругов).

Типы семей по наличию супругов: полная и неполная.

Известный отечественный исследователь А.Г. Харчев выделял следующие основные функции семьи [2]:

репродуктивная (биологическое воспроизводство населения в общественном плане и удовлетворение потребности в детях — в личностном);

воспитательная (социализация подрастающего поколения, поддержание преемственности культуры в обществе);

хозяйственно-бытовая (поддержание физического здоровья членов общества);

духовного общения (развитие личностных качеств членов семьи);

социально-статусная (воспроизводство социальной структуры);

экономическая (получение материальных средств одними членами семьи от других);

сфера первичного социального контроля (регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности);

досуговая (организация совместного отдыха);

эмоциональная (получение психической защиты и поддержки);

сексуальная (сексуальный контроль, удовлетворение сексуальных потребностей).

Функции семьи историчны и связаны с социально-экономическими условиями в обществе, поэтому с течением времени меняются как характер функций, так и их иерархия.

В поле изучения социологии семьи находятся условия жизни семьи, ее образ жизни, семейная идеология, проблемы успешности брачно-семейных отношений, этапы жизненного цикла семьи. Принято рассматривать следующие периоды, этапы жизнедеятельности семьи:

· становление молодой семьи,

· рождение ребенка (детей),

· регулирование межличностных отношений,

· распад или трансформация семьи (развод, смерть супруга).

Немалую часть браков составляют браки по расчету. В большинстве случаев расчет бывает материальный, нередко корыстный. Такие расчеты бывают более приземленные (прописка, машина и т. д.) и более изощренные. Бывает расчет не материальный, а моральный, когда люди вступают в брак из страха перед одиночеством, желания иметь детей, из чувства благодарности. Такие браки могут оказаться и удачными, особенно когда на смену расчету приходят взаимопонимание и любовь.

Нельзя не упомянуть о том, что одно из научных направлений в социологии семьи – парадигма кризиса семьи как социального института – дает основание для мрачных прогнозов о перспективах семьи. Есть мнение, что ее социальный потенциал исчерпан. Действительно, статистика последних лет фиксирует увеличение числа заключаемых браков, однако параллельно продолжает возрастать количество разводов, что соответственно увеличивает число неполных, т.н. осколочных семей (родитель плюс ребенок). По-прежнему самой популярной моделью семьи остается однодетная семья. Только официально в России зарегистрирована огромная «армия» детей-беспризорников (около 2 млн.). Выводы неутешительны: семья как социальный институт не справляется с основными функциями воспроизводства и социализации новых поколений.

Как уже было сказано, современная семья отличается многообразием форм и типов. В каждой типологии можно выделить преобладающий тип семьи. Модель современной российской семьи выглядит примерно так:

· по числу детей – чаще однодетная или совсем без детей;

· по числу семейных ролей – неполная (с одним родителем);

· по месту жительства – вынужденно патри- или матрилокальная (соответственно – расширенная), реже – унилокальная (нуклеарная);

· основанная на зарегистрированном браке или сожительство без оформления брака;

· по способу распределения власти в семье;

· по социальному статусу супругов – гомогенная (социально-однородная);

· по национальной принадлежности супругов – однонациональная или межнациональная.

Есть и такие явления, как однополые – гомосексуальные семьи.

Картина пестрая, зачастую не соответствующая общепринятому определению семьи. Создается впечатление, что выполнение некоторых функций семьи «закреплено» за определенным типом семьи: так, функция воспроизводства – за неполными семьями, функция экономической поддержки – однодетными полными семьями или бездетными, так как доказано, что рождение каждого следующего ребенка негативно сказывается на материальном благополучии членов семьи. При этом функции социализации и преемственности семейных поколений могут выполняться разными типами семьи, но при условии: они должны быть благополучными.

Оценивая перспективы функционирования социального института семьи, можно выделить два, на наш взгляд важных, аспекта проблемы: во-первых, способность семьи выполнять закрепленные за ней функции, направленные на удовлетворение потребностей общества; во-вторых, функции семьи в будущем, в соответствии с изменяющимися потребностями общества. Например, потребность в воспроизводстве, столь актуальная сегодня, может потерять свою значимость — возможно, что в ближайшем будущем человечество научится производить себе подобных и без участия семьи.

sites.google.com

На страницах раздела Семья и Дети Вы сможете найти сведения о физическом развитии детей, об основах детской гигиены, о значении детских игр в воспитательном процессе, о трудовом воспитании ребенка, об организации праздничных утренников в детском саду, о некоторых детских заболеваниях и о многом другом.

Популярные статьи раздела «Семья и дети»

Почему родителям стоит учиться вместе с ребенком

Так ли самостоятельны современные дети на самом деле, как кажется? Когда дело касается обучения, уверенный в себе ребенок теряется. То ли от обилия учебного материала, то ли от груза ответственности, то ли просто в силу юного возраста. Преодолеть сложности и приобрести истинную самостоятельность удается тем из них, кого поддерживают родители. Читать дальше >>

Мы выбираем, спорт выбираем…

Каждый ответственный родитель мечтает о счастливом, здоровом и успешном будущем для своего чада. Реализация этих грез вряд ли возможна, если ваш малыш не будет заниматься спортом. Определить направление пути сегодня может и должен взрослый, который, прислушиваясь к мнению и пожеланиям малыша, разумно и деликатно определяет именно тот вид спорта, который принесет ребенку радость и успех. Читать дальше >>

Турция с ребенком – опыт и советы

Итак, после всех «за» и «против» принято решение, что море, солнце и чистый воздух малышу не повредят. Едем отдыхать. Куда же конкретно? Наш выбор сразу пал на Турцию. То, что эта страна для отдыха с ребенком подходит как никакая другая, я поняла, еще изучая каталог турецких отелей.

В описании каждого из них читаю: детская кроватка, детский стульчик в ресторане, детский стол, детская анимация, детская площадка, детский бассейн. Пожалуй, ни одно направление не предлагает таких комфортных условий для отдыха с детьми. Читать дальше >>

Как научить ребенка не бояться врача

С рождением малыша в его жизнь входит не только любящие мама и папа, многочисленные родственники, друзья, но и детский педиатр, который обязан следить за здоровьем и принимать соответствующие меры во время его болезни. К сожалению, не все дети спокойно переносят медицинский осмотр, а некоторые, едва завидев врача, поднимают крик протеста. Обычно малыши до 3-4 месяцев нейтрально воспринимают визит педиатра и дают себя осмотреть, груднички постарше уже настораживаются при виде белого халата. Читать дальше >>

А ваши дети легко засыпают?

Для многих родителей это реальная проблема. Дети укладываются либо с трудом, либо вовсе отказываются идти спать вовремя. В итоге это часто заканчивается слезами, полным нарушением режима, хроническим недосыпанием ребенка и мамы, и, как следствие, разного рода неврозами.

Однако проблема может легко решится сама собой, а пилюли больше не пригодятся, если воспользоваться наиболее интересными советами от опытных родителей. Читать дальше >>

Устройте детям праздник!

Не секрет, что дети просто обожают праздники. Но что делать, если Новый Год позади, день рождения сына или дочки еще не скоро? Как развеселить ребенка?

Устройте внеплановый праздник! Вам нужен повод? Тогда придумайте его сами. И непременно дайте веселое название своему празднику.

Многие дети любят собирать друзей дома. Не препятствуйте этому. Конечно, родителей ожидают хлопоты по организации и проведению мероприятия, но все это окупится неподдельной радостью детей. Читать дальше >>

Ребенок достоин уважения

Рождение ребёнка – самое важное и ответственное событие в вашей жизни.

Очень важно, чтоб ребёнок был желанным. Ведь для чего давать новую жизнь? В первую очередь, ради самого ребёнка, ради торжества жизни, а не для себя.

Не путаем и мы инстинкт продолжения рода с ценностью самой жизни? Привести на этом свет нового человека – не тоже самое, что завести котёнка или щенка. Читать дальше >>

Вопрос о том, почему малыш плохо ест, когда его переводят от грудного вскармливания к обычному детскому рациону, беспокоит каждую вторую маму. Но хочется их успокоить – практически каждый ребенок до года активно растет и поэтому очень хорошо ест, а вот прибавка в весе после того, как ребенка переводят на полноценное четырехразовое питание, может заметно снизиться и это почти всегда проблема. Читать дальше >>

www.detskiysad.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Navigation