Симптомы аутизма у грудничков

Признаки аутизма у новорожденных

Пугающее слово «аутизм» еще несколько десятилетий назад знали немногие, хотя данное нарушение развития нервной системы психиатр Л. Каннер описал еще в 1943 г.

Поскольку распространенность данного нарушения в последнее время встречается все чаще, большинство современных родителей не только слышали о таком явлении, но и в общих чертах имеют представление о его сути.

Аутизм является общим расстройством развития, при котором наблюдается выраженный всесторонний дефицит общения и социального взаимодействия, интересы ограничены, а действия носят повторяющийся характер. Суть заболевания заключена в его названии – жесты и речь человека, страдающего аутизмом, не направлены на внешний мир, отсутствует и социальный смысл действий.

При этом наличие аутизма не означает, что этот человек не в состоянии испытывать привязанность, сочувствие или склонен нарушать нормы поведения (так бывает при наличии социопатии) – аутисты испытывают проблемы с коммуникацией, но даже при отсутствии речи малыш с аутизмом испытывает привязанность к родителям так же, как и любой ребенок без отклонений.

Диагноз «аутизм» для многих родителей звучит как приговор, но далеко не в каждом случае проявления заболевания связаны с нарушением интеллектуального развития.

Поскольку расстройства аутического спектра отличаются разнообразными проявлениями, у ребенка кроме ограниченности интересов и нарушенной взаимной коммуникации может наблюдаться нарушение внимания, задержка речевого развития, ритуальное поведение и другие отклонения от нормы при среднем или даже высоком уровне интеллекта. При том что аутист испытывает трудности с социальным взаимодействием, он также испытывает эмоции (привязанность к близким и др.) и не стремится к одиночеству.

Безусловно, по сравнению с другими детьми, аутист отличается рядом особенностей, но жизнь таких детей во многих случаях сохраняет осмысленность и наполненность, а при легкой форме заболевания во взрослом возрасте нарушение может проявляться только специфической манерой общения и узостью интересов.

Несмотря на статистическое увеличение случаев аутизма, распространенность заболевания по сути не увеличивается – рост статистических показателей связан с объединением аутизма (детского и атипичного), синдрома Аспергера и первазивного расстройства развития в понятие «расстройства аутического спектра» (до внесения изменения в классификацию диагноз «аутизм» ставился только при наличии задержки речи).

Проявление аутизма в классическом понимании термина наблюдается:

  • В возрасте до 3-х лет (детский аутизм).
  • После 3-х лет (атипичный аутизм, для которого характерно отсутствие одного из основных диагностических критериев или позднее начало). Наблюдается чаще при наличии других расстройств, в том числе и при умственной отсталости.
  • Причины развития аутизма

    Некоторое время назад считалось, что развитие аутизма связано с общей причиной, которая затрагивает генетический, когнитивный и нейрональный уровни. Поскольку уже выявлено множество генов, потенциально способных влиять на развитие аутизма, но эффект этих «кандидатов» очень мал, большинство ученых предполагает, что это расстройство вызывается совокупностью причин (генетических, эпигенетических и внешних), чаще действующих одновременно.

    О внешних причинах аутизма достоверных данных пока не существует, но к потенциально опасным факторам, способным вызвать аутизм у ребенка, в настоящее время относят:

    • Токсичные вещества (пестициды, растворители, тяжелые металлы и др.);
    • Инфекционные заболевания (синдром врожденной краснухи и, возможно, другие инфекции);
    • Пренатальный стресс.
    • Приблизительно в 90% случаев детский аутизм является следствием генетических мутаций. Важно отметить, что у совершенно здоровых родителей в результате новых мутаций, не наблюдающихся в предыдущих поколениях, может родиться ребенок-аутист.

      У детей, страдающих аутизмом, внешние недостатки отсутствуют – ребенок-аутист обычно отличается хорошим физическим здоровьем и внешней привлекательностью.

      Строение мозга у таких детей не нарушено, но функциональность нейронных связей высокого уровня и их синхронизация снижены.

      Признаки детского аутизма даже в младенческом возрасте вызывают интуитивную тревогу родителей – у ребенка редко наблюдается улыбка при появлении близких, снижена реакция на социальные стимулы, отсутствует интерес к другим людям. Комплекс оживления, естественный для ребенка при появлении взрослого, распространяется также на неживые предметы (такая реакция в смягченном варианте может присутствовать и у взрослого при наличии аутизма). У новорожденных симптомы аутизма не проявляются.

      Лепет, который в норме появляется в 6–10 месяцев, у ребенка отсутствует до года, малыш при этом не жестикулирует сам, а предпочитает выражать свои желания рукой другого человека.

      Ребенок-аутист не имитирует чужое поведение, не пытается взаимодействовать с другими детьми, не участвует в невербальном общении и не приближается к чужим. Эмоции других людей оставляют его равнодушным, но звуковые или осязательные раздражители часто вызывают чересчур бурную реакцию (истерику в том числе). На раздражители другого типа и на позу кормления реакция часто ослаблена, удовольствия после кормления малыш не проявляет.

      Признаки аутизма включают также отсутствие:

    • первых слов к 16 месяцам;
    • спонтанных фраз из двух слов к концу 2-го года (автоматическое повторение не учитывается).
    • Речь маленького ребенка-аутиста содержит мало согласных звуков, обмен звуками с другими людьми происходит вразнобой, словарный запас ограничен. Малыш-аутист редко сопровождает жесты словами, редко комбинирует слова, практически никогда не делится с другими своими переживаниями и крайне редко обращается с просьбами. У ребенка также наблюдается эхолалия (повторение чужих слов) и реверсия местоимений – малыш не меняет местоимение (например, говорит о себе «ты», «тебе» и т.д.).

      Функциональную речь ребенок-аутист может освоить только при совместном внимании родителей (например, если ребенка попросить показать рукой на игрушку, он будет чаще всего смотреть на руку, а не на сам предмет).

      У детей аутизм проявляется также сложностью перехода от слов-обозначений к связной речи. Трудности вызывают также игры, требующие воображения. Кроме того, аутист при контакте с другими людьми редко смотрит им в глаза.

      О возможном развитии аутизма говорит и утрата части языковых или социальных навыков, которая может проявиться у ребенка в любое время.

      Признаки аутизма проявляются также:

    • Стереотипией, при которой малыш часто совершает бесцельные движения (например, ребенок трет руки, раскачивается или вращает головой).
    • Склонностью соблюдать некие правила (располагать объекты определенным образом и т.д.).
    • Потребностью поддерживать однообразие (например, ребенок может сопротивляться перемещению предметов в комнате и др.).
    • Аутоагрессией, при которой активность ребенка направлена на причинение вреда самому себе. Наблюдается у 30% детей с аутизмом.
    • Строгим соблюдением последовательности повседневных действий (ритуальное поведение).
    • Узкосфокусированными интересами (ограниченное поведение, при котором малыш интересуется только одной игрушкой и т.д.).
    • Эти признаки аутизма не являются специфичными (они присутствуют и при других нарушениях развития), но только при аутизме эти симптомы ярко выражены и проявляются часто.

      У конкретных детей наблюдаются не все симптомы, характерные для аутизма.

      Необязательным, но относительно распространенным симптомом аутизма является:

    • Генерализованная недостаточная обучаемость, которая не всегда является свидетельством низкого интеллектуального уровня (этот термин также применяется по отношению к детям с нормальным интеллектуальным уровнем и наличием некоторых проблем с чтением и письмом). Этот симптом выявляется у большинства детей, страдающих от аутизма. Низкий уровень IQ наблюдается при тяжелых формах аутизма, а при легких формах расстройства уровень интеллекта может быть выше среднего (даже в том случае, когда уровень интеллекта не отклоняется от нормы, возможны сложности с обучением).
    • Наличие припадков эпилептического типа. Припадки чаще начинаются в подростковом возрасте, выявляются у ? детей с генерализованной недостаточной обучаемостью и только у 5% детей с IQ в пределах нормы.
    • Проблема с концентрацией внимания (СДВГ). Эта проблема может наблюдаться при навязанных взрослыми заданиях, но отсутствовать при самостоятельно выбранной задаче, но может присутствовать и постоянно.
    • Приступы вспышек гнева, которые возникают при нарушении привычного распорядка или постороннего вмешательства в ритуалы. Вспышки гнева могут возникать также из-за неспособности ребенка сообщить о своих потребностях.
    • У ребенка также могут наблюдаться другие симптомы, не являющиеся отличительными признаками аутизма. Аутист может отличаться необычными способностями (от дословного запоминания больших объемов текста до выдающихся способностей в изобразительном искусстве, музыке, построении сложных трехмерных моделей и др.).

      У ребенка часто повышена способность к сенсорному (при помощи органов чувств) восприятию мира, присутствует необычная реакция на сенсорные стимулы, однако эти симптомы не являются отличительной чертой заболевания.

      Дополнительные признаки аутизма включают:

    • Избыточную или недостаточную реактивность (например, при избыточной реактивности ребенка могут доводить до слез громкие звуки, а при недостаточной реактивности малыш при перемещении может натыкаться на предметы).
    • Потребность в сенсорной стимуляции (малыш ритмически раскачивается или совершает другие подобные действия).
    • Проблемы с моторикой (у ребенка ослаблен тонус мышц, наблюдаются трудности при планировании движений или ходьбе на цыпочках). Тяжелые двигательные нарушения в результате аутизма не наблюдаются.
    • Отклонение в пищевом поведении. Присутствует у 2/3 детей-аутистов. Чаще всего аутист избирателен в выборе блюд, но подобное поведение может включать также наличие связанных с едой ритуалов и отказ от приема пищи (признаки недоедания при этом отсутствуют). Симптомы проблем с желудочно-кишечным трактом наблюдаются в таких случаях у небольшого количества детей.
    • Нарушения сна. У ребенка при аутизме можно обнаружить трудности с засыпанием и частые пробуждения среди ночи или рано утром.
    • Поскольку детский аутизм у каждого ребенка проявляется в разных формах и сопровождается разными симптомами, этот диагноз ставится при наличии трех основных критериев:

    • недостатка социальных взаимодействий;
    • нарушенной взаимной коммуникации;
    • ограниченности интересов и повторяющегося репертуара поведения.
    • У ребенка в более взрослом возрасте наблюдаются трудности при распознавании лиц и эмоций других людей. Аутист испытывает проблемы при знакомстве с другими людьми, ему трудно поддерживать дружеские отношения, но это не значит, что ребенок стремится к одиночеству. Ощущение одиночества у ребенка возникает в результате недостатка общения, которое является следствием низкого качества отношений.

      Братья и сестры для ребенка-аутиста чаще объект восхищения, чем конкурент, поэтому конфликты между детьми возникают редко.

      Во взрослом возрасте аутист отличается от окружающих людей замкнутой внутренней жизнью, эмоции такого человека часто бедны. Происходящие во внешнем мире события не затрагивают внутренний мир человека с аутизмом, и в то же время аутист не является равнодушным – так, он не выражает сочувствие, но может попробовать помочь с решением проблемы того, с кем общается.

      Как ребенок-аутист воспринимает окружающий мир

      В представлении большинства людей диагноз «аутизм» ассоциируется с неполноценностью и инвалидностью, поэтому такое заболевание у ребенка для родителей является синонимом полной катастрофы – им кажется, что их малыш будет однозначно несчастен и ограничен в возможностях. Однако это не совсем так – при сравнении с другими детьми малыш даже при легкой форме аутизма однозначно будет отличаться специфическим поведением и трудностями при обучении, однако несчастным ребенок-аутист не будет.

      Симптомы данного заболевания отличаются многообразием, поэтому таких детей объединяет между собой только проблема общения с другими живыми существами. Во всем остальном каждый аутист с легкой формой заболевания является неповторимой личностью, обладающей своими способностями, интересами и навыками.

      Большинству окружающих сложно представить себе этапы развития аутиста (у родителей ребенка возникают те же сложности) — для них заболевание кажется лишением того, что у них было, утратой определенных ощущений и навыков. На самом деле аутист развивается иначе, чем люди с отсутствием этого заболевания.

      Аутисты иначе ощущают себя в этом мире и обладают другими навыками и интересами – аутист не понимает выражения лиц окружающих, способен часами говорить о своем интересе (такое поведение часто отталкивает), но он способен полностью и досконально изучить определенную тему и испытывать при этом полное удовлетворение. Аутист может быть счастлив, приводя имеющиеся факты в определенную систему, его в любом возрасте может восторгать и целиком поглощать красота расположения трещин или ощущение, которое испытываешь при прикосновении к шерсти животного и т.д.

      Поскольку в обществе бытует представление о равнодушном отношении аутиста к окружающим, родителей беспокоит перспектива будущего одиночества ребенка. Вопреки стереотипам, аутисты с легкими формами расстройства могут испытывать привязанность, во взрослом возрасте влюбляться и создавать семьи (безусловно, встречаются асексуальные аутисты, но таких меньшинство).

      Отношение детей-аутистов к родителям даже при наличии серьезных отклонений (отсутствие речи) не отличается от отношения здоровых детей. Важно помнить, что при наличии аутизма и малыш, и взрослый иначе проявляет свои чувства, чем люди без аутизма (это связано со спецификой общения аутистов).

      В детском возрасте у малышей наблюдаются трудности с адаптацией к окружающему миру, так как мир не приспособлен для них. У ребенка наблюдается избыточная активность мозга, поэтому малыш не успевает анализировать то, что он слышит, видит и осязает, то есть в его внутреннем мире отсутствует цельная картина.

      Голос человека для ребенка не отличается от других звуков, поэтому дети до года не лепечут, в раннем возрасте не реагируют на свое имя (у родителей часто возникает впечатление, что ребенок не слышит, при том, что кроха вздрагивает от посторонних звуков).

      Лица и руки родителей для детей сливаются в общем потоке впечатлений, не выделяясь на фоне остальных предметов – именно поэтому комплекс оживления могут вызывать и неживые предметы. Сенсорная путаница затрагивает и область осязания – у ребенка может вызывать истерику мягкий материал (бархат, шерсть), но при этом он совершенно спокойно прикасается к шершавым или колючим предметам.

      Поскольку в мире ребенка с аутизмом из-за специфики восприятия отсутствуют звенья, скрепляющие общую картину мира, ребенок очень ценит ритуалы и стереотипное поведение, дающие ощущение безопасности. Любая выбивающаяся из привычного графика вещь приводит к повышению тревожности и утрате контроля над собой. У детей младше трех лет часто наблюдаются бурные, неадекватные с точки зрения родителей реакции (плачет из-за громкого звука и т.д.). Помогают избавиться от тревожности стереотипные действия – покачивания всем телом, быстрые размахивания руками (руки напоминают при таких движениях крылья) и т.д.

      Сложностью для родителей и ребенка является и неумение «читать» чужие эмоции – в процессе развития и общения с родителями ребенок корректирует свои действия и поведение, ориентируясь на реакцию родителей (восприятие себя основывается на реакции матери и остальных людей). Отсутствие способности воспринимать лицо человека целиком (только глаза или только нижняя часть лица) приводит к тому, что у ребенка нет шанса научиться отличать мимические выражения гнева, радости и т.д., как это происходит обычно с детьми третьего года жизни. Обычно ребенок в возрасте 3-х лет по мимике уже улавливает настроение окружающих и может сравнить его со своим. Понимание отличия между собой и другими способствует развитию навыков общения.

      Кроме того, у ребенка с аутизмом конкретное мышление – он не воспринимает метафор и образов, не улавливает разницы в интонации, поэтому даже при хорошем уровне интеллекта и правильной речи он испытывает трудности при общении (речь других людей часто сбивает его с толку).

      Отсутствие возможности «считывать» чувства окружающих приводит к неумению выражать свои собственные чувства доступно для других – интонации речи ребенка-аутиста часто не совпадают с содержанием речи (монотонное «спасибо» не означает недовольства и т.д.).

      Все это в целом создает препятствия для полноценного общения с другими, вызывая у аутиста чувство неуверенности даже при хорошем уровне адаптации.

      Уровень адаптации ребенка-аутиста зависит в первую очередь от родителей, так как именно лечения данного расстройства (устранения причины аутизма и возвращения к норме) в настоящее время не существует. В тех случаях, когда речь идет о «вылечившемся» ребенке-аутисте, имеется в виду ребенок, развивающийся и обучающийся в подходящей для него обстановке, благодаря чему он приобретает навыки, необходимые для полноценного существования в этом мире.

      В тех случаях, когда родители своевременно (в возрасте 1,5 лет) обратили внимание на признаки аутизма у ребенка, обратились к специалисту и смогли создать благоприятную для малыша атмосферу, ребенок при легких формах расстройства приобретает большинство необходимых навыков и от сверстников отличается только спецификой восприятия и общения.

      Для достижения такого результата нужно:

    • Осознать, что аутизм останется с ребенком на протяжении всей его жизни, то есть он всегда будет чувствовать, видеть и слышать не так, как другие. Ребенка не нужно «подгонять» к общепринятой норме, ему нужно помочь приобрести навыки, помогающие жить в мире «неаутистов».
    • Помнить, что изменение распорядка и неблагоприятные для данного ребенка условия негативно воздействуют на малыша, и он «уходит в себя».
    • Подобрать подходяще методики коррекции речи и других навыков при помощи специалистов (логопеда, психолога и т.д.).
    • Устранить агрессию и другое неконструктивное поведение. Достаточно эффективна АВА-терапия, при которой для конкретного ребенка подбирается стимул, позволяющий закрепить желаемую реакцию (занятия нужно проводить каждый день).
    • Обучать подражанию, социальным и ролевым играм.
    • Медикаментозное лечение (успокоительные и психотропные препараты) используется только по строгим показаниям и назначается исключительно врачом (к примеру, задержка речевого развития к таким показаниям не относится).

      Альтернативное лечение (применение глицина для стимуляции речевого развития и т.д.) может нанести аутисту вред, поскольку органические нарушения у ребенка отсутствуют, а бурные реакции служат способом выражения эмоций.

      Адекватное лечение аутистов заключается в закреплении необходимых навыков, поскольку внутренняя мотивация к совершению повседневных дел у них часто отсутствует.

      krohapuz.ru

      Симптомы и признаки аутизма у детей

      Аутизм у детей это своеобразное заболевание психики, из-за которого нарушается моторика и речь. Аутизм проявляется в виде задержки в психическом развитии, стереотипном поведении, при этом нарушается социальная адаптация. Часто семья с аутичным ребенком выпадает с общества. В современном мире можно заранее диагностировать данное заболевание. Очень важно знать симптомы, причины и какие подходы к лечению данного заболевания существуют.

      Причины аутизма у детей

      Современная медицина до сих пор точно еще не определилась, из-за чего может возникать такое заболевание. Чаще всего данное заболевание характерно для мальчиков, у которых в роду есть больные данным заболеванием. Аутизм у ребенка может возникнуть тогда, когда происходит сбой в генах, которые отвечают за синаптическую связь в головном мозге. Многие связывают это с вакцинацией или другим внешним воздействием, это не так. Это заболевание не может появляться из-за выше описанных двух причин.

      Признаки аутизма у ребенка

      Не всегда ребенок имеет ярко выраженные симптомы, дети по началу могут нормально развиваться, набирают вес, сидят, ходят. Проявления заметны с психической стороны и при социальном контакте. Чаще всего это видно с 2 до 3 лет. Ребенок начинает неадекватно реагировать на все, он очень раздражителен – постоянно пугается и плачет, если чувствует небольшой дискомфорт.

      В младенческом возрасте может появляться слабая реакция к кормлению, он не реагирует на взрослых, оживляется ребенок только тогда, когда взаимодействует с неоживленными предметами.

      Старшие дети не хотят общаться со сверстниками, при этом не чувствуют одиночества и вообще не разговаривают. Все эти признаки связаны с запоздавшим развитием, травмами при родах и характерными особенностями ребенка.

      Очень важно обратить внимание на социальные проблемы ребенка при аутизме, ребенок не так привязывается к родным людям, как должен. Он не способен проявлять эмоции, сочувствие, жалость и взаимопонимание.

      Некоторые родители замечают уже проблему в первых месяцах жизни малыша, он имеет свои особенности в развитии. Такой ребенок не хочет прижиматься к маме, когда она берет его на ручки, вовсе не протягивает руки и не тянется к ней, избегает взгляда в глаза.

      У такого ребенка периферическое зрение, он не воспринимает одну точку, а смотрит вокруг нее, вовсе не реагирует на звуки, особенно на свое имя, многие родители думают, что у ребенка нарушен слух.

      У некоторых детей могут быть неоднозначные проявления, ребенок может быть высокоинтеллектуальным или наоборот умственно отстает, также может быть одаренным в одной с областей – математике, музыке, но при этом у него нет социальных и бытовых навыков. Один и тот же ребенок. В одной ситуации может быть неуклюжим, а в другой наоборот имеет ловкую моторику.

      У аутичного ребенка свои стереотипы. Его внутренний мир в жестких рамках, если он с них выходит, для него это конец света. У него неофобия, он боится всего нового. У него могут быть и другие фобии, чаще всего сенсорного характера – боязнь у бытовых электроприборам, которые издают резкие звуки, шум воды, боятся света, темноты, закрытого помещении и одежды с высоким воротником.

      Когда такому ребенку становится плохо, он начинает быть агрессивным и самоагрессивным. Отчаяние у него проявляется тогда, когда взрослый хочет сломать его стереотипы.

      Речь у аутичного ребенка – негибкая, механичная, попугайная, ребенок разговаривает штампами. Бывает, что такие дети применяют фразы, которые не касаются данного разговора.

      Диагностика аутизма у ребенка

      Не существует специальных лабораторных и других методов, которые были бы объективными. Диагноз можно поставить после долгого наблюдения за ребенком. Помните о том, что некоторые заболевания могут возникать из-за расстройств аутического спектра, они имеют более мягкую форму и их легче излечить. Диагноз можно ставить, если вы точно увидите три характерных признака:

      1. Ребенок практически социально не взаимодействует.

      2. Нарушается коммуникативная связь.

      3. Он имеет маленький круг интересов и у него одни и те же действия, он практически не развивается.

      Лечение аутизма у детей

      Понятно, что данное заболевание медикаментозным способом невозможно вылечить. Полное выздоровление невозможно. Если начать своевременное лечение аутизма, можно адаптировать ребенка к семье и социальной организации.

      Лечение обязательно должно быть комплексным и включать в себя такие действия:

      1. Заниматься постоянно с логопедом.

      2. Нужен прикладной анализ поведения.

      3. Обязательно придерживаться модели развития.

      4. Развивать социальные навыки.

      5. Обязательна трудотерапия.

      С медикаментозных средств возможно применение стимуляторов, антидепрессантов, антипсихотиков. Но лучше всего отказаться от этих медикаментов, потому что они очень вредны и вовсе не полезны, имеют множество побочных эффектов. Многие родители ищут разные способы лечение своего ребенка, потому часто обращают внимание на народную медицину лечении аутизма.

      Народные методы лечения аутизма у ребенка

      Сюда относятся нетрадиционные школы для развития психики ребенка, также применяют традиционные фитопрепараты.

      Также считается, что ребенок должен постоянно контактировать с окружающей средой, живой природой. Уже доказано, что когда ребенок начинает обращаться с лошадью, дельфином или собакой, он становится боле адаптированным.

      Помните о том, что аутизм является серьезной, индивидуальной и комплексной проблемой и нужно подбирать тот подход лечения, который действительно поможет ребенку. Одних детей вылечивают с помощью психиатрических методик, других народными средствами. Родители должны набраться терпения и верить, что все закончится благополучно.

      Итак, аутизм у ребенка – это серьезная проблема, о которой лучше всего узнать заранее, чтобы помочь ребенку избавится от нее. Конечно, полностью нельзя излечить это психологическое заболевание, но можно помочь ребенку адаптироваться к окружающей среде. Нужно пробовать разнообразные методы и способы лечения, какой-то с них обязательно поможет.

      medportal.su

      Признаки аутизма у детей — симптомы и лечение

      Аутизм у детей является серьезной болезнью, для которой характерно нарушение у чада способности познавать окружающий мир и общаться с людьми. О ней широко заговорили в середине двадцатого столетия, когда психиатрия начала стремительно развиваться.

      С тех пор об этом недуге было создано немало трудов специалистов. Однако их авторы не имеют единого мнения по поводу причин его появления и действенных методов терапии. Психиатры в своих работах обычно просто описывают случаи, с которыми им пришлось столкнуться на практике. Аутизм же необычайно многогранен, как, впрочем, и личности пациентов.

      С какого возраста возможно выявить заболевание

      Если верить статистике, то недуг можно встретить у двух-четырех детей из ста тысяч. При этом у мальчиков он встречается в четыре раза чаще. Его можно диагностировать в различном возрасте. Первые признаки заметны у малышей до трех лет. Различают также детский аутизм (с трех до десяти) и подростковый (старше одиннадцати).

      Обычно болезнь выявляется после двух с половиной лет. Ведь тогда нарушения речи, замкнутость и ограниченное социальное общение проявляются ярче всего. Иногда аутистическое поведение появляется и у новорожденных.

      Когда кроха является единственным ребенком в семье, то родным сложнее заметить его отличия от сверстников. Непохожесть становится явной, когда чадо начинает посещать детский сад. Если же в семье уже есть малыши, родители обращают внимание на наличие симптомов еще до года.

      Ошибочно полагать, что заболевание возникает внезапно. Определенные особенности характера существуют у крохи изначально. Только с возрастом к одним признакам прибавляются новые. Поэтому мамы и папы начинают «бить тревогу».

      Особенности поведения

      Хотя симптомы недуга могут быть разными, специалисты выделяют ряд общих характеристик, присущих детям-аутистам. Например, особенности игрового процесса и ограниченный круг интересов. Это проявляется в том, что ребенок с отклонением либо вообще не хочет играть, либо имеет только одну игрушку.

      Чадо может долго смотреть на один предмет — телевизионную передачу, птиц за окном, автомобили, движущихся пешеходов, солнечных зайчиков и так далее. Он бывает сильно поглощен подобным занятием, с неохотой отрываясь от него.

      Если у малыша много игрушек, он не станет придумывать с ними особенных развлечений, предпочитая сортировать их, составлять последовательность, либо проделывать однообразные действия — часами расчесывать куклу, длительное время катать одну и ту же машинку.

      Порой интерес у аутистов вызывают специфические «игрушки». Ими могут стать столовые предметы, мелочи, используемые в обиходе или, к примеру, ключи. Если родители попробуют отнять любимый объект, то вызовут у крохи ярый протест. При этом он имеет иногда противоположные выражения — уход в себя, либо сильное возбуждение.

      Нарушение социальных контактов

      В ста процентах случаев ребенок отличается проблемами с общением и социальными взаимодействиями. Он находится в собственном мире, мало обращая внимания на других детей и взрослых, даже родных. Ранние признаки аутизма у грудничков: им свойственны малоподвижность, инертность и отсутствие оживления. Чада постарше редко просятся на руки, не требуют от родителей внимания и ласки, не всегда отзываются на свое имя.

      Когда кто-либо пытается пообщаться с малышом-аутистом, то он либо не реагирует это, либо выражает агрессию. Порой кроха идет на контакт, но игнорирует зрительный контакт. Наблюдается редкая смена настроения и эмоционального состояния. Ребенок не смеется, почти не улыбается, редко плачет, не меняет выражения лица, либо обладает неадекватной мимикой.

      Дети с отклонениями не любят физического контакта — отрицательно относятся к объятиям, не передают предметы в руки других людей, самостоятельно обслуживают себя, ничего не просят.

      В детском саду возникают еще большие трудности. Ведь иногда аутист не пассивно игнорирует мир, а агрессивно откликается на всякие попытки вовлечь его в общую игру, прячется и убегает.

      У восьмидесяти процентов детей есть склонность к повторяющимся действиям. Это присутствует и в речи, и в поведении. Например, чадо может иметь следующие привычки: расслаблять и напрягать конечности в определенной последовательности, рвать бумагу, все пересчитывать, выбивать такт, раскачивать дверь, пересыпать сыпучие предметы, собирать мозаику и так далее.

      Малыш может неосознанно и бессвязно повторять одни и те же звуки, слова, предложения, вопросы. У него есть своеобразные ритуалы во всем — при отходе ко сну, сборах на прогулку или садик, выборе одежды и прочее. Стереотипия порой выражается в обнюхивании или облизывании предметов.

      Особенности походки и движений, расстройства интеллекта

      У крохи можно заметить специфическую походку. Он ходит «бабочкой», размахивая руками и вставая на цыпочки. Иногда наблюдается передвижение вприпрыжку или приставным шагом. Отмечаются угловатые и неловкие действия. При беге ребенок расставляет ноги и руки, поэтому выглядит нелепым. Дети предпочитают не менять своего маршрута.

      Расстройство интеллектуальной сферы встречается в семидесяти пяти процентах случаев. Это проявляется в неравномерном умственном развитии или отсталости. Аутисту сложно делать что-то целенаправленно, сосредоточенно и с интересом. У него плохо развита логика и абстрактное мышление.

      Дети с отклонениями не всегда бывают отсталыми. Некоторые из них при легкой степени аутизма весьма успешно занимаются определенными дисциплинами, которые им нравятся. Они обладают, скажем, прекрасным слухом или памятью. Чем ниже уровень развития личности, тем сложнее адаптировать ее к социуму.

      Нарушенное чувство самосохранения

      Примерно тридцать процентов малышей страдают от аутоагрессии. Они могут вылезать из коляски, перевешиваться через борт кроватки, кусать себя или бить. Подросшие чада прыгают в высоты, выскакивают на автостраду, часто получают ожоги и раны, потому что в их памяти не закрепляется негативных опыт после ошибок.

      Иногда агрессия направляется не на себя, а на окружающих людей. Таким своеобразным способом они защищают себя, препятствуя вмешательству в личное пространство.

      Нарушения вербального общения

      При аутизме всегда встречаются проблемы с речью. Кроха не разговаривает, либо его речь развивается с задержкой. Порой родные отмечают, что ребенок может долгое время молчать. Он не желает общаться с родителями, но с охотой говорит сам с собой, почти не использует жесты, зачастую рассказывает о себе в третьем лице.

      Как проявляется недуг? Некоторые дети склонны к употреблению в речи команд, необычных выражений, цитат. Они рифмуют слова, иногда произносят их неправильно. Их разговор не насыщен эмоциями, не имеет интонации, монотонен.

      Как выглядят дети с аутизмом

      Внешние признаки раннего аутизма:

    • отсутствие эмоций, мимики, улыбок;
    • длительное фиксирование взгляда на одном месте;
    • отсутствие жестикуляции, реакции на определенные предметы и действия;
    • наличие сопутствующих заболеваний;
    • задержка развития.
    • Как выглядят аутисты постарше? Они:

    • имеют проблемы с речью;
    • отличаются отстраненным взглядом;
    • необычно передвигаются;
    • совершают стереотипные действия;
    • имеют специфические увлечения;
    • пугливы и подвержены определенным фобиям;
    • отличаются отклонениями в пищевом поведении.
    • У чад обычно тонкие черты лица, будто нарисованные. Их нижняя часть лица короче, чем у обычных людей, глаза расставлены шире.

      Тесты для определения заболевания

      Существуют разнообразные тесты для определения аутизма у крохи. Они не могут поставить точный диагноз, однако служат поводом для дальнейшей диагностики. Склонность к недугу выявляется в зависимости от возраста ребенка. Так, для малышей от полутора до двух с половиной лет применяется M-CHAT, в 2-4 года — Шкала CARS, старше 6 — тест ASSQ.

      Диагностирование состояния

      Как понять, что дети страдают от аутизма? Родителям необходимо ознакомиться со всеми симптомами и признаками недуга, сравнивая их с поведением чад. Если совпадений нашлось немало, то следует немедленно обращаться к психологу.

      Врач тщательно расспрашивает родителей о поведении чада, его особенностях, интересах, привычках, склонностях. В это же время специалист наблюдает за маленьким пациентом, профессиональным взглядом оценивает состояние крохи, определяет наличие или отсутствие ключевых симптомов недуга, анализирует его коммуникации, взаимоотношения с социумом. Затем назначает прохождение тестирования.

      Проанализировав полученные результаты, можно поставить ребенку соответствующий диагноз, назначить необходимые методы терапии. Важным фактором считается и возраст детей, ведь во многом именно от него зависят типичные признаки аутизма.

      Причины возникновения и терапия

      Точные причины появления аутизма еще не совсем изучены. Однако исследования показывают, что чаще всего болезнь вызывается:

    • наследственной предрасположенностью;
    • биологическими расстройствами;
    • нарушениями в нервной системе;
    • химические факторы;
    • стрессы;
    • патологии в перинатальный период;
    • чрезмерный прием антибиотиков;
    • гормональные нарушения;
    • особенности воспитания.
    • Как развивать малыша с аутизмом? При лечении детей медикаменты не применяются. Они эффективны лишь для устранения симптомов. Применять же нужно психотерапию, а также заниматься социальной адаптацией.

    • ABA терапия. Подразумевает под собой коррекцию поведения ребенка путем выработки у него специфических рефлекторных реакций.
    • Структурное обучение. Это школьная программа, которая составлена с учетом особенностей маленьких аутистов. Все необходимые чаду материалы преподносятся в своеобразной форме.
    • Сенсорная интеграция. Включает в себя специальные упражнения, помогающие детям воспринимать мир в целом, составлять из разрозненных психических процессов единую картинку.
    • Обучение принципам поведения. Методика формирует у ребенка базовые навыки, необходимые для нормальной жизни.
    • К сожалению, в большинстве случаев заниматься чадами с аутизмом придется долгие годы. Иногда хороших результатов вообще нет. В отдельных случаях положительная динамика заметна уже через короткое время. Но надежду надо сохранять всегда, даже когда кажется, что выхода нет.

      o-kroha.com

      Каковы признаки аутизма у новорожденных?

      Признаки аутизма у новорожденных при внимательном обследовании можно выявить уже с первых месяцев жизни. Диагностика в таком раннем возрасте позволяет предположить нарушение, а не вынести твердый вердикт, болен ребенок или нет. Чтобы узнать, есть у ребенка аутизм или нет, нужно получить консультацию детского психолога. Динамика развития у всех детей разная, и нарушение базовой коммуникации с внешним миром может улучшиться или даже пройти без дополнительной помощи. С другой стороны, симптомы аутизма нужно знать родителям, чтобы как можно раньше обратиться к специалисту.

      Как проявляется аутизм

      Для оценки имеет значение, прежде всего, взаимодействие с ключевой фигурой в жизни младенца — с матерью. До года жизни между матерью и новорожденным существует симбиотическая связь на невербальном уровне, то есть они могут без проблем подстраиваться друг под друга во время кормления, при укачивании, во время игры. Ребенок с аутизмом не может вступить в полноценный невербальный контакт с матерью, он не расслабляется, когда его укачивают, не может расположиться комфортно, когда кормят, не реагирует на приглашение поиграть, например, с погремушкой. Матери детей-аутистов отмечают следующие особенности при кормлении:

      1. Ребенок держит в напряжении все мышцы тела, не реагирует на ласку и укачивание.
      2. Ребенок полностью расслаблен, мышцы вялые, игровых и радостных движений нет, наблюдается апатия.
      3. Дети очень рано учатся следить глазами за перемещением объектов, ведь это очень важно для их выживания. Первое, что они узнают и различают, — это лицо матери.

        Способность концентрировать взгляд формируется постепенно, однако уже в течение первого месяца жизни можно отметить, что новорожденный четко различает, где у человека лицо, и старается смотреть именно туда. Зрительный контакт играет очень важную роль при невербальном общении матери и ребенка. Нарушение этого базового способа общения является очень тревожным признаком. Матери детей-аутистов жалуются на то, что ребенок:

      4. Не может сфокусировать взгляд на человеческом лице, лица людей, в том числе материнское, не представляют для него интереса.
      5. Усли случайно сталкивается взглядом с другим человеком, быстро отводит глаза.
      6. От того, насколько успешно ребенок выражает свои потребности, зависит их удовлетворение, ведь самостоятельно он не может ни передвигаться, ни принимать пищу, ни обеспечить себе тепло и безопасность. В норме дети всегда обозначают присутствие значимых взрослых, заигрывают, показывают радостные чувства при появлении в комнате матери. Дети-аутисты не отличаются эмоциональной реакцией уже в младенчестве. Они не протягивают руки к матери, когда она наклоняется над кроваткой, не инициируют по своему желанию игру или кормление. Существует два варианта, которые наблюдают матери младенцев с аутизмом:

      7. Ребенок испытывает дискомфорт от попыток сближения с ним, находиться на руках ему не нравится.
      8. Ребенок нормально чувствует себя на руках у матери, но не проявляет никакого стремления туда попасть.
      9. Ребенок очень хорошо ощущает себя на руках матери, однако точно так же ему хорошо и на руках у любого другого теплого и надежного взрослого, даже незнакомого.
      10. Симбиотический союз между матерью и младенцем — это общение двоих людей, каждый из которых является активным действующим лицом. Невербальные способы коммуникации, которыми владеет здоровый и развитый младенец, включают в себя:

      11. визуальный контакт;
      12. улыбку;
      13. звуки, отражающие чувства, которые испытывает ребенок;
      14. позы радости, страха, горя и других состояний;
      15. способность с помощью звуков, поз и движений вызывать у матери определенные действия.
      16. Одним из критериев нормального коммуникативного развития у младенцев является способность улыбаться матери и другим значимым людям. Эта улыбка направлена лично на человека, она имеет конкретного зрителя. Дети с аутизмом тоже обладают улыбкой, однако она не адресована другому человеку, она появляется рефлекторно, как ответ на приятный стимул из внешнего мира. Таким приятным стимулом может выступать сверкающая игрушка, приятная ткань, на которой лежит ребенок, или двигательная активность. Со стороны стороннего наблюдателя непросто определить, что вызывает улыбку у младенца, но внутри диады мать-ребенок для матери это понятно. Матери аутистов отмечают, что:

      17. Ребенок никогда не улыбается в ответ на чью-то улыбку, он не задерживается взглядом на лице другого человека и не отмечает для себе его выражение.
      18. Ребенок может улыбаться безлично, но не выражает желания более близкого общения с кем-либо, например, не требует взять его на руки или покачать.
      19. Проявление инициативы в отношениях со стороны ребенка многое говорит не только о его характере, но и об его уровне коммуникативных навыков.

        Особенности поведения

        После 3 месяцев жизни маленький человек уже обладает многими возможностями повлиять на действия большого человека, и он этим пользуется.

        Ребенок-аутист быстро устает от контакта со взрослым, перестает отвечать на стимулы из внешнего мира, не только не требует общения, но и уклоняется от него. У грудничка с таким нарушением нет типичного детского оживления при виде матери или отца. Он не начинает сучить ножками, смеяться и улыбаться, размахивать руками. Чаще всего в его поведении ничего не меняется при появлении взрослых. После 5-6 месяцев у детей с успешной коммуникативной системой уже закреплены основные навыки общения, они умеют:

      20. начинать по своей инициативе контакт;
      21. продолжать уже начатый кем-то контакт;
      22. заканчивать по своей инициативе взаимодействие.
      23. Из этих трех навыков у аутиста можно распознать только умение заканчивать общение, так как он недостаточно адекватно реагирует на поведение и чувства других участников коммуникации.

        Младенцы различают разные выражения лиц у взрослых, разный тембр голоса и интонацию, исходя из этого они реагируют, и их реакция удачно встраивается в коммуникативный акт. У аутистов проявляется неспособность попасть в настроение окружающих, их эмоции не связаны с эмоциями окружающих. Матери детей с аутизмом отмечают, что:

        1. Ребенок может испугаться при виде знакомого человека, например отца.
        2. Плач ребенка может быть вызван любым громким звуком, даже смехом.
        3. Эмоции, которые проявляет ребенок, вызваны обстановкой (тепло, сухо, безопасно), а не поведением отдельных личностей, ребенок не различает, враждебно или дружелюбно относится к нему человек, но обращает внимание на интенсивность стимула.

        Для матерей общение с аутичным ребенком представляет очень большую сложность. Основа симбиотических отношений — это чуткая эмоциональная связь на невербальном уровне, благодаря которой мать может качественно позаботиться о ребенке. Если новорожденный не подает отчетливых сигналов о своем состоянии, как она может помочь ему контейнировать эмоции?

        Особенности взаимодействия

        Существует несколько разновидностей аутистических расстройств, при которых по-разному проявляются нарушения в коммуникации. Для некоторых детей-аутистов свойственна бурная реакция на уход матери из поля видимости, они обладают хорошим периферическим зрением и замечают отсутствие знакомой фигуры. При этом, когда мать находится непосредственно рядом, они не вступают в активное взаимодействие. Другие дети не реагируют на приходы и уходы матери, но проявляют рефлекторные навыки самоуспокоения в стрессовых ситуациях, например: раскачиваются, катаются по кровати, сосут палец.

        В других случаях признаки аутизма у новорожденных радикально отличаются от изоляции, хотя точно так же имеется нарушение в коммуникации. Дети этого типа необычайно дружелюбно настроены, но не могут установить прочный невербальный контакт. Например, ребенок замечает лицо взрослого, но не может сфокусироваться на нем и улыбнуться лично или ребенок может улыбаться по отношению ко всем взрослым без исключения, но не различает своих близких и чужих людей, не выделяет мать как исключительного партнера по общению. Для того чтобы проверить свои подозрения на аутизм, следует взять ребенка на консультацию к детскому психологу. Специалист, знакомый с характерными особенностями развития в каждом возрасте, сможет при помощи коммуникативных тестов подтвердить или опровергнуть подозрения родителей.

        1popsihiatrii.ru

        Симптомы аутизма у детей: что необходимо знать?

        Жизнь в обществе — такая естественная потребность для большинства, становится тягостной для аутистов. Их ещё называют детьми дождя (по аналогии с нашумевшим в 90-ые годы фильмом «Человек дождя») или индиго.

        Диагноз «расстройство аутистического спектра» или аутизм ставится всё большему количеству детей.

        По статистике восьми из тысячи, причем мальчикам в три раза чаще, чем девочкам.

        Что необходимо знать?

        Болезнь на сегодняшний день считается неизлечимой.

        Сам термин – детский аутизм – трактуется разными авторами по-разному:

      24. как нервное расстройство, связанное с трудностями социальной адаптации и совершением повторяющихся действий;

  • как нейробиологическая болезнь, влекущая за собой нарушения в работе головного мозга и отставание в развитии;

  • нарушение развития и связи с окружающим миром.
  • Типы нарушений при аутистическом синдроме

    Согласно принятой классификации по возрастающей выделяют четыре степени нарушений.

    От наименьшей, первой к четвертой, самой серьезной, при которой отсутствует контакт с окружающей действительностью (вспомните главного героя «Человека дождя» в исполнении Дастина Хоффмана).

    В медицинской практике под общим названием «расстройство аутистического спектра» обычно скрываются разные формы проявления болезни: синдром Аспергера, Каннера, соматогенный или психогенный аутизм.

    Различие заключается в выраженности проявления признаков детского заболевания.

    Ранние симптомы аутизма

    Точный диагноз российские специалисты ставят к трем годам.

    Их европейские коллеги склоняются к более ранней диагностике синдрома раннего детского аутизма: от полутора до двух лет.

    Они ссылаются на то, что определенные поведенческие стереотипы начинают проявлять себя уже после полугода жизни.

    Специалисты опираются на известную «триаду» симптомов:

  • отрешенность от социума;
  • отсутствие эмоций и контакта глазами;
  • однотипные поведенческие реакции (недоразвитое воображение).
  • Симптомы аутизма у новорожденных

    Заболевание начинает проявлять себя с первых дней жизни.

    Если ребенок почти все время спит и ест или наоборот слишком возбудим, дремлет по 15-30 минут, при этом развиваясь,

    Он не обращается к внешнему миру, а продолжает смотреть как бы вглубь себя, не реагирует на звуки, погремушки, свое имя, совершает однотипные движения руками или ногами.

    Признаки конечно неоднозначны для точной диагностики, но симптомы настораживают, поскольку служат проявлением аутизма у детей, следственно такие малыши входят в группу риска.

    Некоторые родители не сразу понимают, что их ребенок развивается и ведет себя несколько иначе, чем его ровесники.

    Основные симптомы раннего детского аутизма могут вначале быть не столь явными, проявиться после года.

    Зная основные симптомы можно обнаружить болезнь на ранних стадиях.

    Следующие признаки наиболее характерны:

  • У ребенка не развиты формы невербального общения, то есть отсутствует мимика, жестикулирование, он не смотрит собеседнику в глаза, что свойственно любому любознательному сорванцу, желающему расположить к себе взрослого.

    Аутист не общается с другими детьми своего возраста, настроение у него часто меняется из крайности в крайность, он избегает даже контакта с матерью, более охотно оставаясь в окружении неживых предметов.

  • Наблюдается задержка речевого развития, а при овладении речью нежелание общаться с другими, свойственна эхололия (неконтролируемое повторение слов), употребление однотипных выражений, одни и те же игры (не ролевые!).

  • Дети выбирают нехарактерные для игр предметы, часто шнурки, совершают повторяющиеся движения: раскачивания, хлопки и трясут руками.

  • Малыши начинают тревожиться при малейших изменениях в окружающей обстановке.
  • Особые поведенческие реакции закрепляются в возрасте с двух до пяти лет, если вовремя подобрать корректирующие программы, то ребенок успешно социализируется, учится жить среди людей.

    При легких формах аутизма психологи, неврологи и психиатры делают вполне благоприятные прогнозы.

    Проявление аутизма у подростков зависит от степени проявленности симптомов, многие «особые дети» вполне успешно учатся в школе, даже превосходят одноклассников в точных науках.

    Но обострения болезни часто случаются из-за того, что именно в подростковом возрасте общение выходит на первый план.

    Аутисты испытывают особые трудности.

    Важно, чтобы такие дети были по возможности активны и жили в здоровой социальной среде.

    В некоторых случаях подростки с диагнозом аутизм оказываются неспособны ухаживать за собой и требуют индивидуального подхода к обучению.

    Важно проявлять терпение, поддерживать, хвалить за успехи.

    Обязательные прививки для детей до года.

    История знает немало примеров, когда талантливые «чудаки» добивались невиданных результатов:

    в корпорации Била Гейтса лучшие программисты — это аутисты, вспомните ещё пловца Майкла Фэлпса, режиссера Вуди Аллена и философа Темпл Гранден, диагноз не стал помехой для выдающихся успехов в выбранном деле.

    На заметку родителям детей с диагнозом аутизм:

    • любите ребенка таким, какой он есть и отмечайте его достижения;
    • следуйте режиму, предсказуемость радует детей — аутистов;
    • общайтесь как можно больше и сохраняйте позитивный настрой.
    • Главное не сдаваться!

      Как дети и родители справляются с аутизмом: видео

      Посмотрите небольшой ролик про жизнь ребенка с синдромом аутизма в обычной семье:

      ru-mama.net

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Navigation