Синдром дауна у взрослых

Синдром Аспергера считается обособленной формой аутизма. Болезнь не характеризуется отставанием в умственном развитии, но выряжается в явном дефиците общения, нарушениях в восприятии окружающего мира и адаптации к нему, а также в существенном ограничении во взаимодействии с социумом.

Основные признаки синдрома Аспергера начинают проявляться у детей после пяти лет. Точный диагноз и подтверждающий его тест способствуют своевременной психологической коррекции и улучшению дальнейшего качества жизни у взрослых.

Синдром Аспергера: что это такое?

В 1944 году знаменитый английский ученый-психолог, чьим именем назван синдром Аспергера, называл эту болезнь аутической психопатией. Он наблюдал детей разных возрастов, от 6 до 18 лет. В ходе исследований врач описывал признаки поведения, отличающие этих ребят от других сверстников.

Были выявлены определенные закономерности: у детей с наблюдаемым синдромом Аспергера полностью отсутствует интерес к обществу, которое, кстати говоря, тоже стремится вытеснить этих «отшельников» из своих рядов. Маленькие изгои живут своим внутренним миром. В их скупой речи и мимике трудно угадать, о чем они думают, и что именно чувствуют. Эти характерные симптомы и стали основой для рассмотрения синдрома Аспергера как особой формы аутизма. Хотя сказать точно, что же такое синдром Аспергера – специфическое аутичное поведение или обособленное неврологическое расстройство, ученые так и не смогли.

Причиной подобных разногласий является неоспоримый факт: у наблюдаемых детей с синдром Аспергера не обнаруживается отставание в умственном развитии. Позднее психологами был разработан специальный тест на определение уровня интеллекта маленьких пациентов, который дал ошеломляющие результаты: более девяноста случаев синдрома Аспергера из ста показывают высокие умственные способности, такие как удивительно точная память и умение строить неоспоримые логические цепочки. Как это ни странно звучит, но люди, болеющие синдромом Аспергера, имеют большие шансы стать настоящими гениями, например, новым Эйнштейном или Ньютоном.

Но, несмотря на необычный логический дар, люди с синдромом Аспергера обделены творческим потенциалом, воображением, чувством юмора и способностью понимать эмоции других людей. Это создает серьезные коммуникативные проблемы и трудности во взаимодействии с обществом.

Причины возникновения

Точный механизм, запускающий синдром Аспергера, до сих пор является объектом споров мировых ученых и психологов. Но большинство из них склоняется к теории о том, что природа заболевания та же, что и у патологии, характерной для аутизма. Основные причины, которые вызывают неврологическую дисфункцию, называемую синдромом Аспергера, могут быть следующими:

  • наследственно-генетический фактор;
  • интоксикация плода во время нахождения внутри матки матери;
  • родовые и черепно-мозговые травмы.
  • Современные методы компьютерного диагностирования и специально-разработанный тест помогают выявлять причины синдрома Аспергера более точно.

    Классическая триада симптомов

    В современной психиатрии синдром Аспергера описывается через призму так называемой триады симптомов:

  • коммуникативно-социальные проблемы;
  • сложности чувственного и пространственного восприятия мира;
  • дефицит эмоций, творческого мышления и воображения.
  • Самые первые симптомы могут начать проявляться в довольно раннем возрасте. Например, неожиданные слезы у маленьких детей вызывают резкий свет, звук или сильный запах. Но такие признаки еще трудно соотнести с синдромом Аспергера. Многим родителям сложно понять такие реакции ребенка на внешние раздражители. Хотя повышенная чувствительность детей уже сама по себе свидетельствует о наличии неврологического расстройства.

    С возрастом, у детей может пропасть бурная реакция на громкие звуки или слишком яркий свет, но остаться нестандартное восприятие окружающего мира. В отдельных случаях этот феномен проявляется достаточно ярко. Например, блюдо, кажущееся нормальным для обычного человека, больному синдромом Аспергера может нестерпимо вонять. Или предметы, достаточно гладкие и приятные на ощупь, вызывают раздражение у людей с СА, которым кажется, что поверхность очень «колюча и шершава».

    У детей и у взрослых, больных синдромом Аспергера, отмечается неуклюжая походка и физическая неловкость. Они задевают предметы локтями, натыкаются на косяки дверей, оступаются на ступеньках. Это обычно связано с рассеянностью и погруженностью «в себя» пациентов. Но часто, когда нужно сосредоточиться, эти люди способны управлять своим телом вполне удовлетворительно.

    Признаки синдрома Аспергера у детей

    Если у маленьких детей замечают нервозность из-за внешних раздражителей, специалисты проводят специальный тест на светочувствительность и звуковое восприятие. Результаты современного метода могут выявить первые симптомы синдрома Аспергера в достаточно раннем возрасте.

    В основном же, у детей до 6 лет патология никак не проявляется. Напротив, синдрому Аспергера характерно нормальное развитие деток в их первые годы. Родители радуются тому, что ребенок рано начинает говорить, легко запоминает новые слова и спокойно играется одними и теми же игрушками. Ребенок также проявляет удивительные способности к счету и запоминанию большого объема иностранных слов.

    Основная проблема людей с синдромом Аспергера – это коммуникативные дисфункции. Симптомы социальной неприспособленности начинают ярко проявляться у детей в возрасте с 5-6 лет. Обычно это совпадает с периодом, когда ребенка отдают в школу или подготовительный класс, где ему приходится расширять круг общения.

    Яркие симптомы синдрома Аспергера у детей:

  • ребенок не желает участвовать в активных играх, так как из-за неуклюжести у него плохо получается манипулировать мячом и другими предметами;
  • нередко наблюдается сильное увлечение конкретным спокойным хобби, за которым ребенок может сидеть часами и просить не прерывать его любимое занятие;
  • малыши не любят веселых мультиков, так как не понимают шутки в них и раздражаются от слишком громких песен;
  • дети остро реагируют на новых незнакомых людей, могут заплакать, когда в дом приходит посторонний;
  • в большой компании ребенок часто ведет себя нелюдимо, не желает идти на контакт и предпочитает играть в одиночку.
  • Ребенок с синдромом Аспергера сильно привязан к дому и родителям, к которым он привык с самого рождения. А новая обстановка вызывает в нем сильнейшее беспокойство и ощутимый дискомфорт.

    Люди, имеющие синдром Аспергера, чувствуют себя спокойно только тогда, когда все предметы личного пользования лежат на своих местах, а в распорядке дня отсутствуют неожиданности. Если что-то меняется в привычном ходе событий, у детей случают истерики. Например, если ребенка забирает из школы мама, но вдруг приехал папа, может начаться приступ неконтролируемых слез и криков.

    Признаки синдрома Аспергера у взрослых

    Если с детства коммуникативные навыки не корректировались, у взрослых, имеющих синдром Аспергера, наблюдается острая социальная изоляция:

  • человек не может найти общие интересы с другими людьми;
  • не может поддерживать приятельские отношения;
  • не складывается личная жизнь.
  • Люди, страдающие синдромом Аспергера не способны работать менеджерами или руководителями. Они могут знать о предприятии все до мелочей, набирать высокие баллы, проходя тест на IQ, но предпочитают выполнять простую однообразную работу. Карьерные успехи таких людей совершенно не волнуют.

    У взрослых, страдающих синдромом Аспергера, практически полностью отсутствует воображение:

  • они не понимают скрытого значения метафор;
  • образные выражения воспринимают буквально;
  • не отличают правду и ложь;
  • лишены чувства юмора.
  • Зачастую люди с синдромом Аспергера становятся общественными изгоями из-за их кажущейся невежливости:

  • они привыкли говорить то, что думают;
  • могут делать нетактичные замечания;
  • не принимают общепринятые правила этикета, если не видят в них смысла;
  • могут внезапно прервать разговор и уйти, увлекшись собственными мыслями;
  • не распознают чувства собеседника;
  • нисколько не заботятся о производимом впечатлении.
  • Страсть к порядку у людей, имеющих синдром Аспергера, с возрастом только усиливается и нередко доходит до абсурда. Например, если коллега случайно отпил из его кружки, такой человек может полчаса отмывать посуду или выкинуть ее вовсе.

    У взрослых людей с синдромом Аспергера наблюдается повышенная подозрительность и перманентная боязнь болезней. Находясь в кабинете у стоматолога, такой человек сто раз переспросит врача, все ли инструменты одноразовы и безопасны для здоровья. Из-за этого окружающим достаточно трудно контактировать с людьми, имеющими синдром Аспергера и кажущимися мелочными «занудами».

    Чем опасен синдром Аспергера?

    Синдром Аспергера может не иметь прямой угрозы для жизни и здоровья человека. Многие дети, своевременно прошедшие психологическую коррекцию, вполне комфортно приспосабливаются к окружающей действительности, неплохо учатся и делают успехи в конкретной деятельности, например, в науке.

    Но часты случаи, когда синдром Аспергера серьезно мешает во взрослой жизни:

  • человеку трудно найти свое место и предназначение;
  • перемены в жизни вызывают сильнейшую депрессию;
  • развиваются различные фобии и навязчивые состояния, которые трудно поддаются психологической коррекции.
  • Задача родителей, у детей которых обнаружен синдром Аспергера, прививать ребенку коммуникативные навыки и приспособляемость к изменчивости жизни, чтобы взрослый человек, уже лишенный отчей опеки, смог полноценно сосуществовать с окружающим миром, а не закрываться наглухо в своей «внутренней раковине».

    Диагностирование болезни

    Опытный психолог способен поставить диагноз синдрома Аспергера, основываясь на наблюдении за поведением взрослых или детей, а также на изучении анамнеза жизни пациента. Однако определить всю глубину отчужденности от мира человека с синдромом Аспергера не всегда удается только по внешним признакам. Иногда симптомы болезни похожи на черты характера обычного интроверта.

    В качестве диагностирования синдрома Аспергера используют различные тесты. Они помогают выявить и сами неврологические нарушения, и степень психических отклонений.

    Тест, разработанный для выявления синдрома Аспергера у взрослого, конечно же, отличается от теста для детей сложностью вопросов. Но все опросники делятся на группы по назначению:

  • тесты, оценивающие уровень интеллекта;
  • тесты на определение сенсорной чувствительности;
  • тест на творческое воображение и др.
  • Существуют и специфические тесты, специально используемые для диагностирования синдрома Аспергера:

    1. Тест ASSQ. Проводится у детей с 6 лет. Способен выявить некоторые аутичные черты синдрома Аспергера у ребенка, на основании его восприятия различных картинок и просьб описать характер изображенных персонажей.

    2. Тест RAADS-R. Выявляет психические расстройства у взрослых, такие как социофобию, тревожные навязчивые состояния, клиническую депрессию и др. Во время опроса человеку предлагается выбрать один из вариантов его поступков в конкретных жизненных ситуациях.

    3. Опросник Aspie Quiz. Тест состоит из сотни вопросов, расшифровывающих наличие аутических черт синдрома Аспергера у взрослых, а также и их возможные причины.

    4. Торонтская шкала. Тест выявляет патологию, характерную для синдрома Аспергера, которая выражается нестандартными телесными ощущениями. Кроме этого, опросник проявляет сниженную способность к интерпретации символов и метафор.

    5. TAS-20. Тест направлен на определение дефицита эмоций у взрослых и детей, что очень характерно синдрому Аспергера. Испытуемого просят описывать ощущения, которые вызывает в нем просмотр определенных картинок и фотографий.

    Современные методики тестирования с помощью вопросов и интерпретации демонстрируемых картинок помогают выявить симптомы синдрома Аспергера и даже некоторые причины болезни, начиная с раннего возраста. На основании результатов осмотра, наблюдения и тестирования врач-специалист назначает лечение синдрома Аспергера сеансами психотерапии и, возможно, медикаментозное сопровождение.

    Людям, страдающим синдромом Аспергера, необходимы консультации специалиста-психиатра. Основное лечение для синдрома Аспергера строится на адаптации детей и взрослых к социуму и меняющимся условиям окружающего мира.

    Для лечения приступов депрессии и нервных расстройств у людей, имеющих синдром Аспергера, назначаются медицинские препараты седативного характера. В некоторых случаях не обходится без курса лечения антидепрессантами.

    Полностью изменить особенность восприятия мира у людей с синдромом Аспергера нельзя, но можно скорректировать их общественное поведение и развить навыки приспособления к изменчивым перипетиям жизни.

    Люди с синдромом Аспергера обладают незаурядной логикой, им нужно объяснять, что с ними происходит и как это можно изменить, раскладывая факты и аргументы по полочкам. Тогда человек, подверженный синдрому Аспергера, будет стремиться преодолевать свои проблемы самостоятельно.

    Чушь. Спросите у сотни Аспи — хотят ли они лечиться и входить в социум. 99 гарантированно ответят — «нет». Еще и пошлют по матушке за то, что назвали больным и предложили лечение. Поймите, нам очень комфортно в нашем состоянии! Не нужно нас социализировать и навязывать общение. Поверьте — когда мы считаем нужным — мы отлично умеем контактировать. Другое дело — чаще всего нам это просто не нужно. Любой взрослый Аспи вежлив и корректен на уровне английского дипломата. До тех пор, пока кто-то из доброхотов не начнет пытаться его «лечить». Аспи прекрасно сосуществует с человеком, который понимает его особенности и не навязывает общение. Просто оставьте нас в покое.

    ну наконец-то это обрело название. Кошмар какой-то.

    Никто,кроме самых близких родственников, живущих в одной семье,никогда не заметят и тем более не определят по внешним признакам у человека синдром Аспергера. Это очень скрытые признаки, заметив которые в раннем детстве, родители «списывают» на детство, а врачи тем более не определят, так как не живут постоянно под одной крышей с ребенком. Поэтому определить это явление в раннем детстве невозможно. И только во взрослом возрасте, живя постоянно рядом с таким человеком начинаешь замечать чудачество и странности, не присущие уже скажем 20-летнему парню. Например, взрослый уже сын в 23 года совсем по-детски вдруг закатывает истерику по поводу того, что в тарелке со вторым блюдом мама при подаче на стол порезала ему кусок мяса в гарнире, не так сказала «спокойной ночи», непременно «скажи лучше». Эдакой вот необъяснимый «синдром чудаков» можно заметить уже во взрослости, а в детстве это все «списывается» на то, что это же ребенок. Ни с чего вдруг подпрыгивает на месте или повторяет одни и те же необъяснимые движения,например часто подходит к окну и как бы всем телом тянется в окно приподымаясь на корточки. Разговаривать начал в 1 год и 3 месяца, в школе отлично учился, географию знал на зубок, в совершенстве овладел разговорным английским языком. Закончил техникум а впоследствии и академию. Но в социуме не приспособленный, не отличает ложь от правды, верит всем на слово и сам искренний и честный как дитя. У взрослых, страдающих синдромом Аспергера, практически полностью отсутствует воображение — это правда.

    Буквально вчера психолог сказал мне, что у моего ребенка (11 лет) скорее всего синдром Аспергера (были на консультации, просто беседовали: вопрос-ответ). Я в шоке. Что делать?

    Все верно. Но с возрастом во многом адаптируешься. Хотя далеко не во всем. Я совершенно не умею инициировать общение, к примеру. Стараюсь подражать другим, подлаживаться, чтобы никого не раздражать. Но все равно есть дистанция между мной и другими.

    Браво! Общаюсь только когда захочу. Как меня достало это внешнее согелашательство (а приходится) и беседы за компанию…

    prosindrom.com

    Особенности гипертензионного синдрома у детей и взрослых

    Гипертензионным синдромом называют патологическое состояние, возникающее на фоне повышенного внутричерепного давления. По-другому такое явление называют гипертензионно-гидроцефальным или ликворно-гипертензионным синдромом.

    Общая характеристика заболевания

    Гипертензионный синдром является одной из причин головных болей. Внутричерепное давление повышается на фоне венозного застоя крови, который часто сопровождает патологии шейного отдела позвоночника, например, остеохондроз.

    В стволе спинного мозга образуются излишки спинномозговой жидкости (ликвора), вызывающие нарушения циркуляции. В результате ликвор в желудочках мозга и под его оболочками застаивается, вызывая избыток венозной крови и последующее увеличение желудочков мозга.

    Причины, группы риска

    Гипертензионный синдром может затрагивать и взрослых, и детей. Среди взрослых патология чаще поражает мужчин, у детей такой избирательности по половой принадлежности не наблюдается.

    Врожденная патология может быть вызвана следующими факторами:

  • осложненной беременностью;
  • трудными родами;
  • гипоксией мозга;
  • недоношенностью (до 34 недели);
  • поздними родами (после 42 недели);
  • родовой травмой головы (субарахноидальное кровоизлияние);
  • внутриутробными инфекциями;
  • врожденными дефектами головного мозга;
  • длительным безводным периодом (свыше 12 часов).
  • В неврологии гипертензионный синдром часто диагностируют у детей на фоне перинатальной энцефалопатии, то есть поражения головного мозга неясного происхождения.

    Приобретенная патология может быть последствием следующих факторов:

  • опухоли, гематомы, кисты, абсцесса;
  • инородного тела в головном мозге;
  • черепно-мозговой травмы, если в мозге есть осколки черепных костей;
  • спонтанных повышений давления без выясненной причины;
  • инфекции;
  • инсульта и его последствий;
  • проблем с эндокринной системой.
  • Часто гипертензионному синдрому сопутствует инфекционное поражение головного мозга. У детей и взрослых различаются не только возможные причины заболевания, но и его клинические проявления.

    Симптомы гипертензионного синдрома

    Первым признаком патологии у взрослых обычно служит головная боль. Чаще ее проявления особенно заметны в утреннее и вечернее время, когда человек расположен горизонтально. Такое положение активизирует выделение жидкости и снижает ее всасывание.

    Еще один важный симптом – тошнота, которая может переходить в рвоту. Чаще такое состояние сопровождает больного по утрам. Проявляется патология и другими признаками:

    • повышенной нервозностью;
    • быстрой утомляемостью, причем не только после физической, но и умственной нагрузки;
    • снижением либидо;
    • предобморочным состоянием;
    • колебаниями артериального давления;
    • метеозависимостью;
    • сердцебиением;
    • потливостью;
    • темными кругами под глазами и мелкой венозной сеткой в этой области.
    • Аналогичные симптомы свойственны и другим заболеваниям головного мозга, потому необходима комплексная дифференциальная диагностика и сбор подробного анамнеза.

      Заподозрить гипертензионный синдром у новорожденного ребенка можно по беспокойному поведению и нарушению сна. Малыш часто начинает громко и сильно плакать. Возможно повышение потливости, тошнота с рвотой, перепады температуры. На осмотре невропатолог может выявить патологию по некоторым специфическим признакам:

    • увеличенному большому родничку;
    • открытому малому родничку;
    • открытым швам между черепными костями;
    • выделяющейся развитой сети подкожных вен в районе лба и висков;
    • росту окружности головы сверх нормы;
    • виднеющейся полоске белка над радужкой глаза.
    • У новорожденных наблюдается снижение мышечного тонуса. Ребенок может плохо реагировать на грудь, отказываться от кормления. Выраженный глотательный рефлекс отсутствует.

      У детей постарше по утрам сильно выражена головная боль. Они ощущают тошноту и рвотные позывы. Ребенку сложно поднять глаза, а поворот головы вызывает боль. Чувствуется слабость, вызывающая головокружения. Кожные покровы бледнеют, яркий свет и громкие звуки вызывают страх.

      Гипертензионный синдром может привести к снижению памяти и концентрации, затруднению мыслительного процесса. Возможны нарушения сознания, признаки психической нестабильности и отсталости.

      Выявить патологию можно только на основании результатов комплексной диагностики, включающей клинические и инструментальные исследования. Осмотр пациента должны выполнить несколько специалистов. Обычно привлекают невролога, офтальмолога, психиатра, неонатолога (для новорожденных), нейрохирурга.

      Чтобы установить причину патологии, необходимо провести следующие исследования:

    • рентген черепа (детям выполняют с 1 года);
    • эхоэнцефалографию для выявления поражений мозга;
    • реоэнцефалограмму для оценки венозного оттока крови;
    • электроэнцефалографию, определяющую уровень активности процессов головного мозга (используются электрические импульсы);
    • обследование сосудов глазного дна на предмет отеков, кровоизлияний, сосудистых спазмов;
    • цереброспинальную пункцию для определения давления ликвора;
    • магнитно-резонансную или компьютерную томографию.
    • У детей до года родничок еще не зарос, потому необходимую информацию можно получить с помощью нейросонографии – исследования головного мозга посредством ультразвукового сканирования.

      Лечение гипертензионного синдрома у детей и взрослых

      Подходящую терапию назначают только после полноценной диагностики. Занимается этим невропатолог. В лечении могут быть применены как консервативные методы, так и хирургическое вмешательство.

      Терапия для взрослых

      Гипертензионный синдром опасен для жизни, потому корректное лечение должно быть назначено сразу же после постановки диагноза. Важный момент терапии – прием мочегонных средств. Они позволяют ускорить вывод ликвора и способствуют его всасыванию. При постоянных рецидивах болезни такое лечение должно быть беспрерывным.

      Если гипертензионный синдром проявляется в легкой степени, то в таком случае требуется придерживаться некоторых рекомендаций:

    • нормализовать питьевой режим;
    • выполнять гимнастические упражнения, снижающие внутричерепное давление;
    • для разгрузки венозного русла полезно прибегнуть к мануальной терапии и остеопатии (альтернативная медицина).
    • Для улучшения динамики ликвора могут быть назначены диуретики: Диакарб, Фуросемид, Ацетазоламид. Улучшить мозговое кровообращение можно с помощью Кавинтона и Циннаризина. При инфекционных поражениях головного мозга в лечение необходимо включить антибиотики. Такие препараты и их дозировка подбираются индивидуально.

      Эффективны физиотерапевтические меры. К их числу относят иглоукалывание, электрофорез, циркулярный душ. Важна лечебная физкультура. Хороший эффект обеспечивается плаванием, ежедневной ходьбой. Физические нагрузки должны быть умеренными.

      При врожденном гипертензионном синдроме терапию необходимо провести в течение первого года жизни. Это необходимо для предупреждения различных осложнений и отставания в развитии.

      Лечение у детей направлено на снижение выработки ликвора. Необходимо также ускорить венозный отток. Для этого назначают:

    • Фуросемид;
    • Диакарб;
    • раствор сернокислой магнезии (25%);
    • раствор глицерина (50%);
    • растворы Сорбитола (глюцита), Ригематина, Эуфиллина.
    • Такая терапия снижает внутримозговое давление. Если патология не сопровождается опухолью мозга, то прибегают к физиотерапии, например, лечебному массажу.

      В лечение включают прием витаминов группы B, глутаминовой кислоты, Аминалона, Липоцеребрина (общеукрепляющее средство), ноотропных препаратов. При необходимости используются седативные средства.

      При обострении гипертензионного синдрома лечение выполняют в стационарных условиях. Детям до года важно обеспечить такие условия, чтобы максимально сократить случаи плача. Важно соблюдение режима дня, частое пребывание на свежем воздухе, избегание инфекций.

      В большинстве случаев внутричерепное давление приходит в норму в течение 6-12 месяцев, но заболевание может остаться и на всю жизнь. Детям старшего возраста важно хотя бы раз в полгода посещать невропатолога. Необходимо также обследование глазного дна и рентген черепа. При перенесенной черепно-мозговой травме или воспалительном заболевании требуется диспансерное наблюдение.

      Хирургическое вмешательство

      Оперативное лечение может понадобиться при различных патологиях, сопровождающих гипертензионный синдром. В основном это касается опухолей, гематом, абсцессов.

      В некоторых случаях требуется восстановить естественный отток ликвора либо создать для него окольный путь. В таком случае выполняют шунтирование полостей мозга.

      Оперативное вмешательство может понадобиться также при закупорке сосудов.

      Возможные осложнения, прогноз

      Гипертензионный синдром опасен для пациентов любого возраста. К наиболее серьезным осложнениям такой патологии относится:

    • задержка в физическом и психическом развитии;
    • выбухание родничка;
    • инконтиненция (недержание мочи);
    • недержание кала;
    • слепота;
    • глухота;
    • эпилепсия;
    • паралич;
    • кома.
    • Профилактикой гипертензионного синдрома является исключение стрессов и переутомлений. Важно избегать инфекций, а при их обнаружении проводить своевременное и полное лечение. Особенно это касается энцефалита, менингита, сифилиса.

      Профилактической мерой врожденной патологии служит здоровый образ жизни матери. Это касается не только всего срока беременности, но и периода ее планирования.

      Гипертензионный синдром является серьезным состоянием, требующим регулярного контроля специалиста. Повышенное внутричерепное давление угрожает не только здоровью, но и жизни пациента. Нормализовать состояние можно благодаря своевременной комплексной диагностике и корректному лечению.

      serdce.biz

      Гипертензионный синдром у детей и взрослых: симптомы, лечение

      Гипертензионный синдром или его еще называют гидроцефальный – это патологическое состояние, которое характеризуется повышенной выработкой спинногомозговой жидкости. Спинномозговая жидкость или ликвор накапливается в мозговых оболочках, а также в небольшом количестве в желудочках мозга.

      Западная медицина склонна относить гипертензионный синдром к патологиям развития головного мозга. Но, в основном, гидроцефалию относят к синдромам. Стоит отметить, что диагноз – гипертензионный синдром в 98% случаях устанавливают неверно, так как гидроцефалия – это патология, которая встречается крайне редко.

      Классификация гидроцефального синдрома

      Гидроцефальный или же гипертензионный синдром классифицируют в зависимости от возраста больного. Именно поэтому, гипертензионно-гидроцефальный синдром (ГГС) встречается только в трех вида:

      Как правило, у новорожденных ГГС имеет врожденные причины образования, у детей и взрослых – это только приобретенный ГГС.

      Причины возникновения ГГС у новорожденных:

    • Осложнения течения беременности, вирусные или же инфекционные заболевания женщины;
    • Нарушения работы сердечно-сосудистой системы;
    • Гипоксия плода;
    • Внутриутробная задержка развития плода;
    • Механические повреждения плода во время родов;
    • Черепно-мозговые травмы ребенка во время беременности или же во время родов;
    • Инфекции, которые проникают внутриутробно – грипп, токсоплазмоз и т.д.);
    • Аномалии развития плода;
    • Преждевременные или же запоздалые роды;
    • Обезвоживание плода – более 12 часов;
    • Патологии и хронические заболевания роженицы, установленные до беременности (например, сахарный диабет).

    Причины, в результате которых сформировался приобретенный ГГС:

  • Гематомы головного мозга;
  • Злокачественные образования отделов мозга;
  • Кисты, носящие паразитарный характер;
  • Попадание инородных тел в головной мозг;
  • Черепно-мозговые травмы, в результате которых раздробились кости черепа и осколки попали в головной мозг человека;
  • Гипертензия черепа;
  • Малярия;
  • Клещевой энцефалит;
  • Инсульт и его последствия;
  • Нарушение обмена веществ.
  • Симптомы гипертензионного синдрома

    К симптомам гипертензионного синдрома относят те, которые характерны для двух различных патологических состояний, а именно для гипертензии и для гидроцефалии.

    Еще раз обратимся к понятиям.

    Гипертензия – это повышенное внутричерепное давление.

    Гидроцефалия – это увеличение объема ликвора в головном мозге.

    Признаки гидроцефалии у новорожденного

    • Новорожденный плохо реагирует на грудь матери, отказывается от кормления;
    • Капризничает и плачет без видимой на то причины;
    • Стонет в состоянии покоя;
    • У ребенка понижен мышечный тонус;
    • Не выражен глотательный рефлекс;
    • В некоторых случаях наблюдаются судороги;
    • Тремор конечностей;
    • Косоглазие;
    • Частые срыгивания в большом объеме;
    • Белая полоска между верхним веком и зрачком – это симптом грефе;
    • Скрытие радужки за нижним веком – симптом восходящего солнца;
    • Напряженность родничка;
    • Раскрытие швов черепа;
    • Увеличение диаметра головы в динамике – один сантиметр в месяц;
    • Отек глазных яблок.
    • Симптомы гипертензионного синдрома у детей

      У детей более старшего возраста ГГС возникает вследствие инфекции, перенесенного вирусного заболевания, а также в результате черепно-мозговой травмы.

      Дети могут жаловаться на:

    • Сильную головную боль, мучающую ребенка в утреннее время суток;
    • Позывы к рвоте, тошноте;
    • Тупая, ноящая, давящая боль в височной области;
    • Сильная боль, локализованная возле лба, а также на надбровной дугой;
    • Сложности в поднятии глаз;
    • Боль при поворотах головы;
    • Головокружения;
    • Нарушение вестибулярного аппарата;
    • Бледность кожных покровов;
    • Слабость в теле;
    • Ощущение боли в мышцах и суставах;
    • Боязнь яркого света, испуг во время громких звуков;
    • Передвижение ребенка на носочках, обусловленное увеличением мышечного тонуса конечностей;
    • Повышенная сонливость и слабость;
    • Снижение памяти;
    • Отсутствие концентрации на определенном предмете;
    • Нарушение мыслительного процесса.
    • Гипертензионный синдром у взрослых

      У взрослых ГГС может появиться вследствие пережитых черепно-мозговых травм, патологических состояний, инфекционных процессов, протекающих в организме, наличия доброкачественных или злокачественных образований, а также в результате инсульта.

      Симптоматика ГГС у взрослых схожа с признаками гипертензионного синдрома у детей старшего возраста. Взрослым также присуще нарушение зрительной функции, сильные головные боли, рвотный рефлекс, а также нарушение сознания. Все эти факторы могут привести к возникновению судорог. Крайнее клиническое состояние – человек впадает в кому.

      Диагностика гипертензионного синдрома

      Как правило, диагностировать гипертензионный синдром достаточно сложно. Установить диагноз со 100% вероятность практически невозможно. Если это врожденный ГГС, то у детей проверяют работу основных рефлексов, а также измеряют окружность головы.

      У детей старшего возраста и у взрослых проводится оценка глазных сосудов, УЗИ головного мозга, пункция ликвора, компьютерная томография.

      Лечение гипертензионного синдрома

      Лечение ГГС довольно длительное. В этот процесс вовлекаются неврологи и нейрохирурги. В большинстве случаев пациентов кладут в отделение стационара неврологического центра.

      Больным назначают диакарб с целью уменьшения выработки ликвора, а также пирацетам, актовегин и аспаркам для улучшения кровоснабжения головного мозга. Необходимы в лечении и седативные препараты, например диазепам и тазепам.

      medportal.su

      Синдром Туретта у взрослых и детей: симптомы, лечение, код по МКБ-10

      Заболевания психоневрологической природы, к которым относят всевозможные тики, отличаются неприятными как с физической, так и эстетической точки зрения проявлениями – подергиваниями, мышечными спазмами. Синдром Туретта (СТ), выделяющийся еще и голосовыми (вокальными) тиками, заслуживает отдельного рассмотрения.

      Синдром получил имя его французского исследователя Жиля де Туретта, исследовавшего заболевание, в далеком 1885 году, хотя современная трактовка и описание были разработаны позднее, уже во второй половине ХХ века. Прогрессирующая природа заболевания имеет проявление у человека через нарушение поведения тикозной формы.

      О диагнозе «болезнь Туретта» (БТ) специалисты говорят в случае продолжающихся не менее 1 года (почти ежедневно, без длительных перерывов) тиков 2-х порядков:

    • моторного (двигательного) – сокращаются мимическая мускулатура, дергаются конечности, зажмуриваются глаза и т.п.;
    • голосового (вокального) – проявляется повышенный тонус мышц языка, гортани и глотки, что сопровождается звуковыми эффектами; здесь имеет место покашливание, шмыгание носом, реже – выкрики, произнесение отдельных слов.

    БТ представляет собой заболевание семейного типа, имеющее генетическое основание – т.е., является наследственным. Ряд исследователей выдвигает версию о недостаточном формировании определенных отделов головного мозга (подкорковых ганглиев) как причине БТ.

    Видео-фильм об этой патологии:

    Для диагностики синдрома Туретта используют его описание и определение, приводимое в классификаторе МКБ-10.

    Здесь он относится к классу «Тики» – фигурирует под шифром F95.2, а сам раздел имеет название «Комбинирование вокализмов и множественных моторных тиков».

    Синдром Жиля де ля Туретта имеет волнообразную форму протекания. Развиваясь постепенно, к начальным симптомам и признакам последовательно присоединяются новые характерные особенности заболевания.

    Общепринятыми считают такие показатели:

  • обязательное сочетание (пусть и не одновременное) как нескольких моторных тиков, так и хотя бы одного голосового в течении определенного промежутка времени;
  • форма проявления тиков: в течение дня они обнаруживаются многократно (сериями), длятся почти каждый день в течении года и более (затем, с перерывом не более 3-х месяцев);
  • затрудненность адаптации к обыденным условиям социума и наличие дистресса (стресса хронической природы);
  • дебют БТ в возрастной период до 18 лет;
  • проявления болезни не являются следствием приема каких-либо веществ.
  • СТ во взрослом возрасте привносит неблагоприятный фон в жизнедеятельность человека, создавая негативное психологическое состояние. Проявление болезни не позволяет адекватно адаптироваться в процессе коллективной деятельности, человек не может реализовать себя в какой-либо из публичных профессий.

    Специалисты также подчеркивают наличие у пациентов с БТ сопутствующих психических расстройств, синдромов:

  • нарушенного внимания;
  • повышенной активности;
  • навязчивых состояний.
  • Полный синдром Туретта – наиболее тяжелая его форма, у взрослых пациентов сопровождается значительной социальной дезадаптацией, которая, в свою очередь, «выливается» в:

  • неадекватные психические и поведенческие реакции,
  • сложности в способности контролировать себя и свои поступки,
  • значительное снижение обучаемости и работоспособности в молодые и зрелые годы.
  • Проявление начала СТ у детей связывают с появлением локальных тиков – лицевых и подергиванием плеч.

    Во временной период 6 мес. – 3 года осуществляется расширение гиперкинезов (внезапных непроизвольных движений) на все конечности, как верхние, так и нижние.

    Проявление гиперкинезов весьма разнообразно:

  • поворачивание головы;
  • вздрагивание;
  • сгибание-разгибание пальцев, рук вообще.
  • Для СТ в детском возрасте специалисты выделили ряд характерных симптомов:

  • ретроколлис – когда голова опрокидывается назад;
  • приседание и подпрыгивание;
  • сокращение мышц живота.
  • Современный подход к реабилитации больных с СТ включает комплекс методов, направленных на минимизацию воздействия на организм человека и его личность симптомов болезни.

  • Фармакотерапия. Важно подобрать «мишень» для воздействия медикаментами: при СТ это могут быть тики, синдромы дисфункции внимания или гиперактивности, проявления навязчивых состояний. Если именно эти факторы – причина дезадаптации пациента, лишь тогда назначаются лекарственные препараты (нейролептики, бензодиазепиновый ряд).
  • Психотерапия. Специалисты настаивают на психопедагогическом воздействии, направленном на выработку адекватного восприятия заболевания, создания условий для формирования навыков обучения, социальных навыков и способностей к трудовой деятельности.
  • Самостоятельная работа пациента. Здесь речь о тренировки самоконтроля, аутогенных тренировках, помогающих повысить волевое воздействие психики на собственные физиологические проявления. Исследования показывают, что у 1/3 больных СТ внезапные непроизвольные движения (гиперкинезы) могут прекращаться, еще у 1/3 – снижается их выраженность и частота, и лишь у оставшейся части симптоматика сохраняется в старшем возрасте.
  • Примером служат известные люди, которые тоже болеют Синдромом Туретта, хоть это и единичные случаи.

    Так, несменный вратарь сборной США по футболу Тим Ховард не только реализовал себя в публичной профессиональной сфере, но и многие годы успешен как спортсмен, надежно защищающий ворота футбольных команд, за которые выступает.

    Хотя о полном устранении симптоматики БТ специалистам говорить не приходится, добиться относительных улучшений – в плане самоконтроля, овладения своим психическим состоянием и привыкания к особым социальным условиям жизни – способен чуть ли не каждый пациент с БТ.

    psihbolezni.ru

    Что такое синдром отличницы (комплекс отличника) у взрослых и как от него избавиться?

    Существуют люди-перфекционисты, которым кажется, что если они не делают все идеально, то не заслуживают любви и лояльного отношения окружающих. Причина тому — синдром отличницы (комплекс отличника), предпосылки которого появляются в детстве. Зависимость от одобрения извне и вечное чувство долга — основные черты их личности. Но такое стремление быть значимыми не всегда совпадает с ответной реакцией социума, где каждый занят собой. Поэтому у этих людей часто возникают негативные эмоции и занижается самооценка.

    Психологи предлагают несколько эффективных способов избавиться от такого синдрома.

    Синдром отличницы (комплекс отличника), или перфекционизм, — это желание делать все идеально, преуспевать во всех сферах жизни и обязательно получать высокую оценку окружающих. Чаще этим страдают женщины, которые в детстве были примерными ученицами и всесторонне развитыми детьми. Но этот комплекс присущ и представителям мужского пола. В подсознании откладывается установка «я достоин любви и хорошего отношения, только если я со всем справляюсь идеально». И когда получается выполнить не все или не так, как хочется, или старания остаются незамеченными, назревает внутренний конфликт.

    Ярким примером являются женщины, которые изо всех сил пытаются безупречно выглядеть, быть идеальными мамами и хозяйками, строить карьеру и дополнительно развиваться. В реальной жизни держать такую высокую планку крайне трудно — не всегда все получается и рано или поздно одолевает усталость. Невыполнение поставленных задач должным образом расстраивает человека. Эти переживания подкрепляются осуждением и неодобрением окружающих, привыкших к «Мисс-Успеваю-Все-И-Делаю-Это-Идеально» и воспринимающих их достижения как должное, а промахи — как преступление.

    Отличительными особенностями личности с синдромом отличницы (комплексом отличника) считаются:

  • гиперответственность — они берут на себя многое: воспитание, материальное благополучие, организацию досуга, ведение хозяйства, контроль всех сфер жизни близких, свой безупречный внешний вид;
  • перфекционизм — все, что они делают, должно быть выполнено идеально, согласно планке, поставленной ими самими, иначе они чувствуют себя угнетенными, разбитыми и ни на что не способными, но в реальном мире не все зависит от одного человека и достичь идеала не просто;
  • зависимость от одобрения окружающих — каждый шаг должен быть признан, каждое достижение сопровождаться похвалой, потому что людям с этим комплексом кажется, что без успешного выполнения всех поставленных задач они не достойны любви, соответственно они не умеют воспринимать и ценить себя такими, какие они есть;
  • неумение проигрывать — женщины и мужчины с этим синдромом болезненно переносят ситуации, в которых кто-то из знакомых оказывается лучше, успешнее, им спокойно только тогда, когда другие оказываются слабее;
  • неумение веселиться от души и посмеяться над собой;
  • невосприятие критики со стороны — каждое замечание, даже объективное, снижает самооценку до минимума и вводит в депрессивное состояние;
  • страх рисковать — они боятся выходить из зоны комфорта и привычного образа «рабочей лошадки», редко открывают собственный бизнес и начинают с «нуля», переезжают в другие места, ведь тогда они не смогут быть в окружении людей, знающих об их репутации. Личности необходимо самой себе давать оценку, а они этого не умеют.
  • Вопреки стремлению быть идеалом во всем, люди с синдромом отличника зачастую менее успешны, чем их ровесники, относящиеся к жизни значительно проще и время от времени пускающие ситуацию на самотек.

    Синдром отличницы формируется в детстве и связан с процессом социализации. Основные его причины:

  • 1. Родители и педагоги, имея скудные познания в возрастной психологии или перенимая опыт своих воспитателей, хвалят ребенка только за безупречные результаты, не учитывая индивидуальные особенности личности. Позже максимально качественное выполнение любого задания становится привычным и за это хвалить перестают, победы не обсуждаются как что-то незаурядное, они кажутся нормой. Поэтому делать все наилучшим образом становится для ребенка нормой, других вариантов не рассматривается.
  • 2. Взрослые часто сравнивают ребенка с его «более успешными» сверстниками, надеясь стимулировать его развитие. Быть лучше других ребят становится самоцелью, девочка или мальчик перестают наслаждаться процессом выполнения задания, для них важнее всего — чтобы результат был самым ярким.
  • 3. Взрослые и сверстники начинают замечать только неудачи, первые — критиковать и ругать за них, вторые — злорадствовать и дразнить.
  • 4. Родители навязывают ребенку круг общения, подбирая «ровню» только из числа других «успешных» детей, что впоследствии лишает его возможности выбора, и он знакомится только с «правильными» людьми.
  • Перфекционисту, находящемуся в среде себе подобных, трудно строить с ними искренние доверительные отношения, потому что каждый хочет быть лучше других и общение сводится к конкуренции.

    Комплекс отличника сказывается на всех сферах жизни и мешает ее нормальному течению. Выражается это в следующих проблемах:

    1. 1. В работе. Перфекционисту тяжело переносить успех коллег, он изо всех сил старается быть успешнее, что сказывается на взаимоотношениях в коллективе. Такого человека обычно ставит в пример начальник, а другие сотрудники недолюбливают и обсуждают за спиной. Желая выполнить задание идеально, он задерживается на работе дольше всех, жертвуя отдыхом и сном. Личности с синдромом отличника болезненно реагируют не только на критику, но и на игнорирование, воспринимая его как показатель недостаточно качественного выполнения работы. Поэтому они часто не любят свою работу и боятся каких-то итоговых совещаний, на которых они могут услышать замечания или остаться без оценки. Кроме того, такие люди редко бывают креативными и творческими, они работают в установленных рамках и добросовестно выполняют задания ради одобрения и признания.
    2. 2. В личной жизни. Чаще синдром проявляется у девушек — они думают, что если они не будут выглядеть идеально, готовить как шеф-повара, дарить подарки и делать сюрпризы на праздники, устраивать фееричный секс, зарабатывать наравне с парнем или больше и держать в идеальном порядке дом, то они недостойные жены и не заслуживают любви. Все их старания направлены только на положительную оценку партнера. Он может ее не озвучивать по нескольким причинам: плохое воспитание, несовпадение у супругов понятий об идеале, недовольство ее действиями. В этом случае у женщинывозникает сначала внутренний конфликт, основанный на мыслях о собственном несовершенстве, который переходит в скандалы «ты меня не ценишь и не любишь» или «я плохая и все делаю не так». Усиливается он постоянной нервозностью из-за усталости, которая накапливается в погоне за совершенством. Мужчины часто не понимают, за что именно их так критикуют, нервничают и в половине случаев устают от истерик на пустом (как им кажется) месте и уходят к более беспечным и легким девушкам, с которыми можно смеяться и дурачиться от души, поедая доставленные курьером суши в квартире с грязным полом.
    3. 3. В воспитании детей. Мамы и папы с синдромом отличников слишком требовательны к своим детям. Они часто сравнивают их со сверстниками и делают все, чтобы их ребенок оказался лучше, навязывая ему свои идеалы. Они водят детей в несколько кружков с твердым убеждением, что так надо, ругают их за плохие отметки и оставляют незамеченными хорошие. Стараясь «всесторонне развить» малыша с помощью насыщенного графика секций и репетиторов, тщательно следя за порядком в доме и успехами в работе, они редко уделяют внимание главному — искреннему общению и заботе. Дети с сильной психикой, когда подрастают, преподносят родителям сюрпризы-протесты: общение с ребятами из неугодных родителям компаний, примыканием к субкультурам и сектам, вредные привычки и неожиданно смелые решения, например, бросить школу или стать не тем, кем хотят папа и мама. Дети с более слабой психикой сами приобретают синдром отличника.
    4. 4. Во взаимоотношениях с друзьями и незнакомыми людьми. Основные трудности в общении, возникающие у людей-перфекционистов, основываются на их неискренности, страхах проявить свою настоящую сущность и желании всем доказать, что они лучше. Они критикуют тех, кто не соответствует их требованиям и идеалам, конкурируют с подобными себе, а это отталкивает людей. Поэтому они способны выстроить дружбу только со слабыми ведомыми людьми, которые признают превосходство и не рискуют критиковать. В обществе с незнакомцами, которые не знают о их былых достижениях, женщинам и мужчинам с синдромом отличников трудно, и они начинают вести себя вызывающе, рассказывая о своих победах и достоинствах, рассчитывая на признание. В ситуациях, когда обстановка должна быть непринужденной, подобные личности вызывают антипатию и нежелание общаться. Любое замечание или нелестный отзыв воспринимается болезненно и может испортить настроение на длительное время.
    5. Избавиться от комплекса отличника можно самостоятельно или прибегнув к помощи квалифицированных специалистов. В большинстве случаев достаточно консультации психолога, но иногда, если масштабы проблемы велики, может понадобиться и психотерапевт. Чаще всего борьба с перфекционизмом включает в себя следующие методы:

    6. 1. Беседовать с психологом, который поможет расставить приоритеты и обьяснить, почему чрезмерное стремление быть идеалом во всем не только не улучшает жизнь, но и портит ее. Он подскажет, как повысить самооценку и избавиться от зависимости от мнения окружающих. Эффективна в этом случае телесно-ориентированная психотерапия. Рекомендуется посещать групповые и семейные сеансы. Первые позволяют посмотреть на людей с такой же проблемой со стороны и более объективно оценить себя, вторые привлекают самых близких людей, которые помогают принять себя без каких-либо достижений. Важно, чтобы члены семьи научились поддерживать перфекциониста в те периоды, когда он волнуется или если у него что-то не получилось.
    7. 2. Ввести правило в семье — каждый день обниматься, целоваться, признаваться в любви и хвалить без повода, просто за то, что близкие есть друг у друга. Перфекционисту, желающему избавиться от своего комплекса, важно понять, что его можно любить за многое: способность выслушать и поддержать разговор, за улыбку, естественную красоту, доброту.
    8. 3. Один день в неделю забывать о всех проблемах и делах и просто отдыхать: веселиться на аттракционах, смотреть комедии, лежать в постели, ходить в рестораны или в гости к друзьям, родственникам.
    9. 4. Заняться чем-то экстремальным, высвободив настоящие эмоции.
    10. 5. Начать что-то с нуля — освоить новую профессию, получить дополнительное образование, открыть собственное дело. Важно перешагнуть черту, потерпеть первые неудачи и осознать, что ничего страшного в них нет и они — неотъемлемая часть личностного развития, нужный опыт.
    11. 6. Заняться искусством, можно в рамках арт-терапии. Прислушаться к своим ощущениям — если это доставляет удовольствие, то продолжить посещать секцию. Выбрать из творческих людей тех, кто близок по духу, а не достижениям, и расширить круг своего общения более искренними отношениями.
    12. 7. Научиться делать что-то для себя: прогулять работу при плохом самочувствии, не сдать отчет вовремя из-за желания выспаться. Выслушивая критику и недовольство начальства, нужно думать о том, что это всего-лишь мнение человека, занимающего свою должность. Перфекциониста как личность такие высказывания не характеризуют, он имеет право действовать, учитывая свои интересы. Действенной практикой для женщины станет «овощной отдых» в свой выходной — отправиться в СПА-салон и убедить себя, что она этого заслуживает, как никто другой, а грязная посуда никуда не денется и ужин можно заказать с доставкой. Действенным способом станет художественная фотосессия в стиле ню у профессионала. Она поможет выйти за рамки, посмотреть на себя со стороны, осознать свою привлекательность, что способствует повышению самооценки.
    13. 8. Кардинально изменить имидж, отказавшись от стереотипов. Афро-косички, стрижка «под мальчика», пирсинг, тату, рваные джинсы вместо офисной одежды и другие «неформальные» новшества помогут почувствовать себя свободнее и беззаботнее.
    14. Главное, что нужно сделать личности с комплексом отличника, это стать для себя главным человеком, быть собой, понять, что ничего плохого в недостатках нет, иначе они не были бы присущи абсолютно всем людям. Принять и полюбить себя в любом образе станет легче, если осознать, что чужим людям достижения перфекциониста безразличны.

      feelcontrol.net

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Navigation