Система ответа на стресс

Стресс – это плохо или хорошо?

В современных энциклопедиях существует несколько толкований столь популярного в настоящее время понятия «стресс». И так, в психологиистресс – это реакция организма (психическая, физическая, эмоциональная, химическая) на все то, что его пугает, раздражает или угрожает. Основатель теории стресса, чешский ученый Ганс Селье, в ходе своих исследований пришел к выводу, что стрессом можно назвать неспецифическую защитную реакцию организма на неблагоприятные факторы, нарушающие его спокойное существование. Появилось это понятие в 1936 году. В техническом значение термин означал «давление», «напряжение».

Все эти определения доходчиво и просто создают представление об этом состоянии. Однако чтобы понять, что такое стресс, нет необходимости заглядывать в энциклопедии – достаточно осмотреться вокруг.

В наш стремительный век все спешат, куда-то бегут, стараются все успеть. У каждого из нас складываются свои определенные представления об окружающем, формируются потребности, вырабатывается система требований. Несоответствия наших представлений и реальности, порождают неудовлетворенность. Одно дело, когда эта неудовлетворенность подталкивает к дальнейшему развитию, самосовершенствованию, другое, когда она вызывает агрессию на весь мир, который разрушил мечты о счастье.

Стрессы врываются в нашу жизнь на парковке, в маршрутках, в ссорах с близкими, на «ковре» у начальства… Этот перечень можно продолжать до бесконечности.

Можем ли мы жить, избегая стрессов? Наука на это отвечает однозначно – нет. Жизнь не терпит стабильности, и именно она и является основным источником стресса.

  • Ухудшение памяти
  • Невозможность сосредоточиться
  • Постоянное чувство усталости
  • Частые ошибки
  • Повышенная возбудимость
  • Быстрая речь
  • Повышенная тревожность
  • Неудовлетворенность своей работой
  • Потеря чувства юмора
  • Жалость к себе
  • Излишнее упрямство
  • Бессонница
  • Увлеченность алкогольными напитками
  • Чувство ненасыщаемого голода или плохой аппетит
  • Снижение темпов деятельности.
  • Естественно, все перечисленные признаки стресса могут не наблюдаться все вместе. Проявление нескольких из них уже говорит о серьезных проблемах. В некоторых случаях признаки стресса прячутся за болями неизвестной этиологии. Отличить их от заболевания может только опытный врач-терапевт. Однако некоторые признаки стресса принимают вид настоящих заболеваний, например, гипертонии, язвы желудка, артрита.

    В зависимости от результата в психологии различают следующие виды стресса:

  • Эустрессы («полезные» стрессы). Для успешного существования каждому из нас необходима некоторая доза стресса. Именно она является движущей силой нашего развития. Это состояние можно назвать «реакцией пробуждения». Оно сродни пробуждению ото сна. Чтобы утром пойти на работу необходимо встать с кровати и проснуться. Для достижения рабочей активности нужен толчок, небольшая порция адреналина. Эту роль и выполняют эустрессы.
  • Дистрессы (вредные стрессы), возникающие при критическом напряжении. Именно это состояние и отвечает всем представлениям о стрессе.
  • В какую сторону сместятся виды стресса, зависит от ряда обстоятельств и индивидуальных особенностей личности. Дистресс может быть вызван в качестве ответа на конкретную ситуацию. Но чаще всего это явление носит «накопительный» характер, вследствие которого сопротивляемость организма постепенно снижается, а затем исчезает совсем. Такое состояние долго длиться не может, оно способно перерасти в болезнь.

    В зависимости от факторов, вызвавших стресс, известны следующие виды стресса:

    • Психологический — вызывают фрустрирующие, неблагоприятные отношения с социумом.
    • Физиологический стресс – результат чрезмерных физических нагрузок, плохого нерегулярного питания, недосыпания.
    • Информационный стресс провоцирует избыток или дефицит информации при принятии решения. В затруднительное положение ставит и избыток информации, который включает слишком большое количество факторов, которые следует учитывать в момент принятия решения, и ее недостаток, при котором нет четкой определенности.
    • Эмоциональный стресс вызывают излишне сильные чувства. Возникает он в опасных для жизни ситуациях или в результате радостных и неожиданных событий. Причины стресса, в этом случае, — сообщение о повышении на службе, рождении ребенка, предложение руки и сердца и пр.
    • Управленческий стресс провоцирует высокая ответственность за принимаемое решение.
    • Причины стресса в науке принято называть стрессорами. Соответственно ученые выделяют три группы стрессоров.

      Первая – это неподвластные нам стрессоры. К ним относят: погоду, цены, инфляцию, привычки других людей, действия правительства, налоги. Под их воздействием можно до изнеможения нервничать о возросших тарифах, действиях неопытного водителя, но кроме повышения артериального давления и концентрации адреналина, ничего не изменится. Намного эффективнее будет применение техники позитивной визуализации, мышечной релаксации, приемов медитации и дыхательных упражнений.

      Вторая включает явления и события, которые мы добровольно превращаем в проблемы. К этой группе относятся все виды беспокойства о прошлых событиях, которые уже не в силах изменить, и о будущем.

      Третья – это стрессоры, которые нам подвластны. К ним относятся не конструктивные действия, неспособность планировать свое время, неумение определять приоритеты, некоторые трудности в межличностном взаимодействии.

      В этом ключе важно отметить, что стрессор – это лишь повод для его начала, причиной нервно-психического расстройства мы делаем его сами.

      Так для кого-то разбитая чашка – это пустяк, а для кого-то повод для развода. Таким образом, в обоих случаях стрессор один, а реакцию он вызывает разную. Еще одним ярким примером стал рассказ А.П. Чехова «Смерть чиновника». Герой повествования чихнул и нечаянно обрызгал слюной генеральскую лысину. Переживания, которые последовали за этим событием, вызвали его смерть.

      Причины стресса подкарауливают нас каждую секунду, другое дело как мы на них реагируем. Объяснить это можно с точки зрения физиологии. Человеческий мозг не может отличить реальную угрозу от кажущейся, и каждый раз, когда ситуация вызывает опасение, он реагирует как на настоящую угрозу.

      Опасность таких ситуаций заключается в постепенном привыкании организма к враждебной среде. Он постоянно находится в «боевой» готовности, что способствует возникновению хронического стресса. В психологии это понятие трактуется, как результат длительного пребывания в чрезмерно опасной обстановке. Оно как нельзя лучше характеризует агрессивную действительность современного бизнес-мира.

      Чтобы иметь полное представление о том, что такое стресс, следует рассмотреть стадии стресса или этапы его развития.

      Стадии стресса характеризуют динамику развития внутреннего напряжения:

    • Первая – мобилизация, характеризуется ростом напряжения, интенсивности реакций, ускорением способностей воспроизводить информацию, запоминать. В этот момент повышается четкость познавательных процессов. Эта стадия способствует повышению производительности и результативности в деятельности.
    • Вторая – дезадаптация, переход во внутренний стресс. Переход на этот уровень происходит в результате затянувшегося стресса. Появляется реакция запретного торможения, которая проявляется в снижении качества деятельности. В поведении наблюдается неорганизованность, происходит потеря части информации, теряется четкость ее передачи, принимаются решения, без учета последствий.
    • Третья – дезорганизация, характеризуется спадом внутренней активности, нервным истощением. Возникает она в случае продолжения стрессового нагрузки. В результате могут произойти нарушения внутренней регуляции поведения, поведение становится неадекватным ситуации. Длительное переживание стресса третьей стадии способно привести к серьезным заболеваниям. На этой стадии необходима помощь специалистов: психологов, терапевтов, психотерапевтов, психоневрологов.

    Стресс – это не приговор. С ним нужно и можно бороться. Организм человека устойчив и имеет колоссальный потенциал, способный его восстановить. Однако этот механизм восстановления работает тогда, когда разум еще не отравлен влиянием расстройства.

    В психологии существует ряд методик, направленных на избавление от стресса. подробнее о них читайте в статье Как самостоятельно справиться со стрессом.

    Одной из самых популярных считается «позитивная визуализация». Ее применение позволит избавиться от отрицательных эмоций. Заключается она в сознательном мысленном воссоздании неприятной ситуации, но с некоторой корректировкой. Например, представьте человека, нанесшего вам обиду в нелепой шляпке с бантом или же неприличном костюмчике. Здесь неважен воссоздаваемый образ, важен результат, он должен вызвать у вас смех, изменение негативных эмоций.

    Хороший результат дает методика, предлагающая взглянуть на стрессы с более высоких позиций.

  • Оцените стресс с позиции высоких моральных принципов, а не с позиций мещанских разборок.
  • Закулисте стресс. Жизнь — театр, и в трудные ее моменты, мы вправе выйти «за кулисы».
  • Взгляд «с балкона». Мысленно «посмотрите» на проблему сверху. Как с балкона люди кажутся маленькими, так и проблемы, кажущиеся неразрешимыми, сверху покажутся незначительными и смешными.
  • Можно «задышать» стресс. В экстренной ситуации применить упражнения по расслабляющему дыханию — медленный вдох и медленный длинный выдох. В свободное время «задышать» стресс при помощи аромата эфирных масел.
  • Попробуйте «заскандировать» стресс, повторяя позитивные утверждений типа: «Что не убивает нас, делает сильнее», «Чем громче выстрелы, тем я мужественнее».
  • Не менее эффективна методика «устранение причины стресса». Она подразумевает создание определенного стиля жизни без спешки, с принятием удовольствий, предлагаемых жизнью (фитнес, хобби, кружки по интересам, танцы). Суть методики – «хватит строить из себя мученика за грехи всего человечества».

    Большое значение в борьбе со стрессом имеют правильное питание и здоровый образ жизни. Но самое важное заключается в способности понять, что наиболее сильное средство против стресса – это научиться быть счастливым.

    indepress.ru

    Стресс(отангл.stress— давление, нажим, напор; гнёт; нагрузка; напряжение) —неспецифическая (общая) реакция организмана воздействие (физическое или психологическое), нарушающее егогомеостаз, а также соответствующее состояниенервной системыорганизма(или организма в целом). Вмедицине,физиологии,психологиивыделяют положительную (эустресс) и отрицательную (дистресс) формы стресса. По характеру воздействия выделяют нервно-психический, тепловой или холодовой, световой и другие стрессы.

    Впервые термин «стресс» в физиологию и психологию ввел Уолтер Кэннон(англ.Walter Cannon [1] ) в своих классических работах по универсальной реакции «бороться или бежать» (англ.fightorflight response) [2][3][4] .

    Знаменитый исследователь стресса канадскийфизиологГанс Сельев1936 годуопубликовал свою первую работу по общему адаптационному синдрому [5] , но длительное время избегал употребления термина «стресс», поскольку тот использовался во многом для обозначения «нервно-психического» напряжения (синдром «бороться или бежать»). Только в 1946 году Селье начал систематически использовать термин «стресс» для общего адаптационного напряжения.

    В частности, Селье описал такую триаду патологических изменений:

    1) Уменьшение вилочковой железы (тимуса), селезенки, лимфатических узлов, жировой ткани;

    2) Появление язв в желудочном — кишечном тракте;

    3) Увеличение коры надпочечников.

    В результате этих исследований, в 1936 г. Г.Селье сформулировал концепцию «общего адаптационного синдрома». Общий адаптационный синдром имеет три стадии: тревоги, резистенции (приспособления, адаптации) и истощения. (слайд 6)

    Первая стадия — стадия тревоги, в которой задействуются все защитные силы организма. Стадия тревоги характеризуется мобилизацией защитных сил организма путем перестройки нервной системы и гормональной системы за счет преобладания катаболических процессовов над анаболическими. Ее иногда называют «стрессом ожидания», или «предстартовой лихорадкой». Таково, например, состояние студентов перед экзаменами, спортсменов на старте, больных накануне операции. Здесь необходимо помнить, что чем сильнее волнуется человек на этом этапе, тем хуже он будет защищен в дальнейшем: растратив энергию и потеряв силы, он становится похожим на спортсмена, «перегоревшего» на старте. С другой стороны, сохранение «олимпийского» спокойствия влечет за собой отсутствие должной мобилизации сил, необходимых

    для отражения стресса.

    Вторая стадия — стадия постепенного приспособления к трудной ситуации и активное ей сопротивление. На этой стадии организм переходит в новое гомеостатическое состояние, в соответствие с новым условиям воздействия, главным признаком чего является вновь (как и в норме, но на другом уровне) преобладание анаболических процессоров над катаболическимии.

    3 стадия — стадия нервного и физического истощения. Это самая опасная фаза

    стрессовой ситуации является следствием невосполнимой растраты энергии на двух предыдущих стадиях. Чрезмерные или длительные стрессовые перегрузки, подводящие к 3 стадии, крайне опасны, так как могут привести к самым разным заболеваниям нашего организма и психики («болезням стресса») — депрессиям и неврозам, гипертонии и диабету, инфаркту миокарда и инсульту, нарушениям иммунной системы.

    Общий адаптационный синдром – это – совокупность неспецифических реакций всего организма, носящих приспособительный и защитный характер и возникающих в ответ на чрезвычайно сильные повреждающие воздействия. Современному понятию «стресс» в концепции Г.Селье соответствуют первые две стадии, а последняя стадия (стадия истощения) иначе была названа самим Г.Селье «дистрессом».

    Развивая концепцию стресса, Г. Селье в 1938 г. [7] предложил концепцию краткосрочной и среднесрочной адаптации (адаптации взрослых особей на временах, заметно меньших времени жизни), основанную на понятии адаптационной энергии.

    Концепция адаптационной энергии позволяет описывать индивидуальные адаптационные различия как различия в распределении адаптационной энергии по структурно-функциональной схеме системы адаптации (а также в количестве этой энергии). Сама эта схема может быть сложна, но едина внутри данного вида (для определенности, Селье рассматривает взрослых особей одного пола). В ряде конкретных физиологических экспериментов Селье показал, что перераспределение этого ресурса повышает сопротивляемость одним факторам и в то же время снижает сопротивляемость другим. Концепция адаптационной энергии приобрела «аксиоматическую» форму [8] (кавычки означают, что эти аксиомы не дают истиннойаксиоматикив математическом смысле):

    Адаптационная энергия имеется в ограниченном количестве, заданном от рождения.

    Существует верхнее ограничение на количество адаптационной энергии, которое может быть использовано индивидом в любой момент (дискретного) времени. Это количество может быть сконцентрировано на одном направлении или распределено между различными направлениями ответа на множественные вызовы окружающей среды.

    Существует порог воздействия внешнего фактора, который должен быть перейден, чтобы вызвать адаптационный ответ.

    Адаптационная энергия может быть активна при двух различных уровнях компетентности: первичный уровень, при котором порождение ответа происходит в ответ на высокий уровень фактора, с высокими затратами адаптационной энергии и вторичный уровень, на котором ответ порождается на низком уровне воздействия, при малых расходах адаптационной энергии.

    Негативный тип стресса, с которым организм не в силах справиться. Он подрывает здоровье человека и может привести к тяжелым заболеваниям. От стресса страдает иммунная система. В стрессовом состоянии люди чаще оказываются жертвамиинфекции, поскольку продукция иммунных клеток заметно падает в период физического или психического стресса.

    Эмоциональным стрессом называют эмоциональные процессы, сопровождающие стресс, и ведущие к неблагоприятным изменениям в организме. Во время стресса, эмоциональная реакция развивается раньше других, активизируявегетативную нервную системуи еёэндокринное обеспечение. При длительном или многократно повторяющемся стрессе эмоциональное возбуждение может застаиваться, а функционирование организма — разлаживаться. [15]

    Психологический стресс, как вид стресса, понимается разными авторами по-разному, но многие авторы определяют его как стресс, обусловленный социальными факторами

    Известный зарубежный психолог Ганс Селье,основоположник западного

    учения о стрессах и нервных расстройствах, определил следующие стадии стресса

    1. непосредственная реакция на воздействие (стадия тревоги);

    2. максимально эффективная адаптация (стадия ресистентности);

    3. нарушение адаптационного процесса (стадия истощения).

    Выделяют следующие виды стрессов (слайд 2):

    информационный стресс — состояние информационной перегрузки, когда индивид: — не справляется с поставленной задачей; — не успевает принимать правильные решения в требуемом темпе, будучи ответственным за последствия принятых решений;

    — посттравматический стресс — психологическое состояние, которое возникает в

    результате психотравмирующих ситуаций, выходящих за пределы обычного человеческого опыта и угрожающих физической целостности субъекта или других людей. Травмирующие воздействия могут быть вызваны военными действиями, природными

    катастрофами, террористическими актами (например, взятием в заложники, насилием, пытками),

    изнасилованием, а также длительными и тяжёлыми болезнями или смертью близких людей.

    физиологический стресс, связанный с физическими нагрузками.

    эмоциональный стресс — напряжение неспецифических адаптационных реакций организма на патогенное воздействие внешней среды, опосредованное чрезвычайными по силе или длительными отрицательными эмоциями.

    Релаксация как метод борьбы со стрессом

    Автоматическая реакция тревоги состоит из трех последовательных фаз (согласно теории Г. Селье):

    Иными словами, если наступает стресс, то вскоре стрессовое состояние идет на убыль — человек так или иначе успокаивается. Если же адаптация нарушается (или вообще отсутствует), то возможно возникновение некоторых психосоматических заболеваний или расстройств.

    Следовательно, если человек хочет направить свои усилия на сохранение здоровья, то на стрессовый импульс он должен осознанно отвечать релаксацией. С помощью этого вида активной защиты человек в состоянии вмешиваться в любую из трех фаз стресса. Тем самым он может помешать воздействию стрессового импульса, задержать его или (если стрессовая ситуация еще не наступила) ослабить стресс, предотвратив тем самым психосоматические нарушения в организме.

    Активизируя деятельность нервной системы, релаксация регулирует настроение и степень психического возбуждения, позволяет ослабить или сбросить вызванное стрессом психическое и мышечное напряжение.

    Релаксация — это метод, с помощью которого можно частично или полностью избавляться от физического или психического напряжения. Релаксация является очень полезным методом, поскольку овладеть ею довольно легко – для этого не требуется специального образования и даже природного дара. Но есть одно непременное условие – мотивация, т.е. каждому необходимо знать, для чего он хочет освоить релаксацию.

    Методы релаксации нужно осваивать заранее, чтобы в критический момент можно было запросто противостоять раздражению и психической усталости. При регулярности занятий релаксационные упражнения постепенно станут привычкой, будут ассоциироваться с приятными впечатлениями, хотя для того чтобы их освоить, необходимо упорство и терпение.

    Профессиональный стресс — это напряженное состояние работника, возникающее у него при воздействии эмоционально-отрицательных и экстремальных факторов, связанное с выполняемой профессиональной деятельностью. Различают такие разновидности профессионального стресса, как информационный, эмоциональный и комму­никативный стресс.

    Источники профессионального стрессаРассмотрим факторы, которые могут вызвать профессиональный стресс. Купер и Маршалл исследовали источники стресса «белых ворот­ничков» и выявили следующие их группы: Факторы профессионального стресса, связанные с трудовой деятельностью: перегрузи или недогрузки работой. Перегрузка работой ставит человека перед проблемой, может ли он справиться с заданием. В этом случае обычно возникает беспокойство, фрустрация (чувство крушения), а также чувство безнадежности и материальных потерь. Однако недогрузка может вызвать точно такие же чувства. Работник, не получающий работы, соответствующей его возможностям, обычно чувствует фрустрацию, беспокойство относительно своей ценности и положения в социальной структуре организации и ощущает себя явно невознагражденным. плохие физические условия труда, например, отклонение в температуре помещения, плохое освещение или чрезмерный шум; дефицит времени (когда все время чего-то не успеваешь); необходимость самостоятельного принятия решения. Факторы стресса, связанные с ролью работника в организации: ·ролевая неопределенность, например недостаточная инфор­ мированность о профессиональных обязанностях и соответствую­ щих ожиданиях со стороны коллег и начальства. Люди должны иметь правильное представление об ожиданиях руководства — что они должны делать, как они должны делать и как их после этого будут оценивать;·ролевой конфликт, когда субъект считает, что он делает то, чего не должен или чего не желает делать. Конфликт ролей может также произойти в результате нарушения принципа единоначалия. Два руководителя в иерархии могут дать работнику противоречивые указания; ·ответственность за других людей и за какие-то вещи (за обо­ рудование, за бюджет и т. п. ). Заметим, что ответственность за людей более стрессогенна;·слишком низкая ответственность, больно бьющая по само­ любию и очень расхолаживающая в работе;·малая степень участия в принятии решений в организации. Факторы стресса, связанные с взаимоотношениями на работе: ·взаимоотношения с руководством, подчиненными, кол­ легами. Интересно, что для руководителей с научной и технической ориентацией отношения с другими людьми менее значимы, чем для руководителей, ориентированных на человеческие контакты;·трудности в делегировании полномочий (например, отказ подчиненных выполнять распоряжения руководителя). Факторы, связанные с деловой карьерой: ·два основных стрессогенных фактора — профессиональная «неуспешность» и боязнь ранней отставки; ·статус несоответствия, медленное или слишком быстрое продвижение, фрустрация из-за достижения «предела» своей карьеры;·отсутствие гарантированной работы (постоянное ожидание каких-то изменений, нестабильность);·несоответствие уровня притязаний данному профессиональ­ ному статусу.·Факторы, связанные с организационной структурой и психоло­ гическим климатом:·неэффективное консультирование (невозможность получить своевременную квалифицированную помощь по ряду важных воп­ росов);·ограничение свободы поведения, интриги и т. п.

    Стадии проживания горя: Отрицание > Агрессия > Торги > Депрессия > Принятие

    Первая стадия проживания горя наступает сразу после того, как человек узнал о горе. Это «Отрицание». Оно может выразиться и в простом — переспрашивании. Человек может снова и снова, словно не расслышал или не понял, уточнять слова и формулировки, в которых он получил горькое известие. На самом деле в данный момент он не плохо слышит, а не хочет верить, что что-то уже произошло. А иногда, переживание потенциально настолько сильно, что человек его физически не может «подпустить» и может просто забыть о горе до тех пор, пока не будет готов его пережить. Решения, принятые на данном этапе будут неверны, так как у человека нет точного понимания ситуации. Как бы подробно ему не объясняли её — он искажает своё восприятие отрицанием.

    Второй этап проживания горя — «Агрессия». Человек не просто не верит — он активно сомневается в том, что ему сообщили, направляет агрессию на источник информации. В конструктивном ключе агрессия может быть направлена на причину, вызвавшую горе, но часто в жизненной ситуации не оказывается место подвигу — ничего изменить не удаётся. Это может привести к направлению агрессии на себя или на близких людей. Решения, принятые на этой стадии могут привести к негативным последствиям для отношений, принести урон имуществу и состоянию человека. В любом случае они будут приниматься с позиции силы.

    Третий этап проживания горя — «Торги». Человек направляет энергию второго этапа на то, чтобы «откупиться от горя». В этот момент он может обращаться к Богу, к любым высшим силам, с целью заключить сделку — я буду/не буду делать то-то и пусть всё вернётся к прежнему состоянию. Решения принятые в этот момент, это разные виды платы. Человек может платить изменением своего поведения, делать пожертвования, может решить посвятить время и силы чему-то связанному с причиной горя.

    Четвёртый этап проживания горя — «Депрессия». Эмоциональные реакции обедняются, нарушается сон и аппетит, появляется раздражение, слёзы не приносят облегчения. Решения принятые на данном этапе могут причинять вред себе и другим. Чаще всего они имеют характер ухода, снижения любой активности — у человека опускаются руки. Решения принимаются с позиции отсутствия сил.

    И наконец, пятый этап проживания горя — это «Принятие». Именно в этот момент человек может впервые разрыдаться, но эти слёзы принесут облегчение. Человек мыслями возвращается ко всему хорошему, что связано с тем, что принесло ему горе. Ситуация, вызвавшая горе, теперь воспринимается, как часть жизни — она имеет своё начало, развитие и завершение. Возвращается ощущение внутренней опоры, возвращаются силы и эмоции всего спектра, человек начинает задумываться о будущем. Только на пятом этапе человек может принимать решения о том, какие выводы сделать, изменять ли что-то и если да, то как. В этот момент он становится мудрее обычного.

    studfiles.net

    Стресс (от англ.  stress — давление, нажим, напор; гнёт; нагрузка; напряжение) — неспецифическая адаптационная (нормальная) реакция организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом). В медицине, физиологии, психологии выделяют положительную (эустресс) и отрицательную (дистресс) формы стресса. По характеру воздействия выделяют нервно-психический, тепловой или холодовой, световой и другие стрессы.

    Каким бы ни был стресс, «хорошим» или «плохим», эмоциональным или физическим (или тем и другим одновременно), воздействие его на организм имеет общие неспецифические черты.

    Впервые термин «стресс» в физиологию и психологию ввел Уолтер Кэннон (англ.  Walter Cannon ) в своих классических работах по универсальной реакции «бороться или бежать» (англ.  fight-or-flight response ).

    Знаменитый исследователь стресса канадский физиолог Ганс Селье в 1936 году опубликовал свою первую работу по общему адаптационному синдрому, но длительное время избегал употребления термина «стресс», поскольку тот использовался во многом для обозначения «нервно-психического» напряжения (синдром «бороться или бежать»). Только в 1946 году Селье начал систематически использовать термин «стресс» для общего адаптационного напряжения.

    Общий адаптационный синдром (ОАС)

    Впервые физиологический стресс описан Гансом Селье как общий адаптационный синдром. Термин «стресс» он начал использовать позднее.

    «Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявление ему требования […] Другими словами, кроме специфического эффекта, все воздействующие на нас агенты вызывают также и неспецифическую потребность осуществить приспособительные функции и тем самым восстановить нормальное состояние. Эти функции независимы от специфического воздействия. Неспецифические требования, предъявляемые воздействием как таковым, — это и есть сущность стресса

    — Ганс Селье, «Стресс жизни»

    Еще в 1920-е годы, во время обучения в Пражском университете, Селье обратил внимание на то, что начало проявления любой инфекции одинаково (температура, слабость, потеря аппетита). В этом в общем-то известном факте он разглядел особое свойство — универсальность, неспецифичность ответа на всякое повреждение. Экспериментами на крысах было показано, что они дают одинаковую реакцию как на отравление, так и на жару или холод. Другими исследователями была обнаружена сходная реакция у людей, получивших обширные ожоги.

    При стрессе, наряду с элементами адаптации к сильным раздражителям, имеются элементы напряжения и даже повреждения. Именно универсальность сопровождающей стресс «триады изменений» — уменьшение тимуса, увеличение коры надпочечников и появление кровоизлияний и даже язв в слизистой желудочно-кишечного тракта — позволила Г. Селье высказать гипотезу об общем адаптационном синдроме (ОАС), получившим впоследствии название «стресс». Работа была опубликована в 1936 году в журнале «Nature». Многолетние исследования Г. Селье и его сотрудников и последователей во всем мире подтверждают, что стресс является неспецифической основой многих заболеваний.

    Селье выделил 3 стадии общего адаптационного синдрома:

  • реакция тревоги (мобилизация адаптационных возможностей — возможности эти ограничены)
  • стадия сопротивляемости
  • стадия истощения
  • Для каждой стадии описаны характерные изменения в нервно-эндокринном функционировании.

    Изначально Селье рассматривал стресс исключительно как разрушительное, негативное явление, но позже Селье пишет:

    Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявление ему требования. […] С точки зрения стрессовой реакции не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или в адаптации.

    Позже Селье ввёл дополнительно понятие «положительный стресс» (Эустресс), а «отрицательный стресс» обозначил как дистресс.

    Адаптационная энергия

    Развивая концепцию стресса, Г. Селье в 1938 г. предложил концепцию краткосрочной и среднесрочной адаптации (адаптации взрослых особей на временах, заметно меньших времени жизни), основанную на понятии адаптационной энергии.

    Концепция адаптационной энергии позволяет описывать индивидуальные адаптационные различия как различия в распределении адаптационной энергии по структурно-функциональной схеме системы адаптации (а также в количестве этой энергии). Сама эта схема может быть сложна, но едина внутри данного вида (для определенности, Селье рассматривает взрослых особей одного пола). В ряде конкретных физиологических экспериментов Селье показал, что перераспределение этого ресурса повышает сопротивляемость одним факторам и в то же время снижает сопротивляемость другим. Концепция адаптационной энергии приобрела «аксиоматическую» форму (кавычки означают, что эти аксиомы не дают истинной аксиоматики в математическом смысле):

    1. Адаптационная энергия имеется в ограниченном количестве, заданном от рождения.
    2. Существует верхнее ограничение на количество адаптационной энергии, которое может быть использовано индивидом в любой момент (дискретного) времени. Это количество может быть сконцентрировано на одном направлении или распределено между различными направлениями ответа на множественные вызовы окружающей среды.
    3. Существует порог воздействия внешнего фактора, который должен быть перейден, чтобы вызвать адаптационный ответ.
    4. Адаптационная энергия может быть активна при двух различных уровнях компетентности: первичный уровень, при котором порождение ответа происходит в ответ на высокий уровень фактора, с высокими затратами адаптационной энергии и вторичный уровень, на котором ответ порождается на низком уровне воздействия, при малых расходах адаптационной энергии.
    5. В 1952 году Голдстоун предложил критику и развитие теории Селье. Он дополняет лабораторные эксперименты Селье описанием типичных клинических случаев, подтверждающих эту картину. Голдстоун утверждает, что такое описание адаптации с помощью адаптационной энергии чрезвычайно полезно. При этом он опровергает первую аксиому, согласно которой адаптационная энергия имеется в ограниченном количестве, заданном от рождения.

      Голдстоун предлагает концепцию постоянной продукции адаптационной энергии, которая может также накапливаться и храниться в ограниченном количестве, и демонстрирует что эта концепция даже лучше описывает эксперименты Селье, чем исходная идея постоянного адаптационного капитала. Он также использует работы Каррела, который изучал адаптацию к стимулам, лежащим ниже порога тревоги, и показал, что такие упражнения неспецифически усиливают («пробуждают») общую адаптационную реакцию, что противоречит чисто затратной концепции Селье, недостатки которой он впоследствии пытался преодолеть в своей концепции эустресса.

      Голдстоун утверждает, что постоянно поступающие слабые негативные стимулы постоянно встречаются и преодолеваются непрерывно действующей адаптацией. Инициализирующий эффект стимулов состоит в пробуждении системы адаптации и в приведении ее в состояние готовности к более быстрому и эффективному ответу. Более сильные стимулы могут потребовать большего расхода адаптационной энергии, чем ее производится; тогда адаптационный резерв пускается в дело, а если он израсходуется, то наступает смерть. Существует максимально возможная скорость потребления адаптационной энергии, и на этом максимуме организм не может справиться ни с каким дополнительным стимулом. Описано, как один стимул может влиять на индивидуальную возможность адаптационного ответа на другие стимулы; исход зависит от конкретной ситуации:

    6. Пациент, который не может справиться с болезнью, способен ее преодолеть после умеренного дополнительного стимула.
    7. В процессе адаптации к этому новому стимулу он может приобрести способность реагировать более интенсивно на все стимулы.
    8. В результате воздействия сильного стимула пациент может быть не в состоянии адаптироваться к дополнительному сильному стимулу.
    9. Если он успешно адаптируется к болезни, то эта адаптация может быть разрушена воздействием второго сильного стимула.
    10. Для некоторых заболеваний (в частности, заболеваний адаптации) воздействие свежего сильного стимула может победить заболевание. Это воздействие всегда связано с риском, но оно также может нормализовать работу системы адаптации.
    11. Аксиома Голдстоуна. Адаптационная энергия может производиться, хотя ее производство снижается в старости, она также может сохраняться в форме адаптационного капитала, хотя емкость для этого капитала ограничена. Если индивид тратит свою адаптационную энергию быстрее, чем производит, то он расходует свой адаптационный капитал и умирает при его полном истощении.

      Современные модели адаптации и адаптационной энергии базируются на идее лимитирующих факторов (впервые предложенной в 1828 г. К. Шпенглером и получившей известность в приложении к агроценозам после работ фон Либиха, 1840) и эволюционных принципах оптимальности, ведущих начало от работ Дж. Б. С. Холдейна. Адаптация представлена как эволюционно оптимальная система распределения адаптационной энергии на нейтрализацию наиболее вредных факторов.

      Стресс и фармакология

      Для терапии истощения нервной системы (которое возникает вследствие длительного (хронического) и/или интенсивного стресса) используют ноотропные лекарственные средства. Для симптоматического снижения выраженности стресса применяются анксиолитики, транквилизаторы.

      Дальнейшее развитие теории стресса

      Показано, что стресс (как классическая неспецифическая реакция в описании Г. Селье) — всего лишь одна из реакций, составляющих общую систему неспецифических адаптационных реакций организма, поскольку организм, как более чувствительная система, чем составляющие его подсистемы, реагирует на разные по силе и качеству раздражители, вызывающие колебания гомеостаза в пределах, в первую очередь, нормальных показателей, а стресс — это реакция на сильные раздражители.

      Описан эффект группового стресса, проявляющийся в группах и популяциях, находящихся в тяжелых условиях существования: в типичной ситуации при увеличении адаптационной нагрузки уровень корреляций повышается, а в результате успешной адаптации — снижается. Наибольшую информацию о степени адаптированности популяции к экстремальным или просто изменившимся условиям несут корреляции между физиологическими параметрами. На основе эффекта создан метод корреляционной адаптометрии. Метод систематически используется в задачах мониторинга.

      Применение метода множественной регрессии доказало возможность прогнозирования уровня стресса задолго до его наступления с целью выявления отдельных лиц (или групп лиц), особо подверженных стрессу. Данный метод позволяет не только заранее выявлять уровень стрессоустойчивости человека, но и с высокой точностью прогнозировать показатели уровня психического и соматического напряжения людей при стрессе.

      Понятие имеет два значения — «стресс, вызванный положительными эмоциями» и «несильный стресс, мобилизующий организм».

      Негативный тип стресса, с которым организм не в силах справиться. Он подрывает здоровье человека и может привести к тяжелым заболеваниям. От стресса страдает иммунная система. В стрессовом состоянии люди чаще оказываются жертвами инфекции, поскольку продукция иммунных клеток заметно падает в период физического или психического стресса.

      Эмоциональный стресс

      Эмоциональным стрессом называют эмоциональные процессы, сопровождающие стресс, и ведущие к неблагоприятным изменениям в организме. Во время стресса, эмоциональная реакция развивается раньше других, активизируя вегетативную нервную систему и её эндокринное обеспечение. При длительном или многократно повторяющемся стрессе эмоциональное возбуждение может застаиваться, а функционирование организма — разлаживаться.

      Психологический стресс

      Психологический стресс, как вид стресса, понимается разными авторами по-разному, но многие авторы определяют его как стресс, обусловленный социальными факторами.

      Использование стресса для допроса или психологической манипуляции

      Детектор лжи — устройство для проверки истинности слов человека. В программе вопросов для испытания широко используются методы, повышающие напряжение у опрашиваемого, для того, чтобы он потерял контроль над своим поведением или ответами.

      «Интервью стресса», в кадровой работе — способ опроса, при котором интервьюер намеренно создает обстановку нервозности и смущает поступающего на работу неожиданными вопросами.

      Эти методы хорошо описываются понятием «провокация» (и/или «троллинг»).

      Распространенные заблуждения

      Среди неспециалистов появилась тенденция отождествлять стресс (и особенно психологический стресс) просто с нервным напряжением (отчасти в этом повинен сам термин, означающий «напряжение» в переводе с английского). Стресс — это не просто душевное волнение или нервное напряжение. В первую очередь, стресс — это универсальная физиологическая реакция на достаточно сильные воздействия, имеющая описанные симптомы и фазы (от активации физиологического аппарата до истощения).

      medviki.com

      Стресс усиливает возможности человека и выделяет его из общего ряда,

      а высокая стрессоустойчивость позволяет платить за это наименьшую цену.

      © 2016 Сазонов В.Ф. © 2016 kineziolog.su.

      Общее определение понятия «стресс»

      Стресс = давление — адаптивность (Robert Dato, Letter to the Editor: The Low of Stress, Int. Journal of Stress Managment 3 (1996): 181-182.). Это означает,, что адаптивность уменьшает стрессовое давление, уровень стресса понижается, и стресс переносится легче.

      Стресс — это общая неспецифическая адаптивная реакция организма на стрессор, которая обеспечивается гипоталамо-гипофизарно-адреналовой системой регуляции и заставляет организм работать в усиленном режиме.

      Стрессор — это стимул, который субъективно воспринимается организмом как чрезмерный или повреждающий, и поэтому запускает стрессовую реакцию.

      Качества чрезмерного раздражителя, имеющего повышенную субъективную биологическую значимость, придает стрессору нервная система или психика. Для того чтобы стать стрессором и запустить стрессовую реакцию, раздражителю недостаточно вызывать повреждение организма, необходимо, чтобы на эти повреждения среагировали сенсорные рецепторы и активировали соответствующие нервные структуры. Так, например, радиоактивное излучение само по себе не запускает стрессовую реакцию через нервную систему, т.к. у организма просто нет сенсорных рецепторов для его восприятия.

      Чрезмерность раздражителя выражается в его повышенной интенсивности, длительности, информационной насыщенности, монотонности, сематической (смысловой) значимости, либо наоборот – в ослабленных характеристиках, вызывающих напряжение воспринимающих его сенсорных систем.

      Понятие «стресса» в настоящее время переносят также с уровня организма на отдельные системы органов, органы, ткани и даже на отдельные клетки, имея в виду общие неспецифические адаптивные реакции данных структур, обеспеченные усиленным режимом их функционирования.

      По источникам стрессовой реакции выделяют:

      а) информационный стресс,

      б) эмоциональный стресс,

      в) физиологический стресс.

      На организменном уровне состояние стресса обеспечивается работой нескольких отделов нервной и эндокринной систем.

      Структуры системы биорегуляции, обеспечивающие стрессовую реакцию

      1. Лимбическая система, её эмоциогенные структуры, формирующие эмоциональное состояние и активирующие вегетативную нервную систему.

      2. Вегетативная нервная система, её симпатический отдел.

      3. Мозговой слой надпочечников, секретирующий катехоламины.

      4. Гипофизарная зона гипоталамуса, секретирующая кортиколиберин.

      5. Гипофиз, секретирующий АКТГ (адренокортикотропный гормон).

      6. Корковый слой надпочечников, секретирующий стероидные гормоны — кортикостероиды. Сильное стрессовое воздействие приводит к резкому повышению уровня кортизола в крови уже через 25-30 минут от начала стресса.

      В целом стрессовая реакция характеризуется фазовыми изменениями в работе регуляторных систем организма (нервной, эндокринной, иммунной и др.) и исполнительных (сердечнососудистой, системы крови, пищеварительной и др.).

      Стрессовую реакцию делят на 3 стадии вслед за создателем учения о стрессе Г. Селье.

      Стадии стрессовой реакции

      Стадия тревоги (синонимы: «реакция тревоги», стадия мобилизации, аварийная стадия) протекает в две фазы: шока и противотока (контршока).

      Длительность стадии колеблется от нескольких секунд и минут до 6-48 ч.

      Фаза шока характеризуется шоковыми изменениями: гипонатриемией (снижение уровня натрия в крови), артериальной гипотензией (снижение артериального давления крови), мышечной гипотонией (снижение тонуса мышц), увеличением проницаемости мембран, сгущением крови, уменьшением ОЦК, лейкоцитозом, переходящим в лейкопению, лимфо- и эозинопенией, отрицательным азотистым балансом (активизация катаболических процессов распада), гипогликемией (снижение уровня глюкозы в крови), гипертермией (повышение температуры), сменяющейся гипотермией (пониженная температура тела), депрессией нервной, иммунной и эндокринной (особенно гонадной) систем на фоне активизации синтеза глюкокортикоидов, минералокортикоидов и катехоламинов.

      Фаза противотока характеризуется контршоковыми изменениями: гипернатриемией, артериальной гипертензией, мышечной гипертонией, активизацией СНС, САС, гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системы и др. Начинает гипертрофироваться кора надпочечников (особенно её пучковая зона), ещё больше усиливается секреция глюко- и минералокортикоидов, перестраивающих обменные процессы в организме, в результате чего повышается резистентность организма.

      Если организм не погибает в стадию тревоги, то развивается стадия резистентности, а позже возможно и развитие стадии истощения.

      II. Стадия резистентности (устойчивости)

      Стадия резистентности характеризуется устойчивой гипертрофией (разрастанием) коры надпочечников, стойким увеличением секреции гормонов коры надпочечников, активизацией процесса гликонеогенеза (образование глюкозы), активизацией анаболических процессов синтеза, развитием длительной адаптации организма, устойчивым увеличением неспецифической резистентности (сопротивляемости) организма (прямой и перекрёстной). Именно эта стадия и определяет главный адаптивный эффект стресс-реакции.

      Увеличенная секреция адаптивных стероидных гормонов коры надпочечников вызывает основные положительные эффекты.

      Эффекты гормонов надпочечников при стрессе

      1. Активация функций клеток путём увеличения концентрации в цитоплазме ионов Са2+, стимулирующих активность ключевых внутриклеточных регуляторных ферментов — протеинкиназ.

      2. Липотропный эффект, реализуемый за счёт активации липаз, фосфолипаз клеток и свободнорадикального окисления (влияние катехоламинов, вазопрессина и др.). Адаптивный эффект обусловлен повышением активности мембранных белков-рецепторов, ферментов, каналов ионного транспорта, что увеличивает функциональные возможности клеток и организма в целом.

      3. Активация одновременно функций кровообращения и дыхания. Основной эффект мобилизации вызывает адреналин совместно с глюкагоном, которые активизируют гликогенолиз и гликолиз, распад нейтральных жиров. Одновременно глюкокортикоиды совместно с паратгормоном стимулируют глюконеогенез в печени и скелетных мышцах, вызывая гидролиз белков и увеличение свободных аминокислот в крови.

      4. Направленная передача энергетических и структурных ресурсов в функциональную систему, осуществляющую адаптацию организма к стрессу. Возникает так называемая «рабочая гиперемия», в основном, миокарда, головного мозга и скелетных мышц. В то же время в органах брюшной полости (например, кишечник, почки) происходит сужение сосудов и снижение кровотока в 5-7 раз по сравнению с исходным уровнем. Главная роль в реализации этого адаптивного эффекта принадлежит катехоламинам, вазопрессину, ангиотензину II, субстанции Р. Локальный фактор вазодилатации — выделяемый эндотелием сосудов оксид азота NO.

      5. Активация синтеза стресс-белков (анаболическая фаза стресса) — результат прямой или рецептор-опосредованной стимуляции генетического аппарата клеток (глюкокортикоиды, минералокортикоиды, тироксин, инсулин и др.). Этот адаптивный механизм был открыт сравнительно недавно — в конце 80-х годов. Он объясняет резистентность организма к повторным стрессам в виде формирования структурного следа в клетках адаптивной системы — мышечной, нервной, эндотелиальной и др. Молекулярный механизм адаптационной стабилизации структур связан с экспрессией протоонкогенов и накоплением в ядре и цитоплазме стресс-белков, защищающих клетку от повреждения. Наиболее известный стресс-белок — белок теплового шока HSP-70.

      Общая функциональная и биохимическая активация организма в фазу резистентности позволяет ему адаптироваться к несильным и непродолжительным стрессам или создаёт энергетические, пластические и функциональные возможности для функционирования специфических долговременных механизмов адаптации. Именно эта фаза стресса определяет основной защитный физиологический характер адаптации при стрессе.

      Однако эти положительные эффекты стресса могут при определённых условиях (как правило, при слишком сильных или продолжительных, затяжных стрессах) превратиться в повреждающие и привести к развитию третьей стадии стресса — стадии истощения.

      Стадия истощения характеризуется атрофией коры надпочечников, развитием гипокортицизма, уменьшением артериального давления крови, увеличением катаболизма (распада) белков, развитием дистрофических процессов, изнашиванием биологических систем, ранним старением организма, развитием некробиотических и некротических процессов, гибелью организма.

      Среди различных стресс-гормонов гормоны системы гипоталамус-гипофиз-кора надпочечников или гипоталамо-гипофизарно-адреналовой системы (ГГАС) имеют наибольшее адаптивное значение при действии на организм различных стрессоров. Недостаточность различных адаптивных гормонов (прежде всего, гормонов ГГАС) приводит к снижению неспецифической резистентности организма по отношению как к физиологическим, так и к патогенным факторам.

      Неадекватность инкреции адаптивных гормонов (прежде всего, гормонов ГГАС) приводит к «болезням адаптации». Патогенез болезней адаптации связан как с избыточным выделением глюко- и минералокортикоидов, так и с рядом неблагоприятных обусловливающих факторов.

      Стресс и общий адаптационный синдром (ОАС)

      Согласно современным представлениям, механизмы и биологическая значимость стресса и общего адаптационного синдрома (ОАС) не идентичны друг другу. ОАС рассматривают значительно шире, чем его характеризовал Г. Селье. ОАС включает разнообразные неспецифические изменения и в регуляторных, и в исполнительных системах (центральной и периферической нервной системе, гуморально-гормональной системе, включающей не только ГГАС, но и другие различные эндокринные комплексы, а также медиаторы, ФАВ, метаболиты, ферментные системы, сдвиги физиологических и функциональных систем), имеющие с биологической точки зрения преимущественно приспособительное значение, хотя они могут включать и разные явления «поломок».

      Стрессорная (обычно неспецифическая) реакция может включать в себя и специфические проявления. Например, образование гормонов в новых соотношениях, характерных для определённого воздействия, или синтез новых по структуре и функциям гормонов (в норме не присутствующих в организме).

      Специфика ответа как эндокринной, так и других физиологических систем на то или иное воздействие может проявляться различными выражениями неспецифичности: количественными (интенсивностью проявления), временными (сроками и скоростью возникновения) и пространственными.

      В ответ на действие различных стрессоров формируются не только адаптивные, но и дизадаптивные стрессорные реакции.

      Как срочная, так и долговременная адаптация организма к действию стрессорных раздражителей начинается с нарушений гомеостаза организма. Адаптация включает как специфические, так и неспецифические компоненты и механизмы.

      Так, например, в ответ на усиленную мышечную нагрузку сдвигаются параметры гомеостаза организма, что активизирует высшие регуляторные центры, обеспечивающие формирование и усиленное функционирование доминирующей функциональной системы (ФС), ответственной за обеспечение специфической адаптации. На этом заканчивается срочная адаптация.

      Если нагрузки на организм продолжаются, гиперфункция этой доминирующей ФС сохраняется, что приводит к возрастанию интенсивности функционирования соответствующих клеточно-тканевых структур. Последнее сопровождается увеличением количества метаболитов изнашивания, которые ответственны за активацию генетических структур, обеспечивающих усиленное образование мышечной массы (например, гипертрофию миоцитов) в результате стимуляции синтеза белков. Это обеспечивается увеличением содержания Са2 в миоцитах, активизацией ДНК-полимеразы, накоплением м-РНК в полирибосомах и т.д. В итоге формируется системный структурный след, обеспечивающий увеличение мощности системы специфической адаптации. Так формируется долговременная адаптация.

      Фазы развития стрессовых нарушений по Косицкому Григорию Ивановичу

      Ухудшение состояния нервной системы и организма в целом из-за отсутствия выхода из стрессовой ситуации, и её затяжного характера, предполагает определенный алгоритм трансформаций негативных функциональных состояний.

      1. Фаза ВМА – внимание, мобилизация, активность . Формируются естественные адаптивные тенденции, направленные на решение проблемы на поведенческом уровне.

      2. Фаза СОЭ – стенические отрицательные эмоции (гнев, агрессия). Эмоции стеническиее, т.е. придающие силы. Эта фаза наступает в том случае, если предыдущий этап был неуспешен. Вследствие этого возникает отчаянная попытка мобилизации всех возможных ресурсов, ранее не задействованных, развивается состояние максимального напряжения.

      3. Фаза АОЭ — астенических отрицательных эмоций (тоска, отчаяние, депрессия). Это состояние связано с невозможностью выхода из психотравмирующей ситуации. Преобладают отрицательные эмоции, которые длительно удерживаются и переходят в застойное состояние или стационарную форму за счет физиологических механизмов, подобных эпилептиформному синдрому. Эмоции астенические, т.е. отнимающие силы.

      4. Фаза СА — срыв адаптации, невроз . Хроническая психическая напряженность, застойные отрицательные эмоции, приводят к формированию устойчивого состояния мозга, при котором происходит перестройка взаимоотношения коры и подкорковых образований, которое, в частности, проявляется нарушением вегетативной регуляции деятельности внутренних органов (психосоматическая патология), что рассматривается как динамический церебровисцеральний синдром эмоционального стресса. Также происходит нарушение адаптации в форме эмоционально-волевых расстройств, неадекватного поведения и развития неврозоподобных состояний.

      Гринберг Дж. Управление стрессом. 7-е изд. СПб.: Питер, 2002. 496 с.

      kineziolog.su

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Navigation