Слабоумие психическое недоразвитие

ЛЕКЦИЯ №3. ПСИХИЧЕСКОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ .

Этиология – различают эндогенные и экзогенные варианты этиологического критерия.

Эндогенные генетические факторы :1) спровоцированно патологией хромосомного набора , существует более 200 видов хромосомных аббераций , приводящих к олигофрении . ( Пример : болезнь Дауна 1\700 новорожденных частота встречаемости ). 2) Врожденные нарушения обмена веществ , патология ферментативных структур – фенилкетонурия .3) Сочетанное поражение мышечной , костной , сердечно- сосудистой , нервной систем . 3% новорожденных имеютврожденную умственную недостаточность , с течением времени этот процент увеличивается .

Экзогенные факторы : пренатальные , постнатальные , ранний период – вирусные инфекции матери во время беременности ( корь , краснуха , гепатит) . Чем раньше вредоносное воздействие , тем хуже последствия для ребенка .Хроническая инфекция – сифилис , токсоплазмоз , хронические тяжелые заболевания матери . Эндокринные заболевания , сердечно – сосудистая , дыхательная патология матери . Интоксикация плода : наркотическая , алкогольная , лекарственная , рентгенновское облучение , воздействие радиации . несовместимость крови матери и ребенка . Внутриутробная гипоксия . Натальные вредоносные факторы : родовая травма , осложнение родовой деятельности возникает на фоне существующих проблем беременности . Вредности влияющие на ранних этапах онтогенеза – до 2х лет . Могут быть следствием перенесенного менингоэнцефалита. Нейроинфекции –прививочные .черепно-мозговой травмы , опухоли головного мозга, возникающие на ранних этапах развития . После 2х лет это уже повреждение .

КЛИНИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ДЕФЕКТА .

При олигофрении обусловлена необратимым развитием дефекта мозга , с преимущественной незрелостю коры.

Законы : тотальности и иерархичности .

Закон тотальности : недоразвитие психической и соматической функций организма . Сочетанное поражение костно- мышечной , сердечно – сосудистойсистем , дефекты , пороки развития внутренних органов – печени , почек , ЖКТ .

Тяжелые формы олигофрении имеют внешние физические знаки (хабитуС- внешний вид) : микро и макроцефалия , башенный череп , лобная часть увеличина по отношению к лицевой части , скошенный лицевой угол , подбородок вы ступает в норме вперед , а при олигофрении провал ., недоразвитие ушной раковины , мочки уха. Диспропорциональность тела ,заячья губа, волчье небо , однако могут встречатся и без патологии интеллектуальной сферы. Чем тяжелее умственная отстатлость , тем больше физических знаков .Проявления закона тотальности отражается в нарушении ней родинамики , и проявляется в инертности , плохой переключаемости , слабости психических процессов , недоразвитии восприятия =- п проявляется замедленностью , бедностью , слабой активностью , снижением объема восприятия при сохранности органов чувств . Дефект мозговых отделов анализатора , а не периферических отделов . Недоразвитие моторики при отсутствии первичного поражения двигательного анализатора, сочетание поражения нервного и опорно – двигательного аппарата усугубляет структуру дефекта. Бедность и однообразие моторного репертуара , неритмичность , замедленность , снижение пластичности движения . Может быть бесцельное двигательное беспокойство , синкенезии , неловкость произвольных движений. Неустойчивость мышечного тонуса , снижение координации движений . Бедность мимики и жестов . Недостаточность функций памяти проявляется на всех этапах мнестического процесса ( запоминание , хранение , воспроизведение).Наблюдается изменение функции внимания – проявляется в сужении обьема внимания , слабости фиксации . Недоразвитие речи ( со времен Эскироля , рассматривается как главный критерий тяжести дефекта- чем тяжелее дефект, тем значительнее недоразвитие речи). Активный словарь резко ограничен даже по сравнению с пассивным, понимает ребенок больше слов , чем использует . Нарушение грамматического строя речи , произношение косноязычно , развитие речи идет по пути накопления существительных . Процесс формирования предложений надолго затягивается . Нарушение регулирующей функции речи . Недоразвитие проявляется в недостаточности практического интеллекта , слабость предметного анализа ( наглядно действенного и наглядно образное мышление в норме предшествуют развитию вербально логического мышления ) . Дети с олигофренией не могут сложно оперировать с предметами . система монтессори при обучении детей с умственной отсталостью делает упор на наглядно действенное мышление. Нарушение примитивных форм мышления , недоразвитие образов понятий ( Выготский) приводит к тому , что понятия достаточно расплывчаты , не дифференцированны , ограничены пределами непосредственного опыта ребенка . Пезнер : при олигофрении существуют трудности обобщения и отвлечения . Пиаже: признаком недоразвития мышления считал замедление интеллектуального развития с возрастом , фиксация на отдельных операциях .

Недоразвитие эмоциональной и личностной сферы : проявляется в низкой дифференцированности , бедности и однообразности эмоций , актуальности непосредственных эмоциональных раздражителей . Наблюдается эмоциональная вязкость , склонность к импульсивным аффективным реакциям . ребенок не в состоянии подавлять контролировать аффект. Незрелость личности проявляется в слабости мотивов , в низком уровне познавательных интересов , их быстрое угасание , повышенная внушаемость, безиннициативность, слабость волевой сферы .Недоразвитие касается всех сторон психической активности- закон тотальности .

2.Закон иерархичности : согласно закону недоразвитие высших более сложных форм психической активности более выражено , чем недоразвитие низших примитивных форм психической активности. Недоразвитие мышления при олигофрении тяжелее , чем недоразвитие гнозиса , праксиса . Высшие формы мышления сильнее недоразвиты , чем примитивные. В недоразвитии отдельных функций страдает их высшее звено . Уровень связанный с процессами отвлечения и обощения . Все функции страдают не в базальном , а в высшем смысловом аспекте .

Проявление закона в отдельных ВПФ :

В восприятии страдают анализ и синтез . Олигофрен опирается на обедненные перцептивные схемы . Тест Бендера : ребенка просят нарисовать некоторые фигуры , комбинации которые можно воспроизвести при анализе фигуры , ее частей .

Развитие внимания – пассивное внимание более сохранно , чем произвольное, активное .

Анализ функции памяти при олигофрении – показывает что механистическая память более сохранна , чем смысловая . наблюдается дефект опосредования памяти, более выраженный чем непосредственного . пикктограмма не облегчает запоминания . Не используют лпосредованные приемы запоминания .

Развитие моторики ;крупная грубая моторика более сохранна чем тонкая. Затрудненность выработки сложных двигательных программ и нарушена способность к быстрой смене моторной установки , трудности переключения , ригидность.

Развитие речи – страдает функция обобщения и смысловая сторона речи .

Развитие эмоциональной сферы- закон иерархичности проявляется в сохранности элементарных эмоций , недоразвитии высших эмоций связанных с социальным развитием .

Вывод : Недоразвитие мышления , влияет на развиие других психических функций сверху – вниз , препятствует развитию более низших элементарных психических процессов .

СООТНОШЕНИЕ ПЕРВИЧНОГО И ВТОРИЧНОГО ДЕФЕКТА.

На начальных этапах изучения олигофрении в качестве первичного дефекта рассматривали дефицит эмоционально – волевой сферы ( Сеген , Левин ) . Однако позже Выготским было доказано , что существует единство и сложная взаимозависимость интеллектуальных и эмоциональных нарушений при олигофрении . С точки зрения Выготского недоразвитие мышления и высших форм памяти все это вторичные дефекты , обусловленные затрудненным усвоением социального опыта вследствии биоллогической недостаточности мозга. Недоразвитие личности как следствие социальной депривации .

Рубинштейн : ядерный симптом олигофрении недостаточность познавательной активности , слабость ориентировочной реакции . Морфологической базой олигофрении Певзнер , считает , недоразвитие лобных долей головного мозга и частично теменных отделов голвоного мозга . первичный дефект связан с недостаточностью В ВПФ программирования , контроля и пространственных представлений –первичный дефект . Вторичный дефект при олигофрении имеет кольцевой характер : недоразвитие идет и сверху вниз и снизу вверх . Вторичный дефект имеет многоступенчатую структуру , в его основе лежит социальная изоляция , депривация развития . Поражение 3 го блока так же имеет место – обеспечение активирующего влияния .

1.Эскироль в 1878 году опирается на критерий развития речи . Выделяет три степени: Идиотия– тяжелая форма , с наиболее глубоким недоразвитием всех функций , вплоть до функции восприятия , мышление отсутствует , вербальная активность ограничена нечленораздельными звуками . Возможно использование отдельных слов не согласующихся с ситуацией ( контекстом ) . в обращенной речи реагируют на интонационную сторону. Элементарные эмоции связаны с удовлетворением физиологических потребностей , выражаются крайне примитивно с помощью крика , гримас. Все новое вызывает страх. При легкой степени идотии возможно формирование чувства симпатии , привязанности к людям ухаживающих за ними . Радость при похвале , смутное беспокойство при порицании . Навыков самообслуживания нет . поведение ограничено импульсивными реакциями на внешние стимулы. Все поведение направлено на удовлетворение физиологических потребностей . Имбицильность – средняя степень слабоумия . Ограниченная способность к накоплению запаса сведений . Способен к выделению простейших признаков предметов,ситуаций . Простейшие навыки самообслуживания доступны .Доступно понимание и произношение частотных фраз . В развитии эмоциональной сферы доступно развитие симпатических эмоций , существуют зачатки самооценки , ребенок может остро переживать насмешки и издевательства сверстников . Возможно обучение ребенка чтению , письму , арифметике , рисованию . Легкая степень – возможность обучению элементарным трудовым навыкам . Дебильность – распространенность выше , проще спутать с ЗПР. Мышление развивается до уровня наглядно- образного , доступна определенная оценка конкретной ситуации . Могут неплохо ориентироваться в простых практических вопросах . Хорошая фразовая речь , хорошая механическая память . Обучение в специальных школах , по адаптированными программам с обязательной профессиональной ориентацией и последующей социальной адаптацией .

2.Классификация Г. Сухарева : основана на клинокопатогенетическом критерии .

Олигофрения делиться на два типа : Типичная – выполняются оба закона , тотальности и иерархичности . Атипичная один из законов частично нарушается .

Пример : олигофрения при гидроцефалии – может быть хорошо развитая механическая память, что соотносится с нарушением закона тотальности ; при лобной олигофрении нарушение целенаправленности выше чем нарушение логического мышления . При олигофрении вызванной недоразвитием желез внутренней секреции нарушается закон иерархичности – слабость побуждений .

Типичная олигофрения в свою очередб делиться на два подвида : не осложненная , связанная с генетической патологией , эндогенная форма олигофрении , недоразвитие интеллектуальной и эмоциональной, личностной , сенсорной , двигательной сфер . При легкой степени деятельность ребенка определяется уровнем интеллектуального развития. Доброжелательны , усидчивы , старательны .

Осложненная форма : — психическое недоразвитие осложняется энцефалопатическими повреждениями нервной системы . этиология связана с натальными факторами и постнатальными вредностями . чем позже произошло повреждение , тем выше вероятность появления осложненной олигофрении ; цереброастенический синдром , резко нарушается работоспособность , за счет повышенной утомляемости и психической истощаемости . Интеллектуальный потенциал не реализуется в полной мере.

Неврозоподобный синдром , характерны ранимость , боязливость , склонность к страхам , тикам , заиканию . Тормозит активность и инициативу ребенка , повышает его неуверенность в себе , несамостоятельность. Ограничивает общение с окружающими. Формируется психопатоподобный синдром : характерна аффективная возбудимость , рассторможенность влечений ,грубо дезорганизованна работоспособность, деятельность и поведение в целом. Особое значение наличие психопатологического синдрома приобретает в периоде пубертата . Серьезная опасность для себя и для окружающих ; велик риск школьной и социальной дезадаптации , попадание в ассоциальные группы с демонстрацией девиантного поведения .

Эпилептиформное осложнение олигофрении – расстройство выражается в судорожных припадках как при эпилепсии . у ребенка помимо недоразвития лобнотеменных отделов , имеются очаги эпилептической активности, что ухудшает общее психическое состояние ребенка , снижают его интеллектуальную работоспособность . лишают его возможности обучения даже во вспомогательной школе . Усиливает социальную депривацию и ведет к формированию комплекса дезадаптации тормозящего психическое развитие .

Апатико адинамические расстройства. Проявляются в медлительности , вялости и пассивности психического состояния . Слабость побуждения к деятельности. Наиболее грубо из всех вариантов энцефалопатии усугубляет психическое развитие .

ДИНАМИКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПРИ ОЛИГОФРЕНИИ .

Признаки психического недоразвития выступают на всех возрастных этапах , степень их выраженности пропорционально тяжести поражения мозга , интенсивности ( сила ) и экстенсивности ( распространенности ) корковой недостаточности . чем более тяжелое органическое поражение нервной системы , тем более ранними этапами онтогенеза ограничивается психическое развитие ребенка. Формирование высших сложных процессов может вообще не формироваться . При легких не грубых вариантах олигофрении характерно отставание сроков становления различных ВПФ . Первый год жизни отставание , снижение формирования комплекса оживления . Запаздывание формирования моторных функций . позже держат голову , позже переворачиваются , ходят , садятся , встают . На втором – третьем году жизни становятся очевидными отставание в развитии речи , отставание в формировании навыков опрятности и самообслуживания. Не научаются пользоваться горшком , одеваться , кушать . В дошкольном возрасте становиться очевиден недостаток интеллектуальной сферы , отсутствие любознательности , слабость познавательной активности , отсутствие интереса и трудности в освоении начальных элементов чтения и счета . Игровая деятельность формируется с опозданием . Застревание на этапе простых манипуляций и элементарных подражательных стереотипов . В игровой деятельности отсутствуют элементы творчества и инициативы . Трудно понять игровые правила ( сюжетные , сюжетно – ролевые ) , не понимают условия игры. Это осложняет взаимодействие со сверстниками . Усугубляет интеллектуальное развитие , таккак развитие идет через игровую деятельность . В семь- восемь лет соответствуют уровню развития трех – четырех летнего уровня . Так как сензитивный период игровой деятельности пропущен , невозможность обучения . В динамике развития больных с олигофренией часто наблюдается явление ретардации с редуцированностью отдельных этапов возрастных уровней нервно – психического реагирования . при олигофрении психогенные реакции свойственны более младшему уровню – от 0 – до 3 х лет ; уровень соматовегетативного реагирования расстягивается на весь период дошкольного развития . В более старшем , подростковом возрасте доминирует психомоторный и аффективный уровень реагирования ( в норме присутствует до 12 лет ). Эмоциональная незрелость усугубляет риск ассоциальной направленности , повышенная внушаемость , несамостоятельность , зависимость , желание получить одобрение любой ценой , отсутствие моральных этических представлений приводит этих детей в ассоциальные преступные группы . ( орудия свершения преступлений , не осознавая поступков ) . Поэтому обществу выгодно воспитывать этих детей в интернатах , под контролем . Так в семье эти дети воспитываются в ситуации гипоопеки и отвержения , бесконтрольно . Так же государство должно обеспечить генетический контроль в целях исключения потомства .

Итог : психическое развитие ребенка в норме – ребенок за каждый возрастной этап проходит определенную ступень в развитии . При олигофрении за каждый возрастной этап путь меньше , чем сложнее олигофрения тем короче путь . Пиаже : с каждым возрастным этапом процесс психического развития замедляется , ступень становиться короче. В норме психическое развитие безгранично , при олигофрении имеется потолок , лимит ограничивающий развитие . Психическое развитие олигофрена всегда конечно , чем грубее патология , тем короче развитие . Используется классификация устанавливающая степень патологического процесса в соответствии с возрастным уровнем развития . Легкая степень олигофрении соответствует 12-14 летнему уровню развития ; средняя степень 9-11 летнему уровню развития ; тяжелая степень умственной отсталости соответствие 3-8 летнему уровню нормального развития .

При работе с детьми с олигофренией нужно успеть в максимальной степени реализовать его интеллектуальный потенциал до того момента пока он достигнет потолка . Чем тяжелее заболевание , тем быстрее исчерпывается запас развития .

Методика Монтессори направлена на развитие сенсорики , развитие предметного содержания ( цвет , форма , объем ) .

Актуальна проблема поздней диагностики в школе. В связи с этим асинхрония развития олигофрении идет в нескольких направлениях:

Диспропорция между психическим и физически развитием . При дебильности наблюдается соответствие паспортному возрасту .

Диспропорциональность между эмоциональным и интеллектуальным развитием . Базальные эмоции сохранны . Воздействуя на развитие эмпатических чувств можно установить хороший контакт и способность к интеллектуальному развитию. При типичной не осложненной олигофрении ( генетической ) ребенок дображелателен , исполнителен . Это используется в продвижении интеллектуального развития , готовность трудиться для похвалы .

Ассинхрония внутри интеллектуального развития проявляется в отсутствии развития новообразований возраста, – преобразуются из позитивных в негативные , несвоевременность формирования .

www.psichology.vuzlib.su

Синоним слова ОЛИГОФРЕНИЯ в словаре Синонимов русского языка

болезнь, дебильность, идиотия, имбецильность, недоразвитие, слабоумие

Синонимы русского языка. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы и значения слова ОЛИГОФРЕНИЯ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

— см. слабоумие …

  • ОЛИГОФРЕНИЯ в Большом юридическом словаре:

    , психическое недоразвитие, врождённое или возникшее в раннем детском возрасте (до 3 лет). Сопровождается отклонениями в физическом развитии (отставание в …

  • ОЛИГОФРЕНИЯ в Медицинских терминах:

  • ОЛИГОФРЕНИЯ в Педагогическом энциклопедическом словаре:

  • ОЛИГОФРЕНИЯ в Большом энциклопедическом словаре:

    (от олиго. и греч. phren — ум) врожденное или приобретенное в младенческом возрасте недоразвитие психической деятельности. Различают три степени олигофрении: …

  • ОЛИГОФРЕНИЯ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:

    (новолат. oligophrenia v малоумие, от греч. oligos — малый и phren — ум), группа заболеваний, характеризующихся врождённым или приобретённым в …

  • ОЛИГОФРЕНИЯ в Энциклопедическом словарике:

    ОЛИГОФРЕН?ИЯ (от олиго . и греч. phr;n — ум), врождённое или приобретённое в младенческом возрасте недоразвитие психич. деятельности. Различают три …

  • ОЛИГОФРЕНИЯ в Новом словаре иностранных слов:

    (олиго. гр. phren ум) различные формы врожденного или приобретенного в раннем детстве психического недоразвития (слабоумия); ср. деменция …

  • [олиго. + гр. phren ум] различные формы врожденного или приобретенного в раннем детстве психического недоразвития (слабоумия); ср. …

    олигофрен`ия, …

    олигофрения, …

  • ОЛИГОФРЕНИЯ в Орфографическом словаре:

  • ОЛИГОФРЕНИЯ в Большом современном толковом словаре русского языка:

    ж. Врожденное или приобретенное недоразвитие психической деятельности, проявляющееся в трех степенях: дебильность, имбециальность, …

  • (о. microcephalica primaria) см. Олигофрения микроцефалическая истинная …

  • ОЛИГОФРЕНИЯ АПАТИЧЕСКАЯ в Медицинских терминах:

  • СЛАБОУМИЕ в Однотомном большом юридическом словаре:

  • ДУШЕВНАЯ БОЛЕЗНЬ в Однотомном большом юридическом словаре:

  • ДУШЕВНАЯ БОЛЕЗНЬ (ПСИХИЧЕСКАЯ БОЛЕЗНЬ) в Большом юридическом словаре:

    , пристрастие к химическим веществам, лекарствам и использование их с целью вызвать состояние возбуждения. Вначале они дают приятные физические ощущения, …

  • ТОКСОПЛАЗМОЗ в Толковом словаре психиатрических терминов:

    Паразитарное заболевание организма из группы протозойных зоонозов. Возбудитель – внутриклеточный паразит Toxoplasma gondii. Клиническая картина полиморфна, иногда течение бессимптомное. Поражение …

  • slovar.cc

    4.2. Общее психическое недоразвитие

    Типичной моделью психического недоразвития является оли­гофрения. По этиологии ее можно разделить на две основные груп­пы — эндогенную (генетическую) и экзогенную.

    По мере развития ряда естественных наук (генетики, биохи­мии, эмбриологии, общей биологии и т.д.) все большее значе­ние придается генетическим факторам, которые, как по­лагают, служат причиной более чем половины случаев умствен­ной отсталости.

    Сюда прежде всего относится патология хромосомного набора. В настоящее время описано более 200 видов хромосомных аберра­ций, обусловливающих олигофрению. Как известно, наиболее ча­сто из них встречается трисомия в 21-й паре аутосом (болезнь Дауна), частота которой составляет 1:700 новорожденных. Среди аномалий половых хромосом (синдромы Шерешевского —Терне­ра, Клайнфельтера и др.) слабоумие чаще всего наблюдается при синдроме Клайнфельтера (в 50 % случаев).

    Большая роль в возникновении генетических форм олигофре­нии принадлежит врожденным нарушениям обмена аминокис­лот, металлов, солей, жиров и углеводов вследствие врожден­ной неполноценности ферментных структур. Эти так называе­мые энзимопатические формы олигофрении обусловливают около 10 % умственной отсталости наследственного происхождения. В на­стоящее время среди факторов, вызывающих олигофрению, зна­чительная роль придается полигенному типу наследования, при котором происходит накопление патологических генов.

    Возникновение экзогенных форм олигофрении связано с пора­жением мозга инфекциями, травмами и асфиксией. В настоящее время этому фактору отводится меньшая роль, так как обнаруже­но, что неблагополучные роды чаще бывают при плоде, неполно­ценном уже внутриутробно.

    Олигофрения, обусловленная поражением мозга в раннем дет­стве, связана с заболеванием менингитом, менингоэнцефалитом, возникшим как в результате нейроинфекции, так и тяжелых форм общесоматических инфекций: дизентерии, кори, скарлатины и т.д. Определенное место принадлежит черепно-мозговым трав­мам, реже — опухолям.

    Клинико-психологическая структура дефекта при олигофрении обусловлена явлениями необратимого недоразвития мозга в це­лом с преимущественной незрелостью его коры, в первую оче­редь — лобных и теменных отделов [Певзнер М.С., 1959; Лебе­динский В.В., 1982; Марковская И.Ф., 1993; и др.].

    Ряд исследователей, в особенности отечественных [Лурия А. Р., 1956; Мещеряков А.И., 1956; Лубовский В.И., 1978; и др.], спе-

    циально изучали особенности нейродинамики нервно-психиче­ских процессов при умственной отсталости. Основной вывод, ко­торый был сделан в этих работах, состоял в том, что при олигоф­рении наблюдается нарушение общей нейродинамики, главным образом патологическая инертность, плохая переклю-чаемость психических процессов. Существенно также, что эта инер­тность не во всех секторах психики одинакова. В большей степени она проявлялась в мыслительной сфере и в меньшей в сенсомото-рике [ЛурияА.Р., 1973].

    Психическое развитие в условиях патологической инертности обладает рядом особенностей.

    Во-первых, не происходит своевременная инволюция более ранних форм психического реагирования. Сами новообразования характеризуются неустойчивостью, наблюдаются выраженные рег­рессивные тенденции при возникновении трудностей возвраще­ния к более ранним формам активности.

    Во-вторых, явления патологической инертности задерживают формирование сложных психологических образований, постро­енных по иерархическому принципу. В психической организации олигофрена доминируют жестко организованные системы свя­зей, обладающие малой пластичностью и тенденцией к услож­нению.

    На основании тестов интеллекта дети, у которых IQ = 70 и ниже, составляют группу умственно отсталых (дебилы — 50—70; имбе-цилы — 35—50; идиоты — 20 и ниже). Однако для диагностики структуры дефекта этих данных недостаточно, так как сходные ко­личественные показатели могут наблюдаться при различных вари­антах психической недостаточности. Поэтому количественные дан­ные необходимо дополнить качественным анализом дефекта.

    Г.Е.Сухаревой (1959) были сформулированы два основных клинико-психологических закона олигофрении: 1)то­тальность нервно-психического недоразвития и 2) его иерархичность.

    Понятие «тотальность» означает, что в состоянии недоразви­тия находятся все нервно-психические и в определенной мере даже соматические функции, начиная от врожденной несфор-мированности ряда внутренних органов (порок сердца, наруше­ние строения желудочно-кишечного тракта и других систем), недоразвития роста, костной, мышечной и других систем, не-сформированности сенсорики и моторики, эмоций и кончая недоразвитием высших психических функций, таких, как речь, мышление, формирование личности в целом. Однако принцип тотальности психических нарушений при олигофрении нужда­ется в известных ограничениях, когда это касается легких форм умственной отсталости. Больные дети показывают иногда более высокие результаты, чем можно было от них ожидать. Чаще все­го это наблюдается в области сенсомоторного интеллекта.

    Иерархичность нервно-психического недоразвития выражает­ся в том, что недостаточность гнозиса, праксиса, речи, эмоций, памяти, как правило, проявляется меньше, чем недоразвитие мышления 1.

    Таким образом, выстраивание отдельных субтестов по трудно­сти их выполнения определяется интеллектуальными способно­стями олигофренов.

    Эта закономерность находит отражение в структуре недоста­точности каждой из вьппеперечисленных функций. В конечном счете в восприятии, в памяти и внимании, в эмоциональной сфере и даже в моторике больше страдает уровень, связанный с процес­сом отвлечения и обобщения. Так, в восприятии прежде всего стра­дает наиболее сложный уровень, связанный с анализом и синте­зом воспринимаемого. Отмечаются трудности в выделении веду­щих признаков и свойств воспринимаемых предметов. Затруднение возникает тогда, когда действие начинает афферентироваться не отдельными чувственными свойствами, а совокупностью каче­ственных особенностей предмета, его топологией, такими свой­ствами, как замкнутость — разомкнутость фигур, их отношения в пространстве: «над», «под», «внутри» и т.д.

    Нарушение смысловой стороны процесса можно обнаружить также при исследовании памяти детей-олигофренов. Непосред­ственное запоминание у этих детей, как правило, луч­ше, чем опосредованное. Однако уже в непосредственном запоминании (10 слов) наблюдаются определенные отличия от нормы. Здоровый ребенок при запоминании стремится создать отдельные, близкие по смыслу, группы слов. Ребенок-олигофрен этого не делает. Еще одна особенность: здоровый ребенок, исходя из полученных результатов, способен прогнозировать следующие свои достижения («теперь запомню восемь слов»). Дети-олигофре­ны либо завышают, либо занижают будущие свои результаты. Их оценки зависят от аффективного состояния.

    При опосредованном запоминании (методика А.Н.Леонтьева) также наблюдаются существенные отличия от нормы. Здоровый ребенок быстро устанавливает смысловые связи между заданным словом и картинкой (молоко — корова и т.д.) и правильно ис­пользует эти связи при вспоминании нужного слова. У олигофре­нов перестройка процесса запоминания, включение в него ин-

    1 Р. Заззо на основании тестовых исследований предложен обобщенный про­филь интеллектуальных достижений умственно отсталых детей. Как показывает диаграмма, у детей-олигофренов наблюдается выраженное рассогласование между отдельными линиями развития. Так, в тесте Векслера эти дети хуже справлялись с вербальными субтестами и несколько лучше — с невербальными. Еще лучше выполнялась проба Бурдона на зачеркивание элементов фигур. Наибольшие трудности возникали при выполнении заданий на пространственный интеллект (пробы Пиаже —Хед, тест Бендер) [Zazzo R., 1968].

    теллектуальной операции сопровождаются снижением результа­тов по сравнению с непосредственным запоминанием. Больные дети часто вместо заданного слова называют изображенный на карточке предмет. Рассогласование результатов между непосред­ственным и опосредованным запоминанием — характерный симп­том при умственной отсталости.

    Трудности обобщения наблюдаются также в опытах на класси­фикацию предметов. Дети, страдающие олигофренией, создают множество мелких групп и не способны их объединить на основе понятийных признаков. В то же время при выраженном отстава­нии вербально-логического мышления практическое мыш­ление у этих детей более сохранно. Так, в той же классифика­ции ребенок организует группу, в которую включает стол, бутыл­ку, раков и стакан, объясняя: «Можно поставить бутылку пива на стол, выпить и закусить».

    Относительная сохранность практического мышления являет­ся важным фактором адаптации олигофрена к окружающему. Мож­но привести множество примеров, когда поведение такого ребен­ка в практической деятельности расценивается как достаточно практичное, целесообразное.

    Рассмотрим особенности речи у детей-олигофренов. Слово яв­ляется тем звеном, которое связывает сенсомоторные процессы и мышление. При всей внешней простоте оно обладает сложной структурой. Во-первых, слово имеет звуковую форму; во-вторых, оно обозначает предмет; в-третьих — отражает общие и существен­ные свойства предметов (языковое значение слова). В процессе раз­вития слово наполняется новым содержанием, стремится к пре­вращению в понятие. Сказанное можно представить в виде семан­тического треугольника (рис. 2).

    Однако все стороны семантического треугольника не форми­ руются одномоментно. На первом этапе речевого развития звуко­ вая оболочка слова временно приобретает самостоятельное значе­ ние (период автономной речи). Затем слово проходит через этап, когда оно выступает в качестве имени предмета, его части. Это пе­ риод жестких связей между словом и объектом. Для исследования сте­ пени жесткости таких связей Вы­ готский предлагал здоровым детям задания на переименование (на­ пример, называть чернильницу ко­ ровой и т.д.). Для детей младшего возраста задание было очень труд­ ным. Перцептивный образ предме- Предме­ та определял его наименование. р11С j Семантический Между тем без отрыва слова от треугольник

    конкретного предмета невозможен следующий этап, когда благо­даря слову возникает возможность отражения наиболее существен­ных и общих признаков предметов.

    У детей, страдающих олигофренией, в тяжелых случаях фик­ сируется наиболее ранний этап словообразования (жесткая связь между словом и конкретным предметом). О. В. Виноградова (1956) провела эксперимент по исследованию звуковых и смысловых ком­ понентов в слове. В основной части опыта испытуемому предлага­ лось одно тестовое слово (например, слово «кошка»). На него вы­ рабатывался болевой рефлекс. После этого проверялось, какие из слов также вызывают условную болевую реакцию ‘ у

    но отсталые дети реагировали на слова, близкие по звучанию (кош­ка, крошка, кружка и т.д.). В более легких случаях олигофрении у детей на первых уроках преобладали смысловые связи (например, кошка — животное), а в конце учебного дня, при утомлении — звуковые. Такая динамика не наблюдалась у здоровых детей. Таким образом, у детей, страдающих олигофренией, нарушения возни­кают уже на уровне слова, что не может не привести к задержке всех сторон речи. В том числе одной из главных — становления речи как инструмента мышления.

    Каковы особенности аффективного развития при олигофре­нии? Нарушение мышления при олигофрении оказывает влия­ние на развитие всех других психических процессов. Это влияние «сверху вниз». Недоразвитие мышления препятствует развитию более элементарных психических процессов. Однако нельзя так­же исключить и тормозящее влияние, обусловленное недоразви­тием (вторичным) базальных функций «снизу вверх». В связи с этим большое значение имеет вопрос дифференциации первич­ных и вторичных дефектов при олигофрении.

    Большую полемику вызвало мнение К.Левина (2001) об аф­фективной природе умственной отсталости. В основе умственной отсталости К.Левин, как известно, видел фактор косности и вяз­кости аффекта. Из этих свойств он выводил общую малую подвиж­ность психики при олигофрении, начиная от восприятия и кончая мышлением. Сами интеллектуальные нарушения он отодвигал к периферии, расценивая их/как производные аффективной недо­статочности. Эти выводы опирались на опыты по психическому насыщению и замещению неудовлетворенной потребности.

    В известных олытах-Б. В. Зейгарник на замещение здоровым де­тям и олигофренам предлагалось вылепить из пластилина живот —

    1 Слово, вызывающее оборонительную реакцию, составляет «ядро» смыслово­го поля. Вокруг этого ядра находятся слова, вызывающие у испытуемого ориенти­ровочную реакцию. Таким образом удается определить семантическое поле — со­вокупность смысловых символов, объединенных общим значением (Виноградо­ва, 1956).

    ное; затем выполнение прерывалось новым заданием — детям пред­лагалось нарисовать то же животное. Для здоровых детей второе задание обладало замещающим эффектом, поэтому они не воз­вращались к прерванному действию. Дети-олигофрены в отличие от нормы возвращались к лепке животного, следовательно, вто­рое задание не выполняло функции замещения.

    Как известно, Л.С.Выготский подверг критике концепцию К.Левина об одностороннем воздействии аффекта на интеллект. При этом он ссылался на другие серии опытов на замещение, в которых испытуемым предлагалось сначала вылепить собаку из пластилина, а затем, как и в первой серии, задание прерывалось и детям предлагалось вылепить из пластилина дом. В этой ситуа­ции здоровые дети возвращались к прерванному действию. Для олигофренов же второе действие обладало заместительным эф­фектом, поэтому они не возвращались к выполнению прерванно­го действия. Если для здоровых детей замещающим эффектом об­ладали сходные по смыслу задания, то для олигофренов — сходные по материалу. Таким образом, обнаруживается не только тесная зависимость интеллекта от состояния аффекта, но и обратнаязависимость аффекта от интеллекта.

    Вопрос о соотношении интеллектуальных и аффективных на­рушений при олигофрении не может быть решен однозначно. При олигофрении в большей степени недоразвиваются те эмоции, которые тесно связаны с интеллектуальным развитием. Что ка­сается базальных эмоций, то они менее зависимы от состояния интеллекта. С таким выводом мы встречаемся в дефектологиче­ских и клинических работах [Занков Л.В., 1939; Сухарева Г.Е., 1959]. Известно, что уже к 1,5 годам весь набор базальных эмо­ций активно используется здоровым ребенком (страх, радость, гнев, обида, ревность и т.д.). В это же время интеллектуальное развитие находится еще только на стадии сенсомоторного интел­лекта. Поэтому в этом возрастном периоде взаимовлияние обоих процессов друг на друга менее значимо, чем в последующие годы. Можно даже говорить об известной независимости аффективного развития от состояния интеллекта на данном этапе. В дальнейшем благодаря межсистемным перестройкам влияние интеллекта на аффективные процессы неизмеримо возрастает. Однако по-пре­жнему сохраняется известная автономность базальных эмоций. Интеллекту не всегда удается поставить их под свой кон­троль даже в норме.

    Эта особенность базальных эмоций сохраняется и при умствен­ной отсталости. Известным психиатром С. С. Корсаковым был опи­сан случай идиотии (у больной отсутствовали речь, элементарные навыки самообслуживания и т.д.), однако, несмотря на глубокую интеллектуальную недостаточность, похвала и порицание не толь­ко понимались больной, но и вызывали у нее адекватную реакцию.

    Сохранность базальных эмоций открывает ряд возможностей в коррекции психического развития детей-олигофренов. Так, возмож­ность использования в воспитательных целях определенной сохран­ности эмпатийных эмоций не требует специального доказательства. Исследования также показывают, что олигофрены, так же как и здоровые дети, лучше запоминают аффективно насыщенный ма­териал. При воспроизведении рассказов они лучше запоминали отдельные сюжетные линии, более полным было построение фразы. При этом качество выполнения задания зависело не только от уровня интеллектуального развития олигофрена, но, что оказа­лось довольно неожиданным, от устойчивости его аффективной сферы. Так, в группу «лучшие достижения» попали дети с различ­ным уровнем развития интеллекта (в пределах дебильности), но схожие по уровню устойчивости аффективного реагирования. И наоборот, худшие результаты наблюдались у детей-олигофренов с более высоким коэффициентом интеллекта, но с повышенной аффективной возбудимостью (дипломная работа А.Димитру). Та­ким образом, состояние аффективной сферы вносит существен­ный вклад в эффективность интеллектуальных процессов.

    Рассмотрим возрастную динамику становления психических функций. При негрубых формах олигофрении для первого года жизни характерно запаздывание формирования перцептивных функций: реакций на цвет, звук, игрушку, «комплекса оживле­ния» на лицо матери, других близких. Задержка развития мотори­ки выступает в замедлении статических и локомоторных навыков (удерживание головы, хватание предметов, сидение, стояние, ходьба). В возрасте 2—3 лет наиболее очевидно выраженное запаз­дывание развития навыков самообслуживания; отчетливо прояв­ляется недоразвитие речи.

    В дошкольном возрасте уже четко выступает недостаточность интеллектуальной деятельности в целом: отсутствие любознатель­ности, пытливости, слабость познавательной активности. При подготовке к школе обнаруживаются выраженные затруднения в освоении начальных элементов чтения и счета.

    Динамика нарушения психического развития олигофренов в дошкольном возрасте особенно наглядно проявляется при анализе их игровой деятельности. Детская игра представляет систему, в ко­торой основные процессы происходят внутри отношений «смысл-значение». Поэтому, как считал Л.С.Выготский, игровые комп­лексы могут быть соотнесены с мыслительными процессами. В связи с этим возникает возможность изучения игровых комплексов в плане наполнения их понятийным содержанием.

    Игровое поведение ребенка может быть представлено в виде текста, состоящего из отдельных игровых единиц. Как правило, игра детей содержит несколько таких единиц: каждая из них пред­ставляет набор действий разной сложности. Так, например, еди-

    ница «лечение» может быть очень простой — укол больного шпри­цем, в других же случаях укол дополняется цепочкой соподчи­ненных операций (предварительный набор лекарства в шприц, дезинфекция места укола и т.д.). Эти сопутствующие основному действию операции как бы опосредуют друг друга. В результате возникает многоэтажная уровневая конструкция игровой единицы.

    Формируя игровой комплекс, ребенок, как правило, отраба­тывает каждый из элементов, прежде чем включить его в более сложный ансамбль игровой единицы. Таким образом, возникает возможность представить игровое поведение в виде смысловых единиц различной сложности, а также проследить процесс на­полнения их новым содержанием [Новодворская В.А., 1972].

    Средние значения параметров игрового поведения нормальных детей и детей-олигофренов в пересчете на 30 мин наблюдения

    studfiles.net

    Врожденное слабоумие

    Олигофрения – это целая группа заболеваний, которая характеризуется врожденным или приобретенным в раннем детстве умственным недоразвитием. К врожденному расстройству не относятся вторичные признаки задержки развития (недоразвитость речи, нарушение слуха и т.д.). Люди с врожденным слабоумием имеют нарушенное мышление, они не обладают способностью к аналитической деятельности, зачастую не могут вести самостоятельную жизнь и ухаживать за собой. Существует несколько видов недуга, в зависимости от которых и назначается определенный курс лечения.

    Врожденное и приобретенное слабоумие

    Под слабоумием понимают необратимое нарушение всей психической деятельности человека. Заболевание сопровождается резким снижением полученных ранее знаний и навыков, а также невозможностью приобрести новые знания. Различают врожденное и приобретенное слабоумие. Первый вид возникает в результате генетических факторов, и уже имеется у ребенка в явной или скрытой форме. Ученые выявили тот факт, что слабоумие во многих случаях наследуется, однако это не всегда так, иногда болезнь является следствием серьезных заболеваний матери или инфицирования плода, употребления беременной женщиной алкоголя, воздействия различных вирусов на организм матери. При подозрении на слабоумие назначается медико-генетическое консультирование, следует обратиться за помощью к психотерапевту.

    Приобретенное слабоумие также возникает в детстве, но не при рождении. Оно возникает в результате психологической травмы, нарушения работы головного мозга, черепно-мозговой травмы и по некоторым другим причинам.

    В любом из этих случаев требуется немедленное лечение, поскольку заболевание прогрессирует очень быстро, и может резко перейти в самую тяжелую стадию.

    Врожденное слабоумие характеризуется следующими симптомами:

    • Психическое недоразвитие с явными признаками интеллектуальной недостаточности.
    • Замедленный темп физического, умственного и психического развития.
    • Отсутствие динамики интеллектуального состояния.
    • Выраженная незрелость мозговых структур.

    Достаточно сложно самостоятельно поставить точный диагноз заболевания, поэтому необходимо срочно обратиться к квалифицированному психотерапевту. Диагноз ставится на основании симптомов, а также после проведения соответствующего обследования ребенка.

    Классификация слабоумия

    По степени выраженности дефектов различают несколько основных видов слабоумия:

    1. Дебильность. Самая легкая степень олигофрении, люди с данным расстройством вполне адекватны, но при этом имеют узкий круг интересов, не выходящих за пределы быта. Такие люди не способны к аналитическому и абстрактному мышлению, они выполняют одну привычную работу, которой научились еще в детстве, но не могут научиться чему-то новому. Для дебильности характерно рутинное мышление, отсутствие фантазии и конструктивизма. Больные способны воспринимать и запоминать простые мысли, но им не удается понять абстрактные понятия, сделать сложный вывод из сложившейся ситуации. Дебильность распознается сложнее, чем все остальные виды слабоумия, это связано с отсутствием грубых расстройств, как, например, при имбецильности. Дебилы способны выполнять простую работу, зачастую исполнительны и соблюдают установленные правила.
    2. Имбецильность. Средняя степень заболевания, при которой человек ограничен в словарном запасе, хотя и способен обслужить себя, воспринимает обращения к себе, выполняет несложную работу. Данный вид характеризуется ограниченной способностью к запоминанию, бедным мышлением и суждением, невозможностью самостоятельно принимать важные решения. Такие люди нуждаются в постоянной опеке, даже если они обладают простыми навыками самообслуживания. Их можно спокойно привлекать к работе, они достаточно хорошо ориентируются в повседневной жизни, помнят близких людей, но не способны усваивать новые знания.
    3. Идиотия. Самая тяжелая и неприятная форма олигофрении, когда пациент не разговаривает вообще или речь слишком нарушена, плохо воспринимает реальность, проявляет неадекватные эмоции. Также отсутствуют стандартные навыки самообслуживания, вследствие чего возникает необходимость в регулярном уходе за ними. Такие люди равнодушны ко всему происходящему вокруг, пассивны, обладают скудными эмоциями. Нередко можно встретить агрессивных людей, страдающих данным расстройством, они накапливают в себе злость и гнев, после чего проявляют эти эмоции по отношению к окружающим. Часто отсутствует инстинкт самосохранения, не выделяют родных и близких людей, нуждаются в помощи.

    Только опытный врач может поставить точный диагноз болезни и установить, какой вид олигофрении у человека.

    Врожденное и приобретенное слабоумие не лечится полностью. Другими словами, существуют способы лечения, но ни один из них не гарантирует полного излечения от болезни. Для профилактики, поддержания здоровья и уменьшения признаков расстройства применяются следующие методы:

  • Психотерапия, направленная на общение с больным и использование способов корректировки.
  • Трудотерапия, позволяющая адаптировать психически больного человека к социуму посредством его вовлечения в активную трудовую деятельность.
  • Арт-терапия, предназначенная для положительного воздействия на психоэмоциональное состояние пациента путем приобщения его к искусству и творчеству.
  • Музыкотерапия, при которой музыка используется в качестве лечебного средства для людей со слабоумием.
  • При явно выраженных симптомах заболевания назначаются лекарственные препараты седативного действия (транквилизаторы, нейролептики и пр.). В последующем возможны заметные улучшения у больного ребенка, все будет зависеть от степени заболевания и того, когда было начато лечение. Люди с врожденным или приобретенным слабоумием нуждаются в педагогической коррекции и психотерапевтической помощи, которую им могут оказать их родные, близкие, а также квалифицированные специалисты.

    psycholekar.ru

    Значение слова ОЛИГОФРЕНИЯ в Большом современном толковом словаре русского языка

    Врожденное или приобретенное недоразвитие психической деятельности, проявляющееся в трех степенях: дебильность, имбециальность, идиотия.

    Большой современный толковый словарь русского языка. 2012

    • ОЛИГОФРЕНИЯ в Однотомном большом юридическом словаре:

    • — см. Слабоумие …

    • ОЛИГОФРЕНИЯ в Словаре экономических терминов:

    • ОЛИГОФРЕНИЯ в Медицинской популярной энциклопедии:

      (врожденное слабоумие, умственная отсталость) — наследственное или приобретенное в раннем детстве до 3 лет умственная …

    • (oligophrenia; олиго- + греч. phren ум, разум; син.: малоумие, олигопсихия, слабоумие врожденное) психическое, гл. обр. умственное, …

      (от греч. oligos — малый, phr:en — ум), особая форма психического недоразвития, возникающая вследствие разных причин: патологической наследственности, хромосомных аберраций …

    • ОЛИГОФРЕНИЯ в Современном энциклопедическом словаре:

      (от олиго. и греческого phren — ум) (малоумие), врождённое или приобретённое в младенческом возрасте недоразвитие психики с преобладанием интеллектуального дефекта. …

    • и, мн. нет, ж., мед. Врожденное или приобретенное в раннем детстве психическое недоразвитие (слабоумие). Олигоф-рен — тот, кто страдает олигофренией. …

    • ОЛИГОФРЕНИЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:

    • ОЛИГОФРЕНИЯ в Словаре иностранных выражений:

    • ОЛИГОФРЕНИЯ в словаре Синонимов русского языка:

      болезнь, дебильность, идиотия, имбецильность, недоразвитие, …

    • ОЛИГОФРЕНИЯ в Словаре русского языка Лопатина:

    • ОЛИГОФРЕНИЯ в Полном орфографическом словаре русского языка:

    • ОЛИГОФРЕНИЯ в Современном толковом словаре, БСЭ:

      (от олиго … и греч. phren — ум), врожденное или приобретенное в младенческом возрасте недоразвитие психической деятельности. Различают три степени …

    • ОЛИГОФРЕНИЯ ПЕРИНАТАЛЬНАЯ в Медицинских терминах:

    • ОЛИГОФРЕНИЯ МИКРОЦЕФАЛИЧЕСКАЯ ВТОРИЧНАЯ в Медицинских терминах:

      (о. microcephalica secundaria) см. Олигофрения микроцефалическая ложная …

    • ОЛИГОФРЕНИЯ ДИСКЕРАТОИДНАЯ в Медицинских терминах:

      (oligophrenia dyskeratoidea) см. Олигофрения ксеродермическая …

    • (о. apathica) см. Олигофрения торпидная …

      (психическая болезнь) — заболевание, проявляющееся в нарушении нормальной психической деятельности, которое существенно влияет на способность лица правильно понимать окружающую действительность …

    • СЛАБОУМИЕ в Большом юридическом словаре:

      — глубокий малообратимый дефект психики; проявляется в слабости интеллекта, утрате ранее приобретенных знаний и (или) неспособности приобрести новые, бедности психики …

    • — заболевание, проявляющееся в нарушении нормальной психической деятельности, которое существенно влияет на способность лица правильно понимать окружающую действительность и контролировать …

    • ТОКСИКОМАНИЯ в Энциклопедии Биология:

      slovar.cc

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Navigation