Слабоумие симптомы у детей

Деменция у детей представляет собой слабоумие, распад уже сложившегося интеллекта. Деменция чаще проявляется у детей старше двух лет. До этого возраста малыш растет и нормально развивается, наравне с ровесниками. Затем начинаются определенные изменения в его поведении.

Почему возникает заболевание

Развивается деменция детская после воздействия на организм ребёнка определенных факторов, которые нарушают работу сформированных структур мозга, либо заболевание присутствует с рождения, но проявляется позже.

  • генетические заболевания, симптомы которых появляются спустя несколько лет после рождения ребёнка – болезнь Лафора, болезнь Ньюмана-Пика, синдром Санфилиппо, нейродегенерация с накоплением железа в мозгу
  • инфекционные заболевания мозга – менингит, энцефалит
  • черепно-мозговые травмы с ушибом мозга или его сотрясением,
  • воздействие вируса иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекция)
  • нарушение сосудистого кровотока, приводящее к недостаточному питанию тканей мозга
  • отравление ребёнка лекарственными препаратами
  • Как протекает деменция в детском возрасте

    Прогрессирующая форма деменции – это постоянное ухудшение состояния ребёнка, характерна для генетических заболеваний (Лафора, Ньюмана-Пика), для сосудистых поражений и для болезней спинного и головного мозга. В этом случае симптомы деменции нарастают по мере прогрессирования основного заболевания.

    Резидуальная органическая форма – это остаточные явления, которые сохранились после повреждения мозга. Характеризуется стабильным нарушением умственной деятельности, без последующего усугубления. Так проявляется деменция после отравления лекарствами, после черепно-мозговых травм, менингитов.

    Проявления деменции у детей разного возраста

    Начинается деменция в детском возрасте с утери ребёнком тех навыков, которые он освоил и без труда применял. Теряется речь, забываются отдельные слова, малыш плохо формулирует предложения. Появляется неряшливость в одежде, неопрятный внешний вид. Утрачивается чувство привязанности к близким, появляется равнодушие. Позже теряется навык ходьбы. Характерно приподнятое настроение, общая двигательная расторможенность.

    При возникновении заболевания у школьников на первое место выходит снижение общей работоспособности, трудности при запоминании информации. Речь и приобретенные ранее навыки сохраняются долго. К примеру, ребёнок может правильно назвать цвета и дни недели по порядку, но перепутать последовательность времён года.

    У старших школьников наиболее выражено изменение игровой деятельности – все игры становятся стереотипными, одинаковыми, действия в них постоянно повторяются.

    Снижением концентрации внимания и нарушением памяти проявляется деменция у подростков. Нарушается осмысление информации, нет способности к её обобщению. Затруднено понимание поговорок, пословиц. Быстро наступает утомление, речь смазанная.

    Особенности деменции при генетических заболеваниях

    При генетических заболеваниях деменция детей может не проявляться в детском возрасте, а сообщить о себе только у подростков. Пример такого заболевания – болезнь Ньюмана-Пика или лобно-височнаядеменция у подростков. Она обусловлена генетическими мутациями, вследствие которых в организме человека не усваиваются липиды и холестерин. Жиры откладываются в селезёнке, печени, в тканях мозга. При поражении мозга ухудшается восприятие и запоминание информации.

    Ещё одно заболевание, при котором развивается детская деменция – болезнь Лафора. Её симптомы – нарушения моторики, судорожные припадки и быстро прогрессирующая деменция. Дети умирают через 3-10 лет от начала болезни. В мозге, коже и мышцах обнаруживают микроскопические структуры – тельца Лафора.

    Деменция у детей, лечение которой начато при появлении первых признаков болезни, может замедлить своё течение, но полностью остановить её сложно.

    demenciya.com

    Симптомы и причины умственной отсталости у детей

    Умственная отсталость (слабоумие, олигофрения) – это патологическая недоразвитость интеллекта, которая может быть врожденной либо приобретенной (деменция). Чаще всего подобные случаи развиваются у детей из неблагополучных семей, в особенности, если родители – алкоголики. Но есть множество других причин, которые приводят к заболеванию. При данной патологии происходит ряд нарушений, которые являются особенностями олигофрена.

    Характеристика и особенности детей с умственной отсталостью

    Слабоумие у детей отражается на всех психических функциях, особенно страдает познавательность. Это отражается в сложности запоминать слова, невнимательности, отсутствии концентрации внимания. Слова используются невпопад, в произношении много ошибок, эмоции недоразвиты. Все это мешает ребенку устанавливать контакты в социуме.

    Организация восприятия значительно замедлена и имеет множество отклонений. С подобным диагнозом невозможно устанавливать связь между предметами. Такие дети не могут определить эмоции на лицах окружающих, не видят предмет, который слегка скрыт, не в состоянии отличить подобные предметы: ложку от вилки, кошку от белки.

    С закрытыми глазами определить предмет на ощупь ребенку очень сложно, помимо этого он не в состоянии установить, какая вещь из двух тяжелее.

    Нередко наблюдается заторможенность психомоторного развития, движения зачастую не являются целесообразными и они недостаточно плавные. Любые действия проводятся с суетливостью. Сильно страдает мимика, жестикулирование, мелкая моторика пальцев.

    Также нарушается ориентация в знакомом пространстве и координация движений. Тяжелый вид умственной отсталости у детей запрещает трудовую деятельность.

    Умственная отсталость у детей и подростков отличается сложностью в освоении и запоминании нового материала, поэтому необходимо одну и ту же тему повторять несколько раз, причем изученный материал забывается очень быстро. Даже заученная информация передается с множеством ошибок. Сильно выражается ухудшение формирования логического запоминания, однако механическая память развита нормально и усвоенные навыки не забываются.

    Детская умственная отсталость определяется неустойчивым вниманием, это не дает возможности ребенку заниматься долго определенным занятием, ухудшает процесс запоминания, олигофренам с трудом доходит смысл сказанного, их деятельность зачастую не приносит необходимого результата.

    Практически отсутствует непроизвольное внимание.

    Все это связано с неуравновешенностью работы возбуждения и торможения, одна из функций всегда преобладает. Человек быстро теряет интерес к тому, что его сильно заинтересовало, поэтому акцентировать его внимание очень сложно.

    Сильная недоразвитость мышления заключается в речевых отклонениях, чувственном познании, ограниченностью практических действий – все эти факторы значительно снижают уровень развития полноценной личности.

    Чаще рассуждения не являются собственным умозаключением, а скорее воспоминанием. При группировании каких-либо объектов ребенок чаще видит второстепенные приметы, упуская главные, причем найти взаимосвязь между ними не может. Также нет понимания всяческих поговорок и пословиц, они не применяются на соответствующие ситуации. При сравнении объектов детьми без труда указываются различия, но не указываются сходства.

    Заниматься обучением таких детей очень нелегко, поскольку материал усваивается очень плохо, практически без его понимания, чаще такие дети его заучивают без смысла и не в состоянии применять знания на практике.

    Указывать на их ошибки практически бессмысленно, поскольку они всегда уверены, что все делают правильно. Их целенаправленные действия очень ограничены, с исполнением малого количества функций, чтоб обеспечить самые необходимые свои потребности.

    Речь, произносимая детьми-олигофренами, чаще отличается неразборчивостью, большим количеством ошибок, заиканием, невыразительностью, поскольку недоразвита высшая психическая деятельность.

    Дети плохо отличают звуки, слова произносятся с заменой букв и слогов. Таким детям нужно обеспечить усиленное обучение, только в таком случае они смогут находить контакт с окружающими, но даже при таких обстоятельствах общее состояние психического развития будет отличаться своей неполноценностью.

    У интеллектуально недоразвитых людей наблюдается проявление неадекватных реакций на происходящее: некоторые поверхностно переживают большие потрясения, а других сильно будоражат незначительные происшествия.

    Дети с умственной отсталостью могут общаться только с теми, кто им приятен и их деятельность направлена только на то, что им нравится делать. Некоторые отличаются повышенной раздражительностью, а другие – неприязненным отношением к посторонним людям. Заметны частые смены настроения, то есть резкий переход от отличного настроения к апатии.

    Очень важный момент – формирование самооценки больного. Если отрицательно оцениваются его действия в школе либо дома, то ребенок становится упрямым, раздражительным, драчливым, что сильно сказывается на общении с окружающими. Если условия остаются прежними, то свойственность подобного поведения останется навсегда. Их повышенная самооценка устанавливается на фоне низкого интеллекта, а враждебность – на низкую оценку социума.

    Патопсихологические исследования умственной неполноценности наблюдает детей с нормальным поведением и успеваемостью в учебной программе, но у них всегда формируются проблемы в отношениях с обществом.

    Проблема очень развита, но, тем не менее, изучена не до конца. На сегодняшний день известен ряд причин умственной отсталости, причем они могут возникнуть, когда ребенок находится еще в утробе матери либо на первых месяцах жизни:

    1. Интоксикация организма беременной женщины или новорожденного.
    2. Инфекционные заболевания матери во время беременности (краснуха, скарлатина).
    3. Патологии в обменном процессе, которые стали причиной дисфункции и видоизменения каких-либо органов или систем. Происходят в организме беременной.
    4. Заражение от матери различными патогенными микроорганизмами.
    5. Получение родовой травмы.
    6. Наследственность – явление достаточно частое, иногда это может быть несовместимость крови либо образование генных мутаций.
    7. Воспалительные заболевания мозга и его оболочек у ребенка.
    8. Нарушение обмена белков.
    9. Иногда развитию умственной отсталости служат условия окружающей среды, повышенный уровень радиации, вредные привычки (алкоголизм одного или обоих родителей, прием наркотиков), неправильное или неполноценное питание ребенка.

      Симптомы умственной отсталости у детей выражаются в низкой способности при осваивании материала, а также отсутствии либо неадекватной реакции на слова окружающих, слабой памятью. Понимание новой информации усваивается с трудом, ребенок долго учится писать и читать.

      Подобные отклонения в психике в течение времени могут восстанавливаться, оставаться на том же уровне либо прогрессировать. При этом эмоциональная выраженность страдает редко. Проявление симптомов напрямую зависит от степени умственной отсталости у детей.

      Для легкой степени характерны следующие симптомы:

    10. Недоразвитое логическое мышление.
    11. Отсутствие абстрактного мышления.
    12. Плохая память и быстрое забывание изученного материала.
    13. Невозможность логически рассуждать.
    14. Движения заторможенные либо наоборот очень суматошные.
    15. Заикание.
    16. Для средней степени умственной отсталости у детей характерно следующее:

    17. Маленький словарный запас.
    18. Слабо развитое мышление.
    19. Физическая недоразвитость.
    20. Апатия, слабая выраженность эмоций.
    21. Плохая память, плохо развито воображение.

    Тяжелая форма отличается следующими симптомами:

  • Слишком низкое интеллектуальное развитие.
  • Несколько слов в словарном запасе (некоторые не разговаривают вовсе).
  • Неразвита мелкая моторика.
  • Отсутствие мышления.
  • Слабая подвижность.
  • Энурез.
  • Наблюдаемые признаки умственной отсталости у детей мешают налаживать контакт с окружающими. Все указанные симптомы не единственные, но являются самыми главными.

    Степени умственной отсталости у детей дошкольного возраста

    Выделено три степени умственной отсталости у детей, первая более легкая, а при второй и третьей ребенку ставят инвалидность и живут они на государственном обеспечении.

    По своей внешности такие дети не отличаются от других, но обучение дается им с большим трудом, поскольку практически отсутствует концентрация внимания, также замечаются нарушения памяти. Дети полностью зависят от близких, с окружающими контакт очень сложный, мало играют с другими детьми, поскольку ощущают свою неполноценность.

    Легкая умственная отсталость характеризуется отсутствием отличать эмоции, замкнутость. В дошкольном возрасте лексикон очень бедный, речь невнятная с ошибками, играют в простые игры, где не надо принимать решений и мыслительную активность. Такие дети не в состоянии принимать логические решения и не отвечают за свои поступки.

    Многие родители, зная, что у ребенка умственная отсталость легкой степени, ведут его в обычную школу, где и начинаются проблемы с успеваемостью и контактом с одноклассниками и учителями.

    Однако, достигая взрослого возраста, такие дети способны устраивать семейную жизнь, им доступна рабочая деятельность без принятия каких-либо решений. При достижении восемнадцати лет государство выделяет им жилую площадь. Однако нельзя забывать о том, что болезнь передается по наследству и может проявить себя в следующих поколениях.

    Имбецильность (умеренная)

    Такие дети в состоянии овладеть только самыми простыми навыками, их можно обучить письму и чтению, но необходимо стабильно контролировать и ухаживать, поэтому жить самостоятельно они не смогут.

    Умеренная умственная отсталость в дошкольном возрасте характеризуются слабо развитой речью, невнимательностью, очень плохо сформирована мелкая моторика. Совершаемые действия очень просты и предварительно заучены.

    Таким детям также не свойственно распознание эмоций и принятие решений, их словарный запас очень бедный, трудовая деятельность очень низкая. По этим причинам трудоустройство во взрослом возрасте невозможно.

    У детей с тяжелой умственной отсталостью словарный запас ограничивается несколькими словами. Обучение очень сложное и требует многократного повторения. Логическое мышление отсутствует. Даже во взрослом возрасте за такими людьми нужен постоянный уход. Нередко наблюдается энурез (синдром непроизвольного, неконтролируемого мочеиспускания).

    У ребенка наблюдается нарушение двигательной функции, совершаемые действия нецеленаправленны. Он чаще сидит в одной позе и качается со стороны в сторону. Часто сопутствуют нарушения центральной нервной системы, неправильное построение черепной коробки и скелета, церебральный паралич, эпилепсия и парезы.

    Чаще всего дети с тяжелой формой недоразвитости помещаются в специальные интернаты, где им обеспечивается постоянный уход. С такой умственной отсталостью врачи хороших прогнозов не дают, самостоятельная жизнь без посторонней помощи невозможна.

    Диагностика усложняется схожестью признаков с шизофренией, синдром Аспергера, сильными психическими травмами, печеночной недостаточностью.

    Для точного определения заболевания необходимо:

  • Определить навыки в быту.
  • Отношение с окружающими.
  • Изучение истории беременности (травмы, гипоксия, инфекционные патологии).
  • Тест на определение IQ.
  • Далее проверяется общее психическое состояние ребенка: понимание образов, восприимчивость к учебе, координация движений, речь и прочее.

    Лечение у детей умственной отсталости проводить нужно обязательно, причем, чем раньше – тем лучше. Для начала нужно остановить процесс и сохранить интеллект, а также сформировать хотя бы минимальную способность развития в социуме.

    Методика лечения определяется после проведения диагностики:

  • Лекарственные препараты: гормональные и йодсодержащие средства, ноотропы, аминокислоты, витаминные комплексы.
  • При неадекватном поведении назначаются транквилизаторы.
  • Работа с психологом и логопедом.
  • Необходимый режим питания.
  • Обучение в специальных заведениях.
  • Трудовая терапия.
  • На ранних стадиях добиться результата можно, но это требует немалых усилий.

    Прогноз напрямую зависит от степени отставания, лечению поддаются начальные стадии, при второй и третьей прогноз, как правило, плохой. Смерть пациентов чаще наблюдается в детском либо подростковом возрасте, причиной становятся проникшие инфекции. Большую роль в лечении играют семейные отношения, окружение больного, отсутствие стрессовых ситуаций, наличие трудовых навыков.

    Нужно помнить, что ранние формы болезни лечатся, но для этого необходимо приложить много сил и терпения. И при верном подходе ребенок может продолжить полноценную жизнь.

    oinsulte.ru

    Симптомы слабоумия у детей

    Под слабоумием, также называемом олигофренией, понимают нарушение интеллектуальной деятельности или заметное отставание от среднего для конкретного возраста умственного развития. Симптомы слабоумия у детей проявляются в разной степени в зависимости от уровня умственной отсталости. Только высококвалифицированный специалист сможет определить степень тяжести заболевания, после чего назначит соответствующее лечение. Олигофрения не излечивается полностью, однако можно добиться превосходных результатов, проводя терапию и профилактику болезни. Стоит более детально разобраться в том, что же такое слабоумие у детей, из-за чего оно возникает, и какие симптомы сопутствуют данному расстройству.

    Умственная отсталость

    Слабоумие у детей – это целая группа состояний умственной отсталости, психического недоразвития с ярко выраженными признаками недостаточного интеллекта. Такие состояния могут быть врожденными или приобретенными в первые годы жизни крохи. Это тяжелая семейная, и в то же время социальная проблема, над разрешением которой ученые задумываются и по сей день. Самым сложным моментом является осознание родителей реального положения дел и состояния своего дитя. Далеко не каждая мама готова принять то, что у ее малыша слабоумие, даже если признаки болезни выражены максимально четко. Далеко не каждый отец готов психологически согласиться с тем, что его сын или дочь страдают от олигофрении.

    Одной главной причины возникновения олигофрении не существует, однако ученые выявили целый ряд факторов, ведущих к слабоумию:

    • Наследственный фактор.
    • Хромосомные аномалии и мутации генов.
    • Влияние факторов окружающей среды: пренатальные (предродовые), перинатальные (факторы, относящиеся к предродовому периоду, непосредственно родам и первому времени после них), постнатальные (послеродовые).
    • Инфекция.
    • Довольно часто можно встретить детей со слабоумием, родители которых также страдали этим заболеванием. Также бывают случаи, когда врачи не могут установить одну главную причину болезни, так как к ее возникновению могут привести различные факторы: кровоизлияние в мозг, внутриутробная инфекция, гипоксия плода и пр.

      Степени слабоумия и симптоматика

      Чтобы досконально разобраться в симптомах слабоумия у детей, необходимо взглянуть на степени умственной отсталости и их классификацию:

    • Легкая отсталость или дебильность, когда коэффициент умственного развития составляет 0,50-0,70. В данном случае ребенок способен вести простую деятельность, при этом он испытывает трудности с запоминанием, проблемы в социальных отношениях с другими детьми. Чаще всего детей с таким диагнозом отправляют на учебу в специальные школы, где предусмотрена особая программа обучения.
    • Умственная отсталость средней степени или имбецильность. Дитя можно обучить выполнять несложные задания и поручения, однако к полностью самостоятельной жизни такие дети не приспособлены, и требуют постоянного внимания со стороны взрослого человека.
    • Тяжелая умственная отсталость или идиотия. Показатели коэффициента умственного развития находятся на достаточно низком уровне – ниже 0,20. Такие дети самостоятельно не могут даже одеться или принять пищу, хотя и обладают некоторыми зачатками речи. Память практически не развита, ребенок не способен чему-либо научиться. Заболевание нередко сопровождается нарушениями развития внутренних органов и физическими недостатками.
    • Для определения степени заболевания необходимо обратиться за качественной медицинской помощью. В условиях стационара проводится обследование, больной некоторое время находится под наблюдением специалистов, после чего устанавливается диагноз.

      Для правильного и наиболее эффективного лечения важно как можно раньше распознать симптомы умственного отставания и определить степень тяжести болезни, также следует выяснить причину ее возникновения.

      Важно ежедневное наблюдение за поведением малыша, врачи-психологи проводят специальные тесты, применяются различные инновационные методы для определения степени психического расстройства. Только после этого назначается лечение, направленное на снижение проявлений заболевания, обучение маленького человечка определенным действиям, которые помогут ему в дальнейшем вести самостоятельную жизнь.

      Принципы немедикаментозного лечения состоят в следующих моментах:

    • Психологическая поддержка больного ребенка, проведение с ним близкой беседы. Ни в коем случае нельзя изолировать его от общества и общения. Изоляция ведет к еще более серьезным негативным последствиям.
    • Помещение его в специальную школу, где он сможет обучаться самостоятельной жизни, приобретать какие-то знания и навыки. Обучение позволяет развивать фантазию, мышление и воображение, помогает начать взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
    • Умение со стороны родителей слушать пожелания своего чада и выражать свои мысли так, чтобы тот понимал их.
    • В качестве медикаментозного лечения иногда применяются транквилизаторы, нейролептики и другие препараты, оказывающие успокаивающее действие на больного. Такие средства больше направлены не на лечение, а на устранение явных признаков психического расстройства.

      Нередко люди со слабоумием находятся в психиатрических клиниках только из-за того, что родные испугались и отказались от них, когда те были еще совсем детьми. С одной стороны, таких родителей можно понять, но с другой – это их ребенок, и совсем не важно, от какой болезни он страдает, важно – помочь ему справиться с проблемой и адаптироваться к этому миру.

      Мы рассмотрели основные признаки слабоумия у детей, а также способы лечения болезни. Это серьезное расстройство, которое может доставить массу неудобств как самим детям с таким диагнозом, так и их родителям, однако чем скорее будет диагностирована умственная отсталость, тем лучше будет протекать ее лечение.

      psycholekar.ru

      Слабоумие у ребенка и взрослого: признаки и симптомы

      Все заболевания, которые связаны с необратимыми патологиями структур головного мозга у детей в процессе постэмбрионального и эмбрионального развития и проявляющиеся в результате этого разными психическими проблемами и интеллектуальной недоразвитостью, объединены в общий термин олигофрения или слабоумие у детей. По решению ВОЗ, совокупность заболеваний этого типа определяют как умственная отсталость, которой присвоен код по МКБ 10-F70-F79.

      В Америке в законодательном порядке любые виды нейрокогнитивной неполноценности называют intellectual disability – то есть, интеллектуальной инвалидностью, определение «олигофрения» или «слабоумие» в западной современной психиатрии уже практически не употребляется.

      Причины слабоумия у детей

      Причины слабоумия у детей в детской психиатрии принято разделять на постнатальные (при родах, во время новорожденности и первых нескольких лет жизни), антенатальные (патогенные факторы, которые воздействуют на плод в процессе беременности) и наследственные (хромосомные нарушения и генные аномалии, на их долю приходится около 80% патологии).

      Причины наследственного слабоумия у ребенка, как правило, обоснованы нарушениями в наборе хромосом либо их патологиями. Определим только самые распространенные:

    • 13-я хромосома – болезнь Патау;
    • 21-я хромосома – болезнь Дауна;
    • Нарушения в хромосоме 4p – болезнь Вольфа-Хиршхорна;
    • Нарушение фрагильной хромосомы – болезнь Ретта у девочек и Х-сцепленное заболевание у мальчиков;
    • Нарушение хромосомы 15р – болезнь Прадера-Вилли, хромосомы 9p – болезнь Альфи;
    • Патологии хромосомы 5p – олигофрения при синдроме кошачьего крика.
    • Все это ярко выраженные виды симптомов слабоумия у детей, когда нарушения развития разных структур головного мозга – это следствие дефектов хромосом.

      Самые распространенные причины слабоумия у детей, которые связаны с наследственностью, обусловлены нарушением метаболизма: нарушение обменного процесса аминокислоты фенилаланина (фенилпировиноградная олигофрения), нехватка йода (неонатальный тиреотоксикоз), нехватка лизосомального фермента (нейрональный цероид липофусцинов), недостаток аргинин расщепляющего фермента (гипераргининемия) и т. д.

      Антенатальные причины появления слабоумия у ребенка в себя включают:

    • плацентарную недостаточность (задержка развития плода в утробе матери);
    • внутриутробную хроническую гипоксию плода (нехватка кислорода);
    • перенесенная краснуха при беременности (приводит у ребенка к рубеолярному слабоумию);
    • заболевания матери (токсоплазма, сифилис, цитомегаловирус, вирус герпеса);
    • тератогенное действие на плод этанола (спиртного), а также некоторых принимаемых во время беременности лекарственных препаратов (аспирина, антибиотиков, изотретиноина, варфарина и т. д.);
    • токсическое действие паров ртути, свинца, фенола, пестицидов;
    • преждевременные роды, преэклампсия;
    • высокий уровень ионизирующей радиации.
    • К постнатальным причинам слабоумия относится острая асфиксия при родах либо черепно-мозговая травма (травма головы во время родов при использования вакуум-экстрактора или наложении щипцов). При этом нарушение работы головного мозга и дальнейшее слабоумие у детей может появиться при иммунной несовместимости по резусу крови матери и ребенка.

      Олигофрения у ребенка в раннем возрасте может появиться в результате вирусно-бактериального поражения мозга Neisseria meningitidis, Listeria coli, Escherichia coli, St. Pneumonia, при энцефалите или менингите.

      Симптомы слабоумия у детей

      Слабоумие обозначает значительные ограничения когнитивных и интеллектуальных способностей, а также адаптивного поведения, соответствующего возрасту, которые появляются у детей и остаются на всю жизнь. И стадии слабоумия у ребенка зависят от уровня ограничения умственных возможностей:

    • Первая или легкая стадия слабоумия (дебильность);
    • Вторая или умеренная стадия (неярко выраженная имбецильность);
    • Третья или тяжелая стадия (выраженная имбецильность);
    • Четвертая или глубокая стадия (идиотия).

    Отличительными признаками легкого слабоумия у детей являются:

  • отсталость в физическом развитии;
  • уровень развития интеллекта (IQ) 51–68 баллов;
  • сложности с логическим и абстрактным мышлением;
  • неустойчивость внимания и плохая память;
  • большая внушаемость, которая часто приводит к абсолютной зависимости от влияния других лиц;
  • легкие расстройства поведения и эмоциональная нестабильность;
  • сложности в выполнении целенаправленных действий.
  • Врачи отмечают, что первые симптомы легкого нейрокогнитивного отклонения чаще всего можно выявить лишь после начала обучения ребенка в школе – в 7–10 лет, когда ему сложно дается освоение школьной программы. По статистике английских психиатров, приблизительно 88% детей с легким слабоумием только чуть медленней осваивают новые навыки и информацию.

    При умеренном слабоумии IQ находится в пределах 36–48 баллов, а при тяжелом – на уровне 21–35 – то есть минимальна (в первой ситуации) возможность к самостоятельному мышлению или полностью отсутствует. Эти дети могут плохо питаться и спать, быстро раздражаются и устают. Отсталость в развитии выражено можно проследить в раннем возрасте: ползать, сидеть, говорить и ходить эти дети начинают позже остальных. Хоть, невзирая на все сложности, ребенок с имбецильностью может выучить минимальный словарный запас. Также наблюдаются проблемы с освоению элементарных действий по самообслуживанию, со слабой способностью к запоминанию и мелкой моторикой.

    Слабоумие является непрогредиентным состояниям, то есть не прогрессирует, но признаки олигофрении у детей с тяжелой и умеренной стадией с возрастом для окружающих становятся более отчетливыми. Это выражается в абсолютной неспособности адаптировать и контролировать свое поведение, что зачастую проявляется отклонениям в поведении в форме приступов психомоторного возбуждения, в некоторых случаях до аффективных расстройств, которые напоминают психоз с элементами агрессии и эпилепсию припадков.

    Около 7–18% детей со слабоумием имеют поведенческие проблемы, представляющие собой большую проблему для взрослых, которые за ними ухаживают. Но во время слабоумия, которое вызвано врожденным гипотиреозом, ребенок обычно апатичен и вял, его движения замедлены, вероятно, абсолютное отсутствие речи и слуха. То есть, в каждом отдельном случае появление определенных признаков определяют как патогенез, так уровень поражения мозга.

    Особенности детей со слабоумием четвертой степени характеризуются отсутствием мыслительных возможностей и речи (при глубокой стадии уровень IQ меньше 19 балов). Глубокое слабоумие у детей практически постоянно определяется уже во время рождения либо вскорости после него. Многие эти дети имеют серьезные нарушения нервной системы и неспособны воспринимать речь, реагировать на внешние раздражители, выражать и испытывать эмоции (нет осознанной мимики), узнавать родителей, осязать предметы, координировать движения, ощущать запах, вкус и даже в некоторых случаях боль. Частый признак – это многократное механическое повторение одного движения либо, наоборот, состояние абсолютной неподвижности.

    Нужно отметить, что для определенных симптомов олигофрении (болезни Апера, Крузона, Дауна и т. д.) присущи некоторые типичные внешние симптомы, в том числе, нарушения работы общей иннервации мышц (с судорогами или парезами) и проводимости глазных двигательных нервов (с нистагмом или косоглазием), черепно-лицевые аномалии. А со стороны эндокринной и сердечно-сосудистой системы может быть множество неспецифичных симптомов.

    Симптомы слабоумия у взрослых

    Во время астенической формы олигофрения появляются следующие признаки:

  • Утомляемость, слабость;
  • Эмоциональная нестабильность;
  • Нарушение сознания, внимания;
  • Психическая неуравновешенность.
  • При атоническом слабоумии:

  • Необоснованное и нестабильное поведение.
  • Во время стенического слабоумия:

  • Неуравновешенность, вспыльчивость;
  • Неадекватное поведение.
  • Беспричинные перепады настроения;
  • Агрессивное поведение.
  • При этом совершенно все люди, у которых диагностирована «дебильность», имеют умственное расстройство. Безусловно, данный фактор повлияет на социальную адаптацию в обществе, как ребенка, так и взрослого. Пациентам с дебилизмом тяжело строить взаимоотношения с другими людьми, обучаться, они могут работать лишь на самых простых работах.

    Диагностика слабоумия у ребенка

    Полная информация о родах и беременности матери, сбор анамнеза (в том числе семейного), оценка общего и физиологического развития ребенка – это база, на которой основано диагностирование слабоумия у детей.

    Но детские психиатры отмечают, что у детей дошкольного и раннего возраста выявить олигофрению (если, естественно, это неявно выраженный признак) довольно тяжело: определение уровня умственных способностей по Векслеру для дошкольников (по версии WAIS) рассчитано для малышей пяти лет и более, узнать уровень коммуникабельности и адаптационного поведения при помощи специально созданной рейтинговой шкалы – также довольно сложно. Остается только проверка умения складывать кубики и словарного запаса.

    Поэтому определение психического развития (помимо выраженной идиотии и имбецильности) бывает осложнено, но при этом специалисту нужно максимально четко диагностировать симптоматику (зачастую неспецифичную) и определить связь клинической картины с причиной для задержки умственного развития.

    В этом иногда помогают анализы крови – биохимический, общий, на RW, AntiHSV-IgM, на ферменты, CMV (цитомегаловирус) и токсоплазму, генетическое исследование, анализ мочи на аминокислоты и т. п. И лишь инструментальное обследование головного мозга – МРТ, КТ и энцефалография – сможет определить наличие черепно-мозговых нарушений.

    Правильность диагностирования патологии умственного развития может обеспечить дифференциальное обследование, поскольку множество болезней и состояний (шизофрения, эпилепсия и т. д.) частично имеют похожую психоневрологическую симптоматику.

    В большинстве стран мира определение слабоумия у детей производится согласно созданному Американской ассоциацией психиатров (APA) руководству по диагностики Statistical and Diagnostic Manual of mental disorders (DSM), и основывается на трех основных факторах: доказательствах того, что ограничения умственного развития стали очевидными в подростковом или детском возрасте, значительных ограничениях в одной или нескольких сферах адаптивного поведения и дефиците общих умственных возможностей.

    Практически все психиатры говорят прямо родителям детей со слабоумием, что умственная отсталость в развитии – это не заболевание, а состояние, и невозможно вылечить этих детей: лекарства против олигофрении не существует.

    Потому лечение детского слабоумия – это, по большому счету, реабилитация детей у которых диагноз олигофрения: с помощью усилий взрослых и педагогов специализированных учебных учреждений многие дети с умственной отсталостью (за исключением тяжелой имбецильности и идиотии) смогут многому научиться. Однако это требует больше усилий и займет больше времени.

    Детям с легкой степенью недоразвитости необходимы позитивная мотивация, поддержка и внимание, а детям с умеренной формой слабоумия нужно помочь овладеть простейшими навыками общения с родителями и остальными детьми, научить их элементарному самообслуживанию. В специальных школах реабилитация производится методами коррекционной лечебной педагогики, и большинство детей с умеренной формой слабоумия получают начальные навыки письма, счета, ручного труда, рисования, чтения.

    Этиологическое лечение может применяться только в случаях, если олигофрения связана с ферментопатиями (фенилкетонурия) или наследственными нарушениями обменных процессов.

    Используемая врачами симптоматическая терапия слабоумия у детей – с применением нейролептиков (антипсихотических средств) или транквилизаторов (седативных препаратов) – направлена на улучшение настроения, снятие обсессивно-компульсивных расстройств и повышенной напряженности, а также требуется при тяжелых расстройствах поведения с явной агрессивностью или психотическом возбуждении.

    Но эти препараты вызывают множество побочных явлений, а постоянное использование нейролептиков имеет почти неизбежные последствия в форме непроизвольной спастики мышц, ригидности экстрапирамидных двигательных расстройств, устойчивом нарушении остроты зрения и сна. Также может развиться амнезия и ухудшиться память.

    Более целесообразным является использование витаминов группы В. Например, препарата Гамалате В6 (в виде раствора для приема вовнутрь) – с витамином В6, гамма-аминомасляной кислотой и гидробромидом глутамата магния, который имеет седативное воздействие (купирует процессы возбуждения нервной системы) и при этом способствует улучшению памяти и повышению концентрации внимания.

    Народные способы лечения

    Народные способы лечения детской олигофрении, подразумевают лечение растениями: настоем корней лекарственной валерианы (запрещается давать детям спиртовую аптечную настойку). Также применяются корень женьшеня и растения гинкго билоба. Гомеопатия при лечении детей с умственной отсталостью в развитии не используется.

    Прогноз слабоумия у детей – сопутствующие психологические проблемы и пожизненная неполноценность интеллекта разного уровня. При глубоком слабоумии (идиотии) и тяжелых стадиях (явно выраженной имбецильности) – инвалидность, которая иногда требует нахождения в специальных медицинских заведениях.

    Профилактика слабоумия состоит в полноценном обследовании женщины во время планирования беременности (непременно необходимо провести обследование крови на TORCH-бактерии), также нужно проконсультироваться с генетиками, тем более, когда в семейной истории будущих родителей были зафиксированы случаи рождения детей с разными признаками умственной неполноценности. Непременному лечению перед беременностью подлежат сифилис, цитомегалия, конгенитальный токсоплазмоз. Беременным в первом триместре нужно непременно принимать фолиевую кислоту и не допускать инфицирования (коревой краснухи и т. д.).

    По статистике Американской академии подростковой и детской психиатрии (AACAP), отсталостью в умственном развитии страдают практически 7 млн. человек в Америке, из которых больше 600 тысяч в возрасте 7–25 лет. В Англии подростков и детей с разной степенью слабоумия насчитывается около 250 тыс. Детская олигофрения затрагивает 3–4% общей численности населения на Земле. 80–95% имеют легкую степень патологии. Из всего сказанного выше вполне логично сделать вывод о том, что гораздо легче предотвратить симптомы слабоумия, нежели вылечить его, тем более с учетом того, что лечению это заболевание не сильно поддается.

    psiho.guru

    Первые признаки слабоумия у взрослых, у детей

    Фраза, которой мы можем оскорбить человека «дебил», имеет медицинский смысл. В психиатрии дебилом называют человека с легкой степенью слабоумия или же олигофрении. Более тяжелой степенью дебильности можно назвать идиотию или же имбицильность.

    Слабоумие (дебильность) классифицируется на врожденную и на приобретенную. Причем, если вовремя определить нарушении в психике ребенка и заняться лечением, прогнозы на выздоровление высокие. Дебильность и идиотия проявляется в первый год жизни ребенка.

    В большинстве случаев, как у взрослых, так и у детей, дебильность – это врожденное заболевание, которое характеризуется стойким повреждением головного мозга.

    При слабоумии (дебильности) у человека поврежден головной мозг.

    Дебильность провоцируют такие факторы, как:

    • Наследственность (кто-то из близких по прямой линии был поражен этим заболеванием (слабоумием);
    • Генная мутации при закладке хромосом;
    • Воздействие рентген-излучения на организм беременной женщины (в последствии есть риск рождения ребенка со слабоумием);
    • Перенесенные инфекционные заболевания в период беременности – краснуха, токсоплазмоз, цитомегаловирус;
    • Постоянный контакт в течение 9 месяцев беременности с ядами, токсинами, вредными химическими веществами;
    • Острый дефицит йода в организме беременной (йод – это микроэлемент, который принимает активное участие в формировании и закладке нервной системы у плода);
    • Травмы головного мозга, которые могут быть нанесены ребенку непосредственно в момент родов из-за непрофессионализма врачей (если акушер-гинеколог неаккуратно наложила акушерские шприцы на голову ребенка).

    Известны случаи приобретенного слабоумия, которое развивается в результате отсутствия своевременного (по возрасту) педагогического воспитания с ребенком. Но, что самое важное – в таком случае гораздо проще устранить последствия заболевания, нежели, если это приобретенное слабоумие.

    В психиатрии выделяют три основных формы слабоумия:

    Если мы говорим о легкой степени слабоумия, то в этом случае больные могут вести абсолютно обычный образ жизни. Единственное – нужно будет постоянно наблюдаться у психолога и при обострении самочувствия проходить терапию. Тяжелая форма слабоумия требует более серьезного лечения, сеансов психотерапии и наблюдения у врачей.

    При астенической форме слабоумия проявляются такие симптомы:

  • Слабость, утомляемость;
  • Психическая неуравновешенность;
  • Нарушение внимания, сознания.
  • Нестабильное, необоснованное поведение как у взрослого, так и у ребенка.
  • Нарушение поведения;
  • Нарушение психической реакции;
  • Вспыльчивость, неуравновешенность.
  • Агрессивное поведение;
  • Необъяснимые перепады настроения.
  • Абсолютно все пациенты, имеющие диагноз «дебильность», имеют умственное нарушение. Естественно, что этот фактор будет влиять на социальную адаптацию как взрослого, так и ребенка в обществе. Больные дебилизмом могут работать только на самых простых работах, им сложно обучаться, строить взаимоотношения с окружающими.

    Как проявляется дебильность?

    Слабоумие (дебильность) проявляется в виде нарушения физического и умственного развития ребенка. Такие дети очень поздно начинают говорить, ползать, ходить. Слабоумие можно понять по нарушенной речи, практически полным отсутствием словарного запаса.

    Люди с диагнозом «дебильность» не умеют анализировать события, которые происходят в их жизни. Такой тип мышления можно описать как конкретно-описательный. Внимание больных нарушено, они не могут сконцентрироваться на предмете, не в состоянии запоминать информацию. У них полностью отсутствует интерес к окружающему миру, к людям.

    Если родители относятся внимательно к своему ребенку, то признаки умственной недостаточности они могут выявить еще в раннем возрасте (до года, то есть, в том периоде, когда ребенок активно развивается).

    Чтобы диагностировать дебильность, необходимо обратиться к ряду врачей:

    Ребенок должен пройти тести на уровень IQ, у него также оценят его неврологический статус, сделать МРТ и КТ мозга.

    Дебилизм – это неизлечимое заболевание. Единственное, что можно незначительно скорректировать поведение больного как в физическом, так в умственном и психологическом плане. Если мы говорим о детском слабоумии, то такие пациенты практически с рождения должны наблюдаться у психоневролога. Когда на дебильность влияет ряд факторов в организме, например, нарушения работы щитовидной железы, то в таком случае больному назначают гормонотерапию. На протяжении всей жизни нужно будет применять психотропные вещества, прибегать к курсам витаминотерапии. Главная задача – простимулировать психические процессы в организме.

    Дети с диагнозом «дебильность» должны обучаться в заведениях (школах, учреждениях), специализирующихся на таких диагнозах (в них работают профильные специалисты – логопеды, психиатры).

    Профилактика дебильности должна начинаться во внутриутробном периоде, то есть, здесь подразумевается этап планирования беременности. Женщине нужно обязательно проконсультироваться с врачом-генетиком, если у нее в роду были случаи дебилизма. Паре, планирующей детей, нужно вести здоровый образ жизни, не курить, не пить, не принимать наркотические вещества. Если имеются инфекционные заболевания, то их нужно вылечить еще до беременности.

    В течении всей беременности сдаются генетические тесты, делают УЗИ, сдают анализы крови. Благополучное завершение беременности подразумевает под собой выбор квалифицированного врача, принимающего роды (во избежание травматизма).

    medportal.su

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Navigation