События вызывающие стресс

Стресс — это то, что не существует само по себе и отдельно от нас, это также то, что не существует внутри нас. Скорее, это реакция нашего организма на чрезвычайные ситуации или экстраординарные события. Отсюда следует вывод: то, что явится стрессом для одного человека, необязательно будет стрессом для другого. Однако в нашей власти избежать стрессовых ситуаций или сделать все возможное, чтобы снизить негативную реакцию нашего организма на него. Как лечить стресс народными средствами смотрите тут.

Стресс не есть что-то хорошее или плохое. Он характеризуется количественно. То есть все зависит от того, сколько этот стресс будет длиться. Второй фактор, характеризующий стресс, — наша реакция на него. Реагировать мы можем по-разному. Чем сильнее будет наша отрицательная реакция на него, тем больший вред причинит он нашему здоровью. Когда нас заставляют что-то сделать, то иногда это может стать стимулом, породившим достаточно энергии, чтобы завершить какое-то дело или проявить активность. Но когда давление оказывается избыточным (как в случае стресса), то мы начинаем чувствовать перегрузки и теряем контроль.

Обычно стресс сопровождается прерывистым дыханием, чувством чрезмерной усталости, головными болями,. переутомлением, перенапряжением, бессонницей, систематическим недосыпанием, общей слабостью или расстройством желудка, а также, чрезмерной ранимостью и вялостью. Последствия сильных стрессов начинают сказываться очень быстро. А их затяжное влияние может серьезно расстроить наше здоровье и послужить причиной развития раковых опухолей в области желудка, гипертонии, мигрени, астмы, кожных заболеваний, болезней сердца, параличей и нервных заболеваний, когда человек уже не может контролировать себя и не способен вести нормальный образ жизни.

На приведенном графике видно, как стресс влияет на нас. Кривая на графике показывает, что чем дольше длится стресс, тем сильнее мы начинаем уставать, и наконец так выматываемся, что теряем работоспособность.

Стрессовые ситуации не могут не отражаться на сексуальной жизни. Если вы находитесь в стрессовом со-стоянии, то секс вряд ли будет интересовать вас. Мужчины, как правило, не могут раскрепоститься, что мешает юстижению состояния эрекции. Женщины тоже настолько напряжены, что вообще стараются избегать секса.

Если вы знаете, что приводит вас в состояние стресса, и можете определить его наступление по некоторым признакам, это поможет вам предотвращать такие состояния или же снижать их воздействие на ваш организм. Для контроля над стрессовой ситуацией вам следует ознакомиться с нашими советами. Возможно, некоторые из них могут быть полезны для вас уже сейчас.

• Определите, какие факторы могут привести вас в состояние стресса. Обсудите эти факторы с вашим романтическим партнером или коллегами по работе. Попробуйте найти конструктивные пути для их устранения или нейтрализации.

• Попробуйте ставить перед собой определенные задачи на каждый день и постарайтесь их выполнять. Если у вас не будет получаться, вам следует либо совсем отказаться от них, либо возложить их исполнение на кого-то другого; можно еще попробовать упростить их до такой степени, чтобы они были вам по силам.

• Научитесь сразу говорить «нет» в тех случаях, когда вам не хотелось бы брать на себя лишних обязательств.

• Приучите себя устраивать перерывы, во время которых вы можете снять напряжение, прогуляться, получить удовольствие от созерцания природы, поиграйте в какую-нибудь игру или просто поболтайте с друзьями.

• Регулярно занимайтесь физическими упражнениями.

• Возьмите себе за правило регулярно сменять домашнюю обстановку на какую-то иную.

• Никогда не вносите сразу много радикальных изменений в свой стиль жизни. Перемена работы, переезд в другой дом, смена коллег, изменение своих отношений с ними — все это потенциальные причины для развития стрессовой ситуации.

• Принимайте жизнь такой, какая она есть, старайтесь не забивать себе голову мыслями о будущем.

• Постарайтесь не употреблять алкогольных напитков или медицинских препаратов (транквилизаторов) для того, чтобы снять напряжение. Они нарушают ваш жизненный ритм, вы начинаете путать день и ночь, что, в свою очередь, мешает вам принимать какие-то важные решения. Обычно после их употребления вы чувствуете настоятельную потребность навести порядок в своей жизни.

• Перед сном откройте окно и подышите свежим воздухом. Это поможет быстрее заснуть, и ваш сон будет более здоровым и крепким.

• Вам не помешает побольше узнать об иглоукалывании, гомеопатии, массаже, ароматерапии, рефлексологии.

• Если вы считаете, что ни один из перечисленных нами советов вам не подходит, то проконсультируйтесь с врачом. Попросите его прописать вам какие-нибудь медицинские препараты, которые помогут вам лучше владеть собой.

Переедание в стрессовой ситуации

Люди часто едят, когда они несчастны, подавлены, встревожены. Ведь еда — это надежный, доступный источник удовольствия.

Привычка переедания в стрессовой ситуации формируется еще в раннем детстве. Американский психолог Стэнли Шехтер так описывает общение матери с младенцем: ребенок плачет, когда ему неудобно или больно, или он испуган, или ему хочется есть. Опытная мать поменяет пеленки, когда ребенок мокрый, накормит, когда он голоден, успокоит, когда он испуган, и т. п. А неопытная и тревожная мать ведет себя абсолютно неправильно, неадекватно, то есть не в соответствии с состоянием ребенка: желая успокоить его, пытается кормить, чуть только он закричит. Такое поведение матери — основа хронического ожирения, которое в дальнейшем разовьется у ребенка.

В такой ситуации у ребенка происходит смешение сильных эмоциональных состояний и чувства голода. В подобных условиях в детстве часто не формируется способность различать чувство голода и страха (тревоги, гнева). И тогда человек может неосознанно воспринимать любое состояние эмоционального возбуждения как чувство голода.

Таким образом, если тучный человек считает, что он голоден, это может быть нечто иное, чем у людей с нормальным весом: не исключено, что он просто чем-то расстроен. В стрессовой ситуации человек обычно легче воспроизводит те способы поведения, которые возникли еще в раннем детстве. И если его научила мать, он и от страха ест. Стремящиеся похудеть обычно жалуются на повышенный аппетит и постоянное чувство голода. Некоторые из них сами догадываются, что их голод вызывается причинами психологического порядка, что это искусственное чувство. Такой голод усиливается в период плохого настроения, при появлении чувства тоски, одиночества.

Неустроенность в личной жизни, неприятности также пытаются компенсировать едой, находя в ней «утешение». В моменты неудач и огорчений еда кажется единственно доступным средством получения удовольствия и положительных эмоций. Однако таким образом люди не решают возникающих проблем, а лишь заглушают свое чувство неудовлетворенности.

Чтобы избавиться от тучности, необходимо разобраться в психологических причинах своего эмоционального перенапряжения и навязчивого переедания. Прежде всего необходимо научиться бороться со стрессом.

Крайне важно овладеть навыками бесконфликтного общения в семье и на работе, научиться снимать возникающее нервное напряжение. Снижению эмоционального напряжения без помощи медикаментов помогают занятия аутогенной тренировкой, релаксационной дыхательной гимнастикой, физкультура, баня, точечный самомассаж и другие оздоровительные средства.

Стресс — первые предупреждающие сигналы

Какие предупреждающие сигналы свидетельствуют о том, что мы подвергаемся стрессу? Это задание лучше выполнять в паре с партнером, который мог бы зачитывать вам вопросы и проверять вас. Но вы можете выполнить задание и самостоятельно. Для этого вам надо сначала его прочитать, а затем подвести итог.

1. Вспомните, когда в последний раз вы испытали сильный стресс. Закройте глаза и мысленно воспроизве- : дите события, которые произошли тогда.

2. Что вы почувствовали при воспоминаниях? Каким стало ваше дыхание? Какие ощущения вы испытываете в области груди? А в области живота? В горле? В плечах? В голове? Ваша кожа стала холодной или горячей?

3. Вспоминая, о чем вы думаете в данный миг? Какие мысли пронеслись в вашей голове? Что вы сказали сами себе? Что вы сказали другим?

4. Какие ощущения вы испытываете? Волнение? Зло? Безысходность? Огорчение? Вы вот-вот заплачете? Что-то другое?

5. Если бы в этот момент кто-то посмотрел на вас, то как бы он описал вас и ваше поведение? Этот чело- I век увидел бы, что вы делаете. Что он увидел бы?

6. Теперь вообразите, что вы вернулись из прошлого, отрешились от воспоминаний. Дышите медленно и глубоко. Постарайтесь расслабиться. Добейтесь, чтобы вы были спокойны и умиротворены. А теперь откройте глаза.

7. Независимо от того, будете вы работать с партнером или самостоятельно, напишите под нижеследующими заголовками те первые предупреждающие сигналы стрессового состояния, которые вы испытали.

Ощущения внутри тела

8. Распознавание первых предупреждающих сигналов наступления стрессового состояния — первый шаг к тому, чтобы научиться контролировать его. Что вы мог- ли бы сделать, чтобы снять стрессовое состояние в данном случае? Теперь просмотрите ваши ответы. Mo- i жет быть, партнер сможет что-то посоветовать вам.

Организм, ослабленный стрессом, нуждается в дополнительных питательных веществах

Несомненно, сразу вам не удастся смягчить остроту всех стрессовых ситуаций. Чтобы напряженные периоды не нанесли ущерба здоровью, следите, чтобы организм получал достаточное количество защищающих его жизненно важных веществ, так как под воздействием стресса потребность в некоторых витаминах и минеральных веществах возрастает. И эту дополнительную потребность не всегда можно удовлетворить с помощью одного только питания. Поэтому в таких ситуациях рекомендуется временный прием некоторых витаминов, минеральных веществ и микроэлементов:

• Витамин А при хроническом стрессе поддерживает функцию надпочечников и защищает клетки от преждевременного старения. Потребность при стрессовых ситуациях — 5000 ME. Содержится в моркови, помидорах, абрикосах, сливочном масле, печени. Внимание: беременным принимать витаминные препараты, содержащие витамин А, нельзя.

• Витамины группы В поддерживают функцию нервной системы, оказывают успокаивающее действие, необходимы для белкового и углеводного обмена веществ. Витамин В12 улучшает функцию мозга, поддерживает концентрацию внимания. Потребность в стрессовых ситуациях — 100 мкг, содержится в яйцах, сыре, говядине. Витамин В6 усиливает иммунную систему. Потребность в стрессовых ситуациях — 10 мг, содержится в картофеле, рыбе, шпинате, курином мясе. Витамин В2 (рибофлавин) защищает организм от вредного воздействия стресса. Потребность в стрессовых ситуациях — 5 мг, содержится в молоке, печени, яйцах, рыбе, сыре.

• Витамин С снижает предрасположенность к стрессу, защищает от инфекций, улучшает настроение. Потребность в стрессовых ситуациях — 500 мг, содержится в цитрусовых, клубнике, киви, паприке, черной смородине, брюссельской капусте.

• Витамин Е защищает сосуды от последствий стрессовых нагрузок, препятствует известкованию артерий и защищает клетки от преждевременного старения. Потребность в стрессовых ситуациях — 400 ME, содержится в растительных маслах, орехах, продуктах из муки грубого помола.

• Минеральное вещество магний защищает сердечную мышцу от последствий воздействия стресса, оказывает успокаивающее и расслабляющее действие, улучшает сон, предотвращает мышечные судороги. Потребность в стрессовых ситуациях — 500 мг, содержится в продуктах из муки грубого помола, зародышах зерна, миндале, орехах, яблоках, темных овощах.

• Микроэлемент цинк укрепляет защитные силы, на которые часто оказывает отрицательное влияние стресс. Потребность в стрессовых ситуациях — 15 мг, содержится в рыбе, ракушках, зародышах пшеницы.

Восемь признаков, которые предупреждают: внимание, стресс!

В лихорадочной повседневности часто мы совершенно не замечаем, как много жизненной энергии тратится впустую из-за стрессов и гонки за успехом. Однако существуют многочисленные признаки, указывающие на то, что нам не хватает отдыха и спокойствия. Если мы обнаружим у себя хотя бы два таких предупреждающих признака, значит, самое время нажать на стрессовые тормоза.

1. Мышцы на затылке натянуты и болят.

Не зря трапециевидную мышцу (она проходит вдоль задней стороны шеи и дальше через плечи) называют также «психологической мышцей». С помощью многочисленных исследований удалось выявить связь между эмоциями и мышечным напряжением. Поэтому у большинства людей в периоды стресса наблюдается болезненное напряжение в области плеч и в верхней части спины.

2. Как только сосед чихнет, вы заболеваете гриппом.

Длительный стресс оказывает вредное воздействие на защитные силы организма. Под влиянием стресса в надпочечниках в увеличенных количествах образуется кортизол. Этот гормон целенаправленно применяется в медицине для успокоения «переполненной» иммунной системы, например при аллергиях. Но и при длительных психических нагрузках защитные силы функционируют под постоянным воздействием кортизола, правда, лишь в экономном режиме — «на малом огне». Типичным признаком стресса являются бесконечные простуды, частое заражение вирусом герпеса, постоянное чувство вялости и предрасположенность к любой инфекции, которая свирепствует в данный момент.

3. У вас все время «трещит» голова.

Приступы мигрени и длительные головные боли, если другие заболевания исключены, — безошибочный признак перегрузки. Помимо атак мигрени с ее тошнотой и сверлящими болями, часто появляется тупая головная боль, которая охватывает голову, точно шлем, — от затылка до лба. Человек, принимающий больше двух таблеток от головной боли в месяц, должен обдумать свою стрессовую нагрузку.

4. За последние 6 месяцев вы набрали или сбросили более 5 % веса.

У одного от стресса портится аппетит, другой в напряженные моменты не может обойтись без шоколада и пирожных. Тогда, естественно, начинаются колебания в весе, и в долгосрочной перспективе — утрата работоспособности и ограничение в нагрузках.

5. По ночам вы не можете сомкнуть глаз, а днем боретесь со сном.

Организм отдыхает, прежде всего во время фаз глубокого сна, которые повторяются примерно каждые 90 минут. Исследования лобных долей мозга — электроэнцефалограмма (EEG) — показывают, что эти способствующие отдыху фазы сна в периоды стрессов сокращаются. И тогда, несмотря на достаточную продолжительность сна, не происходит ночного восстановления и отдыха. Фазы глубокого сна регулярно прерываются так называемыми фазами REM (быстрое движение глаз), то есть фазами сновидений, во время которых события дня еще раз прорабатываются в виде сновидений. Дневные нагрузки, стресс и напряжение способны в фазах REM вызвать кошмары.

6. Сердце бьется как сумасшедшее, а иногда вдруг останавливается.

В острых стрессовых ситуациях пульс подскакивает с 60 до 130 или более ударов в минуту. Причина — увеличение в крови количества гормонов стресса адреналина и норадреналина, которые заставляют сердечную мышцу работать на предельных «оборотах». При длительных стрессах нормальный пульс, составляющий в состоянии покоя 60 и 70 ударов, постоянно повышен до 80-90 ударов. В перспективе это приводит к преждевременному износу многих органов. И причиной неприятных сбоев в работе сердца также может быть стресс, чаще всего в сочетании с неумеренным поглощением кофе и потреблением никотина. В таком случае нужно обязательно обратиться к врачу, чтобы исключить возможность заболевания сердца.

7. По ночам вы еще раз «пережевываете» проблемы.

Зубовный скрежет по ночам, «пережевывание» проблем во сне бывает почти исключительно в напряженных ситуациях. Не только партнер или супруг чувствует неудобство от звуков зубовного скрежета — со временем это приводит к усиленному износу зубов и к болезненным натяжениям мускулатуры челюсти. Если вы не уверены, скрипите ли вы зубами по ночам, спросите об этом своего врача. Ему нетрудно определить следы истирания на зубах.

8. У вас влажные и холодные руки.

В стрессовых ситуациях кровообращение централизуется, то есть кровь прежде всего предоставляется в распоряжение таких жизненно важных органов, как сердце, легкие и мозг. Соответственно через руки и ноги протекает меньше теплой крови, они холодеют и становятся влажными. Немного движения поможет восстановить нормальное кровообращение.

Насколько высок ваш уровень восприятия стресса

Издавна известно и постоянно подтверждается наблюдениями врачей, что после тяжелых стрессовых перегрузок человек больше подвержен риску заболеть. Психиатр Холмс с медицинского факультета Вашингтонского университета исследовал взаимосвязь между стрессами и возникновением заболеваний и составил шкалу, позволяющую оценить отдельные события, вызывающие стресс. Конечно, в этой таблице отражены не все стрессовые ситуации.

Некоторые события человек переживает очень тяжело — например, развод. Поэтому подобные стрессовые ситуации получают высокий балл по стрессовой шкале. Но и столь радостные события, как свадьба или прибавление в семействе, не проходят для нас бесследно. Чем больше стрессовых ситуаций выпадает на нашу долю в кратчайший период времени, чем больше энергии мы вынуждены тратить, чтобы справиться с проблемами, тем более уязвимыми становимся для любых болезней и недугов.

Таблица факторов стресса по Холмсу

Каким стрессовым нагрузкам вы подвергались в последние двенадцать месяцев?

medn.ru

Жизненные события, способные вызвать стресс (по т. Холмсу, р. Рахэ)

События в жизни

1. Смерть супруга (супруги)

3. Разрыв с партнером

4. Отбывание наказания в тюрьме

5. Смерть близкого человека

6. Травма или болезнь

7. Вступление в брак

8. Перемещение по службе

9. Примирение с партнером (партнершей) или мужем (женой)

10. Уход на пенсию

11. Болезнь члена семьи

12. Беременность партнерши

13. Сексуальные затруднения

14. Рождение ребенка

15. Изменение финансового положения

16. Смерть близкого друга

17. Смена места работы

18. Увеличение числа супружеских (партнерских) ссор

19. Получение денежной ссуды

20. Растущие долги

21. Завышение служебной ответственности

22. Уход сына (дочери) из родительского дома

23. Раздоры с родителями мужа (или жены)

24. Головокружительный личный успех

25. Выход жены на работу (или уход с работы)

26. Окончание школы и поступление в вуз

27. Изменение жилищных условий

28. Изменение сложившихся привычек (стереотипов)

29. Конфликты с начальством

30. Изменение условий работы или рабочего времени

31. Перемена места жительства

32. Экзамены в школе (вузе), квалификационная аттестация на работе

33. Смена привычного места отдыха

34. Изменения в отношениях с окружающими (друзьями, коллегами и т.д.)

35. Нарушения сна

36. Изменение характера и частоты встреч с другими членами семьи

37. Изменение привычного режима питания и количества потребляемой пищи (диета, отсутствие аппетита и т.п.)

38. Штраф за нарушение правил уличного движения

Однако в большей мере стрессогенность того или иного события определяется внутриличностными факторами, а также наличием и характером социальных связей этой личности. Сравнительный анализ самоотчетов по оценке здоровья и удовлетворенности жизнью 286 студентов в начале и в конце года обучения и соотнесение этих данных с социально-демографическими и поведенческими факторами показал, что кроме здоровья большое влияние на оценку жизненных событий оказывает чувство удовлетворенности жизнью: у неудовлетворенных жизнью людей любая значимая перемена вызывала увеличение депрессивных симпотомов. И наоборот, испытуемые, удовлетворенные текущей жизнью, имели всего несколько симптомов депрессии и тревоги. У них наблюдалась более высокая самооценка, сильные социальные связи, большая физическая активность и длительный сон, на их долю приходилось незначительное число стрессогенных жизненных событий. Наиболее значимой из этих переменных, позитивно связанной со здоровьем и удовлетворенностью жизнью, является наличие социальных связей [41, с. 345].

На наш взгляд изучение воздействия событий на человека в концепции психологического стресса, даже с учетом специфичности стрессовой реакции, не позволяет понять (кроме силы воздействия события) содержательной стороны переживания личностью того или иного важного изменения в жизни. Личностные переживания, субъективное отражение изменившихся условий как раз и служит отражением содержания самосознания, направленности личности — важных элементов ее структуры, то есть собственно личностного, «человеческого в человеке».

В других исследованиях кроме интенсивности события изучаются и такие его особенности, как степень желательности, контролируемость и предсказываемость события, его продолжительность, вовлеченное при переживании события жизненное пространство [60, с. 91].

Исследования жизненных ситуаций и событий, а также их последствий для личностного развития, способствуют разрушению некоторых стереотипов, существующих как в житейской психологии, так и в сознании психологов-профессионалов. Это касается влияния на личность и ее судьбу традиционно полагаемых в качестве «сильных» некоторых событий. Вот какие факты приводят Л. Росс, Р. Нисбетт:

«Нигде слабость влияния очевидно значимых ситуационных факторов не вызывает такого недоумения, как в исследованиях воздействия различных событий реальной жизни на возникновение важных в социальном отношении последствий. Некоторым из подобных исследований мы должны быть попросту благодарны. Выясняется, например, что в большинстве случаев долговременные последствия пережитого в детстве физического или сексуального насилия относительно незначительны (Widom, 1989). То же касается и долговременных последствий подростковой беременности в жизни молодых женщин (Furstenberg, BrooksGunn, Morgan, 1987) и даже долговременного эффекта психологической обработки в лагерях для военнопленных (Schein, 1956). К сожалению, иногда неожиданно слабыми по своему воздействию оказываются и позитивные по характеру события. Например, жизнь обладателей крупных выигрышей в лотерею подвержена влиянию неожиданной удачи в гораздо меньшей степени, чем большинство из нас могли бы предположить. В особенности в сравнении с нашими представлениями о том, как изменилась бы при сходных обстоятельствах наша собственная жизнь (Brickman, Coates, JanoffBulman, 1978)!» [107, с. 36].

Очевидные трудности с анализом воздействия события на человека могут быть свзаны и с тем, что сам термин «событие» в большинстве исследований специально не определяется, что приводит к его размытости и чрезмерному расширению включаемых в него феноменов. Так, в американском словаре по поведенческим наукам (Dictionary of Behavioral Science, 1975) о событии говорится, что «это явление, которое имеет определенные начало и конец» [цит. по: 73, с. 20]. Среди достаточно скудных данных о событии в отечественных источниках находим, что событие есть «любое объективное изменение в жизни, поведении, внутреннем мире» [34, с. 62].

До недавнего времени категория событийности прорабатывалась философами и литературоведами, а не психологами. Так, М.К. Мамардашвили отмечал, что «всякий действительно исполненный акт мысли можно рассматривать как событие… Событие мысли, предполагающее, что я как мыслящий должен исполниться, состояться» [87, с. 2]. М.М. Бахтин, как вы уже хорошо знаете, писал о событийности диалогического познания [12]. М.Ю. Лотман считал, что событие является основой организации художественного текста. Событийность, по М.Ю. Лотману, связана с переходом из одного в другое смысловое пространство [84]. Конечно же, событие не только в художественных произведениях, но и в реальной жизни выступает основой организации каких-то жизненных сценариев, сосредоточением многих целей, значений, смыслов – всех этих «силовых линий», связывающих человека с другими людьми, объектами природы и культуры.

Пожалуй, наиболее часто цитируемым является определение, данное С.Л. Рубинштейном: события — «узловые моменты и поворотные этапы жизненного пути индивида, когда с принятием того или иного решения на более или менее длительный период определяется жизненный путь человека» [108, с. 643].

Созвучна такому толкованию события дефиниция, данная значимому событию Н.А. Логиновой. Значимое событие — это «факт, — пишет она, — который существенно изменяет среду и социальную ситуацию развития, образ жизни, структуру личности, который становится водоразделом фаз жизни» [82, с. 105].

Т.Б. Карцева считает целесообразным говорить не о значимом событии, а о жизненном событии, которое «есть ситуация самоопределения личности» [60, с. 98]. Это действительно важный момент значимого, а точнее персоногенного события – быть ситуацией самоопределения. Когда человек на жизненном пути вносит какие-то коррективы, они, прежде всего, затрагивают его идентичность. «Кто Я? Какой Я?» — те вопросы, которые человек осознанно или подспудно постоянно ставит, чтобы определить линию поведения в том или ином событии.

Иногда, чтобы подчеркнуть социальный характер события, устанавливают этимологию этого слова. Тогда событие определяется как «со-бытие» — общность и взаимность, например, детско-взрослой жизни [115].

Подводя здесь промежуточный итог, мы можем отметить, что использование понятия «событие» в психологическом тезаурусе возможно только в случае понимания его не как совокупности элементов объективной реальности, а как продукта и результата активного взаимодействия личности и среды. Поскольку ни личность, ни ситуация не существуют сами по себе. С одной стороны – человек выбирает ситуацию, с другой – ситуация «выбирает» человека. Широко известно, что и религиозное толкование личностного развития строится на основе выборов личности и последствий для нее за эти выборы в виде определенных ситуаций: человек осуществляет выбор добра или зла, а за это получает от своего Создателя ту или иную ситуацию – каждый по заслугам.

Итак, значимое событие, изменяющее существенные характеристики образа жизни личности, мы рассматриваем как своего рода задачу (проблему, противоречие), относящуюся к зоне ее ближайшего развития. Актуализация именно данной задачи, именно в данной точке жизненного пути подчеркивает ее значимость. Необходимость ее решения приводит к изменению / укреплению сформированной предыдущим жизненным опытом ценностно-смысловой системы. В этом аспекте мы говорим о значимом событии как о персоногенном событии.

Человек, столкнувшийся с критической жизненной ситуацией, встает перед необходимостью ее как-то разрешить, внутренне перестроиться, учитывая новые обстоятельства, чтобы восстановить утраченное равновесие и жить дальше (т.е. такая критическая ситуация, которая требует от личности быть другой, измениться, предъявляя к ней требования, выступает «ситуацией невозможности» (Ф. Василюк), и может быть названа личностным кризисом).

Такие критические точки на жизненном пути рассматриваются во многих теориях.

Психоаналитики большинство человеческих проблем склонны связывать с внутренними конфликтами, бихевиористы и психогигиенисты – со стрессами, психологи, занимающиеся проблемами развития личности, – с кризисами, а те, кто специализируется на изучении мотивации, — с фрустрациями. Ф. Василюк ввел объединяющее подобные явления понятие – критическая жизненная ситуация. Данное понятие Василюк определил как невозможность жить дальше без определенной внутренней перестройки личности, которая происходит, когда человек переживает возникшую ситуацию.

В переводе с греческого кризис означает «поворотный пункт». Кризис часто знаменует конец одного отрезка жизненного пути и начало другого, он происходит как бы на стыке двух биографических эпох.

Нередко кризис начинается с тех или иных внешних событий, но иногда он возникает как событие внутреннего плана. Это могут быть знаменитые возрастные кризисы (подростковый кризис, кризис среднего возраста), а могут выступать в виде духовного (мировоззренческого) кризиса, не совпадающего ни по времени, ни по симптоматике с нормативными возрастными изменениями. Кризис сопряжен с глубокими изменениями в душе, пересмотром прежних ценностей и смыслов, совершенствованием личности в целом. Как правило, кризис сопровождают сильные переживания (о чем более подробно – в 3-ем вопросе данной темы). Человек начинает совсем по-другому относится к себе и к другим, к жизни в целом. Кризис редко обходится без депрессии, отчаяния, тоски. Временами человек испытывает апатию – равнодушие ко всему окружающему. Может возникнуть ощущение бессмысленности жизни, собственного существования, душевный хаос и даже желание покончить с собой. Каждому человеку в состоянии личностного кризиса нужна адекватная помощь других. Эта помощь возможна только на основе понимания переживающего кризис человека. Но не совсем правы те сочувствующие, которые говорят: «Не переживай!», «Не думай об этом» или «Забудь!». Как раз наоборот, для того, чтобы пережить кризис, нужно переживать.

Человек должен знать, что происходящее с ним не является признаком его слабости, неполноценности, «сдвинутости» и т. п. Личностный кризис – это своеобразный творческий процесс зарождения обновленного самосознания и понимания мира. Если не бежать от собственных переживаний, не заглушать их, не отвергать, а довести «кризисную перестройку» до конца, то пережитое испытание обогатит личность, сделает ее более зрелой.

Но кризисность задана для человека самой ситуацией его бытия: он смертен и знает о своей смертности всю сознательную жизнь. К этому ни адаптироваться, ни принять этот факт удовлетворительно невозможно:

Всё умирает на земле и в море.

Но человек суровей осужден:

Он должен знать о смертном приговоре.

Подписанном, когда он был рожден.

Но, сознавая жизни быстротечность,

Он так живет — наперекор всему,—

Как будто жить рассчитывает вечность

И этот мир принадлежит ему.

Понятие «жизненный путь». Событие как единица анализа жизненного пути. Личностные кризисы, их определение. Понимание личностных кризисов в различных психологических школах. Персоногенная ситуация развития.

studfiles.net

Реферат: Стресс и здоровье человека

Просмотров: 3822 Комментариев: 4 Оценило: 0 человек Средний балл: 0 Оценка: неизвестно Скачать

Министерство образования и науки Российской Федерации

Ярославский государственный педагогический университет

им. К.Д. Ушинского

Кафедра охраны здоровья и основ медицинских знаний

Реферат на тему:

Стресс и здоровье человека

Громова Наталья Олеговна

924 группа, 2 курс.

2.Виды стрессовых событий………………………………4

3.Влияние стресса на здоровье……………………………5

4.Навыки преодоления стресса…………………………. 9

5.Стресс и закалка организма…………………………….11

7.Список использованной литературы…………………..13

В современной жизни стрессы играют значительную роль. Они влияют на поведение человека, его работоспособность, здоровье, взаимоотношения с окружающими и в семье.

Стресс представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку.

Стресс присутствует в жизни каждого человека, так как наличие стрессовых импульсов во всех сферах человеческой жизни и деятельности несомненно. Современное динамичное общество создает стресс для многих из нас. Мы постоянно испытываем необходимость делать все больше и больше за все меньшее время. Шум и загрязнение воздуха, перегруженность дорожного движения, преступность и чрезмерная нагрузка на работе все больше заполняют повседневную жизнь. Наконец, иногда случаются события, вызывающие особенно сильный стресс, такие как смерть родственника или стихийное бедствие.

Стресс может оказывать на здоровье прямое и косвенное воздействие. Он является причиной многих заболеваний, а значит, наносит ощутимый вред здоровью человека, тогда как здоровье — одно из условий достижения успеха в любой деятельности. Воздействие стресса может привести к болезненным эмоциям, например тревожности или депрессии. Оно может также вызывать физические заболевания, как легкие, так и тяжелые. Но реакции людей на стрессовые события существенно разные: у одних в ситуации стресса возникают серьезные психологические или физиологические проблемы, а другие в той же стрессовой ситуации не испытывают никаких проблем и воспринимают ее как интересную, находя в ней новые для себя задачи. Значит, само возникновение, и переживание стресса зависит не столько от объективных, сколько от субъективных факторов, от особенностей самого человека: оценки им ситуации, сопоставления своих сил и способностей с тем, что от него требуется, и т.д.

Стресс могут вызывать как позитивные, так и негативные события. Негативным проявлением стресса является дистресс. В переводе с английского стресс – это давление, нажим, напряжение, а дистресс – горе, несчастье, недомогание, нужда.

Основоположником науки о стрессе являлся Ганс Гуго Бруно Селье. По словам Г. Селье, стресс есть неспецифический (т.е. один и тот же на различные воздействия) ответ организма на любое предъявленное ему требование, который помогает ему приспособиться к возникшей трудности, справиться с ней. Всякая неожиданность, которая нарушает привычное течение жизни, может быть причиной стресса. При этом, как отмечает Г. Селье, не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или в адаптации.

Стресс — обычное и часто встречающееся явление. Мы все временами испытываем его — может быть, как ощущение пустоты в глубине желудка, когда встаем, представляясь в новом месте, или как повышенную раздражительность или бессонницу во время экзаменационной сессии. Незначительные стрессы неизбежны и безвредны. Именно чрезмерный стресс создает проблемы для индивидуумов. Стресс является неотъемлемой частью человеческого существования, надо только научиться различать допустимую степень стресса и слишком большой стресс. Нулевой стресс невозможен.

Цель данной работы:

Познакомиться с методами защиты от стрессов.

Задачи данной работы:

Ответить на ряд вопросов:

1.Что такое стресс?

2.Как он возникает?

3.Как влияет на организм человека?

4.Как с ним бороться?

2.Виды стрессовых событий.

Стресс могут вызывать бесчисленные события. Среди них есть серьезные изменения, затрагивающие многих людей, — например, война, аварии на атомных электростанциях или землетрясения. К ним относятся и серьезные изменения в частной жизни человека, — например, переезд на новое место, смена работы, вступление в брак, потеря друга, тяжелое заболевание. Повседневные трудности — потеря бумажника, дорожная пробка, разногласия с профессором и т. д. — тоже могут быть источниками стресса. Наконец, источник стресса может находиться внутри индивида в виде конфликтующих мотивов и желаний.

События, переживаемые как стрессовые, обычно подпадают под одну или несколько из следующих категорий:

1.Травмирующие события, выходящие за обычные рамки человеческого опыта (стихийные бедствия, наводнения и землетрясения; катастрофы, созданные человеком, такие как войны и ядерные взрывы; катастрофические аварии — например, крушения автомобилей и самолетов; случаи физического насилия).

2.Неконтролируемые и непредсказуемые события (смерть любимого человека, увольнение с работы и тяжелое заболевание, а также отказ друга

принять ваши извинения за некоторую оплошность).

3.События, превышающие наши возможности и самопонимание (заключение брака, время сессии).

4.Внутренние конфликты (противостояние мотивов: независимость против зависимости, близость против изоляции, сотрудничество против конкуренции, импульсивная экспрессивность против моральных норм).

3.Влияние стресса на здоровье.

Стрессовые ситуации вызывают самые разнообразные эмоциональные реакции — от легкого возбуждения (если событие требует известного напряжения, но с ним можно справиться) до обычных эмоций тревожности, гнева, уныния и депрессии. Если стрессовая ситуация не прекращается, эмоции могут сменять одна другую в зависимости от успешности наших попыток преодолеть эту ситуацию. Выделяют следующие наиболее распространенные реакции на стресс:

Психологические реакции (тревожность, гнев и агрессия, апатия и депрессия, когнитивные нарушения).

Физиологические реакции ( повышение скорости метаболизма, учащение сердцебиения, расширение зрачков, повышение кровяного давления, учащение дыхания, мышечное напряжение, выделение эндорфинов и адренокортикотропных гормонов, выделение повышенного количества сахара из печени).

В 1978 году Ганс Селье описал этот комплекс реакций организма и назвал их «общий синдром адаптации». В нем он выделил три фазы:

1.Реакция тревоги – подготовка организма к последующим действиям.

2.Сопротивление – ситуация затягивается. Внешне это выглядит как успокоение, приспособленность, но организм продолжает использовать резервы.

Последствиями стресса могут быть психосоматические заболевания (стенокардия, астма, гастрит, язва), на психологическом уровне может происходить дезорганизация поведения (аномальное поведение), агрессивные реакции, суициды и т.д. Попытки адаптироваться к постоянному присутствию источника стресса могут истощать ресурсы организма и повышать его восприимчивость к заболеваниям. Хронический стресс ведет к таким физическим расстройствам, как повышенное кровяное давление (гипертония) и сердечные заболевания. Он может также нарушать иммунную систему, снижая способность организма бороться с вторгающимися бактериями и вирусами.

Непосредственное влияние стресса на здоровье . Физиологическая реакция организма на источник стресса может непосредственно оказывать отрицательное воздействие на физическое здоровье, если она длится долгое время. Продолжительное перевозбуждение симпатической или адренокортикальной системы может вызвать повреждение артерий и систем органов. Стресс непосредственно влияет и на способность иммунной системы бороться с заболеваниями.

Ишемическая болезнь сердца. Хроническое перевозбуждение, вызванное постоянным стрессом, может способствовать ишемической болезни сердца (ИБС). Эта болезнь возникает, когда кровеносные сосуды, снабжающие мышцы сердца, сужены или закупорены (постепенно нарастающим плотным жировым веществом, называемым бляшкой), блокируя поступление в сердце питательных веществ и кислорода. Это вызывает боль, называемую стенокардией (грудной жабой), которая распространяется по грудной клетке и руке. Полное прекращение доступа кислорода к сердцу вызывает инфаркт миокарда — сердечный приступ.

Ишемическая болезнь сердца лидирует среди причин смерти и хронических заболеваний. Люди с высоким стрессом на работе подвергаются повышенному риску ИБС, особенно если работа имеет повышенные требования (по рабочей нагрузке, ответственности и ролевым конфликтам), но малорегулируема (рабочий практически не может влиять на скорость, содержание и условия работы).

Иммунная система. С помощью специальных клеток, называемых лимфоцитами, иммунная система защищает организм от болезнетворных микроорганизмов. Она влияет на восприимчивость к инфекционным заболеваниям, аллергиям, онкологическим заболеваниям и аутоиммунным

расстройствам (заболеваниям, подобным ревматоидному артриту, при котором иммунные клетки атакуют нормальные ткани организма).

Не существует единого показателя качества работы иммунной системы индивида, или иммунокомпетенции. Это сложная система со многими взаимодействующими компонентами. Данные из ряда областей показывают, что стресс влияет на способность иммунной системы защищать организм (Taylor, 1999). Одно исследование подтверждает справедливость распространенного мнения, что при стрессе вероятность получить простуду повышается (Cohen, Tyrel & Smith, 1991). В одном исследовании обнаружено, что во время экзаменов у студентов в крови понижается количество антител, охраняющих их от респираторных инфекций (Jemmott et al, 1985), а в другом при анализе ряда образцов крови у студентов-медиков были обнаружены признаки ухудшения иммунной активности (Glasser et al., 1986).

Психологические факторы, снижающие стресс, могут ослабить эти вредные иммунные изменения.

Важным является то, насколько индивид может контролировать стресс. Ощущение возможности контроля также опосредует влияние стресса на иммунную систему человека. В одном исследовании влияния расторжения брака или развода на иммунную деятельность выяснилось, что партнер, инициировавший расторжение (тот, кто больше контролирует ситуацию),

был в меньшем расстройстве, у него (нее) было лучше здоровье, и лучше работала иммунная система (Kiecolt-Glaser et al., 1988). Сходным образом, в исследовании женщин, болевших раком груди, обнаружилось, что у тех из них, которые были настроены пессимистично, то есть чувствовали, что не

могут контролировать ситуацию, за пятилетний период с большей вероятностью развивались новые опухоли, причем с учетом физической тяжести заболевания (Levy & Heiden, 1991).

Иммунная система невероятно сложна и использует различные средства, взаимодействующие друг с другом, для защиты организма.

Когда-то ученые полагали, что иммунная система действует совершенно независимо, что она изолирована от других физиологических систем. Но благодаря современным исследованиям становится все более ясно, что между нервной и иммунной системами существуют многочисленные связи. Исследователи, например, обнаружили, что у лимфоцитов есть

рецепторы, чувствительные к ряду медиаторов. Таким образом, эти клетки иммунной системы могут получать информацию от нервной системы, способную изменить их поведение. Одна из причин, определяющих важность связи между медиаторами и иммунной системой, — это то, что

отрицательные эмоциональные состояния (например, тревожность или депрессия) влияют на количество медиаторов. Поэтому стрессовые ситуации влияют на работу иммунной системы только тогда, когда они вызывают отрицательные эмоциональные состояния.

Образ жизни и здоровье. Стресс может влиять на здоровье, вовлекая нас в поведение, подрывающее способность организма бороться с болезнями.

Некоторые нездоровые формы поведения могут значительно повысить подверженность заболеваниям. Курение является одной из основных причин сердечно-сосудистых заболеваний и эмфиземы. Продукты с повышенным жиросодержанием способствуют развитию различных форм рака и сердечно-сосудистых заболеваний. Люди, не выполняющие регулярно средней по нагрузкам программы упражнений, испытывают повышенный риск сердечных заболеваний и ранней смерти. Хроническое недосыпание связано с высоким уровнем смертности, как вследствие болезней, так и несчастных случаев. Употребление алкоголя в больших дозах приводит к заболеваниям печени и сердечно- сосудистым заболеваниям, а также способствует развитию некоторых форм рака. Отказ от использования презервативов значительно повышает риск заражения вирусом СПИДа. Таким образом, по подсчетам ученых, большинство болезней, от которых умирают жители промышленно-развитых стран, в значительной степени вызываются нездоровыми формами поведения (Taylor, 1999).

Переживая стресс, мы часто недостаточно заботимся о себе. Студенты во время сдачи экзаменов не спят ночами, часто несколько ночей подряд. Они могут питаться нерегулярно, перехватывая на ходу что попадется. Многие мужчины, у которых умерла жена, не умеют сами готовить и питаются плохо, если едят вообще. Охваченные печалью, некоторые понесшие такую утрату мужчины начинают много пить и курить. При стрессе люди прекращают обычные физические упражнения и ведут сидячий образ жизни. Все такие образы жизни влияют на способность организма

бороться с заболеваниями и на его работу в целом.

Стресс косвенно может влиять на здоровье, сокращая долю положительных факторов в образе жизни и увеличивая долю отрицательных.

Нездоровый образ жизни также способствует повышению субъективного ощущения стресса. Регулярное злоупотребление алкоголем приводит к нарушениям когнитивного функционирования. Человек, злоупотребляющий алкоголем, неспособен мыслить столь же ясно и быстро, как люди, не страдающие от привычки к спиртному. Чрезмерное употребление алкоголя является причиной вялости, утомления, а также депрессии легкой или средней степени, негативно влияющих на способность справляться со стрессовыми ситуациями или даже просто с требованиями повседневной

Аналогично, люди, не получающие достаточного количества сна, страдают от проблем с памятью и обучаемостью, нарушениями логического и математического мышления, сложных вербальных навыков и процессов принятия решений. Пятичасовой сон в течение всего двух суток приводит к значительному снижению результатов при выполнении математических задач и задач на творческое мышление. Таким образом, бессонная ночь перед экзаменом может фактически повлечь за собой получение более низкой оценки.

С другой стороны, лица, ведущие здоровый образ жизни — питающиеся обезжиренными продуктами, употребляющие алкоголь в умеренных количествах, не страдающие от недосыпания и регулярно выполняющие физические упражнения, — часто сообщают, что стрессовые события кажутся им более контролируемыми и что им лучше удается управлять своей жизнью.

Таким образом, здоровые формы поведения помогают справиться с жизненными стрессами, а также снизить риск многих серьезных заболеваний.

4.Навыки преодоления стресса.

Вызванные стрессовыми ситуациями эмоции и физиологическое возбуждение крайне неприятны, и этот дискомфорт мотивирует индивида предпринять что-то для их ослабления.

Процесс, посредством которого человек пытается справиться со стрессовыми требованиями, называется преодолением и встречается в двух основных видах. Человек может сосредоточиться на конкретной проблеме или ситуации, пытаясь изменить ее или избежать в будущем. Это называется проблемно- ориентированным преодолением.

Человек может также сосредоточиться на ослаблении связанных со

стрессовой ситуацией эмоций, даже если саму ситуацию изменить нельзя. Это называется эмоционально-ориентированным преодолением. Большинство людей в стрессовой ситуации пользуются обоими этими видами преодоления.

Стратегия решения задач включает формулировку задачи, выработку альтернативных решений, оценку альтернатив по затратам и выгодности, выбор альтернативы и воплощение выбранного решения. Проблемно ориентированные стратегии могут быть направлены вовнутрь: вместо изменения окружения человек может изменить что-то в себе самом. Например, можно сменить уровень притязаний, найти другие источники удовлетворения или приобрести новые навыки. Умелость использования индивидом этих стратегий зависит от его опыта и возможностей

У людей, склонных к проблемно-ориентированному преодолению стрессовых ситуаций, проявляется меньшая депрессия как до, так и после действия стресса (Billings & Moos, 1984). Конечно, менее подавленным людям легче прибегать к проблемно-ориентированному преодолению.

Но долгосрочные исследования показывают, что проблемно-ориентированное преодоление сокращает периоды депрессии, даже с учетом ее первоначального уровня. Кроме того, психотерапевтическое обучение проблемно-ориентированному преодолению депрессии хорошо помогает людям справиться со своей подавленностью и более адекватно реагировать на источники стресса.

Люди прибегают к эмоционально-ориентированному преодолению, чтобы избежать перегрузки отрицательными эмоциями и чтобы эти эмоции не мешали им предпринимать действия, направленные на решение своих проблем. К эмоционально-ориентированному преодолению прибегают также в случае невозможности урегулирования проблемы.

Существует много способов преодоления отрицательных эмоций. Некоторые исследователи различают поведенческие и когнитивные стратегии (Moos, 1988). К поведенческим стратегиям относятся физические упражнения с целью отогнать свои мысли от проблемы, использование

алкоголя и препаратов, вымещение злости, поиск эмоциональной поддержки у друзей. К когнитивным стратегиям относится возможность временно отложить мысли о проблеме и снизить угрозу, изменив смысл ситуации. Когнитивные стратегии часто предусматривают переоценку ситуации.

Естественно ожидать, что одни поведенческие и когнитивные стратегии будут иметь адаптивный эффект, а другие только вызовут у человека еще больший стресс (например, систематическое пьянство).

Одна из стратегий, помогающих преодолеть отрицательные эмоции, приспособиться к стрессору эмоционально и физически, — это поиск эмоциональной поддержки у других.

Некоторым людям свойственно проявлять менее адаптивные формы преодоления отрицательных эмоций: они просто отрицают, что они испытывают отрицательные эмоции и вытесняют их из сознательной части психики — стратегия, известная как репрессивное преодоление. Вытеснение эмоций в бессознательное может потребовать реальных физических нагрузок, приводящих к хроническому перевозбуждению и, в свою

очередь, к физической болезни.

Защитные механизмы в качестве эмоционально-ориентированного преодоления.

Идея эмоционально-ориентированного преодоления имеет давнюю историю. Для обозначения бессознательных стратегий, позволяющих людям преодолеть отрицательные эмоции, Анна Фрейд ввела понятие защитного

механизма. Эта эмоционально-ориентированная стратегия не меняет стрессовую ситуацию, она изменяет лишь представления и мысли человека о ней. Поэтому во всех защитных механизмах есть элемент самообмана.

Время от времени все мы пользуемся защитными механизмами. Они позволяют нам обойти трудные места, пока мы не сможем непосредственно заняться стрессовой ситуацией. Защитные механизмы только тогда свидетельствуют о неприспособленности человека, когда они становятся

основной формой реагирования на проблемы. Эти механизмы действуют как клапан в котле.

1.Подавление – травмирующий человека материал активно забывается.

Пример: человек забывает прийти на встречу, которая даст ему возможность получить новую работу.

2.Отрицание – отрицание реальных фактов, недопустимых для принятия с его точки зрения или искажает реальность до неузнаваемости.

Пример: человек смертельно болен, но продолжает жить обычной жизнью, строя долгосрочные планы.

3. Проекция – человек наделяет других людей своими собственными чувствами или мыслями, в которых не может признаться себе.

Пример: молодой человек обвиняет в измене свою подругу, хотя сам хочет это сделать.

4.Сублимация – механизм позволяет добиться большего, чем планировалось ранее, но не могло быть осуществлено. Чаще всего это происходит в профессии или творчестве.

5.Рационализация – человек ищет оправдание собственным неблаговидным поступкам или пытается найти причины, объясняющие его действия.

Пример: молодой человек говорит, что эта девушка слишком глупа, чтобы тратить на нее время (на самом деле, она ему отказала).

5.Стресс и закалка организма.

Исследования показывают, что периодическое воздействие источников стресса может оказаться выгодным в плане приобретения физиологической жесткости. По сути, периодический стресс (воздействие его время от времени, с периодами восстановления) ведет к последующей

Полезные физиологические реакции включают возбуждение симпатической нервной системы и происходят, когда человек предпринимает активные усилия, чтобы справиться со стрессовой ситуацией. Возрастание уровня эпинефрина и норэпинефрина положительно коррелирует с успешностью выполнения различных задач (от написания контрольных учащимися до совершения тренировочных прыжков парашютными десантниками): с высоким уровнем этих гормонов в крови и моче связывают лучшую производительность.

Физиологические реакции, являющиеся скорее вредными, включают

возбуждение адренокортикальной системы и происходят, когда человек переживает расстройство, но не пытается активно справиться со стрессовой ситуацией.

Действительно, людям, возможно, необходимо успешно преодолевать умеренные стрессовые раздражители в раннем возрасте для развития психологической устойчивости.

Чаще всего событие считается стрессовым, когда оно является травмирующим, выходящим за границы нормального человеческого опыта; когда оно воспринимается как неконтролируемое или непредсказуемое; когда оно испытывает наши способности; когда оно вызывает внутренний конфликт между несовместимыми целями.

К обычным психологическим реакциям на стресс относятся: тревожность, гнев и агрессия, апатия и депрессия, когнитивные нарушения (например, трудность концентрации и снижение производительности).

Симпатическая нервная система вызывает учащение сердечного ритма, повышение кровяного давления, расширение зрачков и высвобождение печенью дополнительного сахара. Адренокортикальная система вызывает выделение адренокортикотропного гормона, который стимулирует высвобождение в кровь кортизола. Эти реакции готовят организм к тому, чтобы бороться со стрессором или бежать от него. Однако при хроническом возбуждении эти физиологические реакции изнашивают и изнуряют организм.

Стресс влияет на здоровье непосредственно, создавая хроническое перевозбуждение симпатической системы или адренокортикальной системы или нарушая работу иммунной системы. Во время стресса люди могут пренебрегать благоприятными для здоровья видами поведения, что

также может вести к заболеванию.

То, как человек оценивает событие, может повлиять на его восприимчивость к заболеванию после этого события. Например, у людей, которые объясняют плохие события своими внутренними, устойчивыми и глобальными причинами, вслед за этими событиями чаще возникают приобретенная беспомощность и заболевание.

Стратегии преодоления стресса делятся на проблемно- ориентированные и эмоционально- ориентированные. У людей, предпринимающих активные шаги к решению своей проблемы, после

отрицательных событий реже возникает депрессия и заболевание. У людей, которые при преодолении негативных эмоций прибегают к стратегии

уклонения, расстройство после таких событий длится дольше и тяжелее. В психоаналитической теории описан ряд бессознательных стратегий (защитных механизмов), используемых людьми, чтобы справиться с отрицательными эмоциями: вытеснение, отрицание, проекция и другие.

Поведенческие методы, например тренировка релаксации, и когнитивные методы, например противостояние негативным мыслям, помогают людям более адекватно реагировать на стресс.

7.Список использованной литературы.

1.Аткинсон Р.Л., Аткинсон Р.С. Введение в психологию [Текст] – 13-е изд., перераб. и доп. – М., 2003. – 713с. ил.

2.Стресс жизни: Сборник./ Составители: Л. М. Попова, И. В. Соколов. (О. Грегор. Как противостоять стрессу. Г. Селье. Стресс без болезней). — Спб, ТОО «Лейла», 1994. — 384 с.

www.bestreferat.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Navigation