Социальная защита лиц страдающих психическими расстройствами

Постановление Правительства РФ от 25 мая 1994 г. N 522 "О мерах по обеспечению психиатрической помощью и социальной защите лиц, страдающих психическими расстройствами" (с изменениями и дополнениями)

Постановление Правительства РФ от 25 мая 1994 г. N 522

«О мерах по обеспечению психиатрической помощью и социальной защите лиц, страдающих психическими расстройствами»

С изменениями и дополнениями от:

24 ноября 2014 г.

О неотложных мерах по совершенствованию психиатрической помощи на 1995 — 1997 годы см. Федеральную целевую программу, утвержденную постановлением Правительства РФ от 20 апреля 1995 г. N 383

В целях реализации Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» в части обеспечения гарантированных государством видов психиатрической помощи Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые положения:

Министерствам и ведомствам Российской Федерации привести ведомственные нормативные акты в соответствие с настоящим постановлением.

2. Признать утратившими силу:

подпункты «г» пункта 2, «в», «и» пункта 3, пункт 8 постановления Совета Народных Комиссаров РСФСР от 27 февраля 1936 г. N 147 «О состоянии психиатрической помощи в РСФСР»;

пункт 5 постановления Совета Народных Комиссаров РСФСР от 18 ноября 1943 г. N 946 «О мерах по развитию и укреплению подсобных хозяйств психиатрических больниц Наркомздрава РСФСР»;

распоряжение Совета Министров РСФСР от 19 июля 1965 г. N 2679-р.

Председатель Правительства Российской Федерации

об учреждениях, оказывающих внебольничную и стационарную психиатрическую помощь

Информация об изменениях:

Об организации деятельности суицидологической службы см. приказ Минздрава РФ от 6 мая 1998 г. N 148

о лечебно-производственных государственных предприятиях для проведения трудовой терапии, обучения новым профессиям и трудоустройства на этих предприятиях лиц, страдающих психическими расстройствами, включая инвалидов

I. Общие положения

1. Лечебно-производственное государственное предприятие (структурное подразделение государственного и муниципального учреждения, оказывающего психиатрическую помощь)* для проведения трудовой терапии, обучения новым профессиям и трудоустройства лиц, страдающих психическими расстройствами, включая инвалидов, учреждается в соответствии с законодательством Российской Федерации органом здравоохранения субъекта Российской Федерации или министерством (ведомством), имеющим учреждения, оказывающие психиатрическую помощь.

2. Основными задачами предприятия являются трудовая терапия лиц, страдающих психическими расстройствами; их трудовое обучение и переобучение; трудовое устройство указанных лиц (на правах рабочих и служащих), не имеющих возможности трудоустройства на обычном производстве по медицинским показаниям и иным обстоятельствам.

3. Предприятие является юридическим лицом, находится на самостоятельном балансе, имеет расчетный счет в учреждении банка, работает на принципах самоокупаемости. Оно может от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, арбитражном суде, третейском суде. Устав предприятия утверждается в установленном порядке.

Взаимоотношения предприятия с учреждением, оказывающим психиатрическую помощь, определяются договором о совместной деятельности. В договоре предусматриваются обязанность предприятия по обеспечению трудом лиц, страдающих психическими расстройствами, размер отчислений от прибыли указанным учреждениям, участие этих учреждений в медицинском обслуживании работающих и другие условия, которые стороны посчитают существенными для своих взаимоотношений.

Предприятие не отвечает по обязательствам учреждения, оказывающего психиатрическую помощь, а учреждение — по обязательствам предприятия.

4. Предприятие осуществляет свою работу с целью расширения возможностей для трудоустройства и трудовой занятости лиц с психическими расстройствами по разным специальностям на базе широкого спектра деятельности путем производства продукции, выполнения работ и оказания услуг, удовлетворяющих общественные потребности, и, в том числе, для получения прибыли.

5. Имущество предприятия образуется за счет имущества государства, переданного в хозяйственное ведение предприятия, бюджетных ассигнований, полученных доходов, других законных источников. Предприятие при осуществлении производственно-хозяйственной деятельности согласует основные направления и формы своей работы с руководством учреждения, оказывающего психиатрическую помощь.

6. Штаты административно-хозяйственного персонала предприятия устанавливаются руководством предприятия в соответствии с рекомендациями Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации.

7. Медицинский персонал, обслуживающий предприятие, входит в штат учреждения, оказывающего психиатрическую помощь.

II. Производственно-хозяйственная деятельность

8. Предприятие по согласованию с руководством учреждения, оказывающего психиатрическую помощь, планирует свою деятельность и определяет перспективы своего развития исходя из задач социально-трудовой реабилитации лиц, страдающих психическими расстройствами. При этом учитываются как спрос на производимую продукцию (работы, услуги), так и необходимость обеспечения своего производственного и социального развития, а также повышения личных доходов работающих лиц.

9. Основу плана составляют договоры, заключенные с потребителями (покупателями) продукции (работ, услуг), в том числе с государственными органами и поставщиками материально-технических ресурсов. Ассортимент и виды продукции определяются с учетом состава работающих на предприятии, состояния их здоровья, опыта, навыков и других показателей, учитывающих специфику работников, выполняющих трудовые функции.

10. Предприятие реализует свою продукцию (работы, услуги) по ценам и тарифам, устанавливаемым самостоятельно или на договорной основе, через оптовую и розничную торговлю, другие посреднические организации, а также путем участия в ярмарках, аукционах и других подобных мероприятиях.

11. Прибыль предприятия используется преимущественно на улучшение условий труда и быта работающих лиц, их дополнительное питание, в том числе и для работающих (по состоянию здоровья) на дому, приобретение медицинского оборудования и лекарственных средств.

Льготы по налогообложению предоставляются предприятию в соответствии с действующим законодательством.

12. На руководителя предприятия возлагается организация производственных процессов, доступных лицам, страдающим психическими расстройствами, и способствующих их реабилитации; организация обучения и переобучения работников, рационализация, механизация и улучшение технологии производства в целях облегчения труда работающих, эффективности производства и улучшения качества выпускаемой продукции; обеспечение техники безопасности трудовых процессов.

С учетом социально-реабилитационной направленности деятельности предприятия во всех вопросах, касающихся труда работающих на нем лиц, администрация предприятия руководствуется рекомендациями врачей-психиатров.

III. Социальное обеспечение

13. С лицами, направленными на предприятие учреждением, оказывающим психиатрическую помощь, и подавшими заявление о приеме на работу администрация предприятия заключает трудовой договор о работе в качестве рабочего или служащего. На указанных лиц ведутся трудовые книжки, им выплачивается заработная плата, предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск, время их работы на предприятии включается в общий трудовой стаж. Они подлежат государственному социальному страхованию.

14. Лица, страдающие психическими расстройствами, работающие на предприятии, обеспечиваются бесплатным одноразовым горячим питанием.

IV. Трудовая терапия

15. Лицам, страдающим психическими расстройствами, которым учреждением, оказывающим психиатрическую помощь, не рекомендовано выполнение работы по трудовому договору, но которым необходима по медицинским показаниям трудовая терапия, наравне с другими лицами выплачивается вознаграждение за труд в соответствии с его количеством и качеством, если они участвуют в производительном труде.

V. Контроль за деятельностью. Отчетность

16. Контроль за деятельностью предприятия осуществляет орган здравоохранения субъекта Российской Федерации или министерство (ведомство) по подчиненности.

17. Оперативный, бухгалтерский, статистический учет и отчетность предприятия осуществляются в установленном порядке.

VI. Ликвидация и реорганизация предприятия

18. Ликвидация и реорганизация предприятия осуществляются в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

об общежитиях для лиц, страдающих психическими расстройствами, утративших социальные связи

(утв. постановлением Правительства РФ от 25 мая 1994 г. N 522)

1. Общежитие для лиц, страдающих психическими расстройствами, утративших социальные связи (далее — общежитие) , создается с целью бытового устройства ограниченно трудоспособных лиц этой категории.

В общежитие направляются лица:

прошедшие стационарное лечение при невозможности их выписки домой в связи с утратой социальных связей;

нуждающиеся в изоляции от неблагоприятной среды в месте их проживания;

с постоянными сложностями социальной адаптации, утратившие близких родственников, при отсутствии социальной поддержки со стороны других лиц.

2. Общежитие организуется органами здравоохранения при учреждениях, оказывающих психиатрическую помощь, при лечебно-производственных предприятиях и других государственных предприятиях, использующих труд лиц, страдающих психическими расстройствами.

3. Общежитие находится на балансе того учреждения, при котором оно создано. Количество мест в общежитии определяется с учетом потребности в них.

4. Расходы на содержание общежития, бесплатную психиатрическую помощь лицам, проживающим в нем, расходы на бесплатное проживание и бесплатное питание временно не трудоустроенных из них предусматриваются в смете расходов учреждения в соответствии с нормами, разработанными Министерством здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации.

5. Для лиц, проживающих в общежитии, организуется трехразовое питание. Работающие лица оплачивают стоимость проживания и питания. Все проживающие в общежитии имеют право, по согласованию с администрацией общежития, на самостоятельное приобретение продуктов и приготовление пищи.

6. Штаты административно-хозяйственного и медицинского персонала устанавливаются Министерством здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации.

7. Административно-хозяйственный персонал общежития входит в штат того предприятия, организации, учреждения, при котором создано общежитие. С указанным персоналом регулярно проводятся занятия по ознакомлению с особенностями психических расстройств и работы с лицами, страдающими ими.

8. Медицинский персонал входит в штат учреждения, оказывающего психиатрическую помощь.

9. Административно-хозяйственный и медицинский персонал пользуется всеми льготами, предусмотренными для работников, участвующих в оказании психиатрической помощи.

II. Направление и порядок проживания в общежитии

10. Направление лиц для проживания в общежитии проводится через врачебную комиссию учреждения, оказывающего психиатрическую помощь. В общежитие лица поступают только по их желанию.

11. Направлению в общежитие подлежат лица, способные к трудовой деятельности и самообслуживанию. Лица, страдающие алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией, а также со склонностью к антисоциальным действиям направлению в общежитие не подлежат.

12. В общежитии осуществляются врачебное наблюдение и необходимая медицинская помощь проживающим в нем лицам.

13. Лица, направляемые в общежитие, должны предъявлять паспорт и пенсионное удостоверение (для пенсионеров). Внутренний распорядок проживания в общежитии устанавливается администрацией общежития с учетом медицинских рекомендаций.

14. В случае обострения психического расстройства у лица, проживающего в общежитии, его психиатрическое освидетельствование и госпитализация в психиатрический стационар осуществляются в соответствии с законодательством.

15. Лица, создавшие семью, могут, при имеющейся возможности, проживать в общежитии в отдельной комнате (квартире).

16. Из числа лиц, проживающих в общежитии, создается совет общежития для сотрудничества с администрацией общежития.

17. Лица, проживающие в общежитии, могут быть в соответствии с трудовым законодательством приняты на работу в общежитие в качестве работников, обеспечивающих его функционирование.

18. В общежитии ведется домовая книга, в которой регистрируются проживающие лица.

III. Учет и отчетность

19. Медицинский персонал ведет журнал наблюдения, в котором фиксируются обращения и заявления проживающих в общежитии лиц, изменения состояния их здоровья, а также журнал учета выдачи лекарственных препаратов.

20. Отчет о движении проживающих в общежитии лиц и о расходовании медикаментов представляется в установленные сроки учреждению, при котором оно создано.

21. Контроль за медицинской и хозяйственной деятельностью общежития осуществляется органами здравоохранения и учреждениями, при которых созданы общежития.

* Далее именуется — предприятие.

Постановление Правительства РФ от 25 мая 1994 г. N 522 "О мерах по обеспечению психиатрической помощью и социальной защите лиц, страдающих психическими расстройствами"

Текст постановления опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 6 июня 1994 г., N 6, ст. 606

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Постановление Правительства РФ от 24 ноября 2014 г. N 1237

Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления

base.garant.ru

3.3. Социальная защита лиц, страдающих психическими расстройствами

3.3.1. Понятие и элементы социальной защиты лиц, страдающих психическими расстройствами

Закон РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» в ст. 16 называет основные формы социальной поддержки граждан, страдающих психическими расстройствами: создание надлежащих условий для обеспечения психиатрической помощью; организация общеобразовательного и профессионального обучения несовершеннолетних, страдающих психическими расстройствами; создание лечебно-производственных предприятий для трудовой терапии, обучения новым профессиям и трудоустройства на этих предприятиях лиц, страдающих психическими расстройствами, включая инвалидов; создание общежитий для больных, утративших социальные связи. Перечень мер социальной поддержки не является исчерпывающим. Это означает, что как на федеральном, так и на местном уровнях могут предусматриваться дополнительные меры с финансированием за счет средств соответствующих бюджетов.

Социальная поддержка лиц, страдающих психическими расстройствами, — это особая организационно-правовая форма их социальной защиты. Под социальной защитой названной категории граждан следует понимать систему мер, направленных на обеспечение социализации, реабилитации и социальной интеграции лиц, страдающих психическими расстройствами. Меры социальной защиты таких граждан регулируются нормами различных отраслей права: гражданского, жилищного, трудового, права социального обеспечения и т.д.

Социальная поддержка лиц, страдающих психическими расстройствами, отнесена к компетенции различных органов и организаций. Значительный объем функций по ее предоставлению закреплен за психиатрическими и психоневрологическими учреждениями. При учреждениях могут быть организованы общежития для лиц, страдающих расстройствами психики и утративших социальные связи. В такие общежития направляются лица после курса стационарного лечения при невозможности их выписать домой в связи с утратой социальных связей, нуждающиеся в изоляции от неблагоприятной среды в месте их проживания, а также лица с постоянными сложностями социальной адаптации, утратившие близких родственников, при отсутствии поддержки со стороны других лиц. Направления в такие общежития выдаются врачебной комиссией психиатрического учреждения по желанию лиц, страдающих психическими расстройствами. Направления выдаются только лицам, способным к самообслуживанию и трудовой деятельностью. Не направляются в такие общежития лица, страдающие алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией, а также имеющие склонности к антисоциальным действиям.

В современных условиях необходимо усиление взаимодействия психиатрических учреждений с иными субъектами, предоставляющими психически больным меры социальной поддержки, в том числе с общественными объединениями.

3.3.2. Социальная защита инвалидов из числа лиц, страдающих психическими расстройствами

По данным, приведенным в докладе Уполномоченного по правам человека в РФ за 2003 г., инвалидность каждого пятого инвалида в России обусловлена психическими заболеваниями. Это позволяет констатировать, что психические расстройства представляют собой важный фактор инвалидизации населения. Лица, страдающие психическими расстройствами, признанные инвалидами, приобретают право на меры социальной защиты и поддержки, которые установлены Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов».

Инвалид — это лицо, которое имеет нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Ограничение жизнедеятельности понимается в Законе как полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид».

Решение о признании лица инвалидом принимается федеральным учреждением МСЭ (далее — МСЭ), создание которых предусмотрено ст. 8 Закона о социальной защите инвалидов.

Постановлением Правительства РФ от 16 декабря 2004 г. N 805 «О порядке организации и деятельности федеральных государственных учреждений МСЭ» определены следующие основные задачи федеральных государственных учреждений МСЭ:

проведение реабилитационно-экспертной диагностики с целью определения реабилитационного потенциала, ограничений жизнедеятельности, потребности в мерах социальной защиты;

изучение причин, факторов и условий, влияющих на возникновение, развитие и исход инвалидности, анализ распространенности и структуры инвалидности.

Структура федеральных государственных учреждений МСЭ включает в себя Федеральное бюро и главные бюро МСЭ, имеющие филиалы — бюро МСЭ в городах и районах (далее — БМСЭ). Названные учреждения различаются между собой по полномочиям и по подчиненности. Федеральное бюро находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития РФ, а главное бюро — в ведении Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию.

Для освидетельствования лиц с психическими расстройствами создаются бюро специализированного профиля (психиатрическое БМСЭ).

Признание лица инвалидом осуществляется при проведении МСЭ исходя из комплексной оценки состояния его здоровья и степени ограничения жизнедеятельности в соответствии с Классификациями и критериями, используемыми при осуществлении МСЭ граждан федеральными государственными учреждениями МСЭ, утв. приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 22 августа 2005 г. В данном нормативном акте определены основные виды нарушений функций организма человека, основные категории жизнедеятельности и степень выраженности ограничения этих категорий. Закреплены, кроме того, критерии установления группы инвалидности и определения степени ограничения способности к трудовой деятельности, что имеет важное юридическое значение при назначении пенсий по инвалидности.

МСЭ проводится в соответствующих учреждениях по месту жительства гражданина, а при определенных условиях может проводиться в стационаре, где гражданин находится на излечении, на дому или заочно на основании представленных документов.

Гражданин направляется на МСЭ учреждением здравоохранения или органом социальной защиты населения. В случае отказа этих органов или учреждений направить гражданина на МСЭ гражданин имеет право обратиться в учреждение МСЭ самостоятельно при наличии соответствующих медицинских документов.

МСЭ проводится по письменному заявлению гражданина или его законного представителя. Специалисты, проводящие экспертизу, рассматривают представленные сведения, проводят личный осмотр гражданина, оценивают степень ограничения его жизнедеятельности и коллегиально обсуждают полученные результаты. В необходимых случаях может проводиться дополнительное освидетельствование.

Датой установления инвалидности считается день поступления заявления гражданина со всеми необходимыми документами. Инвалидность I группы устанавливается сроком на 2 года, II и III группы — на 1 год. Лицу в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид» сроком на один год, на два года или до достижения им возраста 18 лет.

Решение учреждения МСЭ может быть обжаловано в вышестоящее учреждение (главное бюро) или в суд.

Социальная защита инвалидов — это система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

В системе социальной защиты инвалидов традиционно выделяют две подсистемы: реабилитацию и обеспечение жизнедеятельности.

Реабилитация инвалидов — система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности (ст. 9 Федерального закона «О социальной защите инвалидов» в ред. от 23 октября 2003 г.). Она направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, и преследует цели социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество.

Основные направления реабилитации инвалидов включают в себя:

восстановительные медицинские мероприятия, реконструктивную хирургию, протезирование и ортезирование, санаторно-курортное лечение;

профессиональную ориентацию, обучение и образование, содействие в трудоустройстве, производственную адаптацию;

социально-средовую, социально-педагогическую, социально-психологическую и социокультурную реабилитацию, социально-бытовую адаптацию;

физкультурно-оздоровительные мероприятия, спорт.

Объем государственных гарантий в области реабилитации инвалидов определен Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета, утв. распоряжением Правительства РФ от 21 октября 2004 г. Реабилитационные услуги и технические средства предоставляются инвалидам, как правило, в натуральной форме, но при определенных условиях может возмещаться их стоимость.

Учреждение государственной службы МСЭ в случае признания лица инвалидом в течение месяца разрабатывает и утверждает индивидуальную программу реабилитации, которая в трехдневный срок направляется в орган социальной зашиты населения. Примерное положение об индивидуальной программе реабилитации инвалида (далее — ИПР) было утверждено постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 14 декабря 1996 г.*(3). ИПР инвалида — разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями МСЭ, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

В ИПР определяются виды, формы рекомендуемых инвалиду реабилитационных мероприятий, их объемы, сроки проведения и исполнения. ИПР составляется и реализуется только при наличии согласия инвалида или его законного представителя и выдается на руки инвалиду в виде единой формы (карты) установленного образца. Если инвалид или его законный представитель отказываются подписать ИПР, она приобщается к акту освидетельствования и не выдается. Она является обязательной для исполнения всеми государственными и муниципальными органами, организациями независимо от форм собственности. ИПР имеет для инвалида рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида реабилитационных услуг или от реализации программы в целом. Но это освобождает соответствующие органы и организации от ответственности за ее исполнение и не дает права инвалиду на получение компенсации в размере стоимости реабилитационных мероприятий, предоставляемых бесплатно.

ИПР может содержать как мероприятия, оплачиваемые за счет средств федерального бюджета или фондов обязательного медицинского страхования и предоставляемые инвалиду бесплатно, так и мероприятия, в оплате которых принимают участие сам гражданин или какие-либо организации или иные физические лица. Объем реабилитационных мероприятий не может быть меньше того, что установлено федеральной базовой программой реабилитации инвалидов.

Специальной нормой в Законе регулируется порядок обеспечения инвалидов техническими и иными средствами реабилитации (ст. 11.1). К техническим средствам реабилитации относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида. Иные средства используются по тому же назначению, но не квалифицируются в качестве технических.

К техническим и иным средствам реабилитации инвалидов, в частности, относятся средства для передвижения (включая транспортные средства с ручным управлением), специальные средства для самообслуживания, ухода, ориентирования, обучения, занятий трудовой деятельностью, а также протезные изделия, специальное тренажерное и спортивное оборудование, спортивный инвентарь.

Решение об обеспечении инвалидов средствами реабилитации принимается при установлении медицинских показаний и противопоказаний, а также социальных критериев.

По медицинским показаниям устанавливается необходимость предоставления инвалиду средств реабилитации, которые обеспечивают компенсацию или устранение стойких ограничений жизнедеятельности инвалида. Социальные критерии устанавливаются на основе потребностей инвалида в порядке, определяемом Правительством РФ. Например, по социальным критериям устанавливается необходимость предоставления средств реабилитации для восстановления прежних или приобретения новых профессиональных знаний, навыков и умений, социальной адаптации, занятий физической культурой и спортом, удовлетворения духовных потребностей, досуга.

Финансирование расходов на обеспечение инвалидов средствами реабилитации осуществляется за счет средств бюджетов РФ и ее субъектов, Фонда социального страхования. Например, за счет средств федерального бюджета осуществляются изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий и обеспечение транспортными средствами инвалидов из числа ветеранов. Средства бюджетов субъектов РФ направляются на обеспечение инвалидов другими средствами реабилитации, выплаты инвалидам ежегодных денежных компенсаций расходов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников и т.д.

Технические и иные средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства органами исполнительной власти субъектов РФ (органами социальной защиты населения, здравоохранения, образования и другими органами), Фондом социального страхования, а также иными заинтересованными организациями. Перечень средств реабилитации и показаний для обеспечения ими инвалидов, а также порядок обеспечения определяются Правительством.

Для лиц, страдающих психическими расстройствами, реабилитация особенно актуальна с точки зрения медико-социального подхода к лечению. Разработка ИПР для инвалида, страдающего психическим расстройством, позволяет учесть индивидуальные особенности личности, специфику течения заболевания и определить перечень необходимых реабилитационных мероприятий. В Докладе Уполномоченного по права человека в РФ за 2000 г. отмечалось, что реабилитация граждан, страдающих психическими расстройствами, — задача, к решению которой в современных экономических условиях должны привлекаться и негосударственные институты. Таков опыт многих стран, где медико-социальные учреждения, добровольные объединения потребителей психиатрической помощи расцениваются как ресурс социальной поддержки больных. В настоящее время в России также действует ряд известных некоммерческих общественных организаций: «Вера и свет», Ассоциация родственников психически больных «Острова надежды», фонд «Психическое здоровье молодежи», Благотворительный фонд «Душа человека», Московский клубный дом и др.

Система обеспечения жизнедеятельности инвалидов является многоаспектной и включает в себя следующие элементы:

обеспечение беспрепятственного доступа к информации;

обеспечение беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры;

обеспечение жилой площадью;

воспитание и обучение детей-инвалидов;

обеспечение занятости и создание надлежащих условий труда для инвалидов;

транспортное обслуживание инвалидов.

Законом о социальной защите инвалидов (в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 г.) (ст. 28.1) урегулированы условия и порядок предоставления лицам с ограниченными возможностями ежемесячной денежной выплаты. Такие выплаты заменили некоторые льготы, ранее предоставлявшиеся инвалидам в натуральной форме.

Ежемесячная денежная выплата устанавливается в следующих размерах:

инвалидам, имеющим III степень ограничения способности к трудовой деятельности, — 1400 рублей;

инвалидам, имеющим II степень ограничения способности к трудовой деятельности, детям-инвалидам — 1000 рублей;

инвалидам, имеющим I степень ограничения способности к трудовой деятельности, — 800 рублей;

инвалидам, не имеющим степени ограничения способности к трудовой деятельности, за исключением детей-инвалидов, — 500 рублей.

Размер ежемесячной денежной выплаты индексируется в порядке, предусмотренном ст. 17 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» для индексации размера базовой части трудовой пенсии.

В результате реформы социальных льгот некоторые категории граждан (в том числе инвалиды) получили право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи». В состав набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги:

дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе предусматривающая обеспечение необходимыми лекарственными средствами по рецептам врача (фельдшера), предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемые в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании. На оплату данной социальной услуги направляется 400 рублей в месяц;

бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно. На оплату услуги ежемесячно расходуется 50 рублей.

При предоставлении социальных услуг граждане, имеющие ограничение способности к трудовой деятельности III степени, и дети-инвалиды имеют право на получение на тех же условиях второй путевки на санаторно-курортное лечение и на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно для сопровождающего их лица.

Гражданин может выбрать форму получения такой помощи: денежную или натуральную. Поскольку закон предоставляет право на получение набора социальных услуг в натуральной форме, гражданин должен ходатайствовать. Для этого ему необходимо в установленный законом срок подать соответствующее заявление об отказе от получения набора социальных услуг полностью или в какой-то его части. Сумма средств, направляемая на оплату предоставления набора социальных услуг (либо одной социальной услуги в случае, если гражданин воспользовался своим правом на отказ от предоставления одной из социальных услуг), удерживается из состава начисленной гражданину ежемесячной денежной выплаты.

Жилищное обеспечение инвалидов, включая лиц, страдающих психическими расстройствами, с принятием нового Жилищного кодекса РФ, который вступил в силу с 1 марта 2005 г., осуществляется по новым правилам. Статья 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» проводит дифференциацию порядка обеспечения жильем инвалидов в зависимости от срока постановки на учет для улучшения жилищных условий. Если гражданин встал на учет до 1 января 2005 г., государство сохраняет за собой обязанность обеспечить его жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со ст. 28.2. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после указанной даты, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством РФ, т.е. только после проверки уровня доходов и признания их малоимущими. Разработка эффективного механизма обеспечения социальным жильем, как видим, важна еще и потому, что законодательством о социальной защите населения предусмотрено усиление адресности социальной защиты граждан при предоставлении им жилья.

Перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, был утвержден постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2004 г. N 817. Он включает в себя заболевания, представляющие опасность для окружающих (активные формы туберкулеза всех органов и систем, проказа, ВИЧ-инфекция у детей и др.), и другие виды заболеваний, наличие которых создает определенные неудобства как для самого инвалида, так и для лиц, его окружающих (множественные поражения кожи, пороки развития лица и черепа с нарушением функций дыхания, жевания, глотания и т.д.). В него включены также психические заболевания, требующие обязательного диспансерного наблюдения.

Перечень заболеваний, при наличии которых невозможно совместное проживание с гражданином в одной квартире, в связи с чем должно быть предоставлено вне очереди жилое помещение по договору социального найма (ст. 51 и 57 ЖК РФ), на сегодняшний день Правительством РФ не утвержден, но он должен включать тяжелые психические расстройства с частыми болезненными проявлениями.

Если психически больной проживает в жилом помещении, предоставленном ему по договору социального найма, в случае его временного помещения в психиатрическое учреждение он сохраняет право пользования жилым помещением без ограничения его каким-либо сроком. Но если такое лицо помещено в психоневрологическое учреждение социального обслуживания для постоянного проживания там, оно должно быть снято с регистрационного учета по прежнему месту жительства и освободить занимаемое им жилье.

Законодательство предусматривает финансирование мероприятий по социальной защите инвалидов за счет различных источников: как бюджетов разных уровней, так и иных. Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом нужд инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством РФ.

studfiles.net

Раздел II Обеспечение психиатрической помощью и социальная защита лиц, страдающих психическими расстройствами

Статья 16. Виды психиатрической помощи и социальной защиты, гарантируемые государством

(1) Государством гарантируются: неотложная психиатрическая помощь; консультативно-диагностическая, лечебная, психопрофилактическая, реабилитационная помощь во внебольничных и стационарных условиях; все виды психиатрической экспертизы, определение временной нетрудоспособности; социально-бытовая помощь и содействие в трудоустройстве лиц, страдающих психическими расстройствами; решение вопросов опеки; консультации по правовым вопросам и другие виды юридической помощи в психиатрических и психоневрологических учреждениях; социально-бытовое устройство инвалидов и престарелых, страдающих психическими расстройствами, а также уход за ними; обучение инвалидов и несовершеннолетних, страдающих психическими расстройствами; психиатрическая помощь при стихийных бедствиях и катастрофах.

(2) Для обеспечения лиц, страдающих психическими расстройствами, психиатрической помощью и их социальной защиты государство создает все виды учреждений, оказывающих внебольничную и стационарную психиатрическую помощь, по возможности по месту жительства пациентов; организует общеобразовательное и профессиональное обучение несовершеннолетних, страдающих психическими расстройствами; создает лечебно-производственные предприятия для трудовой терапии, обучения новым профессиям и трудоустройства на этих предприятиях лиц, страдающих психическими расстройствами, включая инвалидов, а также специальные производства, цеха или участки с облегченными условиями труда для таких лиц устанавливает обязательные квоты рабочих мест на предприятиях, в учреждениях и организациях для трудоустройства лиц, страдающих психическими расстройствами; применяет методы экономического стимулирования для предприятий, учреждений и организаций, предоставляющих рабочие места для лиц, страдающих психическими расстройствами; создает общежития для лиц, страдающих психическими расстройствами, утративших социальные связи; принимает иные меры, необходимые для социальной поддержки лиц, страдающих психическими расстройствами.

(3) Обеспечение всеми видами психиатрической помощи и социальной защиты лиц, страдающих психическими расстройствами, осуществляется федеральными органами государственной власти и управления, органами государственной власти и управления республик в составе РФ, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органами местного самоуправления в соответствии с их компетенцией, определяемой законодательством РФ.

Статья 17. Финансирование психиатрической помощи

Финансирование деятельности учреждений и лиц, оказывающих психиатрическую помощь, осуществляется из фонда здравоохранения, фонда медицинского страхования и иных источников, не запрещенных законодательством РФ, в размерах, обеспечивающих гарантированный уровень и высокое качество психиатрической помощи.

Раздел III Учреждения и лица, оказывающие психиатрическую помощь. Права и обязанности медицинских работников и иных специалистов

Статья 18. Учреждения и лица, оказывающие психиатрическую помощь

(1) Психиатрическую помощь оказывают получившие на это разрешение государственные, негосударственные психиатрические и психоневрологические учреждения и частнопрактикующие врачи-психиатры.

Порядок выдачи лицензий на деятельность по оказанию психиатрической помощи устанавливается законодательством РФ.

(2) Виды психиатрической помощи, оказываемые психиатрическими и психоневрологическими учреждениями или частнопрактикующими врачами психиатрами, указываются в уставных документах или лицензиях; информация о них должна быть доступна посетителям.

Право на деятельность по оказанию психиатрической помощи

(1) Право на врачебную деятельность по оказанию психиатрической помощи имеет врач-психиатр, получивший высшее медицинское образование и подтвердивший свою квалификацию в порядке, установленном законодательством РФ.

(2) Иные специалисты и медицинский персонал, участвующие в оказании психиатрической помощи, должны в порядке, установленном законодательством РФ, пройти специальную подготовку и подтвердить свою квалификацию для допуска к работе с лицами, страдающими психическими расстройствами.

(3) Деятельность врача-психиатра, иных специалистов и медицинского персонала по оказанию психиатрической помощи основывается на профессиональной этике и осуществляется в соответствии с законом.

Ст.23. Психиатрическое освидетельствование проводится для определения: страдает ли обследуемый психическим расстройством, нуждается ли он в психиатрической помощи, а также для решения вопроса о виде такой помощи.

(2) Психиатрическое освидетельствование, а также профилактические осмотры проводятся по просьбе или с согласия обследуемого; в отношении несовершеннолетнего в возрасте до 15 лет — по просьбе или с согласия его родителей либо иного законного представителя; в отношении лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, — по просьбе или с согласия его законного представителя. В случае возражения одного из родителей либо при отсутствии родителей или иного законного представителя освидетельствование несовершеннолетнего проводится по решению органа опеки и попечительства, которое может быть обжаловано в суд.

(3) Врач, проводящий психиатрическое освидетельствование, обязан представиться обследуемому и его законному представителю как психиатр, за исключением случаев, предусмотренных пунктом «а» части четвертой настоящей статьи.

(4) Психиатрическое освидетельствование лица может быть проведено без его согласия или без согласия его законного представителя в случаях, когда по имеющимся данным обследуемый совершает действия, дающие основания предполагать наличие у него тяжелого психического расстройства, которое обусловливает:

а) его непосредственную опасность для себя или окружающих, или

б) его беспомощность, то есть неспособность самостоятельно удовлетворять основные жизненные потребности, или

в) существенный вред его здоровью вследствие ухудшения психического состояния, если лицо будет оставлено без психиатрической помощи.

(5) Психиатрическое освидетельствование лица может быть проведено без его согласия или без согласия его законного представителя, если обследуемый находится под диспансерным наблюдением по основаниям, предусмотренным частью первой статьи 27 настоящего Закона.

(6) Данные психиатрического освидетельствования и заключение о состоянии психического здоровья обследуемого фиксируются в медицинской документации, в которой указываются также причины обращения к врачу психиатру и медицинские рекомендации.

Ст.24. Психиатрическое освидетельствование лица без его согласия или без согласия его законного представителя.

(1) В случаях, предусмотренных пунктом «а» части четвертой и частью пятой статьи 23 настоящего Закона, решение о психиатрическом освидетельствовании лица без его согласия или без согласия его законного представителя принимается врачом-психиатром самостоятельно.

(2) В случаях, предусмотренных пунктами «б» и «в» части четвертой статьи 23 настоящего Закона, решение о психиатрическом освидетельствовании лица без его согласия или без согласия его законного представителя принимается врачом-психиатром с санкции судьи.

Ст.26. Виды амбулаторной психиатрической помощи

(1) Амбулаторная психиатрическая помощь лицу, страдающему психическим расстройством, в зависимости от медицинских показаний оказывается в виде:

консультативно-лечебной помощи или

(2) Консультативно-лечебная помощь оказывается врачом-психиатром при самостоятельном обращении лица, страдающего психическим расстройством, по его просьбе или с его согласия, а в отношении несовершеннолетнего в возрасте до 15 лет — по просьбе или с согласия его родителей либо иного законного представителя.

(3) Диспансерное наблюдение может устанавливаться независимо от согласия лица, страдающего психическим расстройством, или его законного представителя в случаях, предусмотренных частью первой статьи 27 настоящего Закона, и предполагает наблюдение за состоянием психического здоровья лица путем регулярных осмотров врачом — психиатром и оказание ему необходимой медицинской и социальной помощи.

В соответствии с «Системой динамического диспансерного учета и наблюдения психически больных» рекомендуется выделять следующие группы динамического диспансерного наблюдения.

Первую группу (больные с частыми госпитализациями) составляют пациенты с частыми и выраженными обострениями симптоматики, которые обычно сопровождаются госпитализациями. Именно частота последних — от одного до 4-5 и более раз в год — является четким и объективным признаком, определяющим принадлежность больного к данной группе наблюдения (кодируется в Карте «Д-1»).

Ко второй группе наблюдения (амбулаторное купирование обострений и декомпенсаций) относят больных с декомпенсациями и обострениями психических расстройств, которые можно купировать в амбулаторных условиях (код «Д-2»).

В третью группу (группа профилактического лечения) включаются больные со стабилизированными состояниями, в том числе с терапевтическими и спонтанными ремиссиями (код «Д-3»).

Четвертую группу составляют больные, нуждающиеся в решении неотложных задач по социально-трудовой реабилитации. К этой группе следует относить больных на переходных этапах различных ступеней социально-трудовой реабилитации:

намеченные для направления в лечебно-трудовые мастерские, для перевода со второй на третью группу инвалидности и дальнейшего трудоустройства,

больные с нестойкой социально-трудовой адаптацией, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, решении семейных проблем и пр. (код «Д-4»).

Пятая группа (нуждающихся в эпизодическом или контрольном наблюдении) (код «Д-5») формируется из больных, находящихся в состоянии ремиссии или компенсации с хорошей социально-трудовой адаптацией, которые, однако, в связи с тяжестью перенесенных расстройств не могут быть на данном этапе переведены в группу консультативно-лечебной помощи. Значительная часть этих больных нуждается лишь в ежегодном контрольном наблюдении для проверки стойкости достигнутого улучшения и социальной адаптации. Эта категория больных должна ежегодно пересматриваться с целью определения пациентов, подлежащих переводу в группу консультативно-лечебной помощи либо прекращению диспансерного наблюдения в связи с выздоровлением или значительным и стойким улучшением состояния и устойчивой социальной адаптацией.

Ст. 27. Диспансерное наблюдение

Решение вопроса о необходимости установления диспансерного наблюдения за пациентом и о его прекращении принимается комиссией врачей-психиатров, назначаемой администрацией психиатрического учреждения, оказывающего амбулаторную или стационарную психиатрическую помощь. Мотивированное решение комиссии врачей оформляется соответствующей записью в медицинской документации.

Ст.28. Основания для госпитализации в психиатрический стационар

Основаниями для госпитализации в психиатрический стационар являются:

наличие у лица психического расстройства и решение врача-психиатра о проведении обследования или лечения в стационарных условиях,

необходимость проведения психиатрической экспертизы в случаях и в порядке, установленных законами РФ.

(3) Помещение лица в психиатрический стационар, за исключением случаев, предусмотренных статьей 29 настоящего Закона, осуществляется добровольно по его просьбе или с его согласия.

(4) Несовершеннолетний в возрасте до 15 лет помещается в психиатрический стационар по просьбе или с согласия его родителей или иного законного представителя. Лицо, признанное в установленном законом порядке недееспособным, помещается в психиатрический стационар по просьбе или с согласия его законного представителя. В случае возражения одного из родителей либо при отсутствии родителей или иного законного представителя помещение несовершеннолетнего в психиатрический стационар проводится по решению органа опеки и попечительства, которое может быть обжаловано в суд.

(5) Полученное согласие на госпитализацию оформляется записью в медицинской документации за подписью лица или его законного представителя и врача-психиатра.

Ст.29. Основания для госпитализации в психиатрический стационар в недобровольном порядке.

Лицо, страдающее психическим расстройством, может быть госпитализировано в психиатрический стационар без его согласия или без согласия его законного представителя до постановления судьи, если его обследование или лечение возможны только в стационарных условиях, а психическое расстройство является тяжелым и обусловливает:

а) его непосредственную опасность для себя или окружающих, или

б) его беспомощность, то есть неспособность самостоятельно удовлетворять основные жизненные потребности, или

в) существенный вред его здоровью вследствие ухудшения психического состояния, если лицо будет оставлено без психиатрической помощи.

Статья 30. Меры обеспечения безопасности при оказании психиатрической помощи

(1) Стационарная психиатрическая помощь осуществляется в наименее ограничительных условиях, обеспечивающих безопасность госпитализированного лица и других лиц, при соблюдении медицинским персоналом его прав и законных интересов.

(2) Меры физического стеснения и изоляции, при недобровольной госпитализации и пребывании в психиатрическом стационаре, применяются только в тех случаях, формах и на тот период времени, когда, по мнению врача-психиатра, иными методами невозможно предотвратить действия госпитализированного лица, представляющие непосредственную опасность для него или других лиц, и осуществляются при постоянном контроле медицинского персонала. О формах и времени применения мер физического стеснения или изоляции делается запись в медицинской документации.

(3) Сотрудники милиции обязаны оказывать содействие медицинским работникам при осуществлении недобровольной госпитализации и обеспечивать безопасные условия для доступа к госпитализируемому лицу и его осмотра. В случаях необходимости предотвращения действий, угрожающих жизни и здоровью окружающих со стороны госпитализируемого лица или других лиц, а также при необходимости розыска и задержания лица, подлежащего госпитализации, сотрудники милиции действуют в порядке, установленном Законом РСФСР «О милиции».

Ст.32. Освидетельствование лиц, помещенных в психиатрический стационар в недобровольном порядке

(1) Лицо, помещенное в психиатрический стационар по основаниям, предусмотренным статьей 29 настоящего Закона, подлежит обязательному освидетельствованию в течение 48 часов комиссией врачей-психиатров психиатрического учреждения, которая принимает решение об обоснованности госпитализации. В случаях, когда госпитализация признается необоснованной и госпитализированный не выражает желания остаться в психиатрическом стационаре, он подлежит немедленной выписке.

(2) Если госпитализация признается обоснованной, то заключение комиссии врачей-психиатров в течение 24 часов направляется в суд по месту нахождения психиатрического учреждения для решения вопроса о дальнейшем пребывании лица в нем.

Ст.33. Обращение в суд по вопросу о госпитализации в недобровольном порядке

(1) Вопрос о госпитализации лица в психиатрический стационар в недобровольном порядке по основаниям, предусмотренным статьей 29 настоящего Закона, решается в суде по месту нахождения психиатрического учреждения.

(2) Заявление о госпитализации лица в психиатрический стационар в недобровольном порядке подается в суд представителем психиатрического учреждения, в котором находится лицо.

К заявлению, в котором должны быть указаны предусмотренные законом основания для госпитализации в психиатрический стационар в недобровольном порядке, прилагается мотивированное заключение комиссии врачей-психиатров о необходимости дальнейшего пребывания лица в психиатрическом стационаре.

(3) Принимая заявление, судья одновременно дает санкцию на пребывание лица в психиатрическом стационаре на срок, необходимый для рассмотрения заявления в суде.

Ст.34. Рассмотрение заявления о госпитализации в недобровольном порядке

(1) Заявление о госпитализации лица в психиатрический стационар в недобровольном порядке судья рассматривает в течение пяти дней с момента его принятия в помещении суда либо в психиатрическом учреждении.

(2) Лицу должно быть предоставлено право лично участвовать в судебном рассмотрении вопроса о его госпитализации. Если по сведениям, полученным от представителя психиатрического учреждения, психическое состояние лица не позволяет ему лично участвовать в рассмотрении вопроса о его госпитализации в помещении суда, то заявление о госпитализации рассматривается судьей в психиатрическом учреждении.

(3) Участие в рассмотрении заявления прокурора, представителя психиатрического учреждения, ходатайствующего о госпитализации, и представителя лица, в отношении которого решается вопрос о госпитализации, обязательно.

Ст.36. Продление госпитализации в недобровольном порядке

(1) Пребывание лица в психиатрическом стационаре в недобровольном порядке продолжается только в течение времени сохранения оснований, по которым была проведена госпитализация.

(2) Лицо, помещенное в психиатрический стационар в недобровольном порядке, в течение первых шести месяцев не реже одного раза в месяц подлежит освидетельствованию комиссией врачей-психиатров психиатрического учреждения для решения вопроса о продлении госпитализации. При продлении госпитализации свыше шести месяцев освидетельствования комиссией врачей-психиатров проводятся не реже одного раза в шесть месяцев.

(3) По истечении шести месяцев с момента помещения лица в психиатрический стационар в недобровольном порядке заключение комиссии врачей-психиатров о необходимости продления такой госпитализации направляется администрацией психиатрического стационара в суд по месту нахождения психиатрического учреждения. Судья в порядке, предусмотренном статьями 33 — 35 настоящего Закона, постановлением может продлить госпитализацию. В дальнейшем решение о продлении госпитализации лица, помещенного в психиатрический стационар в недобровольном порядке, принимается судьей ежегодно.

Ст.37. Права пациентов, находящихся в психиатрических стационарах

(1) Пациенту должны быть разъяснены основания и цели помещения его в психиатрический стационар, его права и установленные в стационаре правила на языке, которым он владеет, о чем делается запись в медицинской документации.

(2) Все пациенты, находящиеся на лечении или обследовании в психиатрическом стационаре, вправе:

обращаться непосредственно к главному врачу или заведующему отделением по вопросам лечения, обследования, выписки из психиатрического стационара и соблюдения прав, предоставленных настоящим Законом;

подавать без цензуры жалобы и заявления в органы представительной и исполнительной власти, прокуратуру, суд и адвокату;

встречаться с адвокатом и священнослужителем наедине;

исполнять религиозные обряды, соблюдать религиозные каноны, в том числе пост, по согласованию с администрацией иметь религиозные атрибутику и литературу;

выписывать газеты и журналы;

получать образование по программе общеобразовательной школы или специальной школы для детей с нарушением интеллектуального развития, если пациент не достиг 18 лет;

получать наравне с другими гражданами вознаграждение за труд в соответствии с его количеством и качеством, если пациент участвует в производительном труде.

(3) Пациенты имеют также следующие права, которые могут быть ограничены по рекомендации лечащего врача заведующим отделением или главным врачом в интересах здоровья или безопасности пациентов, а также в интересах здоровья или безопасности других лиц:

вести переписку без цензуры;

получать и отправлять посылки, бандероли и денежные переводы;

иметь и приобретать предметы первой необходимости,

пользоваться собственной одеждой.

(4) Платные услуги (индивидуальная подписка на газеты и журналы, услуги связи и так далее) осуществляются за счет пациента, которому они предоставляются.

Дискриминация граждан, страдающих психическими заболеваниями, в обычной повседневной жизни запрещена.

В порядке исключения из этого правила вследствие психического расстройства гражданин может быть временно (на срок до 5 лет, с последующим переосвидетельствованием) признан непригодным к выполнению отдельных видов профессиональной деятельности, связанных с источником повышенной опасности. Такое решение принимается уполномоченной врачебной комиссией в соответствии с перечнем психиатрических противопоказаний.

К числу работ, видов профессиональной деятельности, к которым по решению комиссий не допускаются лица с некоторыми психическими заболеваниями, относятся:

работы, связанные с подъемом на высоту;

работы по валке и первичной обработке леса;

работы под землей;

работы на станках и прессах;

водители автотранспортных средств и городского электротранспорта;

работы в военизированной охране и иных службах, которые связаны с ношением и применением огнестрельного оружия, а также некоторые другие виды деятельности.

Статьи 13,23,29 требуют юридического оформления, т.е. получения согласия суда.

Кроме настоящего закона, в психиатрической службе особое внимание уделяется статьям 21-23, 81, 97-104, 128 Уголовного Кодекса РФ.

studfiles.net

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Navigation