Степени умственной отсталости классификации умственной отсталости

Основные степени умственной отсталости по международной классификации

Умственной отсталостью, или олигофренией, называют недостаточное развитие интеллекта и связанных с ним возможностей по причине ограниченного физиологического или функционального развития головного мозга, вследствие чего пациент физически неспособен преодолеть порог своих умственных возможностей. Таким образом, интеллектуальные способности жестко ограничены биологическими возможностями.

В преобладающем количестве случаев болезни, олигофрения вызвана врожденными факторами, однако науке известны случаи приобретенной умственной отсталости вследствие глубоких травм черепа, сосудистых дисфункций или других экзогенных факторов, влияющих на деятельность головного мозга и когнитивные возможности человека.

Достаточно часто олигофрены рождаются вследствие кровосмешения или тяжелых инфекционных заболеваний матери на первых стадиях беременности.

Умственная отсталость не подвергается лечению в силу анатомических особенностей головного мозга, а средняя и тяжелая формы расстройства, как правило, сопровождаются рядом сложных психопатологических состояний.

Олигофрения – состояние статичное, со временем не подвергающееся прогрессу или регрессу. Однако легкая форма характеризуется сглаживанием клинических признаков во взрослом возрасте вследствие приобретенного жизненного опыта и занятия человеком своей ниши в социуме.

Классификация умственной отсталости

Умственную отсталость, или малоумие, классифицируют по тяжести и формам клинических признаков, проявляющихся при данном расстройстве. Одна из традиционных классификаций включает в себя следующие виды умственной отсталости:

  • Дебильность – легкая умственная отсталость, характеризующаяся наличием сглаженных клинических признаков олигофрении, тем самым обуславливая некоторые сложности в постановке диагноза;
  • Имбецильность – умеренная умственная отсталость;
  • Идиотия – тяжелая форма умственной отсталости, сочетающая в себе, помимо облигатных признаков практически нулевого интеллекта, симптоматику сложных психопатологических состояний.
  • Международная классификация болезней десятого пересмотра (МКБ-10) предусматривает отдельную классификацию умственной отсталости, основанную на проверке уровня интеллекта тестом Айзека (IQ) и различает, в зависимости от результатов теста, легкую, умеренную, тяжелую и глубокую форму олигофрении. В России такой подход используется в крайне редких случаях с целью определения уровня дебильности. Для более тяжелых форм использование теста IQ нецелесообразно. Для постановки диагноза на умственную отсталость и ее качество, в нашей стране приняты методы Векслера и различные вербальные и не вербальные шкалы, которые с определенной точностью позволяют определить уровень интеллекта у испытуемого.

    Серьезный вклад в педагогические направления работы с умственно-отсталыми детьми принадлежит М. С. Певзнер, которая, в 1979 году, предложила свою разновидность классификаций олигофрении исходя из этиологических и патогенетических особенностей заболевания:

  • Неосложненная форма олигофрении;
  • Умственная отсталость на фоне нарушений нейродинамических процессов, направленных в сторону возбуждения либо торможения;
  • Умственная отсталость на фоне дисфункций анализаторов – слуховых. Зрительных, тактильных;
  • Умственная отсталость, сочетающаяся с психопатологическими проявлениями поведения пациента;
  • Умственная отсталость на фоне выраженной лобной недостаточности.
  • Данный термин в современной психиатрии используется все реже, его рекомендуют заменять на – «легкую умственную отсталость». Как все виды умственной отсталости, легкая форма зависит от биологических характеристик головного мозга, заложенных при рождении.

    Данная форма расстройства диагностируется только с применением специализированных тестов по определению уровня интеллекта, так как клиническая картина выражена довольно слабо. Особенно сильно симптоматика проявляется в детском возрасте, дети при этом расстройстве сохраняют механическую память и эмоционально-волевую сферу. Получение новых знаний и закрепление полученных проходит очень тяжело с выпадением больших объемов, которые приходится заучивать вновь и вновь.

    Способность к абстрактному мышлению практически отсутствует, однако хорошо развит описательный тип мыслительных процессов.

    Детям крайне сложно связать между собой логические нити двух разных объектов, понятие «время» и «пространство» недоступно для понимания.

    Вербальные проявление демонстрируют весьма скудный лексикон, узкие формы и малословие. Пересказ или заучивание наизусть чревато очень большими физическими затратами, а учитывая недостаточную функциональность постоянной памяти – выученное быстро исчезает из нее.

    Нередко при дебильности проявляются определенные одаренности в той, или иной области – ребенок может с успехом проводить сложные математические вычисления или достаточно красиво рисовать. Эмоциональное проявление жестко привязано к конкретной ситуации, действия, как правило, не располагают к долгому достижению цели, в рассуждениях преобладает негативизм.

    В англоязычных странах, термин «дебил» аналогичен по смыслу понятию «moron», который довольно долго время использовался в английской и американской психологии, обозначая примерно ту же картину, которая свойственна для дебильности или – мягкой интеллектуальной инвалидности. Именно так в США называют легкую форму умственной отсталости.

    На сегодняшний день «морон» постепенно выходит из психиатрической американской номенклатуры, как и «дебил» из российской, поскольку эти термины приобрели оскорбительный характер в виде частого использования в быту.

    Данный термин применяют к умеренной умственной отсталости, которая занимает промежуточное значение между легкой и тяжелой формами олигофрении.

    Стадия имбецильности характеризуется пониманием пациентами окружающей действительности, в их разговорной речи присутствуют логически правильные подобранные слова, отражающие поверхностную суть их требований на фоне очень бедного запаса слов и коротких – из двух-трех слов, предложений. Ярко просматриваются неразвитая воля, эмоциональная скудность, невозможность к сосредоточению и получению новых знаний. Собственно, о последнем пункте не может быть и речи, как правило, действия имбецилов ограничиваются приобретенными рефлексами.

    При определенном уровне стараний, пациентов возможно обучить общим навыкам чтения, письма и счета. Для математических исчислений возможно использование первого десятка и элементарных арифметических операций.

    Реакция на похвалу или порицание выражены логически правильно, эмоции выражены ярче, чем при последней стадии олигофрении. Также хорошо просматривается привязанность к близким или тем людям, которые за ними хорошо ухаживают или дарят иные положительные эмоции. Такие проявления характера, как инициативность, адаптация, социальность имбецилам не знакомы.

    Пациентам, страдающим данной формой олигофрении, присваивается государственная поддержка в виде выплат пенсий и льготного обслуживания.

    Идиотия относится к самой тяжелой форме олигофрении и выражается полным отсутствием понимания и осознания окружающей обстановки и выраженности логически корректных эмоций.

    Идиотия, в преобладающем большинстве случаев, сопровождается серьезными моторными, физиологическими и психопатологическими дисфункциями. Пациенты, как правило, передвигаются с трудом, имеют анатомические проблемы внутренних органов. Осмысленная деятельность недоступна. Вербальные проявления бессвязны, практически не содержат слов – их заменяют высокие вокальные ноты отдельных слогов или звуков. Пациентам не свойственно отличать окружающих их людей, они не реагируют на смысловую нагрузку обращений, ограничивая свою ответную реакцию мимическими проявления и криками.

    Эмоциональное удовлетворение ограничено лишь получением примитивного удовольствия от принятия пищи, высвобождения кишечника, а также – патологических зависимостей в виде мастурбации, сосания пальцев или жевания несъедобных предметов.

    Пациентам обязательно необходимо присутствие ухаживающих людей, поэтому они всегда находятся на содержании государства в специальных интернатах на протяжении всей своей жизни.

    onevroze.ru

    Что такое олигофрения и кто они — олигофрены?

    Олигофрения — слово, с латыни на русский язык наиболее точно переводимое как: скудоумие, или малоумие, характеризует умственную отсталость.

    Но, в отличие от деменции, имеющей примерно такое же значение (и способной развиться в любом возрасте), олигофрения – это умственная недоразвитость врождённая, степень которой практически не меняется ни от возраста, ни от проводимого лечения. Это – как «печать», раз и навсегда «поставленная» на лоб (точнее, на то, что за «лобовой бронёй»).

    Степень умственной отсталости не зависит напрямую от формы и размеров головы – олигофрену не обязательно обладать микроцефалически мелким либо огромным, подобным башне, черепом, он может быть и обычных, среднестатистических размеров (хотя физиогномист и психиатр Цезарь Ломброзо с этим тезисом наверняка бы поспорил).

    О причинах умственной отсталости… и алкоголе

    Напрасно мнение, что олигофрен – это что-то исключительное, из ряда вон выходящее. Просто состояние это не всегда является ярко проявленным, вопрос лишь в степени выраженности патологии: задайте молодому человеку, пять лет назад закончившему школу, простейшую задачку по математике – и он всерьёз и надолго над ней задумается.

    Почему? Любое «офисное», узконаправленное, специализированное мышление способствует проявлению того, что не было заметно ранее. Иначе говоря, быстро обостряет заложенную в генах тупость.

    Идеал безмятежного деревенского «богатыря» с румянцем во всю щёку также является глубоким заблуждением – поговори с таким увальнем пару минут и он сомлеет от усилий понять сказанное. Ибо традиции самогоноварения (как и пьянства вообще) сильны в селе, как нигде более. Оно – первая из причин порочного (в смысле развития мозга) зачатия.

    Одной из причины врожденного слабоумия может стать облучение радиацией в условиях производства или в процессе армейской службы. Но спросите молодого отца ребенка-олигофрена: сколько декалитров алкоголя он выпил до армии и до завода – и он затруднится ответить (читай: без меры).

    Да и девушки, «пропивая» подружку на ее свадьбе, тоже лихо взмахивают полными рюмками (часто – во главе с невестой, словно забывшей, что грядёт первая официальная брачная ночь).

    Невеселым поводом для генетического «каламбура» может стать и вмешательство в процесс сотворения плода чужеродного (вирусного) белка и принимаемых в процессе беременности токсинов лекарственного происхождения.

    Надо ли говорить о столь распространённом среди молодых родителей курении, не останавливаемом ничем, даже радостью от наступившей страстно желанной беременности?

    Наконец, сами мысли беременной, её бесконечные гадания: оставить или вытравить плод? – оказывают на зародыш деформирующее влияние.

    Научно доказанный факт: нигде и никогда не может существовать совершенно инертной, ничего не чувствующей материи – а здесь речь о развивающемся в матери детеныше!

    Можно также много мудрствовать об изменении экологии, влиянии частой смены часовых поясов, о калечащем здоровье модном «похудении-до изнеможения» и ношении столь же модной, но не утоляющей нужд организма обуви и одежды и прочем.

    Но всё-таки главной причиной олигофрении являются древнейшие питейные традиции народов Земли, горькой истиной выплеснутые в русскую поговорку: в семье – не без урода. Не без олигофрена, то есть.

    Подтверждено статистикой

    Всего пара цифр в подтверждение сказанного: из общей массы населения промышленно развитых стран на олигофренов приходится 1% (85% из цифры – показатель лёгкой степени патологии; пропорция мужчины/женщины – в «пользу» мужчин, 2:1).

    Подсчитать более точный процент не представляется возможным. По причине различного отношения к проблеме, кого всерьёз считать олигофреном?

    Для официального признания больным учёные договорились учитывать такие явно выраженные отклонения от нормы:

  • психики;
  • личности;
  • общефизическая, относящаяся к строению и здоровью организма в целом.
  • Оценка степени олигофрении производится по общепринятым международным стандартам.

    Существует несколько систем оценки состояния психики и личности обследуемого.

  • традиционно-классическая (по степени тяжести умственной отсталости);
  • с оценкой по М. С. Певзнер;
  • альтернативная.
  • Первая учитывает степень выраженности болезненных проявлений и включает олигофрению: резко проявленную (идиотия), выраженную средне (имбецильность) либо легко проявленную (дебильность или дебилизм).

    Певзнер предложено выделять форму:

  • неосложнённую;
  • осложнённую тормозными и возбудимыми расстройствами нейродинамики;
  • cочетанную с расстройствами функций отдельных анализаторов;
  • психопатических расстройств поведения в сочетании с умственной отсталостью;
  • олигофрении с явными признаками лобной недостаточности.
  • В свою очередь, МКБ-10 выстроена линейка из 4 стадий-степеней тяжести олигофрении:

  • лёгкой (степени дебильности, с IQ от 50 до 69);
  • умеренной (умеренной имбецильности, с IQ от 35 до 49);
  • тяжёлой (тяжёлой имбецильности, с IQ от 20 до 34);
  • глубокой (степени идиотии, с IQ< 20).
  • Формы проявления слабоумия могут быть обусловленными:

  • наследственными (генетическими) дефектами;
  • внутриутробной вирусной либо бактериальной инфекцией, простейшими, токсинами либо гормональными расстройствами;
  • особенностями, приходящимися на определённые периоды жизни плода (от проблем резус-конфликта, асфиксии и родовой травмы во внутриутробный период и в родах – до нейроинфекций, недоразвития головного мозга и ЧМТ в первые 3 года жизни).
  • К отдельным формам относят первичную (истинную) и вторичную (ложную) олигофрению.

    Характеристика детей с умственной отсталостью

    Симптомы и признаки олигофрении будут зависеть от тяжести нарушения.

    Детей-идиотов редко встретишь дома, в основном это обитатели психоинтернатов, где особо крепкие телом часто переживают и 40-летний рубеж. Остальные, имеющие сочетанные отклонения в строении внутренних органов, живут значительно меньший срок.

    Типичным признаком идиота является безмятежно-бессмысленное выражение лица. Впрочем, оно мгновенно искажается, приобретая злобный вид, если он потревожен слишком настойчивыми внешними воздействиями, например, попыткой поменять изгаженную нечистотами постель или помешать больному заниматься онанизмом.

    Ибо не «отягощённые» стыдом и прочими человеческими нормами мозги позволяют идиоту совершенно свободно «ходить под себя», а созревшее тело требует удовлетворения сексуального рефлекса.

    Помимо псевдосекса, больные имеют пристрастие методично волочить к себе в рот всё, что попадает под руки – без страха подавиться и попыток прожевать «добычу» – ибо они всегда голодны. Этим жизнь, замкнутая на уровне спинного мозга, и ограничивается.

    Такие дети не способны к произнесению слов, к тому, чтобы запомнить своё имя, окружающие для них все на одно лицо. Впрочем, их это не беспокоит, как не беспокоит почти ничего на свете – интеллект и жажда познания им не свойственны.

    Правда, при попытке помешать их размеренно-бессмысленному существованию может наступить реакция неудовольствия в виде мычания, воя, рёва, сопровождаемого злобным царапанием и кусанием всего, что окружает (в том числе, собственного тела), вырывания из себя волос и аналогичных проявлений слепой агрессии. Именно агрессии, и именно слепой, ибо органы чувств у олигофрена-идиота часто развиты нормально, хотя возможны и отклонения в их строении.

    Чувство страха, как зачастую и чувство боли, таким больным неведомо (ввиду глубокой умственной отсталости), пользоваться для передвижения собственными ногами они не умеют и даже не пытаются, пребывая круглые сутки в лежачем положении.

    Ни о каком обучении в случае идиотии речи быть просто не может, как не может дать эффекта и какое-либо лечение – «разбудить» мозг страдающего данным видом олигофрении не то что невозможно – «будить» просто нечего, «страницы», на которой можно «написать» хоть что-нибудь, просто нет. И она никогда не появится.

    Единственное, что может предложить такому индивиду (?) человеческая цивилизация – это уход и надзор за сохранностью жизни, не имеющей цели и смысла.

    В «рамках» имбецильности

    Прогрессивная – по сравнению с идиотией – форма олигофрении, предполагающая посильное участие больного в собственной жизни при условии посторонней помощи.

    Осознание собственной личности и ориентация в узком кругу людей уже достижимы, как реально и обучение примитивным приёмам – трудовым и по уходу за собой; доступны навыки примитивного счёта, чтения и письма.

    Коррекционная программа для детей с умственной отсталостью в степени имбецильности подразумевает обучение копированию,- без рассуждений, оценок «хорошо-плохо», по принципу «делай, как я», ибо о моральных и духовных ценностях говорить не приходится – на этом уровне развития головного мозга они сформированы ещё быть не могут.

    Имбецил, подобно домашнему псу, «жмётся» к часто посещающим его в клинике знакомым лицам (дома – к родственникам), испытывая тревогу и страх от одиночества; привязан также к знакомой, привычной обстановке, изменения в которой вызывают у него панику.

    Тревогу и страх вызывают также упрёки. Например, в неряшливости и неловкости, которой страдает данная категория больных, либо случайное вмешательство в результат его труда (замусоривание места, до этого старательно им убранного).

    Другие же чувства находятся на очень примитивном уровне, интеллект же и память – в зачаточном. Имбецил откликается на своё имя, способен односложно ответить на заданный вопрос — часто косноязычно – и запомнить 2-3 сотни слов-понятий, не больше.

    Умственные усилия больше похожи на попытку вспоминания (хотя вспоминать ему почти нечего), психика зиждется на постоянном смутном ощущении вины и страхе перед наказанием.

    Имбецила легко обмануть и толкнуть на рискованный поступок, ибо он не способен оценить его значимость и «просчитать» последствия – уровень его мышления ограничен конкретными заученными рамками, об абстрактном мышлении и анализе речи не может быть вообще.

    По темпераменту страдающие имбецильностью делятся на активных, пытающихся своим рвением заслужить похвалу (к которой очень стремятся и от которой испытывают осознаваемое скорее телом, чем умом, удовольствие), и пассивно поддающихся любому чужому влиянию и внушению (в том числе – негативному).

    Таки люди привязываются к простым мелким вещам (игрушкам, например) и испытывают растерянность, когда те убираются или выбрасываются, о чём способны поведать своей няньке.

    Полезными членами общества страдающие имбецильностью быть не могут, хотя и такого надзора за собой, как страдающие идиотией, не требуют – это просто больные с резко ограниченными умственными способностями и с реальной возможностью домашнего содержания. Делающие то, что способны перенять у других. И не ведающие, что творят.

    Признаки и возможности олигофрена-дебила

    Внешне человек, у которого диагностирована олигофрения в степени дебильности может существенно не отличаться от среднестатистического обывателя: он способен обучиться несложной профессии (конечно, не на уровне науки и искусства), иметь семью и быть полезным обществу. Сюда относится многочисленная категория людей, про которых говорят: тупой – но старательный.

    Мышление у данного контингента развито слабо, хотя в узко-специализированном, монотонном, небыстром процессе они могут чувствовать себя «важными птицами» и даже хвастать своим вкладом в него.

    Эта категория больных имеет низкий уровень интеллекта, мышление отличается узостью и прямолинейностью, без «лирических пируэтов».

    Потеряв нить разговора, отвлекшись, больной не способен найти её вновь, потому конкретностью своей речи он производит впечатление очень решительного человека, не подверженного колебаниям и полумерам.

    Зачастую такая личность, достигшая определённой власти в узком кругу, становится тираном, проявляя неоправданное упрямство, категорическое неприятие критики, тупую мстительность и злобность. Хотя лица из числа «легко дебильных» при соответствующем мудром руководстве способны стать образцовыми супругами – бесконфликтно-послушными, покладистыми и управляемыми.

    Об уровне развития головного мозга говорит тот факт, что такому человеку недоступна программа средней школы – она для него слишком сложна, он слишком «заторможен», ему требуется адаптированная программа для детей с умственной отсталостью и обучение в специальной школе со сниженными требованиями.

    Ибо при сохранении сферы эмоций и воли у страдающих дебильностью лиц отсутствует способность мыслить абстрактно, они отличаются малой продуктивностью мышления: неспособностью к пересказу прочитанного либо услышанного, невозможностью сосредоточиться, логически связать отдельные явления, понятия времени, пространства.

    Другой постоянной особенностью страдающего дебильностью является косноязычие, «хромота» устной и письменной речи и узость кругозора.

    Абсолютно гениально мировосприятие дебила «выписано» ролью В. Невинного в грустной комедии «Старый новый год». Лодырь, пьяница, обжора и грязнуля Вася Себейкин, «жлоб из народа», сумевший освоить лишь операцию втыкания свистулек в резиновые игрушки, непоколебимо уверен, что мог бы быть депутатом горсовета и даже управлять страной.

    Он не «парится» проблемой несовершенства мира и «выковыванием» собственной личности. Он – человек-муравей, свято верующий в собственную непогрешимость и когда-то кем-то созданные обычаи и традиции, тупо тиражирующий произведённое другими и обожающий удовольствия, главным из которых (помимо еды и пьянства) является продолжение себя в потомстве.

    Отдельного внимания заслуживает категория людей, отличительной особенностью которой являются поразительные данные в виде механически-фотографической памяти, либо способности тщательного воспроизведения чужого произведения с множеством мельчайших деталей путём срисовывания, либо перемножения в уме многозначных цифр.

    Но эти действия не являются целенаправленными, в этом нет заслуги ума страдающего дебильностью – это «подарок свыше», а не тщательно им спланированные и достигнутые тренировкой действия.

    Такому члену общества неведомы тонкие движения души и её томление – он лишь самоуверенный и ненасытный потребитель, «гребущий под себя», жадный и азартный эксплуататор того, что в него вложила и создала вокруг природа. Но он – не творец, и это – главное.

    Диагностические критерии по МКБ-10 и по Е.И.Богдановой

    Для распознавания олигофрении предложены 2 системы диагностики.

    Согласно МКБ-10, это градации умственной отсталости в виде:

  • задержанного, неполного развития психики с нарушением речевых, моторных, когнитивных и специальных способностей – неразвитием их в периоде созревания, не позволяющих достичь общеинтеллектуального уровня;
  • слабоумия, развивающегося в сочетании с другими психическими (соматическими) расстройствами либо самопроизвольно;
  • расстройств адаптации поведения при неблагоприятных социальных условиях:
  • низких цифр IQ (с учётом непосредственных кросс-культуральных особенностей):
  • выраженности поведенческих отклонений при отсутствии сопутствующих расстройств психики.
  • Согласно Е.И.Богдановой, понятие олигофрении характеризуется:

  • сниженным интеллектом;
  • общесистемным недоразвитием речи;
  • расстройствами внимания (включающими трудности концентрации и его переключения);
  • расстройствами восприятия (в виде замедленности, снижения его объёма либо его фрагментарности);
  • прямолинейностью (конкретностью) мышления с невозможностью критично оценить сказанное либо услышанное;
  • малым запасом памяти;
  • неразвитостью познавательной деятельности;
  • расстройствами эмоционально-волевой сферы (с неустойчивостью, неадекватностью эмоций либо малой их дифференцированностью).
  • Отличать от… или дифференциальная диагностика

    При микроцефалии уменьшены не только размеры черепа, но и масса головного мозга, недоразвиты как полушария, так и извилины (особенно лобные) при нормальных размерах мозжечка и подкорковых структур.

    По степени выраженности психических проявлений состояние приближено к идиотии в её абсолютной форме.

    Особенностью течения токсоплазмоза при сходной клинике являются как поражения глаз (в виде отслойки сетчатки, пигментного хориоретинита, иридоциклита), так и кальциноз черепных костей.

    Нарушение процесса окисления в организме фенилаланина приводит к образованию содержанию в крови больного фенилпировиноградной кислоты, приводящей к развитию фенилпировиноградной олигофрении (уровень означенной кислоты повышен не только в крови, но и в моче, и может быть определён лабораторно).

    Дифференцировать олигофрению следует также от:

  • синдрома Дауна (трисомии по 21-й хромосоме);
  • рубеолярной эмбриопатии (в случае перенесения беременной женщиной краснухи);
  • слабоумия на почве резус-конфликта (конфликта резус-отрицательной крови плода с резус-положительной кровью матери);
  • резидуальной олигофрении, обусловленной перенесением самим больным в раннем детском возрасте менингита либо менингоэнцефалита;
  • гидроцефалии (наружной либо внутренней), выявляемой инструментально.
  • Лечить и учить, или поправить то, что возможно

    Лечение подразумевает «выбивание почвы из-под ног» болезни – устранение его причины и максимально щадящая «правка» последствий.

    В случае врождённого сифилиса либо токсоплазмоза применяют этиопатогенетический принцип терапии, при фенилкетонурии эффект даёт диета, эндокринные расстройства (микседема) лечатся соответствующими гормональными препаратами.

    Как средство отвлечения от полового инстинкта и связанных с ним актов применяется седативная терапия (Сонапаксом, Неулептилом, Феназепамом) и привлечение внимания к другим сферам деятельности (играм, посильной трудовой деятельности).

    При судорожных проявлениях применяются противосудорожные средства.

    Большое значение имеет пребывание олигофренов в кругу родственников и сверстников, терпимо относящихся к отличающимся от них детям.

    Пребывание в кругу себе подобных (в школах-интернатах, спецшколах, спецПТУ) также стимулирует жизненный интерес и стремление к развитию и максимально возможному раскрытию своих (ограниченных в той или иной степени) способностей.

    Родителям следует проявлять настойчивость и терпение в общении с больными детьми, избегая сверхопеки и проявлений раздражения и открытой агрессии, приучая дитя хотя бы к некоему подобию режима и гигиенических навыков.

    Судьба ребёнка-олигофрена зависит от степени проявления недуга: страдающие идиотией пожизненно наблюдаются и живут в психоневрологических интернатах, более умственно развитые – в домашних условиях, проходя курсы психокоррекции по специально разработанным для умственно отсталых детей спецпрограммам, разработанным психиатрами и психоневрологами.

    Прогноз и последствия

    Для находящихся под постоянным наблюдением лечебного персонала ПНИ детей с идиотией стабильность существования гарантирована при условии отсутствия выраженной соматической патологии, любящие родственники детей-имбецилов также позаботятся об их будущем.

    Что касаемо олигофренов в стадии дебильности, то их жизнь отличается от жизни среднего класса в не имеющих существенного значения деталях (тем более, что вопрос, кого считать дебилом, до сих пор вызывает споры в учёном мире). Что же до детей из асоциальных семей, то их судьбу решат участковый врач и органы соцзащиты.

    Последствия продолжающихся интоксикаций и инфекций способны привести к усугублению состояния здоровья олигофрена (и к летальному исходу в самом крайнем случае). Это уже – вопрос сознательности и уровня культуры родителей и живущих с больным ребёнком родственников.

    О профилактике – во весь голос!

    Чтобы не «сажать на шею» государства всё новых больных олигофренией детей, необходимо всерьёз заняться вопросом винопития, самогоноварения и искоренения асоциальных привычек во всём обществе, а не только в отдельных его слоях.

    Тогда и вопрос об общественно значимых инфекциях не будет стоять так остро, да и тема шаткого иммунитета и генетической патологии займёт в колонке социальных исследований подобающее ей «тысяча предпоследнее» место.

    Вопрос в том, готовы ли к этому народы с тысячелетними винокуренными традициями? А, значит, нужно всеми средствами поднимать культуру жизни вообще и тела – в частности.

    neurodoc.ru

    Как классифицируются виды и степени умственной отсталости? Причины возникновения и возможно ли предупредить умственную отсталость

    Расстройства интеллектуальных способностей, общения и поведения человека являются основными признаками наличия психического заболевания — умственной отсталости. Изучение всех форм интеллектуальной отсталости находится в компетенции такого раздела психиатрии, как «Психология людей с умственной отсталостью».

    Факторы, определяющие наличие заболевания

    Классификация умственной отсталости, как психологического заболевания происходит в следующих случаях:

  • при наличии низкого уровня интеллектуальной активности, определяемого шкалой Айзенка;
  • при наличии сложностей в социальной жизни человека, проявляемых более чем в трех направлениях жизнедеятельности.
  • Исходя из этого можно понять, что низкий уровень интеллектуального развития и социальная дезориентация являются первичными признаками умственной отсталости личности.

    Причинно-следственная связь умственной недоразвитости

    Характерные нарушения психики, вызванные недостаточным развитием личности, могут зародиться даже в процессе внутриутробного развития или в результате тяжелых родов. Возникновение отсталости в развитии возможно на протяжении первых лет жизни ребенка. Также вероятность возникновения психического заболевания в виде умственной отсталости зависит от наследственности человека.

    Генетические причины возникновения заболевания

    Разнообразные изменения генетического набора человека обуславливают более половины всех патологий умственной отсталости. Генетические мутации бывают на уровне ген и на уровне хромосом. Одной из самых распространённых форм хромосомной мутации человека является болезнь Дауна. Даунизм относится к олигофренной форме умственной отсталости.

    Экзогенная этиология заболевания

    Одной из экзогенных причин возникновения заболевания, фиксируемой медиками, является нейроинфекция. К более редким причинам появления болезни можно отнести различные травмы головного мозга и сильные интоксикации организма.

    Степени умственной отсталости

    Умственная отсталость, как любое заболевание или патология имеет разнообразные критерии, благодаря которым заболевание подразделяется на виды, степени и формы. Классификация умственной отсталости обуславливается степенью течения и формами проявления заболевания.

    Степени умственной недоразвитости делятся на:

    • легкую, с уровнем IQ в диапазоне 50-69 баллов;
    • среднюю, с уровнем IQ в диапазоне 20-49 баллов;
    • тяжелую, с уровнем IQ менее 20 баллов.
    • Уровень IQ определяет наличие той или иной степени заболевания у пациента. Определение показателя уровня развития больного происходит путем прохождения заданий в тестовой форме. Однако это весьма условное деление тяжести заболевания. Некоторые мировые медицинские ассоциации предлагают и более расширенное деление степеней умственной недоразвитости. Американские психиатры и психотерапевты подразделяют умственную отсталость на пять степеней выраженности. Американская классификация заболевания кроме трех представленных степеней включает в себя еще пограничную и глубокую степени.

      К пограничной форме психической недоразвитости относят, прежде всего, задержку умственного развития у детей. Это изначально весьма не тяжелое психическое нарушение, которое является промежуточными звеном между нормальным и нарушенным состоянием психики человека. Считается, что пограничная умственная отсталость хорошо поддается лечению.

      Разновидности заболевания

      Виды умственной отсталости классифицируются по уровню выраженности заболевания и подразделяются на:

      Степень, разновидность и форма умственной отсталости имеют прямую взаимосвязь. Например, легкая умственная отсталость характерна для дебилизма. К проявлениям дебилизма относят: незначительную недоразвитость психики, неспособность широко мыслить, примитивность мышления и т.д. Умственная отсталость легкой степени может быть как врожденная, так и приобретенная в период первых лет жизни человека.

      Идиотизм и имбецильность

      Средняя и глубокая степени заболевания наиболее часто выражаются в имбецильности или идиотизме. Имбецильная разновидность умственной отсталости характеризуется средним уровнем недоразвитости психики. Такая патология лишает человека возможности мыслить абстрактно и обобщенно. Больные средней степенью психической отсталости выраженной в форме идиотизма не могут самостоятельно себя обслуживать, их практически невозможно научить трудиться.

      Такое психическое расстройство как олигофрения проявляется при всех степенях умственной отсталости. Психическое расстройство в виде олигофрении бывает несложным и сложным, которое осложнено различными нарушениями психического характера.

      К основным клиническим формам умственной отсталости относятся:

      Это далеко не полный список всех клинических проявлений умственной отсталости, но более детально следует рассмотреть самые распространенные из них.

      Синдром Дауна, как клиническая форма умственной недоразвитости встречается практически у 10% больных психическими расстройствами. Люди, болеющие данным заболеванием, имеют небольшой рост, небольшую округлую голову, узкие раскосые глаза, именно поэтому некоторое время назад даунизм называли монголизмом. Но на самом деле такое внешнее подобие не имеет никакого основания, потому что синдромом Дауна болеют представители всех национальностей и рас.

      Предупреждение умственной отсталости

      Большинство вероятных случаев возникновения умственной недоразвитости можно легко диагностировать во время беременности или в раннем возрасте ребенка. С этой целью во всех женских консультациях и родильных домах проводятся специальные скрининговые исследования.

      Для предупреждения заболевания у будущего малыша, беременная женщина должна придерживаться здорового образа жизни, избегать стрессовых ситуаций и вовремя проходить необходимые исследования.

      После рождения, мамам следует внимательно относиться к здоровью ребенка, тщательно выполнять все рекомендации врачей-педиатров и в случае подозрения на задержку в развитии незамедлительно обращаться к специалистам.

      Несмотря на то, что многие формы умственной отсталости считаются неизлечимыми, важную роль в жизни такого больного играет правильная коррекция его психики. Ранняя диагностика, поддержка семьи, необходимая помощь психиатров и психотерапевтов и социальная реабилитация способны заметно изменить уровень качества жизни пациентов с диагнозом умственная отсталость.

      onevroze.ru

      Умственная отсталость — это. Степени и формы умственной отсталости. Дети с умственной отсталостью

      О чем вы думаете, когда слышите такое словосочетание, как «умственная отсталость»? Это, наверняка, сопровождается не самыми приятными ассоциациями. Знания многих людей о таком состоянии в основном базируются на телепередачах и фильмах, где ради зрелищности часто искажаются реальные факты. Легкая умственная отсталость, например, не является той патологией, при которой человека следует изолировать от общества. Следовательно, мы часто встречаем таких людей, но провести грань простому обывателю между здоровой личностью и умственно отсталой очень непросто.

      Как говорят доктора, умственная отсталость – это недуг, главным признаком которого является либо приобретенное (малышом до 3 лет), либо врожденное снижение интеллекта. При этом практически отсутствует способность абстрактно мыслить. А вот эмоциональная сфера при данном заболевании не страдает: пациенты могут чувствовать неприязнь и симпатию, веселье и печаль, горе и радость. Однако лица с умственной отсталостью испытывают не такие многогранные и сложные чувства и эмоции, как здоровые люди. Следует отметить также тот факт, что данный недуг не способен прогрессировать. Умственная отсталость – это стабильный уровень недоразвитого интеллекта. Хотя отмечались даже случаи его повышения со временем вследствие воздействия обучения, социума, воспитания.

      Причины умственной отсталости

      Интеллект человека определяется как средовыми, так и генетическими факторами. Те дети, у родителей которых диагностирована умственная отсталость, — это уже группа риска. Они более подвержены развитию психических нарушений, хотя именно генетическая передача как таковая встречается крайне редко. Несмотря на становление генетики и определенные успехи в этой области, причины 70-80% случаев заболеваний так и не удается установить. Чаще всего их выявляют в особо тяжелых случаях. Но все же предлагаем разобраться в самых распространенных факторах, которые провоцируют возникновение такого состояния.

      Пренатальные причины

      Причиной рассматриваемого состояния часто выступают хромосомные аномалии, генетические, нервные болезни. Умственную отсталость также вызывают врожденные недуги, вызванные цитомегаловирусом, вирусом краснухи, ВИЧ. Употребление родителями наркотиков, алкоголя, воздействие на плод токсинов приводят к тому, что рождаются дети с умственной отсталостью. Воздействие радиации, метилртути, свинца, химиотерапевтических препаратов также порой приводит к таким последствиям.

      Интранатальные причины

      Осложнения, которые связаны с незрелостью, недоношенностью, а также кровоизлияния в ЦНС, роды с наложением щипцов, ягодичное предлежание, многоплодная беременность, интранатальная асфиксия увеличивают риск появления умственной отсталости. Но здесь очень многое будет зависеть от ухода за малышом в первые месяцы после его появления на свет.

      Постнатальные причины

      Недостаточность эмоциональной, физической, когнитивной поддержки, которая необходима для развития, роста, социальной адаптации, плохое питание в первые годы жизни – самые распространенные причины умственной отсталости во всем мире. Недуг может быть следствием бактериальных, вирусных энцефалитов, менингитов, гипотрофии, отравлений, травм головы и проч.

      Этот недуг, как и любой другой, имеет разные критерии, благодаря которым он подразделяется на степени, формы и т.д. Классификация данного заболевания обуславливается формами его проявления и степенью течения. Выделяют следующие степени умственной отсталости:

    • легкую, когда уровень IQ варьируется пределах 50-69 баллов;
    • среднюю, когда показатели колеблются от 20 до 49 баллов;
    • тяжелую, при которой IQ меньше 20 баллов.
    • Как определяется этот показатель? Больному предлагают пройти тестовое задание, по результатам которого можно судить о наличии той или иной степени недуга. Хотя, следует признать, что деление это является весьма условным. Классификация должна учитывать не только степень снижения интеллектуальных способностей, но и уровень ухода, помощи, который требуется человеку. Не следует сбрасывать со счетов и ограничение способности к коммуникации, самообслуживанию, самостоятельности, применению общественных ресурсов и т.д.

      Что говорит статистика?

      Очень интересным является тот факт, что более 3% населения во всем мире живет с уровнем IQ менее 70, но тяжелая умственная отсталость наблюдается только у 1%. Это говорит о том, что при диагностике во внимание принимается очень много дополнительных факторов. Глубокая умственная отсталость отмечается у детей вне зависимости от принадлежности их семьи к определенному социальному слою, от образования родителей и родственников. И вот еще один интересный факт. Так, как ни странно, умеренная умственная отсталость, при которой больному требуется непостоянная определенная помощь, чаще наблюдается у детей из семей с низким социально-экономическим статусом.

      Как уже было сказано выше, главный признак заболевания заключается в снижении интеллекта. Однако все симптомы целесообразно рассматривать в зависимости от степени недуга. Рассмотрим их.

      1. Легкая степень (или дебильность). В этом случае по внешнему виду простой обыватель никогда не сможет отличить человека с отсталостью умственного развития от здорового. Как правило, таким людям тяжело учиться из-за того, что их способность концентрировать внимание сильно снижена. Зато память у них очень хорошая. Часто пациенты с данной степенью недуга имеют отклонения в поведении. Например, дети с умственной отсталостью зависят от воспитателей и родителей, их сильно пугает изменение обстановки. Такие пациенты либо замыкаются в себе (отсюда сложности в общении), либо, наоборот, пытаются привлечь внимание к своей персоне всевозможными яркими поступками, как правило, нелепыми, даже антисоциальными. Им очень легко что-либо внушить. Потому такие больные привлекают к себе представителей криминального мира, сами нередко становятся жертвами мошенников. Характерный признак легкой степени отсталости заключается в том, что пациенты прекрасно знают о своем недомогании, но всячески скрывают это от других людей.
      2. Средняя степень (имбецильность). Такие люди способны различать наказание и похвалу, испытывать радость, сопереживать, они легко обучаемы навыкам самообслуживания, порой даже письму, чтению, элементарному счету, но вот проживать самостоятельно они не могут. За ними нужен постоянный уход и контроль.
      3. Тяжелая степень (идиотия). У таких людей отсутствует речь, они необучаемы, их движения нецеленаправленны и неуклюжи. Эмоции ограничиваются элементарными проявлениями неудовольствия или радости. Пациенты с идиотией нуждаются в постоянном присмотре, потому должны содержаться в соответствующих заведениях.

      Еще немного о симптомах

      Первые проявления недуга включают незрелое поведение, задержку в интеллектуальном развитии, недостаточные навыки самообслуживания. Развитие детей с умственной отсталостью порой идет как положено вплоть до школьных лет. Симптомы не распознаются в том случае, если имеет место легкая степень недуга. А вот две другие степени диагностируют, как правило, очень рано, особенно если они сочетаются с пороками развития, физическими аномалиями. В таком случае недуг будет просто диагностировать уже к дошкольному возрасту.

      Вместе с тем у некоторых детей попутно отмечают наличие церебрального паралича, двигательных нарушений, потерю слуха, задержку развития речи и другие отклонения в развитии. Со временем характеристика умственной отсталости «обрастает» новыми симптомами. Дети становятся склонны к тревожности, депрессии, особенно в том случае, если их отвергают или рассматривают как ущербных.

      Если в детских садах у малышей с данным недугом наблюдается сложность с адаптацией, трудности с соблюдением режима дня, а элементарные задания кажутся им невыполнимыми, то школьники с умственной отсталостью должны насторожить родителей крайне высокой степенью неусидчивости и невнимательности. Дополнительными причинами для беспокойства пап и мам должны стать быстрая утомляемость, плохое поведение и крайне низкие оценки их чад.

      Формы умственной отсталости

      Вот мы с вами подошли к еще одной классификации. В соответствии с международной классификацией недугов, принято выделять следующие формы умственной отсталости:

    • Олигофрения неосложненная. При данной форме основные нервные процессы ребенка характеризуются уравновешенностью. Нарушения в познавательной деятельности не сопровождаются особо грубыми отклонениями. Эмоциональная сфера сохранна, ребенок может действовать целенаправленно, однако только в том случае, если ему все предельно понятно. Когда ситуация или обстановка не является для него новой, то все будет в норме, никаких отклонений вы не увидите.
    • Олигофрения с нейродинамическими нарушениями. Данная форма характеризуется неустойчивостью волевой, эмоциональной сферы по типу заторможенности или возбудимости. Нарушения, присущие ребенку, четко проявляются в снижении работоспособности, в изменениях поведения.
    • Умственная отсталость с отклонениями функции анализаторов. У олигофренов при данной форме недуга диффузное поражение коры совмещается с более сильными нарушениями той или иной мозговой системы. У детей дополнительно отмечаются локальные дефекты речи, зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата.
    • Олигофрения с психопатоподобным поведением. Это умственная отсталость, развитие при которой отстает из-за нарушений в эмоционально-волевой сфере. Прежде всего у таких пациентов отмечают снижение критичности по отношению к себе, недоразвитие многих личностных компонентов, расторможенность влечений. У ребенка присутствует склонность к неоправданным аффектам.
    • Олигофрения с четко выраженной лобной недостаточностью. При такой форме умственной отсталости дети безынициативны, вялы, беспомощны. Речь их многословна, носит подражательный характер, но она совершенно не имеет содержания. Дети не способны психически напрягаться, адекватно оценивать сложившуюся ситуацию.
    • Обследование при недуге

      Как мы уже говорили, в большинстве случаев умственная отсталость проявляется еще в раннем возрасте. А если недуг обусловлен генетическими причинами, например, болезнью Дауна, то отклонение можно диагностировать еще в период беременности. Для этих целей в женских консультациях сегодня всем дамам предлагают пройти скрининговое обследование на самых ранних сроках беременности, чтобы при наличии такой патологии была возможность принять правильное решение – сделать аборт или сохранить ребенка. Также данная процедура незаменима в тех случаях, когда у родителей будущего малыша или родственников имеются заболевания или состояния, способные спровоцировать возникновение умственной отсталости.

      Некоторые из форм олигофрении возникают вследствие того, что определенная ферментная система у малыша недоразвита. Самый распространенный недуг из этой группы – фенилкетонурия. Сразу же после рождения малыши с данным диагнозом ничем не отличаются от здоровых, но уже на протяжении первых месяцев жизни они становятся вялыми, у них отмечается частая рвота, есть высыпания на коже, потливость повышена, причем она имеет специфический запах. Если начать лечение сразу же, пока малышу не исполнилось 2-3 месяца, то можно сохранить интеллект. Именно поэтому никогда не игнорируйте ранние обследования детей у педиатров.

      Если у доктора возникнут какие-то сомнения, он назначит консультацию врача-невролога, анализы мочи и крови, энцефалограмму. При обследовании детей постарше обязательна консультация психолога или психиатра.

      Если лечение начато своевременно, то, как правило, удается достичь того, чтобы ребенок легко адаптировался к самостоятельной жизни. А вот в том случае, когда родители и другие родственники малыша решают, что легко смогут обойтись без докторов, практикую самолечение, то печальные последствия неминуемы. Также не забывайте о том, что под маской олигофрении могут скрываться и другие недуги – эпилепсия, многочисленные психические заболевания, гипотиреоз.

      Дети с олигофренией — что делать?

      Родителям ни в коем случае не следует паниковать. Помните, что умственная отсталость – не психический недуг, а своеобразное состояние, когда интеллектуальное развитие ограничено в силу тех или иных причин.

      Обучение детей с умственной отсталостью возможно, как и их развитие, но ровно настолько, насколько им позволяют это сделать биологические возможности. Данное состояние полностью никогда не излечится. Конечно, доктор назначит соответствующую терапию, но ее эффект не будет поразительным. Хотя в зависимости от степени олигофрении существует возможность добиться определенных результатов путем воспитания и обучения. Следует понимать, что малыши с идиотией и имбецильностью – это инвалиды детства, они даже получают пенсии. Особенности детей с умственной отсталостью этих форм таковы, что им нужен либо заботливый опекун, либо же помощь специалистов из соответствующего медицинского учреждения, куда их могут определить. Там с ними проводят терапевтическую, коррекционную, психологическую работу. Детям с легкой степенью олигофрении не так сложно. Даже не смотря на то, что им не удается учиться по общепринятой программе, и необходим перевод во вспомогательную школу. Однако в воспитании таких детей имеется много трудностей, ведь адекватная коррекция определяет будущую трудовую и социальную адаптацию. При правильном подходе они, повзрослев, просто «растворяются» в жизни – работают, заводят семьи, прекрасно себя чувствуют в социуме.

      Сегодня существует огромное количество средств, предназначенных для лечения этого состояния, однако подбирать их должен только доктор с учетом всех особенностей болезни. В зависимости от причины, которая вызвала недуг, это могут быть гормоны или препараты йода (если олигофрения является следствием нарушений работы щитовидной железы). При фенилкетонурии будет достаточно особого режима питания, который назначит доктор.

      Чтобы скорректировать умственную отсталость, часто врачи назначают ноотропы (средства «Пирацетам», «Энцефабол», «Аминалон» и прочие). Их применяют для того, чтобы улучшить обменные процессы непосредственно в мозговой ткани. Для этих же целей назначают аминокислоты, витамины группы В. Конечно, их можно приобрести и без рецепта, но целесообразность использования может определить только доктор.

      Если у пациентов с описываемым диагнозом присутствуют нарушения в поведении, психиатр подбирает препараты из группы транквилизаторов или нейролептиков. Залог успешной коррекции – это комплексный подход, то есть применение медицинских препаратов должно сочетаться с занятиями с логопедами, психологами, личностным подходом в воспитании.

      В народной медицине популярны лекарственные растения, которые оказывают активизирующее воздействие на нервную систему. К ним относятся лимонник китайский, женьшень, алоэ. Однако помните, что некоторые стимулирующие средства при данном недуге могут спровоцировать нарушения поведения, психозы. Поэтому перед их применением необходима консультация доктора.

      Нельзя сбрасывать со счетов и социальную реабилитацию. Такие программы в первую очередь направлены на то, чтобы обеспечить работой лиц с легкой степенью олигофрении. Для этого существуют специальные учебные заведения с определенной адаптированной программой, где пациенты могут освоить несложные профессии.

      Профилактика умственной отсталости – это, прежде всего, бережное и внимательное отношение не только к своему здоровью, но и к здоровью будущих поколений.

      Как только супруги решают завести ребенка, им обоим необходимо всесторонне обследоваться, сдать анализы, посетить генетика. Это позволит выявить и вылечить имеющиеся недуги или состояния, узнать о проблемах, которые могут спровоцировать олигофрению у будущего ребенка.

      Когда женщина уже забеременела, она должна помнить о той ответственности, которая лежит на ней за еще даже не родившегося ребенка. Так, ей необходимо придерживаться правильного образа жизни, хорошо питаться, соблюдать все рекомендации докторов, избегать воздействия вредных факторов, посещать женскую консультацию строго по графику.

      Когда ребенок уже родился, следует неукоснительно слушаться во всем педиатра и соблюдать все его предписания. И если вдруг доктор заподозрит неладное и отправит на дополнительные обследования или консультации, не надо пытаться, что называется, убежать от проблемы. Ведь в этом случае можно потерять драгоценное время, о чем впоследствии останется только сожалеть.

      Тем более медицина не стоит на месте. Например, вакцины против вируса краснухи помогли родить здорового малыша многим парам, а ведь раньше это была чуть ли не самая главная причина врожденной умственной отсталости. Сегодня ученые разрабатывают аналогичные средства против цитомегаловируса, чтобы подарить спокойствие и здоровье родителям и их детям. Частота случаев снижается также благодаря развитию и росту неонатальной, акушерской помощи, применению иммуноглобулина, переливания крови и многим другим моментам, о которых еще недавно можно было только мечтать. Главное – не паниковать, не опускать руки и стараться изо всех сил, ведь это ваш близкий человек, которого только вы можете сделать счастливым и вернуть к полноценной жизни настолько, насколько это вообще сегодня возможно. Слушайте докторов, вовремя обращайтесь за специализированной помощью и соблюдайте все рекомендации.

      fb.ru

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Navigation