Стресс фактор это

Стрессоры — это факторы, вызывающие состояние стресса. Влияние стресса на здоровье человека

В народе говорят, что все болезни от нервов. И это утверждение отчасти верное. Влияние стресса на здоровье человека – один из самых серьезных и актуальных вопросов сегодня. Быстрый ритм жизни, психологическое напряжение и желание все успеть дают о себе знать. Люди часто болеют, ссылаясь на переутомление или стресс. Что же это такое и каковы причины стрессов?

Что мы знаем о стрессе?

Стресс давно является неотъемлемой частью жизни, пожалуй, каждого человека. Психологи под этим словом подразумевают особое состояние, физическое и нервно-психическое напряжение. В современных условиях его практически невозможно избежать. При этом разные люди имеют разные реакции на одни и те же нагрузки. Так, например, одна группа реагирует активно, то есть их рабочая производительность продолжает расти до максимально возможного предела (психологи называют этот тип «стрессом льва»). Другая группа людей проявляет пассивную реакцию, т.е. их рабочая производительность сразу падает (это «стресс кролика»).

Кроме того, стресс может иметь острую форму. То есть происходит один раз и характеризуется тяжелым физическим и психическим потрясением. Примером такой формы могут быть несчастные случаи. Человек однажды попадает в экстремальные условия, затем наступает реабилитация. Однако есть длительная форма, когда стресс постепенно накапливается, подавляя человека. Это могут быть длительные конфликты в семье или типичная рабочая нагрузка.

Стресс и здоровье – взаимосвязанные компоненты. Чтобы отыскать ключ к выздоровлению от недугов, необходимо разобраться в причинах, которые вызывают стресс.

Причинами стрессов являются внешние раздражители, или стрессоры. Это дискомфортные ситуации, в которые попадает человек на работе, дома, на учебе и т. п. Они имеют различную природу, степень воздействия, последствия.

К стрессорам относятся и любые перемены в жизни человека. Но далеко не все ситуации можно расценить как негативные, давящие, стесняющие. Выраженность стресса глубоко индивидуальна. И корень ее таится в неопределенности и потере контроля над ситуацией. Во многом воздействие стрессоров зависит от осознания человеком личной ответственности и постановки личного участия в создавшейся постановке дел.

Специалисты разделяют факторы, вызывающие стресс, на две основные группы: физиологические и психологические. Эта классификация базируется на природе стрессоров. По степени проявления стрессоры – это своего рода ограничения. Они могут быть реально действующими и возможными (или потенциальными).

Виды стрессоров второй категории зависят от психологических установок и индивидуальных способностей человека. Проще говоря, умеет ли он адекватно оценивать степень нагрузки и корректно распределять ее без ущерба своему здоровью.

Однако не всегда стрессоры – это внешние раздражители. Иногда стресс возникает из-за несоответствия желаемого с действительным. То есть фактор стресса фокусируется на самом столкновении внутреннего и внешнего мира человека. С этой позиции стрессоры делятся на субъективные и объективные. Первым соответствуют несовместимость генетических программ с современными условиями, некорректная реализация условных рефлексов, неправильная коммуникация и установки личности и др. К объективным стрессорам можно отнести жилищные и рабочие условия, чрезвычайные ситуации, взаимодействие с людьми.

Как видно, границы между всеми категориями можно назвать условными. Наибольший интерес к рассмотрению представляют стрессоры первой категории.

К физиологическим факторам, вызывающим стресс, относятся:

  • Недопустимая физическая нагрузка
  • Болевые воздействия
  • Экстремальные температуры, шум и световое воздействие
  • Прием чрезмерного количества определенных лекарственных препаратов (например, кофеина либо амфетаминов) и др.
  • В группу физиологических стрессоров можно отнести и голод, жажду, изоляцию. В зависимости от степени и длительности воздействия эти стрессоры могут нанести как существенный, так и незначительный вред здоровью.

    Типичной реакцией на физиологический стресс могут быть учащенное сердцебиение, напряжение мышц, дрожь (тремор) в конечностях, повышение артериального давления.

    По мнению специалистов, наиболее разрушительными для человеческого организма являются психологические стрессоры. Они условно делятся на информационные и эмоциональные:

  • Информационная нагрузка (соревнование).
  • Угроза самооценке или ближайшему окружению.
  • Необходимость срочного принятия решения.
  • Чрезмерная ответственность за кого-то или за что-то.
  • Конфликтные ситуации (различных мотивов).
  • Сигнал опасности и т.п.
  • Известно, что эмоциональные стрессоры по своему воздействию являются самыми глубокими. Они формируют в человеке обиды и страхи, которые со временем без адекватной оценки ситуации, словно сорняк, будут только разрастаться. Тем самым стресс и здоровье станут единым целым, деструктивным механизмом.

    Профессиональные факторы, вызывающие стресс, представляют собой смешанную группу. Они соединяют психологические и физиологические стрессоры. Это внешние раздражители и нагрузки, которые каждый человек испытывает на работе. Рассмотрим пример сотрудника службы спасения. Он наиболее ярко аккумулирует в себе максимальный уровень стрессоров. А именно экстремальные ситуации с высокой ответственностью, психическим напряжением готовности, негативными окружающими факторами, информационной неопределенностью, дефицитом времени на принятие решений и опасностью для жизни.

    Примечательно, что стрессоры имеют свойство «заражать» собою массы. На том же примере сотрудника службы спасения можно увидеть, что стрессу подвергается не только исполнитель задания, но и коллектив, и семья сотрудника. Это обусловлено психологическими факторами взаимодействия, доверия, солидарности в социуме. Таким образом, человек при распределении внутренней нагрузки и резервов избавляется от накапливаемого напряжения.

    Влияние стресса на здоровье человека, независимо от его степени воздействия, является негативным явлением и имеет довольно широкий спектр психологических, физических и социальных последствий. Все их можно разделить на:

  • Первичные — проявляются на психологическом и интеллектуальном уровне в связи с возникновением экстремальных ситуаций (потеря внимания, утомление, психоневротические состояния).
  • Вторичные — возникают в результате неудачных попыток преодолеть дезадаптивное состояние. Среди таковых последствий наблюдаются эмоциональное «выгорание», злоупотребление никотином, алкоголем или успокоительными препаратами, снижение работоспособности, агрессивные или депрессивные состояния.
  • Третичные — соединяют в себе психологическую, социальную, интеллектуальную и физическую стороны. Они могут выражаться в деформации личности, учащении конфликтов с окружающими людьми из-за внутренней неустроенности, в разрыве семейных и рабочих связей, потере работы, учебы, пессимизме и социальной апатии. Крайней степенью третичных последствий выступают суициды.

fb.ru

4. Стресс как фактор риска для здоровья.

Угрозой физическому и психическому здоровью, социальному благополучию человека нередко является стресс. По данным ВОЗ 45% всех заболеваний связаны со стрессом, а некоторые специалисты считают, что эта цифра в 2 раза больше.

Термин «стресс» — английского происхождения (англ.stress — давление, усилие, натяжение, напряжение). В медицину и психологию этот термин попал в 1936 году, когда в журнале “Nature» было опубликовано короткое сообщение канадского физиолога и эндокринолога Ганса Селье под названием “Синдром, вызываемый разними повреждающими агентами”. Еще будучи студентов, Селье обратил внимание на тот факт, что различные инфекционные заболевания имеют сходное начало (общее недомагание, озноб, повышение температуры, потеря аппетита, ломота и боли в суставах). Эксперименты показали, что и другие вредоносные воздействия (охлаждение, ожоги, отравления, ранения и др.), наряду со специфическими для каждого из них последствиями, вызывают комплекс однотипных биохимических, физиологических и поведенческих реакций. Селье предположил, что эта реакция направлена на мобилизацию защитных сил организма и назвал ее стрессом. Он же создал и научную концепцию этого состояния.

Со временем это понятие подверглось существенным изменениям, стало более широким. Полного и единого определения стресса, удовлетворившего бы каждого исследователя, нет и сегодня, но можно сказать так:

СТРЕСС – это неспецифическая реакция общего напряжения организма (личности) на любое предъявленное ему требование, непременно сопровождающееся перестройкой его защитных сил.

Стресс не является привилегией человека. Он бывает и у животных, и у рыб. Есть исследования стрессовых реакций растений.

Факторы, вызывающие стресс, называются стрессорами (или стресс-факторами).

Стрессор – это любой фактор, необычный по силе и длительности действия на человека. К числу стрессоров можно отнести физические, связанные с интенсивной физической нагрузкой, охлаждением, перегреванием, травмой, операционным вмешательством, непривичными внешними условиями и др. и психические, воздействующие на психику и вызывающие сильные эмоции (сложности жизни, потеря дорогий людей, несложившаяся семейная жизнь, болезни детей, особенно хронические, неудачи на работе в учебе, трудности реализации себя, интенсивная интеллектуальная деятельность; даже простые математические действия, производимые в уме, сдача экзаменов, нежные объятий и т.п.). Конечно, часто не удается выделить физические и психические стрессоры в чистом виде. Например, голодание приносит как физические проблемы, так и психические переживания.

Существуют и другие классификации стрессоров. Так, русский психолог А.С.Разумов условно разделил стрессовые факторы на следующие 4 группы:

Стрессоры активной деятельности (они могут не только нарушать процесс деятельности, но и усиливать и мобилизовывать ее). Это могут быть экстремальные стрессоры (боевые действия и другое, связанное с риском), производственные стрессоры (особенно ответственная работа при дефиците времени); стрессоры психосоциальной мотивации (разного рода соревнования, конкурсы).

Стрессоры оценок. Им свойственная эмоциональная окраска настоящей или предстоящей деятельности, или произошедшего давно. Сюда относятся и стрессоры памяти, стрессоры побед и поражений, стрессоры зрелищ и др.

Стрессоры рассогласования деятельности. Это стрессоры розобщения (конфликтные ситуации, угроза и др.), стрессоры ограничений (заболевания, ограничивающие обычную сферу деятельности, тюремная изоляция, голод, жажда и др.)

Физические и природные стрессоры (травма, темнота, яркий свет, неприятный звук, вибрация, качка, высота, землетрясение и др.).

Известно, что у человека с его высоко развитой нервной системой эмоциональные раздражители (психологические и эмоциональные события обыденной жизни) – практически самый частый стрессор. Неслучайно поэтому большое внимание в настоящее время уделяется проблеме именно психоэмоционального стресса, вызываемого психическими стрессорами. Ее считают одной из проблем выживания человечества. Педагогическая деятельность также сопряжена с достаточно сильным психоэмоциональным напряжением. По данным отечественных исследователей 85% современных учителей испытывают состояние устойчивого стресса.

Особую разновидность эмоционального стресса представляет информационный стресс. Научно-технический прогресс изменил информационную среду. Количество информации, накопленной человечеством, каждое десятилетие примерно удваивается, что означает необходимость усвоения каждому очередному поколению значительно большего объема информации, чем предыдущему. Это требует повышения интенсивности обучения. Однако при этом не меняется мозг. И хотя он имеет колоссальные возможности по переработке больших объемов информации, все же возникают предпосылки для информационных перегрузок. К тому же сокращение времени для переработки новой информации усиливает нервно-психическое напряжение, вызывает информационный стресс.

Стрессовые ситуации и стрессовые реакции сопутствовали и сопутствуют людям всегда, без них жизни просто не существует. «Полная свобода от стресса означает смерть» (Г.Селье). В зависимости от последствий стресса для организма различают эустресс — «хороший стресс» и дистресс (англ. distress–горе, несчастье, нужда) – «плохой стресс».

Эустрессы оказывают стимулирующее воздействие и поэтому биологически необходимы. Они поддерживают хорошую работоспособность организма, стимулируя деятельность основных биологических механизмов, тренируют и закаляют организм, повышают возможности человека, способствуют развитию творческих способностей, проявлению личности, помогают выживать, обогащают новым опытом. Состояние «достаточной стрессируемости» есть необходимое условие активной социальной и творческой деятельности. Такой стресс Г.Селье называл ароматом и вкусом жизни.

Дистрессы могут быть опасны и губительны для человека. Они возникают тогда, когда стресс чересчур интенсивен, слишком долог, часто повторяется. Такой стресс приводит к разрушению организма. Так, правильно организованная физическая нагрузка очень полезна человеку, а работа чрезмерной интенсивности истощает и разрушает организм.

Стресс является проявлением и одновременно инструментом адаптационной перестройки человека при чрезмерном действии на него как физических, так и психических факторов.

Совокупность изменений в организме (физиологических и биохимических) при стрессе Г.Селье обозначил как общий адаптационный синдром (ОАС).

Он проходит в своем развитии 3 стадии:

— стадия мобилизации (тревоги, аварийная) связана с возникновением тревоги в момент действия любого стрессора. Организм в срочном порядке (иногда на всякий случай, так как реальной угрозы не возникает) мобилизует все свои явные и скрытые резервы, готовится к немедленному действию (реакции) –нападению, защите или бегству с целью избежать прямого столкновения с опасностью. Отмечается эмоциональное возбуждение. Происходит усиление активности симпатической нервной системы. Это выражается в изменении показателей состояния организма:

учащаются и усиливаются сокращения мышцы сердца;

повышается артериальное давление;

глюкоза освобождается и выделяется в кровь (т.к. это легко доступное «топливо» для мышечной активности);

происходит перераспределение крови в организме: кровоснабжение кожи и внутренних органов уменьшается (поэтому отмечается бледность лица при волнении, может развиться инфаркт миокарда из-за недостатка кровоснабжения его), а мышц и мозга — увеличивается (при этом может произойти разрыв кровеносных сосудов и кровоизлияние в мозг);

возникает напряжение различных групп мышц;

ускоряется свертываемость крови;

появляется сухость во рту (из-за снижения выделения слюны);

уменьшается секреция пищеварительных ферментов;

повышается порог болевой чувствительности (из-за выделения нейропептидов, обладающих морфиноподобным действием);

может произойти временное снижение работоспособности (из-за нарушения взаимодействия между различными механизмами организма, работающими с большим напряжением).

Если стрессор очень сильный (тяжелые ожоги, сильнейшие эмоции и др.) и сопротивление организма недостаточное, то может наступить смерть. Но чаще организм справляется, приспосабливается к сложным изменившимся условиям и ОАС переходит в следующую стадию.

— стадия сопротивления (резистентности). Признаки реакции тревоги практически исчезают, активация симпатической системы сохраняется на высоком уровне, степень сопротивления организма поднимается значительно выше обычного (возрастает способность организма к заживлению ран, восстановлению тканей, к борьбе с инфекциями). Конфликтная ситуация преодолевается, на смену негативным эмоциям приходят эмоции положительные (Успех! Победа!).. Это позволяет справиться с неблагоприятным воздействием и поддерживать высокую умственную и физическую работоспособность. Это адаптивная физиологически нормальная часть стресса. На этой стадии заканчивается эустресс.

Однако если стрессовая ситуация длиться очень долго или стрессовый фактор оказался очень мощным, то адаптивные механизмы организма истощаются, оказываются исчерпанными. ОАС переходит в заключительную стадию.

— стадия истощения. В этот период вновь появляются признаки реакции тревоги, но теперь они необратимы: снижается работоспособность, наиболее сильно страдает иммунная система, образуются язвы желудка, кишечника, возникают различные заболевания. Г.Селье отмечал, что в принципе любой стрессор способен довести организм до полного истощения и, как следствие, привести к полному разрушению физического и психического здоровья.

Это патологическая стадия стресса (дистресс).

В настоящее время достаточно полно изучены механизмы развития общего адаптационного синдрома (механизмы изменений в организме при стрессе). Основные звенья этого процесса можно представить следующей упрощенной схемой:

внешнее воздействие (стрессор)

возбуждение гипоталамуса, активизация симпатикоадреналовой системы

выделение дофамина, адреналина, нор-адреналина

возбуждение передней доли гипофиза, выделение АКТГ, тиреотропного гормона

возбуждение надпочечников, щитовидной и паращитовидных желез

выделение гормонов коры надпочечников (кортикостероидов), мозгового его слоя (адреналин, нор-адреналин), гормонов щитовидной и паращитовидных желез (при этом уменьшается секреция инсулина, гормона роста, половых гормонов)

формирование выше описанной реакции на стрессор под воздействием выделенных гормонов.

Реактивность всей этой системы во многом зависит от коры головного мозга, тонуса вегетативной нервной системы. Существуют конституциональные отличия в формах поведения и нейроэндокринной перестройки при стрессе.

Многочисленные нейрогормональные исследования стресса у животных (Гудол. 1960) и человека (М.Франкенхойзер, 1960; В.Н.Васильев, 1985 и др.) выявили отличия в количестве выделяемых основных стрессорных гормонов.. Определилось три типа людей:

А-тип (адреналовый) или люди-«кролики». Такие люди характеризуются повышенной тревожностью. Они добросовестные работники с обостренным чувством ответственности, Чрезвычайно эффективно работают в условиях стабильности, но их часто одолевают сомнения и тревоги, малейшие житейские неурядицы преувеличиваются. Как только появляются отрицательные эмоции, ЧП, требующие решительных действий и мгновенных решений, они теряются, начинают ошибаться, более подвержены страхам, для них характерна «реакция бегства» (уходят от конфликта или замирают). Склонны к таким заболеваниям, как гипертоническая болезнь с кризами и инсультами, язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки.

НА-тип (нор-адреналовый) или люди-«львы». Они быстро мобилизуются в стрессовой ситуации, легко их преодолевают, их работоспособности в минуту испытаний можно позавидовать, их отличает честолюбие, агрессивность, при неприятных переживаниях стремление обвинить других, а не себя, им свойственно быстро «сгорать», бывает трудно расслабиться. Им характерна «реакция борьбы». Обычно склонны к нервным срывам, сердечно-сосудистым заболеваниям (ишемическая болезнь сердца и др.) Интересно, что такие «гормональные» различия между этими двумя типами людей обозначаются только в состоянии нервно-эмоционального перенапряжения.

А и НА-тип (смешанный) или люди-«вулканы». Характеризуются повышенной эмоциональностью, остро реагируют на любое событие, всегда немного артисты, стремятся привлечь внимание, им свойственны резкие колебания настроения и непредсказуемость действий. От неприятных волнений и трудных ситуаций они чаще всего «убегают в болезнь». Страдают простудными заболеваниями, нарушениями сна, сердечно-сосудистыми болезнями.

Подобные исследования имеют большое теоретическое и практическое значение для диагностики и прогнозирования здоровья человека в различных ситуациях, для индивидуализации лечения (когда оно требуется).

Биохимические исследования стресса показали, что постоянство внутренней среды организма при этом состоянии поддерживается двумя основными типами реакций: синтоксической (от греч. syn — вместе) и кататоксической (от греч. cata — против). Синтоксические агенты действуют как тканевые транквилизаторы (успокоители), создают состояние пассивного терпения, мирного сосуществования с вторгшимися чужеродными веществами. Кататоксические агенты химически стимулируют выработку разрушительных ферментов, которые активно атакуют возбудителя болезни, ускоряя его гибель в организме. Г.Селье обращает внимание на тесную связь таких защитных реакций на клеточном уровне внутри организма и на уровне взаимоотношений людей и даже государств. Например, беспомощный пьяница осыпает вас градом оскорблений, но явно не в состоянии нанести физический вред. Синтоксическая тактика – пройти мимо, не обращая на него внимания. Многих трудных и мучительных ситуаций можно избежать, если научиться сознательно игнорировать их..

Кататоксическая тактика – вступить в драку или только приготовиться к драке, при этом исход может быть трагическим: выделяются стрессорные гормоны, в том числе адреналин, повышается артериальное давление, увеличивается частота пульса, нервная система приходит в состояние тревоги и напряжения, у людей с заболеваниями сердца и сосудов это может привести к сердечному приступу или кровоизлиянию в мозг и смерти. Происходит биологическое самоубийство: смерть последовала от неправильного выбора способа реагирования. В другой же ситуации, если преступник бросается на вас с ножом (есть угроза для жизни), правильной будет только кататоксическая реакция.

Реакция на стрессор «Беги, сражайся или замри», описанная в общих чертах Г.Селье, является абсолютно универсальной, древней, сформировавшейся в ходе эволюции, оборонительной реакцией. Она обеспечивает сохранение жизни. Но если дистрессы следуют один за другим, не давая организму отдыха, разрядки, времени на восстановление сил, если постоянно идет «бомбардировка» органов – «мишеней» избытком аварийных гормонов, то на фоне стресса, адаптации могут сформироваться патологические (греч. pathos — страдание, болезнь) реакции. Выделяют три вида таких реакций:

— Психофизическая реакция. Чаще это сиюминутная реакция на сильный, но непродолжительный стрессор. При этом возникает так называемый психовегетативный синдром различной выраженности. Это проявляется в необъяснимой тревоге, плохом настроении, страхах, чувстве усталости, могут быть нарушения сна, частые сердцебиения, аритмия, изменения артериального давления, чувство нехватки воздуха, одышка, нарушения аппетита, деятельности кишечника, тошнота, рвота, повышенная потливость, боли и давление в затылке, спине, снижение потенции, ухудшение памяти и способности сосредоточиться и др. Если стрессор носил острый характер, то, как правило, указанные проявления постепенно стираются, уходит ощущение нездоровья, восстанавливается психофизиологическое равновесие. В этой ситуации речь не идет о сформировавшемся заболевании. Практически каждый человек перенес подобные жизненные кризы и приобрел собственный опыт выхода из этих состояний. Главным лекарем в этих ситуациях является время.

— невротические реакции, неврозы, синдром хронической усталости. Ученые подсчитали, что заболеваемость неврозами с начала ХХ века до наших дней возросла в 56 раз. В их возникновении роль психогенных стрессоров исключительна. Стресс у современного человека изменил свой характер. Проблемы стали менее очевидными, более изощренными, существование их более длительным. Это – борьба человека с самим собой, проблемы выбора и ответственности, множественные и противоречивые требования, предъявляемые жизнью. Однако не у всех людей, переживающих такие проблемы или жизненные неудачи, возникает невроз. Здесь особое значение имеют исходные особенности личности, индивидуальное и обостренное отношение к возникающим событиям, часто избыточное и неадекватное переживание их (неправильный способ реагирования).

— Психосоматические заболевания Круг их очень широк (гипертоническая болезнь, ишемическая болезнь сердца, язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки, бронхиальная астма, сахарный диабет, тиреотоксикоз, заболевания кожи –экзема, псориаз и др.). В одну группу они объединены по одному признаку – в их происхождении ведущую роль играет эмоциональный стресс. Мишенью стресса становятся в первую очередь генетически более слабые органы, системы или уже пораженные ранее каким-либо недугом. Некоторые теории связывают особенности психосоматики со свойствами личности и характером стрессогенных переживаний (преимущественно гнева или обиды, чувства потери или неудовлетворенности, страха и др.), т.к. каждая эмоция имеет своего адресата – определенную систему органов, где каждый раз оставляет неизгладимый «шрам». Среди наиболее опасных для здоровья эмоций выделяют гнев, если он подавляется, и страх, который парализует, убивает.

Врачи психосоматической медицины на Западе, сторонники психоанализа З.Фрейда, полагают, что психосоматическое заболевание желудочно-кишечного тракта – следствие неутоленных притязаний, когда чего-то очень сильно хочется, к чему-то очень сильно стремятся, но не получается, не достигается. Кожные заболевания – следствие постоянной тревоги или подавленной враждебности к кому-либо, чему-либо; артериальная гпртония и тахикардия – следствие подавленной ярости, гнева и страха. Со всем этим можно спорить, но важно другое: взаимосвязь тяжких переживаний и болезней внутренних органов есть.

Стрессовые ситуации значительно повышают вероятность образования раковой опухоли, что сопряжено с ослаблением иммунной системы. Таким образом, для сохранения здоровья со стрессом можно и нужно бороться, и борьба будет более успешной, если она начата своевременно.

Рекомендуемая литература по теме, рассмотренной в лекции:

Апанасенко Г.Л., Попова Л.А. Медицинская валеология. – Київ, «Здоров’я», 1998. – стр. 73 – 90.

Вайнер Э.Н. Валеология: учебник для вузов. – М.: Флинта: Наука, 2002. – стр. 184– 247.

Валеологія: навч. посібник для студентів вищих закладів освіти: (за ред. В.І.Бобріцької. – Полтава: «Скайтек», 2000. Ч.2 стр. 81-112.

Марков В.В. Основы здорового образа жизни и профилактики болезней: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. –стр. 18-33, 44 – 53.

Петрушин В.И., Петрушина Н.В. Валеология: Учеб. Пособие. – М.: Гардарики, 2003. – стр. 339 – 356.

Медико – біологічні основи валеології. Навчальний посібник для студентів вищих навчальних закладів /Під ред. П.Д.Плахтія. –Кам’янець-Подільський, 2000.-стр.100-128.

Проработав лекцию и рекомендованную литературу, студент должен уметь:

Дать определение психического здоровья, объяснить его место в пирамидальной системе организации человека.

Охарактеризовать составляющие психического здоровья, назвать их показатели.

Назвать основные пути формирования психического здоровья до рождения; после рождения ребенка.

4. Охарактеризовать основные «критические» периоды психического развития ребенка, их особенности.

5. Рассказать о питании, которое способствует формированию и сохранению психического здоровья.

6. Дать определение социального здоровья, объяснить его место в пирамидальной системе организации человека.

7. Объяснить, что такое нравственность и каково ее значение для здоровья человека.

8. Сформулировать определение понятий «социальная адаптация», «социализация», «самооценка», охарактеризовать их связь со здоровьем человека

9. Дать определение понятия «стресс».

10. Объяснить, в чем заключаются физиологические механизмы стресса.

11. Перечислить факторы, которые могут вызывать стрессовые состояния.

12. Охарактеризовать стадии общего адаптационного синдрома.

13. Объяснить, что такое эустресс и дистресс.

14. Изложить сведения о патологических реакциях организма, возникающих при стрессе.

15. Назвать ученого, с именем которого связана теория стресса.

studfiles.net

7 факторов стресса и как с ними бороться

Если вы ничего не успеваете, недовольны собой, а ваша жизнь больше похожа на гонку, пора остановиться и понять, что пошло не так и как это исправить.

Основатель агентства интернет-маркетинга Roman.ua.

Сто лет назад люди читали всего 50 книг за всю жизнь. Сейчас мы сталкиваемся с информационной передозировкой. Если в 2007 году мы потребляли 100 500 слов в день, то сегодня эта цифра выросла до 178 570 слов в день.

Индустриализация и автоматизация должны были уменьшить нагрузку и высвободить время. Но вышло наоборот: мы становимся заложниками технологий, забот, уведомлений и социальных сетей. Мы думаем во время работы об отдыхе, во время отдыха — о работе.

Мы часто недовольны собой. Кажется, что жизнь проходит мимо, в то время как условная Маша из соцсетей живёт счастливо и насыщенно.

Растёт стресс. Мы набираем лишний вес или компенсируем переживания другими вредными привычками.

Рассмотрим семь факторов стресса современного человека и способы борьбы с ними.

Фактор 1. Уведомления и отвлекающие звонки

Когда ты продуктивно работаешь, то находишься в определённом потоке информации. Если погружение глубокое, то возникает ощущение потока. Михай Чиксентмихайи, автор книги «Поток. Психология оптимального переживания», определяет поток как состояние полной поглощённости деятельностью, когда всё остальное отступает на задний план, а удовольствие от процесса настолько велико, что люди будут готовы платить только за то, чтобы заниматься этим.

Каждый отвлекающий звонок, уведомление или назойливый коллега выводят из этого состояния. Как только ты опять настроился на работу — сразу же происходит отвлечение. И ты просто не можешь вернуться в прежний поток, как раньше. Или тратишь время и силы на погружение. Говорят, что нужно 15 минут, чтобы снова сконцентрироваться. Растёт раздражительность и недовольство.

Решение: посадить уведомления на диету

Отключи все или почти все уведомления на телефоне. Можешь оставить только те, которые действительно важны. У меня это СМС из банка и звонки.

Включи беззвучный режим на телефоне. Можешь оставить вибрацию. Иногда можно предупредить близких и отключить даже вибрацию и положить телефон экраном вниз.

Ничего страшного, если ты ответишь на звонок через полчаса или зайдёшь в социальные сети, чтобы посмотреть, кто лайкнул твою фотографию, в перерыве без уведомлений.

Фактор 2. Переключение между задачами

Каждый день у тебя есть определённое количество мыслетоплива — ресурса, позволяющего принимать решения и думать. Запасы мыслетоплива ограниченны. Есть разница между тем, когда на свежую голову выполняешь задание за 15 минут, и тем, когда в уставшем состоянии пытаешься понять, что же надо делать.

Когда мыслетопливо заканчивается, начинается период «тупления», затрудняется работа с элементарными вещами. Или ты можешь делать рутинные задачи, но уже не хватает сил на принятие решений и творческую работу.

Куда девается мыслетопливо? Один из воров — неправильное переключение между задачами. Когда ты ещё не закончил предыдущую задачу и начал делать новую. И как только ты начал делать новую, появляется ещё одна и ещё одна. И как тут не запаниковать и не сокрушаться о нехватке времени? В итоге продуктивность падает и ты не можешь полностью выполнить свой план.

Решение: техника Pomodoro

Методика так называется, потому что её автор использовал кухонный таймер в виде помидора.

Как работает Pomodoro? Заранее составляешь себе письменный список задач, которые необходимо выполнить. Ты делаешь это для того, чтобы не держать всё в голове и знать порядок.

Со списком задач заводишь себе таймер на 25 минут концентрированной работы (не отвлекаясь на социальные сети, людей, звонки). Можешь прямо всем так и сказать: «Позже, у меня „помидор“».

После каждого «помидора» — 5 минут отдыха. Даже если хочется поработать ещё минутку — остановись и смени обстановку (разомнись, сделай чай). Спустя четыре таких «помидора» отдыхаешь полчаса.

Когда я начал использовать эту технику, то обнаружил, что за 5–6 «помидоров» (3,5 часа) можно сделать всё то, что растягивалось на целый день. Таким образом появляется структура времени: есть период отдыха, а есть время для концентрированной нагрузки. В результате успеваешь больше и не тратишь много времени, чтобы вернуться в задачу.

Фактор 3. Область забот больше области влияния

У Стивена Кови в книге «7 навыков высокоэффективных людей» есть такие понятия, как область забот и область влияния.

Область забот — это те вещи, которые мы не можем контролировать и на которые не можем влиять (курс валют, политическая ситуация, новости о войнах и катаклизмах).

Область влияния — это всё, на что мы можем повлиять (работа, саморазвитие, благоустройство квартиры).

Решение: расширить область влияния, уменьшить область забот

Зачем переживать о вещах, на которые не можешь влиять? Я не читаю новости, не интересуюсь политикой, не слежу за курсом валют. Важные новости мне расскажут окружающие.

Фокусируйся на круге влияния. Расширяй его, постепенно решая более сложные задачи. Сначала наводишь порядок дома, потом на лестничной площадке, затем переходишь к дому, району и так далее. В результате — меньше волнения, больше уверенности в своих силах.

Фактор 4. Страх не соответствовать или пропустить

Лента новостей в социальных сетях создаёт идеальную картину жизни других людей. И ты думаешь: «Все такие классные и успешные, а вот я…» Появляются мысли о том, что твоя жизнь неполноценна. Дело в том, что многие пытаются казаться, а не быть.

Решение: здоровый скептицизм

Лучший способ — общаться вживую и задавать вопросы, как оно на самом деле. Многие мои знакомые, которые транслируют в социальные сети идеальный отдых, только наедине могут рассказать о сложностях и проблемах.

Таким образом ты разрушаешь собственные иллюзии по поводу других людей, меньше сравниваешь себя с остальными и двигаешься в своём направлении.

Ты пытаешься везде успеть: на встречу с друзьями, на работу, домой. Торопишься жить — надо всё быстрее и быстрее. Как результат — внутреннее напряжение и груз нерешённых проблем. Ты не можешь выбраться из круговорота и полностью наслаждаться жизнью здесь и сейчас.

Десять дней молчания и полного отключения от внешнего мира. Так я два раза ездил на випассану. В первый раз было трудно, я со временем начинал вспоминать своё прошлое, которое до этого было спрятано глубоко внутри. Я отпустил подсознательные тревоги, которые периодически возникали в реальной жизни. Было время всё переосмыслить и успокоить свой разум.

Как происходила медитация? Целый день ты отдыхаешь и медитируешь в группе с учителем, который рассказывает, как это делать. Ты постоянно молчишь и получаешь минимум информации. Половина медитации — дыхательная анапана. Вторая — сама випассана. Ты понимаешь, что всё меняется в мире, происходят озарения.

В городе можно спокойно медитировать и в обычных жизненных ситуациях, например в транспорте или дома. Отпускаешь свои мысли и расслабляешься. С помощью медитации улучшается качество сна, приходит переосмысление прошлого, незакрытых проблем и переживаний.

Фактор 6. Мало времени наедине с собой

Ты постоянно окружён людьми: на работе, дома, в общественном транспорте. Вспомни, когда в последний раз ты оставался наедине со своими мыслями? Важно отключаться от внешнего мира и выделять время на познание себя. На общение с людьми ты тратишь энергию, а время наедине с собой — это способ перезарядиться. Когда ты слушаешь себя, то лучше понимаешь свои возможности и желания.

Решение: циклические виды спорта, боевые искусства

Во время бега я могу что-то переосмыслить и побыть один. Я оставляю проблемы и просто бегу.

Рекомендую выбрать такой вид активности, где ты занимаешься индивидуально или по минимуму отвлекаешься на других людей. Это могут быть циклические виды спорта: бег, плавание, велоспорт. Неплохо помогают боевые искусства. Входя в зал, ты оставляешь все переживания за дверью и практикуешь удары, кувырки.

Фактор 7. Заброшенные нерешённые проблемы

Самые типичные — проблемы со здоровьем. Например, болит спина и мучаешься неделями. А мог бы сразу решить проблему: пойти на массаж или поменять матрас.

Так же и с душевными проблемами. В нашем менталитете не принято ходить к психоаналитикам и признаваться в этом. Мы придумываем много отговорок: дорого, это не поможет, само пройдёт. Многие обращаются к друзьям и родным за советом. Но, по моему опыту, это не даёт долгосрочного и качественного эффекта.

Решение: вовремя диагностировать и устранять

Когда у меня проблемы, я обращаюсь к специалисту. Хороший врач подскажет, как улучшить физическое здоровье. А хороший психоаналитик поможет осознать проблему, поменять отношение и наконец разобраться с ней.

Лучше потратить время на решение проблемы сейчас, чем потом постоянно находиться в стрессе.

lifehacker.ru

В стрессовой ситуации нам некогда размышлять о ее причине, хотя очень важно точно указать фактор, который спровоцировал стресс. Обычно источником стресса бывают:

особенности характера – эта непреодолимая сила, которая побуждает нас реагировать на внешнее воздействие определенным образом, иногда излишне эмоционально;

напряжение на работе – необходимость выполнить работу в сжатые сроки и в условиях, которые препятствуют нормальной производительности труда;

жизненные невзгоды, тяжелая утрата, развод, долги или изменение обстоятельств, которые выявляют предел наших возможностей и заставляют нас пересмотреть свое отношение к жизни.

Черты нашего характера задают стиль поведения на работе, влияют на все, что бы мы ни делали. Способ организации работы, время ее выполнения, отношения с коллегами – все это зависит от характера человека.

В спокойной обстановке положительные черты оказываются эффективными. В состоянии стресса они могут приобретать отрицательную полярность, доводя нас до крайностей.

Вот некоторые особенности характера, которые определяют стиль поведения.

Настойчивость. Эта черта позволяет выполнять большое количество работы за короткий срок. В спокойной обстановке благодаря настойчивости, максимально сконцентрировавшись на поставленной задаче, человек быстро и хорошо справляется с работой, хоть и рискует исчерпать свой энергетический потенциал. В стрессовом состоянии настойчивый человек выполняет меньший объем работы с большим количеством ошибок.

Перфекционизм заставляет нас соответствовать высоким стандартам и стремиться к совершенству. Но в состоянии стресса человека не удовлетворяет качество работы его коллег, поэтому в стремлении справиться со всеми делами самостоятельно он неизбежно оказывается завален работой. К тому же он не принимает во внимание тот факт, что на выполнение работы уходит слишком много времени и сил.

Любезность – прекрасное качество, если оно не превращается в угодливость и излишнюю предусмотрительность. Желание всем угодить, неправильно истолкованное другими людьми, обычно приносит только огорчение.

Усердие. Вы с энтузиазмом беретесь за любое дело и готовы взвалить на себя все. Не стоит прилагать чрезмерные усилия, выполняя работу, которая вам и так по плечу. Находясь в состоянии стресса, вы возьмете на себя слишком много и не сможете довести дело до конца.

Решительность – свойство, характеризующее сильного и заинтересованного в работе человека. Решительные люди не теряются в самой сложной, критической ситуации, но в состоянии стресса предпочитают бороться в одиночку, хотя в этот момент им как никогда нужна помощь.

Разумеется, поведение человека может определять не один, а целый комплекс черт. Нужно признать, что положительные качества тоже могут препятствовать выходу из стрессовой ситуации. Трудно изменить свой характер, но можно корректировать поведение, подобно тому как приглушают слишком громкий звук радио.

Напряжение на работе

Продолжительное напряжение на работе, причина которого не ясна, усиливает стресс. Большинство людей считают, что небольшая встряска идет им на пользу. Они могут точно определить источник стресса, признают существование факторов, вызывающих стресс, и успешно регулируют их воздействие. Те м же, кто не способен определить источник стресса, трудно научиться управлять им. В профессиональной деятельности чаще всего проявляются следующие факторы стресса.

Попытка соответствовать недостижимым стандартам. Как только предъявляемые требования начинают превышать возможности и ресурсы человека – имеются в виду продолжительная работа без отдыха, слишком короткий срок для выполнения большого объема работы, неожиданные трудности – возникает чрезмерное напряжение.

Работа в постоянно меняющихся условиях. Неожиданное изменение задачи становится нормой. Перечень ваших профессиональных обязанностей изменяется до бесконечности, нет четкого представления о порядке и сроках выполнения работы, исчезает уверенность в положительном результате, возникают демотивация и тревога.

Переживание нестабильности работы вызывает неуверенность в себе и страх за свое будущее. Это приводит к сильной тревоге, которая снижает производительность труда. Настроение портится, возникает депрессия.

Работа с неприятными людьми. Натянутые отношения с коллегами вызывают чувство отверженности и разочарования. Результатом станут снижение производительности труда и эмоциональная подавленность.

Слишком большая ответственность заставляет вас постоянно волноваться, вы начинаете сомневаться в своих способностях, и принимать решения становится все сложнее.

Чрезмерная нагрузка приводит к рассеянности и дезорганизованности. Стремясь в срок выполнить огромный объем работы, вы стараетесь установить четкую очередность выполнения задач. Но когда физические силы на исходе, эта попытка дает противоположный эффект.

В большинстве ситуаций мы реагируем на растущее напряжение не так, как хотелось бы. Потеря самоконтроля ускоряет развитие стресса: отход от идеалов, растущее недовольство, чувство поражения и, как неизбежность, еще больший стресс.

Если, испытав необычайное давление, вы найдете время проанализировать рабочую обстановку, это позволит вам точно определить причину стресса и принесет облегчение. По крайней мере, найдя причину, вы не будете усугублять стресс мыслями о собственной вине.

В течение жизни мы переживаем множество взлетов и падений, постоянно сталкиваемся с переменами и трудностями (все это часть нашей жизни), привыкая переносить запредельное напряжение, как моряк привыкает ходить по раскачивающейся палубе. Чтобы научиться сопротивляться стрессу, нужно определить, какие именно события его провоцируют.

Подумайте над тем, что вызывает у вас сильный стресс.

Значительные события. Смерть близких родственников, развод или разлука супругов, оскорбление или болезнь – все это, безусловно, приводит к стрессу. Кардинальные жизненные перемены, например свадьба или переезд в новый дом, хоть и не приносят горя и боли, и даже приятны, все же оказывают стрессовое воздействие.

Ежедневные огорчения. В отличие от значительных событий, от которых со временем можно оправиться, текущим неприятностям, таким как поездка в общественном транспорте или невозможность сосредоточиться на важной мысли, трудно противостоять. Каждый день мелкие неприятности выстраиваются в очередь, чтобы взвинтить или расстроить нас, – и этого невозможно избежать. Маленькие огорчения, постоянно расходуя наши внутренние ресурсы, причиняют куда больше вреда, чем мы думаем.

Старение. Приспособиться к возрастным физическим и психическим изменениям намного сложнее, чем кажется. Эти изменения становятся источником стресса, особенно в середине жизни, когда снижается количество вырабатываемых гормонов. (У мужчин возрастные физиологические изменения происходят постепенно, начиная приблизительно с 35 лет, у женщин процесс старения протекает быстрее, в течение 5 – 10 лет, но позже – после сорока лет.) Старение отрицательно влияет на физическое состояние и поведение: ухудшается кратковременная память, понижается жизненный тонус.

Все эти события составляют яркие и полные впечатлений страницы нашей жизни, стало быть, мы должны уметь справляться с их воздействием. Ведь фактически к любым изменениям приходится приспосабливаться, что само по себе является стрессом.

Утрата способности к самоконтролю – результат накапливания факторов стресса, их совокупный эффект. Если бы стрессовые ситуации возникали поочередно, возможно, мы с легкостью справлялись бы с ними. Одновременное действие множества факторов вызывает сильнейшее напряжение, от которого непросто избавиться.

Вначале может показаться, что вы неплохо владеете собой, несмотря на нервную атмосферу на работе и мелкие проблемы. Однако высокое напряжение постепенно уменьшает запасы вашей энергии, и вы теряете способность быстро восстанавливать душевное равновесие. Спустя какое-то время вы начинаете понимать, что ваше самочувствие ухудшилось, и это может привести к физическому истощению.

У стресса множество источников – внешних, не зависящих от вас, и внутренних, которые могут быть частью вашей личности.

Поняв, какие черты вашего характера усиливают напряжение, вы сможете найти правильную линию поведения и даже извлечь из этого пользу. Это совершенно необходимо, ведь эффект от воздействия множества раздражителей накапливается, словно лава в вулкане, неизбежно приводя к стрессу.

Как только вы определите, какие события и жизненные ситуации погружают вас в состояние стресса, вы сможете скорректировать их, чтобы уменьшить возможный ущерб.

Отвечая на следующие вопросы, подумайте о том, как черты вашего характера, жизненные невзгоды и ситуации на работе влияют на ваше поведение.

^ Какая черта характера обычно больше всего влияет на ваше поведение?

^ Можете ли вы определить, что ваше поведение выходит из-под контроля?

^ Знаете ли вы, какие ситуации на работе погружают вас в стрессовое состояние?

^ Осознаете ли вы, что радостные события также могут привести к стрессу?

^ Отдаете ли вы себе отчет в том, что мелкие неприятности вызывают более глубокий стресс, чем значительные события жизни?

^ Понимаете ли вы, что стрессовое состояние – результат накапливания факторов, а не единичного воздействия одного источника стресса?

Все получится, если…

? проанализировать вашу жизнь, чтобы найти причины стресса;

? понять, какие черты характера влияют на ваше поведение;

? научиться определять момент, когда ваше поведение выходит из-под контроля;

? выяснить, какие ситуации на работе вызывают у вас стресс;

? осознать, что ежедневные огорчения истощают ваши внутренние ресурсы;

? согласиться с тем, что значительное радостное событие вашей жизни такой же стресс для организма, как и горе;

? прийти к выводу, что состояние неконтролируемого стресса – результат совокупного воздействия факторов, каждый из которых по отдельности не представляет угрозы.

www.k2x2.info

Группа крови и стресс

Иммунитет исключительно высокий; в крови содержится большое количество антител к А- и В-антигенам, что позволяет эффективно «вычислять» бактерии, вирусы и опухолевые клетки. Уровни антител IgA и IgE (иммуноглобулинов А и Е) также высоки.

Высокий уровень производства соляной кислоты в желудке, быстрая выработка пепсиногена после еды. Высокий уровень фермента щелочной фосфатазы в кишечнике.

Пищеварительная система приспособлена к перевариванию высокобелковой пищи, в том числе мяса. Непереносимость молочных продуктов и изделий из очищенной пшеничной муки. От поедания пшеницы с молоком носители группы крови 0(I) приобретают лишний вес, диабет и патологию сердечно-сосудистой системы.

Люди с группами крови 0(I) и А(II) нуждаются в дополнительных источниках кальция. У группы 0 в кишечнике плохо усваиваются молочные продукты, а у группы А из-за повышенного уровня кортизола ускоряется вывод кальция.

Повышенная выработка надпочечниками катехоламинов (стрессовых гормонов) — адреналина и норадреналина. Избыток адреналина в крови, связан-ный с недостатком фермента МАО (моноаминооксидант), который должен расщеплять излишек адреналина.

При современном сидячем образе жизни это может приводить к депрессии и различным комплексам, так как избыточный адреналин требует разрядки, а разрядиться нечем.

Группа 0(I) — это люди динамические, ответственные, не теряющиеся в экстремальных ситуациях. Они эмоциональны, не сдерживают своих чувств, способны отлично организовать работу. Упорно стремятся к достижению своих целей, требуют от подчиненных мгновенного выполнения своих распоряжений. Большинство людей с этой группой крови имеют сангвинический темперамент.

Мужчины сексуальны и искусны в любви. Женщины тоже сексуальны и очень ревнивы.

У людей с группой крови 0(I) самая высокая устойчивость к стрессу. Он хорошо справляются с краткосрочными стрессовыми ситуациями, во время которых они могут в полной мере использовать свой потенциал быстрой мобилизации всех сил для «борьбы и бегства».

Качества, которые снижают их стрессоустойчивость — это высокомерие, само-влюбленность, неспособность спокойно воспринимать критику.

При длительном стрессе эффективность их действий вскоре снижается, они реагируют взрывами злости, а в их организме происходят негативные метабо-лические процессы. Эти процессы могут проявиться в заболеваниях воспали-тельного характера, в виде аллергий, язвенной болезни, излишнего веса, диабета или гипофункции щитовидной железы.

Стресс редко вызывает у них неврозы и другие нарушения нервной системы, но часто приводит к гастритам и другим заболеваниям ЖКТ, а также повышает восприимчивость ко всем инфекционным заболеваниям.

1. Если вы отмечаете у себя самовлюбленность и высокомерие, вам нужно постараться от них избавиться, иначе вы не сможете достигнуть ваших целей.

2. Старайтесь обуздывать гнев. Всем известный способ для этого — посчитать до десяти. Но, может быть, у вас есть лучший вариант? Используйте его, если он помогает.

3. Не принимайте важные решения, в том числе о денежных тратах, в состоянии стресса. Перестаньте суетиться и торопить события.

4. Бросьте курить. Избегайте кофеина и алкоголя, особенно в стрессовых ситуациях. Особенно это касается кофеина, так как он повышает уровни катехоламинов (адреналин и норадреналин), которые у 0-людей и так высоки.

5. В течение рабочего дня делайте «физкультминутки, особенно при сидячей работе. Они придадут вам энергию.

6. Занимайтесь физкультурой не менее 4-х раз в неделю по сорок пять-шестьдесят минут. Для людей с группой крови 0(I) в профилактике стресса очень полезны кардионагрузки (например, аэробика или бег).

Вредному влиянию чрезмерной реакции на стресс можно также противостоять путем приема соответствующих диетических добавок. Для группы крови 0(I) особенно рекомендуются витамины группы В (В1, В5, В6), липоевая кислота, а также родиола розовая — растение, корректирующее неспецифические реакции на стресс (адаптоген).

Эти БАД естественным образом способствуют снижению уровня адреналина, который у «нулевиков» изначально повышен.

Mega B-Complex — содержит полный комплекс витаминов группы В в повы-шенной дозировке (людям с группой крови 0(I) нужны высокие дозы витаминов группы В).

Липоевая кислота (Mega q-Protect, Liver Aid) защищает от окисления другие антиоксиданты — как водо-, так и жирорастворимые. Она как бы руководит антиоксидвнтной деятельностью, запускает каскадный процесс антиоксидвнтной защиты.

Rhodiolin — экстракт родиолы розовой («золотого корня») нормализует деятель-ность эндокринной системы. в целом.

VitalMan — адресный препарат для нормализации гормональной сферы у мужчин.

VitalWoman — то же самое для женщин.

Vital 0 — комплексная диетическая добавка для людей с группой крови 0(I).

В случаях депрессии врачи всем без разбора назначают антидепрессанты-ингибиторы МАО или препараты, содержащие зверобой. Но в крови «нулевиков» МАО и так мало, поэтому им принимать такие препараты нельзя, иначе может дойти до галлюцинаций.

Особенно ярко это действие проявляется в спиртовых настойках и экстрактах травы зверобоя.

Общий иммунитет значительно понижен. Низкий уровень иммуноглобулинов IgA и IgE в крови. Толерантность к опухолевым клеткам, так как их маркеры по строению напоминают А-антиген.

Низкая кислотность желудочного сока. Недостаток фермента щелочной фосфатазы в кишечнике.

Пищеварительная система плохо приспособлена к перевариванию мясной пищи. Основной источник белка для людей группы крови А(II) — не мясо, а бобовые продукты и свежая рыба. Из молочных продуктов — только ферментированные (кисломолочные).

При пониженной кислотности желудка хуже усваиваются минеральные элементы. Вам необходимо принимать дополнительно минеральные комплексы или мультивитамины.

Изначально повышенный базовый уровень кортизола, перепроизводство кортизола в стрессовых ситуациях. Вследствие этого падает иммунитет, сгущается кровь, увеличивается вывод кальция из организма, развивается дисбактериоз.

Гормональный баланс в целом значительно более хрупкий, поэтому для «ашников» важен режим дня. Эти люди должны быть «жаворонками» (рано ложиться и вставать в 6-8 часов утра). Если они ведут себя, как «совы» и засыпают после полуночи, то ночные гормоны (гормон роста и мелатонин ) не образуются. Для группы для крови А(II) это чревато опухолями на дефиците мелатонина, а на дефиците гомона роста — излишним весом.

Люди с группой крови А(II) — интроверты и педанты. В работе систематичны, производительны и эффективны. Иногда кажутся податливыми, но это видимость — они способны «показать рога». Незаменимые сотрудники, но не годятся на роль шефа — часто им не хватает собственной инициативы.

Мужчины застенчивы и романтичны, предпочитают женщин старше себя. Женщины — любящие и преданные, становятся превосходными женами.

Устойчивость к стрессу и реакция на стрессовые ситуации

«Ашники» особенно подвержены действию стресса. По сравнению с «нулевиками», у них более пассивное отношение к стрессу, с тенденцией к сдерживанию эмоций, что при сегодняшнем темпе жизни и возникающих проблемах представляет собой серьезную опасность для здоровья.

Они дорожат мнением окружающих, и это создает для них постоянно действующий стресс-фактор. Уязвимы, обиды принимают близко к сердцу, бывают упрямы и раздражительны, вспыльчивы (холерический темперамент).

Особенно чувствителен к стрессу гормональный баланс этих людей, в котором существенную роль играет сохраняющийся высокий уровень стрессового гормона (кортизола), который делает их более подверженными диабету, сердечным болезням и новообразованиям.

Склонны к депрессиям, легко поддаются паразитарным инвазиям. Повышенный риск аутоиммунных заболеваний (аллергии, ревматизм), желчно-каменной болезни.

Советы по борьбе со стрессом

1. Не стремитесь к руководящим должностям. Лучше постарайтесь приобре-сти единомышленников, которые бы разделяли ваши интересы.

2. Будьте решительны. Если вы затягиваете принятие решения — возникает дополнительный стрессовый фактор, который повышает уровень кортизола.

3. Переведите свои биологические часы. Вам следует ложиться не позднее 23.00 и спать не менее восьми часов. Вставать сразу после пробуждения, и не залеживаться в постели.

4. В течение рабочего дня делайте не менее двух перерывов по двадцать минут. На это время отвлекитесь от мыслей о работе, подумайте о чем-нибудь приятном, помедитируйте.

5. Минимум три раза в неделю занимайтесь успокаивающими физическими упражнениями, продолжительностью от двадцати до сорока пяти минут. Особенно полезны хатха-йога и тайчи.

6. Успокаивающее действие при стрессе оказывают глубокое дыхание, правильно подобранная музыка (например, вальсы Штрауса), а также ароматы ромашки и лимона.

В медицине повышенную секрецию кортикостероидов подавляют с помощью блокаторов, но эти препараты могут вызвать острую надпочечниковую недоста-точность. Есть более безопасные средства чисто натурального происхождения.

Можно понижать кортизол и с помощью БАД — витамина С, комплекса витаминов группы В, экстракта гинкго билоба, гуараны.

C 1000 Plus, C 300 Plus — натуральные комплексы витамина С с биофлаво-ноидами. Витамин С «ашникам» и так нужен, так как у них пониженная кислотность желудочного сока.

Stress Management B-Complex — комплекс антистрессовых витаминов группы В; их дозировка поменьше, чем в полном комплексе (Mega B-Complex).

Ginkgo XC — экстракт гинкго билоба.

Melatonin 3,0 — мелатонин, способствует «переводу» биологических часов.

VitalMan — «золотая формула» для мужчин, содержит экстракт гуараны.

Vital A — комплексная диетическая добавка для людей с группой крови A(II).

Людям группы крови А(II) полезно также с целью повышения сопротивляе-мости и адаптационной способности организма принимать иммуностимуляторы и адаптогены. Комплексом таких свойств обладает, например, корейский женьшень (Panax Ginseng).

В качестве иммуностимуляторов можно также принимать цинк (Mega Zinc 50 mg), коэнзим Q10 (Super Co Q10 Plus).

Комплексы, содержащие гуарану, а также тоники, такие как женьшень или родиолин, следует принимать в 8 часов утра. Успокаивающие средства (Stress Management B-Complex, мелатонин) — вечером за час-полтора перед сном (как указано на этикетке).

www.fit-leader.com

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Navigation