Стресс и его механизмы

Стресс в последнее время стал неотъемлемой частью жизни каждого человека на земле. Стресс даже можно назвать естественным явлением современного общества. Мы часто не обращаем на него внимания, забывая о том, какие последствия могут нас ожидать от длительного его воздействия на нас: инфаркт миокарда, болезни желудка, бронхиальная астма, различные психические расстройства. Стресс может оказаться причиной несчастных случаев и суицида.

Первобытный человек, находясь в состоянии стресса, стоя перед опасным зверем, или атаковал или бежал. В нашем мире мы обычно не предпринимаем никаких физических действий, но наши механизмы работают также, как и много тысяч лет назад. Меняются лишь ситуации: конфликты с начальством, домашние неурядицы, «давление» свыше и пр. Но если нашим предкам эти механизмы помогали выжить, то для нас они превратились в механизмы самоуничтожения. Внешне стресс никак не проявляется и его причины оказываются в основном внутренними: мы бежим на работу, а не убегаем от дикого зверя, мы боимся одиночества и постоянно боремся со своими страхами, а не с реальными врагами.

Причинами стрессов становятся каждодневные ситуации из нашей жизни: резкий звонок будильника, постоянная спешка, завал на работе, неприятности в семье, проблемы в общении, очереди, домашние дела и т.д. Внутреннее состояние моментально начинает отражаться на внешности: лицо выглядит озабоченным, губы сжаты, мышцы напряжены, голова зажата в плечах. Глядя на такого человека, взвинченного и нервного, без труда можно определить, что он находиться в состоянии стресса. Механизмы реакции на стресс очень сложные. Но их необходимо понять, чтобы суметь противостоять стрессу и знать что необходимо делать, чтобы смягчить его воздействие на человека.

Как человек реагирует на стресс?

От природы мы наделены механизмами стресса, которые помогают нам выживать. Они приводятся в действие во время развития во внешнем мире конфликтной ситуации, которая требует от нас быстрой реакции. Мы не можем контролировать этот процесс, все происходит бессознательно, без нашего на то согласия. Обычно мы даже не подозреваем о действиях этих механизмов.

  • Неблагоприятные факторы, вызывающие у человека стресс, принуждают его приспособиться к новой ситуации. Здесь возможны два пути: или человек адаптируется и обретает равновесие в сложившейся ситуации, либо не адаптируется. Следствием плохой адаптации становятся различные отклонения психического и физического плана. В случае, если стрессы представляют собой частое явление в жизни индивида, то, со временем, они могут истощить адаптационную систему организма, другими словами, ослабить защиту организма, что в свою очередь может привести к различным психосоматическим заболеваниям.
  • У человека может проявляться пассивность в случае недостаточного адаптационного резерва и неспособности противостоять стрессам. Человек ощущает себя беспомощным, чувствует депрессию и безнадежность. Такая реакция может быть кратковременной.
  • Активная борьба со стрессом. Человек может самостоятельно находить пути разрешения стресса, достижения душевного равновесия и способствовать улучшению собственного здоровья, предпринимая конкретные меры. Например, смена сферы деятельности, поиски полезных и приятных занятий и времяпрепровождения.
  • Человек может также самостоятельно повышать уровень природной адаптации своего организма путем психической и физической релаксации.

Что происходит в организме во время стресса?

Стрессовые ситуации обычно сопровождаются состоянием тревоги и смятения. Эти состояния являются подготовкой человека к двум вариантам действий: атаке или защите. Независимо от того, какая будет реакция организма на стресс, данная подготовка происходит в любом случае, даже если не предвидится никакого физического действия. Стрессовый импульс приводит тело в состояние наивысшей готовности, что может быть небезопасно для человека. Сердце бьется чаще, давление повышается, мышцы напрягаются – тело готово к обороне. Неважно, связана ли стрессовая ситуация с угрозой для жизни или это просто словесное оскорбление, в организме появляется тревога и готовность противостоять.

Итак, мы почувствовали тревогу. Далее реакция поступает в мозг, а точнее в гипоталамус, а оттуда прямиком в надпочечники через нервные окончания симпатической нервной системы. Надпочечники в свою очередь, получив сигнал, выбрасывают в кровь два вида гормонов: адреналин и норадреналин. Сосуды разносят их по всему телу. Кровь перемещается в мышцы, т.е. туда, где она больше всего необходима в момент ответной реакции на тревогу (борьбу или бегство). Вместе с этим происходит нарастание психического напряжения, внимание обостряется, тело готовится действовать. Весь этот процесс происходит очень быстро.

Доказано, что норадреналин выделяется при физическом стрессе, а адреналин при психологическом. Оба гормона учащают пульс, дыхание, способствуют повышению кровяного давления, а также увеличению содержания в крови некоторых веществ, что становится причиной сердечно-сосудистых заболеваний.

Независимо от того, каким было внешнее воздействие (это могла быть, как приятная, так и неприятная ситуация) стрессовая реакция будет одинаковая. Другими словами, все процессы в организме будут проходить по одной и той же схеме и неважно что стало причиной стресса. К примеру, мать, получившая сообщение о смерти сына в бою, испытает такой же стресс, как и в случае, если через несколько лет ей сообщат о том, что ее сын жив. Эмоции, которые испытала мать абсолютно противоположны, но реакция организма будет одинаковой. Лекарства, сильный восторг, рождение ребенка, холод – сложно поверить, но все это запускает в нас одинаковые механизмы.

Как уже говорилось в других статьях, определенное количество стресса нам необходимо. Потребность человека в стрессе весьма индивидуальна. Немного есть среди нас людей, желающих полного покоя и абсолютно пассивной жизни. С другой стороны нечасто встречаются люди, готовые полностью посвятить себя совершенствованию в какой-либо из сфер детельности, как известные гении человечества. Большинство из нас находятся где-то посередине между этих двух крайностей.

my-power.info

49. Стресс, его механизмы и значение. Дистресс.

Стресс – это особое состояние организма человека, возникающее при воздействии на него разнообразных повреждающих факторов. Стресс, согласно т.зр.Ганса Селье – это общий адаптационный синдром, он свойственен всему живому и является необходимым условием жизни.

Стресс сопровождается физиологическим и психоэмоциональным напряжением, во время которого происходит активизация различных систем приспособления человека к изменившимся окружающим условиям, для преодоления стрессовой ситуации.

Основными видами реакции человека на стресс являются:

Эмоциональные реакции. Например, раздражение, злость, гнев в ситуации фрустрации; опасение, страх, ужас в некоторых ситуациях изменения; печаль, грусть в некоторых ситуациях давления.

Физиологические реакции. Общая картина физиологического возбуждения, независимая от стресса, была названа Гансом Селье общим адаптационным синдромом. Это универсальная реакция организма на стрессовое воздействие, состоящая из 3х фаз: тревоги, сопротивления и истощения:

А)Фаза тревоги характеризуется активацией работы эндокринной системы, что приводит к гормональным изменениям в организме. Это направлено на его приспособление к стрессовым условиям.

Б)Фаза сопротивления характеризуется поддержанием уровня гормонов и других веществ в крови субъекта во время стрессовой ситуации.

В)Фаза истощения: если стрессовые условия действуют длительное время или же часто повторяются, то происходит условно «израсходование» гормональных, физиологических ресурсов организма. После этой фазы начинают развиваться типичные для стресса заболевания.

3) Поведенческие реакции. Они направлены на то, чтобы уменьшить, облегчить требования, выдвигаемые стрессовой ситуацией. Эти способы поведения называют копинг-стратегии.

Последствия стресса можно в целом разделить на:

Стресс ухудшает качество и эффективность исполнительных действий.

Нарушает нормальную работу познавательной сферы

Хронические стрессы могут приводить к состоянию «выгорания», которое выражается в усталости, упадке сил, возникновении чувства загнанности, беспомощности, появлению негативного отношения к себе и к своей работе.

Также стресс может быть источником многих психологических проблем, например, раздражительности, и даже психических расстройств, например, способствовать возникновению наркомании.

Стресс также может приводить к соматическим заболеваниям, таким как язва желудка, заболевания сердечнососудистой системы, он также может участвовать в причинах простудных заболеваний, рака, диабета и т.д.

У человека есть базовая потребность в определенной степени возбуждения организма и напряжении сил. Стресс в умеренных количествах может способствовать её удовлетворению.

Стресс может способствовать личному развитию человека: пытаясь преодолеть трудности, человек приобретает жизненный опыт.

Стрессы закаляют человека, делают его с каждым разом все более стрессоустойчивым.

Следует различать стресс и дистресс.

Дистресс — это состояние как физического, так и психоэмоционального перенапряжения, снижения жизненной активности, ухудшения состояния здоровья, и, вследствие чего, дезорганизации работы человеческого организма.

studfiles.net

3.12. Стресс, его механизмы, способы профилактики

Учение о стрессе. Это один из ведущих разделов современ­ной физиологии и медицины. По определению Г Селье (автора теории стресса) стресс — это неспецифическая реакция орга­низма на любое требование извне. Свое представление о стрессе он сформулировал в 1936 г., опубликовав статью в журнале «Природа», и ввел одновременно новые понятия — синдром биологического стресса, общий адаптационный синд­ром, или синдром, вызываемый разными повреждающими агентами. По мнению Г Селье и его сторонников, стресс — это врожденный защитный механизм, который давал и дает воз­можность человеку выжить в неблагоприятных условиях сре­ды, воздействие которых несет угрозу гибели организма. По своей природе стрессовая реакция является психофизиологи­ческой.

Виды стресса. По длительности включения механизмов защиты выделяют острый (кратковременное включение) и хронический(длительное включение)стресс.

Различают физический и эмоциональный (психогенный) стресс. В первом случае имеет место защита от воздействия физических факторов (высокой или низкой температуры, травмы, шума), во втором — от психогенных факторов, вызы­вающих отрицательные эмоции.

Г Селье в 1974 г. ввел также понятия эустресса и ди­стресса. Эустресс — хороший, благоприятный стресс, проте­кающий без потерь для организма. Дистресс — это чрезмер­ный стресс, защита достигается с ущербом для организма и ос­лаблением его возможностей (например, угнетение иммунной системы, язвообразование на слизистых оболочках желудка).

Стрессоры — это факторы внешней или внутренней среды, которые вызывают реакцию стресса и являются опасными для здоровья и целостности организма. К ним относят: 1) вредные факторы окружающей среды (высокий уровень радиации, за- Га зованность, высокие или низкие температуры и др.); 2) рабо­та в условиях дефицита времени при необходимости ускорен­ной обработки информации; 3) работа в условиях риска для собственной жизни или жизни других людей; 4) отсутствие це­ли в жизни; 5) остракизм, групповое давление (нарушение микроклимата в коллективе)и др.

Механизмы стресса. В реализации защитных реакций организма, направленных на противодействие повреждающе­му агенту, участвуют различные механизмы, которые объеди­нены под названием стресс или общий адаптационный синдром. В последние годы эти механизмы получили еще одно, новое название — стрессреализующих систем. Механизмы, которые препятствуют развитию стресс-реакций или снижают их отрицательные эффекты, называются стресслимитирую- щими системами.

В ответной реакции организма на действие стрессора выде­ляют три стадии — тревоги (боевой тревоги, аларм-реакции), сопротивления (резистентности) и истощения. Стадия тревоги связана с активизацией неспецифических механизмов защиты, стадия сопротивления — с активизацией специфических меха­низмов, повышением энергетического уровня и общей устой­чивости организма к конкретному стрессору, а также другим видам стрессоров (перекрестная устойчивость). Третья стадия — истощения характеризуется исчерпанием резервов специ­фических и неспецифических механизмов защиты и развитием заболевания или гибелью организма, если стрессор продолжа­ет действовать.

Стрессреализующие системы. Это нервные центры, ана­лизирующие биологическую значимость действующих раздражи­телей и формирующие эмоциональную реакцию; симпатический отдел АНС; аденогипофиз, мозговой слой и корковое вещество надпочечников. Согласно классическим представлениям о разви­тии стресса, общность в действии различных по природе стрессо­ров связана с первой стадией — стадией тревоги.

Последовательность вовлечения физиологических механизмов (зве­ньев) реагирования организма на действие стрессоров такова:

1) обработка информации о стрессоре в ЦНС, оценка ее значимости для жизнедеятельности организма и формирование эмоционального воз­буждения (1-е звено). Исходя из этого, стрессор можно определить как фактор, интерпретация которого в мозге вызывает эмоциональную реакцию;

сильное эмоциональное возбуждение, активирующее сначала выс­шие (в гипоталамусе и других структурах головного мозга), а затем и низ­шие (в стволе мозга и в спинном мозге) вегетативные центры (2-е звено). Активация симпатического отдела АНС повышает энергетические и функ­циональные возможности нервной и кардиореспираторной систем, ске­летных мышц. Одновременное повышение активности парасимпатиче­ского отдела АНС обеспечивает высокие возможности восстановитель­ных процессов, направленных на сохранение в организме гомеостаза;

если стрессор продолжает действовать, то подключается 3-е звено, получившее название реакции «битвы—бегства». Его центральный орган — мозговое вещество надпочечников, а механизм — выброс адреналина и НА в кровь для усиления эффектов симпатической регуляции вегетатив­ных функций: увеличения силы и частоты сердечных сокращений, улуч­шения кровоснабжения работающих органов, гипергликемии, активации липолиза и др., 2-е и 3-е звенья (механизм) развития стресса часто объ­единяют и называют симпатоадреналовой реакцией (САР);

если стрессор продолжает повреждающее воздействие, не ком­пенсируемое активацией САР, то подключается 4-е звено (механизм) защиты. Им является адренокортикальный механизм, или гипоталамо- гипофизарно-надпочечниковая ось (стрессор кора больших полуша­рий —> лимбическая система —> мелкоклеточные нейроны гипоталамуса и секреция ими кортиколиберина —> кортикотрофы аденогипофиза и выделение АКТГ —> пучковая зона коры надпочечников и выброс корти­зола —> защита от стрессора и способствование развитию адаптации). Дополнительно к этому механизму могут подключаться выделение гор­мона роста из аденогипофиза, а также Т4 и Т3 из фолликулярных клеток щитовидной железы.

Цель этих изменений заключается главным образом в за­щите организма от гиповолемии и гипотонии, а также создании гипергликемии для обеспечения организма (и прежде всего мозга) запасами готовой к использованию глюкозы. Однако срабатывание этих мощных защитных механизмов вызывает появление и ряда отрицательных, нежелательных эффектов, которые называются «ценой адаптации» и проявляются в сле­дующем: гипертрофии и кровоизлияниях в надпочечниках; об­разовании язв в слизистых оболочках желудочно-кишечного тракта; инволюции тимуса, лимфо- и эозинопении и угнетении иммунитета.

Стресслимитирующие системы, В процессе эволю­ции в организме появились механизмы (стресслимитирующие системы), которые препятствуют развитию побочных(отрица­тельных) эффектов действия участников стресс-реакции или уменьшают интенсивность их воздействия на клетки-мишени. К стресслимитирующим системам (механизмам) относят ГАМК-ергическую систему головного мозга, парасимпатиче­ский отдел АНС, вагоинсулярную систему, систему эндоген­ных опиатов, простагландиновую систему и др.

ГАМК-ергическая система гамма-аминомасляная кислота (ГАМК) продуцируется многими тормозными нейронами ЦНС и облада­ет способностью тормозить деятельность многих структур мозга, в том числе ответственных за эмоциональное возбуждение. Следовательно, ГАМК-ергические нейроны могут предупреждать или модулировать раз­витие стресс-реакции уже на этапе ее зарождения.

Как уже отмечалось, активация парасимпатического отдела АНС одновременно с симпатическим отделом обеспечивает высокие возмож­ности восстановления нарушенного при стрессе гомеостаза.

Подключение к активации парасимпатического отдела выделения инсулина (вагоинсулярная система) из поджелудочной железы способ­ствует более быстрому восстановлению гомеостаза, концентрации глю­козы и липидов крови, стимуляции синтеза гликогена и белка в скелет­ных мышцах.

Одновременно с выделением АКТГ из кортикотрофов выбрасыва­ются эндорфины и энкефалины (эндогенные опиаты), которые снижают болевую чувствительность, повышают работоспособность и уменьшают интенсивность эмоциональных реакций, запускающих стресс.

Простагландиновая система представлена преимущественно про- стагландинами группы Е, которые снижают чувствительность тканей к действию катехоламинов и кортизола, препятствуют образованию язв в слизистых оболочках, стимулируют иммунные реакции. Таким образом, они снижают выраженность стресс-реакции.

Диагностика и профилактика стрессовых состояний. Су­ществуют различные методы, позволяющие объективно оце­нить степень развития стресса. Прежде всего это методы определения содержания стрессорных гормонов (адреналина, НА, кортизола) в крови и продуктов их метаболизма в моче. Чем выше их содержание в крови и в моче, тем больше выра­жена степень стрессорных реакций. Широкое применение по­лучают электрофизиологические методы оценки интенсивнос­ти стрессовых состояний, например электромиография мышц лба, анализ сердечного ритма по электрокардиограмме и др. Однако для наиболее ранней диагностики стресса широко ис­пользуются различные психологические тесты: НПА(нервно- психической адаптации); MMPI (Миннесотский многофактор­ный личностный тест); САН (самочувствие, активность, на­строение); тест Тейлора и др.

Для профилактики стрессовых состояний рекомендуются следующие мероприятия: 1) разъяснение человеку природы стресса и ознакомление его с различными способами релакса­ции; 2) адаптация к стрессорам с помощью закаливающих про­цедур и формирования стадии резистентности с явлениями пе­рекрестной адаптации; 3) физические нагрузки в аэробном ре­жиме в виде бега или ходьбы 3—4 раза в неделю по 30—40 мин или в виде физической зарядки и восточной гимнастики еже­дневно; 4) здоровое питание; 5) фармакологические методы в виде приема адаптогенов.

Контрольные вопросы и задания

Какими образованиями представлена эндокринная система?

Назовите два основных отличия эндокринных желез от эк- зокринных.

Дайте определение понятия «гормон».

На какие четыре группы подразделяют гормоны по структуре?

Расскажите о функциональной классификации гормонов.

Назовите общие свойства гормонов и варианты их действия.

7 Дайте краткую характеристику взаимодействия гормонов с рецепторами.

Приведите классификацию рецепторов к гормонам в зависи­мости от их локализации в клетках. Укажите, какие гормоны действуют на эти виды рецепторов.

В чем заключается физиологическая роль эндокринной сис­темы?

Дайте краткую характеристику основных методов оценки состояния функций эндокринной системы человека.

Объясните, почему гипоталамо-гипофизарная система по­лучила название «дирижер эндокринного оркестра».

Какие анатомические и функциональные связи имеются между гипофизом и гипоталамусом?

Дайте характеристику эффекторных гормонов гипоталаму­са и гипофиза (АДГ, окситоцина, МСГ, гормона роста, пролактина).

Дайте характеристику тропных гормонов гипофиза (ТТГ, АКТГ, ФСГ, ЛГ).

Дайте краткую общую характеристику щитовидной желе­зы (расположение, масса, строение, функции, кровоснабжение).

Дайте краткую характеристику йодсодержащих гормонов щитовидной железы.

17 Как проявляется повышенная и пониженная секреция йодсо­держащих тиреоидных гормонов ?

Дайте краткую характеристику кальцитонина.

Дайте краткую характеристику паращитовидных желез и их гормона ПТГ

Дайте краткую характеристику шишковидной железы и ее гормона мелатонина.

Дайте краткую характеристику надпочечников.

Дайте краткую характеристику альдостерона и кортизола коры надпочечников.

Дайте краткую характеристику катехоламинов мозгового вещества надпочечников.

Назовите половые железы и укажите их роль в организме. Перечислите первичные и вторичные половые признаки.

Дайте краткую характеристику мужских половых гормонов.

Дайте краткую характеристику женских половых гормонов.

27′. Дайте краткую характеристику поджелудочной железы.

Охарактеризуйте основные гормоны поджелудочной желе­зы — инсулин и глюкагон.

Дайте краткую характеристику эндокринной функции ти­муса и его взаимоотношений с другими эндокринными железами.

Дайте определение понятий «стресс», «стрессор». Укажите виды стрессов и приведите примеры стрессоров. Назовите стадии развития стресса.

Дайте краткую характеристику механизмов развития стресса (стрессреализующих систем), его предупреждения или ослабления (стресслимитирующих систем).

Назовите методы диагностики степени развития стресса, а также приведите примеры мероприятий, направленных на про­филактику стрессовых состояний.

studfiles.net

Стресс, его виды, стадии и механизмы. Влияние стресса на эффективность деятельности, когнитивные и интегративные процессы

Стресс — неспецифическая (общая) реакция организма на физическое или психологическое воздействие, нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы организма или организма в целом.

Стресс – особое функциональное состояние, которым организм реагирует на экстремальное воздействие. Впервые стресс описан Гансом Селье как общий адаптационный синдром. Термин стресс был предложен им позднее.

В медицине, физиологии, психологии выделяют положительную (эустресс) и отрицательную (дистресс) формы стресса.

Эустресс. Понятие имеет два значения — «стресс, вызванный положительными эмоциями» и «несильный стресс, мобилизующий организм».

Дистресс. Негативный тип стресса, с которым организм человека не в силах справиться. Он разрушает моральное здоровье человека и даже может привести к тяжелым психическим заболеваниям.

В результате стресса возникает депрессия. От стресса страдает иммунная система. В стрессовом состоянии люди чаще оказываются жертвами инфекции, поскольку продукция иммунных клеток заметно падает в период физического или психического стресса.

Экстремальные ситуации делят на кратковременные, когда актуализируются программы реагирования, которые в человеке всегда “наготове”, и на длительные, которые требуют адаптационной перестройки функциональных систем человека, иногда субъективно крайне неприятной, а подчас неблагоприятной для его здоровья.

Различают физиологические и психологические стрессоры. Физиологические стрессоры оказывают непосредственное действие на ткани организма. К ним относятся: болевые воздействия, холод, высокая температура, чрезмерная физическая нагрузка. Психологические стрессоры – это стимулы, которые сигнализируют о биологической или социальной значимости событий (сигналы тревоги, опасности, обиды и т.д.). В соответствии с двумя видами стрессоров различают физиологический и психологический стресс. Последний подразделяется на информационный и эмоциональный.

Информационный стресс возникает в результате информационных перегрузок, когда человек не справляется с задачей, не успевает принимать решения в заданном темпе. Если информационная нагрузка превосходит возможности человека при его высокой заинтересованности, говорят об информационной перегрузке.

Эмоциональный стресс вызывается сигнальными раздражителями. Он проявляется в ситуации угрозы, обиды, в условиях конфликтных ситуаций. Универсальными психологическими стрессорами являются словесные раздражители.

Особое значение для человека имеет психологический стресс, так как многие события приводят к возникновению стресса у человека не из-за их объективных особенностей., а потому что конкретный человек воспринимает событие как источник стресса. Отсюда вытекает важный принцип преодоления психологических стрессов: проще изменить представление человека о мире, чем сам мир.

Биологическая функция стресса – адаптация. Он предназначен для защиты организма от угрожающих, разрушающих воздействий самого разного толка: физических, психических. Поэтому появление стресса означает, что человек включается в определенный тип деятельности, направленный на противостояние опасным воздействиям, которым он подвергается. Этому типу деятельности соответствует особое функциональное состояние и комплекс различных физиологических и психологических реакций.

Г.Селье выделил три фазыстресса:

1. Стадия тревоги состоит в мобилизации адаптационных возможностей организма, при которой сопротивляемость стрессу падает ниже нормы. Она выражается в реакциях надпочечников, иммунной системы и желудочно-кишечного тракта. Если стрессор сильный, (тяжелые ожоги, крайне высокая или низкая температура), из-за ограниченности резервов может наступить смерть.

2. Стадия сопротивления возникает, если действие совместимо с возможностями адаптации. При этом признаки тревоги практически исчезают, а уровень сопротивляемости выше обычного. При большинстве болезней или травм к пораженному участку направляются антитела. При психологических стрессах симпатическая нервная система готовит организм к борьбе или бегству.

3. Стадия истощения. Каждый человек проходит через выше перечисленные стадии множество раз. Когда сопротивление оказывается успешным, организм возвращается к нормальному состоянию. Но если стрессор продолжает действовать, ресурсы организма могут истощиться. Тогда наступает стадия истощения, при которой возникают признаки реакции тревоги, но теперь они необратимы и индивид погибает. В случае психологического стресса истощение принимает форму нервного срыва.

Влияние стрессовых состояний на деятельность в целом и на отдельные ее процессы неоднозначно. Различия обусловлены существованием трех основных фаз развития стресса, по-разному влияют на деятельность.

Фаза мобилизации. Первые этапы развития стрессового состояния характеризуются тем, что общая эмоциональная напряженность еще не достигает своего максимума. Поэтому она оказывает преимущественно положительное (стеническое) воздействие и на психические процессы, и на общую организацию деятельности. Здесь эмоциональная активация повышает продуктивность выполнения основных управленческих функций. Внешние стрессоры выступают в роли своеобразных стимулов для интенсификации психических процессов и для полного вовлечения потенциала личности в деятельность. Данная фаза обозначается понятием продуктивного стресса или «эвстресса» (эвстресс – сложносокращенное слово от сочетания «эвристический стресс»). Возрастает объем восприятия и внимания, повышается гибкость и лабильность оперативной памяти. В состояния «повышенной готовности» переводится информация прошлого опыта; увеличивается оригинальность, продуктивность и креативность мышления (феномен гиперактивации мышления). Возрастает способность к формулировке альтернатив и их анализу, что повышает эффективность процессов принятия решения. Способы и методы организации деятельности становятся также более адекватными, разнообразными, эффективными. В целом эту фазу следует рассматривать как адекватную – мобилизующую реакцию психики и организма в целом на усложнение внешней ситуации.

Фаза расстройства. В силу объективно присущих психической и физиологической организации человека ограничений существует некий предел сопротивления интенсивности стрессовых воздействий. До тех пор пока он не достигнут, происходит мобилизация имеющихся возможностей. Однако затем психика «начинает давать сбои»; эмоции из положительного (мобилизующе-энергетического) фактора трансформируются в преимущественно отрицательный – деструктивный фактор. В первую очередь изменения возникают в когнитивной сфере. Сужается объем восприятия, снижается объем и качество оперативной памяти, затрудняется актуализация информации из долговременной памяти (феномен блокады прошлого опыта). Особо значительные изменения характерны для мышления. Возрастает его стереотипность, резко снижается продуктивность и способность к адекватной переработке информации. Поиск решения подменяется попытка вспомнить решения, встречавшиеся ранее (репродуктивизация мышления); снижается оригинальность мышления (феномен уплощения мышления).

Для деятельности в целом характерными становятся попытки ее организации не по типу создания адекватного ситуации способа, а по типу подыскания в прошлом опыте нормативного способа (явление заалгоритмизированности деятельности). В процессах принятия управленческих решений возникает феномен глобальных реакций. Он состоит в тенденции к выбору слишком общих и неточных вариантов действия; решения утрачивают конкретность и реализуемость; кроме того, они становятся либо импульсивными, либо чрезмерно затянутыми – инертными. Возникающие и нарастающие на этой фазе явления характеризуют, таким образом, непродуктивный стресс, обозначаемый понятием дистресса (дистресс – сложносокращенное слово от словосочетания «дисфункциональный стресс»).

Фаза деструкции характеризуется максимальной дистрессовостью – полным распадом организации деятельности и значительными нарушениями психических процессов, обеспечивающих ее. Может иметь место феномен блокады восприятия, памяти, мышления (явления типа «ничего не вижу», «потемнело в глазах», явление «белой пелены», а также провалов в памяти, «отключения мышления», «интеллектуального ступора» и др.). Основной закономерностью фазы деструкции в плане общей организации деятельности и поведения является то, что они приобретают одну из двух основных форм: деструкция по типу гипервозбуждения и деструкция по типу гиперторможения. В первом случае поведение становится полностью хаотичным, строится как беспорядочная последовательность неорганизованных действий, поступков, импульсивных реакций – человек «не находит себе места». Во втором случае, наоборот, имеет место блокада деятельностной и поведенческой активности; возникает состояние заторможенности и оцепенения, «выключенности» из ситуации. Фаза деструкции характеризуется уже не просто снижением показателей эффективности деятельности, а ее общим срывом.

Три отмеченные фазы имеют общий характер. Однако наряду с ними имеют место и достаточно выраженные индивидуальные различия реагирования на стрессовые воздействия. Они выражаются в сравнительной длительности указанных фаз; в их общей динамике; в зависимости показателей деятельности от силы стрессовых воздействий. Для обозначения «меры сопротивляемости» человека стрессовым воздействиям используется понятие стрессвоустойчивости личности. Это – способность сохранять высокие показатели психического функционирования и деятельности при возрастающих стрессовых нагрузках. Важной стороной стрессвоустойчивости является способность не только сохранять, но и повышать показатели эффективности, продуктивности деятельности при стрессовом усложнении условий. Иначе говоря, эта способность зависит от того, насколько сильно у человека представлена первая фаза развития стресса – фаза мобилизации.

В зависимости от степени стрессустойчивости, а также от способности выдерживать стресс в течение длительного времени выделяют три основных типа личностей. Они различаются по тому, как долго личность может сохранять стрессустойчивость (резистентность) к временному давлению хронических стрессовых условий, характеризуют ее индивидуальный порог стрессустойчивости. Одни руководители могут выдерживать стрессовые нагрузки длительное время, адаптируясь к стрессу. Другие даже при относительно краткосрочных стрессовых воздействиях уже дают сбои. Третьи – вообще только и могут эффективно работать в условиях стресса. Соответственно эти три типа обозначаются как «стресс вола», «стресс кролика» и «стресс льва».

Основные механизмы стресса — гормональные. Главным морфологическим признаком сформировавшегося ОАС является так называемая классическая триада: разрастание коры надпочечников, уменьшение вилочковой железы и изъязвление желудка.

Селье считал, что стрессоры вызывают стереотипный, автоматизированный ответ, начиная с активации гипоталамуса, повышения активности гипофиза и надпочечников с одновременным включением симпатического отдела вегетативной нервной системы.

Относительно того, как стрессовый фактор достигает гипоталамуса, нет единой точки зрения. Некоторые авторы считают, что стрессор через соответствующие анализаторные структуры воздействует на кору головного мозга. Далее через таламус сигнал поступает к гипоталамусу и параллельно — в ретикулярную формацию, которая является «связующим звеном» между сознанием и телом. В таком случае физический по природе стрессор, так же как и психологический стрессор, может влиять на когнитивные процессы, запуская одни и те же психофизиологические механизмы, независимо от природы стрессора. В то же время, существуют данные о том, что информация о стрессорах, воспринимаемых зрением, поступает прямо к гипоталамусу по специальному зрительному тракту. В любом случае ни у кого не возникает сомнения, что ретикулярная формация, гипоталамус и лимбические структуры принимают непосредственное участие в развитии стрессовой реакции; в осознании стрессора и формировании необходимой адекватной реакции принимает участие весь мозг, включая и вегетативную нервную систему. Всегда необходимо помнить о понимании мозга как части целостной нейроэндокринной системы, управляющей нашей психикой и поведением. Во многих современных работах развиваются новые представления о гормональных механизмах и пептидной регуляции дистрессовых состояний, вплоть до молекулярных механизмов стресса, включенности тех или иных медиаторных систем.

Итак, по-видимому, под влиянием Селье, недооценивавшим роль ЦНС, основной акцент в изучении стресса делался на исследованиях механизмов дистресса, вегетативной и гормональной регуляции. В тоже время, роль ЦНС в возникновении стрессовой реакции или недооценивалась, или вообще игнорировалась.

После работ У. Кеннона, в 20 годы XX столетия, постепенно пришло понимание, что управляющим органом является нейроэндокринная система, в которой некоторые нейроны ЦНС выполняют нейроэндокринные функции. Анохин П.К., Симонов П.В., Судаков К.В. и многие другие исследователи стали обращать внимание на важную роль ЦНС в развитии как стресса, так и дистрессовых состояний и связанных с ними психосоматических заболеваний.

Основные структуры мозга, участвующие в возникновении стресса: лобная кора; лимбические структуры; вегетативный компонент, реализуемый через гипоталамус и центры продолговатого мозга. В работах Симонова подчеркивается роль передних отделов коры, гиппокампа, миндалины и гипоталамуса в возникновении эмоций. Такое сходство структур, участвующих в генезе разных по функции стресса и эмоций не должно смущать. Все эти структуры чрезвычайно гетерогенны и полифункциональны. Если функциональной единицей мозга является распределенная система, тогда тесно связанные функции могут обеспечиваться разной системой модулей через взаимодействующие интегративные зоны в одних и тех же структурах. Так, функции гипоталамуса не ограничиваются регуляцией деятельности эндокринной системы. Являясь основным подкорковым центром управления вегетативной нервной системой, гипоталамус принимает участие в регуляции деятельности сердечно-сосудистой системы, терморегуляции, обмена веществ, управляет функциями сна и бодрствования, стрессовых и эмоциональных систем.

Но остановимся на механизмах, которые хорошо изучены. Когда индивид сталкивается со стрессором, гипоталамус активирует эндокринную систему и вегетативную нервную систему. Эта активация может осуществляться как через нервные пути, так и гуморальным путем. От передней доли гипоталамуса по прямому нервному пути происходит активация гипофиза, который вырабатывает окситоцин и вазопрессин. Кроме того, эта доля гипоталамуса вырабатывает тиреотропный релизинг-гормон. Этот гормон, в свою очередь, действует на гипофиз таким образом, что там начинается выработка тиреотропного гормона. Последний гуморально активирует щитовидную железу, которая начинает производить тироксин, выбрасываемый в кровь.

Задняя доля гипоталамуса через симпатический отдел вегетативной нервной системы активирует мозговое вещество надпочечников, которые начинают вырабатывать большие дозы адреналина и норадреналина, поступающие в кровь. Последние гормоны объединяются в группу метаболических гормонов, так как непосредственно активируют клеточный метаболизм.

Передняя доля гипоталамуса при продолжении действия стрессора, помимо нервного пути воздействия, оказывает на гипофиз и гуморальное воздействие — производит кортикотропный релизинг-гормон, который действует на гипофиз, заставляя его производить аденокортикотропный гормон. Он, в свою очередь, действуя на кору надпочечников, приводит к выбросу кортикоидных гормонов, одним из представителей которых является кортизол — «гормон стресса» и альдостерон. Основная функция кортизола — повышение уровня сахара в крови — резко усиливает клеточный метаболизм, подготавливая нас к борьбе со стрессором. Альдостерон поднимает артериальное давление, обеспечивая быстрейшее поступление кислорода и питательных веществ к активным структурам организма.

Исследования последних лет позволили выделить анатомически самостоятельные структуры системы стресса, к которым отнесено голубое пятно в заднем мозге. Эта зона богата нейронами, вырабатывающими норадреналин. Вторая структура — паравентрикулярное ядро гипоталамуса (основной производитель кортиколиберина). Нейроны гипоталамуса, вырабатывающие кортиколиберин, регулируются в основном нейронами, которые содержат норадреналин и находятся в заднем мозге. Эти кортиколибериновые и норадреналиновые системы нейронов являются «узловыми станциями» системы стресса. Они соединяются с большим мозгом посредством связей, включающих нейроны, выделяющие дофамин, и проецируются в мезо-лимбический дофаминовый тракт, что позволяет им участвовать в регуляции мозговых систем мотивации и подкрепления. Обнаруженная связь нейронов, выделяющих кортиколиберин, с миндалиной и гиппокампом, важна для извлечения из памяти и эмоционального анализа информации о тех внешних событиях, которые вызвали изменения стрессового уровня.

Влияние стресса на поведение и деятельность человека

Мы уже отмечали, что объективными признаками, по которым можно судить о стрессе, являются его физиологические проявления (повышение кровяного давления, изменение сердечно-сосудистой деятельности, мускульное напряжение, изменение ритма дыхания и пр.) и психологические (переживание тревоги, раздражительность, ощущение беспокойства, усталость и пр.). Но главным признаком стресса является изменение функционального уровня деятельности, что проявляется в ее напряжении.

Стресс дезорганизует деятельность человека, его поведение, приводит к разнообразным психоэмоциональным нарушениям (тревожность, депрессия, неврозы, эмоциональная неустойчивость, упадок настроения, или, наоборот, перевозбуждение, гнев, нарушения памяти, бессонница, повышенная утомляемость и др.). В результате человек может мобилизовать свои силы или наоборот, функциональный уровень понижается, и это может способствовать дезорганизации деятельности в целом.

При демобилизующем стрессе (дистрессе) деформируются вся мотивационная сфера личности и ее адаптивно-поведенческие навыки, нарушается целесообразность действий, ухудшаются речевые возможности. Но в ряде случаев стресс мобилизует адаптивные возможности личности (такая разновидность стресса называется австрессом).

Для юридической оценки поведения человека в состоянии стресса следует иметь в виду, что в состоянии австресса сознание человека может и не сужаться – человек может быть способным предельно мобилизовать свои физические и психические возможности для преодоления экстремального воздействия разумными способами.

Человеческое поведение при стрессе не низводится полностью на бессознательный уровень. Его действия по устранению стрессора, выбор орудий и способов действия, речевых средств сохраняют социальную обусловленность. Сужение сознания при аффекте и стрессе не означает его полного расстройства.

www.braintools.ru

Стресс и его механизмы

Что такое стресс? Стресс — сложная нейрогуморальная реакция, которая приводит к развитию гемодинамических и метаболических изменений в организме человека и возникает в ответ на воздействие любого тревожного фактора в различных жизненных ситуациях. Нашу жизнь вообще невозможно себе представить без стресса. Действительно, практически вся она состоит из череды стрессовых ситуаций, более или менее значимых. Стресс — неизбежный спутник нашей жизни.

Важным в понимании стресса является тот факт, что его причины не только многочисленны и разнообразны, и по-разному воспринимаются каждым из нас. Следовательно, реакция на один и тот же стрессовый фактор в одной и той же ситуации у разных людей может быть разной. Поэтому, оценивая стрессовую реакцию человека, важно определять фактор, степень (соотношение «фактор — реакция») и продолжительность стресса (острый или хронический).

Факторы, вызывающие стресс

После того, как мы разобрались, что такое стресс, давайте перейдем к факторам, которые могут его вызвать. Информация, связанная с любыми факторами окружающей среды, в основном психосоциальными и социально-экономическими, через телерецепторы (зрение, слух, обоняние) поступает в мозг, что решает, нужно реагировать в данной ситуации, а если да, то как. Из большого количества возможных в данной ситуации эмоциональных реакций центральная нервная система (ЦНС) выбирает наиболее адекватную. Эта реакция имеет нейроэндокринный механизм.

Механизмы развития стресса

Стресс — это активация симпатической нервной системы (СНС) и / или системы гипоталамус — гипофиз — надпочечники (ГГН) в ответ на воздействие какого-либо фактора окружающей среды.

Симпатическая нервная система

Реакция СНС на раздражитель идентична таковой, возникающая при физической нагрузке: симпатоадреналовая активация в сочетании с угнетением вагусной активности. Значительно повышается артериальное давление (АД), частота сокращений сердца (ЧСС), объем сердечного выброса, кровоснабжение скелетных мышц, миокардиальный и церебральный кровоток (за счет уменьшения кровоснабжения пищеварительного тракта и почек), метаболизм с повышением уровня глюкозы и свободных жирных кислот в крови вследствие их мобилизации из печени и жировых депо. При этом происходит задержка соли и к увеличение объема циркулирующей крови и увеличение венозного притока крови к сердцу. Кроме того, повышается свертываемость крови. Следовательно, в случае стресса происходит мобилизация всех ресурсов организма.

Система гипоталамус — гипофиз – надпочечники

Индуцированная ЦНС активация ГГН приводит к значительному выделения адренокортикотропного гормона (АКТГ), глюкокортикоидов (кортизола) и подавление продукции половых гормонов и гормона роста. Возникает смешанная активация симпатико-адреналовой и парасимпатической нервной систем, что приводит к вазоконстрикции и повышению АД в сочетании с вагусной брадикардией и такими признаками вагусной активации пищеварительного тракта, как повышение желудочной секреции, часто в сочетании с повреждением слизистой оболочки желудка и кишечника и нарушениями их моторики. При достаточной длительности поражения происходит угнетение иммунной системы и повышение восприимчивости к инфекциям.

От чего зависят степень и продолжительность стрессовой реакции?

То, как человек переживает стресс, зависит не столько от объективных, сколько от субъективных факторов, от особенностей самого человека: как он оценивает сиуацию, сопоставляет свои силы и особенности с тем , что требуется , и др. . Причиной стресса может стать любая неожиданность, нарушающая привычное течение жизни. При этом содержание самой ситуаци не столь важно. Важно именно субъективное отношение к ней.

Стрессор — фактор, вызывающий состояние стресса. Выделяют физиологические и психологические стрессоры.

Физиологические стрессоры – слишком большая физическая нагрузка, изменения температуры, боль и др.

Психологические стрессоры делят на информационные и эмоциональные. Информационный стресс возникает при информационных перегрузках. Эмоциональный стресс проявляется в ситуациях угрозы, опасности, гнева, обиды и др.

Среди событий, которые поражают эмоциональную сферу по степени их воздействия можно выделить:

— смерть близкого человека — 100 очков,

— тюремное заключение — 63,

— смерть близкого члена семьи — 63.

Приятные события тоже вызывают состояние стресса:

— замужество или женитьба — 50 очков,

— переход в новую школу — 20.

Исследования свидетельствуют о том, что среди людей, которые в результате стресса заболели, подавляющее большинство набрали 300 очков за один год.

Учитывая сказанное выше, нельзя связывать стресс исключительно с негативными событиями. Напряжение может возникать и в случае положительны, но резких, неожиданных изменений.

Также, как отмечают психологи, большинство больших проблем мы переживаем достаточно хорошо, а внимание следует обращать на менее драматические стрессоры. Дневная суета, мелочные житейские неприятности (плохая погода, рассеянный сосед , потерянные ключи, ежедневные поездки на работу в троллейбусе или трамвае, повышение цен) вызывают хронический стресс.

Люди чаще способны противостоять резкому и кратковременному стрессу. Проблемы возникают, когда стресс продолжительный: нелюбимая работа, жизнь с родителями — тиранами, постоянные мелочные конфликты в семье и т.д. .

Американский ученый Вейтц описал восемь стрессогенных ситуаций:

  • необходимость ускоренной переработки информации
  • вредное окружение
  • осознанная угроза
  • нарушение физиологических функций (возможно, как результат болезни, бессонницы),
  • изоляция
  • заключение в тюрьме
  • остракизм (изгнание и преследования)
  • групповое давление.
  • К ним мы можем еще добавить бессилие, невозможность изменить ситуацию, необходимость быстрой смены стратегии поведения, принятие особо ответственных решений, отсутствие контроля за событиями,

    К факторам, которые определяют физиологическую восприимчивость к стрессу, можно отнести генетическую (семейную) склонность, возраст, опыт, образование, социально-экономические факторы и психологические особенности личности. Существенную роль в развитии стрессовых реакций играет снижение уровня ?-аминомасляной кислоты (ГАМК) — одного из тормозных медиаторов головного мозга.

    Кроме того, индивидуальная реакция на стресс может быть усилена такими дезадаптационными факторами, которые применяются для снижения внутреннего напряжения, как алкоголь, наркотики и никотин. Можно также добавить связанное со стрессом переедание и уменьшение физических нагрузок.

    Последствия стресса могут быть очень разными. Спектр стрессовых реакций очень широк — от отсутствия реакции до снижения качества жизни (психологический дискомфорт, острая стрессовая реакция, посттравматическое стрессовое расстройство, развитие фобий, тревожное состояние и панические расстройства) к развитию тяжелой патологии и смерти.

    Основные виды реакции на стресс

    Чаще ответом на воздействие факторов окружающей среды у человека становятся реакция защиты и реакция поражения. Реакция защиты возникает тогда, когда человек насторожен или чем-то занят. Характеризуется периодом борьбы, приводит к успешному результату. Реакция поражения возникает у человека в связи с такими эмоциональными состояниями, как крах планов или ожиданий, горе, печаль, отчаяние, пережитый шок (война, терроризм и т.д.), когда преобладает чувство страха, опасения, тревоги и отсутствие надежды на успешное решение проблемы. Реакцию поражения называют также депрессивной или реакцией беспомощности. Возможно также сочетание реакции защиты и реакции поражения.

    Стресс и функциональные расстройства

    Стресс существенно ухудшает качество жизни. Возможны сердцебиение, ощущение «комка» в горле, нехватка воздуха, боль в области сердца, дрожь в теле, потливость, приливы жара, тошнота или желудочно-кишечный дискомфорт, беспокойство, раздражительность, нарушение сна, быстрая утомляемость, снижение концентрации внимания и т. др., что приводит к проблемам в социальной интеграции, общении, к депрессивному эффекту, раздражению, заниженной самооценке и плохому качеству жизни.

    Возможна суицидальная реакция у тех, у кого симптомы раздражения и тревоги на фоне длительных психосоциальних проблем трансформируются в депрессию. Другим важным социальным аспектом является рост риска использования алкоголя, бензодиазепинов и наркотиков с целью коррекции этих нарушений.

    Нейроэндокринная стимуляция может влиять на все ткани и органы. Поэтому неудивительно, что у большинства больных «слабые места» — нарушение функции мочевого пузыря, желудка или сердца, синдром раздраженного толстого кишечника, боль в спине. В стрессовых ситуациях, с возникновением реакции защиты или поражения, повышается активность этих органов, через афферентные волокна вероятнее посылают сигналы в мозг «о том, что что-то неладно». Поэтому возникновение данных симптомов больные редко связывают со своим психическим состоянием.

    Помимо ухудшения качества жизни, стресс может быть фактором риска развития органической патологии. Сердечно-сосудистая система особенно чувствительна к стрессу и к воздействию факторов окружающей среды. Стресс приводит к возникновению классического комплекса основных факторов риска атеросклероза и его осложнений. Наиболее распространенными последствиями стресса является артериальная гипертензия (АГ) и метаболический синдром.

    Проблемы профилактики и лечения стресса

    Адекватная профилактика и лечение нарушений, связанных со стрессом, учитывая их серьезные последствия, имеют большое социальное значение. Однако борьба с ними сложная в основном по двум причинам.

    Во-первых, у больного возникает очень много ощущений и жалоб. Пациент может не связывать их со стрессом или сознательно, по разным причинам, скрывать такого рода информацию. Кроме того, иногда пациент просто не в состоянии передать свои ощущения словами. Основными жалобами при этом могут быть: частая беспричинная усталость, сердцебиение (особенно перед сном), тахикардия при эмоциональных нагрузках (бизнес-встреча, выступление, дискуссия и т.п.), одышка при небольшой физической нагрузке (ходьба по лестнице или в гору), а также частое ощущение замирание сердца. Могут беспокоить различные болевые ощущения в области сердца и спине, нарушения сна (трудно заснуть, поверхностный сон, частые или ранние пробуждения), снижение либидо, нервозность, раздражительность. Результатом является то, что больной начинает употреблять алкоголь, курить, снижает уровень физической активности. Находясь в раздраженном состоянии много лет, больные начинают считать, что так и должно быть, что такова жизнь. Мучительная реальность у некоторых из них может быть подавлена ??отрицанием. Защита отрицанием — средство борьбы со страхом, своеобразная форма адаптации — «если о чем-то не говорить, то этого нет, или не будет».

    Во-вторых, почти у каждого пациента могут быть психологические проблемы, требующие коррекции. Однако недостаточная продолжительность общения с больным не позволяет подробно изучить анамнез. Больной, жалобы у которого не проходят во время лечения, как правило, получает ярлык «невротика», а борьбу со стрессом ограничивают рекомендациями такого типа, как «соблюдение режима труда и отдыха». Врач должен найти возможность проводить достаточно времени с пациентом, способствовать появлению доверия, достижению целостного понимания того, что происходит с больным.

    Что делать? Большинство представителей современной популяции, даже материально обеспеченных, в повседневной жизни нуждаются в психологической поддержке. У любого могут быть психологические проблемы или, другими словами, острый или хронический стресс. Многим помощь не нужна — они научились бороться со стрессом сами, иногда весьма необычными средствами. Но это не всегда возможно, часто не помогает, да и не все это умеют.

    В чем же задача врача? Необходимо помочь больному разобраться в своих проблемах. Поэтому очень большое значение имеет идентификация факторов стресса. Это позволит рекомендовать специфический образ жизни и медикаментозные препараты. Очень важно дать больному «выговориться», что уже является первым шагом в лечении. Для этого необходимо время. Больной или сам расскажет о своих проблемах, или, при условии налаженного контакта с больным, врач сможет выявить факты, которые помогут в лечении.

    Больному нужно посоветовать научиться отвлекаться от проблем, лучше с помощью хобби, разговора с приятелем, прогулок, физических упражнений, чтения, музыки. Важно выиграть время, чтобы в состоянии плохого контроля над своим поведением больной не поступил какой-либо ошибки. За это время подсознание может подсказать выход из сложного положения. Если привыкнуть отвлекаться и «брать себя в руки», кризисные ситуации не будут иметь такой разрушительной силы. В данном случае это иллюстрация известного принципа «время лечит».

    И больной и его врач должны помнить, что любые события в жизни — это еще не стресс, стресс — это степень реакции на эти события. Вообще стресс — это потеря контроля над своими реакциями. Если это так, то есть повод задуматься о том, правильный ли образ жизни ведет больной. Часто раздражительность — следствие заниженной или, наоборот, завышенной самооценки. Универсальный совет — не воспринимать происходящее как нечто фатальное и неизменное. Ключ к избавлению от стресса — это научиться контролировать раздражители, которые можно изменить, и спокойно воспринимать те, с которыми нельзя справиться. Конечно, если постоянно убеждать себя, что жизнь — это бесконечная цепь неприятностей, то можно дойти до состояния постоянной грусти, что существенно ухудшает качество жизни не только собственной, но и тех, кто рядом, и повышает риск развития связанных со стрессом болезненных состояний.

    Нефармакологическое лечение — следующий этап лечения. Ононаправлено на снижение степени ответной реакции на стресс. Применяют рациональную и когнитивную терапию, релаксацию, медитацию, средства обратной связи, психосемантической коррекции. Модификация образа жизни, изменение своих привычек — тяжелый процесс, но без этого, увы, со стрессом не справиться.

    Медикаментозное лечение. Часто применяют такую ??эффективную группу препаратов, как производные бензодиазепина. Механизм их действия заключается в связывании со специфическими рецепторами мозга, что приводит к потенцированию тормозного эффекта ГАМК, вследствие чего блокируется возникновение страха и физиологическая реакция на стресс. Эффект от лечения наступает в течение 1-й недели.

    Однако этот способ лечения имеет существенные недостатки. Учитывая большое количество ГАМК-рецепторов в мозге, бензодиазепины могут приводить к седативному эффекту, сонливости, мышечной релаксации, снижению концентрации внимания, нарушению координации, атаксии и амнезии. На ГАМК-рецепторы также влияют барбитураты, алкоголь, ингаляционные анестетики, пенициллин и нейроактивных стероиды. С увеличением срока использования и дозы бензодиазепинив повышается риск возникновения побочных эффектов этих препаратов.

    Недостатки лечения производными бензодиазепина:

    1. Развитие толерантности
    2. Зависимость (после приема в течение 1 — 2 мес)
    3. Синдром отмены (страх, бессонница, вегетативная гиперактивность, повышение ЧСС и АД)
    4. Синергизм со средствами, угнетающими ЦНС (антидепрессанты, алкоголь, антиконвульсанты, антигистаминные препараты)
    5. Психомоторная заторможенность, особенно у пожилых людей (сонливость, снижение концентрации внимания, атаксия, дизартрия, нарушение координации, диплопия, мышечная слабость, головокружение)
    6. Повышение риска автомобильных аварий (увеличение времени реакции и нарушение навыков вождения)
    7. Ухудшение памяти (антероградная амнезия, эпизодическая, краткосрочная память)
    8. Парадоксальные реакции (усиление раздражительности, агрессивность, импульсивность), особенно у больных пожилого возраста или у тех, кто злоупотребляет алкоголем
    9. Депрессия
    10. Тератогенный эффект при использовании в I триместре беременности, возможно развитие привыкания и синдрома отмены у плода
    11. Учитывая тот факт, что психологические проблемы развиваются преимущественно у работающих, негативное влияние указанной терапии на работоспособность очевидно. Часто снижение работоспособности, которое развивается под влиянием бензодиазепинов, может приводить к социальной дезадаптации. Кроме того, следствием длительного применения этих препаратов может быть развитие зависимости. А этот факт очень важен, поскольку часто такие лица склонны к формированию лекарственной, алкогольной и наркотической зависимости.

      Итак, все эти факты не позволяют признать удовлетворительным способ лечения психологических проблем препаратами группы бензодиазепина и заставляют врачей искать альтернативные медикаментозные средства лечения указанных расстройств.

      Блокаторы ?-адренорецепторов. Очень часто проявлением стресса является тахикардия, а основными жалобами — сердцебиение, тремор, мышечное напряжение. В этой ситуации, особенно при наличии ССЗ, могут быть эффективными блокаторы ?-адренорецепторов, которые блокируют периферические (соматические) проявления стресса. При этом эффект от лечения наступает в течение ближайших 1-3 дней. При наличии тахикардии или жалоб на сердцебиение и перебои следует подумать о назначении блокаторов ?-адренорецепторов.

      Однако, применение бензодиазепинов часто приводит к развитию побочных эффектов, а блокаторы ?-адренорецепторов устраняют в основном соматические проявления стресса, не влияя на его центральные механизмы. Это привело к необходимости поиска альтернативных средств борьбы со стрессом. Среди них — экстракт валерианы лекарственной — эффективное и при этом безопасное средство.

      Лечебный эффект валерианы обусловлен комплексом содержащихся в них веществ. Препараты валерианы понижают возбудимость центральной нервной системы, усиливают корковые тормозные процессы, понижают артериальное давление, расширяют сосуды, оказывают противосудорожное действие, стимулируют желчеотделение и секрецию пищеварительных желез,

      Особенно широко применяют валериану при вегетоневрозах, лег­ких формах неврастении, климактерических расстройствах, неврозах сердечно-со­судистой системы, для профилактики и лече­ния гипертонической бо­лезни, стенокардии, при заболеваниях, сопровождающихся спазмами желудка и кишечника с нарушением секре­ции, при ряде болезней печени и желче­выводящих путей. Препараты валерианы уменьшают возбудимость ЦНС, причем их успокаивающее действие проявляет­ся медленно, но стабильно. У пациентов уходит чувство напряженности, раздра­жительность, улучшается сон.

      Не следует забывать, что валериана лекар­ственная оказывает лечебное действие при длительном и система­тическом и курсовом лечении. При этом терапевтическая доза экстракта валерианы должны быть не менее 300 мг на 1 прием. Дозы менее 100 мг оказывают эффект плацебо.

      В Украине в необходимой дозировке выпускается препарат «ВалериаНОВнА». 1 капсула препарата содержит 300 мг экстракта валерианы лекарственной. Lля снятия последствий серьезной стрессовой ситуации рекомендуется принять 2 капсулы препарата. Для улучшения общего состояния и устранения расстройств сна следует пропить курс препарата в течение пары недель. Схема приема – 2 капсулы «ВалериаНОВны» в течение вечера (1-ю капсулу принять после ужина, 2-ю – за полчаса до сна). Курс приема должен составлять не менее 2-3 недель.

      Итак, кроме правильного понимания понятия «стресс», нужно четко представлять его последствия и знать, что с ним можно и нужно бороться. В первую очередь, следует разобраться в причинах стресса, устранять их или хотя бы изменять отношение к ним. Ну а в качестве медикаментозных средств лучше остановить выбор на безопасных растительных препаратах, которые помогут побороть стресс и вернут гармонию в вашу жизнь.

      www.phytomed.org

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Navigation