Стресс и его роль в адаптации

Стресс и его значение для человека

Эмоциональные перегрузки оказывают сильное воздействие на организм, основная роль переживаний в жизни человека – это влияние на здоровье. Травмирующие переживания ослабляют защитные силы, снижают адаптационные механизмы. На фоне морального угнетения страдает не только душа, но и внутренние органы. При этом значение стресса для жизни человека не всегда отрицательное. Создатель теории стресса Ганс Селье утверждал, что без стресса окружающая действительность становится мертвой. Рассмотрим механизм воздействия стрессового фактора и его значение для организма.

Роль стресса в жизни человека

Травмирующие ситуации разделяют на кратковременные и длительные по времени воздействия на человека. Длительная нервная нагрузка крайне неблагоприятно влияет на психику, здоровье и поведение. Переживание стресса зависит от особенности личности, у каждого конкретного индивидуума свой источник напряжения и проблем. К примеру, один человек страдает от неуважительного отношения руководства, а другому нападки начальства не наносят эмоционального урона.

Постоянная и долговременная стрессовая нагрузка разрушает жизнь, опасно находиться в напряженном состоянии одному, без возможности обратиться за помощью.

У человека, пережившего сильное эмоциональное потрясение или находящегося в ситуации ежедневного напряжения, снижается адаптационный потенциал, появляется бессонница, страхи, депрессивное настроение, тревога, состояние организма крайне неудовлетворительное. У каждого человека свой предел возможностей, при низком уровне адаптации к стрессу возникает быстрое моральное опустошение, развиваются заболевания, ухудшаются отношения с окружающим миром. Имеет значение и возрастной фактор. Пожилые люди и дети тяжелее переносят удары судьбы, чем молодое поколение и средний возраст. К тому же для детского и пожилого организма нервные потрясения крайне нежелательны.

Интересный факт: легче справляются со стрессом люди, умеющие брать на себя ответственность и подготовленные к трудностям жизни.

Тем не менее, у стресса присутствуют и благоприятные стороны для жизни. Какие же они?

  1. Кратковременное нервное напряжение, которое успешно разрешается в короткие сроки, способствует творческому подъему, приливу новых жизненных сил, увеличению работоспособности. Примеры ситуации: сдача сложного экзамена, свадьба, прибавление в семействе, успех в сложном конкурсе, любая личная победа, связанная с преодолением трудностей.
  2. Кратковременная стрессовая ситуация полезна для организма, так как помогает ему мобилизоваться, получить новые знания и способности, стать более выносливым. Примеры: преодоление сложного путешествия, защита дипломного проекта, публичное выступление, собеседование, успехи в соревнованиях.
  3. Волнение и тревога за ситуацию позволяют людям двигаться вперед и мотивировать себя. Например, для человека важно устроиться на работу по конкретной профессии. Он будет учиться, развивать себя, узнавать новые знания для достижения цели.
  4. Людям нужны как отрицательные, так и положительные эмоции. Другой вопрос, что нужно уметь бороться с неблагоприятным проявлением стресса в повседневной жизни и учиться перерабатывать его в позитивное начало.

    Роль стресса для организма

    При низком адаптивном фоне увеличивается воздействие стресса, страдает жизнедеятельность организма. Неспособность справиться с эмоциональной нагрузкой меняет не только поведение, но и подрывает здоровье. Негативное значение травмирующего фактора проявляются следующим образом:

    Нарушаются пищевые привычки. Человек, переживающий нервное напряжение, начинает либо отказываться от здорового рациона питания, либо заедает свой стресс. В результате к душевным проблемам прибавляются трудности с лишним весом, а также ухудшается работа всего организма.

  5. Появляется синдром хронической усталости. У человека нет сил для полноценной работы, он быстро утомляется и не может завершить начатое дело.
  6. Бессонница, поверхностный сон, так как тревога и страх не дают выспаться и мешают активной жизни.
  7. Мучительные головные боли.
  8. Проблемы с желудочно-кишечным трактом. Признаки длительного стресса – гастрит, язва двенадцатиперстной кишки.
  9. Снижение иммунитета, человек чувствует себя уязвимым, часто болеет простудой.
  10. Ухудшение внимания и памяти.
  11. Проблемы с кожей. Травмирующие переживания стоят за появлением экземы, псориаза, некоторых видов воспалительных болезней кожного покрова.
  12. Помимо отрицательного воздействия на организм, ухудшается психическое состояние. Для человека характерно проявление раздражительности, эмоциональной неустойчивости, агрессии, плаксивости.

    Роль стресса в детском возрасте

    Если говорить о роли стресса в жизни людей, то нельзя не отметить период детства. Дети и подростки подвержены более сильному воздействию травмирующих факторов, так как у них еще не сформированы процессы адаптации.

    Основные особенности стресса в детском возрасте:

  13. Импульсивное поведение, агрессивные поступки, частые истерики могут быть признаками переживаемого стресса. В большинстве случаев отрицательные эмоции детей блокируются, их наказывают или воспитывают. При этом у многих детей в разном возрасте это единственный способ заявить о своих душевных трудностях.
  14. В детском окружении мир наполнен взрослыми людьми, которые должны оказывать ребенку поддержку. Если этого не происходит, то ребенок становится стеснительным, робким, неуверенным или, наоборот, в характере формируются жестокие черты, бесчувственность к чужой боли.

У части детей при многократном повторении стрессового фактора развиваются заболевания внутренних органов. В детском возрасте травмирующая нагрузка является непосильной, но так как выразить ее словесно маленький человек еще не в состоянии. По этой причине боль уходит внутрь – развиваются различные болезни. В медицине подобные заболевания называются психосоматическими. Они затрагивают работу и функционирование всего организма.

  • У грудных детей последствия стресса выражаются в особенностях развития, нередко малыш замедляет темпы роста, он позже начинает сидеть, ходить, разговаривать. В его маленькой жизни должна присутствовать забота и любовь, а не регулярная травма.
  • Стоит отметить, что психологические переживания и травмы, которые ребенок получил в детском возрасте, он приносит во взрослую жизнь. У такого взрослого снижен адаптивный порог, ему труднее приспособиться к окружающей действительности. В тяжелых случаях требуется помощь специалиста, особенно при пережитом в детстве насилии.

    Таким образом, стресс играет как отрицательную, так и положительную роль в жизни человека. В некоторых случаях без него не будет развития и рывка вперед, но длительное стрессовое состояние требует психологической помощи и работы над собой.

    ostresse.ru

    Стресс и его роль в развитии псориаза

    Стрессы очень неблагоприятно сказываются на организме человека, снижая иммунитет и подвергая его всяческим болезням. Существуют так называемые «стрессовые болезни», которым для развития много не нужно — хватит лишь перенервничать.

    На сегодняшний день считается, что основой стресс-реакции является активация комплекса механизмов, которые ее реализуют (стресс-реализационные), а также которые ее приостанавливают (стресс-лимитационные) системы. Стресс-система является сложным регуляторным комплексом, который координирует гомеостаз при нормальных условиях, производит главный эффект в запуске и координации изменений во внутренней среде организма. В ее состав входит центральная и периферическая цепь, в которые входят компоненты нервной, эндокринной и иммунной системы. Они обеспечивают организму адаптивные свойства. Гипоталамус и гипофиз представляют центральную цепь стресс-реализационной системы, периферическая представлена симпатоадреналовыми механизмами, а также компонентами эндокринной системы.

    Реакция организма на смену гомеостаза была впервые изучена в 1936 году канадским физиологом Ганс Селье. При детальном изучении было выяснено, что стресс-реакция запускается при разнообразных патологических состояниях (операции, травмы, сепсис, ожоги). Это подтвердило мнение о стрессе, как про всеобщий неспецифический процесс адаптации организма.

    Как известно, стресс — провоцирующий и отягощающий фактор в возникновении псориаза у 15-85% случаев. Однако, неврогенная теория не объясняет и не доказывает всех случаев псориаза. Потому как в тяжелое время войны больных псориазом было меньше, нежели в мирное.

    Так, у детей артропатический псориаз не удается сопоставить со стрессами накануне. Но остается актуальным один вопрос — патология в нервной системе пациентов при псориазе является причиной или следствием? Вместе с этим, связь между продолжительностью, характером, выраженностью и последствиями болезни дает основание думать, что патогенетическую роль в развитии псориаза играет именно нарушение нейродинамики.

    Было проведено исследование для определения причин псориаза и роль стресса в нем.

    Под наблюдением была пациентка М., 37 лет, которая болеет псориазом уже 13 лет.

    Больная обратилась к дерматологу в сентябре 2009 года. 8 лет назад был поставлен диагноз: распространенный вульгарный бляшкоподобный псориаз. Умеренная степень инфильтрации, не тяжелая форма, стационарная стадия, фоточувствительный, зимний тип, течение умеренно-рецидивирующее. Хроническое течение ассиметрического олигоартрита проксимального межфалангового сочленения указательного пальца правой кисти ФН І-ІІ. Хронический гастрит. Хронический холецистит.

    Из анамнеза выяснилось, что пациентка болеет псориазом начиная с 12 лет. Начало болезни и дальнейшие обострения связывает с нервными напряжениями. Дистрофические изменения сустава указательного пальца связывает с инъекцией стероида (кеналог) в связи с очередным обострением. Больная вредных привычек не имеет. Отмечала частые аллергические реакции на медикаменты и продукты питания. Наследственность — отец пациентки болел псориазом. Обострение отмечала 1 раз на 2 года в зимний период. Неоднократно лечилась согласно протоколам, но эффективности от лечения не отмечала. После приема метотрексата, рекомендованного как болезнь-модифицирующую терапию, развилась алопеция. Также изменилась формула крови. На протяжении 7 лет принимала внутрь натрий диклофенак. Обострения длились 2-3 месяца.

    Некоторое время спустя больная упала, получила стресс и серьезную травму левого коленного сустава. После этого псориаз снова обострился. Пациентку госпитализировали.

    Ей были проведены все диагностические процедуры, регламентированы в МОЗ Украины № 312 от 08.05.2009. Установлен диагноз: распространенный псориаз (псориатическая эритродермия).

    Торпидное течение. Степень инфильтрации выражена резко, тяжелая форма, прогрессирующая стадия, смешанный тип, течение умеренно рецидивирующее. Ассиметрический псориатический полиартрит с доминантным повреждением периферических суставов, быстрым прогрессированием, тяжелым течением. ФНІІІ, ФАС 2б. Псориатическая ониходистрофия. Реактивный гепатит.

    Больной была назначена комбинированная схема лечения:

    • детоксикация (реосорбилакт 200,0 через день в/в, №2);
    • антигистаминные (дезлоратадин по 1г 2 раза в день);
    • седатитвные стредства;
    • гепатопротекторы («Гепабене» 2 капс. 2- 3 раза в день);
    • препараты для улучшения микроциркуляции (Реополиглюкин 10% 400 мл №4 через день з пентоксифилином 100 в/в, «Солкосерил» 2,0 мл в/м)
    • симптоматическая терапия (диклофенак натрия 75 мг 1- 2 раз в день).

    В ходе лечения все анализы пациентки улучшились, кроме СОЭ и АЛТ. Но результаты анализов на счет стресс-реализационной иммунонейроэндокринной системы, несмотря на стабилизацию активности псориатического процесса и клиники, указывали на неудовлитворительное функционирование адаптивной реакции организма пациентки.

    После 28 дней лечения в стационаре больная выписана с остаточными явлениями вторичной пигментации и направлена на санаторно-курортное лечение в город Немиров. После каждого нервного напряжения больная отмечала рецидив.

    При повторном профилактическом осмотре через год — стойкая ремиссия.

    Также больная была обследована на психосоматическое состояние и стресс-реализационную иммунонейроэндокринную систему в начале прогрессирования псориаза и в период ремиссии. Состояние больной сравнивалось со здоровыми людьми.

    По результатам исследования выяснилось, что больная М. имеет тяжелые нарушения в психоэмоциональном состоянии, что мешает ей в процессе общественной адаптации и реализации себя как индивидуума. Также выявлено повышение всех медиаторов стресс-реакции, что говорило о напряженности стресс-реализационных механизмов, несмотря на стабилизацию процесса на коже. То есть, получается замкнутый круг — перенапряжение приводит к рецидиву, что в свою очередь вызывает еще больший стресс.

    По мнению специалистов, главной причиной этому — стойкая деформация суставов кистей. Их функциональная неполноценность и косметический дефект снижают самооценку, провоцируя этим очередное обострение псориаза. Интересно, что при обострении процесса в крови больной М. наблюдалось резкое повышении концентрации IL-8, IL-10, TNF- A,АКТГ с одновременным снижением уровня IL-1B, IL-17. Эти изменения и являются ключевыми в развитии псориатического процесса.

    Все стресс-реакции имеют похожее течение и независимо от причин стресса (психическая нагрузка, изменение обменных процессов в организме, ожоги, роды, травма. сепсис) сопровождается напряжением стресс-реализационных систем, в частности гипоталамо-гипофизарно-надпочечную. Дефицит стресс-лимитационных механизмов приводит к тому, что стрессовая реакция, которая изначально является адаптивной, начинает брать участие в патологических процессах.

    Это доказывает, что для развития любой болезни достаточно несколько стрессовых ситуаций. Поэтому нужно стараться избегать их. Здоровья Вам и Вашим пациентам!

    Напомним, что во время 23-ого Международного конгресса по дерматологии в Ванкувере, Канада, компания Novartis представила результаты клинических исследований, доказывающие эффективность препарата Cosentyx® в лечении псориаза ладоней, стоп и ногтей.

    Добавьте в закладки чтобы не потерять / поделитесь с друзьями:

    estet-portal.com

    / Стресс и адаптация человека

    3. Анализ процесса реагирования

    4. Адаптация человека к стрессовым ситуациям

    5. Виды стрессов

    Введение Обсуждение вопроса о классификации и содержатель­ной характеристике разных видов функциональных состоянии невозможно без обращения к проблематике изучения стресса. Однако чрезвычайная расплывчатость этого термина, взятого из контекста физиологических ис­следований и распространенного на объяснение поведения чело­века в самых разнообразных жизненных ситуациях, не позволяет сколько-нибудь последовательно соотнести содержа­ния понятий “стресс” и “функциональное состояние”. В то же время в экспериментальных и прикладных исследованиях на­коплен огромный и интереснейший материал относительно специфики состояний человека, возникающих в условиях воз­действия экстремальных факторов. Основанием для объедине­ния этих состояний в единую группу служит существование не­которых общих закономерностей формирования и проявлений ответных реакций подобного типа.

    Стресс Понятие стресса первоначально возникло в физиологии для обозначения неспецифической генерализованной реакции орга­низма — “общего адаптационного синдрома” (Г. Селье, 1936 г.) — в ответ на любое неблагоприятное воздействие. Со­держание этой реакции описывалось прежде всего со стороны типичных нейрогуморальных сдвигов, обеспечивающих защит­ную энергетическую мобилизацию организма. Позд­нее понятие стресса было расширено н стало использоваться для характеристики особенностей состояний индивида в экстре­мальных условиях на физиологическом, психологическом и по­веденческом уровнях. Для понимания природы этих состояний особое значение имеет характеристика стресса со стороны вызывающих его экстремальных факторов, или стрессоров. При этом экстре­мальными считаются не только явно вредные воздействия, но и “предельные, крайние значения тех элементов ситуации, кото­рые в средних своих значениях служат оптимальным рабочим фоном или, по крайней мере, не ощущаются как источники дискомфорта”.

    Анализ процесса реагирования. Одним из наиболее интересных аспектов изучения стресса является анализ процесса реагирования на экстремальное воз­действие. Его принципиальный механизм отражен в описанной Г. Селье последовательности основных этапов развития общего адаптационного синдрома. Им выделены начальная ста­дия “тревоги”, следующая непосредственно за экстремальным воздействием и выражающаяся в резком падении сопротивляе­мости организма; стадия “сопротивления”, характеризующаяся актуализацией адаптационных возможностей; стадия “истоще­ния”, которой соответствует стойкое снижение резервов орга­низма. При анализе достаточно сложных жизненных ситуации физиологическая интерпретация этих стадий с необходимостью обогащается психологическим содержанием. Раз­вернутый процесс преодоления возникших трудностей может быть представлен спектром качественно неоднородных по когнитивным и эмоциональным проявлениям состояний “ответа на стресс”, в случае неадекватности каждого из которых возникают специфические отрицательные последствия. Устойчивость человека к возникновению различных форм стрессовых реакций определяется прежде всего индивидуально-психологическими особенностями и мотивационной ориента­цией личности. Следует отметить, что экстремаль­ное воздействие далеко- не всегда оказывает отрицательное влияние на эффективность выполняемой деятельности. В противном случае вообще было бы невозможно успешное преодоление трудностей, возникающих при усложне­нии условий. Однако работа в стрессогенной ситуации обяза­тельно приводит к дополнительной мобилизации внутренних ресурсов, что может иметь неблагоприятные отсроченные по­следствия. Типичные болезни “стрессовой этиологии” — сер­дечно-сосудистые патологии, язва желудка, психосоматические расстройства, неврозы, депрессивные состояния — весьма характерны для различных современных видов произ­водства и управленческой деятельности. В этой связи важны прикладные исследования индивидуальной устойчивости чело­века к стрессу и, как следствие этого, развития патологических состояний. В серии исследований М. Фридмана и Р. Ройзенмана проведен анализ поведения обширного контингента лиц умственного труда (научные работники, инженеры, администра­торы), занятых управленческой деятельностью. Ими выделены два основных типа: А — подверженных стрессу, В — устойчи­вых к стрессу лиц. Представители типа А характеризуются ярко очерченным поведенческим синдромом, определяющим стиль их жизни. У них чаще наблюдается “выраженная склон­ность к конкуренции, стремление к достижению цели, агрессивность, нетерпеливость, беспокойство, гиперактивность, экспрес­сивная речь, постоянное напряжение лицевой мускулатуры, чувство постоянной нехватки времени и повышенной актив­ности”. Платой за это является потеря здоровья, часто уже в молодом возрасте. Не только обозначенные медицинские, но и различные отрицательные социально-экономические последствия стресса — неудовлетворенность работой, снижение производительности труда, аварии, прогулы, текучесть кадров — акцентируют вни­мание на необходимости изучения состояний психологического стресса, ставших одной из характерных особенностей современ­ной жизни. Оптимизация любого вида труда предполагает ис­пользование комплекса профилактических мер, направленных на исключение или максимальное ограничение причин возник­новения стресса.

    Адаптация человека к стрессовым ситуациям Адаптация — это динамический процесс, благодаря которому подвижные системы живых организмов, несмотря на изменчивость условий, поддерживают устойчивость, необходимую для существования, развития и продолжения рода. Именно механизм адаптации, выработанный в результате длительной эволюции, обеспечивает возможность существования организма в постоянно меняющихся условиях среды. Благодаря процессу адаптации достигается сохранение гомеостаза при взаимодействии организма с внешним миром. В этой связи процессы адаптации включают в себя не только оптимизацию функционирования организма, но и поддержание сбалансированности в системе “организм-среда”. Процесс адаптации реализуется всякий раз, когда в системе “организм-среда” возникают значимые изменения, и обеспечивает формирование нового гомеостатического состояния, которое позволяет достигать максимальной эффективности физиологических функций и поведенческих реакций. Поскольку организм и среда находятся не в статическом, а в динамическом равновесии, их соотношения меняются постоянно, а следовательно, также постоянно должен осуществляется процесс адаптации. Вышеприведённое относится в равной степени и к животным, и к человеку. Однако существенным отличием человека является то, что решающую роль в процессе поддержания адекватных отношений в системе “ индивидуум-среда”, в ходе которого могут изменяться все параметры системы, играет психическая адаптация. Психическую адаптацию рассматривают как результат деятельности целостной самоуправляемой системы (на уровне “оперативного покоя”), подчёркивая при этом её системную организацию. Но при таком рассмотрении картина остаётся не полной. Необходимо включить в формулировку понятие потребности. Максимально возможное удовлетворение актуальных потребностей является, таким образом, важным критерием эффективности адаптационного процесса. Следовательно ,психическую адаптацию можно определить как процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, который (процесс) позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели, обеспечивая в то же время соответствие максимальной деятельности человека, его поведения, требованиям среды. Психическая адаптация является сплошным процессом, который, наряду с собственно психической адаптацией (то есть поддержанием психического гомеостаза), включает в себя ещё два аспекта : а) оптимизацию постоянного воздействия индивидуума с окружением; б) установление адекватного соответствия между психическими и физиологическими характеристиками.

    Виды стрессов Изучение адаптационных процессов тесно связано с представления об эмоциональном напряжении и стрессе. Это послужило основанием для определения стресса как неспецифической реакции организма на предъявляемые ему требования, и рассмотрение его как общего адаптационного синдрома. Известный зарубежный психолог Ганс Селье, основоположник западного учения о стрессах и нервных расстройствах, определил следующие стадии стресса как процесса : 1) непосредственная реакция на воздействие (стадия тревоги); 2) максимально эффективная адаптация (стадия ресистентности); 3) нарушение адаптационного процесса (стадия истощения). В широком смысле эти стадии характерны для любого адаптационного процесса. Одним из факторов стресса является эмоциональная напряженность, которая физиологически выражается в изменениях эндокринной системы человека. К примеру, при экспериментальных исследованиях в клиниках больных было установлено, что люди, постоянно находящиеся в нервном напряжении, тяжелее переносят вирусные инфекции. В таких случаях необходима помощь квалифицированного психолога. Основные черты психического стресса: 1) стресс — состояние организма, его возникновение предполагает взаимодействие между организмом и средой; 2) стресс — более напряженное состояние, чем обычное мотивационное; оно требует для своего возникновения восприятия угрозы; 3) явления стресса имеют место тогда, когда нормальная адаптивная реакция недостаточна. Так как стресс возник главным образом именно от восприятия угрозы, то его возникновение в определенной ситуации может возникать по субъективным причинам, связанным с особенностями данной личности. Вообще, так как индивидуумы не похожи друг на друга, от фактора личности зависит очень много. К примеру, в системе “человек-среда” уровень эмоциональной напряженности нарастает по мере увеличения различий между условиями, в которых формируются механизмы субъекта, и вновь создавшихся. Таким образом, те или иные условия вызывают эмоциональное напряжение не в силу их абсолютной жёсткости, а в результате несоответствия этим условиям эмоционального механизма индивида. При любом нарушении сбалансированности “человек-среда” недостаточность психических или физических ресурсов индивидуума для удовлетворения актуальных потребностей или рассогласование самой системы потребностей является источником тревоги. Тревога, обозначаемая как — ощущение неопределенной угрозы; — чувство диффузного опасения и тревожного ожидания; — неопределенное беспокойство, представляет из себя наиболее сильно действующий механизм психического стресса. Это вытекает из уже упоминаемогоощущения угрозы, которое представляет из себя центральный элемент тревоги и обуславливает ее биологическое значение как сигнала неблагополучия и опасности. Тревога может играть охранительную и мотивационную роль, сопоставимую с ролью боли. С возникновением тревоги связывают усиление поведенческой активности, изменение характера поведения или включение механизмов интрапсихической адаптации. Но тревога может не только стимулировать активность, но и способствовать разрушению недостаточно адаптивных поведенческих стереотипов, замещению их более адекватными формами поведения. В отличие от боли тревога — это сигнал опасности, которая еще не реализована. Прогнозирование этой ситуации носит вероятностный характер, а в конечном итоге зависит от особенностей индивида. При этом личностный фактор играет зачастую решающую роль, и в таком случае интенсивность тревоги отражает скорее индивидуальные особенности субъекта, чем реальную значимость угрозы. Тревога, по интенсивности и длительности неадекватная ситуации, препятствует формированию адаптационного поведения, приводит к нарушению поведенческой интеграции и всеобщей дезорганизации психики человека. Таким образом, тревога лежит в основе любых изменений психического состояния и поведения, обусловленных психическим стрессом. Профессор Березин определил тревожный ряд, который представляет существенный элемент процесса психической адаптации: 1) ощущение внутренней напряженности — не имеет ярко выраженного оттенка угрозы, служит лишь сигналом ее приближения, создавая тягостный душевный дискомфорт; 2) гиперестезические реакции — тревога нарастает, ранее нейтральные стимулы приобретают негативную окраску, повышается раздражительность; 3) собственно тревога — центральный элемент рассматриваемого ряда. Проявляется ощущением неопределенной угрозы. Характерный признак : невозможность определить характер угрозы, предсказать время ее возникновения. Часто происходит неадекватная логическая переработка, в результате которой из-за нехватки фактов выдается неправильный вывод; 4) страх — тревога, конкретизированная на определенном объекте. Хотя объекты, с которыми связывается тревога могут и не быть ее причиной, у субъекта создается представление о том, что тревогу можно устранить определенными действиями; 5) ощущение неотвратимости надвигающейся катастрофы — нарастание интенсивности тревожных расстройств приводит субъекта к представлению о невозможности предотвращения грядущего события; 6) тревожно-боязливое возбуждение — вызываемая тревогой дезорганизация достигает максимума, и возможность целенаправленной деятельности исчезает. При пароксизмальном нарастании тревоги все указанные явления можно наблюдать в течении одного пароксизма, в других же случаях их смена происходит постепенно. Для изучения тревоги вызывается набиралась группа испытуемых-добровольцев, у которых вызвали стресс экспериментально, основываясь на эффекте плацебо. Тревожная реакция имела место у подавляющего большинства используемых, что наглядно демонстрирует эффективность психической адаптации у испытуемых при низком ( I ) и высоком ( II ) уровне тревоги в зрелом (а) и юношеском (б) возрасте.

    studfiles.net

    4.1. Стресс и адаптация

    4.1. Стресс и адаптация

    4.1.1. Роль стресса в психосоциальной модели адаптации

    Теории развития психических расстройств ориентировались главным образом на внутренние процессы как на источники психологических проблем. Психоанализ, например, связывал психическую болезнь в основном с вытесненным или неосознанным конфликтом между «Я», «Оно» и «Сверх-Я», который происходит из-за застревания на психосексуальных стадиях развития в раннем детстве. Факторы среды могут сыграть роль «пускового крючка», но главная проблема лежит внутри личности. Подобным образом биомедицинская теория пыталась соотносить симптомы заболеваний с нейромедиаторным дисбалансом, который считается причиной психологического дистресса. Если у больного депрессией выявляется низкий уровень серотонина, то полагают, что именно недостаток серотонина является причиной симптомов депрессии. Оба типа теорий полагают, что причины и источник психических заболеваний заключаются исключительно в особенностях личности.

    С другой стороны, социологи и антропологи указывают на важную роль, которую играют общество и культура в зарождении и развитии психологического дистресса, в определении способов его преодоления [293, 423, 471]. Другими словами, источник психического заболевания лежит не столько внутри личности, сколько в условиях среды: в социальной культуре и способах распространения напряжения в обществе. Например, у представителей малообеспеченных слоев общества признаки эмоциональных и социальных расстройств проявляются в более сильной степени из-за неадекватной социализации, под которой понимается усвоение нормативных социальных ролей и поведения.

    Антропологи показывают, что формирование анормального поведения есть результат действия скорее культурных норм, чем индивидуальных психодинамических особенностей. Формы приемлемого поведения в одной культуре могут считаться ненормальными и подлежащими исправлению в другой культуре. Показывая важность культуры в происхождении психических заболеваний, антропологи упоминают о существовании заданных культурой болезней или нарушениях, специфических для данной культуры.

    Теории стресса и психологической адаптации могут стать связующим звеном между этими разобщенными точками зрения на истоки психических заболеваний. Теории стресса признают важность факторов среды для психического здоровья, но и признают, что существуют индивидуальные различия подверженности стрессу. Так, взгляд на психическое заболевание должен измениться от «вины» исключительно личности или простого действия роли и культурных норм до признания существования множества факторов, вызывающих психический дистресс, из которых кое-какие лежат вне контроля личности.

    Одним из примеров средовой модели психологического дистресса являются воздействия таких макропоказателей средового стресса, как уровень безработицы и доступности психиатрического лечения. M. Brenner [261] обнаружил, что в течение года после роста безработицы увеличивалась заполняемость психиатрических больниц и пришел к выводу, что социальная политика, приводящая к росту безработицы, оказывает неблагоприятное воздействие на уровень психического здоровья общества. Далее он предположил, что финансовая стоимость таких последствий от медицинских издержек и снижения продуктивности труда перевешивает любую выгоду от подобных манипуляций в социальной политике.

    Однако в других исследованиях отмечается, что спады экономики не обязательно ведут к росту психологического дистресса у населения. Наоборот, неработающие индивиды в этих условиях вследствие отсутствия социальной поддержки, которую обеспечивала им сильная экономика, вынуждены в течение трудного периода времени обращаться к официальным институтам помощи. Итак, экономический спад может лишь выявлять психологический дистресс, а не являться его причиной.

    C. Aldwin и T. Revenson [235] изучали это положение в лонгитюдном исследовании психического здоровья личности во время спадов экономики. Они обнаружили, что ни одна теория не способна объяснить те изменения, которые отмечались в этих условиях. Но была установлена закономерность, согласно которой люди с ослабленным психическим здоровьем на начальном этапе спада экономики имели больший риск быть уволенными, и на таких людей неблагоприятно действовал психологический стресс. Однако экономические проблемы приводили к росту психологического стресса и на представителей контрольной группы – психически здоровых лиц. Другими словами, некоторые люди более подвержены стрессу, они более склонны к переживанию стрессогенных событий, и у них может быть выраженная реакция на стресс. Тем не менее, средовый стресс может проявиться даже у очень сильных, устойчивых людей.

    Интересно, что высокий уровень психического дистресса у некоторых людей на начальном этапе экономического спада в большей степени вызывался состоянием экономики, даже если лично они не теряли работу. В соответствии с позициями трансакционизма нельзя забывать, что и установки личности по отношению к экономике могут углублять экономический кризис. Когда у потребителей уверенность в будущем низка и они стараются меньше тратить, то недостаточная продажа товаров может вести к дальнейшей безработице. Так, экономические лишения могут приводить к ощущению уязвимости у потребителей, что ведет к дальнейшему развитию экономического спада.

    Понятие уязвимости к стрессу очень важно, так как позволяет связать воедино различные подходы к адаптации. Уязвимость к стрессу может даже воздействовать на личностные и социальные особенности. Индивидуальная подверженность стрессу может происходить из прошлого опыта личности, касающегося случаев выявления ранних травмирующих ситуаций или биологической склонности к депрессии. Итак, это понятие может включать и психодинамический, и биологический подходы к психическому здоровью. Однако подверженность стрессу может базироваться и на статусе личности в социуме, в частности в случае бедности, расизма, низкого экономического уровня жизни и т. д. Ориентируясь на предшествующие исследования экономического стресса, можно сказать, что эти характеристики создают высокую вероятность подверженности влиянию стрессогенных факторов. У людей указанных категорий могут присутствовать определенные негативные реакции, а восстановительный период иметь большую продолжительность. При этом понятие уязвимости отражает, что проблемы личности на самом деле могут быть обусловлены ее социальными и физическими особенностями и тем самым определять единство социальных и адаптационных подходов.

    Результатом такого взгляда на проблему является понятие «благополучия личности». Одна и та же среда может быть стрессогенной для некоторых индивидов, так как требует возможностей или преимуществ, которых у них нет, тогда как у других индивидов, имеющих эти способности или преимущества, та же среда может быть комфортной и стимулирующей. Например, кто-то предпочитает работать в предсказуемых условиях, с рутинными заданиями, и ему может быть трудно при попадании в менее организованные условия с хаотичными, непредсказуемыми задачами. Другому человеку будет скучно в первых условиях, а вторые будут провоцировать и стимулировать его. Так, понятие личностного благополучия признается важным в контексте существования многих причин и факторов его порождения. В стрессовых ситуациях необходимо оценивать влияние этих факторов на людей с точки зрения их индивидуальной адаптации.

    Итак, подходы к стрессу и его преодолению в теории психологической адаптации признают вклад в ее развитие личности и особенностей среды, а также стремятся к пониманию условий ситуации, умений и ресурсов личности, которые вместе обеспечивают оптимальную адаптацию. Кроме того, трансакционизм придает особое значение тому, что личность и среда не являются независимыми переменными в понимании стресса и преодоления, но взаимно влияют друг на друга, обусловливая как сохранение здоровья, так и развитие болезни.

    psy.wikireading.ru

    Глава 41. Стресс и его роль в адаптации и дезадаптации организма

    Важное значение в формировании адаптации и дезадаптации, здоровья и патологии у человека имеет стресс (стрессорные реакции).

    Адаптация это способность, а дезадаптация — это неспособность организма приспосабливаться к изменяющимся условиям существования (к изменениям как внешней, так и внутренней сред) посредством активизации многообразных реакций и механизмов, реализующихся на различных уровнях организации организма и сопровождающихся изменениями метаболических, структурных и физиологических процессов.

    В основе адаптации лежит снижение чувствительности реагирующих структур организма (периферических и центральных рецепторов) к действию повторяющихся различных адекватных раздражителей (световым, цветовым, звуковым, обонятельным, вкусовым, температурным, осязательным, проприоцепторным, равновесия и др.).

    В основе дезадаптации лежит нарушение адекватного реагирования как на однократные, так и многократные физиологические и патогенные воздействия.Дезадаптация обычно сопровождается сохранением и даже повышением чувствительности реагирующих структур к действию повторяющихся тех или иных раздражителей.

    41.2. Классификация адаптаций

    Виды адаптивных реакций в зависимости от:

    происхождения: биологические и социальные;

    адекватности: адекватные или физиологические и неадекватные или патологические;

    условий жизни: бытовые и производственные;

    скорости возникновения и длительности действия: срочные, долговременные и постоянные. К срочным относятся сердечные, сосудистые, дыхательные, поведенческие и др. адаптивные реакции. К долговременным — геосоциальные биоритмы и др. К постоянным — геофизические биоритмы и др.

    Виды адаптивных механизмов в зависимости от:

    затрачиваемой энергии: активные и пассивные;

    роли наследственности: наследственные и приобретенные;

    вида раздражителя: специфические и неспецифические;

    скорости возникновения и длительности действия: срочные, долговременные и постоянные.

    Активные механизмы реализуются с затратой, а пассивные механизмы — без затраты энергии (АТФ, АДФ, КрФ).

    К наследственным (генотипическим) адаптивным механизмам относятся: инстинкты, безусловные рефлексы, видовой иммунитет, неспецифический иммунитет к инфекционным и неинфекционным факторам с участием лизоцима, интерферона, комплемента, фагоцитоза и др. В основе генотипической адаптации лежит возникающее в ходе эволюции изменение различных структур генома, обеспечивающее лучшее приспособление организма к изменившимся условиям существования.

    К приобретенным (фенотипическим) адаптивным механизмам относятся: условные рефлексы, навыки, активный иммунитет: естественный — постинфекционный и искусственный — поствакцинальный и др. В основе фенотипической адаптации лежат возникающие в процессе онтогенеза изменения жизнедеятельности (повышение выживаемости) организма под влиянием постоянно изменяющихся условий внешней среды либо вследствие ускоренного развития соответствующих морфологических структур, либо в результате активизации механизмов приобретения соответствующих навыков.

    В основе специфической адаптации лежит увеличение устойчивости к повторно действующему одному и тому же раздражителю.

    В основе неспецифической (перекрестной) адаптации лежит увеличение устойчивости как к постоянно действующему раздражителю, так и другим раздражителям (физическая нагрузка, недостаток О2, тепло, токсины и др.).

    К срочным механизмам адаптации относятся: инстинкты, нервные, эндокринные, гуморальные, иммунные и миогенные механизмы.

    К долговременным — специфические и неспецифические механизмы, приобретенные в процессе активного иммунитета.

    К постоянно действующим — видовой иммунитет, обеспечивающий неспецифический иммунитет к действию как инфекционных, так и неинфекционных факторов.

    Основные пути адаптации организма по отношению к действию раздражителей:

    бегство или устранение от действия раздражителя;

    — активное противодействие организма раздражителю (защита от него, ослабление действия или разрушение его, ликвидация неблагоприятных последствий его действия).

    по Ф.З. Меерсону: срочная, переходная, долговременная;

    — по Г. Селье: тревоги, резистентности, истощения.

    studfiles.net

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Navigation