Стресс и менеджер

Стрессы подстерегают нас повсюду: в общественном транспорте, на работе, дома. Серое небо, серый асфальт, угрюмые люди, одетые во все темное. В один момент может показаться, что нет больше в мире красок, и все вокруг играет исключительно против вас: компьютер весь день тормозит, начальник требует сдать сложную работу в кратчайший срок, коллеги шушукаются у вас за спиной. И неизвестно, что может стать последней каплей, которая переполнит чашу терпения: возможно, это будет шнурок на ботинке, который никак не хочет развязываться, а может быть, прохожий, случайно задевший плечом в городской сутолоке.

Стресс менеджмент (управление стрессами) — популярная наука о том, как можно управлять собой в моменты стресса, а также, как максимально эффективно преодолевать последствия негативных ситуаций. Получить полезные навыки можно на тренингах по стресс менеджменту или самостоятельно изучив литературу и выполнив различные упражнения по борьбе со стрессами.

Стресс вреден далеко не всегда. Природа не зря наделила живых существ возможностью «собираться» в ситуациях опасности. Стресс — это природный механизм, который помогает человеку (и животным) успешно функционировать в условиях форс-мажора. Поэтому само понятие стресса в менеджменте не несет в себе отрицательной нагрузки. В определенных дозах стресс даже полезен. Главное, чтобы не заболеть, необходимо контролировать нагрузки на организм и чередовать их с моментами расслабления. На этом строятся многие упражнения стресс менеджмента.

Обучение борьбе с неприятностями имеет 2 направления:

Базовая релаксация — это основа основ менеджмента стрессами. Разработанная еще 100 лет назад, эта практика до сих пор применяется на тренингах по стресс-менеджменту. Упражнение состоит в последовательной концентрации человека на различных частях тела. Каждая мышца попеременно расслабляется и напрягается. Внимание человека должно быть сосредоточено на тех ощущениях, которые возникают при расслаблении. Таким образом, достигается полная релаксация. Сегодня к этой базовой технике стресс менеджмента добавляются элементы аутотренинга и медитации.

Модификация поведения часто применяется в рамках менеджмента управление стрессами на работе. Упражнение заключается в том, чтобы перевести свою негативную реакцию на стрессовую ситуацию в позитивное русло. В частности, перефразировать свои высказывания так, чтобы они звучали в положительном ключе. Например, фраза «У меня проблемы на работе» может быть модифицирована в «У меня на работе ситуация, которая требует много внимания» и т. д.

Прекрасным способом избавления от эмоциональных стрессов являются физические нагрузки. Посещение спортзала после работы или в обеденный перерыв значительно повышает уровень стрессоустойчивости у человека. Даже если возможности заниматься спортом нет — просто двигайтесь. Получили неприятную новость на работе — встаньте, посмотрите на себя в зеркало, сделайте себе чай или просто выйдите на улицу на несколько минут. Движение отвлечет внимание от мнимой угрозы.

Придя домой, отважьтесь на контрастный душ. Обливание попеременно горячей и холодной водой гарантирует сумасшедший заряд бодрости и подъем настроения на несколько часов — минимум.

Менеджмент управления стрессами может проводиться не только в индивидуальном порядке, но и в рамках организации в целом. Безусловно, спасение утопающих — дело рук самих утопающих, но и от окружающей действительности многое зависит. Так компания может частично нивелировать для работников стресс, приняв, в частности, такие меры:

  • наладить систему обратной связи между подчиненными и начальниками;
  • допустить сотрудников к участию в принятии решений;
  • организовать командные формы труда;
  • четко распределить между сотрудниками трудовые обязанности и границы личной ответственности;
  • равномерно распределять рабочую нагрузку.
  • Психологических приемов разгружать себя огромное количество. Можно выполнить упражнения и научиться контролировать себя и не пропускать негатив в свой внутренний мир. Однако, самым лучший и проверенным способ борьбы со стрессом — это чувство влюбленности. Любовь — это тоже стресс, но такой, от которого вырастают крылья, и все проблемы на работе, дома и в общественном транспорте кажутся такими ничтожными.

    kak-bog.ru

    «Кадровик. Кадровый менеджмент», 2009, N 2

    Давно замечено, что современный человек слышал о множестве важных вещей, влияющих на качество его жизни, однако продолжает строить и организовывать свою жизнь по привычке, так и не научившись использовать свой богатейший запас знаний. Это замечание как нельзя лучше подходит к нашим знаниям о стресс-менеджменте. Практическим рекомендациям по разработке технологии управления стрессами в организациях посвящена данная статья.

    Попробуем сначала разобраться, что стоит за понятием «стресс-менеджмент». Это понятие пришло к нам, как многое связанное с бизнесом, с Запада. Однозначного и общепринятого толкования его пока нет. Но большинство практиков понимает под этим термином что-то вроде «управление собой в момент стресса» или «методы преодоления последствий стресса». Во всяком случае, именно под рубрикой «Стресс-менеджмент» проходят все объявления, связанные с тренингами или книгами, пытающимися обучать способам релаксации и позитивного мышления.

    На мой взгляд, вполне логично понимать под стресс-менеджментом процесс управления стрессом, который включает в себя три главных направления: профилактику стрессогенных факторов (стрессоров), уменьшение напряжения от неизбежных стрессоров и организацию системы преодоления их негативных последствий. В стресс-менеджменте профессиональной деятельности можно выделить два основных уровня: управление стрессами на уровне организации и управление стрессами на уровне отдельной личности.

    Примечание. Не следует бояться стресса. Его не бывает только у мертвых. Стрессом надо управлять. Управляемый стресс несет в себе аромат и вкус жизни.

    Организационные меры управления стрессами

    К организационным мерам, направленным на управление стрессами, относятся изменение организационного климата и оказание соответствующей помощи персоналу в рамках специальных программ. Понимание негативных последствий чрезмерного стресса должно привести к выработке у руководителей и прежде всего в HR-службе мышления, при котором все события организационной жизни проходят, так сказать, стресс-мониторинг, выявляя возможные негативные последствия и разрабатывая меры профилактики, смягчения или уменьшения последствий стрессоров. Важнейшим средством достижения этих целей служит создание благоприятного организационного климата.

    Словарь управления персоналом. Стресс (от англ. stress — напряжение) — неспецифическая (общая) реакция организма на очень сильное воздействие, будь то физическое или психологическое, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом). В медицине, физиологии, психологии выделяют положительную (эустресс) и отрицательную (дистресс) формы стресса.

    Значение данного фактора переоценить невозможно. Благоприятный организационный климат является наилучшей профилактикой стрессов. При возникновении стрессогенной ситуации организационный климат может как усилить ее воздействие, так и преобразовать ее негативную реакцию в позитивную. Трудная ситуация может еще больше сплотить организацию и усилить ее творческий потенциал. Понимая это, многие организации действуют по принципу «Неудачники импровизируют, победители готовятся заранее», заботясь о создании атмосферы уважения и доверия между сотрудниками и руководителями.

    Создание благоприятного организационного климата — кропотливая задача, в которой нет мелочей. Для решения этой задачи на практике используются такие формы, как:

    — организация системы обратной связи через корпоративную прессу или сайт;

    — привлечение персонала к участию в принятии решений, связанных с реорганизацией структуры или технологического процесса;

    — использование проектных и командных форм организации труда.

    Сейчас многие уповают на корпоративные выезды и праздники, которые сплачивают организацию и усиливают корпоративный дух. Однако хочется предупредить любителей схематичного подхода: используя стандартные подходы и решения в области создания благоприятных взаимоотношений, можно натолкнуться на ряд неприятностей.

    Пример. В качестве примера приведу одну финансовую организацию, которая для усиления корпоративного духа устраивала периодические грандиозные праздники для своих сотрудников. При этом система обратной связи, которая позволяла бы не только руководителям знать и понимать насущные потребности и интересы своего персонала, но и персоналу понимать реальные бизнес-задачи, стоящие перед организацией, не была налажена. В результате персонал превратился в подобие «маленького ребенка», потребляющего развлечения и заработную плату и не берущего на себя ответственность за происходящее в организации. Через год такого взаимодействия персонал из «маленького ребенка» превратился в «неуправляемого подростка». Участились случаи финансовых махинаций со стороны сотрудников, сплоченность, созданная на корпоративных праздниках, привела к тому, что персонал сплотился против организации. Обмениваясь способами мошенничества, создал систему «круговой поруки».

    Этот крайний случай привожу для того, чтобы подчеркнуть мысль о невозможности создания благоприятного организационного климата, если использовать схематичные подходы, не соблюдать при этом двух важнейших принципов. На первом месте стоит уважение к личности и предоставление ей адекватных прав и ответственности. Сотрудник, работающий в организации, должен быть осведомлен о ее основных целях и задачах, быть в курсе ее достижений и побед, должен понимать причины тех или иных решений. Вторым важнейшим принципом является необходимость разработки конкретных мер на основе проведения исследования потребностей, интересов и настроений сотрудников. Понимание уровня развития персонала позволит подобрать адекватные способы взаимодействия с ним на основе удовлетворения его ведущих потребностей. Методики исследования можно найти в специальных руководствах по изучению организационного климата. Благоприятный организационный климат служит не только профилактикой и смягчением стрессогенных факторов, но и обладает отличным релаксирующим (восстанавливающим) средством.

    Следующим фактором стресс-менеджмента на организационном уровне служит предоставление работникам большей ответственности за результаты своего труда. Данный фактор действует в сочетании с факторами четкого определения должностных обязанностей и распределения нагрузки, чтобы избежать перегруженности и незагруженности работой. Наличие права у работников самим решать, что и как им делать на работе, значительно уменьшает негативные последствия стрессов.

    Однако практически организовать реализацию данного права достаточно сложно. Одним из способов решения этой задачи могут служить плановые совещания, на которых обсуждаются задачи, стоящие перед подразделением. Не всегда перераспределение работы возможно. Однако менеджеры, заботящиеся о профилактике стрессов, должны всегда помнить о наличии подобной задачи. Для ее осуществления можно использовать, например, увольнение по собственному желанию одного из сотрудников. Освобождение рабочего места всегда может служить поводом для пересмотра должностных инструкций и рабочих заданий с тем, чтобы придать рабочим местам большую привлекательность с точки зрения сотрудников. А также предотвратить перегруженность или незагруженность. Методы анализа работы, используемые для этой цели, достаточно известны (в частности, фотография рабочего дня, хронометраж и экспертная оценка). Прекрасным средством профилактики стресса также служит переход на гибкий рабочий график. Введение в организации категории сотрудников, которые в зависимости от своих функциональных обязанностей и производственной необходимости строят свой график самостоятельно, при необходимости отработать в течение дня/недели/месяца определенное количество часов, позволяет сотрудникам снизить стрессовые нагрузки и повышает удовлетворенность трудом.

    Также к организационным факторам, смягчающим стресс на работе, можно отнести меры социальной поддержки персонала. Результаты изучения социальной поддержки свидетельствуют о том, что она способна смягчить многие негативные последствия стресса. Действенную социальную поддержку оказывают сплоченные рабочие коллективы и непосредственные руководители. Именно они, по мнению многих исследователей, являются важнейшим буфером между стрессором и человеком. Забегая вперед, хочется сказать, что необходимость оказывать социальную поддержку является одной из причин того, что линейным менеджерам в первую очередь необходимо проходить обучение по антистрессовым программам.

    Так, к мерам, смягчающим разрушительное действие стрессов, относятся специальные программы управления стрессами в организации. Зарубежные исследования подтверждают эффективность наличия подобных программ. Участники исследования, овладевшие поведенческими и когнитивными методами борьбы со стрессами, отмечают снижение напряжения, улучшение сна и «повышение иммунитета» к производственным стрессам. Метаанализ 37 исследований, проведенных с участием 1837 испытуемых, свидетельствует о том, что методы, играющие роль «прививок против стресса», значительно снижают нервозность и повышают производительность труда. В ходе исследований, проведенных в Нидерландах с участием 130 участников корпоративной программы обучения методам управления стрессами, было выявлено значительное снижение нервозности и психологического дискомфорта испытуемых и обретение ими большей уверенности в себе. Эти позитивные сдвиги сохранялись почти полгода. Есть опыт, когда для решения этих задач в организациях обучают часть наиболее сенситивных сотрудников, для того чтобы они помогали своим коллегам справляться со стрессовыми ситуациями. Это позволяет экономить значительные деньги на программы управления стрессами и повышает статус выбранных для этих целей сотрудников.

    Эффективным антистрессовым фактором являются различные фитнес-программы, которые многие организации предоставляют своим сотрудникам. Цель этих программ — укрепление физического здоровья. Однако можно сказать, что подобная практика влияет и на устойчивость сотрудников к стрессам. Сложность и неоднозначность данных программ состоит в том, что ответственность за соблюдение здорового образа жизни лежит на самом сотруднике. Многие организации создают отдельные программы для управленцев. Это связано с большим количеством сердечно-сосудистых заболеваний именно среди менеджеров. По данным компании Xerox, потеря одного управленца обходится в 600 000 долл. Обучение методам противостояния стрессам гораздо дешевле. Изменение поведения достигается различными средствами, в том числе и тренингами, направленными как на способы релаксации и модификации поведения, так и на развитие навыков деловых коммуникаций, навыкам поведения в конфликте и др. Управленцев также надо учить избегать стрессовых ситуаций и пользоваться правильно менеджерскими приемами делегирования полномочий, определения приоритетов, постановки задач и правильным методам контроля, организации деятельности и мотивирования.

    Индивидуальные меры управления стрессами

    Индивидуальным мерам профилактики, ослабления и предотвращения негативного воздействия стресса можно научиться на специальных тренинговых курсах, организуемых на предприятиях, а также индивидуально. К таким мерам относятся прежде всего умение расслабляться (релаксация) и модификация поведения. Важнейшим фактором является также поддержание физического здоровья и физической активности. Те организации, которые содержат тренажерные залы, снимают спортивные залы для подвижных игр или покупают своим сотрудникам абонементы в бассейн, обеспечивают им приобретение большей физической выносливости, увеличивают их запас жизненных сил и энергии, уменьшают риск сердечно-сосудистых заболевании.

    Способность техник релаксации уменьшать стресс доказана еще в 30-е годы XX в. Пациентов учили последовательно концентрироваться на разных частях тела, попеременно расслабляя и напрягая мышцы. Сосредоточив свое внимание на ощущениях, которые возникают при расслаблении, они постепенно достигают все более и более полной релаксации. Со временем эти базовые техники были усовершенствованы. Релаксация в современной интерпретации объединяет два подхода — аутотренинга и медитации.

    Вторым способом антистрессовой программы на индивидуальном уровне является модификация поведения, это касается особенно людей типа «А», к характеристикам которых относится чрезмерная напористость, постоянное ощущение цейтнота и повышенная активность. Модификация включает в себя формирование позитивной эмоциональной реакции на стрессовые обстоятельства и новые формы поведения. Необходимо подчеркнуть, что решение конкретных задач разработки в организации антистрессовых программ необходимо принимать после тщательного исследования стрессогенных факторов и уровня стресса в организации. Для этого существует множество опросников.

    Кроме того, разработка антистрессовых программ требует решения еще, по крайней мере, двух проблем.

    1. Каков должен быть состав обучающихся сотрудников? Учить всех или только руководителей? А может быть, нужно выделить сотрудников с наиболее стрессогенными факторами деятельности? Для ответа на эти и другие вопросы необходимо знание особенностей конкретной организации. Хотя, конечно, опытом многих организаций уже доказана эффективность антистрессового обучения руководителей. Кроме того, повышение их профессионального менеджерского уровня само по себе может служить прекрасной профилактикой обострения стрессогенной обстановки в организации.

    2. Вторая проблема не меньшей практической важности в создании антистрессовой программы — содержание программы и субъекты обучения. Надежность и адекватность программы и ее целей обеспечивается участием в ее разработке экспертной группы в составе представителей линейного менеджмента, топ-менеджмента и руководителей HR-службы. Цели обучения не только позволят сбалансировать обучение стресс-менеджменту с общей программой обучения персонала, но позволят системно подойти и к выбору провайдера услуги. Наиболее распространенная практика выбора провайдера на конкурсной основе позволяет не только увидеть разные подходы специалистов к поставленной задаче, но и сориентироваться на рынке услуг по уровню подготовки специалистов и ценам.

    В заключение, рассматривая вопрос о противостоянии стрессогенным факторам на индивидуальном уровне, хочется обратить внимание на то, что у каждого человека есть индивидуальный временной предел стресса. Одни могут выдерживать большие перегрузки длительное время, адаптируясь к стрессу, другие нет, т.к. даже небольшая дополнительная нагрузка может их выбить из колеи. А есть люди, которых стресс стимулирует, они только и могут работать с полной отдачей именно в условиях стресса. Эти три позиции можно определить так: «стресс вола» — для тех, кто к нему адаптируется; «стресс кролика»- кто избегает его; «стресс льва» — кого такие ситуации мобилизуют.

    Информация для размышления

    Психологи из Университета Южной Калифорнии пришли к выводу, что степень влияния стресса на принимаемые решения зависит от возраста человека. Несмотря на то что молодые люди более импульсивны и безрассудны, в условиях стресса они действуют лучше, чем старики.

    В рамках эксперимента были проанализированы действия молодых (18 — 33 лет) и пожилых (65 — 89 лет) людей. Им предлагалось на небольшое время опустить руку в емкость с ледяной водой (таким образом, имитировался физический стресс), после чего проследовать на автомобильный тренажер. На тренажере они должны были имитировать действия водителя, перед автомобилем которого загорелся желтый сигнал светофора. Увидев желтый сигнал, водитель должен моментально сориентироваться и сообразить — что он должен делать: давить на тормоз, пытаться проскочить под красный свет и т.п.

    В контрольной группе (в нее входили люди, которые не проходили процедуру окунания руки в ледяную купель) пожилые водители действовали заметно лучше, чем молодые. Однако в «стрессовой» группе пожилые шоферы управляли машинами кардинально хуже молодых. В частности, они в три раза чаще медлили с принятием решений и/или пытались изменить его: то есть, например, уже нажав на тормоз, они решали проскочить на красный свет и давили на газ.

    Выход из долговременного стресса в рабочем процессе происходит как спонтанная перестройка профессиональной деятельности и профессионального общения. Особенно это касается руководящих позиций. Руководителю важно научиться смягчать удары стрессовых факторов («стрессоров»), а для этого важно уметь их распознавать заранее. Однако стрессовые состояния необходимы руководителю, т.к. они не только стимулируют работу любой «здоровой» фирмы, но и сигнализируют об упущениях и ухудшениях. С одной стороны, он должен, как боксер, держать удары «стрессоров», а с другой — обязан побеждать их. Руководителям фирмы приходится жить в состоянии волнообразных стрессов, время от времени накатывающихся на него. Но существуют методы борьбы с этой стихией, которые спонтанно вырабатываются у руководителей, уже имеющих немалый опыт работы. Многочисленные опросы показали, что у каждого индивида есть свои способы борьбы со стрессами, среди которых часто называют:

    — бросить курить, чаще общаться с природой;

    — время от времени уезжать на рыбалку;

    — регулярно делать утреннюю гимнастику;

    — разгружать себя эмоционально;

    — находить новые увлечения;

    — рационализировать рабочий день;

    — планировать работу по своим возможностям;

    — систематически изыскивать время для отдыха с семьей;

    — относиться ко всему философски;

    — переключаться на другие виды деятельности;

    — общаться с коллегами и расположенными к тебе людьми;

    — переменить привычную обстановку;

    — сменить мебель, переставить ее;

    — на работу и с работы ходить пешком;

    — до начала работы составить план на текущий день и настроить себя;

    — комбинировать работу в кабинете и на местах;

    — в течение дня несколько раз послушать музыку;

    — чередовать работу, меняя тактику, никогда не брать работу на дом;

    — не затягивать рабочий день для себя и других;

    — активно отдыхать в свободные дни;

    — организовать систему самоконтроля;

    — научиться чувствовать стрессовую ситуацию по нарастающим признакам;

    — находить интересных помощников;

    — разгружать себя, делегируя полномочия.

    Индивидуальные опросы мужчин — руководителей подразделений позволили выявить способы преодоления стресса в ситуации, когда они допустили трудноисправимые ошибки и вынуждены были отчитаться за свои просчеты перед руководством фирмы. Вот какие психологические методы они применяют, стремясь избавиться от гнетущих переживаний после «разноса»:

    — «Иду и делюсь с теми, кому я доверяю»;

    — «Ищу пути исправления ошибок»;

    — «Пускаю все на самотек. Пропади пропадом эта работа!»;

    — «Консультируюсь и разрабатываю новый вариант решения»;

    — «Принимаю рюмочку: коньяк для такого случая всегда есть»;

    — «Успокаиваюсь только с коллегами»;

    — «Закрываюсь. Хожу по кабинету. Думаю»;

    — «Прихожу и делаю 10 — 20 приседаний»;

    — «Ругаю себя: как мог так проколоться?! В следующий раз буду умнее»;

    — «У меня многовариантная схема: начинаю делать много дел сразу. Потом отключаюсь в машине»;

    — «А я начинаю звонить по объектам: мне нужно себя выплеснуть»;

    — «Думаю: как бы я поступил на его месте?»;

    — «Оцениваю себя самокритично. Делегирую полномочия, объясняя ситуацию. Мои работники меня понимают и помогают доделать. Когда сажусь в машину, совсем успокаиваюсь. А еще у меня есть дача: еду туда. Помогает отойти от дел чтение и легкая музыка»;

    — «Иду в баню с друзьями».

    Выявились и женские модели поведения в стрессовом состоянии после допущенных ошибок:

    — «У меня философский подход к жизни: все проходит. Трезво оцениваю ситуацию. За одного битого двух небитых дают. Мне становится легче, если еще и всплакну»;

    — «А у меня есть внутренняя убежденность: пусть ошиблась, но все равно я права. Прихожу домой и начинаю вязать. Очень помогает успокоиться»;

    — «Убеждаю себя, что все равно буду поступать так, как подсказывает ситуация»;

    — «Прихожу в кабинет и собираю совещание. Ищем варианты. А потом я нахожу ответ во сне»;

    — «Я сразу не могу успокоиться. Хочу домой. Мне очень помогает спокойствие мужа и его советы»;

    — «Прихожу домой и начинаю делать тупую монотонную работу. Стираю, например. Или берусь за пылесос»;

    — «Мне помогает общение с детьми»;

    — «А я люблю животных. Моя кошка как-то успокаивающе действует»;

    — «Иду в парикмахерскую или покупаю сама себе цветы»;

    — «Прихожу домой, включаю музыку. Иногда пою. Или читаю любимые стихи».

    Ответы участников опроса показывают глубокие индивидуальные различия людей по отношению к стрессу. Успех в стремлении преодолеть нежелательные последствия стрессов зависит во многом от уровня развития индивидуального стресс-менеджмента.

    Таким образом, стресс-менеджмент может выступать и как управленческая компетенция. Поэтому можно рекомендовать на многие руководящие позиции выбирать людей с определенным уровнем развития данной компетенции. В качестве характеристики ее уровней можно предложить, например, приведенные в табл. 1.

    Компетенция «стресс-менеджмент» и уровни ее проявления

    Стресс-менеджмент (Stress Management) — в стрессовой ситуации сохраняет

    hr-portal.ru

    В буквальном переводе с английского стресс-менеджмент означает «управление стрессом». Дать однозначное определение этому термину не просто: стресс-менеджмент включает в себя и управление собой и своим поведением непосредственно в момент стресса, и преодоление негативных последствий стрессовых ситуаций.

    Вы можете спросить: «Зачем учиться управлять стрессом? Лучше научиться его избегать!». Все дело в том, что совершенно огранить себя от стрессоров (факторов, вызывающих стресс) невозможно. Даже если вы запретесь в четырех стенах, это не поможет вам сбежать от стресса: изоляция может быть сильнейшим стрессогенным фактором.

    Но если стресс нельзя предотвратить, это не значит, что с ним невозможно бороться. Осознанное управление стрессом поможет успешно справиться со стрессовой ситуацией и ее последствиями. Для этого-то и нужен стресс-менеджмент.

    Управление стрессом в профессиональной деятельности делится на два уровня: стресс-менеджмент на уровне организации и стресс-менеджмент на уровне отдельных сотрудников. Эти два аспекта тесно связаны. С одной стороны, работникам не может самостоятельно преодолеть стресс, если в компании не созданы условия для этого. С другой стороны, созданные руководством условия не помогут работникам бороться со стрессом, если они сами не желают этого делать.

    Стресс-менеджмент на уровне организации включает в себя такие меры:

  • создание благоприятного организационного климата:
    • налаженная система обратной связи
    • участие сотрудников в процессе принятие решений
    • командные и проектные формы организации труда
    • четкое определение должностных обязанностей и границ личной ответственности
    • равномерное распределение рабочей нагрузки
    • социальная поддержка персонала
    • специальные программы управления стрессами

    Но для борьбы со стрессом очень важно желание самих сотрудников научиться справляться со стрессовыми ситуациями. Индивидуальный стресс-менеджмент включает в себя два основных направления: релаксацию (умение расслабляться «по команде») и модификацию поведения.

    Базовая техника релаксации была разработана еще в начале прошлого века. Она состояла в последовательной концентрации на различных частях тела, попеременном расслаблении и напряжении мышц. От пациентов требовалось сосредоточить свое внимание на ощущениях, возникающих при расслаблении, что помогало постепенно достичь все более полной релаксации.

    Конечно, за сто с лишним лет эти базовые техники успели усовершенствоваться, и сейчас релаксация объединяет в себе подходы медитации и аутотренинга.

    Модификация поведения особенно необходима сотрудникам, отличающимся повышенной активностью, чрезмерной напористостью и живущим с постоянным ощущением цейтнота. Модификация поведения заключается в замене негативной эмоциональной реакции на стрессовую ситуацию на позитивную.

    Индивидуальный стресс-менеджмент зависит от личных качеств сотрудников — на то он и индивидуальный. Существует такое понятие, как индивидуальный временной предел стресса. Некоторым нипочем даже длительные значительные перегрузки, такие работники достаточно легко адаптируются к стрессу, не теряя работоспособности. Кому-то достаточно даже небольшой перегрузки, чтобы почувствовать себя полностью выбитым из колеи. А есть категория работников, которых стресс мобилизует — только в стрессовой ситуации они способны работать с полной отдачей.

    Стресс-менеджмент — это не просто модное словосочетание. Управление стрессом — это необходимое условие нормальной профессиональной деятельности. Работа без стресса невозможна, даже самый дружелюбный коллектив и самая спокойная должность не гарантируют полного избавления от стрессоров. А если стресс на работе нельзя предупредить — с ним нужно уметь бороться, и осознанное управление стрессом — ваш надежный союзник в этой борьбе.

    strana-sovetov.com

    Тренинг «Стресс-менеджмент»

    Длительность обучения — 16 часов (8 часов — очно, 8 часов — самостоятельно).

    Время проведения очного обучения: 09.00 — 16.15

    • Понятие конфликта и психологической совместимости
    • Стресс: виды, причины, техники выхода
    • «Конфликт без конфликта» («пустой» конфликт) и способ его разрешения
    • Технология конструктивного поведения в конфликте (вербальные и невербальные характеристики)
    • Техники управления стрессом
    • Саморегуляция в стрессовой ситуации
    • Правила избежания стресса. Уверенность в себе как условие успешного общения
    • Физиологический стресс и правила питания
    • Информационный стресс при принятии решения
    • Энергия как фактор успеха («кольцо энергии» О.Киффа)
    • Стресс ошибки и неудачи как вызов к повышению эффективности
    • Влияние мышления на стрессовую реакцию
    • Техники контроля уровня стресса
    • Практикум:
      • Упражнение-определение ценностных ориентиров
      • Техника выхода из пустого конфликта
      • Техника абстрагирования от конфликта
      • Техника решения конфликтов методом психологического айкидо
      • Упражнение на развитие эмоционального интеллекта
      • Упражнение «Я-высказывание»
      • Упражнение «Ассертивное письмо»
      • Техника «План после конца»
      • Упражнение «Стратегическая картонка»
      • Упражнение «Проблемная ситуация»
      • Техника контроля дыхания
      • Техника мышечного контроля
      • Техника контроля эмоций
      • Техника контроля мыслей «Шоколадная медитация»
      • Поиск антистрессовых ресурсов с метафорическими картами
      • Упражнение «Забота»
      • по курсу «Тренинг «Стресс-менеджмент»»

        Для кого этот курс обучения

        В современном мире бизнеса люди всё чаще сталкиваются со стрессом. Это связанно с повышенными требованиями к сотрудникам, необходимостью постоянно добиваться результатов, регулярной нехваткой времени и растущей конкуренцией на рынке труда. Из-за этого повышается нервозность, конфликтность и падает производительность.

        Задачи занятий по стресс-менеджменту:

        • обучение техникам психологической «разгрузки»;
        • знакомство с современными методиками управления стрессами и конфликтными ситуациями;
        • приобретение навыков самообладания при взаимодействии с любыми людьми;
        • улучшение атмосферы в рабочем коллективе;
        • повышение работоспособности и сосредоточенности на работе даже в сложных ситуациях;
        • формирование навыков антистрессовых коммуникаций.
        • Особенности программы

          Программа «Стресс-менеджмент» включает теоретические и практические задания. Занятия проходят в виде групповых обсуждений и ролевых игр. Слушатели изучают конкретные упражнения и психотехники, помогающие бороться со стрессом. Занятия в небольших группах позволяют каждому задать вопросы, а также проработать типовые конфликтные ситуации, возникающие при коммуникации с коллегами или клиентами.

          На семинарах вы научитесь отстаивать свои права, не создавая конфликтных ситуаций, быстро адаптироваться к новому коллективу и изменившимся условиями работы. Слушатели не только знакомятся с техниками контроля дыхания, эмоций и других проявлений, но и учатся их использоваться на практике.

          Кого заинтересует курс

        • собственникам бизнеса;
        • руководителям компаний;
        • начальникам и сотрудникам отдела кадров;
        • директорам по персоналу и HR;
        • руководителям и сотрудникам отделов продаж;
        • работникам отделов по работе с клиентами;
        • операторам call-центров.
        • Записаться на семинар можно через сайт. Занятия проводятся в комфортных аудиториях и небольших группах. Преподаватели активно взаимодействуют со всеми слушателями, обеспечивают их методическими материалами и отвечают на любые вопросы.

          uprav.ru

          "КАК РАБОТАЕТ НАШ МОЗГ"

          Глава 5.2.3 Управление временем

          (из книги Ю.Щербатых "Стресс и Счастье — на одну букву")

          Кто не знает цену времени, тот не рожден для славы.

          В современном индустриальном обществе время стало проблемой, точнее большой проблемой для многих людей стало отсутствие, нехватка времени. Люди изобретают все более точные часы для измерения времени. Солнечные часы, которые отмеряли время с точностью 15 минут, сменили на водяные часы. Их ошибка составляла порядка пяти минут, и для неспешной (по сравнению с ХХ веком) античной эпохи этого было вполне достаточно. В эпоху возрождения темп экономической и политической жизни резко возрос, и после открытия Галилеем свойств маятника, были придуманы часы-ходики, которые давали точность в 1 минуту. На смену феодализму пришел капитализм – и появились пружинные часы, где счет пошел на секунды.

          С появлением электронных часов на основе кварцевых генераторов, проблема точности измерения времени перестала быть актуальной – мы можем измерять его хоть в микросекундах, но вот само время куда-то исчезло. Убегая утром из дома, не успеваем как следует позавтракать, на работе нам не хватает времени выполнить хотя бы самые срочные задания, дома, после работы нет времени пообщаться с детьми или почитать детектив. С ощущением незавершенности очередного рабочего дня, мы проваливаемся в сон, чтобы на следующее утро вновь включиться в бесконечную гонку по кругу… И здесь возникает вопрос: Есть ли выход из этого состояния?

          Для ответа на него сначала надо разобраться со своим отношением к времени, а для этого выполните следующее упражнение «Время и Я»:

          Какие эмоции (негативные или позитивные) появляются у вас, когда вы слышите слово «время»?

          «Большую часть своего рабочего времени я трачу на……… »

          «Если бы у меня было лишнее время, я бы потратил его на ……»

          Подумайте, над своими ответами. Может быть, вы тратите свое время на одни дела, а на самом деле вам хотелось бы заниматься совсем другим? Может быть, просто имеет смысл перераспределить приоритеты?

          При планировании и реализации времени, хорошие результаты дает применение так называемого «директ-принципа» , который в интерпретации специалиста по тайм-менеджменту Лотара Зайверта звучит так: «Если не сейчас, то когда?». Необходимость его применения связана с тем, что, во-первых, из-за нехватки времени, а, во-вторых, из-за недостаточной мотивации у нас, как правило, накапливается куча несделанных вовремя дел и невыполненных обязательств. Вся эта гора заданий и поручений постепенно накапливается в деловом ежедневнике, на рабочем столе или в оперативной памяти, вызывая состояние стресса и ощущения невозможности справиться с ситуацией. В этом хламе важных и не очень дел мы уже с трудом различаем стратегические дела от рутинных и случайных, и мы начинаем хвататься то за одно «срочное дело» то за другое – уже «сверхсрочное», которые обещали сделать еще позавчера. Чтобы выйти из этого тупика, для начала рассмотрим две стратегии: одну, когда мы до последнего момента откладываем дела в надежде, что они как-то рассосутся сами собой, а вторая стратегия заключается в том, что мы, не медля, принимаемся за дела или вообще отказываемся от них.

          Здесь нужно помнить один важный момент – вовсе не все дела следует делать немедленно. От некоторых лучше немедленно отказаться! Как же определить, какую стратегию лучше выбрать?

          Если ваша предполагаемая работа займет о т 5 до 15 минут времени, то лучше выполнить ее сразу, не тратя время на сомнения и «раскачку».

          Если выполнение работы займет от 15 минут до 30 минут , то постарайтесь найти в своем расписании другие подобные типы работ и сгруппируйте их в один блок, который поместите в удобный период дня. Оптом мелкие дела решаются быстрее, так как уменьшается время на перерывы, и они не отвлекают вас от крупных и длительных дел.

          Если предполагаемое дело занимает от 30 минут до 3 часов , то прежде чем ее выполнять, подумайте: а) можно ли без него вообще обойтись, и б) можно ли его делегировать кому-то другому.

          Если дело требует от 3 до 6 часов ( весь рабочий день), то подумайте, насколько сильно оно связано с вашими стратегическими интересами, и нельзя ли добиться тех же стратегических целей более эффективными методами (вспомните правило Парето). Может быть, стоит потратить пол-часа на поиски других, более удачных путей решения проблем, чем сразу хвататься за работу?

          С практикой умение распоряжаться своим временем возрастает, но только целенаправленные усилия позволяют снизить его непроизводительные затраты до минимума. Для выявления участков разбазаривания времени рекомендуется ответить на ряд диагностических процедур:

          Для этого задайте себе вопрос: «Какой из видов моей деятельности может выполнить кто-нибудь другой с не меньшим (а может быть, и с большим) успехом?». При этом следует иметь в виду, что рациональное распределение нагрузок — это отнюдь не перекладывание своих функций на других, а частичное высвобождение своего времени для концентрации сил и внимания на наиболее важных участках работы и предоставление своим коллегам и подчиненным возможности проявить свои способности.

          Для начала необходимо выявить и устранить те виды деятельности, которые не приносят никаких результатов, но отнимают время. Для этой цели подойдет метод исключения. Применительно к каждому виду деятельности нужно задать вопрос: «Что произойдет, если этого не делать вообще?» Если подойдет ответ: «Ничего не случится», то этот вид загрузки можно исключить.

          Анализ моего собственного распределения времени позволил мне выявить четыре пункта личных «утечек времени», которые свойственны и другим людям. Вот эти воры времени:

          а) Телевизор (я называю его по-гречески «хронофагом» — пожирателем времени). Потери от телевизора составляют у разных людей от 30 минут до трех часов в день, а в среднем около пятнадцати часов в неделю. Когда я умножил это число на количество недель в году, а затем разделил на 16 часов (продолжительность нашего обычного дня, не считая сна), то оказалось, что на просмотр телевизора уходит 49 дней в год!

          б) Лишние разговоры по телефону (исключая родителей, детей, самых близких друзей или любимого человека).

          в) «Ношение обезьяны» — так я называю чужие дела, которые люди пытаются навязать мне.

          Это выражение восходит к восточной притче о человеке, который встретил на базаре своего старого знакомого. Бывший приятель попросил человека подержать несколько минут его обезьянку, пока тот сделает какие-то срочные покупки. Человек согласился, но знакомый все не возвращался, и ему пришлось сначала кормить животное, потом ухаживать за этой обезьянкой и т. д. Каждый день тот человек приходил на базар, в надежде, что встретит своего приятеля и вернет ему животное, но тот все не попадался на пути. Так он и носил обезьянку, не решаясь от нее избавиться, а мораль сей басни простая – не взваливайте на свои плечи то, что вам не нужно.

          г) Общение с неприятными людьми . Избегайте любыми способами тех личностей, которые вызывают у вас отрицательные эмоции или отягощают вас своими нерешенными проблемами. Полагаю, что вы сами хотели бы избавиться от собственных негативных мыслей и эмоций, так что пресекайте в самом начале попытки вовлечь в черный туман злобы, зависти, обид, недовольства, нытья и других непроизводительных и вредных трат времени.

          Упражнение «Контроль непроизводительных расходов времени»

          Каждую неделю фиксируем только одну из четырех вещей:

          www.no-stress.ru

  • Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Navigation