Стресс и подростки

Доклад: Стресс у подростков

Просмотров: 2506 Комментариев: 6 Оценило: 7 человек Средний балл: 4.4 Оценка: 4 Скачать

Министерство образования и наук РФ

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего

«Воронежский Государственный Педагогический Университет»

Выполнил : Павлов С. А.

Проверил : Юров Ю. В.

Подростковый возраст – самый сложный период в жизни человека. Это время, когда все чувства обострены: если любишь, то со всей страстью; если ненавидишь, то со всей злостью; если дружишь – со всей душой. А потому любой конфликт, самое ничтожное недопонимание может обернуться настоящей душевной драмой для впечатлительного подростка. Вот почему подростковые стрессы – явление вполне обычное, практически обязательное.

Причины подросткового стресса

Причиной стресса в подростковом возрасте может стать как действительно серьёзная неприятность, так и незначительная обида на близкого человека. Безусловно, самые сильные подростковые стрессы случаются, когда ребенок сталкивается с ситуацией опасности или насилия. Стрессы по такой причине характерны для людей любого возраста, но самый глубокий след они оставляют именно на психике подростка.

Подростковый возраст – время, когда психика полностью меняется; это период, когда ребёнок постепенно трансформируется во взрослого человека. И если в этот период подросток переживает серьёзный стресс, у него мало шансов стать гармоничной, открытой и доброжелательной личностью. Наверняка, последствием стрессового состояния в подростковом возрасте станет какой-либо комплекс неполноценности или замкнутость, или фобия. Ситуации применения насилия или столкновения с опасностью, несомненно, относятся к серьёзным причинам подросткового стресса. Другими – болезненными для психики подростка причинами являются:

Дети близко к сердцу воспринимают даже малейший конфликт в семье. Что уж и говорить о такой семейной драме, как развод. Из-за сверхчувствительности и повышенной мнительности многие подростки безо всяких на то оснований начинают во всех семейных неурядицах винить себя. Им кажется, что с ними что-то не так, поэтому и вокруг одни неприятности.

Подростки мучительно страдают, когда родители их не понимают, когда мать с отцом постоянно ссорятся, когда кто-либо из родных серьёзно заболевает.

Также значимой причиной для стресса является проживание подростка в неблагоприятных условиях: с пьющими родителями, в коммунальной квартире рядом с неприятными соседями, на опасной территории, в абсолютной бедноте и т.д.

Менее важными с позиции взрослого человека, но не менее значимыми для подростка являются сложные ситуации в школе как причина стресса. Поводом для длительных и глубоких переживаний подростка может стать конфликт с учителем или с одноклассниками.

Так как в подростковом возрасте огромное значение имеет общение со сверстниками, проблемы с друзьями являются самым настоящим несчастьем для подростков. Ссоры с друзьями могут стать причиной не только стресса, но и более серьёзных психических расстройств, могут заметно сказаться на интеллекте развивающейся личности.

А уж расставание с любимым человеком в подростковом возрасте и вовсе грозит обернуться настоящей трагедией. Поскольку подростки всё чувствуют по максимуму, им кажется, что они теряют единственную любовь в жизни, что сама жизнь утрачивает всякий смысл без возлюбленного или возлюбленной. Поэтому нередко расставание с любимым человеком доводит подростка до попытки самоубийства.

Другой потенциальной причиной стресса у подростка является проблема с успеваемостью в школе. Особенно сильно давят на психику ребенка завышенные требования к нему со стороны школы. Он легко может погрузиться в уныние из-за несправедливо заниженной оценки, удариться в панику от обилия грядущих экзаменов, впасть в отчаяние от непомерных объёмов домашнего задания. Малейшие затруднения в школе для сознательных подростков зачастую являются единственными причинами стресса. Усугубить ситуацию могут завышенные ожидания родителей. Точно так же перегрузка во внеурочной деятельности: в спортивных секциях, в творческих кружках – запросто может вызвать стресс у подростка.

И, конечно же, для любого подростка стрессовой ситуацией является смена школы. Его отрывают от друзей, которые в этом возрасте ему необходимы чуть ли не больше, чем родители, помещают в новый класс, вынуждают привыкать к новым учителям, новым правилам, новой обстановке. Это очень серьёзный стресс для заново формирующейся психики подростка.

Помимо семьи и школы, причиной стресса для подростка может стать моральная неготовность к физическому взрослению и изменению тела. Большинство девочек-подростков сегодня изводят себя различными диетами и физическими нагрузками только из-за того, что им мерещится собственная полнота. Мальчики в этом возрасте могут сильно комплексовать из-за слишком высокого, на их взгляд, роста, из-за неповоротливости, отсутствия популярности в школе и т.д.

Таковы серьёзные и «детские» поводы для недетских переживаний подростков.

Симптомы подросткового стресса

Стресс – опасное явление для подростка. А потому родители должны быть особенно внимательными к детям этого возраста, чтобы предотвратить погружение подростка в стрессовое состояние или вовремя начать борьбу со стрессом. Однако, чтобы начать бороться, надо сначала обнаружить стресс. По каким же симптомам можно догадаться, что подросток находится в состоянии стресса?

Первым признаком стресса является отдаление подростка от его сверстников и близких людей. Вольно или невольно он становится замкнутым и одиноким. Не хочет отвечать на телефонные звонки, не желает никого видеть. Причиной этого отдаления от людей зачастую бывает резкое понижение самооценки, появление неуверенности в собственных силах, ощущение, что весь мир его не понимает и не принимает.

Другим симптомом подросткового стресса является рассеянность внимания, забывчивость подростка. Он забывает, что было вчера, не замечает знакомых на улице, постоянно витает в облаках и не может ни на чём сосредоточиться. Родителям в этом случае нельзя ругать своего ребёнка, надо его понять и постараться помочь, обратившись за помощью к психологу.

Следующим признаком подросткового стресса является постоянно утомлённое состояние. Ребенок практически не спит, не ест или же наоборот активно «заедает своё горе» и целыми днями пребывает в сонном состоянии. В любом из этих случаев подросток угрюм, измучен, апатичен.

Однако бывают и несколько другие проявления стресса. К примеру, циклическая смена настроения: от состояния беспредельной радости подросток тут же переходит к состоянию глубокого расстройства. Другим примером изменения настроения подростка при стрессовом состоянии является появление агрессии. Его раздражают люди, интересующиеся его жизнью, выводят из себя любые мелочи. Внезапная гиперактивность подростка довольно часто также является симптомом стресса. Подросток старается ни секунды не стоять на месте, не сидеть без дела, пытаясь отвлечься или забыться. Подросток панически боится, остановившись, вспомнить, «остаться наедине» с причиной своего стресса.

Признаком подросткового стресса, помимо уже упомянутого переедания, являются и другие вредные привычки: «поминутное» курение, частое распитие алкогольных напитков, ежедневный шопинг. Симптомом стресса, вызванного недовольством подростка собственной фигурой, является чрезмерное стремление похудеть.

Влияние стресса на человека

Стресс, пережитый в переходном возрасте, может отрицательно сказаться на перестраивающемся физически организме подростка и на его изменяющейся психике.

1) Ухудшение физического здоровья. Научно засвидетельствован тот факт, что люди, столкнувшиеся со стрессом в подростковом возрасте, имеют ослабленный иммунитет и намного чаще серьёзно заболевают в зрелом возрасте, чем те, чьё отрочество было благополучным.

2) Ухудшение психического здоровья. Подростковый стресс, если с ним не бороться, может перерасти в депрессию. А депрессия в переходном возрасте может спровоцировать суицид.

Борьба со стрессом

Родители должны помочь своему ребёнку справиться со стрессом, так как самостоятельно подросток не в состоянии преодолеть психологический кризис.

Самым лёгким и при этом наиболее эффективным методом борьбы с подростковым стрессом является демонстрация безграничной любви и ласки, а также проявление внимания и понимания со стороны родителей. Даже если, на первый взгляд, подросток не принимает Вашу заботу и внимание, поверьте, он очень в них нуждается в трудную минуту.

Также родителям необходимо выказывать доверие подростку. Не следует принимать за него решения в каких-либо жизненных ситуациях, он уже не совсем ребёнок и имеет право начать самостоятельно выстраивать свою жизнь.

Если ребенок перегружен внеурочной деятельностью, именно родителям следует убедить его выбрать что-то одно: или спортивную секцию, или уроки в музыкальной школе. Иначе подросток так и будет выбиваться из сил, стараясь во всём преуспеть, и в итоге погрузится в стрессовое состояние.

Усугубить психологический кризис может стремление подростка скрыть ото всех причину своего стресса. Родители должны во что бы то ни стало убедить ребенка выговориться, выплеснуть накопившиеся отрицательные эмоции, поделиться своими страхами и переживаниями.

Также родители не должны игнорировать успехи своего чада. Даже если подростка раздражают Ваши похвалы, не обращайте внимания. Причиной всему его сложный возраст. На самом деле, каждое Ваше слово доходит до его сознания и остаётся в памяти.

Уважаемые родители, постарайтесь убедить своего ребёнка проще смотреть на жизнь, не зацикливаться на неудачах и временных трудностях, смело, с оптимизмом, с надеждой на лучшее идти вперёд и не отчаиваться. Тогда никакие стрессы не смогут его сломать!

www.bestreferat.ru

Многие статьи и дискуссии по проблемам подростков полны драматической риторики. Например, в одной статье может утверждаться, что всем подросткам свойственно впадать в депрессию/бунтовать или убегать из дому, в другой заявляют: «Подождите, пока вашему ребенку исполнится 12 лет, вот тогда и узнаете, что такое буря и натиск!».

Преувеличение психологических травм в отрочестве влечет за собой появление двух проблем. Во-первых, считается, что все подростки испытывают психологический стресс. Во-вторых, подростков, которые действительно нуждаются в помощи, не воспринимают всерьез, потому что все относятся к их поведению и чувствам как к нормальным явлениям на данном этапе развития.

Ясно, что чрезвычайно важно отличать подростков, находящихся в нормальном состоянии, от тех, кто находится в состоянии психологического стресса.

В общем, согласно данным подростковой психиатрии, средняя и тяжелая формы депрессии в возрасте от 13 до 19 лет встречаются довольно редко, но ее симптомы могут представлять угрозу для жизни тех, кто оказался в таком состоянии. Например, результаты недавнего исследования показали: несмотря на то что процент случаев депрессии в средней и тяжелой формах увеличивается при переходе от отрочества к юности, процент переживающих депрессию остается низким на протяжении всего этого периода, обнаруживая пики в 16 и 19 лет.

Различия в симптомах у испытывающих проблемы подростков имеют связь с полом. Подростки-мальчики, вероятнее всего, втягиваются в антиобщественные формы поведения, такие как пьянство или употребление наркотиков. Подростки-девочки, скорее, загоняют свои симптомы внутрь и развивают депрессию. В общем, среди тех, кто испытал депрессию, девочек-подростков и взрослых женщин вдвое больше, чем представителей мужского пола. Хотя причины этого полового различия неясны, психологи полагают, что они могут быть связаны со значительным снижением самоуважения, которое иногда наблюдается у девочек при переходе в младшую среднюю школу. Это — влияние полоролевой социализации, которая сопровождает половое созревание.

Давление со стороны сверстников и средств массовой информации понуждает девушек стремиться быть более привлекательными и ценить отношения выше достижений. В общем, сочетание менее эффективных стилей совладающего поведения с более сложными проблемами, вызванными этим давлением, может увеличивать вероятность депрессий у девочек на пути от отрочества к юности и взрослости. Исследователи также обнаружили зависимость частоты подростково-юношеских депрессий от этнической принадлежности. Например, у белых американцев и американцев азиатского происхождения симптомы депрессии после стресса появляются чаще, чем у афро-американцев и испано-язычных американцев. Высокие оценки по шкале депрессии не редкость для представителей молодежной гомосексуальной популяции, а риск суицида среди них в 2 раза выше, чем среди гетеросексуалов данной возрастной группы.

Депрессия в подростково-юношеском возрасте появляется одновременно с другими расстройствами в ответ на внутреннее и внешнее напряжение. У мальчиков-подростков и юношей депрессия нередко сопровождается срывами, у девочек и девушек — нарушениями пищевого поведения, такими как анорексия или булимия. Значительная доля тех, кто покушается на самоубийство, переживают депрессию, по меньшей мере после своей попытки. Депрессия, мысли о самоубийстве и употребление наркотиков также связаны между собой.

У девушек недовольство своим телом может привести к расстройствам пищевого поведения, а затем и к депрессии. Как известно, особую опасность депрессии всегда связывали с нездоровьем, — исходя из предположения, что депрессия делает человека уязвимым к болезни. Депрессия может вызывать и другие проблемы, вследствие ее влияния на межличностные отношения. Вызываемое депрессией обеднение общения может ухудшать отношения «родитель-ребенок» в отрочестве и влиять на романтические отношения в юности. Например, среди переживающих депрессию девушек число беременностей в три раза превышает среднестатистическую «норму». Биологические изменения в процессе полового созревания, равно как и социальные перемены, связанные с переходом из начальной школы в средние и старшие классы, — все это требует громадных усилий для психологического приспособления, особенно от девочек-подростков.

Есть ли какие-то факторы, которые могут повлиять на возникновение депрессии? Вероятность возникновения у тинэйджеров депрессии и стрессовых реакций повышают следующие факторы:

• Негативный образ тела, по мнению многих специалистов, может приводить к депрессии и расстройствам пищевого поведения.

• Возросшая способность к критическому осмыслению развивающейся личности и своего будущего может, по-видимому, повышать риск развития депрессии, когда подростки фиксируются на возможных негативных исходах.

Низкая школьная успеваемость, конечно, ведет к развитию депрессии и нарушениям поведения у подростков.

Но это свойственно в основном мальчикам, но, по-видимому, не сказывается столь негативно на девочках. Многие девочки выходят из отрочества с ущербным Я-образом, сравнительно низкими ожиданиями в жизни и гораздо меньшей уверенностью в себе и своих способностях, чем мальчики. Если в возрасте 9 лет большинство девочек относятся к себе позитивно, то к старшим классам школы такое отношение сохраняется менее чем у трети девушек.

И хотя самооценка мальчиков в период обучения в средней школе также снижается, однако не так сильно, как у девочек.

Любопытно, что в этом снижении самоуважения существуют значительные расовые различия. Возникает впечатление, что это явление, в основном, характерно для белых. Изучение афро-американских девушек показало, что в самооценке они больше опираются на семью и на общину, чем на школьную систему. Их окружение может состоять из сильных женщин, которыми они восхищаются. Кроме того, родители афро-американцы часто учат своих детей перекладывать вину с себя на якобы несправедливое общество, в котором они живут. С другой стороны, белые девушки могут слишком сильно реагировать на социальные сигналы в школе, где предпочтение отдается юношам, как уже говорилось в предыдущих главах.

К 15-16 годам многие белые девушки начинают сомневаться в себе.

Когда у них в школе возникают проблемы с учебой, например с математикой, они чаще готовы обвинять в этом себя, тогда как мальчики объяснили бы неудачу «ненужностью» предмета.

chronicles.moy.su

Стресс у детей и подростков. Подростковый стресс

В среднем подростковом возрасте дети переживают период быстрого социального, эмоционального и интеллектуального взросления, а также испытывают определенное давление со стороны родителей, которые хотят, чтобы дети соответствовали их ожиданиям.

Некоторые дети лучше приспосабливаются к таким сложным задачам, чем другие, время от времени у них могут возникать эмоциональные и поведенческие проблемы. В этой и последующих главах будут описаны наиболее часто встречающиеся проблемы, возможные варианты их решения, а также то, когда и как вы сможете получить помощь в решении этих проблем.

Сегодня постоянные стрессовые состояния оказывают пагубное воздействие на организм наших детей. Дети сталкиваются с множеством проблем в школе, дома и на улице. Насилие, наркотики, курение и употребление алкоголя — можете продолжить этот список — это способы выйти из стрессовых состояний. Постарайтесь уберечь детей от эмоциональных потрясений и научить их расслабляться.

В этом возрасте давление может исходить из разных источников — как самого ребенка, так и родителей, учителей, сверстников, а также общества, в котором живет ребенок. Давление может принимать различные формы и создавать сложные проблемы для детей, на которые им приходится реагировать и приспосабливаться к ним. Вне зависимости от того, являются ли эти события действительно важными, такими как развод родителей, либо лишь незначительными трудностями (например потеря домашнего задания), эти потребности или стрессовые ситуации становятся частью повседневной жизни ребенка.

Какие-то события жизни дети принимают с радостью и достаточно легко к ним адаптируются. Другие же события они могут воспринимать как угрозы самим себе либо повседневной жизни их семьи или общему ощущению благополучия, и это вызывает у ребенка стресс. Большинство стрессов, с которыми приходится сталкиваться ребенку, находится где-то посередине — конечно, они нежелательны, но и не причиняют серьезного вреда, а скорее являются частью выполнения задач детского возраста и познания самого себя.

Подростков также может беспокоить умение заводить друзей, успехи в школе, способность противостоять давлению со стороны сверстников или преодолевать свои физические слабости. Вне зависимости от формы проявления, если стресс слишком сильный или продолжительный, в некоторых случаях он может нанести серьезный урон ребенку. Определенная концентрация стрессовых ситуаций может создавать предрасположенность ребенка к заболеваниям. Важные события, в особенности события, навсегда изменяющие жизнь семьи ребенка, такие как смерть одного из родителей, могут оказывать длительное воздействие на его психическое здоровье и благополучие. Незначительные повседневные стрессы также могут иметь некоторые последствия. Они могут привести к потере аппетита или ухудшению сна. Дети могут стать угрюмыми или раздражительными, их успеваемость в школе может ухудшиться. Также может измениться их поведение и желание контактировать с другими людьми.

У разных детей разные темпераменты, поэтому они отличаются друг от друга своей способностью справляться со стрессом и повседневными трудностями. Некоторые из них от природы покладисты и легко приспосабливаются к новым событиям и ситуациям. Других детей легко вывести из равновесия любыми изменениями в жизни. Все дети способны лучше справляться со стрессами, если прежде у них имелся успешный опыт подобного рода, а также если они уверены в своих способностях и эмоциональной поддержке со стороны семьи и друзей. Дети, уверенные в своей правоте и чувствующие любовь и поддержку, в целом успешно со всем справляются.

Безусловно, возраст и развитие ребенка помогут определить, насколько сильный стресс на ребенка может оказать определенная ситуация. К примеру, смена учителя для ученика 1 класса может стать важным событием, но едва ли каким-либо образом повлиять на ученика 6 класса. Невысокий рост неважен для пяти- или шестилетнего ребенка, но в юношеском возрасте может стать причиной постоянных страданий. Восприятие и реакция ребенка на стрессовую ситуацию отчасти зависят от его развития, отчасти от опыта, а отчасти от темперамента.

Многие родители не сомневаются, что дети школьного возраста не знают об окружающих их стрессовых ситуациях и никоим образом невосприимчивы к ним. Кроме того, они уверены, что их дети не только ни в чем не нуждаются, но у них также, вероятно, имеется достаточное количество игрушек, друзей, с которыми можно поделиться, много времени для игр и полный график необходимых дополнительных занятий.

Это не так. Дети крайне восприимчивы к изменениям вокруг них, в особенности к чувствам и реакции их родителей, даже если эти чувства не передаются непосредственно при помощи слов. Если один из родителей останется без работы, детям придется приспособиться к финансовому кризису в семье; им нужно будет справляться не только с явными изменениями в семейном бюджете, но и с изменениями эмоционального состояния родителей. Детям может быть необходимо справляться с издевательствами на игровой площадке, переездом в новый район, серьезным заболеванием одного из родителей или собственным разочарованием из-за недостаточной способности преуспеть в каком-либо виде спорта. Они могут испытывать постоянное давление «правильно» одеваться или получать высокие отметки для того, чтобы увеличить вероятность их поступления в «надлежащее» высшее учебное заведение.

Некоторые психологи уверены, что современным детям среднего подросткового возраста на самом деле приходится сталкиваться с гораздо большим количеством стрессовых ситуаций, нежели подросткам прежних лет, да еще они получают недостаточную социальную поддержку. Изменение семейной структуры от большой, оказывающей поддержку семьи (включая обоих родителей, тетей, дядей, бабушек и дедушек) предыдущих поколений до нынешних поколений с высоким процентом разведенных семей, семей с только одним родителем или семей, где один из родителей является приемным, радикально изменило сам опыт детства. Миллионам подростков приходится приспосабливаться к таким изменениям.

Даже в полных и достаточно стабильных семьях постоянно увеличивающееся число обязанностей обоих работающих родителей зачастую служит причиной того, что детям приходится больше времени проводить на дополнительных занятиях после школы либо дома в одиночестве. Для некоторых детей такая потеря времени, которое они могли бы проводить с родителями, служит определенным стрессом, так же как и ответственность самому заботиться о себе и доме, а иногда и присматривать за младшим братом или сестрой после школы.

Для многих детей и их семей стрессом является количество занятий, заполняющих свободное время детей. Слишком загруженные дети с несоответствующим количеством свободного времени могут чувствовать себя обессиленными.

Кроме того, современные дети растут в такое время, когда им приходится сталкиваться с насилием и давлением со стороны сверстников относительно половой активности и употребления наркотиков, их предупреждают быть осторожными ввиду существующей угрозы похищения детей, сексуального домогательства и других преступных действий. Такое ощущение жизни в небезопасном мире для некоторых детей является источником постоянного стресса. То есть можно сказать, что современным подросткам приходится постоянно сталкиваться с проблемами принимать решения в различных ситуациях, и зачастую от них ожидают слишком быстрого взросления.

Но при этом нельзя сказать, что все стрессовые ситуации оказывают только негативное воздействие. К примеру, умеренное давление со стороны учителя или репетитора может способствовать желанию ребенка получать только высокие отметки в школе и принимать более активное участие в спортивных мероприятиях. Успешное разрешение стрессовой ситуации или проблемных событий повышает способность ребенка справляться с ними в будущем.

Если стресс постоянный или слишком сильный, это наносит большой вред как психике, так и всему организму ребенка. Внезапные стрессовые ситуации вызывают учащение дыхания и сердцебиения, сужают сосуды, повышают артериальное давление и мышечное напряжение, а также могут вызывать расстройство желудка и головные боли. Если стрессовая ситуация сохраняется, у ребенка может развиться предрасположенность к заболеваниям, он может испытывать чувство усталости, его будут мучить ночные кошмары, зубная боль, бессонница, для него станут характерными вспышки раздражения, депрессивное состояние и плохая успеваемость в школе.

На разных стадиях развития способы проявления своей загруженности и неспособности справиться со стрессом у детей различны. В дошкольные годы вы, вероятно, замечали, что при попадании в стрессовую ситуацию ребенок начинал несколько регрессировать. Возможно, ему было трудно разлучаться с вами, он никуда не отпускал вас от себя или даже на время забывал некоторые свои навыки, связанные с процессом взросления, такие как пользование горшком.

Дети младшего школьного возраста более открыто выражают свои чувства, тем не менее у них может проявляться большая склонность принимать стресс близко к сердцу: их характеризует уныние, депрессивное состояние или отчуждение. Другие дети могут выражать свой стресс чрезмерной активностью, гневом или созданием конфликтных ситуаций. Родители должны приспособиться к этим и другим признакам перегруженности ребенка.

Не слишком ли вы давите на ребенка?

С большинством стрессовых ситуаций ребенок сталкивается за пределами семьи — такой стресс может быть неподвластен контролю. Тем не менее многие подростки могут испытывать давление в семье, поскольку их родители из лучших побуждений чрезмерно загружают детей занятиями музыкой, спортивными секциями, компьютерными курсами и уроками живописи.

На первый взгляд может показаться весьма полезным давать ребенку как можно больше возможностей попробовать свои силы в образовательных, культурных и спортивных занятиях. Некоторые родители расценивают это как преимущество для ребенка перед сверстниками в нашем конкурентном обществе. Но специалисты заверяют: если детей заставлять быть слишком старательными учениками, когда практически весь день распланирован за них, это может оказать и негативное влияние. У многих детей возникает стресс, когда он мчится с одного занятия на другое, когда совсем нет времени на отдых, игры, «безделье» и чтобы просто «побыть ребенком».

Вам вместе с ребенком необходимо установить некий баланс между запланированными и незапланированными занятиями. Не беспокойтесь о том, что ему станет скучно; на самом деле ребенок даже получит выгоду от ничем не занятого времени, когда сможет использовать свое воображение и заняться интересными для него делами. Что касается запланированных занятий, уменьшите их количество до тех, которые на самом деле доставляют ему удовольствие, в которых он достигает определенных успехов, приобретает новые умения или замечает улучшения. Узнайте о мнении и пожеланиях ребенка до того, как будете планировать для него какие-либо мероприятия.

Как только ребенок начнет ходить на занятия, окажите ему поддержку (но не давите на него), обязательно хвалите его и проявляйте заинтересованность, посещая его бейсбольные матчи и фортепьянные концерты. В некоторых случаях ребенок может жаловаться, что у него пропал интерес к организованной программе или что его беспокоит неспособность выполнять задания так же хорошо, как и его сверстники или другие члены команды. Выясните причины и суть его жалоб. Некоторые проблемы вам придется решать вместе с ребенком либо может потребоваться временное прерывание деятельности. Вы как родитель должны помнить, что даже в этом возрасте ваш подросток все еще во многом остается ребенком. При достижении подросткового возраста дети часто могут испытывать давление от ожидания от них быть более взрослыми. Помогите подростку насладиться порой детства без ненужных факторов, вызывающих стресс. По мере взросления позвольте ребенку задавать собственный темп своих открытий. Обсудите с ним такие вопросы, как индивидуальность и давление сверстников.

Помогите ребенку преодолеть трудности

Если ребенок сталкивается со слишком большим количеством стрессовых ситуаций, ему может потребоваться ваша помощь для того, чтобы понять, как лучше всего справляться с трудностями. Уделите время и обсудите с ребенком давление, которое он испытывает в жизни, и причины его беспокойства. Детям школьного возраста зачастую сложно сесть и обсудить это. Но вы должны дать ребенку понять, что вам небезразличны эти вопросы и что вы хотели бы ему помочь. Рассматривайте каждую ситуацию как проблему, которую необходимо решить.

Вам может быть нужно поставить себя на место ребенка и представить, что в такой ситуации может чувствовать ребенок. Обсудите некоторые формы его поведения и выражения эмоций, которые вы замечали в последнее время и благодаря которым посчитали, что ребенок может сам стараться решить какие-то проблемы. Постепенно ваши старания помогут ему выразить свои чувства при помощи слов.

Помогите ребенку понять его собственный темперамент. Используйте некоторые выводы из ваших наблюдений за ребенком. Употребляйте такие высказывания, как «Я знаю, что ты достаточно болезненно реагируешь на стрессовые ситуации» либо «Мне кажется, тебе удобнее самому спокойно принимать решения». Это поможет проникнуть в суть проблемы и оценить умение ребенка справиться с ситуацией.

Вместе с ребенком вы должны проанализировать возникшую ситуацию или занятия, который ему служат причиной проблемы. Может быть, у ребенка конфликт с друзьями, который ему нужно разрешить? Либо ему, возможно, необходимо ваше заверение в том, что, несмотря на развод, ребенка по-прежнему любят оба родителя? Или вам следует сократить расписание его дополнительных занятий либо же выбирать их с большей осмотрительностью?

Вместе с ребенком определите имеющиеся проблемы и возможные варианты их решения. Уделите внимание влияниям, которые также могут затруднять способность ребенка приспосабливаться или справляться с ситуацией, и определите способы, при помощи которых он может изменить ситуацию.

Если вам кажется, что у ребенка недостаточно свободного времени, помогите ему изменить расписание так, чтобы у него оставалось время на отдых и игры. Возможно, ребенок сам начнет использовать свои творческие способности и придумает собственные развлечения. Способствуйте тому, чтобы ребенок использовал свое воображение и способности для того, чтобы проводить время с удовольствием. Помните: ваша задача состоит не в том, чтобы постоянно занимать ребенка — на самом деле большинство детей получают удовольствие от простых игр в спокойной обстановке без бурного темпа и давления, которые обычно наблюдаются при сильной загруженности ребенка.

Возможно, вы сочтете нужным уделять по 10-15 минут в день только ребенку в выбранном им самим занятии. Такое времяпрепровождение способствует сближению семьи — это время, не подверженное воздействию стрессов.

Если вы считаете, что вам требуется дополнительная помощь для того, чтобы справиться со стрессовой ситуацией, обсудите этот вопрос с педиатром, который в процессе беседы с вами и ребенком поможет определить пути наименьшего стресса для ребенка. В некоторых случаях, если ребенок очень плохо справляется с ситуацией и стресс мешает его повседневной жизни, врач может направить вас к профессиональному консультанту.

Помимо этого вам, возможно, необходимо будет присмотреться к собственной жизни. У детей, подверженных стрессу, зачастую родители также подвержены стрессу, и некоторая доля постоянного беспокойства передается и ребенку. Если вы переживаете личный кризис, например развод, либо пытаетесь заполнить весь день ребенка занятиями, поскольку вы сами по натуре очень активный человек, возможно, сейчас самое время внести некоторые изменения в свою жизнь, уменьшив личный стресс, который может оказывать косвенное влияние и на вашего ребенка.

Что беспокоит ребенка

В процессе научного исследования ученикам 5-х и 6-х классов задавали вопросы, касающиеся событий в их жизни (уже произошедших или которые только могут произойти), вызывающих у них беспокойство или другие отрицательные чувства. Далее перечислены обстоятельства, которые упоминались чаще всего, причем список составлен в порядке убывания.

  • Болезнь
  • Ничегонеделание
  • Недостаток денег
  • Давление с целью получения только высоких отметок
  • Ощущение аутсайдера в отношениях со сверстниками
  • Недостаточное количество времени, которое дети проводят с родителями
  • Невыполнение домашнего задания
  • Недостаточные успехи в спорте
  • Неспособность одеваться так, как хотелось бы
  • Переживания по поводу изменений тела
  • Опоздание в школу
  • Маленький рост
  • Родители, постоянно ругающиеся в присутствии ребенка
  • Неумение находить контакт с учителями
  • Вес или рост больше, чем у других детей этого же возраста
  • Переезд
  • Смена школы
  • Споры с родителями относительно правил в семье
  • Раздельное проживание родителей
  • Давление с целью уговорить сделать что-то, чего ребенок не хочет (например курение).
  • Признаки перегруженности

    Хотя стресс является частью нашей жизни и процесса взросления, вам необходимо вмешаться, как только вы увидите, что стресс разрушительно действует на физическое или психологическое здоровье ребенка. Вот некоторые признаки того, что стресс, вероятно, оказывает слишком негативное влияние на ребенка.

  • у ребенка развиваются физические признаки болезни, такие как головные боли и боли в желудке.
  • Ребенок выглядит беспокойным, уставшим или возбужденным.
  • у ребенка проявляются признаки депрессивного состояния, и он отказывается отвечать на вопросы о том, как себя чувствует.
  • Ребенок становится раздражительным, негативно настроенным и во время привычных занятий практически не проявляет никаких положительных эмоций.
  • Ребенок перестает проявлять интерес к какому-либо занятию, которое раньше было для него крайне важным, и предпочитает оставаться дома.
  • Его отметки в школе становятся хуже, он проявляет меньший интерес к таким обычным занятиям, как посещение уроков и выполнение домашнего задания.
  • Ребенок проявляет признаки антиобщественного поведения, такие как вранье и воровство, отказывается или забывает выполнять свои домашние обязанности, становится более зависимым от вас, чем раньше.
  • Снятие стрессового состояния у детей

    Занятия йогой, прогулки на свежем воздухе, медитация и ведение дневника — вот способы, с помощью которых ребенок может снять внутреннее напряжение. Полезны также травы, которые укрепляют и успокаивают нервную систему, тонизируют надпочечники и другие органы эндокринной системы. Этими рекомендациями могут также воспользоваться родители и учителя, которые сами находятся в стрессовом состоянии.

    При эмоциональном возбуждении, беспокойном состоянии, при переживании стрессовых ситуаций применяйте ромашку, валериану, хмель, липу, лаванду, шлемник, вербену, буквицу, пассифлору, мелиссу и пустырник. Эти травы можно использовать отдельно или комплексно в виде чая, отвара или настойки.

    Чтобы уменьшить жесткость в шейном и плечевом отделах и другие физические последствия напряжения, принимайте ежедневно настойки коры калины, боярышника или клопогона кистевидного. Доза составляет 1/4-1/2 чайной ложки до 3 раз в день.

    www.sweli.ru

    Как снять стресс и нервное напряжение: медитация и расслабление

    Стрессы присутствуют в обычной жизни человека, возникают по разным причинам. Поэтому желательно знать, как снять стресс и нервное напряжение грамотно, доступными методами.

    Стрессовые ситуации возникают из-за семейных конфликтов, невозможности найти понимание коллектива, по личным мотивам. Причин много. С любой проблемой можно справиться, главное знать как. Уметь снять стресс, значит иметь терпение, выдержку, чтобы исключить переход нервного напряжения к затяжной депрессии.

    Причины нервного напряжения, приводящие к стрессу

    Хорошо известно состояние, заставляющие негативные эмоции рваться наружу, а напряжение достигать предела. Это нервный срыв, происходящий по следующим причинам:

    • человека незаслуженно обидели, оскорбили. Он долго помнит случившееся, постоянно детально перебирает произошедшее событие;
    • замечание, сделанное на работе или кем-то близким, воспринятое как оскорбление;
    • негативное, безвыходное настроение (некому рассказать о происходящим по причине закомплексованности).
    • Скопившиеся негативные эмоции, кажущиеся безвыходными, часто переходят в длительный стресс. При этом ухудшается психическое здоровье человека, появляется ощущение заброшенности, ненужности. Проявляется такое состояние следующим образом:

      • бесконечная внутренняя боль (хочется пожалеть себя);
      • постоянные или периодические головные боли;
      • затруднительные движения руками, шеей, головой;
      • напряжение мышц (трудно найти удобную позу для работы или отдыха).
      • Перечисленные признаки говорят, что следует задуматься, как снять стресс и успокоить нервы для возвращения к нормальному состоянию.

        Стресс, напряжение нарастает постепенно. Выделяют следующие, прогрессирующие этапы заболевания:

      • появление тревоги;
      • адаптация к постоянному беспокойству;
      • истощение организма, возможный переход к депрессивному состоянию.
      • Тревога приходит внезапно. Сначала не вызывает опасений, если человек способен снять напряжение самостоятельно. Внушаемые личности воспринимают стресс слишком эмоционально, панически. Нужно знать, как помочь человеку выйти из напряжения, снять нервный срыв.

        Первая помощь при нервном напряжении

        Ощутив нервозность, попробуйте быстро избавиться от стресса с помощью простых советов:

      • старайтесь побольше отдыхать;
      • рабочие моменты обязательно должны чередоваться полноценными выходными;
      • необходим хороший сон (около 8 часов) для восстановления организма;
      • после посещения улицы обязательно примите душ, снимите макияж (женщинам), лишние аксессуары, украшения, попытайтесь расслабиться;
      • подберите удобную, но красивую домашнюю одежду;
      • избавляйтесь от ненужных вещей;
      • постарайтесь прекратить общение с людьми, вызывающими негативные эмоции;
      • если состоите в отношениях, но что-то не устраивает — проанализируйте ситуацию (возможно это причина стресса);
      • разрешайте себе иногда пустяковые, приятные покупки;
      • позвольте себе полениться выходной день (уборка, «неотложные» дела подождут).
      • Придерживайтесь перечисленных правил, возможно при тяжёлой ситуации вспомните, как снять стресс и нервное напряжение.

        Медицинские препараты помогающие снять нервный срыв

        Лечение стрессов и нервных заболеваний осуществляется следующими препаратами:

      • Кваттрекс (капсулы) устраняют бессонницу, состояние тревоги;
      • Тенотен — таблетки от стресса и повышенной раздражительности;
      • Афобазол (выпускается в таблетках). Это лекарство от тревожных состояний относится к группе транквилизаторов.
      • Перед применением любого из перечисленных препаратов, обязательно получите врачебную консультацию. Оставьте самостоятельные эксперименты с медикаментами, это ухудшит ситуацию, либо скроет причину возникновения стресса и напряжения.

        Существуют противопоказания к приёму медицинских препаратов от стресса:

      • беременность, кормление грудным молоком. Будущим мамам при нервных расстройствах назначают чаще растительные средства;
      • индивидуальная непереносимость определённых компонентов;
      • аллергические реакции;
      • детский организм. Здесь прописываются другие препараты, дозировки;
      • травмы, связанные с мозговой деятельностью. Использование медикаментов иногда скрывает симптомы травмы, ухудшает самочувствие.
      • Любые медикаментозные средства нужно принимать осторожно. Читайте лекарственные аннотации, соблюдайте указанные дозировки.

        Успокаивающие препараты на растительной основе практически безвредные, оказывают щадящее действие. Более сильные лекарства принимаются под врачебным контролем. Комбинируйте приём медикаментов с народными методиками для выхода из стресса.

        Народные рецепты при нервных расстройствах

        Народная медицина помогает при различных заболеваниях, включая проблемы связанные с нервным напряжением.

        Находясь дома, можно приготовить отвары, смеси, помогающие от стресса и нервов:

        прокипятить ещё 15 мин.;

        настаивать 2 часа, принимать 3 раза за день (100 мл)

        снимает спазмы сосудов

        пропить 3 раза за день до принятия пищи (1/3 ст. л.)

        Домашние рецепты приносят хороший результат. Травы для приготовления рецептов найдутся практически у любой хозяйки.

        Попробуйте правильно дышать в сочетании с гимнастикой

        Существуют различные расслабляющие методики, помогающие при нервных напряжениях. Одна из них — медитация. Метод основан на дыхательных упражнениях, специальных, релаксирующих движениях:

      • дыхание. Мысленно считайте до 4, затем глубоко вдохните. Задерживайте выдох 5 минут. Упражнение пригодится во время засыпания;
      • работайте носом. Вдыхайте/ выдыхайте поочерёдно каждой ноздрёй;
      • вдыхая, набирайте воздух животом, постепенно переходя к груди. Немного задержите выдох — сделайте его сначала грудью, затем животом;
      • делаете 10 глубоких вдохов носом. Выдох идёт ртом;
      • сядьте прямо, закройте глаза. Старайтесь не думать, повторяя любые понравившиеся слова (небо, любовь, счастье, всё что придёт на ум). После нескольких таких упражнений плохие мысли уйдут.
      • Следующие упражнения медитации можно выполнить даже находясь на работе:

        1. стойте прямо, ноги слегка расставьте. Вдыхайте воздух, на выдохе тяните руки кверху;
        2. потянитесь на вдохе, при выдохе энергично опустите руки, встряхните ими;
        3. вдыхайте ртом расслабляя лицевые мышцы. Подвигайте плечами.
        4. Несложные гимнастические упражнения, направленные на расслабление, желательно выполнять сразу после дыхательных. Посмотрите подробное видео о релаксирующей методике, помогающей снять напряжение.

          Способы снятия нервного напряжения

          Практически все люди реагируют на стрессовые ситуации слишком эмоционально, что приводит к нервному напряжению. Как быстро снять стресс или нервное напряжение, но с длительным эффектом? Попробуйте следующие способы:

        5. обязательно научитесь переключаться. Для этого должно быть любимое занятие, которое спасает в различных, сложных ситуациях;
        6. любое движение поможет, когда не знаете как снять нервный стресс. Подойдут танцы, прогулка пешком, прыжки, бег;
        7. сон прекрасно справится с проблемой, ласт отдых телу, голове;
        8. посетите баню — сразу станет легче.

        Есть интересный способ, как снять сильный стресс — попробуйте экстрим. Прыгните с парашютом, спуститесь в подземелье, прокатитесь на скейте или запишитесь на дайвинг. Только этот вариант обязательно должен выполняться с инструктором.

        Как успокоить нервы и снять стресс быстрее, чтобы нервное напряжение не успело захватить целиком? Попробуйте следующие советы:

      • шоколад. Когда нет вариантов, но нужно побыстрее решить проблему нервного срыва — поможет чёрный шоколад с большим содержанием какао-бобов. Даже маленький кусочек шоколада повысит уровень серотонина в организме, притупит болевые ощущения;
      • бумага, карандаш. Напишите на листке всё, что сказали бы своему обидчику, или накопившиеся переживания. Затем скомкайте листок и выбросите. Точно так же должны уйти из головы негативные мысли, бесконечные переживания;
      • снятие нервного напряжения снимается простым способом. Потрите ладони друг о друга энергичными движениями. Трите, пока кожа станет тёплой — почувствуете облегчение, успокоение. По завершении, горячими руками разотрите мочки ушей. Такой необычный, лёгкий массаж можно подсказать своим знакомым, чтобы знали, как избавиться от стресса быстрым способом;
      • вода даёт человеку жизненную энергию, организм наполовину состоит из воды. Поэтому при нервном напряжении встаньте под контрастный душ или наберите ванну, добавив пену.
      • Приведённые советы простые, но действительно помогают при экстренных ситуациях.

        Если перенервничал подросток

        Нервные срывы бывают не только у взрослых, но у подростков и совсем маленьких детей. Что можно посоветовать при подростковых проблемах? Существует проверенные способы выхода из нервного напряжения:

      • посоветуйте своему почти взрослому ребёнку вести дневник. Пусть ведёт его всегда, тогда при стрессе будет кому первому рассказать о случившемся. Записи желательно вести последовательно: сначала выплёскиваете всю боль, все переживания, через несколько дней перечитываете и получаете урок. По прошествии времени даже самое ужасное происшествие покажется проще. Научите подростка анализировать написанное, пусть поделится своими мыслями;
      • запишите сына или дочку в спортивную секцию. Не обязательно заниматься спортом профессионально. Можно просто ходить в бассейн, кататься на ипподроме на лошадях, зимой на лыжах, коньках. Спорт (любой вид) должен быть в жизни взрослеющего ребёнка;
      • почаще разговаривайте с подростками. При переходном периоде всегда присутствует недостаток общения, понимания со стороны взрослых. Обсуждайте любые вопросы, почаще смейтесь вместе.
      • Забыть о постоянном стрессе, снять напряжение

        Существует много советов, рекомендаций по поводу экстренной помощи в случае нервного перенапряжения. А как избавиться от постоянного стресса, какие есть методики?

        При любом заболевании важны профилактические мероприятия, предупреждающие его появление. Так и со стрессовыми ситуациями. Полностью исключить стресс из жизни трудно, но смягчить его проявление можно. Попробуйте придерживаться следующих рекомендаций:

      • в семье должна поддерживаться ровная, здоровая атмосфера. Старайтесь исключить скандалы, но и держать в себе накопившееся раздражение недопустимо. Всегда можно спокойно обсудить проблему, найти выход из создавшейся ситуации;
      • прекрасно, когда у супругов доверительные отношения. Любое напряжение, тем более связанное с нервами, можно снять занявшись любовью;
      • если в квартире или доме проживает несколько человек, у каждого должно быть личное пространство (комната, угол), где возможно остаться наедине; замечательно, если можно попросить помощи у близких, когда они рядом;
      • обязательно найдите любимое занятие, помогающее отвлечь от проблем.
      • Из любой жизненной ситуации всегда есть несколько выходов, главное избегать паники, не опускать руки, и проблемы отступят. Не замыкайтесь в себе, делитесь проблемой со специалистами и близкими людьми. Исключите самолечение.

        Видео: Как успокоить нервы, расслабиться, успокоиться?

        stressu.ru

        Стресс у детей и подростков: причины и последствия, лечение и профилактика

        ГБОУ ВПО Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова, Российская Федерация

        Вершинина Светлана Викторовна,

        сотрудник НИО неврологии НИЦ ГБОУ ВПО

        к-т мед. наук, старший научный

        Первый МГМУ им. И.М. Сеченова

        Рябоконь Ирина Владимировна,

        Каким бы ни был стресс, «хорошим» (эустресс) или «плохим» (дистресс), эмоциональным или физическим (или тем и другим одновременно), воздействие его на организм имеет общие неспецифические черты адаптационного синдрома, который протекает в три стадии: начинается в виде первичной тревоги, сменяется периодом сопротивления и заканчивается истощением [1,2].

        Hans Selye в своей книге «The stress of life» (1956) писал, что «. стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявление ему требования. С точки зрения стрессовой реакции не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или в адаптации. » [1].

        В настоящее время стрессорный ответ рассматривается как аллостерический* процесе, модулирующий активность гипоталамо-гипофизарнонадпочечниковой оси (ГГНО) и вегетативной нервной системы для защиты и адаптации организма к стрессу с помощью разнообразных приспособительных реакций как на системном, так и на клеточном уровне (рис. 1) [8].

        * В основе аллостерического процесса лежит регуляция по принципу обратной связи [7]

        Симптомы стресса у детей

        Можно выделить ряд признаков стресса у детей:

      • перепады настроения;
      • нарушения сна;
      • ночное недержание мочи;
      • физический дискомфорт, в том числе боли в животе и головные боли;
      • проблемы с концентрацией внимания, что резко снижает успеваемость;
      • ребенок становится замкнутым или много времени проводит в одиночестве, избегает контактов как со сверстниками, так и со своими близкими, в том числе родителями.

        Дети младшего возраста могут приобретать новые привычки, например, грызть ногти или некоторые предметы, сосать пальцы, накручивать волосы на палец или нос, ковырять в носу, кусать губы.

        Старшие дети могут начать лгать, запугивать или бросать вызов окружающим, в том числе и представителям власти. Обращение к ним с обычными вопросами и просьбами вызывает неадекватную, часто агрессивную реакцию.

        У ребенка со стрессом могут быть кошмары и страхи (например, боязнь оставаться одному в помещении), суетливость, а также неадекватная реакция на незначительные проблемы [32, 33].

        Причины и источники стресса у детей

        Стресс возникает под влиянием воздействий, которые имеют место в жизни как взрослого, так и ребенка.

        К потенциальным источникам стресса у детей относятся школьные и социальные проблемы, в том числе:

        У дошкольников даже расставание с родителями (посещение яслей или сада) может стать стрессом и вызвать беспокойство.

        Стресс у родителей, и в первую очередь у матери, оказывает ключевое влияние на жизнь ребенка в семье, его детские представления о семейной жизни, сплоченности семьи и модели его будущей семьи во взрослой жизни [40].

        Стресс могут вызвать мировые новости. Дети, которые видят тревожные образы по телевизору или слышат разговоры о стихийных бедствиях, войнах и терроризме, могут беспокоиться о своей собственной безопасности и безопасности людей, которых они любят.

        Экологические стрессы. Дети особенно уязвимы к последствиям изменения климата, которые негативно влияют на их здоровье за счет увеличения загрязнения воздуха, резких изменений погодных условий, колебаний температуры и атмосферного давления, снижения качества воды, нехватки экологически чистого продовольствия и мощного воздействия токсинов. В результате экологических стрессов дети подвержены риску инфекционных и аллергических заболеваний, болезней органов дыхания, а также стресс-связанных расстройств [41].

        При стрессах в 4 раза повышается риск сердечно-сосудистых заболеваний [5]. Стрессовые события могут ухудшить самоконтроль, особенно у подростков.

        При этом связанное со стрессом импульсивное поведение может быть истолковано неправильно (к примеру, как дефицит внимания и гиперактивность) [34].

        У 10-25% детей при длительном или многократно повторяющемся стрессе развиваются или обостряются хронические заболевания внутренних органов [35-36].

        Стресс в детском возрасте, особенно хронический, провоцирует начало многих тяжелых заболеваний уже во взрослой жизни [34, 37].

        Стресс сам по себе очень важен для выживания.

        Однако хронический стресс напрямую связан с началом и прогрессированием многих патофизиологических состояний [3].

        В условиях длительного влияния стрессорных факторов нарушается эндо¬кринный, гормональный и вегетативный баланс, что приводит к дезадаптации (срыву адаптации) [2].

        Дезадаптация определяет развитие негативных психологических и соматиче¬ских последствий стресса [4].

        Стресс: взаимодействие патофизиологических механизмов

        В последние годы активно обсуждается роль глутаматергической системы головного мозга в патогенезе стресса, когнитивных и эмоциональных нарушений при стресс-связанных расстройствах.

        NMDA-рецепторы (рецепторы глутамата, селективно связывающие N-метил-D-аспартат), возбуждаются при любом стрессе (эмоциональном, физическом, химическом, в том числе в результате гипоксии и ишемии клетки).

        Дисфункция NMDA-рецепторов при стрессе:

        1. приводит к повреждениям клеток глии и нейронов префронтальной коры, миндалины, гиппокампа и их связей с нижележащими структурами (таламусом, гипоталамусом, гипофизом, ретикулярной формацией) (рис. 2) [9];

        Рис. 2. Структуры головного мозга, участвующие в стрессорном ответе

        Стрессы часто приводят к нарушениям сна. Даже после краткосрочного стресса, на фоне которого имел место плохой сон в течение нескольких ночей, ребенок может сосредотачивать свое внимание на неспособности спать, тем самым «закрепляя» проблему.

        У подростков может нарушаться суточный ритм в виде отхода ко сну после полуночи, но в случае пробуждения поздним утром или днем длительность сна не меняется. Однако социальные факторы (например, учеба в первую смену) диктуют необходимость более раннего пробуждения. Это негативно влияет на дневную активность, снижает работоспособность и успеваемость, повышает риск травм и несчастных случав, в том числе и на дорогах.

        Сон может быть нарушен в результате синдрома обструктивного апноэ сна или синдрома беспокойных ног, что требует обязательного обращения к врачу. Нарушения сна могут также быть вызваны приемом лекарственных препаратов или наркотических средств, принимаемых подростками [18].

        Необходимо соблюдать правила гигиены сна, которые позволяют улучшить наступление сна.

        Профилактика стресса у детей

        Правильный отдых и соблюдение режима сна помогут повысить адаптационные возможности

        Не только ребенку, но и любому человеку нужно спать столько часов, сколько требуется организму. При этом ночной сон должен быть непрерывным.

        Чем младше ребенок, тем продолжительнее его ночной сон и также существует потребность в дневном сне.

        Регулярная физическая активность поможет повысить стрессоустойчивость

        Регулярная физическая активность позволяет снять напряжение и повысить выносливость организма к воздействию различных стрессов.

        Рекомендуется физическая активность в виде интервальных тренировок (циклические смены умеренной и интенсивной нагрузки в течение 30-40 мин.) с частотой 3-7 дней в неделю [18].

        Это могут быть ходьба, бег, велосипедные или лыжные прогулки по пересеченной местности, групповые игры, борьба, теннис, тренировки в плавательном бассейне, ритмичные танцы, аквааэробика и другие виды фитнеса.

        Ритмичные виды физических нагрузок рекомендуется чередовать с занятиями релаксационной направленности: йога, пилатес, стрейчинг и др. статические виды активности с частотой 1-2 раза в неделю, что также позволит укрепить опорно-связочный аппарат, в том числе у детей с синдромом дисплазии соединительной ткани.

        Любая физическая нагрузка в тренировочном режиме должна быть регулярной и строиться по принципу:

        Если ребенок голоден или от последнего приема пищи прошло более 1,5 часов, к физическим нагрузкам такой ребенок не допускается во избежание обмороков и других последствий метаболического стресса.

        Здоровое питание- защита от стресса

        Часто взрослые забывают, что ухудшение качества и состава современной пищи, которую ребенок потребляет изо дня в день, негативно влияет на организм. Эти влияния постоянны и гораздо мощнее снижают стрессоустойчивость по сравнению с другими факторами.

        Питательные вещества, витамины и микроэлементы должны поступать в организм с пищей. Их соотношение должно быть сбалансировано. Но при современном образе жизни часто этого не происходит. И постепенно начинают страдать нормальная работа мозга, регуляция настроения и адаптация к стрессам.

        В современном «образе питания» наиболее уязвимым оказалось обеспечение должным количеством минералов и микроэлементов. Лидером стал дефицит магния [22, 24, 27, 28].

        Самые ранние признаки недостаточного потребления магния с пищей:

        Питание и его связь с физкультурой

        До занятий за 1-1,5 часа и не позднее, чем через 1 час после занятий, у ребенка должен быть полноценный прием пищи, сбалансированной по количеству потребляемых углеводов, жиров и белков, в том числе и в виде специально разработанных спортивных белково-углеводных питательных смесей.

        Дефицит магния — причина и следствие стресса

        Магний — незаменимый (эссенциальный) микроэлемент.

        Магний определяет выработку и использование энергии каждой клеткой в нашем теле, а также спокойствие и устойчивость к избыточному возбуждению.

        Без достаточного количества магния стрессы усиливаются даже независимо от других стрессовых раздражителей.

        При дефиците магния нервная система перевозбуждается, клетки производят энергию, которая тратится все более неэффективно, резко усиливаются воспалительные процессы, нарушаются обменные процессы, клетки всего организма становятся склонны к повреждениям, разрушениям и смерти.

        У детей при снижении содержания магния значительно выше индекс массы тела и процент содержания жира, а также появляется склонность к повышению артериального давления, растет содержание «плохих» жиров, и формируется резистентность к инсулину, что в итоге ведет к ожирению, сахарному диабету, гипертонии и метаболическому синдрому [28].

        Стресс: участие Mg2+ в патогенезе на клеточном уровне

        Ионы Mg2+ являются универсальными природными стабилизаторами всех подтипов NMDA-рецепторов [13].

        В покое канал NMDA-рецептора закрыт ионом Mg2+ (рис. 3).

        При поступлении в синаптическую щель глутамата постсинаптическая мембрана деполяризуется, и Mg2+ вместе с К+ удаляются из клетки во внеклеточное пространство.

        Повышается проницаемость клеточной мембраны для ионов Na+ Ca2+.

        Их приток в клетку приводит к:

        Стресс: участие Mg2+ в патогенезе не системном уровне

        Дефицит Mg2+ приводит к:

        Это индуцирует развитие дезадаптации и патологической тревоги при стрессе, что клинически проявляется спектром психосоматических симптомов [13, 18].

        Другие важные функции ионов Mg2+

        Mg2+ наряду с Ca2+, Na+, К+ относится к эссенциальным микроэлементам, определяющим жизнедеятельность организма в целом:

      • Ионы Mg2+ также контролируют работу вольтаж-зависимого ионного канала для Ca2+, Na+, К+ [7].
      • Процессы синтеза энергии в митохондриях, формирования и выделения всех известных нейротрансмиттеров и нейропептидов, в том числе и ме¬диаторов воспаления (субстанция Р и оксид азота — NO), контролируются соотношением Ca2+/Mg2+ [21, 22].
      • Присутствие достаточного количества Mg2+ в организме является кри¬тическим фактором для нормального клеточного гомеостаза и определяет связь дефицита магния, возраста, старения и риска развития соматиче¬ских заболеваний [23].
        • Клеточный дефицит Mg2+ приводит к активации неспецифического кальцийзависимого воспалительного каскада. Это универсальный за¬пускающий патогенетический механизм при болевых синдромах, сахар¬ном диабете 2 типа, метаболическом синдроме, остеопорозе и др. [23].
        • Особое значение приобретает дефицит магния с позиции нарушений синтеза РНК и ДНК, концевые участки которых (теломеры) необхо¬димы как для поддержания целостности генома, так и для сдержива¬ния клеточного старения [31].
        • При стрессе повышение активности ГГНО и катехоламинов приводит к избыточной потере клетками внутриклеточного Mg2+. На фоне дефици¬та магния и высокой катехоламиновой активности запускается процесс дестабилизации ДНК, нарушается ее репликация и транскрипция, что приводит к укорочению теломер, нарушению синтеза белка и функции митохондрий и, как следствие, к старению и смерти клетки [27].
        • Причины для развития дефицита магния у современных детей многообразны.

          Первая причина: неправильное питание

          Дефицит магния в пище приводит к дефициту магния в организме. Снижение содержания магния нарушает стрессоустойчивость и является одним из основных факторов развития многих заболеваний.

          Многолетнее неправильное питание с использованием большого количества поваренной соли, в т.ч. и скрытой (колбаса, сосиски и другие полуфабрикаты), рафинированных продуктов, в которых резко снижено содержание магния, ортофосфорная кислота (сильногазированные безалкогольные сладкие напитки), а также психостимуляторы и другие психоактивные вещества (энергетические напитки), активно принимаемые тинейджерами, подростками и людьми в возрасте до 30 лет, формируют дефицит магния как у взрослых, так и у детей [24]. Глутамат и аспартат — основные пищевые добавки, входящие в состав большин¬ства полуфабрикатов и «фаст-фудов» — нарушают усвоение магния из пищи и усиливают его потери, что может усугубить эмоциональные расстройства [25].

          Вторая причина: сезонные колебания

          В период с ноября по март содержание магния в организме снижается [26].

          При стрессе дефицит магния усиливается [24, 29].

          Магний – антистрессовый элемент

          Участие магния во множестве физиологических процессов организма человека позволяет рассматривать его дефицит как пищевой маркер стресса, тревоги, депрессии.

          Детям требуется больше магния, чем взрослым, поскольку идет постоянный рост — необходимо около 6 мг на килограмм массы тела:

          Важно, чтобы в рационе было больше зеленых овощей и фруктов, круп, зла¬ков, а также продуктов, содержащих в первую очередь витамин B6, который способствует усвоению магния из пищи (его много в бананах, печеном с кожу¬рой картофеле, буром рисе, гречневой крупе); следует также исключить пова¬ренную соль или заменить ее на малое количество морской соли [24].

          Ребенку необходимо обеспечить поступление должного количества магния с пищей и водой в период стрессорных воздействий, а также в период с поздней осени до весны.

          Магне B6 Поможет восполнить дефицит магния и поддержать нервную систему ребенка

          Для предотвращения негативного влияния стресса и повышения стрессоустойчивости рекомендуется восполнение дефицита магния путем применения биоорганических солей магния — пидолата и цитрата, в сочетании с витамином B6 (пиридоксином).

          В таком сочетании магний будет лучше усваиваться из желудочно-кишечного тракта и проникать в клетки организма ребенка [18].

          Пидолат магния + пиридоксин (питьевой раствор Магне B6, разрешен к применению с 1 года)*.

          Цитрат магния + пиридоксин (Магне B6 форте, разрешен с 6 лет)*.

          * доза препарата в зависимости от возраста ребенка представлена в табл. «Соответствие рекомендуемой суточной потребности в магнии дозировкам препарата Магне В, и Магне В, форте в зависимости от группы населения».

          Рекомендуется прием: с конца ноября по начало апреля, когда отмечается наибольший дефицит магния.

          Устраняя дефицит магния, прием Магне B6 способствует тем самым улучшению настроения, внимания, памяти, успеваемости, а также самочувствия детей и уменьшению проявлений вегетативной дисфункции [11,15].

          Прием цитрата магния (Магне B6 форте) — основа устранения дефицита магния. Это, в свою очередь, способствует лучшему контролю головных болей у детей, в т.ч. мигренозных болей, провокатором которых часто служит стресс. Прием Магне B6 форте рекомендуется в комплексной терапии при контроле показателей магниевого дефицита (содержание магния в эритроцитах) [19-20].

          Магне B6: Лечение стресса и дефицита магния

          При лечении детей, пребывающих в состоянии стресса, для восполнения дефицита магния рекомендован курсовой прием Магне B6 питьевой раствор или Магне B6 форте 2-3 раза в день в течение не менее месяца. Соответствие рекомендуемой суточной потребности в магнии дозировкам препарата Магне B6 и Магне B6 форте в зависимости от группы населения (адаптировано из Тутельян В.А., 2002) [30].

          medi.ru

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Navigation