Стресс и способы преодоления стрессовых ситуаций

1. Сущность и содержание стресса………………………………………. 4

1.2. Причины и признаки стрессового состояния ……………………….8

2. Способы преодоления стресса ………………………………………..13

Стресс — обычное и часто встречающееся явление. Мы все временами испытываем его — может быть, как ощущение пустоты в глубине желудка, когда встаем, представляясь в классе, или как повышенную раздражительность или бессонницу во время экзаменационной сессии.

Незначительные стрессы неизбежны и безвредны. Именно чрезмерный стресс создает проблемы для индивидуумов и организаций.

Стресс – это по своей сути еще один вид эмоционального состояния, это состояние характеризуется повышенной физической и психической активностью. При этом одной из главных характеристик стресса является его крайняя неустойчивость. При благоприятных условиях это состояние может трансформироваться в оптимальное состояние, в при неблагоприятных – в состояние нервно – эмоциональной напряженности, для которого характерно снижение работоспособности и эффективности функционирования систем и органов, истощение энергетических ресурсов.

Чаще всего, стресс определяется как чрезмерное психологическое или физиологическое напряжение. Исследования показывают, что к физиологическим признакам стресса относятся язвы, мигрень, гипертония, боль в спине, артрит, астма и боли в сердце. Психологические проявления включают раздражительность, потерю аппетита, депрессию и пониженный интерес к межличностным и сексуальным отношениям и др.

Снижая эффективность и благополучие индивидуума, чрезмерный стресс дорого обходится организациям. Многие проблемы сотрудников, которые отражаются как на их заработке и результатах работы, так и на здоровье и благополучии сотрудников, коренятся в психологическом стрессе. Стресс прямо и косвенно увеличивает затраты на достижение целей организаций и снижает качество жизни для большого числа трудящихся.

1. Сущность и содержание стресса

1.1. Понятие стресса

Одним из наиболее распространенных в наши дни видов аффектов является стресс. В современной жизни стрессы играют значительную роль. Они влияют на поведение человека, его работоспособность, здоровье, взаимоотношения с окружающими и в семье. Стресс представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Наиболее широко употребляемым определением является следующее: «Стресс — это напряженное состояние организма человека, как физическое, так и психическое». Стресс присутствует в жизни каждого человека, так как наличие стрессовых импульсов во всех сферах человеческой жизни и деятельности, несомненно.

Любое событие, факт или сообщение может вызвать стресс, т.е. стать стрессором. Стрессорами могут быть самые разнообразные факторы: микробы и вирусы, различные яды, высокая или низкая температура окружающей среды, травма и т.д. Но оказывается, что такими же стрессорами могут быть и любые эмоциогенные факторы, т.е. факторы, влияющие на эмоциональную сферу человека. Это все, что может нас взволновать, несчастье, грубое слово, незаслуженная обида, внезапное препятствие нашим действиям или стремлениям. При этом, выступит та или иная ситуация причиной стресса или нет, зависит не только от самой ситуации, но и от личности, ее опыта, ожиданий, уверенности в себе и т.д. Особенно большое значение имеет, конечно, оценка угрозы, ожидание опасных последствий, которую содержит в себе ситуация.

Значит, само возникновение и переживание стресса зависит не столько от объективных, сколько от субъективных факторов, от особенностей самого человека: оценки им ситуации, сопоставления своих сил и способностей с тем, что от него требуется, и т.д.

Стрессовые ситуации возникают как дома, так и на работе. С точки зрения управления, наибольший интерес представляют организационные факторы, которые вызывают стресс на рабочих местах. Знание этих факторов и уделение им особого внимания поможет предотвратить многие стрессовые ситуации и повысить эффективность управленческого труда, а также достичь целей организации с минимальными психологическими и физиологическими потерями персонала. Ведь именно стресс является причиной многих заболеваний, а значит, наносит ощутимый вред здоровью человека, тогда как здоровье — одно из условий достижения успеха в любой деятельности. Поэтому в работе рассматриваются и личностные факторы, вызывающие стресс. Кроме причин появления стрессов, анализируется стрессовое состояние организма — стрессовое напряжение, его основные признаки и причины.

В переводе с английского стресс – это давление, нажим, напряжение, а дистресс – горе, несчастье, недомогание, нужда. По словам Г. Селье, стресс есть неспецифический (т.е. один и тот же на различные воздействия) ответ организма на любое предъявленное ему требование, который помогает ему приспособиться к возникшей трудности, справиться с ней. Всякая неожиданность, которая нарушает привычное течение жизни, может быть причиной стресса. При этом, как отмечает Г. Селье, не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или в адаптации. В качестве примера ученый приводит волнующую ситуацию: мать, которой сообщили о гибели в бою ее единственного сына, испытывает страшное душевное потрясение. Если много лет спустя окажется, что сообщение было ложным и сын неожиданно войдет в комнату целым и невредимым, она почувствует сильнейшую радость.

Многоаспектность явления стресса у человека столь велика, что потребовалось осуществить разработку целой типологии его проявлений. В настоящее время принято разделять стресс на два основных вида: системный (физиологический) и психический. Поскольку человек является социальным существом и в деятельности его интегральных систем ведущую роль играет психическая сфера, то чаще всего именно психический стресс оказывается наиболее значимым для процесса регуляции.

Специфические результаты двух событий – горе и радость – совершенно различны, даже противоположны, но их стрессовое действие – неспецифическое требование приспособления к новой ситуации – может быть одинаковым.

В настоящее время ученые различают эвстресс (положительный стресс, который сочетается с желательным эффектом и мобилизует организм) и дистресс (отрицательный стресс с нежелательным вредоносным эффектом). При эвстрессе происходит активизация познавательных процессов и процессов самосознания, осмысления действительности, памяти. Дистресс, возникающий в рабочей обстановке имеет тенденцию распространяться и на нерабочее время. Такое накопившееся последствие трудно компенсировать в часы досуга, нужно компенсировать в рабочее время.

Во внутреннем квадрате обозначена самая суть нашего существования, которую называют «Я сила», «умственная сила», психическая энергия, или внутренние ресурсы. Это то, что позволяет индивиду преодолевать кризисы жизни, что определяет интенсивность сопротивления стрессу. Снижение ресурса способствует повышению уязвимости к разным, связанным со стрессом, расстройствам, таким как тревога, страх, отчаяние, депрессия.

Следующая область – внутриличностный стресс. Большинство наших требований к внешнему миру и его воздействия на нас связаны с этим видом стресса. Эта область является как бы центробежной силой, которая оказывает влияние на все сферы нашей жизни. Если мы не находимся в мире сами с собой, то наше внутреннее смятение, переживание проявляется в негативном отношении, воздействиях на внешний мир и нарушает межличностные взаимосвязи. В эту категорию стресса входят такие события, как несбывшиеся ожидания, нереализованные потребности, бессмысленность и бесцельность поступков, болезненные воспоминания, неадекватность оценки событий и т.п.

Область межличностного стресса взаимодействует с определенными областями жизни. Поскольку каждому человеку приходится постоянно решать разнообразные социальные вопросы в своей деятельности, то взаимодействие с другими лицами и его оценка оказывают существенное влияние на наше восприятие, переживание, отношение к событиям и являются проблемами отношений между людьми.

Личностный стресс имеет отношение к тому, что делает индивид и что происходит с ним, когда он не выполняет, нарушает определенные предписанные социальные роли, такие как роль родителя, мужа, служащего и т. п. Он проявляется в связи с такими явлениями как нарушение здоровья, плохие привычки, сексуальные трудности, скука, старение, уход на пенсию.

Семейный стресс, включает все трудности по поддержанию семьи и отношений в ней – работа по дому, супружеские проблемы, конфликты между поколениями, жизнь с молодежью болезнь и смерть в семье, алкоголизм, развод и т. п.

Рабочий стресс обычно связан с тяжелой рабочей нагрузкой, отсутствием самоконтроля за результатом работы, ролевой неопределенностью и ролевым конфликтом. Плохое обеспечение безопасности работы, несправедливые оценки труда, нарушение его организации может стать источником стресса.

Общественный стресс относится к проблемам, которые испытывают, переживают большие группы людей, — например, экономический спад, бедность, банкротство, расовое напряжение и дискриминация.

Экологический стресс обусловливается воздействием экстремальных условий окружающей среды, ожиданием такого воздействия или его последствий – загрязнение воздуха и воды, суровые погодные условия, недоброжелательные соседи, толкотня, высокий уровень шума и т. п.

Финансовый стресс не требует разъяснений. Невозможность оплатить счета, не обеспечение расходов доходами, затруднения в получении долга, несоответствие уровня зарплаты результатам работы, возникновение дополнительных и финансово необеспеченных расходов, эти и другие обстоятельства могут являться причиной стресса.

Внутриличностный стресс заслуживает детального рассмотрения не только потому, что на него обращалось недостаточно внимания, но и в связи с тем, что он может проецироваться на различные жизненные события и влиять на особенности отношения к ним и поведение индивида.

works.doklad.ru

Сущность и способы преодоления стресса

1.2. Причины и признаки стрессового состояния

Стресс может быть вызван факторами, связанными с работой и деятельностью организации или событиями личной жизни человека.

Рассмотрим те факторы, действующие внутри организации, которые вызывают стресс:

1. Перегрузка или слишком малая рабочая нагрузка, т.е. задание, которое следует завершить за конкретный период времени.

Работнику просто поручили непомерное количество заданий или необоснованный уровень выпуска продукции на данный период времени. В этом случае обычно возникает беспокойство, фрустрация (чувство крушения), а также чувство безнадежности и материальных потерь. Однако недогрузка может вызвать точно такие же чувства. Работник, не получающий работы, соответствующей его возможностям, обычно чувствует беспокойство относительно своей ценности и положения в социальной структуре организации и ощущает себя явно невознагражденным.

2. Конфликт ролей.

Конфликт ролей возникает тогда, когда к работнику предъявляют противоречивые требования. Например, продавец может получить задание немедленно реагировать на просьбы клиентов, но, когда его видят разговаривающим с клиентом, то говорят, чтобы он не забывал заполнять полки товаром.

Конфликт ролей может также произойти в результате нарушения принципа единоначалия. Два руководителя могут дать работнику противоречивые указания. Например, директор завода может потребовать от начальника цеха максимально увеличить выпуск продукции, в то время как начальник отдела технического контроля требует соблюдения стандартов качества.

Конфликт ролей может также возникнуть в результате различий между нормами неформальной группы и требованиями формальной организации. В этой ситуации индивидуум может почувствовать напряжение и беспокойство, потому что хочет быть принятым группой, с одной стороны, и соблюдать требования руководства — с другой.

3. Неопределенность ролей.

Неопределенность ролей возникает тогда, когда работник не уверен в том, что от него ожидают. В отличие от конфликта ролей, здесь требования не будут противоречивыми, но и уклончивы и неопределенны. Люди должны иметь правильное представление об ожиданиях руководства — что они должны делать, как они должны делать и как их после этого будут оценивать.

4. Неинтересная работа.

Некоторые исследования показывают, что индивидуумы, имеющие более интересную работу, проявляют меньше беспокойства и менее подвержены физическим недомоганиям, чем занимающиеся неинтересной работой. Однако взгляды на понятие «интересная» работа у людей различается: то, что кажется интересным или скучным для одного, совсем не обязательно будет интересно другим.

5. Существуют также и другие факторы.

Стресс может возникнуть в результате плохих физических условий, например, отклонений в температуре помещения, плохого освещения или чрезмерного шума. Неправильные соотношения между полномочиями и ответственностью, плохие каналы обмена информацией в организации и необоснованные требования сотрудников друг к другу тоже могут вызвать стресс.

Идеальным будет такое положение, когда производительность находится на возможно более высоком уровне, а стресс — на возможно более низком. Чтобы достичь этого, руководители и другие сотрудники организации должны научиться справляться со стрессом в самих себе.

Если мы обратим внимание на жизненные ситуации и события, способные вызвать стресс, то увидим, что некоторые из них являются положительными и благоприятно влияют на нашу жизнь (свадьба, личный успех, рождение ребенка, успешная сдача экзаменов). Кроме того, в течение жизни мы испытываем и другие положительные ощущения: к примеру, радость (окончание школы, института, встреча с друзьями и родными, победа любимой команды), любовь, творческий подъем (вдохновение), достижение выдающегося спортивного результата и т.п. Однако стрессовое напряжение способны вызвать как положительные, так и отрицательные ситуации.

Некоторые жизненные ситуации, вызывающие стресс можно предвидеть. Например, смену фаз развития и становления семьи или же биологически обусловленные изменения в организме, характерные для каждого из нас. Другие ситуации неожиданны и непредсказуемы, особенно внезапные (несчастные случаи, природные катаклизмы, смерть близкого человека). Существуют еще ситуации, обусловленные поведением человека, принятием определенных решений, определенным ходом событий (развод, смена места работы или места жительства и т.п.). Каждая из подобных ситуаций способна вызвать душевный дискомфорт.

В этой связи человеку необходимы хорошие адаптационные способности, которые помогут пережить самые тяжелые жизненные ситуации, выстоять в самых жестких жизненных испытаниях. Эти адаптационные способности мы и сами можем в себе воспитать, и совершенствовать с помощью различных упражнений. Приведем несколько выводов, отвечающих на вопрос, как можно своевременно подготовиться к стрессогенному событию или жизненной ситуации и ослабить их негативное воздействие на организм.

6. Прежде всего, необходима достаточная информация о возможности наступления подобных ситуаций.

7. Продумайте, как предупредить конкретные жизненные опасности, чтобы не возникла ожидаемая критическая ситуация, или попытайтесь найти способы ее смягчения.

8. Не спешите делать преждевременные скоропалительные выводы, не принимайте решений сгоряча, в состоянии нервозности или истерии, до того как ожидаемые события начались. Не пытайтесь в преддверии самого события, исходя из своих предположений, делать поспешные умозаключения — ведь в ваших мыслях и воображении уже имеется достаточное количество материала, способного продиктовать далеко не всегда правильное решение.

9. Помните, что большую часть вызывающих стресс ситуаций вы способны решить сами, не прибегая к помощи специалистов.

10. Очень важно иметь достаточный запас энергии и силы воли для решения сложных ситуаций — это одно из главных условий активной сопротивляемости стрессу. По возможности не поддавайтесь панике, не впадайте в беспомощность. Нет ничего хуже, чем, опустив руки, покориться событиям. Наоборот, стремитесь активно вмешиваться в ситуацию, вызывающую стресс.

11. Вам необходимо понять и принять, что серьезные перемены, в том числе и негативные, — неотъемлемая часть жизни.

12. Помните, что стрессовыми ситуациями быстрее и лучше овладевают те, кто умеет использовать методы релаксации. Это самый надежный способ подготовки борьбы с ними.

13. Активный образ жизни способствует созданию в организме защитного фона против стресса, улучшая тем самым деятельность адаптационных организмов. Кроме того, создаются благоприятные возможности для развития способности к контролю своего поведения, своих реакций и для самостоятельного овладения стрессом.

14. Для ослабления негативного воздействия стрессовой ситуации необходимы надежные эмоциональные тылы, помогающие обрести чувство уверенности в себе и обеспечивающие вам эмоциональную и моральную поддержку.

15. Преодолеть стрессовые ситуации могут помочь некоторые социальные институты: например, дошкольные учреждения, курсы будущих матерей, консультации для молодых супругов и т.д.

16. Анализ процесса реагирования

17. Одним из наиболее интересных аспектов изучения стресса является анализ процесса реагирования на экстремальное воздействие. Его принципиальный механизм отражен в описанной Г. Селье последовательности основных этапов развития общего адаптационного синдрома. Им выделены начальная стадия “тревоги”, следующая непосредственно за экстремальным воздействием и выражающаяся в резком падении сопротивляемости организма; стадия “сопротивления”, характеризующаяся актуализацией адаптационных возможностей; стадия “истощения”, которой соответствует стойкое снижение резервов организма. При анализе достаточно сложных жизненных ситуации физиологическая интерпретация этих стадий с необходимостью обогащается психологическим содержанием. Развернутый процесс преодоления возникших трудностей может быть представлен спектром качественно неоднородных по когнитивным и эмоциональным проявлениям состояний “ответа на стресс”, в случае неадекватности каждого из которых возникают специфические отрицательные последствия.

2. Способы преодоления стресса

Очень важную роль в лечении чрезмерного стресса играет психотерапия — лечение психологическими средствами (словом, внушением и т.д.).

Назовем лишь несколько распространенных методов психотерапии: групповой метод – для разрешения трудностей в общении, самопознании, приобретении автономной самооценки и т.д.; семейный метод – для гармонизации супружеских взаимоотношений, воспитания детей; аутотренинг – для волевого воздействия на вегетативные проявления; музыкотерапия и многое другое.

Важную роль при лечении стрессовых состояний играет фармакологическое вмешательство, для эффективности которого очень важно значение имеют взаимоотношения пациента и врача.

Произвольная регуляция дыхания также используется в качестве мероприятия, направленного на снижение чрезмерного стресса. Сознательный контроль дыхания, т.е. регуляция дыхательных движений, является, по всей вероятности, самым древним из известных методов борьбы со стрессом.

Клиническое применение поведенческих аутогенных релаксационных методик, также оказываюсь весьма полезным при лечении чрезмерного стресса и его проявлений.

При лечении стрессовых состояний может быть использована также и медитация – концентрация внимания на объекте, предназначенном для сосредоточения.

Среди эффективных способов лечения и управления стрессом, возникающим в ходе профессиональной и других видов деятельности человека, хорошо зарекомендовала себя аутогенная тренировка. Она является одним из методов релаксации. При аутогенной тренировке обеспечивается полное сохранение самоконтроля, упражняется воля человека; при этом не исключаются проявления инициативы и творческого подхода. Она позволяет не только предупредить вредные последствия стресса и возникновение некоторых заболеваний, но и повысить общую работоспособность, тренировать волю, внимание, память, овладеть своими эмоциями, выработать навыки самонаблюдения. Аутотренинг направлен на перестройку сознания человека. Лица, занимающиеся аутогенной тренировкой, приобретают способность быть спокойными, бодрыми, уравновешенными в течение всего дня, в нужное время засыпать, управлять своим настроением.

Гипноз также может быть использован для профилактики и лечения чрезмерного психофизиологического стрессового возбуждения. В состоянии гипноза у человека уменьшается периферическая сфера осознания. Гипноз можно использовать для индуцирования состояния глубокой релаксации; далее для избегания стрессов и наконец, для того, чтобы помочь больному развить уверенность в себе. Гипноз может быть использован пациентом для того, чтобы купировать стрессовые состояние.

Одним из самых эффективных средств укрепления здоровья и повышения способностей организма противостоять воздействию стрессорных раздражителей является использование физических упражнений, т.е. «выбивание» психического стресса физическим. Физические упражнения и спорт являются наилучшим способом предотвращения отрицательных последствий стресса.

Хотя физические упражнения сами по себе являются интенсивной формой стресса, они сильно отличаются от стрессовой реакции, участвующей в развитии хронических заболеваний.

Одним из важных и давно применяемых способов предотвращения вредных последствий стресса, является повторное или предварительной действие тех же или – других стрессоров в результате чего существенно стрессорных факторов.

В последнее время в США завоевал широкое признание как средство эффективной борьбы со стрессом массаж. Массаж снимает мышечное напряжение, снижает кровяное давление, развивает гибкость и упругость мышц.

В обычной, повседневной жизни умение сохранять внутреннее равновесие поможет вам обрести покой и легче переносить стрессовые события. В экстремальных условиях это умение может спасти вам жизнь.

Медитация (лат. – размышляю, обдумываю) – умственное действие, направленное на приведение психики человека в состоянии углубленной сосредоточенности. В психологическом аспекте медитация предполагает устранение эмоциональных «крайностей» и значительное снижение реактивности. Телесное состояние медитирующего характеризуется при этом расслабленностью, а его умонастроение – приподнятостью и некоторой отрешенностью.

Релаксация по методу Бенсона.

Пассивное отношение (освобожденность разума от мыслей, целей).

Удобная поза. Рекомендуется сидячая, чтобы не заснуть.

Было бы полезно, — отмечает Бенсон, — введение в современную культуру ежедневной утренней релаксации «вместо утреннего кофе». Постоянное применение релаксации (1-2 раза в день в течение нескольких месяцев) приводит к тому, что уменьшается степень напряжения в стрессовых ситуациях, заметен «общий сдвиг в сторону спокойствия».

Нередко очевидны и более глубокие изменения, человек становится в большей степени хозяином своей судьбы: появляются адекватное отношение к окружающей реальности и к самому себе, уверенность в своих силах, повышается ответственность за собственную жизнь.

Итак, стресса не следует избегать. Есть способы перехитрить стресс:

Больше движения (бег, аэробика).

Не затягивать с разрешением любых конфликтов.

Сходить в кино, послушать любимую музыку, делать то, что нравится.

Сократить до минимума поездки и встречи, без которых можно обойтись.

Научиться говорить людям «нет».

Не злоупотреблять кофе, алкоголем.

В стрессовой ситуации желательно сделать паузу хотя бы 15-20 минут, прогуляться, поговорить с –друзьями.

Переключить внимание на приятную тему.

Если опаздываешь, нужно внушить себе, что как бы ты не злился – пробка на дороге от этого не рассосется, трамвай не поедет быстрей.

При получении неприятного известия бывает полезно представить себе более странный «сценарий».

Красный, желтый и оранжевый цвета действуют как сильные раздражители.

Голубой цвет – это цвет глубокого шока, цвет страха, цвет стресса.

Синий и зеленый цвета успокаивают.

Хорошая классическая музыка снимает чувство подавленности и «убитости».

Съешьте банан. В нем есть сиротин (гормон счастья) и витамин В.

Попросите кого-нибудь три минуты короткими нажатиями помассировать энергетическую точку в середине ступни.

Любовь – лучшее лекарство от стресса. Во время оргазма выделяются эндорфины – гормоны счастья.

Первые 2 часа после возвращения с работы домой считаются наиболее критическими.

Душ, теплая ванна.

Полноценный глубокий сон.

Делайте что-нибудь с настроением Хобби — то, что нужно. Исцеление не в том, что вы делаете, а как вы к этому относитесь.

Чтобы избежать постоянного дистресса, разочарования и неудач, не нужно браться за непосильные задачи.

Состояние стресса у человека так же старо, как и сам человек. Стрессу подвержены все – от новорожденного до немощного старика.

Стресс не только зло, не только беда, на и великое благо, ибо без стрессов различного характера наша жизнь стала бы похожа на какое-то бесцветное и безрадостное прозябание.

Активность – единственная возможность покончишь со стрессом: его не пересидишь и не перележишь.

Постоянное сосредоточение внимания на светлых сторонах жизни и на действиях, на которые могут улучшить положение, не только сохраняет здоровье, но и способствует успеху. Ничто не обескураживает больше, чем неудача, ничто не ободряет больше, чем успех.

Со стрессом можно справиться, нужно лишь желание и немного свободного времени для себя любимого. Другое дело, что нет желания – просто человеку приятно осознать, то, что он испытывает стресс, рассказывая и «жалуясь» всем, о том, в каком он глубоком стрессе, ища в этом наверное сочувствия, понимания. Если же есть желание и немного свободного времени, то описанные выше способы преодоления стресса, весьма эффективны. Начав с релаксации (2-3 раза в день по 10-15 минут), постепенно может освоить аутотренинг, медитацию, что со временем войдет в вашу жизнь, как нечто неотъемлемое. Займитесь спортом, хобби и т.д.

Если же есть желание, но нет времени, кроме всего прочего вам поможет самовнушение – просто думайте о прекрасном, о том, что у вас все хорошо…

Назовите себя удачливым, и вы будете таким.

Список использованной литературы

Рушман Э.М. Надо ли убегать от стресса? М.: Физкультура и спорт, 1990.-128с.

Тригранян Р.А. Стресс и его значение для организма (отв. ред. навст. предисл. О.Г. Газенко. – М.: Наука, 1988-176с.

Г. Селье. Стресс без дистресса. Москва «Прогресс» 1982.

Гримак Л.П. Резервы человеческой психики: Введение в психологию активности. – М.: Политиздат, 1989. – 319с. стр. 180, 184, 185, 195.

Кижаев-Смык Л.А. Психология стресса: Издат. «Наука». Москва 1983,.

Психологические состояния /Сост. и общая ред. Л. В. Куликов. СПб.: Питер, 2000. (Сер. Хрестоматия по психологии).

Немов Р. С. Психология: Учебник: В 3 кн. М.: Просвещение, 1995.

works.doklad.ru

Медицинский представитель в Минске — вакансии, тренинги, работа

Преодоление стрессовых ситуаций и выработка эмоциональной устойчивости

Преодоление стрессовых ситуаций и выработка эмоциональной устойчивости – важные условия успешной деятельности провизора

Рекомендации по преодолению стрессовых ситуаций

«Единственный способ продлить свою жизнь – это ее не укорачивать» П. Брэгг

1. Не позволяйте стрессу овладеть Вами.

Стресс – это своеобразная реакция человека на непсихическое или физическое напряжение в виде подготовки организма к борьбе или бегству, которая является физиологическим безусловным рефлексом.

Стресс – наш постоянный «попутчик», поэтому с ним нужно считаться и в целях его снятия знать его природу с причины возникновения.

Найденный путь профилактики последствий стресса позволит значительно укрепить психику человека, что крайне важно для того, чтобы он сполна смог испытать ощущение счастья, гармонии и красоты.

2. Узнайте о том, как стресс реагирует на человека.

По Г. Селье стресс:

– все, что ведет к быстрому старению организма или вызывает болезни;

– неспецифические требования к приспособлению организма с целью восстановить его нормальное состояние.

Основные реакции человека на стрессы:

– частые стрессы, вызванные неблагоприятными факторами (стрессорами), способные привести к истощению всей защитной системы организма и в дальнейшем к психосоматическим заболеваниям;

– пассивность, беспомощность, депрессии как следствия неспособности противостоять стрессу;

– активность защита от стресса в виде волевого ухода от нежелательной ситуации;

– активная релаксация (расслабление), которая подвластна воле.

Факторы, вызывающие стресс (стрессоры), различны, но они пускают в ход одинаковую, в сущности, биологическую реакцию стресса.

Медицинские исследования показали, что организм реагирует на стрессы стереотипно, одинаковыми биохимическими изменениями, назначения которых – справиться с возросшими требованиями к человеческому организму.

3. Регулярно проводите аутодиагностику стресса.

Для того, чтобы управлять своим стрессовым состоянием, нужно осознать причины стрессового напряжения, что позволит перевести поступающие в организм сигналы из сферы эмоциональной (чувства) в сферу рациональную (разум). Все это обеспечит так необходимое психосоматическое равновесие.

Признаки стрессового напряжения:

– частое возникновение чувства усталости;

– невозможность сосредоточиться на чем-то;

– нехарактерное «улетучивание» мыслей;

– довольно часто появление болей (голова, спина);

– неудовлетворение выполненной работой;

– невозможность вовремя закончить работу.

Причины стрессового напряжения:

– постоянный недостаток сна;

– ощущение неудовлетворенности жизнью;

– постоянные конфликты на работе, в семье;

Что обычно делает человек, когда находится в состоянии кризиса? Либо пребывает в состоянии оцепенения, что наблюдается чаще, либо приходит в активность, что бывает значительно реже.

Исследования подтверждают, что кризис, неудачи в чем-либо являются толчком к тому, чтобы они изменили себя к лучшему и обрели опять же себя в новом качестве.

4. Научитесь в ситуации (стресса) кризиса «переключать» свою активность.

В ситуации естественного кризиса, вызванного внутренними биоритмами, важно не свертывать свою активность, а переключать ее, изменяя свое отношение к проявлениям кризиса.

Если мы не можем изменить обстоятельства, то мы можем изменить отношение к этим обстоятельствам.

5. Помните, что организм не в состоянии излечить себя, пока не будет выключен сигнал тревоги.

Пока организм будет оставаться в состоянии тревоги, он будет направлять 90% энергии на защиту, на отражение атаки, о которой сигнализирует мозг. И лишь 10% ресурсов будет направлено на поддержку нормальной жизнедеятельности. Вот почему для того, чтобы тело начало восстанавливать здоровый баланс, необходимо изменить соотношение энергии, затрачиваемой на защиту и поддержку функционирования организма.

6. Овладейте методами преодоления стрессовых состояний.

Релаксация. С помощью релаксации человек при желании может вмешиваться в любую фазу стресса. Этим можно ослабить стресс и там самым предотвратить психосоматические нарушения в организме. Релаксация, активируя деятельность нервной системы, регулирует настроение и степень психического возбуждения в организме, позволяет ослабить и сбросить вызванное стрессом психическое и мышечное напряжение.

Концентрация. Позволяет преодолеть неумение сосредоточиться, как фактор, тесно связанный со стрессом.

– Почему не следует осуждать за искреннее заблуждение?

– Почему вовремя споткнувшийся может не упасть?

– Почему идущего судьба ведет, а упирающегося – тащит?

– В какой мере знание того, что считается ответом, равносильно знанию вопроса?

– Почему из двух спорящих виноват тот, кто умнее?

– Почему судьба похоже на своего хозяина?

– Почему не бывает двух более разных людей, чем один и тот же человек?

Ауторегуляция дыхания. Каждый человек, сам того не осознавая, постоянно проводит ауторегуляцию своего дыхания: при физических упражнениях и стрессовых ситуациях дыхание становится затрудненным, при испуге, в напряженном ожидании дыхание задерживается, при смущении – учащается.

Человек имеет возможность, сознательно управляя дыханием, использовать его для успокоения, для снятия напряжения как мышечного, так и психического.

7. Помните, что девять десятых нашего успеха зависят от здоровья.

Сильный ум в слабом теле в прошлые века приравнивали к непрочной рукоятке. Как бы ни был хорош закон клинка, кем бы ни было остро его лезвие, но, если нет средства для управления им, его ценность утрачивается.

Если человек слаб телом, у него нет физической бодрости, то это проявится во всем, что он будет делать, явится преградой для его успеха.

8. Узнайте о существовании собственных биоритмов.

В жизни каждого человека всегда происходят колебания хорошего и плохого состояния. Человек должен познать периоды своих спадов и кризисов, чтобы заранее их предвидеть и по возможности управлять ими.

9. Не забывайте, что существует, как минимум три неудовлетворенности, влияющие на психическое здоровье.

1) неудовлетворенность самим собой;

2) неудовлетворенность отношениями с окружающими;

3) неудовлетворенность от достигнутого (точнее – не достигнутого).

Как показывают исследования, существует несколько проблем, которые не дают покоя современному человеку:

а) внутренняя уравновешенность и гармония, согласие с самим собой;

б) взаимоотношения с окружающими;

в) способность ставить перед собой цели и добиваться их.

Вряд ли чем-либо индивидуальный жизненный опыт может быть прописан так, чтобы он подошел каждому. Не следует забывать, что, к сожалению (а может быть и к счастью), нельзя научить истине, до истины каждый доходит сам.

10. Руководствуйтесь жизненным кредо преуспевающего человека.

Основные жизненные правила (кредо) преуспевающего человека можно сформулировать следующим образом: профессионального успеха добивается тот, кто:

1) знает все о немногом и немного обо всем.

Это значит, что необходимо быть образованным во многих областях человеческого знания, но профессиональном в чем-то одном.

2) во всех своих начинаниях ограничивается максимумом.

Добиться лучшего результата можно лишь при реализации максимального уровня своих способностей.

3) умеет преуспевать с радостью и ощущением счастья.

Вне ощущения счастья (гедонистическая направленность ощущения жизни) и удовлетворенности в достигнутом успехе, по мнению В.Н. Панкратова, не является таковым.

Рекомендации по выработке эмоциональной устойчивости

«Мудр не тот, кто не может рассердиться, а тот, кот не хочет быть сердитым». (Лафатер).

1. Овладейте методами ассоциации и диссоциации восприятия окружающей действительности.

Ассоциативный подход – взгляд на ситуацию своими глазами.

Диссоциативный подход – оценка того или иного события как бы со стороны.

2. Стремитесь ассоциировать только с приятными чувствами.

Если ассоциироваться в общении с людьми с приятным чувством и диссоциироваться от всего негативного, то Вы обнаружите рядом с собой замечательных людей.

3. Отдайте предпочтение мотивации достижения удовольствия.

Существует, как минимум, две разновидности удовольствия:

В результате поведения, стимулируемого двумя перечисленными мотивациями, можно получить два вида удовольствия:

* удовольствие в результате достижения конструктивной цели;

* удовольствие избавления от неприятности.

4. Замените негативное мышление на позитивное.

Черты негативного мышления:

– полная свобода и неуправляемость воображением;

– полное отсутствие рефлексии;

– неосознанность умственных операций, порождающих эмоции;

– склонность концентрировать свое внимание на негативных мыслях, переживаниях и образах.

Черты позитивного мышления:

* позитивное мышление осуществляется на фоне глубокого внутреннего покоя;

* позитивное мышление требует достаточного уровня сосредоточенности и концентрации внимания на объектах размышления.

5. Осознайте, что Ваши эмоции находятся в прямой зависимости от Вашего мышления.

Наша психика устроена так, что мышление подчиняется нам, а эмоции – нет, скорее они владеют нами. Возможным способом управления собственными эмоциями является управление собственными мыслями. Если эмоции являются непосредственным выражением нашего отношения к действительности, то характер отношения определяется характером мышления.

6. Научитесь управлять чувствами через воображение.

Благодаря воображению у человека возникают определенные эмоциональные переживания. Вот почему тот, кто хочет управлять своими чувствами и поведением, должен научится контролировать свое воображение.

7. Добейтесь того, чтобы каждый шаг в достижении цели был максимально приятным.

Всякое действие необходимо связывать с предвкушением удовольствия, которое наступает ил должно наступить после его исполнения. Не следует забывать, что радости, которые мы испытываем в жизни, оказывают положительный эффект тем, что улучшают настроение, кровообращение, общий тонус нервной системы. Поэтому нужную модель поведения важно закреплять положительными чувствами и переживаниями.

8. Научитесь извлекать особую пользу из переживания неприятных эмоций.

В обиде можно научиться уникальной возможности прощать других.

В стыде реально глубокого познать себя, свои скрытые нравственные возможности, а также особые защитные механизмы ума.

Через переживание вины можно лучше понять ожидания других, ориентированных на себя,

Через переживания зависти обнаружить степень своего тщеславия и гордости.

9. Не забывайте, что многие болезни, связанные с напряжением, проистекают от сдерживания эмоций.

У эмоций нет другого выхода, кроме как проявить себя в одной из функций организма. Когда нет выхода напряжению, оно накапливается до тех пор, пока не находит выхода в виде болей головы, спины или спазмов желудка.

10. Когда мучительно больно – плачьте, не стесняйтесь, ибо это снимает напряжение.

Исследования показали, что со слезами происходит удаление некоторых ядов, оказывающих вредное влияние на нервную систему.

11. Позвольте себе хоть иногда «впадать в детство».

Психически иногда полезно «впадать в детство», ибо это улучшает самочувствие, приводит к угашению многих негативных симптомов поведения.

Это необходимо делать, если нет реальных доказательств, подтверждающих подобный вывод.

13. Избавьтесь от «комплекса неполноценности».

Избавиться от неполноценности можно, лишь осознав то, что «Я – не худший», «Я – не лучший», «Я – это Я и только». Чувство неполноценности исчезнет после того, как только человек перестает мерить свои способности чужими «стандартами».

14. Постарайтесь быть самим собой, но в лучшем виде.

Для этого необходимо мысленно нарисовать самого себя таким, каким хочется стать, и «увидеть себя» в этой роли. Такое видение лучшего самого себя действительно поможет изменить себя к лучшему. Необходимо почаще находить свое лучшее «Я» и подольше оставаться им.

Мы учимся действовать успешно лишь на собственных успехах. Память о прошлых удачах играет роль своеобразного «банка информации», который придает нам уверенность в собственных силах и способность при решении очередной задачи или проблемы.

16. Стремитесь к тому, чтобы за словом всегда следовало дело.

За словом должно следовать дело, так как его отсутствие порождает обесценивание слов. Это, в свою очередь, порождает неверие в возможность выполнения дела, что и формирует пассивность.

medpred.by

Стресс на рабочем месте и его преодоление, способы борьбы со стрессом

Нельзя просто игнорировать стресс, который вы получаете на работе, ведь он, буквально, пожирает вас изнутри. Но держать его постоянно в себе – тоже не лучший вариант. В один не очень радостный и приятный момент все накопившееся обязательно вырвется наружу и не пожалеет на своем пути абсолютно ничего.

В том числе, стресс может загубить и вашу карьеру. Просто освойте технику управления стрессом, и это положительное повлияет на вашу психику, здоровье, качество жизни и настроение в целом.

Человеческое тело, как бы нам не хотелось, не наделено безграничными возможностями. Пытаясь завершить работу в срок, мы регулярно доводим себя до критической точки, после которой следует неизбежная перегрузка. Такая спешка, неразумные распоряжения босса и практически невыполнимые требования, низкопробные интриги и зависть коллег – все это может привести к стрессу и нервному срыву на рабочем месте.

Факторы формирования стресса на рабочем месте могут быть совершенно разнообразными, независимо от конкретных ситуаций. В этом могут быть виноваты: сверхурочная работа, которую не оплачивают, частые ночные смены, отсутствие взаимопонимания с остальными сотрудниками в офисе и еще много что.

Во время организации совместных проектов с людьми, придерживающимися разных точек зрения и абсолютно по-разному настроенными на работу, нервные срывы и стресс тоже гарантированы.

Когда ваш день уходит впустую, пока вы выполняете чужие несогласованные поручения или исправляете ошибки начальства, производительность понижается почти до нуля, мысли бродят где-то далеко от офиса, и вскоре вы попадаете в очень неприятную ситуацию.

Развитие инноваций, новых технологий в работе тоже добавляют неожиданные поводы для стресса. Вы не можете справиться и за короткий срок научиться работать с новым оборудованием и техникой или обновленными программами.

Существует мнение, что стресс может выбить из колеи лишь очень ранимых людей. Но это не всегда так. Конечно, низкий доход, чувство иерархии и факт того, что вы занимаете самую низшую ступень, отсутствие конфиденциальности и однообразие в процессе работы – это те моменты, которые, могут сломить кого угодно.

Даже самые сильные духом и совершенно не склонные к сантиментам люди ощутят себя в неприятной стрессовой ситуации.

Заранее продумывайте свой график дел на день, собираясь на работу. Знать, чем вы будете заниматься в течение дня, и сколько это может занять у вас времени. Здесь очень пригодится ежедневник. Ничего не упускайте и настраивайте себя на необходимость выполнения многих дел.

Приберитесь на вашем рабочем месте и поддерживайте порядок постоянно. Под грудами папок с документами и бумаг как раз и прячется источник ваших проблем и стресса. Не дайте ему превратиться в бурную реку.

В обеденный перерыв будет полезно выбираться на свежий воздух. Это развеет негативные взгляды и мысли, связанные с делами. Вы, хотя бы на полчаса, сможете отвлечься от разочарований и стрессов. Вкусная еда в уютной атмосфере тоже может искоренить стресс.

Необходимо, чтобы непременно существовало еще что-то, что увлекло бы вас, принесло радость, расслабило. Театр, кино, спорт, общение с друзьями, какое-нибудь хобби, и тому подобное.

Не бойтесь обратиться к своим коллегам или к начальнику за помощью, если на работе вдруг возникли трудности. Иначе будет совсем неудивительно, что у вас пропал целый день, пока вы беспокоились о проблеме, вместо того, чтобы один раз выяснить, как именно ее можно решить.

Стресс на рабочем месте легко может спровоцировать недосып. Потому, если рабочий день начинается с семи часов утра, – ложиться спать нужно не позднее одиннадцати часов вечера. Так вы будете успевать восстанавливаться и будете обладать физической подготовкой для нового дня без стрессов.

www.kak-sdelat.su

Занятие на тему: Стресс. Методы преодоления стрессовых ситуаций.

ЗАНЯТИЕ: Стресс. Методы преодоления стрессовых ситуаций.

Цели занятия: (слайд№2)

Объяснить учащимся понятие стресса .

2. Познакомить со способами преодоления стресса.

3.Помочь овладеть навыками их применения.

Приветствие ведущего и игра- активатор «Колечко».

Рассказ ведущего о понятии стресса и его признаках.

Мозговой штурм «Какими способами можно помочь себе преодолеть стресс?»

4.Работа в подгруппах по отработке навыков использования способов преодоления стресса.

5.Итоговый круг « Интересное — полезное».

Материалы для занятия:

Доска и мел или лист ватмана и фломастер.

Листы бумаги и ручки для работы в подгруппах.

Приветствие ведущего и игра — активатор « Колечко»

Добрый день ребята. Вот мы и снова встретились. Прежде чем начать нашу работу, я предлагаю игру, которую вы наверняка помните и в которую, конечно же , играли.

Называется она « Колечко»

Проводится игра. Все участники группы складывают ладони вместе. Ведущий, так же сложив руки, держит между ладонями маленький предмет ( колечко, монетку, скрепку…).Затем,проходя по кругу , проводит между ладонями каждого из участников. Незаметно он пропускает предмет кому-то в ладони. Обойдя весь круг, ведущий командует: « Колечко, колечко, выйди на крылечко». Тот, у кого оказался предмет, должен выскочить в центр круга, а его соседи должны пытаться его задержать. Если участнику удается выскочить, он становится ведущим.

2 Объяснение ведущего:

Да, чувствуется, какое напряжение вы все испытали в ходе игры пытались выскочить в круг или задержать того , у кого находилось колечко. Такое напряжение мы испытываем не только во время игры. Мы живем в напряженное время, время чрезвычайно интенсивных политических, экономических и даже геофизических перемен. Все чаще нам приходится слышать слова о том, что колоссальное влияние оказывают на нас стрессовые ситуации. Поэтому сегодня мы и поговорим с вами о том, что означает понятие « стресс»

Сейчас я попрошу рассказать о тех ситуациях, которые, как вы считаете , для вас лично являются стрессовыми.

Пояснение для ведущего

Учащиеся по кругу называют по одной ситуации. На доску следует выписывать их так, чтобы ситуации не повторялись .

Посмотрите на получившийся список. Вы назвали большое количество стрессовых ситуаций. Я обращаю внимание на то, что среди них есть такие , которые почти все назвали в качестве стрессовых , а есть те которые только лично для кого- то могут являться стрессом . Но так или иначе , выполняя это задание , вы имели некое свое представление о том , что такое стресс . Давайте сейчас попробуем вместе сформулировать это понятие.

Пояснение для ведущего:

Следует направить обсуждение учащихся на то, чтобы они смогли сформулировать мысль : стресс есть ответ организма на чрезвычайное, экстремальное для него воздействие. Какой конкретно фактор является экстремальным , зависит от самого человека. Для кого – то обычная контрольная работа будет стрессом, а для другого даже событие, выходящее за пределы обыденности, таковым не будет.

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Navigation