Стресс перед школой

Страх перед школой: как помочь ребенку преодолеть страх и почувствовать уверенность 10.09.2014

Детский сад, начальная, средняя и старшая школа – все через это проходят, это неизбежные стадии развития большей части детей. Нередко во время становления и смены учреждений образования у детей возникают тревога и боязнь. Как правило, у детей дошкольного и начального школьного возраста страх проявляется капризами, истериками, приступами гнева или паники. Дети старшего школьного возраста в связи с боязнью школы и нежеланием посещать ее могут становиться мрачными или отчужденными, испытывать приступы злости и паники. Причины страха школы и способы его устранения послужили темой нашего интервью с детским, семейным психологом с 12-летним стажем Жук Екатериной Геннадьевной.

MedPortal: Расскажите, пожалуйста, почему у детей возникает страх перед школой? Ведь он свойственен не только первоклассникам, но и детям старшего школьного возраста? Чего боятся школьники чаще всего?

Екатерина Геннадьевна: Да, страх перед школой характерен не только для детей, которые впервые идут в школу. Страхи первоклассников и детей старшего школьного возраста могут отличаться.

Страхи первоклассников в основном связаны с незнанием того, что им предстоит, и с теми рассказами и представлениями о школе, с которыми с ними делятся взрослые. Нередко взрослые представляют детям школу, как место, где с ребенком будут «разбираться», где из него «сделают человека», где наконец-то его займут делом. То есть взрослые формируют у детей представление, что в школе им будет сложно. Рассказывая в красках, что перед ребенком будут ставиться непростые задачи, родители способствуют появлению страха перед школой у детей.

Также случается, что родители или взрослые, которые отвечают за уход за ребенком, сами имеют негативный школьный опыт и потому сознательно или бессознательно его передают детям. Когда родители рассказывают о своем негативном опыте со школой, то ребенок, склонный доверять родителям, как достоверному источнику, заранее знает, что ему там не понравится. Если в целом в семье неблагополучная напряженная обстановка, или сам по себе ребенок тревожный, то тогда школа ничем не отличается от любой новой деятельности – ребенок ее боится. Ребенку страшно идти в школу потому, что это что-то новое: ему придется расстаться с привычной средой.

Что же касается детей старшего возраста, которые уже ходили в школу, у них, помимо перечисленных выше причин боязни школы, могут также быть причины, связанные со сложностями в общении со сверстниками. Дети могут бояться идти в школу, потому что там придется встречаться и общаться с теми, с кем они не хотят контактировать или у них это не получается.

Причиной страха школы у ребенка может быть и то, что он боится учителя или учителей.

Основой страха идти в школу может быть и то, что ребенку нелегко даются какие-то школьные предметы. Особенно сложно детям, которые не имеют помощи со стороны родителей в этом вопросе. Дети в таком случае могут опасаться похода в школу, так как боятся, что не справятся, и их будут ругать.

Особенности родительского поведения также могут способствовать развитию боязни школы у детей. К примеру, у родителей, которым свойственна гиперопека, дети могут бояться идти в школу, так как чрезмерное внимание со стороны родителей возрастет в сравнении с тем, что было летом. Сильное желание родителей, чтобы ребенок был успешный, также может вызвать опасения школы у ребенка: он будет бояться расстроить или разозлить родителей.

MedPortal: Как помочь первокласснику преодолеть страх?

Екатерина Геннадьевна: В сентябре, конечно, об этом уже немного поздно говорить, но я надеюсь, что информация поможет родителям будущих первоклассников. Для того чтобы помочь ребенку спокойно встретить новый этап жизни, стоит начинать подготовку к школе весной-летом. Подготовка к школе должна включать в себя знакомство со зданием школы и внутренним ее укладом. Рекомендую родителям будущих первоклассников заранее организовать для ребенка экскурсию в школу: пусть малыш познакомится со зданием, по возможности, побывает в кабинете, где будут проходить занятия. Важно, чтобы к тому моменту, когда он придет учиться, он знал, как себя вести в школе, знал, где находится столовая, раздевалка, туалет. Даже в школьный туалет стоит ребенка сводить до начала занятий: ведь он отличается от домашнего, и ребенок может из-за незнания, как там все устроено, испытывать стеснение и даже бояться его посещать. Школа – это все новое, и хорошо, если это новое будет постигаться постепенно.

Важно, чтобы малыш к тому моменту, когда надо идти в школу, обладал некоторыми навыками: чтобы он умел самостоятельно одеваться и раздеваться, знал, куда следует класть сменную обувь и как управляться с портфелем.

Даже если родители намерены ежедневно заводить и забирать ребенка из школы, стоит заранее с ним выучить маршрут от дома до учреждения: может случиться так, что ему понадобится самостоятельно добираться из школы домой и наоборот. Также будет полезно обучить ребенка пользованию ключами от дома и карманными деньгами.

Чтобы правильно настроить ребенка перед учебой, родителям следует с ним разговаривать о школе, описывать школу с положительной стороны, рассказывать о своем позитивном и положительном школьном опыте. Надо говорить, для чего ребенку необходимо посещать школу: чтобы стать умным, чтобы быть взрослым и многое понимать и во многом разбираться. Необходимо настраивать ребенка на то, что в школе он обретет новых друзей. Если есть возможность, хорошо еще до начала учебного года познакомить ребенка с кем-то из будущих одноклассников.

Очень рекомендую привлекать как первоклассников, так и детей старшего возраста к покупке школьных принадлежностей: пусть ребенок имеет возможность выбрать себе рюкзак, школьную форму, ручки и обложки на свой вкус. Покупка вещей к предстоящему учебному году поможет сформировать у него понимание, что скоро в школу и от этого никуда не деться.

MedPortal: А как быть, если ребенок в школе начинает плакать и просит забрать его домой – не отправлять на уроки?

Екатерина Геннадьевна: Во-первых, для того, чтобы такое не происходило и необходима подготовка к школе. Ребенок должен четко понимать, что посещение школы – это обязательный процесс. Если ребенок плачет в школе, родителям стоит подвести его к учителю, чтобы тот завел его в класс. Важно не дать понять ребенку, что слезами он может манипулировать и есть вероятность, что если он будет плакать и устраивать истерики, то избежит школы. Период адаптации у первоклассника может растянуться до полугода.

MedPortal: Если страх у ребенка не проходит, и каждый день вновь и вновь повторяются истерики, стоит ли переводить его на домашнее обучение?

Екатерина Геннадьевна: Родителям стоит разобраться в причинах страха и устранять их. Если адаптация длится более полугода, то стоит обратиться за консультацией к специалистам – детским психологам.

Что же касается домашнего обучения, то, безусловно, оно имеет плюсы: ребенок будет заниматься в привычной комфортной ему обстановке, родители смогут выбрать учителей, скорректировать расписание занятий, но… Я бы рекомендовала переводить на домашнее обучение только тех детей, которые в этом нуждается по состоянию здоровья. В школе есть долгосрочные контакты, отношения: и обиды, и ссоры, и примирения. При домашнем обучении ребенок этого лишен.

Домашнее обучение не является выходом из положения для неконтактного ребенка.

MedPortal: Как быть, если ребенок не хочет идти в школу после летних каникул?

Екатерина Геннадьевна: Нежелание идти в школу – нормальное явление. Родители должны об этом помнить: им ведь тоже не хочется возвращаться из отпуска на работу, менять более размеренный ритм жизни на рабочую суматоху. Потому стоит относиться к нежеланию идти в школу отчасти с пониманием и давать детям время привыкнуть.

MedPortal: Если ребенок жалуется на предвзятое отношение со стороны учителей, как лучше поступить родителям: поговорить с учителями, поприсутствовать на уроках?

Екатерина Геннадьевна: Для начала стоит взять этот вопрос под контроль: проверить, как ребенок готовится к уроку с этим учителем, справляется ли он с программой, все ли домашние задания выполняет и какие оценки в итоге получает.

Далее можно пообщаться с родителями других детей: узнать, не жалуются ли их дети на этого учителя, не замечали ли их дети предвзятого отношения к конкретному ребенку. Не стоит также бояться разговора с учителем: родителям важно знать мнение двух сторон.

MedPortal: А если ребенок не может обрести в школе друзей, чем ему можно помочь?

Екатерина Геннадьевна: Первоклассников надо учить дружить, учить знакомиться. Будет хорошо, если родители в непринужденной обстановке расскажут ребенку, как можно представиться другому человеку, как можно начать разговор. И в ситуации, когда ребенка одолеет смущение, он вспомнит слова родителей и сможет себя пересилить и завести разговор. Есть общительные дети, которые первые без стеснения подойдут, скажут: «Привет, я Саша, давай знакомиться», а есть те, которые не то что не подойдут, а и ответить не смогут.

Если ребенку кто-то нравится из класса, то родители могут на родительском уровне поспособствовать их дружбе: договориться с родителями другого ребенка, чтобы дети гостили друг у друга, вместе занимались и играли.

MedPortal: Мы благодарим Вас за интервью. Наш традиционный последний вопрос звучит так: Что бы Вы пожелали читателям MedPortal.org?

Екатерина Геннадьевна: Я желаю, чтобы обращения читателей к психологам и специалистам смежных сфер деятельности были с целью любопытства и профилактики, а не с целью решения существующих проблем и страданий.

medportal.org

Как повысить иммунитет ребёнку перед школой или садиком?

Для многих мам детский сад и школа становятся настоящей проблемой. Казалось бы, эти заведения призваны разгрузить родителей, взяв на себя часть хлопот по воспитанию детей. Но и в садике, и в школе при общении со сверстниками ребёнок может легко заболеть, подхватив инфекцию. Можно ли укрепить иммунитет так, чтобы не бояться насморка у соседа по парте? Еще как!

Солнце, воздух и вода по-прежнему остаются лучшими друзьями детей любого возраста. И не важно, можете ли вы позволить себе отдых на морском побережье, ведь для оздоровления и укрепления иммунитета имеет значение не место, а продолжительность и активность пребывания ребёнка вне города 1 .

Песочница, занимательные игры в луже, душ Шарко из садового инвентаря во время жары и все, что только может прийти в голову беззаботному человеку лет пяти-восьми у бабушки на даче — вот он, бесхитростный, но такой актуальный рецепт повышения иммунитета ребенку, известный человечеству ещё с конца XIX века.

Этот способ очень хорошо работает — недаром доктора-клоуны работают с детьми в больницах по всему миру. Безудержное веселье, шутки, смех до упада, которого не нужно стесняться и сдерживать — это не что иное, как выплёскивание эмоций и снятие напряжения. Все это стимулирует выброс в кровь эндорфинов и заставляет организм вырабатывать в большом количестве Т-клетки — важные регуляторы иммунного ответа 2 . А поговорку «Смех без причины…» забудьте в шкафчике детского сада вместе с засохшим пряником.

Современный ребенок окружен тысячей соблазнов. Тут тебе и мультики, как из рога изобилия, и планшет, и занимательные игрушки. Хочется успеть все, кроме сна. Но организм воспринимает недосып как стресс, а стресс, особенно длительный, приводит к снижению иммунитета 3 .

В общем, почаще разрешайте ребенку хорошенько выспаться. И постарайтесь наладить режим к началу учебного года.

Нет, здесь речь пойдет не о витаминах и микроэлементах, хотя их пользу никто не оспаривает. Современные клинические исследования все большее внимания уделяют кишечнику, как основному органу иммунитета 4 . А обеспечивает его иммуномодулирующую функцию — здоровая и «довольная жизнью» микрофлора. Так что позаботьтесь о населении кишечника, снабдите его достаточным количеством пищевых волокон и олигосахаридов 5 , это благотворно скажется на здоровом балансе микрофлоры и иммунитете ребёнка.

Здоровье кишечника 6

Чтобы наладить полноценную работу пищеварения, здорового питания иногда недостаточно. В этом случае могут помочь пребиотики. Это продукты, способствующие работе кишечника и обеспечивающие рост собственных полезных бактерий.

ДюфаМишки — это уникальный детский пребиотик в виде жевательных мармеладных пастилок в форме мишек с фруктовым вкусом. Приём всего одной пастилки в день способствует поддержанию баланса микрофлоры кишечника. Таким образом ДюфаМишки помогают организму ребёнка своими силами нормализовать пищеварение и поддержать полноценную иммунную функцию.

  1. Струков В. И., Астафьева А. Н. и другие. Актуальные проблемы профилактики и лечения часто болеющих детей // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Медицинские науки. 2009 № 1 (9). Сс.121–135
  2. Сидоров К. Р. Тревожность как психологический феномен // Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика», 2013 Вып. 2. Сс. 42–52.
  3. Струков В. И., Астафьева А. Н. и другие. Актуальные проблемы профилактики и лечения часто болеющих детей // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Медицинские науки. 2009 № 1 (9). Сс.121–135.
  4. Лазарева Т.С., Жвания Ф. Ф. Желудочно -кишечный тракт, микрофлора и иммунитет // Педиатрическая фармакология, 2009 Т.6 № 1. С. 46–50.
  5. Денисов М. Ю. Дисбиотические нарушения кишечника у детей // Педиатрическая фармакология, 2011 Т. 8 № 5. Сс. 54–60.
  6. Сурков А. Н. Возможности коррекции и профилактики нарушений микробиоценоза кишечника у часто болеющих детей // Вопросы современной педиатрии, 2013 Т. 12 № 2. Сс. 59–65.

duphamishki.ru

Проверка психологической готовности и умственного развития или что должен знать ребенок в 7 лет перед школой: тестирования, необходимые навыки и умения

По мере взросления малыша родители всё чаще волнуются: «Что должен знать ребёнок перед школой?». В 7 лет уровень развития современных детей удивляет многих взрослых. Кругозор достаточно широк, словарный запас доходит до 5–6 тысяч слов, мальчики и девочки порой задают совсем не детские вопросы, требуют глубоких ответов.

Если родители занимались с малышом на протяжении двух-трёх лет перед школой, формировали навыки общения, развивали любознательность, учили уважать себя, других, первокласснику будет проще приспособиться к школьным будням. Родителям дошколят пригодятся знания о том, какие умения, навыки помогут быстрее влиться в учебный процесс.

Тестирование перед поступлением в школу

Согласно закону, нельзя проводить мини-экзамены или тесты по проверке знаний у будущего первоклашки. В реальности дело обстоит иначе: многие школы пытаются набрать «лучших», наиболее подготовленных деток. О запрете тестирования знает администрация всех учебных заведений, но выход нашёлся: проверка знаний проходит под скромным названием «собеседование».

Если изучить круг вопросов, на которые детки должны ответить, несложно понять: дошкольников ждёт настоящий экзамен. Кроме вопросов, позволяющих выявить общий уровень развития, психолог проверяет навыки чтения, пересказа, письма, уровень логики, математических знаний.

Детки, с которыми родители занимались с 3,5–4 лет, сразу выделяются на фоне неподготовленных сверстников. «Умникам и умницам» психологи охотно дают рекомендации для зачисления в выбранное учёбное заведение.

К сожалению, многие грамотные детки не могут полностью проявить свои таланты, показать умения по одной простой причине: они не до конца понимают вопросы психолога. Дело не в низком уровне знаний или слабо развитом кругозоре.

  • стеснение, робость перед чужим человеком, волнение;
  • боязнь переспросить, когда вопрос не расслышан или до конца не понятен;
  • особенности психики, нервной системы, склад характера: некоторых деткам требуется больше времени на осмысление услышанного, подготовку ответа.
  • Нередко после собеседования, прошедшего не совсем удачно, выясняется: будущий первоклашка не смог выполнить все задания, потому что плохо расслышал, постеснялся переспросить или не понял вопрос. Иногда вина лежит на психологе, при непрофессиональном подходе к своим обязанностям.

    Как сделать ингаляции ребенку при сухом кашле в домашних условиях? У нас есть ответ!

    Как избавиться от лунатизма у ребенка? Методы лечения описаны в этой статье.

  • учите деток общаться не только со сверстниками, но и с взрослыми;
  • чаще моделируйте ситуации, когда придётся отвечать на различные вопросы;
  • больше общайтесь сыном или дочкой, не ограничивайтесь ответами «да» или «нет», обосновывайте точку зрения;
  • учите задавать вопросы, развивайте любознательность;
  • напоминайте, что нужно переспрашивать, когда вопрос не до конца понятен;
  • учите уважать себя, объясняйте ребёнку, что он маленькая личность;
  • учите преодолевать робость.
  • Некоторые родители перед началом тестирования были отрицательно настроены, но после наблюдения за ребёнком, беседы с психологом изменили своё мнение. В чём причина?

    Взрослые увидели сына или дочку «со стороны», понаблюдали за реакцией будущего первоклашки на вопросы психолога, поняли сильные стороны, моменты, над которыми стоит поработать. Многим родителям психологи дали полезные советы, подсказали, на что обратить внимание.

    Были выгоды и для будущего первоклашки:

  • ребёнок впервые остался один на один с настоящим учителем, попытался общаться сам, без родителей;
  • нередко собеседование проводит «комиссия» из завуча, психолога, логопеда, педагога начальных классов. При поступлении в языковую школу часто присутствует учитель иностранного языка. Беседа с несколькими педагогами, проведённая правильно, позволяет понять, что начинается новый, «взрослый» этап жизни;
  • нередко родители выбирают из двух-трёх школ, особенно, если уровень знаний высокий, позволяет «замахнуться» на лицей или гимназию. После первого собеседования деткам было проще на втором, третьем тестировании: они не терялись, уверенно отвечали на вопросы, выполняли задания.
  • Уровень знаний перед школой

    Психологи и педагоги рекомендуют ознакомиться с требованиями для первоклашек. Если перед школой ребёнок может выполнить большинство заданий, ему будет проще успевать за программой.

  • Как тебя зовут (полные данные)?
  • Имя-отчество мамы, папы (Иванова Анна Ивановна, а не «мама Аня»).
  • Полный адрес проживания.
  • Сколько тебе лет? Сколько было год назад или будет через два года?
  • Чем занимаются родители?
  • Зачем ты идёшь в школу?
  • Расскажи, чем ты любишь заниматься.
  • Где левая/правая рука?
  • Опиши картинку.
  • Расскажи стихотворение.
  • Прочти короткий текст.
  • Часто психологи предлагают эти вопросы и задания:

    • Какое сейчас время года?
    • Чем отличается осень от весны?
    • Каких домашних животных ты знаешь?
    • Каких диких животных ты знаешь?
    • Найди в группе лишний предмет (яблоко среди овощей).
    • Кто такой врач (учитель, почтальон, доктор и так далее)?
    • Расскажи, чем отличается автобус от троллейбуса.
    • Назови цифры и числа до 10 или 20.
    • Реши примеры на сложение/вычитание.
    • Реши задачу.
    • Расположи цифры по убыванию /возрастанию.
    • Будущий первоклашка должен быть готов к таким заданиям:

    • Назови цвета, оттенки.
    • Расскажи, чем отличаются картинки.
    • Подели булочку поровну, на две/три части.
    • Напиши под диктовку или спиши с доски.
    • Нарисуй зайца (медведя, человека).
    • Найди в слове нужную букву.
    • Покажи гласные/согласные.
    • Назови слова на заданную букву.
    • Сравни предметы по длине/ширине/высоте.
    • Обведи рисунок по контуру.
    • Покажи, заштрихуй (закрась) яблоко/треугольник/круг.
    • Проведи волнистую и прямую линию.
    • Психологическая и эмоциональная готовность

      Многие учителя и психологи считают: этот пункт – самый важный. Если ребёнок не осознаёт, зачем ему школа, стесняется окружающих, не умеет принимать установленные правила, то учиться, чувствовать себя частью коллектива будет очень сложно.

      Дорогие родители! Честно дайте ответы на вопросы:

    • Знает ли ребёнок правила, требования, которые ждут его с первых дней учёбы? Готов ли будущий первоклассник принять их?
    • Может ли ребёнок в 6–7 лет спокойно высидеть хотя бы 30 минут?
    • Может ли юный ученик внимательно слушать учителя (соблюдать дисциплину, выполнять задания)?
    • Существует ли у сына или дочки самоконтроль за поведением?
    • Различает ли маленький проказник места, где можно играть, веселиться и спокойно сидеть, изучать что-то новое?
    • Готов ли ребёнок подчиняться установленным нормам и правилам?
    • Есть ли у него мотивация к учёбе?
    • Умет ли ладить с другими детками, без кулаков отстаивать своё мнение?
    • Большинство ответов положительных? Не переживайте за будущего первоклассника, вхождение в учебный процесс пройдёт достаточно гладко.

      Чем больше отрицательных ответов, тем сильнее нужно задуматься родителям. Если без пяти минут первоклашка психологически не готов в школе, ему будет сложно чувствовать себя комфортно в новой обстановке.

      Что делать? Посоветуйтесь с хорошим психологом, попробуйте наверстать упущенное. Дополнительные занятия помогут сгладить острые углы при переходе в новую среду. Чем раньше вы проверите психологическую и эмоциональную готовность к обучению, тем проще исправить недочёты.

      Невнимание к проблеме, надежда «на авось» нередко провоцирует проблемы:

    • появляются психологические травмы у сына или дочки;
    • часто возникает отвращение к учёбе;
    • маленький ученик не хочет идти в школу. Появляются надуманные предлоги «болит живот/голова/нога», «сегодня первого урока нет» и так далее;
    • постепенно развивается упрямство или, наоборот, ребёнок становится слишком податливым, «затурканным», готовым выполнять все требования, лишь бы его не ругали;
    • исчезает желание проявлять своё «Я», маленькая личность прячется в «скорлупу»;
    • детки боятся переспросить, не понимают материал, пытаются заслужить уважение друзей не знаниями, а неординарными поступками или рискованными выходками. Некоторые неуспевающие ученики становятся «местными клоунами», дразнят ребят, срывают уроки, но боятся рассказать о своих проблемах с учёбой, учителем, одноклассниками;
    • маленькие проблемы постепенно обрастают новыми, ребёнка сложно мотивировать для получения знаний.
    • Как оказать первую помощь, если ребенка укусил клещ? Прочтите полезную информацию.

      О преимуществах и пользе детского питания Симилак написано по этому адресу.

      На странице http://razvitie-malysha.com/zdorovie/sredstva/akvamaris.html узнайте инструкцию по применению препарата АкваМарис Строг для детей раннего возраста и подростков.

      Необходимые общие навыки и умения:

    • часы, дни недели, месяцы, времена года;
    • звери, птицы, домашние животные;
    • овощи, фрукты, растения, кустарники, деревья;
    • всё о себе и родителях;
    • названия профессий;
    • погодные, природные явления;
    • праздники;
    • свои увлечения;
    • интересы семьи;
    • понятия «лево-право»;
    • цвета и оттенки;
    • желание учиться, понимание, что детки делают в школе.

    Учителя обращают внимание, развиты ли у будущего первоклашки навыки:

  • чтения;
  • пересказа;
  • развития речи, зрительной, слуховой памяти;
  • логического мышления;
  • счёта;
  • ориентирования в пространстве.
  • Важен уровень интеллектуального развития, осознание себя более взрослым. Грамотный, умный ученик всегда вызывает уважение.

  • многие родители считают, что «переученному», много знающему, первокласснику будет скучно на уроках, ведь он уже считает до 100, а одноклассники решают примеры до 20-ти;
  • родители правы, но в такой ситуации ребёнку будет проще адаптироваться в классе, показать себя с лучшей стороны. Хуже, если первоклашка не успевает за школьной программой.
  • важный момент: найдите хорошего педагога. От того, каким будет первый Учитель, во многом зависит настрой ребёнка, дальнейшее развитие, отношение к учёбе;
  • чем выше уровень знаний, интеллекта будущего первоклассника, тем проще ему адаптироваться;
  • не лишайте ребёнка детства, но обязательно готовьте его к школе;
  • обязательно проводите занятия в игровой форме с 3,5–4 лет. При сильной загруженности на работе водите малыша в «Школу радости» или развивающий детский центр, дома закрепляйте знания;
  • неподготовленный ученик всегда будет страдать. Разница лишь в том, как первоклашка будет выражать свои мысли: бурно, с капризами, агрессией или тихо страдать в душе. Любой вариант – это сильный стресс для маленькой личности. Помните об этом.
  • Теперь вы знаете, какие вопросы часто задают на собеседовании при поступлении в первый класс, понимаете, какие ориентиры взять за основу. В 6–7 лет дошкольник должен быть психологически готов к учёбе. Если вы нашли пробелы в воспитании, обучении, постарайтесь исправить их с помощью опытного психолога.

    Видео — советы психолога о подготовке детей к школе:

    razvitie-malysha.com

    О пользе размышлений (гет)

  • Большие иллюстрации
  • Маленькие иллюстрации
  • Без иллюстраций
  • Глава 2. Перед школой.

    Глава 2. Перед школой.

    С момента встречи с колдовским миром жизнь Гарри у Дурслей изменилась также волшебным образом. На всякий случай Гарри предупредил их о возможном визите великана, и теперь все их общение сводилось к одному ежевечернему вопросу — не забыл ли Гарри написать очередное письмо. Гарри не забывал. В остальном же он и родственники делали вид, что существуют в разных вселенных. Это вполне устраивало мальчика.

    Анализ первого дня в волшебном мире показал, что его действительно желают использовать. Судя по восторгу рядовых волшебников, он и в самом деле был весьма известен. А значит, и компания Риддла — как решил называть их теперь Гарри — и Дамби, и министерство постараются использовать эту известность в своих целях. Какую бы сторону он не поддержал, это гарантировало бы смещение общественного мнения к ним. С другой стороны, остальные силы принялись бы всячески порочить его имя и по возможности досаждать ему. Гарри это не устраивало. Отсюда следовал вывод, что ему следует быть исключительно на своей стороне, заключая временные соглашения со своими оппонентами. Примером таких действий была нейтрализация Дурслей посредством Хагрида.

    Касательно учебы в школе, Гарри уже понял, что Дамби старательно подталкивает его к выбору определенного факультета. А именно Гриффиндора. На этом фоне неудивительно смотрелась «забывчивость» Хагрида относительно того, как найти на вокзале таинственную платформу. Наверняка его встретят поблизости истинные гриффиндорцы и окажут всевозможную помощь. Прекрасный повод для теплого знакомства, переходящего в дружбу. Вот только друзей лучше выбирать самому, а не использовать подкидышей директора. Так что стоит постараться попасть на поезд без посторонней помощи.

    За оставшийся до школы месяц Гарри решил максимально близко познакомиться с новым для него миром. Для начала он старательно прочитал рекомендованные ему продавцом книги, с удивлением обнаружив, что в «Новейшей истории магической Англии» упоминается его имя. Затем он взялся за изучение школьных учебников.

    И здесь его ждало огромное разочарование. В учебниках ни слова не говорилось о законах, на основании которых работает магия. Скорее, это были подробные инструкции по применению магических способностей для определенных ситуаций. Хоть он и разочаровался вначале, узнав, что школьникам запрещалось колдовать вне стен Хогвартса, но быстро успокоился тем, что школьником станет только первого сентября, а до этого может смело практиковаться в заклинаниях. Ну а на следующий год что-нибудь придумается. Но для начала он попытался свести сведения из школьных книг в единую систему.

    Проще всего дело пошло с зельями. Из указанных в учебнике рецептов он составил таблицу использования компонентов. Тех оказалось не так уж и много, во всяком случае, использующихся на первом курсе. Стало очевидным, какие ингредиенты совместимы друг с другом, какие нет, в каком порядке их следует добавлять в зелья, базовые основы для зелий и возможные варианты их использования. От экспериментов Гарри пока воздержался, справедливо опасаясь за целость дома Дурслей, но сделал себе зарубку на память о необходимости пополнить запас ингредиентов.

    С чарами сначала были проблемы. Из имеющихся у него сведений сложить в стройную систему движения палочки и слова не получалось. Но потом Гарри вспомнил свои стихийные выбросы магии, и главное, что в них было — желание. Попробовав выполнять заклинания, одновременно вызывая в себе сильную эмоциональную потребность конкретного результата, он убедился в действенности метода. Движения и слова только помогали ему. Гарри сумел выполнить несколько заклинаний из учебника. Подобным же образом обстояли дела и с трансфигурацией. Очень скоро Гаррина комната наполнилась массой иголок, полученных из спичек.

    Травология не вызвала у мальчика особого восторга. Поэтому он просто внимательно прочитал учебник, оставив попытки всерьез осмыслить этот предмет на потом.

    Через неделю Гарри решился осуществить возникшую у него еще в день рождения идею — посетить могилы родителей. Уже поняв, что в мире магов кровные узы значат очень многое, он захотел сделать это вместе с тетей Петуньей. А заодно и всерьез поговорить с ней о прошлом. Если она откажется — ну что же, значит, у него не будет оснований считать ее в дальнейшем своим родственником. А пока стоило попробовать.

    Для начала, Гарри приложил все силы, чтобы выучить заклинание восстановления сломанных вещей. Благо гора хлама, заполнявшая его новую комнату, предоставляла просто невероятные возможности для совершенствования. В итоге, восстановив все, что можно, мальчик почувствовал себя готовым к серьезному разговору.

    Дождавшись, пока Вернон уедет на работу, а Дадли убежит к своим дружкам, Гарри спустился на кухню. Тетя как раз вытирала там пыль со столов.

    — Тетя Петунья, вы не против, если я восстановлю Вашу любимую вазу, которая треснула месяц назад?

    Надо сказать, что ваза треснула не сама собой, а попавшись под горячую руку Дадли. Но, как обычно в подобных случаях, виноватым в этом оказался Гарри. Причем, объяснить участие его в порче ценного имущества не смог даже дядя Вернон, сведя все к формуле «виноват, потому что назначили».

    — Хм, и как ты собираешься это cделать? — недоверчиво покосилась на него тетя.

    — Просто, — Гарри внезапно достал палочку, направил ее на вазу и произнес «Репаро». Видимо, желание видеть вазу целой и невредимой было настолько велико, что исчезла не только трещина, но и убрались все следы двенадцатилетней жизни этого достойного предмета.

    — Это… Это… Это же волшебство, — прошептала тетя, бледнея прямо на глазах.

    — Да, волшебство. И уверяю вас, абсолютно неопасное, а наоборот, полезное. И, кстати, если Вам необходимо починить еще что-нибудь, с радостью помогу в этом.

    На лице тети Петуньи ужас от столкновения с «ужасной» магией смешался с осознанием возможности изрядно сэкономить на покупках и привести дом в еще больший порядок. После минутной борьбы, в которую мальчик мудро предпочел не вмешиваться, страсть к экономии решительно победила. Следующие два часа Гарри почти непрерывно махал палочкой, восстанавливая всевозможное старье, которого нашлось очень и очень много. Примерно на середине процесса он, наконец, решил перейти к главному пункту своего плана.

    — Скажите, тетя, а вы знаете, где похоронены мои родители?

    Петунья опять побледнела, но быстро пришла в себя.

    — Разумеется, знаю, я-то, в отличие от некоторых, не забываю про свою семью.

    — Просто я хотел съездить навестить их могилы. Вы не могли бы поехать со мной?

    Тетя удивленно посмотрела на мальчика. Конечно, было понятно, что он не просто так решил заняться глобальным ремонтом, и ему что-то было надо от нее. Она ожидала чего угодно, но не подобной просьбы. Впрочем, призналась она самой себе, посетить могилу сестры действительно стоило. Как бы она ни относилась к Лили, это была ее семья. Но мальчишке стоит дать понять, что она оказывает ему великое одолжение. Поэтому Петунья для начала многозначительно помолчала минуты три, а потом направила грозный взор на мальчика.

    — Наконец-то вспомнил об этом. Мог бы и раньше попросить. Впрочем, что говорить о неблагодарном. Послезавтра с утра поедем. А сейчас продолжай ремонт. И смотри, Вернону и Дадли ни слова.

    Гарри продолжил работу. С одной стороны, слова тети его больно ранили, ведь он действительно никогда не обращался к ней с подобной просьбой. С другой — Гарри прекрасно понимал, что всю его жизнь в доме Дурслей тетя вела себя так, чтобы у него и мысли подобной не возникло. Это вызывало не самые добрые чувства по отношению к самой Петунье. Но главное, она согласилась поехать, причем согласилась намного быстрее, чем он предполагал. А это давало дополнительный повод для размышлений.

    Как оказалось, до Годриковой Впадины пришлось ехать всего три часа на автобусе. Тетя Петунья всю дорогу хранила гордое молчание, впрочем, Гарри и не хотелось разговаривать. Разговор он хотел отложить на обратную дорогу.

    Они вышли на центральную площадь городка. Посреди нее стоял обелиск. Гарри подошел к нему, и внезапно обелиск превратился в скульптурную группу — мужчина в очках, женщина с длинными волосами и ребенок у нее на руках.

    — Лили, — услышал Гарри сдавленный возглас рядом с собой. Обернувшись, он увидел, что тетя, не отрываясь, смотрит на женщину. Он опять повернулся к скульптуре. Значит, вот как выглядели его родители. Видимо, обелиск могли видеть только волшебники и те, кто был с ними.

    Наконец, они пошли дальше по площади. Гарри зашел в магазинчик возле церкви и купил десяток красных роз. К его удивлению, тетя тоже купила букет белых роз. Вместе они прошли через калитку в ограде и принялись искать могилу.

    — Гарри, они.. здесь…

    Он пошел на голос, чувствуя, что какая-то тяжесть сдавила грудь. Надгробие из белого мрамора. Скромная надпись.

    На могилу легли два букета. Они молча простояли возле нее примерно полчаса, у Гарри стояли слезы в глазах. Наконец тетя взяла его за руку и повела с кладбища.

    Они стояли вдвоем на пустой остановке: до прихода автобуса оставалось еще двадцать минут.

    — Почему, почему вы не привезли меня сюда раньше?

    — Ни чего, а за кого. Я боялась за Дадли. На следующий день, когда тебя подбросили к нашему крыльцу, к нам в дом пришел старик. Он назвался Дамблдором. Вернона дома не было. Мне было сказано, что наша жизнь, а главное, жизнь Дадли находится под угрозой. Что есть люди, желающие уничтожить всех родственников Поттеров. И была обещана безопасность в обмен на то, что мы будем воспитывать тебя, не говоря ничего о мире магии, о твоих родителях. Также было рекомендовано сделать твою жизнь как можно более невыносимой. Это, к тому же совпадало с желанием Вернона.

    — И вы согласились.

    — Ради безопасности Дадли я согласилась бы на все. А угрозы волшебников стоит воспринимать всерьез. Или ты думаешь, что органы социальной опеки позволили бы нам так издеваться над тобой? Но мы могли творить что угодно, и все вокруг воспринимали это как норму.

    Гарри посмотрел в глаза тети. В них действительно стоял страх. И он понял ее ненависть к магическому миру. К той неясной угрозе, что отравляла всю жизнь Дурслей. И, поскольку отомстить волшебному миру не представлялось возможности, они мстили ему, Гарри.

    — Хорошо, я вряд ли проникнусь к вам любовью, узнав все это, но понимать буду. Ответьте мне только на один вопрос — за что вы так ненавидели маму?

    — За что? За то, что она была лучше меня, была красивее, умнее, ей все давалось легко. И даже единственный мальчик, который мне нравился, и тот влюбился в нее, а на меня и не смотрел. Он был волшебником и, конечно, видел только Лили. А она бросила его ради своего Поттера. Я могла бы простить ее, если бы она осталась с Северусом, но она сделала несчастными и меня и его.

    — Северус Снейп, моя первая любовь, — и уже как вздох Гарри услышал, скорее, не слова, а тень мысли, — и последняя.

    fanfics.me

    Существует термин «школьная фобия», что подразумевает навязчиво преследующий некоторых детей страх перед посещением школы. Нередко речь идет не столько о страхе школы, сколько о страхе ухода из дома, разлуки с родителями, к которым тревожно привязан ребенок, к тому же часто болеющий и находящийся в условиях гиперопеки.

    Иногда родители боятся школы и непроизвольно внушают этот страх детям или драматизируют проблемы начала обучения, выполняя вместо детей все задания, а также контролируя их по поводу каждой написанной буквы. В результате у детей появляются чувство неуверенности в своих силах, сомнения в своих знаниях, привычка надеяться на помощь по любому поводу.

    При этом тщеславные родители, жаждущие успеха любой ценой, забывают, что дети даже в школе остаются детьми — им хочется поиграть, побегать, «разрядиться», и нужно время, чтобы стать такими сознательными, какими их хотят видеть взрослые.

    Обычно не испытывают страха перед посещением школы уверенные в себе, любимые, активные и любознательные дети, стремящиеся самостоятельно справиться с трудностями обучения и наладить взаимоотношения со сверстниками.

    Другое дело, если речь идет о подчеркнуто самолюбивых, с завышенным уровнем притязаний детях, которые не приобрели до школы необходимого опыта общения со сверстниками, не ходили в детский сад, чрезмерно привязаны к матери и недостаточно уверены в себе. В этом случае они боятся не оправдать ожиданий родителей, одновременно испытывая трудности адаптации в школьном коллективе и отраженный от родителей страх перед учительницей.

    Некоторые дети панически боятся сделать ошибку, когда готовят уроки или отвечают у доски, потому что их мать педантично проверяет каждую букву, каждое слово. И при этом очень драматично ко всему относится: «Ах, ты сделал ошибку! Тебе поставят двойку! Тебя выгонят из школы, ты не сможешь учиться!» и т. д. Она не бьет ребенка, только пугает. Но наказание все равно присутствует. Это и есть психологическое битье. Самое настоящее.

    И что же получается? До прихода матери ребенок готовит уроки. Но все идет насмарку, потому что приходит мать и начинает уроки сначала. Ей хочется, чтобы ребенок был отличником. А он не может им быть в силу разных не зависящих от него причин. Тогда он начинает бояться отрицательного отношения матери, и этот страх переходит на учителя, парализует волю ребенка в самые ответственные моменты: когда вызывают к доске, когда нужно писать контрольную или неожиданно отвечать с места.

    В ряде случаев страх перед школой вызван конфликтами со сверстниками, боязнью проявлений физической агрессии с их стороны. Это характерно для эмоционально чувствительных, часто болеющих и ослабленных мальчиков, и особенно для тех из них, кто перешел в другую школу, где уже произошло «распределение сил» внутри класса.

    Мальчик 10 лет постоянно пропускал школу из-за слегка повышенной без видимых причин температуры. Врачи безуспешно искали источник его заболевания, в то время как оно было вызвано эмоциональным стрессом после перевода в другую школу, где над ним систематически издевались ребята, уже давно поделившие сферы влияния в классе. Педагог же никаких решительных мер не предпринимал, отделываясь укоризненными замечаниями в адрес не в меру агрессивных ребят.

    Тогда мальчик сам принял решение — больше не ходить в школу, благо температура от волнения и ожидания поднималась каждый день. В итоге он стал исправно «болеть», учительница приходила к нему домой, проверяла уроки и выставляла оценки за четверть. Так он «победил» в этой борьбе. Но какой ценой? У него развились пассивность, тревожность и прекратились контакты со сверстниками. Неудивительно, что он непроизвольно оказывал сопротивление любым попыткам улучшить его состояние и вернуть в школу. Отсутствие же своевременной поддержки со стороны учителя усугубило его беззащитность и способствовало развитию неблагоприятных черт характера.

    Помимо «школьных» страхов для детей этого возраста типичен страх стихии — природных катаклизмов: бури, урагана, наводнения, землетрясения. Он не случаен, ибо отражает еще одну особенность, присущую данному возрасту: так называемое магическое мышление — склонность верить в «роковое» стечение обстоятельств, «таинственные» явления, предсказания и суеверия.

    В этом возрасте переходят на другую сторону улицы, увидев черную кошку, верят в «чет и нечет», тринадцатое число, «счастливые билеты». Это возраст, когда одни дети просто обожают истории о вампирах, привидениях, а другие их панически боятся. Особой пугающей популярностью когда-то пользовались герои кинофильмов «Вий» и «Фантомас». В последнее время на смену им пришли космические пришельцы и роботы. А боязнь покойников и призраков была всегда. Вера в существование «темных» сил — наследие средневековья с его культом демономании (на Руси — вера в чертей, леших, водяных и оборотней).

    Все перечисленные страхи отражают своего рода магическую направленность, веру в необычное и страшное, захватывающее дух и воображение. Подобная вера уже и сама по себе является естественным тестом на внушаемость как характерную черту младшего школьного возраста. Магический настрой находит свое отражение в кошмарных сновидениях детей данного возраста: «Иду, иду по улице и натыкаюсь на какого-то старика, а он оказывается колдуном» (мальчик 7 лет), «Я иду с ребятами, а нам какой-то человек из глины попадается, страшный, он бежит за нами» (девочка 8 лет).

    Типичными страхами у младших школьников будут страхи Черной Руки и Пиковой Дамы. Черная Рука — это вездесущая и проникающая рука мертвеца, в чем нетрудно увидеть наследие Кощея Бессмертного, точнее — всего того, что осталось от него, как, впрочем, и Скелета, которого также часто боятся в младшем школьном возрасте.

    Напоминает о себе и Баба Яга в образе Пиковой Дамы. Пиковая Дама — такая же бесчеловечная, жестокая, хитрая и коварная, способна наслать колдовские чары, заговорить, превратить в кого-либо или что-либо, сделать беспомощным и безжизненным. В еще большей степени ее некрофильный образ олицетворяет все, так или иначе связанное с фатальным исходом событий, их предрешенностью, роком, судьбой, предзнаменованиями, предсказаниями, то есть с магическим репертуаром.

    В младшем школьном возрасте Пиковая Дама может оживлять страх смерти, исполняя роль вампира, высасывающего кровь из людей и лишающего их жизни. Вот какую сказку сочинила девочка 10 лет:

    «Жили три брата. Они были бездомные и как-то зашли в один дом, где над кроватями висел портрет Пиковой Дамы. Братья поели и легли спать. Ночью из портрета вышла Пиковая Дама. Пошла она в комнату первого брата и выпила у него кровь. Затем сделала то же со вторым и третьим братом. Когда братья проснулись, у всех троих болело горло под подбородком. «Может быть, пойдем к врачу?», — сказал старший брат. Но младший брат предложил погулять. Когда они вернулись с прогулки, комнаты были черные и в крови. Снова легли спать, и ночью случилось то же самое. Тогда утром братья решили идти к врачу. По дороге два брата умерли. Младший брат пришел в поликлинику, но там оказался выходной день. Ночью младший брат не спал и заметил, как из портрета выходит Пиковая Дама. Он схватил нож и убил ее!».

    В страхе детей перед Пиковой Дамой часто звучит беззащитность перед лицом воображаемой смертельной опасности, усиленная разлукой с родителями и идущими из более раннего возраста страхами темноты, одиночества и замкнутого пространства. Вот почему данный страх типичен для эмоционально чувствительных и впечатлительных детей, привязанных к родителям.

    И, наконец, Пиковая Дама — это коварная обольстительница, способная разрушить семью.

    В таком виде она предстает перед нами в истории мальчика 8 лет. Его строгая и принципиальная мать долгое время держала в узде отца, человека доброго, отзывчивого, бывшего чем-то вроде матери для мальчика. Сама же она, наоборот, играла роль деспотичного отца, не принимавшего мальчишескую линию поведения.

    В 7 лет он оказался свидетелем ночного выяснения отношений между родителями. Вскоре отец ушел к другой женщине. Затем мальчик оказался впервые в пионерском лагере, где был напуган старшими девочками, изображавшими Пиковую Даму. От страха он увидел ее как бы наяву (эффект внушения). Дома не засыпал один, открывал дверь и включал свет — боялся ее появления и того, что она с ним сделает. Подсознательно он уподоблял ее женщине, забравшей любимого отца, встречаться с которым не мог в силу запрета матери.

    Страх перед Пиковой Дамой как раз и характерен для детей, имеющих строгих, постоянно угрожающих и наказывающих матерей, что, по существу, означает страх отчуждения от образа любящей, доброй и заботливой матери. Эти матери одновременно невротичны и истеричны, зациклены на своих проблемах, никогда не играют с детьми и не подпускают их к себе.

    Итак, для младших школьников характерно сочетание социально и инстинктивно опосредованных страхов, прежде всего страхов несоответствия общепринятым нормам и страхов смерти родителей на фоне формирующегося чувства ответственности, магического настроя и выраженной в этом возрасте внушаемости.

    lib.komarovskiy.net

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Navigation