Стресс под контролем

2. «Ухо-нос». Левой рукой возьмитесь за кончики носа, а правой рукой — за левое ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук с точностью до наоборот.

4. Одновременно и синхронно двумя руками пишем в воздухе алфавит, цифры, восьмерки. Амплитуда в диапазоне «голова — бедра».

5. Пишем в воздухе одновременно двумя руками разные буквы и цифры. Например, левая рука пишет «0», а правая — «1»; левая — «1», правая — «2» и т. д. Выполнить от «0» до «9».

6. Пишем в воздухе двумя руками и одновременно разные цифры или буквы и при этом быстро ими обмениваемся. Например, правая рука пишет «1», а левая пишет «3», сразу же за этим правая рука пишет «3», а левая «1». Повторить несколько раз.

7. Одновременно поджимаем пальцы левой ноги и сжимаем пальцы правой руки в кулак, при этом делаем резкое движение нижней челюстью и губами в сторону; затем поджимаем пальцы правой ноги, сжимаем в кулак пальцы левой руки и делаем резкое движение нижней челюстью и губами в другую сторону. Делать 2–3 минуты, постепенно ускоряя темп.

11. Соединить перед грудью кончики пальцев обеих рук. Не разъединяя контактов пальцев, сводим и разводим ладони, нажимая в местах контактов пальцев. Одновременно поджимаем и разжимаем пальцы ног.

3. Различные перекрестные движения. Например, правым локтем коснуться поднятого левого колена, затем левым локтем коснуться правого колена. В момент касания поджимать пальцы стоп и сжимать пальцы рук в кулаки.

4. Называя по порядку буквы алфавита, одновременно делайте следующее:

где: л — поднимите левую руку вверх и согните правую ногу в колене;

0 — поднимите вверх обе руки и встаньте на цыпочки.

Движения можно изменять на любые, главное – сохранить их разнообразие. Можно делать это упражнение в положении сидя, поднимая или напрягая только пальцы рук и ног.

6. Для правого полушария мозга на счет «1–2 3–4–5–6–7» медленно и равномерно поднимается левая нога, согнутая в колене. Когда бедро достигнет горизонтального уровня, правой ладонью нажимать на левое колено сверху, в три этапа:

3-й: опустить ногу в исходное положение — 7 секунд.

Для тренировки левого полушария используется правая нога и левая рука. Повторить то же 6–8 раз.

7. Ходьба на месте, глаза закрыты. Одновременно руками рисуем восьмерки или делаем руками круги перед грудью (руки вытянуты вперед, раскрытые ладони направлены вперед, пальцы вверх). Меняем направления круговых движений руками. Делать 1–2 минуты.

11. Руки вытянуть вперед перед грудью ладонями вниз. Шаг правой ногой в сторону, левую ногу скрестить с правой ногой, поставив ее сзади, одновременно скрестить вытянутые руки перед грудью, левая рука сверху. Вернуться в исходное положение и повторить в другую сторону.

1. «Зеркальное рисование». Возьмите в каждую руку по карандашу или фломастеру. На листе начинаем одновременно двумя руками писать буквы, цифры, делать одинаковые рисунки. Это упражнение можно усложнить: левой рукой пишем «0», а правой рукой «1», затем левой рукой «1», а правой — «2» и т. д.

3. Возьмите в каждую руку по карандашу или авторучке и два листа бумаги. Одновременно начинайте писать двумя руками какой-нибудь текст, например, ранее выученное стихотворение. Правая рука пишет слева направо, а левая рука справа налево. Упражнение можно усложнить, когда правая рука будет писать справа налево, а левая рука — слева направо. Предварительно можно потренироваться и писать просто короткие слова по такой схеме.

4. Взять в каждую руку по карандашу или круглой палочке. Одновременно вращать пальцами карандаши в обеих руках, при этом стараться активно задействовать все пальцы. Вращать в одну сторону, другую, в разные стороны.

5. Попробуйте на листе бумаги одновременно написать ваше имя левой рукой, а фамилию — правой. Затем наоборот.

2. Не выполнять упражнения при ощущениях боли!

4. Упражнения (весь комплекс или частично) выполняются не менее чем за 2–3 часа до сна. Учитывать полнолуние, когда увеличивается мозговое кровообращение.

а) при выполнении упражнений используем фоновую логическую музыку (в стиле барокко, желательно Моцарта) для активизации слуховой зоны мозга;

б) используем тонизирующие запахи для активизации зоны обоняния мозга (лимон, жасмин, розмарин);

10. При выполнении упражнений мощной дополнительной нагрузкой является загрузка лобных долей мозга (зоны сложного мышления) — параллельно с выполнением упражнений мысленно повторять таблицу умножения (умножать не только до 10, но и до 20, 30…), перемножать двузначные числа, повторять ранее выученные стихотворения и т. п.

specnazspn.livejournal.com

Стресс – это отголосок тревоги или страха. И зачастую причиной переживаний являются не какие-то реальные события, а всего лишь предположение, что что-то может случиться. К примеру, человек, находясь на борту взлетающего самолета, боится его падения, а ведь катастрофа может и не произойти. Если с подобными фобиями вообще никак не бороться, это может негативно отразится на здоровье, так считают специалисты.

Чтобы контролировать стресс, необходимо в первую очередь навести порядок в своих эмоциях, попытаться избавиться от необоснованного страха или беспокойства. Как ни странно это прозвучит, но тревожное чувство может быть и помощником. Оно указывает на ту часть тела, где накопился стресс, например зажатые мышцы. Кроме того чувство тревоги сигнализирует нам о том, что настало время пересмотреть свои взгляды и дать толчок внутреннему росту.

Существует много способов борьбы со страхом или тревогой, а, следовательно, и со стрессом. Нередко мы никак не можем уснуть из-за навязчивых мыслей. Прокручиваем в голове беспокоящую нас ситуацию снова и снова, вызывая тем самым еще большие переживания. В действительности справиться с этой проблемой не так уж и сложно. Достаточно всего лишь сконцентрировать внимание на организме. Положив ладонь на область сердца, ощутить его биение, прислушаться к дыханию. Эти действия упокоят, отвлекут и помогут быстрее заснуть.

Различные ситуации в быту и на работе нередко приводят к появлению раздражения. Справиться с ним может помочь физическая нагрузка. Здесь любые способы одинаково эффективны, от тренировки в зале или пробежки до обычного наведения порядка в квартире. Самое главное – полностью отдаться этому занятию.

При внезапно охватившем волнении можно использовать следующий метод: на вдохе максимально сильно напрячь ладони и стопы, сжать мышцы плеч, шеи, ног и живота, а затем резко выдохнуть и расслабить все тело. Повторять это действие следует до появления в мышцах приятного тепла.

Если возникло недовольство собой – поможет хорошая встряска, выплеск эмоций. В этом случае наилучшим способом будут танцы. Включаем музыку и танцуем, не забывая об импровизации. Для восстановления душевной гармонии используем динамичные мелодии.

Если в результате переживаний появилась дрожь в руках и ногах, нужно как следует встряхнуть каждую конечность. Поднимаем левую ногу и сильно встряхиваем ею несколько раз, после этого проделываем то же самое правой ногой. Далее те же действия проводим с руками. Выполняем эти движения с каждой конечностью по кругу, постепенно уменьшая их количество до одного.

При скованности в мышцах нужно направить внимание в те места, которые наиболее напряжены. На выдохе мысленно направляем поток воздуха на каждый напряженный участок. Это действие следует повторить несколько раз и выполнять обязательно с закрытыми глазами.

Бывает, что после тяжелого и изнурительного рабочего дня никак не удается снять усталость. Причем не помогает даже горячий душ или теплая расслабляющая ванна. В этом случае может помочь небольшой сеанс успокаивающего массажа.

Как видите, бороться со стрессом есть чем, главное не забывать об этом и выполнять все правильно. Надеюсь, эти советы помогут вам держать стресс в узде.

poliklinikispb.ru

Как взять стресс под контроль?

Представить нашу жизнь без стресса практически невозможно. Да и незачем, считает доктор биологических наук, физиолог, лауреат премии «Просветитель» за книгу «Стой! Кто ведет?» Дмитрий Жуков. Он рассказал нам, как научиться управлять стрессовыми ситуациями, извлекая из них что-то полезное – и даже приятное – для себя.

Всякий ли стресс опасен? И всегда ли с ним стоит бороться? Современные ученые приходят к выводу, что стресс – как неспецифическая реакция организма на новизну – сам по себе является адаптивным механизмом, т.е. помогает приспособиться к новым условиям среды. Дмитрий Жуков идет еще дальше, делая акцент на том, что стресс является не только адаптивной реакцией, но и сопровождается массой положительных эмоций. Собственно, за ними, считает Жуков, мы и отправляемся в кино, театр, читаем новые книги, катаемся на аттракционах, одним словом, ищем новых ощущений. Кэлли Макгонигал (Kelly McGonigal), психолог из Стэнфордского университета, соглашается, что в стрессе заложены и положительные механизмы для нашей психики. В своей книге «Обратная сторона стресса» она пишет: «Понимание стресса как бесполезного пережитка наших животных инстинктов давно устарело. Современная наука говорит о том, что стресс на самом деле заставляет нас повышать свой «социальный интеллект» – в конечном счете, именно это и делает нас людьми». Речь здесь о том, что во время стресса вырабатывается окситоцин – гормон, провоцирующий чувство родства, близости и доверия к другому человеку, он способствует тому, чтобы человек обращался за помощью, искал социальных контактов и поддержки. Другими словами, в механизме стресса уже биологически заложена стратегия, как с ним справиться.

Когда стресса слишком много

Но опасения относительно стресса не так уж беспочвенны, иногда он действительно может оказывать на организм разрушительное воздействие. На языке биологов и этологов такой опасный стресс называется «неконтролируемым». Для его возникновения должны быть соблюдены три условия: мы не можем избежать стимула, который вызывает стресс, возможности нашего организма не позволяют с ним справиться или приспособиться к нему, и, главное, мы не можем предсказать появление этого стимула. Классический пример – сдача экзаменов. Хотя мы знаем заранее, когда будет экзамен, и знаем программу вопросов, мы никогда не можем знать, какой конкретно билет нам достанется и как будет вести себя экзаменатор, сможем ли мы его впечатлить своим ответом.

Неконтролируемый стресс, особенно если он повторяется регулярно, может приводить к патологическим изменениям нашего здоровья и поведения, которые принято называть «выученной беспомощностью». Это состояние является прообразом депрессии у животных, оно вырабатывается в том случае, если животное поставлено в условия априори нерешаемой задачи, т.е. когда от его действий не зависит исход ситуации. Учеными было выяснено, что если животное не может уловить связь между собственным поведением и изменениями во внешней среде (например, независимо от того, находит ли крыса выход из лабиринта, она все равно может подвергнуться удару током), оно замыкается, отказывается от еды, становится пассивным – проявляет все симптомы, характерные для депрессивного состояния. Схожая ситуация может наблюдаться и у человека, изо дня в день подвергающегося унижению со стороны начальника, или у непоседливого ученика, которого пытаются проучить за его поведение очередной двойкой.

Стресс подавляет волю

Феномен неконтролируемого стресса набирает популярность среди исследователей и становится предметом для пристального изучения. Это и понятно: в условиях нашей жизни сложно найти человека, который хотя бы однажды с ним не сталкивался. Но есть у этого феномена обратная, очень интересная сторона. Оказывается, люди не только постоянно испытывают неконтролируемый стресс, но и сами регулярно подвергают ему других. В руках человека, хотя бы минимально наделенного властью, неконтролируемый стресс становится инструментом для манипулирования. «Мы можем наблюдать это на всех уровнях, – считает Дмитрий Жуков, – подавив волю, мы получаем более управляемого человека. Например, учителя подавляют активность учеников, что вызывает у детей состояние, близкое к депрессии. Или можно увидеть массу примеров, когда такое неконтролируемое состояние вырабатывается государством или даже семьей». Ярким примером может послужить феномен гиперконтроля, когда родитель стремится все делать за ребенка: одевает, обувает, кормит его, выбирает, на какие курсы записать, и строго контролирует распорядок дня. Подобное поведение может быть оправдано с маленькими детьми, но совершенно недопустимо в более старшем возрасте, потому что таким образом родители лишают подростка возможности контролировать ситуацию. Отсюда, считает Жуков, проистекают многие неадекватные формы поведения у детей и подростков. «Совершение подростками хулиганств и преступлений происходит по одной простой причине: тем самым они пытаются субъективизировать контроль ситуации. Ребенок, может быть, и рад бы учиться хорошо, посещать кружки, но он этого не делает, потому что это будет решением родителей. Единственная возможность проявить собственную волю для него заключается в том, чтобы заниматься тем, чего родители явно не одобрят».

Смещенная активность

Что же происходит с нами, когда мы сталкиваемся с незнакомой стрессовой ситуацией? На поведенческом уровне мы вынуждены искать новые стратегии действия, поскольку привычные не справляются с возникшими условиями. В этологии этот механизм называется «cмещенной активностью». На первый взгляд он может показаться совершенно бестолковым, поскольку подразумевает использование активности, неадекватной той потребности, которая оказалась ущемлена. Например, человек, получив трагическое известие, может начать мыть посуду или убираться – делать нечто несуразное. На самом деле такое поведение на бессознательном уровне позволяет человеку справляться с отчаянием и чувствовать контроль над ситуацией. Он не может повлиять на трагические известия, но может заняться чем-то простым и бытовым.

Часто смещенная активность проявляется как бы сама собой, автоматически. Но на самом деле форму смещенного поведения мы вольны выбирать самостоятельно, если приложим к этому некоторое усилие. С этой точки зрения у нас появляется возможность совершенно с новой стороны взглянуть на заикание, переедание, навязчивости – на целый ряд симптомов, характерных для стрессорных ситуаций. И главное, наконец совладать с ними, сместив свою активность в другую, более полезную сторону.

Делать все, что не запрещено

Все специалисты сходятся в том, что предупредить неконтролируемый стресс гораздо проще, чем справляться с его последствиями. Например, главным стратегическим методом защиты от неконтролируемого стресса, по мнению Жукова, является… образование! При этом важны не знания как таковые. Главное, что дает высшая школа, – умение учиться. Именно оно и способно повысить адаптационные возможности человека творчески приспосабливаться к стрессовым ситуациям.Еще один способ, предлагаемый биологом, на первый взгляд может показаться весьма неожиданным – стать донором крови. Все дело в том, что при незначительной потере крови в организме вырабатываются эндорфины, гормоны, отвечающие за хорошее настроение, действие которых помогает справиться с ежедневным стрессом.

Также очень важно в ситуации неконтролируемого стресса, когда наши возможности ограничиваются объективными обстоятельствами, находить то, что мы можем все-таки сделать. Дмитрий Жуков называет этот метод противодействия неконтролируемости – «делать все, что не запрещено в данной ситуации». У этого метода есть своя история и подтверждение такими именитыми психологами, как Виктор Франкл и Бруно Беттельхейм, которые во время второй мировой войны провели разное время в концентрационных лагерях. И хотя они придерживаются разных парадигм: Франкл – экзистенциальной, Беттельхейм – психоаналитической, – оба соглашаются с тем, что выживали в тех условиях люди, которые могли находить пространство для своего волеизъявления или, возвращаясь к языку биологов, те, кто мог находить способ допустимой «смещенной активности».

Как эти знания могут пригодиться в нашей повседневной жизни?

•Во-первых, взаимодействуя со стрессом, важно работать «на опережение». Лучшим способом для этого будет внимательное отношение к своим детям. Загнанные в рамки школьной системы, дети испытывают колоссальное давление, и задача семьи – его минимизировать, но никак не усугублять. Для этого, например, с целью поддержания воли очень важно позволять детям выбирать свои хобби и увлечения, даже если вам они кажутся абсолютно бесполезными и бестолковыми для их будущего. Помните, что самое главное, чтобы это позволило ребенку справляться со стрессом и чувствовать себя автором своей жизни уже сегодня. Пусть ребенок не станет мастером спорта, а пойдет в кружок вышивания, зато он научится главному – принимать решения, нести за них ответственность и распоряжаться собственной свободой. А это, в свою очередь, отличный иммунитет от стресса.

•Во-вторых, стоит внимательнее относиться и к своей жизни. Главная опасность неконтролируемого стресса состоит в том, что он прокрадывается в нашу жизнь подчас незаметно, захватывая все больше пространства с каждым днем, месяцем, годом. И мы уже не замечаем, как привыкаем терпеть прихоти начальников, самодурство чиновников, принимающих законы о нашей жизни, смиряемся с многокилометровыми пробками и потерянным временем. Оборотной стороной являются нарастающие раздражение, усталость и апатия. Чтобы их избежать, важно разучиться терпеть. Если вас где-то ущемляют – это хороший повод дать отпор обидчикам, а заодно и стрессу. Кроме того, в ситуациях, на которые мы действительно никак не можем повлиять, могут пригодиться и очень простые рекомендации. Например, Дмитрий Жуков советует: «Если вы едете в метро или стоите в пробке, сочиняйте стихи, решайте математические задачки, переводите анекдоты на английский язык – придумайте, чем вы можете заняться, и тогда тягостная ситуация ожидания будет переноситься гораздо легче». Включите свою фантазию, и вы обязательно сможете придумать, как противостоять неконтролируемому стрессу и во многих других ситуациях.

www.psychologies.ru

Стресс под контролем

Длительные служебные командировки в горячие точки, повседневная служба требуют от военнослужащих и определенной психологической подготовки. Например, военнослужащему необходимо знать приемы психологической диагностики и коррекции стрессовых состояний, учитывая тот факт, что у него не всегда имеется возможность обратиться за помощью в психологическую службу.

Все существующие сегодня методики управления стрессом направлены на снятие последствий воздействия стресса, по мере сил снижать вероятность возникновения в будущем посттравматического стрессового расстройства (ПТСР). Как правило, эти методики требуют значительного объема времени, отличаются малой эффективностью, часто требуют привлечения профессионального психолога и создания особых условий для их реализации.

Сегодня необходимы методики по профилактике стрессовых состояний, по подготовке центральной нервной системы на физиологическом уровне к воздействию различных стрессоров. Такие методики должны быть легки в овладении, высокоэффективны и практичны. Легче не допустить разрушительного действия стресса, чем потом бороться с его последствиями. Не зря стресс называют «тихим убийцей». Несколько лет назад, исходя из результатов проведения иракской кампании, Пентагон выделил более 100 млн. долларов на разработку программы именно профилактики стрессовых состояний.

При опросах на семинарах слушатели чаще всего ссылаются на народное средство индивидуальной коррекции стрессовых состояний: прием алкоголя. Действительно, прием небольшой дозы алкоголя перед стрессовым событием помогает снизить воздействие и последствия стресса. Легкий, но тупиковый путь. Существуют и другие методики подготовки к сильным стрессам. Это могут быть различные воздействия с невысоким уровнем стресса, например аттракционы типа «американские горки», фильмы – боевики и триллеры и т. п. Таким образом, психика подготавливается к воздействию более сильных стрессоров. Широко применяются приемы обкатки стрессом и в условиях боевой подготовки. При этом происходит определенная адаптация к стрессу. Однако все это требует продолжительного времени. Кроме того, внешнее спокойствие не значит, что не происходят физиологические реакции организма на стресс со всеми вытекающими отсюда последствиями. Например, часто встречающиеся рекомендации мысленно проигрывать те или иные стрессовые ситуации вызывают те же физиологические реакции организма, что и в реальной стрессовой ситуации, так как наш мозг не способен отличать вымышленную ситуацию от реальной. Как часто бывает, что внешне спокойный человек вдруг срывается, когда последняя капля переполняет его чашу терпения…

С целью снижения воздействия предстоящей стрессовой ситуации, можно рекомендовать специальные дыхательные упражнения. Они направлены на повышение содержания углекислого газа в крови с целью расширения кровеносных сосудов и увеличения кровообращения головного мозга. Для этого выполняется быстрый вдох через нос, задержка дыхания и медленный, порционный, выдох через рот. Также увеличивает кровоток и поочередное вдыхание ноздрями с задержкой выдоха и последующим выдохом через рот. Кроме того, длительная задержка дыхания вызывает значительное возбуждение дыхательного центра, а это, в свою очередь, усиливает в коре головного мозга процесс торможения. Именно данным обстоятельством и объясняется целесообразность использования дыхательных упражнений для снижения уровня психической напряженности.

Стресс является результатом того, что происходит в мозге, а не того, что творится в окружающей среде. Любой стресс всегда является и физиологическим, и гормональным, и психологическим. Поэтому в антистрессовой профилактике необходимо обращать внимание именно на состояние головного мозга. При стрессе как минимум одна половина мозга блокируется. Значит, в жизненно экстремальных ситуациях, зачастую опасных для жизни, мы не способны принимать обдуманные решения. Сниженная активность левого логического полушария мозга и активизированная эмоциональность правого полушария могут привести к негативному психологическому состоянию, вплоть до возникновения различных фобий. Поэтому возникает необходимость оперативно выровнять активность полушарий мозга, сделать мозг полностью работоспособным. При этом надо отметить, что важная роль взаимосвязи обоих полушарий проявляется у человека с полностью работоспособным мозгом (с развитым мозолистым телом и межнейронными связями полушарий мозга) в том, что удваиваются системы жизнеобеспечения, эффективно начинает работать интуиция, возрастает скорость и адекватность реагирования на любые внешние и внутренние раздражители, в несколько раз возрастает устойчивость к интоксикации за счет активизации гематоэнцефалического барьера.

Существуют специальные упражнения, направленные на активизацию взаимодействия полушарий головного мозга и на развитие их межнейронных связей. При этом активируется деятельность гормональной системы с выбросом таких опиатов, как эндорфины и серотонин. Именно комплекс таких упражнений и является эффективным средством профилактики стрессовых состояний на физиологическом уровне. Мозг получает настолько мощное чувство удовольствия от этих упражнений, что, пытаясь его сохранить, как бы блокирует всю негативную информацию, которая способна его нарушить. При этом вся поступающая информация воспринимается и обрабатывается в полном объеме.

Упражнения основаны на принципе, что, активизируя одну половину тела, мы активизируем одно полушарие мозга, а активизируя синхронно все тело, мы тем самым активизируем оба полушария мозга. В упражнениях загружаются те части тела, которые имеют наибольшие проекции в головном мозге (пальцы и кисти рук, пальцы ног и стопы, губы). Например, при активизации пальцев и кисти правой руки, в зависимости от типа упражнений, активизируется 25% и больше поверхности коры головного мозга. Надо учитывать, что имеется так называемое «перекрытие зон», когда нейроны одной проекционной зоны активно «сотрудничают» с нейронами другой проекционной зоны (например, зон обоняния и зрения, моторики и логического мышления). Такое физиологическое перекрытие может достигать 43%.

В упражнениях также учитывается то, что выполнение сложного движения возможно только при участии огромного количества нейронов на всех этажах центральной нервной системы — лобных, теменных, затылочных, височных долях полушарий, ствола мозга и т. д. Чем сложнее новое движение, чем сознательнее оно выполняется, тем большее влияние на мозговые функции оказывает. При выполнении комплекса упражнений изменятся волновая активность мозга, возникает физиологическое состояние как после длительного сеанса медитации.

Комплекс упражнений с загрузкой проекционных и ассоциативных зон мозга желательно, по возможности, первый месяц выполнять ежедневно. Это идеальный вариант с наибольшей эффективностью. Именно за этот период возникают и начинают работать новые межнейронные связи. В дальнейшем будет достаточно выполнять комплекс один раз в неделю в течение одного часа или по мере необходимости. Дело в том, что вызванное упражнениями положительное физиологическое состояние мозга сохраняется длительное время (до недели и больше). Допускается выполнять одно или несколько упражнений для получения нужного эффекта. Например, можно просто сложить ладони минут на 10–15, что не только выравнивает активность полушарий мозга, но и нормализует кислотно-щелочной баланс организма. Прикладывая пальцы рук ко лбу, например, мы тем самым увеличиваем кровоток и тепло в передней части мозга и останавливаем классическую стрессовую реакцию (отток крови из зоны сложного мышления передней части мозга в задние центры выживания). Эффективно и простое поглаживание теплыми ладонями головы в течение 3–10 минут.

Одним из принципов, заложенных в систему упражнений, является то, что чем больше биологически целесообразна координация движений, тем легче и точнее она выполняется, а чем больше координация противоречит биологически сложившимся согласованиям, тем она труднее. Первоначально все упражнения разучиваются и выполняются с открытыми глазами, а в дальнейшем с закрытыми, что увеличивает эффективность упражнений. Не обязательно делать все упражнения сразу. В дальнейшем также можно сократить количество упражнений при сохранении результата от их выполнения. Продолжительность занятий — 30–60 минут. Каждое упражнение выполнять 10–15 раз.

1. «Кулак-ребро-ладонь». Ладонь лежит на столе, пальцы прямые; сжать ладонь в кулак, поставить ладонь на ребро и выпрямить пальцы; ладонь на столе, пальцы прямые; сжать ладонь в кулак и т. д. Сначала это сделать каждой ладонью отдельно, потом двумя руками одновременно. Усложняем: начинает правая рука, через одно движение подключаем левую руку, т. е. получаем асинхронные движения.

3. На правой руке соедините в кольцо большой палец и указательный палец, затем большой палец — средний палец, большой палец — безымянный палец, большой палец — мизинец. На правой руке соедините большой палец — мизинец, затем большой палец — безымянный палец, большой палец — средний палец, большой палец — указательный палец. Пальцы соединяем синхронно, с небольшим нажимом. Постепенно ускоряем ритм и меняем положение рук в пространстве.

8. Левая рука ладонью на животе. Указательный палец правой руки горизонтально лежит на верхней губе, а средний палец руки находится горизонтально на нижней губе. Рот приоткрыт. Растираем верхнюю губу возвратно-поступательными движениями. Поменять руки. Делать по 2–3 минуты.

9. Указательный палец правой руки на верхней губе, средний палец руки — на нижней губе. Энергично растираем губы, при этом сжимаем-разжимаем пальцы левой руки в кулак и поджимаем-растопыриваем пальцы ног. Поменять руки. Делать по 2–3 минуты.

10. Руки вытянуты в стороны на уровне груди, кулаки сжаты. Вращать кулаки одновременно в одну сторону, другую, в разные.

12. Вытянуть руки и ноги перед собой. Делаем синхронные скрещивающие движения руками и ногами.

1. Стоя делаем круговые движения или рисуем в воздухе восьмерки левой рукой, а правой рукой пишем в воздухе алфавит, цифры. Поменять руки. Повторить несколько раз.

2. Предварительно разучиваем 4 движения для правой руки: в сторону, вверх, в сторону, вниз. Повторить несколько раз. Затем разучиваем 5 движений для левой руки: вперед, в сторону, вверх, вперед, вниз. Повторить несколько раз. Теперь делаем эти движения одновременно, каждые для своей руки. Делать в течение 2–3 минут.

п — поднимите правую руку вверх и согните левую ногу в колене;

5. Перенесите вес тела на правую ногу, левой ногой делайте круговые движения, а правой рукой напишите в воздухе свое имя, фамилию, алфавит или цифры по порядку. Левой рукой можно придерживаться. Поменяйте руку и ногу. Повторить упражнение несколько раз.

1-й: легкое усилие ладонью на колено сверху — 7 секунд,

2-й: сильное усилие — 7 секунд,

Рука нажимает чуть выше колена. Левой рукой можно на что-то опираться или отставить ее в сторону и согнуть в локте. Спина прямая. Повторить 6–8 раз.

8. Стоя, ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях, кулаки сжаты. Сделать вдох. На выдохе приседаем, колени отводим в стороны, а пятки отрываются от пола и почти касаются друг друга. Одновременно с приседанием делаем два толчковых движения вперед открытыми ладонями (пальцы вверх). Спина прямая.

9. Встать прямо, развести руки в стороны на уровне плеч, ладонями вниз. Не меняя положения рук и переступая ногами, медленно вращайтесь, стараясь делать как можно более полные развороты.

10. Руки вытянуть вперед, глаза закрыть. Шагать на месте и одновременно руками делать движения, как будто вкручиваете лампочку. Сменить положение рук: вверх, в стороны.

При возможности выполняются дополнительные упражнения, которые не требуют специально выделенного времени для занятий:

2. Возьмите в каждую руку по карандашу или авторучке. Соедините их кончики в одной точке на листе. Начните писать с одной точки одно слово одновременно, левой рукой — слева–направо, а правой — справа–налево. Пусть первоначально это будут короткие слова.

При выполнении упражнений необходимо соблюдать ряд правил.

1. Упражнения не выполняются при плохом самочувствии, болезни, при приеме медицинских препаратов и спиртных напитков и иных искусственных стимуляторов (кофеин, никотин и пр.).

3. До и после выполнения упражнений не принимать никаких искусственных стимуляторов (алкоголь, никотин, кофеин) в течение 2–3 часов. В противном случае возникает сильная головная боль.

5. Все нагрузки (количество повторов упражнений и количество дополнительно стимулируемых зон мозга) увеличиваются постепенно и с учетом хорошего самочувствия.

6. Загрузка дополнительных зон головного мозга при выполнении упражнений происходит постепенно:

в) в дальнейшем вводим другие дополнительные раздражители — вкусовой (например чернослив или курага), тактильный (например, при выполнении упражнений дополнительно перекатывать горошины или колючие шарики между большими и указательными пальцами);

9. Дополнительной нагрузкой является выполнение некоторых упражнений стоя на одной ноге на бруске высотой 10–15 см (глаза при этом закрыты);

bratishka.ru

Управление стрессом: все под контролем

Стресс — это реакция организма на любые воздействия, которые нарушают физическое или психологическое равновесие. Хотя избежать стресса полностью едва ли возможно, управление стрессом по силам каждому человеку. Для этого существуют сотни разнообразных методик.

Признаки того, что стресс вышел из-под контроля

О том, что человек не контролирует стресс, и ему нужно начать осваивать те или иные методы для управления стрессом, могут говорить многие признаки, например, частые головные боли, нарушение сна Сновидения: как понять наши сны , тревожность Тревожность — как отличить норму от патологии? , постоянное напряжение, гнев, проблемы с концентрацией внимания, подавленность, слабый аппетит. В тяжелых случаях неконтролируемый стресс может привести к так называемому выгоранию, когда человек теряет интерес к работе, хобби, спорту, отношениям с другими людьми.

Кроме того, стресс может усугубить симптомы уже имеющихся болезней, например, астмы, сердечно-сосудистых заболеваний, акне, рассеянного склероза, фибромиалгии и депрессии. Стресс также оказывает влияние на иммунную систему, и частые инфекции могут быть признаком того, что вам нужно лучше контролировать уровень стресса.

Как можно управлять стрессом

В целом, стресс связан с двумя категориями факторов: внешними и внутренними. К внешним факторам относятся, например, работа, отношения с людьми, семья, различные ситуации, которые возникают в течение жизни. Внутренние факторы — это общее состояние здоровья (в том числе, психологического), самоконтроль, а также режим труда и отдыха, которого придерживается человек. Чтобы управлять стрессом, необходимо воздействовать на внешние и/или внутренние факторы. Для этого можно использовать следующие методы:

  • Физические нагрузки — это одно из важнейших средств для управления стрессом. Они помогают снять напряжение, временно отвлечься от проблем, и улучшить общее самочувствие. Человек, который регулярно занимается спортом, легче расслабляется и крепче спит; кроме того, у него реже бывает плохое настроение (спорт способствует выработке эндорфинов).
  • Аутогенная тренировка. Эта методика, разработанная в начале 20 века, основывается на пассивной концентрации и осознании ощущений своего тела. В ходе типичного сеанса аутогенной тренировки человек сначала достигает полной релаксации, представляя, как расслабляются его мышцы, одна за одной, а также глубоко дыша и очищая сознание от посторонних мыслей. Затем он мысленно дает себе установки, например: «Я спокоен». Чтобы заниматься аутогенной тренировкой, не требуются какие-либо специальные навыки — нужно только время и терпение. В интернете можно найти много разнообразных техник аутогенной тренировки. При желании навыки аутогенной тренировки можно освоить и на курсах, под руководством специалиста.
  • Биологическая обратная связь — ставший в последнее время довольно популярным метод, помогающий достичь релаксации, научиться контролировать реакцию на стресс, или изменить некоторые реакции при помощи информации, которая обычно является недоступной человеку. В основе этого метода лежит предположение, которое было впервые выдвинуто в 1960-х годах, и заключается в том, что вегетативная нервная система, деятельность которой человек не может сознательно контролировать, поддается тренировке. Во время сеанса при помощи специального оборудования измеряется частота сердечных сокращений, кровяное давление, активность головного мозга, кислотность желудка, мышечное напряжение, и другие параметры, которые меняются из-за стресса. Одновременно человек принимает разные позы, выполняет дыхательные упражнения, медитирует. Затем он узнает, как меняются различные показатели благодаря тем или иным действиям и, таким образом, постепенно понимает, с помощью каких методов можно замедлить пульс, привести в норму дыхание, и так далее.
  • Направленное воображение — использование воображаемых образов для физической и психологической релаксации. Человек, использующий эту методику, представляет приятные, расслабляющие картины (например, берег озера или моря, лес, кресло у камина), погружается в собственное воображение, и, таким образом, снимает стресс. Постепенно он учится использовать направленное воображение в любых ситуациях — для этого ему уже не понадобится искать тихое место и принимать удобную позу.
  • Медитация. С помощью любых видов медитации Медитация — лечит тело и дух человек обретает способность контролировать и осознавать свои эмоции, управлять своим поведением, и адекватно, спокойно реагировать на различные ситуации. Медитировать рекомендуется всем, в том числе и людям, которые не испытывают проблем, связанных с сильным стрессом.
  • Тайм-менеджмент. Навыки тайм-менеджмента являются эффективными инструментами для управления стрессом Как победить стресс? Создать для себя оазис — с их помощью человек учится вовремя справляться с делами, не упуская ничего важного, и не допуская возникновения ситуаций, когда приходится волноваться из-за приближающегося дедлайна и не выполненной к сроку работе. В частности, тайм-менеджмент учит распределять задачи по степени важности, уделять всем задачам строго необходимое количество времени, а также преодолевать привычку откладывать дела на последний момент.
  • Консультация с психологом может быть полезна тем, кто чувствует, что не в состоянии управлять стрессом самостоятельно. Часто людям бывает достаточно нескольких консультаций, чтобы привести мысли и эмоции в порядок, высказаться, и обнаружить, что управление стрессом перестало казаться слишком сложной задачей.

wap.womenhealthnet.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Navigation