Стресс у школьников

Стресс у подростков (стр. 1 из 2)

Министерство образования и наук РФ

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего

«Воронежский Государственный Педагогический Университет»

Выполнил : Павлов С. А.

Проверил : Юров Ю. В.

Подростковый возраст – самый сложный период в жизни человека. Это время, когда все чувства обострены: если любишь, то со всей страстью; если ненавидишь, то со всей злостью; если дружишь – со всей душой. А потому любой конфликт, самое ничтожное недопонимание может обернуться настоящей душевной драмой для впечатлительного подростка. Вот почему подростковые стрессы – явление вполне обычное, практически обязательное.

Причины подросткового стресса

Причиной стресса в подростковом возрасте может стать как действительно серьёзная неприятность, так и незначительная обида на близкого человека. Безусловно, самые сильные подростковые стрессы случаются, когда ребенок сталкивается с ситуацией опасности или насилия. Стрессы по такой причине характерны для людей любого возраста, но самый глубокий след они оставляют именно на психике подростка.

Подростковый возраст – время, когда психика полностью меняется; это период, когда ребёнок постепенно трансформируется во взрослого человека. И если в этот период подросток переживает серьёзный стресс, у него мало шансов стать гармоничной, открытой и доброжелательной личностью. Наверняка, последствием стрессового состояния в подростковом возрасте станет какой-либо комплекс неполноценности или замкнутость, или фобия. Ситуации применения насилия или столкновения с опасностью, несомненно, относятся к серьёзным причинам подросткового стресса. Другими – болезненными для психики подростка причинами являются:

Дети близко к сердцу воспринимают даже малейший конфликт в семье. Что уж и говорить о такой семейной драме, как развод. Из-за сверхчувствительности и повышенной мнительности многие подростки безо всяких на то оснований начинают во всех семейных неурядицах винить себя. Им кажется, что с ними что-то не так, поэтому и вокруг одни неприятности.

Подростки мучительно страдают, когда родители их не понимают, когда мать с отцом постоянно ссорятся, когда кто-либо из родных серьёзно заболевает.

Также значимой причиной для стресса является проживание подростка в неблагоприятных условиях: с пьющими родителями, в коммунальной квартире рядом с неприятными соседями, на опасной территории, в абсолютной бедноте и т.д.

Менее важными с позиции взрослого человека, но не менее значимыми для подростка являются сложные ситуации в школе как причина стресса. Поводом для длительных и глубоких переживаний подростка может стать конфликт с учителем или с одноклассниками.

Так как в подростковом возрасте огромное значение имеет общение со сверстниками, проблемы с друзьями являются самым настоящим несчастьем для подростков. Ссоры с друзьями могут стать причиной не только стресса, но и более серьёзных психических расстройств, могут заметно сказаться на интеллекте развивающейся личности.

А уж расставание с любимым человеком в подростковом возрасте и вовсе грозит обернуться настоящей трагедией. Поскольку подростки всё чувствуют по максимуму, им кажется, что они теряют единственную любовь в жизни, что сама жизнь утрачивает всякий смысл без возлюбленного или возлюбленной. Поэтому нередко расставание с любимым человеком доводит подростка до попытки самоубийства.

Другой потенциальной причиной стресса у подростка является проблема с успеваемостью в школе. Особенно сильно давят на психику ребенка завышенные требования к нему со стороны школы. Он легко может погрузиться в уныние из-за несправедливо заниженной оценки, удариться в панику от обилия грядущих экзаменов, впасть в отчаяние от непомерных объёмов домашнего задания. Малейшие затруднения в школе для сознательных подростков зачастую являются единственными причинами стресса. Усугубить ситуацию могут завышенные ожидания родителей. Точно так же перегрузка во внеурочной деятельности: в спортивных секциях, в творческих кружках – запросто может вызвать стресс у подростка.

И, конечно же, для любого подростка стрессовой ситуацией является смена школы. Его отрывают от друзей, которые в этом возрасте ему необходимы чуть ли не больше, чем родители, помещают в новый класс, вынуждают привыкать к новым учителям, новым правилам, новой обстановке. Это очень серьёзный стресс для заново формирующейся психики подростка.

Помимо семьи и школы, причиной стресса для подростка может стать моральная неготовность к физическому взрослению и изменению тела. Большинство девочек-подростков сегодня изводят себя различными диетами и физическими нагрузками только из-за того, что им мерещится собственная полнота. Мальчики в этом возрасте могут сильно комплексовать из-за слишком высокого, на их взгляд, роста, из-за неповоротливости, отсутствия популярности в школе и т.д.

Таковы серьёзные и «детские» поводы для недетских переживаний подростков.

Симптомы подросткового стресса

Первым признаком стресса является отдаление подростка от его сверстников и близких людей. Вольно или невольно он становится замкнутым и одиноким. Не хочет отвечать на телефонные звонки, не желает никого видеть. Причиной этого отдаления от людей зачастую бывает резкое понижение самооценки, появление неуверенности в собственных силах, ощущение, что весь мир его не понимает и не принимает.

Другим симптомом подросткового стресса является рассеянность внимания, забывчивость подростка. Он забывает, что было вчера, не замечает знакомых на улице, постоянно витает в облаках и не может ни на чём сосредоточиться. Родителям в этом случае нельзя ругать своего ребёнка, надо его понять и постараться помочь, обратившись за помощью к психологу.

Следующим признаком подросткового стресса является постоянно утомлённое состояние. Ребенок практически не спит, не ест или же наоборот активно «заедает своё горе» и целыми днями пребывает в сонном состоянии. В любом из этих случаев подросток угрюм, измучен, апатичен.

Однако бывают и несколько другие проявления стресса. К примеру, циклическая смена настроения: от состояния беспредельной радости подросток тут же переходит к состоянию глубокого расстройства. Другим примером изменения настроения подростка при стрессовом состоянии является появление агрессии. Его раздражают люди, интересующиеся его жизнью, выводят из себя любые мелочи. Внезапная гиперактивность подростка довольно часто также является симптомом стресса. Подросток старается ни секунды не стоять на месте, не сидеть без дела, пытаясь отвлечься или забыться. Подросток панически боится, остановившись, вспомнить, «остаться наедине» с причиной своего стресса.

Признаком подросткового стресса, помимо уже упомянутого переедания, являются и другие вредные привычки: «поминутное» курение, частое распитие алкогольных напитков, ежедневный шопинг. Симптомом стресса, вызванного недовольством подростка собственной фигурой, является чрезмерное стремление похудеть.

Влияние стресса на человека

1) Ухудшение физического здоровья. Научно засвидетельствован тот факт, что люди, столкнувшиеся со стрессом в подростковом возрасте, имеют ослабленный иммунитет и намного чаще серьёзно заболевают в зрелом возрасте, чем те, чьё отрочество было благополучным.

2) Ухудшение психического здоровья. Подростковый стресс, если с ним не бороться, может перерасти в депрессию. А депрессия в переходном возрасте может спровоцировать суицид.

Борьба со стрессом

Родители должны помочь своему ребёнку справиться со стрессом, так как самостоятельно подросток не в состоянии преодолеть психологический кризис.

Самым лёгким и при этом наиболее эффективным методом борьбы с подростковым стрессом является демонстрация безграничной любви и ласки, а также проявление внимания и понимания со стороны родителей. Даже если, на первый взгляд, подросток не принимает Вашу заботу и внимание, поверьте, он очень в них нуждается в трудную минуту.

Также родителям необходимо выказывать доверие подростку. Не следует принимать за него решения в каких-либо жизненных ситуациях, он уже не совсем ребёнок и имеет право начать самостоятельно выстраивать свою жизнь.

Если ребенок перегружен внеурочной деятельностью, именно родителям следует убедить его выбрать что-то одно: или спортивную секцию, или уроки в музыкальной школе. Иначе подросток так и будет выбиваться из сил, стараясь во всём преуспеть, и в итоге погрузится в стрессовое состояние.

Усугубить психологический кризис может стремление подростка скрыть ото всех причину своего стресса. Родители должны во что бы то ни стало убедить ребенка выговориться, выплеснуть накопившиеся отрицательные эмоции, поделиться своими страхами и переживаниями.

mirznanii.com

Стресс школьников перед ЕГЭ

Пересдача ЕГЭ возможна лишь через год, поэтому недостаточно хорошо сданный экзамен фактически лишает школьника шанса поступить в престижный вуз. Старшеклассники перед сдачей ЕГЭ подвергаются огромному стрессу и давлению со стороны как родителей, так и учителей. Еще большую тревогу вызывает ожидание результатов экзаменов. Хватит ли баллов, чтобы поступить в желаемый вуз или придется поступать в техникум и уже через год штурмовать высшие учебные заведения? Этот вопрос не дает покоя школьникам. И хорошо, если экзамен прошел удачно, но в противоположном случае проваленный тест может привести к ужасным последствиям.

Некоторые из школьников не могут справиться с таким ударом и принимают одно единственно правильное, по их мнению, решение – самоубийство.

Первые эксперименты по введению Единого госэкзамена начались еще в 2001 году, но с 2009 году ЕГЭ со всеми своими достоинствами и недостатками стал единственной формой выпускных и вступительных экзаменов. Неудивительно, что пик самоубийств среди старшеклассников на почве проваленного экзамена пришелся на 2010 год.

Так, 1 июня того года Москву поразил шокирующий инцидент – 16-летний старшеклассник Евгений Бородько выбросился с балкона 7 этажа и разбился насмерть. Трагедия произошла на следующий день после сдачи ЕГЭ по русскому языку. Школьник был силен в точных науках и собирался поступать в технический вуз. Предварительные экзамены он сдал на «4» и, по словам его близких, был уверен, что и основной экзамен прошел хорошо, но при этом неоднократно говорил о самоубийстве. В тот роковой день он снова поднял тему о суициде, из-за чего отец запретил ему выходить из дома, но, оттолкнув бабушку, находившуюся в квартире, он выбежал на балкон и прыгнул вниз. Позже выяснилось, что Евгений набрал 56 баллов из 100 возможных, причем для поступления в технический вуз ему достаточно было бы и 36 баллов.

К сожалению, это был далеко не единичный случай. 18 июня 2010 года покончить жизнь самоубийством попыталась 11-классница из Карачаево-Черкесии. Накануне девушка получила результаты ЕГЭ по математике. Набранные баллы, к сожалению, были ниже необходимых для поступления в вуз, поэтому школьница решилась на отчаянный шаг – она проглотила целую упаковку «Феназепама». К счастью, девушку удалось спасти. В бессознательном состоянии ее обнаружили родители и вызвали «скорую». Передозировка лекарственными препаратами едва не закончилась остановкой сердца, но все обошлось.

Проваленное ЕГЭ, как оказалось, беспокоит не только учеников, но и их учителей. В конце июля того же рокового 2010 года покончила с собой учительница из деревни Крюково Нижегородской области. Тело 58-летней Надежды Удальцовой обнаружили в одном из приусадебных строений. Педагог в предсмертной записке написала, что решилась на этот отчаянный шаг после того, как узнала, что ее ученики плохо сдали ЕГЭ.

Из года в год СМИ отмечают всплеск самоубийств среди старшеклассников в период сдачи ЕГЭ. Однако власти не спешат связывать эту печальную статистику с Единым госэкзаменом. Так, в том же 2010 году теперь уже бывший министр образования Андрей Фурсенко заявил, что связывать самоубийство детей с провалом ЕГЭ – «непорядочно».

Между тем, ситуация повторяется из года в год. Так как же уберечь своего ребенка и не позволить ему даже думать о суициде? Думаю, этот вопрос беспокоит большинство родителей.

Для начала нужно выяснить, почему проваленный ЕГЭ толкает детей на столь отчаянный шаг. Проваленный экзамен – это действительно большой удар. Но тут страшен не столько факт проваленного экзамена, сколько его последствия.

Во-первых, школьник считает, что, провалив экзамен, он фактически лишает себя возможности поступить в университет или институт, ведь повторно экзамен можно будет сдать только через год. Подростку тяжело это принять и вместо того, чтобы двигаться дальше, он считает, что дальнейшая его жизнь не имеет смысла.

Во-вторых, школьник боится да, именно боится реакции своих родителей, ведь за проваленный экзамен по головке не погладят, а скорее наоборот. Причем именно родители создают почву для возникновения страха. Вспомните, как вы давили на ребенка, заставляя готовиться к ЕГЭ и нередко угрожая, что выгоните его из дома или вовсе оторвете голову, если он провалится. Разумеется, вы бы так никогда не поступили, но семя страха в ребенке уже посеяно.

Третьим немаловажным последствие проваленного ЕГЭ является страх опозориться. Перед теми же родителями, учителями и одноклассниками. Представляете, какой шок испытывает ребенок, если он единственный из всего класса провалил ЕГЭ? Для нас это, возможно, и кажется мелочью, но для старшеклассника, выпускника на этом рушится целый мир.

Так как же уберечь ребенка? Безусловно, школьника нужно готовить к экзаменам, заставлять его заниматься, но не забывать помогать ему при этом. Ребенка нужно поддерживать. Объясните ему, что на проваленном ЕГЭ жизнь не заканчивается и даже из любой, казалось бы, безвыходной ситуации всегда можно найти выход. Школьник должен знать, что даже если он провалит все экзамены, то дома его все равно любят, любят и ждут. Дома его подбодрят и поддержат, не дадут опустить руки. Но одновременно с этим он должен понимать, что успешно сданный ЕГЭ — это шаг на пути к более светлому будущему, которое предстоит построить своими руками, а проваленный экзамен — это не конец пути, а лишь очередной жизненный поворот, который все же приведет его к окончательной цели, каким бы тернистым не был этот путь.

24smi.org

Борьба со стрессом во время учебы

Причины возникновения стресса разнообразны. Одним из часто встречающихся видов считается стресс из-за учебы. Так называют состояние, для которого характерно избыточное напряжение тела, при этом снижается эмоциональный и интеллектуальный потенциал, в результате чего возникают психоматические заболевания, остановка в саморазвитии учащегося.

Именно в экзаменационный период школьники и студенты массово подвержены стрессу. Опасность такого состояния заключается в негативном влиянии, отражающемся на здоровье нервной, сердечнососудистой и иммунной системах организма.

Причины возникновения

Чаще всего появление стресса провоцирует недостаточная уверенность в полноте знаний по дисциплине, боязнь провала на экзамене и последующий за этим отказ в стипендии. Эмоциональная перегрузка усугубляется долгим ожиданием экзамена, суровым преподавателем, сложностью изучаемого предмета, ограниченным временем на подготовку.

Возникновение стрессового состояния возможно:

  • при интенсивной умственной деятельности;
  • отсутствии интереса к предмету;
  • повышенных учебных нагрузках;
  • малоподвижном образе жизни;
  • нарушенном режиме сна;
  • возникновении страхов, касающихся изменения положения в социальной группе.

Вышеперечисленные факторы, напрямую влияя на нервную систему, отражаются на состоянии всего организма.

Также на стресс в процессе учебы студентов влияют личностные факторы, среди которых:

  • удаленность от родителей;
  • болезни или смерть родных людей;
  • конфликтные ситуации с однокурсниками;
  • проблемы личного плана;
  • плохое состояние здоровья;
  • изменения материального положения.
  • Важно! Некоторым учащимся, став студентами, трудно привыкнуть к кардинальным переменам. Необходимость адаптации к новому месту, установленным порядкам, незнакомой окружающей среде и людям, нехватка общения с привычным кругом друзей – все это может стать причиной стресса и спровоцировать проявление высокого уровня страха и тревожности.

    Чтобы не довести ситуацию до нервного срыва, при первых симптомах стресса стоит прислушаться к следующим рекомендациям:

  • не занижать самооценку;
  • объективно относиться к уровню своих знаний;
  • избегать непосильных нагрузок;
  • не придавать экзамену чрезмерную важность.
  • До сдачи экзамена нежелательно увлекаться кофе, чаем, газированными напитками. Лучше отдать предпочтение апельсинам, бананам, грецким орехам. Многие студенты знают о благоприятном влиянии шоколада на умственную деятельность, однако, не стоит забывать, что его эффект краткосрочен – сохраняется не более получаса.

    Важно! Отличным способом снять эмоциональные и физические симптомы стресса будут физические упражнения, спортивные игры, активный отдых, а также общение с друзьями, ароматизация. Бодрящий контрастный душ с утра перед экзаменом тонизирующе действует на организм, приведет в норму кровообращение, укрепит иммунитет.

    Предупреждая стресс из-за учебы, учащимся важно:

  • работать над чувством контроля ситуации;
  • использовать воображение, как метод психической релаксации;
  • больше гулять на свежем воздухе;
  • посещать театры, музеи, выставки;
  • делать массаж;
  • заниматься спортом.
  • Одним из главных методов защиты от стресса у студентов, что подтверждают многочисленные опросы, считается сон. Это отличное средство для восстановления сил, поднятия боевого духа и настроения. Как отличное противострессовое лекарство применяется смех. Под его воздействием происходит тренировка мышц, уходит головная боль, понижается артериальное давление, нормализуются дыхание и сон. А главное – вырабатываются антистрессовые гормоны.

    Для нормализации эмоционального состояния существуют специальные техники преодоления стресса. К ним относят дыхательные техники, так называемый метод ресурсного якорения и психологические упражнения. Всю подробную информацию по их выполнению и правильный алгоритм действий можно легко найти в интернете и применять на практике.

    Последствия стрессовых состояний

    Если во время экзаменационного стресса учащийся, вдобавок ко всему, злоупотребляет кофеином, повышается кровяное давление, также нарушается вегетативная регуляция сердечнососудистой системы. Если напряжение затягивается на длительное время, оно может негативно отразиться на активации как симпатического, так и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы человека, привести к возникновению неврозов, снижению самооценки.

    Нарушается вегетативный гомеостаз, изменяется лабильность артериального давления, происходит постепенное разрушение кровеносных сосудов. Негативно отражается повышенный стресс на настроении, самочувствии, неспособности сосредоточиться. Кроме того, понижается работоспособность, качество сна, появляются головные боли.

    При проведении исследований было выявлено, что во время экзамена учащается сердцебиение, повышается артериальное давление, возникает психоэмоциональное перенапряжение. И даже после завершения экзаменационного процесса, когда напряжение спадает, для того, чтобы показатели пришли в норму, потребуется определенное количество дней.

    Отрицательное действие стресса в жизни студента в отдельных случаях влечет за собой употребление учащимися алкоголя и медикаментозных препаратов с целью противостояния сложившимся обстоятельствам. Это, в свою очередь, может привести к серьезной зависимости и усугубить и без того непростую ситуацию.

    Стресс – это распространенная проблема. Сталкиваются с ней как учащиеся младших классов, старшеклассники, так и студенты ВУЗов. Главное, при наличии проблемы – не отчаиваться, ведь существует немалое количество действенных методов, с помощью которых можно избежать или полностью выйти из стрессового состояния. Здоровый сон, активный образ жизни, качественный отдых, твердая уверенность в себе и своих знаниях – и о стрессе можно забыть.

    zelv.ru

    Влияние стресса на жизнь школьников

    Понятие «стресс» давно и прочно вошло в повседневный обиход. Мы привыкли объяснять свои неудачи усталостью, вызванной стрессом; ежедневно выслушиваем рекомендации по борьбе с ним с экранов телевизоров; знаем, что к нему приводит обилие информации. А что же это такое — стресс?

    Предварительный просмотр:

    Сетевой фестиваль экологического воспитания — 2013

    II направление — конкурс ученических проектов

    «Влияние стресса на жизнь школьников»

    Исследовательско – информационный проект по экологии

    Номинация 3. «Социосфера»: проблемы социальной экологии. Этнографические исследования.

    Работу выполнили ученицы 10 класса МОУ «СОШ с.Берёзовая Лука Духовницкого района Саратовской области»

    Черницова Марина и Кукушкина Надежда

    Руководитель проекта: учитель

    географии и экологии

    Манухина Оксана Викторовна

    «Термин «стресс» получил очень широкое распространение. Он часто применяется ко всем организмам, когда речь идёт об экстремальных воздействиях. Не секрет, что многие явления школьной жизни (контрольные работы, невыполненные вовремя домашние задания, конфликты со сверстниками, переход школьников из младшего звена в среднее и др.) можно смело отнести к числу таких воздействий, иными словами назвать их стрессорами. И в этой работе мы рассказываем, что же такое стресс и к чему он может привести. »

    1. Что такое «стресс» 4

    2. Симптомы стресса у школьников 5

    3. Болезни, вызванные стрессом 6

    4. Социологический опрос среди учащихся 9,10,11

    класса на выявление стрессоустойчивости. 7

    5. Рекомендации по профилактике стресса у школьников 8

    III. Заключение 9

    Актуальность темы заключается в том, что термин «стресс» получил очень широкое распространение. Он часто применяется ко всем организмам, когда речь идёт об экстремальных воздействиях. Не секрет, что многие явления школьной жизни (контрольные работы, невыполненные вовремя домашние задания, конфликты со сверстниками, переход школьников из младшего звена в среднее и др.) можно смело отнести к числу таких воздействий, иными словами назвать их стрессорами. И мы решили выяснить, что же такое стресс и к чему он может привести.

    Тема нашего проекта : «В лияние стресса на жизнь школьников ».

    Цель проекта : Выяснение влияния стресса на организм школьника, вызванного действием стрессоров.

    Для этого нам предстояло решить следующие задачи:

  • Выяснить что такое «стресс».
  • Научиться определять симптомы стресса.
  • Узнать какие болезни развиваются на фоне стресса у школьников
  • Провести опрос среди учащихся 9,10,11 класса по выявлению стрессоустойчивости.
  • Дать рекомендации по профилактике стресса у школьников
  • 1.Что такое «стресс»?

    «Современный словарь по психологии» лаконично определяет стресс как состояние психического напряжения, которое возникает у человека в процессе его деятельности, в основном, в экстремально-сложных условиях. Емкое определение дают американские психологи: «негативные чувства и представления, которые возникают у людей, когда им кажется, что они не в состоянии справиться с требованиями ситуации».

    Удивительно, но еще два десятилетия назад понятия «детский стресс» не существовало. Увы, последние исследования доказали, что малыши, так же как и их родители, страдают от страхов, избыточных нагрузок и непосильного психологического давления. В итоге каждый третий ребенок испытывает стресс.

    Причины могут быть самые разные: развод родителей, болезнь близкого родственника, стресс у кого-то из домашних, сложности с учебой, насмешки одноклассников, перевод в другую школу, пропажа дорогих сердцу вещей.

    Но, конечно, самый сильный – это школьный стресс. Как показывают исследования отечественных ученых, психика детей, которые попадают на школьную скамью в один из самых критических периодов своей жизни, подвергается атаке со всех сторон.

    Людям, не имеющим медицинского образования, бывает очень сложно определить, в каком состоянии находится ребёнок. Мы выяснили, какие симптомы указывают на то, что ребёнок находится в состоянии стресса.

    1. Чувство неуверенности в себе.

    Вдруг начинает ощущать себя как-то неловко в обществе людей, с которыми у него раньше были прекрасные отношения. Ему кажется, что они поглядывают на него не вполне доброжелательно или даже осуждающе.

    2. Проблемы с концентрацией внимания и запоминанием.

    Легко забывает содержание недавних разговоров, силится вспомнить, что еще нужно сделать. Трудно собраться с мыслями. Находимся как будто в полусне: смысл происходящего плохо до него доходит.

    3. Нежелание общаться с людьми.

    Пропадает интерес к людям. Когда они проявляют интерес к его персоне, его это раздражает. Когда звонит телефон, думает, брать ли трубку.

    4. Усталость и расстройства сна.

    Постоянно чувствует себя выжатыми как лимон, и тем не менее ему часто трудно заснуть.

    5. Колебание настроения.

    Настроение неустойчивое: периоды подъема легко сменяются глубокой депрессией. Ему хочется плакать. Такие проявления чрезвычайно характерны для состояния стресса.

    6. Раздражительность и вспыльчивость.

    Теряет самоконтроль: в любой момент по самому ничтожному поводу способен выйти из себя, вспылить, резко ответить. Любое замечание встречает в штыки. Порой без всякого повода "лезет в бутылку".

    Ему не сидится на месте: ерзает, что-то перекладывает или теребит. То и дело его подмывает встать и куда-то пойти.

    8. Плохой аппетит.

    Теряет интерес к пище. Он или совсем отказываемся от нее, или ест без разбора все, что попадается под руку.

    Если ребёнок постоянно находится, в состоянии стресса у него могут развиться различного рода болезни.

    Стресс может способствовать (или даже вызывать) развитию практически любого заболевания, от болей в пояснице и бессонницы до рака

    Болезни сердца — самая распространенная причина смерти у людей в зрелом возрасте. Но нужно помнить, что болезни не появляются в одночасье, они развиваются годами.

    Причиной гипертонии, сердечных приступов, учащенного сердцебиения и инсульта часто бывает именно стресс. Часто последствия стресса проявляются в усталости, быстрой утомляемости, боли (в том числе головной), эмоциональных расстройствах вроде тревожности, депрессии и нарушениях сна. Стресс вызывает и заболевания желудочно-кишечного тракта, например, язвы, спазмы в нижней части живота, колит и синдром раздраженной кишки.

    Кроме того, люди, часто переживающие стресс, более подвержены простудным и инфекционным заболеванием, что объясняется ослабленным иммунитетом. Стресс может также стать причиной кожных болезней, например, вызывать зуд и сыпь.

    Чтобы выявить, сколько детей школьного возраста обращались за медицинской помощью из-за болезней вызванных стрессом в течении 2011-2012 учебного года ,мы побеседовали с работниками Берёзоволукского ФАПа Шапоревой Т.Ф. и Лебедевой Т.В.

    И вот что мы выяснили:

    Вывод: В течение 2011-2012 учебного года в Берёзоволукский ФАП обращались: с головной болью — 4 человека, спазм сосудов -2 человека, боль в сердце -1 человек, неврозы -0 человек, бессонница – 0 человек.

    1. Социологический опрос среди учащихся 9,10,11 класса на выявление стрессоустойчивости.
    2. Для того чтобы выяснить стрессоустойчивость у школьников мы провели анкетирование среди учащихся 9, 10, 11 класса. Всего в анкетировании приняло участие 22 человека. Ученикам задавались вопросы, на которые они должны были ответить «да» или «нет»

      Вывод по анкетированию:

      Исходя из полученных нами данных ,в результате анкетирования, можно сделать такой вывод: 75% — испытывают умеренный уровень тревожности, 20% -низкий уровень тревожности, 15% -высокий уровень тревожности.

    3. Рекомендации по профилактике стресса у школьников
    4. Совет первый. Определите, относитесь ли вы к группе риска. Если да, то научитесь смеяться над собой в тех ситуациях, где вы допустили небольшую оплошность. Чувство юмора всегда помогает снизить напряжение. А умение посмеяться над собой безо всякого смущения свойственно людям, которые умеют ценить себя, и которые свободны от внутреннего конфликта. Конечно, они стараются изменить вещи в желаемом направлении, если это возможно, но в то же время они способны быть гибкими.

      Совет второй. Учитесь наблюдать за собой и осознавать, почему определённые события вызывают в нас напряжение, печалят или раздражают. Попробуйте составить список подобных ситуаций.

      Совет третий. Иногда люди принимают слова и действия других на свой счёт, хотя для этого нет никаких веских оснований. Будьте более реалистичны, и прежде чем обидеться или рассердиться на кого-то, разберитесь, действительно ли люди хотели обидеть вас.

      Совет четвёртый. В стрессовых ситуациях старайтесь сконцентрировать своё внимание на проблеме, а не «застревать» на собственных отрицательных эмоциях. Попытайтесь найти альтернативные способы решения и выберите из них то, что считаете более приемлемым.

      Совет пятый. Занимайтесь профилактикой стрессовых состояний: читайте книги, выполняйте простые релаксационные упражнения. А если вы находитесь в состоянии стресса, то не копите отрицательные эмоции, поделитесь проблемами с близкими людьми.

      В своём исследовании мы пришли к выводу, что учащиеся нашей школы 9,10,11 класса имеют предрасположенность к стрессу. Главная задача взрослых в этой ситуации помочь детям выйти из состояния стресса. Педагоги должны строить свои отношения с детьми таким образом, что бы приобретение знаний не стало для школьника препятствием полноценного формирования личности.

      Родителям так же необходимо интересоваться жизнью подростков их победами и неудачами и в случае необходимости оказать поддержку, сказать ласковое слово. Мы считаем, что внимательное отношение к детям со стороны взрослых предотвратит стрессовые ситуации. И сохранит здоровье детей!

      Донести до педагогов и родителей те факторы, которые вызывают стресс у школьников, чтобы в своей дальнейшей деятельности они могли учитывать их влияние и успешно снижать их уровень и силу воздействия на школьников — в этом и состоит, на наш взгляд, практическая направленность данного исследования.

    5. Литературы:
    1. Биологический энциклопедический словарь., М, «Советская энциклопедия», 1989.
    2. Дубровина И.В. и др. «Рабочая книга школьного психолога» — М., «Просвещение», 1991.
    3. Жуков Д. А. «Стресс». // Биология в школе, 1999, №1, с. 12-17.
    4. Крушельницкая О.И. и Третьякова А.П. «Человек, обстоятельства и . стресс». // Биология в школе, 1999, №1, с.21-26.
    5. Кудряшов Ю.Б. «Стресс-реакции. Лучевой стресс». // Биология в школе, 1999, №2, с. 17-21.
    6. Рогов Е.И. «Настольная книга школьного психолога». М., «Владас», 1999 г.
    7. Селье Г. «Стресс без дистресса». М., 1982.
    8. «Словарь психологии». П\авт-ом Петровского А.В. и Ярошевского М.Г. — М, «Политическая литература», 1990.
    9. nsportal.ru

      Стресс у детей — как помочь ребенку? Средства и лекарства от стресса для детей

      Как проявляется стресс у детей

      Основным проявлением стресса у ребенка является резкое изменение его поведения. Некоторые малыши могут вести себя как младенцы: начинают сосать палец, мочатся в постель. Дети постарше становятся замкнутыми и молчаливыми, избегают общения со сверстниками и взрослыми. Стрессы могут проявляться в частых перепадах настроения, вспышках детской агрессии, потере контроля над своим поведением. Признаком стресса является судорожный тик: дерганье отдельных мышц, частое глотание, наматывание на палец пряди волос и т. д. На фоне стресса у ребенка может развиться повышенная утомляемость, тошнота и психосоматические расстройства.

      В чем кроются причины детского стресса

      Стресс у ребенка является реакцией на нечто новое, с чем малыш в силу отсутствия опыта не может справиться. Механизм детского стресса запускает вторжение в жизнь ребенка чего-то незнакомого и неприятного, что может преследовать его в виде детских страхов или воспоминаний. Причины стрессовых реакций во многом зависят от возраста малыша.

      У новорожденных и детей до 2 лет

      У новорожденного или маленького ребенка стрессовое состояние может спровоцировать болезнь или разлука с мамой (или другими близкими). Малыш чутко реагирует на переживания взрослых и может «заразиться» их стрессом.

      У детей от 2 до 5 лет

      Стресс у дошкольника может вызвать кратковременная или длительная разлука с близкими, адаптация ребенка к детскому саду, посещение парикмахерской или врача, а также другие нарушения привычного уклада жизни.

      У детей младшего школьного возраста

      У ребенка в возрасте до 10 лет причинами стресса могут стать неудачи в учебе, сложные отношения с одноклассниками и учителями. Еще одной причиной может быть внутренний конфликт, когда малыш винит себя за совершение проступка.

      Как помочь ребенку справиться со стрессом

      Давайте выход эмоциям

      Ребенок еще не умеет контролировать свои эмоции. Решить проблему накопления негатива помогут откровенные беседы со взрослыми, ведение дневника, какое-либо хобби.

      Решайте проблему вместе

      Не стесняйтесь обсуждать с ребенком его проблемы, при необходимости обращайтесь за помощью к психологам или тем людям, которые являются авторитетом для малыша.

      Компенсируйте эмоциональные нагрузки

      Умеренные физические нагрузки являются хорошей профилактикой эмоциональных напряжений. Ребенок может посещать спортивную секцию или бассейн, кататься на велосипеде и т. д. Все эти занятия способствуют выработке «гормонов счастья» (эндорфинов), которые помогают справиться со стрессом.

      Соблюдение распорядка дня способствует нормализации настроения и поведения ребенка. Питание должно быть сбалансированным, нагрузки – умеренными, а сон – полноценным. Важно не допускать ситуаций, когда ребенок отказывается от еды, сна или отдыха, пропускает школьные занятия.

      Прививайте ребенку уверенность в себе

      Поддержка и вера в будущее требуется ребенку даже больше, чем взрослому. Расскажите малышу о том, что сложные периоды в жизни всегда сменяются светлыми и радостными.

      Помогайте ребенку расслабиться

      Справиться со стрессовой ситуацией ребенку может помочь общение с друзьями, поход по магазинам, мультфильмы, компьютерные игры или сеанс массажа. Предложите малышу выбрать одно из этих занятий и научите его обращать внимание не только на негативные, но и на позитивные моменты.

      В некоторых ситуациях перечисленных выше мероприятий может оказаться недостаточно, поскольку организм ребенка самостоятельно не справляется с последствиями нервного напряжения, эмоциональных переживаний и переутомления. В таких случаях специалисты рекомендуют принимать лекарственные препараты от стресса для детей. К таким средствам предъявляются повышенные требования, в частности, они должны иметь высокий профиль безопасности, не вызывать зависимости и привыкания.

      Многочисленные положительные рекомендации и отзывы получил препарат «Тенотен детский». Специалисты отмечают следующие преимущества «Тенотена детского»:

    10. широкий спектр эффектов (препарат успокаивает, снимает внешние признаки стресса, способствует улучшению памяти и концентрации внимания);
    11. не выявлено побочных действий препарата.
    12. Тенотен Детский – спокойствие и жизнерадостность Вашего малыша!

      Действие успокоительного препарата Тенотен Детский

      Действие успокоительного препарата Тенотен Детский

      Препарат Тенотен детский: информация об успокоительном действии и дополнительном вегетотропном эффекте от приёма детского лекарственного средства.

      Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ): о диагнозе, признаки, как лечить

      Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ): о диагнозе, признаки, как лечить

      Основной причиной нарушения поведения и трудностей обучения в дошкольном и школьном возрасте является СДВГ

      Приступы мигрени у детей

      Приступы мигрени у детей

      Примерно 10% людей страдает от мигрени

      Ребенок не хочет гулять

      Ребенок не хочет гулять

      Свежий воздух, активное времяпрепровождение, закалка, новые знакомства и общение

      www.tenoten-deti.ru

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Navigation