Стресс у спортсменов это

Стресс — это ряд физиологических изменений организма, происходящих вследствие появления внешних раздражителей. Эти факторы называются стрессорами. Стрессор бывает психологичный: (негативная информация из вне, или отсутствие положительной информации).

Химические — (химические элементы, яд, лекарство)

Биологические — (ряд факторов: токсин, бактерия)

Физические — (излучение: радиоактивное, электромагнитное и т.п.)

Всегда большой ряд стрессов у спортсменов является соревновательный или же предсоревновательное волнение. Биологический стресс может быть — соревновательная физическая нагрузка.

Независимо от факторов, влияющих на организм, стресс всегда один. Стресс— это влияние на организм, большой нагрузки, не важно чем эта нагрузка вызвана.

К примеру, человек получает плохую информацию, он попал в плохую ситуацию, вследствие чего необходимо бегство, драка или другая усиленная работа в маленьком диапазоне времени.

В это время в коре головного мозга происходит мощный источник возбуждения, который захватывает большое число нервных клеток и т.д.

Возбуждение центральной нервной системы обосновано. С выбросом катехоламинов, что приводит к быстрому мыслительному процессу и быстрому решению, поиска выхода из сложившейся ситуации.

Вследствие чего сильно выделяется в кровь особые вещества нервными клетками — катехоламинов, что приводит в боевую готовность все энергетические ресурсы, быстрое окисление, после чего появляется учащённое дыхание (появляется зависимость в увеличении кислорода), аритмия.

Нервные сигналы и катехоламины воздействуют на надпочечник, которые выделяют адреналин в кровь.

Катехоламины сильно повышает артериальное давление у человека и сахар, что способствует лучшей подачи крови к внутренним органам человека, а так же увеличивает энергию мышц.

Стресс даёт культуристу естественное стимулирование физ. энергии, что в итоге сделает более эффективную тренировку. Сейчас в обществе стрессы стали носить социальный характер: конфликты с руководством, недостача денежных средств, столпотворение в общественных местах «транспорте» и т.д. Это всё не несёт большой опасности для жизни, но организм готовит тело к драке.

Человек живёт в современном мире, в котором полным-полно большого количества стрессов. Их можно найти в банальном просмотре телевизора или понимать, что воду, которую употребляем, в ней находятся вредные компоненты, или где-то есть не далеко электромагнитные излучения. Вот ситуация:

— Вы шли своей дорогой, и кто-то к Вам пристал — и Вы дали сдачи. Стресс в этом случае не принесёт вреда. А вот если:

— Начальник или руководитель захотел отыграться на Вас, попали под раздачу. В этот момент в кровь выбрасывается гормон, которому некуда деваться. Вследствие чего путешествуя по организму, гормон приносит вред. Это заметно невооружённым глазом.

В итоге такие ситуации старят организм.

Один из выходов — это дать руководителю в глаз, но возникнет другая стрессовая ситуация по поводу заработной платы или нового рабочего места. Но самым лучшим вариантом будет — поход в спортзал! Организм как раз требует той самой физической разгрузки для тела.

В заключении можно сказать, что стресс полезен культуристу! Но стресса для организма не должно быть слишком много, а то получится большое потрясение. Но для оптимального стрессового уровня тренировки, нужно искать оптимальный баланс. Так как большое количество мелких стрессов, могут превратиться в грандиозный мощный шторм.

Если застала Вас трудность, знай, выход есть, это — штанга. Спорт поможет прочистить засорившиеся мозги и избавит Вас от потрясающих организм факторов. Для достижения большого результата в бодибилдинге, уходит не очень и много времени, порядка 5 лет. Это не очень большая цифра в сравнении с тем промежутком жизни, что есть у человека. Спортом «бодибилдингом» можно начать заниматься и в 20 и в 30 лет. Большое значение в бодибилдинге имеет стремление и упорство.

Никогда не бросайте физические упражнение, делайте их хотя бы один раз в неделю. Регулярно качайте пресс и обязательно делать отжимания от пола. И помните, Спорт — это жизнь!

vsevsporte.net

Управление стрессом у высококвалифицированных спортсменов

Исследование роли стресса и тревоги имеет длинную историю и является одной из немногих проблем, в которую общая психология внесла определенный вклад.

Традиционная «U-кривая», показывающая, что низкий или высокий уровень тревожности связан с ухудшением деятельности, хорошо известна специалистам. Однако связь общей и спортивной психологии, выражающаяся в применении непосредственно в спорте новых концепций и методов, разрабатываемых в общей психологии, возникла только в последнее десятилетие. Наш слегка отличающийся от других подход относится к так называемому бихевиористскому направлению в спортивной психологии.

При этом подходе основным требованием является то, что цели формулируются с точки зрения реальной ситуации и поведения. То есть для спортсмена недостаточно только одного желания «быть лучшим в соревнованиях», или для тренера, например, спросить у психолога, «как мотивировать команду». Спортсмену необходимо помочь определить действия, направленные на улучшение деятельности, и ситуации, препятствующие достижению таких действий; точно так же тренеру необходимо помочь определить, какое сведение членов команды он рассматривает как отражающее «высокий уровень мотивации» или «психический подъем» и какие условия обеспечивают такое поведение.

Управление стрессом у высококвалифицированных спортсменов

Вторая особенность принятого нами подхода отражает суть такого рода поведенческой ориентации, а именно теорию и практику процессов научения. Традиционно теория научения связана с формированием навыка, рассматриваемого чаще всего в рамках клинической психологии. В отличие от этого бихевиористское направление в психологии спорта придает особое значение формированию и максимизации навыка в условиях тренировочной и соревновательной деятельности, а клиническая часть исследования направлена на выяснение эмоциональных и личностных факторов в деятельности спортсмена.

Другими словами, с точки зрения бихевиористской ориентации вклад спортивного психолога выражается больше в обучении, а не в лечении, т.е. спортсмен рассматривается как функционирующая личность, а не как индивид с патологическими отклонениями. Это, в свою очередь, привело к переоценке и обратной зависимости. Переменной теперь считают не столько уровень тревоги, сколько уровень активации, т.е. чрезмерно низкий или высокий уровень активации связан с ухудшением деятельности, в то время как оптимальный уровень — с улучшением деятельности. Чрезмерно высокий уровень тревоги вреден, надо стремиться к низкому уровню тревоги и оптимальной активации.

Еще одна характеристика бихевиористского подхода в спорте заключается в акценте на самоконтроле и саморегуляции. Наилучшим обучением признано такое, которое дает возможность осуществить самоконтроль как над внутренними, так и над внешними факторами. Другими словами, спортсмен должен больше полагаться на себя, чем на другого человека (в данном случае на психолога), который только помогает справляться со стрессовыми состояниями на соревнованиях.

Коротко остановлюсь на обсуждении теоретических концепций стресса и тревоги в рамках бихевиористского подхода. Я предположил, что стресс и тревога в действительности разные термины. В этой статье будет полезно обсудить оба этих термина. Термин «стресс» показывает факторы, вызывающие состояние, которое человек испытывает как тревогу или напряженность. Простое различие состоит в том, что стрессоры — это внешние факторы, а тревога — внутренняя реакция индивида на эти факторы. В некоторых случаях внутренние действия личности (мысли) можно тоже характеризовать как стрессоры, следовательно, такое простое различие не всегда подходяще. В данной статье я применяю термин «стрессор» по отношению к тем явлениям, которые вызывают состояние тревоги и напряженности, а термины «тревога» и «напряженность» — по отношению к внутренней реакции на стресс-факторы.

С точки зрения бихевиоризма, можно рассматривать стрессовые реакции как происходящие в трех системах — вегетативной, поведенческой и когнитивной То есть стресс может проявляться, во-первых, в изменении вегетативных функций, таких, как ЧСС, давление крови, дыхание; во-вторых, в изменении поведения: треморе, нарушении тонкой двигательной координации, уменьшении амплитуды или прекращении движений; в-третьих, в изменении когнитивной сферы, выражающемся в различного рода негативных мыслях, например: «Я недостаточно готов, тренировался неправильно», «Что-то неверно в моем выступлении», «Судейство пристрастно» и т. д. Очевидно, что у разных людей преобладает та или другая система.

Прежде чем перейти непосредственно к проблеме управления стрессом, разрешите мне немного отклониться от темы и рассказать о своей профессиональной подготовке. Большинство моих мыслей есть следствие многолетнего опыта работы со спортсменами мирового класса в качестве психолога сборных олимпийских команд США по лыжам и биатлону (1976), психолога женской команды по легкой атлетике, которая планировала принять участие в летних Олимпийских играх, консультанта отдельных спортсменов и команд по современному пятиборью, стрельбе, горным лыжам. Среди спортсменов такого класса стресс, как правило, не достигает уровня, требующего особого внимания; это бывает чаще у спортсменов более низкой квалификации. Однако и здесь можно привести примеры, демонстрирующие рассмотренную концепцию.

То, что стресс может проявляться в изменении вегетативных функций, хорошо иллюстрирует пример моей работы с одной горнолыжницей. Я провел с ней сеанс идеомоторной тренировки, заставил ее представить себя на слаломной трассе. В конце сеанса ее первые слова были: «Я и не осознавала, как неприятно действует на меня прохождение трассы». После опроса стало ясно, что она была не только в состоянии представить себя на трассе, но и прочувствовала вегетативные и эмоциональные изменения.

При работе с такой формой реакций на стресс (преобладание вегетативных реакций) я управлял стрессом с помощью метода условных рефлексов, который вытекает из учения Павлова. По этому методу ключевое условие (подкрепление) многократно связывается с результатом желаемой реакции, пока подкрепление не приобретет способности вызывать такую реакцию. Так, в работе с олимпийской командой США по биатлону такой желаемой и необходимой реакцией являлось формирование чувства спокойствия и уравновешенности непосредственно на стрельбище. Биатлон — это уникальный вид спорта, который сочетает лыжные гонки с меткой стрельбой, победа достигается благодаря сочетанию скорости и выносливости в лыжных гонках и точности в стрельбе. Я обучал спортсменов связывать вид стрельбища с уравновешенным, спокойным состоянием (весьма интересно то, что мне тоже приходилось присутствовать на тренировках, — один спортсмен заявил, что только мой вид предопределяет его спокойную реакцию).

Для формирования навыков самоконтроля над вегетативными проявлениями применяется методика, которую я назвал «тренировкой в регуляции состояния тревоги (РСТ)». Она была специально адаптирована к стрессовым ситуациям, в которых основные условия, вызывающие стресс, постоянно меняются. Так, в стрельбе из пистолета как в одном из видов современного пятиборья были выделены специально планируемые и случайные факторы, вызывающие психологическую напряженность. Планируемые стрессоры — это, например, необходимость произвести выстрел как можно быстрее, публичное объявление результата, необходимость ждать между сериями, так как судьям требуется время для определения результата, и т.д. Случайные стресс-факторы — это, например, порывы ветра или яркий солнечный свет. Наибольшего успеха добиваются спортсмены, которые могут бороться с этими факторами, даже если стрельба не их любимый вид пятиборья (победитель определяется по общему количеству очков в пяти видах). При этом РСТ предполагает использование реакций на стресс-факторы как основных (ключевых) ориентиров, чтобы активно противодействовать стрессу.

Если реакции на стресс выражаются в изменении поведения, применяется другая процедура управления стрессом. Напомним, что изменение поведения выражается, например, в двигательной дискоординации, в торможении или, наоборот, в излишней двигательной активности и т. д. В случае снижения двигательной активности у спортсмена нарушается автоматизм движений, теряется чувство легкости и плавности движений. Тем не менее усталость может возникать вопреки явному двигательному торможению, так как энергия растрачивается в ответ на напряженное состояние. Следовательно, чтобы снять напряженность, надо применить ту же поведенческую систему. Один борец потерял свободу движений, у него снизилась амплитуда движений. Для преодоления стресса использовались мышечная релаксация и идеомоторная тренировка, в которой спортсмен представлял движения своих рук и тела широкими, смелыми и размашистыми, что формировало чувство раскованности и свободы движений.

При работе с барьеристками также применялись расслабление и идеомоторная тренировка с целью снять скованность во время бега и вызвать мышечное расслабление. В результате повторных сеансов некоторые спортсменки, кроме того, улучшили показатели потребления кислорода и увеличили усилия по преодолению рабочей нагрузки. В некоторых случаях источником стресса, приводящего к неконтролируемым движениям, может быть определенный внешний стимул. Я знаю случай, когда неуравновешенное и взволнованное поведение тренера вызвало стресс у спортсмена. Участие в соревнованиях спортсменов более высокого класса или соперников, которым в прошлом спортсмен многократно проигрывал, может также вызвать стресс. Эти стимулы необходимо нейтрализовать путем моделирования ситуаций, максимально приближенных к тем, которые вызывают стресс.

Наконец, у некоторых спортсменов могут преобладать изменения в когнитивной сфере, что выражается в негативных мыслях, мешающих переживаниях. Работа с горнолыжниками подтвердила, что независимо от квалификации негативные мысли возникают практически у всех спортсменов. Однако существуют способы, позволяющие делать так, что эти мысли не влияли на деятельность. Например, можно переводить внимание спортсмена на другой объект. Работая с членом национальной команды по лыжным гонкам, я выяснил, что наиболее трудным местом на трассе для нее является подъем. Приближаясь к подъему, она начинает сомневаться в удачном его преодолении и снижает скорость. Я посоветовал ей перевести внимание на другое — приближаясь к каждому подъему, стремиться отыскать самое высокое дерево. Это снимает негативные мысли, так как трудно одновременно думать о том, как найти самое высокое дерево, и о том, как преодолеть подъем. В следующей гонке эта спортсменка финишировала третьей, значительно улучшив свое личное достижение.

В рамках современных представлений о модификации поведения предлагается ряд подходов по управлению стрессом в когнитивной сфере, в которых подчеркиваются роль установок на самоубеждение, самоприказ, анализ стресс-факторов, использование когнитивных утверждений, вызывающих адаптивные реакции. Я считаю, что необходимо соединить теории стресса и тревоги в соответствии с практическими мероприятиями по управлению стрессом. Существует некоторая общая программа управления стрессом как основание для составления индивидуальных программ, которые изменяются с учетом особенностей каждого спортсмена. Некоторые из этих правил могут быть представлены в следующем виде:

1. Определение «индивидуального профиля стресса» — картины специфических реакций на стресс, которые свидетельствуют о начале влияния стресс-факторов. Я убежден, что одни спортсмены замечают начало влияния стресса по изменениям в вегетативных функциях, другие — по изменениям в поведении, третьи — по изменениям в когнитивной сфере. Более того, существуют разные признаки, по которым спортсмены узнают о начале влияния стресса даже в одной и той же сфере. Например, в вегетативной сфере один спортсмен может испытывать учащение сердцебиения, другой — легкую дрожь, третий может ощущать, как холодеют его ноги или руки. Способность знать себя до такой степени, чтобы быть в состоянии интерпретировать информацию об изменениях, может быть весьма полезной для ранней профилактики, а следовательно, и для дальнейшего контроля стрессовых состояний.

2. Обучение навыкам релаксации полезно, поскольку расслабление — основа других способов управления стрессом. А поскольку релаксация в определенной степени влияет на двигательную координацию, в спорте важна быстро вызываемая релаксация, т.е. релаксация, возникающая при предъявлении определенного раздражителя. Например, один фигурист использует цветовой раздражитель для стимуляции релаксации, причем этот раздражитель непосредственно включен в процесс катания путем введения в слова песни, под музыку которой спортсмен выполняет свою программу, названия необходимых цветовых кодов. Есть множество различных методов релаксации: от трансцендентальной медитации и йоги до гипноза. Я отдаю предпочтение упражнениям по глубокой мышечной релаксации.

3. Обучение другим методам активной борьбы со стрессом. Релаксация — это отключение от стресс-ситуации путем «изоляции» (подобно спортсмену, отключающему на определенный момент свое сознание от стадиона и хода соревнований). Однако вопрос о снятии стресса встает опять, когда спортсмен «возвращает» свое сознание в соревновательную ситуацию. И тогда будут эффективны иные методы. Действительно, релаксация имеет определенные преимущества, но тем не менее должны применяться и другие методы. Один из них заключается в устранении факторов, вызывающих стресс. В этом случае в первую очередь необходимо определить эти факторы для каждого спортсмена.

Другой способ состоит в проигрывании адаптивных форм поведения, предшествующих стрессовым событиям. Например, я применял идеомоторную тренировку, включающую представление неожиданных ситуаций, которые могут возникнуть во время лыжной гонки. Возможно, наиболее важным правилом является то, что спортсмена необходимо обучать борьбе со стрессом в тех же условиях, в которых проходит его деятельность. Просто думать, что решение придет во время соревнования само собой, — вздор. Спортсмен не верит, что хороших результатов можно достичь без тренировки, подобно этому никто не поверит, что стрессом можно управлять без предварительной подготовки.

4. Программированный подход к управлению стрессом должен быть частью общей подготовки к конкретному соревнованию. Так же, как спортсмен разминается, подготавливая себя к последующей деятельности, так же он должен проводить предварительную процедуру, относящуюся к управлению стрессом. Спортсмен и тренер должны понять, что такая подготовка к стрессу приводит к улучшению самоконтроля деятельности.

Было бы полезно привести некоторые примеры различных подходов к управлению стрессом. Так, один молодой футболист во время игры терял контроль над собой и в результате не забивал мячи. Во время опроса выяснилось, что условия, в которых спортсмен переставал управлять собой, были стрессовыми. Это происходило на последних секундах матча, публика неистовствовала и шумела, судья пронзительно свистел. Была применена идеомоторная тренировка с моделированием подобных условий: в ситуации всевозможных помех и шума спортсмен проводил расслабление и представлял удар по мячу, к концу сезона этот футболист забил наибольшее количество мячей в первенстве университетов.

Пловчиха высокого класса обратилась ко мне несколько лет назад с необычным вопросом: она проплывала дистанции 50 и 200 м без затруднений, но дистанцию 100 м значительно хуже. На этой дистанции ей казалось, что она может удариться о стенку бассейна, натолкнуться на дорожку и потерять координацию. Описывая ситуацию, она вспоминала, что на старте ее тело было как бы отделено от головы и через несколько взмахов возникало стрессовое состояние. Она отметила, что боится применять обычный поворот «сальто», из-за прежней травмы шеи. Я провел с ней идеомоторную тренировку, одна из задач которой состояла в представлении движения поворота «сальто». Сейчас эта спортсменка применяет такой поворот. В течение последних лет она несколько раз улучшала свои результаты.

Идеомоторная тренировка для отработки движений особо значима в видах спорта, связанных с риском (прыжки в воду, гимнастика), где обучение новым движениям представляет определенную опасность. Вначале необходимо тренировать эти движения в представлении. Представление движения, кроме всего прочего, прямо влияет на физическую и мышечную активность тела. Это подтверждается нашими исследованиями. Данная статья была бы неполной, если бы я не рассмотрел факторы, влияющие деятельность спортсмена. В моей последней работе были проанализированы такого рода факторы.

Мы ясно должны представить, что деятельность — это функции взаимодействия способностей и приобретенных навыков. Способности, конечно, генетически обусловлены, приобретенные навыки обусловлены содержанием конкретного вида спорта. Формирование навыка, в свою очередь, может быть рассмотрено в трех аспектах: необходимых, способствующих улучшению деятельности реакций; торможение ненужных, мешающих реакций; перенос навыка с тренировочных условий в соревновательные.

Анализируя спортивные двигательные навыки, можно сказать, что к разряду способствующих деятельности реакций относятся непосредственно двигательные реакции (например, разгибание мышц плеча при поднятии тяжести) или предварительно настраивающие реакции (ожидания предполагаемого успеха), адаптивные реакции в соревновательных условиях (приспособление к конкретному противнику), связывающие реакции, которые создают последовательность движений (последовательность реакций в гимнастическом упражнении), и, наконец, когнитивные реакции (такие, как сужение зоны внимания).

Формирование навыка, а отсюда и возможный конечный результат — не только итог формирования необходимых и точных реакций, но и результат снятия ненужных, мешающих реакций. К ним могут быть отнесены реакции, вызывающие негативные эмоциональные состояния (дистресс, тревогу), и отрицательные когнитивные реакции (негативные мысли, переживания и т. п.).

Даже если сформированы необходимые и сняты мешающие, ненужные реакции, необходимо обеспечить перенос навыка в постоянно изменяющиеся условия соревнований. Тренерам хорошо известны случаи, когда спортсмены показывали хорошие результаты на тренировках и значительно хуже выступали на соревнованиях или в менее значимых соревнованиях показывали лучшие результаты, чем в соревнованиях более высокого ранга. Конечно, успех переноса навыка обеспечивается степенью подобия условий тренировки условиям соревнований. Так, в баскетболе одно дело тренировать штрафные броски в минуты отдыха, другое — в игровых условиях, например после бега и паузы отдыха, т.е. перенос будет успешным в случае, когда штрафные броски тренируются в условиях физической нагрузки и в фазе утомления.

Если стресс — это фактор, влияющий на эффективность деятельности, то становится ясно, что первостепенный вопрос состоит в определении общих факторов, влияющих на деятельность. С одной стороны, стресс может быть преградой в формировании навыка, помехой становлению необходимых реакций, с другой — стресс может быть отнесен к разряду ненужных, мешающих реакций. Деструктивные стрессовые состояния могут включать изменения вегетативных, поведенческих и когнитивных функций. Деструктивные стрессовые состояния могут мешать формированию необходимых реакций путем торможения двигательных реакций либо изменять последовательность связывающих реакций.

Что касается переноса, то его успех определяется моделированием в тренировочной деятельности соревновательных условий. Если спортсмен в тренировке не учитывает стресс факторов, которые присутствуют в соревнованиях, то перенос навыка будет менее успешным.

Программа не будет полной без целостного подхода к управлению стрессом. Это означает, что ухудшение деятельности может быть связано с многими социальными и личностными факторами. Например, для спортсмена мирового класса вопрос о том, что будет с ним после Олимпийских игр, может быть ярким примером стресс-фактора, и решение о четырех годах тяжелых тренировок и жертв, ведущих к олимпийскому титулу, может быть заменено решением о профессиональной и общеобразовательной карьере.

В этой статье я старался убедить читателей, что обучение управлению стрессом не только возможно, но и необходимо, что нужно разрабатывать процедуру такого обучения и что должно быть организовано систематическое обучение. Спортивная деятельность требует, чтобы спортсмен мог контролировать свои состояния. Слишком долго и много уделялось внимания только обучению двигательным действиям. Сейчас психологическая подготовка должна быть включена в процесс обучения как часть общей подготовки спортсмена.

Сумин Р. Управление стрессом высококвалифицированных спортсменов

Стресс и тревога в спорте: Международный сборник научных статей

www.shooting-ua.com

Стресс (от англ. stress — давление, нажим, напор; гнёт; нагрузка; напряжение) — неспецифическая (общая) реакция организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом). Основоположником учения о стрессе является канадский ученый Г. Селье. Он рассматривал стресс как состояние неспецифического напряжения в живом организме, вызванное любым внешним повреждающим фактором, независимо от его природы. На воздействие разного рода организм отвечает не только местной защитной реакцией, но и общей реакцией физиологического механизма независимо от того, какой именно раздражитель действует в этот момент на организм.

Действие стрессора повышает активность ряда желез внутренней секреции. Борьба защитных сил с болезнетворными агентами вызывает напряжение организма, что мобилизует его силы и заставляет искать пути приспособления к опасности. В этом и заключается основное биологическое значение стресса. Начало стресса рассматривается как сигнал к мобилизации. Это шоковая стадия. Ее основные симптомы – понижение мышечного тонуса и температуры. Вторая стадия характеризуется мобилизацией защитных сил организма и их сопротивлением вредоносному воздействию. На этой стадии следует ожидать общего или избирательного роста самых различных показателей. Если действие стрессора продолжается, то наступает третья стадия – усиливается истощение и упадок сил, организм утрачивает способность адаптироваться к условиям существования. Селье определил также характерные специфические изменения, происходящие в организме в состоянии стресса. Важнейшую роль в проявлении стресса он отводил гормонам. В стрессе нередко наблюдается определенная диссоциация физиологических и психологических показателей. Так, при обследовании летчиков в сложных ответственных полетах в условиях отсутствия физических нагрузок многократно регистрировались частота сердечных сокращений 150-180 ударов в минуту, дыхания – до 30 и более циклов в минуту. После полета было выявлено повышение выделения стероидных гормонов и реакции белой крови, что характеризует выраженный стресс. В то же время свои профессиональные действия эти летчики выполняли на высоком уровне мастерства.

Долгое время считалось, что стресс всегда отрицателен, что его вызывают только лишь негативные факторы. Однако многочисленные исследования последнего десятилетия показали, что механизм стресса может прийти в действие не только под влиянием вредоносных факторов. Поэтому в современной формулировке стресс определяется как неспецифическая реакция организма на любое воздействие, оказываемое на него. В зависимости от характера влияния на организм стресс подразделяют на дистресс и эустресс. Стресс понимался как совокупность множества физиологических реакций, выполняющих адаптационную функцию и характеризующих целостное физиологическое состояние организма.

По мере того как понятие стресса внедрялось в психологические исследования, оно приобретало все более аналитический характер. Стресс стали понимать, как состояние, обусловленное каким-то одним психологическим фактором.

В наше время стресс понимается как целостное интегральное состояние личности, возникающее в трудной ситуации и связанное с высокоактивным отношением к выполняемой деятельности. Это состояние характеризуется сознательной ответственностью человека и сопровождается неспецифическими вегетативными и эмоциональными изменениями. Они выражаются как в положительных, так и отрицательных сдвигах в деятельности, динамика которых обусловлена свойствами общего типа нервной системы и темперамента, а также характера функциональной взаимосвязи между свойствами последнего.

Уже отмечалось, что исход деятельности, выполняемой в условиях стресса, далеко не всегда бывает благоприятным, т. е. характеризуется состоянием дистресса. Симптоматика этого состояния как вида эмоциональной напряженности у спортсменов характеризуется эмоционально-сенсорными, эмоционально-моторными, эмоционально-ассоциативными нарушениями.

Эмоционально-сенсорные нарушения характеризуются понижением внимания, точности восприятия, мышечного чувства. В состоянии напряженности объем внимания сужается, распределение и переключение его становятся затрудненными. В таком случае говорят о «прилипчивом» внимании, когда спортсмен с трудом переносит его на другой объект. Для этого состояния характерно падение тактильного чувства, что предопределяет резкое снижение координации и точности движений.

При эмоционально-моторных нарушениях разрушаются сложившиеся координационные навыки, развивается непроизвольное напряжение мышц, скованность, поэтому в двигательном акте начинают участвовать «лишние» мышцы. Если сильно напрячь все мышцы руки и попытаться нарисовать какую-нибудь простейшую фигуру, не получится. Мышцы, которые не должны участвовать в двигательном акте, будут мешать работающим, и воздействие суммарной их силы исказит планируемую структуру движений. А ведь в состоянии напряженности непроизвольно напрягаются все основные группы мышц, поскольку в связи с переживаниями из связанного с эмоциями очага возбуждения волны иррадиации перемещаются в двигательную зону коры больших полушарий головного мозга, возбуждают эту зону, и к множеству мышц посылаются центробежные импульсы.

Скованность предопределяет также быстрое развитие утомления, так как работает много «лишних» мышц. Когда бежит скованный спортсмен, он не только перемещает свое тело в пространстве, но и, затрачивая огромные усилия, преодолевает сопротивление собственных мышц-антагонистов, которые должны быть расслаблены в соответствующий момент моторного акта. Когда же бежит высококвалифицированный спортсмен в состоянии оптимального возбуждения, он делает это легко, красиво, будто бы летит над игровым полем. Игрок в состоянии скованности уже к середине первого тайма еле-еле передвигается по полю, даже в матче который имеет тренировочный характер, а опытный, в отличной форме футболист, преодолевший скованность, напряженность, и в конце матча все движения выполняет очень свободно, несмотря на естественную усталость.

Эмоционально-ассоциативные нарушения сопровождаются снижением критичности оценки своих действий, затруднением мыслительных операций, в частности, ассоциативного мышления. В состоянии напряженности спортсмен склонен к неадекватным решениям, примитивным мыслительным актам. В отдельных случаях он может принимать решения, прямо противоположные тем, которые в данный момент наиболее целесообразны, и это не случайные, а закономерные ошибки, объясняемые развитием особой, «парадоксальной», стадии состояния центральной нервной системы.

Дело в том, что в нервной системе в связи с тем, что доминанта малоуязвима. Как выявил А. А. Ухтомский, она усиливается независимо от того, положительные или отрицательные воздействия на нее направлены. На языке психологии это означает, что убедительные аргументы порою отбрасываются, а неадекватный ошибочный мотив торжествует.

Существенное значение в происхождении этого состояния имеет эндокринная система и в первую очередь гипофиз и кора надпочечников. Так, по данным Г. Селье, при действии сильного раздражителя в организме развивается адаптационный синдром, или стресс, в процессе которого усиливается деятельность передней доли гипофиза и коры надпочечников. Эти изменения в эндокринной системе во многом определяют развитие адаптационных реакций в организме к интенсивной физической или психологической деятельности. Однако хроническое перенапряжение может привести к истощению коры надпочечников и тем самым к нарушению в организме выработанных ранее адаптационных реакций. Переутомление непосредственно вызвано нарушением процессов корковой нейродинамики, аналогично тому, как это имеет место при неврозах.

В сердечно-сосудистой системе функциональные нарушения проявляются в неадекватно большой реакции на психологические нагрузки, в замедлении восстановительного периода после них и в нарушениях ритма сердечной деятельности, и в ухудшении приспособляемости сердечной деятельности к нагрузкам.

Для изучения реакции организма на утомление широко применяются психологические тесты – цветовой тест Люшера, СМОЛ, САН, тест Спилбергера, Айзенка и другие, которые достаточно легко поддаются анализу и проводятся с использованием персонального компьютера.

studfiles.net

Лекция 9. Стресс и психическая напряженность в спорте

— Понятие о стрессе.

— Влияние стресса на успешность спортсменов.

— Симптомы дистресса у спортсменов.

— Нервно-психическое напряжение и его признаки.

— Стадии развития утомления.

Слово «стресс» в переводе с английского означает «напряжение». Основоположником учения о стрессе является канадский ученый Г. Селье. Он рассматривал стресс как состояние неспецифического напряжения в живом организме, вызванное любым внешним повреждающим фактором (стрессом), независимо от его природы (физической, химической биологической и т.п.). На воздействие разного рода (холод, страх, усталость и т.д.) организм отвечает не только местной защитной реакцией, но и общей реакцией физиологического механизма независимо от того, какой именно раздражитель действует в этот момент на организм.

Действие стрессора повышает активность ряда желез внутренней секреции. Борьба защитных сил с болезнетворными агентами вызывает напряжение организма, что мобилизует его силы и заставляет искать пути приспособления к опасности. В этом (по Селье) и заключается основное биологическое значение стресса.

Селье выделял три стадии проявления стресса: тревога, резистентность и истощение. Начало стресса рассматривается как сигнал к мобилизации. Это шоковая стадия. Ее основные симптомы – понижение мышечного тонуса и температуры. Вторая стадия характеризуется мобилизацией защитных сил организма и их сопротивлением вредоносному воздействию. На этой стадии следует ожидать общего или избирательного роста самых различных показателей. Если действие стрессора продолжается, то наступает третья стадия – усиливается истощение и упадок сил, организм утрачивает способность адаптироваться к условиям существования.

Селье определил также характерные специфические изменения, происходящие в организме в состоянии стресса. Важнейшую роль в проявлении стресса он отводил гормонам.

В стрессе нередко наблюдается определенная диссоциация физиологических и психологических показателей. Так, при обследовании летчиков в сложных ответственных полетах в условиях отсутствия физических нагрузок многократно регистрировались частота сердечных сокращений 150-180 ударов в минуту, дыхания – до 30 и более циклов в минуту. После полета было выявлено повышение выделения стероидных гормонов и реакции белой крови, что характеризует выраженный стресс. В то же время свои профессиональные действия эти летчики выполняли на высоком уровне мастерства.

При обследовании спортсменов были зарегистрированы как подобные, так и противоположные явления. В целом ряде случаев отмечалось резкое понижение спортивных результатов на психогенной основе у квалифицированных гандболистов, боксеров, легкоатлетов, но при этом физиологических реакций как косвенных показателей стресса выявить не удавалось. Вместе с тем наблюдалась и другая картина. В одном из исследований проводились психологическое тестирование и оценка технических результатов в процессе тренировочных занятий лыжников–гонщиков и слаломистов. Тренировки в течение 10 дней были весьма нагрузочными и на фоне роста технических результатов вызвали у испытуемых существенные физиологические реакции, косвенно свидетельствующие о развитии стресса. У большинства обследованных лыжников к концу сбора на 15% ухудшились показатели оперативной памяти (как индифферентного теста) и в то же время улучшились показатели двигательной памяти, точности движений, соразмерности усилий, т. е. показатели, включенные в структуру выполняемой деятельности. Особый интерес представляет то обстоятельство, что при этом понизились результаты других индифферентных тестов. Такое перераспределение на уровне и психологических и физиологических показателей наблюдалось у спортсменов неоднократно.

Это позволяет высказать мнение о том, что в стрессе стадию повышенной резистентности следует, в свою очередь, разделять на две относительно самостоятельные фазы. В фазе перекрестной резинстентности происходит общая мобилизация функциональных резервов, а в фазе перекрестной сенсибилизации – их перераспределение.

Такое явление мы называем «минимизацией». Его следует считать вполне целесообразным, целенаправленным (по минимуму затрат) расходованием ограниченных резервов организма. Это явление как особое перераспределение функциональных резервов организма и психических возможностей личности спортсмена в целях достижения наивысшего результата деятельности свидетельствует о наличии не только спортивного стресса, но и спортивной формы. Для тренера важно уловить «пик» этого состояния, характеризуемого наивысшим ростом наиболее важных компонентов структуры выполняемой спортивной деятельности, и не бояться понижения других, малозначимых компонентов.

Непонимание механизмов минимизации, нарушение закономерности перераспределения функциональных резервов ведут к понижению спортивных результатов. Так, весьма перспективный мастер спорта по плаванию Б. был привлечен к тренировкам по борьбе (некому было выступать за группу на первенство факультета). Пришлось «накачивать» мышцы рук, шеи, более месяца посещать секционные занятия борцов. Вскоре спортсмен выполнил второй разряд по борьбе, но. никогда больше не показывал перспективных результатов на соревнованиях по плаванию.

Подобных примеров более чем достаточно. В институтах физической культуры студенты занимаются разносторонней тренировкой, что для общего физического развития очень полезно, но высококвалифицированные спортсмены могут утрачивать при этом перспективы спортивного совершенствования.

Долгое время считалось, что стресс всегда отрицателен, что его вызывают только лишь негативные факторы. Однако многочисленные исследования последнего десятилетия показали, что механизм стресса может прийти в действие не только под влиянием вредоносных факторов. Поэтому в современной формулировке стресс определяется как неспецифическая реакция организма на любое воздействие, оказываемое на него. В зависимости от характера влияния на организм стресс подразделяют на дистресс (действующий отрицательно) и эвстресс (действующий положительно). Стресс (по Селье) понимался как совокупность множества физиологических реакций, выполняющих адаптационную функцию и характеризующих целостное физиологическое состояние организма.

По мере того как понятие стресса внедрялось в психологические исследования, оно приобретало все более аналитический характер. Стресс стали понимать как состояние, обусловленное каким-то одним психологическим фактором.

В наше время стресс понимается как целостное интегральное состояние личности, возникающее в трудной ситуации и связанное с высокоактивным отношением к выполняемой деятельности. Это состояние характеризуется сознательной ответственностью человека и сопровождается неспецифическими вегетативными и эмоциональными изменениями (которые возможны вне стресса). Они выражаются как в положительных, так и отрицательных сдвигах в деятельности, динамика которых обусловлена свойствами общего типа нервной системы и темперамента, а также характера функциональной взаимосвязи между свойствами последнего.

Установлено, что состояние психического стресса, возникающее у спортсменов в связи с участием в спортивных соревнованиях, – это сложное психофизиологическое состояние личности, определяемое несколькими системами условий различного иерархического уровня. Характер и степень влияния этого стресса на деятельность спортсмена обусловлены взаимоотношением различных его индивидуальных свойств: социально-психологических, личностных, психологических, психодинамических, физиологических, т. е. всей системой их взаимосвязей.

Общепризнанно, что зависимость уровня достижений спортсмена в соревнованиях от степени стресса имеет криволинейный характер и может быть выражена графически в форме инвертируемой U-образной кривой (рис. 1). Другими словами, при слабом и среднем стрессе достижения спортсменов относительно высоки, а при стрессе высокого уровня они могут быть хуже результатов, показанных в условиях тренировки. Единодушны специалисты в том, что каждый спортсмен имеет свой индивидуальный стрессовый порог, т. е. только определенная доля стресса, определенный его уровень является оптимальным и позволяет спортсмену показывать наилучший результат. Уровень стресса выше или ниже оптимального не способствует достижению высокого результата.

Рис. 1. Зависимость успешности деятельности спортсмена в соревнованиях от уровня стресса

Многочисленные исследования психического стресса, вызванного участием в спортивных соревнованиях, выполненные Б.А. Вяткиным (1964-1981), позволили представить стресс как системное явление, определяемое рядом условий различного иерархического уровня: активностью мотивации, трудностью заданий, антиципацией угрозы и т. д. При этом обнаружено, что тип нервной системы (по И.П. Павлову) и темперамент в значительной мере определяют генезис и динамику стресса, и его влияние на успешность деятельности спортсмена в соревнованиях.

При относительно низком уровне стресса спортсмены, как с сильной, так и со слабой нервной системой показывают результаты, близкие к тренировочным. При относительно высоком уровне стресса спортсмены сильного типа нервной системы снижают свои результаты незначительно, а спортсмены слабого типа еще больше ухудшают их (статистически достоверно) по сравнению с тренировкой.

Лонгитюдное исследование деятельности одних и тех же спортсменов показало, что спортсмены с сильной и слабой нервной системой свои лучшие результаты показывают при различном уровне стресса. Спортсмены слабого типа нервной системы свои лучшие результаты показывают при относительно низком уровне стресса, а спортсмены сильного типа – при среднем и даже высоком. Следовательно, низкий стресс является оптимальным для первых, а высокий – для вторых.

Изучалось влияние соревновательного стресса в связи с индивидуальными различиями по таким свойствам темперамента, как тревожность, импульсивность, эмоциональная возбудимость. Результаты исследования показали, что только при малой активности мотива и, следовательно, при низком уровне стресса лица тревожные, эмоционально возбудимые и импульсивные показывают достаточно высокие результаты в соревнованиях. Высокая эмоциональная возбудимость и импульсивность при высоком уровне стресса отрицательно влияют на уровень достижений женщин-спортсменов, среди которых проводилось указанное исследование. Сравнение результатов этих спортсменок в соревнованиях с их же результатами на тренировке показывало, что ухудшение или улучшение тренировочных результатов в соревнованиях при одном и том же уровне стресса обусловлено индивидуальными различиями в данных свойствах темперамента.

Спортсменки тревожные, эмоционально возбудимые и неимпульсивные на соревновании ухудшают результаты, показанные на тренировке, а спортсменки с противоположными свойствами темперамента эти результаты не ухудшают. По-видимому, данные свойства темперамента определяют оптимум и пессимум психического стресса, вызванного участием в высокоответственных соревнованиях. Именно в этих условиях у тревожных, эмоционально-возбудимых и импульсивных спортсменок наиболее отчетливо проявляются отрицательные свойства темперамента, которые обусловливают излишнюю нервозность, тревогу, чрезмерную ответственность и активность, нерешительность, дискоординацию движений, нарушение музыкально-ритмического чувства и т. д. Все это ведет, в конечном счете, к снижению результата Известно, что одним из условии достижения высокого результата в спортивных соревнованиях является оптимальный уровень стресса. Этот уровень, как было показано, во многом обусловлен свойствами нервной системы и темперамента. Именно от таких свойств, как сила процесса возбуждения, уравновешенность нервных процессов по силе, тревожность, эмоциональная возбудимость, импульсивность, зависят оптимум и пессимум психического стресса, возникающего у спортсменов в связи с участием в соревнованиях.

Именно этим, прежде всего, вероятно, объясняется то, что при одинаковой величине стресса одни спортсмены в условиях соревнований ухудшают свои тренировочные результаты, другие, наоборот, улучшают их. К первым, как правило, относятся лица со слабой и неуравновешенной нервной системой, тревожные, эмоционально-возбудимые, высокоимпульсивные, малоактивные; ко вторым – преимущественно лица с сильной и уравновешенной нервной системой, малотревожные, эмоционально невозбудимые, высокоактивные.

Несмотря на все большую популярность различных приемов регулирования психического состояния спортсменов в соревнованиях, особенно аутогенной тренировки, в практике следует уделять внимания вопросу регулирования уровня стресса с учетом свойств нервной системы и темперамента спортсменов.

Наблюдения и специальные исследования показали, что в основе высокой устойчивости к соревновательному стрессу у спортсменов с различными свойствами нервной системы и темперамента лежат индивидуально своеобразные и стабильные приемы психической саморегуляции деятельности.

Например, для спортсменов со слабой нервной системой, высокотревожных, значительно эмоционально возбудимых, характерны непрерывное детальное планирование предстоящей деятельности, повышенный контроль за ней, фиксированный режим дня, заниженный уровень притязаний. Эти спортсмены испытывают затруднения при необходимости быстро и самостоятельно принимать решение в условиях стресса. В связи с этим они постоянно обращаются за помощью к тренеру, товарищам по команде.

Для спортсменов сильного типа нервной системы, малотревожных, эмоционально устойчивых, импульсивных, неригидных характерны постоянно высокий уровень целей, желаний, преобладание исполнительной деятельности над ориентировочной. Такие спортсмены отличаются высокой самостимуляцией и добиваются высоких результатов при наличии очень большого (порой максимального) уровня стресса. Они легко и быстро принимают решения, отличаются относительной самостоятельностью и не испытывают постоянной потребности в помощи тренера и партнеров.

Достичь высоких результатов в соревнованиях спортсмены с разными свойствами нервной системы и темперамента могут только при соответствующих условиях и, прежде всего, при определенном уровне стресса. Для разных по темпераменту спортсменов одинаково эффективными являются, например, разные по содержанию варианты аутогенной тренировки. Так, для лиц с сильной нервной системой, малотревожных, эмоционально невозбудимых в условиях соревнований наибольший эффект дают приемы мобилизации и стимуляции. Для лиц со слабой нервной системой, высокотревожных и эмоционально возбудимых наибольший положительный эффект дают варианты успокоения, понижения уровня стресса, внушения уверенности в своих силах, алгоритмизация (программирование) поведения на старте.

Уже отмечалось, что исход деятельности, выполняемой в условиях стресса, далеко не всегда бывает благоприятным, т.е. характеризуется состоянием дистресса. Симптоматика этого состояния как вида эмоциональной напряженности у спортсменов характеризуется эмоционально-сенсорными, эмоционально-моторными, эмоционально-ассоциативными нарушениями.

Эмоционально-сенсорные нарушения характеризуются понижением внимания, точности восприятия, мышечного чувства. В состоянии напряженности объем внимания сужается, распределение и переключение его становятся затрудненными. В таком случае говорят о «прилипчивом» внимании, когда спортсмен с трудом переносит его на другой объект. Для этого состояния характерно падение тактильного чувства, что предопределяет резкое снижение координации и точности движений.

При эмоционально-моторных нарушениях разрушаются сложившиеся координационные навыки, развивается непроизвольное напряжение мышц, скованность, поэтому в двигательном акте начинают участвовать «лишние» мышцы. Если сильно напрячь все мышцы руки и попытаться нарисовать какую-нибудь простейшую фигуру, не получится. Мышцы, которые не должны участвовать в двигательном акте, будут мешать работающим, и воздействие суммарной их силы исказит планируемую структуру движений. А ведь в состоянии напряженности непроизвольно напрягаются все основные группы мышц, поскольку в связи с переживаниями из связанного с эмоциями очага возбуждения волны иррадиации перемещаются в двигательную зону коры больших полушарий головного мозга, возбуждают эту зону, и к множеству мышц посылаются центробежные импульсы.

Скованность предопределяет также быстрое развитие утомления, так как работает много «лишних» мышц. Когда бежит скованный спортсмен, он не только перемещает свое тело в пространстве, но и, затрачивая огромные усилия, преодолевает сопротивление собственных мышц-антагонистов, которые должны быть расслаблены в соответствующий момент моторного акта. Когда же бежит высококвалифицированный спортсмен в состоянии оптимального возбуждения, он делает это легко, красиво, будто бы летит над беговой дорожкой. Боксер в состоянии скованности уже к концу первого раунда еле-еле передвигается по рингу, не получив сильных ударов от соперника, а опытный боксер, преодолевший скованность, напряженность, и в конце поединка все движения выполняет очень свободно, несмотря на естественную усталость после нескольких раундов боя.

Эмоционально-ассоциативные нарушения сопровождаются снижением критичности оценки своих действий, затруднением мыслительных операций, в частности, ассоциативного мышления. В состоянии напряженности спортсмен склонен к неадекватным решениям, примитивным мыслительным актам. В отдельных случаях он может принимать решения, прямо противоположные тем, которые в данный момент наиболее целесообразны (так называемые действия наоборот), и это не случайные, а закономерные ошибки, объясняемые развитием особой, «парадоксальной», стадии состояния центральной нервной системы.

Дело в том, что в нервной системе в связи с чрезмерными эмоциями возникает мощный очаг возбуждения – доминанта, который по биологическому закону отрицательной индукции временно гасит окружающие конкурентные очаги возбуждения. Если обратиться к психологическим терминам, то в этом можно видеть элементы борьбы мотивов. Но это неравная борьба, так как все противостоящие мотивы гасятся тем из них, в основе которого лежит доминанта, подкрепленная эмоциональным фактором. Этот мотив (нередко ошибочный, категоричный под влиянием эмоций) становится сильной психологической установкой, с позиций которой оценивается поступающая информация. Оценка может быть (и даже должна быть) ошибочной, поскольку аргументы, отражающие знания, прошлый опыт, не участвуют в анализе информации, все рассматривается тенденциозно, совершаются неадекватные поступки, оплошности.

Ситуация осложняется еще и в связи с тем, что доминанта (пока она функционирует и подкрепляется эмоциями) малоуязвима. Как выявил А.А. Ухтомский, она усиливается независимо от того, положительные или отрицательные воздействия на нее направлены. На языке психологии это означает, что убедительные аргументы порою отбрасываются, а неадекватный ошибочный мотив торжествует.

Характерно, что, когда состояние напряженности проходит, человек осознает свои ошибки, видит неадекватность ранее принятых решений, горько сожалеет о допущенных грубостях, о своем ненужном упрямстве и не может понять, как это он не принимал очевидных доводов. Это значит, что доминанта ослабла, что она уже не гасит другие очаги возбуждения.

Как стрессогенная ситуация соревнований, так и тренировочные нагрузки в подготовительный и предсоревновательный период могут вызывать у спортсменов психическое перенапряжение и/или утомление. В психологии выделяют три стадии психического перенапряжения, имеющие общие и специфические для каждой из них признаки.

Общие признаки: быстрая утомляемость, снижение работоспособности, расстройство сна, отсутствие чувства свежести и бодрости после сна, эпизодические головные боли.

Специфические признаки: нервозность – капризность, неустойчивость настроения, внутренняя раздражительность, возникновение неприятных ощущений (в основном мышечные), а также прочная стеничность (нарастающая, несдерживаемая раздражительность, эмоциональная неустойчивость, повышенная возбудимость, беспокойство, напряженное ожидание неприятностей) и астеничность (общий депрессивный фон настроения, тревожность, неуверенность в своих силах, высокая ранимость, сенситивность). Вначале эти признаки проявляются нечасто и выражены неярко.

– Капризность: спортсмен остается дисциплинированным, организованным, как обычно, качественно выполняет задание тренера, но периодически выражает недовольство общением, заданием, условиями и т.д. Это проявляется в мимике, жестах, тоне речи. Такую реакцию можно рассматривать как своеобразную адаптацию к возрастающим нервно-психическим напряжениям. Но оставлять их без внимания нельзя.

– Неустойчивость настроения: проявляется в быстрой смене и неадекватности эмоциональных реакций. Незначительный успех вызывает бурную радость, которая может быстро смениться неудовлетворенностью всем, что окружает.

– Внутренняя раздражительность: чаще всего выражается в мимике и пантомимике, в поведенческих актах не проявляется.

– Неприятные ощущения: в определенной мере являются оправданием спортсмена в тех случаях, когда он отказывается выполнять какие-либо задания или неудачно выступает в соревнованиях. Такие настроения необходимо мягко, но неуклонно пресекать. Жалобы чаще всего бывают на болезненные ощущения, но они, как правило, быстро проходят.

– Нарастающая, несдерживаемая раздражительность выражается в том, что спортсмен утрачивает самообладание, направляя свой гнев на товарищей, тренера, совершенно случайных людей; некоторое время он еще пытается объяснить причины гнева, затем теряет самокритичность, все реже испытывает угрызения совести; становится нетерпимым к недостаткам окружающих людей.

– Эмоциональная неустойчивость, т.е. неустойчивость настроения, приводит к резким колебаниям работоспособности.

– Внутреннее беспокойство, т.е. напряженное ожидание неприятностей, которое выражается в том, что спортсмен воспринимает как отклонение от нормы то, что раньше казалось ему естественным, само собой разумеющимся.

– Общий депрессивный фон настроения – это подавленность, угнетенность, заторможенность, отсутствие бодрости, снижающие мотивацию деятельности.

– Тревожность – это нарушение внутреннего психического комфорта, беспокойство или страх в ситуациях, ранее относительно безразличных для спортсмена.

– Неуверенность в своих силах возникает у спортсмена вследствие возникновения мысли о несоответствии своих возможностей достижению поставленной цели. В крайних случаях приводит его к отказу от достижения цели и уходу из спорта.

– Высокая ранимость, сенситивность – свойства психики, приводящие к тому, что спортсмен очень чутко реагирует на малейшее недоброжелательство во взаимоотношениях, на изменение режима тренировочных занятий или задач соревнований.

У спортсменов кроме состояний психического напряжения принято выделять состояние утомления и различать его стадии.

Утомление – это патологической состояние, развивающееся у человека вследствие хронического физического или психологического перенапряжения, клиническую картину которого определяют функциональные нарушения в центральной нервной системе.

Существенное значение в происхождении этого состояния имеет эндокринная система и в первую очередь гипофиз и кора надпочечников. Так, по данным Г. Селье, при действии сильного раздражителя (стрессора) в организме развивается адаптационный синдром, или стресс, в процессе которого усиливается деятельность передней доли гипофиза и коры надпочечников. Эти изменения в эндокринной системе во многом определяют развитие адаптационных реакций в организме к интенсивной физической или психологической деятельности. Однако хроническое перенапряжение может привести к истощению коры надпочечников и тем самым к нарушению в организме выработанных ранее адаптационных реакций. Переутомление непосредственно вызвано нарушением процессов корковой нейродинамики, аналогично тому, как это имеет место при неврозах.

I стадия. Для нее характерно отсутствие жалоб, или изредка спортсмен жалуется на нарушение сна, выражающееся в плохом засыпании и частых пробуждениях. Весьма часто отмечается отсутствие чувства отдыха после сна, снижение аппетита, концентрации внимания и реже – снижение работоспособности. Объективными признаками состояния являются ухудшение приспособляемости организма к психологическим нагрузкам и нарушение тончайших двигательных координаций.

II стадия. Для нее характерны многочисленные жалобы, функциональные нарушения во многих органах и системах организма и снижение физической работоспособности. Так, спортсмены предъявляют жалобы на апатию, вялость, сонливость, повышенную раздражительность, на снижение аппетита. Многие жалуются на легкую утомляемость, неприятные ощущения и боли в области сердца, на замедленное втягивание в любую работу. В ряде случаев жалуются на потерю остроты мышечного чувства, на появление неадекватных реакций на физическую нагрузку. Прогрессирует расстройство сна, удлиняется время засыпания, сон становится поверхностным, беспокойным, с частыми сновидениями нередко кошмарного характера. Сон, как правило, не дает необходимого отдыха и восстановления сил.

Масса тела у человека в состоянии переутомления падает. Это связано с усиленным распадом белков организма.

III стадия. Для нее характерно развитие неврастении гиперстенической или гипостеническои формы и резкое ухудшение общего состояния. Первая форма является следствием ослабления тормозного процесса, а вторая – перенапряжения возбудительного процесса в коре головного мозга. Клиника гиперстенической формы неврастении характеризуется повышенной нервной возбудимостью, чувством усталости, утомления, общей слабостью и бессонницей. Клиника гипостенической формы неврастении характеризуется общей слабостью, истощаемостью, быстрой утомляемостью, апатией и сонливостью днем.

При переутомлении I стадии следует снизить психологическую нагрузку и изменить режим дня на 2-4 нед., а именно уменьшить общий объем нагрузки, исключить длительные и интенсивные занятия. Основное внимание в режиме дня уделить общей физической подготовке, которая проводится с небольшой нагрузкой. В процессе улучшения общего состояния режим постепенно расширяется, и через 2-4 нед. он возвращается к прежнему объему.

При переутомлении II стадии занятия на 1-2 нед. заменяются активным отдыхом. Затем в течение 1-2 мес. проводится постепенное включение в обычный режим, как это описано при лечении I стадии переутомления. Все это время запрещается нарушение режима труда и отдыха.

В III стадии переутомления первые 15 дней отводятся на полный отдых и лечение, которые следует проводить в клинических условиях. После этого назначается активный отдых. Постепенное включение в обычный режим дня проводится еще 2-3 мес. Все это время запрещается большая психологическая или физическая нагрузка.

Переутомление в I стадии ликвидируется без каких-либо вредных последствий. Переутомление II и особенно III стадии может привести к длительному снижению работоспособности.

Чем лучше реакция и быстрее восстановление, тем выше уровень адаптации, а, следовательно, и восстановление нормального состояния человека.

1. Вяткин Б.А. Управление психическим стрессом в спортивных соревнованиях. – М., 1981. – 112 с.

2. Вяткин Б.А. Роль темперамента в спортивной деятельности. – М., 1978. – 135 с.

3. Немчин Т.А. Состояния нервно–психического напряжения. – Л.; ЛГУ, 1983.

4. Стресс и тревога в спорте / Сост. Ханин Ю.Л. – М.: ФиС, 1983. – 287 с.

poznayka.org

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Navigation