Стрессы управление стрессами

Дипломов.рф — диссертации, дипломные работы, курсовые от профессионалов!

Отправьте заявку авторам и узнайте стоимость Вашей работы.

Свяжитесь с нами в один клик!

Управление стрессами в организации. Дипломная работа

Глава 1. Стрессы в современной организации и особенности управления ими 7

1.1. Сущность управления стрессами 7

1.2 Особенности организационного стресса и факторы его возникновения 14

1.3 . Процесс управления стрессом в организации 25

Глава 2. Практика управления стрессами в ООО «Тайрус» 37

2.1. Общая характеристика предприятия ООО «Тайрус» 37

2.2 Анализ персонала и структуры управления предприятия 39

2.3. Анализ факторов стресса и процесса управления им 46

Глава 3. Рекомендации по совершенствованию процесса управления стрессами в ООО «Тайрус» 51

3.1 Мероприятия по совершенствованию организационной структуры предприятия 51

3.2 Мероприятия по внедрению системы стресс — менеджмента на предприятии 54

Эффективное функционирование организации, обеспечение конкурентоспособности выпускаемой продукции или оказываемых услуг зависит от результативной слаженной деятельности каждого из бизнес-секторов: производства, финансов, материально-технического обеспечении, маркетинга и персонала.

Для создания развитой среды в коллективе, способствующей формированию делового сотрудничества и переход от межличностных отношений к отношениям деловым важны различные аспекты. Одним из основных аспектов является стресс, испытываемый на рабочем месте.

Стресс в современном обществе стал одной из глобальных проблем. Причем значительная часть ситуаций, вызывающих нервное напряжение, связана именно с работой, профессиональной деятельностью.

Стресс – серьезная помеха успешному ведению бизнеса. Стрессовые ситуации могут возникнуть в компании по разным причинам, но чаще всего – из-за стиля менеджмента в компании. При современном темпе жизни для того, чтобы оставаться конкурентоспособными, многие специалисты сознательно вынуждены подвергать себя перегрузкам, что ведет к нервному и физическому истощению.

Важной задачей для современной организации в условиях рыночной экономики является предоставление работникам общедоступной социально-психологической помощи, профилактика стрессов и уменьшение социальной напряженности на работе.

Как известно, стресс является важной социальной проблемой, опосредованно влияющей на стабильность поведения в организации и жизнь общества в целом. Актуальность этой проблемы в последние годы для населения России особенно возрастает, что связано с процессами общественно-экономических изменений и настоящим экономическим кризисом.

У современного человека стресс происходит больше всего из-за перегрузок на работе, когда он старается сделать все дела как можно лучше, но потом силы иссякают и он вопреки стараниям работает все хуже и хуже.

Стресс стал типичным явлением, сопутствующем человеку в созданных им самим условиях жизни. Существенно снижается работоспособность, ухудшается здоровье, увеличивается вероятность принятия ошибочных решений, провоцируются конфликтные ситуации. В связи с этим возникли и продолжают создаваться многочисленные технологии, направленные на защиту от воздействия стрессовых ситуаций. В этом и заключается стресс-менеджмент, то есть управление стрессом — это то, что нужно для полноценной жизни. Пытаться подавлять стресс – значит, бороться с самим собой. А вот научиться управлять им — значит создавать именно тот ресурс, который позволяет двигаться по жизни.

Сегодня, когда бизнес вступает в свою цивилизованно-корпоративную фазу, когда в основном все поделено, понятно по ценам, затратам, срокам и перспективам, стресс продолжает присутствовать и даже расти, потому что работать нужно еще сильнее и регулярнее. Это касается работников всех уровней, только у каждого стресс имеет свою специфику.

Сегодня стресс стал неотъемлемой частью современного рабочего места. Высокая конкуренция на рынке, быстро изменяющаяся внешняя среда, чрезмерные или недостаточные требования к подчиненным, неуверенность в рабочем месте, большой объем информации и необходимость интенсивно взаимодействовать с огромным количеством людей — стали теми основными стрессогенными факторами, которые приводят людей в организации к переутомлению и, как следствие, к стрессу. В наше время, характеризующееся невысокой культурой общения, значительной интенсификацией умственного труда, большими нервно-психологическими нагрузками, уменьшением роли физического труда, миллионы людей довольно часто пребывают в стрессовом состоянии. Это состояние не только оказывает отрицательное воздействие на индивида, но и через его поведение способно влиять на других людей, с которыми он связан служебными отношениями, семейными узами и т.д. Актуальность работы заключается в негативном воздействии стрессов, которые создают проблему управления персоналом.

Объектом выпускной квалификационной работы является ООО ««Тайрус».

Предметом исследования является производственные стрессы.

Целью работы является исследование управления стрессами в организации.

Данная цель определяет следующие задачи:

1. исследовать теоретические основы управления стрессом

2. исследовать особенностей организационного стресса и факторов его возникновения;

3. дать характеристику предприятия ООО «Тайрус»

4. провести исследование факторов стресса в организации и выявить наиболее значимые;

5. разработать мероприятий по внедрению стресс – менеджмента на предприятии.

Теоретической основой работы явились труды отечественных и зарубежных авторов в области управления персоналом, психологии управления, общей и социальной психологии. В работе были применены следующие методы исследования: анализ литературных источников по проблеме управления персоналом, анкетирование.

Структура работы имеет введение, 3 базовые главы, заключение, список литературы, приложение Введение отражает актуальность работы и практическую значимость, методы и методологическую базу, а также предмет объект, цель и задач

В ходе исследования были выявлены основные проблемы по управлению стрессами на предприятии ООО «Тайрус».

В результате решения задач исследования, мы пришли к следующим выводам.

ООО ««Тайрус» начало свою деятельность в 2009 году и благодаря профессиональному отношению к делу приобрели солидную деловую репутацию.

Проанализировав качественный состав трудовых ресурсов ООО ««Тайрус» можно сделать вывод, что на данном предприятии работают сотрудники в возрастной категории от 20 до 60 лет, доминирующая возрастная категория от 20 до 30 лет. По уровню образования 61% имеют высшее образование.

Изученные показатели трудовых ресурсов характеризуют нестабильное положение предприятия, что можно объяснить отсутствием регламентированного управления стрессовыми ситуациями работников.

В заключение можно сделать вывод о необходимости повышения эффективности управления персоналом, и в частности — разработки и внедрения комплексных программ стресс- менеджмента.

В качестве основных факторов стресса сотрудники ООО ««Тайрус» выделяют общение с большим количеством людей и разрешения конфликтов в коллективе, а также принятие решений на постоянной основе, эти факторы выделили 36% работников, 20 % сотрудников в качестве основных стрессовых факторов назвали отсутствие системы вознаграждений, как материальных, так и нематериальных. То есть у персонала возникают стрессы из-за несправедливости в оплате труда, так как существующая системы не дает стимула к росту производительности труда, 15% сотрудников в качестве факторы стресса назвали постоянную сверхурочную работу .

Возможные последствия для предприятия существующей ситуации могут быть:

— падение роста производительности труда и ее эффективности, текучесть кадров, повышенная заболеваемость, возникновение неудовлетворенности от работы, напряжение взаимоотношений с коллегами и руководством;

-неуверенность во время выполнения работы, повышенная возбудимость, неадекватные реакции на любое поручение;

-негативное отношение к работе, апатия к решению серьезных вопросов;

-эмоциональное перенапряжение, некорректное общение с клиентам и коллегами, конфликты;

-отсутствие системы вознаграждений может привести к нежеланию выполнять больший объем работы, проявлять творчество в работе и стремиться к улучшению достигнутых результатов. Таким образом, на предприятии наблюдается критическая стрессовая атмосфера.

В качестве основного элемента стресс-менеджмента предлагается совершенствование системы стимулирования труда. Оно может быть как материальным так и нематериальным. Для совершенствования оплаты труда сотрудников необходимо:

1. Разработать систему грейдов;

2. Разработать компенсационный пакет для сотрудников компании;

3. Разработать систему нематериальнй мотивации работников .

Для снижения стрессовых ситуаций среди персонала по причине большого объема работ возникает необходимость введения должности менеджера по PR, которая позволит более рационально распределить управленческие функции среди сотрудников предприятия. В качестве мероприятия по предотвращению стрессов и конфликтов в коллективе предприятия необходимо внедрение специалиста по предупреждению и ликвидации конфликтов. Наличие третьего лица в разрешении конфликтной ситуации является крайне необходимым.

Одним из мероприятий по внедрению системы стресс – менеджмента должно стать проведение внутреннего тренинга по работе с отделом продаж и снабжения, которые являются ключевыми в деятельности предприятия.

Для совершенствования системы управления ООО ««Тайрус» необходимо разработать корпоративный кодекс, который поможет разрешить проблему повышения эффективности управления. Наличие единых и четко сформулированных для всех сотрудников этических стандартов поведения на рабочем месте способствует улучшению взаимодействия, снижению конфликтных и стрессовых ситуаций и повышению эффективности деятельности.

Создание корпоративного кодекса является необходимым для компании, ставящей задачу включить персонал в способы изменения своего функционирования, воспитать в работниках чувство ответственности перед компанией, приверженность своей организации, до минимума сократить внутрифирменные конфликты, повысить имидж компании во внешней среде.

Таким образом, стресс присутствует в жизни каждого человека, так как наличие стрессовых импульсов во всех сферах человеческой жизни и деятельности несомненно, поэтому разработка системы стресс-менеджмента с учетом корпоративных особенностей и специфики деятельности ключевых сотрудников позволит компании создать крепкую сплоченную команду специалистов и повысить эффективность деятельности.

1. Виханский А.С., Наумов А.И. Менеджмент – М.:2003

2. Большой энциклопедический словарь- М:2007

3. Алавердов А.Р. Управление персоналом: учебное пособие. — М.: Маркет ДС, 2007

4. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов/Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. — . — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. — 415 с.

5. Мескон М., Алъберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. — М.: Дело, 1992.

6. Гусева Е.П.Менеджмент: Учебно-методический комплекс. – М.: Изд. центр ЕАОИ. 2009. – 416 с.

7. Алавердов А.Р. Управление персоналом: учебное пособие. — М.: Маркет ДС, 2007

8. Гудимов В. Организационный стресс/Кадровое дело — №4-2005 с.23

9. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов/Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. — . — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. — 415 с.

10. Гудимов В. Организационный стресс/Кадровое дело — №4-2005

11. Платонов Ю.П., «Плата за лидерство». Интернет источник www.7ya.ru

12. Ерина С. И. Ролевой конфликт и его диагностика в деятельности руководителя. — Ярославль, 2000.

13. Алавердов А.Р. Управление персоналом: учебное пособие. — М.: Маркет ДС, 2007

14. Жданов О. Стресс-менеджмент. Интернет ресурс/ http://www.hrm21.ru/rus/stress-management/

15. Ключников С. Держи стресс в кулаке.- Питер, 2005.

16. Купер К.Л., Дэв Ф.Дж, О`Драйскол М.П. организационный стресс. Теории, исследования, практическое применение.- Харьков.: Изд-во Гуманитарный центр, 2007.

xn--b1admmflbe.xn--p1ai

Стресс-менеджмент. Как работать со своим стрессом.

  • Владельцы бизнеса.
  • Руководители коммерческих компаний.
  • Руководители и сотрудники HR-подразделения.
  • Руководители и менеджеры отдела продаж.
  • Руководители и сотрудники отделов по работе с клиентами.
  • Руководители и сотрудники call-центров.
  • Освоили и закрепили унифицированное понятие «работа со стрессом».
  • Расширили представления о собственных возможностях минимизации стрессового воздействия напряжения в условиях интенсивной профессиональной деятельности.
  • Развили практические навыки использования методов нейтрализации стрессового воздействия.
  • 1.1. Понятие «Управление стрессом».

    1.2. Понятие «стресс» и «дистресс»: в чем разница?

    1.3. Виды стресса.

    1.4. Типичные источники и проявления стрессового напряжения.

    1.5. Причины и симптомы стресса.

    2.1. Основы типологии: что нужно знать о себе и окружающих, чтобы успешно работать со стрессом.

    2.2. Кейс: «Социальные рамки для стресса».

    2.3. Кейс: «Лев, кролик, божья коровка».

    Блок 3. Работа со стрессом: ключевые инструменты.

    3.1. Способы самомониторинга и грамотного регулирования отрицательных эмоций.

    3.2. Конфликт как причина запуска стрессового механизма: стратегии поведения в конфликтной ситуации:

    3.3. Манипуляция как разновидность конфликтного поведения.

  • Упражнение: «Техники противостояния манипуляции».
  • 3.4. Неэффективное межличностное взаимодействие как источник стресса.

    3.5. Основы эффективной коммуникации. Игра: «Иностранка».

    Блок 4. Значение конструктивной обратной связи в минимизации последствий стресса.

    4.1. Принципы конструктивной обратной связи.

    4.2. Цивилизованная конфронтация.

    4.3. Ошибки обратной связи:

    • Кейс: «Обратная связь в стрессовой ситуации»
    • Блок 5. Направления работы со стрессом: профилактика и «что-нибудь приятное».

      5.1. Что такое позитивный настрой?

      5.2. Профилактика: избегание заведомо стрессогенных ситуаций.

      5.3. «Что-нибудь приятное».

      Блок 6. «Скорая помощь» при стрессе.

      6.1. Экспресс-методики при работе с нейтрализацией стрессового воздействия:

    • Упражнение «Антистрессовая программа для коллеги».
    • Упражнение «Сопровождение в приятном воспоминании».
    • Упражнение «Сопровождение в опыте научения».
    • Форма и методы проведения обучения:

    • ситуационные задачи,
    • ролевые игры,
    • работа в группах,
    • обсуждение конкретных проблем участников тренинга,
    • управляемые дискуссии, обратная связь.
    • Каждому участнику вручается именной Сертификат TRIUMPH ACADEMY о том, что они успешно прошли тренинг Стресс-менеджмент.
      • Формирование у участников представления об эффективных способах работы со стрессом.
      • Приобретение участниками практических навыков минимизации стрессового воздействия с учетом их персональных особенностей.
      • Что дает тренинг «Стресс-менеджмент»?

        Стрессом называют реакцию организма при экстремальных воздействиях. Уметь управлять стрессом – значит, прежде всего, уметь управлять собой в критических ситуациях (мыслями, действиями, отношениями и чувствами).

        Такое умение было и остаётся незаменимым во все времена. Ведь человек, который умеет владеть собой даже в непростой ситуации, вызывает уважение у своих коллег, друзей и знакомых, часто приобретает статус успешного исполнителя, лидера.

        Стресс-менеджмент – это не просто набор особых психотехник и приёмов, создающих неуязвимость буквально с помощью одного щелчка пальцем, а максимально серьёзная внутренняя работа, в основу которой закладывается менеджмент собственного «Я».

        Нашей компанией «Триумф» проводятся тренинги по стресс-менеджменту, позволяющие отлично закрепить ваш собственный менеджмент управления стрессами. Это не одноразовые практики, а периодические практикумы-семинары, позволяющие постоянно обучаться, развиваться и совершенствоваться. Но при этом на любом из этапов вы останетесь самодостаточными и получите в распоряжение множество эффективнейших методов самоуправления!

        Практические навыки менеджмента управления стрессами

        Пройти через тренинг стресс-менеджмент – значит впоследствии успешно наслаждаться отличным новым качеством своей жизни, достичь огромных успехов и в отношениях и на работе. Начните занятия с лучшими бизнес тренерами Москвы прямо сейчас и достигайте новых вершин!

        Именно с мастерами нашей академии бизнес-практики «Триумф» вы получите действительно качественное обучение. Наша компания давно вышла на международный уровень и профессионалы помогают глубоко и быстро осваивать навыки в самых различных областях, связанных и с самосовершенствованием, и с бизнесом. Десятки собственных уникальных разработок, по которым реализованы отличные программы обучения – демонстрация того, чего мы достигли.

        Именно бизнесмен непременно должен уметь владеть собой – ведь постоянно приходится сталкиваться с самыми разными эмоциями. От того, насколько стойко человек сможет их переносить и правильно вести себя в стрессовой ситуации, и зависит его успешность. Пройдя стресс-менеджмент тренинг в «Триумф», вы удивите всех последующими успехами и обязательно расширите свой бизнес, подняв его на новый уровень!

        Пусть любовь к трудностям позволит сделать их лёгкими и достичь триумфа!

        www.triumph-academy.ru

        / УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТАМИ И СТРЕССАМИ

        Тема. УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТАМИ И СТРЕССАМИ

        11.1. Природа и типы конфликтов

        Самое общее определение конфликта (от лат. conflictus – столкновение) – столкновение противоречивых или несовместимых сил. Более полное определение – противоречие, возникающее между людьми, коллективами в процессе их совместной трудовой деятельности из-за непонимания или противоположности интересов, отсутствие согласия между двумя или более сторонами.

        Конфликт – это факт человеческого существования. Организационный конфликт может принимать множество форм. Какой бы ни была природа организационного конфликта, менеджеры должны проанализировать его, понять и уметь управлять им. Некоторые фирмы в штатное расписание вводят даже должность менеджера по отношениям с сотрудниками (конфликтолог).

        Однако следует иметь в виду, что конфликт наряду с проблемами может приносить и пользу организации. В связи с этим менеджеры часто сознательно стимулируют конфликт, чтобы оживить организацию, которая «загнивает». Считается, что если в организации, трудовом коллективе нет конфликтов, то там что-то не в порядке. В жизни не бывает бесконфликтных организаций. Важно, чтобы конфликт не был разрушительным. Если люди избегают конфронтации, то организация «нездорова». Поэтому задача менеджера – спроектировать конструктивный, решаемый конфликт, отсюда конфликты – это нормальное явление. Для организации считается нормальным явлением наличие конфликта. И чтобы извлечь выгоду из конфликта, нужна открытая, невраждебная, полная поддержки окружающая среда. Если такие ингредиенты существуют, то организация от конфликтов становится лучше, поскольку разнообразие точек зрения дает дополнительную информацию, помогает выявить больше альтернатив или проблем.

        В основе любого конфликта лежит ситуация , включающая либо противоположные позиции сторон по какому-то вопросу, либо противоположные цели или средства их достижения в данных обстоятельствах, либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов и т.п. Конфликтная ситуация, таким образом, обязательно включает объекты и субъекты конфликта. Это и есть база конфликта.

        Чтобы конфликт начал развиваться, необходим инцидент , когда одна из сторон начинает действовать, ущемляя интересы другой. Инцидент может возникнуть как по инициативе субъектов конфликта (оппонентов), так и независимо от их воли и желания, вследствие либо объективных обстоятельств, либо случайности.

        Таким образом, конфликт может быть функциональным, полезным для членов трудового коллектива и организации в целом, и дисфункциональным, снижающим производительность труда, личную удовлетворенность и ликвидирующим сотрудничество между членами коллектива.

        По масштабу конфликты бывают общими (охватывающими всю организацию) и парциональными (касающимися ее отдельной части).

        По стадиям развития – зарождающимися, зрелыми и угасающими. По целям – слепыми и рациональными.

        По формам протекания – мирными и немирными.

        По продолжительности – кратковременными и затяжными (долгое время лихорадящими всю организацию).

        Результат конфликта в основном зависит от того, насколько эффективно им управляет менеджер. Поэтому нужно знать не только природу, но типы конфликтов.

        Существует четыре основных типа конфликтов :

        1) внутриличностный конфликт. Он возникает тогда, когда к одному человеку предъявляются противоречивые требования. Например, заведующий секцией может потребовать, чтобы продавец все время находился на рабочем месте и «работал» с покупателем. Позже заведующий уже выражает недовольство тем, что продавец тратит слишком много времени на покупателей и не занимается подсортировкой товара.

        Внутриличностный конфликт может также возникнуть в результате того, что производственные требования не согласуются с личностными потребностями или ценностями. Например, подчиненный планировал в субботу, в свой выходной, какието семейный мероприятия, а начальник в пятницу вечером объявил, что он в связи с производственной необходимостью должен в субботу работать. Внутриличностный конфликт проявляется как ответ на рабочую перегрузку или недогрузку;

        2) межличностный конфликт. Этот тип конфликта, пожалуй, самый распространенный. Чаще всего это борьба руководителя за ограниченные ресурсы, рабочую силу, финансы и т.п. Каждый считает, что если ресурсы ограничены, то он должен убедить вышестоящее начальство выделить их именно ему, а не другому руководителю.

        Межличностный конфликт может также проявляться и как столкновение личностей, т.е. люди с разными характерами, несовместимыми темпераментами просто не в состоянии ладить друг с другом;

        3) конфликт между личностью и группой. В связи с тем что производственные группы устанавливают нормы поведения и выработки, бывает так, что ожидания группы находятся в противоречии с ожиданиями отдельной личности. В этом случае возникает конфликт. Другими словами, между личностью и группой появляется конфликт, если эта личность займет позицию, отличающуюся от позиции группы;

        4) межгрупповой конфликт. Как известно, организации состоят из множества как формальных, так и неформальных групп. Даже в самых лучших организациях между ними могут возникнуть конфликты.

        Кроме того, конфликты классифицируют и по степени проявления: скрытый и открытый.

        Скрытые конфликты затрагивают обычно двух человек, которые до поры до времени стараются не показывать вида, что конфликтуют. Но как только у одного из них «сдают» нервы, скрытый конфликт превращается в открытый. Различают также случайные, стихийно возникающие, хронические и сознательно провоцируемые конфликты. Как разновидность конфликта выделяют и интриги. Под интригой понимается намеренное нечестное действие, выгодное инициатору, которое вынуждает коллектив или личность к определенным поступкам и этим наносит коллективу и личности ущерб. Интриги, как правило, тщательно продумываются и планируются, имеют свою сюжетную линию.

        11.2. Причины конфликтов и методы их разрешения

        Каждый конфликт имеет свою причину (источник) возникновения. Основные причины, порождающие конфликты:

        1) недостаточная согласованность и противоречивость целей отдельных групп и работников. Чтобы избежать конфликта, необходимо уточнить цели и задачи каждого подразделения и работника, передав соответствующие предписания в устной или письменной форме. Довольно часты столкновения линейного руководства с функциональными службами, обусловленные плохим товароснабжением,

        неритмичностью поставок, низкой трудовой дисциплиной, способы предотвращения которых с очевидностью вытекают из характера самих недостатков;

        2) усталость организационной структуры, нечеткое разграничение прав и обязанностей. Следствием этого является двойное или тройное подчинение исполнителей. Естественно, выполнить все указания руководителей не хватает ни сил, ни времени. Тогда подчиненный вынужден:

        а) сам ранжировать поступившие приказы по степени их важности по своему усмотрению;

        б) требовать этого от своего непосредственного руководителя; в) хвататься за все подряд.

        В любом случае конфликтная ситуация налицо. Зреющий конфликт устраняется надлежащим организационным оформлением разделения и кооперации труда, устранением твердых нормативов, улучшением порядка делегирования полномочий;

        3) ограниченность ресурсов. Даже в самых крупных организациях ресурсы всегда ограничены. Руководство решает, как правильно распределить материалы, людские ресурсы, финансы и т.п. между различными группами, чтобы достигнуть целей организации. Выделение большей доли ресурсов одним будет означать недополучение их другими членами коллектива, что вызовет недовольство и приведет к различным видам конфликта;

        4) недостаточный уровень профессиональной подготовки. В этом случае возможность конфликта существует из-за неподготовленности подчиненного. В результате ему не доверяют выполнение отдельных видов работ, которые выполняет другой сотрудник. В результате одни работники недогружены работой, а другие перегружены ею;

        5) необоснованное публичное порицание одних и незаслуженная (авансированная) похвала других сотрудников. В результате появляются «доверенные лица» и «любимчики». Такое положение всегда провоцирует конфликт;

        6) противоречия между функциями, входящими в круг должностных обязанностей работника, и тем, что он вынужден делать по требованию руководителя. Особенно остро проявляется это противоречие в случае, если руководитель склонен к бюрократическим процедурам;

        7) различия в манере поведения и жизненном опыте. Встречаются люди, которые постоянно проявляют агрессивность и враждебность по отношению к другим и готовы оспаривать каждое слово Такие люди и создают вокруг себя конфликтную ситуацию. Различия в жизненном опыте, ценностях, образовании, стаже, возрасте и социальных характеристиках уменьшают степень взаимопонимания и сотрудничества между членами трудового коллектива;

        8) неопределенность перспектив роста. Если сотрудник не имеет перспективы роста или сомневается в ее существовании, то работает без энтузиазма, а трудовой процесс становится для него тягостным и бесконечным. В таких условиях вероятность конфликта наиболее очевидна;

        9) неблагоприятные физические условия. Посторонний шум, жара или холод, неудачная планировка рабочего места могут служить причиной конфликта;

        10) недостаточность благожелательного внимания со стороны менеджера. Причиной конфликта могут быть нетерпимость менеджера к справедливой критике, невнимание к нуждам и заботам подчиненных, публичный «разнос» и т.п.;

        11) психологический феномен: чувство обиды и зависти (у других все лучше, другие удачливее, счастливее и т.д.).

        Конфликтологами разработаны и продолжают разрабатываться способы предотвращения, профилактики конфликтов и методы их «безболезненного» разрешения. В идеале считается, что менеджер должен не устранять конфликт, а управлять им и эффективно его использовать (рис. 9).

        Изучение причин возникновения конфликта

        Ограничение числа участников конфликта

        Рис. 9. Действия руководителя при разрешении конфликтов

        Первый шаг в управлении конфликтом состоит в понимании его источников. Менеджеру следует выяснить: это простой спор о ресурсах, недоразумение по какойто проблеме, разные подходы к системе ценностей людей или это конфликт, возникший вследствие взаимной нетерпимости (непереносимости), психологической несовместимости. После определения причин возникновения конфликта он должен минимизировать количество его участников. Установлено, чем меньше лиц участвует

        в конфликте, тем меньше усилий потребуется для его разрешения.

        В процессе анализа конфликта, если руководитель не в состоянии сам разобраться

        в природе и источнике решаемой проблемы, то он может для этого привлечь компетентных лиц (экспертов). Мнение экспертов часто бывает более убедительным, нежели мнение непосредственного руководителя. Это связано с тем, что каждая из конфликтующих сторон может подозревать, что менеджер-арбитр в определенных условиях и по субъективным причинам может принять сторону его оппонента. В этом случае конфликт не затухает, а усиливается, так как «обиженной» стороне необходимо уже бороться и против менеджера.

        В зависимости от точки зрения на конфликт, которой придерживается менеджер, и будет зависеть процедура его преодоления. В связи с этим выделяют две большие группы способов управления конфликтом: педагогические и административные (рис.

        Способы преодоления (разрешения) конфликтов

        studfiles.net

        Стрессы управление стрессами

        Наряду с конфликтами важную роль в жизни людей играют стрессы. В даже хорошо управляемой организации возникают ситуации, которые негативно действуют на людей и вызывают у них чувство стресса. Чрезмерный стр рес может стать разрушительным для лица, а соответственно, для организации. Таким образом, руководитель должен это понимать и научиться нейтрализовать стрессовые ситуации для обеспечения полной эффективности деятельности организацииції.

        Стресс — эмоциональное состояние организма, обусловленное избыточным давлением на личность и впоследствии осуществляет на нее деморализующее действие. Например: ситуация дефицита времени; одновременно большое количество событий или информац ции, которую не в состоянии оценить и принять человек; неприятное событие в семье и др.. Стресс — это обязательный компонент человеческой деятельноститі.

        В зависимости от вида и характера стрессы бывают физиологическими и психологическими. Тип стресса, который имеет отношение к руководителям характеризуется чрезмерными психологическими или физиологическими напряжениями [ [11, с388-3899].

        Физиологические стрессы возникают, когда происходит накопление критической массы усталости от стрессовых ситуаций. Результаты таких стрессов — болезни (язва желудка, мигрень, гипертония, боли в сердце и с спине, артрит, астма и др..).

        Психологические стрессы делятся на информационные и эмоциональные. Информационные стрессы возникают в ситуации информационных перегрузок, когда человек не справляется с задачами, не поспевает принять решение и др.. Работа руководителя, его подчиненных в стрессовых ситуациях может привести к неправильному выполнению обязанностей. Руководителю важно проявлять заботу о рациональной организации труда подчиненных, ств оренню и укреплению морально-психологического климата в коллективе, что в значительной степени позволит исключать стрессовые ситуации. Эмоциональные стрессы проявляются в ситуациях угроз опасности, образ. Человек становится ро здратованою, теряет аппетит, впадает в депрессию, снижается ее интерес к общениюування.

        Основными причинами стресса являются следующие [15, с546-547]

        организационные факторы — перегрузка, недогрузка, несогласованность, низкое качество плановых заданий;

        конфликт ролей, когда к работнику предъявляют противоречивые требования к работе, либо дают задачи, выходящие за пределы его служебных обязанностей;

        неопределенность роли в будущем, когда лицу неопределенные обязанности ее работы, кому она подчинена и какие у него есть права;

        обязательность, это повышенная ответственность перед людьми, а также участие в собраниях и совещаниях, которые насыщены в организации;

        ответственность за выполнение задачи, особенно в условиях неопределенного будущего;

        постоянные изменения, необходимость приспосабливаться к быстрых технологических изменений, полученная новых навыков, выполнение дополнительных обязанностей;

        взаимоотношения с подчиненными — неумение управлять критически настроенным или незгуртованим коллективом, трудности в оппонировании властью;

        взаимоотношения с коллегами — нездоровая конкуренция и соперничество, недостаточная поддержка коллективом трудности в достижении сотрудничества;

        ненадежность рабочего места, связано с опасением сокращения штатов, старением, досрочной пенсии;

        чувства, вызванные работой или карьерой — разочарование при достижении карьерной высоты, отсутствие перспектив, медленное продвижение по службе;

        влияние организации, связан с напряженным климатом, авторитарным стилем руководства, недостатком информации, недостаточным участием в трудовом процессе;

        внешнее воздействие, который включает: конфликт требований организации и семьи; домашние проблемы; отдача преимущества работе, чем семье; постоянные командировки

        Указанные причины могут комбинироваться различным способом, быть острыми для руководителей, имеющих давление сверху и снизу. Положительные жизненные события могут также вызвать большой стресс

        Стресс, наряду с негативным, может осуществлять и положительное влияние, которое состоит в том, что способствует мобилизации усилий человека для выполнения работы. Поскольку стрессы неизбежны, менеджер должен учиться у управлять ими.

        Управление стрессами это процесс целенаправленного воздействия на персонал организации в целях адаптации человека к стрессовой ситуации, устранение источников стресса и овладение методами их нейтрализации всем персоналом [11, с389]

        Руководители должны учиться управлять стрессом и использовать для этого следующие способы:

        разработать систему приоритетов в своей работе (что сделать»сегодня»,»завтра»,»когда придет время»);

        научиться говорить»нет», когда достигнут предел напряжения, после которой невозможно брать дополнительную нагрузку;

        наладьте эффективные и прочные взаимоотношения с. Вашим руководителем, научите руководителя уважать. Ваше рабочую нагрузку;

        не соглашайтесь с руководителем, который выставляет противоречивые требования (не занимайте агрессивную позицию, просто объясните, какие конкретные проблемы становятся для. Вас противоречивыми);

        сообщите руководителю, что. Вы уверены относительно ряда задач, но не становитесь в позу жалобщика;

        определите цель своей карьеры, по. Вашим самооценка реальная, проверьте каких-либо способностей и квалификации. Вам недостает;

        найдите время каждый день для отключения и отдыха;

        выделите время для расслабления, когда. Вы находитесь под убыточным давлением;

        реально смотрите на то, что можете достичь и сделать;

        следуйте режима питания и занимайтесь физкультурой

        Для достижения высокой производительности труда и низкого уровня стресса необходимо:

        определить обоснованный объем и тип работы подчиненным относительно их способностей;

        позволять подчиненным отказываться от поручений, если на это у них есть достаточно оснований;

        четко определить конкретные зоны полномочий, ответственности и производственных задач;

        используйте стиль лидерства зависимости от конкретной ситуации;

        обеспечьте надлежащее вознаграждение за эффективную работу; чаще выступать в роли наставника

        Одной из приоритетных задач современного менеджмента является поиск путей повышения стрессоустойчивости человека. Стрессоустойчивость менеджера — это его способность сознательно противостоять длительному стрессу. Известно, что при длит. Вало пребывании в состоянии даже слабого стресса создается серьезная опасность для психического состояния менеджера и его здоровье’я.

        . Учебный тренинг. Основные понятия

        Конфликт. Внутриличностный конфликт. Межличностный конфликт. Конфликт между личностью и группой. Межгрупповой конфликт. Функциональный конфликт. Дисфункциональ-ный конфликт. Функции конфликтов. Управление конфл локтя. Структурные методы разрешения конфликтов. Межличностные стили разрешения конфликтов. Изменения в организации. Модель управления организационными изменениями. Стресс. Виды стрессов. Управление стрессамвління стресами.

        . Контрольные вопросы и задания

        1. Сформулируйте понятие конфликта и существующие мнения на конфликтную ситуацию?

        2. Какие существуют в менеджменте типы конфликтов и их характеристика?

        3. Ответьте характеристику основных причин конфликтов

        4. Какие есть последствия функционального конфликта?

        5. Перечислите последствия дисфункционального конфликта

        6. Какие существуют функции конфликтов и их характеристики?

        7. Дайте характеристику структурных методов разрешения конфликтов

        8. В чем заключаются межличностные стили разрешения конфликтов?

        9. В чем заключается необходимость изменений и управления изменениями?

        10. Какой смысл модели проведения организационных изменений. ЛГрейнера?

        11. Охарактеризуйте способы распределения власти

        12. Какие причины сопротивления переменам?

        13. Дайте характеристику основным методам устранения сопротивления изменениям

        14. Какие виды стрессов. Вы знаете?

        15. Основные причины стрессов

        16. Какими методами менеджер может управлять стрессами?

        uchebnikionline.com

        Понятие стресс-менеджмента

        Человек ежедневно подвергается влиянию различных раздражителей. Самое сильное напряжение доставляет общение с людьми на работе. Даже при чётком контроле начальства, координировании всех рабочих задач не удается избежать конфликтных ситуаций, причиной которых является человеческий фактор. Для этого нужны умения и навыки управления стрессами.

        В работе важно умение управлять стрессами

        Стресс-менеджмент – это совокупность способов, которые позволяют справиться с синдромом после неприятных ситуаций, а также методы управления стрессом, позволяющие препятствовать конфликтам в рабочем коллективе. Очень важно научиться управлять стрессом, чтобы проработать на одном месте длительное время. Важно обучить людей всех должностей управлять стрессом. Сотрудникам и руководителям необходим краткий курс стресс-менеджмента. Процесс обучения направлен на адаптацию человеческого восприятия к нестандартным ситуациям. Некоторые, испытывая нервное напряжение, начинают лучше работать. Сознательное управление уровнем стресса позволяет перенаправить ресурсы организма в нужное русло, а не на разрушение систем и органов. Для этого работник должен овладеть стратегией преодоления эмоционального напряжения.

        В связи с гонкой технологий повышаются требования к сотрудникам компаний, перед ними каждый раз ставят новые задачи, требующие дополнительных знаний и навыков. Перенапряжение физическое, умственное и моральное приводит к значительному снижению работоспособности. Под влиянием нервов значительно снижаются защитные функции организма, работники часто берут больничные, стараются отказываться от сложных проектов. Контролировать стресс можно двумя методами:

        1. Снизить напряжение во всей структуре предприятия;
        2. Снизить влияние напряжённых ситуаций на одного сотрудника.
        3. В наших фирмах, далеко не каждый руководитель заботится о моральном состоянии своих сотрудников, в то время как заграницей широко используется стратегия управления стрессом в команде. Ярким примером этого является руководство лондонского метрополитена, которое направило менеджеров высшего звена на длительный психологический тренинг: «Стресс под контролем». Результаты превзошли все ожидания:

        4. затраты на удержание больничных сократились;
        5. работоспособность повысилась;
        6. работники стали браться за самые новые проекты.
        7. Причины беспокойства на работе

          Психология управления стрессами выделяет несколько главных причин, которые провоцируют сильное расстройство у сотрудников:

        8. неэффективное построение менеджмента на предприятии;
        9. противоречивые требования к сотрудникам, давление со стороны руководства;
        10. несоблюдение штатных норм;
        11. напряжённые планёрки и совещания;
        12. постоянные инновации, требующие повышения квалификации;
        13. нестабильные отношения между членами коллектива;
        14. бесперспективность, невозможность продвижения по карьерной лестнице, шаткость положения компании;
        15. сложности в отношениях с близкими людьми из-за перегруженности работой.
        16. Полностью избежать критических моментов невозможно, но при помощи конфликтного менеджера можно организовать нормальное взаимодействие между участниками ссоры. Поведенческая линия сотрудников и самого начальника во многом зависит от домашней атмосферы. Сотрудник должен иметь возможность отдыхать дома: не нужно звонить им в выходной день или срочно вызывать на работу.

          Семейные проблемы из-за перегруженности работой — одна из причин стресса

          Как справиться с нервным напряжением

          В менеджменте управления стрессами первоочередная задача отводится понижению уровня раздражительной ситуации. Чтобы научиться эффективно управлять своим расстройством, нужно оценить несколько факторов:

        17. источник раздражения;
        18. уровень интенсивности;
        19. обученность методам борьбы при помощи стресс-менеджмента.
        20. Выделяют несколько источников стрессовых ситуаций. Сюда относится значимость самой ситуации для индивида, её новизна, мнимые риски, перегруз. Контроль стресса начинается со снижения значимости. Нужно реально оценить ситуацию и понять, что случится при невыполнении той или иной задачи.

          При большой загруженности лучше спокойно выполнять дела в удобном для вас порядке или разложить все материалы по степени важности и сложности. Такой ход поможет вам определить первоочерёдность выполнения дел и поможет значительно снизить нагрузку.

          Вы сможете справляться с перенапряжением, если освоите методы борьбы со стрессом, которые представлены ниже.

          Работа с психологическим состоянием

          Для преодоления конфликтов человек должен изучить методы саморегуляции. Нужно научиться систематизировать состояния и симптомы нервного напряжения. Затем – отличать периодические психические состояния.

          Стратегии стресса направлены на преодоление конфликта посредством перехода из одного состояния в другое. Управление стрессами на стадии расслабления предполагает использование всевозможных методик релаксации, дыхательных упражнений. В совокупности эти методики позволят достичь расслабления высшей стадии.

          Понятие управления стрессом по Г. Селье

          Самостоятельное восстановление

          Чтобы научиться управлять своим стрессом, нужно понять, как расслабить своё сознание и тело. Это помогает не только восстановиться после нервного напряжения, но и расслабить своё тело в разгар самого конфликта.

        21. Организуйте для себя хороший отдых: поездка за город, поход в кино, отдых дома и т. д. С нашей загруженностью часто не получается отдохнуть в выходной день, поэтому и появляется хроническое чувство усталости, мозг отказывается работать, возникает раздражительность и агрессия.
        22. Распланируйте для себя график. Нужно совмещать работу с отдыхом. Монотонная работа значительно снижает работоспособность мозга. Делайте перерывы, отвлекайте себя. Контролем стресса предусматривается специальная гимнастика для отдельных групп работников. Например, работникам, которые проводят большую часть времени за ПК, рекомендуется делать гимнастику для глаз, наклоны головы, чтобы направить к мозгу кровоток.
        23. Очень важно здоровое питание, массажные и водные процедуры. Все эти мероприятия отлично сказываются на общем состоянии здоровья, помогают расслабиться и поднимают настроение.
        24. Прием медикаментозных средств. Этот метод включает седативные препараты на травах, витамины, ароматерапию. Иногда врач может прописать антидепрессанты или транквилизаторы. Но это делают только в крайних случаях, когда последствием эмоционального перенапряжения становится нервный срыв.

        Поведение руководителя

        В работе руководителя стресс-менеджмент должен стоять на первом месте, потому что от качества работы коллектива будет зависеть процветание организации. Руководитель должен быть осведомлён о стратегиях управления стрессом. Следует адекватно оценивать умственные и физические способности своих сотрудников. Кто-то будет очень рад, если его список заданий расширят, а для других – это станет потрясением.

        В любом коллективе должен быть устав. Это поможет разграничить обязанности и предупредить стресс или конфликты. Критиковать сотрудников можно, но не затрагивать личностные недостатки. Сотрудники должны ощущать себя комфортно. Для этого нужно не забывать об организации:

      • полноценного обеда;
      • тематических вечеринок на фирме;
      • тимбилдинга;
      • поздравлений сотрудников.
      • Руководитель должен научиться осознанному овладению копингом стресса. Начальник, транслирующий уверенность, легко сможет справиться с любой неразберихой в коллективе.

        Общение с подчиненными

        Важно уметь управлять раздражительностью и конфликтами людям, которые работают в сфере обслуживания. Например, управление конфликтами и стрессами в сестринском деле предполагает обучение абстрагированию. Слишком большой поток больных людей, уход за ранеными, может стать для слишком впечатлительного человека толчком к нервному срыву.

        Менеджмент предупреждения конфликтов в педагогической деятельности больше основан на качественном отдыхе.

        Учителям очень важно разграничивать работу и личное. Не стоит слишком сильно переживать о детях во внеучебное время. Запомните, что вы несёте ответственность за детей только в учебное время, и вы не можете находиться с ними 24 часа в сутки.

        Организационные меры управления стрессом

        Методы управления нервозным состоянием будут полностью зависеть от природы стресса и его появления. Менеджмент стресса предлагает осознать бессознательное поведение, которое часто продиктовано стереотипами или детскими травмами, провоцирующими неуверенность в себе. Попробуйте подсчитать все то, что вам удалось и не удалось. Сделайте собственный рейтинг достижений, чтобы видеть свой рост и набраться уверенности. Этот метод одинаково успешно работает как с руководствующим звеном, так и с подчинёнными.

        Сознательное управление уровнем нервозности помогает свободно переходить из одного состояния в другое, расслабить организм при помощи различных методик. На любом предприятии сотрудники должны проходить краткий экскурс по стрессоустойчивости в рамках менеджмента управления.

        psyhoday.ru

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Navigation