Точки эмоционального стресса

Возникновение и лечение эмоционального стресса

Эмоциональный стресс представляет собой психоэмоциональное состояние человека, возникающее вследствие воздействия стрессоров — внутренних или же внешних факторов, вызывающих отрицательные эмоции, которые способствуют резкому выходу из зоны комфорта и требуют определенной физиологической и психологической адаптации. По своей сути данное проявление можно отнести к естественным защитным реакциям организма в ответ на перемену привычных для него условий и возникновение разного рода конфликтных ситуаций.

Причины возникновения

В любое стрессовое состояние человек впадает в случае дискомфорта, при невозможности удовлетворения собственных ключевых социальных и физиологических потребностей. Ученые-психологи и психиатры выявили ряд причин, способствующих развитию эмоционального стресса. К наиболее распространенным из них принято относить следующие:

  1. Чувство страха.
  2. Обида.
  3. Сложные жизненные обстоятельства и ситуации (развод, потеря работы, тяжелая болезнь, смерть близкого человека и т.д.).
  4. Резкое изменение социальных или же бытовых условий.
  5. Отрицательно-эмоциональные ситуации.
  6. Положительно-эмоциональные ситуации (переезд, смена работы, рождение ребенка и т.д.).
  7. Эмоциональное беспокойство.
  8. Ситуации, несущие потенциальную угрозу, опасность.
  9. Воздействие внешних эмоциональных раздражителей (например, болезненные состояния, травмы, инфекции, избыточные физические нагрузки и т.д.).
  10. Помимо этого, способствовать развитию стрессового состояния могут такие физиологические причины:

  11. Хроническое переутомление.
  12. Нарушение сна.
  13. Чрезмерные эмоциональные и психологические нагрузки.
  14. Нарушения в работе нервной системы.
  15. Некоторые эндокринные заболевания.
  16. Недостаточное, несбалансированное питание.
  17. Гормональные перестройки организма.
  18. Реакции адаптации.
  19. Посттравматические расстройства.
  20. Личностные декомпенсации.
  21. Специалисты утверждают, что факторы, провоцирующие возникновение стресса, можно подразделять на внешние и внутренние. К первым относится определенное отрицательное воздействие окружающих обстоятельств. Вторые же являются результатом умственной детальности и воображения самого человека и практически никак не взаимосвязаны с внешней средой.

    С эмоциональным стрессом на протяжении своей жизни неоднократно сталкивается практически каждый человек. Однако специалисты выделяют отдельную группу лиц, наиболее подверженных данной напасти. У них стресс зачастую приобретает хроническую, затяжную форму и протекает достаточно тяжело, с развитием ряда сопутствующих осложнений и физиологических последствий. В группу риска входят:

  22. Лица с повышенной эмоциональной возбудимостью.
  23. Творческие личности с хорошо развитым воображением.
  24. Люди, страдающие нервными расстройствами и заболеваниями.
  25. Представители определенных профессий (политики, бизнесмены, журналисты, полицейские, водители, военные, летчики, авиадиспетчеры).
  26. Люди с повышенным уровнем тревожности.
  27. Жители мегаполисов и больших городов.
  28. Такие люди особо уязвимы для внешних раздражающих психоэмоциональных факторов, и даже незначительная, на первый взгляд, причина вызывает у них нарушения эмоционального состояния.

    Классификация психоэмоциональных состояний

    Согласно медицинской классификации, существуют такие виды эмоциональных стрессов:

  29. Эустресс — эмоциональная реакция, способствующая активизации психических и адаптационных способностей человеческого организма. Это связано с переживанием сильных положительных эмоций.
  30. Дистресс — патологическое состояние, приводящее к дезорганизации психологической и поведенческой личностной деятельности, отрицательно воздействующее на весь организм. Развитие связано с влиянием отрицательных эмоций и конфликтных ситуаций.

Помимо этого, выделяется три стадии стресса:

  1. Перестройка. Характеризуется рядом химических и биологических реакций в организме, вызывающих активную деятельность надпочечников и выброс адреналина. Человек находится в состоянии сильного напряжения и эмоционального возбуждения. Наблюдается снижение реакции, работоспособности.
  2. Стабилизация (сопротивление). Происходит процесс адаптации надпочечников к изменившейся ситуации, стабилизируется выработка гормонов. Работоспособность восстанавливается, однако симпатическая система продолжает пребывать в состоянии повышенной активности, что при затяжном стрессе приводит к переходу в третью стадию.
  3. Истощение. Организм утрачивает способность противостояния стрессовой ситуации. Функциональная деятельность надпочечников предельно ограничивается, происходит нарушение и сбой в деятельности всех возможных систем. На физиологическом уровне данная стадия характеризуется снижением содержания глюкокортикоидных гормонов на фоне повышенного уровня инсулина. Все это приводит к утрате работоспособности, ослаблению иммунитета, развитию многочисленных патологий, формированию психической дезадаптации.
  4. Определить наличие эмоционального стресса можно при помощи ряда характерных физиологических и психологических признаков.

    К ним относятся:

  5. Повышенная раздражительность.
  6. Слезы.
  7. Учащение пульса.
  8. Изменение частоты дыхания.
  9. Невозможность контролировать свое поведение и реакции.
  10. Тревожность.
  11. Нарушения памяти и способности к концентрации.
  12. Резкие скачки артериального давления.
  13. Страх, ощущение отчаяния.
  14. Слабость.
  15. Повышенная потливость.
  16. Перенапряжение мышечных групп.
  17. Нехватка воздуха, кислородный дефицит.
  18. Усталость.
  19. Головная боль.
  20. Повышение или же, наоборот, снижение температуры тела.
  21. В дополнение к вышеперечисленным симптомам у человека, находящегося в стрессовом состоянии, наблюдаются неадекватные реакции, возникающие вследствие всплеска энергии и невозможности контролировать собственные эмоции.

    Чем опасно стрессовое состояние

    Эмоциональный стресс крайне негативно воздействует на организм и может стать причиной ряда достаточно тяжелых заболеваний. Это объясняется физиологической природой стресса. Во время психоэмоциональных сбоев наблюдается повышенное содержание таких гормонов, как норадреналин и адреналин. Это приводит к изменениям артериального давления, мозговым и сосудистым спазмам, повышению мышечного тонуса, увеличению уровня сахара в крови и повреждению стенок сосудов.

    В результате в значительной степени возрастает риск возникновения следующих заболеваний:

  22. Гипертония.
  23. Стенокардия.
  24. Инсульт.
  25. Инфаркт.
  26. Аритмия.
  27. Сердечная недостаточность.
  28. Ишемическая болезнь.
  29. Образование онкологических опухолей.
  30. Тяжелые последствия продолжительного стрессового состояния проявляются в виде сердечных приступов, неврозов, психических расстройств. Кроме того, истощается весь организм, снижается иммунитет и человек становится особо уязвимым для всевозможных вирусных, инфекционных, простудных заболеваний.

    Медицинские работники выделяют патологии, которые могут быть спровоцированы стрессом. К ним относятся:

  31. Астма.
  32. Мигрень.
  33. Заболевания пищеварительной системы.
  34. Язвенные поражения желудка и кишечника.
  35. Снижение зрения.
  36. Для того чтобы избежать неблагоприятных последствий, важно научиться контролировать собственное эмоциональное состояние и знать способы эффективной борьбы.

    Методы избавления от недуга

    Как быстро и результативно снять стресс? Этот вопрос волнует людей, неоднократно сталкивавшихся с данной проблемой. Однозначного ответа на него не существует.

    На выбор способа терапии влияют природа и причина стресса, фаза и степень тяжести психологического расстройства.

    Лечение эмоционального стрессового состояния должно быть комплексным и систематическим. Для борьбы применяются следующие методики:

  37. Аутогенные тренировки.
  38. Лечебная физкультура.
  39. Занятия медитациями.
  40. Медикаментозное лечение, основанное на лекарствах успокоительного и седативного характера.
  41. Психологические тренинги и консультации.
  42. Психотерапия.
  43. Фитотерапия.
  44. Аутотренинг.
  45. Физиопроцедуры.
  46. Эмоциональный стресс может привести к развитию серьезных заболеваний, угрожающих здоровью и даже жизни пациента. Поэтому рекомендуется, не откладывая, обратиться за помощью к специалисту.

    1popsihiatrii.ru

    Серебрякова Т.А. Психология стресса: Учебное пособие. – Н.Новгород: ВГИПУ, 2007. – 143 с.

    Рецензенты: Т.Н. Князева, доктор психологических наук,

    заведующая кафедрой психологии Нижегородского государственного педагогического университета

    И.С. Беганцова, кандидат психологических наук,

    доцент кафедры психологии Арзамасского государственного педагогического института им. Гайдара

    В учебном пособии представлен информационно-аналитический теоретический и методический материал по проблеме психологии аффективной сферы личности, позволяющий успешно освоить студентами базовый курс «Психология стресса».

    Адресовано студентам дневной и заочной форм обучения по специальности «Психология»

    Введение. Подходы к проблеме стресса……………………………………. 4

    Раздел 1. Психологический стресс………………………………………….7

    Понятие психологического стресса. 7

    Концептуальные подходы к проблеме стресса……………………………. 10

    Современные теории и модели стресса……………………………………. 19

    Подходы к классификации стресса…………………………………………..26

    Нейрофизиологические основы возникновения стрессовой реакции……..30

    Биохимические и структурные изменения организма

    Психологические проявления стрессовой реакции…………………………41

    Эмоциональный стресс и механизмы его развития………………………. 43

    Экспериментальное изучение эмоционального стресса……………………63

    Влияние стресса на сферу общения людей………………………………….76

    Когнитивный синдром стресса……………………………………………….90

    Физиологические последствия стресса……………………………………. 93

    Раздел 2. Механизмы регуляции психологического стресса…………..98

    Проблема повышения устойчивости к эмоциональному стрессу…………98

    Экспериментальные подходы к изучению проблемы повышения

    Стресс как фактор развития личности……………………………………. 109

    Роль личности в развитии и преодолении стресса………………………. 113

    Приемы профилактики и коррекции состояния стресса………………….118

    Введение. Подходы к проблеме стресса

    Проблема стресса была и остается одной из наиболее интересных и, в то же время, недостаточно изученных проблем вот уже на протяжении не одного десятилетия.

    Особой популярностью среди наук, относящихся к категории человекознания, данная проблема «пользуется» в настоящее время. И это не случайно. Экологические, экономические, технологические, социокультурные изменения, произошедшие в нашей стране в последние десятилетия, кардинально повлияли на изменения в жизни и деятельности людей. Постоянные физические и эмоциональные нагрузки, переживаемые в наши дни практически каждым человеком, значительно влияют на его здоровье, полноценную жизнедеятельность. Не случайно проблема стресса является сегодня одной из важнейших проблем медицины. Как отмечает Л.А. Китаев-Смык, согласно демографическим данным, на протяжении последних десятилетий наблюдается специфическая «эпидемия стресса», лишающая жизни миллионы людей. Особенно это касается высоко индустриально развитых стран.

    По статистическим данным врачей, физиологов, социологов, психологов, у современных людей произошло снижение уровня адаптации к различным критическим, кризисным факторам, что, по мнению ученых, вызывает различные «болезни стресса». Многие рассматривают стресс как неотъемлемый «атрибут» современной высокотехнократичной эпохи и указывают на необходимость интенсификации разработки проблемы защиты от ситуаций стресса.

    Вместе с тем, исследования, проведенные Дж. Брайтом и Д. Джонс свидетельствуют о том, что и в предшествующие столетия, более спокойные с точки зрения современного человека, люди испытывали на себе не меньшие физические и эмоциональные нагрузки. Ученый Н. Эйврилл отмечает, что, рассматривая такие факторы, как угроза жизни, быстрые социальные изменения и колебания экономики, практически невозможно обнаружить исторические периоды менее стрессовые, нежели настоящее время.

    Ученые Т. Поллок, Р. Стенфрид утверждают, что веских доказательств значительного возрастания стресогенных факторов в современном мире не найдено и причиной возрастания интереса к проблеме стресса являются значительные социокультурные, а не техногенные изменения. «Растущая популярность феномена стресса означает <…> не только то, что признание чувств собственного бессилия перед трудностями считается менее постыдным <…>. Это может все больше побуждать нас рассматривать и интерпретировать события и эмоции с точки зрения возрастающего ощущения того, что жизнь полна стрессов», – считает Т. Полок (35; С. 24). Не случайно ученый определяет стресс как «социальный фактор», специфический культурный феномен.

    По мнению В.А. Бодрова, «термин «стресс» широко используется в ряде областей знаний <…> объединяет большой круг вопросов, связанных с зарождением, проявлениями и последствиями <…> воздействий внешней среды, конфликтами, сложной и ответственной производственной задачей, опасной ситуацией и т.д.» (8; С. 3).

    Анализ имеющихся исследований, позволяет сделать вывод, что в настоящее время проблема стресса – не только исключительное научное значение, но и стала понятием, объединяющим широчайший круг явлений жизни и деятельности людей. Не случайно различные проблемы, аспекты стресса исследуются разными областями человекознания (психологией, физиологией, медициной, социологией и т.д.).

    Зарождаясь и проявляясь, в первую очередь, в эмоциях человека, стресс во многом обусловливает мотивационные, когнитивные, волевые, характерологические и прочие компоненты личности. Как полагает В.А. Бодров, «стресс является реакцией не сколько на физические свойства ситуации, сколько на особенности взаимодействия между личностью и окружающим миром. Это в большей степени продукт наших когнитивных процессов, образа мыслей и оценки ситуации, знания собственных возможностей (ресурсов), степени обученности способам управления и стратегии поведения, их адекватному выбору» (8; С. 4.).

    Осуществив специальные исследования стресса, учеными выделяются следующие функции психологической помощи человеку в стрессовой ситуации:

    Помочь человеку разработать и применить на практике стратегию поведения, которая позволит избежать, уменьшить или модифицировать степень подверженности стрессовым воздействиям, что значительно позволит снизить уровень субъективного восприятия стресса.

    Помочь человеку развить и применять на практике навыки, снижающие повышенный уровень психофизиологической реактивности и уровень психофизиологического функционирования.

    Помочь человеку в разработке и практическом применении методик, направленных на адекватное выражение или использование стрессовой реакции.

    Целью данного учебного пособия является изложение основных теоретических положений учения о стрессе, особенностях его развития, механизмах регуляции, характере взаимосвязи стресса и адаптации, а также определение концептуальных подходов к изучению проблемы преодоления стресса, предоставление практических (методических) рекомендаций, необходимых для осознания и поиска адекватных способов выхода из стрессовых ситуаций и стрессогенных состояний.

    studfiles.net

    Исцеление без лекарств 55+

    Книга Г. Лондре попала ко мне случайно. Каждый человек иногда испытывает какое-то беспокойство, боязнь чего-то, возникают тревожные неожиданные воспоминания, мешающие заснуть и т.д. В этом случае помогают волшебные точки. Перед нажатием на точки (рисунок внизу) необходимо произнести три раза фразу «Хотя я и беспокоюсь о… (например: о своем муже, состоянии, болезни и .т.д.), я все равно люблю себя такой, какая я есть». Затем, думая о том, что беспокоит, двумя пальцами – указательным и средним любой руки, даже меняя руки на любой стороне лица и тела, согласно рисунка последовательно надавливаем слегка на точки (1-15) примерно по 4-5 секунд на каждую. Дышите обычно. На 15 точке — задержитесь.

    Чтобы закрепить избавление от стресса, необходимо проделать следующие манипуляции:

    — потом открыть глаза;

    — напеть любую мелодию;

    Можно ли в считанные секунды справиться со стрессом, овладеть своими эмоциями: страхом, обидой, волнением, беспокойством? Да, простая и эффективная методика снятия стресса, основанная на знаниях китайской медицины и западной психологии (психологии депрограммирования сознания), способна помочь каждому.

    Разработанная в конце двадцатого века американским инженером Гари Крейгом, методика под названием «Техника Эмоционального Освобождения» действительно позволяет быстро справиться со стрессом, избавиться от сильной боли, приступа паники, справиться с волнением, усталостью, обидой, вернуть спокойствие и душевное равновесие..

    Да и принцип её довольно прост: всего-то нужно постучать по определённым зонам.

    Лёгкий постукивающий массаж по особым точкам способен восстановить нормальное функционирование энергетической системы организма и быстро избавить от скопившегося негатива.

    Техника Эмоционального Освобождения включает в себя несколько этапов

    • Определение проблемы. Постарайтесь дать своим ощущениям словесную формулировку. Например, «не могу сконцентрироваться», «чувствую сильную усталость», «болит рука с левой стороны». При этом вовсе не обязательно искать причину и анализировать, почему Ваша реакция на ситуацию именно такая, а не другая.

    Как утверждают специалисты, оно присутствует в 40 % случаев. Для этого мысленно или вслух произнесите три раза фразу: «Я уже избавляюсь от стресса» (или страха, волнения, беспокойства, — в зависимости от вашей ситуации в данный момент). При этом необходимо подушечками пальцев одной руки не больно, но ощутимо постукивать по средней части ребра другой руки, по так называемой «точке карате» (на рисунке № 1), либо можно тереть места повышенной чувствительности на груди (в зоне № 2).

    Каждую зону необходимо простукивать примерно 7 раз (сосредотачиваться на счёте не нужно). Не важно, с какой стороны Вы начнёте простукивать. В каждой точке необходимо повторять то, что отрицательная проблема уходит.

    Простукивание проводится в следующем порядке:

    — в уголке брови (№ 3);

    — с боковой стороны глаза (№ 4);

    — над верхней губой (№ 6);

    — середина подбородка (№ 7);

    — над ключицей; (№ 8);

    — в зоне подмышки;

    — на груди, на 2 см ниже соска (№ 9);

    — у основания ногтя большого пальца;

    — у основания ногтя указательного пальца;

    — у основания ногтя среднего пальца;

    — у основания мизинца.

    — сначала посмотреть вправо, затем вниз;

    — потом посмотреть влево, затем вниз;

    — выполнить вращение глазами по кругу сначала в одном направлении, потом в обратном;

    — вслух посчитать до пять;

    — спеть ещё разок.

    Теперь, наверное, проблема не кажется такой страшной?

    zoya.clan.su

    3. Психологический стресс

    1). Введение понятия психологического (эмоционального) стресса

    Психическим проявлениям синдрома, описанного Г. Селье, было при­своено наименование психологический стресс. Р. Лазарус и Р. Ланьер в своих работах определяли его как реакцию человека на особенности взаимодействия между личностью и окружающим миром.

    В содержание этого термина включаются как первичные эмоцио­нальные и поведенческие реакции на экстремальные воздействия био­логической или социальной среды, так и физиологические механиз­мы, лежание в их основе.

    Чаще всего под эмоциональным стрессом понимались негативные аффективные переживания, сопровождающие стресс и ведущие к неблагоприятным изменениям в организме чело­века.

    Впоследствии было выяснено, что неожиданные и сильные благоприятные изменения также могут вызывать в организме типич­ные признаки стресса. Соответственно под эмоциональным стрессом стали понимать широкий крут психических явлений как негативного, так и позитивного характера.

    Несмотря на близость понятий «психологического» и «эмоцио­нального» стресса, имеет смысл более точно определить их содержа­ние в связи со следующими обстоятельствами:

    + эмоциональный стресс присущ не только человеку, но и живот­ным, в то время как психологический стресс имеет место только у человека с его развитой психикой;

    + эмоциональный стресс сопровождается выраженными эмоцио­нальными реакциями, а в развитии психологического стресса пре­обладает когнитивная составляющая (анализ ситуации, оценка имеющихся ресурсов, построение прогноза дальнейших событий и т. д.);

    + термин «эмоциональный стресс» чаще используется физиолога­ми, а термин «психологический стресс» — психологами. В то же время оба эти вида стресса имеют общую схему развития, включают в себя схожие нейрогуморальные механизмы адаптивных реакций и в своем развитии, как правило, проходят через три «классические» стадии — тревоги, адаптации и истощения.

    Тем не менее, учитывая специфику предмета курса, а также ведущую роль психики в формировании стрессорных реакций человека, мы в дальнейшем будем в основном использовать термин «психологический стресс», сохраняя термин «эмоциональный стресс» только при цитировании других авторов.

    Следует отметить, что авторы многих базовых учебников по раз­личным разделам психологии зачастую дают достаточно размытые и произвольные определения стресса, смешивая понятия биологическо­го, психологического и эмоционального стресса. Так, автор трехтом­ного учебника по психологии Р. С. Немов объединяет понятия «стресс» и «аффект», которые принципиально различаются как по силе, так и по длительности протекания.

    2). Особенности психологического стресса

    Таблица. Отличие между биологическим и психологическим стрессом

    Ожог горячим паром

    Интоксикация, вызванная приемом алкоголя

    Обострение гастрита по­сле приема острой пиши

    Травма (ушиб, перелом)

    Страх полетов на само­летах

    Беспокойство за здоровье близких родственников

    Беспокойство по поводу будущего

    Психологический стресс, в отличие от биологического стресса, опи­санного в классических работах Г.

    Другая особенность психологического стресса — сущесвенное зна­чение оценки человеком степени своего участия в активном воздей­ствии на проблемную ситуацию с целью ее нейтрализации. По­казано, что активная жизненная позиция или хотя бы осознание возможности влиять на стрессорный фактор приводит к активации преимущественно симпатического отдела вегетативной нервной сис­темы, в то время как пассивная роль субъекта в создавшейся ситуа­ции обусловливает преобладание парасимпатических реакций

    Механизм развития психологического стресса можно продемонст­рировать на примере студента, готовящегося к защите дипломного проекта. Степень выраженности признаков стресса будет зависеть от ряда факторов: его ожиданий, мотивации, установок, прошлого опыта и т. д. Ожидаемый прогноз развития событий модифицируется в соответствии с уже имеющейся информацией и установками, после чего происходит итоговая оценка ситуации. Если сознание (или под­сознание) оценивает ситуацию как опасную, то развивается стресс. Параллельно этому процессу происходит эмоциональная оценка со­бытия. Первичный запуск эмоциональной реакции развивается на подсознательном уровне, а затем к нему прибавляется еще эмоцио­нальная реакция, сделанная на основании рационального анализа.

    3). Дифферениировка стресса и других состояний

    Дифференциация стресса и других эмоциональных состояний доста­точно сложна и в большинстве случаев условна. Наиболее близкими к стрессу состояниями являются отрицательные эмоции, утомление, перегрузка и эмоциональная напряженность.

    При доста­точной интенсивности и длительности такие эмоциональные явле­ния, как страх, тревожность, фрустрация, психологический диском­форт и напряженность, могут рассматриваться как психологическое отражение стресса, так как сопровождаются всеми проявлениями стрессорной реакции: от дезорганизации поведения до адаптационно­го синдрома. Чаще всего возникает вопрос о дифференцировании стресса от про­цесса утомления. Эта задача облегчается тем, что два этих состояния имеют разную физиологическую основу: стресс связан с гуморальны­ми и вегетативными изменениями, а утомление определяется высши­ми этажами нервной системы, в первую очередь — корой больших по­лушарий. Утомление обладает способностью к на­коплению, постепенно переходя в качественно новое состояние — пе­реутомление.

    Некоторые специалисты в области стресса выделяют еще одно со­стояние, близкое к стрессу, но отличающееся от него — перегрузку. По мнению этого автора, хотя стресс и перегрузка представля­ют собой два самостоятельных феномена, они тесно взаимосвязаны. Касандра Вильямс отмечает, что перегрузка может вести к усилению стресса, поскольку вызывает страхи и волнения — страх, что человек больше не выдержит такого темпа, страх не оправдывать ожиданий и т. д. Близким к состоянию психологического стресса, по мнению неко­торых исследователей, является также состояние эмоциональной на­пряженности. Данные авторы считают, что эмоциональная напря­женность, как и стресс, проходит через три стадии: эмоционального возбуждения, эмоционального напряжения и эмоциональной напря­женности.

    medic.studio

    Экспериментальное изучение эмоционального стресса

    Экспериментальные модели эмоционального стресса. Как отмечалось выше, причиной возникновения эмоционального стресса зачастую является конфликтная ситуация, стимулируемая неспособностью человека достаточно длительное время удовлетворять свои потребности.

    Несмотря на то, что потребностно-мотивационная сфера характеризуется субъектностью и каждый человек испытывает лишь ему присущие потребности и мотивы, ученые изыскали возможность изучения эмоционального стресса путем моделирования различных конфликтных ситуаций. В результате проведенных исследований оформилось несколько экспериментальных моделей эмоционального стресса.

    Первая экспериментальная модель эмоционального стресса была разработана в 1956г. учеными Д.И. Миминошвили и Г.О. Маганян. Она основана на изучении поведения приматов (обезьян) в условиях индивидуального и группового зоосоциального конфликта. В экспериментах конфликтную ситуацию моделировали при помощи двух приемов:

    — нарушение стадной иерархии;

    — изоляция животных в клетке. У доминирующего самца гамадрила отбирали его «любимую» самку и помещали ее в расположенную напротив клетку к субдоминантному самцу, что, естественно, вызывало у доминирующей особи эмоциональную реакцию, которую, по мнению ученых, и можно характеризовать как стресс.

    Также конфликтные ситуации в экспериментах воспроизводились у животных на следующих моделях:

    – при иммобилизации конечностей и туловища. Животное оказывалось в безвыходном положении, исключающем возможность освобождения от фиксации (исследования Е.А. Юматова);

    – при положительной стимуляции отрицательных эмоциогенных зон мозга в условиях иммобилизации (исследования А.В. Вальдман, Ф.П. Ведяева, М.М. Козловской, К.В. Судокова и др.);

    – при длительном оборонительном поведении, исключающем возможность избежать неблагоприятных воздействий (например, электрокожного раздражения – исследования Ф.А. Вадяева, В.Г. Самохвалова);

    – при затруднении принятия решения в условиях «информационной перегрузки» и дефицита времени на фоне высокой мотивации (исследования М.М. Хананашвили);

    – при конкурентных взаимоотношениях между противоположными по биологическому качеству мотивации (например, в конфликтной ситуации, когда удовлетворение пищевой потребности сопряжено с электрокожным раздражителем – исследования Е.И. Чазова);

    – при моделировании разных видов индивидуального и группового зоосоциального поведения и конкурентных взаимоотношений (исследования Д.И. Миминошвили, Ю.Г. Скацеляс, Е.А. Юматовой и др.).

    Наряду с вышеперечисленными были разработаны и экспериментально апробированы и другие модели эмоционального стресса.

    Второй моделью можно считать модель, предложенную П.В. Симоновым и обозначенную ученым как модель «эмоционального резонанса». В данной модели эмоционального стресса были созданы условия для возникновения эмоциональных реакций у одних животных под влиянием отрицательных эмоциональных переживаний других особей, подвергнутых воздействию электрокожного раздражителя. Данная модель воспроизводила типичную для социальных взаимоотношений ситуацию возникновения отрицательных эмоциональных реакций в сообществе. Она позволяет моделировать и изучать эмоциональные реакции, как считает исследователь, в наиболее «чистом виде», без непосредственного воздействия различных неадекватных раздражителей.

    К третьей категории моделей эмоционального стресса следует отнести экспериментальные модели эмоционального стресса, основанные на изучении таких индивидуальных и групповых форм зоосоциального поведения животных, как конкуренция, конфронтация и пр. Данные модели были разработаны на основе теории функциональных систем П.К. Анохина. Одна из этих моделей – «лабиринт конфликтного поведения», в котором крысы путем конфликтного взаимодействия и поведения отыскивают безопасный отсек. За ошибки в поведении животных «наказывают» ударами электрического тока. Показателями стресса у данных животных выступает регистрация динамики артериального давления и частоты сердечных сокращений.

    Следующей моделью «конфликтных поведенческих ситуаций» является модель, предложенная Е.А. Юматовым. В данной модели животное должно нажать на педаль при световом и звуковом сигнале соответствующего тона и, тем самым, предотвратить или выключить совсем электрокожное раздражение. Конфликтная ситуация усугубляется при создании дополнительных препятствий в виде электризованного участка пола, барьеров на пути к педали. Для обострения конфликтной ситуации в вольер помещается еще одна, необученная крыса, которая вступает в конфронтацию с уже обученным адаптивным ситуации формам поведения животным и мешающую достичь желаемого и полезного результата.

    В еще одной модели эмоционального стресса – модели «рассогласования» (предложена П.В. Симоновым) – конфликтная ситуация возникает, когда обученное животное неожиданно для него не достигает желаемого результата: нажатие на педаль не сопровождается последующим выключением света и тока.

    Следующей моделью можно назвать модель «задержанных эмоций». В данной модели животное при всем стремлении к активному поведению, чтобы избежать конфликтной ситуации, вынуждено находиться в неестественной для него позе (например, на тонкой перекладине качелей). Вместе с тем, данное неестественное положение вынуждено, поскольку лишь при помощи этой перекладины животное может избежать действия электрического тока.

    В модели «зависимого поведения» удовлетворение потребности одного животного сопряжено с «наказанием» или возникновением неблагоприятной ситуации для другого. Так, обученная крыса нажатием на педаль избавляет себя от электрического раздражителя, одновременно подвергая электрическому наказанию другую крысу, находящуюся рядом (во второй половине камеры).

    Как полагают ученые, многие из этих моделей эмоционального стресса реалистичны, поскольку они в определенной степени имитируют реальные жизненные ситуации, проживаемые человеком.

    Результаты исследований в области изучения нейрофизиологических механизмов эмоционального стресса. Вопрос о нейрофизиологических механизмах стресса, как мы отмечали выше, является достаточно сложно решаемой проблемой. Одним из аспектов данной проблемы является изучение нейронных механизмов эмоционального стресса.

    Как показано исследованиями П.К. Анохина, Н.П. Бехтерева, А.В. Вольдман, Ф.П. Ведяева, М.М. Козловской, А.А. Филаретова и других ученых, эмоциональное возбуждение возникает первично в гипоталамолимбикоретикулярных структурах мозга. По восходящему пути возникшее эмоциональное возбуждение генерализованно распространяется на кору мозга. Одновременно по нисходящему пути в этот процесс вовлекается вегетативная нервная система, вызывая возбуждение гармональной активности гипофизарно-надпочесникового механизма, что непосредственно оказывает воздействие на соматовегетативные и поведенческие проявления.

    Как показали клинические исследования, среди центральных структур гипоталамусу принадлежит «запускающая» функция, формирующая мотивационное и эмоциональное возбуждение. Данная структура мозга обладает особой чувствительностью к гуморальным факторам, связанным с биологическими потребностями живого организма. Гипоталамус является важнейшей триггерной зоной вегетативной и гормональной активации, зоной инициации мотивированного эмоционального поведения.

    Нервным субстратом эмоций являются лимбические структуры мозга. К ним относятся области древней и старой коры, а также некоторые поля новой коры большого мозга (лимбические, орбитальные, часть височных), большая часть промежуточного мозга, ретикулярная формация среднего мозга. Лимбические образования, как мы отмечали выше, объединяются в «лимбическую систему».

    Необходимо отметить, что данное объединение не является случайным. Все лимбические структуры мозга морфологически и функционально тесно между собой взаимосвязаны. При этом внутри лимбических структур выделяют несколько наиболее важных «кругов», по которым возбуждение может циркулировать достаточно продолжительное время.

    Большое значение в механизме эмоционального стресса имеет медиальный пучок переднего мозга, который сам по себе является типичным образованием, содержащим много восходящих и нисходящих путей. Вместе с ретикулярной формацией он создает мощную замкнутую систему.

    Клиническими исследованиями, проведенными П.В. Симоновым, выявлена ведущая роль в организации эмоциональных реакций четырех структур головного мозга:

    – передних отделов новой коры полушарий большого мозга;

    – ядер миндалевидного комплекса;

    П.В. Симоновым выделены функции всех четырех структур головного мозга в эмоциональном стрессе.

    По мнению ученого, фронтальные отделы новой коры необходимы для вероятностного прогнозирования внешних событий и оценки возможности удовлетворения возникающих потребностей. Как показали клинические исследования, данная функция лобной коры полушарий большого мозга обнаружена у крыс, кошек, собак, обезьян, человека.

    В отличие от передних отделов новой коры полушарий большого мозга, функция гиппокампа связана с выявлением сигналов маловероятных событий с низкой вероятностью подкрепления. В этих ситуациях, по мнению ученого, возрастает степень эмоционального напряжения, что связано именно с непосредственным участием гиппокампа.

    Основная функция миндалевидного комплекса проявляется в динамической иерархии существующих и (или) конкурирующих мотиваций и выделении доминирующей потребности, подлежащей первоначальному удовлетворению. Доминирующая потребность, при этом, выделяется с учетом конкретной ситуации и предшествующего опыта.

    Гипоталамусу П.В. Симонов отводит ведущую функцию. По мнению ученого, именно гипоталамус определяет появление различных биологических мотиваций при возникновении потребностей.

    Взаимодействием вышеобозначенных структур мозга обеспечивается формирование мотивации и оценка вероятности достижения полезного результата, удовлетворяющего потребность, что, согласно информационной теории эмоций, определяет появление эмоций у человека.

    В исследованиях ученых также доказано, что разные структуры лимбико-ретикулирного комплекса оказывают как стимулирующее, так и тормозящее влияние на формирование эмоциональных реакций гипоталамического происхождения.

    Вместе с тем, клиническими исследованиями доказано, что эмоциональное возбуждение стимулирует нарушение функционирования не только вегетативных компонентов. Экспериментально выявлены изменения электрической активности корково-подкорковых образований, при которых, в первую очередь, нарушаются корково-подкорковые взаимоотношения, что, по мнению А.М. Мамедова, К.В. Судакова, А.И. Шумилиной, свидетельствует не только о том, что по мере прогрессирования эмоционального стресса усиливаются функциональные связи лимбико-ретикулярных структур мозга, но и ослабляются их связи с корой больших полушарий. Как полагают ученые, именно эти изменения лежат в основе невротических состояний, порождаемых эмоциональным стрессом.

    По мнению П.К. Анохина, К.В. Судакова и других ученых, кора большого мозга, благодаря нисходящим влияниям, может усиливать или ослаблять проявления эмоциональных реакций, сложившихся на подкорковом уровне, что является свидетельством определенной возможности произвольного контроля эмоциональных реакций.

    В исследованиях В.Н. Казакова, Ф.Н. Серкова, К.В. Судакова доказано, что неспецифически т.е. функционально связаны с ретикулярной формацией, гипоталамусом, лимбическими структурами и новой корой. При этом медиальный таламус участвует в переработке и передаче входящих активирующих влияний ретикулярной формации и гипоталамуса на более высоко расположенные отделы мозга. Именно эти восходящие активирующие влияния являются, по мнению ученых, важнейшими компонентами мотивации и эмоционального возбуждения.

    Если же говорить о неспецифических отделах таламуса, то им принадлежит особая роль в вовлечении адренергического субстрата гипоталамуса и ретикулярной формации в обеспечении эмоциональных состояний (исследования П.К. Анохина).

    Среди центральных эмоциональных структур, принимающих участие в формировании как поведенческих, так и соматовегетативных компонентов эмоциональных реакций (особенно это касается отрицательных эмоциональных состояний и проявлений), особая роль принадлежит вентромедиальному ядру гипоталамуса. Данный факт доказан результатами многочисленных исследований, проведенных на животных. Так, стимуляция вентромедиального ядра у кроликов вызвала реакцию агрессивного оборонительного типа, проявляющуюся в двигательном возбуждении, нападении на приближающиеся предметы. Вместе с тем, у ряда особей фиксировалась и пассивно-оборонительная реакция поведения: животное забивалось в угол клетки, стремилось из нее убежать и т.д.

    Таким образом, достаточно большой объем экспериментальных данных позволяет утверждать, что инициаторами эмоциональных реакций и напряженных эмоциональных состояний являются центральные эмоциональные структуры мозга, в частности, гипоталамус. По мнению исследователей, триггерная (запускающая) роль гипоталамуса проявляется в его способности вовлекать в эмоциональное возбуждение весь комплекс лимбико-ретикулярных структур. Данные структуры, в свою очередь, оказывают облегчающее или тормозящее влияние на гипоталамический уровень интеграции эмоциональных реакций, что, в конечном счете, определяет весь комплекс соматовегетативных проявлений эмоциональных состояний.

    Сущностные особенности эмоционально-поведенческих реакций в ситуации стресса. В результате исследования сущностных характеристик эмоционально-поведенческих реакций на стресс, были выделены две фазы, составляющие специфический комплекс эмоционально-двигательной, поведенческой активности.

    Первая фаза этого комплекса – реализация фило- и онтогенетически сформированной программы адаптационных, защитных реакций, действий в ответ на стрессор. Не случайно данная фаза была определена учеными как фаза «программного реагирования». Наиболее типичными эмоциями данной фазы выступают испуг, гнев, решимость к действию, которые, как полагают ученые, ведут к избыточной мобилизации энергетических ресурсов.

    Для восстановления в организме как биологической системе гомеостаза (равновесия) сразу после первой возникает вторая фаза данного комплекса. Это фаза «ситуационного реагирования», поскольку характер защитных действий и сопровождающих их эмоций на данной фазе зависит от субъективно воспринимаемой эффективности действий, осуществляемых субъектом на протяжении первой фазы. Эмоциями второй фазы являются чувство удовлетворения и радости, торжества, ликования (это эмоции положительной модальности) или смущение, досада, гнев (эмоции отрицательной модальности).

    Вместе с тем, как показывают результаты исследований ученых, стресс может стимулировать и снижение эмоционально-двигательной активности, что продуцируется уменьшением побудительной роли волевых процессов. «Активность» человека в данном случае направлена не на удаление стрессогенного фактора, а на его пережидание.

    Как отмечает В.А. Китаев-Смык и его коллеги, активность или пассивность поведения при стрессе предопределяются сочетанием целого спектра внешних и внутренних факторов. При этом к внутренним факторам относится врожденная предрасположенность человека к активному или пассивному поведению в критических ситуациях, а также уже сформировавшийся опыт реагирования на воздействия извне. Опыт «активного овладения» различными стрессовыми ситуациями повышает вероятность активного на них реагирования впоследствии (неслучайно на сегодняшний день разработана целая система тренинговых тренировочных мероприятий в различных экстремальных ситуациях).

    Внешними факторами, определяющими активность адаптивного поведения субъекта при стрессе, являются экстремальность воздействия на него внешней среды, отраженная в его перцептивно-когнитивных системах. Восприятие и анализ сигнальной сущности внешних воздействий зависят от субъективных (как осознаваемых, так и не осознаваемых субъектом) психологических установок.

    По мнению ученых, на активность (или пассивность) реакции будет оказывать влияние и характер стрессора.

    Таким образом, к основным факторам, обусловливающим экстремальность стрессора, по мнению В.А. Китаева-Смыка, можно отнести следующие:

    субъективная оценка опасности стрессора для целостности субъекта (физической целостности, целостности социальной, целостности исполнения желаний и т.д.);

    субъективная чувствительность к стрессору, т.е. степень значимости стрессора для субъекта;

    степень неожиданности стрессора;

    продолжительность действия стрессора при сохраняющейся его субъективной значимости.

    Также исследователи доказали, что важную роль имеет представление субъекта о возможности своего влияния на экстремальный фактор, возможности своего собственного участия в управлении стрессогенным воздействием.

    Проблема экстремальности стрессора изучалась также в исследованиях Г.Н. Кассиля, В.В. Суворовой, Г. Селье и др. При анализе стрессоров, как показали исследования, для правильного прогнозирования спектра их действий необходимо учитывать как характеризующие их специфические, так и неспецифические факторы. К основным факторам, определяющим экстремальность стрессора, данными учеными отнесены следующие:

    1) субъективная оценка опасности стрессора для целостности субъекта (физической, целостности социального статуса, «целостности исполнения желаний» и т.д.);

    2) субъективная чувствительность к стрессору, т.е. степень субъективной определенности, значимости стрессора для субъекта;

    3) степень неожиданности стрессора. При этом неожиданной для субъекта может оказаться как сила действия стрессора, так и чувствительность к нему со стороны субъекта;

    4) близость действия стрессора к крайним точкам субъективной шкалы «приятно-неприятно»;

    5) продолжительность действия стрессора при сохраняющейся его субъективной значимости (чувствительность к нему субъекта).

    Еще один ученый, Д. Фонтана выделяет следующие эмоциональные эффекты стресса (Табл. 1)

    Эмоциональные эффекты стресса

    — Возрастает физическое и психологическое напряжение

    studfiles.net

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Navigation