Тревожность и депрессия у детей

Ошибка родителей, которая вызывает у детей тревожность и депрессию

С 1940-х годов количество подростков и молодых людей, у которых выявлены тревога и депрессия увеличилось. И в этом есть одна серьезная ошибка родителей — говорят эксперты.

Проблема реальна. Тревожные расстройства затрагивают 25,1% детей в возрасте от 13 до 18 лет, а беспокойство — наиболее распространенное психическое расстройство у взрослых.

По мнению экспертов, основной проблемой является проблема защиты детей родителями. В одном исследовании даже рекомендуется детям больше играть в опасные игры, чтобы повысить сопротивляемость и научиться противостоять чрезмерной опеке родителей.

Сверхзащита детей повышает уровень тревоги

Норвежские исследователи обнаружили, что чрезмерная защита детей может иметь отношение к увеличению уровней беспокойства среди молодых людей.

Необходимо, чтобы дети вели активный образ жизни, играли, лазали по деревьям и имели возможность сопоставлять риски, опасность со спокойной обстановкой.

Это имеет смысл. Сегодняшние игровые площадки обладают мягкими резиновыми поверхностями, а в спортивных залах невозможно поцарапаться.

Когда в последний раз вы видели маленького ребенка высоко на дереве? Вы помните самодельные тележки, которые на опасной скорости передвигались по встречной полосе?

Эти детские удовольствия не для сегодняшних детей.

Дети должны принимать участие в травмоопасной игре. Дети должны получить этот опыт.

Исследователи объясняют это следующим образом:

Рискованная игра, которая происходит на открытом воздухе — это сложная физическая активность, в ходе которой дети пробуют то, чего они никогда не делали раньше. Им нужно узнать, что такое отсутствия контроля (часто из-за высоты или скорости) и преодолеть страх.

На место страха, приходит более захватывающая эмоция.

Однако в современном западном обществе все больше внимания уделяется безопасности детей во всех областях, включая игры. Это проблематично, потому что, с одной стороны, дети должны избегать травм, с другой стороны, у них могут появиться проблемы для нормального развития, как физические, так и умственные.

Рискованная игра, подобная игре на скале и скалолазанию, может дать ребенку волнующую положительную эмоцию и подвергнуть его стимулам, которые он ранее боялся. По мере того, как навыки преодоления препятствий у ребенка улучшаются, это приводит к низкому уровню тревоги.

Исследователи выделяют шесть категорий рискованной игры:

  • Высота, которая может привести к падению — скалолазание, прыжки с неподвижных или гибких поверхностей, балансирование на высоких предметах;
  • Высокая скорость, которая может привести к столкновению и включает в себя неуправляемые действия, такие как качание, скольжение, бег, езда на велосипеде, катание на коньках или катание на лыжах;
  • Опасные инструменты, в том числе режущие предметы или канаты, которые могут задушить;
  • Опасные элементы — скалы, глубокая или ледяная вода, огонь;
  • Борьба или фехтование с помощью палочек, где дети могут повредить друг друга;
  • Исчезнуть или потеряться, оказаться в одиночку в незнакомой среде.
  • А что вы думаете по этому поводу, стоит ли детям разрешать рискованные игры или лучше оберегать их от легкой опасности и тревоги?

    www.napozitiv.ru

    Депрессия: справляемся с симптомами синдрома тревожности

    Депрессия и синдром тревожности часто идут рука об руку.

    Депрессия и синдром тревожности на первый взгляд выглядят как противоположные болезни. Мы думаем: депрессия истощает наши силы, синдром тревожности делает нас взвинченными и испуганными. Депрессия не дает вам возможности подняться с кровати, тревожность же не дает вам уснуть.

    Однако на самом деле все не так просто. На самом деле депрессия и синдром тревожности часто сопровождают друг друга. Специалисты утверждают, что большей части больных депрессией, также ставят диагноз одновременного с депрессией синдрома тревожности.

    Мы знаем, что большая часть симптомов этих заболеваний совпадают, говорит Ян А. Кук, врач аллопат. И вследствие многочисленных исследований ученые узнают, что большое количество мозговых процессов также совпадают.

    К несчастью, сочетание депрессии и синдрома тревожности создают очень тяжелую болезнь и многим людям ставят не точный диагноз. Однако, в настоящее время существует множество эффективных методов лечения обоих заболеваний.

    «Если у вас приступ депрессии и синдрома тревожности одновременно, вы верите, что эти мучения никогда не закончатся», говорит Дин Маккиннон, помощник профессора при больнице в Балтиморе. «Однако это не так. Вылечиться можно, просто необходимо подобрать правильное лечение».

    Что такое депрессия и синдром тревожности

    Несмотря на то, что каждое из этих заболеваний делает больного недееспособным, их сочетание приносит еще больший вред больному. Если у вас уже есть депрессия, то синдром тревожности только усилит ваши страдания, утверждает Маккиннон.

    Депрессия вызывает у больных чувство глубокого разочарования, безнадежности и беспомощности. Синдром тревожности же еще больше усиливает эти чувства, сопровождая их и физическими симптомами – учащенное сердцебиение, боль в груди и утрудненное дыхание.

    «Больные, которым поставили диагноз депрессия с проявлением синдрома тревожности, чувствуют себя на дне, падают духом и не видят смысла в жизни», говорит Джерин Росс, президент ассоциации по синдрому тревожности в США. Она также говорит о том, что мысли таких больных часто меняются, что приводит к невозможности сосредоточиться, эти больные не могут сидеть спокойно ни минуты. Это очень тяжкое сочетание заболеваний.

    Такое сочетание также очень трудно контролировать. Таким больным очень важно знать, что им будет намного труднее вернуться в нормальное состояние. Речь не идет о том, что они не смогут вылечиться, просто им придется приложить к этому больше усилий и времени.

    Люди, которым поставили диагноз одновременной депрессии и синдрома тревожности:

    У некоторых больных, страдающих депрессией, могут проявляться разные виды синдрома тревожности, как например, паническое расстройство, социальный синдром тревожности или общий синдром тревожности. Однако у большинства больных не проявляется синдром тревожности, как полноценное заболевание, а лишь отдельные симптомы тревожности сопровождают депрессию.

    То обстоятельство, что синдром тревожности и депрессия часто сопровождают друг друга, натолкнуло некоторых специалистов на мысль о том, что возможно это не всегда две разных болезни. Они утверждают, что возможно, со временем, они смогут различать тревожность и депрессию как еще одно психическое заболевание, не связанное ни с синдромом тревожности, ни с депрессией.

    Способы лечения депрессии и синдрома тревожности

    Разные врачи используют разные методы лечения депрессии с проявлением синдрома тревожности. Одни из них стараются определить, какое состояние приносит большие страдания – то есть основное заболевание – и тогда стараются вылечить его в первую очередь. Остальные же стараются лечить оба состояния одновременно. К счастью множество из существующих методов лечения являются эффективными в обоих случаях. Просто их можно использовать разными способами:

    Мы предлагаем вам 5 вариантов лечения депрессии и синдрома тревожности:

    www.eurolab.ua

    Тревожность и депрессия

    Проблемы психического здоровья у маленьких детей могут иметь серьезные последствия для их развития. Важно понимать причины, симптомы, последствия и то, какие методики коррективного вмешательства являются наилучшими, чтобы выявлять и предотвращать тревожность и депрессию у маленьких детей.

    Поделиться этой информацией

    Проблемы психического здоровья, испытываемые в зрелом возрасте, часто начинаются в детстве и юности. Подсчитано, что один из семи детей во всем мире страдает из-за проблем с психическим здоровьем. Один из главных типов психических проблем, обнаруживаемых в детстве, это проблемы интернализующего типа. Проблемы интернализующего типа характеризуются эмоциональным дистрессом, направленным вовнутрь, что осложняет распознавание данных проблем. В отличие от обычного страха, застенчивости и грусти, проблемы интернализующего типа ухудшают развитие и жизненное функционирование ребенка.

    Проблемы интернализующего типа включают в себя депрессию и тревожность. К симптомам депрессии у детей более старшего возраста относят чувство уныния, проблемы с весом и аппетитом, расстройство сна, потерю энергии и низкую самооценку. Несмотря на то, что споры по поводу диагностирования депрессии у маленьких детей все еще продолжаются, симптомы могут проявляться уже в возрасте трех лет. Всемирная Организация Здравоохранения предполагает, что к 2030 году депрессия станет вторым наиболее важным бременем болезней после ВИЧ/ СПИДа. 1

    Тревожные расстройства также могут стать причиной значительного дистресса и расстройств у маленьких детей, поэтому они заслуживают особого рассмотрения. Проблемы с тревожностью существуют, когда эмоциональная реакция детей несоразмерна характеру той ситуации, с которой они сталкиваются (например, истеричные рыдания при разлуке с родителем ), и когда такая реакция мешает жизни ребенка. Тревожные расстройства часто предшествуют большой депрессии.

    Хотя они и отличаются друг от друга, симптомы депрессии и тревожности нередко частично совпадают и сосуществуют. Это становится особенно очевидно во время посттравматического стрессового расстройства (ПТСР). ПТСР – серьезное психологическое состояние, которое может развиться после травмы и которое сильно ухудшает дееспособность человека. Ранний травмирующий опыт может привести к долговременным последствиям, и дети, пережившие травмирующее событие, подвержены риску развития ПТСР.

    Одна из причин споров, касающихся диагностирования депрессии или тревожного расстройства у ребенка, заключается в том, что традиционные инструменты диагностики были разработаны для взрослых, и они адекватно не учитывают расстройства , характерные для различных возрастных стадий (например, нарушение распорядка дня семьи). Кроме того, маленьким детям часто бывает сложно объяснить, как они себя чувствуют. К счастью, начали использовать новые инновационные методы , такие как интервью с использованием куклы и рисуночные тесты, чтобы помочь детям выразить свои эмоции.

    Первые признаки проблем интернализующего типа часто наблюдаются у ребенка, находящегося в группе сверстников, при этом депрессия и тревожность могут проявляться в форме застенчивости, боязливости, озабоченности и нервозности. Дети с проблемами интернализующего типа с трудом идут на контакт или вступают в разговор, говорят очень мало и нечасто устанавливают визуальный контакт. Такое социально замкнутое поведение повышает риск виктимизации со стороны сверствников. Тревожные и депрессивные дети реже заводят друзей, их дружеские отношения бывают худшего качества и устанавливаются с детьми, которые также проявляют признаки интернализующих проблем, что может усугубить существующие проблемы. Однако наличие у ребенка хотя бы одного близкого друга может также защитить ребенка от пагубного влияния проблем интернализующего типа.

    Как гены, так и среда увеличивают риск развития у ребенка проблем интернализующего типа. Один из наиболее значительных факторов риска, влияющих на развитие тревожности – это поведенческая заторможенность , рано проявляющаяся черта темперамента, которая характеризуется сильной пугливостью, дистрессом и реактивностью на новые ситуации. Вероятность развития тревожных расстройств на более поздних этапах жизни гораздо выше у детей, которые в раннем детстве демонстрируют заторможенное поведение. Дети с заторможенным поведением часто социально замкнуты и, как следствие, рискуют стать отвергнутыми сверстниками, что может усугубить чувство тревожности и изолированности.

    Связь между поведенческой заторможенностью и социальной отстраненностью кажется особенно сильной у детей, которые демонстрируют искажения внимания к угрозам, когнитивное отклонение, часто связанное с тревожностью. Навыки, задействующие исполнительные функции, такие как когнитивный мониторинг и тормозящий контроль, могут также способствовать развитию тревожности у поведенчески зажатых детей.

    Средовые факторы, увеличивающие риск развития проблем интернализующего типа, включают в себя определенные формы проявления родительского воспитания. Степень влияния родительского воспитания мала, но, как оказалось, является постоянным источником риска развития проблем интернализующего типа. Дети матерей, отличающихся гиперопекой и чрезмерной критикой, придерживающихся жесткой дисциплины, имеют, как правило, слабые навыки эмоционального регулирования и более восприимчивы к сложностям, связанным с эмоциональным здоровьем. Родители, сами испытывающие тревожность, могут подвергать детей риску развития тревожных расстройств, демонстрируя пример избегающего или тревожного поведения. Такое поведение родителей особенно сильно влияет на детей с поведенческой заторможенностью .

    Плохая привязанность является еще одним фактором риска развития тревожности и депрессии. Вызванная опытом проживания в неотзывчивой и равнодушной среде, ненадежная привязанность может привести к недоразвитию навыков эмоционального регулирования у детей и появлению негативного самовосприятия, двум состояниям, ассоциирующимся с проблемами интернализующего типа.

    Первоначальный необходимый шаг для понимания развития детской депрессии и тревожности заключается в расширении диагностики этих состояний в клинических и исследовательских условиях при помощи приемов множественных методов, проведении множества обследований и использовании множества информантов. В то время как использование скрининга для выявления проблем интернализующего типа во время стандартных профосмотров может быть идеальным вариантом, нацеленность на обследование детей и семей, находящихся в группе риска, может представлять собой более эффективный по себестоимости и реалистичный метод профилактики и уменьшения негативных последствий, ассоциирующихся с интернализующими проблемами. Например, тщательный скрининг в тех средах, где дети рискуют пережить травму (например, больницы), или выявление поведенчески зажатых детей в раннем возрасте может оказать значительное влияние на детей, их семьи и общество в целом.

    Родителей может успокоить тот факт, что уже было найдено несколько индивидуально подобранных методов лечения детей в состоянии депрессии или тревожности, однако последовательно применяемые программы лечения еще предстоит разработать. С определенным успехом у детей в возрасте от шести лет применялись антидепрессанты, но их использование в настоящее время ограничено случаями крайней необходимости из-за опасений о здоровье. Когнитивно-бихевиоральная терапия (КБТ) – это наиболее распространенный и эффективный метод работы с тревожностью и депрессией в детстве. КБТ нацелена на то, чтобы помочь детям выявлять свои привычки искаженного мышления и противостоять им, и включает в себя приемы поведенческой терапии, в течение которой дети постепенно переживают ситуации, провоцирующие тревогу. Основанная на игре когнитивно-бихевиоральная терапия применялась у детей уже в возрасте 4 лет.

    Вовлечение родителей в процесс лечения благотворно для снижения симптомов депрессии и тревожности. КБТ часто предполагает вовлечение родителей в программу лечения, для того, чтобы обучить их приемам техник конфронтации и навыкам управления , относящимся к тревожности. Эти коррективные вмешательства впоследствии позволяют родителям оптимальным образом подстраивать свой стиль родительского воздействия под темперамент своего ребенка, становясь при этом менее гиперопекающими и менее тревожными. В случаях посттравматического стрессового расстройства вмешательство должно быть направлено как на нужды ребенка, так и на нужды родителей, чтобы снизить дистресс у всех участников и способствовать функционированию семьи.

    Ранняя коррекция, которая включает в себя психологическое образование, вовлечение родителей и тренировку навыков, помогающих справляться с трудными ситуациями, также является ключев ой для предотвращения развития серьезных и продолжительных (хронических) проблем психического здоровья. Раннее социальное взаимодействие со сверстниками должно проходить под супервизией родителей и педагогов для своевременного выявления признаков проблем интернализующего типа, что может стать идеальной возможностью для раннего вмешательства, нацеленного на тренировку социальных навыков. Совместные усилия родителей, работников здравоохранения и сотрудников детских учреждений наверняка будут наиболее эффективными при создании стабильной и гармоничной окружающей среды для детей.

    Директивные органы , заинтересованные в детском психическом здоровье, должны отдавать предпочтение программам, основанным на экспериментально проверенных (доказательных) данных, а также высококачественным исследованиям, изучающим эффективность вмешательства при лечении депрессии и тревожности у детей . В организациях, предоставляющих услуги, следует распространять информацию о проявлениях тревожности и депрессии в раннем детстве, поскольку проблемы интернализующего типа часто остаются незамеченными. Организации, имеющие дело с детским травматизмом, также должны быть осведомлены о системном влиянии перенесенной травмы на всю семью в целом.

    www.encyclopedia-deti.com

    Страхи и тревожность у детей дошкольного возраста, методы коррекции

    Повышенная тревожность и страхи у детей дошкольного возраста (4-7 лет) — явление довольно распространенное не только в современном обществе, но и на протяжении всего развития человечества. При воспитании ребенка многие родители беспокоятся, что их малыш часто пугается, по их мнению, без всяких на то причин. Нарушается сон, ребенок теряет в весе, рыдает и просит не оставлять его в одиночестве. Тревожность у дошкольников может быть как вариантом нормального развития, так и поводом обратить внимание на методы и условия воспитания ребенка.

    Детский страх: норма или патология?

    Многочисленные исследования подтверждают тот факт, что большинство фобий и невротических реакций у взрослых сформировались еще в раннем детстве. К возникновению какого-либо страха у детей приводят конкретные факторы, которые далеко не всегда являются очевидными для взрослых. Страх — это одна из базовых эмоций человека, естественная реакция организма на ситуацию опасности. Бывают страхи реальные (например, боязнь укуса собаки), а бывают невротические, когда тревожность у дошкольников не обоснована окружающей действительностью. Так, в последнем случае ребенок может бояться звука бытовых приборов, безобидных животных или чего-либо еще, что не относится взрослыми к разряду пугающего. При этом у дошкольника возникают навязчивые состояния, энурез, тики или другие невротические проявления.

    Существует понятие возрастных страхов, которые в норме появляются у каждого человека, находящегося на том или ином этапе развития, и носят временный характер. В дошкольном возрасте ведущим страхом является страх смерти — своей или родителей. Его появление свидетельствует об осознании ребенком необратимости происходящих в жизни изменений, неизбежности смерти или переживания утраты.

    Другими самыми распространенными фобиями являются следующие: страх крови, уколов, боли, темноты, войн, стихийных бедствий, высоты, глубины, животных и насекомых, персонажей сказок или фильмов ужасов. Основной мотивацией таких страхов является угроза жизни в том или ином виде, а инстинкт самосохранения у детей действует отлично. В норме подобные страхи со временем проходят, но если они тяжело переживаются ребенком, это свидетельствует об определенном неблагополучии в его развитии. При повышенном беспокойстве родителей для выявления нормы или патологии в эмоциональном состоянии ребенка желательно обратиться к компетентному психологу.

    Родителям не следует забывать, что маленький ребенок создает в своем воображении сказочный мир, где действуют иные законы, а предметы обладают магическими свойствами. Этот этап развития мышления так и называют — магический. Приписывание различным объектам пугающих свойств может приводить малыша в ужас. Поэтому, чем бы ни был вызван страх дошкольника и как бы он ни проявлялся, взрослые всегда должны серьезно и с уважением относиться к любым реакциям ребенка.

    Причины тревожного поведения

    В основе любого поведения и реакции находится конкретная причина. Повышенная тревожность у детей дошкольного возраста может быть вызвана следующими факторами:

    1. Реальный случай. Страх и тревожность могут иметь конкретную основу в виде определенной ситуации, случившейся с ребенком. Например, укусила собака, потерялся и теперь боится расставаться с мамой и т.п. Страх повторения подобного случая мешает дошкольнику свободно действовать в ряде ситуаций. Как правило, такие страхи легко поддаются коррекции. Однако у малышей с повышенной мнительностью и тревожностью они могут длиться в течение продолжительного периода времени.
    2. Напряженная атмосфера в семье. Ребенок очень чутко реагирует и на подсознательном уровне улавливает конфликтные отношения между близкими людьми. Часто он винит себя в ссорах родителей и тревожится, как сделать так, чтобы они помирились.
    3. Конфликты со сверстниками. Малыш, посещающий детский сад или развивающие секции, может столкнуться с насмешками или обидными действиями со стороны детского коллектива. В этом случае ребенок может начать бояться посещения подобных мест.
    4. Запугивания, внушения со стороны взрослых, постоянные предупреждения об опасности. В результате ребенок начинает бояться активных действий, медицинского персонала, людей в форме и т.д. Такие страхи детей относятся к разряду надуманных, однако очень прочно закрепляются в сознании дошкольника. Внушенный страх в дальнейшем может преследовать человека на протяжении всей жизни.
    5. Бурная фантазия также способствует возникновению тревожности у дошкольников. Дети часто сами выдумывают страшные ситуации. Так, в темноте обычные вещи превращаются в пугающих существ, а в ванной живет монстр, который засасывает все в свою пучину. Одни дети через некоторое время легко забывают об этом, а для других подобные ситуации являются источником постоянного стресса.
    6. К страхам может приводить и неоправданная строгость родителей в отношениях с детьми, чрезмерная требовательность, физические наказания, игнорирование чувства собственного достоинства ребенка. В результате вырастает мнительный и неуверенный в себе человек.
    7. Расстройства психики. Неадекватная тревожность в дошкольном возрасте может выступать симптомом невроза, когда у ребенка возникают приступы паники или возникают страхи, не соответствующие возрасту.

    Для быстрого и эффективного преодоления тревожности у дошкольников важно понимать, какие именно факторы привели к ее возникновению. Определить конкретную причину, вызвавшую страх, поможет диагностическое обследование на приеме у психолога или коррекционного педагога. Специалист скорректирует поведение малыша и даст рекомендации по гармонизации его душевного состояния.

    Способы преодоления страхов

    Методы коррекции детских страхов у дошкольников могут быть самыми разнообразными — от простого проговаривания и рисования до проигрывания ситуаций и реального взаимодействия с пугающим объектом.

    Поскольку дети часто выражают свое эмоциональное состояние при помощи рисования, коррекция страхов посредством рисунков является весьма эффективной. Изображение пугающего объекта часто приводит к снижению тревожности у дошкольников. Важно, чтобы в процессе рисования рядом с ребенком находился подбадривающий его взрослый, оказывающий поддержку и защиту. Если малыш отказывается рисовать, не стоит настаивать, лучше на время отложить это занятие и обратиться к другим методам коррекции.

    Нарисовать страх, значит, непосредственно с ним соприкоснуться, что часто очень волнующе для ребенка. С другой стороны, актуализация пугающего объекта и его условное изображение приводят к снижению напряжения, а появляющийся в процессе рисования интерес со временем замещает собой все негативные эмоции.

    Упражнения на снятие тревожности у дошкольников могут включать в себя обучение методам релаксации с целью снятия мышечного напряжения, придумывание сказочных историй про страх, инсценировка их с помощью различных игрушек. На помощь может прийти вышеупомянутое магическое мышление, которое в норме призвано снизить тревогу. Родителям можно попробовать вместе с ребенком подумать, чего не хватает страху, почему он так себя ведет, наделить пугающий объект привлекательными чертами и т.п. В дополнение с телесными играми это поможет преодолеть боязнь и гармонизировать эмоциональное состояние дошкольника.

    Тревога и страх во многом зависят от душевного состояния ребенка в данный момент. Родителям нужно уметь успокаивать малыша, не оставлять без внимания жалобы, понимать и с уважением относиться к его реакциям на что-либо. Спокойный тон голоса, авторитетное разъяснение, твердая уверенность взрослого развеют тревожные ожидания ребенка. Создание доверительной и поддерживающей атмосферы в семье поможет дошкольнику не загонять страх внутрь, а спокойно обсудить его с близкими. Озвучивание пугающей ситуации уже само по себе снижает напряжение. Именно такой подход лежит в основе воспитания уверенной в себе личности.

    doshkolnik.net

    Депрессия у детей – психическое аффективное расстройство, характеризующееся сниженным настроением, неспособностью переживать радость, моторной заторможенностью, негативным мышлением. Заболевание проявляется тревогой, страхами, фобиями, навязчивыми действиями, нарушениями социальной адаптации, соматическими симптомами (головной болью, недомоганием, нарушениями пищеварения). Диагностика осуществляется с использованием метода клинической беседы, опроса родителей, проективных психологических тестов. Лечение включает психотерапию, социальную реабилитацию, применение медикаментов.

    Слово «депрессия» имеет латинское происхождение, означает «давить», «подавлять». Патология занимает значительное место в структуре детских психических расстройств. Распространенность колеблется от 0,5% до 5%. Отмечается тенденция роста заболеваемости, снижения среднего возраста пациентов. Частота аффективных расстройств возрастной группы до трех лет составляет 0,6-0,9%. Первичные проявления эмоциональной нестабильности малышей являются предвестниками депрессии дошкольников, школьников, взрослых. Отмечается сезонность обострений, пик заболеваемости приходится на осенне-зимний период.

    Причины депрессии у детей

    Причины депрессивных состояний определяются возрастом. Для детей до 3 лет они подразделяются на:

  • Поражения ЦНС. Аффективное нарушение развивается в результате повреждений клеток мозга при внутриутробной гипоксии плода, внутриутробных инфекциях, родовой асфиксии, энцефалопатии новорожденных, перенесенных тяжелых заболеваниях, нейроинфекциях.
  • Наследственную предрасположенность. Дети, близкие родственники которых страдают психическими и неврологическими заболеваниями, более подвержены депрессии.
  • Патологические семейные отношения. Причиной депрессивного состояния становится разрыв контакта с матерью: физическое отделение (детский дом, стационар), эмоциональное отчуждение (алкоголизация матери, увлеченность другими сферами жизни). Тяжелая семейная обстановка является провоцирующим фактором. Частые скандалы, проявления агрессии, насилие, алкоголизм, наркомания родителей формируют чувство подавленности, угнетенности.
  • В дошкольном возрасте ребенок переживает первый опыт социализации – начинает посещать детский сад, секции, творческие студии, устанавливает контакты со сверстниками. Депрессия может развиться вследствие биологических причин, сложных межличностных отношений. Эмоциональное нарушение формирует:

  • Стиль воспитания. Причиной детской депрессии нередко становится отношение родителей: применение насилия, гиперконтроль, гиперопека, равнодушие, недостаточная заинтересованность жизнью ребенка. Повышается уровень невротизации, проявляющийся депрессивным состоянием.
  • Социальные отношения. Усложняющиеся межличностные контакты становятся источником стресса. Отвержение сверстников, требование подчиняться указаниям педагогов негативно отражаются на эмоциональном состоянии дошкольника.
  • У детей младшего школьного возраста сохраняются перечисленные выше причины и добавляются новые. Они представлены усложнением социальных взаимоотношений, ростом учебной нагрузки, особенностями психического развития. Состояние утяжеляется при неспособности справиться с требованиями взрослых, невозможности достичь поставленных целей, оценке себя как слабого, глупого среди сверстников.

    Депрессия у детей – многофакторное заболевание, обусловленное биологическими, генетическими, психосоциальными причинами. К числу биологических патогенетических факторов относится дефицит серотонина, норадреналина, повышенное содержание кортизола ночью, дисбаланс синтеза мелатонина. Существует катехоламиновая теория, согласно которой депрессия развивается при нарушениях гипоталамо-гипофизарных взаимодействий, дефиците нейротрансмиттеров ЦНС, отвечающих за обратную передачу сигналов.

    Существуют психофизиологические и личностные особенности, способствующие возникновению депрессии. Эмоциональное расстройство развивается на фоне повышенной нервозности, нарушений адаптации, страха, интровертированности, тревожности. Воздействие негативных средовых факторов – патологических отношений, неудачного опыта – увеличивает риск развития болезни. Ребенок становится уязвимым к негативным событиям, замыкается, хуже адаптируется к внешним условиям. Иногда патогенетическим механизмом депрессии является чувствительность к климатическим условиям (сезонность), изменение биохимических процессов в головном мозге.

    Существует несколько вариантов классификации депрессии у детей. По продолжительности, полноте проявлений заболевание подразделяют на депрессивную реакцию, депрессивный синдром, депрессивное расстройство. По характеру течения выделяют адинамическую форму болезни, для которой свойственна вялость, медлительность, монотонность, и тревожную форму, характеризующуюся двигательным беспокойством, фобиями, страхами, плаксивостью, нарушениями сна, ночными кошмарами. В российских руководствах по психиатрии для классификации детской депрессии рекомендуется использовать следующие рубрики МКБ-10:

  • Тревожное расстройство, обусловленное разлукой. Ключевой диагностический критерий – отделение ребенка от близких людей, проявляющееся эмоциональными и соматическими нарушениями.
  • Фобическое расстройство детского возраста. Диагностируется при наличии страхов, специфических для определенного возрастного периода.
  • Социальное тревожное расстройство. Тревога, депрессия развиваются при взаимодействии с малознакомыми людьми, новыми социальными ситуациями.
  • Смешанные расстройства поведения и эмоций. Тревога, боязливость, навязчивости, компульсии, ипохондрия дополняются нарушениями поведения – агрессивностью, замкнутостью, пренебрежением социальными нормами.
  • Симптомы депрессии у детей

    Характерной чертой заболевания является маскированность. Маленький пациент еще не оценивает эмоции, не осознает их, не предъявляет жалоб. В раннем детстве центральное место занимают соматические симптомы, тревожность. Часто наблюдаются нарушения сна, снижение аппетита, недостаточная масса тела, диарея, запор, боли различной локализации (головные, абдоминальные, суставные, мышечные), учащенное сердцебиение. Дети дошкольного возраста говорят об усталости: «ножки не хотят идти», «хочу полежать». В младшем школьном возрасте к физическому недомоганию может добавиться идея наличия болезни, повышенное внимание к собственному состоянию, тревога даже при незначительном недомогании. Диагностические исследования (лабораторные анализы, УЗИ, МРТ) без изменений.

    Эмоциональное состояние характеризуется тревожностью. Напряженность, страхи усиливаются вечером, достигают пика в ночное время. Тревога беспредметна, беспричинна, при нарастании трансформируется в оформленный страх. Малыши кричат, плачут. Панику вызывает уход мамы, новая обстановка, незнакомые люди (врач, друг семьи). Дети плохо адаптируются к детскому саду, переживают, что мама забудет забрать их домой. Чем старше становится ребенок, тем более страшные картины рисует его воображение. Появляется страх смерти родителей, несчастного случая, войны. В тяжелых случаях тревога генерализуется, все события выглядят угрожающими. Формируются фобии – боязнь замкнутых пространств, внезапной смерти, темноты, высоты. Развиваются панические атаки – приступы учащенного сердцебиения, головокружения, удушья.

    У младших школьников депрессия проявляется поведенческими изменениями: нарастает замкнутость, безразличие, снижается интерес к играм, урокам, общению. Появляются жалобы на скуку: «мне скучно», «хочется плакать», «я ничего не хочу». Снижение интереса к жизни является явным признаком депрессии. Дети становятся слезливыми, заметен эмоциональный регресс: ребенок плачет без мамы, успокаивается при укачивании. Депрессия выражается дистимией – мрачностью, угрюмостью, озлобленностью, высказыванием упреков, обвинениями. Снижение заинтересованности учебой и общее недомогание влекут за собой школьную дезадаптацию: нарастает учебная неуспеваемость, отсутствует желание посещать школу.

    В 20-50% случаев депрессия у детей со временем отягощается другими расстройствами настроения и поведения. 30-80% пациентов имеют тревожное расстройство, 10-80% – нарушения поведения, 20-80% – дистимию, 18-30% – субстанционную зависимость. Наиболее опасным исходом депрессии является суицид. Примерно у 60% больных детей появляются мысли о самоубийстве, 30% совершают попытки, часть из них завершается летальным исходом. Своевременная диагностика, периодический контроль врача снижают вероятность возникновения осложнений.

    Диагностика депрессии у детей включает комплексное обследование педиатром, детским неврологом, психиатром. До четырехлетнего возраста заболевание выявляется методом исключения и определения факторов риска (пре- и постнатальных повреждений ЦНС, наследственности). В старшем возрасте становится возможным выявление эмоциональных изменений, социальных причин, провоцирующих расстройство. Процесс постановки диагноза включает следующие мероприятия:

    • Консультация врача-педиатра. Специалист осматривает ребенка, опрашивает родителей, выдает направление на стандартные исследования для исключения соматических заболеваний.
    • Консультации узких специалистов. Врачи профильных направлений (гастроэнтерологи, дерматологи, хирурги) используют необходимые клинические, лабораторные, инструментальные методики для окончательного исключения соматической патологии.
    • Консультация невролога. Врач проводит осмотр, направляет на инструментальные исследования: УЗИ, ЭЭГ, МРТ головного мозга. Результат позволяет определить наличие биологической основы развития депрессии.
    • Консультация психиатра. Когда соматические болезни исключены, пациент направляется к психиатру. Специалист оценивает эмоциональные реакции, поведенческие особенности, выясняет наличие психологических причин депрессии, анализирует данные обследований невролога и клинического психолога, устанавливает диагноз.
    • Клинический психолог. Определение депрессии после 3-4 лет проводится с использованием специальных психодиагностических методик – рисуночных тестов, методов, предполагающих интерпретацию образного материала. Эмоциональная сфера, особенности социальных взаимодействий оцениваются по результатам рисунка человека, несуществующего животного, методики «дом-дерево-человек», «моя семья», теста Розенцвейга.
    • Лечение депрессии у детей

      Признанными методами лечения являются детская психотерапия и лекарственная терапия. Параллельно проводятся социально-реабилитационные мероприятия. Комплексный подход предполагает:

    • Прием антидепрессантов. Наиболее распространено применение селективных ингибиторов обратного захвата серотонина. Они обезболивают, успокаивают, сглаживают панические проявления, фобии. Вероятность побочных эффектов низкая. Терапевтический эффект наблюдается через несколько недель.
    • Когнитивно-бихевиоральную терапию. Наиболее эффективными являются когнитивно-поведенческие методы: ребенок научается осознавать, выражать и переживать эмоции, рассказывать о травмирующем опыте, получать поддержку, изменять поведение и настроение при помощи различных техник. Основу работы составляют методы расслабления – дыхательные упражнения, телесно-ориентированная терапия. Проективные методики (рисунки, лепка, сказкотерапия) помогают пережить и осознать негативные чувства. Игровая терапия вырабатывает эффективные поведенческие навыки.
    • Семейную психотерапию. Встречи родителей, ребенка и психотерапевта направлены на восстановление гармоничных семейных отношений, поиск «общего языка» между членами семьи. Родители научаются помогать ребенку преодолевать трудности, создавать условия для скорейшего выздоровления.

    Лечение проводится амбулаторно, при тяжелом течении болезни (психотические эпизоды, попытки самоубийства) требуется стационарный режим. После устранения тяжелых симптомов пациента выписывают. Родителям советуют сообщить о заболевании педагогам, подчеркнуть важность толерантного отношения, помощи, поддержки в период выздоровления. Следует предупредить их о конфиденциальности информации о болезни. Дома важна постоянная эмоциональная поддержка, соблюдение режима сна-бодрствования, питания, посильных физических нагрузок (регулярные прогулки).

    Прогноз и профилактика

    Отмечается высокий риск развития повторного эпизода депрессии: 25% детей имеют рецидивы заболевания через год, 40% – через два года, 70% – спустя пять лет. У 15-40% во взрослом периоде диагностируется биполярное расстройство личности. Профилактика депрессии у детей позволяет снизить вероятность развития первого эпизода, при установленном диагнозе – уменьшить риск рецидивов. Основной профилактической мерой является создание благоприятной семейной обстановки, поддержание доверительных близких отношений, поддержка, участие в делах ребенка. Важен периодический врачебный контроль, систематический прием назначаемых лекарств, посещение психотерапевтических занятий. Самостоятельная отмена лечения недопустима, даже если пациент выглядит здоровым.

    www.krasotaimedicina.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Navigation