Три стадии развития стресса

Стадии развития стресса

Стресс является одной из самых главных причин развития психосоматических патологий. Он может возникнуть абсолютно у каждого человека, вне зависимости от его половой принадлежности, условий труда, возраста. Такое состояние, как дистресс, которое подразумевает длительное и интенсивное течение, с прохождением через все фазы стресса, является пусковым механизмом развития гипертонической болезни, различных аритмий. Он также может спровоцировать нарушение работы пищеварительного канала, привести к возникновению гастрита или колита. Головные боли, снижение полового влечения практически всегда сопутствуют протеканию стресса.

Основными причинами развития стресса считается большое количество различных ситуаций, которые мы воспринимаем в качестве опасных, при этом достаточно часто на них бывает неадекватная реакция. Это запускает механизмы мобилизации защитных ресурсов нашего организма. Это и вызывает развитие стресс, стадии которого известны практически всем людям.

Следует учитывать, что стресс реализуется за счет выброса гормонов в кровяное русло. Главными действующими лицами являются адреналин, норадреналин. Это означает, что главными проявлениями этого состояния будут те, которые вызывают эти гормоны. Организм абсолютно всех людей совершенно идентично реагирует на стресс, поэтому выделяется три стадии стресса, описанные еще в 1936 году ученым Гансом Селье.

Основные этиологические причины

Специалисты разделяют триггерные факторы возникновения стресса на физиологические и психологические. Первые провоцируют развитие биологического стресса, а последние психоэмоционального.

Физиологическими причинами считаются такие воздействия, которые способны травмировать человека за счет неблагоприятных условий внешней среды или другие травмирующие воздействия. Чаще всего речь идет о температурных условиях, всевозможных повреждениях, недостаточном количестве еды или воды, угрожающих факторам для жизни, а также других ситуациях, которые способны пошатнуть здоровье.

Однако на сегодняшний день намного больше уделяется внимание психологическим аспектам. Они подразделяются на информационную и эмоциональную составляющие, которые относятся к психологическим причинам. Они не наносят вреда здоровью человеку, однако длительность их влияния намного более продолжительная, что снижает возможность нормальной, естественной реакции на них. Это приводит к тому, что значительно повышается уровень стресса. Психосоматические патологии развиваются как раз под влиянием психологического стресса.

Все стадии развития стресса возникают под влиянием конфликтных ситуаций, высокой нагрузки, постоянной необходимости что-либо придумывать, или же, наоборот, от чересчур однообразной работы. Высокий уровень ответственности также подразумевает высокий уровень стресса, поскольку организм постоянно напряжен, что приводит к истощению его защитных резервов.

Последние исследования специалистов этой области выделяют экологический стресс. Изучаются возможности организма выживать в тяжелых для него условиях. Речь идет не только о загрязнении экологии. К примеру, жизнь в многоквартирных или высотных домах, пренебрежение физической активностью за счет лифта или транспорта, наличие всевозможных электроприборов. Это все приводит к нарушению нормальных биоритмов человека, провоцируя постоянный высокий уровень стресса.

Все фазы стресса имеют типичное течение. Тревога характеризуется тем, что организм, получив выплеск гормонов, начинает свою подготовку к защите от травмирующего фактора или к бегству от него. Эта стадия развивается за счет влияния гормонов надпочечников, также в ней принимают участие иммунная система, органы пищеварения. Следует учитывать, что снижение резистентности организма к патогенным микроорганизмам также относится к этой стадии. Сюда же относятся такие процессы, как снижение аппетита, нарушение переваривания пищи.

Если травмирующая, стрессогенная ситуация быстро была разрешена, то все изменения, которым подвергся организм, пройдут без какого-либо следа или вреда. Она может быть разрешена следующими путями:

При длительном течении такого фактора могут начинаться неадекватные реакции организма, которые свидетельствуют о том, что резервы организма на исходе. В случае очень сильных стрессогенных ситуаций, особенно тех, которые имею физиологическую основу – травмы, перегрев, переохлаждение, очень часто приводят к смертельному исходу.

Сопротивление или резистентность

Вторая стадия наступает тогда, когда уровень адаптационных возможностей человеческого организма значительно превышен, он не может справиться с такой нагрузкой самостоятельно. Эта стадия стресса подразумевает продолжение функционирования организма, при этом его очень тяжело отличить от нормального по внешним признакам. Все процессы, как физиологические, так и психологические, мобилизуются, они переходят на более высокие уровни. Все психологические проявления, такие как тревожность, агрессивное поведение, повышенная возбудимость, значительно снижаются, а могут исчезнуть совсем.

Следует учитывать, что человеческий организм не может адаптироваться бесконечно, существуют определенные уровни, которые нельзя превышать. Если же таковое случилось, то человек проходит сразу через все фазы развития стрессов, развивается так называемое истощение.

Истощение несколько похоже с первой стадией выраженного стресса, но не имеет ничего общего со второй. Важно понимать, что уже сейчас невозможно провести мобилизацию всех резервов организма. Следовательно, именно сейчас он кричит о помощи, как физиологическими проявлениями, так и психологическими.

Во время 3 стадии существует высокий риск развития психосоматических патологий, а также возникает большое количество психологических патологий. Если стрессовый фактор не элиминируется от контакта с человеком, то его состояние значительно декомпенсируется, в особо тяжелых случаях возможен летальный исход.

Зачастую декомпенсация проявляется как длительно протекающая тяжелая депрессия. Возможен также вариант развития нервного срыва. Динамика этой стадии стресса всегда отрицательная, то есть для того, чтобы человек смог победить, ему необходима поддержка извне. Иногда это могут быть психологические аспекты помощи, психотерапия, достаточно часто прибегают к медикаментозным средствам. Важно своевременно устранить триггерный фактор, а также помочь человеку его преодолеть.

Если уровень стресса незначительный, то его можно победить без посторонней помощи. А вот уже вторая стадия требует поддержки извне. Лечение стрессов всегда должно быть комплексным. Оно включает не только психологическую поддержку, но и различные лечебные мероприятия. Особое внимание следует уделять образу жизни человека.

Биологический стресс требует устранение травмирующего фактора, после чего пациентам назначаются медикаментозные процедуры или препараты. Достаточно часто они не требуются, поскольку нарушение гормонального баланса очень кратковременное.

Психологический стресс, наряду с экологическим, требует следующих подходов:

  • Рационализация образа жизни. Это основа успешного излечения. Она требует изменения всех областей, отказа от вредных привычек, нормализацию режима труда и отдыха, сна. Также следует уделить внимание питательному рациону, физической активности. Не будет лишним устранение избыточной массы тела, регулярные занятия спортом.
  • Вторым по значимости подходом к терапии стресса является применение адекватной физической нагрузки. Именно она является физиологическим механизмом утилизации гормонов стресса. При ее помощи также можно проводить профилактику этого состояния, поскольку она может не допустить его развития или же значительно снизить его интенсивность. Важно также отметить, что физическая нагрузка способствует выработки гормонов удовольствия или радости – эндорфинов, серотонина. Род деятельности должен подбираться в индивидуальном порядке лечащим врачом, он напрямую зависит от физической формы, возможностей отдельно взятого пациента.
  • Психологическая поддержка – сеансы психотерапии. Длительность такого лечения подбирается специалистом.
  • Медикаментозная терапия зависит от степени тяжести стресса, наличия психосоматической патологии.
  • apatii.net

    Стадии развития стресса и борьба с ним

    Каждый человек испытывал на себе влияние какой-либо стадии стресса, ведь к такому состоянию может привести как печальное, так и радостное событие.

    Существует множество точек зрения о том, что такое психологический стресс. Это понятие было впервые введено в XX веке известным врачом Гансом Селье. Он установил, что большинство людей одинаково реагируют на один и тот же раздражитель. Именно он открыл воздействие на организм адреналина как причину развития стресса.

    Согласно Селье, стресс — это совокупность приспособительных и защитных реакций человеческого организма на положительное или отрицательное воздействие. Факторы, вызывающие это состояние, получили название стрессоров.

    Таким образом, психологический стресс — адаптационная реакция организма, необходимая человеку для того, чтобы справиться со сложной ситуацией. Эта реакция позволяет мобилизовать все возможности организма, поэтому люди, находящиеся в стрессовом состоянии, могут совершать невероятные поступки.

    Изучению механизма развития стресса было посвящено множество трактатов по психологии. Ученые сошлись во мнении, что существуют физиологические и психологические причины этого состояния. К первым относятся травмы, а также вредные условия окружающей среды. Чаще всего встречаются такие факторы, как:

    • перепады температур;
    • нехватка еды или воды;
    • возникновение опасности для жизни или здоровья.
    • В современном мире преобладают психологические механизмы стресса, выраженные в информационной или эмоциональной форме. Общим для них является то, что человек находится под длительным влиянием раздражителей и не может от них избавиться. К этой группе факторов относятся рабочие конфликты, перенапряжение, слишком бурная или монотонная трудовая деятельность, а также повышенная ответственность.

      С развитием мировой промышленности актуальным стал такой фактор, как экологический психологический стресс. Ему способствуют не только загрязненная атмосфера, вода и еда. Доказано, что люди, которые проживают в многоэтажках, ежедневно пользуются общественным транспортом и электроприборами, постоянно находятся под стрессовым состоянием.

      Существует три стадии стресса:

      Первая стадия является реакцией организма на адреналин и другие гормоны, которые выделяются для защиты от опасной ситуации. На протяжении этой фазы иммунитет организма значительно снижается. Влияние гормонов затрагивает и пищеварительную систему, поэтому происходит нарушение аппетита и обменных процессов в ЖКТ. Любой человек может самостоятельно избавиться от напряженного состояния в первой стадии. В таком случае нарушения в организме очень быстро исчезают, и он возвращается в свой привычный режим работы. Если стрессовая ситуация затягивается либо человек не может на нее реагировать, психологический стресс начинает истощать резервы организма. Особенно сильные факторы воздействия могут привести даже к смерти.

      Следующая стадия стресса наступает в том случае, если возможностей организма достаточно для устранения стрессового фактора. Все органы и системы функционируют нормально, но происходит переход психологических и физиологических процессов на более высокий уровень. На этой стадии развития стресса человек может чувствовать себя спокойно, но при продолжении действия стрессового фактора состояние переходит в следующую фазу.

      На последней стадии развития стресса происходят процессы, аналогичные первой. Разница лишь в том, что все резервы организма заканчиваются, и он начинает буквально “кричать” о помощи. Появляются соматические и психологические патологии, которые со временем могут перетекать в тяжелые, иногда смертельные, болезни. Если человек находится на 3 этапе стрессового состояния, ему необходима помощь со стороны. (Если вы находитесь в стрессовом состоянии и не в состоянии взять себя в руки — не бойтесь обратиться за помощью!)

      Способы борьбы со стрессовым состоянием

      Все проводимые мероприятия должны преследовать 2 цели:

      1. Повышение стрессоустойчивости организма.
      2. Приобретение опыта в борьбе с конкретными стрессогенными условиями.

      Прежде всего, нужно определить, на какой стадии стресса находится человек. Так, с первым этапом можно справиться самостоятельно, а уже второй требует посторонней помощи. Терапия должна включать в себя лечебные мероприятия, психологическую поддержку и корректировку образа жизни.

      Если стресс был вызван биологическими факторами, человеку необходима медицинская помощь. В некоторых случаях такое состояние проходит само при отсутствии гормональных нарушений.

      Если же стрессовое состояние обусловлено экологическим или психологическим раздражителем, применяется комплексное лечение. Оно включает в себя:

    • корректировку образа жизни. Нельзя недооценивать этот фактор, так как он является определяющим для избавления от стресса. Необходимо ложиться спать до 11 часов вечера, исключить из рациона вредные продукты, избавиться от лишнего веса и уменьшить потребление алкогольных напитков, больше времени проводить на природе;
    • увеличение физической нагрузки. Интенсивные упражнения расходуют адреналин, уменьшая проявления стрессового состояния. Кроме того, при долговременных нагрузках выделяется эндорфин — гормон счастья;
    • психологическое лечение: йога, аутотренинги, изменение отношения к стрессовым ситуациям и т. д.;
    • Применение медикаментов необходимо в том случае, когда к психологическому расстройству добавляется соматическая болезнь.

      Конкретные препараты и дозировку назначает лечащий врач.

      nevroz.club

      Для определения наиболее рациональных способов воздействия на человека в состоянии стрессовой ситуации необходимо иметь представление о динамике развития состояния внутреннего напряжения (рис. 8).

      Выделяют три стадии развития стресса:

      1) возрастание напряжения или мобилизация (отрезок АВ);

      2) адаптация (отрезок ВС);

      3) истощение, спад внутренней активности до фонового уровня, а иногда и ниже, или дезорганизация (отрезок СО).

      Рис. 8. Динамика стресса

      Стадия мобилизации (тревоги) характеризуется ростом интенсивности реакций, повышением четкости познавательных процессов, ускорением их, готовностью быстро вспомнить необходимую информацию. На этой стадии организм функционирует с большим напряжением, однако он справляется с нагрузкой с помощью поверхностной или функциональной мобилизации, без глубинных структурных перестроек. Например, подготовка срочной работы к заданному сроку, подготовка студентов ксессии.

      Стадия адаптации (отрезок ВС) проявляется за стадией мобилизации при условии, что стресс продолжается длительный период времени. Оптимальный уровень – переносимый стресс воспринимается как позитивное явление, как вызов со стороны ситуации, но при этом контроль за ситуацией остается за индивидом. Данное положение позволяет добиваться высокого уровня производительности. На этой стадии отмечается сбалансированность расходования адаптационных резервов организма. Все параметры, выведенные из равновесия на первой стадии, закрепляются на новом уровне. Но если данная стадия стресса затягивается, то наступает переход к третьей стадии.

      Стадия дезорганизации (отрезок СО) возникает при устойчивом сохранении стрессовой нагрузки. На этой стадии может произойти нарушение внутренней регуляции поведения личности, происходит потеря контроля над ситуацией.

      Длительный стресс даже при сохранении внешнего состояния индивида без изменения может привести к серьезным внутренним заболеваниям. Водораздел между оптимальным и чрезмерным уровнями стресса, за пределами которого наступает третья стадия, очень невелик и является индивидуальным для каждого человека. Он зависит от личностных характеристик, способностей индивида справляться с давлением ситуации.

      Некоторые исследования показали наличие взаимосвязи между типом темперамента руководителей, занимаемой должностью и стрессовыми состояниями этих руководителей (табл. 7).

      Исследования проводились на крупных предприятиях РФ в 1997 г. В табл. 9.4.1 сумма ответов не равна 100 %, поскольку при проведении анкетирования остальные опрошенные не признали факта стрессовых нагрузок.

      Влияние темперамента на состояния стресса у руководителей

      Существует ряд причин, вызывающих стрессы личности в организациях (рис. 9). К ним относятся организационные, внеоргани-зационные, личностные факторы.

      Рис. 9 Факторы, вызывающие стрессы личности в организации

      Организационные факторы, вызывающие стресс, определяются позицией индивида в организации. Рассмотрим примеры.

      • Трудовая деятельность индивида – ограничения, вызываемые режимом, сменностью работы в организации, внедряемые организационные изменения, новые технологии, которые индивиду приходится постоянно осваивать.

      • Взаимоотношения в организации – построение и поддержание хороших отношений с начальником, коллегами, подчиненными. Эта причина является одной из наиболее стрессовых для работников.

      • Недостаточно ясное понимание работником своих роли и места в производственном процессе, коллективе. Такая ситуация бывает вызвана отсутствием четко установленных прав и обязанностей специалиста, неясностью задания, отсутствием перспектив роста.

      • Недостаточная нагрузка сотрудника, при которой работнику не представляется возможности продемонстрировать свою квалификацию в полной мере.

      • Необходимость одновременного выполнения разнородных заданий, не связанных между собой и одинаково срочных. Данная причина характерна для руководителей среднего звена в организации при отсутствии разграничения функций между подразделениями и уровнями управления.

      • Неучастие работников в управлении организацией, принятии решений по дальнейшему развитию ее деятельности, особенно в период резкого изменения направлений работы. Такое положение характерно для крупных отечественных предприятий, где не налажена система управления персоналом и рядовые сотрудники оторваны от процесса выработки решений. На многих западных фирмах существуют программы вовлечения персонала в дела фирмы и разработки стратегических решений, особенно при необходимости увеличения объема производства или улучшения качества выпускаемых изделий.

      • Карьерное продвижение – достижение индивидом карьерного потолка или же чрезмерно быстрое карьерное продвижение.

      • Физические условия труда – слишком высокая или низкая температура в рабочем помещении, сильные запахи, недостаточная освещенность, повышенный уровень шума.

      Внеорганизационные факторы вызывают стрессы в результате действия следующих обстоятельств:

      отсутствия работы или длительного ее поиска;

      конкуренции на рынке труда;

      кризисного состояния экономики страны и, в частности, региона.

      Личностные факторы, вызывающие стрессовые состояния, формируются под воздействием состояния здоровья, семейных проблем, эмоциональной неустойчивости, заниженной или завышенной самооценки.

      В результате действия перечисленных причин возможны следующие последствия стресса: субъективные, поведенческие, физиологические.

      Субъективные последствия предполагают возникновение у человека чувства беспокойства, тревоги, повышенную утомляемость. При проявлениях стресса у индивида усиливаются негативные поведенческие последствия в организации в виде прогулов, неудовлетворенности работой, распространении слухов, сплетен. Физиологические последствия проявляются как повышение артериального давления, сердечно-сосудистые заболевания, нарушение сна, апатия.

      Потери организаций от стрессов становятся все значительнее во всех индустриально развитых странах.

      В США менеджеры считают причинами стрессов недостаток власти, некомпетентность отдельных руководителей, конфликт доверия в рамках организаций. Японские менеджеры на первое место среди причин стрессов выдвигают напряжение, связанное с организационными изменениями, необходимостью освоения новых технологий. Немецкие менеджеры жалуются на давление со стороны растущего темпа работы, объясняют стресс недостаточной подготовленностью персонала.

      Все эти причины, а также потери работодателей, вызванные стрессами работников, заставляют организации разрабатывать программы управления стрессами, отрабатывать и внедрять способы адаптации личности к стрессовой нагрузке.

      Управление индивидуальными стрессами представляет собой способы адаптации личности к стрессовой ситуации. Существует несколько уровней управления стрессами.

      Первый – на уровне организации, в результате изменений в политике, структуре производства, выработке четких требований к сотрудникам, оценке их деятельности.

      В некоторых организациях, преимущественно в зарубежных компаниях и в отдельных отечественных банковских структурах, проводят тренинги релаксации (после работы, 2-3 раза в неделю) под руководством психолога.

      Проводятся также тренинги для развития коммуникативной культуры сотрудников, обучения навыкам сброса напряжения, выездные игровые тренинги с целью снятия напряжения в коллективах, укрепления связей между сотрудниками. Они помогают человеку чувствовать себя лучше, расслабиться, восстановить силы. Подобные программы существуют и применяются на уровне всей организации, особенно много их разработано на предприятиях стран Западной Европы и в США.

      Второй уровень управления стрессом – для отдельной личности. Предназначен для того, чтобы уметь справляться со стрессами индивидуально, используя рекомендации и специальные программы по нейтрализации стрессов. Такие программы включают медитацию, тренинг, физические упражнения, диету и иногда даже молитву. Они помогают человеку почувствовать себя лучше, расслабиться.

      Учитесь правильно распоряжаться своим временем.

      Умейте переключать свою деятельность.

      Заставьте стресс работать на вас.

      Посмотрите на ситуацию со стороны.

      Все проходит, пройдет и это.

      Рассмотрим подробные приемы индивидуальной борьбы со стрессом. 1. Учитесь правильно распоряжаться своим временем. Умение правильно организовать свое время – важное средство снятия или предупреждения стресса. Вот несколько простых правил:

      при составлении списка необходимых дел перечисляйте в нем, кроме необходимых, такие, какие хотелось бы вам сделать именно сегодня. Регулярно отмечая, что удалось сделать, получаете приятное чувство удовлетворения;

      все дела разносите по категориям: главные и те, что можно сделать позже; важно уметь ставить цели и расставлять приоритеты. Эта рекомендация при всей ее простоте достаточно сложна для осуществления: она включает умение говорить «нет», ограничивать себя, планировать свою деятельность на каждый день с учетом цели, поставленной на длительный период;

      избегайте лишних обещаний; это приводит к дополнительной нагрузке на нервную систему, когда вы не можете выполнить обещанного;

      четко уточните для себя разницу между активностью и продуктивностью: активность – проявление внешней большой энергии, не всегда идущей на пользу дела; иногда это суетливость, много движений, а мало результатов; продуктивность– выполнение намеченного, постепенное приближение к поставленной цели;

      проанализируйте причины потери времени: длительные разговоры по телефону, ожидание в очереди, выполнение незапланированных дел.

      Существует множество технических средств для ежедневного планирования дел и проведения анализа потерь времени: ежедневники, органайзеры, офисные программы персональных компьютеров и пр.

      2. Умейте переключать свою деятельность.

      Чтобы уйти от напряжения, необходимо найти адекватное по интенсивности замещение выполняемой работе, другой вид деятельности. Это может быть другая работа или физические упражнения, спорт.

      3. Заставьте стресс работать на вас.

      Если неприятностей нельзя избежать, то целесообразно попытаться извлечь из них, по возможности, пользу:

      постарайтесь принять негативное событие как позитивное (потерю работы как возможность найти лучшую);

      отнеситесь к стрессу как источнику энергии.

      4. Посмотрите на ситуацию со стороны.

      В спокойном состоянии вы не могли бы столько сделать, в возбужденном состоянии успели несравненно больше:

      воспринимайте проблему как вызов;

      не думайте о прошлых событиях как о поражении;

      вы не можете отвечать за поступки других людей, а можете только контролировать свою реакцию на них. Главное – победа над эмоциями.

      5. Все проходит, пройдет и это.

      Постарайтесь видеть будущее в положительном свете. Хотя бы ненадолго вспоминайте, как вы ощущали себя, когда все было хорошо.

      Учитесь приемам физического расслабления, откажитесь от напряженных поз, вызывающих стрессовое состояние.

      При необходимости решать большую и сложную задачу, от одной мысли о которой опускаются руки, разбейте ее на небольшие составные части и начните их постепенно решать.

      Не разрешайте себе утонуть в жалости окружающих, но не отказывайтесь от помощи близких.

      Помните, что вы не одиноки. То, что вы испытываете сейчас, другие перенесли и выжили. Так будет и у вас.

      studopedia.su

      Стресс. Стадии развития стресса

      Стресс – состояние напряжения, возникающее у человека или животного под влиянием сильных воздействий. Повреждающие агенты, неспецифические требования, предъявляемые их воздействием. Стадии развития стресса, реакция организма; адаптационный синдром.

      Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

      Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

      Размещено на http://www.allbest.ru/

    • Введение
    • Часть 1. Понятие стресса
    • Часть 2. Стадии развития стресса
    • Часть 3. Как человеческий организм реагирует на стресс
    • Заключение
    • Каждый человек испытывал его, все говорят о нем, но почти никто не берет на себя труд выяснить, что же такое стресс. Многие слова становятся модными, когда научное исследование приводит к возникновению нового понятия, влияющего на повседневное поведение или на образ наших мыслей по коренным жизненным вопросам.

      В наши дни много говорят о стрессе, связанном с административной или диспетчерской работой, с загрязнением окружающей среды, с выходом на пенсию, с физическим напряжением, семейными проблемами или смертью родственника. Но многие ли из горячих спорщиков, защищающих свои твердые убеждения, утруждают себя поисками подлинного значения термина «стресс» и механизмов его?

      Слово «стресс», так же как «успех», «неудача» и «счастье», имеет различное значение для разных людей. Поэтому дать его определение очень трудно, хотя оно и вошло в нашу обыденную речь. Что это, усилие, утомление, боль, страх, необходимость сосредоточиться, унижение публичного порицания, потеря крови или даже неожиданный огромный успех, ведущий к ломке всего жизненного уклада? Ответ на этот вопрос — и «да», и «нет». Вот почему так трудно дать определение стресса. Любое из перечисленных условий может вызвать стресс, но ни одно из них нельзя выделить и сказать: «вот это и есть стресс», потому что этот термин в равной мере относится и ко всем другим.

      Предметом реферата являются стадии развития стресса. Объект реферата — стресс.

      Цель реферата: проанализировать стресс. В соответствии с поставленной целью необходимо решить ряд задач:

      · дать определение понятию стресса;

      · определить стадии развития стресса;

      · выявить, как человеческий организм реагирует на стресс;

      За основу реферата взяты учебники и учебные пособия Ю.М. Губачёва, В.И. Секачева, Л.М. Попова, Л.А. Китаева-Смыка, К.В. Судакова, В.С. Магуны, И.Ю. Кулагиной.

      Таким образом, реферат составлен в соответствии с поставленной целью и задачами и включает введение, три части и заключение. В конце прилагается список использованной литературы.

      Часть 1. Понятие стресса

      В литературу по медицине и психологии слово «стресс» попало полвека назад. В 1936 г. в журнале «Nature», в разделе «Письма к редактору», было опубликовано короткое сообщение канадского физиолога Ганса Селье под названием «Синдром, вызываемый разными повреждающими агентами».

      Ещё будучи студентом, Селье обратил внимание на тот очевидный факт, что различные инфекционные заболевания имеют сходное начало: общее недомогание, потеря аппетита, температура, озноб, ломота, и боли в суставах. Эксперименты подтвердили наблюдение молодого ученого. Они показали, что не только инфекции, но и другие вредоносные воздействия, наряду со специфическими для каждого из них последствиями, вызывают комплекс однотипных биохимических, физиологических и поведенческих реакций. Селье предположил, что существует общая неспецифическая реакция организма на любую «вредность», направленная на мобилизацию защитных сил организма. Эту реакцию он назвал стрессом. [6, с. 9]

      Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявление ему требования. Чтобы понять это определение, нужно сначала объяснить, что мы подразумеваем под словом «неспецифический». Каждое предъявленное организму требование в каком-то смысле своеобразно или специфично. На морозе мы дрожим, чтобы выделить больше тепла, а кровеносные сосуды кожи сужаются, уменьшая потерю тепла с поверхности тела. На солнцепеке мы потеем, и испарение пота охлаждает нас. Если мы съели слишком много сахару, и содержание его в крови поднялось выше нормы, мы выделяем часть и сжигаем остальное, так что уровень сахара в крови нормализуется. Мышечное усилие, например, бег вверх по лестнице с максимальной скоростью, предъявляет повышенные требования к мускулатуре и сердечнососудистой системе. Мышцы нуждаются в дополнительном источнике энергии для такой необычной работы, поэтому сердцебиение становится чаще и сильнее, повышенное кровяное давление расширяет сосуды и улучшается кровоснабжение мышц.

      Каждое лекарство и гормон обладают специфическим действием. Мочегонные увеличивают выделение мочи, гормон адреналин учащает пульс и повышает кровяное давление, одновременно поднимая уровень сахара в крови, а гормон инсулин снижает содержание сахара. Однако независимо от того, какого рода изменения в организме они вызывают, все эти агенты имеют и нечто общее. Они предъявляют требования к перестройке. Это требование неспецифично, оно состоит в адаптации к возникшей трудности, какова бы она ни была.

      Другими словами, кроме специфического эффекта, все воздействующие на нас агенты вызывают также и неспецифическую потребность осуществить приспособительные функции и тем самым восстановить нормальное состояние. Эти функции независимы от специфического воздействия. Неспецифические требования, предъявляемые воздействием как таковым, — это и есть сущность стресса.

      С точки зрения стрессовой реакции не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или в адаптации. Мать, которой сообщили о гибели в бою ее единственного сына, испытывает страшное душевное потрясение. Если много лет спустя окажется, что сообщение было ложным, и сын неожиданно войдет в комнату целым и невредимым, она почувствует сильнейшую радость. Специфические результаты двух событий — горе и радость — совершенно различны, даже противоположны, но их стрессорное действие — неспецифическое требование приспособления к новой ситуации — может быть одинаковым.

      Так какой же это одинаковый ответ противопоставляет хрупкая живая система натиску прекрасного, но и яростного мира. Прежде всего, свою сильнейшую способность гибко приспосабливаться. Стресс и есть набор приспособленных реакций, предназначенных на всякий случай, общий адаптационный синдром (ОАС).

      Адаптация — это динамический процесс, благодаря которому подвижные системы живых организмов, несмотря на изменчивость условий, поддерживают устойчивость, необходимую для существования, развития и продолжения рода. Именно механизм адаптации, выработанный в результате длительной эволюции, обеспечивает возможность существования организма в постоянно меняющихся условиях среды.

      Вышеприведённое относится в равной степени и к животным, и к человеку. Однако существенным отличием человека является то, что решающую роль в процессе поддержания адекватных отношений в системе “индивидуум-среда”, в ходе которого могут изменяться все параметры системы, играет психическая адаптация.

      Психическую адаптацию рассматривают как результат деятельности целостной самоуправляемой системы (на уровне “оперативного покоя”), подчёркивая при этом её системную организацию. Но при таком рассмотрении картина остаётся не полной. Необходимо включить в формулировку понятие потребности. Максимально возможное удовлетворение актуальных потребностей является, таким образом, важным критерием эффективности адаптационного процесса. Следовательно, психическую адаптацию можно определить как процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, который (процесс) позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели, обеспечивая в то же время соответствие максимальной деятельности человека, его поведения, требованиям среды.

      Психическая адаптация является сплошным процессом, который, наряду с собственно психической адаптацией (то есть поддержанием психического гомеостаза), включает в себя ещё два аспекта:

      а) оптимизацию постоянного воздействия индивидуума с окружением;

      б) установление адекватного соответствия между психическими и физиологическими характеристиками.

      Изучение адаптационных процессов тесно связано с представления об эмоциональном напряжении и стрессе. Это послужило основанием для определения стресса как неспецифической реакции организма на предъявляемые ему требования, и рассмотрение его как общего адаптационного синдрома. [3, с. 55]

      Нелегко представить себе, что холод, жара, лекарства, гормоны, печаль и радость вызывают одинаковые биохимические сдвиги в организме. Однако дело обстоит именно так. Количественные биохимические измерения показывают, что некоторые реакции неспецифичны и одинаковы для всех видов воздействий.

      Медицина долго не признавала существования такого стереотипного ответа. Казалось нелепым, что разные задачи, фактически все задачи, требуют одинакового ответа. Но если задуматься, то в повседневной жизни много аналогичных ситуаций, когда специфические явления имеют в то же время общие неспецифические черты. На первый взгляд трудно найти «общий знаменатель» для человека, стола и дерева, но все они обладают весом. Нет невесомых объектов. Давление на чашу весов не зависит от таких специфических свойств, как температура, цвет или форма. Точно так же стрессорный эффект предъявленных организму требований не зависит от типа специфических приспособительных ответов на эти требования.

      Позднее Селье предложил различать стресс и дистресс (англ. distress — истощение, несчастье). Сам по себе стресс он стал рассматривать как положительный фактор, источник повышения активности, радости от усилия и успешного преодоления. Дистресс же наступает при очень частых и продолжительных стрессах при таких сочетаниях неблагоприятных факторов, когда наступает не радость преодоления, а чувство беспомощности, безнадежности, сознания чрезмерности, непосильности и нежеланности, обидой несправедливости требуемых усилий. [6, с. 12]

      Стресс — это состояние напряжения, возникающее у человека или животного под влиянием сильных воздействий.

      Стресс — это особое состояние организма человека и млекопитающих, возникающее в ответ на сильный внешний раздражитель.

      Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявление ему требования.

      Научные статьи о стрессе, как правило, начинаются с жалоб на отсутствие четких определений, а в словарях дается не какое-то одно, а множество определений. В кратком Оксфордском словаре — 5 определений стресса, среди которых следующие: побуждающая или принуждающая сила, усилие или большая затрата энергии, силы, оказывающие воздействие на организм.

      Какие бы определения ни давали разные авторы, их смысл становится ясен из контекста. Всегда в качестве центрального звена стресса предполагается та самая выявленная молодым Селье неспецифическая реакция организма, имеющая независимо от причины стресса, свои закономерности развития.

      Часть 2. Стадии развития стресса

      Если травмирующий агент настолько силен, что его кратковременное действие не совместимо с жизнью, то животное погибает во время реакции тревоги в первые часы или дни. Если же ему удастся выжить, то реакция тревоги непременно сменится второй стадией адаптационного синдрома — стадией сопротивления. В тех случаях, когда действие вредного агента продолжается, достигнутая адаптация утрачивается вновь. Животное переходит в третью фазу — стадию истощения.

      Известный зарубежный психолог Ганс Селье, основоположник западного учения о стрессах и нервных расстройствах, определил следующие стадии стресса как процесса:

      1) непосредственная реакция на воздействие (стадия тревоги);

      2) максимально эффективная адаптация (стадия сопротивления);

      3) нарушение адаптационного процесса (стадия истощения).

      В широком смысле эти стадии характерны для любого адаптационного процесса.

      Первая ступень стресса. Датчики великолепной живой машины обнаруживают превышение допустимых уровней и подают предупредительные сигналы. Системы управления — регуляции энергично мобилизуют защитные ресурсы.

      Если действие стрессора не прекратилось, наступает вторая стадия, второй этап борьбы существования приспособительных механизмов со стрессором. Возникает равновесие между силой вопроса — непривычным требованием окружающей среды и силой ответа — изменением голлостаза, новым уровнем равновесий внутренней среды организма. Эта стадия может длиться очень долго — месяцами и даже годами.

      И только когда резервные, приспособительные возможности систем внутренних равновесий будут исчерпаны, наступит третья стадия стресса, которая ведет к истощению. И снова внутренние датчики организма просигналят — тревога, защитные возможности подошли к концу, надо отступить.

      Если вести борьбу со стрессом дальше, то неизбежно разовьется какая-нибудь из “болезней стресса”, точнее болезненный дистресс. Когда уже не хватает сил, появляется истощение.

      Первая фаза — первичный ответ организма на действие стрессоров — характерны увеличение и повышенная деятельность коры надпочечников, усиленная секреция адреналина, повышение концентрации сахара в крови (гипергликемия), а так же сморщивание тимуса (вилочковой железы, которая отвечает за иммунитет организма). В желудочно-кишечном тракте появляются кровоточащие язвочки. Активация системы гипоталамус — гипофиз — кора надпочечников (эти железы внутренней секреции связаны между собой, причем гипоталамус является также частью нервной системы) вызывают гормональные сдвиги и обеспечивают мобилизацию защитных сил организма в ответ на действие стрессоров. Происходящие на этой фазе изменения функционально неоднозначны, и не всегда полезны для организма (например, повышение артериального давления — необходимый компонент физиологической мобилизации — при некоторых сердечно-сосудистых заболеваниях может привести к инсульту или инфаркту).

      В фазе сопротивления усиливается секреция кортикостероидов (гормоны, обладающие выраженным действием на водно-солевой (минералокортикоиды), углеводный и белковый (глюкокортикоиды) обмен), изъявления исчезают; организм проявляет повышенную устойчивость (адаптируется) к действию стрессора. При длительном и интенсивном действии стрессора фаза сопротивления сменяется фазой истощения, которая сопровождается рез снижением сопротивляемости организма, ухудшением его состояния, возникновением различных заболеваний; вновь появляются язвы в желудочно-кишечном тракте. При продолжающемся воздействии стрессора может наступить гибель. Механизмы, переводящие организм из фазы сопротивления в фазу истощения до сих пор неизвестны.

      Таким образом, выделяют три стадии развития стресса:

      1. Стадии тревоги

      2. Стадия сопротивления

      3. Стадия истощения

      Часть 3. Как человеческий организм реагирует на стресс

      стресс неспецифический напряжение адаптационный

      1. Неблагоприятные факторы (стрессоры) вызывают реакцию стресса (сокращенно — стресс), т.е. человек сознательно или подсознательно старается приспособиться к совершенно новой ситуации. Затем наступает выравнивание, или адаптация (в науке употребляется английский термин GAS — General Adaptation Syndrom). Человек либо обретает равновесие в создавшейся ситуации и стресс не дает никаких последствий, либо не адаптируется к ней — это так называемая мал-адаптация (плохая адаптация). Как следствие этого могут возникнуть различные психические или физические отклонения.

      Иными словами, стресс либо достаточно долго продолжается, либо возникает довольно часто. Причем частые стрессы способны привести к истощению адаптационной защитной системы организма, что, в свою очередь, может стать причиной психосоматических заболеваний.

      2. Пассивность. Она проявляется у человека, адаптационный резерв которого недостаточен и организм не способен эффективно противостоять стрессу. Возникает состояние беспомощности, безнадежности, депрессии. Но такая стрессовая реакция может быть преходящей.

      Две другие реакции активные и подчинены воли человека.

      3. Активная защита от стресса. Человек меняет сферу деятельности и находит что-то более полезное и подходящее для достижения душевного равновесия, способствующее улучшению состояния здоровья (спорт, музыка, работа в саду или огороде, коллекционирование и т.п.)

      4. Активная релаксация (расслабление), которая повышает природную адаптацию человеческого организма — как психическую, так и физическую. Эта реакция наиболее действенная.

      Попытаемся представить, что происходит в организме во время стресса.

      В нормальных условиях в ответ на стресс у человека возникает состояние тревоги, смятения, которое является автоматической подготовкой к активному действию: атакующему или защитному. Такая подготовка осуществляется в организме всегда, независимо от того, какой будет реакция на стресс — даже тогда, когда не происходит никакого физического действия. Импульс автоматической реакции может быть потенциально небезопасен и приводит организм в состояние высшей готовности. Сердце начинает биться учащенно, повышается кровяное давление, мышцы напрягаются — вы готовы обороняться. Вне зависимости от того, серьезна опасность (угроза жизни, физическое насилие) или не очень (словесное оскорбление), в организме возникает тревога и в ответ на нее — готовность противостоять. В большинстве случаев вы не нападаете и не бежите, как первобытный человек, но ваша нервная система функционирует точно так же, как у далекого предка.

      Меняются времена и возникают новые стрессовые ситуации — это пришлось испытать практически каждому из нас. Возьмем самый простой пример: у вас возник конфликт с начальником. Ситуация стандартная — вы бы рады сделать то, что от вас хотят, но у вас ничего не получается. Вы напрягаетесь, мобилизуете все свои внутренние резервы, большое количество энергии. В создавшейся ситуации энергия расходуется, как на попытку выполнить поручение, так и на преодоление автоматической естественной реакции на «давление» свыше. Нарастают внутреннее напряжение, злость, проявляется страх, учащаются сердцебиение и пульс. Иными словами наступает стресс.

      То же самое происходит и при домашних неурядицах. Если в эти мгновения вам удастся увидеть себя в зеркале, то обратите внимание, какая злобная гримаса исказила ваше лицо: губы сжаты, уголки рта опущены, все мышцы в судорожном напряжении — не лицо, а застывшая маска. Вам требуется все больше энергии, чтобы овладеть сложившейся ситуацией и приступить к действию, к которому вынуждает домашний конфликт. И как результат этого — состояние стресса.

      Что же происходит с человеком при стрессе? Каков механизм реакции тревоги?

      В 1935 году американский физиолог Уолтер Кеннон впервые определил ее как реакцию борьбы или бегства. Или, выражаясь математическим языком, реакция А или В.

      Информация о реакции тревоги через органы чувств поступает в мозг, где имеется важная «ретрансляционная станция» — гипоталамус. В течение долей секунды информация через нервные окончания симпатической нервной системы передается в надпочечники. Получив сигнал «SOS», этот орган моментально выбрасывает в кровь огромное количество «боевых гормонов» — адреналина и норадреналина, которые разносятся сосудами по всему телу. Происходит перераспределение (перекачивание) крови: она перемещается туда, где более необходима для ответных действий А или В — главным образом в мышцы. Из мозга сигналы тотчас поступают дальше — нарастает психическое напряжение, усиливается внимание, осуществляется подготовка к действию. Все это происходит молниеносно — напряжение, а отсюда и стресс, нарастают с чудовищной быстротой. Гипоталамус мобилизует нейрогуморальный аппарат: через нервные окончания импульсы передаются гладким мышцам и железам внутренней секреции, которые начинают усиленно вырабатывать гормоны.

      Не так давно было доказано, что при физическом стрессе надпочечники выделяют преимущественно норадреналин, при психическом (тревога, страх, ярость) — прежде всего адреналин. Адреналин и норадреналин учащают пульс и дыхание и повышают кровяное давление. Они способствуют также увеличению в крови количества некоторых веществ (в частности, триацетилглицеролов), что по цепной реакции приводит к возникновению сердечно-сосудистых заболеваний: атеросклероза, инфаркта миокарда, инсульта. Именно повышение количества ацетилглицеролов — одна из возможных причин возникновения (под действием стресса) психических заболеваний. [6, с. 13]

      Как уже говорилось, стрессовая реакция вызывает в организме обычным рефлекторным путем естественное ответное действие — реакцию А или В. Наш сегодняшний «естественный» образ жизни с его «привычным» дефицитом движений не дает стимула для активного ответного действия. Для нас все более и более привычной в подобных ситуациях становится реакция В — бегство. И это сочетание неадекватного образа жизни и биохимической и гормональной реакций на стресс может привести к серьезным отклонениям в состоянии здоровья.

      Какой же выход из создавшегося положения мы можем и должны найти? Выход один — прежде всего, изменить образ жизни, перейти от пассивности к активности. Ведь достаточная активность не позволяет вредным веществам скапливаться в организме. А как быть в тех ситуациях, когда вы не в состоянии исключить стрессовую ситуацию из своей жизни? Следует научиться активно влиять на нее, «амортизируя» тем самым стрессовый удар. Это означает — научиться управлять стрессом вопреки естественной автоматической реакции и отвечать на него ауторегуляционно, или, как говорят медики, релаксационно.

      В течение долгого времени бытовало мнение, что реакция тревоги (А или В) является непредсказуемой и небезопасной и по-другому человек не может реагировать на стресс. Однако многолетний опыт свидетельствует: гораздо полезнее, используя резервные возможности организма, овладеть методом сознательной и активной саморегуляции. Это позволит вам реагировать на стресс более спокойно.

      Секреты ответной реакции на тревогу (А или В) раскрыл американский физиолог Уолтер Кеннон. В тайну возникновения стресса проник канадский физиолог Ганс Селье. Именно физиологи высказали предположение о возможности сознательного ауторегуляционного вмешательства, проникновения человека внутрь самого себя, в собственное «я», и дали ему научное обоснование. Это были великий русский физиолог Павлов и выдающиеся американские исследователи Уолес и Бенсон.

      Они показали, что человек способен также регулировать некоторые природные физиологические процессы, т.е. обладает возможностью целенаправленно использовать свои возможности. Таким образом, его реакция на стрессовые раздражители может способствовать укреплению здоровья — как психического, так и физического. Само по себе это логично: ведь если вам «под силу» вредить собственному здоровью, то почему бы не использовать те же самые способности во благо. И тогда усилия будут направлены не только на дисрегуляцию, но, наоборот, будут использованы положительно для ауторегуляции. Об этой очень важной способности многие из нас, вероятно, даже не подозревают, и у большинства она так и остается неиспользованной.

      Когда человек вдруг узнает, что он совсем не обязательно должен стать жертвой стресса, что он вполне может положиться на себя и обладает способностью защищаться, это, естественно, придает ему уверенность в своих силах и вызывает желание что-то предпринять. Но для этого необходимо знать средства и методы, с помощью которых можно контролировать свои физиологические реакции на стрессовые импульсы.

      Автоматическая реакция тревоги состоит из трех последовательных фаз (согласно теории Г. Селье): 1) импульс, 2) стресс и 3) адаптация. Иными словами, если наступает адаптация, то стрессовое состояние вскоре идет на убыль — человек, так или иначе, успокаивается. Если же адаптация нарушается (или вообще отсутствует), то возможно возникновение некоторых психосоматических заболеваний или расстройств.

      Следовательно, если вы не хотите направить свои усилия на сохранение здоровья, то на стрессовый импульс должны осознательно отвечать релаксацией. С помощью этого вида активной защиты человек в состоянии вмешиваться в любую их трех фаз стресса. Тем самым вы можете помешать воздействию стрессового импульса, задержать его или (если стрессовая ситуация еще не наступила) ослабить стресс, предотвратив тем самым психосоматические нарушения в организме.

      Активизируя деятельность нервной системы, релаксация регулирует настроение и степень психического возбуждения, позволяет ослабить или сбросить вызванное стрессом психическое и мышечное напряжение.

      Таким образом, стресс является составной частью жизни каждого человека, его нельзя избежать. Реакция человека на стрессовые раздражители может способствовать укреплению здоровья — как психического, так и физического. Важно и стимулирующее, созидательное, формирующее влияние стресса в сложных процессах воспитания и обучения. Но стрессовые воздействия не должны превышать приспособительные возможности человека, так как в этих случаях могут возникнуть ухудшение самочувствия и заболевания — соматические и невротические. Почему это происходит? Разные люди реагируют на одинаковые нагрузки по-разному. У одних реакция активная — при стрессе эффективность их деятельности продолжает расти до некоторого предела («стресс льва»), а у других реакция пассивная, эффективность их деятельности падает сразу («стресс кролика»).

      · Стресс — это состояние напряжения, возникающее у человека или животного под влиянием сильных воздействий.

      · Стресс — это особое состояние организма человека и млекопитающих, возникающее в ответ на сильный внешний раздражитель.

      · Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требования.

      2) Выделяют три стадии развития стресса:

      2. Стадия сопротивления

      3) Стресс является составной частью жизни каждого человека, его нельзя избежать. Реакция человека на стрессовые раздражители может способствовать укреплению здоровья — как психического, так и физического. Важно и стимулирующее, созидательное, формирующее влияние стресса в сложных процессах воспитания и обучения. Но стрессовые воздействия не должны превышать приспособительные возможности человека, так как в этих случаях могут возникнуть ухудшение самочувствия и заболевания — соматические и невротические. Почему это происходит? Разные люди реагируют на одинаковые нагрузки по-разному. У одних реакция активная — при стрессе эффективность их деятельности продолжает расти до некоторого предела («стресс льва»), а у других реакция пассивная, эффективность их деятельности падает сразу («стресс кролика»).

      1. Губачёв, Ю.М. Эмоциональный стресс в условиях нормы и патологии человека / Ю.М. Губачёв, Б.В. Иовлев, Б.Д. Карвасарский. — Л.: Наука, 1976. — 346 с.

      2. Китаев-Смык, Л.А. Психология стресса / Л. А. Китаев-Смык. — М.: Политиздат, 1980. — 119 с.

      3. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология развития / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. — М.: ТЦ «Сфера», 2001.-345 с. — ISBN 5-9415-0003-3.

      4. Мескон, М Основы менеджмента: пер. с анг./ М. Мескон, М. Альберг, Ф. Хедоури. — М.: Дело ЛТД , 1994. — 702 с. — ISBN 5-7107-5841-8.

      5. Психология личности. Теория и исследования: пер. с анг./ Отв. ред. В.С. Магуна, М.С. Жамкочьян. — М.: Аспект Пресс. — 2000. — 607 с. — ISBN 5-7567-0237-7.

      6. Секачев, В.И Как преодолеть стресс / В.И. Секачев. — М.: ТОО «ТП», 1998. — 160 с. — ISBN 5-88923-020-4.

      7. Стресс жизни: сб./ Отв. ред. Л.М. Попова, И.В. Соколов. — СПб: ТОО Лейла. — 1994. — 384 с. — ISBN 5-8372-0245-6.

      8. Судаков, К.В. Системные механизмы эмоционального стресса / К.В. Судаков. — М.: Наука, 1981. — 189 с.

      Размещено на Allbest.ru

      Стресс — состояние напряжения, возникающее у человека или животного под влиянием сильных воздействий. Разновидности стресса и крайние формы реакции на него организма. Анализ причин стресса на рабочем месте и его влияние на выполнение рабочих заданий.

      Понятие и виды стресса. Физические, социальные и семейные стрессоры. Основные стадии стресса: тревога, сопротивление и истощение. Его симптомы и последствия. Методы борьбы со стрессом. Напряжения, возникающее у человека под влиянием сильных воздействий.

      Существует множество методик стресс-менеджмента. Стресс — это состояние напряжения, возникающее у человека под влиянием сильных воздействий. Стресс – это неспецифическая защитная реакция организма в ответ на неблагоприятные изменения окружающей среды.

      Стресс как общий адаптационный синдром (ОАС). Кратковременный и длительный стресс. Периоды мобилизации адаптационных резервов. Фазы развития стресса и его субсиндромы. Изменения психических процессов и социально-психологических функций при стрессе.

      Понятие стресса. Стрессоры. Виды стресса. Основные положения концепции стресса. Общий адаптационный синдром. Психологические аспекты стресса. Три фазы стресса. Устойчивость человека к стрессу. К чему приводит стресс. Способы борьбы со стрессом.

      Понятие общего адаптационного синдрома. Мобилизация психофизиологических ресурсов организма для адаптации в трудных условиях. Факторы, вызывающие стресс, стрессовая реакция. Генерализованный адаптационный синдром. Психологический стресс и успех.

      Концепция стресса Г. Селье, ее сущность и содержание, история разработок и развития. Стадии стресса как процесса. Разработка программы профилактики организационного стресса для конкретной должности, оценка ее практической эффективности и значимости.

      Стресс — неспецифическая реакция организма на сильное воздействие (физическое или психологическое); состояние нервной системы организма. Понятие дистресса. Развитие стресса в управленческом труде и борьба с ним. Исследование последствий стресса на работе.

      Научно-теоретические аспекты стресса. Стадии развития стресса по Селье. Причины, вызывающие стрессовые нарушения. Физические проявления стресса. Основные регуляторы стресса. Выходы из стрессовых состояний. Способы успокоения и избавления от стресса.

      Стресс как психическое состояние человека, возникающее в ответ на разнообразные экстремальные воздействия. Основные причины развития негативных эмоций. Рассмотрение особенностей проявления дистресса. Влияние психологического стресса на здоровье человека.

      otherreferats.allbest.ru

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Navigation