У моего ребенка аутизм что делать

У моего ребенка аутизм. Вы чем-то можете мне помочь?

Всемирному дню распространения информации о проблеме аутизма посвящается

В календаре для этого дня определена одна дата — 2 апреля. День, когда проходят акции, в небо улетают синие шары, а по телевизору можно увидеть редкий фильм о людях с аутизмом. Например, «Человек дождя» или российскую корокометражку «Каждый 88-й». Теперь уже, согласно более свежим данным, каждый 68-й человек в мире имеет признаки расстройства аутичного спектра.

Итак, шары улетели, дети остались. С Анной Гордеевой и ее дочкой Полиной общаемся в редакции. Несколько лет назад семья переехала в Екатеринбург, поближе к родителям и возможностям, которые может предоставить столичный город. Здесь, в Первоуральске, у Полины остался педагог, после занятий с которым начался прогресс – Анна Костюк из центра «Логопед». Полина, наконец, заговорила, и теперь ее не остановить!

Мы устанавливаем с Полиной контакт, практически, с порога. Несколько секунд смущения, и вот Полина увлеченно начинает рассказывать о том, как вчера замаралась в клее. Достает все свои «богатства» в виде тетрадей, раскрасок, книг. Фломастеры забыли! Предлагаем ей специальные маркеры, соглашается.

— И тряпочку надо или салфетку, — просит Полина. Про салфетки мы расскажем отдельно. Скромная цветовая гамма девочку вполне устраивает. Хотя, больше всего ей нравится фиолетовый цвет.

— Она из головы рисует, непрофессионально только. Вот, все хочу ее в студию устроить, пока руки не доходят. Я вынуждена работать.

Долгое время, пока специалисты пытались установить Полине диагноз, Анна не работала. Забота о дочери и особенной внучке легла на плечи родителей. То, что девочка отличается от остальных, стало очевидно после полугода. Хотя сейчас Анна понимает: первые признаки «налицо» появились гораздо раньше.

— Мне навсегда врезались в память слова мужа, когда мы приехали из роддома: «Ты знаешь, мне кажется, она о чем-то думает». У нее был настолько серьезный, осмысленный, взрослый взгляд. Потом уже, когда я узнала о диагнозе, одним из признаков бывает такой взгляд ребенка.

Но до этого момента были долгих 4,5 года поиска ответов – почему ребенок не садится сам, не пытается говорить, а все, что издает – истошный ультразвук.

— Это было очень тяжело. Ребенок бьется в истерике, орет, потому что не может объяснить, что хочет, а я ору, потому что не понимаю, что хочет она. Мой папа стал искать информацию на всяких сайтах. Нашел детский язык жестов. Учились через картинки. Минут пять в день занимались и через недели две-три появились какие-то результаты.

Были пройдены все осмотры, сданы все анализы и УЗИ. Медицинская карта росла, как на дрожжах. А врачи говорили: «Ребенок здоров, просто у нее индивидуальное развитие, давайте подождем».

— На тот момент об этой особенности никто не говорил и не знал, наверное. Каких только диагнозов нам не ставили. Когда Полина начала вставать и пытаться ходить, у нее была настолько неуклюжая походка, выглядело это так, как у детей с ДЦП. Подозрение на недоразвитость тазобедренных суставов было. Ставили дизартрию, другие логопедические диагнозы. Она реагировала, но долго внимания не удерживала. У меня был такой момент, когда я, как все мамы, переживала, как же я буду отучать ребенка от груди. Планировали кормить ее где-то до полутора лет. И в год и месяц я подношу ее к груди, она просто упирается в меня, кричит, мол, не трогай меня! Возможно, это была та стадия отторжения, где она обозначила характерный для таких детей «свой» мир. Но, чтобы она совсем ни на кого и ни на что не реагировала, такого не было у нас. Физически она была здорова, но что-то было не так. И, пока, мы бегали и узнавали, потеряли очень много времени.

Переломный момент случился, когда Полине было 4,5 года. Знакомая посоветовала пойти к логопеду. К тому времени Полина научилась более-менее себя обслуживать, но по-прежнему не говорила.

—Пришли мы с диагнозом «моторная алалия». При нем дети просто физически не могут говорить. 30-40 минут шла диагностика. Нам сказали: «У вас немного не тот диагноз. Это больше похоже на аутизм. На расстройство аутичного спектра». Дали список литературы.

Анна говорит, новый диагноз не поверг в шок, не напугал. Скорее, вызвал облегчение. Наконец, причина особенности ее ребенка была установлена. Значит, можно было теперь с этим что-то делать.

— Для меня это ничего не было. Аутизм и аутизм. Слово. И, наконец, мы нашли человека, который знал, что делать с Полиной. Ребенок, который не мог дольше двух минут заниматься одним делом, на первом же занятии сел с незнакомым человеком в маленькую комнату, полную игрушек, шкафов. И она занималась, даже не попыталась уйти. Это я про Анну Костюк говорю и наши занятия в центре «Логопед». Когда я увидела, что Полина занимается, держит внимание, когда сказали, как мы можем себе и ребенку помочь, это меня вдохновило. Мы до сих пор на занятия ходим два раза в неделю. Сейчас психиатры говорят, что аутизм существует у детей 3-4 лет. А у взрослых официально этот диагноз не ставят — ближе к 18 годам переводят его в «шизофрению».

В пять лет Полина, наконец, заговорила. Сначала отдельными словами, потом, достаточно скоро, предложениями. Сейчас это птица-говорун, смеется Анна. Если найдет свободные уши — тут же начинает рассказывать свои истории.

— В садик я ее еще с трех лет отдала, в частный. Воспитатель была прекрасная, занималась с ней, дети не отторгали, но и особо не интересовались ею. Она и сейчас не является инициатором общения или игр. Если кто-то подойдет и позовет играть, она согласится. Дружить может. У нее есть определенная погруженность в себя, но не в такой явно выраженной форме. С помощью занятий удалось неплохо ее социализировать. Она сама себя обслуживает, учимся греть в микроволновке, но пока стараюсь оградить ее от электроприборов.Одна она никуда не ходит. Просто мы сейчас проживаем в Екатеринбурге. До школы нужно добираться с пересадками. Погулять в закрытом доре — пожалуйста, и то я одним глазом поглядываю.

Окружающие стараются Полину не замечать, как только замечают ее отличие от остальных. Им проще отстраниться. Хотя, осуждения или непонимания с каждым годом все меньше. Все-таки информированность делает свое дело.

—Раньше это было большие круглые глаза, страна советов от бабушек, осуждение. Мой характер тоже сильно изменился. Я, как и Полина, перестала смотреть в глаза людям, отвожу взгляд. Я обросла колючками. Потом одна мама научила меня, как можно справляться с косыми взглядами и словами. Я теперь просто говорю: «У моего ребенка аутизм. Вы чем-то можете мне помочь?». Как правило, люди замолкают и удаляются.

Анна говорит, никогда не стыдилась своей особенной дочери. Скорее, дочь «подкидывает» поводы для радости и гордости.

— Такой пример. Пришли мы с Полиной в довольно дорогой магазин, и нас пригласили в честь дня детей на мероприятие. Алексея Немова пригласили на презентацию новой коллекции. Никто не обратил внимания на особенности Полины. Было много людей, я боялась, что она будет себя плохо чувствовать. Думаю, если что, уйдем. Пришли, ее нарядили, потом всех детей пригласили на банкет. И надо было видеть, как все обычные воспитанные дети накинулись на еду, как с голодного края. Взрослые бежали впереди детей, распихивая их и заталкивая пиццу в рот. Полина спокойно взяла тарелочку, подошла, положила, аккуратно пошла в уголок и спокойно, даже не накрошив, поела. Это был гордость.

С аккуратностью и педантичностью у Полины полный порядок. Если на кофточке пять пуговиц, то все до единой должны быть застегнуты. Либо пуговиц не должно быть вообще.

— Если приходим в магазин, и на манекене расстегнутый жакет, подходим и застегиваем пуговки и замки. Кофты без пуговиц для нее просто взрыв мозга.

Слушая истории про нее, Полина время заливисто смеется, позируя и общаясь с коллегой. Пару раз пытается рассказать вчерашнюю историю про клей, но Анна останавливает — говорит, сейчас мы поговорим, потом ты. Полина слушается.

Когда дела у Полины пошли в гору, Анна смогла, наконец, выйти на работу. Потом, поняв, что в Первоуральске им «светит» только 18-я школа, перебралась к родителям в Екатеринбург и устроила дочку в специализированную речевую школу. Наняла тьютора. И тут, неожиданно, начались проблемы.

— Она пошла уже готовая, не вскакивала, удерживала учебную позу. Пока она успевала за детьми, учителя все устраивало. Потом, когда она начала отставать, было принято решение – лишь бы другим не мешала. Оценок в первом классе им не ставили, и все вскрылось к концу года. Директор пошла нам навстречу, разрешила остаться на второй год. Был рекомендован тьютор – ассистент для того чтобы помочь наладить контакт с учителем. Но школа была против. Для учителя большое испытание, это же повышенный контроль, это взрослый посторонний человек на уроке. Не было понято, что это помощник, а не второй учитель. Считали, что тьютор подрывает авторитет. Я тоже не стразу поняла, откуда ноги растут. За полгода от меня сбежали три тьютора. А найти их очень трудно. Отчаявшись, я взяла няню, взрослую женщину. Мы пытались переучить ее на тьютора, но иногда проскакивало. Она уже потом сказала мне, что ее откровенно выживают из школы, она не стала это терпеть, но доучила до конца года. Во втором классе нам дали обученную девушку, так как мы стояли в очереди. Она встречает Полину в школе, находится на уроках и уезжает домой. Задача хорошего тьютора, как можно быстрее стать ненужным ребенку, незаметно научить и не «отсвечивать».

Анна приняла решение перевести Полину в другой речевой центр. Это было «небо и земля». Вновь нанятого тьютора там встретили с распростертыми объятиями.

— Она по обычной программе идет, но в чем-то отстает. Во многом наивная. Любит физкультуру, движение. Пытались плаванием заниматься, но у нас с ней какая-то аллергия. Есть мечта отдать ее в спортивную секцию, но на все это нужно время. Пока у нас основное — это занятия. Останавливаться нельзя, пойдет регресс. Обычные дети учатся, глядя на взрослых. Эти дети не умеют подражать, их нужно этому учить. Нужно запустить в них этот алгоритм пошагово. Например, взять ложку, донести до рта, положить еду в рот. У нас вся жизнь состоит из алгоритмов, только мы этого не замечаем. Автоматически делаем. И еще нужно сделать обобщение. То есть, сначала она ест за одним столом, потом за другим. Иначе она может не понять, что нужно сделать то же самое в другом месте. Или, вот это пингвин, мы его переворачиваем и это все тот же пингвин. А еще есть пингвин нарисованный, есть настоящий. То есть это все достаточно непросто.

Всего, что обычные дети осваивают незаметно, приходится добиваться. Например, чтобы Полина сидела и разговаривала по теме, а не сама с собой и не обо всем подряд. Она постоянно узнает что-то новое. Что для окружающих людей обычно, для нее это «Вау!».

— Они по-другому мыслят. Если мы мыслим больше словами, то они – образами. Если ей говоришь «клубника», то, как я вижу, у нее выстраивается череда, как если быстро листать фото – все изображения, которые она видела, вкус, запах. Она очень тактильная, и это тоже было заметно еще в детстве, когда она ползала. Например, с ковра до пола ползет и уже понимает разницу. В магазине смотрит на предмет, трогает и обязательно нюхает. Если запах не нравится – ни за что не возьмет, даже если аппетитно выглядит. Ласковая очень, буквально, виснет на мне. Переживает, если ухожу куда-то, скучает.

Еще Полина любит фантазировать. Она – ранняя пташка, в выходной просыпается не позже семи и находит себе дело.

—Я как-то с утра встаю и вижу на столе куклу Барби в одежде из салфеток. Просто некому было больше это сделать. Она сама начала придумывать, и у нее это отлично получается!

Полина классическая девочка. Любит красивые прически, платья и яркие ногти. Правда, в школу с такими нельзя. Но Полина не отчаивается и «отрывается» дома.

— Такой случай был забавный. Она насмотрелась на ютюбе роликов, где девочки учат, как себя красить. А у меня уже вся косметика дома предусмотрительно убрана подальше. Так вот, она нашла крем и гуашь зеленого цвета, смешала и накрасила губы. Пошла смывать. А коридор у нас длинный и темный. И тут ей навстречу мой папа, а ему навстречу – такое чудо. У деда был шок!

Воспоминания о проделках вызывают новый приступ веселья у Полины. Все это время она увлеченно болтает с нашим фотографом и параллельно рисует имеющимися в арсенале редакции фломастерами. Она счастлива.

— Я не знаю, понимает ли она, что она особенная. Ей комфортно. Мне кажется, каждый человек особенный. Она не стесняется, она просто так живет.

Сейчас Анна задумывается о том, чтобы поменять работу, иначе она практически не видит Полину. Вместе с родителями таких же особенных детей женщина пошла учиться на тьютора. В Екатеринбурге при Центре непрерывного образования набрали первую экспериментальную группу из, так называемых, «непрофильных» студентов. В мае Анна получит корочки и сможет быть проводником для другого ребенка. А сопровождать ее Полину будет другой сокурсник. Вот о такой взаимовыручке они сейчас договариваются.

— И это будет значительно дешевле, чем я сейчас плачу тьютору. Поверьте, это немалые суммы. А здесь мы изнутри знаем, что это за дети. Будем обмениваться опытом. Да и времени на Полину у меня появится больше. Наконец, начнем учиться «выходить в люди» самостоятельно. Начнем с походов в магазин и выноса мусора. Глядишь, и на художественную студию время найдется.

— Мама, ты мне обещала новую раскраску показать! – Полина дожидается заветного окончания разговора и с восторгом листает красочную тетрадь. А еще говорят, у таких детей нет терпения!

Фото Анастасии Нургалиевой и из личного архива Анны Гордеевой

m.shaytanka.ru

Ольга Ладная: «У моего ребенка аутизм. Ну и что тут такого?»

Почему стоит еще рожать детей, если в семье есть ребенок с аутизмом

Тема инклюзии сегодня широко освещается СМИ — публикуются мнения врачей, социологов, общественных деятелей, волонтеров. И все говорят о том, что людям с особенными потребностями нужно помогать, поддерживать. Безусловно, это правильно, однако вы встретились, десять минут поговорили, передали какие-то необходимые вещи и… все? А мы хотели бы рассказать историю тех людей, которые 24 часа в сутки, ежедневно, год за годом воспитывают, поддерживают, лечат, учат детей с особенными потребностями. Историю их мам.

Героиня нашего интервью — Ольга Ладная, организатор и руководитель сообщества родителей детей с особыми потребностями «Мы вместе», мама Тимы (9 лет, аутизм), Стаса (5 лет) и Мирославы (6 месяцев), с которой мы познакомились благодаря фотопроекту Ольги Латий «Особенная мама».

Как вы узнали о том, что ваш сын аутист?

Я узнала, что у моего сына аутизм, когда ему было 3,2 года. До этого, конечно, были определенные «звоночки», но так как я была неопытной мамой, — он был моим первым ребенком, — я многого не видела или списывала на особенности характера. Допустим, он не говорил, и я думала «когда-нибудь заговорит»; он не хотел играть с другими детьми, я думала «может, испугался». На чужих взрослых людей он реагировал криком, когда кто-то из чужих близко к нему подходил, он начинал кричать, падал на пол, у него была истерика. И таких «звоночков» было очень много. Если бы я знала, как распознать ранние признаки аутизма, то я быстрее бы их идентифицировала.

В недавнем интервью медицинский психолог Оксана Усенко рассказала о том, что аутизм можно распознать благодаря так называемой триаде нарушений. А как было в случае с вашим сыном?

Да, основных признаков было три. Один из самых важных – отсутствие вербальной и невербальной коммуникации: когда ребенок произносит слова, но не использует их в качестве обращения, просьбы и т. п. То есть он говорит «банан», но это не значит, что он хочет его скушать, он просто его называет. Он не говорил «мама, дай», «мама, пить» — этого нет. Также практически исчез и визуальный контакт.

Когда у меня появился средний сын Стас, то уже с трехмесячного возраста я заметила, что он совсем не такой, как Тима. С ним была коммуникация на уровне взглядов, жестов, каких-то действий. Когда Стас подрос, то во время прогулки он мог что-то найти, принести мне и показать, мол, «смотри, что я нашел». Это уже коммуникация. Тима же так себя не вел.

Второй признак – ребенок не использовал указательный жест. Дети с аутизмом часто используют мамину руку в качестве инструмента. Когда обычный ребенок хочет что-то достать, то показывает пальчиком, а ребенок с аутизмом берет мамину руку и направляет ее на ту вещь, которая ему интересна. Такой у него как бы «инструментальный» подход.

Третий признак – сын не реагировал на свое имя. Его можно было звать очень долго, но он не откликался. Мог убежать далеко, абсолютно не понимая того, что я испугалась, я его ищу.

В общем, диагноз был поставлен психиатром, когда Тиме исполнилось 3 года и 2 месяца. С одной стороны, я обрадовалась, потому что хоть что-то стало понятно. Но когда я начала читать про аутизм, это был шок, я испытала страх. На тот момент не было позитивной информации о людях с аутизмом. Я получила ужасное представление о том, что ребенок-аутист будто бы живет в своей раковине, и до него невозможно достучаться. Мне было, конечно, страшно.

На самом деле трехлетний возраст – это важный этап манифестации аутизма. Он самый критичный, и самый тяжелый, потому что ребенок находится в таком состоянии, что не отличает живого человека от предмета, он не осознает себя, не осознает границ своего тела, он плохо воспринимает обращенную речь и находится в ужаснейшем стрессе. Вот представьте, что вы попали в какой-то мир, где все вокруг абсолютно непонятны внешне, непонятно разговаривают, и вы не можете донести информацию о том, что вы хотите, как вы себя чувствуете, вы даже не можете додуматься до того, как эту информацию передать. И это большой стресс для ребенка.

К какой терапии вы прибегаете?

Первое, что нам посоветовал психиатр, — это безглютеновую и безказеиновую диету. Дело в том, что у многих, — не у всех, но у многих, — детей с аутизмом отсутствует фермент, отвечающий за расщепление глютена и казеина. Они в их организме недорасщепляются и образуют глютеноморфины и казоморфины, иными словами, опиаты. И эти вещества действуют на организм, как наркотики. Также они плохо перевариваются, поэтому страдает и желудочно-кишечный тракт, ребенку становится плохо – у него болит живот, у него болит все, он не спит, он истерит. Он, как грудной ребеночек, у которого колики, — ничего не может сказать, а просто кричит. Он просто не может по-другому сказать о своей боли. Ребенок с аутизмом не коммуницирует, поэтому не может сказать «мама, у меня живот болит». Также он может быть гиперактивным, потому что с коликами надо как-то справиться, как-то себя отвлекать, и он начинает бегать, шуметь. Диета очень помогла моему сыну – улучшилось физическое состояние, и это благоприятно сказалось на его поведении.

Также применялась АВА терапия — это интенсивная обучающая программа, которая основывается на поведенческих технологиях и методах обучения. В первую очередь, данная терапия дает понимание того, что ребенка с аутизмом нужно учить буквально всему. Это обычные дети просто копируют родителей и таким образом учатся. А ребенок с аутизмом так не может, поэтому его нужно учить. Учить, что если ты хочешь пить, то не надо падать на пол и кричать, а показать пальцем или сказать «дай» или показать карточку с соответствующим изображением, если ребенок неречевой. Вот на таком уровне. АВА терапия дала понимание того, что все процессы обучения, коммуникации нужно «дробить» на маленькие этапы и каждому маленькому этапу отдельно его обучать.

Сейчас моему сыну девять лет и он уже научился знакомиться с другими детьми, он хочет с ними играть, они ему интересны, но когда он знакомится, то потом не знает, что делать дальше. Обычные дети начинают общаться, а он не знает, что нужно начать разговор. И его, опять же, необходимо учить, что в таком случае следует задать другому ребенку вопрос, назвать несколько вопросов на разные темы, которыми он мог бы потом завалить этого ребенка. И назвать такие вопросы, на которые он сам мог бы дать ответы. И вот в таком ключе нужно действовать касательно любых моментов жизни.

Научились ли вы видеть мир глазами своего сына и понимать его лучше?

Да, я научилась смотреть на мир его глазами. На самом деле, мамы деток с аутизмом лучше всех их понимают, потому что они находятся рядом с ними 24 часа в сутки. Как мама младенца, которая по тону крика может понять, хочет ли он кушать или он замерз, или у него режутся зубы, так же и мама ребенка с аутизмом может понять, почему ее малыш ведет себя определенным образом. Тут как раз и помогает АВА терапия, основой которой является анализ поведения ребенка и понимание, почему он себя ведет так, а не иначе в определенных условиях, и что для него изменится, если условия поменять.

Для понимания моего ребенка мне очень помог опыт других людей с аутизмом – я смотрела о них фильмы, читала книги, статьи, любые материалы, которые мне попадались, чтобы понять, как они мыслят. Да, все равно до конца вы не сможете понять другого человека, но мне кажется, что я многое понимаю.

Не боялись ли вы повторения ситуации с младшими детьми?

Так получилось, что когда Тиме поставили диагноз, я уже была на третьем месяце беременности, поэтому выбора у меня не было. И я считаю, что мне очень повезло, потому что я бы вряд ли в скором времени решилась на второго ребенка.

Средний сын очень помог – для Тимы он стал своего рода проводником к социализации, который все время находится рядом. Он постоянно его о чем-то спрашивает, хочет с ним играть, все время тянет его за собой, постоянно что-то с ним придумывает. И у Тимы, в принципе, нет выбора – он не может избежать этого общения. Поэтому Стас многое дал, дал много любви, братья очень привязаны друг к другу. Когда Стас был совсем маленьким, Тима учился за ним ухаживать, у него появились новые обязанности, своя зона ответственности, а также проявилась самостоятельность, потому что я уже не могла уделять Тиме все свое время. Тима научился самообслуживанию и все благодаря появлению в семье еще одного ребенка.

И я всем мамам детей с аутизмом рекомендую рожать еще одного ребенка – это принесет пользу как малышу, так и самой маме, поддерживая бодрость ее духа (смеется). Это новая любовь, новое счастье, новые отношения и новый источник энергии.

Как аутиста подготовить ко взрослой жизни? Вы представляете, где он будет учиться или работать?

Нет, не представляю. Мне кажется, что это очень сложно. Вообще, я научилась с Тимой решать проблемы по мере их поступления.

Когда рождается ребенок, то у его родителей есть какая-то примерная схема жизни – он подрастет и пойдет в садик, потом в школу, в институт, на работу и будет большим умницей. Но когда у тебя особый ребенок – вся эта картина рушится. И ты не знаешь вообще, пойдет ли он в школу, если да, то в какую. Про институт ты вообще не думаешь, не говоря уже о работе, семье. Так далеко мы не заглядываем. В этом тоже есть позитив – мы живем здесь и сейчас и наслаждаемся сегодняшним днем. Конечно, на ближайшее будущее мы строим планы, исходя из того, что у нас есть сейчас.

Где ваш сын учится сейчас?

Тима учился в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи, а в следующем году он идет в инклюзивный класс обычной школы. Что касается жизненных навыков, то я знаю, что мне нужно научить ребенка жить самостоятельно, насколько это вообще возможно. Нужно по максимуму помогать ему, чтобы он учился самообслуживаться, чтобы он умел общаться, мог сходить в магазин и купить продукты, мог рассчитать, какую сумму денег нужно взять с собой, мог посчитать сдачу, знал, что делать, если денег вдруг не хватило или в магазине не оказалось того или иного продукта и т.д. Все эти простые жизненные ситуации человека с аутизмом могут поставить в тупик. Всему этому ребенок обучается по мере созревания.

Как пришла идея сообщества «Мы вместе»?

Идея возникла от дефицита информации, а еще потому, что я испытывала потребность найти друзей, понимающих людей. Я искала людей, в компании которых мне было бы комфортно ощущать себя особой мамой, с которыми было бы комфортно моему ребенку. Да, я до сих пор в хороших отношениях со своими старыми друзьями, никто из них не отвернулся от меня, однако они не полностью понимают всю проблематику. Все равно с ними другой уровень общения. А мне хотелось узнать об опыте таких же особенных мам, поделиться своими мыслями, помочь тем, кто нуждается в помощи.

Мы не только общаемся, но и поддерживаем друг друга, ведем активную социальную жизнь вместе с нашими детьми – посещаем разные интересные места, встречаемся, общаемся, проводим мероприятия, привлекаем специалистов. Когда есть поддержка, то чувствуешь себя намного легче, ведь один в поле не воин. Основной костяк сообщества состоит из 20 человек, а общее количество семей – около 300.

Как вы справляетесь с реакцией окружающих, и что вы научилась отвечать?

Много разного было. Но сейчас стало легче, потому что ребенок после коррекции мало чем отличается от своих обычных сверстников. Но в начале было очень тяжело. Когда у Тимы были истерики, то находилось сразу много «советчиков», много было осуждающих взглядов.

Сначала я пряталась, избегала контактов, потом стала огрызаться в ответ. А сейчас я реагирую спокойно, и если делают замечание, то я просто говорю, что у моего ребенка аутизм и он чего-то не понимает, чего-то делать не может. Просто говорю прямо, как есть.

Реакция бывает разная. Иногда принимают к сведению и больше ничего не говорят, иногда спрашивают, что такое аутизм, и за такую реакцию я благодарна. Я могу людям об этом рассказать, заодно и просветить их в этом вопросе. А был случай, когда человек, сделавший замечание и узнавший о том, что у Тимы аутизм, настолько растерялся, что начал просить прощения, извиняться. Я и сама растерялась, я сказала, что тут нет ничего страшного, не надо меня жалеть.

Реакция у людей такая, потому что большинство не знают и не понимают, что такое аутизм, они нечасто встречают таких детей, как мой Тима. Они не понимают, что он, к примеру, бегает, прыгает, машет руками перед глазами не потому, что он какой-то странный, а потому что у него аутизм. И что тут такого? Ну, машет руками, ну и что (смеется)? Если сегодня я слышу советы, то вежливо говорю «спасибо» и действую по-своему.

Что вы хотели бы сказать матерям, которые тоже столкнулись с подобным опытом?

В первую очередь я посоветую маме особенного ребенка собрать всю волю в кулак, искать информацию, искать людей, с которыми можно поделиться, у которых можно узнать, как помочь своему ребенку. А во-вторых, скажу — это не конец света. Да, бывают и тяжелые моменты, бывает так, что руки опускаются. Но самое главное, что вы есть друг у друга, — у вашего ребенка есть вы, а у вас есть ваш малыш, самый любимый и самый хороший. И со временем ваша душевная боль трансформируется в глубокую жизненную мудрость, и вы поймете, что можно радоваться, быть счастливой, жить здесь и сейчас, ценить каждый момент.

А что Тима делает сейчас, пока мы разговариваем?

Он занимается самым любимым своим делом – сидит за компьютером. Ольга: «Тима, что ты делаешь?». Тима: «Работаю».

Я вижу, что он ищет информацию о пираньях. Видимо, он где-то услышал о пираньях и решил узнать о них побольше. Вот так он сидит и работает (смеется). Когда он научился печатать на компьютере, то для него открылся целый мир — мир информации. Он задает самые разные поисковые запросы, он пишет разные слова в переводчике и слушает, как они звучат на разных языках. Он знает столько всего, сколько даже я не знаю!

Беседовала Ира Керст. Фото: Ольга Латий, из личного архива Ольги Ладной

womo.ua

Помогите. У моего ребенка аутизм. Почему он постоянно плачет?

Помогите. У моего ребенка аутизм. Почему он постоянно плачет?

Переводчик/редактор: Марина Лелюхина

Копирование полного текста для распространения в соцсетях и на форумах возможно только путем цитирования публикаций с официальных страниц Особых переводов или через ссылку на сайт. При цитировании текста на других сайтах ставьте полную шапку перевода в начале текста.

Безутешные рыдания без видимой причины – частая особенность поведения детей с расстройствами аутистического спектра.

Вот несколько из наиболее частых жалоб, которые можно услышать от родителей.

  • Мой малыш плачет непереставая, и я не знаю, как ему помочь.
  • Мой ребенок пришел в этот мир плачущим, и до сих пор не может успокоиться.
  • Она плачет даже тогда, когда, казалось бы, должна быть всем довольна.
  • Четыре шага, которые помогут вам понять, почему ваш ребенок плачет.

    Установление точной причины, вызвавшей слезы вашего ребенка, может показаться непосильной задачей, но есть несколько способов, которые помогут ребенку и вам справиться со сложившейся ситуацией. Часто родители и специалисты имеют дело с одними и теми же обстоятельствами, вызывающими у ребенка приступы плача. Имейте в виду, что ваш малыш может быть расстроен в результате одной из указанных ниже причин, или их комбинации:

    Исключите любую возможность наличия хронических заболеваний, таких как эпилепсия, проблемы гастроэнтерологического характера, или мигрени/головные боли. Если ваш ребенок ранее не демонстрировал подобное поведение, и вдруг стал нервным, плаксивым и раздражительным, если у него случаются неожиданные приступы беспричинного плача, которые длятся довольно долго, проконсультируйтесь у врача также по поводу наличия ушных инфекций, или проблем с зубами.

    Раздражительность может быть вызвана проблемами гастроэнтерологического характера. Источник: Brick Red

    Очень важно найти специалиста, у которого есть опыт работы с аутичными детьми, чтобы он мог провести тщательную диагностику в соответствии с потребностями ребенка с РАС. Существует ряд вполне убедительных исследований, в ходе которых дети с расстройствами аутистического спектра сделали существенный рывок в развитии после того, как были успешно пролечены имеющиеся у них гастроэнтерологические проблемы. Боли в животе вызывают физический дискомфорт, но кроме того они дезориентируют ребенка, заставляют его чувствовать беспокойство и тревогу.

    Некоторые звуки, вкусы, запахи и текстуры могут серьезно беспокоить детей с РАС. Источник: Erik Holfelder

    Исключите возможность того, что у ребенка есть нарушения в области сенсорной интеграции, которые вызывают дискомфорт или боль.

    Если у вас есть проблемы с восприятием образов, запахов, звуков или тактильных ощущений, если вы с трудом держите равновесие, то, скорее всего, у вас есть проблемы в области сенсорной интеграции. Такие проблемы могут вызвать, например, повышенную чувствительность или полную нечувствительность к боли.

    Люди с расстройствами аутистического спектра, которые могут рассказать о своих ощущениях, говорят о том, что нарушения сенсорной интеграции часто могут быть причиной раздражительности и плаксивости. На первый взгляд безобидные предметы и явления, такие как швы на белье, или звук открывающейся бутылки, могут вызвать у ребенка, страдающего аутизмом, сильную эмоциональную реакцию.

    Не смотря на то, что по данному вопросу еще идут исследования, многие люди, страдающие аутизмом, и их близкие, сообщают, что помощь эрготерапевта, владеющего приемами сенсорной интеграции, позволяет облегчить негативные ощущения, которые ведут к беспокойству и слезам.

    Если рядом с вами есть эрготерапевт, компетентный в вопросах сенсорной интеграции, обратитесь за консультацией, чтобы узнать наверняка, есть ли у вашего ребенка проблемы в данной области.

    Работайте с причиной беспокойства вашего ребенка. Дети, страдающие аутизмом, очень остро реагируют на огромное количество вещей, которые даже не заметят их нейротипичные сверстники. Например, малейшие изменения привычного распорядка (после школы повернули налево и пошли в банк, вместо того, чтобы повернуть направо и пойти домой), встреча с незнакомым человеком, новое место, незнакомый вкус или запах, даже появление новой игрушки, могут испугать и расстроить ребенка. И конечно это вероятнее всего приведет к слезам.

    Важно отметить, что иногда беспокойство и слезы могут быть следствием наличия симптомов СДВГ, и в этом случае для работы с проблемой может потребоваться совершенно другой подход. Но в большинстве случаев адаптация окружающей среды в соответствии с потребностями ребенка, подготовка к встрече с людьми, ситуациями, предметами или ощущениями, которые могут расстроить или напугать, использование визуальной поддержки и развитие навыков коммуникации, помогут справиться с приступами беспокойства.

    Если с вашей точки зрения ребенку требуется медикаментозное вмешательство, важно чтобы помощь оказал врач, имеющий опыт и соответствующую квалификацию для работы с детьми с РАС. Детям с расстройствами аутистического спектра некоторые препараты следует давать в меньшей дозировке, а от других вовсе отказаться, т.к. у пациентов, страдающих аутизмом, они могут наоборот повысить уровень тревожности.

    Развитие коммуникации помогает справиться с истериками и приступами плача у ребенка. Источник: Jacob Boetter

    Помогите ребенку научиться общаться с вами. Представьте, каково бы вам пришлось, если бы вы не могли рассказать о том, что вы чувствуете и ощущаете? Представьте, что вы не в состоянии понять, о чем говорят люди вокруг ? У всех детей с РАС есть те или иные проблемы с коммуникацией, и они в том числе могут стать причиной расстройства, страхов и других форм нежелательного поведения. Квалифицированный специалист по языку и речи поможет вам выявить, в каких областях ребенку требуется дополнительная поддержка и помощь. Некоторые дети замечательно осваивают системы альтернативной коммуникации, такие как карточки PECS, жестовую или предметную ( когда вместо карточек используются предметы-символы, например ложка – хочу кушать, мишка – игрушки и т.д.- прим. Переводчика) системы, различные механические устройства.

    Horvath, K and Perman, J.A, «Autism and Gastrointestinal Symptoms» Current GastroenterologyReports 4.3 (2002) 251-258, print

    Steingard, R, Zimnitzy, B et aI. «Sertraline Treatment of Transition-Associated Anxiety and Agitation in Children with Autistic Disorder» Journal of Child and Adolescent Psychopharmacology. Spring 1997, 7(1): 9-15. doi:10.1089/cap.1997.7.9

    Shane, Howard, «Using Visual Scene Displays to Improve Communication and

    Communication Instruction in Persons With Autism Spectrum Disorders» Perspectives on Augmentative and Alternative Communication 15.1 (2006) 7-13, print

    specialtranslations.ru

    У моего ребенка аутизм что делать

    Получив диагноз аутизм дважды, я собрала лучшие советы из своего личного опыта, а также из опыта других людей, опубликованного в Интернете, чтобы помочь вам позаботиться о ваших друзьях в их первые трудные дни.

    Вот некоторые основные советы для начала .

    Что я советую делать:

    Позвоните вашему другу (подруге). Спросите, как он (она) себя чувствует? Пусть он (она) знает, что плакать можно и нужно. Мы все боимся того, что будем сдерживать других людей. Знать, что кто-то умеет вести себя сочувственно и вынесет ваше страдание – это уже значительная помощь!

    Принесите чашку кофе. Или что-нибудь вкусное. Или бутылку вина. Или четырнадцать шоколадок. Я всегда буду помнить подругу, которая пришла с кофе из «Старбакс», когда услышала о моей проблеме. Маленькие вещи иногда, действительно спасают больше всего в эти трудные времена.

    Продолжайте приглашать вашего друга (вашу подругу) на все встречи и активности, которыми вы обычно занимались раньше. Приглашайте вашего друга (вашу подругу) еще чаще на всевозможные события. Не задавайтесь вопросом, не слишком ли много выходов? Самое худшее в этот период — чувствовать себя изолированными или отвергаемыми из-за отсутствия приглашения.

    Относитесь к ребенку так же, как всегда. Если это ваш племянник, и вы всегда общались свободно, продолжайте в том же духе, так держать! Мы хотим, чтобы наши дети имели, как можно более типичный жизненный ежедневный опыт общения. Пока ваш друг (подруга) не обратились к вам с просьбой относиться к их ребенку по-другому, продолжайте вести себя, как обычно.

    Если вы можете предложить няню, сделайте это. Вы даже не представляете себе, какой появляется бесконечно длинный список дел после объявления диагноза. Диагностика означает бесконечные телефонные звонки в страховые компании, государственные службы, школьные округа, раннее вмешательство, звонки по решению вопроса развития речи у ребенка… Бесконечную координацию встреч, заполнение всевозможных анкет, заявлений, написание писем и т.д. и т.п. Это целая реорганизация жизни. И все это нужно делать в то время, когда человек чувствует горе, страх и смятение. Никакие ваши обязанности с вас не снимаются – вы продолжаете воспитывать ребенка, работаете, готовите еду для всей семьи, убираете дом и живете.

    Ваша помощь будет оценена по достоинству вашим другом (подругой), даже если вы сможете просто посидеть с детьми, пока ваш друг (ваша подруга) сделает несколько неотложных телефонных звонков по своему списку.

    Знайте, что ваш друг (подруга) искренне оплакивает потерю. Я знаю, что запрещают говорить, будто ранняя диагностика — это время траура, но, честно говоря, это так и есть. Представьте, что люди всегда мечтают, как все родители: «Мой ребенок будет атлетом, или ученым, или певцом, успешным супругом, родителем …» И вдруг, ваш друг (подруга) вынуждены перейти от этих мыслей к мысли о том, сможет ли его (ее) ребенок жить самостоятельно, устроиться на работу или даже просто говорить? Это взрывает мозг ощущением горя. Относитесь к своему другу так же, как к любому человеку, переживающему трудное время.

    Не используйте пустую болтовню, чтобы попытаться заставить человека чувствовать себя лучше. «Все будет хорошо, все будет хорошо, все произойдет по одной причине, ты лучший человек, который справится со всем этим». Эти вещи не заставляют нас чувствовать себя лучше. Они могут заставить вас чувствовать себя лучше, чтобы сказать, но они заставляют нас скрыть фактическое выражение наших чувств, наших страхов и нашего интенсивного нового стресса.

    Не говорите: «Прошу прощения». Честно говоря, меня это не беспокоит. Когда люди говорят: «Мне очень жаль», я предполагаю, что они имеют в виду, что они сожалеют, потому что это должно быть стрессовым и страшным, и трудным. Однако я знаю, что многие родители детей с аутизмом слышат это по-разному и считают это очень оскорбительным. Не стоит рисковать, не надо говорить: «Мне жаль».

    Не избегайте своего друга (подруги), полагая, что им нужно пространство. Если вы даете кому-то пространство, не спросив сначала, нуждается ли в этом человек, он, в основном, будет чувствовать себя отвергнутым и изолированным. Каждый хочет иметь выбор. Пригласите своего друга (подругу), как обычно, и не принимайте, как личное оскорбление, если он (она) какое-то время будет избегать принимать ваши приглашения.

    Не прекращайте приходить в гости с вашим ребенком к ребенку с аутизмом. С вашим ребенком ничего плохо не случится, если он будет проводить время с ребенком с аутизмом. На самом деле, ваш ребенок определенно будет иметь сверстников в школе с расстройствами аутистического спектра. Так, что для вашего ребенка общение с ребенком с аутизмом пойдет только на пользу.

    Не скромничайте — хвастайтесь / сравнивайте / жалуйтесь на своих невротичных детей.

    Теперь позвоните своему другу (подруге) и пригласите на чашку кофе в Starbucks. Он (она) запомнит это навсегда. Обещаю.

    sites.google.com

    Симптомы аутизма или что делать, если ребенок аутист

    Ранний детский аутизм сопровождается поражением головного мозга еще до рождения ребенка. Последствия процесса сказываются на последующей его жизнедеятельности.

    Для предотвращения глубоких нарушений психической деятельности, отставания в физическом развитии необходимо своевременно выявить патологию на основе признаков, которые приведены ниже в статье.

    К счастью, частота патологии не превышает 1% от всех родившихся детей. Правда, множество случаев заболевания, протекающего в легкой степени, не диагностированы, что несколько искажает общую статистику.

    Ребенок аутист – как развивается патология

    Ребенок аутист развивается медленнее, чем его сверстники. Если патология проявляется средней степенью выраженности, он может придавать словам неверное значение. Аутичный малыш не желает иметь друзей, так как не находит с ними «общего языка». Такие дети предпочитают играть в одиночестве, не отвечают на улыбки окружающих людей.

    Ранний детский аутизм нередко сопровождается аллергиями и нарушениями процесса переваривания пищи, так как существует зависимость между недоразвитием мозговой ткани и процессами регуляции деятельности внутренних органов.

    Тем не менее, симптомы заболевания являются индивидуальными и у каждого ребенка проявляются собственной клинической картиной. Врачи выделяют лишь некоторые обобщающие черты, по которым можно установить диагноз болезни.

    Проявления аутизма существенно зависят от возраста ребенка, что требует выделения особенностей патологии у каждой возрастной категории. Специфические клинические симптомы болезни существуют и у взрослых.

    Какие причины приводят к аутизму у детей и взрослых

    Причины аутизма в большинстве случаев связаны, скорее всего, с нарушением поступления питательных веществ во внутриутробном периоде. Некоторые ученые считают основной причиной развития патологии гипоксию головного мозга. До сих пор настоящей этиологии заболевания не установлено.

    Клинические эксперименты не подтвердили роль плохой наследственности в качестве причины аутизма. Согласно статистике вероятность появления заболевания у второго ребенка из семьи, где один из детей болен недугом не превышает 5-7%.

    Не обнаружили исследования, какой-либо зависимости между вакцинацией и развитием данного заболевания. В общем, причины аутизма – загадка для ученых и врачей, но болезнь прогрессирует – это факт.

    Одним из провоцирующих факторов заболевания некоторые врачи считают нарушения гормональной сферы у мальчиков, так как замечено, что патология в 5 раз чаще появляется у них в сравнении с девочками.

    Общие симптомы аутизма

    Рассматривая общие симптомы аутизма у взрослых и детей, удобно разделить их на несколько областей.

    Социальное взаимодействие у больных характеризуется некоторыми специфическими привычками, которые сразу замечают окружающие. К примеру, аутист во время общения может долго и пристально смотреть в глаза или принимать необычное положение. С близкими, родственниками и знакомыми такие люди не склонны общаться, так как у них отсутствуют всякие интересы и переживания;

    Невербальное и вербальное общение. Ребенок начинает поздно разговаривать, а в некоторых случаях вообще лишается таких навыков. Согласно статистике – около 40% детей аутистов не разговаривает. Самостоятельно такому пациенту сложно начинать разговор. У больного не возникает желания его продолжать, если начал кто-то другой. Пациенты склонны к повторению одной и той же фразы – эхолапия;

    Ограниченность интересов приводит к тому, что человек постоянно концентрируется на одних и тех же деталях, но у него не хватает мышления, чтобы описать объект в целом. Увлечения также ограничиваются парой тематик, например, видеоиграми и картами;

    Стереотипное мышление проявляется повторением некоторых жестов и поведенческих действий, которые пациенты постоянно повторяют (хлопание в ладоши, раскачивание тела).

    Общие симптомы аутизма проявляются однообразными действиями. К примеру, при аутизме ребенок может съесть хлеб еще до того, как будет принимать салат. При прогулке вместе с взрослыми он будет настаивать на том, чтобы ежедневно они двигались по старому маршруту.

    У взрослых проявления недуга сопровождаются гиперактивностью.

    Кстати, около 10% аутистов хорошо обладают определенным навыком – разбираются в музыке, рисуют. У некоторой части пациентов наблюдается необычное чувственное восприятие. Так легкое прикосновение может вызвать у них резкую боль, а сильное рукопожатие приведет к успокоению нервной системы.

    Признаки аутизма в раннем возрасте (до 2 лет)

    Ранний детский аутизм проявляется сразу после рождения ребенка. В течение первого года жизни малыша родители могут заметить существенные отличия в его поведении в сравнении с ровесниками.

    Другие признаки заболевания до 2 лет:

  • Ребенок никогда не смотрит в глаза родителей;
  • Не плачет, когда мать уходит. Не улыбается и не тянет руки к родителям;
  • Задержка в развитии речи сопровождается тем, что к 12 месяцам малыш не «гулит», а использует в речи лишь несколько простых звуков. К возрасту в 24 месяца он не произносит простых фраз;
  • Агрессивность в поведении и в отношении других детей приводит к тому, что с ним никто не хочет играть;
  • Неадекватные реакции малыша в ответ на внешние раздражители приводят к тому, что звук, свет и другие приглушенные звуки заставляют его бояться.
  • Родителям следует научиться четко отличать признаки аутизма от психологических особенностей личности с проявлениями скромности и молчаливости. Неуверенность и погружение в себя требует тщательного анализа со стороны психологов. Если мама обнаруживает подобные симптомы у своего малыша, следует проконсультировать с педиатром.

    Симптомы аутизма у ребенка 2-11 лет

    Симптомы аутизма у ребенка в возрасте 2-11 лет сопровождаются некоторыми специфическими проявлениями, которые накладываются на вышеописанные.

    Признаки аутизма у детей от 2 до 11 лет:

  • Часто повторение одной и той же фразы;
  • Не поддерживает беседу;
  • Ребенок не разговаривает;
  • Стереотипное мышление с аналогичными действиями, которые повторяются изо дня в день;
  • Школьники аутисты приобретают навыки с большим усилием. Их очень сложно обучить письму и чтению;
  • У некоторых детей просыпается интерес лишь к некоторым наукам. Например, к музыке, рисованию или математике.
  • Следует понимать, что эти симптомы накладываются на другую симптоматику, поэтому у школьников диагностировать заболевание не сложно не только врачам, но и их родителям.
  • Как проявляется аутизм у детей после 11 лет

    Ранний детский аутизм не излечивается, поэтому его проявления сохраняются на протяжении всей жизни. Существуют специфические признаки заболевания у детей после 11 лет. Данный возраст интересен тем, что наступает период полового созревания ребенка, когда под влиянием гормональной сферы перестраиваются практически все органы и ткани, в том числе и головной мозг.

    Если до этого времени, больной был молчаливым и необщительным, то во время полового созревания данные проявления усиливаются. Агрессивность, тревожные расстройства, депрессия, эпилептические припадки и множество других проявлений заболевания приводят к тому, что подросток аутист после 11 лет становится неконтролируемым.

    Он стойко отстаивает свои интересы и практически игнорирует советы, просьбы окружающих и близких людей. На фоне агрессивности возможно выполнение социально опасных действий. Это свидетельствует о том, что школьники с аутизмом должны постоянно находиться под контролем родителей.

    Симптомы аутизма у взрослых

    Аутизм у взрослых проявляется симптомами, которые зависят от нескольких факторов:

    • Степени тяжести заболевания;
    • Индивидуальных особенностей личности;
    • Социальной среды.
    • Скудная клиническая картина болезни наблюдается при легком течении патологии. Такие люди не соблюдают общепринятые правила, избегают контактов с окружающими, тихо разговаривают или, наоборот, проявляют себя слишком громко.

      Аутизм у взрослых – основные симптомы:

    • Отсутствие эмоций, чувств, намерений и осознания окружающего мира;
    • Невозможность построения дружеских отношений;
    • Трудность вступления в общение;
    • Скудный словарный запас;
    • Отсутствие интонаций и сходство речи с «роботом»;
    • Постоянные переживания из-за событий в жизни и предстоящих перемен.
    • В легкой степени аутизм взрослых позволяет человеку в возрасте 25 лет жить отдельно от родителей. При достаточном развитии умственных способностей он может заводить семью.

      При патологии средней степени формируется частичная зависимость от окружающих, так как человек не может самостоятельно приготовить еду и обращаться с бытовыми приборами. Если интеллект ниже среднего, за ним необходим постоянной присмотр.

      При наличии у человека настораживающих симптомов или выявлении социально опасного поведения врачебная комиссия в составе психиатра, невролога, терапевта и других специалистов определяет состояние пациента, исходя из наблюдения за ним в течение определенного промежутка времени (несколько месяцев).

      Диагностика заболевания также предполагает необходимость определения важных особенностей, которые отличают болезнь от детского церебрального паралича ДЦП с умственной отсталостью.

      Психологические проблемы в семье аутичного человека

      Аутизм взрослых не возникает самостоятельно. Заболевание сохраняется на протяжении всей жизни в связи с тем, что не существует этиологического лечения. Большое значение на обострение симптомов заболевания играет отношение родителей к ребенку аутисту.

      Следует понимать, что у таких детей постоянно возникают трудности в жизни, начиная от школы и заканчивая работой.

      Правильная психологическая организация отношений в семье позволяет в детские годы избавиться от некоторых признаков заболевания. Если родители знают, как жить вместе с аутичным ребенком, они могут подготовить его к самостоятельной взрослой жизни.

      К примеру, трудности с контактированием уравновешиваются спокойным поведением взрослых. Конечно, в момент постановки диагноза семья испытывает большие трудности. Стресс возникает у каждого члена. Вначале родителям сложно пережить тот факт, что ребенок «необучаем». С течением времени они привыкают жить с ним и даже правильно воспитывают.

      Депрессию, раздражительность и эмоциональную нестабильность при правильной психологической работе с ребенком можно навсегда устранить.

      Наличие в семье ребенка аутиста дополнительным грузом ложится на его братьев и сестер. Как правило, другим детям приходится выводить «трудного» ребенка на улицу, защищать его в коллективах перед сверстниками. При этом они испытывают психологические и бытовые трудности, что приводит к определенным жертвам в интересах и общении с их стороны.

      О принципах лечения аутичности

      Эффективного лечения аутичности не существует. Невозможно устранить недоразвитие тканей головного мозга. Тем не менее, есть много психологических методик, позволяющих развить у пациентов определенные навыки, которые помогут адаптироваться социально и правильно общаться с окружением.

      Некоторые люди придерживаются идеи о том, что диета при аутизме обеспечивает благоприятное течение болезни. Научных данных относительно влияния характера питания на симптомы заболевания не накоплено. В основе такого подхода лежит мнение о том, что кишечник аутиста не способен усваивать такие белки, как казеин и глютен. При исключении данных продуктов из питания действительно человеку становится легче, но заболевание не вылечивается. Безглютеновая диета может привести к нарушению обмена углеводов, поэтому ее использование должно быть назначено врачом.

      Таким образом, аутизм у взрослых протекает более остро при отсутствии рационального подхода к болезни в детские годы. Его симптомы усиливаются на фоне постоянных стрессов и нервных переживаний. Без психологической коррекции социально адаптировать такого больного невозможно.

      vnormu.ru

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Navigation