У ребенка неврозы и тики

Полипы в обеих ноздрях

Вопрос: Здравствуйте! С детства постоянно болел обструктивным бронхитом. В школьные годы бронхит почти не беспокоил, мучил постоянный насморк. Всю жизнь дышит только одна ноздря.

После каждой простуды или ОРВИ насморк оставался надолго. Лечил всегда только сосудосуживающими каплями.

В конце 2015 года обратился к ЛОР-врачу в связи с длительным насморком. В результате меня лечили от гайморита до лета 2016 года. В конце лета 2016 года в носу обнаружены полипы в обеих ноздрях .

В сентябре 2017 года лежал в стационаре с диагнозом: хронический двусторонний полипозный этмогайморит; деформация перегородки носа; хронический вазомоторный ринит.

Проведено лечение: эндоскопическая полисинусотомия, септопластика и вазотомия носовых раковин. После операции носовое дыхание облегчилось, но спустя месяц после операции стал мучить кашель. Лечили, как трахеобронхит.

В ноябре находился в стационаре в пульмонологии, где поставлен диагноз бронхиальная астма, лёгкое течение. Выписан без кашля, но опять появилась заложенность в носу.

В январе 2017 года находился в стационаре ЛОР-отделения с диагнозом синехии полости носа. Проведена операция, после нос дышал хорошо. Астма не беспокоила, кашель был только при контакте с пылью. С лета нос опять стал плохо дышать.

ЛОР-врач обнаруживает опять полипы в обеих ноздрях . На конец октября 2017 года была назначена операция по их удалению, но проявила себя астма, операция отложена.

В данный момент прохожу лечение в стационаре пульмонологии. Проводимое лечение – капельницы и ингаляции.

В течении жизни замечал у себя аллергию на пыль, шерсть животных. Аллерголог ставит диагноза аллергия на пылевых клещей.

Моя мать – аллергик на пищевые продукты: мёд, злаки, орехи, соя. У неё ХОБЛ (хроническая обструктивная болезнь лёгких), бывает отёк Квинке.

Вы можете мне помочь в лечении и что-то посоветовать? За последние два с половиной года съел тонну таблеток, капель. Толку никакого, из одной болячки перетекает в другую.

30 октября 2017, 22:03

Ответ: Здравствуйте, Алексей! Понятно. Что из всех симптомов беспокоит больше всего? Какой именно симптом? Что он для Вас значит? Как его воспринимаете? От чего он может зависеть в обычной жизни (положение тела, движение, покой, еда, погода и так далее).

Вопрос: Сергей Вадимович, беспокоят больше всего полипы в носу. Сейчас я их не ощущаю, но из-за них заложен нос, тяжело делать вдох через нос, выдох легче.

В течении дня дышать носом легче, чем в ночное время. По ночам присутствует храп, бывает что носом дышать совсем невозможно и приходиться дышать ртом. В последнее время после приёма капель назонекс дышать стало немного лучше, но необходима операция по удалению полипов, полипы в обеих ноздрях .

Насморка нет. От положения тела дыхание через нос практически не зависит, но стоя или сидя немного легче дышать, чем лежа. Ночью обычно закладывает одну ноздрю, на которой лежу. По утрам бывают корки в носу.

От погоды зависимости не замечаю, от пищевых продуктов тоже.

Хочется после операции избежать повторного образования полипов, либо исключить полностью их образование или увеличить временной промежуток между образованием полипов.

31 октября 2017, 20:24

Ответ: Понятно, всё подробно написали. И ещё раз тот же вопрос: что такое для Вас заложенность носа? Как её воспринимаете?

Вопрос: Здравствуйте, Сергей Вадимович! Заложенность носа ощущаю как отёк, как-будто в носу что-то расширяется и закрывает дыхание.

До недавнего времени совсем отсутствовали запахи! Сейчас запахи стали появляться, возможно от капельниц, лечат от астмы – капельницы с эуфиллином, таблетки преднизолон, ингаляторы. Но ощущение отёка присутствует.

Кажется что канал воздуха в носу чем-то прикрыт. Само присутствие полипов не ощущаю.

3 ноября 2017, 07:36

Ответ: Здравствуйте, Алексей! Для начала лечения методом гомеопатии от полипов можете принимать гомеопатический препарат – Сангвинария 6С (Sanguinaria canadensis) – по 7 гранул вне еды ежедневно утром и вечером, и – Формика 30С – по 5 гранул вне еды на ночь 1 раз в 3 дня.

Эти препараты приобретите в аптеке 5 на ул. Суворова 42. Возьмите 2 упаковки препарата Сангвинария и одну Формика. Этого хватит на месяц.

Вопрос: Здравствуйте, Сергей Вадимович! Прошел месяц, как я принимаю гомеопатические препараты Сангвинария 6С и Формика! За месяц видимых улучшений не ощущаю, но и ухудшения тоже, кажется нос стал вести себя стабильно.

Ночью заложенность не беспокоит, дышу обеими ноздрями, но ощущение заложенности присутствует! У ЛОР-врача не был, поэтому не знаю уменьшились ли полипы.

По утрам продолжаю принимать гормональный спрей назонекс (можно до трёх месяцев). Заложенность перестала ощущаться как отёк, раньше по вечерам дышать было тяжелее.

Кажется что прикрыт вход воздуха в пазухи, вдох делать тяжелее, чем выдох. Хочется что-то вытащить или высморкать, чтоб облегчить дыхание, но это только ощущения. Что-то мешает дышать, но по ощущениям не могу понять что.

Подскажите пожалуйста, какие препараты мне принимать дальше для продолжения лечения гомеопатией! Спасибо!

8 декабря 2017, 08:51

Ответ: Здравствуйте, Алексей! Препарат Сангвинария 6С замените (когда будете брать следующую упаковку) на Сангвинария 12С, и добавьте на ночь для ежедневного приёма Кониум 6С – по 7 гранул. Препарат Формика 30С замените на Формика 50С.

www.homeo.su

Детские нервные тики: лечение и советы родителям

Неврозы и невротические реакции у детей разного возраста могут проявляться функциональными нарушениями ЦНС – заиканием, энурезом, а также тиками. Нервные тики у детей являются одним из распространенных заболеваний неврологического характера. Какое лечение предлагают специалисты и что могут сделать родители?

Нервный тик: описание

Под тиками понимают непроизвольные и часто повторяющиеся движения у ребенка. К ним относятся:

  • Мигание глазами;
  • Поморщивание лба;
  • Шмыганье носом;
  • Подергивание губ или щеки;
  • Раскрытие лба;
  • Подергивание конечностей;
  • Непроизвольное сокращение шеи и туловища;
  • Трясение головой;
  • Вздрагивание телом.
  • У ребенка бывают и вокальные тики, это навязчивые покашливания, повтор последнего слова, хмыкание.

    Подобные симптомы часто расцениваются взрослыми, как нарочитое баловство. Родители предполагают, что ребенок специально гримасничает, и заставляют его «перестать кривляться». Если ребенок пытается на недолгое время задержать тики, то симптомы затем возвращаются с еще большей силой. К тому же попытка сознательно контролировать движения оборачивается внутренним напряжением, которое проявляется головными болями и раздражением.

    Природа нервных тиков

    Причины появления тиков многообразны. Симптомы нервного тика говорят о течение сложного болезненного процесса, который выразился в непроизвольных движениях. Специалисты выделяют следующие причины появления тиков у ребенка:

  • Наследственный характер передачи повышенной нервной и мышечной возбудимости со стороны родителей, в основном отца. Как правило, один из родителей также страдал тиками в детстве.
  • Внутреннее напряжение, которое накапливается и в силу разных факторов не может быть выражено внешне.
  • Тики на почве невропатии. Симптомы могут нарастать в результате утомления, на фоне ослабления иммунитета.
  • Тики, возникающие под воздействием психологических обстоятельств. Это может быть испуг, внутреннее противоречие, конфликты между родителями, тяжелая эмоциональная обстановка в семье.
  • Таким образом, причины тиков при органическом нарушении обусловлены возбуждением, при невропатии — переутомлением, при неврозах – беспокойством. Исходя их этих факторов складывается дальнейшее лечение.

    Симптомы нервных тиков появляются у детей, которые обладают высокой впечатлительностью, они не раскрывают перед близкими людьми свои переживания. Чаще всего нервные тики – это выражение эмоциональных проблем в семье. В результате исследований было выявлено, что нервные тики являются патологической формой реагирования болезненного внутреннего напряжения у ребенка.

    Лечение: что предлагают врачи

    Специалисты определяют источники нервности. Необходимо выяснить от чего возникают тики, а затем лечить доступными способами. Если неконтролируемые движения возникают на почве органических нарушений, невропатии, то основная роль отводится медикаментозному и общеукрепляющему лечению.

    Когда тики возникают на почве невроза, то лечить необходимо основное заболевание. Для этого используется психотерапия и медико-педагогическое воздействие. Важно исключать провоцирующее факторы, необходимо избавиться от психотравмирующей ситуации.

    В работе с детьми часто используются рисунки, специальная игровая терапия. Посредством рисования и игровых упражнений устраняются страхи, снимается тревожность и уменьшается внутреннее напряжение. Эффективна групповая работа с другими детьми, имеющими похожие проблемы.

    Лечение включает и медикаментозную терапию. Но ее вводит только детский врач, начинает специалист обычно с легких препаратов и исходя из общей картины заболевания. В некоторых случаях есть необходимость в консультации психиатра.

    Лечение: что делать родителям

    Какие действия нужно предпринять родителям, если у ребенка появились нервные тики? Несколько советов:

  • Детям с нервными тиками нужно предоставить возможность для психологической и физической разрядки. Для этого подходят такие занятия, как скакалка, мяч, бег, прыжки, лазанье и преодоление препятствий. Психотерапевт и автор многих книг А.И. Захаров считает, что не нужно бояться усиления тиков при физической нагрузке. Наоборот, регулярные занятия снижают возбудимость, а по мере укрепления ребенка, уходят и тики.
  • Следует избегать формального общения, желания навязать чаду как можно больше развивающих занятий. Если лишать детей игр и занятий ради интеллектуальных упражнений, постоянно оценивать их успехи, то можно развить страх оценки. Такие дети часто боятся совершить ошибку, а их нагружают дополнительными уроками и задачами. Детские психологи отмечают, что в школах с усиленной учебной программой и требованиями встречаются намного больше детей с нервными тиками.
  • Нельзя говорить о тиках в присутствии ребенка. Иначе проблема будет только увеличиваться. Особенно не стоит попрекать детей и ругать их.
  • Нужно хвалить ребенка за успехи, обнимать его и пытаться налаживать теплый эмоциональный контакт. Лечить таким способом нервные тики, которые образовались на фоне переживаний, советуют многие известные специалисты.
  • Советы народной медицины

    Иногда оправдано лечение народными средствами. Если исключен психотравмирующий фактор, то можно попробовать рецепты народной медицины. При этом не стоит забывать, что лечение должно быть комплексным, важно соблюдать терпение и соблюдать рекомендации лечащего врача.

    Итак, лечение народными средствами. Народная медицина рекомендует следующие манипуляции:

  • Заваренные травы на ночь. Это может быть пустырник, ромашка или специальный сбор из комплекса трав.
  • Известное успокоительное средство – стакан теплого молока с ложкой меда. Можно по утрам пить просто теплую водичку с медом.
  • Плоды боярышника заваривают с помощью кипятка и пьют в течение дня вместо обычного напитка.
  • Успокоительные ванны с травами, хвоей.
  • Чтобы лечить ребенка и помочь ему справиться с тиком, нужно организовать чаду эмоциональный комфорт. Не стоит насильно производить лечение, иногда избавление от травмирующей ситуации помогает естественно справиться с нервными тиками.

    lechenienevroza.ru

    Блог практикующего врача-педиатра с бесплатной консультацией на сайте

    Нервный тик и невроз навязчивых движений у ребенка: причины появления, что делать родителям

    На сегодняшний день достаточно распространенными состояниями у детей считается нервный тик и возникновения навязчивых движений (моргание, причмокивание, покашливание и другие).

    Часто родители не сразу обращают на это внимание или не считают это серьезным нарушением, думая, что скоро все пройдет само собой – это временное явление и ребенок не нуждается в лечении.

    Действительно сначала малыш практически ничем не отличается от своих сверстников, а частые моргания, подергивания, покашливания или сглатывания не мешают окружающим, но со временем признаки появляются чаще и заметнее.

    Тогда родители обращаются к узкому специалисту, но отоларинголог или окулист и не обнаруживают никаких серьезных патологий.

    И все же это серьезное заболевание, которое необходимо своевременно диагностировать и корректировать, ведь достаточно часто нервный тик является не только признаком невроза, но и симптомом тяжелых заболеваний других органов и систем.

    Нервный тик возникает в связи с повышенным возбуждением определенных областей головного мозга.

    Это рефлекторное молниеносное сокращение мышц, чаще лица и конечностей, которые возникают самопроизвольно и не поддаются контролю.

    В большинстве случаев его появление обусловлено дисфункцией подкорковых ядер, которые регулируют:

    Появление у ребенка этих движений (часто это навязчивые состояния) связаны с необходимостью сбрасывать перевозбуждение.

    Нервная разрядка происходит с помощью этих действий:

  • моргание, подмигивание;
  • подергивание губ или глаз;
  • причмокивание;
  • обгрызание ногтей, кусание губ, сосание пальцев;
  • кивание головой;
  • покашливание;
  • частое подтирание или шмыганье носом при полном отсутствии насморка;
  • щелканье пальцами;
  • скрежет зубами, причем, не только в ночное время;
  • ребенок дует на ладони;
  • монотонное раскачивание или частые взмахи конечностями;
  • подергивание гениталий (у мальчиков);
  • накручивание волос на палец;
  • монотонное выдергивание или расчесывание волос.
  • Особенности невроза навязчивых движений у детей

    Но кроме этого существует еще и другая природа возникновения навязчивых движений — обсессивно-компульсивное расстройство.

    Это состояние первые описано французским психиатром Эскиролем, он назвал эту патологию «болезнь сомнений».

    Невроз навязчивых движений связан с одержимостью ребенка определенной идеей или состоянием. Для того, чтобы предупредить это состояние и облегчить свое положение ребенок прибегает к неким ритуальным действиям – повторяющимся из раза в раз движениям символического характера (компульсиям).

    Поэтому невроз повторяющихся движений можно передать через формулу: навязчивое состояние – тревога – повторяющиеся ритуалы.

    Невроз навязчивых движений у детей проявляется двигательными навязчивостями в сочетании со страхами.

    Причины возникновения нервного тика

    Ранее считалось, что нервные тики возникают во время возрастных кризисов (новых этапов самостоятельности), которые наблюдаются 3-4 года и 7-8 лет.

    Именно в это время дети впервые сталкиваются с кризисами развития:

  • приобретаются новые навыки;
  • изменяется поведение ребенка;
  • происходит становление личностных характеристик.
  • Причиной возникновения этого состояния является с одной стороны нестабильность работы, незрелость или легкое повреждение нервной системы в результате:

    1. Хронической внутриутробной гипоксии:
      • значительная фетоплацентарная недостаточность;
      • заболевания матери в период беременности (болезни крови, сердечнососудистая патология, сахарный диабет);
      • воздействие других факторов.
      • Внутриутробных инфекций:
        • токсоплазмоз;
        • цитомегаловирус;
        • краснуха;
        • гепатит;
        • хламидиоз;
        • герпетическая инфекция.
        • Острой гипоксии в родах:
            • преждевременная отслойка плаценты;
            • асфиксия и дистресс плода в родах.
            • Родовых травм.
            • Приема определенных групп лекарственных препаратов матерью в период беременности.
            • Назначения лекарств новорожденному после рождения.
            • Билирубиновой энцефалопатии в результате затяжной желтухи.
            • Но сейчас специалисты не могут четко определить границы возрастных кризисов – в современном обществе кризисы самостоятельности наступают ранее и уточнить рамки возникновения тиков невозможно.

              На сегодняшний день четко определить конкретные события, которые стали причиной появления тика сложно.

              В большинстве случаев данная патология обычно провоцируется комплексом причин, к которым относятся:

            • наследственная предрасположенность;
            • поведение родителей;
            • острый стресс.
            • Сочетание этих факторов наиболее часто приводит к формированию постоянных навязчивых движений (тиков).

              Тики чаще возникают у мальчиков, они болею значительно тяжелее, чем у девочек. При этом патологические проявления у детей возникают в более раннем возрасте, чем у родителей или других родственников.

              Постоянные ссоры и напряженная психоэмоциональная обстановка также являются одним из факторов формирования нервного тика.

              Дефицит внимания или повышенный контроль, требовательность (гиперопека) или бескомпромиссность родителей часто приводит к возникновению заболевания.

              Кроме того причиной тиков может быть регулярное длительное проведение времени перед экраном телевизора или за компьютером – при этом сбивается альфа-ритм в головном мозге, который отвечает за спокойствие и умиротворение малыша.

              А также низкая физическая активность ребенка в сочетании с переизбытком интеллектуальной нагрузки.

              Острый стресс считается главным провоцирующим фактором:

            • острая или хроническая психотравмирующая ситуация с которой ребенок не может справиться самостоятельно;
            • неожиданная радость или приятный сюрприз у возбудимого или эмоционально неустойчивого ребенка;
            • отрицательная атмосфера в организованном коллективе (в детском саду или школе);
            • постоянное переутомление;
            • большое количество информации;
            • постоянный шум или другие раздражители;
            • психологическая травма у ребенка;
            • слишком высокие требования к ребенку
            • постоянные ссоры родителей, развод;
            • частые соматические болезни.
            • длительные ЛОР — заболевания (аденоидные вегетации, хронический тонзиллит, лабиринтит, синусит).
            • Как возникают нервные тики синдром навязчивых движений

              Когда на организм ребенка начинает воздействовать комплекс отрицательных воздействий – малыш находится в состоянии постоянного стресса и у него присутствует внутренняя тревожность – это начальная стадия возникновения патологии.

              Тревога считается защитным механизмом мозга заранее подготовиться к наступлению опасного события и ускорить рефлекторную деятельность.

              Поэтому в этот период мозг малыша находится в состоянии постоянной тревоги и ожидания опасности. При этом постепенно утрачивается способность произвольно подавлять излишнюю активность клеток головного мозга.

              Виды тиков при неврозе навязчивых движений

              Cиндром навязчивых движений у детей может проявляться в самых разнообразных видах.

              Чаще всего встречается гримасничанье и навязчивые тики.

              Эти движения непроизвольны и бессознательны и усиливаются при волнении или напряжении.

              Среди детей отмечают преобладание этого синдрома у мальчиков.

              По типу проявления выделяют несколько следующие виды нервных тиков:

            • мимические;
            • тики конечностей (подергивания, хлопки, притопывания);
            • тики в других группах мышц.
            • Вокальные или голосовые тики:

            • покашливание, посапывание, хмыкание;
            • произношение отдельных звуков, слов или фраз.
            • Генерализованные или сложные тики

            • движения одновременно возникают в различных группах мышц;
            • несколько видов тиков у одного ребенка.

              Нужно помнить, что тики не могут возникать у грудного ребенка – любые навязчивые движения в этом возрасте связаны с органической патологией нервной системы и требуют немедленной диагностики и лечения.

              Родители должны знать, что появление различных навязчивых движений у ребенка связано с необходимостью обратить на себя внимание взрослых, активизируя такие виды общения как жесты и мимику. Этим малыш требует постоянного внимания родителей.

              Эти жесты и движения, возникнув один раз, могут постепенно исчезнуть сами, если ребенок найдет поддержку у близких людей.

              Но при ее отсутствии — системы адаптации организма к стрессу постепенно истощаются, и эти движения закрепляются в виде патологической привычки, которая с течением времени трансформируются в тики, а в дальнейшем и невроз навязчивых движений.

              Лечение должно быть комплексным.

              При легкой степени заболевания иногда достаточно нескольких занятий с психологом и изменения поведения родителей:

            • больше уделять времени ребенку;
            • при появлении тиков нельзя ругать малыша – лучше поговорить с ним о том, что его тревожит;
            • понять и по возможности ликвидировать причины появления тревоги;
            • на время ограничить работу с компьютером и просмотр телепередач, но без давления;
            • больше находится с ребенком на свежем воздухе;
            • обследовать состояние здоровья и устранить все возможные соматические причины (интоксикация, заболевания ЛОР-органов, очаги хронической инфекции).
            • При необходимости назначаются различные успокаивающие лекарственные средства.

              Родители должен знать, как определить и лечить невроз навязчивых движений у детей – необходимо вовремя оказать помощь ребенку.

              Кроме этого нужно осознавать, что причины этого заболевания лежат в психоэмоциональной сфере.

              Коррекция всех этих состояний поможет подарить малышу счастливое детство без лишних переживаний и страхов.

              врач-педиатр Сазонова Ольга Ивановна

              www.malyshzdorov.ru

              Неврозы и астено-невротические состояния у детей

              Детские неврозы — это обратимые расстройства психики ребенка, основной причиной возникновения которых являются психогенные (психотравмирующие) факторы. При неврозах нарушается не структура нервных клеток головного мозга, а их функционирование, поэтому все виды неврозов относят к функциональным нарушениям.

              Для развития невроза необходимо наличие двух моментов — конфликта (внутреннего или внешнего) и патологической реакции личности на этот конфликт. Т.е., в результате острого или хронического стресса, личностно значимого для ребёнка, его психика реагирует чрезмерно (по И.П. Павлову — «срывом высшей нервной деятельности вследствие перенапряжения возбудительного или тормозного процесса или нарушения подвижности этих процессов»).

              Кроме того, существуют провоцирующие факторы:

            • Социальные (проблемы в семье, неправильное воспитание ребенка, недостаточное внимание родителей, неправильное половое воспитание, чрезмерная строгость взрослых или чрезмерная свобода, предоставленная ребенку и т.п.).
            • Психологические (особенности личности ребенка, тип его темперамента и особенности характера, а также психические травмы, перенесенные в детстве, болезнь родителей, потеря одного или обоих родителей, развод родителей или конфликты между ними и т.п.).
            • Биологические — (наследственность, тяжелое течение или осложнения во время беременности матери, тяжелые роды, перенесенные ребенком ранее соматические заболевания, хроническое недосыпание, слишком сильные умственные или физические нагрузки, частые болезни в раннем возрасте, особенно c осложнениями, и т.д.).
            • Симптомы детских неврозов

              Симптомы детских неврозов условно разделяют на биологические и психологические. Они во многом зависят от особенностей личности ребенка, вида невроза и характера психической или биологической травмы, которая стала причиной развития этого расстройства.

              К биологическим (сомато-вегетативным) проявлениям неврозов относятся:

            • нарушения сна: прерывистый сон, бессонница, ночные кошмары;
            • нарушения пищевого поведения: у детей младшего возраста может наблюдаться снижение аппетита или позывы на рвоту, у подростков — развитие анорексии или булимии;
            • головокружения, головные боли;
            • мутизм;
            • мышечные боли;
            • вялость, слабость, быстрая утомляемость;
            • недержание мочи или кала;
            • нарушения двигательных функций, судороги, нервные тики, спазмы;
            • потливость.
            • Психологическими проявлениями неврозов могут быть:

            • плаксивость, повышенная эмоциональная ранимость, чувствительность и уязвимость;
            • бурные эмоционально-двигательные реакции («истерики»);
            • раздражительность и резкая смена настроений;
            • страхи, фобии, постоянные ожидания, что случится что-то плохое;
            • сниженный фон настроения и общее угнетенное (подавленное) состояние.
            • Виды детских детских неврозов

              Все неврозы принято делить на две большие группы: общие и системные.

              Отдельно выделяют формы реактивных состояний:

            • невроз страха;
            • депрессивный невроз;
            • ипохондрический невроз.
            • невротический энурез (неосознанное мочеиспускание);
            • невротический энкопрез (недержание кала);
            • невротические расстройства сна;
            • невротические расстройства аппетита (анорексия);
            • невротическое заикание;
            • патологические привычные действия (когда ребенок сосет пальцы, грызет ногти, неосознанно трогает гениталии, выщипывает волосы, качает или кивает головой и т.п.).
            • Астено-невротические состояния у детей

              Особым видом детских неврозов являются астено-невротические состояния — психические расстройства, которые могут возникать в результате нервного истощения или сильной усталости. Такие нарушения могут напоминать симптомы, возникающие при различных соматических заболеваниях. Однако, если речь идёт о неврозе, будет характерен внутренний конфликт между желаемым и субъективно достижимым, конфликт типа «нет сил, но хочу».

              Проблема заключается в том, что для их достижения у ребёнка (подростка) нет достаточных сил и способностей. У детей такой конфликт возникает в тех случаях, когда ребенок пытается овладеть ситуацией, которую он не в состоянии контролировать (например, примирить разводящихся родителей, самоутвердиться в новом классе, соответствовать завышенным ожиданиям взрослых, близких и учителей, справиться с возложенной на него непосильной нагрузкой). Основные симптомы астено-невротических состояний:

              • капризы, плаксивость;
              • «истерики», упрямство;
              • частые и резкие смены настроений;
              • повышенная раздражительность;
              • вялость;
              • быстрая утомляемость;
              • низкая учебная успеваемость в школе.

              Динамика невротических расстройств

              Принципиальная обратимость неврозов определяется функциональным характером возникающих при них нарушений.

              Способность мозга искать и фиксировать в долговременной памяти устойчивое состояние (нормальное или патологическое) и возвращаться к нему для защиты от различного рода дестабилизирующих воздействий, является причиной устойчивости болезненных симптомов, сохраняющихся и после прекращения действия вызвавших их причин.

              Неудачный жизненный опыт, церебрально-органическая недостаточность, соматическая ослабленность, неблагоприятная социальная среда, изначальная личностно-характерологическая дисгармоничность, повторный или хронический характер психотравмирующих воздействий, несвоевременность оказания квалифицированной помощи обусловливают склонность неврозов к затяжному течению, что крайне неблагоприятно отражается на развитии личности ребёнка, формируются патологические черты характера.

              Диагностика и лечение неврозов у детей

              После диагностической консультации детский врач психотерапевт определит наиболее оптимальное комплексное лечение, с учётом особенностей личности именно для вашего ребёнка — психологическое, или возможно, медикаментозное и психологическое: это могут быть игровые занятия с предметами, помогающими символически преодолеть внутренний конфликт, занятия с использованием песка, в котором созданные фантазийные «песочные миры» помогают ребёнку символически пережить, переработать психологически травматичный опыт, субъективно-эмоционально значимый для ребёнка, занятия с использованием БОС помогут повысить уровень эмоциональной регуляции, групповые психотерапевтические занятия (психологический театр пантомимы) помогут ребёнку проявить творческий потенциал своей Личности, получить опыт безопасного межличностного общения в группе, и др. мероприятия.

              Так же специалист определит необходимость семейно-родительских консультаций, поможет проанализировать семейные отношения и увидеть что-то очень важное, то, что невозможно увидеть, находясь внутри семейной системы.

              medalvian.ru

              В отечественной психиатрии под системными неврозами понимают такие,при которых в клинической картине преобладают симптомы функциональ­ных нарушений одной или нескольких соматических систем — сердечно-сосудистой, пищеварительной, дыхательной и др.

              К системным неврозам у детей относятся логоневроз, невротические тики, невротические энурез и энкопрез.

              В МКБ-10 многие из этих расстройств изложены в рубрике поведенчес­кие и эмоциональные расстройства, начинающиеся в детском и подростко­вом возрасте (F95, F98.0, F98.1).

              F95.0 Транзиторное тикозное расстройство

              Определение. Тик является непроизвольным, внезапным, быстрым, повто­ряемым, неритмичным, стереотипным движением или вокализацией.

              Этиология. В развитии тиков играют роль как генетические, так и пси­хогенные факторы. В семьях детей с тиками у родственников в нескольких поколениях отмечены тикозные нарушения и нарушения речи.

              К психогенным факторам относятся дисфункциональные отношения в се­мье: оба родителя придерживаются принуждающих методов воспитания — один (чаще отец) придерживается воздействий, ограничивающих самостоя­тельность ребенка, другой — демонстрирует внешне покорность и пассивность, но внутренне не соглашается с супругом.

              В основе транзиторного тика лежит подавленная агрессивность у ребен­ка. Замечена обратная зависимость между тиками и агрессивным поведени­ ем. Усиление последнего сопровождается редукцией тиков.

              Появлению эпизодов тиков содействуют стрессовые ситуации, стимулирующие возбудимость у ребенка.

              Эпидемиология. Тики встречаются у 5-25% детей школьного возраста.Преобладают мальчики над девочками в соотношении 3:1. Пик появления тиков приходится на возраст 7-11 лет [Попов Ю. В., Вид В. Д., 1997].

              Клиника. Транзиторные тики чаще являются двигательными в виде ми­гания или иного движения лицевых мышц, языка, нижней челюсти, мышц шеи. Более редкими являются тикозные движения верхних конечностей, еще бо­лее редкими — туловища и нижних конечностей.

              Кроме этого, бывают дыхательные и вокальные тики.

              Начинаются тики в возрасте 5-10 лет, но самые первые эпизоды появля­ются и в 2 года.

              В большинстве случаев тики с годами проходят, появляясь лишь в стрес­совых ситуациях.

              Небольшой процент транзиторных тиков завершается переходом в дру­гие тикозные расстройства.

              Диагноз. Чтобы поставить диагноз транзиторных тиков, состояние долж­но соответствовать следующим признакам:

              1) появление отдельных или множественных двигательных или вокали­зованных тиков в большую часть дней в продолжение не менее месяца;

              2) длительность нарушений не свыше одного года;

              3) отсутствие в анамнезе синдрома Жиля де ля Туретта и указаний на органическое заболевание головного мозга или медикаментозное воздей­ствие;

              4) начало в возрасте до 18 лет.

              Дифференциальный диагноз проводится прежде всего с неврологическими нарушениями, неврозом навязчивых состояний, синдромом Жиля де ля Туретта, хореей.

              F 95.1 Хроническое моторное или вокальное тикозное расстройство

              А. Моторные или вокальные тики, но не те и другие, которые возникают много раз за день на протяжении большей части как минимум годичного периода.

              Б. Отсутствие ремиссий на протяжении этого года длительностью более 2 месяцев.

              В. В анамнезе нет синдрома Туретта и расстройство не является резуль­татом соматического состояния или проявлением побочных эффектов лекар­ственной терапии.

              Г. Начало в возрасте до 18 лет.

              Невротический энурез (энурез неорганической природы F98.0)

              Невротический энурез включен в класс расстройств F98другие пове­денческие и эмоциональные расстройства с началом в детском и подрос­тковом возрасте.

              Определение. Под энурезом понимают утрату контроля над мочеиспус­канием в ночное и дневное время.

              Этиология. Контроль мочеиспускания зависит от уровня развития нервно-мышечного аппарата, регулирующего деятельность мочевого пузыря, эмоци­ональной и когнитивной сферы, стиля воспитания навыков опрятности, ха­рактера взаимоотношений в семьях.

              Нарушения на любом уровне регуляции могут стать причиной энуреза. Значимость генетического фактора подтверждается тем, что 75% больных имеют наследственную отягощенность этим расстройством.

              Неорганический энурез может быть следствием хронической психогении — развод родителей, их выраженный конфликт, рождение сиблинга, начало учебы в школе, отрыв от матери, эмоциональное отвержение ребенка, особенно уси­ливающееся при появлении энуреза.

              Неорганический энурез может быть проявлением протестных реакций, с помощью которых ребенок либо сигнализирует окружающим о своем дис­комфорте, либо бессознательно пытается переструктурировать отношения членов семьи, либо то и другое одновременно.

              Согласно данным ЭЭГ ночное недержание мочи возникает при переходе от медленной фазы сна к быстрой, вследствие чего энурез рассматривается как своеобразный патологический компенсаторный механизм регуляции си­стемы сон-бодрствование.

              Одной из возможных причин возникновения энуреза является дефект установления правильного циркадного ритма выброса антидиуретического гормона вазопрессина, который в норме обеспечивает снижение диуреза в ноч­ное время.

              Эпидемиология. Распространенность составляет 7% у мальчиков и 3% у девочек в возрасте до 5 лет, 3% мальчиков и 2% девочек в возрасте до 10 лет и 1% мальчиков и 0,4% девочек в возрасте до 18 лет. Дневной энурез более характерен для девочек.

              Клиника. Энурез делят на первичный и вторичный.

              Первичный энурез встречается в 80% случаев, при нем контроль над мочеиспуксканием отсутствует с момента рождения.

              Вторичный энурез возникает под воздействием психосоциальных стрес­соров у детей 5-8 лет после периода удовлетворительного контроля над мо­чеиспусканием.

              Недержание мочи обычно появляется через 0,5-3 часа после засыпания, но у некоторых детей это происходит в любое время ночи или непосредственно перед пробуждением.

              ИЛИ ХОТИТЕ ЗАПИСАТЬСЯ?

              Оставьте свои контактные данные, и мы свяжемся с Вами, ответим на все Ваши вопросы, запишем в группы или к нашему специалисту

              Мы открываем группу творческого развития для детей от 3 лет. Спешите забронировать место в группе для Вашего малыша уже сейчас.

              razvitie-rebenka.pro

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Navigation