Учение селье о стрессе

Учение селье о стрессе

В своей статье «Некоторые аспекты учения о стрессе» (хрестоматия) Г. Селье пишет, что концепция стресса отнюдь не нова. Даже доисторическому человеку, вероятно, приходило в голову, что чувство утраты сил и истощения, которое наступает после тяжелого труда, переохлаждения или перегрева, внезапного испуга или после любой болезни, по существу своему всегда одинаково. Автор предполагает, что всегда, когда это чувство возникало, доисторический человек должен был инстинктивно сознавать, что перешел границы своих истинных возможностей.

Проанализировав поведение живых существ при изнурительной нагрузке, Г. Селье выделил и описал три фазы, характерные для этого поведения. Он говорит о так называемом трехфазном общем адаптационном синдроме или биологическом стрессе. Он заинтересовался проблемой стереотипной реакции на непосильную нагрузку еще будучи студентом-медиком. Его заинтересовало, почему больные, страдающие от самых разных недугов, обнаруживают так много одинаковых признаков и симптомов. Исследователь предположил, что существует неспецифическая адаптивная реакция на изменение условий среды. Г. Селье задался вопросом, можно ли изучать эту приспособительную реакцию научными методами. «Синдром просто болезни» сам напрашивался, как пишет автор, на количественное исследование.

В первой работе, посвященной этому вопросу, автор назвал описанную реакцию «синдром, вызываемый различными вредными агентами». В той же статье для обозначения этой первичной реакции он предложил также термин «реакция тревоги», имея в виду, что указанная реакция может представлять собой соматическое выражение «всеобщей мобилизации» защитных сил организма.

Однако реакция тревоги является лишь первой стадией ответной реакции организма на повреждающее воздействие стрессора. При длительном воздействии любого агента, способного вызывать такую реакцию, наступает стадия адаптации, или резистентности. Другими словами, ни один организм не может находиться бесконечно долго в состоянии «реакции тревоги». Если агент настолько силен, что длительное воздействие несовместимо с жизнью, то животное в течение первых часов или дней погибает на стадии «реакции тревоги», отмечает исследователь.

Г. Селье пишет, что если же организм способен выжить, то вслед за первичной реакцией обязательно наступает «стадия резистентности». Проявления этой второй фазы весьма не похожи на проявления реакции тревоги, а в некоторых случаях и полностью противоположны им. Так, например, на стадии «реакции тревоги» клетки коры надпочечников выбрасывают содержимое секреторных гранул в кровяное русло и полностью лишаются запасных материалов; на стадии же резистентности кора, напротив, становится чрезвычайно богатой секреторными гранулами. Если в период «реакции тревоги» наблюдается сгущение крови, снижение содержания ионов хлора в крови и общее истощение тканей (катаболизм), то на стадии резистентности кровь разжижается, концентрация хлора в ней увеличивается, а вес тела возвращается к норме.

Но в случае еще более длительного воздействия такая приобретенная адаптация снова утрачивается. Наступает третья фаза — «стадия истощения», которая, если стрессор достаточно силен и действие его достаточно длительно, неизбежно приводит к смерти. «Адаптационная энергия» всех живых существ есть величина конечная. Все эти наблюдения наводили на мысль, что необходим дополнительный термин, обозначающий синдром в целом. Поскольку синдром этот является генерализованной реакцией всего организма и тесно связан с адаптацией, автор дал ему название «генерализованный (общий) адаптационный синдром» (ГАС). В развитии ГАС выделяются три описанные выше стадии: реакцию тревоги, стадию резистентности и стадию истощения. Исследователь предположил, что такое трехфазное развитие характерно для большинства проявлений ГАС.

При этом качественно разные агенты равной токсичности могут вызывать неодинаковую реакцию; а одна и та же степень стресса, вызванного одним и тем же агентом, может иметь разные проявления у разных индивидов.

Например, если кто-нибудь говорит с вами в оскорбительном тоне, но вы не принимаете это близко к сердцу, то ничего не случится; однако если вы реагируете слишком сильно и чувствуете себя глубоко оскорбленным, то могут развиться тяжелые физические нарушения. Если у человека на работе чрезвычайно неприятный начальник, который без конца ругает его и придирается к мелочам, то служащий будет страдать только в том случае, если он слишком сильно переживает эти придирки; решающую роль играет здесь не обида сама по себе, а реакция человека на эту обиду. Для болезней, возникающих в основном вследствие дефектов адаптации (неправильное протекание синдрома стресса), Г. Селье предложил название «болезни адаптации». Автор отмечает, что стресс может изменять течение очень многих болезней. Продолжительный стресс может сам по себе играть роль очень сильного патогенного фактора, но и в этом случае определяющим моментом явится индивидуальная чувствительность к стрессу. В ответ на воздействие одного и того же стрессора болезнь разовьется не у каждого.

Итак, делает вывод Селье, стресс может вызывать разные поражения у разных индивидов. Это может быть связано с эндогенными факторами (например генетическая предрасположенность, возраст, пол) или экзогенными (лечение различными гормонами, лекарственными препаратами и т.д.).

txtb.ru

Впервые понятие “стресс” (по англ. stress — напряжение, давление) ввел канадский ученый Ганс Селье. Более полувека назад он создал концепцию, получившую всемирное признание. На основе многочисленных экспериментальных исследований Селье установил, что под воздействием разного рода раздражителей — стрессоров (холод, переутомление, страх, разочарование, унижение и др.) возникает стереотипная, однозначная реакция, названная им “общий адаптационный синдром”. Этот синдром и лежит в основе стресса — состояния напряженности организма, проявляющееся в активизации его защитно-адаптационных механизмов в ответ на воздействие чрезмерного стрессора (по силе, частоте или продолжительности влияния).

Общий адаптационный синдром имеет три фазы, соответствующие стадиям развития стрессового состояния:

*тревоги — мобилизации антистрессовых сил благодаря повышению секреции гормонов надпочечника — кортикоидов и адреналина;

-*сопротивления — приспособления к трудной ситуации путем повышения стрессорезистентности организма в результате усиления выработки гормонов и включения физиологических механизмов в антистрессовый процесс;

*истощения – потери способности организма противодействовать стрессорному воздействию в связи с резким уменьшением или исчезновением антистрессовых резервов .Таким образом, динамика развития стресса, перехода от одной фазы к другой определяется уровнем возможностей организма противодействовать стрессорному воздействию, который зависит как от интенсивности и продолжительности влияния стрессора, так и от резервных защитных сил организма и умения противостоять стрессорам.

В настоящее время наибольшее признание получила классификация стрессоров, согласно которой различают физиологические стрессоры (вызывающие чрезмерные нагрузки на организм из-за больших физических усилий, высокой или низкой температуры, сильного шума и других) и психологические, среди которых доминирующее место занимают эмоциональные стрессоры – психологические факторы, приводящие к развитию стрессового состояния в результате того, что они порождают аффективные переживания.

Эмоциональные стрессоры, точнее психоэмоциональные, имеют наиболее широкое распространение и, чаще всего, являются причиной стрессообусловленной патологии. В зависимости от характера порождаемых эмоций, согласно концепции Г. Селье, психологические стрессоры разделяются на две группы:

Первая. Дистрессоры – стрессоры, вызывающие выраженные отрицательные эмоции. Вследствие разного влияния на организм их делят на две группы:

1. Вредоносные дистрессоры – болезнетворные (патогенные, деструктивные) эмоциональные стрессоры. Сила их отрицательного воздействия на организм превышает его антистрессовые возможности, что ведет к развитию второй, а порой и третьей фазы стрессового состояния.

При этом Г. Селье, как и другие авторы, подчеркивает, что эмоциональные стрессоры, ведущие к развитию дистрессового состояния у современного человека, для наших далеких предков зачастую не являлись вредоносными. И не только потому, что они вызывали естественную защитную реакцию, переводившую организм на “военное положение” в период опасности, мобилизуя его психофизиологические резервы.

Первобытный человек не испытывал выраженное отрицательное влияние чрезмерного стресса благодаря тому, что использовал в психотравмирующей ситуации мощное антистрессовое средство — включал “мышечно-эмоциональный механизм”. Он, к примеру, при оскорблении или унижении набрасывался на обидчика, вступая с ним в схватку, или убегал от него, в случае если тот оказывался сильнее. Под влиянием больших физических усилий изменялся путь движения адреналина (“стрессогенный гормон”) – направлялся он от сердечно-сосудистой системы к мышечной, вследствие чего нейтрализовывалось его вредоносное воздействие.

Современный же человек не может нарушать этические нормы поведения, принятого в цивилизованном обществе и уподобляться дикарю. В результате этого неотреагированные отрицательные эмоции нередко приводят к развитию дистрессового состояния (при низком уровне стрессоустойчивости или неумении использовать средства психотерапевтической самопомощи).

Дистрессоры условно подразделяются на внешние и внутренние. К первым относятся стрессогенные факторы, находящиеся во внешней среде, вне организма человека. Чаще всего источником негативно-эмоциональных переживаний, ведущих к дистрессу, являются трагические события, напряженные межличностные отношения, трудноразрешимые жизненные проблемы, фрустрационные ситуации.

К внутренним дистрессорным факторам относятся болезни внутренних органов, вызывающие страдания из-за неблагополучного течения заболевания (болей, дискомфортного состояния) или постоянных переживаний вследствие опасения возможности развития неприятных ситуации, например, при недержании мочи, кала. Американские специалисты по проблемам стресса, в частности Роберт Эллиот (руководитель института Медицины стресса), включают в состав внутренних стрессоров также и внутриличностные конфликты. М. Япко (1992) — известный американский психотерапевт, считает, что “стресс — общая черта всех депрессий”. В.А.Бодров (1995 г.), ссылаясь на “общепринятые классификации психологического стресса” относит к внутренним дистрессорам нереализованные притязания и потребности, бесцельность существования и ряд других внутриличностных и личностных психотравмирующих факторов.

Негативный, деструктивный стресс могут порождать и “малые дистрессоры пролонгированного действия” — каждодневные мелкие неприятности, постоянные придирки и упреки, хроническая неудовлетворенность жизнью и др.

Дистрессоры особенно вредны, если они множественные или когда психотравмирующие ситуации не чередуются с приятными событиями.

2. Мобилизующие дистрессоры. Оказывая кратковременное воздействие на организм, они вызывают развитие “оптимального уровня стресса” (Г. Селье). В отличие от вредоносных дистрессоров, при их воздействии формируется лишь начальная фаза стресса, когда происходит процесс мобилизации антистрессовых резервов организма. Об их положительном эмоциональном воздействии свидетельствуют, прежде всего, данные медико-педагогических наблюдений за детьми, воспитанными в разных условиях по уровню стрессовых нагрузок (см. 7.1).

В семьях, где детей чрезмерно опекают, воспитывают в тепличных условиях — оберегают от стрессов и не учат умению преодолевать жизненные трудности — чаще всего вырастают личности с низким уровнем стрессоустойчивости.

Обоснованность представления о влиянии типа воспитания на стрессоустойчивость подтверждают и экспериментальные исследования. Показателен в этом отношении следующий пример. Одна группа крыс содержалась в максимально комфортных условиях, вторая — в условиях кратковременного стресса, а третья подвергалась чрезмерному стрессированию. Наибольшая продолжительность жизни оказалась во второй группе.

Исследования деятельности головного мозга на молекулярном уровне, проведенные Ф.З. Меерсоном, показали, что при кратковременном дистрессе возрастает количество эндорфина и антиоксидантов (следует признать, что целебное действие антиоксидантов впервые доказала группа российских ученых, изучавших этиопатогенез онкологических заболеваний под руководством акад. АН СССР Н.М. Эмануэль — биохимик Д.Г. Кнорре, клиницист В.А. Барсель и др.).

Вторая. Эустрессоры – эмоциональные стрессоры, вызывающие положительные эмоции.

К ним относятся стрессоры, оказывающие благотворное воздействие на деятельность организма в результате того, что они вызывают сильные, но кратковременные положительные эмоции (ликование, бурную радость, душевный порыв) или умеренные положительные эмоции в течение длительного времени (высокий уровень удовлетворенности жизнью — трудом, бытом и т.д.).

Эмоциональные эустрессоры также, как и дистрессоры, вызывают стрессовое состояние. Но процесс его развития завершается, как правило, в первой стадии, когда мобилизуются и активизируются защитные механизмы организма и происходят физиологические изменения, положительно влияющие на деятельность организма. Чаще всего отмечаются эустрессорные состояния при достижении больших успехов, продолжительном преодолении трудных преград, разрешении сложных жизненных проблем, успешной самореализации жизненного потенциала.

действующие положительные эмоции, вызывающие эустресс, наблюдаются в основном у людей, относящих себя к “довольным жизнью, счастливым”.

Чрезмерное эустрессовое воздействие подчас может привести к печальным последствиям. Выдающийся древнегреческий поэт-драматург Софокл, пьесы которого показывают и в современном театре, скончался от радости, когда его под аплодисменты толпы венчали лавровым венком. Отец П. Бомарше умер от смеха во время чтения сыном пьесы “Севильский цирюльник”. В литературе описаны случаи смерти болельщиков от бурной радости, когда их любимая команда побеждала, и родителей, когда они внезапно получали сообщение о том, что их дети, объявленные мертвыми, живы.

Таким образом, согласно концепции Г. Селье и его последователей, стресс является не только причиной возникновения многочисленных недугов, снижения трудоспособности, ухудшения межличностных отношений и несчастных случаев. Стресс может быть и позитивным, благотворно влияющим на организм, если психологические стрессоры вызывают положительные эмоции или слабые негативные эмоции в течение кратковременного периода.

При этом последствия отрицательных стрессорных воздействий зависят не только от их интенсивности (силы, длительности, частоты) и значимости для индивида, но и от уровня стрессоустойчивости, его защитно-адаптационных возможностей и умения мобилизовать резервы “антистрессовой защиты” с помощью средств аутопсихотерапии, психотерапевтической самопомощи и педагогической психотерапии.

www.medlinks.ru

Учение Г. Селье о стрессе. Стадии стресса. Эмоциональное напряжение (эмоциональный стресс) и его роль в формировании психосоматических заболеваний организма

Функциональным состоянием называется тот уровень активности организма, при котором выполняется та или иная его деятельность. Низшими уровнями Ф.С. являются кома, затем сон. Высшим агрессивно-оборонительное поведение.Одной из разновидностей функциональных состояний является стресс. Учение о стрессе создал канадский физиолог Ганс Селье. Стресс – это функциональное состояние, с помощью которого организм реагирует на экстремальные воздействия, угрожающие его существованию, его физическому или психическому здоровью. Поэтому основной биологической функцией стресса является адаптация организма к действию стрессового фактора или стрессора. Различают следующие виды стрессоров:

1. Физиологические. Они оказывают непосредственное воздействие на организм. Это болевые, тепловые, холодовые и др. раздражители.

2. Психологические. Словесные стимулы, сигнализирующие об имеющихся или будущих вредных воздействиях.

В соответствии с видом стрессоров выделяют следующие разновидности стресса:

1. Физиологический. Например, гипертермия.

2. Психологический. Выделяют 2 его формы:

· информационный стресс, возникает при информационных перегрузках, когда человек не успевает принимать правильные решения.

· эмоциональный стресс. Возникает в ситуациях обиды, угрозы, неудовлетворённости.

Селье называл стресс общим адаптационным синдромом, так как считал, что любой стрессор запускает неспецифические адаптационные механизмы организма. Эти адаптационные процессы проявляются триадой стресса

1. Повышается активность коркового слоя надпочечников

2. Уменьшается вилочковая железа

3. Появляются язвы на слизистой оболочке желудка и кишечника.

Выделяют 3 стадии стресса:

1. Стадия тревоги. Она заключается в мобилизации адаптационных возможностей организма, но затем сопротивляемость стрессора падает и возникает триада стресса. Если адаптационные возможности организма истощаются, наступает смерть.

2. Стадия сопротивления. Эта стадия начинается, если сила стрессора соответствует адаптационным возможностям организма. Уровень его сопротивляемости растёт и становится значительно больше нормы.

3. Стадия истощения. Развивается при длительном действии стрессора, когда возможности адаптации истощаются. Человек погибает.

Возникновение стресса обусловлено возбуждением К.Б.П.. Она в свою очередь стимулирует активность центров гипоталамуса, а через него симпатическую нервную систему, гипофиз и надпочечники. Первоначально усиливается выработка катехоламинов надпочечниками, а затем кортикостероидов, стимулирующих защитные функции организма. Когда функции коркового слоя угнетаются, развивается 3 стадия стресса.

Эмоциональный стресс ухудшает целенаправленную деятельность человека, так как отрицательно влияет на процессы памяти, мышления. Способствует возникновению навязчивых мыслей. Он провоцирует развитие психосоматических заболеваний. В частности соматизированной депрессии, которая проявляется астенией, кардиофобией, канцерофобией и т.д. Со стрессом во многом связаны такие соматические заболевания, как гипертоническая болезнь, ишемическая болезнь сердца, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки. Поэтому профилактика стрессовых состояний является и профилактикой этих болезней. Однако существование организмы без умеренного стресса также невозможно.

studopedia.ru

Глава 5. Учение г. Селье о стрессе. Психогигиена и психопрофилактика

5.1. Понятие о стрессе и дистрессе

Стресс…Этот термин звучит теперь повсюду – на работе и дома, в кругу друзей, в книгах и телепередачах.

Распространенная фраза «все болезни от нервов» трансформировалась теперь во «все болезни от стрессов». По данным ВОЗ 45% всех заболеваний связано со стрессом, а некоторые специалисты считают, что этот процент должен быть удвоен. Но вот и другой факт: 30-50% всех посещающих поликлинику – это практически здоровые люди, нуждающиеся лишь в некоторой коррекции эмоционального состояния.

Вероятно, надо любой ценой остерегаться отрицательных эмоций и «бежать» от стрессов? Уезжать, по возможности из больших городов, поменьше уделять внимание тревогам и заботам, не ставить перед собой никаких серьезных целей? Может быть, просто нужно тихо жить, оберегая здоровье? Автор учения о стрессе Ганс Селье считает, что стресс может быть полезным, что он способствует повышению сил организма, и даже называет его «острой приправой к повседневной пище жизни». Постоянный уход от стресса – это не выход, не «панацея» от всех болезней. Яркий пример тому жизнь пенсионеров: у тех, кто ведёт активный образ жизни, здоровье гораздо лучше, чем у тех, кто довольствуется спокойно-пассивным существованием.

Стресс и дистресс – это всего лишь новые названия давно известных явлений и состояний. В переводе с английского стресс обозначает давление, натяжение, усилие, а также внешнее воздействие, создающее это состояние. В значениях давление и напряжение оно обычно употребляется в технике; в жизни чаще обозначает давление обстоятельств в выражениях типа: »под гнетом нищеты», «под влиянием непогоды».

В литературу по медицине и психологии слово стресс попало в 1936 году, когда Ганс Селье опубликовал небольшую заметку под названием «Синдром, вызываемый разными повреждающими агентами». Еще будучи студентом он обратил внимание на тот факт, что различные инфекционные заболевания имеют довольно таки сходное начало: общее недомогание, потеря аппетита, температура, озноб, ломота и боли в суставах. Эксперименты показали, что не только инфекции, но и другие воздействия вызывают комплексы однотипных биохимических реакций.

Селье предположил, что существует общая неспецифическая реакция организма на любую «вредность», направленная на мобилизацию защитных сил организма. Эту реакцию он и назвал стрессом. Селье предположил, что любая потребность в перестройке требует неспецифической «адаптационной энергии», подобно тому, как различные бытовые предметы – обогреватель, холодильник, звонок или лампочка – дающие соответственно тепло, холод, звук, свет, зависят от одного общего фактора электроэнергии.

С точки зрения стрессовой реакции не имеет значения приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или в адаптации. Например: мать, которой сообщили о гибели в бою ее единственного сына, испытывает страшное душевное потрясение. Если через некоторое время окажется, что сообщение было ложным и сын неожиданно войдет домой целым и невредимым, она почувствует сильнейшую радость. Специфические результаты обоих событий – горе и радость – совершенно различны, даже противоположны, но их стрессовое действие – неспецифическое приспособление к новой ситуации – может быть даже одинаковым.

Стресс не всегда результат повреждения. Любая нормальная деятельность – игра в шахматы и даже страстные объятия – может вызвать значительный стресс, не причинив никакого вреда. Таким образом, несмотря на все отрицательное, что уже было сказано о стрессе, он не всегда приносит вред. Наоборот, при умеренном стрессе разум и тело человека функционируют наиболее эффективно. Эустресс (эу в переводе с греч. – хороший или настоящий) делает организм готовым к оптимальному режиму работы, т.е. рассматривается как положительная сила. Наиболее яркие примеры эустресса – состояние спортсмена перед стартом или исполнителя перед выходом на сцену.

Дистресс – это стресс, оказывающий вредное воздействие. Дословный перевод этого слова означает – горе, несчастье, недомогание, истощение, нужда. Стресс спортсмена или музыканта может достигнуть такого высокого уровня, что от этого пострадает их выступление. Многие студенты на экзаменах переживают иногда столь сильный стресс, что это мешает им хорошо отвечать. Бывает даже что во время экзамена студент никак не может вспомнить нужный ответ, но как только он возвращает билет и выходит за дверь, тут же все вспоминается. Возврат билета как действие снижает уровень стресса, что позволяет снова нормально думать и сосредоточиться. Стресс также становится дистрессом, если он ведет к заболеваниям. Многие люди, не научившиеся эффективно управлять своей психикой, долгие годы живут в состоянии сильного стресса.

Различают физиологические и биологические стрессоры (факторы воздействия). К физиологическим относятся болевые воздействия, чрезмерная физическая нагрузка, жара, холод и т.д.: к психологическим – необходимость принятия решения, ответственность за что-то, обида, переживание, конфликт и т.д. Стрессоры могут быть как реально действующими, так и вероятными. Наиболее разрушительны для организма психологические стрессы, которые подразделяются на информационные и эмоциональные. Всякая перемена в нашей жизни выступает в роли своеобразного балласта. Посмотрим это на примере градации степени тяжести, которую разработали американские ученые Холмс и Рэй. Жизненные события оцениваются ими по шкале от 0 до 100 баллов, в соответствии с давлением, оказываемом на психику.

studfiles.net

Тема 42 «Общий адаптационный синдром. Учение Г. Селье

Описание презентации Тема 42 «Общий адаптационный синдром. Учение Г. Селье по слайдам

Тема 42 «Общий адаптационный синдром. Учение Г. Селье о стрессе»

Работа Ильиных Александры из 4 группы 3 курса ФВМ

Организм животных постоянно подвергается бесчисленным воздействиям окружающей среды. Эти факторы внешней среды весьма многочисленны и разнообразны по силе и качеству раздражающего действия. Воздействия на живой организм различных неспецифических раздражителей носят название стрессоров, а состояние в котором он пребывает при мобилизации целого ряда защитных реакций и восстановительных механизмов на них, называется стрессом. Эту реакцию называют еще общим адаптационным синдромом.

Введение в биологическую практику термина «стресс» и учение о механизме его возникновения и закономерностях развития принадлежат канадскому ученому исследователю Г. Селье. В одной из своих работ Г. Селье определяет стресс как состояние, проявляющееся специфическим синдромом, который включает в себя все неспецифически вызванные изменения в биологической системе. В последнее время стресс чаще определяют как совокупность общих стереотипных ответных реакций организма на действие различных по своей природе сильных раздражителей. Следовательно, стресс по своему характеру — синдром специфический, а по своему происхождению неспецифический. Неспецифичность формирования стресса определяется тем, что он возникает при воздействии на организм самых различных раздражителей — механического, физического, химического, биологического и психологического характера.

К неблагоприятным факторам физической природы относят: — резкие изменения климата (микроклимата), температуры окружающей среды, давления, влажности; — шумы хозяйственных машин и механизмов, самолетов, вертолетов и другой техники; — недостаточная подвижность и связанная с ней недостаточная тренированность; — хроническая ограниченность пространственного восприятия внешней среды;

Неблагоприятными факторами химической природы являются : — резкие изменения в окружающей среде порциального давления кислорода, содержания в воздухе азота, углекислого газа, аэроионов; — появление в воздухе ядовитых газов — окиси углерода, аммиака, сероводорода и аэрозолей — окислов тяжелых металлов, кислот, летучих органических растворителей и других веществ; — попадание в корм ядовитых веществ синтетического, растительного, микробного или грибного происхождения в количествах, не вызывающих острых, подострых или хронических отравлений, но снижающих общую и неспецифическую резистентность; — избыток или нарушение соотношения в корме и воде пластических, энергетических и биоактивных веществ — белков, жиров, углеводов, макро- и микроэлементов, фосфолипидов, витаминов и витаминоподобных веществ, биоантиоксидантов, ненасыщенных карбоновых и жирных кислот, гликозидов и др.

К неблагоприятным факторам биологической природы относят : непатогенные и условно-патогенные микроорганизмы — вирусы, микробы, грибы, простейшие, которые в нормальных условиях и при высокой резистентности животных находятся постоянно в организме (комменсалы) и не вызывают патологических изменений. При нарушении условий содержания и кормления, при снижении резистентности и иммунобиологической реактивности они вызывают дисбактериоз, а условно-патогенные микроорганизмы приобретают вирулентные свойства.

Психический стресс из всех сельскохозяйственных животных гораздо чаще поражает свиней, занимающих низшие места в иерархии. В период раздачи корма и при недостатке места у кормушки такие особи не могут успокоиться в течение всего кормления, они буквально мечутся по станку и стараются оттолкнуть кого-то от «стола».

Многие из этиологических факторов носят социальный характер, то есть порождены человеческой деятельностью: нарушения микроклиматоа, кормового баланса, снижение резистентности и др. Чаще всего на сельскохозяйственных животных воздействует комплекс неблагоприятных факторов, обусловленный особенностями интенсивной технологии получения продукции. Это — перегруппировки, транспортировки, передвижения по конвейеру со сменой рациона и микроклимата, вакцинации, гиподинамия. Комплексные неблагоприятные воздействия могут вызывать одновременно поражения нескольких органов и систем, что осложняет проведение диагностики и лечебно-профилактических мероприятий.

Г. Селье доказал, что решающую роль в реализации адаптацион ного синдрома играет резкое повышение функциональной активности системы аденогипофиз — кора надпочечников. В дальнейшем было по казано, что вовлечение гипофиза происходит через первичную акти вацию гипоталамуса и выделение его нейропептидов, стимулирующих секрецию тропных гормонов. Тиреотропин активирует кору надпочеч ников, а глюкокортикоиды обусловливают все главные проявления стресс-реакции.

Классические неспецифические изменения при эксперименталь ном стрессе («триада»): — гипертрофия коркового вещества надпочечников, — инволюция тимуса и других лимфоидных органов , — геморрагические пептические язвы слизистой желудка. Кроме того, наблюдается снижение содержания эозинофилов в крови, обеднение липидами клеток коры надпочечников, резкое пре обладание катаболических проявлений в обмене, газодинамические нарушения и многое другое.

Адаптивный синдром складывается из трех стадий. 1. Реакция тревоги (аларм-реакция) происходит через две фазы: а) фаза шока; б) фаза противошока. 2. Стадия резистентности (адаптации). 3. Стадия истощения.

Фаза шока: развивается сразу же после повреждающего стрессового воздействия. Проявления : мышечная астения, артериаль ная гипотензия, сгущение крови, повышение прони цаемости капилляров, гипотермия, гипогликемия, нарастающий ката болизм — азотемия, отрицательный азотистый баланс, обратное раз витие лимфоидной ткани, снижение эозинофилов и лимфоцитов, и нарастание нейтрофилов — регенеративный сдвиг (изменения соста ва крови могут захватывать и фазу противошока), острые пептические язвы ЖКТ.

Фаза противошока: наступает, когда реализуется реакция ко ры надпочечников. Наблюдается увеличение массы, митотическая активность и пролиферация клеток пучковой зоны. Нарастание глюкокортикоидов повышает (совместно с катехоламинами) мышечный и сосудистый тонус, стимулирует антигистаминовую активность, наращивает уровень глюкозы в крови, активи рует энергетические ресурсы организма и симпато-адреналовую си стему — как систему адаптационно-трофическую.

Стадия адаптации, резистентности.

Характеризуется гипертрофией коры надпочечников, устойчи вым повышением секреции глюкокортикоидов. Нормализуется и стабилизируется гемодинамика. Направленность обменных процессов четко смещается в сторону анаболизма. Может увеличиваться мышечная масса и вес. Нормализуется формула крови, в начале стадии количество эозинофилов может несколько превысить нормальное. Повышается неспецифическая устойчивость организма, т. е. организм без вреда для себя переносит достаточно жесткие воздей ствия не только агента, обусловившего данную стрессовую реакцию, но и любого другого стрессора (эффект «тренировки», закаливания, «привыкания», адаптации).

Если сильное повреждающее воздействие осуществляется доста точно длительно — может наступить стадия истощения. Перенапряжение коры надпочечников постепенно приводит к снижению выработки глюкокортикоидов и атрофии секреторной ткани. Вновь снижается тонус и масса скелетных мыши. Растет гематокрит. Опять начинает преобладать катаболизм, падает вес больного. Если стрессор продолжает действовать — больной погибает. В этой стадии утрачивается способность к адаптации и сни жается резистентность не только к первично действующему фактору, но и к любым повреждающим воздействиям. Понятно, что организмов, у которых система гипоталамус — гипо физ — надпочечники не функционирует, крайне чувствительны к лю бым болезнетворным факторам. Они погибают при минимальных, напри мер, операционных травмах, небольших кровопотерях, от таких коли честв токсических веществ, которые в десятки раз меньше доз, вполне переносимых для нормального организма.

Список литературы: 1. Г. Селье «Стресс без дистресса» , изд. : «Прогресс» , 1982 2. http: //biofile. ru/bio/34964. html 3. http: //www. studfiles. ru/preview/5351023/

present5.com

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Navigation