Умственная отсталость у взрослых лечение

Специалисты выделяют три формы умственной отсталости: тяжелую (или глубокую), среднюю и легкую. Как правило, легкая умственная отсталость у взрослых людей практически не мешает им вести обычный образ жизни, контактировать с окружающими и заниматься трудовой деятельностью.

Легкой формой считается умственная отсталость, при которой наблюдается небольшое снижение интеллекта. Показатель IQ у таких пациентов составляет около 50-69. Зачастую такие люди осознают свое заболевание и стараются скрыть его от окружающих. Легкая форма умственной отсталости даже поддается корректировке. Снижение интеллекта с возрастом не происходит, но при правильном воспитании и обучении возможно его незначительное повышение.

Другое название легкой формы умственной отсталости – дебильность. У пациентов, получивших такой диагноз, наблюдаются повреждения отделов головного мозга, которые могут быть вызваны детскими травмами или инфекционными заболеваниями, перенесенными в младенческом возрасте. Однако внешне человек, страдающий дебильностью, не отличается от здоровых людей.

Особенности легкой формы умственной отсталости

Как правило, легкая умственная отсталость у взрослых не проявляется неожиданно. Снижение интеллекта можно заметить уже в раннем возрасте, начиная от трех лет, когда дети активно познают мир и осваивают речевые и коммуникативные навыки. Позднее, уже в школьные годы, умственная отсталость может стать причиной плохой успеваемости. У таких детей нередко бывает хорошая память, но они не могут сконцентрироваться на каком-либо предмете изучения и плохо понимают объяснения учителей.

Взрослый человек, страдающий умственной отсталостью, нередко подвержен влиянию со стороны. Поэтому такие люди нередко попадают в плохие компании, будучи подростками, и связываются с миром криминала, уже достигнув совершеннолетия. Такие люди не имеют своего мнения по каким-либо вопросам, плохо усваивают любую информацию, нередко отличаются распущенностью в поведении и не способны к самоконтролю. Однако среди умственно отсталых людей могут встречаться настоящие гении, чему есть немало исторических подтверждений.

Лечение умственной отсталости

Еще XIX века многие врачи и ученые пытались выявить причины умственной отсталости и пробовали различные методы лечения. Однако на сегодняшний день полное излечение даже легкой формы не представляется возможным. Тем не менее, если с самого детства правильно подходить к воспитанию ребенка, используя современные методики, можно добиться впечатляющих результатов.

Легкая умственная отсталость у взрослых и детей может проявляться по-разному. Одни пациенты требуют к себе повышенного внимания, другие, напротив, отличаются замкнутостью. Как правило, у таких пациентов не слишком ярко выражены эмоции, однако они могут проявлять агрессивность. Поэтому необходим контроль специалистов, которые могут прописать при необходимости успокоительные или стимулирующие препараты.

Однако наиважнейшую роль в лечении умственной отсталости играет воспитание. Методики, разработанные специалистами для детей, страдающий легкой формой снижения интеллекта, направлены на установление контакта между родителями и ребенком. Родителям необходимо запастись терпением и применять на практике все рекомендации врачей. В большинстве случаев легкая форма умственной отсталости поддается корректировке, однако чем раньше началось лечение, тем более эффективным будет полученный результат.

psygermany.ru

Лёгкая умственная отсталость у взрослых

Когда говорят, лёгкая умственная отсталость у взрослых, то подразумевают обобщенное понятие, которое объединяет различные по происхождению патологические формы психической деятельности. К ним относят формы умственной отсталости, при которых мозг человека повреждён генетическими, органическими или интоксикационными вредностями. Сюда же относят формы, которые обусловлены неблагоприятными социальными и культурными факторами, а именно неверное воспитание и педагогическая недоработка.

Учёные называют такую форму умственных отклонений дебильностью, которая имеет значение коэффициента IQ в пределах от 50 до 70.

К основным причинам дебильности относят сбои при формировании головного мозга человека на ранних стадиях его развития. Умственная отсталость отличается от приобретенного слабоумия тем, что она появилась не из-за снижения функций психики вследствие заболевания, а из-за первоначального недоразвития.

При умственной отсталости поражены те психические функции, которые отвечают за нормальное развитие человека.

Если говорить об умственной отсталости в легкой степени, то ее диагностика обычно затруднена. Так лица с легкой дебильностью, или умственной отсталостью, которая считается «пограничной», могут прожить жизнь, ни разу не посетив психиатра.

Характеристики людей с легкой умственной отсталостью

  • Данной группе людей характерна неспособность к осознанию сложных понятий, им недоступны сложные обобщения и способность к абстрактному мышлению. Хотя, если у человека лёгкая форма дебильности, то он может мыслить абстрактно, но, очень ограниченно. При этом преобладает строго конкретный тип мышления, когда отображаются лишь внешние стороны происходящих событий или явлений
  • Нужно отметить, что речь у взрослого человека, которому поставлен диагноз «дебильность», неплохо развита, он способен говорить осмысленными предложениями, имея неплохой словарный запас.
  • Эта категория умственно отсталых людей сохранила способность к освоению некоторых профессиональных навыков, пусть невысокой квалификации. А вот усвоение различного вида информации даётся им с трудом, как и любых других знаний.
  • Такая проблема, как лёгкая умственная отсталость у взрослых, не мешает им сохранять адекватность поведения в привычной для таких людей обстановке.
  • Не имея собственного мнения, человек, с диагнозом дебильность, хорошо запоминает разные правила, выражения, фразы, взгляды окружающих его людей, а затем шаблонно им следует.
  • При лёгкой степени дебильности, человек может хорошо ориентироваться в окружающей его обстановке, быть достаточно осведомлённым в происходящих процессах, и даже проявлять хитрость.
  • Среди данной категории, можно встретить людей, односторонне одарённых. Известны гениальные художники и музыканты, страдающие подобным недугом.
  • Дебилам присуща очень высокая внушаемость и лёгкая управляемость со стороны тех, кто их окружает. Это часто может привести к непредсказуемым последствиям, порой очень опасным, как для самих больных, так и тех, кто с ними рядом.
  • Нередко человек с лёгкой формой умственной отсталости страдает повышенной сексуальностью и распущенностью.
  • У всех нас разные характеры, и данная категория людей не исключение. Они могут быть приветливыми и добродушными, а могут через небольшой временной промежуток проявлять агрессивность, злобу и упрямство.
  • У людей с легкой формой умственной отсталости отсутствует способность фантазировать и образно мыслить;
  • Одним из наиболее существенных признаков, лиц с умственной отсталостью, можно назвать их недостаточное критическое отношение, как к себе, так и к возникшим ситуациям. Им трудно понять целесообразность собственных поступков, и предвидеть их последствия;
  • Люди с умственной отсталостью способны совершать различные правонарушения, связанные с ситуациями, где требуется адекватная оценка и принятие взвешенных решений. Обычно бывает так, что эти лица, не склонные к конфликтам, оказавшись в сложной обстановке, могут вести себя неадекватно, представляя общественную опасность.
  • Как бы то ни было, лёгкая умственная отсталость у взрослых позволяет им жить, работать, любить и быть любимыми. Ведь именно так и должно быть в любой цивилизованной стране.

    psyplaneta.ru

    Умственная отсталость у детей

    Под умственной отсталостью понимают врожденное либо приобретенное в раннем возрасте общее недоразвитие психики, главным проявлением которого является интеллектуальный дефект. По разным источникам, этой патологией страдает от 1 до 5% населения земного шара. Бытует мнение, что дети с умственной отсталостью рождаются только в неблагополучных семьях, однако в действительности первопричины заболевания далеко не всегда обусловлены социальными факторами.

    Почему развивается умственная отсталость?

    В большинстве случаев возникновение умственной отсталости у детей связано с неправильным формированием или поражением головного мозга на ранних стадиях его развития. В частности, спровоцировать недуг могут:

  • Тяжелые наследственные заболевания;
  • Генетические аномалии;
  • Интоксикации, инфекционные и хронические заболевания матери в период вынашивания;
  • Преждевременные или осложненные роды, сопровождающиеся асфиксией плода;
  • Безответственное отношение родителей к вопросам ухода за ребенком и недостаточное участие в его развитии;
  • Тяжелые психические или физические травмы мозга.
  • Симптомы умственной отсталости у детей

    Олигофрения накладывает отпечаток на все психические процессы, однако в большей степени страдает познавательная сфера. У ребенка с таким диагнозом нарушена способность к концентрации и вниманию, а умение запоминать замедлено. Для речи пациентов характерно некорректное использование слов, скудный словарный запас, неразвернутость реплик, нарушения в произношении отдельных фраз и целых предложений. Наряду с этим наблюдается недоразвитость высших эмоций и трудности в построении социальных контактов.

    Общим симптомом умственной отсталости у детей является отсутствие мотивации в поведении, зависимость от мнения окружающих и внешних факторов, неспособность предусмотреть последствия своих действий и недостаточное умение подавлять инстинктивные порывы.

    Степени умственной отсталости у детей

    В специализированной литературе выделено четыре степени умственной отсталости у детей:

    1. Легкая степень умственной отсталости (дебильность), IQ50-69. Такие ребятишки успешно приобретают навыки жизнедеятельности: ориентирование в домашней обстановке и за ее пределами, уход за собой (одевание, купание и принятие пищи), способность общения и поддержания разговора. Главным проявлением патологии является неуспеваемость в обучении и трудности в усвоении школьной программы. Может наблюдаться некоторое недоразвитие двигательных и сенсорных функций. В целом дети с таким диагнозом мало чем отличаются от здоровых сверстников, но с возрастом начинают выделяться из массы;
    2. Умеренная степень умственной отсталости (имбецильность), IQ 35-49. Состояние ребенка характеризуется специфическими признаками: замедленное развитие восприятия, неполноценная речь, заторможенность моторики и отсталость в навыках самообслуживания. Обучение детей с таким диагнозом в обычных школах практически исключено. Несмотря на то, что в раннем возрасте пациентам удается овладеть простыми коммуникативными приемами, с более сложными социальными навыками возникают трудности;
    3. Тяжелая степень умственной отсталости (имбецильность), IQ 20-34. Недуг проявляет себя выраженным отставанием в интеллектуальной сфере. У пациентов наблюдаются запущенные дефекты речи и тяжелые нарушения моторики, они практически не приспособлены к условиям окружающего мира. Посредством настойчивой работы их можно научить уходу за собой и выполнению простых заданий при условии контроля со стороны;
    4. Глубокая степень умственной отсталости (идиотия), IQ < 20. Больные плохо понимают обращения к ним, а единственной речевой реакцией таких пациентов на внешние раздражители нередко являются крики или мычание. Нарушения двигательной сферы выражены настолько, что ребенок не может самостоятельно передвигаться и постоянно сидит в одной и той же позе, совершая маятникообразные или другие примитивные движения. Дети, страдающие идиотией, совершенно необучаемы и неспособны к самообслуживанию.
    5. Лечение умственной отсталости у детей

      Ведущая роль в реабилитации детей, страдающих умственной отсталостью, отведена педагогической работе. В случае диагностирования патологии родителям предлагают устроить ребенка в специализированное дефектологическое учреждение. Разумеется, не каждая семья готова примириться с наличием у чада интеллектуальных отклонений, однако следует понимать, что наилучших результатов можно добиться лишь в том случае, если программа обучения будет соответствовать способностям ребенка.

      Лечение умственной отсталости у детей при наличии специфического текущего соматического заболевания (гипотиреоз, фенилкетонурия и т. п.) проводится в стационаре. Если проблемы в интеллектуальной сфере не связаны с болезненным процессом, задачей медикаментозной терапии становится купирование сопутствующих неврозоподобных, психопатоподобных, психотических (галлюцинации, бред) проявлений. Назначение конкретных препаратов происходит в индивидуальном порядке. Могут применяться ноотропы (нейрометаболические стимуляторы): Ноотропил (пирацетам), Пантогам, Фенибут, Аминалон; препараты, стимулирующие процессы метаболизма в центральной нервной системе: витамины В1, В6, В12, В15, глутаминовая кислота и др. При ликвородинамических нарушениях (повышенное внутричерепное давление) назначают Диакарб, Глицерол, сульфат магния, а при судорожном синдроме, помимо противосудорожных препаратов, целесообразно использование Пантогама.

      Помните, что умственная отсталость – это не приговор. При правильном подходе родителей, врачей и педагогов у ребенка с легкой или умеренной степенью патологии есть все шансы научиться обеспечивать свои нужды самостоятельно и в последующем добиться успеха в работе, не требующей высоких интеллектуальных навыков.

      lady7.net

      Умственная отсталость

      Умственная отсталость (малоумие, олигофрения) — стойкое, необратимое недоразвитие уровня психической, в первую очередь интеллектуальной деятельности, связанное с врожденной или приобретенной (деменция) органической патологией головного мозга. Наряду с умственной недостаточностью всегда имеет место недоразвитие эмоционально-волевой сферы, речи, моторики и всей личности в целом.

      Олигофрению (малоумие) как синдром врожденного психического дефекта отличают от приобретённого слабоумия, или деменции. Приобретённое слабоумие — снижение интеллекта от нормального уровня (соответствующего возрасту), а при олигофрении интеллект взрослого физически человека в своем развитии так и не достигает нормального уровня.

      Умственная отсталость — не прогрессирующий процесс, а следствие перенесённой болезни. Степень умственной недостаточности оценивается количественно с помощью интеллектуального коэффициента по стандартным психологическим тестам.

      Умственная отсталость — состояние задержанного или неполного развития психики, которое в первую очередь характеризуется нарушением способностей, проявляющихся в период созревания и обеспечивающих общий уровень интеллекта, то есть когнитивных, речевых, моторных и специальных способностей. Отсталость может развиваться с любым другим психическим или соматическим расстройством или возникать без него. Адаптивное поведение всегда нарушено, но в защищённых социальных условиях, где обеспечивается поддержка, эти нарушения у больных с лёгкой степенью умственной отсталости могут совсем не иметь явного характера.

      Трудности в диагностике умственной отсталости могут возникнуть при необходимости отграничения от рано начавшейся шизофрении. В отличие от олигофренов, у больных шизофренией задержка развития носит частичный, диссоциированный характер; наряду с этим в клинической картине обнаруживается ряд свойственных эндогенному процессу проявлений — аутизм, патологическое фантазирование, кататонические симптомы.

      Умственную отсталость отличают также от деменции — приобретённого слабоумия, при котором, как правило, выявляются элементы имевшихся знаний, большее разнообразие эмоциональных проявлений, относительно богатая лексика, сохранившаяся склонность к абстрактным построениям.

      На сегодняшний день выделяют 4 степени умственной отсталости: лёгкая (дебильность), умеренная (имбецильность), тяжёлая (имбецильность, тяжёлая умственная субнормальность), глубокая (идиотия).

      Среди причин умственной отсталости можно назвать генетические причины; внутриутробное поражение плода нейротоксическими факторами физической (ионизирующее излучение), химической или инфекционной (цитомегаловирус, сифилис и др.) природы; значительная недоношенность; нарушения в процессе родов (асфиксия, родовая травма); травмы головы, гипоксия головного мозга, инфекции с поражением центральной нервной системы; педагогическая запущенность в первые годы жизни у детей из неблагополучных семей.

      Умственная отсталость является одной из основных причин обращения в генетическую консультацию. Генетическими причинами обусловлено до половины случаев тяжёлой умственной недостаточности. Основные типы генетических нарушений, ведущих к умственной недостаточности, включают: хромосомные аномалии, нарушающие дозовый баланс генов, такие как анеуплоидия, делеции, дупликации, трисомия хромосомы 21 (синдром Дауна), частичная делеция короткого плеча хромосомы 4, микроделеция участка хромосомы 7q11.23 (синдром Вильямса) и др., дерегуляция импринтинга вследствие делеций, однородительской дисомии хромосом или участков хромосом; синдром Ангельмана; синдром Прадера-Вилли, дисфункция отдельных генов. Число генов, мутации в которых вызывают ту или иную степень умственной отсталости, превышает 1000.

      Специфическая терапия проводится при некоторых видах умственной отсталости с установленной причиной (врожденный сифилис, токсоплазмоз и др.); при умственной отсталости, связанной с нарушениями метаболизма (фенилкетонурия и др.), назначают диетотерапию; при эндокринопатиях, микседема) — гормональное лечение. Лекарственные средства назначают также для коррекции аффективной лабильности и подавления извращённых влечений (неулептил, феназепам, сонапакс). Большое значение для компенсации олигофренического дефекта имеют лечебно-воспитательные мероприятия, трудовое обучение и профессиональное приспособление. В реабилитации и социальной адаптации олигофренов наряду с органами здравоохранения играют роль вспомогательные школы, школы-интернаты, специализированные ПТУ, мастерские для умственно отсталых и др.

      Соматически ребенок-олигофрен практически здоров, и олигофрения — это не болезнь, но состояние ребёнка, при котором наблюдается стойкое недоразвитие всей его психики. Недоразвитие познавательной и эмоционально-волевой сферы у олигофренов проявляется не только в отставании от нормы, но и в глубоком своеобразии. Они способны к развитию, хотя оно и осуществляется замедленно, атипично, иногда с резкими отклонениями. Однако это подлинное развитие, в ходе которого происходят и количественные, и качественные изменения всей психической деятельности ребёнка.

      Умственная отсталость, возникающая после того, как речь ребёнка уже сформировалась, встречается относительно редко. Одной из её разновидностей является деменция — слабоумие. Как правило, интеллектуальный дефект при деменции необратим, так как происходит прогрессирование заболевания, которое иногда может привести к полному распаду психики. Особыми являются случаи, когда имеющаяся у ребёнка умственная отсталость сопровождается текущим психическим заболеванием (эпилепсией, шизофренией), что усугубляет основной дефект, и прогноз развития таких детей бывает весьма неблагоприятным.

      Умственно отсталый ребенок проявляет крайне слабый интерес к окружающему, долго не тянется к игрушкам, не приближает их к себе и не пытается ими манипулировать. В возрасте 3—4 лет, когда нормально развивающиеся дети активно и целенаправленно подражают действиям взрослых, умственно отсталые дошкольники только начинают знакомиться с игрушками. Первые предметно-игровые действия появляются у них (без специального обучения) лишь к середине дошкольного возраста.

      У большинства умственно отсталых детей, не посещающих специальный детский сад, не имеющих дома контактов со специалистами-дефектологами или заботливыми и разумными родителями, графическая деятельность до конца дошкольного возраста находится на уровне бесцельного, кратковременного, хаотического черкания. У умственно отсталых детей в большой степени страдает произвольное внимание. Невозможным оказывается для них сколько-нибудь длительно концентрировать внимание, одновременно выполнять разные виды деятельности.

      Развитие речевого слуха происходит у умственно отсталых детей с большим опозданием и отклонениями. Вследствие этого у них наблюдается отсутствие или позднее появление лепета. Для олигофренов характерна задержка становления речи, которая обнаруживается в более позднем (чем в норме) понимании обращенной к ним речи и в дефектах самостоятельного пользования ею. У некоторых умственно отсталых детей наблюдается отсутствие речи даже к 4—5 годам.

      europed.ru

      Умственная отсталость у взрослых

      Умственная отсталость у взрослых

    6. Российское общество психиатров. Другие ассоциации
    7. умственная отсталость
    8. взрослые
    9. нарушения поведения
    10. интеллект
    11. адаптивное поведение
    12. коэффициент умственного развития
    13. КТ – компьютерная томография

      МКБ-10 – Международная классификация болезней 10 пересмотра

      МРТ – магнитно-резонансная томография

      УЗИ – ультразвуковое исследование

      ЛПМ – лечебно-производственные мастерские

      ЦНС – центральная нервная система

      ПНД – психоневрологический диспансер

      Термины и определения

      Умственная отсталость у взрослых – гетерогенная группа состояний, обусловленных врожденным или рано приобретенным недоразвитием психики с выраженной недостаточностью интеллекта (когнитивных, речевых, социальных способностей), сопровождающееся нарушением адаптивного поведения, затрудняющим или делающим полностью невозможным адекватное социальное функционирование индивидуума.

      1. Краткая информация

      По международной классификации болезней 10 пересмотра (МКБ-10), умственная отсталость – это состояние задержанного или неполного развития психики, которое в первую очередь характеризуется нарушением способностей, проявляющихся в период созревания и обеспечивающих общий уровень интеллектуальности, то есть когнитивных, речевых, моторных и социальных способностей. Для кодировки диагноза умственной отсталости в МКБ-10 предложено использование раздела F7 (F70 – 79) с уточняющими после точки цифрами в зависимости от этиологии, а также наличием или отсутствием сопутствующих значительных нарушений поведения.

      Интеллект не является единой характеристикой, и оценивается на основе большого числа различных более или менее специфичных навыков. Хотя у каждого человека существует общая тенденция развития всех этих навыков на сходном уровне, могут иметь место и существенные расхождения, особенно у умственно отсталых лиц. Такие люди могут обнаруживать тяжелые нарушения умственной отсталости, они могут показывать более высокую продуктивность в одной отдельной сфере (например, по простым зрительно-пространственным заданиям). Такая ситуация затрудняет диагностическую оценку умственно отсталых лиц. Определение интеллектуального уровня должно основываться на всей доступной информации, включая клинические данные, адаптивное поведение (с учетом культуральных особенностей) и продуктивность по психометрическим тестам.

      Для достоверного диагноза должен устанавливаться пониженный уровень интеллектуального функционирования, приводящий к недостаточной способности адаптироваться к повседневным запросам нормального социального окружения. Сопутствующие психические или соматические расстройства оказывают большое влияние на клиническую картину и использование имеющихся навыков. Выбранная диагностическая категория должна поэтому основываться на общей оценке способностей, а не на оценке какой-либо отдельной области или одного типа навыков. Приводимые коэффициенты умственного развития должны использоваться с учетом проблем кросс-культуральной адекватности. Приведенные ниже категории представляют собой произвольное подразделение сложного континуума и не могут определяться с абсолютной точностью. Коэффициент умственного развития должен определяться по индивидуально назначаемому стандартизованному тесту, для которого установлены местные культуральные нормы, и выбранный тест должен быть адекватен уровню функционирования и дополнительным специфическим неблагоприятным для функционирования условиям, в которых находится индивидуум, например, должны учитываться нарушения экспрессивной речи, нарушения слуха, соматические факторы. Шкалы социальной зрелости и адаптации, также стандартизованные с учетом местных условий, должны по возможности заполняться на основании расспроса родителей или лиц, обеспечивающих уход за больным, которые знают способности индивидуума в повседневной жизни. При невыполнении стандартизованных процедур диагноз должен устанавливаться лишь как временный [5].

      1.2 Этиология и патогенез.

      Разнообразие патогенных факторов и неспецифичность умственной отсталости затрудняют оценку причинно-следственных связей в происхождении умственной отсталости. В большинстве случаев средовые и эндогенные (наследственные) факторы выступают в сложном взаимодействии и единстве. Однако имеются и общие для всех форм интеллектуального недоразвития патогенетические звенья, приводящие к сходным клиническим проявлениям синдрома умственной отсталости, среди которых особенно важная роль принадлежит хроногенному фактору, то есть периоду онтогенеза, в котором происходит поражение развивающегося мозга. Различные патогенные воздействия, как генетические, так и экзогенные, действуя в один и тот же период, могут вызывать однотипные клинические проявления, в то время как один и тот же этиологический фактор, воздействуя на разных этапах онтогенеза, может приводить к различным последствиям [3].

      При умственной отсталости, представляющей собой полиморфную группу патологических состояний, отмечается большое разнообразие клинико-психопатологических расстройств. Выделяются клинически дифференцированные и клинически недифференцированные формы умственной отсталости [2].

      В группу клинически дифференцированной умственной отсталости входят нозологически самостоятельные заболевания со специфической клинико-психопатологической и соматоневрологической картиной, для которых психическое недоразвитие является одним из симптомов, как правило, самым тяжелым. Чаще – это генетически обусловленные нарушения, или клинически очерченные синдромы с характерным соматоневрологическими проявлениями, этиология которых еще не ясна.

      Различные формы умственной отсталости значительно отличаются друг от друга по своим патогенетическим механизмам. Однако имеются и общие звенья патогенеза,

      Около 75 % умственной отсталости обусловлено поражением головного мозга во внутриутробном периоде. Нарушение формирования органов и систем чаще всего происходит во время критических этапов их развития. Все внутриутробные аномалии развития подразделяют на бластопатии, обусловленные поражением зародыша в период бластогенеза (до 4 нед. беременности), эмбриопатии – поражение в период эмбриогенеза, то есть от 4 нед. до 4 мес. беременности, а также фетопатии – поражение плода в сроки от 4 мес. до конца беременности [6].

      Показатели распространенности умственной отсталости в мире по данным официальной медицинской отчетности колеблются в широком диапазоне: от 3,04 до 24,6 и выше на тысячу населения. По данным Всемирной организации здравоохранения показатели распространенности умственной отсталости в популяции колеблются в пределах от 1 до 3 % населения. В регионах, где имеет место воздействие экопатогенных факторов, а также наблюдаются изолированные социальные группы, распространенность данной патологии может достигать 7 %. Среди лиц мужского пола умственная отсталость встречается примерно в 1,5 раза чаще, чем среди женщин. Подобное соотношение наиболее заметно при легкой степени психического недоразвития, а при выраженных степенях интеллектуальной недостаточности, как правило, количественной разницы между мужчинами и женщинами не наблюдается [7].

      1.4 Кодирование по МКБ 10

      Умственная отсталость легкой степени (F70):

      F70.0 ­– Умственная отсталость легкой степени с указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения;

      F70.1 ­– с указанием на значительные поведенческие нарушения;

      F70.8 ­– другие поведенческие нарушения;

      F70.9 – поведенческие нарушения не определены.

      Умственная отсталость умеренной степени (F71):

      F71.0 ­– Умственная отсталость умеренной степени с указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения;

      F71.1 ­– с указанием на значительные поведенческие нарушения;

      F71.8 ­– другие поведенческие нарушения;

      F71.9 – Умственная отсталость умеренной степени без указаний на нарушение поведения.

      Умственная отсталость тяжелая (F72):

      F72.0 ­– Умственная отсталость тяжелая с указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения;

      F72.1 ­– с указанием на значительные поведенческие нарушения;

      F72.8 ­– другие поведенческие нарушения;

      F72.9 – Умственная отсталость умеренной степени без указаний на нарушение поведения.

      Умственная отсталость глубокая (F73):

      F73.0 ­– Умственная отсталость глубокая с указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения;

      F73.1 ­– с указанием на значительные поведенческие нарушения;

      F73.8 ­– другие поведенческие нарушения;

      F73.9 – Умственная отсталость умеренной степени без указаний на нарушение поведения.

      В качестве основного критерия группировки умственной отсталости используется выраженность глубины интеллектуального дефекта и степени нарушения адаптивного поведения.

      В МКБ-10 выделяется умственная отсталость легкой степени (F70), умеренная (F71), тяжелая (F72) и глубокая (F73). Выделяются также разделы F78 (другая умственная отсталость) и F79 (неуточненная умственная отсталость).

      По этиологическому принципу выделяют дифференцированные (при этом следует использовать дополнительный код из МКБ-10) и недифференцированные формы умственной отсталости [10].

      С помощью расспроса собираются жалобы и субъективный анамнез (если позволяет уровень психического развития пациента). Как правило, субъективные жалобы у взрослых больных касаются трудностей обучения и адаптации в сообществе, речевых нарушений, а также касаться жалоб, обусловленных коморбидными расстройствами.

      Расспрос должен проводиться в атмосфере доверительности и непринужденности, максимально исключающей постороннее вмешательство и любые другие отвлекающие факторы. Задаваемые вопросы должны быть по возможности краткими, простыми, однозначными и понятными пациенту. Учитывая повышенную внушаемость умственно отсталых лиц, необходимо отказаться от суггестивных (внушающих) вопросов. Анамнестические сведения собираются, как правило, от прошлого к настоящему.

    14. Рекомендован сбор объективного анамнеза. [1]
    15. Комментарий: Объективный анамнез должен отражать:

      — данные о наследственной отягощенности психическими заболеваниями, в том числе сведения о том, не являются ли родители больного кровными родственниками;

      — данные акушерско-гинекологического анамнеза матери, состояния ее здоровья до беременности и в период беременности (наличие сердечно-сосудистых заболеваний и др.), сведения о патогенных биологических воздействиях в периоде внутриутробного и перинатального развития пациента, перенесенных заболеваниях;

      — данные о раннем психомоторном развитии пациента, особенностях формирования речи, школьных навыков, личности пациента, семейном и социальном статусе, перенесенных экзогенных вредностях постнатального периода, особенностях психоэмоционального реагирования, психических травмах;

      — данные об особенностях психического состояния и поведения пациента в зрелом возрасте, навыках самообслуживания, уровне социальной адаптации (способности устанавливать и поддерживать продуктивный контакт с окружающими людьми, строить свое поведение с учетом существующих морально-этических и культурных традиций, в полном объеме или с ограничениями справляться со своими социальными обязанностями, наличии сопутствующих аномальных психосоциальных ситуаций). Источником соответствующей информации служат характеристики с места учебы или работы (если пациент учится или работает) [4].

      2.2 Физикальное обследование

    16. Рекомендован общий осмотр. [1]
    17. Коментарий: Общий осмотр тела включает: наличие возможных соматических аномалий, пороков развития (глазные дефекты, пороки сердца, дополнительные пальцы, глухота, укорочение конечностей, а также увеличение печени и селезенки), стигм дизэмбриогенеза (неправильная форма ушных раковин, высокое («готическое») нёбо, низкий рост волос, гипертелоризм, неправильный рост зубов), выявление следов различных повреждений, исследование состояния по органам и системам и наличия соматических заболеваний в анамнезе. При неврологическом исследовании определяются: расстройства функций черепно-мозговых нервов, рефлексы и их изменения, экстрапирамидные нарушения, мозжечковая патология и расстройства координации движений, чувствительность и ее нарушения, расстройства функций вегетативной нервной системы.

      2.3 Лабораторная диагностика

    18. Рекомендуется при диагностике дифференцированных форм умственной отсталости для определения ранее не выявленных в детском возрасте специфических генетических и обменных нарушений [6].
    19. 2.4 Инструментальная диагностика

      Инструментальные методы исследования направлены на возможное установление нозологического диагноза при умственной отсталости, а также верификацию характера органического поражения центральной нервной системы (ЦНС):

      • Рекомендовано электроэнцефалографическое исследование; [1]
      • Рекомендовано реоэнцефалографическое исследование; [1, 6]
      • Рекомендовано эхоэнцефалографическое исследование [1]
      • Рекомендовано магнитно-резонансная томография (МРТ). [1]
      • Уровень убедительности рекомендаций 3 (уровень достоверности доказательств – B)

      • Рекомендовано экспериментально-психологическое исследование. [1]

      Комментарий: Экспериментально-психологическое исследование должно быть ориентировано на: оценку уровня интеллектуального развития; характеристику структуры интеллектуальной деятельности с выявлением наиболее и наименее сформированных ее функциональных образований; характеристику общих предпосылок продуктивности интеллектуальной деятельности (умственной работоспособности, внимания, памяти). Высокая диагностическая значимость теста Векслера при данном виде диагностического обследования подтверждена многими исследованиями. При всей диагностической значимости психометрического исследования следует учитывать определенное непостоянство коэффициента интеллектуальности, чувствительности его к изменениям в обстановке, а также зависимости от культуральных и социальных факторов, в связи с чем анализ экспериментальных данных должен осуществляться в контексте целостной оценки психической деятельности испытуемого. Патопсихологический метод, направленный на качественный анализ нарушений мыслительной деятельности, не может существовать без количественной оценки уровня развития интеллекта. Главной методической особенностью последнего является установка на определение уровня обучаемости, определяемого по объему помощи, необходимой испытуемому для решения предложенной задачи и по его способности к логическому переносу усвоенного.

    20. Для исследования умственной работоспособности и внимания рекомендовано проведение не менее одной методики из следующих методик: таблицы Шульта (черно-белые и цветные), счет по Крепелину, корректурная проба Бурдона, тест Тулуз-Пьеронаи др. [6]
    21. Для исследования индивидуально-психологических особенностей рекомендовано проведение не менее одной методики у пациентов с неглубоким интеллектуальным дефектом: различные самооценочные шкалы (по Дембо-Рубенштейн, «Самочувствие-активность-настроение» — САН, и др.), проективные тесты («Тематический апперцептивный тест» — ТАТ, тесты Розенцвейга, Вагнера, рисуночные методики и др.). [7]
    22. Для исследования памяти рекомендовано не менее двух методик: запоминание 10 слов, рисунков, опосредованное запоминание по Леонтьеву, пиктограмма, запоминание коротких рассказов, картинок, пробы на опознание запоминаемых предметов и др. [6].
    23. Рекомендовано составление генеалогического древа при подозрении на наследственную семейную патологию, цитогенетическое обследование – если ранее не проводилось, а также специфические биохимические методы. для исследования форм умственной отсталости, предположительно обусловленных нарушениями обмена. Наиболее часто для обнаружения нарушений метаболизма используют качественные скрининговые тесты мочи, бумажную хроматографию, тонкослойную хроматографию, энзимные пробы. [1]
    24. Уровень убедительности рекомендаций 5 (уровень достоверности доказательств – C)

      3.1 Консервативное лечение

      Согласно МКБ-10 при умственной отсталости у взрослых может наблюдаться коморбидное сочетание с любыми психическими и психоневрологическими расстройствами, лечение которых описывается в соответствующих клинических рекомендациях [5].

      В связи с законченностью морфофункционального развития мозга стимуляция психического развития препаратами нейрометаболического действия у взрослых пациентов с умственной отсталостью проводится не всегда, однако в ряде случаев назначение ноотропных средств целесообразно (улучшение когнитивных функций пациента).

      При обусловленных дефектами обмена синдромах умственной отсталости в рамках дифференцированных форм, лечение доживших до зрелого возраста пациентов проводится специфическими методами терапии, включающими диету, заместительную терапию гормональными препаратами.

      При возможности повлиять на этиологические факторы умственной отсталости проводят этиологическое лечение заболевания. Несомненно, этиологическое лечение умственной отсталости эффективно лишь в случае, когда ещё не произошло необратимого поражения головного мозга больного в результате воздействия того или иного этиологического фактора [1].

      В большинстве случаев умственной отсталости проводят патогенетическое лечение.

      Основными целями консервативного лечения при умственной отсталости у взрослых является редукция или устранение сопутствующих поведенческих нарушений. В зависимости от ведущей причины формирования или усиления поведенческих расстройств, структура терапевтических мероприятий смещается в сторону преимущественно медикаментозной терапии, либо усиления психотерапевтической составляющей комплексного лечения. Комплексное использование медикаментозных и немедикаментозных методов лечения в сочетании с психотерапией, трудотерапией, социальной работой с семьей и пациентом является одним из основополагающих принципов курации поведенческих расстройств у лиц с умственной отсталостью.

      Адекватность терапевтического вмешательства зависит от правильной оценки соотношения причинных факторов с определением удельного веса биологической и социально-психологической составляющих, определяющих этапную ориентацию на то или иное воздействие – психотерапевтическое, медикаментозное или коррекционно- педагогическое. Коррекция поведения должна проводиться, по возможности, в амбулаторных условиях. Предпочтение отдается поведенческим и когнитивно-поведенческим методикам, показавшим наибольшую эффективность с позиций доказательного подхода.

    25. Психофармакотерапия не является ведущим методом лечения и должна проводиться строго по клиническим показаниям и в течение ограниченного периода времени.
    26. Уровень убедительности рекомендаций 5 (уровень достоверности доказательств — C)

      Комментарий: Ее применение оправдано лишь в случаях грубых и некорригируемых форм нарушения поведения, при наличии «биологической почвы», предрасполагающей к расстройствам поведения, а также, при наличии сопутствующих выраженных эмоциональных и соматовегетативных расстройств, для снятия аффективной напряженности на начальных этапах психотерапевтической и коррекционно-педагогической работы.

      Медикаментозное лечение умственно отсталых больных с минимально выраженными поведенческими нарушениями не проводится.

      При симптоматическом медикаментозном лечении умственной отсталости у взрослых с выраженными сопутствующими нарушениями поведения назначение медикаментозного лечения не может быть использовано в качестве наказания, не является ведущим методом терапии и его следует начинать с «легких» препаратов и после недостаточного эффекта от немедикаментозных методов коррекции нарушенного поведения в обязательном сочетании с немедикаментозными методами коррекции. Также не рекомендуется их назначение без достаточных оснований на длительный срок (более одного месяца). Для выбора индивидуального варианта лекарственного воздействия необходимо учитывать уровень доказательности для конкретного препарата и оценить степень тяжести и длительность расстройства, результаты предшествующего лечения, а также провести детальный и тщательный анализ сопутствующей психопатологии с учетом высокой частоты реактивной провокации и чувствительности симптоматики к внешним воздействиям, оказывающих существенное влияние на изменчивость характера и степени выраженности расстройств поведения.

    27. При выраженных расстройствах поведения, сопровождающихся психомоторной расторможенностью, агрессией и аутоагрессией, с отказом от приема лекарств, лечение рекомендовано начать с нейролептических средств с выраженным седативным действием, имеющим лекарственные формы для парентерального введения (хлорпромазин**, левомепромазин#**, сультоприд, зуклопентиксол#**). [4]
    28. Уровень убедительности рекомендаций 3 (уровень достоверности доказательств — B)

      Комментарий: При снижении аффективной возбудимости, отсутствии агрессивных и аутоагрессивных поступков переходят на пероральный прием указанных нейролептических средств.

      Учитывая широкий диапазон терапевтического ответа на назначение психотропных средств, необходимо их титрование до получения терапевтического эффекта. Оптимальным считается начало с 0,5 предполагаемой терапевтически активной дозы с последующим увеличением. Необходимо учитывать вероятность возникновения побочных эффектов, парадоксальных эффектов и осложнений психотропной терапии при умственной отсталости с резидуально-органической недостаточностью ЦНС или проявляющейся на фоне вяло текущего органического процесса в рамках дифференцированных форм умственной отсталости, чаще при наследственных дефектах обмена. Имеются данные об эффективности препаратов из группы антидепрессантов при некоторых формах стереотипно повторяющегося аутоагрессивного поведения.

    29. У больных с тяжелой и глубокой умственной отсталостью расстройства поведения могут быть связанными (особенно у мужчин) с нереализованным сексуальным влечением. У этой категории больных часто не только не сформирована психосексуальная идентификация и сексуальная ориентация, но и отсутствует понимание возникающих соматических ощущений. В этих случаях рекомендованы препараты антиандрогенного действия. Длительность терапии определяется состоянием пациента и в виде поддерживающей терапии невысокими дозами может использоваться в течение многих месяцев [8].
    30. Уровень убедительности рекомендаций 1 (уровень достоверности доказательств – A)

      Медикаментозное лечение взрослых больных с умственной отсталостью со значительными нарушениями поведения (Таблица 1)

      medi.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Navigation