Умственная отсталость умеренная

У?мственная отста?лость (малоу?мие, олигофрени?я; др.-греч. ?????? — малый + ???? — ум) — остановка в развитии личности из-за патологии головного мозга. Проявляется в первую очередь в отношенииразума (откуда название), также в отношении эмоций, воли, речи и моторики.

Термин «олигофрения» предложил Эмиль Крепелин.

Олигофрению (малоумие) как синдром врожденного психического дефекта отличают от приобретённого слабоумия, или деменции (лат. de — приставка, означающая снижение, понижение, движение вниз +лат. mens — ум, разум). Приобретённое слабоумие — снижение интеллекта от нормального уровня (соответствующего возрасту), а при олигофрении интеллект взрослого физически человека в своём развитии так и не достигает нормального уровня.

Точная оценка распространённости олигофрений затруднена в связи с различиями в диагностических подходах, в степени терпимости общества к психическим аномалиям, в степени доступности медицинской помощи. В большинстве индустриально развитых стран частота олигофрений достигает 1 % населения, однако подавляющая часть (85 %) пациентов имеют легкую умственную отсталость. Доля средней, тяжёлой и глубокой умственной отсталости составляет соответственно 10, 4 и 1 %. Соотношение мужчин и женщин колеблется от 1,5:1 до 2:1.

Умственная отсталость — не прогрессирующий процесс, а следствие перенесённой болезни. Степень умственной недостаточности оценивается количественно с помощью интеллектуального коэффициента по стандартным психологическим тестам.

Иногда олигофрен определяется как «… индивид, неспособный к независимой социальной адаптации». [1]

Классификация олигофрений — классификация форм и степеней тяжести олигофрении. В настоящий момент существует несколько различных классификаций, каждая со своими достоинствами, недостатками и областями применения.

По степени выраженности олигофрении традиционно подразделяются на:

дебильность — наиболее слабо выраженная.

имбецильность — средне выраженная.

идиотию — крайне выраженная.

В настоящее время специалисты всё чаще придерживаются классификации, которая отражена в МКБ-10. В ней выделяется 4 степени тяжести олигофрении:

Умеренная — IQ 35-50

Тяжелая — IQ 20-35

Глубокая — IQ менее 20

Традиционный подход к классификации по степени выраженности мало что давал как медицинской, так и педагогической практике. В результате работ Марии Семеновны Певзнер, на основе глубочайшего клинического и психолого-педагогического изучения стало возможным понять структуру дефекта при олигофрении, составляющей 75 % всех видов аномалий детского возраста, и разработать классификацию с учетом этиопатогенеза и качественного своеобразия аномального развития.

Собственно, предложенная М. С. Певзнер в 1959 году классификация — это типология состояний, поскольку имеет прямой выход на систему медицинских и коррекционно-воспитательных мероприятий с этой категорией аномальных детей.

В частности, М. С. Певзнер выделила три формы дефекта:

олигофрения, осложненная нарушением нейродинамики, проявляющаяся тремя вариантами дефекта:

с преобладанием возбуждения над торможением;

с преобладанием торможения над возбуждением;

с выраженной слабостью основных нервных процессов;

дети-олигофрены с выраженной недостаточностью лобных долей.

Несколько позднее (в 1973 и 1979 годах) М. С. Певзнер дорабатывает свою классификацию. Исходя из клинико-этиопатогенетических принципов, ею выделено пять основных форм:

олигофрения, осложненная нарушением нейродинамики (возбудимые и тормозные);

олигофрения в сочетании с нарушениями различных анализаторов;

олигофрения с психопатоподобными формами поведения;

олигофрения с выраженной лобной недостаточностью.

studfiles.net

Умеренная умственная отсталость

У лиц, имеющих умеренную умственную отсталость, когнитивные способности соответствуют возрасту шестилетнего ребенка. Также, социальное функционирование ограничено рамками семьи или специальной группы. Индивиды, входящие в данную категорию, отличаются медленным развитием понимания речи, ее использования. В этой области полное развитие ограничено. В том числе, больной имеет значительное отставание в развитии навыков самообслуживания, и значительная часть пациентов нуждаются в опеке в течение всей своей жизни. Больной может начать посещать школу, но школьные успехи имеют значительное ограничение, хотя некоторые пациенты все-таки осваивают элементарные навыки, требуемые для счета, также они могут научиться чтению и письму.

Наличие образовательных программ позволяет пациентам с умеренной умственной отсталостью до определенной степени развивать свой ограниченный потенциал, они приобретают некоторые базисные навыки. К тому же, подобные программы полностью сбалансированы, и подходят именно для замедленного характера обучения, во время которого пациент усваивает материал небольшого объема. Что касается лиц зрелого возраста, имеющих умеренную умственную отсталость, то как правило, они могут выполнять простую практическую работу, если дано правильно построенное задание. К тому же, должен быть обеспечен квалифицированный надзор. В некоторых случаях бывает, что человек с подобным нарушением проживает независимо, но такое явление наблюдается крайне редко.

Следует подчеркнуть, что личности с умеренной умственной отсталостью в большинстве случаев являются абсолютно мобильными, они проявляют физическую активность, и почти каждый их них имеет признаки социального развития. Это проявляется в таких действиях, как установление контактов, общение с окружающими. Несмотря на то, что их фразовая речь развита слабо, они вполне могут объясняться, высказывать свои желания, мнения. Такие люди очень внушаемы, нередко бывают очень неряшливы и страдают прожорливостью. Часто умеренная умственная отсталость является дополнением к аутизму, неврологической патологии, эпилепсии. Диапазон коэффициента умственного развития находится в значении от тридцати пяти и до сорока девяти.

К причинам, вызывающим умеренную умственную отсталость, в основном относятся различные повреждающие факторы, имеющие внутриутробное воздействие. Например, перинатальные причины — то есть, полученные во время родов, и постнатальные – возникшие сразу, как только младенец родился. Также врачи отмечают и пренатальные факторы, к которым можно отнести недостаточность питания, нарушения эндокринного типа, радиоактивное облучение, различные интоксикации. Серьезное влияние могут оказать инфекционные заболевания, которыми женщина переболела, будучи беременной. Перинатальные причины развития умеренной умственной отсталости включают в себя такие патологии, как аноксия, кровоизлияние в мозг, также нужно учитывать и механические повреждения головного мозга при проходе плода через родовые пути.

Одними из самых распространенных постнатальных причин врачи считают тяжело протекающие заболевания инфекционного происхождения у новорожденных. Как правило, это энцефалиты и менингиты, которые сопровождаются воспалительными процессами головного мозга. Также ученые доказали, что далеко не все больные, подвергшиеся таким факторам, имеют умственную отсталость. Дело в том, что развитие заболевания во многом обусловлено временем действия фактора, а не его природой. Не исключается, что одной из причин умеренной умственной отсталости может быть такое обстоятельство, как резус-конфликт плода и матери. Известно, что в период беременности определенное количество материнской плазмы крови оказывается в организме плода, и если имеется несовместимость любого типа, то не исключено, что начинается значительное разрушение эритроцитов, а это имеет тяжелые последствия для развивающегося организма.

Наследственная предрасположенность к умственной отсталости любой степени, в настоящее время не является причиной номер один, как это утверждалось раньше, и наследственными считаются довольно редкие формы заболевания, вызванные метаболическими расстройствами. К тому же, имеет значение, в каких социальных условиях воспитываются дети, применяемые методы воспитания. Неблагополучные семьи, согласно статистике, чаще имеют детей с таким диагнозом, как умственная отсталость, при этом, органические патологии отсутствуют.

Лечение умеренной умственной отсталости

В настоящее время значительная роль в лечении умственной отсталости отводится психотерапевтическому воздействию. Несмотря на то, что сама по себе отсталость не имеет отношения к психозам, или неврозам, пациенты с умеренной умственной отсталостью в значительной степени подвержены ряду психологических расстройств. К тому же, некоторые больные, осознавая свою ограниченность, становятся агрессивными, постоянно испытывают чувство тревоги. Использование определенных психотерапевтических методов, применяемых в стационарном лечении умственно больных, дало неплохие результаты. Также в лечении активно используется трудовая терапия, которая входит в обязательную программу лечения. В стационаре используется и групповая психотерапия, во время которой больные участвуют в совместном обсуждении проблем.

Медикаментозная терапия при данном заболевании в качестве лечения или профилактики применяется довольно ограниченно. Ученые работают над изучением возможностей гормональной терапии, но пока методики лишь разрабатываются. Важнейшей частью лечения людей с умеренной умственной отсталостью является тренинг, и его значимость постоянно увеличивается. Тренинг, или обучение, проводится в специализированных школах, психиатрических учреждениях, а также просто дома, его проводят учителя, имеющие специальную подготовку.

www.psyportal.net

Умеренная умственная отсталость у детей

Имбецильность, или умеренная умственная отсталость у детей, это средняя степень слабоумия и неполного интеллектуального развития. Дети с таким диагнозом заметно имеют низкое физическое развитие, при этом, отклонения очень заметны.

Причины имбецильности

Если говорить о причинах, вызывающих подобный недуг, то их очень много, но к основным относят следующие:

  • болезни, связанные с хромосомными изменениями и наследственными расстройствами обменных процессов в организме;
  • инфекционные заболевания, которые оказывают повреждения головного мозга, плода, во время нахождения его в утробе матери, или в скором времени после рождения, например, нейротробные вирусы;
  • интоксикация плода, вследствие алкоголизма или наркомании;
  • воздействие на плод ионизирующей радиации;
  • иммунологическая несовместимость матери и будущего ребенка;
  • кислородное голодание плода;
  • рождение ребенка раньше срока и травмы, полученные при родах;
  • травмы, полученные ребенком, обычно до достижения трёхлетнего возраста;
  • воздействие, какого либо вредного фактора на еще не оплодотворенную клетку, что приводит к поражению половых клеток;
  • повреждение плода на любом из этапов развития в утробе матери, которое может начаться с первой недели и вплоть до появления ребенка на свет.
  • Доказано, что основными факторами, способствующими умеренной умственной отсталости, являются те, которые проявились уже при нахождении плода в утробе матери.

    Умеренная умственная отсталость у детей – имбецильность

    Под имбецильностью понимается умеренная умственная отсталость у детей, при которой коэффициент интеллекта колеблется от 25 до 49 единиц. Для этой формы умственного отклонения характерны: отсутствие способности к абстрактному мышлению; неумение обобщать происходящие события; ярко выраженное конкретность мышления; большие затруднения при образовании понятий.

    Речь этих детей очень слабо развита и состоит из небольших, однотипных фраз, также для них типично косноязычие. В общении с окружающими они понимают только простые предложения. При скудном словарном запасе и неправильном чередовании слов, их можно понять, поскольку речь связная. Их запас сведений ограничен, память, внимание и воля недоразвиты, мысли примитивны

    При всем этом, детей можно обучить чтению, письму и счету, они способны выполнять несложные счетные операции. При определённой настойчивости и терпении, им можно привить навыки самообслуживания. Такие ребятишки очень привязаны к близким людям. Они чутко реагируют на похвалу или порицание.

    Дети-имбецилы не могут учиться в обычной школе, почти у каждого из них наблюдаются речевые дефекты, они заикаются или шепелявят. При этом они способны: узнавать и запомнить те предметы, которые их окружают; слова, которые часто слышат; иногда очень неплохо ориентируются в привычных жизненных ситуациях. Дети с подобным диагнозом сами кушают, одеваются, совершают утренний туалет. Очень часто их склонность к повторению определенных движений используют, чтобы привить навыки опрятности и элементарного ухода.

    Отсутствие самостоятельного мышления приводит к тому, что они адаптируются к окружающему миру только в хорошо знакомых, привычных условиях. Любое изменение ситуации вызывает у них замешательство, поэтому им требуется постоянная опека.

    Детей с подобным диагнозом можно разделить на две основные группы. К первой относятся активные, непоседливые и подвижные, а ко второй те, которым ничего не интересно они равнодушные, вялые и апатичные.

    Если говорить о характере, то некоторые из них приветливые, добродушные и покладистые, другие проявляют упрямство, агрессию и злобу.

    Ребятишки, которым диагностирована имбецильность, обучаются в домашних условиях, или посещают занятия в коррекционной школе. Дефекты их речи нуждаются в коррекции и постоянных занятиях с логопедом.

    Педагоги, обучая таких детей, должны требовать неукоснительного выполнения данного задания. Не следует на первых этапах обучения поручать им слишком сложные задачи. Только после полного освоения какого-то приема, можно усложнять последующие задания. Для занятий важно выбрать такие учебные задачи, которые бы нравились детям, вызывали у них желание самостоятельно справиться с ними, заслужить похвалу.

    Лечение и профилактические действия

    Для лечения детей с умеренной умственной отсталостью нужно знать ее причины. Чтобы улучшить прохождение обменных процессов, используют витаминотерапию и назначают лекарственные препараты.

    Нужно понимать, что умеренная умственная отсталость у детей – не окончательный приговор, жизнь продолжается. Энергия близких, в семье которых имеется такой ребенок, должна быть направленна на его, возможно более полное, развитие. Это непросто, но только любовь и понимание могут заложить фундамент для его дальнейшей жизни.

    psyplaneta.ru

    Умственная отсталость

    Наиболее грубым нарушением умственного развития является умственная отсталость (олигофрения). Это общее отставание в интеллектуальном развитии, делающее невозможными овладение обычной школьной программой, полноценное включение ребенка в социальную жизнь. Слово «отсталость» подразумевает возможность со временем догнать остальных, но в данном случае это не так. «Потолок» развития у умственно отсталого ребенка принципиально ниже, чем у его сверстников с сохранным интеллектом.

    При тяжелой, а тем более глубокой умственной отсталости (диагнозы указываются по МКБ-10; по классификации, принятой ранее, это тяжелая имбецилъностъ и идиотия) предметного рисунка, как правило, не бывает. Под умеренной умственной отсталостью (имбе-цильностью) понимают такую сте-пень интеллектуального снижения, при которой отсутствует способность к овладению какой-либо профессией, но человек способен достаточно полно овладеть навыками самообслуживания. При такой глубине нарушения предметный рисунок также может отсутствовать, либо он появляется только в школьном возрасте и в дальнейшем остается на очень низком уровне. Рисунок человека, если он имеется, представляет собой примитивную схему, соответствующую приблизительно четырехлетнему возрасту выполнения задания (рис. 15). Количественная оценка выполнения задания Александром – 7 баллов (по 2 балла за голову, туловище и ноги, 1 балл – за волосы).

    В отдельных случаях умственная отсталость (в том числе умеренная) может сочетаться с сохранным уровнем рисования и даже с художественной одаренностью. Однако здесь есть сомнение в правильности диагностической квалификации, в частности, можно высказать предположение, что у этих детей не умственная отсталость, а вторичный шизофренический дефект или ранний детский аутизм.

    При легкой умственной отсталости (дебильности) ребенок способен к обучению по специальной облегченной программе и в дальнейшем – к простой профессиональной деятельности. У детей с этими нарушениями предметный рисунок и, в частности, рисунок человека обычно впервые появляется к концу дошкольного возраста. На протяжении последующей жизни он остается на уровне, типичном для дошкольного возраста, т.е. на уровне схемы (рис. 16). Рисунок Антона в целом приблизительно соответствует шестилетнему возрасту. Количественная оценка – 19 баллов (по 2 балла за голову, туловище, глаза, рот, нос, руки и ноги; по 1 баллу – за пальцы, ступни и за правильное количество пальцев; 2 балла – за изображение рук и ног двойной линией).

    Рисунок одиннадцатилетнего Димы С., также страдающего легкой умственной отсталостью (рис. 17), приблизительно соответствует пятилетнему возрасту; количественная оценка – 17 баллов (по 2 балла за голову, туловище, глаза, рот, нос, руки и ноги; по 1 баллу – за волосы, уши и ступни).

    Рисунок тринадцатилетней Лены Т. (диагноз: легкая умственная отсталость) приблизительно соответствует шестилетнему возрасту (рис. 18). Количественная оценка – 18 баллов. Такова же количественная оценка рисунка восемнадцатилетней Полины Т. (рис. 19); диагноз: легкая умственная отсталость (дебильность). Подобные рисунки, на которых тело как бы «просвечивает» через одежду (их называют «рентгеновскими»), типичны (в норме) для пятилетнего возраста.

    Уровень развития изобразительной деятельности умственно отсталых детей относительно мало зависит от возраста. Усвоенные графические шаблоны фиксируются, и в дальнейшем они в течение многих лет (иногда в течение всей жизни) воспроизводятся почти без вариаций. Имеющиеся различия между рисунками зависят, в первую очередь, от степени интеллектуального дефекта и от обучения, полученного ребенком.

    Наряду с умственной отсталостью задержка в развитии изобразительной функции может вызываться и другими причинами: органическим поражением мозга, нарушениями обучаемости (задержкой психического развития), педагогической запущенностью, психическим заболеванием. Данные рисуночных тестов недостаточны для постановки диагноза. При обнаружении существенного отставания в развитии изобразительной функции необходимо провести более подробное исследование состояния когнитивной сферы с применением специализированных тестовых методов.

    studfiles.net

    Тяжелые интеллектуальные нарушения — имбецильность

    Вообще, имбецильность изначально является одной из степеней умственной отсталости (в отношении олигофрении), при которой интеллектуальные нарушения выражены очень сильно. Степень органического поражения центральной нервной системы (головного мозга) довольно высокая, симптомы явные. Дети с тяжелыми интеллектуальными нарушениями – это инвалиды детства. Нарушения познавательной сферы (в первую очередь) видны «невооруженным глазом».

    Существовала определенная классификация умственной отсталости (МКБ 9), в которой было только три вида умственной отсталости:

    Такой классификацией продолжают пользоваться множество специалистов, но есть более современная классификация (МКБ 10 – международная классификация болезней 10 пересмотра), она включает в себя 4 степени УО в зависимости от тяжести поражения ЦНС:

    В данной статье умственная отсталость рассматривается только в отношении олигофрении – группы патологических состояний, характеризующихся органическим поражением головного мозга и общим недоразвитием всей психической сферы, в первую очередь произвольной познавательной деятельности, возникших либо во внутриутробном периоде, либо в связи с осложнениями во время родов, либо в раннем детстве, в первые три года. УО – это не заболевание, а только лишь одна из характеристик различных заболеваний, при которых наблюдается интеллектуальная недостаточность.

    Что такое имбецильность?

    Условно имбецильность можно отнести в большей степени к тяжелой степени УО. Умеренная умственная отсталость — это пограничное значение между дебильностью (легкой степенью) и имбецильностью. При умеренной степени УО дети не могут быть отнесены к детям с легкой степенью УО, так характер нарушения более выраженный, но в то же время он может быть не настолько глубоко патологичен, как при тяжелой УО. Но в школе они нередко обучаются в одном классе и по одному виду программы. И обе группы детей могут рассматриваться как дети с тяжелыми интеллектуальными нарушениями. И детей из обеих групп можно соотносить по многим показателям с детьми, которые раньше считались бы имбецилами. Для них характерно всестороннее нарушение психического и физического развития.

    И в то же время для этой категории детей свойственна сильная неравномерность развития высших психических функций и нечеткость периодизации развития в соответствии с возрастом. Для лучшего понимания рассмотрим отдельно детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. По сути все это олигофрения в стадии имбецильности.

    Дети с умеренной умственной отсталостью, какие они?

    Эти дети (большинство из них) уже годам к 7 способны общаться со взрослыми, исходя из своих потребностей и окружающей социальной среды. Могут проявлять живой интерес к происходящему, если, конечно, нет перегрузки событиями. То есть они могут быть включены в простые жизненные ситуации. Способны выслушивать объяснения, но самостоятельно действовать могут крайне редко. Чаще всего нужна направляющая и организующая помощь взрослого.

    К самостоятельной деятельности способны в ограниченном объеме. Если только какие-то действия уже много раз повторены и продемонстрированы взрослым на своем примере. Способны дать простую словесную (если владеют речью) оценку своей деятельности на основе предоставленного им образца.

    Например, ребенку поручено собрать пирамидку из 3 деталей исходя из их размера – от большей до меньшей. Ребенок складывает пирамидку без учета размера. Взрослый тут же, при ребенке собирает такую же пирамидку, но уже с учетом размера деталей. И спрашивает, правильно ли ребенок собрал свою. Ребенок обычно говорит «да» или «нет». Но такое действие может понадобиться повторить не один раз, чтобы добиться от ребенка нужного результата.

    Какие нарушения развития характерны для детей с умеренной умственной отсталостью?

    Физическое развитие. Физически такие дети развиваются с опозданием. Границы возрастных периодов физического развития размыты и нечетки. Нарушения видны уже с раннего детства. Эти дети позже начинают переворачиваться, держать голову, сидеть, стоять, ползать. Координация движений часто нарушена. У них часто неловкая или неустойчивая походка. Могут испытывать трудности при ходьбе, беге. В движениях неловки. Не могут порой прыгать на одной ноге или даже на двух, то есть даже такие лёгкие действия для них недоступны. При спуске по ступеням могут испытывать трудности.

    Уровень эмоционального развития. Часто эмоционально незрелы. Не умеют свои эмоции выражать словесно (даже если у ребенка есть речь). Но в то же время им редко присущи сильные агрессивные реакции (если, конечно, нет психических заболеваний или нарушений, провоцирующих всплески агрессии). Они положительно реагируют на похвалу, ласковые обращения. На критику могут реагировать либо нейтрально, либо явно расстраиваются. В целом, способны отзываться эмоционально адекватно окружающей обстановке.

    Уровень сформированности высших познавательных функций (ВПФ) – внимания, речи, памяти, мышления, воображения. Естественно, что наблюдается сильное недоразвитие всех ВПФ. Внимание неустойчивое, быстро истощается. Для привлечения внимания требуется больше наглядного материла, интересного для ребенка. Речь формируется поздно. Дети понимают обращенную к ним речь и могут выполнять действия по простой инструкции.

    Собственная речь часто ограничена самыми простыми обиходными словами. Сложные предложения в основном недоступны для воспроизведения и понимания. Пользуются простыми фразами типа «дай мяч». То есть чаще используют существительные преимущественно в именительном падеже, а глаголы либо в повелительном наклонении либо несогласовано с существительным, например, ««пошли улица». Часто заменяют глаголами понятия, которые должны быть выраженным существительными, например, кровать – спать, улица – гулять.

    Память по объему мала. Преобладает механическая. Могут пересказать простой текст (из 3-4 предложений), но без понимания смысла. Мышление, естественно, существенно ниже возрастной нормы. Недоразвитие интеллектуальной сферы выражено явно. Цвета могут частично различать.

    Уровень развития бытовых навыков. Такие дети нередко испытывают серьезные затруднения даже в овладении простейшими действиями – умыться, почистить зубы, причесаться. Одеваться могут сами. Но чаще с помощью организующей и направляющей помощи.

    Дети с тяжелой умственной отсталостью. Краткая характеристика

    Особенности физического развития:

  • Это дети с явными признаками имбецильности. Их развитие проходит с серьезным опозданием. С еще более серьезным и тотальным чем у детей с умеренной степенью УО. Они плохо ходят, испытывают серьезные трудности при беге. Не умеют прыгать даже на двух ногах. У них сильно страдает согласованность движений. Координация серьезно нарушена.
  • Заданную по инструкции позу не могут выдержать даже 3 секунд в младшем возрасте. В старшем не выдерживают и 10. Они неуклюжи. Медлительны. Простые на первый взгляд двигательные действия являются для них серьезными трудностями. Например, перешагнуть через препятствие высотой буквально 30 см. А порой боятся даже преодолеть уличный бордюр высотой 15 см.
  • Наблюдаются сильные нарушения двигательной сферы. Такие дети в движениях либо крайне медлены, либо их движения быстрые, но бесцельные, плохо контролируемые, излишние. Согласованность и координированность сложных движений невозможна (повороты, наклоны на счет, прыжки).
  • Очень явные отклонения у таких детей наблюдаются в развитии анализаторов (органов чувств). Причем несмотря на то, что если отсутствуют патологии в развитии слуха, зрения, обоняния, осязания, вкусовой чувствительности, то такие дети все равно не умеют в полной мере использовать возможности своей анализаторной системы.
  • Особенности развития психической сферы:

    • У явных имбецилов интеллект крайне снижен, память неустойчивая, снижена по объему до 3 единиц даже после пятикратного повторения, кратковременная. То есть ребенку предъявляются 10 картинок, например, с изображениями хорошо знакомых предметов (зонт, диван, цветок и т.д.) для запоминания, а потом убирают и просят воспроизвести. На просмотр каждой картинки и четкого проговаривания смысла картинки дается не меньше 20 секунд. Но в результате ребенок может назвать только максимум 3 предмета.
    • Такие дети нередко безречевые. Если развита речь, то на простом, обиходном уровне. Словарный запас беден. Хотя, могут быть очень эмоциональными. Адекватно реагировать на требования учителя или взрослого. Способны к общению с ними и между собой. Любят, когда их хвалят. В поступках и действиях мало критичны. В речи часто наблюдаются грубые косноязычия, бессмысленные и механические повторения услышанного.
    • Цвета плохо различают. Даже основные. Часто путаются. Причем чем больше предметов им предъявляют даже одного цвета, тем быстрее они начинают ошибаться. То есть объем воспринимаемой информации также должен быть строго дозирован и минимализирован для адекватной оценки способностей к обучению.
    • Их самостоятельная деятельность носит беспорядочный и хаотичный характер. Они не могут пользоваться полученными и уже вроде бы усвоенными знаниями для восприятия нового материала. Они часто не понимают смысла своих действий. Критичность серьезно нарушена.
    • У глубоко умственно отсталых детей навыки самообслуживания развиты плохо либо не развиты вообще. Такие дети не могут самостоятельно выбрать одежду или одеться соответственно обстановке. Они не умеют шнуровать, застегивать молнию на куртке. Самостоятельно одеваться чаще всего не умеют. А если умеют, то нуждаются в организующей помощи (одень шапку, потом ботинки, застегни их, одень куртку и т.д.). Такие дети особенно склонны к подражанию. Поэтому им очень часто необходимо на собственном примере демонстрировать общепринятые нормы поведения или обучать их необходимым навыкам.

      Нужно ли вообще обучать таких детей в школе?

      В нашей стране обучение детей, у которых тяжелая умственная отсталость или даже умеренная, лучше организовано, конечно же, в специализированных школах. Несмотря на то, что сейчас возможна реализация инклюзивной формы образования, к которой наша страна не готова (по мнению многих специалистов и экспертов) ни с морально-этической точки зрения, ни с точки зрения организации такой формы образования (недостаточное финансирование, кадровая недостаточность и многие другие проблемы), такие дети обучаются в большей степени именно в специальных образовательных учреждениях.

      Инклюзивная форма образования представляет собой совместное обучение детей с различным уровнем психофизического развития в одном классе и в одном образовательном учреждении. То есть вместе могут обучаться дети с нормальным уровнем развития и с особенностями развития, но по различным видам учебных программ и учебным планам.

      И отсутствие оказания им ранней помощи ведет к тяжелым последствиям. Как для таких детей, так и для общества в целом. Потому что люди с тяжелой интеллектуальной недостаточною оказываются буквально брошены на произвол судьбы. Страдает и семья такого ребенка. Ведь одному из членов семьи приходится полностью посвятить себя заботам об особенном малыше. И такие дети «выпадают» из жизни, когда не получают специализированного образования.

      Поэтому для них так важна организация особенной образовательной среды. Но еще Л.С. Выготский задавался самым главным вопросом о том, что имеет ли смысл вообще затрачивать столько финансовых и человеческих ресурсов на то, чтобы обучать такого ребенка. Ведь дальнейшая польза от него выглядит на первый взгляд весьма сомнительной, этот человек как будто и не сможет быть полезным своей стране. Во всяком случае, разница между ним и нормально развитым сверстником в этом плане очень существенна. Но все же… Имеем ли мы право так рассуждать? Современная педагогика дает однозначный ответ – воспитание таких особенных детей задача едва ли даже не важнее воспитания обычных детей, без явных патологических особенностей развития.

      Как обучать детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью или как раньше говорилось, с имбецильностью?

      Глобальные цели и задачи воспитания и обучения таких детей собственно такие же, как и при обучении нормально развивающихся сверстников – это всестороннее развитие личности, охрана и укрепление физического и психического здоровья обучающихся. Кроме умственной отсталости такие дети нередко имеют симптомы различных заболеваний, как психических, так и физических.

      Несомненно, при обучении стоит учитывать их особые образовательные потребности:

    • Коррекционное направление образования обучающихся с УО должно реализовываться начиная с дошкольного периода.
    • Учебные программы должны быть адаптированы под особенности психофизического развития обучающихся.
    • Коррекционно-развивающее направление образования должно быть обязательным на протяжении всего периода обучения. Причем его реализация должна быть осуществлена не только в предметных областях, но и во время внеурочной деятельности, коррекционных занятиях (которые в обязательном порядке включены в учебный план образования обучающихся с УО).
    • Вся педагогическая работа должна быть направлена на своевременное выявление возможностей развития таких детей. Требуются совместные усилия родителей и педагогов для разработки и поиска новых, более успешных форм воспитания и образования детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью для их успешной (с учетом их уровня развития) социализации.

      opsihoze.ru

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Navigation