Внешние фактор стресс

Сущность, факторы и виды стрессов

Участие в конфликтных ситуациях часто сопровождается усилением стрессового состояния человека. Конфликт представляет собой сложные отношения между оппонентами, отмеченные сильными эмоциональными переживаниями. Участие в конфликте предполагает затраты эмоций, нервов, сил, а это может привести к разовому или хроническому стрессу. Вместе с тем неадекватное восприятие ситуации, которая происходит через стрессовое состояние одного из ее участников, довольно часто приводит к конфликтам.

Например: руководитель подразделения по дороге на работу долго стоял в «пробке» на дороге, опоздавши на важное совещание в организации. В результате сотрудники подразделения — его подчиненные — получили выговор за грехи, которых не было. (Состоялось перенесение негативных эмоций из внешней ситуации, неподвластных человеку, на внутреннюю).

Стресс, так же, как и конфликт, тесно связан с потребностями человека, невозможностью реализовать их, а это приводит к многократному усилению действия психологических механизмов защиты, физиологических возможностей.

Человек в состоянии стресса способен на невероятные (по сравнению со спокойным состоянием) поступки: в момент стресса в кровь выбрасывается большое количество адреналина, мобилизуются все резервы организма и возможности человека резко растут, но только на определенное время.

Продолжительность этого периода и последствия для организма у каждого человека свои. В целом считается, что небольшой и непродолжительный стресс может быть даже полезным для выполнения работы и безвредный для человека, а длительный и значительный — может привести к разным нежелательным последствиям. По данным исследований физиологов, если стресс длится месяц, год и уже стал причиной какого-либо заболевания, вернуть физиологические функции организма в норму практически невозможно.

В целом стресс — явление достаточно распространенное и обычное. Незначительные стрессы неизбежны и безвредны, но чрезмерный стресс создает проблемы, как для лица, так и для организации в выполнении поставленных задач. Психологи считают, что человек больше и чаще страдает от нанесенных ему обид, чувства собственной незащищенности, неуверенности в завтрашнем дне.

Пример. Подчиненный не согласен с мнением начальника, тот настаивает и заставляет сделать так, как он считает нужным. Хотя для подчиненного вопрос является крайне важным, но убедить начальника он не в состоянии, а уйти на другую работу пока невозможно, то работник уступает, подчиняется.

В результате подчиненный находится в состоянии внутриличностного конфликта, следствием чего является его стрессовое состояние. Если же подчиненный уверен в своей правоте, настаивает на ней, то непременно возникнет конфликт с начальником, следствием которого может стать увольнение этого работника из организации.

Конфликтные ситуации нередко сопровождаются сильными переживаниями, которые переходят в стресс. Умелое управление стрессами позволяет предотвращать конфликты, а в случае их возникновения — грамотно их решать.

Небольшой и непродолжительный стресс может лишь слегка влиять на человека, а длительный и (или) значительный выводит из равновесия его физиологические и психологические функции, отрицательно сказывается на здоровье, работоспособности, эффективности труда и отношений в коллективе (в этом случае его называют дистресс) .

Факторы вызывающие стресс — это воздействие на человека со стороны внешней и внутренней среды, что приводит его в состояние стресса. Основные факторы, влияющие на возникновение стресса человека в организации: организационные, внутриорганизационные, личные.

Организационные факторы определяются позицией индивида в организации, в частности, отсутствием работы, соответствующей его квалификации; плохими отношениями с сотрудниками; отсутствием перспектив роста, наличием конкуренции на рабочих местах и др.

Рассмотрим примеры организационных факторов:

Недостаточные нагрузки сотрудника, по которым работник не имеет возможности продемонстрировать свою квалификацию в полной мере;

Ситуация, что достаточно часто встречается в отечественных организациях, перешедших на сокращенный режим работы или вынужденных сокращать объемы работ через неуплату заказчиками;

Недостаточно хорошее понимание работником своей роли и места в производственном процессе, коллективе;

Такая ситуация обычно бывает вызвана отсутствием четко установленных прав и обязанностей специалиста, неясность задачи, отсутствием перспектив роста;

необходимость одновременного выполнения различных задач, не связанных между собой, но срочных.

Эта причина часто встречается среди руководителей среднего звена в организации при отсутствии разграничения функций между подразделениями и уровнями управления;

Неучастие работников в управлении организацией, принятии решений по дальнейшему развитию деятельности организации в период резкой смены направлений ее активности;

Такая ситуация характерна для значительного числа крупных отечественных предприятий, где не налажена система управления персоналом и простые сотрудники являются оторванными от процесса принятия решений.

На многих фирмах Запада существуют целые программы привлечения персонала к делам фирмы и разработки стратегических решений, особенно при необходимости увеличения объема производства или улучшения качества изделий, выпускаемых.

Изменение задач наемного рабочего после перехода на работу в частные структуры, осознание этим работником своей основной задачи — увеличение прибыли владельца этой фирмы.

Внутриорганизационные факторы вызывают возникновения стрессов в результате действия таких обстоятельств:

  • отсутствием работы или длительным ее поиском;
  • конкуренции на рынке труда;
  • кризисного состояния экономики страны и региона в частности;
  • семейных трудностей.
  • Личные факторы, которые вызывают состояние стресса, начинают действовать под влиянием нереализованных потребностей личности, эмоциональной неустойчивости, заниженной или завышенной самооценки и т.д.

    Существует достаточно большое количество разновидностей стрессов.

    Хронический стресс предполагает наличие постоянной (или такой, что существует длительное время) значительной физической и моральной нагрузки на человека (длительный поиск работы, постоянный успех, выяснение отношений), в результате которой его нервно-психологическое или физиологическое состояние является чрезвычайно напряженным.

    Острый стресс — состояние человека после события или явления, в результате которого он потерял психологическое равновесие (конфликт с начальником, ссоры с близкими людьми).

    Физиологический стресс возникает от физической перегрузки организма и воздействия на него вредных факторов окружающей среды (высокая или низкая температура в рабочем помещении, сильные запахи, недостаточная освещенность, повышенный уровень шума).

    Психологический стресс является следствием нарушения психологической устойчивости личности из целого ряда причин: оскорбленного самолюбия, работы не соответствующей квалификации.

    Кроме того, такой стресс может быть результатом психологической перегрузки лица: выполнение слишком большого объема работ и ответственности за качество сложной и длительной работы. Вариантом психологического стресса является эмоциональный стресс, который возникает в ситуациях угрозы, опасности, обиды.

    Информационный стресс возникает в ситуациях информационных перегрузок или от информационного вакуума.

    Кроме того, на сегодня выделяют так называемый «менеджерский тип стресса», он обусловлен многими факторами, связанными с деятельностью менеджеров и их взаимоотношениями с людьми в условиях сложных рыночных отношений.

    Когда динамически изменяется окружающая среда и конъюнктура рынка, усиливается конкурентная борьба, и поэтому необходимо принимать оперативные адекватные управленческие решения для обеспечения устойчивого развития предприятия и его конкурентоспособности.

    psyznaiyka.net

    Внешние фактор стресс

    ГОУ ВПО «Самарский государственный медицинский университет»

    Проблема профессионального стресса особенно остро заявила о себе в настоящее время. Несомненно и очевидно, что в современном постиндустриальном обществе меняется отношение людей к работе, работающие теряют уверенность в стабильности своего социального и материального положения, в гарантированности рабочего места, материального благополучия, обостряется конкуренция за престижную и высокооплачиваемую работу. Параллельно идут процессы узкой специализации в профессии и одновременно глобализации со смежными отраслями, быстро меняются запросы рынка труда.

    Человек, встречаясь с какой-то сложностью, не может полноценно реализовать накопившуюся энергию (вызванную физиологическим механизмом стресса), и тогда эта энергия начинает разрушать самого человека. В итоге, вместо вполне нормальных стрессовых реакций человека начинают разрывать на части механизмы дистресса, когда энергия не может реализоваться в каких-то конструктивных действиях [1, 4-11].

    На Европейской конференции ВОЗ (2005 г.) отмечено, что стресс, связанный с работой, является важной проблемой примерно для одной трети трудящихся стран Европейского Союза и стоимость решения проблем с психическим здоровьем в связи с этим составляет в среднем 3-4 % валового национального дохода.

    Синдром эмоционального выгорания («синдром психического выгорания», «информационный невроз», «синдром менеджера») – представляет собой состояние эмоционального, умственного истощения, физического утомления, возникающее в результате хронического стресса на работе, при этом его развитие характерно в первую очередь для профессий, где доминирует оказание помощи людям (медицинские работники, учителя, психологи, социальные работники, работники правоохранительных органов, сотрудники МЧС (спасатели, пожарные). В большой степени это характерно и для медиков-управленцев (В.Н. Мальцев, 1992; Н.Х. Амиров, 2005).

    Первые работы по этой проблеме появились в 70-е годы в США. Американский психолог и психиатр H. Frendenberger, работавший в альтернативной службе медицинской помощи в 1974 году описал феномен, который наблюдал у себя и своих коллег (истощение, потеря мотиваций и ответственности), и назвал его запоминающейся метафорой – «burnout» (выгорание).

    Социальный психолог К. Maslac (1976 г.) определила синдром эмоционального выгорания как синдром физического и эмоционального истощения, включая развитие отрицательной самооценки, отрицательного отношения к работе, утрату понимания и сочувствия по отношению к клиентам или пациентам. Позднее C. Condo определяет «burnout» как «состояние дезадаптированности к рабочему месту из-за чрезмерной рабочей нагрузки и неадекватных межличностных отношений». Р. Кочюнас даёт определение «синдрому выгорания» как «сложному психофизиологическому феномену, сопровождающемуся эмоциональным, умственным и физическим истощением из-за продолжительной эмоциональной нагрузки».

    По В.В. Бойко (1999), «эмоциональное выгорание» – «выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на их избранные психотравмирующие воздействия». Профессиональное выгорание он отличает от различных форм эмоциональной ригидности, которая определяется органическими причинами: свойствами нервной системы, степенью подвижности эмоций, психосоматическими нарушениями. По Т.В. Форманюк, «синдром эмоционального выгорания» – «специфический вид профессионального заболевания лиц, работающих с людьми» (учителей, психологов, психиатров и т. п.). При этом для уточнения списка подверженных профессиональному выгоранию автор использует исследования А.С. Шафрановой (1924) по классификации профессий на основе «преобладания присутствия творческого начала». В Международной классификации болезней (МКБ-10) синдром эмоционального выгорания отнесён к рубрике Z73 – «Стресс, связанный с трудностями поддержания нормального образа жизни».

    Согласно «Списка профессиональных заболеваний», утверждённого приказом № 90 МЗ и МП РФ от 14.03.1996 г. «О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников и медицинских регламентах допуска к профессии» в отечественной профпатологии рассматриваются профессиональные неврозы медицинских работников, определяющиеся как психогенные функциональные расстройства психических (преимущественно эмоционально-волевых) и нейровегетативных функций при сохранении у больного достаточно правильного понимания и критической оценки симптоматики, себя и окружающего с негрубым нарушением социальной адаптации (С.В. Михалев, 2007; К.М. Бунькова, 2008), что, по нашему мнению, идентично синдрому профессионального выгорания.

    Эпидемиология и факторы риска. Основной причиной синдрома эмоционального выгорания считается психологическое, душевное переутомление. К профессиональным факторам риска относят, прежде всего, «помогающие», альтруистические профессии – врачи, особенно оказывающие психиатрическую, ургентную или паллиативную помощь (онкологи, врачи хосписов), работающие с тяжёлыми, агрессивными или суицидальными больными, пациентами с наркотической или алкогольной зависимостью, учителя, психологи, священнослужители, социальные работники, пожарные и спасатели, сотрудники правоохранительных органов и уголовно-исполнительной системы. Среди медицинских работников наиболее подвержены синдрому эмоционального выгорания прежде те специалисты, которых в наибольшей степени отличают такие личностные качества, как повышенное чувство ответственности, готовность всегда придти на помощь больному, стремление быть нужным, желание оказать психологическую поддержку, высокая степень нравственного долга перед пациентом и желание соответствовать определённым этико-деонтологическим требованиям, переживания по поводу своей профессиональной компетентности и др. [2, 3].

    По данным английских исследователей, среди врачей общей практики обнаруживается высокий уровень тревоги – в 41 % случаев, клинически выраженная депрессия – в 26 % случаев. Треть врачей использует медикаментозные средства для коррекции эмоционального напряжения, количество употребляемого алкоголя превышает средний уровень.

    Выделяют три основных фактора, играющие существенную роль в синдроме эмоционального выгорания: личностный, ролевой и организационный.

    Личностный фактор. Психолог H. Frendenberger описывает «сгорающих» как сочувствующих, гуманных, мягких, увлекающихся, идеалистов, ориентированных на людей и одновременно неустойчивых, интровертированных, одержимых навязчивыми идеями (фанатичные), «пламенных» и легко солидаризирующихся. Ролевой фактор. Установлена связь между ролевой конфликтностью, ролевой неопределённостью и эмоциональным выгоранием. Работа в ситуации распределенной ответственности ограничивает развитие синдрома эмоционального сгорания, а при нечёткой или неравномерно распределённой ответственности за свои профессиональные действия этот фактор резко возрастает даже при существенно низкой рабочей нагрузке. Способствуют развитию эмоционального выгорания те профессиональные ситуации, при которых совместные усилия не согласованы, нет интеграции действий, имеется конкуренция, в то время как успешный результат зависит от слаженных действий. Организационный фактор. К основным организационным факторам, способствующим выгоранию, относятся: высокая рабочая нагрузка; отсутствие или недостаток социальной поддержки со стороны коллег и руководства; недостаточное вознаграждение за работу; высокая степень неопределённости в оценке выполняемой работы; невозможность влияния на принятие решений; двусмысленные, неоднозначные требования к работе; постоянный риск штрафных санкций; однообразная, монотонная и бесперспективная деятельность; необходимость внешне проявлять эмоции, не соответствующие реалиям; отсутствие выходных, отпусков и интересов вне работы. Другой фактор развития эмоционального выгорания – дестабилизирующая организация деятельности и неблагополучная психологическая атмосфера в коллективе.

    Купер и Маршалл исследовали источники стресса работников интеллектуального труда и выявили следующие их группы:

    1.2. Плохие физические условия труда, например, отклонение в температуре помещения, плохое освещение или чрезмерный шум.

    1.3. Дефицит времени (когда все время чего-то не успеваешь).

    1.4. Необходимость самостоятельного принятия решения.

    2. Факторы стресса, связанные с ролью работника в организации:

    2.2. Ролевой конфликт, когда субъект считает, что он делает то, чего не должен или чего не желает делать. Конфликт ролей может также произойти в результате нарушения принципа единоначалия. Два руководителя в иерархии могут дать работнику противоречивые указания.

    2.3. Ответственность за других людей и за какие-то вещи (за оборудование, за бюджет и т. п.). Заметим, что ответственность за людей более стрессогенна.

    2.4. Слишком низкая ответственность, больно бьющая по самолюбию и очень расхолаживающая в работе.

    2.5. Малая степень участия в принятии решений в организации.

    3. Факторы стресса, связанные с взаимоотношениями на работе:

    3.2. Трудности в делегировании полномочий (например, отказ подчинённых выполнять распоряжения руководителя).

    4. Факторы, связанные с деловой карьерой:

    4.2. Статус несоответствия, медленное или слишком быстрое продвижение, фрустрация из-за достижения «предела» своей карьеры;

    4.3. Отсутствие гарантированной работы (постоянное ожидание каких-то изменений, нестабильность).

    4.4. Несоответствие уровня притязаний данному профессиональному статусу.

    5. Факторы, связанные с организационной структурой и психологическим климатом:

    5.2. Ограничение свободы поведения, интриги и т. п.

    6. Внеорганизационные источники стрессов:

    6.3. Различия по психометрическим данным: экстерналы более адаптивны к различным ситуациям, чем интерналы; «ригидные» больше реагируют на неожиданности, идущие «сверху», от начальства; «подвижные» чаще оказываются перегруженными работой, ориентированные на достижение показывают большую независимость и включённость в работу, чем ориентированные на безопасность и спокойствие…

    Обращает на себя внимание тот факт, что в последнее время синдром выгорания выявляется и у специалистов, для которых контакт с людьми вообще не характерен (компьютерные специалисты: программисты, системные администраторы).

    Психосоматический статус и диагностика. В настоящее время выделяют более ста психосоматических симптомов и феноменов, так или иначе связанных с синдромом эмоционального выгорания. Прежде всего, следует отметить, что условия профессиональной деятельности порой могут явиться и причиной синдрома хронической усталости, который, кстати, довольно часто сопутствует синдрому эмоционального выгорания. При синдроме хронической усталости пациентов беспокоит прогрессирующая усталость, снижение работоспособности; плохая переносимость ранее привычных нагрузок; мышечная слабость; боль в мышцах; расстройства сна; головные боли; забывчивость; раздражительность; снижение мыслительной активности и способности к концентрации внимания, может регистрироваться длительный субфебрилитет, боли в горле.

    Известно, что развитию синдрома эмоционального выгорания предшествует период повышенной активности, когда человек полностью поглощён работой, забывает о собственных потребностях, нуждах, с ней не связанных, затем наступает первый признак – истощение, определяющееся как чувство перенапряжения и исчерпания эмоциональных и физических ресурсов, чувство усталости, не проходящее после ночного сна.

    Вторым признаком синдрома эмоционального выгорания является личностная отстранённость, которую профессионалы, испытывающие выгорание, используют как попытку справиться с эмоциональными стрессовыми агентами на работе. В крайних проявлениях работающего человека почти ничего не волнует из профессиональной деятельности, почти ничто не вызывает эмоционального отклика – ни положительные обстоятельства, ни отрицательные. Утрачивается интерес к профессиональным контактам, к больным, студентам, ученикам, они воспринимаются как неодушевленные предметы, само присутствие которых порой неприятно.

    Третьим признаком синдрома выгорания является ощущение утраты собственной эффективности или падение самооценки в рамках выгорания. Люди не видят дальнейших перспектив для своей профессиональной деятельности, снижается удовлетворение работой, утрачивается вера в свои профессиональные возможности.

    Выделяют пять ключевых групп симптомов, характерных для синдрома выгорания:

    Физические симптомы: усталость, физическое утомление, истощение, недостаточный сон, бессонница, затрудненное дыхание, одышка, тошнота, головокружение, чрезмерная потливость, дрожание, артериальная гипертензия, ишемическая болезнь сердца, аритмии. Эмоциональные симптомы: недостаток эмоций, пессимизм, цинизм и черствость в работе и личной жизни, безразличие, усталость ощущения фрустрации, беспомощности, безнадежности, раздражительность, агрессивность, тревожность, неспособность сосредоточиться, депрессия, чувство вины, потеря идеалов или надежд, или профессиональных перспектив, увеличение деперсонализации своей или других (люди становятся безликими как манекены), преобладание чувства одиночества. Поведенческие симптомы: рабочее время больше 45 часов в неделю: во время рабочего дня появляется усталость и желание прерваться, отдохнуть, безразличие к еде; малая физическая нагрузка, употребление табака, алкоголя, лекарств, импульсивное эмоциональное поведение. Интеллектуальное состояние: уменьшение интереса к новым теориям и идеям в работе, увеличение скуки, тоски, апатии или недостаток куража, вкуса и интереса к жизни, увеличение предпочтения стандартным шаблонам, рутине, безразличие к новшествам, нововведениям, отказ от участия в развивающих экспериментах (тренингах, образовании), формальное выполнение работы. Социальные симптомы: отсутствие времени или энергии для социальной активности, уменьшение активности и интереса к досугу, ограничение социальных контактов работой, скудные взаимоотношения с другими, как дома, так и на работе, ощущение изоляции, непонимания других и другими, ощущение недостатка поддержки со стороны семьи, друзей, коллег.

    Особо выделяется группа самых разнообразных психосоматических расстройств – от возникновения развития артериальной гипертензии до инфарктов и инсультов. E. Maher в своем перечне указывает на различные симптомы, способные быть объединенными в одну группу: аддиктивное поведение (злоупотребление чаем, кофе, табаком, алкоголем, наркотиками, а также переедание или голодание). А.Р. Назмутдинов расширяет список вариантов аддикции, прежде всего, среди нефармакологических – при синдроме эмоционального выгорания: азартное поведение, работоголизм, реже – другие формы аддикций (уход в религию).

    Особенности синдрома выгорания у представителей некоторых профессий. Согласно концепции возникновения и развития стресса, разработанной канадским физиологом Гансом Селье, работа в стрессовой обстановке приводит к мобилизации внутренних ресурсов и может вызвать как острые нарушения, так и отсроченные последствия. На протяжении первых трёх лет воздействия стресс-факторов возрастает число острых состояний и реакций (психозы, инфаркты), а затем начинают преобладать хронические болезни (ишемическая болезнь сердца, депрессия, болезни почек, иммунологические заболевания и др.). Количество стресс-реакций возрастает по «принципу ускорения», когда уже развившаяся стресс-реакция приводит к изменениям в жизни и новым стрессам и «принципу заразительности», весьма выраженному в производственных коллективах.

    В связи с этим синдром эмоционального выгорания характерен для представителей коммуникативных профессий: врачи, медицинский персонал, учителя, психологи, представители различных сервисных профессий, руководители-менеджеры. В контексте профессиональной деятельности негативные последствия межличностных коммуникаций обозначаются понятием «профессиональное выгорание», имеющим прямое отношение к сохранению здоровья, психической устойчивости, надёжности и профессиональному долголетию указанных специалистов.

    Среди производственных стресс-факторов можно выделить: физические (вибрация, шум, загрязнённая атмосфера); физиологические (сменный график, отсутствие режима питания) (оригинальные исследования саратовского профпатолога А.Д. Трубецкова, 1999); социально-психологические (конфликт ролей и ролевая неопределённость, перегрузка или недогрузка работников, неотлаженность информационных потоков, межличностные конфликты, высокая ответственность, дефицит времени); структурно-организационные («организационный стресс»).

    Существует тесная взаимосвязь между профессиональным выгоранием и мотивацией деятельности. Выгорание может приводить к снижению профессиональной мотивации: напряжённая работа постепенно превращается в бессодержательное занятие, появляется апатия и даже негативизм по отношению к своим обязанностям, которые сводятся к минимуму. Психическому выгоранию в большей степени подвержены трудоголики – те, кто работает с высокой самоотдачей, ответственностью, установкой на постоянный рабочий процесс.

    Возникновению синдрома эмоционального выгорания способствует молодой возраст, отсутствие жизненного и практического опыта. Провоцировать синдром выгорания могут болезни, ослабленность после болезни, переживание тяжёлого стресса, психологические травмы (развод, смерть близкого или пациента).

    Более всего риску возникновения профессионального выгорания подвержены медицинские работники, предъявляющие непомерно высокие требования к себе. Так настоящий медик в их представлении – это образец профессиональной неуязвимости и совершенства. Входящие в эту категорию личности ассоциируют свой труд с предназначением, миссией, поэтому у них стирается грань между работой и частной жизнью. Сложный морально-психологический климат в коллективе, несоблюдение этических и деонтологических норм, особенно со стороны администрации, а так же ревность коллег и даже вполне законные и справедливые нарекания руководства заставляют специалиста слишком много сил тратить на сдерживание негативных эмоций.

    Выделяют три типа медицинских работников, которым угрожает развитие профессионального выгорания: 1-й – «педантичный», характеризующийся добросовестностью, возведённой в абсолют, чрезмерной, болезненной аккуратностью, стремлением в любом деле добиться образцового порядка (даже в ущерб себе); 2-й – «демонстративный», стремящийся первенствовать во всем, всегда быть на виду. Этому типу свойственна высокая степень истощаемости при выполнении даже незаметной рутинной работы; 3-й – «эмоциональный», состоящий из впечатлительных и чувствительный людей. Их отзывчивость, склонность воспринимать чужую боль как собственную граничит с саморазрушением. Так, согласно исследованиям русского физиолога И.П. Павлова, неврозы, возникают на основе преимущественно слабого и отчасти сильного безудержного типа высшей нервной деятельности.

    Профессиональная деятельность работников сферы психического здоровья несёт в себе потенциальную угрозу развития синдрома эмоционального выгорания, так как является публичной, подразумевает необходимость работы с большим количеством людей и предполагает оказание медицинских услуг пациентам. Причём, последние отличаются от лиц основной массы населения психической неуравновешенностью и девиантным поведением в той или иной форме. Личностные черты эмоциональной неустойчивости, робости, подозрительности, склонности к чувству вины, консерватизма, импульсивности, напряжённости, интраверсии имеют определённое значение в формировании профессионального выгорания. В картине синдрома у работников этой сферы преобладают симптомы фазы «резистенции». Это проявляется неадекватным эмоциональным реагированием на пациентов, отсутствием эмоциональной вовлечённости и контакта с клиентами, утратой способности к сопереживанию пациентам, усталостью, ведущей к редукции профессиональных обязанностей и негативному влиянию работы на личную жизнь. Подвержены формированию профессионального выгорания и другие категории медицинских работников, прежде всего те, кто осуществляет уход за тяжёлыми больными с онкологическими заболеваниями, ВИЧ/СПИДом, в ожоговых и реанимационных отделениях.

    Сотрудники «тяжёлых» отделений постоянно испытывают состояние хронического стресса в связи с негативными психическими переживаниями, интенсивными межличностными взаимодействиями, напряжённостью и сложностью труда и пр., а в результате постепенно формирующегося профессионального выгорания возникают психическая и физическая усталость, безразличие к работе, снижается качество оказания медицинской помощи, порождается негативное и даже циничное отношение к пациентам.

    Профессиональная деятельность работника социальной сферы, вне зависимости от вида исполняемой работы, относится к группе профессий с повышенной моральной ответственностью за здоровье и жизнь отдельных людей, групп населения и общества в целом. Она требует большой эмоциональной нагрузки, ответственности и имеет весьма неопределённые критерии успеха. Негативное влияние на здоровье оказывают постоянные стрессовые ситуации, в которые попадает этот работник в процессе социального взаимодействия с клиентом, постоянного проникновения в суть его проблем, а также по причине личной незащищённости и других морально-психологических факторов.

    В значительной степени подвержены развитию профессионального выгорания педагоги (в т. ч. и преподаватели медицинских вузов). Объясняется это тем, что профессиональный труд педагогов отличается очень высокой эмоциональной напряжённостью. Известно большое количество объективных и субъективных эмоциогенных факторов, которые оказывают негативное воздействие на труд педагога, вызывая сильное эмоциональное напряжение и стресс. Следует также учитывать, что это одна из профессий альтруистического типа, где вероятность возникновения психического выгорания достаточно высока.

    Эмоциогенные факторы вызывают нарастающее чувство неудовлетворённости, накопление усталости, что ведёт к кризам в работе, истощению и выгоранию. Сопутствуют этому физические симптомы: астенизация, частые головные боли и бессонница. Кроме этого, возникают психологические и поведенческие симптомы: чувства скуки и обиды, снижение энтузиазма, неуверенность, раздражительность, неспособность принимать решения. В результате всего этого снижается эффективность профессиональной деятельности педагога и преподавателя. Нарастающее чувство неудовлетворённости профессией ведёт к снижению уровня квалификации и обусловливает развитие процесса психического выгорания.

    К категории работников, подверженных риску развития профессиональной деформации, относятся и сотрудники уголовно-исполнительной системы. Этому способствует множество физиологических, психологических, экономических и социальных факторов. Так, решение профессиональных задач требует от служащих пенитенциарных учреждений интенсивного общения и умения строить свои взаимоотношения с осуждёнными и коллегами. К факторам, способствующим развитию профессионального выгорания, помимо трёх основных (личностные, ролевые и организационные) относятся дополнительные, характерные для пенитенциарной службы, такие как неудовлетворённость материальных потребностей, низкий статус в профессиональной группе, снижение смысложизненных представлений и др.

    Синдрому профессионального выгорания подвержены и сотрудники правоохранительных органов, особенно те, кто постоянно находится на передовой линии борьбы с преступностью. Развитие состояния невротизации обусловлено в этой группе постоянным психологическим и физиологическим напряжением и даже перенапряжением. Существуют работы по профессиональному стрессу среди работников налоговой системы. Доказано, что по мере развития стресса повышается риск развития сердечно-сосудистых заболеваний (ишемической болезни сердца и артериальной гипертензии).

    Одной из причин развития профессионального выгорания является то, что во время обучения будущие специалисты имеют дело, во-первых, с красивыми лозунгами («светя другим – сгораю сам» – у медиков, «сеять разумное, доброе, вечное» – у педагогов и т. п.). Студенты, осваивая азы и приобретая «книжные» знания, придя на рабочее место, сталкиваются с суровой, реальной клинической практикой.

    Лечение и профилактика синдрома эмоционального выгорания

    Профилактические, лечебные и реабилитационные мероприятия должны направляться на снятие действия стрессового агента: снятие производственного напряжения, повышение профессиональной мотивации, установление баланса между затраченными усилиями и получаемым результатом. При развитии признаков синдрома эмоционального выгорания у пациента необходимо обратить внимание на улучшение условий его труда (организационные мероприятия), характер межличностных взаимоотношений в коллективе, личностные реакции и заболеваемость.

    Существенная роль в борьбе с синдромом эмоционального выгорания отводится, прежде всего, самому пациенту. Представляется целесообразным для профилактики профессионального выгорания необходимость:

    • достижения краткосрочных целей: успех, который повышает степень самомотивации);

    • использования «технических перерывов», что необходимо для обеспечения психического и физического благополучия (отдых от работы);

    • освоения путей управления стрессом – изменение социального, психологического и организационного окружения на рабочем месте; обеспечение большей автономии работника; построение «мостов» между работой и домом и повышение квалификации; создание в организации благоприятного социально-психологического климата; организация спецтренингов, обучение работников приёмам релаксации, ауторегуляции, самопрограммирования;

    • ухода от ненужной конкуренции (бывают ситуации, когда её нельзя избежать, но чрезмерное стремление к выигрышу порождает тревогу, делает человека агрессивным, что способствует возникновению профессионального выгорания);

    • поддержания хорошей физической формы (сбалансированное питание, ограничение употребления алкоголя, отказ от табака, коррекция массы тела).

    Кроме этого, в целях направленной профилактики профессионального выгорания следует стараться рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки; учиться переключаться с одного вида деятельности на другой; проще относиться к конфликтам на работе; не пытаться быть лучшим всегда и во всем. Помните: работа – всего лишь часть жизни.

    1. Бойко В.В. Правила эмоционального поведения. СПб.: 1998.

    2. Бабанов С.А. Образ жизни медицинских работников // Врач. 2007; Май (спец. выпуск).

    3. Косарев В.В., Бабанов С.А. Профессиональные заболевания медицинских работников. Самара. Офорт. 2009; 232.

    4. Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования // Психологический журнал. 2001; 22: 1: 90-101.

    5. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. М.: 1960.

    6. Скугаревская М.М. Синдром эмоционального выгорания // Медицинские новости. 2002; 7: 3-9.

    7. Crane M. Why burn-out doctors get suet more often // Medical Economics. 1988; 75: 10: 210-212.

    8. Felton J.S. Burnout as a clinical entity – its importance in health care workers // Occupational medicine. 1998: 48: 237-250.

    9. Holloway F., Szmukler G., Carson J. Support systems. 1. Introduction // Advances in Psychiatric Treatment. 2000; 6: 226-235.

    10. Von Oncuil J. ABC of work related disorders: stress at work // British Medical Journal. 1996; 313: 745-748.

    11. World Health Organization. The ICD-10 Classification of Mental and Behavioral Disorders: clinical descriptions and diagnostic guidelines. Geneva: WHO. 1992.

    t-pacient.ru

    Фактор риска — это? Основные факторы риска заболеваний

    Фактор риска – это обстоятельство (внешнее или внутреннее), отрицательно влияющее на здоровье человека и создающее благоприятную среду для возникновения и развития заболеваний.

    Здоровье: определение

    Здоровье человека – нормальное состояние организма, при котором все органы способны в полной мере выполнять свои функции по поддержанию и обеспечению жизнедеятельности. Относительно состояния человеческого организма применяется понятие «норма» — соответствие значения определенных параметров в диапазоне, выработанном медициной и наукой. Любое отклонение является признаком и доказательством ухудшения здоровья, что внешне выражается как измеримое нарушение функций организма и изменение его адаптивных возможностей. Вместе с тем здоровье – это состояние не только физического благополучия, а также социального и духовного равновесия.

    Фактор риска: определение, классификация

    Здоровье человека – нормальное состояние организма, при котором все органы способны в полной мере выполнять свои функции.

    По степени влияния на здоровье различаются следующие факторы риска заболеваний:

    1. Первичные. Обусловлены:

  • неправильным образом жизни. Это злоупотребление алкоголем, курение, несбалансированное питание, неблагоприятные материально-бытовые условия, плохой моральный климат в семье, постоянное психоэмоциональное напряжение, стрессовые ситуации, употребление наркотиков, слабый образовательный и культурный уровень;
  • повышенным содержанием холестерина в крови;
  • отягощенной наследственностью и генетическим риском;
  • загрязненной окружающей средой, повышенным фоном радиационных и магнитных излучений, резкой сменой атмосферных параметров;
  • неудовлетворительной работой служб здравоохранения, заключающейся в низком качестве оказываемой медицинской помощи, несвоевременности ее предоставления.
  • 2. Вторичные основные факторы риска, сопутствующие таким болезням, как атеросклероз, сахарный диабет, артериальная гипертензия и прочие.

    Внешние и внутренние факторы риска

    Факторы риска заболеваний различаются:

    • внешние (экономические, экологические);

    • личностные (внутренние), зависящие от самого человека и особенностей его поведения (наследственная предрасположенность, повышенное содержание в крови холестерина, гиподинамия, курение). Сочетание двух и более факторов в разы усиливает их эффект.

    Факторы риска: управляемые и неуправляемые

    По эффективности устранения основные факторы риска заболеваний различаются по двум критериям: управляемые и неуправляемые.

    К неуправляемым, либо неустранимым, факторам (с которыми приходится считаться, но изменить их нет возможности) относится:

    • возраст. Люди, перешагнувшие 60-летний рубеж, в большей степени подвержены появлению различных болезней в сравнении с молодым поколением. Именно в период осознанной зрелости происходит практически одновременное обострение всех болезней, которые человек успел «накопить» за годы жизни;
    • пол. Женщины лучше переносят болевые ощущения, состояние продолжительной ограниченности движений и обездвиженность в сравнении с мужской половиной человечества;
    • наследственность. Каждый человек имеет определенную предрасположенность к заболеваниям в зависимости от унаследованных генов. По наследству передаются гемофилия, болезни Дауна, муковисцидоз. Наследственная предрасположенность имеется у таких болезней, как атеросклероз, диабет, язвенная болезнь, экзема, гипертония. Их возникновение и протекание происходит под влиянием определенного внешнего фактора.
    • Управляемый фактор риска: определение

      Управляемый фактор — тот, который при желании человека, его целеустремленности, настойчивости и силе воли может быть устранен:

      — Курение. Люди, привыкшие регулярно дышать табачным дымом, в два раза чаще умирают от болезней сердца, чем некурящие. Фактор риска – это одна сигарета, способная повысить давление на 15 минут, а при постоянном курении увеличивается тонус сосудов и понижается эффективность лекарственных средств. При выкуривании 5 сигарет в день риск смерти повышается на 40 %, пачки – на 400 %.

      — Злоупотребление спиртным. Минимальное потребление алкоголя существенно снижает риск заболевания сердечно-сосудистой системы. Вероятность смертельного исхода повышена у людей, злоупотребляющих спиртными напитками.

      — Чрезмерный вес. Не только повышает риск заболевания, но и крайне негативно влияет на уже присутствующие болезни. Опасность несет так называемое центральное ожирение, когда откладывание жира происходит на животе. Наиболее распространенной причиной избыточного веса является семейный фактор риска. Это привычка переедать, малоподвижность (недостаточная физическая активность), рацион с повышенным содержанием углеводов и жиров.

      — Постоянная тяжелая физическая нагрузка. Таковой считается тяжелая работа, выполняемая на протяжении большей части дня и связанная с активным движением, сильной усталостью, поднятием или ношением тяжестей. Профессиональные занятия спортом, связанным с хроническими чрезмерными нагрузками на опорно-двигательный аппарат (бодибилдинг, тяжелая атлетика) в несколько раз увеличивают риск возникновения остеопороза из-за постоянных нагрузок суставов.

      — Недостаточная физическая активность – тоже управляемый фактор риска. Это отрицательное воздействие на тонус тела, понижение выносливости организма, уменьшение сопротивляемости воздействию внешних факторов.

      — Неправильное питание. Может быть обусловлено:

    • приемом пищи без чувства голода,
    • употреблением в больших количествах соли, сахара, жирных и жареных продуктов,
    • приемом пищи на ходу, в ночное время, перед телевизором либо за чтением газеты,
    • употреблением еды в слишком больших или слишком малых количествах,
    • недостатком в рационе фруктов и овощей,
    • неправильным завтраком либо его отсутствием,
    • сытным поздним ужином,
    • отсутствием примерного режима питания,
    • употреблением недостаточного количества воды,
    • изнурением организма различными диетами и голоданием.
    • — Стресс. В таком состоянии организм функционирует неполноценно, обусловливая тем самым развитие различного рода болезней, а острый стресс способен стать толчком к возникновению сердечного приступа, несущего опасность для жизни.

      Присутствие хотя бы одного из упомянутых факторов риска повышает смертность в 3 раза, сочетание нескольких – в 5-7 раз.

      Наиболее распространенными у человека заболеваниями суставов являются:

      • остеоартроз. Риск возникновения болезни увеличивается пропорционально возрасту: после 65 лет остеоартрозом поражены 87 % людей, в то время как до 45 лет – 2 %;

      • остеопороз – системное заболевание, сопровождающееся снижением прочности костей, что повышает риск переломов даже при минимальной травме. Чаще всего встречается у женщин старше 60 лет;

      • остеохондроз – заболевание позвоночника, при котором возникает дегенеративно-дистрофическое поражение тел позвонков, межпозвонковых дисков, связок и мышц.

      Основные факторы риска заболеваний суставов

      Помимо общих факторов риска (наследственность, возраст, избыточный вес), несущих опасность всему организму, обусловить заболевания суставов могут:

    • нерациональное питание, провоцирующее дефицит микроэлементов в организме;
    • бактериальная инфекция;
    • травмы;
    • чрезмерная физическая активность или, наоборот, гиподинамия;
    • операции, проведенные на суставах;
    • избыточный вес.
    • Болезни нервной системы

      Самыми распространенными заболеваниями центральной нервной системы являются:

      • Стресс – постоянный спутник современного образа жизни, особенно это относится к жителям крупных городов. Усугубляется данное состояние неудовлетворительной финансовой ситуацией, социальным упадком, кризисными явлениями, личностными и семейными проблемами. С постоянным стрессом живет около 80 % взрослого населения развитых стран.

      • Синдром хронической усталости. Привычное явление современного мира, особенно актуальное для трудоспособного населения. Крайней степенью синдрома считается синдром выгорания, выражающийся усталостью, слабостью, вялостью, отсутствием психологического тонуса, сменяющегося ощущением безразличия, безысходности и полного отсутствия желания что-либо делать.

      • Невроз. Обусловленный жизнью в мегаполисах, конкурентным характером современного общества, стремительностью производства, торговли и потребления, информационной перегрузкой.

      Факторы риска болезней нервной системы

      Основные факторы риска заболеваний органов нервной системы следующие:

    • затянувшиеся болезни и частые рецидивы приводят к нарушению слаженной работы иммунной системы и истощению жизненных сил, нагружая тем самым деятельность нервной системы;
    • частые депрессии, чувство тревоги, мрачные мысли, вызывающие переутомление и постоянную усталость;
    • отсутствие отпусков и выходных;
    • ведение неправильного образа жизни: стабильное недосыпание, длительное физическое или умственное перенапряжение, недостаток свежего воздуха и солнечного света;
    • вирусы и инфекции. Согласно существующей теории в организм попадают вирусы герпеса, цитомегаловирусы, энтеровирусы, ретровирусы, вызывающие чувство хронической усталости;
    • воздействия, вызывающие ослабление организма, иммунной и нервно-психической сопротивляемости (оперативные вмешательства, наркоз, химиотерапия, неионизирующее облучение (компьютеры);
    • напряженная однообразная работа;
    • психоэмоциональные хронические нагрузки;
    • отсутствие интереса к жизни и жизненных перспектив;
    • гипертоническая болезнь, вегето-сосудистая дистония, хронические заболевания половых путей;
    • климакс.
    • Факторы, вызывающие болезни дыхательных органов

      Одними из наиболее массовых считаются заболевания органов дыхания, страшной разновидностью которых является рак легких. Хронический бронхит, пневмония, бронхиальная астма, хроническая обструктивная болезнь легких – перечень далеко не полный, но очень опасный.

      Факторы риска заболеваний органов дыхания:

    • курение (активное и пассивное). Курящие люди в 90 % случаев рискуют заболеть хронической болезнью легких;
    • загрязнение воздуха: пыль, смог, дым, микрочастицы разных материалов, чистящие средства вызывают заболевания органов дыхания и обусловливают тяжелое их протекание. На работу дыхательной системы негативно влияет увлечение бытовой химией, использование дешевых материалов, загрязнение в жилых помещениях;
    • ожирение, избыточный вес, вызывающие одышку и требующие усиленной работы сердечно-сосудистой системы;
    • аллергены;
    • профессиональные вредности, присутствующие при работе на производстве, а именно в машиностроительной, горнорудной, угольной промышленности;
    • слабый иммунитет.
    • Факторы риска болезней кроветворной и иммунной систем

      Серьезной проблемой настоящего времени является дефицит иммунитета, определяемый во многом нерациональным и несбалансированным питанием, неблагоприятными факторами внешней среды и вредными привычками. Если работа иммунной системы четко налажена, дорога вирусам и микробам заказана. Сбой в работе иммунной системы обусловливает возникновение заболеваний разных систем, в том числе и кроветворной. Это лейкозы, анемии, заболевания, связанные с нарушением свертывания крови.

      Основные факторы риска заболеваний органов кроветворения и иммунной системы:

    • генетическая предрасположенность;
    • нарушения менструального цикла;
    • острая и хроническая кровопотеря;
    • хирургические вмешательства;
    • хронические инфекции мочеполовой системы и ЖКТ;
    • лекарственные отягощения;
    • грибковые и паразитарные инфекции;
    • ионизирующая радиация, ультрафиолетовое излучение;
    • профессиональные вредности;
    • канцерогенные химические вещества, входящие в составы красок, лаков;
    • пищевые добавки;
    • беременность, лактация;
    • неправильное питание;
    • радиоактивное излучение.
    • fb.ru

      Конспект и презентация по ОБЖ «Психологическая уравновешенность. Стресс и его влияние на человека»

      Выбранный для просмотра документ 7 кл. конспект Психологическая уравновешенность. Стресс и его влияние на человека..docx

      Психологическая уравновешенность. Стресс и его влияние на человека.

      Каждый человек для обеспечения личной безопасности должен обладать определенными качествами: управлять своим поведением и эмоциями в повседневной жизни и в экстремальных ситуациях, формировать свою систему здорового образа жизни.

      Начать воспитывать психологическую уравновешенность важно в возрасте, когда интенсивно формируются самосознание, способность к анализу окружающих явлений. При этом нередко появляются признаки эмоциональной (психологической) неустойчивости: колебание настроения без видимых причин, сочетание повышенной чувствительности, ранимости и подчеркнутой развязности и показной самоуверенности. Существуют общие направления воспитания психологической уравновешенности: побороть в себе робость, воспитать уверенность; постоянно работать над самосовершенствованием. Немаловажное значение имеет также умение строить взаимоотношения не только со сверстниками, но и с родителями, старшими и вообще с окружающими людьми. Для этого надо учиться анализировать свои поступки, видеть, как к вашему поведению относятся окружающие.

      Психологическая уравновешенность — способность человека управлять своими поступками и поведением под воздействием различных по силе и качеству эмоций, соответствующим образом реагировать на различные жизненные обстоятельства, уметь находить друзей и единомышленников, жить в согласии с собой и окружающими.

      Наконец, еще одна составляющая психологической уравновешенности — умение преодолевать стресс .

      Жизнь человека многообразна и насыщена различными событиями. Каждый день вас ждут различные дела дома, в школе, на улице. Жизнь постоянно открывает перед вами новые возможности и ставит новые проблемы.

      События, происходящие с вами, оказывают на ваше состояние определённое воздействие.

      Все события, оказывающие на вас сильное влияние, независимо от того, положительное оно или отрицательное, называются стрессовыми факторами.

      Стрессовый фактор, или стрессор, — это любое воздействие на психику человека, вызвавшее у него состояние напряжения – стресс.

      Таким образом, стресс – это состояние напряжения, возникшее у человека под влиянием сильных воздействий. Стресс – это реакция организма на воздействие различных стрессоров. Наличие различных стрессоров – это неизбежное явление в жизни каждого человека. Стресс возникает при общении человека с окружающей его средой (природной, техногенной и социальной). При этом реакция каждого человека на различные стрессоры разная, и зависит она от духовных и физических качеств человека и от степени его натренированности адекватно реагировать на разные события в жизни.

      Концепцию стресса сформулировал канадский патофизиолог Ганс Селье (1907-1982). Он определил стресс как совокупность защитных реакций организма на воздействие каких-либо стрессовых факторов.

      Установлено, что действие стрессоров суммируется и накапливается. Чем больше их в жизни в данный период, тем выше будет уровень стресса.

      Стресс как ответ организма на стрессовый фактор включает сотни измеряемых физиологических изменений в организме (повышение кровяного давления, учащение пульса, замедление или остановка пищеварения, потливость, углубление и ускорение дыхания, увеличения уровня сахара в крови и др.). Эти изменения Селье назвал общим адаптационным синдромом. Общий адаптационный синдром – это совокупность защитных реакций организма человека при стрессе.

      Различают три стадии стресса: мобилизации, сопротивления и истощения.

      Стадия мобилизации. В ответ на действия стрессора возникает тревога. Она мобилизует организм, готовит его к срочным действиям, к защите. Увеличивается частота сердечных сокращений, поднимается кровяное давление, замедляется пищеварение, кровь приливает к мышцам. Человек готов к действиям по защите своей жизни и здоровья (например, в чрезвычайной ситуации), так как в результате происшедших физиологических изменений кратковременно улучшаются возможности организма. Но если все эти приготовления не переходят мгновенно в действия, долговременное пребывание в стадии мобилизации может привести к различным нарушениям функций организма.

      Стадия сопротивления. Когда непосредственная опасность для человека минует, его организм переходит в стадию сопротивления. На этой стадии стресс снижается до более низкого уровня. В этот период организм обладает повышенной и длительно сохраняющейся способностью переносить действия стрессоров.

      Стадия истощения. Если уровень стресса слишком долго остаётся на высоком уровне, наступает стадия истощения. Сильный стресс обусловливает значительную потерю энергии организма и создаёт такие физиологические условия, при которых способность организма сопротивляться стрессорам уменьшается. Сильный стресс сигнализирует о себе определёнными симптомами: нервозностью, смутной тревогой, быстрой утомляемостью, раздражительностью, чувством беспомощности, головной болью, бессонницей, потерей аппетита и др. Человек страдает от полного упадка физических и духовных сил.

      Однако стресс не всегда приносит вред. При умеренном стрессе разум и тело человека функционируют наиболее эффективно и делают организм готовым к оптимальному режиму работы, обеспечивается достижение поставленных целей без истощения жизненных сил организма.

      Высокий уровень стресса может оставаться положительным фактором только очень короткое время (состояние спортсмена перед стартом, парашютиста перед прыжком и т. д.), он стимулирует интерес к жизни, заставляет быстрее думать и действовать более интенсивно, ощущать себя полезным, имеющим цель в жизни.

      У человека, не научившегося управлять своей психикой и долгое время живущего в состоянии сильного стресса, увеличивается вероятность появления различных заболеваний.

      Велика роль сильного стресса в развитии болезней сердца, так как стресс приводит к увеличению кровяного давления и частоты сердечных сокращений, при этом коронарные артерии, обеспечивающие кровоснабжение сердечной мышцы, сужаются и количество кислорода, поступающего к сердечной мышце, уменьшается. Сильный, продолжительный стресс нарушает работу иммунной системы организма, что ведёт к увеличению риска инфекционных заболеваний.

      Сильный стресс может привести к язве желудка или двенадцатиперстной кишки. При этом необходимо отметить, что каждому человеку присущ свой оптимальный уровень стресса, и, когда границы оптимального уровня пройдены, стресс начинает истощать энергию организма, и приводит к нарушению нормальной деятельности человека.

      В 13-летнем возрасте, когда интенсивно формируются такие качества, как чувство собственного достоинства, уверенность в себе, когда определяются жизненные интересы и происходит становление личности, борьба со стрессом приобретает большое значение.

      Основная цель борьбы со стрессом – научиться поддерживать стресс на оптимальном уровне, т. е. когда он полезен для вашей активной жизнедеятельности. Для этого необходимо постоянно развивать свои духовные и физические качества. Но есть общие для всех принципы борьбы со стрессом.

      На практике борьба со стрессом заключается, прежде всего, в том, чтобы каждый человек в состоянии стресса оценивал окружающую его среду, устанавливал, как можно снизить внешние воздействия на себя. Кроме того, человек должен оценивать собственное поведение и пытаться адекватно реагировать на события.

      Рассмотрим ряд общих принципов борьбы со стрессом.

      Необходимо постоянно вырабатывать уверенность в возможностях управлять своим поведением и поступками, учиться находить оптимальное решение в различных экстремальных ситуациях, жить с собой в согласии; быть оптимистом, помнить, что источником стресса являются не события сами по себе, а наше восприятие этих событий. Как только вы почувствовали, что у вас портится настроение, постарайтесь переключиться на что-то хорошее, нате события, с которыми у вас связаны приятные воспоминания, — это снизит стресс и поможет видеть жизнь в более светлых тонах.

      С тресс может случиться с каждым. Нужно научиться правильно из него выходить

      Научитесь ставить перед собой посильные задачи, которые вы в состоянии выполнить без перенапряжения. Реально смотрите на свои возможности, не ждите от себя многого, не драматизируйте неудачи, помните, что совершенство в принципе недостижимая вещь.

      Учитесь радоваться жизни, старайтесь получать хоть маленькие радости от каждого прожитого дня, радуйтесь своим и чужим успехам.

      Приучайте себя регулярно заниматься физической культурой и закаливанием.

      Физические упражнения и закаливающие процедуры помогают выйти из состояния сильного стресса, так как оказывают положительное влияние не только на физическое состояние, но и на психику.

      Соблюдайте режим дня, труда и отдыха. Хороший сон играет очень важную роль в преодолении стрессов.

      Вырабатывайте у себя привычки здорового образа жизни.

      Вопросы и задания:

      Что следует понимать под стрессом?

      Опишите влияние стресса на состояние здоровья человека.

      Сформулируйте содержание общих принципов борьбы со стрессом.

      Что следует понимать под психологической уравновешенностью?

      Почему в школьном возрасте важно научиться формировать у себя психологическую уравновешенность?

      Какие качества человека характеризуют уровень его психологической уравновешенности?

      Изучение материала. Стр. 112-117 учебника прочитать. Р.Т. стр. 40 з. 1,2, стр. 41-42 з. 3,4.

      infourok.ru

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Navigation