Воля и стресс

/ «Эмоции, чувства и воля»

«Эмоции, чувства и воля»

2. Воля, волевой акт

3. Волевые усилия, волевые качества

Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. М., МГУ, 1988

Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. М., Владос, 2001.

Общая психология под ред. А.В. Петровского. М., МГУ, 1986.

Общая и спортивная психология. /Под ред. Г.Д.Бабушкина, В.М.Мельникова. – Омск, 2000. ч. 1.

«Общая и спортивная психология». Часть 1./ Под. ред. профессора Г.Д. Бабушкина. Омск: СибГУФК, 2004.

1. Эмоции, чувства

Эмоции (лат. сл. эмоцео – волную, потрясаю) – это переживание человеком отношений к явлениям действительности, а также своего состояния, возникающего в процессе взаимодействия с окружающей средой и удовлетворения своих потребностей.

Эмоции, как и все психические процессы, возникают рефлекторно. Они являются отражением воздействующего на человека, на его нервную систему реального мира.

Чувства – это отражение в сознании реальных отношений человека. Чувства –это система сигналов о том, что из происходящего в мире имеет значение для человека. Эмоции выражаются в движениях и многочисленных телесных изменениях, которые служат объективными показателями переживаемых чувств.

Термины «чувства» и «эмоции» нетождественны. Правильнее будет называть эмоцией только конкретную форму протекания психического процесса переживания чувств. Так, нельзя называть чувство ответственности, чувство долга эмоциями, хотя они и выражают определённое отношение субъекта.

Термин «чувство» следует применять только тогда, когда речь идет об отражении в сознании живых существ их отношений к объектам. Особо следует выделить высшие чувства, выражающие духовный мир человека и выявляющие его личность. Объекты высших чувств это явления окружающей нас социальной действительности. Выделяются следующие высшие чувства: моральные, практические, эстетические, интеллектуальные.

Эмоции по своему строению и функциям полимодальны и полифункциональны. В эмоциональных состояниях выделяют общую активную, специфическую, связанную со специфическими отделами ЦНС, и неспецифическую активную, связанную с вегетативной нервной системой, регулирующей гомеостатические функции. Общая активация определяется, кроме перечисленного, деятельностью высших функций коры головного мозга и ретикулярной формацией, осуществляющей первичную обработку информации.

Функциями эмоций являются: сигнально-информационная, коммуникативная, оценочная, регулятивная, включение физиологических функций организма в функционирование психики, выражение потребностей, обработка информации, принятие решений и другие.

В классификации выделяют: а) стенические эмоции (стенос – сила) положительные переживания, связанные с активностью, энергией;

б) астенические, которым присущи пассивность, страх, созерцание.

Американский психолог Кэррол Е. Изард выделил следующие фундаментальные эмоции: интерес-волнение; радость; удивление; страх; стыд; вина. В отечественной психологии для классификации эмоций используют следующие критерии: 1) величина эмоциональной возбудимости; 2) продолжительность их протекания; 3) причина их возникновения.

Настроение – общее, обычное состояние, которое имеет место в обычном, бодрствующем состоянии. Величина эмоционального возбуждения незначительная, время протекания – все бодрствующее состояние, причина состояния часто не ясна, безотчетна, зависит от огранизменного самочувствия и окружения микросферы, условий жизни, работы и т.д. Настроение является базисом для разыгрывания на его основе других эмоций.

Стресс – состояние напряженности. Стресс изучен канадским ученым Г. Селье. Он изучал состояние животных в неблагоприятных условиях: в голоде, холоде, в необходимости постоянного движения и других воздействиях. Оказалось, что организм мобилизуется на преодоление неблагоприятного. Эта мобилизация во времени проходит фазы: 1) тревогу, когда организм мобилизуется и противостоит неблагоприятному; 2) сопротивление, когда организм сопротивляется и эта борьба с неблагоприятным выражается в относительно устойчивых равновесных величинах; 3) истощение, когда энергетические возможности организма понижаются и сопротивление снижается. При стрессе величина эмоционального напряжения имеет относительно большие величины, чем это имеет место при настроении и занимает относительно большое время. Причина, вызвавшая напряжение, имеет значимое для субъекта положение, и часто негативное. Это связано с отрицательными переживаниями: тревожностью, беспокойством, страданием и т.д.

Аффект – быстро овладевающее человеком, бурно протекающее состояние, связанное с изменением контроля сознания и воли. Аффект может произойти при нарушении жизненно важных позиций (принципов) субъекта. Бурная реакция в аффекте сменяется дрожью, ступором (застывает в неподвижности). Аффект протекает так бурно, что происходит растрата нервно-психической энергии. После него человек чувствует усталость, упадок сил. Нужно отметить, что это состояние происходит в случаях, когда человек в предварительные периоды времени при осмыслении наступления определённых ситуаций мысленно оправдывает и допускает возможность соответствующего поведения, характерного аффекту.

Страсть – увлечение предметом деятельности, связанное с повышенным положительным переживанием, с увлечением, с любовью.

Фрустрация – переживание неудовлетворения целей, желаний. Это достаточно сильное переживание и может быть длительным во времени. При фрустрации цели, нереализованные личностью, бывают значимыми для нее.

Эйфория – легкое положительное эмоциональное переживание.

Экстаз – увлеченность, кратковременное положительное переживание с потерей элементов самоконтроля.

Депрессия – заторможенность психической деятельности в связи с прошедшими бурными переживаниями.

Эмпатия – сопереживание другому в его переживаниях. Очень важная эмоция в общении с другими людьми.

Апатия – безразличие, вялость, отсутствие стремления действовать, вызванные чрезмерным переживанием перед началом предстоящей деятельности.

Эмоции проявляются амбивалентно, т.е. психологические явления сложны и противоречивы: имеют место одновременное переживание противоположных эмоций (на фоне радости может быть огорчение и печаль и другие сочетания).

Успешность деятельности зависит от уровня эмоционального возбуждения. Если уровень эмоций будет низким, то и деятельность также будет слабой. В самом деле, если человек будет находиться в пониженном, полусонном состоянии, то и деятельность его будет сниженной. Естественно, что в процессе деятельности многое будет потеряно.

Если эмоциональное состояние будет чрезмерное, то многое будет не учитываться, теряться. Оказывается, что в таком состоянии память и мышление нарушаются, человек становится невнимательным.

Управление эмоциями представляет большую сложность. В управлении своим состоянием сказываются мировоззренческая основа, ценностные ориентации. Имеет значение связь личности со своими предками и потомками. Человек становится космическим существом, когда судьба человека становится связанной с поколениями. Такое положение существенно отличает его от лиц, сугубо ориентированных только на самого себя. Следующее, что очень важно для саморегуляции своего состояния это выполнение тех обязанностей, которые постоянно сопровождают человека в его обыденной, повседневной жизни: дисциплинированность, честность, обязательность, ответственность, не откладывание на завтра того, что можно сделать сегодня. Человек может выходить на работу, заведомо опаздывая. Повседневной жизнью мы можем вводить себя в стресс. И, наконец, одной из причин чрезмерных эмоций является расхождение между рациональным и эмоциональным, когда разумом понимаем, что нужно действовать определенным образом, а в реалии не следуем этому. Нужно, чтобы эмоции работали в унисон нашему разуму, целям, нашим желаниям. Для этого необходимо проводить самовнушение.

2. Воля, волевой акт

Воля – это активность личности, связанная с реализацией поставленных целей. Воля относится к высшим психическим функциям. Поскольку воля сложное психическое образование, относящееся к высшим психическим функциям, а через волю проявляется сама личность, то волю можно представить в виде модели:

А – социальная и природная среда, в которой формируется, действует и проявляется личность.

Б – мотивы, цели, идеалы, ценностные ориентации, образы предстоящего действия.

В – эмоциональное состояние, физиологические функции, организм (тело, материальный субстрат), подсознательные механизмы.

Г – знание, опыт (мировоззрение), мышление (интеллект), сознание, функционирование речи (вторая сигнальная система), оценка обстановки, себя, принятие решения, рассуждение с самим собой, приказ себе на поведение и действия.

Д – действия по реализации целей, желаемого.

В психологии давно сложились такие понятия, как волевой акт, волевое усилие, волевые качества. Волевой акт составляет: борьбу мотивов —> формирование целей —> определение путей и средств достижения цели —> действия. Таким образом, волевой акт можно рассматривать как единичку, как отдельный элемент психического, в данном случае воли.

3. Волевые усилия, волевые качества

Преодоление внутренних (страх, неуверенность в себе) либо внешних препятствий (физическая нагрузка) сопровождается волевыми усилиями. Волевое усилие — психическое состояние, возникающее в момент преодоления препятствий. Регулярное проявление волевых усилий способствует формированию волевых качеств.

Выделяют две группы волевых качеств общие и основные. К общим качествам относятся: целеустремленность, дисциплинированность, уверенность.

Целеустремленность – это наличие перспективных и ближайших целей, планирование, организация своего поведения и действий.

Дисциплинированность – выполнение обязанностей, требований. Человек с самого раннего детства имеет обязанности, т.к. он живет в социуме. И чем больше он руководствуется требованиями социума, тем больше от него и получает.

Уверенность – это субъективная оценка соотношения своих целей и своих возможностей для решения поставленных целей.

К основным волевым качествам относятся те из них, которые связаны с максимальными физическими или экстремальными умственными действиями: решительность, настойчивость, инициативность, самообладание.

Решительность – это способность принимать решения в сложных обстоятельствах (утомление, ограниченность информации при «сбивающих» факторах) и реализовывать их в жизнь.

Настойчивость – это способность действовать несмотря на утомление, трудности.

Инициативность – это способность выполнять действия и деятельность оптимально разнообразно и эффективно.

Самообладание – это способность оценивать ситуацию, себя, несмотря на утомление и «сбивающие» факторы и управлять собою.

Таким образом, под волей следует понимать способность личности управлять своим эмоциональным состоянием, целями, мыслями и действиями. Воля есть психическое явление не одного уровня с интеллектом и эмоциями, она есть производное мотивов-целей, состояния оценки и действий.

Исследования показали, что проявление воли не зависит от свойств нервных процессов. Был такой период знаний, что обладатели слабой нервной системы относились к ненадежным в ситуациях экстремальности, быстрее у них наступает утомление. Но если соотнести свойства нервной системы ко всей модели воли, то они нивелируются другими личностными образованиями: опыт, знания, умения.

studfiles.net

Лекция 5. Психология эмоций и воли. Стресс и фрустрация. — презентация

Презентация была опубликована 4 года назад пользователемИнна Яшутина

Презентация на тему: » Лекция 5. Психология эмоций и воли. Стресс и фрустрация.» — Транскрипт:

1 Лекция 5. Психология эмоций и воли. Стресс и фрустрация.

2 Эмоции — это непосредственное пристрастное переживание жизненного смысла явлений и ситуаций. Основная функция эмоций – приспособительная, её составляющие: побуждающая, коммуникативная, следообразующая ( формирование эмоциональной памяти )

3 Функции эмоций Оценочная – связана с оценкой субъективной зависимости для человека, окружающих предметов, явлений, событий, собственных мыслей; Сигнальная – эмоции, чувства сигнализируют человеку о состоянии его потребностей; Побудительная – эмоции выступают как мощные источники; Коммуникативная – мимические и пантомимические движения позволяют человеку передавать свои переживания другим людям.

4 Теории эмоций Теория Джеймса-Ланге предполагает, что вначале возникает реакция организма на какую-то ситуацию, которая затем переживается нами как определенная эмоция. По мнению Джемса, «мы грустим потому что плачем, злимся потому что наносим удар, боимся потому что дрожим».

6 Теории эмоций Теория Кэннона-Барда подвергает сомнению названную теорию – многим различным эмоциям соответствуют одинаковые физиологические состояния и только от индивида зависит, как он истолкует это состояние и какой знак — положительный или отрицательный- ему припишет.

8 Теории эмоций Информационная теория П. Симонова устанавливает зависимость между возникновением эмоции определенной окрашенности и выраженности и степенью информированности индивида о возможности удовлетворения какой-либо потребности.

10 Классификация эмоций Самая простая из существующих классификация эмоций : переживаемые индивидом как отрицательные (Идиосинкразия) переживаемые индивидом как положительные (Амбивалентность) Также существует деление эмоций на стенические (активизирующие человека, повышающие его готовность к деятельности) астенические (расслабляющие, утомляющие человека, вызывающие заторможенность).

11 Трёхмерная теория чувств — Классификация В. Вундта три качества или «измерения» чувства — удовольствие — неудовольствие; — напряжение — разряжение; — возбуждение — торможение.

12 К. Изард выделяет следующие фундаментальные эмоции: интерес-волнение радость удивление горе-страдание гнев отвращение презрение стыд вина

13 Б.Додонов – классификация эмоций: альтруистические эмоции (желание помогать людям); коммуникативные эмоции (возникающие при общении); глорические эмоции (связанные с потребностью в самоутверждении); праксические эмоции (связанные с успешностью деятельности); пугнические эмоции (связанные с ситуациями опасности); романтические эмоции (стремление к необычайному, новому); гностические эмоции (возникающие в познании); эстетические эмоции (связанные с восприятием произведений искусства); гедонистические эмоции (связанные с потребностью в удовольствии, удобствах); акизитивные эмоции (связанные с интересом к накоплению, коллекционированию).

14 Эмоциональные состояния: Эмоциональный тон – это обобщенная эмоциональная окраска, оценка ситуации. Эмоциональный тон позволяет человеку быстро реагировать на новые сигналы, сводя их к общему знаменателю: полезно-вредно Настроение – эмоциональное состояние, характеризующееся длительностью, окрашивающее все поведение человека. Настроение является эмоциональной реакцией на значение событий для жизни человека. Оно зависит от общего состояния здоровья, от тонуса нервной системы Аффект – сильная, кратковременная вспышка эмоций, связанная с резким изменением важных для субъекта жизни обстоятельств и сопровождаемые резковыраженными двигательными правлениями, изменениями в функциях внутренних органов;

15 Эмоциональные состояния: Стресс – это эмоциональное состояние, возникающее в ответ на разнообразные экстремальные воздействия. Ганс Селье выделял три этапа стресса: мобилизация защитных свойств организма; стабилизация; истощение Фрустрация (с лат. неудача) – стресс рухнувшей надежды. Фрустрация сопровождается отрицательными эмоциями, способна дезорганизовывать сознание Страсть – это сильное, стойкое всеобхватывающее чувство, определяющее направление мыслей и поступков человека.

16 Фрустрация глубоко переживаемое эмоциональное состояние, возникшее под влиянием неудач, имевших место при завышенном уровне притязаний личности состояние острого переживания неудовлетворенной потребности, осознание невозможности достижения какой-либо значимой цели. Факторы, вызывающие это состояние, называются фрустраторами, а ситуации, в которых это состояние возникает, называют фрустрационными ситуациями.

17 Стресс — реакция на изменение условий жизни, процесс адаптации к новой ситуации, «неспецифический ответ организма на любое предъявляемое ему требование» (Селье). 1) физиологический, вызываемый излишними физическими нагрузками; 2) психологический, обусловленный сложными отношениями с окружающими; 3) информационный, порожденный избытком, недостатком или бессистемностью жизненно важной информации; 4) управленческий, обусловленный высокой ответственностью за последствия принимаемых решений, особенно в условиях недостатка времени; 5) эмоциональный, проявляющийся в ситуациях угрозы, опасности, неожиданной радости.

18 фазы развития общего синдрома адаптации реакция тревоги — на этой стадии возбуждается симпатическая нервная система и надпочечники выбрасывают в кровь «гормоны стресса» — адреналин и норадреналин; фаза сопротивления — на этой стадии происходит мобилизация всего организма для преодоления стрессовой ситуации; фаза истощения — эта фаза наступает, если стрессовые ситуации наступают слишком часто и организм не успевает восстановить свои силы между стрессами.

20 Воля сознательная организация и саморегуляция человеком своей деятельности и поведения, направленная на преодоление трудностей при достижении поставленных целей

21 Воля обеспечивает выполнение двух взаимосвязанных функций Побудительная функция обеспечивается активностью человека. Тормозная функция, выступающая в единстве с побудительной функцией, проявляется в сдерживании нежелательных проявлений активности.

22 Качества волевой личности самостоятельность решительность настойчивость упорство выдержка самообладание сила воли целеустремленность инициативность

23 Важнейшие звенья волевого акта — принятие решения и исполнение Волевой акт вызывает особое эмоциональное состояние — волевое усилие: Это — форма эмоционального стресса, мобилизующего внутренние ресурсы человека (память, мышление, воображение и др.), создающего дополнительные мотивы к действию и переживаемого как состояние значительного напряжения.

24 Тренинг анализа эмоциональных и волевых состояний

www.myshared.ru

Независимая общественно-политическая газета

  • Твиты Твиты, текущая страница.
  • Твиты и ответы
  • Медиа
  • Вы внесли @narodnaya_volya в черный список

    Вы уверены, что хотите видеть эти твиты? Если вы просто просмотрите твиты, @narodnaya_volya по-прежнему останется в черном списке.

    Да, показать профиль

    Народная Воля начал(а) читать

    Отстояли! — Народная Воля Кажется, главные действующие лица этого затянувшегося на четыре месяца противостояния могут вздохнуть с облегчением: собрав 2 тысячи подписей, они заставили власть прислушаться к своему голоcу. https://www. nv-online.info/2018/04/10/ots toyali.html … via @NarodnayaVolya

    Інтэрв’ю Міхася Скоблы з архіепіскапам Гродзенскім і Ваўкавыскім Арцеміем чытайце ў газеце “Народная Воля” за 6 красавіка 2018 года. «Пасха – не проста свята, гэта сутнасць хрысціянства» — Народная Воля https://www. nv-online.info/2018/04/06/pas ha-ne-prosta-svyata-geta-sutnasts-hrystsiyanstva.html … via @

    Читайте интервью Александра Федуты с Чрезвычайным и Полномочным Послом Латвии в Беларуси в газете «Народная Воля» за 6 апреля 2018 года Мартиньш Вирсис: «Если не говорить об исторических ранах, они будут продолжать кровоточить…» — Народная Воля https://www. nv-online.info/2018/04/06/mar tinsh-virsis-esli-ne-govorit-ob-istoricheskih-ranah-oni-budut-prodolzhat-krovotochit.html …

    Статью собственного корреспондента «Народной Воли» в Украине Александра Цынкевича читайте в газете за 6 апреля 2018 года. Не сотвори себе кумира, или Как подставить президента — Народная Воля https://www. nv-online.info/2018/04/06/ne- sotvori-sebe-kumira-ili-kak-podstavit-prezidenta.html … via @НароднаяВоля

    Гэтыя юнакі і дзяўчаты не бачылі апазіцыйных маршаў і мітынгаў 90-х з дзясяткамі тысяч удзельнікаў. Новае пакаленне на фестывалі каля Опернага перажыло ўздым, гэтае адчуванне “нас багата” ўпершыню. І гэта надзвычай важна. Піша Аляксандр Класкоўскі #БНР100 https:// goo.gl/YH6gwG

  • Скопировать ссылку на твит
  • Дело потасовки "нетунеядцев" с милицией в штатском в троллейбусе может закончится реальным лишением свободы. Последнее слово Святослава Барановича — Народная Воля https://www. nv-online.info/2018/03/12/pos lednee-slovo-svyatoslava-baranovicha.html … via @

    9 сакавіка 1918 падпісана Другая Ўстаўная грамата.Рада Усебеларускага з’езда была перайменавана ў Раду Беларускай Народнай Рэспублікі. Абвяшчалася свабода слова, друку, сходаў, аб’яднанняў; 8-гадзінны працоўны дзень. Піша Лявон Баршчэўскі. #БНР100 https:// goo.gl/i7BW42

    “Народная Воля” шукае дырэктара па развіцці. Аналітыка, продаж газеты, праца з чытачамі, рэкламадаўцамі, інвестарамі. Заробак – дастойны. Забяспечваецца службовым аўтатранспартам. Наяўнасць вадзіцельскага пасведчання абавязковая. https://www. nv-online.info/2018/02/27/nar odnaya-volya-shukae-dyrektara-pa-razvitstsi.html …

  • Разместить твит
  • Не выключана, што ў нейкіх узорах беларускай прадукцыі сапраўды перавышаны дапушчальныя канцэнтрацыі шкодных рэчываў. Але нашто ставіць заслон усім вытворцам, замест таго, каб разбірацца прыцэльна з канкрэтнымі парушальнікамі? Піша Аляксандр Класкоўскі. https://www. nv-online.info/2018/02/26/cha mu-maskvu-kilbasits-ad-belaruskaga-malaka.html …

      Олег Сенцов – украинский режиссер, осужденный на 20 лет по обвинению в подготовке терактов в Крыму. По версии следствия, Сенцов совершил 2 теракта и планировал еще 2. О деталях дела «НВ» поговорила с правозащитницей Яной Гончаровой. #FreeOlegSentsov https:// goo.gl/A1Ze3t pic.twitter.com/NgNH4aV3TL

      @narodnaya_volya еще ничего не твитнул(а).

      Загрузка может занять некоторое время.

      Вероятно, серверы Твиттера перегружены или в их работе произошел кратковременный сбой. Повторите попытку или посетите страницу Статус Твиттера, чтобы узнать более подробную информацию.

      Не пользуетесь Твиттером?

      Вам также может понравиться

      Выбрать географическое положение

      Рекламировать этот твит

      Указывать местоположение в твитах

      Эта настройка позволяет добавлять в твиты информацию о местоположении, например название города и точные координаты, на веб-сайте и в сторонних приложениях. Вы можете удалить сведения о местоположении из своих твитов в любое время. Подробнее

      Скопировать ссылку на твит

      Вот ссылка на этот твит. Скопируйте ее, чтобы твитом легко можно было поделиться с друзьями.

      Добавьте этот твит на свой веб-сайт, скопировав указанный ниже код. Подробнее

      Добавьте это видео на свой веб-сайт, скопировав указанный ниже код. Подробнее

      Встраивая содержимое из Твиттера на свой веб-сайт, вы соглашаетесь с Соглашением разработчика и Политикой для разработчиков.

      Почему вы видите эту рекламу

      Еще не в Твиттере? Зарегистрируйтесь, следите за интересными для вас событиями и получайте новости по мере их появления.

      Короткие номера для отправки и получения:

      Добро пожаловать домой!

      Это ваша лента, где вы будете проводить большую часть времени, получая мгновенные уведомления о том, что интересует именно вас.

      Твиты вам не очень нравятся?

      Наведите на изображение профиля и нажмите кнопку чтения, чтобы перестать читать любую учетную запись.

      Выражайте свои чувства без слов

      Когда вы найдете твит, который вам очень нравится, нажмите значок сердечка, чтобы поделиться своей любовью с человеком, который его написал.

      Расскажите всему миру

      Самый быстрый способ поделиться чьим-либо твитом с вашими читателями — ретвитнуть его. Нажмите значок со стрелочками, чтобы мгновенно сделать это.

      Присоединяйтесь к переписке

      Поделитесь своими мыслями о любом твите, просто ответив на него. Найдите тему, которая вам интересна, и вступайте в беседу.

      Мгновенно узнавайте о том, что обсуждают люди прямо сейчас.

      Получайте больше того, что вам нравится

      Читайте больше учетных записей, чтобы получать мгновенные обновления о том, что вас больше всего интересует.

      Узнайте, что происходит

      Читайте самые последние беседы на любую тему, мгновенно появляющиеся в вашей ленте.

      Следите за тем, как разворачиваются лучшие истории.

      twitter.com

      / 2014-2015_Тр_староста Тишалович Олег / Общая психология_2014 / Тема 7 Произвольность и воля

      Тема 7. Произвольность и воля

      – Понять основные принципы формирования волевого акта.

      – Осознать взаимосвязь произвольной деятельности и специфике волевого регулирования личности.

      – Усвоить основные понятия волевого регулирования.

      – Сформировать представление о структуре и особенностях волевого акта, специфике его формирования в воспитательном процессе.

      1. Понятие о произвольной деятельности и волевом поведении.

      2. Классификация волевых психических состояний.

      1. Понятие о произвольной деятельности и волевом поведении

      Все действия человека могут быть поделены на две категории: непроизвольные и произвольные.

      Непроизвольные действия совершаются в результате возникновения неосознаваемых или недостаточно отчетливо осознаваемых побуждений (влечений, установок и т. д.). Они имеют импульсивный характер, лишены четкого плана. Примером непроизвольных действий могут служить поступки людей в состоянии аффекта (изумления, страха, восторга, гнева).

      Произвольные действия предполагают осознание цели, предварительное представление тех операций, которые могут обеспечить ее достижение, их очередность. Все производимые действия, совершаемые сознательно и имеющие цель, названы так, поскольку они производны от воли человека.

      Воля есть сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий.

      Воля как характеристика сознания и деятельности появилась вместе с возникновением общества, трудовой деятельности. Воля является важным компонентом психики человека, неразрывно связанной с познавательными мотивами и эмоциональными процессами [3; 4].

      До сих пор нет единого взгляда на механизмы воли, вплоть до полного отрицания воли как самостоятельного психического феномена, противопоставления воли чувствам и разуму.

      Первое материалистическое объяснение природе воли дал Сеченов, который указывал, что воля – это деятельная сторона разума и морального чувства, выраженная в способности человека совершать целенаправленные действия и поступки, требующие преодоления трудностей.

      Таким образом, воля неразрывно связана с разумом, сознанием человека, поскольку произвольное управление всегда сознательное и преднамеренное [5].

      Выделяют 2 функции воли:

      Формы проявления волевых процессов могут быть разнообразными, например, Мясищев выделяет 3 основные формы проявления воли:

      1) при выполнении физической и умственной работы;

      2) при наступившем утомлении или отказе от удовольствия во имя выполнения заданий по мотивам объективного характера;

      3) при изменении привычного темпа деятельности и действия [6].

      Волевые свойства личности: сила воли, целеустремленность, выдержка, решительность, инициативность, настойчивость.

      По структуре волевые действия бывают простые и сложные.

      К простым волевым действиям относятся те, при которых человек без колебаний идет к намеченной цели.

      Для сложного волевого действия характерны следующие этапы:

      1. Осознание цели и стремление достичь ее.

      2. Осознание ряда возможностей достижения цели.

      3. Появление мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможности.

      4. Борьба мотивов и выбор.

      5. Принятие одной из возможностей в качестве решения.

      6. Осуществление принятого решения.

      7. Преодоление внешних препятствий, объективных трудностей самого дела, всевозможных помех до тех пор, пока принятое решение и поставленная цель не будут достигнуты, реализованы [1; 2].

      Все этапы волевого действия пронизывает волевое усилие, переживаемое субъективно человеком, как эмоциональный стресс.

      2. Классификация волевых психических состояний

      Волевая регуляция деятельности выражается в системе волевых психических состояний:

      настойчивости и др.

      Эти волевые состояния проявляются в своей совокупности на протяжении всей деятельности. Однако на отдельных этапах деятельности определенные волевые состояния приобретают ведущее значение.

      Все волевые состояния связаны с соответствующими волевыми качествами личности.

      Рассмотрим волевые состояния в последовательности, соответствующей структуре деятельности.

      Состояние инициативности – это повышенная возбудимость к поиску цели.

      При наличии же ряда целей первостепенное значение приобретает состояние решительности. Решительность – это психическое состояние мобилизованности на быстрый и обоснованный выбор цели и способов ее достижения.

      Целеустремленность как психическое состояние характеризуется сосредоточенностью сознания на основных, наиболее значимых целях. Это состояние с физиологической точки зрения характеризуется возникновением доминанты, которая подчиняет все действия человека достижению поставленной цели.

      Уверенность как волевое психическое состояние – это высоковероятностное ожидание запланированного результата деятельности на основе учета исходных условий. Это состояние в значительной мере определяет результативность деятельности.

      Настойчивость как психическое состояние состоит в длительном преодолении трудностей, в контролировании действия и направлении его на достижение запланированного результата.

      Существуют различные подходы к классификации волевых психических состояний. Наиболее распространенной является классификация, выделяющая практические и мотивационные состояния с точки зрения их роли в организации жизни и деятельности человека (см. рис. 7.1).

      Рис. 7.1. Классификация волевых психических состояний

      Психологические исследования воли в настоящее время оказались разделенными между разными научными направлениями:

      в бихевиористски ориентированной науке изучаются соответствующие формы поведения,

      в психологии мотивации в центре внимания находятся внутриличностные конфликты и способы их преодоления,

      в психологии личности основное внимание сосредоточено на выделении и изучении соответствующих волевых характеристик личности.

      Поскольку развитие регуляторных процессов проходит большой путь на протяжении школьного возраста, ближайшие взрослые на разных этапах должны по-разному контролировать поведение ученика, переходя от достаточно жесткого контроля к контролю смягченному и эпизодическому, побуждающему ребенка к самоконтролю.

      Без самоконтроля, умения управлять собой невозможно развитие воли. Продолжая тотальный контроль за поведением и учебной работой подростка и старшего школьника, родители обрекают его или на трудное, конфликтное становление воли и характера, или на безвольную исполнительность.

      Родители и учителя, передавая функции контроля самому ребенку, делают это на основе доверия к нему. Благодаря этому они создают благоприятные условия для развития его волевой саморегуляции. Важным моментом является и эмоциональная поддержка волевых усилий ученика при решении им трудных учебных задач, стремление к тому, чтобы он получал удовлетворение от сделанного [7].

      Воля – это способность человека достигать сознательно поставленную цель, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия.

      Волевое поведение в этом аспекте предполагает целенаправленность, самоконтроль поведения, возможность воздерживаться в случае необходимости от тех или иных действий, то есть овладение собственным поведением.

      Проявляется воля в деятельности, поэтому она теснейшим образом связана с мотивационной и эмоциональной сферами.

      Наличие мотивов и других побуждений, борьба между ними составляет важную закономерность волевого процесса.

      Волевая регуляция поведения – это подчинение поведения жизненным позициям человека, системе его ценностных ориентаций. Волевая регуляция обусловлена требованиями социальной среды. Воспитание волевого поведения предполагает постепенное развитие самоконтроля в подростковом возрасте.

      Вопросы и задания для самопроверки:

      1. Каковы основные механизмы и структура волевого действия?

      2. Каково отношение воли и деятельности?

      3. Какие волевые качества личности вы знаете? Охарактеризуйте их.

      Библиографический список

      1. Гамезо, М. В. Атлас по психологии: информ.-метод. пособие по курсу «Психология человека» / М. В. Гамезо, И. А. Домашенко. – М., 2001.

      2. Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию: курс лекций / Ю. Б. Гиппенрейтер. – М., 2006.

      3. Годфруа, Ж. Что такое психология: в 2 т. / Ж. Годфруа. – М., 2004. – Т. 1.

      4. Еникеев, М. И. Общая психология: учеб. для вузов / М. И. Еникеев. – М., 2000.

      5. Карвасарский, Б. Д. Клиническая психология: учеб. / Б. Д. Карвасарский. – М., 2004.

      6. Немов, Р. С. Психология: учеб. для студ. высш. учеб. заведений: в 3 т. / Р. С. Немов. – М., 2005. – Т. 1: Общие основы психологии.

      7. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб., 2002.

      studfiles.net

      Почему мы реагируем на стресс по-разному, и зачем нам нужна воля

      В данной статье мне хотелось бы, пусть она более ознакомительная*, тем не менее, мне хотелось бы с вами поделиться некоторыми определёнными техниками, которые позволяют и уже позволили сотням, а может и тысячам клиентов, как в психотерапии, в консультациях, так и в тренинговых программах, преодолевать сложности во многих ситуациях, стрессовых моментах, в нашем техногенном мире.

      Например, кто-то потерял свой бумажник, в котором лежали 300 рублей, из-за этого может возникнуть некий стресс.

      Возможно, человек не будет волноваться, не будет чувствовать никаких эмоций, он может просто расстроится. Но, тем не менее, у каждого индивидуальная реакция на такого рода ситуацию. Фактор у каждого свой. Но по сути дела, реакция нашего организма идентична. Дальше всё зависит от индивидуального восприятия к тем или иным ситуациям, но реакция у нас у всех одинаковая.

      Забыл сказать вам, что во время прочтения у вас могут возникать различные мысли и фантазии, поэтому рекомендую их записывать на бумаге.

      Тогда продолжайте чтение и внимать то, что мы с вами обсуждаем.

      Мы не будем рассматривать какие-то схемы, диаграммы, какие-то определённые рисунки. Я не буду их здесь рисовать. Хочу сказать, мир, по сути, сам по себе нейтрален, скажем так — априори.

      Но для кого-то он крайне негативен, в каких-то чёрно-серых тонах и расценивается и воспринимается в чёрно-сером цвете. Другой — просто радуется и счастлив от того, что он живёт, всё видит в цветном, ярком, насыщенном цвете, но всё же это субъективное восприятие реальности, то, как мы это понимаем, как мы это воспринимаем.

      Конечно, эти механизмы нашей жизни интегрированы в процессе нашей жизни, в процессе нашего воспитания, в психологии они называются — адаптивными механизмами, то есть то, как мы привыкли расценивать наше восприятие, наш мир. Реагировать на этот мир, на восприятие, на реальность. У каждого это восприятие разное, индивидуальное. Например, как в спорте, человек, не привыкший к малейшим нагрузкам, такие люди, обычно не испытывают желания, не привыкли преодолевать трудности, не привыкли напрягаться, физически трудиться, преодолевать какую-нибудь физическую боль, у таких людей волевой порог занимает очень низкую позицию.

      Такие люди не всегда могут свободно чувствовать себя в социальном обществе. Я сейчас не случайно провожу ассоциацию со спортом, так как спорт даёт не только ресурс, не только энергию, не только волевые качества, но спорт также заставляет в нашем современном мире быть в тонусе. Мы берём и копируем стиль поведения, достижений, физических преодолений, более волевых качеств. Что мы делаем, мы просто моделируем всё это в нашу не спортивную жизнь и пользуемся.

      Соответственно, все эти механизмы, они как в спорте работают, мы преодолеваем трудности постепенно, понимая, что сейчас, да, больно, тяжело, но потом будет проще, лучше, качественнее и интереснее, более благоприятнее для каждого из нас. Существуют люди, которые просто не готовы к этому, или ещё не готовы, или они так и не будут приспосабливаться к каким-либо факторам, к каким-либо стрессовым моментам, трансформирующим и тревожащим их.

      samopoznanie.ru

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Navigation