ВВ суворова психофизиология стресса

Психофизиология стресса

Детальная информация о работе

Как считает А. М. Столяренко , трактовка стресса настолько многообразна, что значительно осложняет разработку и принятие мер по профилактике и преодолению чрезмерного стресса на практике [5, с. 73]. Кроме того, это создает терминологическую неразбериху среди медиков, физиологов и психологов и усложняет междисциплинарную интеграцию медицинской, биологической и психологической наук в исследовании человека. В данной статье мы попытались проанализировать существующие определения стресса, а также показать взаимосвязь психических и физиологических процессов в организме человека, отражающих протекание стресса.

1. Теория стресса 4

2. Причины стресса 11

3. Механизмы защиты 13

Список литературы 21

1. Леонова А. Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. — 2000. — № 3. — С. 4−22.

2. Бодров В. А. Система психической регуляции стрессоустойчивости человека-опера- тора // Психол. журн. — 2000. — Т. 21, № 4. — С. 32−40.

3. Габдреева Г. Ш. Половые различия толерантности к стрессу // Психология психических состояний / Под ред. А. О. Прохорова . — Казань: Изд-во ЦИТ, 2002. — Вып. 4. — С. 400−410.

4. LazarusR.S. From psychological stress to the emotions: a history of changing outlook // Ann. Rev. Psychol. — 1993. — V. 44. — P. 1−21.

5. Столяренко А. М. Экстремальная психопедагогика. — М.: ЮНИТИ ДАНА, 2002. — 607 с.

6. СельеГ. Стресс без дистресса / Пер. с англ.; общ. ред. Е. М. Крепса . — М.: Прогресс, 1979. — 124 с.

7. Николаева Е. И. Психофизиология . Психофизиологическая физиология с основами физиологической психологии. — М.: ПЭР СЭ; Логос, 2003. — 464 с.

8. Гельгорн Э., Ауфборроу Дж. Эмоции и эмоциональные расстройства — М.: Мир, 1996. — 254 с.

9. Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования // Эмоциональный стресс / Под ред. Л. Леви. — Л.: Медицина, 1970. — С. 178−208.

10. Китаев-СмыкЛ.А. Психология стресса. — М.: Наука, 1983. — 356 с.

11. Кокс Т. Стресс.- М.: Медицина, 1981. — 213 с.

12. Суворова В. В. Психофизиология стресса. — М.: Педагогика, 1975. — 318 с.

13. КассильГ.Н. Внутренняя среда организма. — М.: Наука, 1978. — 224 с.

14. Аболин Л. М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости — Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1987. — 261 с.

15. Margolis B.L., Kroes W.N., Quinn R.P. Job stress: an unlisted occupational hazard // J. Oc- cup. Med. -1974. — V. 16, No 10. — Р. 659−661.

16. КотикМ.А. Психология и безопасность. — Таллин: Валгус, 1989 — 448 с.

17. Щербатых Ю. В. Экзаменационный стресс. — Воронеж: Студия ИАН, 2000. — 120 с.

18. Щербатых Ю. В. Связь черт личности студентов-медиков с активностью вегетативной нервной системы // Психол. журн. — 2002. — Т. 23, № 1. — С. 118−122.

19. Плотников В. В. Оценка психовегетативных показателей у студентов в условиях экзаменационного стресса // Гигиена труда. — 1983. — № 5. — С. 48−50.

20. Геворкян Э. С. , Даян А. В. , Адамян Ц. И. и др. Влияние экзаменационного стресса на психофизиологические показатели и ритм сердца студентов // Журн. высш. нерв. деятельности. — 2003. — Т. 53, № 1. — С. 46−50.

21. Пономаренко В. А. Социально-психологическое содержание боевого стресса // Пси- хол. журн. — 2004. — Т. 25, № 3. — С. 98−102.

22. ФранкенхойзерМ. Эмоциональный стресс. — М.: Медицина, 1970. — 365 с.

23. Томашевская Л. И. Реакция сердечно-сосудистой и симпатико-адреналовой систем на умственную деятельность с эмоциональным напряжением // Очерки психологии труда операторов / Под ред. Е. А. Милеряна . — М.: Медицина, 1974. — С. 276−289.

24. Меерсон Ф.3. Патогенез и предупреждение стрессорных повреждений сердца. — М.: Медицина, 1984. — 268 с.

25. Мерлин В. С. Системный подход к онтогенезу интегральной индивидуальности // Психология формирования и развития личности / Отв. ред. Л. И. Анцыферова . — М.: Наука, 1981. — С. 87−106.

26. Конопкин О. А. , Страхов Г. А. Вероятность прогнозирования как детерминанта скорости реакции на альтернативные сигналы // Вопр. психол. — 1971. — № 3. — С. 46−56.

27. Ройтбак А. И. , Дедабришвили Ц. М. О механизме «активного отдыха» (феномена Сеченова) // Докл. АН СССР. — 1959. — Т. 124, № 4. — С. 957−960.

28. Кривошеий М. И. , Сандлер А. Современное состояние вопроса о морской болезни // Военно-санитарное дело. — 1937. — № 10. — С. 20−30.

29. РайковскийЯ. Экспериментальная психология эмоций. — М.: Прогресс, 1978. — 348 с.

30. Короленко Ц. П. Психология человека в экстремальных условиях. — Л.: Наука, 1978. — 345с.

31. Wolt S. Emotion and the autonomic nervous system // Arch. Intern. Med. — 1970. — V. 126, No 6. — P. 1020−1024.

32. Туровская З. Г. О соотношении типологических особенностей высшей нервной деятельности с некоторыми характеристики вегетативного реагирования // Проблемы дифференциальной психофизиологии. — М.: Педагогика, 1974. — С. 228−242.

33. УкраинцеваЮ.В., БерловД.Н., РусаловаМ.Н. Индивидуальные поведенческие и вегетативные проявления эмоционального стресса у человека // Журн. высш. нерв. деятельности. — 2006. — Т. 56, № 2. — С. 183−192.

34. Украинцева Ю. В. , Русалова М. Н. Психофизиологическая характеристика лиц с различной стрессоустойчивостью // Усп. физиол. наук. — 2006. — Т. 37, № 2. — С. 19−40.

35. LazarusR.S. Cognitive and personality factors underlying threat and coping // Psychological stress / Ed. M.H. Appley, R. Trumbull. — N. Y.: Applcton Century Crofts, 1967. — P. 11−21.

36. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. — М.: Мысль, 1991. — 299 с.

37. Анциферова Л. И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психол. журн. — 1994. — Т. 15, № 1. — С. 126−130.

referat.bookap.info

ВВ суворова психофизиология стресса

13. Пряжников Н. С, Пряжникова Е. Ю. Психология труда и человеческого достоинства. М.: Академия, 2004, с. 243.

14. Симонов П. В. Теория отражения и психофизиология эмоций. М.: Наука, 1970, с. 8—48.

15. Симонов П. В. Психофизиологический стресс космического полета // Основы космической биологии и медицины. М.: Наука, 1975. Т. 2. Кн. 2, с. 158—172.

16. Суворова В. В. Психофизиология стресса. М: Педагогика, 1975, с. 3—208.

17. Судаков К. В. Системные механизмы эмоционального стресса. М.: Медицина, 1981, с. 5—232.

18. Судаков К. В. Индивидуальная устойчивость к стрессу. М., 1998, с. 3—268.

19. Хананашвили М. И. Информационные неврозы. Л.: Медицина, 1978, с. 3—143.

20. Черкович Г. М. Опыт воспроизведения невроза у обезьян путем экспериментального изменения суточного режима // Бюллетень экспериментальной биологии. 1959. Т. 48. № 8, с. 21—24.

21. Щербатых Ю. В. Экзамен и здоровье студентов // Высшее образование в России. 2000. № 3, с. 111—115.

22. De Quattro V. L. Stress overload-and catecholamine response-demand neutralizing antihypertensive therapy // Heart and Circ. 1988. V. 3, Suppl. № 2. P. 6—7.

23. Folkman S., Schaefer C, Lazarus R. S. Cognitive processes as mediators of stress and coping / V. Hamilton, D. W. (Eds.) Human stress and cognition: An information processing approach. N. Y.: Willey, 1979. P. 265—298.

24. Lannone V. Stress und Krankheit // Raum und Zeit. 1990. V. 9. № 4. P. 60—62.

25. Lazarus R. S., Launier R. Stress – related transactions between person and environment // L. A. Pervin, M. Levis (Eds.). Perspectives in inreractional psychology. N. Y.: Plenum, 1978. P. 287—327.

26. Stewart-Brown S., Layte R. Emotional health problems are the most important cause of disability in adults of working age: A study in the four counties of the old Oxford region //J. Epidemiol, and Community Health. 1997. V. 51. № 6. P. 672—675.

Формы проявления стресса и критерии его оценки

2.1. Формы проявления стресса

Психологический стресс может проявляться в изменениях различных функциональных систем организма, а интенсивность нарушений может варьировать от небольшого изменения эмоционального настроения до таких серьезных заболеваний, как язва желудка или инфаркт миокарда. Существует несколько способов классификации стрессорных реакций, но для психологов наиболее перспективным является разделение их на поведенческие, интеллектуальные, эмоциональные и физиологические проявления стресса (при этом к физиологическим проявлениям условно относят также биохимические и гормональные процессы). Ранее подобная классификация реакций организма была применена при изучении состояния тревожности, которая часто сопутствует психологическому стрессу. Так, Д. Натт выделяет четыре компонента, играющих важную роль при формировании состояния тревожности:

+ настроение (например, волнение);

+ когнитивную сферу (неприятные воспоминания, построение негативных прогнозов);

+ физиологические проявления (тахикардия, потоотделение, тремор);

В соответствии с этим подходом мы также будем отдельно рассматривать поведенческие, интеллектуальные, эмоциональные и физиологические проявления стресса, естественно, понимая, что между этими формами проявления стресса существуют тесные объективные связи.

2.1.1. Изменение поведенческих реакций при стрессе

Для удобства изучения все многообразие поведенческих проявлений стресса можно разделить на четыре группы, что отображено на рис. 5. Нарушения психомоторики могут проявляться:

+в избыточном напряжении мышц (особенно часто – лица и «воротниковой» зоны);

+изменении ритма дыхания;

+уменьшении скорости сенсомоторной реакции;

+нарушении речевых функций и т. д.

Рис. 5. Поведенческие признаки стресса.

Под действием стресса мышцы чрезмерно напрягаются, что мешает человеку выполнять точные и экономные движения, и человек тратит избыточное количество энергии на движения, которые ранее выполнялись легко и непринужденно @@@@@7#####. Избыточное напряжение в отдельной группе мускулатуры называют «мышечным зажимом», и они могут быть причиной болей в спине и шее, а также головных болей, включая мигрени. Существует несколько направлений и терапии, направленных на «снятие» таких зажимов и расслабление избыточно напряженных мышц: это прогрессивная мышечная релаксация, биологическая обратная связь и телесно ориентированная психотерапия.

Нарушения режима дня могут выражаться в сокращении сна, смещении рабочих циклов на ночное время, отказе от полезных привычек и замене их на неадекватные способы компенсации стресса.

Профессиональные нарушения могут выражаться в увеличении числа ошибок при выполнении привычных действий на работе, в хронической нехватке времени, в низкой продуктивности профессиональной деятельности. Ухудшается согласованность движений, их точность, соразмерность требуемых усилий.

Нарушения социально-ролевых функций при стрессе выражаются в уменьшении времени, которое уделяется на общение с близкими и друзьями, повышении конфликтности, снижении сензитивности во время общения, появлении различных признаков антисоциального поведения. При этом человек, находящийся в длительном стрессе, меньше учитывает социальные нормы и стандарты, что может проявляться в потере внимания к своему внешнему виду. Дистресс пагубно сказывается и на социальных связях личности с другими людьми. Во время переживания глубокого стресса могут значительно ухудшаться отношения с близкими людьми и коллегами по работе вплоть до полного разрыва, причем основная проблема остается нерешенной, а у людей возникают тяжелые переживания вины и безысходности. Студенты-психологи, оценивавшие поведенческие признаки стресса, вызванного напряженной учебой, наиболее выраженным проявлением стресса назвали снижение работоспособности и повышенную утомляемость. К негативным последствиям учебного стресса были также отнесены нарушения сна и спешка, вызванная постоянной нехваткой времени. Нарушения социальных контактов и проблемы в общении отмечались студентами в числе последствий учебного стресса, однако выраженность этих явлений была не очень большой. При этом степень снижения работоспособности и развития утомления при стрессе зависела от некоторых объективных и субъективных факторов.

В наших исследованиях отмечалась достоверная положительная корреляция между снижением работоспособности студентови такими факторами, как «большая учебная нагрузка», «строгие преподаватели» и «жизнь вдали от родителей» (коэффициенты корреляции 0,41–0,43 при уровне значимости менее 0,01). К субъективным факторам, способствующим снижению работоспособности, можно отнести «излишне серьезное отношение к учебе», «стеснительность и застенчивость» и «проблемы в личной жизни», которые отягощают проявления учебного стресса.

Неадекватные попытки компенсировать стресс выражаются в более интенсивном употреблении алкоголя, повышении ежедневных норм курения, избыточном приеме пищии т. д. (рис. 6).Понашим данным, наиболее распространенным методом снятия стресса у студентов является вкусная еда, затем телевизор, сигареты и алкоголь. Оказалось также, что нередко люди пытаются снизить повышенный уровень стресса засчет агрессивных импульсов, «выплескивая» негативные эмоции на других людей. Близкие данные были получены и у людей, работающих бухгалтерами и экономистами.

Неадекватные методы снятия стресса в основном характерны для людей, ищущих во внешней среде причины своих проблем и стрессов, причем в большей мере это относится к стремлению таких людей использовать алкоголь в качестве «универсального антистрессорного метода».

При этом отмечалась выраженная корреляция между частотой применения алкогольных напитков и выкуриваемых сигарет (r = 0,44; р< 0,001), а также между едой и телевизором (r = 0,31; р < 0,01). Таким образом, выявляются «парные» привычки адаптационного плана, одна из которых может приводить к алкоголизации и болезням легких, а другая – к появлению избыточного веса. В то же время была отмечена отрицательная корреляция между применением сигарет и телевизора, выступающих в качестве альтернативных способах уменьшения стресса (r= -0,32; р < 0,01). В наших исследованиях также было отмечено, что неадекватные методы купирования стрессов чаще применяли люди, которые жаловались на постоянную нехватку времени и невозможность поддержания привычного режима дня. При этом нарушение режима жизнедеятельности при стрессе часто проявлялось в возрастании уровня агрессивности по отношению к окружающим (r = 0,33; р < 0,01).

www.litmir.me

Глава 1 стресс как биологическая и психологическая категория

Проблема стресса в биологии и медииине

Физиологические проявления стресса

Дифферениировка стресса и других состояний

Проблема стресса в биологии и медицине

Классическая концепция стресса

В последние десятилетия стресс является актуальным предметом исследований различных отраслей науки: биологии, медицины, психологии и социологии. Сложность и многообразие форм стресса определяет многообразие подходов к изучению этого состояния, однако для лучшего понимания этого явления имеет смысл обратиться к первоначальной концепции стресса, предложенной Гансом Селье. Можно сказать, что предложенная им концепция была революционной для науки середины XX века. В то время среди биологов и врачей господствовало мнение, что реакция живого организма на факторы среды носит сугубо специфический характер и задача ученых состоит в том, чтобы обнаруживать и фиксировать именно отличия реакций на разнообразные воздействия внешнего мира. Г. Селье пошел другим путем и начал искать общие закономерности биологических реакций, в результате чего обнаружил единый, неспецифический компонент биохимических изменений в организме человека и животных в ответ на самые разные воздействия. Он писал:

«Бизнесмен, испытывающий постоянное давление со стороны клиентов и служащих, диспетчер аэропорта, который знает, что минутное ослабление внимания — это сотни погибших, спортсмен, безумно жаждущий победы, муж, беспомощно наблюдающий, как его жена медленно и мучительно умирает от рака, — все они испытывают стресс. Их проблемы совершенно различны, но медицинские исследования показали, что организм реагирует стереотипно, одинаковыми биохимическими изменениями, назначение которых — справиться с возросшими требованиями к человеческой машине» [2; с. 105].

До появления работ этого автора считалось, что реакция организма на холод и тепло, движение и длительное обездвиживание диаметрально противоположны, однако Г. Селье удалось доказать, что во всех этих случаях кора надпочечников выделяет одни и те же «антистрес- сорные» гормоны, помогающие организму адаптироваться к любому стрессору 2 .

Феномен неспецифической реакции организма в ответ на разнообразные повреждающие воздействия он назвал адаптационным синдромом, или стрессом 3 .

Этот неспецифический синдром складывается из ряда функциональных и морфологических изменений, развертывающихся как единый процесс. Г. Селье выделил три стадии этого процесса:

+ стадию резистентности (адаптации);

На первой стадии организм сталкивается с неким возмущающим фактором среды и старается приспособиться к нему.

На второй стадии происходит адаптация к новым условиям. Но если стрессор продолжает действовать длительное время, происходит истощение гормональных ресурсов (третья стадия) и срыв систем адаптации, в результате чего процесс принимает патологический характер и может завершиться болезнью или смертью индивида.

Согласно его теории, на всех стадиях этого процесса ведущая роль принадлежит коре надпочечников, усиленно синтезирующей стероидные гормоны — глюкокортикоиды, которые, собственно, и выполняют адаптивную функцию. Следует отметить, что Г. Селье не отрицал важной роли высших отделов центральной нервной системы в формировании адаптивных реакций организма, однако сам этим вопросом не занимался и соответственно нервной системе в его концепции отведено явно неподобающее ее роли скромное место.

В рамках теории Г. Селье к стрессу относятся реакции организма на любые достаточно сильные воздействия среды, если они запускают ряд общих процессов с участием коры надпочечников. В то же время сам основатель учения о неспецифическом адаптивном синдроме выделял две его формы: стресс полезный — эустресс и вредоносный — дистресс [2]. Однако чаще под стрессом понимают реакции организма именно на негативные воздействия внешней среды, что находит свое отражение в определениях, которые дают этому феномену различные исследователи.

Так, по мнению В. В. Суворовой, стресс — это «функциональное состояние организма, возникающее в результате внешнего отрицательного воздействия на его психические функции, нервные процессы или деятельность периферических органов» [16].

Близким по смыслу является и определение П. Д. Горизонтова, который рассматривал стресс как «общую адаптивную реакцию организма, развивающуюся в ответ на угрозу нарушения гомеостаза» [6].

В одном из учебников по курсу «Высшей нервной деятельности» стресс определяется как «напряжение, которое возникает при появлении угрожающих или неприятных факторов в жизненной ситуации» [7].

Тем не менее, согласно мнению самого Ганса Селье, стресс может быть и полезным, и в этом случае он «тонизирует» работу организма и способствует мобилизации защитных сил (включая иммунную систему). Для того чтобы стресс принял характер эустресса, необходимо наличие определенных условий (рис. 1).

В то же время при отсутствии этих условий или же при значительной силе негативного воздействия на организм первичный стресс переходит в его повреждающую форму — дистресс. Этому может способствовать ряд факторов как объективного, так и субъективного характера (рис. 2).

Ганс Селье писал: «Вопреки расхожему мнению мы не должны, да и не в состоянии, избегать стресса. Но мы можем использовать его и наслаждаться им, если лучше узнаем его механизм и выработаем соответствующую философию жизни» [2; с. 109].

Специалисты в области психологии труда указывают, что «проблема контроля и предотвращения стресса в труде связана не столько с тем, чтобы непременно «бороться» со стрессом, сколько в грамотном и ответственном управлении стрессами и снижении вероятности перерастания стресса в дистресс» [13; с. 243].

В качестве примера можно взять экзаменационный стресс, с которым сталкиваются студенты и школьники во время учебы. Следует отметить, что хотя в рамках традиционного учебного процесса процесс подготовки и сдачи экзаменов в вузах сопровождается определенными негативными эмоциями, такое положение вещей не является единственно возможным.

При правильно организованном педагогическом процессе учеба может приносить радость, а экзамены служить средством самоутверждения и повышением личностной самооценки [21].

Пока же мы вынуждены признать, что субъективные тревожные переживания и сопутствующие им вегетативные реакции во время подготовки и сдачи экзаменов соответствуют классическому описанию дистресса.

Физиологические проявления стресса Активация гипоталамуса

Гипоталамус выполняет ряд важных функций в организме человека, которые имеют непосредственное отношение к стрессу:

+ является высшим центром вегетативной нервной системы;

+ отвечает за координацию нервной и гуморальной систем организма;

+ управляет секрецией гормонов передней доли гипофиза, в частности, адренокортикотропного гормона, стимулирующего надпочечники;

+ формирует эмоциональные реакции человека;

+ регулирует интенсивность питания, сна и энергетического обмена.

Таким образом, при первичном эмоциональном возбуждении, возникающем при столкновении человека со стрессором, именно гипоталамус во многом определяет характер первых нервно-гуморальных реакций.

С одной стороны, он повышает активность симпатической нервной системы, а с другой — вызывает секрецию антистрессорных гормонов коры надпочечников (рис. 3).

Повышение активности симпатического отдела нервной системы

Нервная регуляция метаболизма в организме человека является итогом динамического баланса двух подсистем вегетативной нервной системы: ее симпатического и парасимпатического отделов. Задача симпатического отдела — помочь выжить организму в критический момент, дать ему столько ресурсов, сколько нужно для борьбы (если можно победить) или бегства (если враг сильнее). При активации симпатического отдела сердце бьется сильнее, зрачки расширяются, в крови появляется адреналин (при страхе) или норадреналин (при гневе), мышцы напрягаются и работают более интенсивно, но со временем запасы энергии в организме заканчиваются, и нужно думать об их пополнении. При истощении запасов питательных веществ и энер-

гии в организме происходит возбуждение парасимпатического отдела, задачей которого является восстановление и сохранение ресурсов, а его активация происходит во время сна, еды и отдыха [12].

Соответственно на начальных этапах стресса первым повышается активность симпатического отдела, и в результате сердце бьется сильнее, дыхание учащается, мышцы напряжены, кожа бледнеет, и на ней может выступать холодный пот. Если стресс продолжается достаточно долго (а также при ограниченных запасах адаптационной энергии или «слабом» типе высшей нервной деятельности человека) активируется парасимпатический отдел, что сопровождается слабостью, падением артериального давления, снижением тонуса мышц и желу- дочно-кишечными расстройствами.

Включение гормональных механизмов

Следует отметить, что Ганс Селье получил Нобелевскую премию за открытие именно этого аспекта стрессорных реакций — активации коркового слоя надпочечников, которые помогают организму человека и животных преодолевать различные трудности при помощи специальных антистрессорных гормонов. Данная реакция также запускается гипоталамусом, но существенно отличается от предыдущей. Под действием гормонов коркового вещества надпочечников (глюкокор- тикоидов) усиливаются все обменные процессы, в крови появляется больше глюкозы, подавляются воспалительные процессы, организм становится менее чувствительным к боли — в результате повышается степень адаптации к повышенным требованиям среды обитания.

Дальнейшее развитие событий зависит от того, как быстро организму удастся справиться со стрессом, который последовательно проходит стадии тревоги, адаптации и истощения.

На первой стадии организм пытается приспособиться к стрессу или преодолеть его. То, что мы описали ранее, фактически и составляет суть этой стадии.

Если стресс-фактор продолжает воздействовать на организм, то наступает адаптация — стадия равновесия стрессора и защитных механизмов, на которой организму удается более-менее компенсировать ущерб от негативного воздействия. Эту стадию может испытывать спортсмен на середине длинной дистанции, руководитель фирмы во время выполнения ответственного проекта, студент в первой половине экзаменационной сессии.

Однако пребывание в состоянии стресса не может продолжаться бесконечно долго, так как запасы адаптационной энергии, согласно учению Селье, ограниченны. Поэтому, если стрессорный фактор продолжает воздействовать на организм, физиологический стресс сменяется на патологический, другими словами — человек заболевает. Такие психосоматические заболевания, как артериальная гипертония, неспецифический колит, язвенная болезнь желудка и ряд других заболеваний, являются частыми осложнениями длительных психологических стрессов 1 .

Роль сердечно-сосудистой системы при формировании стрессорных реакций

Согласно результатам многочисленных клинических наблюдений и экспериментальных работ, сердечно-сосудистая система в первую очередь реагирует на стресс, а также становится одной из первых мишеней стресса [5, 9, 10]. По мнению большинства исследователей, ведущим патогенным фактором в отношении сердечно-сосудистой системы при стрессах является активация катехоламинового и адре- нокордикоидного механизмов, которые через нарушение проницаемости мембран сердечных клеток приводят к расстройствам их метаболизма и гипоксии [22]. При этом исследователи подчеркивают двустороннюю связь стресса и ишемии сердечной мышцы: с одной стороны, ишемия нередко возникает как результат стресс-реакции, вызывающей спазм и тромбоз коронарных сосудов, а с другой стороны, ишемия, обусловленная любой причиной, вызывает боль, страх смерти, а в итоге — выраженный эмоциональный стресс [10].

Значение нервной системы в преодолении стресса

Отмечая несомненные заслуги Г. Селье, следует отметить, что в его теории явно недостаточное значение отведено роли нервной системы — главной регулирующей системе нашего организма, активно участвующей во всех процессах адаптации к неблагоприятным факторам среды. Изучая механизмы адаптации организма к возмущающим факторам, нельзя не коснуться ставших классическими работ У. Кеннона, И. П. Павлова, Л. А. Орбели, Э. Геллгорна и других ученых, отметивших важнейшую роль нервной системы в формировании адаптивных реакций организма в условиях стресса.

Как отмечал академик К. В. Судаков, «центр тяжести исследований проблемы стресса из сферы нейроэндокринных взаимоотношений все более отчетливо перемещается в так называемую психическую сферу, основу

Подробнее о психосоматических заболеваниях см. в разделе 3.3.2 данной книги.

которой бесспорно составляют эмоциональные переживания человека»

Начало физиологическому направлению исследований проблемы стресса положили работы У. Кеннона, создавшего теорию гомеостаза. Ведущее место в поддержании гомеостаза и во взаимодействии организма с окружающей средой принадлежит, по Кеннону, центральной и вегетативной нервной системе. Особую роль при этом он отводил симпато-адреналовой системе, мобилизующей организм для реализации наследственных программ «борьбы и бегства».

Большой вклад в изучение механизмов стресса внесли физиологи отечественной школы И. П. Павлов, Л. А. Орбели, П. В. Симонов. Физиолог Л. А. Орбели открыл феномен «трофического» действия симпатических нервов, одним из первых обнаружив возможность нервной системы напрямую влиять на обмен веществ в тканях, минуя эндокринные механизмы. В результате исследования закономерностей протекания нервных процессов в критических условиях И. П. Павлов создал теорию экспериментального невроза, согласно которой при определенных внешних воздействиях, требующих максимального функционального напряжения высшей нервной деятельности (ВНД), происходит срыв слабого звена нервных процессов и извращение функционирования сильного звена. В его опытах в условиях экспериментального невроза нарушалось взаимодействие процессов возбуждения и торможения в коре больших полушарий головного мозга. В ходе экспериментального невроза, который по своей сути являлся типичным стрессом, возникали срывы функционирования ВНД в сторону торможения или возбуждения, что позже подтвердилось в исследованиях отечественных и зарубежных авторов. Признавая выдающиеся заслуги И. П. Павлова в изучении физиологии ЦНС, следует помнить, что его исследования проводились на экспериментальных животных и их результаты не дают исчерпывающего представления о механизмах стресса у человека в связи с существованием у последнего второй сигнальной системы и особенностей жизнедеятельности в условиях социальной среды. Тем не менее, даже работая с животными, И. П. Павлов отмечал существенную роль индивидуальных факторов, в частности, врожденного типа ВНД, в формировании картины формирующегося экспериментального невроза. То, что стрессовые ситуации могут приводить к значительным физиологическим нарушениям, было показано в опытах на обезьянах, где конфликтная ситуация с демонстративным лишением полового партнера приводила к возникновению устойчивой гипертензии и нарушению сердечной деятельности.

Как отмечал П. В. Симонов, «отрицательные эмоции возникают в ситуациях прагматической неопределенности, дефицита информации, необходимой для организации действий» [14; с. 34]. На важную роль фактора неопределенности в возникновении и развитии психических стрессовых реакций указывается как отечественными [4], так и зарубежными исследователями [23].

В других работах было показано значение иных условий, способствующих развитию стресса:

+ иммобилизации 4 [18];

+ дефицита времени [19];

+ нарушения биологических ритмов [20];

+ изменения условий жизни и упроченного динамического стереотипа [15].

Интересно отметить, что все эти факторы в той или иной степени встречаются у студентов при подготовке и сдаче ими экзаменов. Ожидание сначала самого экзамена, а потом и оценки вносит элемент неопределенности, способствующий развитию стрессовых реакций. Длительное ограничение движений, связанное с повторением большого количества материала, является формой частичной иммобилизации, а необходимость уложиться в жесткий лимит времени, отпущенный на подготовку к экзаменационному ответу, создает дополнительное напряжение. К этому надо добавить нарушение режима сна и бодрствования, особенно в ночь перед экзаменом, и нарушение привычных динамических стереотипов (образа жизни) в период сессии. С учетом всего вышеизложенного придется согласиться, что во время экзаменационной сессии студентам приходится сталкиваться с широким диапазоном синергично действующих стрессогенных факторов, приводящих в итоге к развитию выраженного стресса.

Введение понятия психологического (эмоционального) стресса

Психическим проявлениям синдрома, описанного Г. Селье, было присвоено наименование психологический стресс [25]. Р. Лазарус и Р. Ланьер в своих работах определяли его как реакцию человека на особенности взаимодействия между личностью и окружающим миром. Позже это определение было уточнено: психологический стресс стал интерпретироваться не только как реакция, но как процесс, в котором требования среды рассматриваются личностью, исходя из ее ресурсов и вероятности разрешения возникающей проблемной ситуации, что определяет индивидуальные различия в реакции на стрессовую ситуацию [4].

Помимо термина «психологический стресс» в литературе также применяется термин «эмоциональный стресс» и «психоэмоциональный стресс». Различные исследователи (социологи, психологи, физиологи, психиатры) вкладывают свой смысл в этот термин, что, конечно же, затрудняет создание единой концепции психоэмоционального стресса. Некоторые исследователи отмечают, что возникновение данного термина подчеркивает неразрывную связь стресса и эмоций и даже примат эмоций в комплексной реакции 5 .

В содержание этого термина включаются как первичные эмоциональные и поведенческие реакции на экстремальные воздействия биологической или социальной среды, так и физиологические механизмы, лежание в их основе. Чаще всего под эмоциональным стрессом понимались негативные аффективные переживания, сопровождающие стресс и ведущие к неблагоприятным изменениям в организме человека [16]. Впоследствии было выяснено, что неожиданные и сильные благоприятные изменения также могут вызывать в организме типичные признаки стресса. Соответственно под эмоциональным стрессом стали понимать широкий круг психических явлений как негативного, так и позитивного характера. Сам Г. Селье в одной из своих поздних работ писал:

«Мать, которой сообщили о гибели в бою ее единственного сына, испытает страшное душевное потрясение. Если много лет спустя окажется, что сообщение было ложным, и сын неожиданно войдет в комнату целым и невредимым, она почувствует сильнейшую радость. Специфические результаты двух событий — горе и радость — совершенно различны, даже противоположны, но их стрессорное действие — неспецифическое требование приспособления к новой ситуации — может быть одинаковым» [2; с. 106].

Актуальность исследований по изучению механизмов и последствий эмоционального стресса подчеркивается практически всеми ве

дущими специалистами, работающими в этой области, независимо от научного направления (психиатрами, психологами, физиологами). Так, А. М. Вейн еще более двух десятилетий назад писал, что «основные хронические текущие заболевания нашего времени возникают на фоне эмоционального неблагополучия, острого или хронического эмоционального стресса» [5; с. 3].

В одной из монографий, посвященных индивидуальной устойчивости к стрессу, К. В. Судаков отмечал, что «на основе эмоциональных стрессов формируются психосоматические заболевания: неврозы, нарушение сердечной деятельности, артериальная гипертензия, язвенные поражения желудочно-кишечного тракта, иммунодефицита, эндокринопатии и даже опухолевые заболевания» [18; с. 11].

По оценкам некоторых западных экспертов, 70% заболеваний связаны с эмоциональным стрессом. В Европе ежегодно умирают более миллиона человек вследствие стрессогенных нарушений функций сердечно-сосуди- стой системы [24]. Основными причинами возникновения этих нарушений становятся эмоциональное напряжение, межличностные конфликты в семье и напряженные производственные отношения и др. Эти факторы нарушают функцию сформировавшихся в процессе эволюции механизмов поддержания гомеостаза. Если человек попадает в социальные условия, когда его положение кажется ему бесперспективным («Ко РиШге» 5упс1гот), то может развиться реакция тревоги, чувство страха, неврозы и т. п. [24]. В последнее время показано, что эмоциональные проблемы являются наиболее важной причиной потери трудоспособности по сравнению с физическими проблемами [25].

Несмотря на близость понятий «психологического» и «эмоционального» стресса, имеет смысл более точно определить их содержание в связи со следующими обстоятельствами:

+ эмоциональный стресс присущ не только человеку, но и животным, в то время как психологический стресс имеет место только у человека с его развитой психикой;

+ эмоциональный стресс сопровождается выраженными эмоциональными реакциями, а в развитии психологического стресса преобладает когнитивная составляющая (анализ ситуации, оценка имеющихся ресурсов, построение прогноза дальнейших событий и т. д.);

+ термин «эмоциональный стресс» чаще используется физиологами, а термин «психологический стресс» — психологами. В то же время оба эти вида стресса имеют общую схему развития, включают в себя схожие нейрогуморальные механизмы адаптивных реакций и в своем развитии, как правило, проходят через три «классические» стадии — тревоги, адаптации и истощения. Тем не менее, учитывая специфику предмета курса, а также ведущую роль психики в формировании стрессорных реакций человека, мы в дальнейшем будем в основном использовать термин «психологический стресс», сохраняя термин «эмоциональный стресс» только при цитировании других авторов.

Следует отметить, что авторы многих базовых учебников по различным разделам психологии зачастую дают достаточно размытые и произвольные определения стресса, смешивая понятия биологического, психологического и эмоционального стресса. Так, автор трехтомного учебника по психологии Р. С. Немов объединяет понятия «стресс» и «аффект», которые принципиально различаются как по силе, так и по длительности протекания. Как известно, продолжительность аффектов составляют секунды или минуты, в то время как для развития стресса требуются недели, дни или в острых случаях — часы. В первом томе своего учебника Р. С. Немов пишет:

«Одним из наиболее распространенных в наши дни видов аффектов является стресс. Он представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку» 6 .

В то же время в другом месте своего учебника (в Словаре основных психологических понятий) автор приводит уже иное определение стресса: «Стресс — состояние душевного (эмоционального) и поведенческого расстройства, связанное с неспособностью человека целесообразно и разумно действовать в сложившейся ситуации» 7 .

В плане обсуждения данного определения можно отметить, что это определение скорее подходит к понятию «дистресс», так как при некоторых видах стресса продуктивность деятельности, наоборот, увеличивается. Автор другого учебника по общей психологии, А. Г. Маклаков, относит стресс к одному из видов эмоционального состояния, а одной из главных особенностей стресса называет его «крайнюю неустойчивость», что противоречит базовому положению Г. Селье о продолжительном и достаточно устойчивом характере стресса, связанном с его гуморальной природой. А. Г. Маклаков пишет:

«Являясь одновременно самостоятельным физиологическим, психическим и социальным явлением, стресс по своей сути представляет собой еще один вид эмоционального состояния. Это состояние характеризуется повышенной физиологической и психологической активностью. При этом одной из главных характеристик стресса является его крайняя неустойчивость. При благоприятных условиях это состояние может трансформироваться в оптимальное состояние, а при неблагоприятных условиях — в состояние нервно-эмоциональной напряженности, для которой характерно снижение работоспособности и эффективности функционирования систем и органов, истощение энергетических ресурсов» 8 .

Здесь следует отметить, что с точки зрения биологической целесообразности (применение «стратегии борьбы или бегства») стресс повышает эффективность функционирования систем органов — например, когда человек убегает от агрессивно настроенной собаки или участвуе.т в спортивном соревновании. Снижение работоспособности происходит только тогда, когда природные программы поведения вступают в противоречие с социальными нормами или условиями интеллектуальной деятельности (что проявляется, например, при стрессе авиадиспетчеров или биржевых маклеров).

Другое спорное положение А. Г. Маклакова относительно стресса касается последовательности событий во время его разворачивания. Автор пишет: «Сущность стрессовой реакции заключается в «подготовительном» возбуждении и активации организма, необходимой для готовности к физическому напряжению. Следовательно, мы вправе полагать, что стресс всегда предшествует значительной трате энергетических ресурсов организма, а затем и сопровождается ею, что само по себе может приводить к истощению физиологических резервов» 9 .

Данное положение является достаточно дискуссионным, так как большинство авторов считают, что стресс является не подготовкой к возбуждению, а следствием его, и он не предшествует трате энергетических ресурсов, а вызывает эту трату [1, 2, 3, 16, 18].

Особенности психологического стресса

Психологический стресс, в отличие от биологического стресса, описанного в классических работах Г. Селье, обладает рядом специфических особенностей, среди которых можно выделить несколько важных* особенностей. В частности, этот вид стресса может запускаться не только реально действующими, но и вероятностными событиями, которые еще не произошли, но наступления которых субъект боится [21,23].

В отличие от животных человек реагирует не только на действительную физическую опасность, но и на угрозу или напоминание о ней. В результате бывает так, что у плохо успевающего ученика одни лишь мысли о вероятной неудовлетворительной оценке порою вызывают более сильные вегетативные реакции, нежели ее получение на экзамене. Это обусловливает специфику человеческого психоэмоционального стресса, к которому не всегда применимы закономерности его протекания, подробно описанные в опытах на лабораторных животных.

Другая особенность психологического стресса — сущесвенное значение оценки человеком степени своего участия в активном воздействии на проблемную ситуацию с целью ее нейтрализации [4]. Показано, что активная жизненная позиция или хотя бы осознание возможности влиять на стрессорный фактор приводит к активации преимущественно симпатического отдела вегетативной нервной системы, в то время как пассивная роль субъекта в создавшейся ситуации обусловливает преобладание парасимпатических реакций [16].

Основные отличия между биологическим и психологическим стрессом отражены в табл. 1.

Контрольный вопрос, позволяющий дифференцировать разновидности стресса, звучит так: «Наносит ли стрессор явное повреждение организму?». Если ответ «Да» — это биологический стресс, если «Нет» — психологический.

Таблица 1. Отличия между биологическим и психологическим стрессом

Физическое, химическое или биологическое воздействие на организм

Социальное воздействие или собственные мысли

Реальный или виртуальный

На что направлено действие стрессора

На жизнь, здоровье, физическое благополучие

На социальный статус, чувство самоуважения и т. д.

Наличие реальной угрозы жизни или здоровью

Таблица 1. (Окончание)

Характер эмоциональных переживаний

«Первичные» биологические эмоции — страх, боль, испуг, гнев

«Вторичные» эмоциональные реакции в сочетании с когнитивным компонентом — беспокойство, тревога, тоска, депрессия, ревность, зависть, раздражительность и т. д.

Временные границы предмета стресса

Конкретные, ограничены настоящим или ближайшим будущим

Размытые (прошлое, далекое будущее, неопределенное время)

Влияние личностных качеств

ф Переохлаждение, вызванное долгим купанием ф Ожог горячим паром Ф Интоксикация, вызванная приемом алкоголя ф Вирусная инфекция ф Обострение гастрита после приема острой пиши ф Травма (ушиб, перелом)

ф Выговор, полученный от начальника

Ф Повышение квартплаты ф Страх полетов на самолетах

ф Семейный конфликт Ф Беспокойство за здоровье близких родственников ф Несчастная любовь ф Беспокойство по поводу будущего

Механизм развития психологического стресса можно продемонстрировать на примере студента, готовящегося к защите дипломного проекта. Степень выраженности признаков стресса будет зависеть от ряда факторов: его ожиданий, мотивации, установок, прошлого опыта и т. д. Ожидаемый прогноз развития событий модифицируется в соответствии с уже имеющейся информацией и установками, после чего происходит итоговая оценка ситуации. Если сознание (или подсознание) оценивает ситуацию как опасную, то развивается стресс. Параллельно этому процессу происходит эмоциональная оценка события. Первичный запуск эмоциональной реакции развивается на подсознательном уровне, а затем к нему прибавляется еще эмоциональная реакция, сделанная на основании рационального анализа.

В данном примере (ожидание защиты диплома) развивающийся психологический стресс будет модифицироваться в сторону уси

ления или уменьшения интенсивности в зависимости от следующих внутренних факторов (табл. 2).

Таблица 2. Субъективные факторы, влияющие на уровень стресса

Усиление уровня стресса

Уменьшение уровня стресса

Память о прошлом

Наличие неудачных выступлений в прошлом, провалы публичных выступлений

Опыт успешных выступлений, презентаций, публичных докладов

«Аля меня очень важно отлично выступить на зашите и получить высшую оценку»

«Мне все равно, как я выступлю и какую оценку получу»

ф «Все зависит от меня» ф «Во время публичных выступлений все волнуются, а я особенно»

4 «От судьбы не уйдешь» ф «подумаешь, зашита диплома. Это всего лишь формальность, не стоящая особых переживаний»

Неопределенность ситуации, непонятно отношение членов комиссии

Определенность ситуации (ожидание благожелательного отношения к себе членов комиссии)

Данный процесс можно выразить в виде следующей схемы (рис. 4).

1.2.3. Дифферениировка стресса и других состояний

Дифференциация стресса и других эмоциональных состояний достаточно сложна и в большинстве случаев весьма условна. Наиболее близкими к стрессу состояниями являются отрицательные эмоции, утомление, перегрузка и эмоциональная напряженность. При достаточной интенсивности и длительности такие эмоциональные явления, как страх, тревожность, фрустрация, психологический дискомфорт и напряженность, могут рассматриваться как психологическое отражение стресса, так как сопровождаются всеми проявлениями стрессорной реакции: от дезорганизации поведения до адаптационного синдрома [16].

Чаще всего возникает вопрос о дифференцировании стресса от процесса утомления. Эта задача облегчается тем, что два этих состояния имеют разную физиологическую основу: стресс связан с гуморальными и вегетативными изменениями, а утомление определяется высшими этажами нервной системы, в первую очередь — корой больших полушарий. Однако между ними есть и «переходные точки»: утомление развивается при начале истощения активации, вызванного симпатическим регулированием, что запускает активность парасимпатического отдела, способствующего восстановлению потраченных ресурсов. Преобладающая активность парасимпатической системы при утомлении выражается в снижении речевой активности, стремление к покою и легкости возникновения сонного торможения [16]. По мнению Суворовой В. В., только крайне редко сильное утомление может запускать развитие и симпатических реакций, выражающееся в перевозбуждении и нарушении сна. В реальной трудовой деятельности утомление может проявиться:

+ или в снижении интенсивности труда работника при сохранении величины начального напряжения его физиологических функций (снижение производительности труда);

+ или в увеличении степени напряженности физиологических функций при неизменных показателях количества и качества труда (возрастание «цены результата труда»);

+ или (что бывает наиболее часто) в некотором снижении трудовых показателей с одновременным увеличением напряжения физиологических функций.

В последней ситуации утомление к концу работы может быть достаточно глубоким, и для восстановления нормального функционального состояния организма потребуется продолжительный отдых.

В случае если отдых оказывается недостаточным для полного восстановления работоспособности к началу следующего трудового периода, то в этот период утомление развивается более быстро и глубина его к концу работы будет более значительной, чем в предыдущий период. Это показывает, что утомление обладает способностью к накоплению, постепенно переходя в качественно новое состояние — переутомление. Последнее обычно определяется как хроническое утомление, не ликвидируемое за обычные периоды отдыха (ежедневный и еженедельный). Синдром умственно-эмоционального переутомления расценивается некоторыми авторами как особое нозологическое состояние организма, находящееся между нормальными и патологическими реакциями, которое в неблагоприятных условиях может переходить в болезнь [11]. Особую роль в развитии нервного перенапряжения и хронического утомления играют наследственно-конституционные факторы, ибо без учета генотипических особенностей трудно объяснить разнонаправленные психофизиологические сдвиги в экстремальных ситуациях у разных индивидуумов.

Некоторые специалисты в области стресса выделяют еще одно состояние, близкое к стрессу, но отличающееся от него — перегрузку.

Например, Ксандрия Вильяме считает, что перегрузка возникает тогда, когда человек не в состоянии удовлетворить предъявляемые к нему требования и берет на себя больше, чем может сделать. Она пишет: «Перегрузка случается тогда, когда вы слишком много работаете, пытаетесь совместить дом, семью, карьеру и другие обязательства, когда требования к вашему времени и силам оказываются чрезмерными. Это происходит тогда, когда дел так много, что вы безуспешно растрачиваете энергию, у вас все равно не остается времени на отдых или выходные. Вы мало спите, но все равно не успеваете сделать все, особенно когда несколько человек одновременно предъявляют к вам противоречивые требования» 1 .

По мнению этого автора, хотя стресс и перегрузка представляют собой два самостоятельных феномена, они тесно взаимосвязаны. К. Вильяме отмечает, что перегрузка может вести к усилению стресса, поскольку вызывает страхи и волнения — страх, что человек больше не выдержит такого темпа, страх не оправдывать ожиданий и т. д. Она пишет:

«Если требования, предъявляемые к вашему времени и к вашим силам, ведут к перегрузкам, это вызывает неполадки в вашем организме и сбои в его работе. Проблемы со здоровьем приводят к постоянной тревоге и агрессивности, что усиливает стресс на психическом и эмоциональном уровнях. К стрессу может привести даже опасение, что у вас просто не хватит физических сил справиться с перегрузкой. Таким образом, если организм не справляется с перегрузкой, то эта перегрузка может стать причиной стресса. Перегрузка обьгчно вызывается вашими обязанностями, а не тем, что вам хочется делать. Если вы чрезвычайно заняты, но вам нравится то, что вы делаете, то, скорее всего, вы будете воспринимать каждую новую задачу как волнующее приключение и с энтузиазмом приступать к ее решению. В этом случае стресс маловероятен. Такое состояние лучше называть «высокой нагрузкой», а не перегрузкой. Высокие нагрузки с меньшей вероятностью ведут к стрессу, хотя длительное их присутствие может тоже отрицательно сказаться на здоровье» 1 .

Близким к состоянию психологического стресса, по мнению некоторых исследователей, является также состояние эмоциональной напряженности [9]. Данные авторы считают, что эмоциональная напряженность, как и стресс, проходит через три стадии: эмоционального возбуждения, эмоционального напряжения и эмоциональной напряженности. Авторы разъясняют свою концепцию следующим образом: «В ответ на самые различные воздействия со стороны внешней или внутренней среды наряду с отражением и оценкой этих воздействий в сознании возникает определенное эмоциональное возбуждение (некоторая тревога) как сигнальный процесс — подсознательный анализ информации, неудовлетворенной потребности или оценка неблагоприятного состояния в организме. Затем, если человек начинает какую-либо сознательную активную деятельность на основе волевых актов, начинает развиваться эмоциональное напряжение как сигнальный процесс и регуляция функциональных резервов — преимущественно их мобилизация. Эмоциональное напряжение направлено на достижение успеха в выполняемой деятельности. Однако при чрезмерных по силе или астенических по окраске и направленности эмоциях может развиваться негативное состояние эмоциональной напряженности. Характерны в таком аспекте излишняя мотивация и самовозбуждение, очень сильный всплеск стенических эмоций, неоправданно высокая тревога, иногда чувство страха. Под эмоциональной напряженностью понимается состояние, характеризуемое временным понижением устойчивости психических и психомоторных процессов, падением работоспособности» [9; с. 81-82].

При анализе данной концепции обращает на себя внимание сходство предложенных этапов эмоциональной напряженности с этапами классического стресса, только проходящего не на гормонально-био- химическом, а на нервно-психическом уровне.

Вопросы и задания для проверки усвоения знаний

Что такое стресс?

В чем состояла основная идея Ганса Селье по поводу адаптации организма к разнообразным факторам внешней среды?

Что происходит с сердечно-сосудистой системой человека во вре мя стресса?

Каково значение гипоталамуса в развитии стрессорных реакций?

Перечислите основные отличия психологического стресса от стрес са биологического.

Что такое эустресс?

В каких случаях начальный стресс может принимать форму диет ресса?

Какова роль мотивации человека в развитии стресса?

л Выберите правильный вариант ответа

С какой стадии начинается стресс?

а) со стадии адаптации;

б) со стадии тревоги;

в) со стадии резистентности;

г) со стадии истощения.

Какие железы играют наиболее важную роль в формировании ответных реакций организма во время стресса?

а) шитовидная железа;

б) поджелудочная железа;

в) мозговое вещество надпочечников;

г) корковое вещество надпочечников.

Какое из перечисленных условий способствует переходу стресса в ди стресс?

а) положительный эмоциональный фон;

б) наличие достаточных ресурсов для преодоления стресса;

в) опыт решения подобных проблем в прошлом;

г) негативный прогноз на будущее.

Какое из перечисленных условий способствует переходу стресса в эустресс?

а) чрезмерная сила стресса;

б) большая продолжительность стрессорного воздействия;

в) одобрение действий индивидуума со стороны социальной среды;

г) недостаток нужной информации.

Что обшего у биологического и психологического стресса?

а) участие гормонов надпочечников;

б) преимущественное влияние на социальный статус человека;

в) наличие реальной угрозы жизни и здоровью;

г) «размытые» временные рамки.

Укажите пример «психологического» стресса.

а) воспалительная реакиия после ожога;

б) болезнь, вызванная вирусной инфекиией;

в) повышение артериального давления после семейной ссоры;

г) травма, связанная с падением.

Катаев-Смык Л. А, Психология стресса. М., 1983, с. 5-56.

Селъе Г. Стресс без дистресса. М., 1992, с. 104-109.

ЩербатыхЮ. В. Психология стресса. М., 2005, с. 21-32.

Бодров В. А. Когнитивные процессы и психологический стресс // Психо логический журнал. 1996. Т. 17. № 4, с. 64-74.

Вейн А. М. Предисловие к сборнику научных трудов, посвященных эмо циональному стрессу // Роль эмоционального стресса в генезе нервно- психических заболеваний. М., 1977, с. 3-4.

Горизонтов 77. Д., Белоусова О. 77., Федотова М. 77. Стресс и система крови. М.: Медицина, 1988, с. 5-79.

Данилова 77. Я., Крылова А. Л. Физиология высшей нервной деятельности. Ростов н/Д: Феникс, 2002, с. 406.

Калу ев А. В. Проблемы изучения стрессорного поведения. Киев, 1999, с. 6-39.

Марищук В. Л., Евдокимов В. 77. Поведение и саморегуляция человека в ус ловиях стресса. СПб.: Издательский дом «Сентябрь». 2001, с. 52-60; 81-85.

10. Меерсон Ф. 3. Адаптация организма к стрессовым ситуациям и предупреждение нарушений ритма сердца // Успехи физиологических наук. 1987. Т. 18. №4, с. 56-79.

Мойкин Ю. В., Киколов А. 77., Тхоревский В. 77., Милков Л. Е. Психофизиологические основы профилактики перенапряжения. М.: Медицина, 1987, с. 3-256.

Ноздрачев А. Д., Щербатых Ю. В. Физиология и психология страха // Природа. 2000. № 5, с. 61-67.

Пряжников 77. С., Пряжникова Е. Ю. Психология труда и человеческого достоинства. М.: Академия, 2004, с. 243.

Симонов 77. В. Теория отражения и психофизиология эмоций. М.: Наука, 1970, с. 8-48.

Симонов 77. В. Психофизиологический стресс космического полета // Ос новы космической биологии и медицины. М.: Наука, 1975. Т. 2. Кн. 2, с. 158-172.

Суворова В. В. Психофизиология стресса. М.: Педагогика, 1975, с. 3-208.

Судаков К. В. Системные механизмы эмоционального стресса. М.: Меди цина, 1981, с. 5-232.

Судаков К. В. Индивидуальная устойчивость к стрессу. М., 1998, с. 3-268.

ХананашвилиМ. И. Информационные неврозы. Л: Медицина, 1978, с. 3— 143.

Черкович Г. М. Опыт воспроизведения невроза у обезьян путем экспери ментального изменения суточного режима // Бюллетень эксперимен тальной биологии. 1959. Т. 48. № 8, с. 21-24.

Щербатых Ю. В. Экзамен и здоровье студентов // Высшее образование в России. 2000. № 3, с. 111-115.

Не ОиаШо V. I. Зггезз oyer!oacl-ancl са1:есЬо1атте гезропзе-о’етапо 1 пеиіга- Нгг л апглпурег1епз1Уе л Ьегару//Неаг1: апо 1 Сггс. 1988. V. 3, 5ирр1. №2. Р. 6-7.

РоШтап 5, 5сИае/ег С., Ьагагиз К. 5. Со^гглуе ргосеззез аз тео 1 Іаі :огз о л зі;ге55 апо 1 сорт& / V. НатПит, В. \У. (ЕсЬ.) Нитап зггезз апо 1 со л пшюп: Ап тЬггаглоп ргосеззт л арргоасЬ. N. У.: ?УШеу, 1979. Р. 265-298.

Ьаппопе V. Зггезз ипа КгапкЬен: // Каит ипа 2el 1. 1990. V. 9. № 4. Р. 60-62.

л енуаП-Вго-цип 5., 1 л ау1еК. Етоглопа! Ьеаі 1пргоЫетз are Ше тозі Ітрогіапі: саизе о л аІзаЫІ 11 :у т ааи л з о< \уогкг§ а§е: А зшау т ІБе БитсоипИез оГ 1 :Бе оЫ ОхБга ге л юп П]. Еріаетюі. ana Соттипгьу НеащБ. 1997. V. 51. № 6. Р. 672-675.

studfiles.net

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Navigation