Выраженная имбецильность это

8.5. Умственная отсталость тяжелая (резко выраженная имбецильность, тяжелая олигофрения)

Коэффициент умственного развития (IQ) обычно находится в пределах от 20 до 34.

По клинической картине, наличию органической неврологической симптоматики и сопутствующих расстройств эта категория во многом сходна с категорией умеренной умственной отсталости, однако у большинства больных здесь наблюдается более выраженная степень неврологических, психических, интеллектуальных и личностных проявлений, а также других сопутствующих дефектов, что указывает на наличие клинически значимого повреждения или аномального развития нервной системы.

На фоне усугубления вышеперечисленной клинической симптоматики наиболее отчетливо проявляются:

выраженные интеллектуальные нарушения, что сказывается главным образом в неполноценности представлений о числах, времени и пространстве; интеллекту таких больных недоступно понимание причинно-следственных отношений, отвлеченных представлений, ценностей;

речевые нарушения (больные располагают скудным запасом слов и понятий).

Необходимо помнить, что постоянное медицинское наблюдение, специальное обучение и коррекционная работа зачастую приводят к положительной динамике в виде возможного ограниченного речевого и невербального общения.

8.6. Умственная отсталость глубокая (идиотия, глубокая олигофрения)

Коэффициент умственного развития (IQ) ниже 20, что указывает на весьма низкий уровень интеллекта и минимальный уровень сенсомоторики. Большинство больных даже не способны контролировать физиологические отправления. Элементарное общение возможно лишь на невербальном уровне.

Клиническая картина характеризуется:

многочисленными физическими дефектами (заячья губа, волчья пасть, неправильный рост зубов и др.);

выраженной неврологической симптоматикой (параличи, парезы конечностей, нарушение различных видов чувствительности, поражение черепно-мозговых нервов, выпадение корковых центров различных анализаторных систем);

проявлениями простейших рефлекторных актов (например, чувство голода вызывает у них злобные крики, аутоагрессию, при этом они могут хватать ртом все, что находится в поле их зрения).

Таким образом, основными признаками умственной отсталости при любой степени тяжести являются нарушения интеллекта и снижение социальной адаптации на фоне различных неврологических и психических проявлений, а также физических дефектов развития. Особо важным является тот факт, что систематическое медицинское наблюдение, специальное обучение и повседневная коррекционная работа с такими детьми, независимо от тяжести заболевания, приводят к тем или иным признакам положительной динамики, в связи с чем разработка новых методов лечения и коррекции умственной отсталости является одной из актуальных проблем современной медицины и коррекционной педагогики.

Глава 9. Клинические особенности отдельных нозологических форм

9.1. Умственная отсталость, обусловленная предшествующей инфекцией или интоксикацией

Краснуха. Заболевание вызывается вирусом краснухи, который проникает в плод в первые три месяца беременности и вызывает тяжелые дефекты развития внутренних органов и головного мозга. Клинически это проявляется врожденными пороками сердца, дефектами глазных яблок, возникновением глухонемоты, гидроцефалии, микроцефалии, а иногда и анэнцефалии и гидроанэнцефалии, которые могут возникнуть и при других видах расстройств.

Гидроцефалия — водянка мозга, вследствие поражения ликворных путей и нарушения оттока спинномозговой жидкости (ликвора). Заболевание характеризуется резким увеличением размеров черепа, как результат расхождения швов и родничков, вследствие резкого повышения внутричерепного давления, истончением костей черепа. При внешнем осмотре отмечается резкая диспропорция головы и тела. Нередко врожденная гидроцефалия сочетается с множественными аномалиями развития лицевого скелета. Лоб высокий, нависающий, лицевой скелет относительно мал, веки полуприкрыты. Кожа головы истончена, натянута. При перкуссии головы ощущается баллотирование костей, звук с коробочным оттенком (звук «треснувшего горшка»).

В неврологическом статусе отмечаются спастические парезы и параличи, слепота, глухота, нарушения речи и др. Выражено резкое отставание психического развития таких больных. Интеллектуальные нарушения проявляются в виде прогрессирующего слабоумия в связи с вторичной атрофией мозгового вещества.

Микроцефалия — заболевание, характеризующееся малыми размерами черепной коробки и мозга, вследствие недоразвития мозгового вещества и раннего заращения родничков и швов черепа.

Клинически заболевание проявляется глубокой умственной отсталостью, спастическими парезами и параличами конечностей, судорожными припадками и резким замедлением психического развития. Обращают на себя внимание некоторые особенности психики микроцефалов: они добродушны и ласковы, однако неожиданно для окружающих у них могут возникать недлительные аффективные вспышки.

Характерен внешний вид больного: голова сужена кверху, низкий и покатый лоб, ресницы длинные, большие оттопыренные уши, не симметрично расположенные, зубы большие и редкие, часто кариозные. Рост черепа больше идет в длину, и высота его мало меняется в течение жизни.

Микроцефалический синдром впервые описан английскими врачами Е. Коккейном (Е. Cochlayne) и Ф. Нэйлом (F. Neil F) в 1936 г.

Анэнцефалия — врожденное недоразвитие черепа и полушарий головного мозга. Обычно сохраняются лишь подкорковые образования, ствол и мозжечок, что обусловливает сохранность лишь простых рефлекторных актов. Продолжительность жизни — не более 10 суток. Частота анэнцефалии — 5—8 случаев на 1000 новорожденных.

Гидроанэнцефалия — врожденное недоразвитие мозга, при котором отсутствуют полностью большие полушария и кости черепа. Пузырь с жидкостью, замещающий головной мозг, покрыт только кожей и мягкими тканями головы. Продолжительность жизни до 3 месяцев. Частота гидроанэнцефалии составляет 1 случай на 18 000 новорожденных.

Врожденный токсоплазмоз — паразитарное заболевание, которое проявляется различными видами врожденных уродств, в том числе и нервной системы, приводящих к тяжелой и глубокой умственной отсталости. Заболевание вызывается токсоплазмой — одноклеточным простейшим организмом, паразитом, которым женщина заражается от домашних или диких животных в период беременности. Передача токсоплазм от матери плоду происходит трансплацентарным путем. Циркулирующие в крови плода токсоплазмы заносятся во все органы и ткани, что обусловливает полиморфизм клинической картины. Поражение плода приводит к выкидышам, мертворбждениям, а также к тяжелым поражениям всех органов и систем, вплоть до гидроцефалии и анэнцефалии.

Врожденный сифилис. Сифилис — хроническое инфекционное венерическое заболевание, вызываемое бледной трепонемой (спирохетой), поражающее все органы, ткани и системы человека, характеризующееся тяжелым прогрессирующим течением. Термин «сифилис» дан в честь «героя» поэмы Дж. Фракастора (1530) пастуха Сифилуса. Заболевание передается по наследству. Проникновение бледных спирохет в организм плода осуществляется также, как токсоплазм, трансплацентарным путем. Вследствие поражения сифилитической инфекцией плаценты затрудняется питание плода, в результате чего часто наступает внутриутробная смерть. В случаях рождения ребенка клиника заболевания характеризуется разнообразными поражениями всех органов и систем организма, среди которых наиболее ранимой является нервная система. Поражение нервной системы (нейросифилис) проявляется в виде самых различных клинических симптомов и синдромов (глухонемота, слепота, параличи конечностей, гидроцефалия, микроцефалия, эпиллептические припадки, недоразвитие и нарушения высших мозговых функций, резкая задержка психического развития, тяжелая и глубокая умственная отсталость). Весь полиморфизм психоневрологической патологии сочетается с рядом врожденных дефектов, аномалиями скелета, поражениями кожи, почек, печени, костной системы (разжижение костной ткани с последующими патологическими переломами), а также поражением слизистых оболочек гортани, проявляющимся осиплым голосом (афонией) и др.

Токсикоз беременных — заболевание, возникающее во время и в связи с беременностью и, как правило, проходящее в раннем послеродовом периоде. Термин «токсикоз» не совсем точен, так как до сих пор не удалось обнаружить специфические токсические вещества, вызывающие заболевание. В основе заболевания лежит поражение плодного яйца и плаценты. Основными факторами риска такого поражения являются хронические заболевания, поражения иммунной системы и снижение реактивности организма как результат употребления алкоголя и наркотиков, курения, бессонных ночей, психоэмоционального стресса и др., иными словами, тот образ жизни, который ведут будущие родители до наступления беременности или ведет женщина в период наступления и протекания беременности. Токсикоз беременных проявляется поражением внутренних органов, и прежде всего плаценты и плода, в результате чего возникают рвота, повышенное слюнотечение, кожные высыпания, водянка, нефропатия, поражения почек, желтуха, поражение печени, бронхиальная астма, судороги мышц верхних и нижних конечностей, размягчения костей скелета, асфиксия плода, преждевременные роды, кровотечения и др. В зависимости от степени тяжести токсикоза перинатальная смертность колеблется от 38 до 90%. Дети, родившиеся при осложненной токсикозом беременности, имеют различные аномалии организма, органические поражения нервной системы, задержку интеллектуального и психического развития. Умственная отсталость у них колеблется от легкой до глубокой степени в зависимости от тяжести дефекта вещества головного мозга.

Энцефалиты. Энцефалит — воспаление головного мозга — является одной из наиболее часто встречающихся форм нейроинфекции.

Заболевание обусловлено множеством факторов, в зависимости от которых у детей наиболее часто встречаются следующие клинические формы: клещевой, вирусный, коревой, поствакцинальный.

Клещевой энцефалит. Возбудителем заболевания является вирус, который передается человеку при укусе клеща. В тканях мозга вирус появляется на 2—3 сутки после укуса. Инкубационный период от момента заражения до появления первых симптомов болезни длится 8—20 дней. Клиника заболевания характеризуется острым началом, подъемом температуры, головной болью, однократной рвотой, мышечными и корешковыми болями, слабостью, потерей аппетита, повышенной утомляемостью, адинамией, бледностью кожных покровов, расстройством стула. Как проявление выраженной интоксикации у детей в первые дни болезни отмечается артериальная гипотония в сочетании с тахикардией. В неврологическом статусе выявляется полиморфизм клинической симптоматики: ме-нингиальные симптомы, гемипарезы, бульбарные и псевдобульбарные параличи, другие психические расстройства. По истечении острого периода 10—15 дней заболевание переходит в резидуальную стадию (стадия остаточных явлений), при которой на фоне четкой неврологической картины выявляются различные проявления интеллектуальной недостаточности, от легкой до глубокой степени умственной отсталости.

Профилактика клещевого энцефалита включает в себя уничтожение клещей в зараженных областях и вакцинацию населения, проживающих в этих зонах.

Вирусный энцефалит. Существует множество штаммов нейровирусов, каждый из которых избранно поражает ту либо иную зону мозга, проявляясь своеобразным течением и клиникой.

Очаговая неврологическая симптоматика в виде гемипарезов, менингиального и гипертензионного синдромов, бульбарных и псевдобульбарных параличей, эпиприпадков и др. выявляется уже в первые дни от начала заболевания на фоне повышения температуры, а зачастую и потери сознания. В остром периоде болезни отмечаются различные психические расстройства.

Резидуальный период, так же как при клещевом энцефалите, сопровождается интеллектуальной недостаточностью различной степени выраженности.

Коревой энцефалит и менингоэнцефалит. Воспаление головного мозга и его оболочек (менингоэнцефалит) на фоне коревой инфекции (вирус кори), инфекционное заболевание детского возраста, характеризующееся полиморфизмом неврологической симптоматики и тяжелым течением. Коревой менингоэнцефалит в 10—15% случаев заканчивается летальным исходом.

Клиническая картина проявляется уже к 3—5 дню, когда коревые высыпания на коже прекращаются и нормализуется температура тела, у детей внезапно вновь отмечается подъем температуры, в одних случаях развивается вялость, адинамия, сонливость, переходящая в бессознательное состояние (сопор, кома), в других, наоборот, возникает бред, возбуждение, спутанность сознания. Часто развиваются эпилептические припадки. Очаговые нарушения мозга проявляются параличами по типу гемиплегии, гиперкинезами, резким снижением зрения, вплоть до амовроза (слепота). Четко выражен менингиальный синдром.

Несмотря на правильный выбор терапии, очаговые симптомы в большинстве случаев остаются, как остаточные явления, на долгие годы.

Характерной особенностью коревого энцефалита и менингоэнцефалита является стойкое снижение высших мозговых функций, прежде всего памяти и мышления с развитием прогрессирующего слабоумия вплоть до глубокой степени.

Поствакцинальный энцефалит — заболевание, характеризующееся поражением головного мозга в результате применения различных вакцинаций (противооспенной, антирабической и др.).

В основе генеза поствакцинального энцефалита лежит аллергический фактор и снижение реактивности иммунной системы организма. Клиника заболевания характеризуется большим полиморфизмом неврологических симптомов (парезы, нарушения глотания и речи, эпилептические припадки и др.) на фоне выраженных продромальных явлений (общее недомогание, потеря аппетита, субфебрильная температура). Грозным прогностическим признаком заболевания является появление у ребенка симптомов бульбарного паралича (нарушение глотания, свисание мягкого неба, осиплость голоса, попадание пищи в нос, поперхивание при еде, расстройство речи по типу дизартрии, ограниченность движений языка).

Нарушения интеллекта проявляются в виде легкой либо умеренной умственной отсталости.

Алкогольный синдром плода. Причиной данной патологии является хронический алкоголизм будущей матери либо однократная ее алкоголизация в период беременности. Алкоголь, оказывая токсическое воздействие на организм плода, с одной стороны, тормозит его нормальное развитие, а с другой — приводит к тяжелым необратимым изменениям еще не сформированных органов и систем, и прежде всего головного мозга, костной системы и внутренних органов.

Клинически «алкогольный синдром» плода характеризуется задержкой роста плода, размеров головы, всех органов и систем, нарушением психомоторного развития, повышенной возбудимостью, двигательной расторможенностью, соматической ослабленностью.

Младенцы, перенесшие «алкогольные залпы» во внутриутробном периоде, рождаются, как правило, с различными аномалиями развития (микроцефалия, гидроцефалия, анэнцефалия и др.) и разнообразными синдромами, в основе которых лежит умственная отсталость.

Клиническая характеристика пороков развития и заболеваний, обусловленных алкогольной интоксикацией, приводится авторами в соответствующих разделах данного пособия.

Никотиновый синдром плода. Табакокурение женщины во время беременности так же, как и употребление алкоголя, оказывает самое пагубное воздействие на развитие плода. Известно, что никотин тормозит маточно-плацентарное кровообращение, приводя к кислородному голоданию мозга.

Клиническая картина «постникотинового синдрома» детей, родившихся «в табачном дыму», характеризуется недоношенностью, общей ослабленностью, различными пороками развития, умственной отсталостью различной степени выраженности.

Более подробное описание отрицательного воздействия табакокурения на организм приводится авторами в разделе «Медико-социальные аспекты курения» данного пособия.

Наркотический синдром плода. Наркотические вещества и прочие одурманивающие средства, употребляемые будущей матерью во время беременности, оказывают вредное токсическое влияние на организм плода. Так, после рождения у ребенка выявляются различные аномалии развития, задержка психомоторного развития с формированием тяжелой либо глубокой умственной отсталости.

Клинические наблюдения за новорожденными, чьи матери употребляли наркотические вещества, выявили у них нарушения сосательного рефлекса, наличие постоянного, пронзительного плача, уменьшение массы тела, что расценивается многими авторами (ВТ. Петрова, И.В. Белякова, 2000) как проявление «абстинентного синдрома», иными словами, новорожденные уже в утробе матери превращаются в наркоманов. О токсическом действии наркотиков на организм как взрослого, так и ребенка также будет сказано в данном пособии.

studfiles.net

Самое неприятное, с чем могут столкнуться родители, это с различными заболеваниями своего ребенка. Желая здоровья своему чаду, родители тяжело переносят известие, что их ребенок страдает имбецильностью. Данное заболевание может проявляться у детей от вполне здоровых родителей в различной степени. Определяется заболевание необратимыми последствиями, определенной характеристикой и различными причинами появления.

Имбецильность невозможно вылечить самостоятельно. Если врачи диагностировали данное заболевание, то сайт психиатрической помощи psymedcare.ru может предоставить первую научную информацию о данной болезни, чтобы родители знали, что происходит с их ребенком.

Что такое имбецильность?

Рассматриваемое заболевание часто является врожденным состоянием, то есть ребенок уже рождается больным. Однако есть случаи из жизни, когда имбецильность приобретается в первые годы жизни. Что это такое? Имбецильностью называется заболевание, при котором ребенок отстает в интеллектуальном и умственном развитии. Становится это понятным не сразу, а со временем, когда ребенок значительно отстает в своем развитии от остальных.

Имбецильность – это средняя степень олигофрении. Проявляется сразу после рождения или в первые годы жизни.

Распознать имбецила достаточно легко по его психическим проявлениям и физиологии:

  • Мышление и эмоции инертны, тугоподвижны.
  • Счет ограничивается предметами, а чтение – по слогам.
  • Неспособность к быстрой смене обстановки.
  • Повторение за другими простейших движений и труда.
  • Повышенная внушаемость и слепое подражание.

Детей с данным расстройством встречается 4 на 10000. Среди всех больных олигофренией 20% составляют имбецилы.

Главной особенностью имбецильности являются когнитивные нарушения в памяти, мышлении, речи, интеллекта. Уровень развития имбецила достигает 6-летнего возраста. Его круг общения очень узок, ограничен родственниками, семьей и небольшой группой посторонних людей.

Имбецилам трудно воспринимать звуковую информацию. Сами они редко пользуются речью. Несмотря на это, они могут усваивать простые слова и выражения, чтобы в будущем выразить свои мысли.

Они внушаемые, неряшливые, часто страдают повышенным аппетитом (обжорством). В большинстве своем имбецилы нуждаются в посторонней помощи, поскольку сами себя не могут обслуживать. Тем не менее какие-то базовые поступки и действия они способны совершать и усваивать.

Но не все так плохо, как кажется на первый взгляд. Дети с имбецильностью могут посещать школу и усваивать знания на уровне начальных (счет, письмо, чтение). У них сохраняется нормальная физическая активность. Они могут социально адаптироваться и даже общаться с некоторыми людьми.

Заболевание характеризуется снижением интеллектуального развития, которое не соответствует возрасту ребенка. Таким образом, главной характеристикой имбецильности является коэффициент интеллекта, который равен 20-50.

  • Резко выраженная имбецильность составляет 20-35 IQ.
  • Умеренно выраженная имбецильность составляет 35-50 IQ.
  • Имбецилы способны воспринимать окружающую речь, однако сами они не способны выстраивать сложные фразы. Они используют простые слова и предложения. Речь при этом неточна и бедна, поскольку активный словарь вмещает не более 200-300 слов. Мышление примитивно, конкретно, последовательно. Преимущественно память, мышление, воля и внимание у них неразвиты. Запас знаний низкий.

    Характеризуется имбецильность следующими признаками:

  • Возможность привить элементарные навыки.
  • Способность к обучению письму, счету и чтению.
  • Внушаемость.
  • Отсутствие инициативы.
  • Потерянность при попадании в новую обстановку.
  • Возможность самостоятельно себя обслуживать при обучении.
  • Имбецилы способны совершать какую-то работу (подметать полы, перематывать нитки, мыть посуду и пр.). Данная работа должна включать физические навыки, а не умственную деятельность. Если обучить их физическому труду, то они смогут себя обеспечивать.

    На эмоциональном уровне имбецилы менее разнообразные, чем здоровые люди, однако более раскрытые, чем идиоты:

  • Адекватное реагирование на похвалу и порицание.
  • Привязанность к родным.
  • Внушаемость, что может сделать их асоциальными личностями, если их будут окружать плохие люди.
  • Невозможность приспособления к новой обстановке.
  • Отсутствие абстрактного и обобщенного мышления.
  • Инертность.
  • Следует отличать умственную отсталость от деменции. Первое заболевание является врожденным или приобретенным в первые годы жизни, тогда как деменция проявляется в середине жизни или в престарелом возрасте.

    Причины и симптомы имбецильности

    Имбецильность проявляется в конкретных симптомах, которые ярко выражены. Причины ее возникновения также разнообразны. Это могут быть патологии половых клеток родителей, которые участвуют в оплодотворении, также неправильное развитие плода во время беременности или различные инфекционные или черепно-мозговые травмы во время родов или в первые годы жизни.

    Таким образом, причинами имбецильности являются:

  • Генетические мутации.
  • Зрелый возраст родителей (после 40 лет).
  • Патологии в обмене веществ: фенилкетонурия, сахарный диабет, болезнь Гоше и пр.
  • Гормональные нарушения, которые привели к перезреванию половых клеток.
  • Хронические тяжелые болезни матери.
  • Недостаточное питание матери при беременности.
  • Ионизирующее облучение.
  • Курение или алкоголизм во время беременности.
  • Попадание в организм беременной женщины ядов, тяжелых металлов, химических веществ и пестицидов.
  • Употребление наркотиков или злоупотребление лекарствами.
  • Несовместимость резус-факторов матери и ребенка.
  • Хроническое стрессовое и нервное перенапряжение.
  • Травмы во время родов.
  • Инфекционные заболевания матери при беременности (ОРВИ или инфекционные болезни половой системы).
  • Чрезмерные стрессы.
  • Сложности при рождении ребенка.
  • Неполноценное питание малыша, нехватка некоторых элементов.
  • Травмы мозга у малыша.
  • Гидро- и микроцефалия.
  • Нарушение головного кровообращения у ребенка.
  • Неблагополучная обстановка в среде, в которой ребенок находится: насилие над ним, алкоголизм или наркомания родителей, слабоумие родителей, нечеловеческие условия проживания и пр.
  • Эти факторы приводят к различным степеням развития имбецильности. Симптоматика варьируется то в меньшую, то в большую сторону.

  • Отсутствие обобщенного и абстрактного мышления.
  • Возможность обучения простейшим навыкам, но под постоянным уходом.
  • Нарушение логической и механической памяти.
  • Рассеянность внимания.
  • Примитивная речь, состоящая из подлежащих и сказуемых, без применения второстепенных членов.
  • Улавливание интонации, жестов и мимики говорящего, но без понимания смысла сказанного.
  • Легкая отвлекаемость, несконцентрированность.
  • Ограниченный словарный запас (около нескольких сотен слов).
  • Малый объем памяти.
  • Примитивность речи, неправильное произношение некоторых слов, отсутствие способности построить сложное предложение.
  • Долговременное запоминание, искажение воспоминаний.
  • Эгоцентризм.
  • Малый запас знаний.
  • Внушаемость при малой критичности осмысления информации.
  • Непонимание абстрактных понятий.
  • Повторение за другими слов и фраз.
  • Отсутствие склонности к анализу, деланию выводов, сопоставлению.
  • Неадекватное сексуальное поведение.
  • Отсутствие правильного самоухода из-за неряшливости, несистематичности, неаккуратности.
  • Ограниченность в интересах.
  • Моральная незрелость, которая проявляется в отсутствии сопереживания, чувства долга, совестливости, сочувствия.
  • На физиологическом уровне ребенок поздно начинает ползать, ходить, говорить. Он неустойчив, его походка шаткая. Мелкая моторика практически не развивается, движения угловатые и некоординированные. Выражение лица застывшее, туповатое. Отмечаются различные отклонения:

  • Оттопыренные уши.
  • Неправильный прикус.
  • Приросшие мочки.
  • Неправильный овал черепа.
  • Грубое строение лицевой части.
  • перейти наверх

    Степени имбецильности

    В зависимости от выраженности и глубины симптоматики, выделяют различные степени имбецильности: легкую, среднюю и тяжелую. Главным признаком является отставание в умственном развитии. Получение новых знаний дается с трудом. Больше усваиваются элементарные понятия, навыки и информация. В привычной обстановке имбецилы больше адаптируются к окружающей среде. Однако при попадании в незнакомую обстановку теряются. Здесь необходимо постоянное руководство.

    Имбецилы являются легко внушаемыми, поэтому их поведение полностью зависит от того, в какой среде они находятся. Их сексуальность имеет явные раскрепощенные признаки и распущенность, когда они ничего не стесняются. В еде они такие же неряшливые и необузданные. Часто страдают обжорством.

    Всех имбецилов можно разделить на две группы:

  • Первая – живые, подвижные, активные.
  • Вторая – равнодушные, апатичные, вялые, безразличные.
  • По чертам характера их делят на:

  • Общительных, добродушных, покладистых, приветливых.
  • Злобных и агрессивных.
  • Как лечат имбецильность?

    Поскольку имбецилы являются больными людьми, которые нуждаются в постоянном уходе, они подвергаются специализированному лечению. Их помещают в специальные школы, где они обучаются простейшим навыкам и находятся под постоянным присмотром.

    Лечение включает комплекс мероприятий:

    1. Назначение нейролептиков, ноотропов и транквилизаторов.
    2. Занятия с логопедами, психоневрологами.
    3. Обучение на дому.
    4. Обычная школа таким детям не подходит, поскольку они отстают в своем развитии и обладают различными дефектами (шепелявостью, косноязычностью, заиканием). Они способны усвоить знания начальной школы, однако до более сложных операций дело не доходит.

      Госпитализация в психиатрическую больницу назначается лишь в том случае, если имбецилы были подвержены асоциальному кругу общения. Они становятся опасными для общества, поэтому их следует изолировать.

      Среди препаратов назначаются:

    5. Гормональная терапия (Тиреоидин) при гипотиреозе.
    6. Препараты Мышьяка и Хлоридина, антибиотики назначаются при токсоплазмозе и врожденном сифилисе.
    7. Сульфаниламидные препараты и антибиотики прописываются при мозговых инфекциях.
    8. Успокоительные лекарства при возникновении вспышек агрессии.
    9. В основном все сводится к коррекции поведения и усвоению элементарных знаний и навыков, которые позволят больному существовать в мире.

      Имбецильность не излечивается, поэтому прогноз здесь становится неутешительным. Однако лекарственные препараты и специальный уход за больным ребенком помогут в обучении его элементарным навыкам, которые помогут ему адаптироваться к социуму. Профилактика болезни должна начинаться еще до зачатия ребенка на уровне консультации родителей. Далее многое зависит от беременности и родов женщины. При благоприятных условиях заболевание вообще не представляет угрозы малышу.

      psymedcare.ru

      Дебильность — это органическое поражение мозга, являющееся самой слабой степенью умственной отсталости — олигофрении, которое обусловлено задержкой развития. При легкой дебильности больной существенно ничем не отличается от других людей. Разумное руководство больными позволяет им овладеть несложной специальностью. Они способны жить самостоятельно, однако зачастую нуждаются в поддержке других людей.

      Наследственным факторам отводят первопричину возникновения дебильности (ферментопатия, микроцефалия, эндокринопатия), а также негативную роль играют неблагоприятные влияния на внутриутробное развитие плода.

      Дебильность и ее причины — это инфекционные заболевания (краснуха, корь, сифилис, токсоплазмоз, цитомегалия), перенесенные беременной или возникновение резус-конфликта, гипоксии плода, фетоплацентарной недостаточности.

      Олигофрения в степени дебильности может возникнуть после токсического воздействия на плод или употребления будущей мамой алкоголя, наркотических веществ, табака, отдельных медикаментов.

      Болезнь способна появиться в результате родовой травмы, врожденной гидроцефалии, асфиксии новорожденного, после перенесенного инфекционного поражения ЦНС (гнойного менингита, энцефалита, менингоэнцефалита), а также черепно-мозговых травм.

      Дебильность симптомы

      При дебильности проявляются следующие симптомы: сохранность эмоционально-волевой сферы и механической памяти, невозможность длительного привлечения внимания больного. Произвольное запоминание отмечается медлительностью и непрочностью. У больных превалирует конкретно-описательное мышление, однако отсутствует способность к абстрагированию. Страдающие на дебильность тяжело обучаемые, испытывают трудности при освоении правописания, у них отсутствует восприятие логических связей между предметами, понятия времени, а также пространства. Часто среди больных отмечаются нарушения речи: грамматического строя речи, искажение звуков, бедность словарного запаса. Они не способны пересказать услышанное, прочитанное. Однако некоторым больным, страдающим от задержки психического развития, а также малой продуктивности мышления присуща частичная одарённость. Им свойственна отличная механическая, а также зрительная память, их способность распространяется на сложные арифметические операции (умножение крупных цифр в уме), одаренность проявляется в абсолютном слухе, в умении рисовать и других особенностях. Больные способны испытывать эмоции, однако их действия не целенаправленны, зачастую импульсивны с присутствием негативизма.

      Страдающие на дебильность не справляются с программой общеобразовательной школы, и родителям предлагают перевести детей во вспомогательную школу, где они способны обучиться и научиться вести самостоятельную жизнь. Родителям на помощь в воспитании приходят психиатры, психотерапевты, которые учат и мотивируют больных участвовать в самостоятельной трудовой деятельности. Отмечено, что люди из числа легкой степени дебильности проявляют себя в качестве хороших супругов. Для них свойственна неконфликтность, послушание, а также управляемость. Среди больных выделяют вялых апатичных, возбудимых, мстительных, злобно-упрямых, заторможенных.

      Дебильность признаки

      В зависимости от стадии дебильности (легкой, умеренной или тяжелой) тип мышления у больных проявляется в разной степени.

      Дебильность и ее признаки проявляются в конкретно описательном типе мышления не позволяющим больным охватить ситуацию в целом и зачастую усвоить внешнюю сторону событий. Не имея пытливость ума, а также собственные суждения, этим лицам свойственно перенимать чужие взгляды и косвенно придерживаться их. Страдающие на дебильность запоминают различные выражения, правила, применяют их шаблонно и поучают жизни окружающих.

      Не способные к обобщениям и тонкому анализу, больные при легкой стадии ловко ориентируются в привычной ситуации. Опасность для общества представляет попадание больных под преступное влияние, поскольку, не осмысливая обстановки, они превращаются в орудие разного рода злоумышленников. Исполняя чужую волю, больные способны напасть с ножом, совершить поджог, при этом не отдавая себе в этом отчет.

      Страдающие на дебильность имеют примитивные половые распущенные влечения. По чертам характера больные бывают добродушными, приветливыми, ласковыми или диаметрально противоположными: злобными, агрессивными, упрямыми, мстительными.

      Дебильность подразделяется на стадии в зависимости от уровня интеллектуального развития.

      — IQ 65-69 (легкая стадия)

      — IQ 60-64 (умеренно выраженная стадия)

      — IQ 50-59 (тяжелая стадия)

      Стадии дебильности определяются после клинического обследования.

      Степень умственной отсталости диагностируется по следующим формам: атоническая, астеническая, дисфорическая и стеническая.

      Особенности страдающих астенической формой проявляются в истощаемости, эмоциональной неустойчивости, утомляемости.

      Атоническая форма психического недоразвития проявляется в неспособности к целесообразному и мотивированному поведению.

      Дисфорическая форма характеризуется в выраженных агрессивных расстройствах настроения разрушительного действия.

      Стеническая форма психического недоразвития отмечается уравновешенностью, добродушием, активностью, общительностью или вспыльчивостью, эмоциональной неустойчивостью, неупорядоченным поведением.

      Больные имеют ряд противопоказаний для социальной жизни, к которым относится служба в вооруженных силах, допуск к государственной тайне, служба в муниципальных и государственных органах, вождение автотранспортных средств, ношение, а также приобретение оружия, работа машинистом, инженером, мастером. Обязательно систематическое медицинское прохождение у врача-психиатра.

      Неплохая механическая память, а также усидчивость детей и усилия педагогов могут позволить отдельным больным овладеть программой начальных классов, однако далее обучение в средних классах им не дается, поэтому многих оставляют на второй год. По этой причине таких детей следует определять во вспомогательные школы.

      Выраженная дебильность у детей проявляется в узости интересов, сосредоточении на удовлетворении физиологических потребностей, желании только развлекаться. Больных не интересует жизнь школьного коллектива, чтение книг, они предпочитают смотреть случайные увеселительные телевизионные программы.

      Дети способны овладеть неквалифицированным трудом, при котором трудовые процессы выполняются механически и часто подражательно.

      Больные на дебильность наблюдаются у психоневролога. При развитии эндокринопатии важно получить лечение у эндокринолога.

      При установлении причины, которая вызвала дебильность, осуществляется специфическая терапия. Выявление врожденного сифилиса токсоплазмоза или врожденного сифилиса дает основание подключить этиотропное лечение; ферментопатия лечится соблюдением диеты, эндокринопатия — гормональной терапией.

      Симптоматическая терапия при заболевании включает дегидратационные средства, противосудорожные препараты, общеукрепляющее лечение, нейропротекторы, ноотропы (Ноотропил, Аминалон), метаболиты (витамины группы В, Глутаминовая кислота), психотропные препараты. Повышенная утомляемость и астения лечится психостимуляторами (Пемолин, Амфетамин), чрезмерная эмоциональная возбудимость снимается препаратами (Элениум, Галоперидол, Аминазин).

      Выраженная дебильность и ее лечение нуждается в корригирующих методах (психологических, педагогических, логопедических).

      Психологическая поддержка очень важна в коррекции нарушений поведения, а также обучения, а детям более старшего возраста необходимо помочь приобрести навыки, а также умения необходимые для бытовой и самостоятельной профессиональной деятельности.

      psihomed.com

      Выраженная имбецильность это

      Имбецильность — это слабоумие, которое является средней степенью олигофрении, выражающееся в интеллектуальном недоразвитии. Заболевание вызывается задержкой в развитии мозга плода или младенца в первые годы жизни.

      Имбецильность внешне заметна в виде отклонений физических, а также психических. Способность к обучению у имбецилов ограничивается чтением по слогам, счету предметов и денег. Эмоции и мышление у больных инертны, а также тугоподвижны. Имбецилы путем постоянных тренировок и подражаний приучаются к простейшему труду. Перемена обстановки для страдающих на имбецильность дается тяжело. Слепое подражание и повышенная внушаемость может послужить причиной асоциальных поступков.

      Имбецильность составляет до 20% от общего количества случаев олигофрении, а распространённость заболевания достигает 4-е случая на 10000.

      Имбецильность причины и симптомы

      Причины имбецильности кроются в наследственных факторах (микроцефалия, синдром Дауна, внутриутробное поражение плода, перенесенные инфекционные заболевания матерью, краснуха, токсоплазмоз, сифилис), иммунологической несовместимости крови плода и матери, разных вредных воздействиях на плод, родовых травмах.

      У страдающих на имбецильность моторика плохо неразвита, движения угловаты и не координированы. Для них недоступны мелкие, точные, ручные двигательные акты. Их походка зачастую скованная, неуклюжая, сгорбленная.

      Лицо имбецилов не имеет мимическуой игры, оно застывшее, тупое, мигание глаз очень редкое. Многие больные имеют выраженные врожденные стигмы (оттопыренные уши, приросшие мочки, дефектный прикус, грубое строение лицевого черепа, микроцефальный или гидроцефальный череп). Страдающие на имбецильность имеют очаговые неврологические симптомы. Таким больным сложно овладеть навыками опрятности, однако они с удовольствием принимаются за посильную работу, гордятся успехами и выражают неудовольствие, гнев, если кто сорит в убранном ими месте. При этом больные выявляют плохую переключаемость и крайнюю несамостоятельность.

      Характеристика имбецильности

      Коэффициент интеллекта (IQ) определяется у имбецилов в пределах 20-50. Международная классификация заболеваний выделяет имбецильность, как резко выраженную, при которой (IQ равен 20-35), а также умеренно выраженную, при которой (IQ равен 35-50).

      Страдающие на имбецильность хорошо понимают обращенную к ним речь, способны произнести короткие фразы, однако их речь бедна, а также имеет неточности. Активный словарь состоит из 200-300 слов. Мышление у больных последовательно, конкретно, примитивно, отвлечения для них недоступны, запас сведений имеется крайне узкий. Для таких людей характерно резкое недоразвитие памяти, внимания, воли.

      Характеристика имбецильности включает следующие признаки: отсутствие инициативы, инертность, внушаемость, потерянность в новой обстановке. Страдающим имбецильностью возможно привить простейшие трудовые навыки, обучить счету, чтению, письму. Отдельные лица способны обучиться производить простые счетные операции, а также усваивать не сложные трудовые навыки и самостоятельно себя обслуживать. Они способны перематывать нитки, производить уборку двора или помещения, выполнять одну операцию (например, клейку коробок, мытье посуды).

      Эмоции у больных более разнообразнее, чем у идиотов. Они реагируют адекватно на порицание и похвалу, имеют сильную привязанность к родным. Страдающие имбецильностью лишены всякой инициативы, инертны, внушаемые, с легкостью теряются в измененной обстановке. Такие люди постоянно нуждаются в надзоре и уходе, а неблагоприятное окружение способно сделать имбецилов асоциальными. У страдающих имбецильностью нет способности к обобщениям, абстрактному мышлению.

      При этом заболевании отмечают три степени имбецильности: тяжелая, средняя, а также легкая. Все они выражаются в различных уровнях психического недоразвития. Усвоение нового материала дается больным с большими трудностями. Это происходит в рамках конкретных представлений и без всякого обобщения. Самостоятельно мыслить имбецилы неспособны. Адаптация к окружающему миру у них осуществляется только в привычной и хорошо знакомой обстановке. Незначительное изменение ситуации приводит больного к затруднительным моментам, и он нуждается постоянно в руководстве.

      Страдающие на имбецильность являются очень внушаемыми. Их личные интересы очень примитивны и сводятся в основном к осуществлению физиологических потребностей. Зачастую они проявляют прожорливость и неряшливость в еде. Их половое поведение характеризуется перепадами с повышением полового влечения и распущенностью.

      По своему поведению олигофрения в степени имбецильности подразделяется на две группы. В первую относятся живые, активные, подвижные, а во вторую попадают вялые и апатичные, равнодушные, не реагирующие ни на что люди. По чертам характера выделяют среди имбецилов приветливых, добродушных, покладистых, общительных и агрессивных, злобных. Страдающие на имбецильность самостоятельно жить не могут, им необходим постоянный квалифицированный надзор. Для этого их определяют в специальные школы, в учреждения типа лечебно трудовых мастерских.

      Имбецильность лечение

      Лечение сфокусировано на правильном воспитании, а также руководстве действиями больных. Врачи назначают ноотропные препараты, нейролептики, транквилизаторы; рекомендуются занятия в системе с логопедом, психоневрологом, показано обучение на дому.

      Обычная школьная среда таким пациентам не под силу. У детей возможны дефекты речи (заикание, шепелявость, косноязычие), что требует коррекции. Имбецилов возможно обучить считать, читать, писать, однако сложные арифметические действия им не под силу.

      Асоциальное окружение плохо влияет на имбецилов, по этой причине больные представляют угрозу для общества. При развитии патологических неконтролируемых ситуаций, больные госпитализируются в психиатрическую больницу.

      Лечение имбецильности условно разделяют на специфическое (каузальное) и симптоматическое. Специфическая терапия осуществляется при фенилкетонурии, а также других энзимопатиях. Гипотиреоз лечится компенсирующей гормональной терапией (Тиреоидином); врожденный сифилис, токсоплазмоз лечится антибиотиками, препаратами Мышьяка, Хлоридином; мозговые инфекции у детей лечатся антибиотиками, сульфаниламидными препаратами.

      Эффективность от лечения тем успешнее, чем раньше оно начато. Велико значение коррекционных лечебно-педагогических мероприятий.

      Прогноз напрямую зависит от глубины умственной отсталости. Первичная профилактика включает в себя медико-генетическое консультирование. Такое консультирование проводиться на территории медико-генетических учреждений.

      Симптоматическая терапия использует лекарственные препараты, стимулирующие мозговой метаболизм, к ним относят (Церебролизин, Ноотропил, Аминалон); витамины группы В; психостимуляторы (Фенамин, Сиднокарб); дегидратирующие средства (Лазикс, Сульфат магния, Диакарб); препараты рассасывающего эффекта (Йодид Калия, Бийохинол); биогенные стимуляторы. Судорожный синдром снимается систематическим приемом противоэпилептических средств.

      psihomed.com

      Имбецильность — это средняя степень слабоумия, которое вызвано органическими, физическими причинами и связано с задержкой в развитии плода или самого ребёнка. Часто этому способствует наследственная предрасположенность, выражающаяся в синдроме Дауна, Ангельмана и подобных, связанных с хромосомными и генными аномалиями. Другой причиной являются инфекционные заболевания будущей матери. К ним относятся:

      и другие подобные болезни.

      Дополнительные причины болезни

      Плод может быть повреждён приёмом беременной каких-то токсических веществ, в том числе лекарственных средств, наркотиков, алкоголя. Возможно и негативное воздействие на плод определённым излечением, к примеру, если беременная слишком часто подвергалась рентген-исследованиям. Спровоцировать имбецильность может недостаток в организме будущей мамы йода и бедное питание, лишённое витаминов и других нужных элементов.

      Также данная форма олигофрении иногда вызывается травмой, полученной при родах или ещё в ходе вынашивания плода. Последнее встречается гораздо реже.

      Некоторые специалисты считают, что имбецильность может возникнуть ещё и при недостаточном общении малыша со взрослыми, — низкий уровень интеллектуального развития в силу социального фактора. Не станем возражать, но отметим, что тогда, при исключении всех органических причин, мы будем иметь дело с имбецильностью другого уровня. Вполне возможно, что обратимой. Возникает противоречие с тем, что имбецильность в психологии — это чаще необратимое состояние.

      Имбецильность: симптомы и диагностика

      Достаточно часто можно встретить мнение о том, что имбецильность может быть установлена по уровню IQ. Это спорное утверждение, проистекающее скорее всего из желания всё упростить, усреднить и найти какие-то единые критерии.

    10. Во-первых, сам уровень определяется по тем или иным тестам, которые не имеют общего стандарта.
    11. Во-вторых, уровень IQ на практике выявляется посредством интервьюирования таких пациентов. По той простой причине, что они сами в нужной мере не умеют читать и писать. При этом врач окажется вынужденным адаптировать вопросы, делать их понятными, а значит изменит сам подход. В подавляющем большинстве случаев результат — это нечто, что показывает уровень умственного развития пациента и способности врача интерпретировать вопросы.
    12. Пациент может не иметь никакого желания на них отвечать. Обычный ребёнок или взрослый могут себя дисциплинировать, а имбецил вряд ли. Поэтому тестирование может показать хоть IQ равный нулю. На самом деле это отразит только то, что пациенту глубоко безразлично всякое тестирование. В любом случае это не уровень интеллекта, а лишь степень соответствия некоему номиналу в плане взаимоотношения психического и хронологического возраста.

      Другим методом является тест Векслера. Он более популярен в западных странах, чем в России, поскольку требует высокой квалификации психодиагноста. Способ несколько раз адаптировался для России. Последней была редакция 1992 года Ю. Филимоненко и В. Тимофеева, которые исправили некоторые погрешности предыдущих авторов и выпустили своё руководство к определению уровня интеллекта у детей.

      Тестирование в данном случае является лишь вспомогательным приёмом, который применим далеко не всегда. Уровень IQ же имеет смысл выявлять в основном у взрослых, а не детей. По МКБ-10 при IQ 35-49 и психическом возрасте 6-9 лет ставится диагноз F71. Дальнейшая градация зависит от поведения человека. F71.0 — небольшие нарушения в поведении или их отсутствие, а F71.1 — значительные нарушения в поведении. Последнее требует лечения.

      Что такое имбецильность с точки зрения признаков?

      Чаще всего существует определённая их группа, которая позволяет увидеть себя уже в ходе визуального осмотра. Это нарушения формирования головы, чаще всего в виде грубых форм черепа, недоразвитие конечностей, пальцев, возможное их сращение, характерные дефекты лица, ушей, глаз, гипогенитализм. Возможно наличие паралича или пареза. Невозможно сказать, какие именно, поскольку состояние может быть вызвано различными причинами или их комплексом, а отражение в каком-то индивидуальном случае это находит своё.

      Обычно больные понимают то, что им говорят. Конечно, если смысл сказанного не выходит за рамки наиболее простых или бытовых проблем. Говорят они и сами. Речь состоит преимущественно из глаголов и существительных, хотя они могут знать прилагательные. Но их использование означает возможность дать какую-то характеристику, качественную оценку, а уже это чаще всего не позволяет сделать уровень интеллекта. К примеру, больной может назвать кого-то по имени, но ему достаточно трудно добавить «хороший» или «плохой». Обычно речь при таком уровне развития — это отражение чего-то сиюминутного. Если больной встретится с какой-то проблемой, то он может показывать туда, где находится что-то проблематичное и повторять «там» или «идти». Это означает, что он туда зовёт, чтобы кто-то более ловкий решил проблему. Речь всегда грамматически неправильна. В словарном запасе может быть около 20-30 слов. Лишь в некоторых случаях около 200-300.

      Мышления основывается на представлениях, но не на понятиях. Когда говорят о психологическом возрасте 6-9 лет, то имеют в виду сами потенциальные возможности. В 9 лет обычный ребёнок имеет массу понятий. Имбецила же лучше сравнивать со здоровым, но не обученным и не подготовленным ребёнком такого возраста. Да и то сравнение будет условным. Нужно учитывать, что обычный ребёнок, если начать с ним заниматься, догонит своих сверстников, а имбецил не сможет в силу самой особенности своей высшей нервной системы.

      Таких детей удаётся обучить элементарным вещам. Они могут получить навыки самостоятельно одеваться и раздеваться, использовать какие-то предметы туалета и столовые приборы, пользоваться чем-то простым в основном за счёт использования навыков к подражательству. Они обучаются в специальных школах, но обучиться могут немногому. Это элементарный счёт до 10, написание отдельных слов и фраз, чтение самых простых текстов.

      В эмоциональной сфере намного больше адекватности, чем у идиотов. Они прекрасно понимают, кто перед ними — родители, персонал школы-интерната, сверстники. Хорошо запоминают добро и добрых людей, относятся к таким положительно и с большим доверием. Больные очень легко поддаются внушению. Достаточно, чтобы какой-то человек завоевал симпатии, как они будут делать то, что он скажет. При нахождении в неблагоприятной, агрессивной среде становятся озлобленными и склонными к асоциальным поступкам.

      Считается, что общие стремления больных примитивны и сводятся только к удовлетворению физических потребностей. Это не совсем так… К примеру, педагог специальной школы города Москвы рассказывала о том, сколько счастья она наблюдала в лицах мальчиков, которым удалось после 1-2 часов занятий, общий срок, это было 4-5 уроков, собрать электрическую цепь. Простейший конструктор. Нужно приделать к батарейке два проводка и присоединить их к патрону лампочки. Однако один провод имеет разрыв и в него нужно вставить выключатель. Все соединения делаются очень просто — конструктор предусматривает специальные клеммы. Достаточно только соединить под руководством педагога. Дети с диагнозом «умственная отсталость лёгкой степени» выполняют это достаточно быстро, и потом им уже не интересно. И это вполне понятно — ничего героического в том нет. Другое дело имбецильность. Они пыхтели, делали новые заходы, бросали всё это, замыкались, потом возвращались к начатому, и в конце концов собрали эту электрическую цепь. Радость была, как если бы коллектив НИИ совершил научное открытие. Уже этот пример говорит о том, что примитивными стремления становятся в основном из-за того, что с ними редко так занимаются. Если попробовать, то окажется, что у них есть стремления и повыше, чем просто есть и пить.

      Однако описание имбецильности в общем случае всегда отдаёт одномерностью. Напомним, что это лишь диагноз, который ставят в рамках выявления степени олигофрении. Вызываться же она может самыми разными причинами, поэтому и характерные особенности разные. Имбецильность — это в психологии лишь отражение соматических изменений на психику и рассудок. А причин изменений может быть очень много…

      Имбецильность, что такое в плане лечения?

      Вопрос о лечении непосредственно имбецильности не совсем корректен. Как кто-то мог бы себе представить «лечение» последствий родовой травмы или органических изменений, возникших в силу наличия хромосомных аномалий? Терапия направляется на купирование различных симптомов, которые можно купировать. Если есть какие-то признаки судороги, то нужна противосудорожная терапия, включая физиопроцедуры. Если у больного наблюдается значительное нарушение поведения, то следует выявить его причины, попытаться их устранить и выработать схему терапии, включая медикаментозную. Несмотря на то, что умственное развитие пациентов находится на низком уровне у них, как и всех других людей, имеется психика. А это значит, что могут быть и расстройства настроения, и различные неврозы, и психозы. Только выражаться всё это будет не как у других людей. Само же ограничение в возможности понимать делает обычную психотерапию не имеющей никакого смысла. В идеале с такими пациентами должны работать врачи особой специализации.

      Мировая и отечественная дефектология имеет достаточно весомые теоретические материалы, наработаны и методики практической работы с пациентами. Чем более глубока степень дефекта, тем более простые цели следует ставить перед собой. Если дебилам очень даже нужна социальная адаптация, то коррекция состояния имбецилов должна быть направлена на то, чтобы они могли совершать самые простые действия и не мешать уходу за собой, но помогать ему. Априори мы признаём, что без посторонней помощи такие больные оставаться не могут.

      В финале одна небольшая зарисовка. Мальчику 14 лет. Его диагноз F71.0. У него есть своя небольшая библиотека. Это самые разные журналы, которые он умудряется где-то находить. Очень любит телевизор. Смотрит буквально всё. При этом делает однозначные выводы. Кино про войну он называет «про победу». Да, это так — он понимает что-то из сюжета. Стараниями персонала обучен нескольким английским словам, в частности, знает суть слова shit. В период острой фазы конфликта на Донбассе называл им всё, что показывали про войну и Украину. Но не использовал, во время просмотра более позитивных программ. В это же время «увлёкся» политикой. Стал узнавать многих из тех, кого показывали по телевизору и знает многих по именам — это депутаты Государственной думы, известные политологи. Удивительное меняется лицо при виде президента России Владимира Владимировича Путина. Мальчик сразу улыбается и отмечает, что это Путин. Его очень радует, что он узнаёт его и понимает даже то, что это важный человек. Всюду жизнь. Иначе и не скажешь.

      psycholekar.ru

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Navigation