Заикание и пение в хоре

Влияние пения на здоровье человека

Психологи утверждают, что лучший способ повысит качество своей жизни – просто начать ей радоваться. Умело подобранная музыка оказывает положительное влияние на целенаправленную деятельность человека, способствуя такой ритмической настройке организма, при которой физиологические процессы протекают более эффективно. Даже простое прослушивание музыки изменяет настроение человека. Одни произведения успокаивают и умиротворяют, другие поднимают настроение. Мелодичная, негромкая, умеренно медленная, минорная музыка оказывает успокаивающее действие. Часто стали использовать музыку для лечения врачи-психотерапевты, а также довольно часто можно услышать музыкальные произведения в кабинетах врачей-стоматологов. Положительные эмоциональные переживания при звучании приятных мелодий усиливает внимание, активизирует эмоциональную центральную нервную систему и стимулирует интеллектуальную деятельность.

Со времен самых древних цивилизаций людям известна целительная сила звуков произносимых собственным голосом. Современная медицина давно уже обратила внимание на то, что пение, особенно профессиональное занятие вокалом, оказывает благотворное влияние на здоровье человека. Пение – тот самый необходимый инструмент, позволяющий найти не только радость жизни, но и значительно улучшить свое здоровье. По образному выражению ученых гортань – второе сердца человека. Голос, оздоравливаясь в процессе вокальной тренировки, оздоравливает весь организм. Беременным женщинам рекомендуют больше слушать классическую музыку, спокойные колыбельные песни рекомендуют петь самим будущим мамам. Полезно не только слушать музыку, но еще полезнее петь самим, так как во время пения звуковые частоты активизируют развитие ребенка, влияя на его головной мозг.

Пение помогает избавляться от стрессов. Ученые обнаружили, что в мозге во время пения вырабатываются эндорфин, вещество, благодаря которому человек ощущает радость, умиротворение, прекрасное настроение и повышенный жизненный тонус. Таким образом, с помощью пения можно вызвать и выразить те или иные чувства. При помощи пения можно привести в порядок легкие улучшить кровообращение и цвет лица, исправить осанку, улучшить дикцию и постановку разговорной речи, даже исправить такой дефект, как заикание.

Особенно важно пение для детей. Невозможно переоценить влияние пения на здоровье ребенка. Работая с голосовым аппаратом ребенка, преподаватель действует на укрепление здоровья своего ученика. Не случайно в нашей стране так много детских хоровых коллективов. Практически в каждой школе стараются организовать хор, так как коллективное пение это не только польза для здоровья, но и формирование дружеских отношений. Дети, занимающиеся пением, отличаются от своих сверстников положительной эмоциональностью, самодостаточностью. Удовлетворение занимающимся делом – стимуляция хорошего настроения, и отсутствие желания поисков каких либо других стимулирующих средств и поисков опасных удовольствий, в том числе и наркотиков.

Вибрация и обертоны.

Голос, данный человеку с самого рождения, является уникальнейшим музыкальным инструментом. Голос человека всегда вибрирует во время звучания, даже если человек кричит или разговаривает шепотом. Вибрация голоса весьма положительно влияет на человеческий организм. Когда звучит наш голос, то каждый звук сопровождается колебаниями более высоких частот – обертонов. Тут свою роль играет близкое соседство гортани, в которой происходят колебания, и мозга. Обертоны резонируют с костями черепа и с головным мозгом, отвечающим за иммунную систему. Благодаря этому стимулируется иммунитет, и поющий ребенок значительно меньше простужается, чем ребенок, лишенный этого занятия.

Тренированный детский голос охватывает диапазон частот примерно от 70 до 3000 колебаний в секунду. Эти вибрации пронизывают весь организм поющего ученика, улучшают кровообращение, способствуют очищению клеток. Широкий диапазон частот колебаний человеческого голоса улучшает кровообращение сосудов любого диаметра. Высокие частоты способствуют микроциркуляции крови в капиллярах, а низкие – кровотоку в венах и артериях.

Пение и наши внутренние органы.

Вокал – это уникальное средство самомассажа внутренних органов, который способствует их функционированию и оздоровлению. Ученые считают, что каждый из внутренних человеческих органов имеет свою определенную частоту вибраций. При заболевании частота органа становится другой, вследствие чего и возникает разлад в работе всего организма. Пением человек вполне может воздействовать на больной орган, возвращая здоровую вибрацию. Дело в том, что когда человек поет, только 20% звука направляется во внешнее пространство, а 80% внутрь, в наш организм, заставляя более интенсивно работать наши органы. Звуковые волны, попадая в резонансные частоты, соответствующие тому или иному органу, вызывают его максимальную вибрацию, оказывая на этот орган непосредственное воздействие.

Во время пения активно работает диафрагма, тем самым массируя печень и предотвращая застой желчи. В то же время улучшается работа органов брюшной полости и кишечника. Воспроизведение некоторых гласных заставляет вибрировать гланды, железы и помогает очищать организм от шлаков. Есть звуки, которые могут полностью восстановить кровообращение и устранить застойные явления. Такую звукотерапевтическую практику давно знали, и до сих пор используют в Индии и Китае.

“А” – помогает снять боли различного происхождения, лечит сердце и верхние доли легких, помогает при параличе и респираторных заболеваниях, оказывает мощное действие на весь организм, способствуя насыщением тканей кислородом.

“И” – помогает в лечении глаз, ушей, тонкого кишечника. “Прочищает” нос, стимулирует работу сердца.

“О” – лечит кашель, бронхит, трахеит, воспаление легких, снимает спазмы и боли, облегчает течение туберкулеза легких.

“У” – улучшает дыхание, стимулирует работу почек, лечит горло и голосовые связки, а также все органы, расположенные в области живота.

“Ы” – помогает при лечении ушей, улучшает дыхание.

“Э” – улучшает работу головного мозга.

Научно доказана целебная сила некоторых согласных звуков.

“В”, “Н”, “М” – улучшают работу головного мозга.

“К”, “Щ” – помогают при лечении ушей.

“Х” – освобождает организм от отработанных веществ и негативной энергии, улучшает дыхание.

“С” – помогает при лечении кишечника, полезен для сердца, сосудов, желез внутренней секреции.

“ОМ” – помогает в снижении артериального давления. Он приводит в баланс тело, успокаивает ум, устраняя причину повышенного давления. Этот звук распахивает сердце, и оно становится способным принимать мир, любя, не сжимаясь от страха или негодования.

“УХ”, “ОХ”, “АХ” – стимулируют выброс из организма отработанных веществ и негативной энергетики.

Данные звуки надо не просто произносить, их обязательно необходимо пропевать. Обязательно следует обращать внимание с какой интенсивностью пропеваются звуки. Если протекает сердечно – сосудистое заболевание, то не следует делать упражнение слишком интенсивно; если необходима терапия органов брюшной полости – наоборот, чем интенсивнее, тем лучше.

Пение и органы дыхания.

Искусство пения – это, прежде всего искусство правильного дыхания, которое является важнейшим фактором нашего здоровья. Тренируется диафрагмальное дыхание, дыхательная мускулатура, улучшается дренаж легких. При бронхиальной астме, пневмонии и бронхитах идет перевозбуждение симпатической системы. Вдох и последующая задержка на вдохе воздействуют на симпатический отдел нервной системы, который отвечает за активизацию внутренних органов. Есть методики лечения бронхиальной астмы с помощью обучения пению и в хоровой практике многих преподавателей – хоровиков были случаи полного прекращения у больных детей приступов бронхиальной астмы, и когда при диагнозе “бронхиальная астма” врачи прямиком направляют ребенка петь в хоре, это уже давно не вызывает ни у кого удивления. Пение не только снимает приступ бронхиальной астмы, но и излечивает этот недуг.

Вокальные занятия являются профилактикой в первую очередь простудных заболеваний. Вокал нужен, чтобы “прокачивать” все наши трахеи и бронхи. Вокальная работа – отличная тренировка и вентиляция легких. Это очень важно для растущего организма ребенка. У людей, которые систематически занимаются пением, увеличивается жизненная емкость легких и добавляет организму запас прочности.

Во время пения человек вдыхает воздух быстро, а выдыхает медленно. В результате в крови снижается содержание кислорода, и соответственно увеличивается доза углекислого газа. Углекислый газ в данном случае является раздражителем, активизирующим внутренние защитные силы организма, которые во время заболевания начинают работать в усиленном режиме. Таким образом, пения является отличной профилактикой простудных заболеваний. Американские ученые провели исследования среди певцов одной оперной группы. Оказалось, что пение не только хорошо развивает легкие и грудную клетку (как хорошо развита грудная клетка у профессиональных певцов), но и укрепляет сердечную мышцу. Продолжительность жизни подавляющего большинства профессиональных певцов значительно выше средней. Обратите внимание – хорошие оперные певцы – люди физически здоровые и, как правило, долгожители.

Пение и легкая форма заикания.

Занятия вокалом совершенствуют речевую функцию организма. Те люди, которые страдают заиканием, очень полезно начать заниматься пением. Особенно это касается детей. Чем раньше заикающийся ребенок начнет заниматься пением, тем больше у него есть шансов избавиться от этого недостатка. Одно из препятствий, которое стоит перед заикающимся, это произношение первого звука в слове. В пении одно слово перетекает в другое и как бы льется вместе с музыкой. Ребенок слушает, как поют другие, и старается попадать в такт. При этом происходит сглаживание акцента. Уже доказано, что легкая степень заикания может устраниться полностью, если человек занимается пение регулярно. Во всем мире с помощью хорового пения детей успешно лечат от легкой формы заикания. Главное – это регулярные занятия.

Одна из учениц нашей школы, страдающая заиканием с детства, выбрала вокальное пение своей профессией. Сейчас многие ее друзья отмечают ее необыкновенно распевную речь, и не подозревают о том, что это всего лишь остаточное последствие ощутимого когда-то заикания. Для людей страдающих средней или сильной степенью заикания, пение, к сожалению, не может помочь.

Пение и депрессия.

Положительное действие пения на человека, использовалось нашими предками для излечения с самыми разнообразными заболеваниями. Известно давно, что пение – как сольное, так и хоровое – испокон веков использовалось для лечения душевных недугов. Аристотель и Пифагор рекомендовали пение при лечении душевных расстройств. На Тибете монахи до сих пор лечат нервные болезни пением. В Древней Греции с помощью хорового пения лечили от бессонницы. В древности люди интуитивно угадывали наличии в пении большой оздоровительной силы, но не могли научно обосновать этот факт.

Петь в любом случае полезно, даже если человек считает, что у него нет ни голоса, ни слуха. Научившись выражать свои эмоции голосом, человек получает эффективное средство для снятия стрессов, внутреннего напряжения. Занятия пением способствуют психическому развитию и укреплению нервной системы.

Пение – отличный способ снятия стрессов, эмоциональной стабильности. Поющий человек всегда находится в позитиве, и если у него даже произошло горе, то во время пения испытывает значительное облегчение. В 2009году, после техногенной аварии на Саяно-Шушенской ГЭС (Черемушки – поселок рабочих на СШ ГЭС), в нашу школу пришло очень много взрослых людей, желающих петь. Среди этих них были родственники погибших в катастрофе. С песней они выплескивали те свои переживания, которые не могли выплакать даже слезами.

Из собственного опыта.

Наша школа искусств находится в небольшом рабочем поселке, в котором проживает около 9 тысяч человек. В прошлом это был молодежный поселок, с хорошо поставленной культурной жизнью. Школы, детские сады, великолепный Дворец Культуры, музыкальная школа. Сейчас население поселка нельзя уже назвать молодежным, большинство жителей находится в “мудром” возрасте, соответственно понизилась рождаемость, и наполняемость как групп в детских садах, так и в школьных классах. Принимаем в школу на музыкальное отделение практически всех детей, не разделяя на “поющих” и “не совсем поющих”. В хоровом классе обучаются и “гудошники”, и хорошо интонирующие дети.

Занятия хора и вокала провожу с использованием фонопедического метода развития детского голоса В.В.Емельянова. Дети, которые обучаются в моем классе, с 6 до 18 лет, с огромным удовольствием шипят, кричат, шуршат голосом. Выполнять упражнения вяло, лениво и без опоры у детей просто не получается. Для правильного выполнения ученики стараются быть более активными, собранными, внимательными и энергичными. Открывают для себя новые, здоровые, насыщенные звуки. С удовольствием отслеживают сами, как постепенно раскрываются и крепнут их голоса. А я, с не меньшим удовольствием, слежу за тем, как все меньше приносят дети справки о перенесенных заболеваниях. В период с 1го по 5й классы простудными и инфекционными заболеваниями (ОРЗ, ОРВИ) перестают болеть, до 60% детей. В 2009 году во II полугодии (январь– май) в старшем хоре вообще не было ни одного заболевшего ребенка. Это в то время, когда февраль является самым “гриппозным” месяцем. Как переносятся эти заболевания, я и сама давно уже забыла. Если и приходит, какой, либо из перечисленных недугов, справляюсь с ним гораздо быстрее, чем мои коллеги. Занятия вокалом значительно повышают иммунитет. Теперь я это знаю сама, на своем жизненном и профессиональном опыте.

На Руси люди считали, что поет в человеке сама душа и пение – это ее естественное состояние. Если у вас плохое настроение, вы часто болеете, испытываете усталость и напряженность – совет один – пойте! Пойте все, что вы можете и помните, даже если никогда этому не учились. Пусть научатся ваши дети в музыкальной школе, и вы будете петь вместе с ними. Гораздо полезнее петь не в одиночестве, а всей семьей.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Заикание и пение в хоре

На вопросы интересующихся пением в церкви отвечает регент хора московского храма А.М.

— Я профессиональный музыкант и певец, получивший музыкальное образование. Недавно крестился и начал ходить в храм. Хотел бы начать петь на клиросе, но с церковным пением пока знаком мало. Как мне начать работать певчим?

— Для начала вам следует поговорить с регентом в храме, куда вы ходите. Наверняка он согласится взять на клирос ученика. Для того, чтобы работать певчим, вам нужно изучить церковный обиход, то есть гласы и прочий музыкальный материал, который хор поет на службах наизусть. Если вы посещаете храм уже некоторое время, то многие церковные песнопения и тексты знакомы Вам на слух. Если хор в храме профессиональный, в начале имеет смысл просто походить на клирос и понаблюдать за работой церковного хора: что поется по нотам или текстам, а что певчие поют наизусть. После этого вы сможете постепенно начать петь в хоре сами с разрешения регента.

С каких песнопений нужно начать знакомиться с пением в церкви?

Если проблем с музыкальной грамотой у Вас нет, можно попросить у регента ноты гласов или найти их в интернете. Гласы- это песнопения, которые поются церковным хором на различные тексты: стихиры, тропари или ирмосы. На каждом богослужении эти тексты меняются. Они поются наряду неизменяемыми молитвами. Чем больше времени вы будете на клиросе, тем быстрее Вы усвоите необходимые элементы церковного пения. И если Вы ищете работу певчего, то в будущем сможете на нее рассчитывать: зная репертуар и гласы.

Для Вас откроется гораздо больше вакансий певчего, если вы покажете уверенное знание церковного обихода.

— Я уже пел в церкви, но недолго и безвозмездно. Сейчас ищу оплачиваемую работу на клиросе. Пока не уверен, что смогу петь один свою партию в хоре. Как действовать, чтобы стать профессиональным певчим?

— Если вы ориентируетесь на работу на клиросе за вознаграждение, то должны уверенно знать обиход, владеть голосом и хорошо читать ноты. Обратитесь к регенту в храме, выразите желание петь на клиросе, возможно, прослушав вас, он даст Вам для начала ученическую ставку, поменьше, чем у других певчих, которые давно работают на клиросе. Уделите внимание твердому знанию гласов, последования службы и владению голосом. Берите домой ноты из клиросной библиотеки и учите до службы то, что регулярно поется в церкви.

— Когда я смогу начать работать певчим на клиросе?

— Работа на клиросе-такой же труд, как и любой другой, труд во славу Божью. Позанимавшись чтением нот, вокалом и выучив обиход, вы сможете в дальнейшем рассчитывать на бОльшую оплату в качестве певчего этого либо другого церковного хора. Вакансий для хороших певчих всегда достаточно. Пробуйте устроиться в такой церковный хор, где другие певчие будут для Вас примером в профессиональном плане. Когда вы начнете свободно себя чувствовать на клиросе, оритентироваться в службе, а особенно если регенту понлавится ваш голос- вы будете получать приглашения на службы и сможете регулярно работать в храме. Все зависит от вашего желания петь в церкви!

klirik.com

Обучение пению на клиросе в церковном хоре

Богослужебное пение – не что иное, как совместная молитва всех, участвующих в церковной службе.

Церковное хоровое пение со времён апостолов является составной частью молитвенного собрания.

Большая духовно-просветительская миссия заключена в православном церковном пении. Это средство, через которое проповедуется Слово Божье, образующее особый богослужебный церковный язык.

В храм очень часто заходят люди мало что понимающие в церковных традициях. Ощутить действие благодатной молитвы, умиление и проникновение в её суть помогает церковное хоровое пение, научиться которому под силу каждому.

Школы и курсы церковного пения

Для любого начинания важно желание и дальнейшие действия. Освоить церковное хоровое пение помогут, возникшие совсем недавно хоровые курсы при храмах, программа которых построена с самых азов:

  • распевки;
  • несложные произведения;
  • изучение истории храмового пения;
  • церковные гласы.
  • Обучение пению на клиросе сводится к несложным произведениям, состоящим из двух партий, и проходит бесплатно.

    Кроме курсов, существуют целые школы церковного хорового пения. В больших городах, например, Москве, Санкт- Петербурге, их можно найти при каждом храме.

    В школах обучение длится от года до трёх лет. Для желающих пройти обучение унисонному певческому искусству в Москве открыта Школа византийского хорового пения. Её адрес легко можно найти в интернете.

    В школу церковного хорового пения принимают как детей, так и взрослых. Начинается обучение с:

  • нотной грамоты;
  • сольфеджио и вокала;
  • богословия;
  • текстов церковных песнопений.
  • Но не везде можно найти такие школы. В крайнем случае можно найти храм и связаться с регентом.

    Обучение церковному пению

  • Научиться беглому чтению церковно-славянской литературы. Для этого нужно ежедневно читать книги и молитвослов, которые написаны церковно-славянским языком и практиковаться в его понимании и проговаривании. Этими книгам являются Часослов, Минея и Октоих. Именно они изданы на языке, считающимся основным – церковно-славянском.
  • Следует заниматься изучением нотной грамоты и сольфеджио.
  • Не нужно самостоятельно изучать осмогласие, потому что в храмах напевы разнятся. Лучше сразу разучить напев храма, в котором хотите нести певческое послушание.
  • В хоре ориентируйтесь на опытных певчих.
  • При пении с хором стремитесь к точному попаданию в нужную ноту, следите за направлением звука, произношением, дыханием и громкостью.
  • Обучение церковному пению необходимо продолжать самостоятельно:

    1. Для этого нужно взять ноты и разучивать песнопения в сопровождении музыкального инструмента, припевая вместо слогов названия нот, прослеживая их длительности.
    2. Музыкальную партию нужно взять для сопрано, а вокальную воспроизводить для альта.
    3. Полезны также индивидуальные занятия с педагогом, который подскажет направление обучения.
    4. Следует добиваться светлого, умиротворяющего и величественного пения.
    5. Не стоит увлекаться красивой гармонией, эффектами или сложными партиями. В хоровом церковном пении слова первичны.
    6. Старание и упорный труд помогут через год довольно прилично исполнять произведения на клиросе.
    7. Обучение пению на клиросе

      Клирос – место в храме, где находятся певчие. Исторически церковное пение сводилось к одноголосью и монотонности. Их исполнение не отличалось сложностью. Современный клирос – это многоголосный хор, который имитирует пение ангелов. В больших храмах он имеет правую и левую часть, в одной поют любители, в другой профессиональные исполнители. Клирос располагается на возвышении перед алтарём.

      Чтобы начинать обучение пению на клиросе необходимо:

    8. иметь музыкальный слух;
    9. красивый по тембру голос;
    10. желательно иметь музыкальное образование.
    11. Если музыкального образования нет, то нужно начинать с самостоятельного изучения нотной грамоты. Пение на клиросе предполагает быстрое чтение нот с листа. Многократное повторение и упорство позволят овладеть этим навыком.

      Подготовке к богослужению нужно уделять на неделе около пяти часов. Во время репетиций происходит спевка с другими певчими, определение положения в хоре, которое зависит от высоты голоса.

      Хоровое исполнение на клиросе должно оказывать сильное воздействие на слушателей. Чтобы достигнуть подобного результата нужен большой труд. Он заключается в регулярных репетициях, изучениях и нюансировках репертуара, распевания.

      Виды богослужебного пения:

    12. Знаменное или крюковое пение, в котором хор исполняет одногласие. Этот вид древнего церковного распева предшествовал современной нотной записи музыкальных произведений. Он записывается специальными значками «знамёнами» или «крюками».
    13. Партесное пение, где включается много голосов.
    14. Обиход, в который входят несложные повседневные богослужебные песнопения.
    15. Школа церковного пения осмогласие

      «Осмогласия» или «восьмигласия» является основным фондом церковной музыки, в котором каждый глас соответствует определённому дню недели.

      Начинается каждый глас в воскресный день, прододжается до субботы и сообщает седмице благодатное настроение воскресного дня. Этот глас имеет господствующее положение в богослужении во время всей седмицы.

    16. Первый – Пасхальный, звучит светозарно, величественно, взмывает в Небо стремительно и легко, настраивая душу на возвышенную волну духовной радости и Божественного величия. Воскресный праздник Святой Пасхи составлен в первом и пятом гласе.
    17. Второй – Великой Субботы. В нём отражается переходное состояние от временной жизни к вечной. Он нежный, располагающий к любви, состраданию, отражает тонкие переживания души.
    18. Третий – является размышлением о тайне Горнего мира. Он отличается плавностью и степенностью, но все же является твёрдым и мужественным. Песнопения третьего гласа содержат небесную радость, хвалу и свет. В воскресном тропаре третьего гласа изображается Воскресение Христово в виде источника всеобщей радости.
    19. Четвёртый – быстрый и торжественный, возбуждающий радость. Глас светлого торжества. Он отличается торжественностью, но не триумфом первого гласа. Четвёртый глас имеет оттенок покаянности и напоминает о греховности человеческого существа.
    20. Пятый – служит завершением и углублённым распевом первого гласа. В его песнопениях слышен призыв поклонения и приветствие: «Радуйся!». Для него характерна радостная печаль.
    21. Шестой – служит продолжением второго гласа. Мелодия его печальная, передаёт скорбь, и небесное утешение. Если второй глас является гласом исхода, то шестой – глас погребения. На него положены каноны утреней службы в Великий Четверг, Великую Пятницу и Великую Субботу. Большинство песнопений преподобным отцам и святителям поются на шестой глас.
    22. Седьмой – плагальный третьему гласу. Количество музыкальных строк и песнопений в нём отличается скудностью. У греков он именовался «тяжёлым». Характер его – мужественный. Тексты и мелодия просты и величественны, но за простотой спрятана глубокая, великая и непостижимая суть. Песнопения седьмого гласа говорят о веке наступающем, ещё неведомом и об Иерусалиме Небесном.
    23. Восьмой глас – плагальный к четвёртому. Он отражает полноту совершенства высоты Небесного над земным. Мелодия Восьмого гласа печальная и умилительная.

Основные песнопения осьмигласия можно найти в нотном двухтомнике «Октоих», старинной церковной книге. В ней находятся нотные обозначения основных песнопений восьми гласов, которые используются в обиходе.

Роль пения в воскресном Богослужении

Воскресное богослужение является основной функцией Церкви. Регулярная посещаемость и организация богослужения в воскресный день – это тот труд, к исполнению которого призвана Церковь.

Великим благословением является воскресное богослужение, переоценить значение этого действия невозможно. Оно является актом поклонения Святому Началу – Богу.

pravoslavie.guru

Куда пойти с ребенком: 5-й юбилейный фестиваль «Чилдрен Кинофест»

Детские смеси Nutrilon 3 и Nutrilon 4 – чтобы малыш не испытывал нехватки питательных веществ

Самая лучшая коляска – для самой лучшей мамы!

Детям о Чернобыле: что рассказать ребенку

45-летний самый высокооплачиваемый актер Голливуда стал отцом в третий раз

Календарь беременности

Что лечит пение? Интервью с учителем вокала о пении, заикании и лечении астмы

С древних времен лекарям известна уникальная сила звуков, которые человек произносит своим голосом. Современные медики пришли к выводу, что занятия вокалом позитивно влияет на здоровье и общее состояние. ПЕТЬ — не только приятно, но и полезно!

Мы не раз писали о целебном влиянии музыки, изучали так называемый эффект Моцарта. А сейчас поговорим о полезном влиянии пения. "Его уникальность еще в том, что музыкальный инструмент — голосовые связки — всегда с нами", — говорит Людмила Гончаренко — преподаватель вокала, музыкант с 20-ти летним стажем, завуч одной из музыкальных школ Днепропетровска.

Твой Малыш узнает, в чем же польза пения для взрослых и детей, что можно лечить с его помощью, как использовать арт-терапию в обычной жизни. и главное, могут ли освоить пение все люди? Огромный опыт Людмилы позволяет ей делать обобщения и выводы. Прислушаемся?

Т.М: Людмила, пение действительно полезно всем? Почему?

В Тибете монахи до сих пор при лечении нервных болезней используют вокальные упражнения.

Начнем с того, что пение плодотворно влияет на эмоциональное состояние человека, при пении мозг осуществляет выработку эндорфина — так называемого «гормона радости».

Известно давно, что пение — как сольное, так и хоровое использовалось для лечения душевных недугов. В Древней Греции с помощью хорового пения лечили от бессонницы. С помощью пения сейчас лечат такой дефект, как заикание.

Доказано, что звукосочетание «ОМ» снижает давление, приводит в баланс тело, ум и сердце. «УХ», «АХ», «ОХ» — освобождает нас от негативной энергии.

Важно! Эти звуки пропевать либо на одном звуке, либо используя попевки.

Т.М: Какие физические недуги можно лечить с помощью пения?

Людмила Гончаренко: Мы знаем, что пение – это во многом искусство правильного дыхания. Дыхание — основа жизни и функционирования нашего организма. Существуют особые методы лечения астмы с помощью обучения пению, и когда врачи выписывают направление на пение в хоре при диагнозе «бронхиальная астма». И это уже не вызывает удивление.

Пение серьезно помогает улучшать дикцию и устранять речевые недостатки. Чем раньше, к примеру, заикающийся ребенок начнет заниматься пением, тем больше у него шансов избавиться от этого недостатка.

Если опять вернуться к проблемам, имеющим и физические, и психологические проблемы, то нужно сказать еще о таком важном эффекте пения, как логопедический.

Мало того, многие заикающиеся люди, великолепно поют, хотя в быту продолжают заикаться, хоть и в меньшей мере.

Т.М: Почему так происходит? Каков механизм влияния пения в этом случае?

Людмила Гончаренко: Дело в том, что в процессе исполнения песни одно слово перетекает в другое и как бы льется вместе с музыкой, таким образом главное препятствие – произношение первого звука в слове для заикающегося сглаживается. Ребенок слушая как поют другие (учитель, хор, ансамбль ) попадает в такт, что тоже позволяет сгладить акцент. Установлено, что легкая форма заикания может исчезнуть полностью. Средняя и сложная формы заикания коррекции с помощью одного лишь пения не поддаются, но оно может стать частью терапии.

Т.М: Очень любопытно. А есть примеры излечения?

Людмила Гончаренко: В одном из интервью известный актер Василий Лановой рассказал, что в детстве он заикался. В качестве лекарственного средства от заикания его учитель выбрала украинские песни. Почему она выбрала украинскую песню? В большинстве народных, особенно, украинских песен между словами почти нет пауз. А, как известно, одно из препятствий, которое стоит перед заикающимся, — это произношение первого звука в слове. В песне все звуки поются связанно и льются вместе с музыкой. Слова песни известны, заучены и переходы от одного слова к другому как бы отрепетированы. К тому же, есть еще одна составляющая песни — ритм. А ритмическая речь является одним из важнейших способов коррекции заикания.

Если ребенок получает комплексное музыкальное обучение (посещает уроки в музыкальной школе), со временем он сможет себе аккомпанировать на гитаре, фортепиано, бандуре, что способствует устранению спазматических задержек. Речь запускается как бы рукой, определяет темп, ритм речи, а значит, опять же, снимается барьер, который мешает заикающемуся человечку говорить легко и просто.

Людмила Гончаренко: Это тема для отдельного разговора. Скажу, лишь, что физиологически человек с рождения приспособлен к пению. Он имеет « музыкальные поля» — 47-е поле лобных и 38-е поле задних долей головного мозга, а также «способность быть способным».

Но у большинства людей голос мало отличимый от разговорного. Такой невыразительный голос можно назвать «непевческим» или « бытовым». Но его можно развивать. В основе этого — постановка голоса в технике резонансного пения, позволяющая из « непевческого» голоса создать голос «певческий» (диапазон, сила,тембр,вибрато, неутомляемость).

В детском возрасте это сделать проще всего. В эволюции «голосок-голос-голосище» ребенок берет непосредственное участие и это очень мотивирует, повышает самооценку и позволяет расти во всех смыслах.

Начинать нужно из коллективных занятий.

Лучше всего непевческий голос может развиться в хоре или ансамбле.

И если родители хотят, чтобы дети пели, не следует сразу стремиться к сольному пению (хотя есть очень одаренные дети — самородки — которые могут начать и с этого), позвольте малышу развиваться в коллективе. А дальше возможны самые разные пути развития, вплоть до профессиональной сольной деятельности.

И еще: петь можно и нужно всем. Конечно, для того, чтобы выйти на сцену, нужно учиться, но ведь петь можно и в душе, и в душевной компании, и просто подпевая любимому певцу. Ведь это, прежде всего, удовольствие. Да и учиться никогда не поздно!

Наш консультант: Людмила Гончаренко,

преподаватель вокала и бандуры, завуч музыкальной школы № 10

tvoymalysh.com.ua

1.2. Вокально-хоровая работа в детском хоре

Выдающийся деятель в области вокальной педагогики, доктор искусствоведения профессор В. А. Багадуров писал: «История детской вокальной педагогики на протяжении ряда столетий с совершенной ясностью показывает, что специальных теорий постановки именно детского голоса никогда не существовало. Некоторые особенности работы с детскими голосами, обусловленные возрастом и детской психикой, спецификой детского восприятия, разумеется, должны быть учитываемы, но это относится не к принципам воспитания голоса, а к педагогическим приемам обучения».

Основные принципы вокального воспитания едины как в профессиональном обучении пению, так и в системе музыкального образования в школе; как для взрослых певцов, так и для детей. Существует различие лишь в специфике воспитания детского голоса, обусловленной психологическими особенностями и физиологическими возможностями в том или ином возрасте. Обязательно при работе с детьми, особенно в мутационный период, применение голососберегающих технологий. Кроме того, вокальное воспитание детей осуществляется на несколько ином музыкальном материале.

Одна из самых важных задач распевания является не только подготовка голосового аппарата к работе, но и формирование у обучающихся основных певческих навыков, к которым Гладкая С.О. относит:

-певческое дыхание и опору звука;

-высокую вокальную позицию;

-ровность звучания на протяжении всего диапазона голоса;

-использование различных видов звуковедения;

-дикционные: артикуляционные и орфоэпические навыки.

1. Певческая установка. Учащиеся обязательно должны узнать о певческой установке, как основе успешного освоения учебного материала.

2. Дирижёрский жест. Обучающиеся должны быть ознакомлены с видами дирижёрских жестов:

— менять по руке дирижёра силу звука, темп, штрихи

3. Дыхание и паузы. Педагог должен научить детей овладевать техникой дыхания — бесшумный короткий вдох, опора дыхания и постепенное его расходование. На более поздних этапах обучения овладевать техникой цепного дыхания. Дыхание воспитывается постепенно, поэтому на начальном этапе обучения в репертуар нужно включать песни с короткими фразами с последней долгой нотой или фразами, разделёнными паузами. Далее вводятся песни с более продолжительными фразами. Необходимо объяснять учащимся, что характер дыхания в песнях различного движения и настроения не одинаков. Для работы над развитием дыхания лучше всего подходят русские народные песни.

4. Звукообразование. Формирование мягкой атаки звука. Твёрдую рекомендуется использовать крайне редко в произведениях определённого характера. Большую роль в воспитании правильного образования звука играют упражнения, например, пение на слоги. Как результат работы над звукообразованием — выработка у детей единой манеры пения.

5. Дикция. Формирование навыка ясного и чёткого произношения согласных, навыка активной работы артикуляционного аппарата.

Строй. Работа над чистотой и точностью интонирования в пении — одно из условий сохранения строя. Чистоте интонации способствует чёткое осознание чувства «лада». Воспитать ладовое восприятие можно через освоение понятий «мажор» и «минор», включение в распевки различных звукорядов, главных ступеней лада, сопоставление мажорных и минорных последовательностей, пение a сappella.

7. Ансамбль. В хоровом пении понятие «ансамбль» — единство, уравновешенность в тексте, мелодии, ритме, динамике; поэтому для хорового исполнения необходимы единообразие и согласованность в характере звукообразования, произношения, дыхания. Необходимо научить поющих прислушиваться к звучащим рядом голосам.

Все вокальные навыки находятся в тесной взаимосвязи, поэтому работа над ними проводится параллельно. Естественно, каждое вокальное упражнение имеет цель формирования каких-то определённых навыков, но при его исполнении невозможно выпустить из внимания остальные. Это и является основной сложностью для маленького певца – усвоить, что для достижения устойчивого результата, необходимо использовать абсолютно все знания, умения и навыки, полученные на занятиях. На первоначальном этапе необходимо воспитывать эти навыки в их элементарном виде, не добиваясь тонкостей того или иного приема. В дальнейшем происходит постоянное закрепление, развитие и совершенствование певческих навыков, углубленная работа над культурой и правильностью звука, красотой тембра, тонкой и разнообразной нюансировкой на более сложном музыкальном материале.

Вокальная работа в детском хoре имеет свою специфику по сравнению с работой во взрослом хоре. Эта специфика обусловлена, прежде всего, тем, что детский организм в отличие от взрослого находится в постоянном развитии, а, следовательно, изменении. Многолетней практикой доказано, что пение в детском возрасте не только не вредно, но и полезно. Речь идет о пении, правильном в вокальном отношении, что возможно при соблюдении определенных принципов. Пение способствует развитию голосовых связок, дыхательного и артикуляционного аппаратов. Правильно проводимое пение укрепляет здоровье детей.

studfiles.net

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Navigation