Заикание и тики у детей

Заикания и нервные тики у детей 1-6 лет: причины и способы лечения

Заикание и нервные тики у детей 1-6 лет: о причинах их возникновения и способах лечения мы поговорили с детским неврологом, педиатром Аллой Васильевной Беляковой и психологом, семейным консультантом Марией Карасёвой.

«Заикание и двигательные тики дебютируют у детей в возрасте 2-5 лет. Наиболее частыми предпосылками для возникновения таких состояний являются перинатальное поражение ЦНС (ППЦНС) на первом году жизни, склонность к судорожному реагированию, наследственная предрасположенность. Если у ребенка имеются органические нарушения ЦНС, то неврологи расценивают тики и заикание как неврозоподобные состояния. Они хуже поддаются лечению и требуют более интенсивной медикаментозной терапии. Если же со стороны ЦНС не выявляется никаких нарушений, то такие состояния расцениваются как невроз. Поэтому для уточнения или исключения нарушений ЦНС обязательно нужно пройти обследование (ЭЭГ). Чаще заикание и тики встречаются у мальчиков.

Обычно толчком для начала невроза (тика или заикания) служит стрессовая ситуация, очень сильные переживания и эмоции. Например, период адаптации к детскому садику. Ребенок попадает в новую для него ситуацию, к новым людям. При этом играет роль и отлучение от матери, отсутствие материнской поддержки. Неблагоприятной ситуацией являются ссоры родителей. Ребенок чувствует себя виноватым в домашних скандалах. Однако и чрезмерно много положительных эмоций, перевозбуждение ребенка, длительный просмотр телевизора могут также спровоцировать начало тиков или заикания. Последние факторы чаще являются значимыми при наличии у ребенка нарушений со стороны ЦНС.

Таким образом, если у ребенка есть отягощающие факторы (ППЦНС на первом году жизни, склонность к судорожному реагированию, наследственная предрасположенность), то для профилактики возникновения неврозов нужно избегать вышеописанных факторов риска. А при поступлении ребенка в детский сад необходимо подготовить его: рассказать о садике, прийти в детсад для знакомства с воспитателем и детьми, не оставляя ребенка одного. В дальнейшем в детский садик дать с собой ребенку его любимую игрушку. В этом случае адаптация пройдет более гладко.

При возникновении первых признаков заикания или тика необходимо срочно обратиться к детскому неврологу. Важно не ждать, когда это пройдет самостоятельно, а сразу начать лечение. Так как при рано начатом лечении эффект значительно лучше. Также важно не заканчивать курс медикаментозного лечения преждевременно. Даже если невроз внешне уже не проявляется, нельзя прекращать лечение, так как возрастает вероятность рецидива. А повторное возникновение проявлений невроза поддается лечению сложнее, требуются более длительные курсы. Невролог обычно назначает медикаментозное лечение на 1-2 месяца, курс физиотерапии, массажа.

Кроме лекарств очень важно создать для ребенка психологически щадящую обстановку. Не ругать ребенка и не ругаться при нем. Рекомендуется разговаривать спокойно, но твердо; избегать перевозбуждения и переутомления; ограничить просмотр телевизора до 15 минут в день; избегать шумных коллективов и игр.

Во всех случаях рекомендуется консультация психолога. Крайне важно выявить психотравмирующую для ребенка ситуацию и исключить ее. Так как без исключения психотравмирующей ситуации медикаментозное лечение будет неэффективно. Также нужно воспитывать и развивать в ребенке уверенность в себе. Дети с неврозом нуждаются в особом, теплом и внимательном отношении со стороны родителей».

Мария Карасёва, психолог, семейный консультант:

«Заикание и нервные тики у детей могут возникать по самым разным причинам (генетическая предрасположенность, как результат физической или психической травмы). Но всегда есть и психологический компонент, который иногда является катализатором возникновения заболевания. Для того чтобы пояснить это подробнее и дать алгоритмы психологической коррекции этих заболеваний, немного разберемся, в чем их суть и как правильно распознать их признаки.

Принято считать, что нервный тик — это всегда подергивание глазом. Но на самом деле, если говорить простыми словами, — это подергивание какой-либо частью тела, в основе которого лежит механизм непроизвольного сокращения мышц. Нервные тики могут быть достаточно незаметны, но иногда они носят тяжелую форму и приводят к социальной изоляции. Интенсивность проявления может варьироваться в течение дня, может носить спонтанный и достаточно краткосрочный характер, а иногда это заболевание длится много лет. В связи с этим и эффективность лечения может быть разная — от полного излечения до неэффективности. И в вопросах коррекции и лечения данного заболевания не последняя роль отводится характеру взаимодействия родителей с детьми.

Заикание — нарушение плавности и ритмичности речи, причем эти нарушения не всегда выражены так сильно, как мы привыкли думать. Иногда заикание проявляется как чрезмерная пауза в речи, как будто ребенок задумался над ответом и никак не может сказать что-то. На самом деле эта пауза может быть вызвана судорогами мышц речевого аппарата. Также к заиканию иногда относят повторение каких-то слов, звуков, слогов. Эти повторения являются частью борьбы ребенка с речевым недугом и попытка выразить свою мысль. Заикание иногда проявляется только в стрессе, когда возрастает значимость ситуации в картине мира ребенка, в связи с которой происходит блокировка мышц на физическом уровне (публичное выступление, разговор с незнакомыми людьми, разговор по телефону, страх наказания и т. п.). На фоне стресса мышцы зажимаются, ребенок начинает волноваться, понимает, что ему сложно выразить свою мысль, и соответственно волнуется еще больше, и еще больше происходит сжатие речевых мышц. Получается замкнутый круг, который расстраивает как самого ребенка, так и его родителей.

Заикание — разновидность детского невроза. Оно может возникать на фоне физиологических нарушений (черепно-мозговые травмы, поражение нервной системы, нарушение внутриутробного развития, генетическая предрасположенность, лор-заболевания и т. п.). Возникновению заикания могут способствовать и социально-психологические причины. К психологическим причинам относят: стрессовые ситуации, сильные психоэмоциональные и травматические события — потеря близкого человека, сильный испуг, страхи и т. п. Тем не менее у детей заикание может быть и формой привлечения внимания родителей или проживанием глубокого чувства обиды и ревности и невозможностью справится с этими чувствами. К социальным причинам можно отнести: частые и резкие смены места жительства (также школы, садика), чрезмерная опека родителей, переутомление ребенка развивающими занятиями (особенно речевыми), чрезмерная стимуляция речевого аппарата (родителями), просто повторение за кем-то из членов семьи, кто заикается (или за другим ребенком).

Лечение нервных тиков и заикания у детей

Лечение нервных тиков и заикания назначает врач невролог. Часто у заболевания встречаются психологические причины, и даже если они не основные, то всегда есть сопутствующая данному заболеванию психологическая атмосфера, к которой относится: характер отношений между родителями (между папой и мамой), характер отношений между другими членами семьи, уровень конфликтности членов семьи, степень тревожности родителей (особенно мамы), стиль воспитания (особенно авторитарный), гиперопека и многое другое.

При возникновении заикания или нервных тиков у ребенка родителям в первую очередь стоит меньше заострять внимание на этой проблеме — не торопить ребенка что-то сказать, не проявлять нетерпения к неправильному поведению ребенка, не раздражаться, не осуждать и ни в коем случае не передразнивать и не смеяться над ним.

Ребенок должен понимать, что, несмотря на его проблему, его любят и ценят, а также относятся к нему с уважением. Более того, если ребенок до этого чувствовал давление со стороны родителей, то просто необходимо это давление снизить. Давление дети ощущают тогда, когда родители наказывают ребенка — физически или психологически. К психологическим видам наказания относятся: обида на ребенка, злость, крик, оскорбления, угрозы и т. п. Это все угнетает работу нервной системы и создает благоприятные условия для развития неврологического заболевания.

Одновременно с этим важно помнить, что чрезмерная тревожность о проблеме (тики или заикание) с фиксацией родителей на ней (даже когда ребенок не слышит об этом), создает у ребенка ощущение, что с ним что-то не так. У него снижается самооценка, и его тревожность также начинает расти. Это способствует повышению уровня стресса и выраженности симптоматики. Поэтому ребенок должен чувствовать себя в безопасности, и он должен понять, что с этой проблемой можно справиться. Но это понимание может прийти только от родителей, которые также верят в себя, в свои силы и в способности своего ребенка. Именно родители на эмоциональном уровне транслируют ребенку чувство психологической безопасности, без которого сложно ожидать эффективного лечения.

Одновременно с этим родители отвечают и за обеспечение внешней безопасности ребенка, речь идет о защите от насмешек других людей. Иногда, в силу невозможности обеспечить защиту ребенка в дошкольных и школьных учреждениях, на момент заболевания можно рекомендовать домашнее обучение. Но стоит помнить, что все равно какой-то круг друзей просто необходим ребенку — важно, чтобы это были дети, которые смогут спокойно реагировать на проблему и не будут смеяться и передразнивать вашего сына или дочь. Если изолировать ребенка полностью, то может быть обратный эффект — усилится застенчивость, которая также может привести к более частым (сильным) проявлениям заикания или нервных тиков.

После такой изоляции обязательно надо следить за тем, как ребенок адаптируется после перерыва. Важно во время его вынужденного сидения дома заняться психологическими упражнениями, посещать специальные занятия с психологом-логопедом (в случае заикания), просто с психологом. Необходимо поднять ребенку самооценку, чтобы он сам поверил в свои силы. И хорошо, если это будет происходить в содружестве — невролог, психолог, родитель и детский коллектив».

littleone.com

Бытует мнение, что дети, страдающие тиками, отстают в учебе, несколько рассеяны, не могут подолгу концентрировать свое внимание. Но это не всегда так. Среди тех, кто знает, что такое тик не понаслышке, есть и отличники, и спортсмены, и профессиональные юные танцоры. Возможно, именно они будут делать историю. Но сейчас это дети. И то, что они подвержены тикам, мешает им жить: они комплексуют и даже стыдятся, когда начинают часто-часто моргать и слегка подергивать плечиками или как-то по-другому проявлять проблемы неврологического характера.

информацияС тиком сталкиваются дети от 2 до 18 лет. Это одно из лидирующих неврологических заболеваний детского возраста.

Общие сведения о тиках

Оно встречается приблизительно одинаково как у девочек, так и мальчиков (11% к 13%). До десяти лет практически каждый пятый ребенок переживает одно или несколько из проявлений тика:

  • приподнимание бровей;
  • вздрагивания;
  • подергивание угла рта и др.
  • Родители детей, склонных к тикам, должны быть готовы к тому, что заострение болезни возникает в трехлетнем возрасте или в период между семью и десятью годами. Характер тиков и место возникновения зависит от разных факторов: времени года, настроения, занятия. Если ребенок чем-то особенно увлечен, например, интересной игрой или требующим внимания упражнением, тики приглушаются, но стоит засидеться в одной позе, как сразу наступает обострение.

    Чтобы отличить нервный тик у ребенка от сокращения мышц во время судорог, вызванных другими заболеваниями, необходимо знать, что ребенок может контролировать проявления неврологической проблемы. Например, если он хочет взять карандаш и под линейку провести ровную линию, у него это получится.

    важноЕще одна специфичная особенность этого заболевания состоит в том, что от него можно как избавиться навсегда, так и не найти лечения. Одним словом, чтобы до конца разобраться с нервным тиком, нужно четко понимать причины его возникновения.

    Классификация тиков у детей

    Различают следующие виды тика:

  • вокальный (связанный со звуковым сопровождением: кряхтение и т.п.);
  • моторный (с задействованием мышц: моргание и т.п.);
  • генерализованный (сочетающий в себе несколько тиков);
  • ритуальный (связанный с действиями: дергание мочки уха и т.п.)
  • Специфика тика заключается в том, что данное заболевание очень двойственно может себя проявлять в разных моментах. Например, длительность заболевания непредсказуема: оно может возникнуть на несколько часов и больше никогда не повториться, а может растянуться на долгие годы. Проявляться может очень незначительно, даже почти незаметно, а иногда сопровождаться такой формой, при которой человек не имеет возможности выйти к людям. По-разному выражать себя в течение дня: возникать то часто, то редко.

    Нервный тик у детей, как правило, сочетается с гиперактивным поведением и нарушением концентрации внимания, сопровождающимися навязчивым поведением, что указывает на симптомы данного заболевания:

  • «игра» с прядями волос;
  • обгрызание ногтей;
  • закручивание-раскручивание краев одежды.
  • информацияДети с тиками чаще всего плохо засыпают, беспокойно спят, испытывают дискомфорт в закрытых многолюдных помещениях.

    Значительная роль при диагностике тиков отводится наследственной предрасположенности. Проведенные исследования дали возможность утверждать, что провоцируется заболевание, если речь идет о наследственности, легче у мальчиков, причем в более раннем возрасте, чем у родителей.

    Следует добавить, что и от климата в семье зависит очень многое. Если родители разумно сочетают метод «кнута и пряника», то проблемы неврологического характера обойдут ребенка.Известны случаи, когда тики возникали на фоне вирусных инфекций или других заболеваний. Например, проблемы со зрением привели к морганиям, заболевания органов дыхания – к покашливаниям или пошмыгиваниям носом.

    Сказанное выше позволяет назвать основные причины нервного тика у детей:

  • наследственность;
  • неправильное воспитание;
  • стресс;
  • последствия других заболеваний.
  • Лечение нервного тика у детей

    важноЧто бы ни предшествовало появлению тиков, их нельзя оставлять без лечения. Бездействие может привести к осложнениям, усугублению проблемы.

  • Для начала необходимо выяснить причину возникновения и, если это возможно, попытаться устранить ее.
  • Следующим шагом эффективно будет подключить психотерапию. Даже в благополучных семьях консультации психологов и психиатров не будут лишними, по крайней мере, они помогут изменить само отношение к тикам: они есть, с ними нужно бороться, но на них нельзя зацикливаться.
  • Очень кстати в общем комплексе лечения будет психологическая коррекция, которую можно рассматривать как очень важноесредство от нервного тика. Психологическая коррекция может проводиться как индивидуально, так и в группе:
    • При индивидуальном подходе развивается внимание, память, можно помочь ребенку справиться с внутренней тревожностью и одновременно поднять самооценку. Эффективными приемами являются ролевые игры, беседы, рисунки.
    • Занятия в группе позволяют ребенку чувствовать себя увереннее, потому что он видит: это не только его проблема, есть и другие люди, которые его очень хорошо понимают. Общаясь с ними, разыгрывая конфликтные ситуации под контролем специалиста, дети учатся находить правильные пути решения, как будто «репетируют» какую-то жизненную ситуацию, которая может встретиться в жизни, а в ответ на нее уже есть «домашняя заготовка». Это позволяет уменьшить вероятность обострения тиков.
    • Медикаментозная терапия

      Если методы, о которых сказано выше, исчерпаны, а желаемых результатов нет, тогда необходимо подключать лекарства.

      информацияНервный тик у детей требует комплексного подхода для устранения проблемы, причем медикаментозная терапия должна продолжаться еще полгода после полного исчезновения тиков.

      При этом могут применяться:

    • антидепрессанты («Фенибут», «Золофт», «Паксил» и т.п.);
    • уменьшить явно выраженные моторные проявления помогут «Тиапридал», «Терален» и подобные препараты;
    • ноотропные или сосудистые препараты, которые улучшат обменные процессы мозга;
    • не будут лишними витамины.
    • Помочь ребенку справиться с проблемой должен врач-невролог, который, изучив клиническую картину, назначит правильное лечение лекарственными препаратами.

    • Если болезнь о себе заявила с 3 до 6 лет, то обычно наблюдение за ней и лечение требует длительного времени — вплоть до пубертатного периода.
    • Интервал возникновения 6-8 лет называют «благоприятным» для борьбы с тиками — они проходят, не возвращаясь.
    • Особенно бдительными должны быть родители, которые заметили неврологические проблемы у своего ребенка до 3 лет.

    опасноЭто может быть тревожным сигналом тяжелых заболеваний, таких как: шизофрения, аутизм, опухоли мозга и других, менее распространенных состояний. Ребенка нужно серьезно обследовать, чтобы исключить названные диагнозы.

    Медики неоднократно подчеркивают, что помочь родителям растить здорового ребенка они могут в том случае, если сами родители этого хотят. Вопрос о нервных тиках как нельзя актуально эту мысль подтверждает снова и снова. Стабильно уравновешенный психологический климат в семье – профилактика неврологических расстройств у детей.

    Несформированная психика ребенка оказывается очень уязвимой в реакции на различного рода стрессы. Это могут быть и постоянные ссоры между родителями, и их частые запреты на свободу действий малыша, которые будут воспитывать неуверенного в себе человека, и неадекватная реакция старших на провинности крохи и подобное.

    Если в вашем роду нет природной предрасположенности, то вы в силах не допустить нервный тик,который вызовет осложнения у ребенка позже. Берегите психику вашего малыша, не провоцируйте развития страхов, ничем не пугайте, не дайте развиться фобиям, не дайте вырасти психически нездоровому человеку. А нервный тик — это лишь внешнее проявление названных причин.

    deti.baby-calendar.ru

    Нервный тик у детей. Причины, симптомы и лечение патологии

    Сайт предоставляет справочную информацию. Адекватная диагностика и лечение болезни возможны под наблюдением добросовестного врача.

  • моргание глазом/глазами;
  • нахмуривание лба;
  • гримасничанье;
  • сморщивание носа;
  • покусывание губы;
  • подергивание головой, рукой или ногой.
  • Вокальными тиками являются:

    Интересные факты

    • Нервный тик, в отличие от других видов навязчивых движений, либо не осознается ребенком, либо осознается как физиологическая потребность.
    • При появлении тиков сам ребенок длительное время может их не замечать, не испытывая при этом никакого дискомфорта, а поводом обращения к врачу становится беспокойство родителей.
    • Нервный тик может подавляться усилием воли ребенка в течение непродолжительного времени (несколько минут). При этом нарастает нервное напряжение и в скором времени нервный тик возобновляется с большей силой, могут появляться новые тики.
    • Нервный тик может вовлекать сразу несколько групп мышц, что придает ему вид целенаправленного, скоординированного движения.
    • Нервный тик проявляется только в состоянии бодрствования. Во сне ребенок не проявляет никаких признаков заболевания.
    • Нервными тиками страдали такие знаменитые личности как Моцарт и Наполеон.
    • Иннервация мышц лица

      Пирамидная и экстрапирамидная системы

      Нервы, иннервирующие мышцы лица

    • мышцы лба;
    • круговая мышца глазницы;
    • щечные мышцы;
    • мышцы носа;
    • мышцы губ;
    • круговая мышца рта;
    • скуловые мышцы;
    • подкожная мышца шеи;
    • Причины нервного тика

    • первичные нервные тики;
    • вторичные нервные тики.
    • Первичные нервные тики

    • Психоэмоциональное потрясение. Наиболее частая причина нервных тиков у детей. Возникновение тика может спровоцировать как острая психоэмоциональная травма (испуг, ссора с родителями), так и длительная неблагоприятная психологическая обстановка в семье (недостаток внимания к ребенку, чрезмерная требовательность и строгость в воспитании).
    • Тик первого сентября. Примерно у 10% детей нервный тик дебютирует в первые дни посещения школы. Это связано с новой обстановкой, новыми знакомствами, определенными правилами и ограничениями, что является сильным эмоциональным потрясением для ребенка.
    • Нарушение питания. Недостаток в организме кальция и магния, участвующих в мышечном сокращении, может вызвать судорожную активность мышц, в том числе и тики.
    • Злоупотребление психостимуляторами. Чай, кофе, всевозможные энергетические напитки активируют центральную нервную систему, заставляя ее работать «на износ». При частом употреблении таких напитков происходит процесс нервного истощения, что проявляется повышенной раздражительностью, эмоциональной нестабильностью и, как следствие, нервными тиками.
    • Переутомление. Хроническое недосыпание, длительное пребывание за компьютером, чтение книг при плохом освещении ведут к повышению активности различных зон головного мозга с вовлечением экстрапирамидных систем и развитием нервных тиков.
    • Наследственная предрасположенность. Последние исследования указывают на то, что нервный тик передается по аутосомно-доминантному типу наследования (если у одного из родителей есть дефектный ген, то у него будет проявляться данное заболевание, а вероятность наследования его ребенком составляет 50%). Наличие генетической предрасположенности не обязательно приведет к развитию заболевания, но шанс возникновения нервного тика у таких детей больше, чем у детей без генетической предрасположенности.
    • По степени выраженности первичный нервный тик может быть:

    • Локальным – вовлекается одна мышца/группа мышц, и данный тик доминирует на протяжении всего периода заболевания.
    • Множественным – проявляется в нескольких группах мышц одновременно.
    • Генерализованным (Синдром Туретта) – наследственное заболевание, характеризующееся генерализованными моторными тиками различных групп мышц в сочетании с вокальными тиками.
    • По длительности первичный нервный тик бывает:

    • Транзиторным – длительностью от 2 недель до 1 года, после чего проходит бесследно. Через определенное время тик может возобновиться. Транзиторные тики могут быть локальными или множественными, моторными и вокальными.
    • Хроническим – длительностью более 1 года. Может быть как локальным, так и множественным. В течение болезни могут исчезать тики в одних группах мышц и появляться в других, однако полной ремиссии не наступает.
    • Вторичные нервные тики

    • врожденные заболевания нервной системы;
    • черепно-мозговая травма, в том числе и врожденная;
    • энцефалит – инфекционно-воспалительное заболевание головного мозга;
    • генерализованные инфекции – вирус герпеса, цитомегаловирус, стрептококк;
    • интоксикация угарным газом, опиатами;
    • опухоли головного мозга;
    • некоторые медикаменты – антипсихотические препараты, антидепрессанты, противосудорожные, стимуляторы центральной нервной системы (кофеин);
    • невралгия тройничного нерва – гиперчувствительность кожи лица, проявляющаяся болью при любых прикосновениях к лицевой области;
    • наследственные заболевания – хорея Гентингтона, торсионная дистония.
    • Изменения в организме ребенка при нервном тике

      Под влиянием перечисленных выше факторов повышается активность экстрапирамидной системы головного мозга, что приводит к избыточному образованию нервных импульсов.

      Избыточные нервные импульсы проводятся по двигательным нервам к скелетным мышцам. В зоне контакта нервных волокон с мышечными клетками, в области синапсов, происходит избыточное выделение медиатора ацетилхолина, что вызывает сокращения иннервируемых мышц.

      Как было сказано ранее, сокращение мышц требует наличия кальция и энергии. При нервном тике частые сокращения определенных мышц повторяются в течение нескольких часов или на протяжении всего дня. Энергия (АТФ), используемая мышцей в процессе сокращения, расходуется в больших количествах, а ее запасы не всегда успевают восстанавливаться. Это может привести к мышечной слабости и болям в мышцах.

      Постоянные нервные тики, проявляющиеся подмигиванием, гримасничаньем, сопением и другими способами, привлекают к ребенку внимание окружающих. Естественно, это накладывает серьезный отпечаток на эмоциональное состояние ребенка – он начинает чувствовать свой дефект (хотя до этого, возможно, не придавал ему никакого значения).

      Диагностика нервного тика у детей

      Когда следует обращаться к врачу?

    • нервный тик сильно выражен;
    • множественные нервные тики;
    • нервный тик причиняет физические неудобства ребенку;
    • нервный тик нарушает социальную адаптацию ребенка;
    • нервный тик не проходит самостоятельно в течение 1 месяца.
    • Что ждет ребенка на приеме у врача?

    • Когда впервые появился нервный тик?
    • Как проявляется нервный тик?
    • Были ли стрессовые ситуации в жизни ребенка перед возникновением нервного тика?
    • При каких обстоятельствах чаще проявляется или усиливается нервный тик?
    • Какие лекарства давали ребенку до обращения к врачу?
    • Имеются ли у ребенка известные хронические заболевания либо перенесенные травмы?
    • Страдал ли нервным тиком кто-либо из близких родственников ребенка?
    • Какое обследование проведет невропатолог?

    • Оценка общего состояния ребенка – дает врачу информацию о состоянии развития ребенка, о состоянии костно-мышечного аппарата и нервной системы.
    • Оценка двигательных функций – выявляются стереотипные непроизвольные сокращения мышц лица и других групп мышц.
    • Оценка чувствительных функций – дает информацию о возможных сопутствующих заболеваниях нервной системы.
    • Оценка рефлексов – слишком выраженные рефлексы (гиперрефлексия) свидетельствуют о повышенной возбудимости нервной системы ребенка, что может являться причиной нервных тиков.

    Какие дополнительные исследования может назначить невропатолог?

  • Общий анализ крови – позволяет заподозрить инфекционные либо паразитарные заболевания у ребенка.
  • Ионограмма – определение содержания кальция и магния в крови. Недостаток или избыток данных микроэлементов может привести к возникновению мышечных подергиваний.
  • Анализ на гельминты – глистные заболевания могут быть причиной нервных тиков.
  • Магнитно-резонансная томография – назначается при подозрении на повреждение мозга, черепа, кровеносных сосудов, если появлению нервного тика предшествовала травма головы.
  • Электроэнцефалография – метод, позволяющий зарегистрировать повышенную активность различных отделов головного мозга и записать данные на бумаге.
  • Когда может понадобиться консультация других специалистов?

  • Психотерапевт – при первичном нервном тике, появившемся после острой или хронической стрессовой ситуации.
  • Инфекционист – при подозрении на инфекцию головного мозга либо генерализованные инфекции.
  • Токсиколог – при интоксикации химическими веществами либо медикаментами.
  • Онколог – при подозрении на опухоль головного мозга.
  • Генетик – при наличии нервного тика у близких родственников ребенка (дедушка, бабушка, родители, родные братья или сестры).
  • Первая помощь при нервном тике

    Быстрое устранение нервного тика век

  • Умеренно надавливать пальцем в области надбровной дуги (место выхода из полости черепа нерва, иннервирующего кожу верхнего века) и удерживать в течение 10 секунд.
  • С такой же силой надавить в области внутреннего и наружного углов глаза, удерживая в течение 10 секунд.
  • Сильно зажмурить оба глаза на 3 – 5 секунд. При этом нужно максимально напрячь веки. Повторить 3 раза с интервалом в 1 минуту.
  • Выполнение данных приемов может снизить выраженность нервного тика, однако эффект этот временный – от нескольких минут до нескольких часов, после чего нервный тик возобновится.

    Компресс из листьев герани

    Лечение нервного тика

    В лечении нервного тика у детей различают:

    • немедикаментозные методы лечения;
    • медикаментозные методы лечения;
    • народные методы лечения.
    • Немедикаментозные методы лечения

    • индивидуальная психотерапия;
    • создание благоприятной обстановки в семье;
    • организация режима труда и отдыха;
    • полноценный сон;
    • полноценное питание;
    • исключение нервного перенапряжения.
    • Индивидуальная психотерапия

      Это наиболее предпочтительный метод лечения первичных нервных тиков у детей, так как в большинстве случаев их возникновение связано со стрессом и измененным психоэмоциональным состоянием ребенка. Детский психиатр поможет ребенку разобраться в причинах повышенной возбудимости и нервозности, тем самым устраняя причину возникновения нервного тика, научит правильному отношению к нервному тику.

      В первую очередь, родителям следует понять, что нервный тик – это не баловство, не капризы ребенка, а заболевание, требующее соответствующего лечения. Если у ребенка появился нервный тик, не следует ругать его, требовать, чтобы он контролировал себя, говорить, что над ним будут смеяться в школе и так далее. Ребенок не в силах самостоятельно справиться с нервным тиком, а неправильное отношение родителей только усиливает его внутреннее психоэмоциональное напряжение и усугубляет течение заболевания.

    • не заострять внимание на нервном тике ребенка;
    • относиться к ребенку как к здоровому, нормальному человеку;
    • по возможности оградить ребенка от всякого рода стрессовых ситуаций;
    • поддерживать в семье спокойную, уютную обстановку;
    • постараться выяснить, какие проблемы есть или были у ребенка в недавнем времени и помочь в их решении;
    • при необходимости своевременно обратиться к детскому невропатологу.
    • Организация режим труда и отдыха

      Неправильное распределение времени приводит к переутомлению, стрессу и нервному истощению ребенка. При нервном тике крайне важно исключить эти факторы, для чего рекомендуется соблюдать определенные правила относительно работы и отдыха.

      www.polismed.com

      Нервные тики у детей

      Методы лечения народными средствами

      Введение. Многие считают, что тик – это что-то типа заикания. На самом деле, это огромное заблуждение. Нервный тик – это движение, которое повторяется. Это может быть как заикание, так другие проявления, например, шмыганье носом, почесывание, невольные поворты головы, непроизвольные моргания.

      Наиболее часто тики встречаются у детей в период 6-7 лет. Это объясняется психологическими факторами. Ребенок уходит из детского сада и идет в школу. Несомненно, это большой стресс. Следующий период возникновения тиков – 8-10 лет, это возраст, когда дети переходят из 3 класса в 5.

      Причинами тиков могут стать следующие моменты:

      1. Травмы головы, органические заболевания головного мозга, коры. Такие тики называются органическими, они достаточно устойчивы, избавиться от них проблематично.
      2. Тики, появляющиеся после психотравм, стрессов, шоковых ситуаций называются психогенными. Достаточно часто такие тики проходят после проработки ситуации с психологом или психиатром.
      3. Тики, передающиеся как наследственное заболевание, имеют название идиопатические. Для их развития не нужна никакая причина, самостоятельное заболевание.
      4. Дети, имеющие в анамнезе такой диагноз, как невроз или гиперактивность, часто страдают от неврозоподобных тиков. Излечиваются довольно сложно, часто корригируются препаратами.
      5. Тики, которые возникли после болезни от условных рефлексов. Ну, например, это шмыганье носа после длительного насморка, частое моргание после конъюнктивита.
      6. Гиперкинезия, которая развивается у детей с заиканием, так же относится к тикам. Дети как будто помогают себе руками или ногами для того, чтобы проще произносить слова.
      7. Очень важно поведение родителей:

      8. Не ругайте ребенка
      9. Не делайте акцент на тике у ребенка
      10. Помогайте ребенку в выполнении специальных упражнений
      11. Зарядите ребенка положительными эмоциями и дайте ему позитивную установку.
      12. Помогите ребенку адаптироваться в социуме.

      Лечение тиков обычно медикаментозное под контролем врача, психологическое у врачей. Довольно часто помогает родительская любовь, тепло и забота, а так же спокойный психологический климат в окружении.

      История болезни.У ребенка (4 года) появился тик — часто непроизвольно моргает глазами, дергает руками и ногами. Как его вылечить? А., г. Москва.

      Немедленно обращайтесь к врачу! Описанные вами симптомы — в лучшем случае проявления какого-либо невроза, психологического дискомфорта, который испытывает ребенок, В худшем случае непроизвольные подергивания конечностей, подмигивание, как и большинство других немотивированных моторных реакций, свидетельствуют о поражении центральной или периферической нервных систем, то есть головного или спинного мозга. Это в конечном счете может привести к тяжелой инвалидности, к эпилепсии. Так что ни в коем случае не занимайтесь самолечением!

      medic.ymka.ru

      Важное значение имеет диагностика заикания. При заика­нии нарушается ритм, темп и плавность речи, что приводит к нарушениям коммуникативного поведения 1 .

      В процессе диагностики важное значение имеет дифферен­циация так называемого невротического и неврозоподобного заи­кания.

      Невротическое заикание возникает а результате острых и по-дострых психических травм на фоне предрасполагающих фак­торов: особая невропатическая структура организма ребенка, соматическая ослабленность, семейная отягощенность патоло­гией речи, особенно заиканием, неблагоприятный речевой кли­мат в семье и, прежде всего, перегрузка ребенка информацией.

      Неврозоподобное заикание возникает на фоне нарушений дея­тельности центральной нервной системы в связи с различными проявлениями мозговой дисфункции.

      1 Нарушения коммуникативного поведения при заикании многими автора­ми рассматривается как ведущий дефект (А.В.Ястребова).

      Невротическое заикание следует отличать от так называемо­го эволютивного заикания, которое возникает в период наиболее интенсивного развития речи и так называемого спотыкания — poltern.

      Среди условий возникновения заикания ведущее значение имеют неравномерность развития речевых и моторных функ­ций, особенно в критические периоды, в сочетании с конститу­ционально-генетическими особенностями сомато-вегетативной и эмоциональной сферы. Эти особенности чаще всего проявля­ются в виде повышенной нервной возбудимости, которая обычно имеет место уже с первых месяцев жизни ребенка. Важное зна­чение имеют также остаточные проявления раннего органиче­ского поражения центральной нервной системы в виде двига­тельной расторможенности и эмоциональной неустойчивости, а также нерезко выраженные речедвигательные расстройства.

      Среди внешних условий большую роль играет эмоциональ­ная и речевая перегрузка под влиянием неблагоприятного ок­ружения.

      В начальном периоде невротического заикания наблюдается преобладание тонических спазмов в дыхательной и вокальной мускулатуре, затем присоединяются тонико-клонические судо­роги в мышцах артикуляционного аппарата, а также дополни­тельные сопутствующие движения по типу тикозных в мышцах лица, шеи и конечностей. В дальнейшем при неблагоприятном течении заикания можно наблюдать в отдельных случаях воз­никновение общего или избирательного мутизма — активного отказа от речевого общения. В дальнейшем, обычно к началу школьного возраста, может формироваться страх речи — лого-фобия.

      Невротическое заикание обычно стойко сочетается с други­ми невротическими проявлениями (страхами, нарушениями сна, энурезом — ночным или дневным недержанием мочи, эмоцио­нальной неустойчивостью), а также повышенной психической истощаемостью.

      Есть и другой тип заикания, которое возникает без какой-либо явной причины, постепенно, как бы незаметно для окру­жающих. Возникновению этой формы заикания способствует декомпенсация ранней недостаточности ЦНС под влиянием раз­личных неблагоприятных факторов. К ним относятся наследст­венная предрасположенность к заиканию, о чем свидетельству­ет частота заикания и других форм речевой патологии в семей­ном анамнезе этих детей; недостаточность речевой системы (позднее развитие речи, различные формы речевой недостаточ­ности; особенности моторной и нервно-психической сферы, кри­тические периоды нервно-психического и речевого развития).

      Неврозоподобное заикание часто наблюдается при различ­ных нервно-психических заболеваниях, проявляющихся, преж­де всего, в виде нарушений эмоциональной сферы и поведения.

      При электроэнцефалографическом обследовании детей с нев-розоподобным заиканием отмечались, как правило, наряду с общемозговыми и локальные изменения биолектической актив­ности мозга, более выраженные в левом или правом полушарии.

      При левополушарных нарушениях заикание нередко сочета­лось с другими нарушениями речи и прежде — задержкой рече­вого развития или более стойким речевым расстройством — мо­торной алалией.

      При правополушарных — заикание сочеталось с прособиче-скими и интонационно-ритмическими нарушениями в сочета­нии с более выраженными эмоционально-поведенческими рас­стройствами. Трудности общения у этих детей проявлялись не только за счет заикания, но и в связи с их общей инвертирован-ностью (направленностью на себя) и нарушениями поведения обычно по типу гиперактивного.

      Неврозоподобное заикание может сочетаться с невротиче­скими проявлениями. Такой тип заикания характерен для детей с органическим поражением ЦНС, включая и легкую мозговую дисфункцию, а также при резидуальных нервно-психических заболеваниях, например, при ДЦП при легкой и средней степе­ни поражения речедвигательной мускулатуры.

      Если заикание возникает у ребенка с церебральным парали­чом и тяжелым поражением артикуляционной мускулатуры, то такое заикание следует рассматривать как органическое.

      Оно отличается стойкостью, сопровождается тяжелыми тони­ческими спазмами дыхательной, вокальной и артикуляционной мускулатуры и выраженными насильственными движениями.

      Для отграничения заикания от других, внешне сходных с ним форм речевой патологии, проявляющихся в нарушениях темпа, ритма и плавности речи, часто в сочетании с дефектами звуко-произношения (например, различными формами дизартрии, дис-лалии в сочетании с тахилалией), следует учитывать один из важных признаков заикания, а именно, большую вариабиль-ность проявлений в зависимости от условий общения с посте­пенным формированием особого типа речевого поведения, структура которого определяется не только самим речевым дефектом, но и эмоционально-личностными и сомато-вегетатив-ными нарушениями.

      Кроме того, для дифференциальной диагностики заикания с другими, внешне сходными с ним речевыми расстройствами, следует учитывать специфику течения данной формы речевой патологии (волнообразность со склонностью к рецидивам), а также частоту формирования логофобии (страха речи) с общей невротизацией личности и одним из ярких внешних симптомо-комплексов заикания — судорожным движением мышц, участ­вующих в речевом акте с сопутствующими движениями и «улов­ками».

      Особую сложность в ряде случаев может представлять отгра­ничение заикания от особой формы речевой патологии клат-теринг-синдрома, который характеризуется неразборчивой, поспешной речью с ее прерывистостью и непреднамеренными паузами.

      Основным признаком клаттеринг-синдрома, позволяющим его дифференцировать от заикания, является постоянно уско­ренный темп речи (тахилалия), делающий речь малопонятной. Ускоренный темп речи сочетается со своеобразными наруше­ниями ритма речи, т.е. имеет место речевая дизритмия; кроме того, характерны персеверации — повторения звуков, слогов, слов и фраз, нарушения плавности речи, включая повторения, паузы, непредусмотренные смысловым содержанием, вставки звуков, слогов или слов, а также непостоянные пропуски и сме­щения звуков и слогов. В целом, это ускоренная, захлебываю­щаяся, неравномерная по ритму речь, часто сочетающаяся с нарушениями артикуляции. При этом, в отличие от дизартрии, нарушения артикуляции крайне непостоянны и вариабильны по структуре. Могут наблюдаться и нарушения голоса в виде колебаний его громкости и малой интонационной выразитель­ности. Характерны также трудности в нахождении слов, в по­строении фраз, в правильной расстановке смысловых ударений.

      Эти признаки часто сочетаются с нарушениями чтения и пись­ма, выраженной недостаточностью функции активного внима­ния, гиперактивным поведением, недостаточным объемом слу­ховой памяти и трудностями обучения.

      В отличие от заикания, все указанные признаки хотя и про­являются нестабильно, вариабильность их проявлений не свя­зана прямо с усложнением ситуации речевого общения. Ребе­нок не прибегает к различным «уловкам», как заикающийся, у него не выражены вегето-сосудистые нарушения, отсутствует страх речи (логофобия), а часто даже и просто отношение к своему речевому дефекту.

      Проявления клаттеринг-синдрома не сочетаются с призна­ками общего мышечного напряжения, морганием глаз, разду­ванием ноздрей, дрожанием губ и другими признаками, рас­сматриваемыми как вторичные проявления заикания. Однако, необходимо учитывать возможность сочетания клаттеринг-син­дрома и заикания.

      Клаттеринг-синдром обычно наблюдается у лиц мужского пола.

      Описано аутосомно-доминантное наследование этого син­дрома. В таких случаях это нарушение прослеживается из поко­ления в поколение, в среднем, проявляясь у половины детей лица, страдающего данным речевым нарушением. Это не ис­ключает наличие семей, в которых, в силу случайности, все де­ти наследуют от родителя, страдающего данной патологией, толь­ко нормальный ген. В этих случаях нарушение исчезает в этой ветви семьи.

      Интерес к данной форме речевой патологии значительно уве­личился с выделением неследственной рецессивно сцепленной с полом особой формы интеллектуальной недостаточности со своеобразной клинической картиной, включающей данную фор­му речевой патологии. Это так называемая олигофрения, связан­ная с ломкой Х-хромосомой. Примечательно, что по последним данным, эта форма речевой патологии может проявляться на фоне сохранного интеллекта. Иногда подобные формы речевых нарушений описываются как проявления дизартрии с заиканием.

      В последние годы подтвердились данные о частоте клатте-ринга как специфического синдрома у лиц мужского пола с лом­кой Х-хромосомой. У всех обследованных выявлен быстрый, колеблющийся темп речи с повторением звуков, слов или даже целых фраз. Быстрый, «взрывной» темп речи обусловливает ее смазанность, невнятность. Характерными признаками являют­ся повторения слогов и слов, прерывистость речи, непреднаме­ренные паузы и остановки в сочетании с повторами, которые, в отличие от заикания, обнаруживаются не в начале высказыва­ния, а на всем его протяжении, и часто сочетаются с нарушения­ми артикуляции. Артикуляционные нарушения проявляются в заменах, пропусках и искажениях звуков, особенно глухих соглас­ных. В ряде случаев даже у детей школьного возраста отмечает­ся отсутствие осознания своего дефекта. Ребенок продолжает говорить быстро, невнятно, не осознавая того, что слушателю трудно следить за последовательным ходом его мысли. В большинстве случаев это сочетается, а иногда и обуславливается выра­женными нарушениями функции активного внимания. Частыми также являются нарушения кратковременной памяти и трудно­сти выбора наиболее адекватных слов для продолжения беседы.

      Эти особенности коммуникативного поведения иногда обо­значаются как «поведение пересмотра», т.е. речь говорящего посто­янно прерывается остановками и «новыми стартами» с включе­нием новых тем для беседы. Эта особенность считается самой характерной для данного синдрома и свидетельствует о наруше­ниях последовательного изложения мыслей при этой форме ре­чевой патологии. Такой тип «информационно изобильного рече­вого поведения» совершенно не характерен для заикания.

      Таким образом, клаттеринг-синдром представляет собой не только нарушение плавности и внятности речи, но и специфи­ческую языковую дисфункцию. При диагнозе данного синдрома важно учитывать следующие основные его проявления: непо­стоянство в темпе речи с тенденцией к быстрому — тахилалии; повторы слов (по крайней мере два повтора на 100 произнесен­ных слов); наличие артикуляционных затруднений, нарушений психического и речевого развития; случаи речевых нарушений в семейном анамнезе; отсутствие осознания речевого нару­шения; сочетание указанных признаков с выраженными на­рушениями внимания. Выявление 4-х и более из представлен­ных признаков дает основание для диагноза клаттеринг — синдрома.

      Дополнительными признаками данной формы речевой пато­логии могут быть: трудности планирования речевого высказы­вания и последовательного изложения мыслей; персеверации и частые отклонения от темы высказывания; диссоциация между относительно большим словарным запасом и возможностью по­строения последовательной схемы высказывания. Эти специфи­ческие языковые трудности проявляются лишь при достаточно развитой фразовой речи. В этих условиях и проявляются специ­фические нарушения связной речи. Выявление данной формы речевого нарушения требует полного логопедического обследо­вания с дополнительным исследованием кратковременной слу­ховой памяти и оценки плавности речи как в спонтанной рече­вой деятельности в процессе игры и беседы со сверстниками, так и в специально заданной логопедом тематической беседе.

      Особые трудности могут возникнуть при отграничении клат-теринг-синдрома от заикания, возникающего на фоне органи­ческого поражения ЦНС и дизартрии. В этих случаях полезно учесть общие характерные признаки детей, которые имеют ме­сто при особой форме умственной отсталости, связанной с ломкой Х-хромосомой, так как именно у таких детей наиболее часто имеет место клаттеринг-синдром. Это прежде всего спе­цифические особенности строения лица и тела: большой череп, несколько удлиненное лицо, увеличенные оттопыренные уш­ные раковины, широкий прямой лоб, уплощение средней части лица, своеобразная форма носа с тупым, слегка загнутым кон­чиком, светлые радужные оболочки глаз, прямой прикус, уве­личенные в размерах кисти и стопы.

      При неврологическом обследовании часто выявляется общее снижение мышечного тонуса, в ряде случаев наблюдаются сте­реотипные гримасы, подергивания мышц лица, иногда судо­рожный синдром.

      Знание представленной формы речевого нарушения важно как для отграничения его от заикания, так и для выявления лиц, речевые и интеллектуальные нарушения которых обуслов­лены наличием ломкой Х-хромосомы.

      Кроме связи с ломкой Х-хромосомой, клаттеринг-синдром может наблюдаться у лиц с рассеянным склерозом, внутриче­репным кровоизлиянием в области ствола головного мозга. Та­ким образом, клаттеринг-синдром всегда связан с органическим поражением головного мозга. Особые трудности для диагно­стики могут представлять случаи сочетания клаттеринг-синдро-ма с заиканием.

      Заикание следует также дифференцировать с синдромом Туретта-болезнью тиков, включающей тики артикуляционной мускулатуры, которые могут обуславливать запинки речи, на­поминающие заикание. В отличие от последнего, для синдрома Туретта характерны множественные тики, непроизвольная во­кализация, включающая выкрики бранных слов (копролалию) и повторения слов (эхолалию).

      doshkolnuk.com

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Navigation