Заикание на письме

Заикание. Причины, виды, лечение патологии.

Сайт предоставляет справочную информацию. Адекватная диагностика и лечение болезни возможны под наблюдением добросовестного врача.

Интересные факты и история

Знаменитости, страдавшие от заикания

Анатомия и физиология речи

  • Лобные извилины коры головного мозга отвечают за работу мышц и связок, участвующих в образовании устной речи (звуки, слоги, слова) — центр Брока (двигательный центр). В течение первого года жизни у ребенка он постепенно активируется.
  • Височные извилины ответственны за восприятие собственной речи и речи окружающих — слуховой центр Вернике.
  • Теменная доля коры головного мозга обеспечивает понимание речи.
  • Затылочная доля коры головного мозга (зрительная область) отвечает за усвоение письменной речи.
  • Подкорковые узлы (ядра серого вещества, расположенные под полушариями головного мозга), ответственны за ритм и выразительность речи.
  • Проводящие пути (группы нервных волокон) соединяют различные отделы головного и спинного мозга.
  • Черепно-мозговые нервы отходят от ствола головного мозга (располагается у внутреннего основания черепа) и иннервируют мышцы речевого аппарата, шеи, сердца, органов дыхания.

    Периферический отдел

    • Дыхательный отдел (служит для подачи воздуха) включает в себя трахею, грудную клетку вместе с бронхами и легкими. Речь образуется во время выдоха, поэтому он становится длиннее вдоха в соотношении 1:20 или 1:30.

    Механизм формирования речи

    В двигательном отделе речи головного мозга (центре Брока) возникает импульс (сигнал), который по черепно-мозговым нервам поступает к периферическим отделам речи (дыхательный, голосовой, артикуляционный).

    Механизм развития заикания

    Новая теория в развитии заикания

    Профессор Джералд Магуайр из Калифорнийского Университета провел исследования и выяснил, что у людей страдающих заиканием повышен уровень дофамина (медиатора, контролирующего работу головного мозга). И если эта теория будет подтверждена, то, возможно, в скором времени появятся лекарственные средства, понижающие уровень дофамина. То есть выпил таблетку — и можно отправляться на сцену ораторствовать.

    Причины развития заикания

    Факторы риска развития заикания у детей

    Они создают лишь предпосылки для формирования заикания.

    Причины развития заикания у детей

    Имеется несколько групп, однако причины нередко могут сочетаться.

    Причины развития заикания у взрослых

    Виды заикания по форме судорог

  • Клоническое заикание — когда несколько кратковременных судорог, следующих друг за другом, ведут к непроизвольному повторению отдельных слогов и звуков.
  • Тоническое заикание — если мышцы длительно и сильно сокращаются. В результате происходит задержка речи.
  • Смешанная форма развивается, когда сочетаются оба вида нарушения речи.
  • Кроме того, иногда к судорогам мышц языка, губ и мягкого неба присоединяются насильственные и непроизвольных движения (судороги) мышц лица и/или конечностей.

  • Постоянное — заикание, возникнув, присутствует постоянно при всех ситуациях и в формах речи.
  • Волнообразное — заикание не исчезает до конца: то появляется, то исчезает.
  • Возвратное (рецидивирующее) — дефект речи, исчезнув, появляется вновь. Иногда после довольно длительных периодов речи без запинок.
  • Виды заикания по клиническим формам

    К какому врачу обращаться?

    В каком возрасте лучше начать лечение у детей?

    Методики лечения заикания

    Существуют в большом количестве, но задача у всех одна — заставить речевые центры работать синхронно с одинаковой скоростью. В основу положено торможение речевого центра Брока и возбуждение других двигательных центров.

    Устранение заикания у дошкольников

  • Обеспечение коррекции речи и личности
  • Развитие чувства ритма и темпа речи
  • Улучшение внимания и памяти
  • Развитее мелкой моторики рук и расслабление мышечного тонуса
  • Развитее речевой и двигательной координации
  • Методика Силивестрова

    II. Тренировочный. Переходят от тихой речи — к громкой, а от спокойного вида деятельности — к эмоциональной. Для этого используются активные, творческие игры. Причем на этом этапе в лечении принимают участие и родители.

    III. Закрепительный. Плавная речь закрепляется в более сложных ситуациях: беседа, рассказ и так далее.

    Устранение заикания у подростков и взрослых

    II.Перестраиваются укоренившиеся навыки и нарушенное отношение личности.

    III-IV. Проводятся тренировки речи в жизненной обстановке, в которой обычно пребывает заикающийся. Благодаря чему у больного воспитывается речевая активность, также в нем укрепляется уверенность, что он сможет справиться с заиканием в любой ситуации.

  • Проводится работа для устранения речевых судорог
  • Уменьшается чувство тревоги, связанной с актом речи
  • Осознания больным своего состояния и уверенности в выздоровлении
  • Особенность методики — синхронизация речи с движениями пальцев ведущей руки. То есть формируется новое психологическое состояние, в котором речь больного связана со спокойствием, правильной интонацией и мимикой, уверенной осанкой и так далее. Первоначально такая речь медленная, но она дает возможность с первых занятий говорить больному без судорожных запинок.

    Новые методики для лечения заикания

    Мотивация — основа лечения

    Больные логоневрозом — талантливые, ранимые и впечатлительные люди. Однако нередко они инертны или ленивы. За долгие годы своей болезни они приспосабливаются, извлекая вторичную выгоду из своего состояния: их реже вызывают к доске, не отправляют на конкурсы чтецов, освобождают от устных опросов и так далее.

    Организуйте сон ребенку не менее 8 часов в день (при необходимости дневной сон), исключите активные и компьютерные игры в вечернее время. Ограничьте время просмотра мультиков и постарайтесь не давать смотреть новые серии пока длиться лечение. Таким образом, уменьшится перенапряжение центральных отделов речи.

    Дети наедине с собой не заикаются, поэтому постарайтесь первыми не обращаться к ребенку. Разговаривайте с малышом спокойно, не спеша и плавно, выговаривая все слова. Общаясь с ребенком, старайтесь использовать вопросы, ответы на которые простые и односложные. Если малышу трудно выговорить фразу самостоятельно, произнесите её вместе.

    Читайте книги только хорошо знакомые, не просите ребенка пересказать сказку, увиденное или разучивать стихотворение — для этого наступит подходящее время несколько позднее. Выбирайте для прогулок не шумные места. Лучше играть в спокойные игры (например, сборка конструктора, лепка, рисование), чтобы ребенок комментировал свои действия, поскольку наедине с собой он не заикается.

    В рационе должна преобладать растительно-молочная пища. Следует ограничить шоколад, сладости, острую, соленые и жаренную пищу.

    www.polismed.com

    Причины и лечение заикания у взрослых пациентов

    Заикание – болезнь, проявляющаяся в виде нарушения речевых функций и имеющая психоневрологическое происхождение. Чаще всего заиканием страдают дети, во взрослом возрасте болезнь проявляется крайне редко, но более болезненно.

    Заикание во взрослом возрасте вызывает сложности при разговоре, пациенты страдают от дефекта речи, не могут выговорить правильно слова, растягивают, либо наоборот, непроизвольно сокращают слоги. Заболевание может сопровождаться тиками мышц, подергиванием в конечностях и сложностями с дыханием.

    Долгое время заикание не поддавалось лечению. Современная медицина сделала огромный скачок вперед, позволяющий не просто диагностировать болезнь, но и весьма успешно лечить ее.

    Совместными усилиями логопедов, неврологов, психологов и психотерапевтов удается достичь положительных результатов даже при лечении заикания у пожилых больных, испытывающих сложности в разговоре с детства.

    Исследования последних лет позволяют выделить две природы развития заикания:

    Невротическое заикание

    Невротическое заикание проявляется в виде нарушения нормального ритма речи, возникновения запинания и повторов. Данная форма нарушения напрямую связанна с тоническими и тоникоклоническими судорогами в области дыхательно-вокальной и артикулярной мускулатуры.

    Природа возникновения заболевания имеет психологическую подоплеку, что позволяет отнести его к группе невротических болезней. В медицине встречается также термин логоневроз.

    Невротическое заикание всегда связано со стрессовой ситуацией. Чаще всего заиканием страдают мужчины. Болезнь может проявиться единоразово, либо стать постоянным явлением.

    В первом случае человек может начать заикаться после сильного испуга, в приступе паники, или гнева. Во втором случае человек испытывает те же ощущения, но приобретшие постоянный характер.

    Поскольку невротическое заикание связано с психологией, то причины его могут быть самыми разными. Иногда человек начинает заикаться в детстве, подражая кому-либо из своего окружения, привыкает к подобной речи и не замечает ее дефекта.

    Огромную роль в определении причин заикания занимает наследственность, связанная с нарушениями работы речевого аппарата.

    Неврозоподобное заикание

    Данный вид нарушения развивается в детском возрасте. Обычно данной формой заболевания страдают дети 3-4 лет, перенесшие тяжелые физические травмы, либо рожденные с патологией внутренних органов.

    Причиной заикания может стать асфиксия и тяжелые роды. У детей проявляются задержки в развитии, они долго отказываются ходить, быстро устают, разговаривать начинают в 2-3 года, не могут запомнить даже самые простые слова.

    Изначально заикание может проявляться в виде перестановки отдельных слов, но постепенно в разговорной речи все чаще появляются такие слова-паразиты, как «э», «ну», «это», что делает речь еще менее разборчивой.

    Этиология и патогенез нарушения

    Заиканием страдает не менее 1% взрослых жителей планеты. Общего мнения по поводу этиологии заикания не существует. Специалистами выделяются следующие факторы, оказывающие прямое, либо косвенное воздействие на появление заболевания:

  • возраст;
  • половая принадлежность;
  • состояние ЦНС;
  • индивидуальные особенности развития речи;
  • функциональная асимметрия мозга;
  • психические травмы;
  • генетика.
  • Заикание свойственно в большей мере мужчинам, нежели женщинам, что связанно с большей их подверженностью различного рода стрессам.

    При изучении патогенеза нарушения используются следующие подходы:

    1. Клинико-физиологический. Заикающийся человек вполне способен адекватно воспринимать речь, если та звучит из уст другого человека, либо транслируется посредством аудио записи. Он вполне может сформулировать в уме фразу, которую хочет произнести, но сказать так, как задумано, у него не получается, что связанно с нарушением на уровне говорения и уровне речевой просодии. Функция речи не нарушается на физическом уровне, она либо не развита в полной мере, либо говорящий человек испытывает сильный стресс и потому не в силах говорить правильно. Статистические данные показывают, что заикаются чаще всего левши, но точных исследований по этому поводу не было проведено.
    2. Психолого-педагогический. Сторонники данного подхода связывают проявление нарушения с боязнью говорить, возникшей на психологическом уровне. Обычно такая боязнь развивается у детей, испытывающих авторитарное давление родителей, но может проявиться и у взрослых, страдающих от гнета начальства и семейных неурядиц.
    3. Социальный. Обнаружено, что в отсутствие слушателей заикающийся человек говорит правильно, явные нарушения речи отсутствуют, что позволяет говорить о социальной природе заикания.
    4. Психолингвистический. За основу изучения сторонники психолингвистического подхода берут нарушения монологической речи, поскольку монолог невозможен без четко выстроенной, связной и целенаправленной мысленной активности. Посредством многолетних экспериментов было установлено, что заикание напрямую связанно с эмоциями, которые испытывает говорящий при чтении. Лица, читавшие эмоционально насыщенный текст, заикались сильнее, чем те, что читал совершенно лишенный эмоций текст в сухом деловом стиле. При повторном чтении заикание уменьшалось, поскольку текст был уже знаком человеку и не вызывал тех же эмоций, что и при первичном его прочтении. Кроме того, было доказано, что высокая социальная адаптация человека оказывает непосредственное воздействие на развития нарушения. Чем она выше, тем меньший дефект речи наблюдается.
    5. Провокаторы отклонения

      Вероятными причинами развития заикания у взрослых могут быть:

    6. сильный испуг;
    7. перенесенный стресс;
    8. мгновенно охвативший человека гнев;
    9. патологии в развитии;
    10. негативное отношение семьи, начальства;
    11. гормональные и эндокринные нарушения;
    12. перенесенные черепно-мозговые травмы;
    13. задержки в развитии, имевшиеся в детском возрасте.
    14. Заикание может являться наследственным заболеванием, не проявляющимся на протяжении долгого времени. При наличии стрессовой ситуации отклонение может проявиться в самый неподходящий момент и стать постоянным явлением в жизни человека.

      Заикание у взрослых лечится намного сложнее, чем в детском возрасте, потому родителям, воспитывающим детей в возрасте до 12 лет, рекомендуется внимательно наблюдать за тем, не проявляются ли у них признаки данного заболевания.

      Прогрессируя, заболевание может стать причиной остро выраженного дефекта речи. Специалисты выделяют 4 фазы развития заикания:

    15. Отклонение в речи у дошкольников. Проявление заболевания может наблюдаться при сильном эмоциональном всплеске. Обычно заикание в этом возрасте не приводит к серьезным проблемам и исчезает самостоятельно.
    16. Заикание у детей младшего школьного возраста. Заболевание, проявляющееся у младших школьников, считается патологией, требующей немедленного лечения. Иногда заикающиеся школьники могут говорить вполне связно, но постепенно, подвергаясь насмешкам со стороны других детей, они перестают стараться правильно выговаривать слова и дефект речи усиливается.
    17. Нарушение у подростков. Заболевание проявляется в усиленной форме при общении с незнакомыми людьми, ответе у доски, разговоре по телефону.
    18. Заикание в юношеском и взрослом возрасте. В том случае, если заболевание не удалось побороть в детском и подростковом возрасте, оно становится хроническим и вынуждает взрослых людей искать замену некоторым словам, произношение которых вызывает сложности.

    Заикание не является заболеванием в прямом смысле этого слова, поскольку обычно классифицируется как проявление скрытых патологий человеческого организма. Нарушение может быть связанно с такими проблемами, как:

  • психологическое расстройство;
  • наличием у человека комплекса вины;
  • чувством тревожности;
  • одиночеством;
  • страхом;
  • трудностями в общении;
  • нежеланием принимать важные решения и заниматься повседневными хлопотами.
  • Развитие заикания обычно связано с поражением органов речи и мышечной ткани гортани. Существенное воздействие на проявляющийся дефект речи оказывают спазмы и дыхательные судороги, возникающие вследствие чрезмерного волнения.

    Диагностировать заикание у взрослых достаточно просто, поскольку взрослый человек вполне способен объяснить и продемонстрировать, что именно его не устраивает в собственной речи.

    Диагностика заболевания проводится под руководством логопеда и невролога . В дальнейшем пациенту может быть назначена консультация психолога и психотерапевта, могущих определить не кроется ли причина заболевания в домашних проблемах и трудностях в отношениях с родственниками.

    При постановке диагноза у пациента могут проявляться вторичные симптомы:

  • логофобия;
  • потливость рук;
  • покраснение лица;
  • навязчивые взмахи рукой и движения другими частями тела.
  • Правильная постановка диагноза позволяет приступить к немедленному лечению заболевания.

    Коррекция отклонений

    В коррекции заикания особое место занимает индивидуальный подход и комплексное лечение. В зависимости от причин, вызвавших заикание, врач может порекомендовать курсы массажа, гипноз и медикаментозное лечение. В особых случаях потребуется рефлексотерапия и консультация невропатолога.

    В случае, если нарушение было вызвано полученной травмой, пациенту понадобиться консультация вибротолога. Избавиться от сложных случае заикания можно при помощи снятия напряжения отдельных участков тела, в этой ситуации может быть порекомендована миотерапия, направленная на терапию мышц.

    Для коррекции заикания рекомендуется обратиться к психологу и пройти параллельный курс лечения, могущий оказать благотворное воздействие на психику человека, устранив травмирующие ее ситуации.

    Скорректировать состояние больного может также и логопед, использующий такие методы, как логопедический массаж, артикуляционная гимнастика и различные дыхательные упражнения.

    Основной целью коррекции является максимальное улучшение речи. Сложности коррекционного лечения связаны с необходимостью одновременного использования средств и методов неврологической, логопедической, психологической и терапевтической области.

    Вылечить заикание самостоятельно в домашних условиях невозможно, но обнаружив у себя, или у окружающих признаки нарушения следует выпить успокоительное, заварить и выпить немного травяного чая, чтобы снять напряжение. Если это не поможет можно принять ванну с успокаивающими солями.

    Релаксирующее воздействие на организм оказывают травяные отвары и сборы, приобрести которые можно в аптеке. Наиболее благоприятное воздействие оказывает рута пахучая.

    Одну чайную ложку руты заливают стаканом кипятка и дают настояться в течение 7-10 минут. Готовый напиток принимают трижды в день по 1 чайной ложке.

    Заикание не предполагает развитие осложнений. В целом прогноз весьма благоприятный. Интенсивное лечение, прием всех назначенных врачом препаратов и соблюдение щадящего голосовые и речевые рецепторы режима, может оказать существенное влияние на выравнивание речи.

    Многие взрослые, своевременно обратившиеся к врачу, вполне успешно борются и побеждают болезнь.

    Профилактика нарушения

    Заикание у взрослых людей часто связанно с нервным перевозбуждением и душевным расстройством. Лучшей профилактической мерой является стремление избегать стрессовых ситуаций, возможность всегда и во всем находить хорошие стороны.

    Пребывая в хорошем настроении, не погружаясь в насущные проблемы сверх положенной меры и проявляя заботу о собственном душевном здоровье, человек может никогда не столкнуться с такой проблемой.

    Крайне важно обрести гармонию духа и тела, в этом неоценимую помощь могут оказать занятия йогой, прослушивание тихой классической музыки и просто расслабление на диване с любимой книгой в руках. Не зная как снять психическое напряжение, лучше всего обратиться к врачу и решить проблему под его руководством.

    Заиканием в медицине именуется специфическое нарушение речевых функций, не свойственное здоровому человеку. Существует несколько форм и видов нарушения, лечение которых во многом зависит от дисциплинированности человека, его готовности пройти длительный курс лечения и умения беречь себя и свое здоровье.

    neurodoc.ru

    Заикание, лечение заикания — Нижний Новгород

    Заикание — недуг, упоминаемый в летописях времен более 2000 лет до нашей эры. В них описывались, как правило, люди, оставившие след в истории человечества. Заикались: египетские фараоны, персидский царь Батт, пророк Моисей, древнегреческий философ Демосфен и многие, многие другие.

    Среди выдающихся людей разных времен немало лиц, добившихся известности, несмотря на сильное заикание:

  • римский поэт Вергилий,
  • английский физик И.Ньютон,
  • ученый биолог Ч.Дарвин,
  • математик и автор известной сказки «Алиса в стране чудес» — Л.Кэрролл,
  • политический деятель У.Черчиль,
  • писатель С..Моэм (который, кстати, прекрасно изобразил свои переживания в авто-иографическом романе «Бремя страстей человеческих»),
  • американская актриса М.Монро
  • и многие многие другие.
  • Однако не менее вероятно, что сотни тысяч людей из-за этого дефекта речи не смогли достигнуть такого жизненного положения в обществе, на которое они могли бы претендовать благодаря своему высокому интеллекту, различные источники приводят разные цифры, характеризующие кочество страдающих заиканием людей в популяции — от 1 до 5%. Все авторы единодушны в том, что среди лиц мужского пола заикание и логоневрозы встречается, по крайней мере, в 4 раза чаще, чем среди лиц женского пола, а также в том, что в 90—95% случаев заикание возникает в возрасте от 2 до 7 лет.

    Весьма интересно наблюдение группы американских исследователей, которые обследовали методом скрытой видеозаписи 180 детей от 36 месяцев до 47 месяцев в учреждениях ясельного типа. Оказалось, что в разговорной речи те или иные речевые нарушения (преимущественно заикание и дислалия) наблюдались в 15% случаев.

    Не менее интересные данные были получены в исследованиях по генетике заикания. Установлено, что конкордантность по заиканию родных братьев и сестер составляет 18%, дизиготных близнецов — 32%, а монозиготных близнецов — 77% . Степень риска для детей заикающегося мужчины была оценена: для девочек — 9%, для мальчиков — 22%. То же для детей заикающейся женщины: 17% и 36% соответственно.

    Кид с сотрудниками обследовали более 400 заикающихся и их семьи [Kidd et al., 1981]. Они установили, что вероятность возникновения заикания среди родственников увеличивается в 4 раза, если в семье есть хотя бы один человек, страдающий заиканием. Риск значительно возрастает, когда заикаются родители. Сыновья больных заиканием страдают вдвое чаще дочерей. У заикающихся женщин потомков с заиканием больше, чем у заикающихся мужчин. Исследователи делают вывод о том, что заикание генетически наследуется по вертикали, возникновение заикания у женщин требует большего количества неблагоприятных факторов, но предрасположенность к заиканию передается через них сильнее. Они считают, что заикание — генетически наследуемое неврологическое заболевание, однако допускают и другие толкования, наименее вероятным из которых считают предположение о роли подражания в возникновении заикания.

    Описанные факты требуют действенных мероприятий по увеличению эффективности борьбы с этим видом речевой патологии. Ведь не секрет, что даже в крупных специализированных лечебных учреждениях эффективность лечения заикания не превышает 60%, а в логопедических группах детских садов она ещё ниже.

    Лечение заикания в Нижнем Новгороде:

    Логопед готов помочь родителям детей имеющих какие-либо психические или речевые нарушения, а также для взрослых, кто хотел бы изменить свою речь, сделать ее более грамотной, правильной! Лечение заикания.

    Логопед — дефектолог Федорова Елена Анатольевна.

    «РОСТОК». Сегодня заикание исправимо полностью и навсегда.

    В Региональном консультативном центре медико-психологического сопровождения «РОСТОК» работает специалист по коррекции заикания у детей и взрослых по методике «Устойчивой нормализации речи заикающихся». Автор методики — проф. Лилия Зиновьевна Арутюнян (Андронова).

    адрес: пр. Гагарина, 50 (недалеко от Дворца Спорта)

    Вы заикаетесь, испытываете проблемы при общении в коллективе, дома? Не беда. Поможем.

    Адрес: ул. Советская 3, Нижний Новгород, Нижегородская область, Россия

    Лечение заикания в группе. Метод доктора Чиянова.

    Известный врач-психотерапевт Чиянов В.Ф. набирает группу для лечения заикания. Метод лечения доказал свою высокую эффективность при лечении различных форм заикания. За 27 лет своей медицинской практики доктор избавил от заикания более 2,5 тысяч больных. Групповые сеансы могут принимать больные от 12 и до 50 лет. Лечебная группа может состоять от 4 до 8 человек. Стоимость курса из 20 сеансов 1200 у.е. Группы формируются по мере поступления заявок.

    E-mail Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

    xn—-7sbldqaymca7g.xn--p1ai

    Это статья №4 из серии «Нарушения развития речи у детей и их коррекция»

    Заикание (логоневроз) — это нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызываемое судорогами мышц речевого аппарата. При заикании в речи наблюдаются вынужденные остановки или повторения отдельных звуков и слогов. Возникает заикание чаще всего в возрасте от 2 до 5 лет (в период интенсивного развития речи, чаще всего с 3 до 3,5 лет).

    В настоящее время считается общепризнанным, что устранять заикание нужно сразу же, как только оно возникнет. В начальной стадии этот дефект имеет обычную легкую форму. Но легкое, едва заметное вначале заикание может со временем усилиться. Чем больше времени проходит с момента начала заикания, тем чаще оно переходит в тяжелый, стойкий дефект и влечет за собой изменения в психике ребенка. Кроме того, заикание лишает ребенка нормальных условий общения и часто препятствует его успешной учебе. Поэтому данный речевой дефект важно устранять еще до поступления ребенка в школу.

    Запинки несудорожного характера

    Запинки несудорожного характера — это физиологические запинки, а так же запинки, возникшие под неблагоприятным воздействием социума или задержке речевого развития на фоне быстрой хаотичной речи.

    Такие запинки характерны для определенного периода развития детей (80% детей). Если не происходит осложнений, то такие запинки проходят, как только ребенок приобретает уверенность в себе и в выражении своих мыслей. Таким образом физиологические запинки и повторы — это следствие того, что мышление опережает развитие его речевой возможностей. Речевые возможности ограничены периодом формирования активной речи: активный словарь, связная речь и артикуляторные умения не сформированы полностью. Кроме того ребенок много понимает, многое хочет узнать, а общение его происходит на эмоциональном подъеме поэтому речь ребенка с 2 до 5 лет изобилует повторами, перестановками, спотыканиями, хаотичностью.

    Однако со временем под влиянием воспитательного процесса, совершенствования речевых знаний, умений и навыков, детская речь выравнивается, ее несовершенства исчезают. Но при воздействии неблагоприятных факторов запинки могут задерживаться. Часто наблюдаются запинки у детей с задержкой психического развития (ЗПР) и общим недоразвитием речи (ОНР).

    В возрасте между 2 и 4 -мя годами почти все дети начинают повторять звуки, слоги, слова. Обычно это происходит несколько раз во время речевого высказывания. Это не заикание, а нормальные дублирующие повторы. Чисто повторов у каждого ребенка может быть различными и связаны с различными ситуациями. Иногда период, когда дети повторяют звуки, слоги занимает несколько недель, иногда несколько месяцев. Внезапно такие повторения прекращаются. В это время очень важно терпение и внимание к ребенку.

  • Не оказывайте внимания к повторам, ни выражением своего лица, а тем более словами поступками.
  • Не просите говорить ребенка медленно, или более понятно.
  • Удостоверьтесь в том, что ребенок достаточно отдыхает, питается и двигается.
  • Постарайтесь исключить из домашней обстановки все напряженные ситуации (говорите между собой (папа-мама) спокойно, не ругайтесь, меньше эмоций).
  • Удостоверьтесь, что ребенок знает, что: его любят таким, какой он есть, а не только когда он сидит и слушается маму и папу.
  • Давайте ребенку время говорить без перерыва.
  • Не заставляйте ребенка быть «маленьким взрослым» во всем, что он делает.
  • Если ребенок левша не переучивайте его.
  • Будьте спокойны и сдержаны.
  • Помните, что запинки и повторы, естественны для ребенка в этом периоде жизни и могут продолжаться некоторое время.
  • Когда возникает заикание?

    Заиканию предшествуют речевые изменения, вовремя заметив которые можно быстрее начать лечение детей, и получить лучший результат. Первые признаки заикания таковы:

    • малыш вдруг отказывается говорить, при этом молчание может продолжаться несколько часов и даже целые сутки; после этого периода ребенок начинает говорить уже заикаясь (если успеть обратиться к психологу, логопеду до того, как ребенок начнет говорить с заиканием его вообще можно предотвратить);
    • ребенок перед произнесением отдельных слов добавляет лишние звуки, например а или и;
    • перед тем как начать говорить ребенок задумывается, как будто собирается с мыслями, напрягается, — затрудняется начать речь;
    • в словах и фразах ребенок делает паузы, «передышки»;
    • рассказывая что-либо, ребенок повторяет первые слоги в словах или целиком слова/фразы.
    • Если вы заметили какие-то симптомы из перечисленных, незамедлительно обратитесь к специалисту.

      Заикание или запинки судорожного характера

      Если заикание все же возникло и от начала его возникновения прошло несколько дней или 2-3 недели (не дольше), — такое заикание считается первичным и для его преодоления необходимо соблюсти некоторые рекомендации:

      Ребенку с первичным заиканием необходим домашний охранительный режим:

    • Снижение раздражающий факторов, спокойная обстановка дома, устранение волнений. Взрослые дома должны говорить не громко. Исключит просмотр телевизора, радио. Прекратить на время контакты с окружающими (не ходить самим в гости, не принимать гостей у себя, меньше походов в магазины и т.п.). Лучше соблюдать режим молчания (на сколько это возможно) или использовать шепотную речь.
    • Ни в коем случае не говорить в присутствии ребенка о заикании, не обсуждать случившееся. Не задаривать ребенка подарками и не уступать капризам ребенка.. Не исправлять ребенка в момент его не правильного произношения, тем самым не фиксировать его внимание на дефекте.
    • Проконсультироваться с неврологом и педиатром по поводу назначения ребенку успокаивающих, общеукрепляющих, снотворных (если это необходимо) средств.
    • Строгое соблюдение режима дня, с обязательным дневным сном и прогулками не мене 2 раз в день.
    • Рекомендуются обтирания теплой водой, успокаивающие ванны, расслабляющий массаж.
    • Режим питания: 4 -5 раз в день, пища должна быть разнообразной, но рекомендуется острая пища
    • Чаще всего при соблюдении этих рекомендаций заикание исчезает.

      Но если этого не случилось, то ребенку будет необходим лечебно-педагогический комплекс мероприятий, предусматривающий воздействие на нервную систему и организм в целом, на его общую и речевую моторику, на речь и личность. Содружественная работа логопеда, психоневролога и родителей.

      Каковы причины заикания?

      Причиной заикания и нарушения речи может быть:

    • Инфекционное заболевание, ослабившее организм в целом и центральную нервную систему в частности.
    • Испуг или при постоянное грубое отношение.
    • Резкое изменение бытовых условий в худшую сторону, внезапное изменение режима дня, стрессовые перемены в семье (развод, смерть близкого родственника). При этом заикание может возникнуть как у ребенка, который начал говорить рано (с опережением), так и того, кто, наоборот, долго молчал. В первом случае заикание могут спровоцировать сами родители — постоянными просьбами «рассказать стишок» напоказ. Во втором случае, у ребенка, молчавшего до трех лет, и в раз начавшего стремительно и много (как говорится «взахлеб») говорить, вместе с бурным развитием речи может появиться и заикание.
    • И в зависимости от того, почему возникли нарушения речи, врачи строят прогнозы о выздоровлении. В одном случае детское заикание быстро излечивается. В другом — остается на всю жизнь. Чтобы помочь ребенку избавиться от этого недуга, самое важное — не пропустить его развитие. Для этого нужно:

    • быть очень внимательным к своему ребенку;
    • при необходимости обратиться к грамотному специалисту (и если логопед скажет, что «нужно подождать пару лет, а сейчас диагноз ставить рано», значит, нужно искать другого логопеда);
    • знать ответы на такие вопросы о заикании — когда, почему, как.
    • Как предотвратить заикание?

      Естественно, что логоневроз, так же как и любое заболевание, легче предотвратить, чем лечить. Это может показаться странным. Ведь понятно, что можно попытаться предотвратить простуду или ожирение. Но заикание кажется не таким предсказуемым, чтобы его можно было не допустить. Тем не менее профилактика заикания существует. И она такова:

    • Нельзя чрезмерно баловать детей, исполнять любые их прихоти, так как в этом случае психической травмой для ребенка может послужить даже незначительное противоречие ему, например, отказ в чем-то желаемом. Требования, предъявляемые к ребенку, должны соответствовать его возрасту, быть всегда одинаковыми, постоянными со стороны всех окружающих как в семье, так и в детском саду, в школе.
    • Нужно быть всегда одинаково ровным и требовательным к ребенку. Следует сблизить такого ребенка с наиболее уравновешенными, хорошо говорящими детьми, чтобы, подражая им, он учился говорить выразительно и плавно. Нельзя вовлекать заикающихся детей в игры, которые возбуждают и требуют от участников индивидуальных речевых выступлений. Вместе с тем, им полезно участвовать в хороводных и других играх, требующих хоровых ответов.
    • Нельзя читать детям много книг, не соответствующих их возрасту. Вредно чтение на ночь страшных сказок, так как это может вызвать у ребенка чувство постоянного страха: он боится увидеть Бабу Ягу, лешего, черта и т.п.
    • Не следует разрешать часто и долго смотреть телевизионные передачи. Это утомляет и перевозбуждает ребенка. Особенно отрицательно действуют передачи, не соответствующие его возрасту и просмотренные перед сном.
    • Не следует перегружать ребенка большим количеством впечатлений (кино, чтение, просмотр телепередач и т.п.) в период выздоровления после перенесенного заболевания. Несоблюдение режима и требований правильного воспитания в это время может легко привести к возникновению заикания.
    • Нельзя запугивать ребенка, наказывать, оставляя одного в помещении, особенно плохо освещенном. В виде наказания можно заставить его спокойно посидеть на стуле, лишить участия в любимой игре и т.п.
    • Не фиксировать внимание ребенка на его недостатке и следить, чтобы его не дразнили другие дети.
    • Говорить с таким ребенком надо четко, плавно (не отрывая одно слово от другого), не торопясь, но ни в коем случае не по слогам и не нараспев.
    • Если ребенок не может начать говорить или начал, но плохо, запинаясь, помогите ему произнести слово (фразу) или отвлечь его внимание другим вопросом, не дав возможности говорить с запинками.
    • На празднике надо предоставить ребенку возможность спеть песню вместе с другими детьми, чтобы не лишать радости выступить, не подчеркивать его недостаток, а, наоборот, вселять уверенность в свои силы.
    • Для заикающегося ребенка очень важны занятия музыкой и танцами, которые способствуют развитию правильного речевого дыхания, чувства темпа, ритма. Полезны дополнительные занятия по пению.
    • Заикающийся ребенок все время должен находиться под наблюдением логопеда и психоневролога.
    • И самое важное — в ребенке всегда нужно поддерживать положительную самооценку, находить время на общение с ним и никогда-никогда не обращаться к нему с упреком: «Замолчишь ли ты когда-нибудь, наконец. »

      Эти же рекомендации применимы для предупреждения рецидивов заикания.

      www.vitasite.ru

      Stuttering — Независимый сайт о заикании

      Заикание на определенные буквы

      Описание: Общие вопросы по тематике сайта.

      Какие методы подскажите для избавления?

      открываю слова на ПО, читая, чувстую сопротивление, заикание усиливается. Что б не заикаться приходится повышать голос, прикладывать больше энергии.

      Возьми за труд почитать форум. Это бесплатно и здесь много важного есть.

      Я же делаю наоборот- чтоб не заикаться говорю тише,этим же улучшается моя речь и слова легче выговариваются.

      1) Дыхательная гимнастика Стрельниковой с проговариванием трудных слогов. Например, на одном движении "па"-"ба", на другом "та"-"да" и так далее.

      Дело не в буквах,а в голове.В страхе речи.А трудных слов и тем более звуков нет.

      С чего Вы все решили,что она полезна? Хоть один из Вас вылечился по Стрельниковой?Я думаю,что таких нет.Так зачем делать то,что изначально не было предназначено для лечения заикания?

      Re: Заикание на определенные буквы

      Так как ты не хочешь заикаться на этих буквах, то каждый раз начиная их говорить ты сталкиваешься с внутренним конфликтом и концентрируешься на том, чтобы быстрее пройти звук. Чтобы снять фобию и почувствовать уверенность, можно поэкспериментировать с умышленным протяжением или удержанием на звуке по секунды 2-3. Но очень важно не переходить на следующий звук, ты должен висеть на самом первом звуке.

      Что за тупые наезды. Ты даже не говорил со мной.

      Дима, расслабься. Я знаю, что ты поклонник Арутюнян, но не надо комментировать то, что сам боишься попробовать.

      ИМХО, но окончательно замочить этого зверя можно, конечно же, только с настоящими специалистами. Но надавать ему тумаков, загнать в будку и не давать ему вякать оттуда под силу любому человеку даже так.

      Каждый раз когда мы чего то постарались из-за страха избежать, упростили себе жизнь и не стали говорить то слово, которое хотели, или хотел подойти познакомиться, а в голове появились какие-то мысли пугающие и мы не сделали этого. Именно в этот момент наш страх укрепляется, набирает силу.

      По поводу конкретных советов как научиться произносить слова и буквы, то на этом форуме это довольно опасное занятие. Шапками закидают, потому что у каждого свое мнение и у каждого оно правильное.

      www.stuttering.su

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Navigation