Заикание речь до

АВТОРСКИЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ ОТ ЗАИКАНИЯ С ГАРАНТИЕЙ РЕЗУЛЬТАТА

который я назвал «Свободая речь» стал итогом более чем 20 лет моих поисков способа избавления от этой проблемы.

В основу курса «Свободая речь», который стал итогом более чем 20 лет моих поисков способа избавления от этой проблемы. лег опыт реальных людей победивших заикание!

Среди них есть знаменитые люди, вы можете удостовериться в этом.

Именно с Жераром Депардье мне повезло пообщаться, после примерно двух месяцев ежедневных отправок писем он ответил. Жерар рассказал мне все о своем заикании и том как избавился от него. Его рассказ полностью изменил мое представление о заикании, о природе этого недуга. Миф о не излечимости заикания начал развеиваться.

Собрав всю доступную информацию о людях, которые победили заикание, проанализировав их истории я выделил очень простые и понятные закономерности, которые и легли в основу этого курса!

В общем если вы не заикаетесь когда разговариваете мысленно сами с собой то курс вам поможет!

Курс помог мне и еще многим людям!

Послушайте, как изменилась речь после Курса

Вы будете получать огромное удовольствие даже от того что сможете нормально купить булку хлеба в магазине или спросить время у прохожего.

Легкость общения и знакомств с противоположным полом станут реальностью

В наше время успешному человеку просто необходимо иметь красивую, четкую речь и дикцию. Умение донести информацию и убедить собеседника ценится больше чем ручной труд!

Повышение самооценки и большие возможности для реализации личных качеств.

Помимо избавления от заикания Вы получите более сильный, красивый голос. Более приятный тембр и более четкую дикцию!

Ответы на основные вопросы

На кого рассчитан ваш курс?

На всех кому заикание закрывает многие возможности!

Неудачи в учебе – сколько раз я говорил в школе (потом в институте), что не выучил, лишь бы не выходить к доске! Насмешки и издевательства… в школе детская жестокость проявляется наиболее мерзко.

Замкнутость и нелюдимость. С возрастом становиться легче, люди взрослые, понимают. Но далеко не все…

Знакомство на улице с симпатичной девушкой? Это и для человека с нормальной речью не просто, а для заики просто НЕ РЕАЛЬНО! Я за 26 лет ни разу не подошел и даже не допускал мысли попробовать. Смысл? В лучшем случае получишь сочувствие.

Вы видели когда-нибудь директора заику? А политика заику? Может заику адвоката или прокурора? Полицейского заику? Учителя заику? Уверен, что нет! Даже официантом заику берут с трудом! Каким бы хорошим специалистом Вы не были, карьерного роста до руководящей должности Вам не достанется в 99% случаях. Я всегда был хорошим работником и знал свое дело лучше других, кого повышали при мне. Я прекрасно понимал, что не смотря на все мои достоинства, опыт и трудолюбие я не получу повышение НИКОГДА!

Поэтому и поставил себе целью победить эту напасть. Так что для всех, кого касаются эти проблемы, и предназначен мой курс.

Как работает ваш курс?

Дайте угадаю, вам всегда говорили, что заикание от испуга, что собака в детстве напугала или еще что-то случилось. Причем это говорят и бабушки у подъезда и именитые святилы медицины. Официально никто не знает от чего появляется заикание, и я тоже не знаю. Но я знаю как его устранить! В этом курсе нет никаких поисков внутренних страхов, обид, переживаний и самокопания.

Курс рассчитан на 40 дней, занятия от 15 до 60 минут в день. Я рекомендую заниматься 6 дней в неделю для получения наилучшего результата. Я проведу вас по всему курсу и помогу найти именно ВАШИ упражнения и покажу как их выполнять, так же буду контролировать Ваш прогресс. Вам просто нужно придерживаться четких инструкций и получать результат!

Единственное ограничение – если это ребенок, то должен быть развит навык чтения (чтение не по слогам), так как в курсе есть упражнения с чтением вслух. Малышам я помогаю бесплатно, если ваш ребенок недавно начал заикаться прочитайте эту статью.

free-speech.ru

Stuttering — Независимый сайт о заикании

Часто задаваемые вопросы о заикании (FAQ)

Описание: Общие вопросы по тематике сайта.

Последние исследования показывают, что мозг заикающихся характеризуется некоторыми аномалиями: нарушена микроструктура определённых зон мозга (зон отвечающих за речь – зоны Брока и Вернике) и нарушена активность некоторых зон мозга (в частности, во время речи повышена активности в области правого полушария). Впрочем, даже в состоянии молчания некоторые задания по переработке словесной информации заикающимся даются тяжелее, чем людям с нормальной речью. Всё это позволяет говорить о заикании не как о привычке, приобретённом поведении, а как о заболевании.

50-80% заикающихся детей полностью излечиваются до наступления половой зрелости. Не ясно, какой вклад в это излечение вносит терапия, а какой – спонтанное излечение.

Что касается взрослых заикающихся, то считается, что заикание вылечить у них труднее. Кроме того, среди взрослых заикающихся часты рецидивы после успешного курса лечения.

Существует также точка зрения, что заикание взрослых вообще неизлечимо, и что в данном случае правильнее говорить о контроле заикания (stuttering management), а не о лечении; и что приобретённая новая речь не является истинно нормальной (pseudofluency – псевдонормальная речь).

В любом случае, на данный момент, по-видимому, не существует методик, гарантирующим всем заикающимся 100% излечение. Тем не менее, при приложении достаточных усилий каждый заикающийся способен значительно улучшить свою речь.

Цель: идеальная речь. НА первом этапе осуществляется уменьшение скорости речи, постановка диафрагмального дыхания, расслабление речевых мышц, «мягкое начало», растягивание гласных и т.д. Результат – монотонная медленная речь без запинок. На втором этапе работы скорость речи повышается, увеличивается интонирование, и речь начинает звучать более естественно.

Цель: облегчить заикание, избавиться от поведения избегания, страха. Предполагается, что заикающийся никогда не сможет достичь нормальной речи, главное – научиться эффективно общаться, несмотря на заикание. Метод: заикаться легко и ненапряжно, изменение поведения и отношения к заиканию (не избегать речевых ситуаций, слов и т.п.).

— лекарственные препараты (успокаивающие, миорелаксанты и т.п.)

— физиопроцедуры (электросон, ванны, массаж и т.п.)

— психотерапевтическое лечение (в т.ч. гипноз, аутогенная тренировка)

— психологическая помощь (работа по изменению негативных эмоций, связанных с речью, изменение отношения к заиканию).

1) Электронные приборы, которые изменяют восприятия своей речи.

Прибор компактен, и либо представляет собой коробочку с микрофоном и наушниками, либо напоминает слуховой аппарат и в идеале вставляется в одно ухо и внешне незаметен. Заикающийся говорит (в микрофон или нет), речь в устройстве преобразуется и в наушниках(е) он слышит либо речь искажённую по звучанию (по частотным характеристикам) либо слышит нормальную речь, но с небольшой задержкой.

Сведения об эффективности таких приборов противоречивы. Судя по статьям, даже среди серьёзных исследователей нет единого мнения об эффективности этих приборов. Разработчики говорят о них как о панацее. Однако действительно долговременных исследований этих штуковин пока не проводилось. Есть данные о том, что они помогают не всем, что они вызывают дискомфорт и головную боль, и что они вызывают привыкание, из-за чего со временем перестают помогать. Ясно одно – прибор помогает, только пока он включен и работает «в ухе»; при отключении прибора заикание возвращается! Т.е. лечения как такового не происходит.

В этом смысле Breathmaker, по-видимому, бесполезен, ибо с помощью таких приборов нельзя «натренировать» речь.

В настоящее время ведётся работа по поиску генов, отвечающих за предрасположенность человека к заиканию.

В целом, нельзя назвать какую-то одну причину. Скорее тут играет роль совокупность факторов: важны как наследственность, так и влияние окружающей среды. В отличие от широко распространенного мнения, нет убедительных данных, которые говорили бы о том, что заикание вызывается тревогой, страхами или психическими травмами в детстве (хотя стресс усиливает заикание). В любом случае, даже если Вы и выясните причину своего заикания, вряд ли это поспособствует вашему избавлению от него (ибо ваш мозг, психика слишком изменились с момента появления заикания).

Гипноз применяется как часть работы психотерапевта с заикающимся. Как единственный подход лечения он не эффективен.

Убедительных данных об эффективности лечения иглоукалыванием каких-либо заболеваний пока не получено.

Re: Часто задаваемые вопросы о заикании (FAQ)

По нашим наблюдениям у матерей заикающихся тяжело протекала беременность, как правило, эта беременность не первая, при родах были осложнения, а сами дети соматически ослаблены. С рождения у них встречаются беспокойство, плач, плохой сон и аппетит, тремор подбородка, рук, другие невротические реакции. Они наблюдаются педиатром и невропатологом, имеют диагнозы: недоношенность, морфо-функциональная незрелость, физиологическая желтуха, рахит, перинатальная энцефалопатия, синдром нервно-рефлекторной гипервозбудимости, детский невроз, минимальная мозговая дисфункция, повышенная эпилептиформная активность. Практически все болеют на первом году жизни заболеваниями органов дыхания, а в дальнейшем — частыми ОРВИ, бронхитом, трахеитом, пневмонией, гриппом, ринитом, аденоидитом, тонзиллитом, гайморитом, отитом, астмой, дерматитом. Очень часто, помимо болезней органов дыхания, заикающиеся дети страдают нарушением обмена веществ, заболеваниями желудочно-кишечного тракта, органов мочеполовой системы, гормональными расстройствами, плоскостопием. Иногда медицинская карта ребенка имеет непомерную толщину, создается впечатление, что он болеет всегда. Организм заикающихся ослаблен постоянными болезнями и повышенным невротизмом. Дети попадают в замкнутый круг: чем больше они болеют, тем более нервными становятся; и наоборот, излишний невротизм приводит к тому, что они «не могут остановиться», заболевают снова и снова.

Заикание опасно тем, что заставляет подстраивать жизнь под себя, крепко «вселяется» в организм, становится с ним единым целым, разрушает здоровье, психику, вынуждает нервничать, переживать, считать, что все жизненные неудачи связаны именно с ним, приводит к возникновению в подростковом возрасте комплекса собственной неполноценности, зачастую осложненного психическими и сексуальными расстройствами.

Итак, заикание – это тяжелая болезнь, которая по Международной классификации болезней МКБ-10 относится к Классу: Психические расстройства и расстройства поведения, Блоку: Эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте, имеет Код: F 98.5. Заикание — это диагноз, а не пикантный недостаток, как думают многие мамы, объясняя, что у ребенка все хорошо, ему всего лишь трудно начать говорить. Данный недуг находится в комплексной взаимосвязи со многими другими расстройствами, входящими в этот блок и класс болезней. Более того, сложность и многогранность дефекта ставит его на совершенно особенное место, подобных заболеваний больше нет.

Возвращаемся к комнате, в которую вводят людей, уже чувствующих страх перед речью, для которых речь — пытка. Что мы будем наблюдать?

Люди будут естественно торопиться преодолеть эту пытку, мало того, стараясь избежать заикание — будут пропускать целые выражения, обороты. Результат естественно будет "плохой". Только этот результат будет свидетельствовать о том, что исследователи обладают пробелами в элементарной логике, а не о характере оперативной памяти у заик.

Спасибо за публикацию. С интересом прочитал.Комментировать нет желания.

Вообще не понравилось. какое-то безграмотное исследование.

резюме: желтая пресса для интернета.

но это не является обязательным условием для возникновения заикания, так же как сложные роды и ослабленная соматика не обязательно вызывает заикание.

То что плохая беременность, трудные роды, нервозность при беременности и прочее может провоцировать психосоматические нарушения у ребенка — это как бы понятно любому. так и хочется сказать автору статьи: "Спасибо, кэп"

К сожалению такого и притянутых за уши выводов в статье очень много. на мой взгляд.

www.stuttering.su

«Со всей определенностью мы должны подчеркнуть, что в нашей практике не встречались формы не излечимого заикания. Более того, иной раз тяжелые формы этого недуга излечивались легче и надежнее, чем легкие. Видимо успех в этом случае объяснялся более мощным волевым посылом, большей «потребностью» в излечении».

Особое место среди речевых расстройств занимает заикание. Оно чаще наблюдается у детей, а те заикающиеся взрослые, которых мы знаем, страдают этим изъяном, как правило, с раннего возраста. Заикание проявляется запинками, неспособностью свободно, без напряжения высказаться. Нам порой не хватает терпения дослушать до конца медленную, сбивчивую речь заикающихся, и мы, сочувствуя, невольно «помогаем», заканчивая начатую ими фразу. Что мешает заикающимся говорить нормально?

Это период наиболее активного развития речи и значительной хрупкости молодой, недостаточно сформированной речевой функции. Именно поэтому «поломка» происходит в эти годы у мальчиков, заикание возникает в 3-4 раза чаще, чем у девочек. Объясняется это меньшей эмоциональной устойчивостью мужчин.

Каковы причины заикания?

При невротическом заикании никакой «поломки» нервной системы или необратимой гибели клеток нет. Заикание такого вида возникает, как правило, внезапно под воздействием внешних психотравмирующих факторов. Дети с невротическим заиканием отличаются неуверенностью, тревожностью, у них нередки различные страхи, потливость, сердцебиение, плохая переносимость транспорта, духоты, речь ребенка зависит от его общего физического и психического состояния. Как правило, заикание усиливается во время болезни, при переутомлении, школьных или семейных неприятностях — наказании, неудовлетворительной оценке, конфликтах со сверстниками. Есть определенная зависимость от сезона, погоды и питания.

Примечательно, что наедине с собой, в разговоре со своими игрушками, воображаемым собеседником ребенок может говорить без запинок. В привычной, спокойной обстановке (в общении с родителями, близкими) заикание обычно малозаметно. Напротив, при контакте с посторонними, незнакомыми людьми, при ответах во время школьных занятий заикание мгновенно усиливается.

Разумеется, это объясняется эмоциональным напряжением, волнением и тревогой, возникающими у ребенка и существенно ухудшающими состояние его речи. Логоневроз, как правило, неплохо лечится, и со временем речь ребенка полностью восстанавливается. Чаще, однако, встречаются другие виды заикания, возникающие вследствие органического поражения нервной системы. Имеется в виду нервно-психическая ослабленность ребят вследствие перенесенной родовой травмы, патологически протекающих беременности и родах, частых болезнях первых лет жизни. Органические нарушения внешне незаметны, к тому же умственное развитие детей никак не страдает.

Лишь при обследовании у этих ребят находят, как правило, признаки повышенного внутричерепного давления, изменение рефлексов и повышенную судорожную готовность. Заикание отличается упорным характером (периоды улучшения речи сменяются ухудшением) и мало зависит от внешних факторов — волнения, психических нагрузок, окружения ребенка. У отдельных детей речь — «место наименьшего сопротивления» в силу наследственной предрасположенности: их родители и близкие заикаются или страдали этим недугом в прошлом. Следует также иметь в виду, что у некоторых ребят заикание появляется по подражанию: они говорят сбивчиво потому, что постоянно слышат речь взрослых с подобным изъяном.

Некоторые дети с заиканием помогают себе сопутствующими движениями: при запинках в речи они топают ногой, поворачивают голову, хлопают в ладоши, жестикулируют руками, зажмуриваются. Эти вспомогательные действия вскоре становятся привычными и в действительности никак не облегчают течение заикания. Сопутствующие движения непостоянны, на смену одним приходят другие. У отдельных детей заиканию сопутствует страх речи, неуверенность в отношениях со сверстниками, и поэтому они стараются избегать ситуаций, требующих речи, страдают от застенчивости и смущения.

Преодоление страха речи — трудная психотерапевтическая задача. У заикающихся ребят постарше и взрослых со временем появляются определенные уловки, маскирующие речевой дефект — добавление слов-паразитов (это, вот так, ну и др.), растягивание произносимых слов, употребление длительных пауз. В отношении заикания особенно актуален часто повторяемый постулат: «Болезнь легче предупредить, чем вылечить».

Речь ребенка развивается по механизму подражания. Ребенок начнет говорить хорошо, если будет слышать плавную и отчетливую речь окружающих. Нежелательно допускать ускоренную, торопливую, с захлебывающимися интонациями речь детей. Такая речь — свидетельство повышенной возбудимости, общей взбудораженности ребенка, и надо всячески стараться уменьшить эти явления. В арсенале врача много успокаивающих средств, применяя которые можно получить ощутимый эффект. Вредны также как чрезмерная речевая нагрузка для малышей, так и отсутствие тренировки речи. До 4-летнего возраста не рекомендуется заставлять ребенка выговаривать трудные по звучанию и малопонятные для него слова, надо, чтобы речевой аппарат ребенка и нервная система в целом достаточно окрепли.

Если родители мало говорят с ребенком, не разучивают стихотворения, не читают ему, это тоже плохо. В таких случаях речевое развитие малышей происходит замедленно. Как любые крайности, чрезмерная опека и дефицит внимания одинаково вредны. Нельзя забывать о повышенной впечатлительности детей. Бесконечное бдение у экрана телевизора, просмотр видеофильмов, частые посещения кинотеатров (если в каких-то семьях это еще сохранилось) могут привести к эмоциональному перенапряжению, утомлению и возбуждению ребенка. У взбудораженного ребенка возникает множество вопросов, он говорит торопливо, сбивчиво, глотая и повторяя слова, слоги.

В его речи появляются запинки, которые могут закрепиться и приобрести постоянный характер. У дошкольников нередко отмечаются различные страхи. Они вполне могут быть у здоровых ребят и являются непременным симптомом различных невротических расстройств. Если родители не очень наблюдательны, они не замечают, что ребенок испытывает тревогу, находясь в темной комнате, долго не засыпает или говорит во сне, вздрагивает после страшных сказок и историй, услышанных накануне.

Такого рода страхи свойственны не только малышам, но и детям постарше (6-8 лет). Чаще они возникают, естественно, у детей впечатлительных, робких, невротичных. Насмешки, иронические замечания, запреты взрослых в таких случаях неуместны. Необходимо спокойно пройтись с ребенком по квартире, осмотреть с ним все помещения, мебель, темные углы и объяснить, что ничего таинственного и страшного в обозримом пространстве нет. Если ребенок боится темноты, пусть засыпает с ночником, позже, с годами, он привыкнет спать как все.

Если ребенку, объятому страхом, не пойти навстречу, то у него может развиться тяжелый невроз, и в частности заикание. Главное, о чем следует помнить родителям заикающегося ребенка, — о создании спокойной обстановки в семье. Это гораздо важнее специальных процедур и лекарств. Нельзя забывать, что большинство детей, страдающих заиканием, отличается повышенной впечатлительностью, ранимостью, обидчивостью.

Недопустимы также чрезмерные нагрузки: желание сделать из своего отпрыска вундеркинда к добру не приводит. Взвалив на своего ребенка занятия двумя иностранными языками, музыкой и еще спортом, мы, взрослые, порой не отдаем себе отчета, что наш ребенок занят гораздо больше нас.

Как помочь детям и взрослым с заиканием

Не обойтись без консультации врача-психоневролога, который при необходимости назначит успокаивающие лекарства и средства, снимающие спазмы речевых мышц. Он же объективно оценит обстановку в семье и подскажет конкретные воспитательные подходы. И главное — психоневролог порекомендует, каких специалистов следует подключить к лечению ребенка. Среди множества известных способов преодоления заикания особую популярность в последнее время приобрели психотерапевтические методики. Лечение основано на представлении о том, что этот недуг является формой выученного поведения.

Иначе говоря, заикание рассматривается не как симптом болезни, а как поведение, которое можно изменить. Поэтому усилия врачей направлены на то, чтобы убедить заикающихся говорить свободно и уверенно, без страха и «торможения». Самыми частыми приемами в преодолении заикания являются отвлечение внимания, методы расслабления и гипноз (внушение в особом состоянии сознания). Заикающихся обучают говорить медленно, нараспев, одновременно с ритмическими движениями рук или пальцев, что отвлекает от пристального внимания к собственной речи. При подобном подходе достигается ощутимый эффект.

Итак, гипноз. Многие слышали о нем и знают, что он применяется при лечении заикания, но даже те, кто подвергался его воздействию, сохраняют весьма смутные представления о том, что же это такое. В большинстве случаев специалисты, применяющие гипноз (на что имеют право только врачи, в силу возможных осложнений при его проведении), разъясняют своим пациентам механизм его действия. Это разъяснение является важной составной частью самого лечебного метода, но его сущность может быть объяснена достаточно просто.

Под собственно гипнозом подразумевается искусственно вызванный сон. Обычно врач вызывает гипнотический сон с помощью своего голоса и некоторых других дополнительных приемов в обстановке, близкой к той, которая требуется для проведения аутотренинга. Гипнотический сон сам по себе может быть использован как лечебное средство для нормализации нервных процессов в коре головного мозга, отвечающей за протекание высших психических функций, в число которых входит и речь. Но также он может быть использован и для достижения других результатов.

Чаще всего под гипнозом подразумевают различные лечебные внушения в состоянии гипнотического сна. Они отличаются от внушений в состоянии бодрствования большей эффективностью. Вместе с тем у гипнотического метода есть свои существенные ограничения. Кратко перечислю их. Во-первых, не все люди обладают одинаковой способностью подвергаться гипнозу, значит, для некоторых людей этот метод просто непригоден.

Во-вторых, в случае проведения сеансов гипноза возникает определенная зависимость пациента от врача, а значит, его несамостоятельность. Поэтому после проведения такого лечения необходимо потратить какое-то время на снижение зависимости. В-третьих, гипноз во многих случаях позволяет достигнуть определенного, но ограниченного результата, и без применения других методов эти результаты являются крайне нестойкими.

Очень важна помощь логопедов, имеющих навык работы с заикающимися. В арсенале логопеда — дыхательная гимнастика, ритмика, режим молчания, обучение умению говорить медленно, плавно, ритмично и др. Я бы сказала, что знающий и добросовестный логопед — находка для родителей, с его помощью бороться с досадными запинками куда проще. Не следует пренебрегать физиотерапевтическими процедурами (электросон, электрофорез с разными лекарствами), лечебной физкультурой, рефлексотерапией.

Последний метод включает немало полезных модификаций — прижигание, растирание, давление, воздействие аппаратами и укол иголкой в биологически активные точки. Поддержка в семье, участливое отношение коллектива, естественно, полезны при любом терапевтическом подходе. Ни в коем случае не надо фиксировать внимание ребенка на его дефекте. И последнее. Заикание, разумеется, ограничивает выбор подростками профессии. К вопросу профориентации надо отнестись серьезно родителям, педагогам и врачу.

В логопедической работе над речевым дыханием заикающихся детей, подростков и взрослых широко используется парадоксальная дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой. В гимнастике основное внимание уделяется вдоху. Вдох производится очень коротко, мгновенно, эмоционально и активно. Главное, по мнению А.Н. Стрельниковой, — это уметь затаить дыхание, «спрятать» дыхание. О выдохе совершенно не думать. Выдох уходит самопроизвольно. Для лечения заикания также используют компьютеры и электронные устройства.

  • Поговорим о стрессе? — что такое стресс, 10 правил, как избежать стресса
  • Смех — влияние смеха на организм человека
  • Неврология — популярные статьи, для специалистов, ответы на вопросы
  • Икота и зевота — почему возникают, как избавиться от икоты, полезна ли зевота?
  • Биологические ритмы — влияние на физическую и умственную работоспособность, люди — «голуби», «совы», «жаворонки», их работоспособность в зависимости от времени суток
  • Все медицинские статьи из "Популярные статьи о здоровье человека"

У нас также читают:

— Острый гнойный конъюнктивит — когда бывает, как проявляется, особенности у маленьких детей, принципы лечения, ухода

— Инструкция для больных с колостомой — Что такое стома. В каких случаях формируют колостому. Что такое калоприемник. Оптимальный набор стомированного больного.

— Диагностика в психиатрии — негативные и позитивные симптомы, основные методы диагностики

www.medicinform.net

1. Заикание может появиться в возрасте от 2-х до 6-ти лет.

2. Наличие развернутой фразовой речи до появления нарушения.

3. Преимущественно психогенное начало речевой патологии (психическая острая или хроническая травматизация).

4. Большая зависимость степени судорожных запинок от эмоционального состояния заикающегося и условий речевого общения.

5. Возможность плавной речи при определенных условиях (речь наедине с собой, в условиях эмоционального комфорта, при отвлечении активного внимания от процесса говорения и пр.).

2.3.2. Клиническая и психолого-педагогическая характеристики заикающихся с неврозоподобной формой речевой патологии

Неврозоподобная форма заикания чаще всего начинается у детей в возрасте 3-4 года постепенно, без видимых внешних причин.

При неврозоподобной форме заикания в анамнезе зачастую отмечаются тяжелые токсикозы беременности с явлениями угрожающего выкидыша, асфиксия в родах и пр. В грудном возрасте такие дети беспокойны, крикливы, плохо спят. Их физическое развитие проходит в пределах низкой возрастной нормы либо с небольшой задержкой. Они отличаются от здоровых детей плохой координацией движений, моторной неловкостью, поведение характеризуется расторможенностью, возбудимостью. Они плохо переносят жару, духоту, езду в транспорте.

У детей этой группы отмечается повышенная истощаемость и утомляемость при интеллектуальной и физической нагрузке. Их внимание неустойчиво, они быстро отвлекаются. Нередко такие дети чрезмерно суетливы, непоседливы, с трудом подчиняются дисциплинарным требованиям, могут быть раздражительными и вспыльчивыми. Психоневрологическое состояние таких детей расценивается клиницистами как церебрастенический синдром.

Особенно ярко отличие от нормы выступает в речевом развитии. Так, первые слова нередко появляются лишь к 1,5 годам, элементарная фразовая речь формируется к 3-м годам, развернутые фразы отмечаются лишь к 3,5 годам жизни. Наряду с задержкой развития речи имеются нарушения произношения многих, звуков, медленное накопление словарного запаса, позднее и неполное освоение грамматического строя речи. Начало заикания совпадает с периодом формирования фразовой речи, т.е. с возрастом 3-4 года.

В начальном периоде заикания, который продолжается от 1 до 6 месяцев, заикание протекает как бы волнообразно, то несколько смягчаясь, то утяжеляясь, однако периодов, свободных от судорожных запинок речи, обычно не наблюдается. При отсутствии логопедической помощи речевое нарушение постепенно утяжеляется. Заикание быстро “обрастает” обильными сопутствующими движениями и эмболофразией.

Для данной формы заикания типичны относительная монотонность и стабильность проявлений речевого дефекта. Судорожные запинки усиливаются при физическом и психическом утомлении детей, в период соматических заболеваний, но обычно мало зависят от внешних ситуационных факторов.

При обследовании моторики у детей с неврозоподобной формой заикания обращает на себя внимание патология моторных функций, выраженная в разной степени: от недостаточности координации и подвижности органов речевой артикуляции до нарушения статической и динамической координации рук и ног.

Мышечный тонус при этой форме заикания неустойчив, движения напряженные и несоразмерные. Имеются нарушения координации движений рук и ног, тонкой моторики рук, артикуляционной моторики. Наиболее выраженные нарушения отмечаются в мимической, артикуляционной и тонкой моторике рук. При неврозоподобной форме заикания особенно страдает динамический праксис. Заикающиеся с трудом запоминают последовательность движений, с трудом переключаются с одной серии движений на другую. Большая часть заикающихся этой группы с трудом воспроизводит и удерживает в памяти заданный темп и ритм. Как правило, у них плохо развивается музыкадьный слух.

Большинство заикающихся этой группы двигательные ошибки не исправляют самостоятельно. Словесная инструкция по двигательным задачам является недостаточной, при обучении необходимы наглядные образцы.

Клиническое обследование таких детей свидетельствует, как правило, о нерезко выраженном органическом поражении мозга резидуального характера, причем помимо общемозговых синдромов (церебрастенический, гипердинамический синдромы и пр.), у них обнаруживаются остаточные явления поражения моторных систем мозга.

При логопедическом обследовании обнаруживается обычно нормальное строение речевого аппарата. Все движения органов артикуляции характеризуются некоторой ограниченностью, нередко отмечается малоподвижность нижней челюсти, наблюдается недостаточная подвижность языка и губ, плохая координация артикуляторных движений, затрудненный поиск артикуляторных поз. Нередко имеется нарушение тонуса мышц языка, его “беспокойство”, недифференцированность кончика. Довольно часто у детей с неврозоподобной формой заикания регистрируется повышенная саливация не только в процессе речи, но и в покое.

Отличается от нормы и организация просодической стороны речи: темп речи либо ускорен, либо резко замедлен, голос мало модулированный.

Как правило, наблюдается резкое нарушение речевого дыхания: слова произносятся во время вдоха или в момент полного выдоха.

У всех детей с неврозоподобной формой заикания обнаруживается корреляция отклонений от нормы в психомоторном и речевом развитии.

Для детей с легкой степенью отклонений в психомоторном и речевом развитии характерны некоторые затруднения в динамической координации всех движений (от общих до тонких артикуляционных). Лексико-грамматическая сторона речи не имеет существенных отклонений от нормы. Нарушение звукопроизношения носит, главным образом, фонетический характер (мёжзубной сигматизм, губно-зубное произношение и т.п.).

У детей со средней степенью отклонений в психомоторике и речи имеются нарушения статической и динамической координации движений (общих, тонких и артикуляционных). У таких детей отмечается некоторое отставание в формировании лексико-грамматического строя речи. Нарушение звукопроизношения носит фонетико-фонематический характер (велярное или увулярное произношение звука “р”, смешение шипящих и свистящих и т.п.).

У детей с тяжелой степенью отклонений в психомоторике и речи, наряду с расстройством статической и динамической координации движений, имеются различные нарушения двигательной сферы в целом. У таких детей отмечается недоразвитие речи, выраженное в разной степени (от фонетико-фонематического до общего недоразвития речи III уровня).

Психическое состояние детей с неврозоподобной формой заикания характеризуется повышенной возбудимостью, взрывчатостью, в одних случаях, и вялостью, пассивностью — в других. Внимание таких детей обычно неустойчиво, они не обнаруживают стойкого интереса к творческой игровой деятельности, нередко отмечается снижение познавательной активности.

Для иллюстрации приводим следующее наблюдение:

studfiles.net

Заикание появилось. Что делать?

Как вылечить заикание у ребенка.

Заикание — серьезное нарушение речи. К нему нельзя относиться легкомысленно, надеясь, что со временем, без особых усилий, все пройдет. Понимание серьезности создавшегося положения, способность адекватно воспринимать возникшую проблему ребенка, готовность к переменам — основа всех последующих действий родителей.

Лечение при заикании нужно начинать немедленно, как только оно возникло — в начальной стадии. Острое заболевание лечить всегда легче, чем хроническое. И лечение обязательно должно быть комплексным. Заикание — проявление неустойчивости процессов нервной деятельности или органического поражения нервной системы. Его невозможно преодолеть без лечения нервной системы. Исходя из состояния нервной системы, врач-психоневролог назначает необходимые лекарства. Медицинские препараты подбираются индивидуально для каждого ребенка, однозначной, подходящей для всех схемы лечения не существует. Иногда необходимые ребенку лекарства «угадываются» не сразу, подбор может занимать 2-3 месяца. Заикающийся ребенок должен наблюдаться у врача не только в период прохождения курса лечения, но и достаточно долго, иногда 2-3 года, уже после того, как речь нормализуется. Связано это с тем, что несмотря на избавление от запинок, уровень адаптивных возможностей центральной нервной системы ребенка остается низким, а значит, возможен рецидив заикания, особенно в кризисные периоды развития ребенка. Безусловно, медикаментозные назначения, сделанные врачом, необходимо строго выполнять.

Ребенок, у которого возникло заикание, нуждается в мерах по профилактике искажений личности, предотвращению образования невротических комплексов. Обычно дети не замечают запинок в своей речи, но могут чувствовать беспокойство, волнение взрослых по этому поводу. В дальнейшем из этой запавшей в память ребенка тревоги может вырасти страх речи. Он усиливает волнения, связанные с речью, и они еще более ухудшают ее. Психотерапевтическое направление в лечении заикания имеет большое значение, так же как и работа с психологом.

Уже в 3 года многие дети могут заниматься с логопедом. Если заикание стало привычным, отмечается несколько месяцев, пора начинать занятия.

Физкультура и оздоровление при заикании

При заикании полезны оздоровительные мероприятия. На речь заикающегося влияет все: и психическое, и физическое состояние организма. Практически любые болезни ослабляют организм и могут «сбивать» речевые зоны мозга с режима работы. Ребенок, вынужденный весь день проводить в душном, часто тесном помещении, принуждаемый к малоподвижности, отучается по-настоящему полноценно дышать и двигаться. Чтобы защитить ребенка и от возможных простуд, и укрепить его здоровье, нужно вспомнить о такой простой и доступной вещи, как закаливание. Что и в какой последовательности делать, лучше обсудить с врачом. Очень хорошо, если вы присоединитесь к ребенку, покажете ему пример. И, конечно, никакого обливания сквозь слезы или принудительного моржевания. «Здоровье любой ценой» — точно не подходящий для вас путь. Главное, чтобы вы и ваш ребенок получали при этом удовольствие, и от самих процедур, и от общения друг с другом.

Кроме того, вы должны следить, чтобы у ребенка постоянно была физическая нагрузка. Именно физическому развитию мы уделяем слишком мало времени, предпочитая тихие, малоподвижные интеллектуальные игры и развлечения, и не удивительно — двигаться нам самим не очень хочется. Для заикающегося ребенка полезна нагрузка, состоящая в ритмизированном поочередном использовании конечностей (ходьба, бег, плавание, велосипед, ритмические танцы и т.п. — до ощутимой усталости, но не до изнеможения). Занятия должны проходить не очень далеко от дома, регулярные поездки осенью и зимой в общественном транспорте могут свести на нет всю вашу заботу о здоровье ребенка. Иногда одним из самых лучших вариантов может оказаться самый простой — занятия физкультурой в поликлинике. Если вы решите остановиться на более серьезном варианте — ищите такую спортивную секцию, где занятия соответствуют возрастным нормам, детей развлекают и действительно оздоравливают, а не воспитывают будущих чемпионов. Тренер с пониманием и терпением относится к неудачам детей, а элемент соревновательности минимальный.

Особый подход к ребенку

При внезапно возникшем заикании специальные логопедические занятия, улучшающие речь ребенка, обычно не проводятся. В этом случае необходимо срочно создать условия для нормализации эмоционального состояния ребенка, особенно, если после испуга ребенок какое-то время молчал. Само по себе ровное, спокойное, доброжелательное общение с ребенком — необходимое условие для лечения заикания. Успех в преодолении заикания во многом определяется поведением родителей, их готовностью измененять прочные, но неэффективные стереотипы, сложившиеся в отношениях с ребенком. Часто, когда необходимо вылечить заикание у ребенка, начинать надо с себя.

Прежде всего, не паниковать, ни в коем случае нельзя показывать свою озабоченность по поводу заикания и даже употреблять при ребенке само слово «заикание». Нельзя требовать от ребенка плавной речи, стыдить и наказывать его, сообщать ребенку, что он «сказал плохо», и не просить, чтобы он «сказал хорошо». Никогда не просить вдохнуть побольше воздуха, а потом говорить. Вдох должен быть рефлекторным, неосознаваемым. И, конечно, недопустимы передразнивания и насмешки.

Дети подражают речи окружающих взрослых. Вы незаметно можете помочь ребенку изменить манеру речи, для этого постарайтесь сами говорить меньше и не торопясь, короткими и понятными фразами, употребляя простые, знакомые ребенку слова. Ваша речь должна быть четкой, ясной, лаконичной. Не требуя от ребенка, чтобы он говорил ритмизировано, сами почаще говорите и читайте ему с ритмом, чтобы сработал «обезьяний» рефлекс, и ребенок воспользовался бы приемом ритмизации речи неосознанно. Не задавайте ребенку слишком много вопросов, вовлекая его в сложные беседы. Проанализируйте, сколько и какие вопросов вы задаете своему ребенку, сколько среди них пустых, просто глупых, не требующих вообще никакого ответа. Не провоцируйте ребенка на речь. Учитесь выдерживать паузу, прежде чем что-то сказать. Давайте себе время увидеть, что происходит. Некоторая медлительность взрослых всегда действует на детей внушающим образом.

Подумайте, как организовать вашу совместную жизнь с ребенком так, чтобы его не надо было подгонять. Ваша задача — научить ребенка говорить медленнее. И она становится абсолютно невыполнимой, когда вы начинаете спешить и торопить ребенка, делая его жизнь еще более напряженной. Примерно каждый второй ребенок не справляется с темпом, предлагаемым ему взрослым, не у всех получается сразу оторваться от увлекательного занятия, быстро выполнить вашу просьбу. Так же, как и себе, давайте ребенку достаточный запас времени — «вот эту машинку в гараж поставишь, и мы будем. », «скоро я позвоню в колокольчик, и мы начнем. ». Если обстоятельства складываются так, что действовать надо немедленно, не вступайте в препирательства, не торгуйтесь, уверенно и весело приказывайте. Иногда, без лишних слов, мягко обнимите и уведите. Всегда действуйте по ситуации и интуиции. Сложные моменты в вашем взаимодействии с ребенком возникают ежедневно, не бойтесь экспериментировать.

Развивающие занятия и игры

Большую часть дня занимайте ребенка занятиями, которые не требуют развернутой речи. Режим ребенка нужно организовать так, чтобы необходимость в речи почти не возникала. Это, конечно, трудно, но возможно.

Можно играть в настольные игры, вытаскивайте из дальнего угла мозаику, лото, домино, пластилин, глину. В каждом доме есть конструктор, какой-то строительный материал, кубики. Строить, разрушать, восстанавливать — замечательная возможность для ребенка учиться владеть ситуацией и принимать решения. Эта простая последовательность действий — построил-сломал, дает ребенку ощущение контроля и предсказуемости, помогает справиться со страхами, проявить естественную агрессивность в безопасной игровой ситуации. Начинайте игру вместе с ребенком, но не берите инициативу в свои руки, давайте ребенку возможность проявить себя. Очень скоро он с удовольствием будет играть один, и вам останется только пополнять коллекцию новыми элементами, чтобы разнообразить игру.

Рисовать лучше всего гуашью на больших листах бумаги большими кисточками или пальцами. Так ребенок сможет наиболее полно выразить свое эмоциональное состояние, и вам будет над чем подумать. Только не надо поправлять его и учить рисовать «правильно».

Полезно петь для ребенка и вместе с ребенком, вспоминать песенки из своего детства, танцевать и просто двигаться под музыку.

Очень укрепляют нервную систему игры с песком и водой. Наверное, все дети любят игры с водой, они часами могут пускать кораблики, переливать воду, просто смотреть, как она течет. Песок тоже необыкновенно приятный и привлекательный для детей материал. Его можно смешивать с водой и создавать собственный мир с горами, замками, болотами, а потом долго обживать его, брать в свой мир всех, кого захочется.

Вы можете делать обычные рутинные домашние дела вместе с ребенком. Девочки часто с удовольствием перебирают крупу, раскладывают пуговицы, мальчики охотно возятся с рабочими инструментами.

Играя в одиночестве, ребенок озвучивает свои действия, но, как правило, не заикается. Многие дети говорят без запинок с игрушками, животными, маленькими детьми. Не запрещайте такую речь.

Многие специалисты по заиканию советуют полностью ограничить речь ребенка, перевести его на режим молчания, исключить все виды эмоционального воздействия. Может быть, и следовало бы дать нервной системе ребенка полный покой, но часто такие жесткие рекомендации выполнить не удается. Нельзя запретить ребенку говорить, когда у него возникает такая потребность, спрашивать, заниматься любимым делом (музыкой, рисованием и т.п.), читать книги, иногда смотреть детские передачи, к которым ребенок привык. Важно в целом организовать режим так, чтобы необходимость говорить у ребенка возникала как можно реже, а не ссориться с ним и запрещать привычные вещи.

Статья предоставлена речевым центром «Логопед плюс»

www.7ya.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Navigation