Заикание упражнения для детей

Упражнения от заикания детей и взрослых

Маленькие детки начинают издавать кое-какие разборчивые звуки уже в 6 месяцев. Постепенно словарный запас увеличивается и ребенок говорит слогами, а затем и словами. Однако иногда родители замечают проблемы с речью, особенно это заметно в старшем возрасте. Больше всего дискомфорта детям и взрослым приносит заикание. При этом появляются комплексы, что может существенно сказаться на отношении в обществе. Важно вовремя заметить проблему и ежедневно использовать упражнения от заиканий.

Причины и виды заикания

Проблемы с речью у детей и взрослых становятся серьезной преградой при общении. Особенно тяжело это переносится детками в школе, когда нередко можно услышать насмешки от сверстников. Также данное затруднение мешает взрослому общаться, отстаивать свою точку зрения, активно ввязываться в разговор. Появляются комплексы, которые неимоверно сложно устранить.

Причинами заикания могут быть:

  • Перенесенный стресс.
  • Плохие социальные условия проживания ребенка.
  • Частые побои и оскорбления, переносимые детьми.
  • Наследственные заболевания речи: наличие заикающихся родственников, недоразвитие речевого аппарата (неправильный прикус зубов, заячья губа, волчья пасть).
  • Желание родителей переучить ребенка-левшу писать правой рукой.
  • Большие нагрузки в школе, посещение нескольких факультативных занятий в течение недели.
  • Суровые условия воспитания дома.
  • Родовые травмы.
  • Отсутствие общения в семье, когда родители не уделяют своему отпрыску достаточного внимания – мало читают, не разговаривают на разные темы, не играют.
  • Лабильность нервной системы, когда на эмоции человека можно повлиять словесно. В этом случае нервная система реагирует торможением речевой активности, приходит волнение, и слова звучат прерывисто, не внятно.
  • У взрослых довольно редко случается так, чтобы появилось заикание. Нервная система в этом возрасте развита достаточно хорошо и редко подвергается изменениям. Однако в зрелом периоде жизни заикаться можно вследствие таких причин:

  • После перенесенной смерти близкого человека.
  • После пребывания в эпицентре военных действий.
  • После перенесенной тяжелой травмы головного мозга.
  • Вслед за сильным испугом, например, попытке ограбления или домогательства.
  • Важно! Любая стрессовая ситуация не должна оставаться «внутри» человека. Всегда нужно выговориться с близкими, тогда действие на нервную систему резко уменьшится

    В 3-4 летнем возрасте трудно понять, будет ли дитя заикаться дальше или это возрастная проблема. Родителям следует внимательно отнестись к данной ситуации и вовремя обратиться к логопеду. Доктор может установить один из следующих видов заикания:

  • Реактивное – обнаруживается после перенесенных нервных и психических недугов.
  • Эволюционное – появляется у деток в период развития в 3-5 лет.
  • Симптоматическое – возникает после травм, органических поражений головного мозга, нейроинфекций.
  • Каждый из видов заикания нужно лечить разнообразными способами. Наиболее высокие результаты появляются после систематических ежедневных тренировок.

    Логопедические упражнения

    Лечение заикающегося человека представляет некие трудности для доктора. Специалист, который избавляет от такой проблемы, именуется логопедом. Разработано множество методик, как быстро и надолго избавить человека от проблем с речью. Одним из таких способов являются логопедические упражнения. Некоторые из них выполняются следующим образом:

  • Детям нужно все преподносить в игровой форме. Для начала следует попросить ребенка надуть воздушный шарик, резиновый мячик, спасательный круг. Также можно попробовать сделать бумажный кораблик, спустить его на воду и подуть, чтобы он поплыл.
  • Упражнения для языка достаточно весело проходят у деток. Следует попросить надуть щеки и вертеть язычком во рту, чтобы язык «ходил» по зубкам. Ритмично высовывать язык наружу и быстро прятать обратно в рот. Постараться заложить язычок под верхнюю и нижнюю губу. Также можно скручивать язык в «трубочку». Так повторяют до 10-15 раз.
  • Просим ребенка надуть щечки и резким, не сильным ударом кулачком по щеке, выбить воздух изо рта.
  • Имитация «речи» рыбок. Дитя должно соединять губы вместе, а затем резко отрывать друг от друга, издавая звуки.
  • Также к этим упражнениям можно добавиться следующие:

  • Игра в оркестр и дирижера. Врач взмахивает палочкой и на каждое движение доктора, взрослый или ребенок выкрикивает любое слово. Так повторяется 2-3 минуты в игровой форме.
  • Сценка «веселые цыпочки». Упражнение больше подходит деткам. Нужно идти по кругу и выкрикивать: «Топ-хлоп-хлоп! Ап-тап-цап! Тип-тап-роп-рап-цып-цып!».
  • Доктору следует раскрепостить взрослого и дать возможность выговориться. Нужно придумать интересную тему и попросту заставлять пациента говорить и говорить.
  • Играть с детьми и взрослыми в столицы мира. Врач должен называть страну, а пациент обязан выкрикивать правильный ответ, как можно раньше.
  • Предложить ребенку и взрослому читать стихотворение или сказку. При этом нужно включить ритмичную, но не быструю музыку и делать все это под заданную мелодию.
  • Также необходимо читать скороговорки разной сложности.
  • Следует как можно больше перечитывать книг вслух, желательно перед публикой. Можно также все делать в семейном кругу, с друзьями.
  • Для пациента важно расслабиться, не чувствовать ущемления перед врачом. Раскрепощенный человек лучше произносит слоги и слова, перестает волноваться, не глотает букв и произносит речь отчетливо.

    Дыхательная гимнастика

    У детей при заикании следует не только акцентировать внимание на речи, но обязательно тренировать дыхание. Такой подход увеличивает шансы возобновить правильную речь в более короткие сроки. Дыхательную гимнастику можно проводить как дома, так и на специальных занятиях. Взрослые и дети выполняют следующие упражнения:

  • Взрослым предлагают лечь на спину и положить на живот предмет, весом 2-3 кг. Нужно делать ритмичные вдохи и выдохи животом, поднимая груз вверх и вниз. Для детей можно вместо тяжести поставить мягкую игрушку. Упражнение выполнять 1-2 минуты по 5 раз в день.
  • Поместите длинную полую трубку в бутылку с водой, и пускай пациент дует, что есть силы. Так должно продолжаться 1-2 минуты.
  • Надувать воздушные шарики может и ребенок и взрослый.
  • Каждые 1-2 часа нужно делать перерывы на дыхательную разминку. Надо стать на ноги и глубоко вдыхать носом, медленно поднимая руки вверх. Затем плавно опускать руки и выдыхать ртом. Так проделывают 10-15 раз за сеанс.
  • Дыхательная гимнастика полезна тем, что таким образом тренируются группы мышц грудной клетки, гортани, глотки. Такие упражнения способствуют развитию плавной речи, правильному дыханию при произношении звуков, слов.

    В образовании голоса весомую роль играет нервная система, а также мышцы тела. Структуры голосового аппарата работают сообща с дыхательными мышцами, вследствие чего человек может выдавать практические любые звуки. Коррекцию заикания у взрослых и детей можно проводить множеством способов. К одним из важных относят мышечную гимнастику. Главным органом, которым отвечает за правильное дыхание, считается диафрагма. Именно следующие упражнения позволяют добиться желаемого результата:

  • Положение тела – стоя. Сделайте глубокий вдох, что есть силы, увеличивая объем грудной клетки. Затем со звуком «хууу» сделайте быстрый и ритмичный выдох. Так повторять 15 раз за один цикл. Всего за день нужно сделать 10-15 таких упражнений.
  • Положение тела то же. Следует делать ритмичные и частые движения передней брюшной стенкой. При этом мышцы пресса увеличивают давление в животе и влияют на диафрагму. Эти комплексы упражнений увеличивают силу сокращений диафрагмы при дыхательных движениях.
  • Задержка дыхания на 30-40 секунд также позволяет повысить мышечную силу и способствует лучшей вентиляции легких.
  • Ежедневные пробежки в течение 15 минут увеличивают экскурсию грудной клетки, повышают адаптивные способности организма, улучшают кровоток в легких.
  • Йога прекрасно помогает овладеть своим телом, умиротворяет нервную систему, успокаивает дыхание и тонизирует мышцы, диафрагму. Такие занятия подходят лишь взрослым.
  • Физические упражнения положительно сказываются на работе легких, голосовых связок и всего речевого аппарата.

    Голосовая гимнастика

    Научиться говорить уверенно и без заминок можно с помощью занятий над голосом. Деткам подойдут игровые формы, взрослым – уроки актерского мастерства, пение. Логопеды предлагают при заикании следующие упражнения:

  • Включить фонограмму или знакомую музыку со словами и начать петь. Это самый простой способ научиться плавно выговаривать звуки. Желательно, чтобы в песнях было побольше гласных, таких как А, О, И, Я, Ю.
  • Для детей следует сыграть сценку или известную сказку, чтобы ребенок принимал участие и много говорил.
  • Выбрать любое звучное слово, например, «солнышко» и попробовать произносить его ласкательно, грубо, со злостью, с добротой, изменяя интонацию с каждым разом.
  • С ребенком можно кидать предметы и следить, чтобы на каждый бросок малыш выговаривал заданное слово.
  • Также необходимо попросить пациента сперва медленно, а потом быстро выговаривать такие слоги: «но-но», «ну-ну», «на-на», «па-па», «шо-шо»,

    «ца-ца» и др. Это следует делать ритмично, затем ускоряться и произносить звуки громко и отчетливо.

  • Совет врача. Пациент должен помнить, что только собственные усилия и терпение дадут положительный результат и избавят от заикания

    Ритмическая гимнастика

    Чувство ритма играет огромную роль для человека, который хочет избавиться от заикания. Лучше всего управляться с речью с помощью музыки или ритмичных звуков. Такие тренировки умиротворяют нервную систему, игровая форма позволяет раскрепостить человека и повысить его самооценку. Занятия проходят следующим образом:

  • Выбирайте легкие для восприятия стишки, тексты. Человек должен читать стихотворения, параллельно пристукивая кистью руки по столу. Все делается в такт чтению.
  • Похожим способом можно попросить читаемого пациента произносить слова в такт выбранной музыке. Каждый раз меняйте мелодию, не зависимо от предпочтений кого-либо.
  • Представленные методы лечение заикания довольно просты и ими можно заниматься даже в домашних условиях. Если родители заметили проблемы с речью у ребенка, нужно обратиться за помощью к логопеду. Только опытный врач избавит от таких неприятных проблем.

    simptomyinfo.ru

    Дыхательные упражнения для лечения заикания

    Лекарства от заикания нет, а в помощи нуждается большое количество людей, для которых простое речевое общение стало невыполнимым, принося много проблем в повседневную жизнь. Помимо медикаментозного лечения нервной системы и других систем организма, которые оставили такие осложнения, существуют дыхательные упражнения для лечения заикания по методу А.Н.Стрельниковой. Эта дыхательная гимнастика может использоваться как для лечения заикания у детей, так и у взрослых пациентов.

    Заикание возникает по разным причинам, и единого мнения специалистов о механизме возникновения этого недуга нет.

    Существует три типа заикания:

    1 тип — заикание вследствие нарушений деятельности нервной системы. Заикание может быть связано с родовой травмой, травмами, полученными в детстве, частыми болезнями.

    2 тип — заикание возникает тогда, когда у человека праворукого ведущим глазом является не правый, а левый. Это случается, когда переучивают ребёнка — левшу в детстве к деятельности правой рукой.

    3 тип — заикание вследствие пережитого стресса, сильного переутомления. Для этого типа заикания характерно усиление заикания на людях, при публичных выступлениях.

    Дыхательные упражнения для лечения заикания

    Авторская методика дыхательных упражнений А.Н.Стрельниковой очень хорошо себя зарекомендовала и применяется для лечения всех трёх типов заикания. Без нормального дыхания невозможно помочь больному с заиканием, а это значит, что нормализации дыхания должно быть посвящено большее время в лечении, чтобы преодолеть недуг. Дыхательная гимнастика направлена на координацию и оптимизацию дыхания, как носового, так и ротового. В дыхании активно должна участвовать диафрагма, выдох должен быть продолжительным. Упражнения на правильное дыхание проводят вначале без речевого сопровождения.

    Правила выполнения упражнений

    1) Вдох должен быть резким и коротким, как хлопок. Думать нужно только о вдохе.

    2) Выдох производить спокойно, без напряжения и усилий. Выдох должен быть бесшумным.

    3) Вдох должен всегда сопровождаться движениями. Движения должны быть только на вдохе.

    4) Как движения, так и вдох должны производиться в маршевом ритме.

    5) Счёт в гимнастике на 8, считать нужно не вслух, а мысленно.

    6) Упражнения на дыхание можно выполнять как стоя, так и сидя или лёжа.

    Комплекс дыхательных упражнений для лечения заикания

    1) Упражнение «Ладошки»

    Встать прямо, руки согнуть в локтях, как бы показывая ладони зрителям (локти направлены вниз. Выполнять шумный короткий вдох, одновременно сгибая ладони, как бы хватая воздух. Выдох — нешумный, свободный. Упражнение выполнять 2 раза по 4 вдоха, делая паузу между ними 4 секунды с опущенными руками.

    2) Упражнение «Погончики»

    Встать прямо, сжать кулаки и прижать к талии. При вдохе толкать кулаки вниз, напрягая плечи и вытягивая руки к полу. Упражнение выполнять по 8, 12 раз. Выше пояса кулаки поднимать не нужно.

    3) Упражнение «Насос»

    Встать прямо, ноги слегка развести на ширину плеч. Прямыми руками тянуться к полу одновременно с наклоном вперёд. Наклон сочетать с шумным вдохом. Спина должна быть не прямая, а округлая. Представить, что насосом накачивается шина. Движения выполнять по 4, повторяя 12 раз. Следить, чтобы выдох был незаметен и спокоен.

    При заболеваниях сердечно — сосудистой системы, позвоночника, травмах спины не нужно кланяться сильно низко. При полном здоровье нужно стремиться взять с пола палку.

    4) Упражнение «Кошка»

    Встать прямо, руки вдоль туловища, ноги на ширине плеч. Присесть, как будто танцуя, с одновременным поворотом в правую сторону. Приседание сочетать с шумным вдохом. Выпрямиться, спокойный выдох. Затем опять присесть с поворотом туловища уже в левую сторону. Выполнять 12 раз по 8 вдохов.

    5) Упражнение «Обнять плечи»

    Встать, руки согнуть в локтях, локти направлены вниз. При шумном вдохе руками резко обнимать себя за плечи, затем свободный выдох. Выполнять 12 раз по 8 вдохов. Выполняя упражнение, можно голову отводить немного назад.

    6) Упражнение «Маятник»

    Встать прямо, ноги поставить на ширину плеч, можно даже чуть шире. Наклониться вперёд, потянуться руками к полу и сделать резкий шумный вдох. Затем наклониться, назад и также резко вдохнуть. Выдох должен быть незаметным и бесшумным. Упражнение можно делать и сидя.

    7) Упражнение «Поворот головой»

    Встать прямо, ноги шире плеч. Поворачивать голову вправо, делая одновременно шумный вдох, затем голова идёт влево, за это время сделать незаметный выдох, а при повороте головы влево — опять шумный вдох. Упражнение нужно стараться выполнять без перерыва и пауз, не останавливая голову посередине. Выполнять 12 раз по 8 вдохов.

    Встать прямо, ноги чуть шире плеч. Выполнять наклоны головой вправо, ухом к плечу, делая шумный вдох носом. Затем левое ухо к левому плечу — снова вдох. Затем немного покачать головой из стороны в сторону. Смотреть необходимо прямо перед собой. Выполнять 12 раз по 8 вдохов.

    9) Упражнение «Маятник головой»

    Встать прямо, ноги шире плеч. Опустить голову, переводя взгляд в пол, одновременно делая резкий вдох. Затем поднять голову, взгляд на потолок, опять шумный вдох. Выдох делать незаметно, при переведении головы в другое положение.

    10) Упражнение «Перекат»

    Встать, левую ногу поставить вперёд. Правая нога сзади на носок. Присесть немного, перенося тяжесть тела на правую ногу, одновременно выполняя шумный вдох. Затем незаметно выдохнуть и присесть, перенося тяжесть тела на левую ногу, резкий вдох.

    11) Упражнение «Передний шаг»

    Встать прямо, ноги на ширине плеч или шире. Левую ногу поднять, согнув в колене, до уровня пояса. Носок левой ноги тянуть к полу по балетному манеру. На правой ноге в этот момент легко присесть. Одновременно с движением делать резкий вдох. Затем то-же самое выполнить с правой ногой. Следить, чтобы спина была прямая во время выполнения упражнения, смотреть перед собой, голову не наклонять. Кистями рук на уровне пояса можно делать движение навстречу друг другу. Следить, чтобы вдох был резким, шёл вместе с резким движением, а выдох был спокойным и незаметным. Выполнять 8 раз по 8 вдохов.

    12) Упражнение «Задний шаг»

    Встать прямо. Левой ногой резко отвести назад, как будто хлопая по ягодице. На правой ноге в этот момент легко присесть. Одновременно с движением делать шумный резкий вдох. Затем тоже самое выполнить правой ногой. Выполнять по 4 упражнения 8 раз.

    Спустя пару месяцев ежедневных дыхательных тренировок дыхание человека с заиканием меняется. Происходит тренировка и массаж диафрагмы, внутренних органов, воздух проходит через связки легко и свободно, исчезают мышечные зажимы. Вдох становится максимально глубоким, это способствует избавлению от заикания.

    Ежедневно выполняемые дыхательные упражнения для лечения заикания способны навсегда избавить от проблем с речью и подарить человеку радость общения.

    www.vashaibolit.ru

    Заикание у детей, известные методы лечения

    Заикание у детей встречается в возрасте 3 – 5 лет, когда речь активно развивается.

    Эта проблема диагностируется у 2% детей, причем у мальчиков в 3 – 4 раза чаще, чем у девочек.

    Заикание не является исключительно речевой проблемой, так как сопровождается нарушением деятельности ЦНС.

    Это сложный речевой дефект, который проявляется расстройством ритма, непроизвольными остановками и повторениями отдельных звуков во время высказывания в результате судорог артикуляционных органов.

    Причины заикания у детей

    Малыш может начать заикаться по множеству причин. К ним относятся:

  • Наследственная предрасположенность — определяется слабостью артикуляционного аппарата. При этом речевой дефект сопровождается ночными страхами, энурезом, тревожностью. Как правило, проявляется уже с началом речевой активности, примерно с 2 – 3 лет.
  • Перинатальные повреждения головного мозга вследствие токсикоза, гемолитической болезни новорожденного, внутриутробной гипоксии, асфиксии во время родов, родовых травм. Заикание у маленьких детей вследствие повреждений мозга проявляется в начале речевой активности.
  • Тяжелые инфекционные заболевания – корь, коклюш, менингит, тиф, энцефалит. Чаще всего по этой причине дефект наблюдается у ребенка 8 – 9 лет.
  • Черепно-мозговые травмы. Частая причина речевого дефекта у ребенка 5 лет.
  • Рахит.
  • Гипотрофия. По этой причине может возникнуть заикание в 10-летнем возрасте или у малыша 3 – 4 лет.
  • Психические потрясения – страх, конфликты, испуг, авторитарный стиль воспитания, чрезмерная радость. Из-за психологических трудностей пубертатного периода может появиться заикание у подростка.
  • В научной литературе описаны случаи заикания у детей дошкольного возраста после переучивания из левши в правшу. Также дефект может возникнуть после копирования речи заикающегося родственника или сверстника.

    Часто дефект связан с другими речевыми нарушениями – тахилалией, дислалией, ринолалией, алалией, дизартрией.

    По патогенетическому механизму выделяют:

  • Логоневроз или невротическое заикание у детей – функциональное расстройство.
  • Неврозоподобное заикание – связанное с органическими поражениями ЦНС.
  • По характеру течения дефект может быть:

  • Волнообразным (усиливается или слабеет в разных ситуациях, но полностью не исчезает).
  • Постоянным (имеет стабильное течение).
  • Рецидивирующим (периодически возникает на фоне речевого благополучия).
  • По характеру судорог заикание бывает:

  • Тоническое, связанное с резким гипертонусом мышц губ, языка, щек, приводящим к паузе в речи.
  • Клоническое – характеризуется многократным сокращением артикуляционных мышц, и приводит к повторению отдельного слога или звука.
  • Тонико-клоническое.
  • Клоно-тоническое.
  • Артикуляционное.
  • Голосовое.
  • Дыхательное.
  • Смешанное.
  • Легкая – судорожные запинки во время спонтанной речи. Симптомы выражены слабо.
  • Средняя – запинки при диалогической и монологической речи.
  • Тяжелая – судороги речевых мышц длительны, запинки во всех видах речи. Коммуникация затруднена или невозможна.
  • Симптомы детского заикания

    К основным симптомам патологии относятся:

  • Речевые судороги, возникающие при попытке начать речь или в процессе разговора, проявляющиеся паузой в речи или повторением отдельного звука.
  • Поверхностное, неритмичное, ключичное или грудное дыхание, дискоординация дыхания. Малыш начинает говорить после полного вдоха или на вдохе.
  • Непроизвольные движения во время речи – морганье, раздувание крыльев носа, подергивание мимических мышц.
  • Употребление речевых уловок с целью сокрытия дефекта – улыбка, зевание, покашливание.
  • Заикание в детском возрасте часто сопровождается вегетативными нарушениями: тахикардией, потливостью, покраснением или побледнением кожи, лабильностью артериального давления во время разговора.

    Особенности течения логоневроза

    Так как в основе невротического заикания лежит сильное психотравмирующее переживание, расстройство речи возникает остро. У детей снижена речевая активность, выражена логофобия и фиксация на трудном звуке, судороги носят дыхательно-голосовой характер. Логоневроз имеет волнообразное течение – речь ухудшается при повторении психотравмирующей ситуации.

    Особенности неврозоподобного заикания

    Речевая активность повышена, критика к своему дефекту отсутствует. Речь монотонная, невыразительная, с ускоренным темпом. У детей присутствуют нарушения общей моторики, плохой почерк и слабая мимика. Дефект усиливается при переутомлении, повышенной речевой нагрузке, но течение его относительно постоянное.

    Последствиями заикания могут быть:

  • Нарушение социальной адаптации.
  • Снижение самооценки.
  • Логофобия – боязнь речи.
  • Звукофобия – боязнь произнести отдельный звук.
  • Усугубление речевого дефекта.
  • Диагностика заикания у детей

    Обследование ребенка с заиканием проводит педиатр, логопед, детский невролог, психолог, психиатр. Огромное значение для постановки диагноза и подбора метода лечения имеет анамнез, сведения о речевом и двигательном развитии ребенка, информация об обстоятельствах и времени возникновения речевого дефекта.

    Для оценки степени дефекта и выявления его возможной причины проводят:

  • Диагностику речи, во время которой оценивают:
  • темп, голос, дыхание;
  • речевые и моторные нарушения;
  • форму и частоту артикуляционных судорог.
    1. Диагностику ЦНС посредством:
    2. реоэнцефалографии;
    3. МРТ;
    4. ЭЭГ.
    5. Как вылечить ребенка от заикания?

      Чтобы избавить малыша от заикания необходимо обратиться к специалисту. Чем лечить дефект в конкретном случае сможет сказать только врач после проведения комплексного обследования.

      Кто лечит заикание у детей?

      Речевой дефект поможет устранить логопед. Если артикуляционные судороги возникли на фоне поражения ЦНС, необходимо подключать в лечебный процесс детского невролога. Если причиной речевого дефекта является психотравмирующая ситуация – ребенку показана работа с психологом.

      В основе лечения лежит нормализация функций речевого круга, в частности, торможение центра Брока. К методам лечения относятся:

      1. медикаментозная терапия;
      2. гипноз;
      3. релаксирующие ванны, массаж, дыхательная гимнастика;
      4. иглоукалывание;
      5. специальные логопедические упражнения, логоритмика;
      6. антизаикательные устройства и специальные компьютерные программы.
      7. Медикаментозное лечение

        Специальных для лечения заикания у детей не существует, медикаментозное лечение выступает в качестве дополнения общего курса терапии.

        Препараты при заикании у детей:

      8. транквилизаторы;
      9. противосудорожные (Фенибут, Эпилептал);
      10. ноотропные (Актовегин, Пирацетам);
      11. успокоительные средства (Экстракт валерианы, пустырник);
      12. гомеопатические таблетки от заикания у детей (Тенотен детский ).
      13. Медикаментозное лечение может применяться при заикании у детей 3 лет.

        Лечение заикания у детей гипнозом

        Гипноз позволяет выявить глубинные причины дефекта. У маленьких детей метод не применяется. С помощью гипноза можно вылечить заикание у подростка. Речь может улучшиться уже после первого сеанса. Для полного устранения дефекта необходимо 5 – 10 сеансов.

        Исправить заикание можно с помощью акупрессуры – точечного массажа. Этот метод восстанавливает регуляцию речи. Применяется успокаивающий метод воздействия – надавливание на акупунктурные точки подушечками пальцев с последующим выполнением круговых движений.

        Чем раньше начать лечение таким способом, тем быстрее и эффективнее будет результат.

        Дыхательная гимнастика при заикании

        Упражнения дыхательной гимнастики направлены на воспитание правильного речевого дыхания с постепенным удлиненным вдохом, что позволяет запастись воздухом для произнесения речевых отрезков разной длинны.

        Дыхательная гимнастика эффективна при лечении заикания у детей в 4 года и старше.

        Логоритмические упражнения

        Логоритмика – это метод, основанный на использовании связи слова с движением и музыкой.

        Конспект логоритмического занятия выглядит примерно так:

      14. мышечная релаксация;
      15. дыхательная гимнастика;
      16. артикуляционные упражнения;
      17. пение;
      18. игра на музыкальных инструментах;
      19. мышечная релаксация.
      20. Логоритмические занятия способны компенсировать дефекты речи, раскрывают способности ребенка и повышают его самооценку. Метод эффективен при лечении заикания у детей дошкольного возраста и старше.

        Коррекция заикания у детей специальными устройствами

        Одни антизаикательные устройства позволяют заике слышать свою речь с секундной задержкой, другие демонстрируют исправленный вариант речи или заглушают голос шумами. Самые эффективные устройства повышают или понижают громкость голоса.

        Лечение заикания у детей народными средствами

        Применение нетрадиционных методов основано на успокаивающем и расслабляющем эффекте многих настоев и трав.

        Травы при заикании для детей:

        Лечение в домашних условиях: советы родителям

        Если следовать несложным правилам в комплексе с основным лечебным методом, речь малыша исправится в ближайшее время.

      21. Разговаривайте спокойно, медленно и разборчиво.
      22. Не перебивайте кроху.
      23. До поступления в школу научите свое чадо управлять темпом речи.
      24. Если ребенок будет говорить медленно, но не монотонно, его речь станет значительно лучше.
      25. Читайте и пересказывайте с малышом книги.
      26. Не принуждайте заику читать вслух.
      27. При общении не забывайте о зрительном контакте.
      28. Не перегружайте заику напоминаниями о правильном произношении.
      29. Особенности семейного воспитания заики

      30. Особое внимание уделите спокойной обстановке в семье – ребенок не должен слышать крик, ссоры, испытывать наказания, видеть резкие движения и жесты.
      31. Соблюдайте режим дня с полноценным 8-часовым сном. Ребенка с заиканием нельзя критиковать. Нужно уделять больше внимания малышу, хвалить его даже за незначительный успех.
      32. Не стоит чрезмерно баловать свое чадо, исполнять все его прихоти и желания. В этом случае психологической травмой для малыша может стать даже незначительный отказ в чем-то.
      33. Будьте всегда одинаково требовательными и ровными к ребенку.
      34. Не запугивайте и не наказывайте ребенка, оставляя одного в комнате, особенно плохо освещенной. В виде наказания лучше заставить его спокойно сидеть на стуле или лишить малыша участия в любимой игре.

      Как предупредить развитие речевых дефектов?

      Профилактика заикания – это большая работа для родителей и окружающих. Она включает:

    6. Упорядочение распорядка дня малыша.
    7. Создание спокойной и дружественной атмосферы в семье.
    8. Избегание авторитарных методов воспитания.
    9. Оберегание ребенка от физических и психологических травм.
    10. Занятия для развития речи – чтение, разговоры с малышом.
    11. Ограничение контакта ребенка с заикающимися родственниками или товарищами.
    12. doktordetok.ru

      Дыхательные упражнения при заикании у детей

      Лечение заикания у детей

      Статья содержит в себе дыхательные упражнения и правила, которые должны соблюдать родители при лечение заикания у детей.

      Прежде всего, лечение заикания зависит от своевременного реагирования на его проявление у ребёнка. К первым признакам заикания относится:

      • затруднение при попытке заговорить в начале речи;

      • происходят вынужденные остановки в середине фразы или слова;

      • повторение слов или слогов в начале фразы;

      • лишние звуки (а, и) перед отдельными словами;

      • ребёнок может отказаться говорить от 2 часов до суток.

      Что должны предпринять родители?

    13. Соблюдать режим дня. Ребёнок должен соблюдать режим сна и бодрствования, чтобы длительность сна составляла как минимум 8 часов. Перед сном рекомендуется принятие тёплого душа или ванн с успокоительными травами, морской солью или аромамаслами.
    14. Исключите перед сном просмотр телевизора, активные занятия и компьютерные игры.
    15. Соблюдать режим питания. В рационе питания должны быть растительные и молочные продукты, фрукты, овощи, сократите потребление жиров, мяса и копчёностей.
    16. Исключить стресс и умственные нагрузки. Следует ограничить просмотр фильмов, которые вызывают сильные эмоции. Это же относится и к различным играм и мультфильмам. Речь родителей должна быть плавной и неспешной, не следует повышать голос, включать громко телевизор или музыку. Не требуйте от ребёнка усидчивости, обязательного посещения дополнительных занятий или кружков. Требования обоих родителей не должны при этом различаться. Важно, чтобы ребёнок знал, что ему можно и чего нельзя, когда его будут ругать, а когда нет. При этом для ребёнка следует создать атмосферу понимания и исключить ссоры между родителями.
    17. Больше гулять на свежем воздухе.
    18. Следить за осанкой ребёнка, чтобы она была подтянутой как во время речи, так и во время молчания.
    19. Следите, чтобы ребёнок при заикании не смущался и не отводил глаз. Во время речи он не должен смотреть исподлобья – для этого мягко удерживайте его подбородок в правильном положении.
    20. Делайте на ночь расслабляющий массаж воротниковой зоны. Рекомендуется проводить его 3-4 раза в год по две недели каждый раз.

      Дыхательные упражнения – основа лечения заикания

      Самой известной программой традиционного метода лечения является «Дыхательная гимнастика Стрельниковой». Здесь будут приведены в пример два упражнения, считающиеся самыми действенными при лечении заикания.

      Встаньте прямо, опустите руки. Наклонитесь немного вперёд, округлив спину. При этом голова и руки опущены, и шея расслаблена.

      После этого сделайте быстрый вдох и приподнимитесь, но не выпрямляйтесь. Сделайте медленный выдох ртом или носом.

      Вновь наклонитесь и сделайте быстрый шумный вдох и так же повторяйте. Данные дыхательные упражнения напоминают «накачивание шины». Выполнять его нужно с лёгкостью, не нагружая поясницу.

      Упражнение «Повороты головы»

      Встаньте прямо, положите руки по бокам. Повернув голову влево, быстро и шумно вдохните. Затем поверните голову вправо и ещё раз вдохните. Выдох делается во время поворота головы от левого плеча к правому. При этом останавливаться посередине не нужно.

      Шея во время упражнения не должна быть напряжена, туловище и руки остаются неподвижными. Самое первое упражнение включает в себя 8 вдохов и выдохов. Не забудьте делать между упражнениями короткие передышки. Всего нужно будет сделать 3 подхода по 32 вдоха.

      Что дают эти упражнения?

      Они направлены на дыхательную систему человека: учат дышать глубоко, всеми лёгкими, способствуют тренировке диафрагмы, участвующей в голосообразовании, голосовые связки при этом становятся максимально подвижными и тесно смыкаются во время разговора.

      Упражнения должны выполняться по 15 минут утром и вечером. Результаты появляются спустя 2-3 месяца: голос становится более естественным, а дыхание – свободным.

      Видео, как у детей лечить заикание:

      Заикание является одним из наиболее распространенных видов расстройства речи у детей. Эта патология чрезвычайно негативно влияет на детскую психику. Таким детям очень сложно общаться со сверстниками и взрослыми людьми. От общения они испытывают самый настоящий стресс. Вследствие этого снижается самооценка, дети замыкаются в себе, становятся очень чувствительными, ранимыми.

      Родители таких детей должны точно знать, что заикание лечится, причем вполне успешно. Главное, выявить патологию на самой ранней стадии и вовремя обратиться к специалисту. Нужно выполнять все медицинские рекомендации, регулярно делать с ребенком специальные упражнения, можно применять народные средства лечения. А главное, следует воспитывать в нем уверенность в себе, уверенность в обязательном успехе лечения.

      Как провести лечение заикания у детей в домашних условиях, какая именно дыхательная гимнастика при заикании даст результат, какие народные средства лечения? Все это мы и рассмотрим с вами сегодня:

      Как лечат заикание?

      Очень важно вовремя показать ребенка опытному неврологу и логопеду (или дефектологу). Скорее всего, ему будет назначен курс медикаментозного лечения. Кроме того логопед порекомендует необходимые упражнения для дыхания, для мышц речевого аппарата, необходимых именно вашему ребенку.

      Такие упражнения состоят из «режима молчания», из произношения нараспев разнообразных звуковых сочетаний. С разрешения лечащего врача можно включать в состав терапии эффективные народные средства. Успешность лечения очень зависит от точного выполнения всех рекомендаций врача, от регулярности занятий.

      Лечение домашними средствами

      С помощью народных средств, заикание лечат уже несколько веков. Существуют очень эффективные средства народной медицины, которые можно использовать дополнительно к основному лечению. Предлагаю вам несколько таких рецептов:

      — Насыпьте в кастрюльку с только что вскипевшей водой измельченные листья белого ясенца. Пропорция: на 200 мл кипятка 1 ст. л листьев. Кастрюлю утеплите полотенцем, подождите полчаса. Готовый настой процедите. Теплым средством ребенок должен полоскать рот и горло, на протяжении 3 мин. Глотать настой не следует. Полоскания нужно проводить 4-6 раз на день.

      — Измельчите по 1 ст. л. 100 г свежих плодов шиповника и калины, столько же лимона (без косточек и кожуры). Выложите в посуду. Туда же положите с 200 г измельченной белокочанной капусты. Все перемешайте, храните в холодильнике. При заикании нужно съедать по 1 ст. л. этой смеси.

      — Налейте в кастрюльку 1 стакан молока, вскипятите. Насыпьте туда же 1 ч. л. травы гусиной лапчатки. Вскипятите еще раз и сразу уберите с плиты. Кастрюлю утеплите, подождите, пока остынет самостоятельно. Процеженный настой нужно принимать утром, до завтрака. Лечение — 10 дней.

      Дыхательная гимнастика при заикании

      Дыхательные упражнения при заикании являются важнейшим условием успешного лечения. Они направлены на формирование здорового, цельного, равномерного дыхания. С помощью упражнений устраняется поверхностность, неравномерность дыхания, восстанавливается четкость речи.

      Вот несколько упражнений, рекомендуемых специалистами:

      — Упражнение «ладошки»: ребенок стоит на полу, спина прямая. Локти согнуты, направлены вниз. Ладони — наружу. Делаем короткий шумный вдох. Одновременно с ним ладонями производятся хватательные движения. После чего делается длинный, бесшумный выдох. Упражнение делается по два раза, с паузой в 4 сек. При паузе руки опущены.

      — «Погончики»: положение стоя, спина прямая. Ладони сжаты в кулаки, прижаты к талии. При вдохе, кулаки опускаются вниз. Плечи напрячь. При выдохе — исходное положение. Руки при этом не поднимать выше талии. Упражнение нужно повторить 8 -12 раз.

      — «Насос»: положение тела — стоя на полу, спина прямая, ноги на ширине плеч. Делаем наклон вперед, тянемся руками к полу. При этом делаем шумный вдох, округляем спину. Ребенок как бы изображает насос, который накачивает колесо. При спокойном, тихом выдохе, возвращаемся в исходное положение. Повторить 12 раз. При наличии болезней позвоночника, сердца, сильно не наклоняемся. Если все в порядке со здоровьем, нужно стремиться достать руками пол.

      — «Кошка»: положение тела — стоя, спина прямая. Руки расположены вдоль тела, ноги поставим на ширину плеч. Делаем приседание с одновременным поворотом направо. Делаем шумный вдох. Принимаем исходное положение — спокойный бесшумный выдох. Также делаем упражнение с поворотом влево. Повторить 8-12 раз.

      — Между упражнениями, периодически просите ребенка изображать медведя, а именно: говорить низким «медвежьим» голосом. При этом попросите его вдыхать воздух животом. Дыхание медленное, плавное. Плечи не поднимаем. При этом полезно положить ему руки на плечи, чтобы это фиксированное положение осталось и закрепилось в памяти. Следите за осанкой. Спину нужно держать прямо во время речи и во время молчания. Это повысит эффективность лечения.

      Помните, что подавляющему большинству детей, страдающих от заикания, удается помочь. Важно очень хотеть вылечиться, проявлять терпение и настойчивость. Это обязательно принесет отличные результаты. Будьте здоровы!

      Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой.

      Такое расстройство речи, как заикание, очень трудно поддается лечению. Причины и механизмы заикания еще не до конца изучены. Чаще всего это заболевание возникает в детском возрасте в результате нервных потрясений и врожденной предрасположенности. Заикание у детей нередко приводит к логофобии — страху речи, закомплексованности, отчужденности и замкнутости.

      Лечение заикания обычно производится с помощью гипноза или психотропных препаратов, однако эти методы не всегда дают положительный результат.

      Метод дыхательной гимнастики Стрельниковой направлен прежде всего на развитие правильного дыхания у детей с нарушениями речевой функции. Стрельникова считала, что лечить заикание без приведения в норму дыхания бессмысленно.

      Заикающиеся дети и подростки говорят, как правило, на ключичном дыхании. Прежде чем что-либо сказать, они делают вдох, при котором самопроизвольно поднимаются плечи и напрягаются мышцы шеи и лица, речь осуществляется на выдохе короткими фразами.

      После одного занятия дыхательной гимнастикой по методике Стрельниковой жизненная емкость легких увеличивается на 0,2-0,4 л.

      Используя дыхательную гимнастику Стрельниковой для лечения заикания, следует поставить перед собой 3 основные задачи:

    21. научиться дышать предельно глубоко, чтобы легкие заполнялись до самого низа;
    22. постоянно тренировать диафрагму, заставляя ее активно участвовать в голосообразовании;
    23. тесно смыкая голосовые связки во время фонации, сделать их максимально подвижными и выносливыми.
    24. Наиболее эффективны при заикании упражнения Насос и Обхвати плечи . Эти упражнения рекомендуется делать 2 раза в день перед едой или через 1, 5 ч после нее.

      Упражнение Насос , в котором шумный короткий вдох выполняется при наклоне, позволяет заполнить воздухом основание легких, которые у заикающихся плохо вентилируются. В результате вырабатывается предельно глубокое дыхание в спину , как называла его Стрельникова.

      В упражнении Обхвати плечи в момент вдоха носом сужается верхушка легких, и воздух поступает в наиболее объемные основания легких, заполняя те альвеолы, которые до этого не участвовали в процессе дыхания. Голосовые связки в это время делают встречное движение, а движение обхвата плеч при шумном вдохе позволяет связкам теснее сомкнуться.

      Для лечения заикания, помимо дыхательных упражнений, в методике Стрельниковой используются упражнения для постановки голоса.

      Прежде чем приступать к выполнению упражнений для постановки голоса, необходимо выполнить дыхательные упражнения Насос и Обхвати плечи , которые приводят в активное состояние все органы, участвующие в дыхании и речеобразовании.

      После этого следует встать прямо, ноги поставить чуть уже ширины плеч, положить руки ладонями на живот и, слегка наклоняясь на каждом звуке, мгновенно напрягать живот, одновременно надавливая на него в момент наклона.

      Упражнения для постановки голоса по методу Стрельниковой рекомендуется регулярно использовать певцам, актерам, дикторам и преподавателям.

      Упражнения для постановки голоса:

    25. произносить при легком наклоне вперед по 8 раз каждый звук: Р, Л, М, Н, В, Ф, З, С, Ц, Ж, Ш, Ч, Щ, Б, П, Д, Т, Г, К, Х.

      При выполнении следить за тем, чтобы движение и звук были одновременными, дыхание при этом должно происходить автоматически. Дышать только через рот. Голову опустить, спину округлить;

    26. произносить при легком наклоне вперед, напрягая брюшной пресс, следующие слоги:

      kakvyrastitrebenka.ru

      Заикание у детей: причины и лечение, виды, упражнения

      Опубликовал: admin в Мой ребенок 05.01.2018 0 64 Просмотров

      Что делать, если ребёнок заикается: различные методики и средства лечения

      Формирование речи у детей — очень сложный процесс, в котором участвуют дыхательные пути, лёгкие, голосовая щель, мягкое небо, зубы, язык, губы, головной мозг. Если наблюдается сбой в работе любого из этих органов, а тем более — структур мозга, могут диагностироваться проблемы с речью. Среди них самое распространённое — заикание, которое определяется как периодический спазм верхних дыхательных путей, приводящий к нарушению выговаривания слов. Часть врачей приравнивают его к неврозам.

      Это явление мешает социальной адаптации ребёнка, а в запущенной форме будет сказываться на его дальнейших успехах в обучении. Очень важно помочь заикающимся на раннем этапе формирования речи, чтобы справиться с этим недугом к школе.

      Заболевание описывается даже в древних исторических манускриптах, но причины заикания у детей стали понятны, лишь благодаря русскому учёному И. П. Павлову, который, сформулировав понятие о высшей нервной деятельности, помог разобраться в происхождении неврозов. Нарушения могут определяться внутренними или внешними факторами.

      Предрасположенность к заболеваниям данного характера может объясняться следующими причинами:

      В большинстве случаев такого рода проблема определяется генетическими отклонениями. Если ребёнок начал заикаться, как только научился разговаривать, причины нужно искать именно в патологиях головного мозга.

      Но если ребёнок стал заикаться позже, в 3-4 года, причины нужно искать во внешних обстоятельствах. Заболевание могли спровоцировать следующие факторы:

    27. инфекции ЦНС: менингит, энцефалит;
    28. травмы головного мозга: сотрясение, ушиб;
    29. сахарный диабет;
    30. функциональная незрелость больших полушарий у детей до 5 лет: такое заикание проходит без медицинского вмешательства;
    31. инфекции ушей, верхних дыхательных путей;
    32. заболевания, провоцирующие ослабление организма: глисты, рахит, частые ОРВИ и ОРЗ;
    33. сопутствующие заболевания, вторичные состояния: бессонница, энурез, повышенная утомляемость, ночные кошмары;
    34. психологические травмы: от испуга, страха, хронического стресса;
    35. неправильное воспитание: избалованность, изнеженность или, напротив, слишком завышенные требования;
    36. проблемы с формированием детской речи: если родители сами разговаривают быстро и нервно;
    37. подражание взрослым.
    38. Родители должны понять, почему ребёнок заикается: это поможет выбрать правильный курс лечения и обезопасить его в дальнейшем от подобных провоцирующих факторов (имеются в виду внешних).

      Очень многое зависит от той эмоциональной обстановки, в которой он растёт. Если она благоприятна, малыш чувствует родительскую заботу (в меру), не обделён любовью, не испытывал никогда серьёзных стрессовых нагрузок, с речью у него проблем не возникает. Если же всё с точностью до наоборот и семья страдает от постоянных конфликтов, кроха зажимается, и в результате у него диагностируется заикание в той или иной форме.

      По страницам истории. Первое подробное описание заикания можно найти в трудах Гиппократа, а это IV век до н. э.

      Для клинической картины заболевания характерна одна очень важная особенность. Если заикание обусловлено неврозом, оно усиливается при психоэмоциональном перенапряжении, но практически исчезает в спокойной обстановке.

      Если причина — патология головного мозга, проблема будет иметь постоянный характер. При этом судороги мышц языка, гортани, нёба, диафрагмы проявляются разными речевыми нарушениями:

    39. вынужденная пауза в определённом месте слова: соб. ака;
    40. повторение одного и того же звука, когда ребёнок заикается на первом слоге или звуке: с-с-собака, со-со-собака;
    41. сочетание двух предыдущих видов речевого расстройства.
    42. Добавочными симптомами к заиканию становятся:

    43. напряжённость, нервозность ребёнка;
    44. гримасничанье, которое в определённых случаях доходит до нервных тиков;
    45. замкнутость, которая может развиться в социофобию;
    46. психологический дискомфорт во время общения;
    47. неврологические расстройства: плаксивость, раздражительность, различные фобии, агрессивность, плохой сон.
    48. Заикание формирует у ребёнка логофобию — это страх речевого общения с другими людьми. Он заранее ожидает свои неудачи, боится непонимания и насмешек, замыкается и отказывается от разговоров. Поэтому так важна роль взрослых в его жизни: они должны помочь ему преодолеть все эти барьеры.

      Коррекция нарушений речи возможна и приносит хорошие результаты при постоянных занятиях, но всё будет зависеть от того, какой формой заикания страдает малыш.

      С миру — по нитке. Самые известные заики — пророк Моисей, оратор Демосфен, физик Исаак Ньютон, писатель Льюис Кэрролл, красавица Мэрилин Монро, политик Уинстон Черчилль, актёр Брюс Уиллис и многие другие.

      Существуют различные виды заикания, каждый из которых характеризуется своими особенностями и требует определённой схемы коррекции. На данный момент времени существует несколько классификаций этого речевого нарушения.

    49. патологическое / генетическое заикание обусловлено нарушениями в работе головного мозга;
    50. нервозное объясняется проблемами с нервной системой.
      • тоническое заикание, когда ребёнок делает вынужденную паузу в определённом месте слова;
      • клоническое, когда происходит повторение одного и того же звука, слога или слова;
      • смешанное, когда диагностируется сочетание тонического и клонического заиканий.
      • В зависимости от формы протекания заболевания:

      • постоянная форма, при которой заикание является неизменным спутником ребёнка в любой ситуации;
      • волнообразная форма, когда оно временами усиливается или уменьшается, но совсем не проходит;
      • рецидивирующая форма — это появление заикания после какого-то периода его отсутствия.
      • Логопед при обследовании ребёнка выявляет вид его заикания и уже после этого назначает ту или иную методику коррекции, каждая из которых подбирается индивидуально. Главное — вовремя отвести малыша к специалисту и пройти до конца весь путь лечения. А начать придётся с обычной диагностики.

        Любопытный факт. Согласно историческим источникам, в Древнем Риме заикание лечили подрезанием языка.

        Полноценное обследование детей с заиканием предполагает консультации у следующих специалистов:

        С помощью всевозможных тестирований и инструментальных обследований врачи проверяют:

        • анамнез заболевания;
        • наследственность;
        • сведения о раннем развитии ребёнка — психоречевом и моторном;
        • обстоятельства и время возникновения заикания;
        • локализацию, форму, частоту речевых судорог;
        • особенности темпа речи, голоса, дыхания;
        • сопутствующие нарушения (двигательные или речевые);
        • логофобию.
        • У заикающихся деток проводят обследование звукопроизношения, лексико-грамматического содержания речи, фонематического слуха. Логопедическое заключение содержит в себе описание формы, степени заикания и характер судорог. Патологию необходимо дифференцировать с тахилалией, дизартрией, спотыканием.

          Для выявления органического поражения нервной системы невролог может назначить:

          Только после всех этих обследований врачи могут сказать, как вылечить заикание у ребёнка в том или ином случае, потому что каждый из них индивидуален и практически неповторим. Полное выздоровление могут гарантировать только регулярные занятия, упорство, желание и точное следование всем рекомендациям специалистов. Лечение должно быть комплексным.

          Согласно статистике. Заикание диагностируется у 4% детей и только у 2% взрослых.

          Что значит комплексное лечение заикания у детей? Оно предполагает коррекцию нарушений речи сразу по нескольким направлениям. С ребёнком должны работать не только профессионалы в специализированных условиях. Многое зависит от домашних занятий, которые должны организовывать сами родители. Только так можно навсегда избавиться от этой патологии и отправить малыша в школу уже без комплексов.

          Вполне логично родители интересуются, какой врач лечит заикание у детей: невропатолог и психолог определяют только его причины, психотерапевт при необходимости может назначить медикаментозные препараты. Но только дефектолог-логопед устраняет первичные и вторичные нарушения речевой функции с помощью конкретных коррекционных программ, подбираемых индивидуально.

          Есть специальные логопедические упражнения, которые позволяют работать над плавностью детской речи и развивать дыхание при разговоре. В результате ребёнок преодолевает барьер заикания и начинает говорить в нужном темпе. Занятия будут эффективными лишь в том случае, если атмосфера окружающей обстановки благоприятная.

          Логопед вместе с ребёнком неторопливо, размеренно ходят по кругу и на каждый шаг произносят фразу: «Мы смешные карусели — опа-опа-опа-па-па, татати-тати-тата».

          Логопед ритмично машет руками. На каждый его взмах ребёнок произносит нараспев гласные, слоги, слова — всё, что ему захочется.

          Ребёнок попеременно прыгает то на одной, то на другой ножке, изображая цыплёнка и каждый раз меняя при этом дежурную фразу: «Хлоп-топ-хлоп! Ап-цап-тап! Уф-ив-аф! Тап-тип-рап-роп-цып-цып!».

          Логопед произносит различные слова нараспев, очень медленно. На каждый гласный звук ребёнок должен хлопнуть в ладоши. Постепенно упражнение усложняется: вместе с прихлопом он должен ещё и ногой топнуть.

          Предложить ребёнку прочитать наизусть любое коротенькое стихотворение, но нараспев, под спокойную музыку (лучше взять классику или инструментальную мелодию). Задача — попасть в такт. Если маленький пациент хорошо выполнит задание, можно взять более длинное стихотворение .

          Однако коррекция заикания у детей дошкольного возраста не ограничивается только лишь логопедическими весёлыми упражнениями. Так как это не только психологическая и речевая проблема, но и физиологическая, она требует вмешательства и других специалистов в процесс лечения. Например, массажиста.

          Чтобы устранить заикание у ребёнка, запишите его на массаж к специалисту. Проводить его самостоятельно в домашних условиях не рекомендуется, потому что нечаянно можно повредить мышцу или гортань. Только опытный детский массажист, специализирующийся именно на лечении речевых нарушений, может гарантировать эффективность процедуры.

          Основные правила для её проведения таковы:

        • медленный и неторопливый темп;
        • создание для маленького пациента атмосферы спокойствия, комфорта и тепла;
        • звучание успокаивающей музыки;
        • тёплые руки массажиста.
        • Процедура проводится последовательно по зонам:

          Основная цель такого массажа — расслабление мышц, которые у заикающегося находятся в постоянном тонусе. Полный курс составляет 12 процедур. При необходимости он повторяется через 2 недели.

          Чтобы логопедическая коррекция заикания у детей и массаж были наиболее эффективны, при расстройствах нервной системы врачи могут посоветовать медикаментозную терапию.

          Медикаментозные препараты от заикания назначаются только при тяжёлых расстройствах психики, нервной системы. По большей части, это противосудорожные, успокоительные средства или транквилизаторы (в крайних случаях). Это могут быть:

          Можно найти и гомеопатическое лекарство от заикания для детей, которое тоже буде отличаться мощным успокаивающим эффектом. Выбор большой:

          Самостоятельно подбирать медикаментозное лечение заикания для ребёнка нельзя. Если природа речевого нарушения вовсе не в проблемах нервной системы, такая терапия усугубит состояние больного. Только невропатолог или психотерапевт могут проконсультировать вас в данном вопросе. Даже фитотерапия не всегда показана.

          Иногда врачи могут посоветовать лечение заикания у детей народными средствами, т. е. успокаивающими травами. Можно собирать их самостоятельно, а можно покупать готовые аптечные сборы и заваривать в дозировках, рекомендованных специалистом.

          Снять напряжение помогут:

        • валериана;
        • пустырник;
        • травяной сбор из сухой мяты, валерианы, крапивы, ромашки;
        • полоскание горла отваром из белого ясенца или душистой руты;
        • сок крапивы;
        • гусиная лапчатка;
        • хмель и вереск;
        • ягоды калины.
        • мёд (в любом виде).
        • Если ребёнок заикается, родители должны понимать, что просто полоскания отварами трав и медовые компрессы на язычок не смогут устранить столь тяжёлое речевое нарушение. Они лишь помогут основному курсу терапии, но самостоятельным и полноценным направлением в лечении детского заикания не являются. Гораздо более эффективными окажутся игровые занятия.

          Для поддержки логопедических упражнений и усиления их эффективности родители могут проводить игры для детей с заиканием в домашних условиях.

          Подбирать их самостоятельно не стоит: лучше проконсультироваться со специалистом, который уже занимается с ребёнком. Учитывая его индивидуальное речевое развитие (о нормах и отклонениях развития речи для детей 3-4 лет, читайте здесь), дефектолог подберёт наиболее оптимальные варианты. Вот самые популярные из них.

          Ребёнок рассматривает картинки и называет несоответствия с действительностью: например, изображена осень, а листья на деревьях зелёные. Здесь важен соревновательный аспект: он должен сделать это как можно быстрее.

          Ребёнок должен повторять вслед за взрослым звуки, которые произносят различные домашние животные. Сначала он делает это медленно, нараспев, стараясь не заикаться. Как только у него начнёт получаться, темп нужно ускорить.

          Если малыш хорошо рисует, предложите ему что-нибудь нарисовать и параллельно с этим давать комментарии, рассказывать, что он изображает. Обычно в творческом порыве напряжение снимается и речь становится более плавной. Вместо рисования это может быть лепка, пение и другие увлечения.

          Игровые занятия с заикающимися детьми в домашних условиях тренируют и закрепляют правильные навыки речи и поведения в усложнённых условиях. Это своеобразный, но очень необходимый мостик для переноса приобретённых навыков из игровых условий в обычные. А самое главное — ребёнок учится правильно вести себя в разных речевых ситуациях, что воспитывает в нём нужное отношение к окружающим и коллективу.

          Поможет избавить ребёнка от заикания дыхательная гимнастика, которая проводится сначала — со специалистом, затем — с родителями в домашних условиях. Особенно популярна методика А. Н. Стрельниковой.

          Её задача — развитие правильного дыхания при нарушенных речевых функциях. Она идеальна для занятий с детками и в 3 года, и в 6 лет, т. е. возрастных ограничений нет. Включает в себя дыхательные упражнения, сочетающие короткий и резкий вдох с движениями. Активность различных частей тела провоцирует прилив кислорода к тканям.

          Ребёнок принимает вертикальное положение. Руки опущены. Он делает короткий и резкий вдох, одновременно наклоняясь вперёд. Спина округляется, голова опускается вниз. Затем он слегка приподнимается, при этом делая выдох (любой — можно через нос, можно через рот).

          Целиком упражнение должно состоять из 8 вдохов, 12 повторов с интервалом в 5 секунд. Но ребёнок может сразу не справиться с таким объёмом. Приходите к нему постепенно. Если малыш пожаловался на головокружение или боль в пояснице, пусть попробует в следующий раз выполнить «насос» из положения сидя.

          Так как данное дыхательное упражнение даёт колоссальную нагрузку на различные органы, для его выполнения есть несколько противопоказаний: травмы головы, проблемы с позвоночником, повышенное давление (причём любое — артериальное, внутриглазное или внутричерепное), камни, миопия, плохое самочувствие, обострение любых заболеваний.

          Данное упражнение выполняется из вертикального положения. Руки согнуты, кисти подняты на уровне плеч. Ребёнок должен свести их друг другу навстречу, одновременно делая короткий шумный вдох. Он должен словно обнять себя за плечи, локти при этом сходятся на груди.

          При правильном выполнении упражнения руки должны находиться параллельно друг другу, а не как это часто случается — крест-накрест. На момент выдоха (его можно делать через рот или через нос) руки расходятся, образовывая квадрат. Общее количество вдохов — 8. Всего упражнение нужно сделать 12 раз с небольшими интервалами. Противопоказания — сердечная недостаточность и другие тяжёлые заболевания.

          Данные дыхательные упражнения помогут вылечить заикание у детей дошкольного возраста, чтобы не возникло проблем с обучением. За два месяца, при правильной технике их выполнения, появляется глубокое и плавное дыхание, которого раньше не было. А очередное обследование покажет, что голосовые связки стали гибкими и подвижными.

          Родители должны понимать, что нельзя проводить лечение заикания у детей в домашних условиях без привлечения специалистов. Для устранения этого серьёзного речевого недостатка нужны и массаж, и логопедические упражнения, и терапия медикаментами. Только комплекс мероприятий даст нужный результат.

          Это интересно! В 1841 году Диффенбах, немецкий хирург, предложил лечить заикание удалением части мышц языка.

          Естественно, каждый родитель беспокоится о том, можно ли вылечить заикание у ребёнка. Прогнозы зависят от многих факторов (возраста пациента и формы заболевания), и в каждом случае они индивидуальны:

        • если лечение было проведено своевременно, избавиться от патологии будет гораздо легче;
        • если имеются врождённые патологии речевого аппарата, прогноз обещает быть уже не таким благоприятным;
        • выздоровление зависит ещё и от формы заикания: дыхательные судороги поддаются лечению легче и быстрее, чем тонические;
        • наибольшего эффекта можно добиться, если ребёнку всего 3-5 лет: начиная с 12 лет, расстройство уже не так легко поддается коррекции;
        • под действием психологических факторов при заикании может произойти рецидив заболевания.
        • Главное — родители должны понимать, что делать, если ребёнок заикается: оказать ему помощь любыми способами, привлечь специалистов, создать благоприятную психологическую атмосферу. А ещё лучше — предпринять всё возможное, чтобы данной проблемы вообще не возникло, т. е. заниматься профилактикой.

          А Вы знали, что. существует международная ассоциация заикания, у которой есть собственный Устав о правах и обязанностях всех заикающихся?

          Заикания у детей можно избежать с помощью соответствующих профилактических мероприятий:

        • Создание в семье дружественной, благоприятной атмосферы.
        • Отсутствие конфликтов между родителями.
        • Исключить страшные истории и фильмы из поля зрения ребёнка.
        • Если малыш боится темноты, нужно обязательно оставлять ему на ночь включенный светильник.
        • Дарить ему больше любви и заботы, но при этом не баловать и не слишком завышать требования к нему.
        • Нужно оберегать его от психологических травм.
        • Бережное отношение мамы к своему здоровью во время беременности.
        • Как показывает практика, спокойные дети, выросшие в благоприятной атмосфере и не испытывающие нехватки родительской любви и заботы, редко страдают от заикания, если проблема не в наследстве и не в генетике.

          Если же это всё-таки случилось, не нужно считать своего ребёнка особенным и не таким, как все. Данное речевое расстройство — обычное заболевание, которое можно вылечить. Это должно давать надежду на выздоровление и полную социальную адаптацию.

          Здравствуйте,внук заикается.1класс.Вышлите пожалуйста материалы по лечению этого недуга

          Получить материал для лечения заикания можно по эл.почте:[email protected]

          Часто можно встретить заикание у детей. В основном оно появляется при испуге или напряжении связанном с учёбой. Лечение заикания у детей. Высылаю отличный материал.

          argi.su

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Navigation